Не спрашивали ли вы себя: почему иногда одним — все, а другим — ничего? Отвечаю на вопросы читателей.

Анастасия, Киев:

Все, о чем Вы пишите, понятно и доступно. И ты уговариваешь себя после очередного падения начинать заново, восстанавливаешь любовь и уважение к себе, стараешься находить мотивацию. Но потом садишься и не можешь найти ответы на многие вопросы. Звучит отвратительно, я знаю, но не спрашивали ли вы себя, почему иногда одним все, а другим ничего? Почему ты хватаешься за любую возможность заработать и теплишь надежду внутри, что все получится, ну не может же не получиться, а другие живут совершенно другими категориями, для которых, например, «всего лишь 500 долларов сумка», «всего лишь в Египет 5-й раз за год слетать»… Понимаю, что все в наших руках, все будет, если захотеть. Только вот, а если нет?

Настя, что-то «всего лишь в Египет 5-й раз за год слетать» выбивается из линии вашего примера. Всего лишь 5-й раз в Альпы за сезон, на выходные на Олимпиаду, в Милан на шопинг, в Нью-Йорк погулять, ну и в Египет, да, можно на дайвинг тоже - это я понимаю, нормальная жизнь.

Ладно, шучу.

По существу.

Вопрос ужасный - это правда, и я на него отвечаю только потому, что вы, как говорит один мой знакомый, хоть чуть-чуть «отдупляете». То есть в какой-то мере понимаете, насколько это чудовищно — так думать.

Мне вот что интересно на самом деле: а отдаете ли вы себе в полной мере отчет, что:

искренне недоумевая, почему «одним все, а другим ничего», человек намертво прибивает себя к доске бедности, а что еще хуже, вводит свою жизнь в колею извечной несправедливости?

Такое мышление - это дорога в ад при жизни, где вы будете вечно обделенной жертвой. И куда ни ткнись - ничего толком получаться не будет, потому что такова роль жертвы, а вы ее гордо несете изо дня в день, доказывая самому себе свою правоту.

Фундаментальный закон бытия, который я очень рекомендую усвоить, если хотите хоть малейших подвижек в своей жизни:

Жертва не может стать победителем. Но жертва может перестать быть жертвой. А потом становиться кем угодно.

Жертва не может быть безмятежно счастливой. Но жертва может перестать быть жертвой. А потом становиться кем угодно.

Если на вас маска жертвы, будьте готовы к соответствующему отношению со стороны реальности.

В этой позиции у вас только два пути: 1) продолжать играть отведённую роль или 2) снять маску жертвы и выбрать другую.

Еще раз. Некоторые думают, что линия трансформации выглядит так: Жертва - Творец.

А на самом деле схема такая: Жертва - Отказ от роли жертвы - Творец. Между жертвой и творцом своей жизни есть промежуточный этап, когда человек снимает маску и выбирает другую роль. Это краеугольный камень для всех нытиков и обделенных судьбой.

К сожалению, очень часто я наблюдаю картину, в том числе и на своих программах, когда люди хотят перемен и даже делают первые шаги, не снимая с себя эту роль. Они хотят перемен, не изменив установки мышления и речи. А это не работает. Для реальности - это лишь еще одно подтверждение в ответ на вопрос: «Кто ты?». Если мыслишь, говоришь и действуешь как жертва - ты жертва. И точка. В мире сохраняется баланс, и несчастные остаются на своих местах.

Вы уточняли:

Не спрашивали ли вы себя, почему иногда одним все, а другим ничего.

Нет. Не спрашивала. Никогда даже в голову не приходили такие формулировки. Меня волновали совсем другие моменты.

Как у некоторых людей получается то, что они делают?

"Качество вашей жизни зависит от того, какие вопросы вы себе задаете".

Энтони Роббинс

Дело в том, что я не вижу разницы между собой и людьми, которые делают сумасшедшие штуки и много имеют. Поэтому меня всегда волновал только вопрос: «Как?»

Как кто-то смог написать мировой бестселлер или создать выдающийся интернет-проект? Как, имея троих детей, женщина успевает заниматься бизнесом или строить карьеру? Как кто-то создал бизнес с нуля? Как? Как? Как? И так далее и тому подобное по списку вопросов, которые меня волнуют .

