Если слепой научился обходиться в жизни без ощущения того, что он видит, и живет посредством того, что он чувствует, это совсем не значит, что он видит меньше. При сегодняшних условиях существования разделение между бодрствованием и сном условно. Человек не контролирует себя во сне и не контролирует себя вне сна . Следовательно, он находится в одном качестве существования, только с иной функцией осознания. Вопрос - стоит ли будить спящих, если вся жизнь во сне? Собственно, слепой не тот, кто не видит, а тот, кто видит не то. Вопрос - что есть то, что надо видеть? Он вне понятия. Он в действии, создающем возможность обладания истинным видением и пониманием.

Указание на что-либо должно побуждать к действию. Лишь действие даст ответ существующему. Либо существование готово находить естественно ответы на поставленные вопросы, либо оно еще глубже будет отдалять от понимания. Сказать себе, что ты ничего не знаешь - признать, что знаешь, как знать ничего. Только идущий может познать что-то. Идущий может отойти в сторону и посмотреть на себя со стороны. Идущий - все равно, что осознающий. Стоящий - все равно, что спящий.

Можно говорить, что каждый достоин того, что вокруг него. Но значит, ли, что каждый знает, чего он достоин и понимает? Не надо отвергать те чувства, которые наполняют твое тело. Они взращены в тебе и обладают тобой. Можно считать, что раз они во мне, то они мои. А можно считать, что раз они в тебе - ты их. Хотя они питаются от одного источника, результат воздействия их на тело разный. Все это отображается на энергетической карте человека. Если тебе что-то не нравится, ты перестаешь слушать. Ты слышишь то, что тебе хочется слышать, и в этом нет никакого усилия, и никогда и не было.

В своей массе люди перестали жить, они существуют, выживают. Они не прилагают усилий к тому, чтобы понять процессы формирующие их восприятие мира, а затрачивают их на то, что от настоящего понимания удаляет. Люди участвуют в массе вещей, которые для них являются хаотичными и между собой не связанными, но, тем не менее, все это уже существует независимо от них, связывая все вокруг.

Иногда что-то будит человека, побуждает его к каким-то действиям, в результате чего он прикладывает усилие, пытается что-то создать или что-то изменить. Но это лишняя трата энергии. Если ему даже и кажется, что он что-то делает или создает, то зачастую энергии затрачивается несравненно больше, чем приобретается. Видимый шаг вперед содержит в себе два невидимых шага назад. Изменить можно то, что меняется. А меняется то, что есть. Вопрос - что называть тем, что есть?

Собственно, мы возвращаемся к вопросу - есть ли мы в том, что мы меняем, и что определяет наше осознанное существование. Или, скорее, неосознанное существование. Нашу жизнь определяет сила, внутренняя сила. То, что является корнем наших решений и действий. Миллионы людей пытаются изменить свое существование, но чаще всего это оседает в их определениях и робких усилиях. У одних недостаточно сил, у других - знаний. Все что им остается, это перекладывать с одной стороны на другую. Человек не знает, будет ли он жить завтра. Даже умение предвидеть и обладание большой силой не ограждает человека от случайностей, хотя, безусловно, сводит их к минимуму. Силы, окружающие нас, несравненно выше силы даже самого развитого человека.Количество желаний и хотений перекрывает человеку возможность жить сейчас. Сегодня "жить сейчас" становится искусством. Это уже не реальность. Реальность пребывания и существования. Спешка заменяется ожиданием, а ожидание заменяется спешкой. Но от себя не убежать, какие бы действия не предпринимались.

Резкое изменение своего существования в такой ситуации уже можно считать счастливой случайностью. Сюда можно отнести сильное переживание, вызванное необратимой потерей, клиническую смерть - все, что резко переворачивает восприятие мира и заставляет взглянуть на свою жизнь со стороны. Человек начинает видеть себя в действиях других, и ему открывается возможность более широкого видения своей жизни. Но даже такое состояние еще не гарантирует осознанного пребывания и даже удовлетворения своими действиями и поступками. Какими бы резкими изменения восприятия не были, нужно время, чтобы пройти путь, чтобы он соответствовал человеку, а человек был достоин его. Это самое сложное в жизни, так как не трансформируемое качество чрезмерного хотения требует от человека удовлетворения именно здесь и сейчас. Неумение трансформировать эти состояния не дают и возможности уметь жить. В лучшем случае это умение о пределять и указывать, как жить другим, как средство защиты самого себя. Чем, собственно, многие и злоупотребляют. Также здесь следует предупредить, что любая попытка вырваться из этого будет вызывать ту же реакцию. Быть свободным не так просто, когда все живут по законам зоны. Зона это, возможно, самая главная конструкция, которая определяет сегодняшнее существование, жизнь во сне.

