Отраженная оценка

Мы также получаем знания о себе, наблюдая за реакциями других людей на наши действия. Еще в начале XX в. Ч. Кули развил концепцию "зеркального Я" , утверждая, что люди воспринимают себя на основе того, как другие воспринимают их и реагируют на них. Наши восприятия того, как другие реагируют на нас, называются отраженными оценками.

В ходе забавного эксперимента, демонстрирующего значение отраженной оценки, Болдуин, Каррелл и Лопес (Baldwin, Carrell & Lopez, 1990) набрали студентов-католиков, которым показывали фотографию нахмуренного Папы Римского или другого, незнакомого им человека. Позже студентов просили оценить некоторые из присущих им самим личных качеств. Ревностные католики, которым была показана фотография нахмурившегося Папы Римского, оценивали себя более строго, чем студенты, увидевшие ту же фотографию, но не являвшиеся строгими приверженцами католицизма, или те католики, которым демонстрировалась фотография незнакомого им человека. Очевидно то, что всего лишь фотографии с изображением нахмурившегося Папы было достаточно, чтобы поколебать образ собственного «Я» у этих студентов!

Обратная связь

Маргарет Мид (Mead, 1934) убедительно доказала, что Я-концепция возникает в результате взаимодействия с другими людьми. По Мид, наша Я-концепция основана в первую очередь на социальном опыте и контролируется ценностями и ожиданиями той культуры, в которой мы живем. Мид также полагала, что развитие Я-концепции в большой степени связано с языком, так как культурные ценности, как правило, транслируются посредством языка.

Еще в детстве, совершая те или иные действия, мы получаем сигналы обратной связи от других. Возьмем, например, ситуации, когда родители постоянно хвалят своего ребенка за хорошую игру на пианино или имеют обыкновение восторженно высказываться о качестве его рисунков, отмечая и в одном, и в другом случае большие способности. По данным исследований, имеется сильная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и детской Я-концепцией по этим параметрам.



В целом можно сказать, что существует очевидная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и собственными Я-концепциями детей относительно тех же самых характеристик (Felson, Reed, 1986).

В поздний период детства и в ранней юности большее значение приобретает реакция сверстников.


Исследования показывают, что в целом люди отдают предпочтение объективной обратной связи как источнику знания о своих личностных качествах (Festin-ger, 1954). Объективная обратная связь оценивается как менее искаженная и более справедливая, чем личное мнение. Но мнение других людей также принимаются в расчет. В частности, когда это мнение разделяют многие люди, мы можем прийти к убеждению, что оно справедливо.

Самовосприятие

Люди делают определенные выводы о своих личных качествах, наблюдая и за своим собственным поведением. Так, в процессе нашей жизнедеятельности мы отмечаем, что постоянно предпочитаем одни виды активности другим, одну пищу - другой, одних людей - другим. Регулярность этих наблюдений также дает нам некоторое знание о своем Я.

Люди формируют суждения о своих личностных качествах в том числе и на основе своего собственного поведения. Это означает, что, наблюдая за собой, мы видим, как сами постоянно отдаем предпочтение определенным формам поведения, определенным блюдам или определенным людям. На основании наблюдения за этими регулярными повторениями мы можем обрести знание о собственном «Я».

Информация, получаемая из окружающей обстановки

Окружающая действительность также предоставляет нам информацию о наших личностных качествах. В частности, сильное влияние на Я-концепцию оказывают те факторы, которые делают нас особенными. Например, Мак-Гир и его коллеги (McGuire, McGuire, 1982; McGuire, Padawer-Singer, 1976) попросили студентов «рассказать о себе» и выявили, что они часто упоминают об аспектах собственного «Я», каким-либо образом их выделяющих. Например, мальчик с большей вероятностью скажет о своей принадлежности к мужскому полу, если он - единственный мальчик в семье, но ни одна из трех его сестер с той же вероятностью не упомянет о своей принадлежности к женскому полу.

Мы склонны сообщать о самих себе факты, которые делают нас отличными от других в определенной ситуации.