И ответы находились. В биографиях, которых я перечитала большое количество, на сайтах, в книгах, в личных беседах, когда доводилось сидеть с масштабным человеком за одним столом.

Я знаю, как живут интересные мне писатели, например. Знаю, чего им стоит то, что они имеют. Их примеры меня учат, вдохновляют, поддерживают, дают ответы и подсказывают. У меня язык не повернется употребить слово «дается» в отношении плодов, которые они сейчас пожинают. Они это заслужили. Это результат упорного труда, умноженный на гибкий ум при достаточно высокой концентрации неудач, через которые человек проходит на этом пути.

Они рисковали, отказывались, уходили, неоднократно падали, пробовали без малейшей подсказки «получится или нет» и делали-делали-делали. Или, думаете, фраза «реализовать свой потенциал по максимуму» подразумевает что-то другое?

Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».

Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».

1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача

Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:

  • то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
  • то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
  • и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.

Огромное значение благоприятных возможностей подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее - в конце года.

Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.

Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.

Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.

2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет

Louis Smith/Unsplash.com

Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:

  • к девяти годам - по шесть часов в неделю,
  • к двенадцати - по восемь часов,
  • к четырнадцати - по шестнадцать…

И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих - 4 000.

Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.

Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего , который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.

Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).

Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.

Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.

3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.

Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.

Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.

Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.

4. Практический интеллект намного важнее IQ


Toa Heftiba/Unsplash.com

Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте - понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь - под влиянием семьи.

В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле - Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.

Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.

Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.

5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение

Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.

Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.

К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким - Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.

Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм - индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.

Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.


Roman Mager/Unsplash.com

Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.

Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.

Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура - это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.

Заключительные комментарии

Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл - талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.

С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:

  1. Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
  2. Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
  3. Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
  4. Понимать свои слабости и особенности культурной среды.

Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.

Почему Бог даёт одним всё, а другим ничего? Почему у одних есть всё, а у других - ничего? Хотя бы маломальский достаток. У жадных ненавистных людей есть всё, что им нужно: деньги, дом, машина, и всё в доме. Почему же Бог не дает всё это тем, кто нуждается в этом?

В этом вопросе столько зависти! А может быть это просто усталость от нужды?
В таком случае наши советы вам могут помочь. «Новый русский», у которого всё есть, как-то сказал: «мы хорошо живём, но недолго. У нас столько завистников! Один вот такой же спросил бедного соседа:

Ты так мало имеешь, а поёшь за работой.

Потому и пою, что сплю спокойно и не боюсь, что что-то украдут
у меня.

При ответе на этот вопрос я учитываю: кто его задаёт. В нашей стране ничего нет у бомжей и горьких пьяниц. У них обязательно что-то было, но всё продано, пропито, проиграно до последних штанов. И причём здесь Бог? Я не раз слышал: - У тебя дом, машина и всё в доме. Наверное, американцы пожертвованиями помогают? Я ответил: Но вопрос нашей темы беспокоит и некоторых верующих, хотя среди них я не встречал тех, кому Бог ничего не дал. Может быть не столько, как хотелось, но необходимое всегда есть, таковым предлагаю прочесть 72 псалом.

«Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам… Язык их расхаживает по земле… Нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце моё, и омывал в невинности руки мои… И думал я, как бы уразуметь это; но это было трудно в очах моих, доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их».

У вас, верующие, счастливая вечность впереди; пусть они хотя бы здесь порадуются.

Почему же среди верующих бывают очень бедные?

а) Есть просто ленивые люди. О них размышлял Соломон:

  • «Ленивая рука делает бедным» (Прит. 10:4).
  • «Ленивый не жарит своей добычи» (Прит. 12:27).
  • «Душа ленивого желает, но тщетно» (Прит. 13:4).
  • «От лености обвиснет потолок» (Екк. 10:18).
  • Притчи 24:30-34 (полностью)

б) А есть такие, что прячут свою лень за этакие словесные декорации.