Свобода никогда не являлась качеством внешним, это качество внутреннее. И за этим определением скрывается очень многое, иногда путь длиною в жизнь. Нашему телу нужна остановка, хотя бы кратковременная. Оно не умеет жить в естественном для него положении в результате нарушения множества функций. Для того чтобы наше тело не падало, нам приходится куда-то все время бежать или во что-то уткнуться. А может и в кого-то, кто может придержать наше падение. В результате мы находимся под углом, под градусом. Кто под каким. Кто еще может бегать - угол наклона небольшой. Он не успевает образоваться. У того, кто уже не может бегать, это зависит от того, какая опора его удерживает. А при таком положении вещей ничто не задерживается и не удерживается. Ни в нашем сознании, ни в нашем теле. Как будто мы - маленькая часть большой трубы. Об этом мы говорим для того, чтобы проснуться. И только проснувшись, мы можем начать готовиться к сновидению. Что-то нас должно периодически будить и заставлять вырабатывать усилия, которые так необходимы для любой практики. Заниматься сновидением, это такая же серьезная работа. Если есть сила, наполняющая хоть какую либо часть нашего тела, то она может побудить наше возбужденное сознание приоткрыть закрытую дверь, но не даст возможности полностью открыть ее. Но приоткрыв дверь, мы пытаемся открыть ее больше, на что тратим сил гораздо больше, чем нужно. Не говоря о том, что дверь эта может быть совсем не той.

Как мозг до последнего создает видимость полного контроля, а человек не осознает, что с ним что-то не так, и при чем тут вера в сверхъестественное.

Наш мозг умеет не только отдавать команды мышцам, но и прогнозировать, что будет с нами и окружающим миром после их выполнения. Так он моделирует реальность, чтобы отличать процессы, которые подчиняются нашей воле, от того, что мы не контролируем, пишет биолог Александр Панчин в книге «Защита от темных искусств».

От иллюзии воли до гипноза

Публикуем отрывок из главы об иллюзии воли: почему этот механизм ломается, как мозг до последнего создает видимость полного контроля, а человек не осознает, что с ним что-то не так, и при чем тут вера в сверхъестественное.

«Люди лишь по той причине считают себя свободными, что свои поступки они сознают, а причин, их вызвавших, не знают».

Спиноза

Неизвестный художник. XVIII век

У американки Карен Бирн левая рука вела себя особенно странно *. Например, незаметно выбрасывала вещи из сумочки женщины и тушила зажженные сигареты. Выглядело все так, словно рука обрела собственный независимый разум. Ноги тоже иногда двигались несогласованно, словно пытались пойти в разные стороны.

Подобные особенности возникли у Карен после сложной хирургической операции по рассечению мозолистого тела - сплетения нервных волокон, соединяющих полушария головного мозга. Операция проводилась для лечения тяжелой формы эпилепсии, которая угрожала жизни пациентки и не поддавалась лекарственной терапии.

*Синдром чужой руки - неврологическое заболевание, при котором человек не может управлять своей рукой, как будто она действует сама по себе: например, может расстегивать только что застегнутые пуговицы или опрокидывает стакан воды, который человек берет другой рукой, а также может бить по лицу, царапать или даже пытаться задушить. Чаще всего синдром проявляется из-за инсульта, опухоли мозга и нейродегенеративных заболеваний.

Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Роджер Сперри изучал людей с перерезанным мозолистым телом и пришел к выводу , что они обладают не одной, а двумя независимыми «личностями» .

Каждая заключена в своем полушарии, имеет собственную память, навыки и ощущения. В этом смысле возникновение синдрома чужой руки у отдельных пациентов не так уж удивительно, ведь левая рука управляется правым полушарием, а правая - левым.

Странно скорее то, что сами пациенты, как правило, не замечали в себе после операции никаких существенных изменений, словно ничего не произошло.

Никаких существенных изменений не замечали также ни родственники пациента, ни психологи.

«Самый значительный эффект разделения полушарий - кажущееся отсутствие какого-либо влияния на обычное поведение человека», - писал Сперри.

Единственное отличие состояло в том, что пациенты, казалось, начинали хуже справляться с некоторыми когнитивными задачами. И только изобретательные эксперименты Роджера Сперри и его коллеги Майкла Газзаниги показали, что операция имела весьма серьезные последствия.

Рассказ о разделенных полушариях у людей стоит начать с описания предшествующих опытов на животных. В лаборатории Сперри ученые исследовали процесс обучения кошек и обезьян, которым перерезали не только мозолистое тело, но и хиазму - перекрест зрительных нервов. При этом каждое полушарие стало получать зрительную информацию только от одного глаза.

Животным закрывали один глаз и обучали их выбирать один из двух представленных символов. После обучения кошкам и обезьянам предстояло продемонстрировать освоенный навык, используя другой глаз. Обычные животные сразу справились с подобным заданием. Тогда как обезьянам и кошкам с разделенными полушариями пришлось обучаться заново.