Сравнение с другими людьми

Порой нам хочется оценить себя по какому-то отдельному параметру, но в нашем распоряжении нет соответствующей информации. Например, если вы хотите знать, хороший ли вы танцор, есть способ это проверить. Можно проконсультироваться у эксперта, ну а если его нет в вашем распоряжении? Можно спросить у знакомых, насколько хорошо вы танцуете, но, допустим, вы стесняетесь сделать это. Тогда мы оцениваем наши личные качества, сравнивая себя с другими людьми. На основе самонаблюдения и наблюдения за действиями других танцующих мы можем составить определенное впечатление о себе как танцоре. Этот процесс называется социальным сравнением.


Социальная идентичность

Когда людей просят рассказать о себе, например, задают им вопрос: "Кто вы?", то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

Социальная идентичность - «часть Я-концепции человека, которая определяется принадлежностью к социальной группе (или группам) в сочетании с ценностью и эмоциональной значимостью, сопутствующими данной принадлежности» (Tajfel, 1981, р. 248; см. также Turner et al., 1994).

В детстве группы, к которым принадлежит человек, являются частью социализации. Мы рождаемся в определенной семье, определенной этнической группе и иногда - в определенной религиозной группе. По мере того как мы становимся старше, атрибуции, обладающие для нас наибольшей ценностью, приводят нас к выбору тех социальных групп, которые отражают и усиливают эти ценности. Я-концепция и социальная идентичность взаимно определяют и формируют друг друга (см. Bettencourt, Dorr, 1997; Luhtanen, Crocker, 1992).

Социальная идентичность может приводить к формированию стереотипа собственного «Я». Этот стереотип включает восприятие самого себя как члена определенной группы, а также поведение в соответствии с данной социальной идентичностью (Turner, Hogg, Oakes, Reicher & Wetherell, 1987). Иногда это означает, что люди принимают негативные, так же как и позитивные, атрибуции той группы, с которой они себя идентифицируют.

Например, преподаватель может думать о себе как об умном , но также как и о рассеянном человеке. Когда негативные стороны социальной идентичности являются отличительными или пугающими, люди с наибольшей вероятностью идентифицируют себя с ее положительными аспектами, т. е. они формируют стереотип собственного «Я» только на основании положительных параметров (Biernat, Vescio & Green, 1996).

Люди не только относят себя к определенным группам, но также рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразделение остальных людей на категории "мы" и "они".

"Мы " - это люди, принадлежащие к группам, членство в которых является важным для нас .

"Они " - это все остальные , это чужаки, не относящиеся к "нашим" группам.

Группы, входящие для нас к категорию "мы", составляют часть нашей социальной идентичности.

В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи "своих" групп с успехами групп "чужих".

Когда кто-то из "своих" добивается крупного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некоторых из нас.

Например, после первого в истории человечества полета в космос, который был совершен Ю. Гагариным, многие советские люди искренне гордились успехом своей страны. Известно также, какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу.

Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы , способствует повышению индивидуальной самооценки , потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть их Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов "своей" группы, особенно после личных неудач . Вот почему правительства некоторых стран склонны порой затевать "маленькую победоносную войну", чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелого экономического положения.


Люди охотно разделяют успехи членов "своей" группы. Что же происходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесь отмечаются два типа реакций (Franzoi, 1996).

Во-первых, поскольку люди имеют тенденцию переоценивать качество выполнения какой-либо деятельности членами "своей" группы по сравнению с "чужими", то часто для них наступает время признать неудачу вполне обоснованной.

Во-вторых, в случаях когда поражение настигает членов "своей" группы, этому находится оправдание .

Например, как в спорте после проигрыша "своей" команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационными факторами, например, ошибками судьи или его несправедливостью. Защищая "свою" команду, болельщики защищают свою самооценку.

Особой разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность - индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой.

Этническая идентичность составляет часть Я-концепции человека и имеет отношение к его принадлежности к определенной этнической группе.

Формирование чувства собственного «Я» может привести к возникновению определенных вопросов у членов группы меньшинства. В юности и раннем периоде взрослой жизни, когда люди формируют чувство собственного «Я», согласование этнического происхождения с основной культурой может оказаться сложным для американцев африканского и азиатского происхождения, коренных американцев, выходцев из Латинской Америки и членов других этнических меньшинств (Sellers, Rowley, Chavous, Shelton & Smith, 1997; Spencer, Markstrom-Adams, 1990).