Да ещё и дивиденды хотят получить духовные: Большая, христианская семья. Отец не старый, крепкий, сдобный на вид. Все они ютятся в длинной хибаре. Отец - проповедник. Вот его соображения: «Мы не собираем себе богатства. Нам земные блага не нужны. Есть по одной рубашке, и - слава Богу». Где-то в ссылке эти слова могли бы быть оправданием. Но в благополучное время в теплом южном крае ив этой хибары, взрослея, будут выходить сыновья и дочери? Они не раз вспомнят своего отца, который развел нищету, прикрывая обычную лень духовными лозунгами, и забывая 2 Кор. 12 гл. 14 ст.: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Хоть что-то, должны получить, хоть с чем-то должны выйти дети из родительского дома. Я лично придерживаюсь этого правила.

в) А есть ещё больная религиозная философия.

Молодой, здоровый не женатый человек; всё время жалующийся на нищету, на то, что нет хорошей работы, порой нечего есть. Я посетил их жилье по его просьбе. Город рядом, сельская местность, большой, мо- жет быть неуклюжий, дом, усадьба 12-15 соток, запущенный сад и огород. Живут двое: он и его тетя - не старая крепкая женщина. Дом настолько захламлён: узлы, коробки, мешки с чем-то, пучки трав везде, где только можно их подвесить. Видимо, от нужды тащат всё в дом - пригодится. Говорю им: «На вашем участке в вашей местности можно такое хозяйство развести! Куры, гуси, овцы, корова, нутрии. За год станете богачами». Они долго невнятно оправдывались. Кое-как уловил суть: они не едят мяса. Вегетарианцы. Пусть тогда жуют травку и не жалуются.

г) А есть ещё одна причина нищеты - пренебрежение десятиной.

Послушайте, что Сам Господь говорит о ней. «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете меня… десятиною и приношениями. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в Доме Моем была пища, и хотя в этом испытывайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли не вас благословений до избытка?» (Мал. 3:8-10). Это ветхозаветное обетование прекрасно работает и в Новом Завете. Но есть люди с неудачной судьбой, со слабым здоровьем или же не вполне развитые умственно, а может быть, ради евангелия потерявшие многое или всё. Они - экзамен для тех, у кого есть всё. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 6ыл странником, и не приняли Меня; был наг и не одели Меня». «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную» (Мтф. 25.4 Л-46). Так что не Бог не дает кому-то ничего. Люди сами не берут или лишаются чего-то, пренебрегая советами Священного Писания. «Немного поспишь, немного подремлешь, немного сложа руки полежишь, и придет, как прохожий бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник»

Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».

Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».

1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача

Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:

  • то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
  • то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
  • и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.

Огромное значение благоприятных возможностей подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее - в конце года.

Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.

Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.

Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.

2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет

Louis Smith/Unsplash.com

Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:

  • к девяти годам - по шесть часов в неделю,
  • к двенадцати - по восемь часов,
  • к четырнадцати - по шестнадцать…

И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих - 4 000.

Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.

Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего , который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.

Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).

Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.

Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.

3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.

Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.

Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.

Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.

4. Практический интеллект намного важнее IQ


Toa Heftiba/Unsplash.com

Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте - понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь - под влиянием семьи.

В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле - Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.

Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.

Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.

5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение

Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.

Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.

К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким - Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.

Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм - индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.

Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.


Roman Mager/Unsplash.com

Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.

Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.

Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура - это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.

Заключительные комментарии

Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл - талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.

С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:

  1. Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
  2. Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
  3. Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
  4. Понимать свои слабости и особенности культурной среды.

Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.

Дата: 2015-12-26

Здравствуйте читатели сайта .

Многие люди, как и я, наблюдая за другими личностями (а это могут быть знакомые, друзья, родственники, или некие звезды шоу-бизнеса, которых показывают по телевизору), задавали себе один вопрос: «Почему одним все, а другим ничего?». Что за несправедливость такая? Он или она купается в роскоши, может позволить себе все, что захочет, а я еле концы с концами свожу? Вам знакома такая ситуация? Конечно, знакома. Отсюда появляется . Давайте попробуем выяснить, почему одним все, а другим ничего.