У людей при разделении полушарий перекрест зрительных нервов сохранялся, так что оба полушария продолжали получать информацию от обоих глаз . Однако наше зрение устроено так, что изображения, попавшие в самые периферийные части зрительного поля, передаются в мозг перекрестно. Правый край зрительного поля доступен только левому полушарию, а левый край - только правому.

Если пациент с разделенными полушариями сфокусируется на точке, а затем ему очень быстро покажут два изображения на периферии слева и справа от нее (в левом и правом полях зрения), то он скажет, что видел лишь одно.

Это связано с тем, что у большинства людей только в левом полушарии находится речевой центр, позволяющий говорить. И «говорящее» полушарие видело только одну картинку, а о второй не знало.

Правое полушарие, как правило, не владеет речью, но может отвечать на вопросы, указывая левой рукой на одно из предложенных экспериментатором слов, или картинок, или предметов.

Используя такой подход, экспериментатор может общаться с полушариями пациента поочередно. Если картинку сначала показать правому полушарию, а затем левому, пациент скажет, что видит картинку впервые.

Изображения в подобных экспериментах нужно показывать быстро, поскольку глаза постоянно анализируют окружающее пространство с помощью быстрых движений, саккад, а значит, то, что находится в левом и правом полях зрения, может меняться.

Самый знаменитый пример, демонстрирующий мышление людей с разделенными полушариями, - эксперимент с курицей и домиком в заснеженном поле.

Пациенту предлагался набор изображений, из которых он должен был выбрать те, что ассоциируются у него с ранее увиденной картинкой. «Говорящее» полушарие, которое видело куриную ногу, выбрало курицу. Второе полушарие видело снег и выбрало лопату.

Когда пациента спросили, почему он выбрал лопату, речевое полушарие ответило, что лопата нужна для уборки курятника, ведь про снег оно ничего не знало.

Подобные попытки рационально объяснить свой выбор наблюдались и в других похожих задачах на поиск ассоциаций. […]

Хосеба Эскуби. Без названия. 2014 год


Иллюзии контроля или его отсутствия свойственны и совершенно здоровым людям. В 1998 году в журнале Neuropsychologia вышла весьма любопытная статья.

Испытуемые рисовали стилусом линию на горизонтально расположенном графическом планшете. Планшет был скрыт из вида зеркалом, отражающим экран компьютерного монитора.

Добровольцы не видели своей руки - только курсор в зеркале. Иногда программа отклоняла траекторию курсора на десять градусов от реального направления движения руки. Испытуемые, сами того не замечая, компенсировали это смещение. Причем ошибочно полагали, что траектория движения руки оставалась прямой линией.

Подобные несоответствия между восприятием собственных действий и реальностью создают огромный простор для иллюзий, которые зачастую интерпретируются человеком как паранормальный опыт. […]

Спиритические сеансы с вращающимися столами легко убеждали и продолжают убеждать людей в существовании потусторонних сил. При желании вы можете испытать это на собственном опыте.

Соберитесь с друзьями (желательно не скептиками), положите руки на способный вращаться стол и «вызовите духа» любым способом, который сочтете правдоподобным. Высока вероятность, что стол начнет крутиться. В свое время сеансы столоверчения служили оригинальным и довольно популярным способом провести любовное свидание.

Исследованием феномена столоверчения занимался физик Майкл Фарадей. У него сложилось впечатление, что участники подобных спиритических сеансов искренне убеждены в том, что непричастны к вращению стола. Ученый придумал способ проверить, так ли это.

Фарадей склеил кончики нескольких кусков картона вязкой субстанцией из воска и скипидара и разместил эту конструкцию на столе. Медиумы клали руки сверху на картон и устраивали сеанс.

Если бы стол вращался сам, то участники сеанса тормозили бы его руками, а картонки сместились бы друг относительно друга в сторону, противоположную направлению вращения. Однако Фарадей обнаружил, что руки медиумов забегали вперед, опережая вращение стола, то есть толкали его.

Далее Фарадей использовал динамометр - прибор для измерения силы. Одним концом он прикрепил его к столу, а другим - к картонке под руками медиумов. Шкала динамометра находилась перед глазами участников сеанса, поэтому они замечали движение своих рук и прекращали его. В таких условиях стол не вращался.

Столоверчение - одна из множества практик, основанных на идеомоторных актах, то есть мышечных сокращениях, возникающих, когда мы о них думаем.

Термин «идеомоторный феномен» в 1852 году предложил английский физиолог Уильям Карпентер. Ученый использовал его для объяснения лозоходства - поиска скрытых объектов с помощью особых палочек.

Французский химик Мишель Шеврель предложил похожую гипотезу, чтобы объяснить, почему маятник в руках у участников спиритических сеансов начинает раскачиваться . Эксперименты Шевреля показали, что колебания маятника возникают, если просто их себе представить: все дело в неосознанных сокращениях мышц.