Этот процесс значительно усложняется, будучи связанным с изменениями, например когда ученик переходит в другую школу или поступает в колледж (Ethier, Deaux, 1994).

В обзоре исследования, посвященного этнической идентичности, Финни (Phin-пеу, 1991) указывает на то, что сильная этническая идентичность обычно связана с высокой степенью самоуважения, но только в тех случаях, когда сопровождается положительной основной ориентацией. Для людей, обладающих сильной этнической идентичностью без какой-либо адаптации к основной культуре, вопрос самоуважения может стать более проблематичным.

Результаты еще одного исследования позволяют предположить, что люди способны преуспеть в рамках двух культур, не теряя при этом культурной идентичности и не оказываясь перед необходимостью предпочтения одной культуры другой. Это понятие бикультурной компетентности было связано с успешным функционированием как в родной для человека культуре, так и в культуре для него новой (LaFromboise et al, 1993).

Поскольку этническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следует отметить те признаки, которые воспринимаются индивидами как главные при определении национальности человека. Данные отечественных исследований (Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена определенными факторами.

1) Место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде. Если в первом случае больший вес придается происхождению (национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурная общность.

2) Возраст. Молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности "по желанию самого человека" и меньше - на происхождение.

3) Уровень образования . Сростом образования возрастает ориентация на выбор национальности "по желанию", а не определение ее по происхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).

Раньше я думала, что самостоятельность - это способность заработать на жизнь и отпуск, пожарить яичницу, не спалив дом, и вовремя приходить в офис. Оказалось, куда важнее перестать себя сравнивать с Ниной Барановой.

Баранова и Козлова

Сравнения так и просятся, правда? Вот и напросились. Уже с первого класса у нас с Ниной началась дружба-соперничество. Кто ровнее пишет крючочки? Кто чище моет доску? Кто получил больше звездочек за работу в классе? Мы обе были отличницами и обе претендовали на руку и сердце нашей первой учительницы, Людмилы Илларионовны.

«Сегодня я больше люблю Баранову, она аккуратно вела «Дневник наблюдений», - непедагогично отмечала Людмила Илларионовна, и на прогулку Нина шла за руку с учительницей, а остальные - всего лишь с одноклассниками, парами.

Нина и Антонина

Надо сказать, Баранова от этого соцсоревнования получала удовольствие, а я страдала. Я вообще не люблю конкуренцию. В школе ненавидела бег наперегонки, конкурсы чтецов и торжественные линейки, на которых одних при всех хвалили, а других ругали. И до сих пор не езжу на тимбилдинги с соревновательным уклоном, не смотрю Олимпиаду, а чемпионат мира по футболу все-таки смотрю, но в случае пенальти выхожу в другую комнату - нервы не выдерживают. От адреналина мне физически плохо. От Людмилы Илларионовны стало невыносимо морально. И я ушла в другую, новаторскую школу, где никто детей прилюдно не отчитывал и не сталкивал лбами.

Но с Барановой по привычке конкурирую до сих пор. Захожу периодически на «Одноклассники» - только чтобы посмотреть, как у нее дела. Судя по фотографиям в леопардовых штанах, наклеенных ресницах и наращенных прядях, Нина сделала ставку на красоту. Тут мне за ней не угнаться - успокаиваюсь я и иду заниматься своими делами. Но вскоре темная сила снова тянет меня на «Одноклассники»…

Блондинка и кролик

Говорят, я еще легко отделалась. Подумаешь, Баранова - единственная официальная конкурентка за столько лет. Другим приходится куда тяжелее. Тем, например, кого родители все детство с кем-то сравнивали. Мои мама и отчим такое не практиковали. Мы с сестрой Ж. в принципе, конечно, знали, что она лучше считает и рисует, а я хорошо пишу и запоминаю даты, но использовали эту информацию лишь для помощи друг другу: она мне зимний пейзаж на ИЗО, я ей - сочинение про Андрея Болконского под дубом. Все. Зато мне с завидной регулярностью встречались девушки, которые стремились завести со мной дружбу-конкуренцию - в школах, в университете, да и на всех работах.

