Наиболее полную классификацию инноваций разработал известный российский ученый А.И. Пригожин на основе следующих признаков:

  • распространенность;
  • место в производственном процессе;
  • преемственность;
  • ожидаемый охват доли рынка;
  • степень новизны и инновационный потенциал.

Внутри каждой из пяти групп он предложил следующее подразделение:

В промышленности принято различать два вида технологических инноваций — продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов.

  • Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) — это продукт, технологические характеристики которого (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных характеристик и использования ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Пример инноваций радикального типа (принципиально новых) — микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие ранее не выпускалось.
  • Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.

В услуга считается технологической инновацией, если ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее охватывает изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или кардинально усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи имеющихся услуг. Следующие изменения не являются технологическими инновациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг либо способов их производства (передачи):

  • организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;
  • внедрение стандартов качества, например ISO 9000.

Кроме того, по месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

Можно выделить множество видов инноваций. В частности, выделяются три наиболее общих основания для систематиза­ции инноваций:

■ по типу новшества;

■ но механизму осуществления;

■ по особенностям инновационного процесса.

По типу новшества нововведения можно разбить на две основ­ные группы: материально-технические и социальные.

В зависимости от технологических параметров инновации под­разделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых матери­алов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение прин­ципиально новых продуктов.

Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:

■ радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции);

■ комбинаторные (использование различных сочетаний конструк­тивного соединения элементов). Комбинаторные нововведения предполагают новое конструктивное соединение элементов ра­нее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались. Этот процесс иногда называют агглютина­цией и в качестве примера приводят троллейбус, совместив­ший в себе черты трамвая и автобуса.

■ модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструк­ций, принципов, форм). Модифицирующие нововведения свя­заны с усовершенствованием, рационализацией, видоизмене­нием, модернизацией того, что имеет аналог, прототип. Модер­низация может быть направлена как на технологическую так и на личностную стороны обновляемого средства.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

■ новые для отрасли в мире;

■ новые для отрасли в стране;

■ новые для данного предприятия (группы предприятий).

По принципу отношения к своему предшественнику можно выделить следующие нововведения:

■ «замещающие», которые предполагают полное вытеснение ус­таревшего средства, обеспечивая тем самым более эффективное выполнение соответствующей функции (например, автоматиза­ция контроля за процессом обжига в цементном производстве и невзрывные источники сейсмических колебаний в геофизике);

■ «отменяющие», или, так сказать, минусовые, которые исклю­чают выполнение какой-то операции, выпуск какого-то изде­лия и не заменяют их новыми (например, отмена какой-либо формы отчетности, упразднение металлической окантовки на упаковке и прочее);

■ «возвратные» - после некоторого использования новшества об­наруживается его несостоятельность или несоответствие новым условиям и приходится возвращаться к его предшественнику;



■ «открывающие» - создающие средства, не имеющие сопоста­вимых функциональных предшественников;

■ «ретровведения» - освоение нового для организации в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в практике.

Заканчивая систематизацию нововведений по типу новшества, надо выделить внутри этой группы еще несколько оснований: по объему, по целям, по социальным последствиям.

По объему нововведения делятся на:

■ «точечные» (отдельные приспособления, правила);

■ системные (технологические и организационные системы), стра­тегические (принципы производства и управления). Нововведения по целям направлены на эффективность произ­водства, управления, улучшение условий труда, обогащение со­держания труда, повышение качества продукции и т. д.

По социальным последствиям их можно разделить на:

■ вызывающие социальные издержки (напряженность, новые виды монотонного, вредного и тому подобного труда, потери статуса и прочее);

■ дающие социальные преимущества (снижение тяжести и вред­ности труда, повышение квалификации и прочее).

По особенностям механизма осуществления нововведения так­же составляют ряд групп:

■ единичные, то есть осуществленные на одном объекте и диф­фузные, то есть распространяемые по многим объектам.

■ завершенные и незавершенные нововведения. Последние не всегда патология. На экспериментальной или вообще началь­ной стадии создания или освоения новшества неизбежны слу­чаи признания какого-то нововведения нецелесообразным вслед­ствие ошибок и по причине изменившихся условий. Иннова­ционная патология возникает при устаревании нововведения, неудаче его осуществления.

■ успешные и неуспешные нововведения. Такое деление в основ­ном совпадает с предыдущим, при котором успех означает сво­евременность и полноту завершения нововведения.

По особенностям инновационного процесса выделяют внутри-организационные и межорганизационные инновации.

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

■ инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и ис­пользовании сырья, материалов, машин и оборудования, ин­формации и др.);

■ инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, техно­логии, информация и др.);

■ инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Инновация (нововведение) – создаваемые осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товаров, продукции и услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий товаров, продукции или услуг на рынок.

Новшества, разработанные, но не внедренные в практическую деятельность, называются Новацией .