Из теории Карпентера следовал важный вывод: честные и умные люди не всегда осознают свои действия, что иногда подталкивает их к необоснованному выводу о существовании потусторонних сил. […]

Ожидание некоего «внешнего воздействия» может повлиять на наше восприятие свободы выбора.

В 2016 году в журнале Consciousness and Сognition вышла статья, авторы которой исследовали влияние на человека «машины, способной читать мысли» и «машины, способной внушать мысли» . На самом деле роль чудо-машин играл неработающий томограф, в который и помещали добровольцев.

В первой части эксперимента происходило «чтение мыслей». Испытуемый, лежа в томографе, загадывал двузначное число. Экспериментатор - по совместительству профессиональный иллюзионист - распечатывал якобы прочитанный машиной ответ на бумажке и просил испытуемого назвать загаданное число.

С помощью трюка на бумаге всякий раз оказывалось правильное число, так что испытуемый оставался под впечатлением, будто машина действительно читала мысли.

Во второй части эксперимента происходило «внушение мыслей». На этот раз экспериментатор распечатывал «предсказание». Испытуемый загадывал число и называл его вслух.

Иллюзионист повторял свой фокус - и оказывалось, что названное число было заранее известно машине.

Большинство испытуемых удивились и не заметили подвоха. Некоторые говорили о волшебстве. Участников эксперимента попросили оценить, насколько легко им давался выбор чисел при двух режимах работы машины и насколько они были свободны в своем выборе. Как и предполагалось, иллюзия «внушения мыслей», по мнению испытуемых, облегчала выбор числа и значительно уменьшала ощущение «свободы воли».

Мне кажется, подобные эксперименты объясняют, почему гипнотизерам нередко удается манипулировать поведением добровольцев.

Внушаемые люди полагают, что ими управляют, поэтому перестают чувствовать ответственность за собственные действия, у них ослабевает ощущение свободной воли.

Если в гипноз не верить, он, скорее всего, не сработает. Во всяком случае, со мной этот трюк еще ни разу не прошел. […]

Хосеба Эскуби. Бессонница. 2011 год

Философы скажут, что проблема свободы воли - одна из важнейших неразрешенных проблем философии со времен античности . Иммануил Кант включил проблему свободы воли в число своих антиномий - вопросов, ответы на которые лежат за гранью познания. С тех пор появилась нейрофизиология, и вопрос отчасти перешел из сферы философии в область научных экспериментов.

Уже в 1970-х годах был открыт так называемый потенциал готовности - активность мозга, измеряемая с помощью энцефалографа и примерно на 850 миллисекунд предшествующая началу осознанного движения. В 1983 году физиолог Бенджамин Либет сделал следующий шаг: показал, что по энцефалограмме можно предвосхитить момент, когда человек сознательно решит произвести некоторое действие.

В экспериментах Либета испытуемые выбирали произвольный момент времени, чтобы пошевелить рукой. При этом они смотрели на своеобразные часы, представлявшие собой экран, где по кругу двигалось световое пятно.

Задача заключалась в том, чтобы зафиксировать момент принятия спонтанного решения. В среднем ощущение принятого решения возникало за 200 миллисекунд до фактического сокращения мышц руки.

Чтобы учесть скорость реакции людей и точность их показаний, проводилась еще одна серия тестов.

В них добровольцы оценивали положение светового пятна в момент, когда им был подан электрический сигнал. Время поступления сигнала испытуемые оценивали со средней задержкой в 50 миллисекунд, и эта ошибка далее учитывалась.

В другой серии экспериментов добровольцы отмечали, в какой момент они начали движение. По субъективным ощущениям, движение начиналось в среднем на 85 миллисекунд раньше, чем на самом деле.

Либет выделял потенциалы готовности двух типов. Один предшествовал ощущению принятого решения на 150–350 миллисекунд, другой в среднем на 800 миллисекунд.

Хронология событий была одинаковой: сначала ученые замечали появление потенциала готовности на измерительных приборах, затем человек осознавал, что решил действовать, а после этого происходило само действие.

На самом деле это не слишком уж противоречит нашему повседневному опыту, как кажется поначалу. Когда мы начинаем произносить какое-нибудь предложение, мы обычно не держим в сознании его окончание.

Однако почему-то это не мешает нам владеть продуманной, последовательной речью. Слова льются одно за другим. Мы всегда знаем, что хотим сказать, хотя иногда осознаем весь смысл собственных слов, только когда они уже произнесены.

Функциональная магнитно-резонансная томография открыла новые возможности для исследования мозга. В 2008 году в журнале Nature Neuroscience вышла статья, авторы которой показали, что характер активности в самой передней части префронтальной коры подсказывает, какую из двух кнопок нажмет человек. Причем за несколько секунд до принятия решения!