Я сопротивлялась и держала нейтралитет, они обижались или настаивали. И каждый раз мне было интересно, откуда это в них взялось и можно ли им как-то помочь. Все девушки, кстати, были неплохие. Симпатичные, умные, талантливые, востребованные. Но во время откровенных разговоров, на которые мне удавалось их вывести, они говорили, например, следующее: «Мне важно, чтобы меня хвалили, иначе я просто не получаю удовольствие от работы».

Или: «Когда я читаю в Facebook о чьих-то достижениях, у меня моментально портится настроение, даже если у самой все хорошо. Я похудела на 3 кг, но она-то - на 5!» А вот еще: «Мама до сих пор рассказывает мне о соседкиной дочке Ирочке, которая то замуж выйдет, то квартиру купит, то разведется, отсудив у мужа квартиру, и всегда она супергениальная и, конечно же, лучше меня! А мне 30 лет, я кандидат наук, мать близняшек, и муж у меня просто чудесный, но разве ей что-то докажешь?»

Наконец, слышала я и такое: «Сегодня купила совершенно ненужного мне ангорского кролика, только чтобы он не достался красивой худой блондинке, которая тоже на него засматривалась. Сижу на кухне, чихаю, ненавижу себя».

Зачем людям все эти чужие кролики, а? Разве они решат проблему? По‑моему, с таким отношением к себе надо обращаться к психологу.

Самость и Юнг

Я и обратилась - к своему любимому психологу-консультанту Нелли Якимовой. «Замечать различия - наша естественная черта, - успокаивает специалист, - даже маленькие дети видят разницу. Мама большая - я маленькая, папа ведет машину - я в ней еду, и так далее. В сравнениях такого рода нет ничего плохого. Наоборот, они помогают малышу постепенно осознать себя, свои возможности и ограничения. Вредными сравнения становятся, когда они несут оценку: „Катя слушается бабушку, а ты хулиганка“, „Маша отличница, а ты… Эх!“ - и тому подобное. Даже если сравнение оказывается в твою пользу, результат один: ты усваиваешь, что есть некая шкала, на которой нужно занять как можно более почетное место, иначе тебя не будут любить».

Страшно, правда?

Такие установки просто так не исчезают. Приходится чуть ли не всю жизнь слушать критикующие голоса в голове и стараться, стараться: cравнивать, самосовершенствоваться, выбиваться из сил… А людей все больше, и они сложа руки не сидят: кто золотую медаль получит, а кто - «Оскара». И всегда найдется тот, кто тебя в чем-то обойдет. В итоге ты вечно раздражена, обижена, разочарована и только и делаешь, что пытаешься стать кем-то другим и ни в коем случае не собой. Как же остановиться? Как вернуть миру настоящую и уникальную себя, наверняка ему очень полезную?

Карл Густав Юнг был убежден в том, что универсальные качества и способности в каждом человеке складываются в единственную и неповторимую картину. Это то, что делает нас нами. Нельзя найти людей с одинаковой психологической структурой, как и с идентичными отпечатками пальцев. Процесс постепенного осознания собственной уникальности Юнг назвал сложным словом «индивидуация». Это, по сути, путь к себе, движение по которому - естественный процесс.

Но на этом пути нам могут встречаться препятствия. Сначала в виде ожиданий, требований и стереотипов, которые мы постепенно заменяем на собственные желания и ценности. Затем нам предстоит подружиться со своей Тенью - теми качествами и чертами характера, которые мы в себе не принимаем. Их нужно признать, «присвоить», и они перестанут мешать. После этого придется еще встретиться со своим Анимусом (мужчинам - с Анимой) - образом души в обличии мужского (женского) начала. И только тогда, преодолев последнее искушение посчитать себя Мудрецом, который все постиг и все знает, можно прийти к осознанию своей Самости - основы личности и уникальности.

Как писал Юнг, «самость - это цель нашей жизни, так как она и есть наиболее полное выражение пророческого сочетания, которое мы называем индивидуальностью».