Найти ответ на этот вопрос очень сложно. Мне кажется, что многое зависит от . К примеру, возьмем двух девушек. Одна родилась красивой, а другая обычной, или хуже того – некрасивой. Из-за этого жизнь этих двух девушек сложится совершенно по-разному. Красивая девушка всегда будет востребованной и наведу практически у всех состоятельных мужчин. Она может принимать участие в конкурсах красоты и побеждать в них, получая за это солидные вознаграждения. Недавно я был на конкурсе мисс НН. В этом конкурсе приняло участие 12 девушек. 9 из них были средней внешности, 2 некрасивые (не знаю, как они кастинг прошли), и лишь одна красивая (ее я знаю лично). Так вот она и стала мисс НН. Она получила путевку в Доминикана и 150 000 рублей.

Я видел, как другие участницы конкурса ей завидовали. Девушки не умеют радоваться победам других девушек. У них это нет в природе. Я видел, как зрительницы зала смотрели на нее с завистливыми глазами. И наверняка у кого-то из них вертелся вопрос: «Почему одним все, а другим ничего?» . Она родилась с красивой внешностью, стала международной моделью (а им платят очень много), выиграла конкурс, а потом через две недели вышла замуж после конкурса за богатого человека. Сейчас она на сейшелах.

Некрасивые или обычные девушки чаще всего живут обычной жизнью. У кого-то вообще не складывается личная и профессиональная жизнь, хотя прилагается немало усилий для того, чтобы эту ситуацию исправить.

Возьмем мужчин. Лишь единицы зарабатывают солидные деньги, имеют повышенное внимание у красивых женщин. Они ездят на красивых машинах, могут позволить отдых в любой стране, живут в элитных квартирах, и каждая женщина мечтает завладеть таким призом. Среднестатистический мужчина ездит на обычной машине, живет от зарплаты до зарплаты, копит деньги на квартиру, имеет кредит.

Почему так получается? Я создал формулу, которая определяет качество жизни человека. В первую очередь идет талант, незаурядные способности, внешность, харизма. Потом идет удача, и на последнем месте труд. Получается так: талант – удача – трудолюбие. Почему я так думаю? Все люди, которые имеют высокий социальный статус – обладают исключительным даром. Кто-то может сочинять великолепную музыку, кто-то писать чудесные книги, кто-то очень , а кто-то рожден быть изобретателем (новатором).

Люди с исключительными способностями всегда идут впереди других людей. Например, Павел Дуров изобрел самую популярную сеть в России и СНГ, Билл Гейтс создал Microsoft, футболист Кристиано Роналдо признавался лучшим игроком мира, Майкл Джексон завоевал корону поп музыки и покорил весь мир. Так можно продолжать до бесконечности. Я клоню к тому, что у них есть талант. Ведь все люди так или иначе умеют играть в футбол. Но лишь единицы играют в эту игру исключительным образом. Поэтому они получают все лавры. Им все, а другим ничего, потому что они исключительные люди, а мы ничем не отличаемся друг от друга.

Далее в моей формуле идет . Удача в жизни так много значит. Талантливых людей много, но не все будут замечены. Замечен будет лишь тот, кому улыбнется удача. Наверняка Вы смотрите шоу «Голос» . Сколько талантов в нем участвует? Многие из участников поют лучше, чем Киркоров и Лепс вместе взятые. Но после проекта они так и остаются обычными гражданами РФ. Никто не хочет их раскручивать, а у самих участников денег на это дело нет. Многие певцы имеют средние показатели таланта, но у них есть связи, которые помогли подняться им на вершину олимпа.

И трудолюбие – последнее звено. Каким бы человек талантливым не был, сколько бы раз удача ему не улыбалась, без труда ничего путного не выйдет. Это нужно понимать. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда – гласит русская народная пословица. Нужно работать как папа Карло.

Так почему одним все, а другим ничего? У каждой зайки своя лужайка. Однако Вы можете . Для этого нужно правильно действовать. Многие люди идут по жизни не по своему предназначению. А ведь все выдающиеся личности шли своей стезей. Вы можете представить Альберта Эйнштейна в качестве фрезеровщика? Разве он стал бы таким великим ученым, если бы занимался тем, чем ему несвойственно?