Магнитно-резонансную томографию использовать даже необязательно. Анализируя энцефалограмму испытуемого, другая группа ученых смогла предугадывать, какой поворот, левый или правый, совершит водитель в игровом симуляторе.

Профессор Моран Серф в своем выступлении на конференции TEDx продемонстрировал видеозапись похожего эксперимента: человека подключают к прибору, измеряющему активность мозга. Испытуемый должен нажимать на кнопку, когда лампочка в ней не горит.

Но он сталкивается с проблемой: задание невозможно выполнить! Стоит захотеть нажать на кнопку, как лампочка в ней загорается. Прибор читает мысли человека быстрее, чем они доходят до сознания. […]

В 2003 году социальный психолог Дэниел Вегнер написал книгу «Иллюзия сознательной воли» (The Illusion of Conscious Will ) - задолго до проведения многих исследований, перечисленных в этой главе.

Идея Вегнера заключается в том, что ощущение «свободной воли», которое мы регулярно испытываем, - не причина наших действий. Оно возникает как попытка нашего разума понять, какие события от него зависят, а какие нет.

Если совокупность имеющихся у мозга данных свидетельствует о том, что сам человек - вероятный виновник выполненного действия или принятия решения, это выражается своеобразным сигналом, известным нам как ощущение «свободной воли» . И если опустить детали, это такое же чувство, как боль, голод, зрение, обоняние и осязание.

Подобные взгляды разделяют и ведущие нейрофизиологи, занимавшиеся проблемой свободы воли. В их числе Патрик Хаггард, развивший и уточнивший идеи Либета. Предположительно, области фронтальной и теменной коры (поврежденные у пациентов с синдромом чужой руки) отвечают за возникновение ощущения «свободной воли», участвуя в планировании и прогнозировании последствий наших действий.

Поскольку мозг работает неидеально, то и у здоровых людей ощущение «свободной воли» подчас сбоит. Примерами тому служат идеомоторные акты и слепота выбора.

По-видимому, мозг следует простому правилу: если кажется, что я чем-то управляю, значит, я действительно этим управляю.

Возможно, именно поэтому люди с разрезанным мозолистым телом почти не замечают странностей в своем поведении , ведь каждое полушарие пребывает в иллюзии, что отвечает за все действия человека.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Стремление к контролю за ситуацией вполне понятно, при первом рассмотрении. Чувства значимости и уверенности контролирующего всех вокруг гораздо выше, чем у «плывущего по течению». Однако это только первое впечатление. Эксперты в области человеческой души (они же - психологи) имеют свое мнение на этот счет.

Желание охватить все своим вниманием и стремление контролировать является, скорее, свидетельством слабости, нежели проявлением силы. Да и сам контроль не всегда нужен. Порой он просто невозможен. Это легко объяснить на примере ребенка, которому заботливый родитель говорит надеть шапку в теплую весеннюю погоду. Первоклассник, скорее всего, согласится без возражений, но подросток 12-ти или 16-ти лет, вряд станет мириться с подобной ситуацией.

Как день ясно, что иногда контроль необходим. Однако нередки случаи, которые достаточно отчетливо показывают его неуместность. В ситуации с тем же ребенком температура в -20 °С служит весомой причиной для применения контроля за использованием его головного убора. Погода при температуре +10 °С не несет опасностей для здоровья ребенка, и контроль в данном случае уже можно считать лишним.


Существует интересная закономерность: чем значимее человек и чем важнее ситуация, тем сильнее проявляется желание контролировать его действия. Управление, однако, не решает проблему и зачастую портит отношения с близкими людьми. Преимущества подконтрольного поведения аннигилируются такими отрицательными моментами, как отсутствие спонтанности действий, легкости и радости при наступлении желанных перемен.

Для дальнейшего понимания контроля стоит определить его сущность как психологического механизма. Говоря языком психологов, управление - это своеобразная защита от страхов, а также попытка их преодолеть. Причинами их появления может стать чрезмерная опека родителей. В этом случае ребенок пытается создать эмоциональный барьер, контролируя подвластную только себе территорию.

Главной же причиной контроля служит страх перед неопределенностью. Желание держать все под строгим наблюдением, скорее, относится к мировоззрению максималиста-подростка, нежели сочетается со здравым взглядом на мир. Понимание необходимости принимать изменчивость этого мира как должную, разумнее мнения о том, что все обстоятельства подчинены каждому конкретному человеку.

Внешний мир вещей, наряду с внутренним содержимым человеческой души, не терпит резких изменений и систематического помещения в жесткие рамки. Внутренний мир оскудевает, становясь чуждым его носителю. Воля не контролирует голос совести, отношение к себе и близость с самим собой. Поэтому их волевой контроль является неестественным и подвергается противодействию.