Кафе и шкафы

Понятно, что путь к себе не прост, но начинать-то его надо. С чего же? «Важно узнавать себя, устанавливать контакт с собой и потихоньку освобождаться от родительских посланий и навязанных обществом стереотипов», - подсказывает психолог. При хорошем контакте с собой эти установки потихоньку сами отпадут, как шелуха. А для налаживания контакта лучше всего подходит самонаблюдение. Нужно изучать себя, отслеживать свои чувства, мысли, желания, телесные ощущения, не пытаясь их контролировать, критиковать или менять. Чтобы облегчить задачу, попробуй регулярно задавать себе вопросы. Что я сейчас делаю? Что я чувствую в данный момент?

Какие ощущения возникают в теле? О чем я в настоящий момент думаю? Чего я хочу в этот миг? Что для меня важно? Думаю ли я продолжать то, что делаю, или есть потребность что-то изменить?

Следующий шаг возвращения себя самой себе - понять, что тебе нравится, что ты любишь. Начни с простого. Например, предоставляй себе как можно более широкий выбор и каждый раз задавайся вопросом, чего ты хочешь, пусть даже заказывая еду в кафе или заглядывая в шкаф с одеждой. Отмечай, как именно ты делаешь выбор, что тебе помогает и мешает, как меняются в процессе чувства. Когда научишься заказывать гречку вместо «Цезаря» и носить классические брюки вместо модных «бойфрендов», можно переходить к более сложному выбору, вплоть до экзистенциального.

И вот однажды ты будешь готова спросить: «В чем же моя миссия в этом мире?» - и честно ответить, не вспомнив о блондинке с кроликом и стаде Барановых. Ведь главный психологический парадокс в том, что измениться можно, только приняв себя такой, какая ты есть. А значит, узнавая себя, мы становимся лучше. Не лучше других, а просто лучше - ведь разница уже понятна?

Стоит ли сравнивать себя с другими людьми? Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Есть две стороны медали. В этой статье мы с вами разберемся, почему вредно сравнивать себя с другими и в чем польза сравнений? Как правильно сравнивать себя с другими, чтобы извлечь из этого процесса пользу для себя.

«Сравнение себя с другими – это врожденная потребность, с помощью которой мы измеряем наш личный уровень счастья».

Адам Галински и Морис Швейцер

Давайте рассмотрим такой пример: человек работал в крупной компании и 10 лет упорно трудился, чтобы занять высокую должность. Он чувствовал себя счастливым, пока в компанию не пришел выпускник колледжа, которого сразу взяли на такую же должность. Этого человека настолько задела эта ситуация, что он решил уволиться с работы, которая делала его счастливым.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Люди часто задумываются над такими банальными вопросами: нужно ли сделать ремонт? Достаточно ли я зарабатываю? Чего я достиг? Чтобы ответить на эти вопросы, человек начинает смотреть вокруг, сравнивать свои достижения с чужими. Особенно это касается людей с нашим менталитетом. Мы постоянно зацикливаемся, что скажут люди и чтоб не хуже, чем у соседа.

Мы сравниваем себя, своих детей, свою внешность, работу, имущество, внешний вид. Сравнений не избежать, но нужно научиться правильно сравнивать и заставить сравнения работать на себя. Безусловно, конкуренция мотивирует человека. Люди работают намного эффективнее, если знают соперника в лицо.

«Сравнение – вор счастья»

Теодор Рузвельт

Представьте Олимпийские игры. Почему серебряные призеры чувствуют себя несчастными? Потому что они сравнивают себя с победителями. Бронзовые призеры наоборот радуются, потому что сравнивают себя с теми, кто занял менее престижные места. Они рады, что стоят на пьедестале и принесли медаль своей команде. Вот что говорят психологи по поводу сравнения себя с другими людьми: «Ищите выгодные сравнения, если вы хотите почувствовать себя счастливее, и невыгодные, если вам надо стимулировать себя на дальнейшие достижения».

Почему не стоит сравнивать себя с другими?