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствования технологического процесса, технологии, товаров, услуг.

Цель инновации: удовлетворение потребностей.

Виды инноваций:

1.Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

2.Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

3.Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

4.Организационные - совершенствование системы менеджмента.

5.Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Классификация инноваций:

Признак классификации Виды инновации
Степень радикальности (новизна, оригинальность и др) 1.Радикальные (пионерные, базовые и др.) 2.Ординарные (новые технические решения, изобретения) 3.Усовершенствующие (модернизация)
Характер применения 1.Продуктовые – включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. 2.Процессные (операционные) означают новые методы организации производства (новые технологии).
Стимул появления (источник) 1.Вызванные развитием науки и техники 2.Вызванные потребностями производства 3.Вызванные потребностями рынка
Место в системе (на предприятии, в фирме) 1.Инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др) 2.Инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др) 3.Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной)
Назначение инноваций 1.Для производителя и потребителя 2.Для общества в целом 3.Для локального рынка

Источники инноваций

Ученые-теоретики выделили следующие источники инноваций:

Внутренние источники (возникают в рамках отрасли или организации)

1) Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде)

2) Неконгруэнтность - несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках

3) Потребности производственного процесса

4) Внезапные изменения в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»

Внешние источники (возникают за пределами предприятия или отрасли):

5) Демографические изменения

6) Изменения в восприятия и настроения потребителей

7) Новое знание (научное или ненаучное)

Из 7 типов наиболее важными являются 3 и 7, т.к. они носят наиболее радикальный характер.

Реализация 3 типа источника предполагает необходимость понимания, что:

а) недостаточно определить потребность, важно разобраться в ее сути;

б) не всегда возможно удовлетворить потребность, в этом случае остается решение какой-то ее части.

Наиболее радикальные изменения происходят на основе новых знаний. Эти инновации, как правило, трудно управляемы. Это связано: а) наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, б) проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге. Нововведение, основанное на новых знаниях, должно «созреть» и быть воспринято обществом. Только в этом случае оно принесет успех. В сфере товарного обращения новые идеи формируются, как правило, под влиянием мнения потребителей о возможных способах удовлетворения их потребностей. Широкие контакты с потребителями позволяют формировать более объемный портфель новых идей, сокращает время поиска новых решений, обеспечивает гибкое реагирование на изменение конкурентной среды.

Существуют ещё и другие источники инновационных идей:

1. Потребители. Развитие потребностей требует глубокого изучения потребительского спроса и поведения потребителя;

2. Ученые. Занимающиеся изобретениями или поисками новых материалов товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции или услуг;

3. Конкуренты. Их действия могут привести к зарождению новой идеи;

4. Торговые агенты, дилеры и прочие посредники;

5. Консультанты предприятия по определенным элементам деятельности;

6. Непосредственные работники организации.


14. Торговая инновация: сущность, свойства, функции

Торговая инновация представляет собой осуществление целенаправленных экономических, технических, социальных, организационных изменений торговой деятельности, поведения потребителей с целью получения соответствующего эффекта.

Торговой инновации присущи свойства :

Ø совместимость – характеризует потенциальную возможность использования инноваций при неразрывной взаимосвязи систем производства и потребления.

Ø мобильность – отражает функциональную зависимость торговой инновации от времени и пространства, ее локальность и рассредоточенность.

Ø оперативность – связана со значимостью коммуникационной составляющей возможной инновации.

Ø коммерческая реализуемость – определяется потенциальной прибыльностью инновации с учетом возможных рисков;

Ø безопасность – выражается в гарантии безопасности людей при использовании инновации;

Ø ценность – характеризует новизну, потенциальную полезность и конкурентоспособность.

Сущность инновации проявляется в ее функциях :

1. воспроизводственная – инновация представляет собой важных источник финансирования расширенного воспроизводства, ее смысл состоит в получении прибыли от инновационной деятельности и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов.

2. инвестиционная – прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в т.ч и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Т.образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание данной функции.

3. стимулирующая – инновации приносят предпринимательский доход, который служит стимулом для внедрения новых инноваций, и побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами.

Функции по ее конспекту :

Инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технологических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени);

С помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей);

Инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда);

Концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).

Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные. В данной работе будут рассмотрены понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

Тема: «Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений»

ВВЕДЕНИЕ

1. Уровни новшеств в образовании 5

2. Типы инновационных подходов к обучению 7

3. Типы педагогических нововведений 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Инновации (англ. «Innovation» - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.

В нашем контексте мы будем рассматривать не только термин инновации, но и педагогическую инноватику как науку. Педагогическая инноватика молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80 г. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и ее методология находятся в стадии научной разработки и построения.

По определению С. Д. Полякова: «педагогическая инноватика - это особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования» .