Сознательное усилие над самим собой, которое подразумевает наличие контроля, всегда должно сочетаться с истинными мотивами поведения. Скучная вечеринка ради друзей стоит огромной волевой работы над собой. Приспособление к той или иной нежелательной реальности – причина неврозов и нестабильных психических состояний, как считают классические психоаналитики.

Понятие контроля, в данном контексте, очень тесно сочетается с определением зрелости: способность контролировать с помощью воли свои спонтанные желания и потребности, предвосхищать развитие событий. Выбор между подчинением и свободой определяется желанием достать свою «счастливую звезду». В погоне за удержанием контроля можно пропустить формирование своих собственных интересов и желаний.

Если слепой научился обходиться в жизни без ощущения того, что он видит, и живет посредством того, что он чувствует, это совсем не значит, что он видит меньше. При сегодняшних условиях существования разделение между бодрствованием и сном условно.

Человек не контролирует себя во сне и не контролирует себя вне сна. Следовательно, он находится в одном качестве существования, только с иной функцией осознания. Вопрос — стоит ли будить спящих, если вся жизнь во сне? Собственно, слепой не тот, кто не видит, а тот, кто видит не то. Вопрос — что есть то, что надо видеть? Он вне понятия. Он в действии, создающем возможность обладания истинным видением и пониманием.

Указание на что-либо должно побуждать к действию. Лишь действие даст ответ существующему. Либо существование готово находить естественно ответы на поставленные вопросы, либо оно еще глубже будет отдалять от понимания. Сказать себе, что ты ничего не знаешь — признать, что знаешь, как знать ничего. Только идущий может познать что-то. Идущий может отойти в сторону и посмотреть на себя со стороны. Идущий — все равно, что осознающий. Стоящий — все равно, что спящий.

Можно говорить, что каждый достоин того, что вокруг него. Но значит, ли, что каждый знает, чего он достоин и понимает? Не надо отвергать те чувства, которые наполняют твое тело. Они взращены в тебе и обладают тобой. Можно считать, что раз они во мне, то они мои. А можно считать, что раз они в тебе — ты их. Хотя они питаются от одного источника, результат воздействия их на тело разный. Все это отображается на энергетической карте человека. Если тебе что-то не нравится, ты перестаешь слушать. Ты слышишь то, что тебе хочется слышать, и в этом нет никакого усилия, и никогда и не было.

В своей массе люди перестали жить, они существуют, выживают. Они не прилагают усилий к тому, чтобы понять процессы формирующие их восприятие мира, а затрачивают их на то, что от настоящего понимания удаляет. Люди участвуют в массе вещей, которые для них являются хаотичными и между собой не связанными, но, тем не менее, все это уже существует независимо от них, связывая все вокруг.

Иногда что-то будит человека, побуждает его к каким-то действиям, в результате чего он прикладывает усилие, пытается что-то создать или что-то изменить. Но это лишняя трата энергии. Если ему даже и кажется, что он что-то делает или создает, то зачастую энергии затрачивается несравненно больше, чем приобретается. Видимый шаг вперед содержит в себе два невидимых шага назад. Изменить можно то, что меняется. А меняется то, что есть. Вопрос — что называть тем, что есть?

Собственно, мы возвращаемся к вопросу — есть ли мы в том, что мы меняем, и что определяет наше осознанное существование. Или, скорее, неосознанное существование. Нашу жизнь определяет сила, внутренняя сила. То, что является корнем наших решений и действий. Миллионы людей пытаются изменить свое существование, но чаще всего это оседает в их определениях и робких усилиях. У одних недостаточно сил, у других — знаний. Все что им остается, это перекладывать с одной стороны на другую. Человек не знает, будет ли он жить завтра. Даже умение предвидеть и обладание большой силой не ограждает человека от случайностей, хотя, безусловно, сводит их к минимуму. Силы, окружающие нас, несравненно выше силы даже самого развитого человека.Количество желаний и хотений перекрывает человеку возможность жить сейчас. Сегодня «жить сейчас» становится искусством. Это уже не реальность. Реальность пребывания и существования. Спешка заменяется ожиданием, а ожидание заменяется спешкой. Но от себя не убежать, какие бы действия не предпринимались.