  1. Потому что всегда найдется человек, который «лучше» тебя. Это приводит к тому, что самооценка человека падает и он, по сути, не проживает свою жизнь.
  2. Главная причина того, что мы сравниваем себя с другими – потребность в одобрении. Это препятствует личностному росту и отравляет жизнь. Задумайтесь, почему вам так важно, чтобы какой-то сосед сказал, что у вас крутой бассейн или сотрудница оценила ваши новые туфли? Ожидая одобрения, положительной оценки, человек становится марионеткой, заложником чужого мнения.
Например: вы копите деньги на новую машину, вам сложно. Как только вы ее покупаете – счастливы. Но как только вы видите, что коллега купил машину лучше – у вас снова все плохо. Это замкнутый круг, из которого нужно выходить. Ощущение счастья не должно зависеть от мнения или одобрения вашей жизни другими людьми.
  1. Сравнивает худшее, что есть в нас с лучшим, что есть у других. Это нечестное сравнение приводит к необоснованному падению самооценки и потери веры в себя.
  2. Сравнение отнимает много времени и сил. Всю свою жизненную энергию вы вкладываете в человека, которому завидуете, вместо того, чтобы тратить ее на себя. При этом вы ничего не приобретаете, а теряете многое – гордость, увлеченность, радость жизни, чувство собственного достоинства.
  3. Любое сравнение несправедливо, потому что каждый пришел в этот мир со своим предназначением. Каждый уникален по-своему. Вы можете распоряжаться только своей жизнью. Зачем вам зацикливаться на чужой?
  4. Сравнения себя с другими приводит к обидам и на себя, и на других. Затаившиеся обиды в итоге являются причиной многих заболеваний.
  5. Сравнения себя с другими лишают вас радости жизни. Они не добавляют ни ценности, ни смысла, ни радости в вашу жизнь.

Зачем вам все это нужно? Давайте разберемся, как от этого избавиться.

Как избавиться от постоянной привычки сравнения себя с другими?

  1. Чтобы перестать сравнивать себя с другими, нужно отказаться от потребности в одобрении. Вы должны понять, что любые отзывы на ваш счет (хорошие или плохие) не имеют никакого значения. Это лишь ваша иллюзия и ваше решение, какое значение придавать чужому мнению. Есть такая народная пословица: «На чужой роток не накинешь платок». Что бы вы ни делали, каким бы вы ни были – о вас что-то будут говорить всегда. Но разве чужое мнение или одобрение влияет на качество вашей жизни? Что изменилось от того, что кто-то одобрил ваш дом, работу или детей? Кроме того, что вам было приятно это слышать – больше ничего! Перестаньте добиваться одобрения! Оно вам ни к чему.
  2. Еще один способ избавиться от вредной привычки сравнения себя с другими – это предпринять радикальное действие, которое от вас никто не ожидает. Например, приехать на работу не на машине, а на велосипеде. Посмотрите на реакцию коллег? Есть два возможных варианта реакции коллег: либо вы увидите, что люди заняты своими проблемами, и им некогда думать о вас. Или это воспримут как пример для подражания, и уже на следующий день вы будете не единственным, кто приедет на работу на велосипеде.
  3. Не пытайтесь бороться с чувством, что вам необходимо чье-то одобрение. Примите это чувство и понаблюдайте за своими ощущениями. Только не давайте никаких оценок. Через несколько минут произойдет чудо – это чувство просто исчезнет.
  4. Необходимо научиться жить осознанно. Осознанность – нахождение человека «здесь и сейчас». Научитесь останавливать мысли о сравнении себя с другими и пресекать их.
  5. Нужно принять себя таким, какой ты есть, и научиться любить себя. Мы начинаем сравнивать себя с другими тогда, когда забываем, кто мы есть и чего сами хотим от своей жизни. Мы начинаем примерять на себя чужие маски, чужие роли и жизни. Совершенно забывая о своем предназначении. Полюбите, примите себя и тогда вы осознаете свою ценность и ценность вашей жизни.
  6. У вас всегда есть выбор. Вы творец своего счастья. Поэтому, если вас сильно вдохновляет чужая жизнь, то подумайте, сколько человеку пришлось пройти и сделать, чтобы добиться своих целей. Если вы готовы бороться, приложить все свои усилия, чтобы стать таким же успешным, красивым, знаменитым – тогда вперед. Что вам мешает?
  7. Если вы чувствуете себя несчастным, подавленным, сравнивая себя с другими, пора начать работать. Сконцентрируйтесь на том, каким вы хотите быть, чего достичь, напишите программу самосовершенствования для себя и начинайте работать. Когда вы заняты, вам некогда будет раскисать.
  8. Гордитесь своей уникальностью. Запишите все свои достижения, преимущества перед другими, качества характера, таланты. Это поможет вам понять и увидеть, насколько вы уникальны, креативны. Примите и свои недостатки. Не бывает идеальных людей, и вы не исключение.
  9. Научитесь уважать чужие достижения, радоваться успехам других людей. Радоваться за другого человека и ценить его успехи – отличный способ стать счастливее.