Резкое изменение своего существования в такой ситуации уже можно считать счастливой случайностью. Сюда можно отнести сильное переживание, вызванное необратимой потерей, клиническую смерть — все, что резко переворачивает восприятие мира и заставляет взглянуть на свою жизнь со стороны. Человек начинает видеть себя в действиях других, и ему открывается возможность более широкого видения своей жизни. Но даже такое состояние еще не гарантирует осознанного пребывания и даже удовлетворения своими действиями и поступками. Какими бы резкими изменения восприятия не были, нужно время, чтобы пройти путь, чтобы он соответствовал человеку, а человек был достоин его. Это самое сложное в жизни, так как не трансформируемое качество чрезмерного хотения требует от человека удовлетворения именно здесь и сейчас. Неумение трансформировать эти состояния не дают и возможности уметь жить. В лучшем случае это умение определять и указывать, как жить другим, как средство защиты самого себя. Чем, собственно, многие и злоупотребляют. Также здесь следует предупредить, что любая попытка вырваться из этого будет вызывать ту же реакцию. Быть свободным не так просто, когда все живут по законам зоны. Зона это, возможно, самая главная конструкция, которая определяет сегодняшнее существование, жизнь во сне.

Свобода никогда не являлась качеством внешним, это качество внутреннее. И за этим определением скрывается очень многое, иногда путь длиною в жизнь. Нашему телу нужна остановка, хотя бы кратковременная. Оно не умеет жить в естественном для него положении в результате нарушения множества функций. Для того чтобы наше тело не падало, нам приходится куда-то все время бежать или во что-то уткнуться. А может и в кого-то, кто может придержать наше падение. В результате мы находимся под углом, под градусом. Кто под каким. Кто еще может бегать — угол наклона небольшой. Он не успевает образоваться. У того, кто уже не может бегать, это зависит от того, какая опора его удерживает. А при таком положении вещей ничто не задерживается и не удерживается. Ни в нашем сознании, ни в нашем теле. Как будто мы — маленькая часть большой трубы. Об этом мы говорим для того, чтобы проснуться. И только проснувшись, мы можем начать готовиться к сновидению. Что-то нас должно периодически будить и заставлять вырабатывать усилия, которые так необходимы для любой практики. Заниматься сновидением, это такая же серьезная работа. Если есть сила, наполняющая хоть какую либо часть нашего тела, то она может побудить наше возбужденное сознание приоткрыть закрытую дверь, но не даст возможности полностью открыть ее. Но приоткрыв дверь, мы пытаемся открыть ее больше, на что тратим сил гораздо больше, чем нужно. Не говоря о том, что дверь эта может быть совсем не той.

Как подобрать ключик к решению любой ситуации Большакова Лариса

15. Что делать, если люди пытаются контролировать вас, и как перестать контролировать других

Это моя обязанность следить за тем, чтобы мои близкие нормально учились, работали и вели себя определенным образом.

Я обязан руководить членами моей семьи. А они – следовать моим указаниям, потому что я старше, и лучше знаю, что для них хорошо.

Я обязана заботиться о муже. Без меня он пропадет.

Если кто-то из моих близких попадает в беду, даже по собственной вине, моя обязанность – вызволить его из этой беды.

Моя обязанность – обеспечить безопасность других людей; я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и ограждать от них других людей.

Я должен оберегать близких от возможных страданий, разочарований, неприятностей, ошибок и неудач.

Многие люди строят свое поведение на основе подобных идей. И плохо ли, хорошо ли, но эти идеи иногда действуют, и иногда они соответствуют реальности.

Руководствуясь этими идеями, мы заставляем ребенка вовремя есть и делать уроки, решаем, какой галстук нужно надеть мужу на работу, с кем должна или не должна встречаться наша взрослая дочь, срываемся среди ночи и едем в отделение милиции, если нашего сына задержали за драку в нетрезвом виде, и т. д., и т. п.

В чем же ошибочны приведенные выше идеи? Даже если мы следуем им из наилучших побуждений, они основаны на ряде предположений, унижающих достоинство других людей и нас самих, и поэтому оказывают на всех участников ситуации пагубное, деструктивное влияние.

В соответствии с этими идеями другой человек – это беспомощное существо, не способное самостоятельно жить, нуждающееся в нашем руководстве, поддержке, знании того, что мы «заботимся» о нем и решим любые его проблемы. Здесь нет места для инициативы и предположения о том, что другой человек способен сделать что-то самостоятельно и успешно.

Кроме того, эти идеи определяют и нас лишь в связи с поведением других людей, а не как отдельного человека, который что-то значит и сам по себе. Они заставляют нас тратить массу времени и сил на «заботу» о другом человеке, а на самом деле – на попытки его контролировать.

В такой ситуации каждый из нас теряет самоуважение. Самооценка того, о ком подобным образом «заботятся», падает. По сути, ему как бы говорят: «Ты не способен принимать правильные решения; ты беспомощен, и тебе необходим другой человек (папочка, мамочка, муж, жена, наставник), который будет думать за тебя. Более того, за то, что ты делаешь, отвечаешь не ты, а папочка или мамочка!»

Но самооценка того, кто «заботится», тоже снижается. Ведь, если как следует разобраться, он ставят перед собой совершенно невыполнимую задачу: невозможно принимать решения за другого человека, и только сам человек знает, что для него лучше.

Человек, о котором таким образом «заботятся» (а на самом деле контролируют), может сделать две вещи:

1. Отказаться от ответственности за свою жизнь и переложить ее на вас. При этом он так и не научится отвечать за себя сам, решать свои проблемы и самостоятельно добиваться своих целей. Думаю, всем знакомы такие люди: мужчина, который всю жизнь живет с властной матерью, так и не отважившись создать собственную семью; муж-алкоголик, продолжающий пить, потому что жена постоянно его «спасает» и дает денег; жена, которая отчитывается перед мужем о том, куда, с кем и зачем она пошла после работы…

2. Начать бунтовать и искать способы вырваться из-под нашего контроля и поступать по-своему. Он может начать лгать, утаивать от нас то, что может вызвать наше недовольство, или вообще полностью прервать общение с нами.

Отказаться от такой «контролирующей заботы» бывает непросто. Сама мысль об этом может вызывать страх, особенно у тех, кто от природы склонен к беспокойству: мир полон опасностей, и вдруг с моими близкими случится что-то плохое, если я перестану их защищать?

Да, действительно, мир непредсказуем, и в нем есть опасности. Но мы не можем ограждать близких от опасности 24 часа в сутки. Чем лучше они научатся делать это сами, тем в большей безопасности будут находиться. А чтобы они этому научились, им необходимо доверие с нашей стороны, свобода принимать самостоятельные решения и возможность самим нести за них ответственность.

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Как Контролировать Взгляд Собеседника Имеет смысл поговорить сейчас о том, как контролировать взгляд человека во время зрительного представления ему книг, таблиц, графиков и т.д. Исследования показывают, что 87% информации поступает в человеческий мозг через зрительные

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

Глава II. Что люди пытаются делать. 1. Что такое человек? Человек – это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений. Как и любая энергетическая система, он все время пытается прийти в состояние покоя. Он вынужден это делать. Для этого и служит

Из книги Величайший секрет. Невероятная сила мысли автора Марден Орисон Суэт

ГЛАВА 2 КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ МЫСЛИ Не будет никакого смысла, если наше сознание будет бездумно блуждать по различным сферам и областям, натыкаясь то на одно, то на другое обстоятельство, понятие или явление. Говоря иными словами, с помощью небольшой практики мы можем

Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо

Нельзя контролировать все Давайте остановимся на этом подробнее. По каким причинам можно отказаться от идеи контроля? Контролировать Вселенную невозможно. Невозможно полностью контролировать свою жизнь. Вы уже пробовали это делать и, будьте честны с собой, без особого

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ХОД ОБУЧЕНИЯ Поскольку обучение навыкам личной безопасности - процесс многоэтапный и длительный, важно отслеживать достижения вашего ребенка, не теряя при этом из вида конечную цель. Описанная ниже система контроля и самоконтроля предназначена для

Из книги Пять путей к сердцу ребенка автора Чепмен Гэри

КОНТРОЛИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА Мы, родители, несем ответственность почти за все, что происходит с нашим ребенком, хотя часто мы готовы с этим спорить. Однако мы способны помочь нашим детям избегать плохого поведения, а значит, и последующего наказания. Вот пять

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы автора Нарбут Алекс

Никогда не унижайте других – даже если они пытаются унизить вас Помните, что люди по природе ранимы. Вы же знаете, как вас задевает унижение, оскорбление и даже вскользь брошенное обидное слово. Точно такую же душевную боль от этого испытывают и другие люди, даже если это

Из книги Правила, которые стоит нарушать автора Темплар Ричард

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

1. Учитесь контролировать эмоции Чтобы стать счастливее, нужно сперва определить, что вызывает у вас радость, а что – огорчение. Рабочая память помогает сконцентрироваться на похожих переживаниях. При выполнении этого упражнения вам нужно будет определить

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

Что поможет вам контролировать раздражительность У вас появятся силы преодолевать разногласия и споры. Соломон уверен: «…терпеливый утишает распрю» (Притчи, 15:18). Контроль над своей раздражительностью позволит вам быть объективным и оставаться невозмутимым даже в

Из книги Психология вредных привычек автора О’Коннор Ричард

Учимся контролировать импульсы Одно из главных последствий травмы – утрата контроля над своим импульсивным поведением. Люди совершают поступки, не задумываясь о последствиях. Хорошо видно, что их саморазрушающие действия – результат влияния бесконтрольных

Из книги Язык тела. Впечатляйте, убеждайте и добивайтесь успеха с помощью языка тела автора Эггерт Макс

Глава 6. Как контролировать проявления тревоги Управлять проявлениями тревоги можноПоскольку наши чувства проявляются очень быстро, а наша тревожность врожденна, управлять проявлениями тревоги очень трудно, но все же некоторые приемы существуют, хотя не столько для

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

Из книги Как оказывать влияние. Новый стиль управления автора Оуэн Джо