Когда вы перестаете сравнивать себя с другими, искать одобрения, у вас появится чувство внутренней свободы. Вы начнете делать то, что вы хотите и замечать чудесные возможности вокруг себя.

Адекватные способы сравнения себя с другими людьми

Если бы мы не сравнивали себя с другими, тогда как бы мы могли оценить перспективы, нормы и ценности жизни? Как смогли бы понять, куда расти, свои амбиции и желания? Есть адекватные способы сравнения себя с другими людьми:

  1. Никогда не сравнивайте себя с другими по внешним признакам или по показательному успеху. Это приведет к снижению самооценки, унынию. Сравнивайте творческие стороны. Вы не должны задаваться вопросом, что у меня не так, как у других. Спрашивайте, в чем мое преимущество по сравнению с другими, чем я отличаюсь от других, в чем мое уникальное творческое начало? Зная свои преимущества, вы сможете преуспеть в жизни. Спросите себя: « Чем уникальна моя точка зрения, мое видение?». Ведь уникальность и креативность ценится в мире намного больше, чем подражание кому-то.
  2. Никогда не оценивайте себя по количеству друзей. У кого-то много друзей, приятелей, они активно общаются. Просто понаблюдайте за поведением таких людей, как они устанавливают отношения и развивают свои перспективы. Главное не то, насколько обширен ваш круг знакомств, а какая вы личность. Занимайтесь познанием себя, саморазвитием и к вам будут притягиваться такие же интересные разносторонние личности, как и вы. Запомните, главное не количество, а качество.
  3. Никогда не сравнивайте достижения. Ведь успешные и богатые люди стали такими, не потому что им повезло, а потому что они много трудились для этого. Люди всегда завидуют конечному результату, забывая подумать, какой путь пришлось пройти человеку, чтобы достичь такого успеха.

Поменяйте свое отношение к талантливым успешным людям. Они должны вас вдохновлять, а не злить и вызывать зависть. Лучше изучите историю жизни этого человека, узнайте, какие шаги он предпринимал для достижения цели.

Не бойтесь быть уникальным, раскрывайте свой потенциал, вдохновляйтесь примерами других людей и начинайте жить полноценной своей жизнью.

Сравнение себя с другими людьми может отравить вашу жизнь, избавить ее радости и счастья. Но если вы поработаете над собой, своим восприятием этой проблемы, вы сможете извлекать пользу из этого процесса. Кроме того, очень важно перестать думать, что ваша жизнь интересует кого-то больше, чем его собственная. Нет никаких причин, чтобы искать одобрения или положительного отзыва других людей. Как бы вас не хвалили или обсуждали, это никак не изменит вашу жизнь. Научитесь не реагировать на это. Сконцентрируйтесь на себе, своем самосовершенствовании и саморазвитие. Всегда сравнивайте себя только с собой вчерашним. Наполните каждый свой день смыслом, новыми знаниями, впечатлениями, эмоциями, чтобы вы могли сказать: «Сегодня я еще лучше, чем вчера».

У него был старший брат: и ростом выше, и в плечах шире. Так что он отлично знает, о чем говорит, когда утверждает, что сравнивать себя с другими - болезненное и в лучшем случае бесполезное, а в худшем - крайне вредное занятие. Джошуа Беккер (Joshua Becker) - общественный деятель, пастор протестантской церкви, писатель, блогер, отец двоих детей и приверженец «минимализма». Под последним понимается образ жизни, девизом которого могло бы стать: «Стремиться к важному и избавляться от всего, что от этого отвлекает». Джошуа Беккер цитирует американского президента Теодора Рузвельта: «Сравнение - вор радости» и предлагает 5 шагов к избавлению от этой скверной привычки. Но сначала - чуть подробней о том, почему это так вредно.

Почему вредно сравнивать себя с другими

  • Мы всегда сравниваем нечестно. Обычно мы сравниваем худшее, что знаем о себе, с лучшим, что мы думаем о других.
  • Нельзя сравнить без точных измерений. Но только глупцы верят, что все хорошее на свете можно сосчитать или измерить.
  • Сравнение отнимает время. У каждого из нас есть 86 400 секунд в день. И потратить хоть одну из них на сравнение себя с другими - это на одну секунду больше, чем нужно.
  • Каждый из нас уникален, поэтому любое сравнение несправедливо. Ваши дары, таланты, успехи и достижения полностью соответствуют тому, для чего вы пришли в этот мир, - и уникальны. Поэтому их нельзя сопоставить с тем, что делают другие.
  • Сравнивая, вы ничего не выиграете, но многое потеряете. Например: вашу гордость, чувство собственного достоинства, увлеченность и азарт.
  • Сравнение бесконечно. Никакие новые успехи не помогут - всегда найдется, с чем или с кем еще себя сравнить.
  • Сравнение направлено не на того человека. Вы можете распоряжаться только одной жизнью - своей. Сравнивая себя с другими, мы расходуем ценную энергию и вкладываем в других то, что должны вкладывать в себя.
  • Сравнение приводит к обидам. На других и на себя.
  • Сравнения мешают радоваться. Они не добавляют ценности, смысла или радости жизни. Только отнимают все это.

И если вам знакомы такие переживания - все вместе или некоторые, вы вероятно, захотите узнать, как обходиться без них и с чего начать.

1. Отмечайте свои успехи

Будь вы инженер, музыкант, врач, пейзажист, мать или студент - у вас свой взгляд на вещи, глубоко личный опыт и собственные таланты. У вас есть способность любить, помогать другим, служить общему делу. У вас есть все, что нужно, чтобы творить добро на своем участке мира. Держите в уме эту возможность и вспоминайте о своих прошлых успехах - они дадут вам мотивацию для новых свершений.

2. Стремитесь к важному

Самые большие ценности в жизни скрыты от взгляда: любовь, скромность, сопереживание, щедрость, великодушие. И для этих величайших достижений нет мерки. Стремитесь прежде всего к этим сокровищам и не обращайте внимания на определение успеха, навязанное обществом.

Порой соревновательность идет на пользу, но жизнь - не соревнование. Мы все вместе были брошены в это самое время на эту самую планету. И чем быстрее мы прекратим соревноваться с другими в попытке «выиграть», тем быстрее мы начнем все вместе работать над тем, чтобы понять свое место в мире. Первейший и самый важный шаг для преодоления привычки проводить сравнения - это ценить работу других и радоваться ей. Благодарность также помогает нам заметить то хорошее, что уже принадлежит нам в этом мире.

3. Напоминайте себе, что никто не совершенен

Обращать внимание на дурное далеко не так полезно, как видеть хорошее. Однако важно напоминать себе, что никто не является совершенством и ни у кого нет жизни без печали и забот. Победа невозможна без преодоления препятствий. У каждого свои беды, независимо от того, достаточно ли вы близки этому человеку, чтобы знать о них.

4. Поменяйте обстановку

В следующий раз, поймав себя на сравнении с другими, встаньте с места и пройдитесь. Хотя бы на другую сторону комнаты. Измените свое окружение, чтобы подтолкнуть к изменению свои мысли.

5. Найдите вдохновляющие примеры

Сравнивать свою жизнь с жизнью других глупо. Но вдохновляться примером других и учиться у них - мудро. Постарайтесь уловить разницу. Интересуйтесь жизнью людей, которые вас восхищают, читайте их биографии, чтоб черпать оттуда вдохновение. Но если у вас есть привычка сравнивать себя с другими, обратите внимание на то, какие установки ведут к положительным переменам в вашей жизни, а какие влияют на нее плохо.

Если нужно сравнивать, сравнивайте себя с собой. Нам следует стараться стать лучше, чем мы есть, - не только ради самих себя, но и ради тех, кто рядом. Старайтесь поддерживать себя в хорошей физической форме и хорошем расположении духа. Старайтесь продвигаться вперед каждый день. И учитесь праздновать достигнутые вами успехи, не сравнивая себя с другими.