Педагогическая инноватика стала частью общей теории инноватики. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н. Р. Юсуфбековой, она трактует ее как: «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» [Цит. по 3: с. 12].

Таким образом, современный процесс образования предполагает создавать педагогические новшества, с целью удовлетворения запросов общества.

Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

В своей статье «Инновации в системе образования» Ю. З. Хуснутдинова отмечает, что: «появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата» .

Таким образом, в данной работе будут рассмотрены уровни новшеств в образовании, типы инновационных подходов к обучению, а также типы педагогических нововведений.

1. Уровни новшеств в образовании

Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.

Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

«Инновация и нововведение - тождественные понятия. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

Нововведение (инновация) - внедренное (освоенное) новшество. Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным.

Новшество трактуется как изменение, во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования» .

К уровням новшества в образовании относят:

1. Усовершенствование.

2. Рационализация.

3. Модернизация.

4. Эвристическое решение.

5. Педагогическое изобретение.

6. Педагогическое открытие.

7. Инновация.

«Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности (новые способы создания групп).

Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач (иной способ составления расписания).

Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы (вместо 11 лет обучения предполагается 12).

Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач (методика опорных конспектов В. Ф. Шаталова).

Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования (система погружения М. П. Щетинина).

Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента (ТРИЗ-педагогика, компетентностный подход, дистанционное обучение).

Инновация - целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений» .

Деятельность, направленная на осуществления инноваций и инновационных процессов, получила название инновационной деятельности, а изучая инновационную деятельность важно отметить педагогический ин новационный подход к обучению.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций. Далее мы рассмотрим основные типы инновационных подходов в образовательной системе.

2. Типы инновационных подходов к обучению

Согласно исследованиям М. В. Кларина: «инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

1. Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

2. Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.

Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Определяющей тенденцией дидактических поисков в русле технологического подхода к обучению является то, что они развиваются на основе установки на гарантированное достижение диагностично-заданных целей, как критериально фиксированных учебных результатов, характеризуются тотальной ориентацией обучения на заданный конечный результат, что в свою очередь ведет к сужению педагогических возможностей обучения» .

3. Типы педагогических нововведений

Силой образовательных инновационных процессов являются сами педагоги. Но они являются не только «осваивателями» новшеств, но и создателями, регуляторами, модификаторами инновации.

Поляков С. Д. так писал о нововведениях педагога: «путь нововведения, рожденного как новаторский опыт: рождение практических идей и реализация их в методических средствах - борьба за утверждение и признание разработок - притязание на расширение области применения, вплоть до универсальности - осознание научных идей, лежащих в основе опыта - интеграция с другими подходами» .

Обратимся к трудам А. В. Хуторского, доктора педагогических наук, современного исследователя и реализатора инновационных концепций и технологий. В своей статье « Педагогическая инноватика - рычаг образования» он рассматривает типы педагогических нововведений: «п едагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. «По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, методах, технологиях и средствах обучения, в системе диагностики, контроле и оценке результатов.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели основные понятия и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Мы узнали, что новшество - это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация - процесс освоения этого средства. В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени.

Инновации в обучении - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Так, п едагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, для внедрения требуют новых форм, методик, педагогических технологий от современного педагога. Кроме этого требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Рассмотрев типы и подтипы педагогических нововведений можно отметить, что одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галеева И. Ш. «Педагогическая инноватика». Презентация. / 900igr.net // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// 900igr.net /prezentatsii/pedagogika/Pedagogicheskie-innovatsii/001Pedagogicheskaja-innovatik a.html

2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

3. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. - 176 с.

4. Хуснутдинова Ю. З. «Инновации в системе образования». Scienceforum.ru Подписи к слайдам:

Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений г. Нерюнгри, 2017 г.

Новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным. Новшество

Изменение одного или более элементов образовательного процесса. Приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности Усовершенствование

Установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач. Рационализация

Изменение нескольких элементов действующей образовательной системы Модернизация

Отыскание способа решения известных педагогических проблем. Создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач. Эвристическое решение

Новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования Педагогическое изобретение

Постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента Педагогическое открытие

Целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений Инновация

Инновации Инновационная деятельность Инновационный подход введение и использование педагогических инноваций Инновационные процессы

Инновации-модернизации Модернизируют учебный процесс. Направлены на достижение результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Типы инновационных подходов Инновации-трансформации Преобразуют традиционный учебный процесс. Направлены на организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСКОВЫЙ ПОДХОД ПОДХОД

Типы педагогических нововведений

Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Нижегородский филиал

Факультет Экономики и управления

Курсовая работа по инновационному менеджменту

на тему № 21: «Основы классификации нововведений по их типу.

Виды стратегий нововведений»

Выполнил:

студент 5 курса,

группы МЗП 04/2

Строителев А. М.

Проверил:

Тимоненков В.И.

г. Нижний Новгород


Введение

1. Сущность и классификация нововведений

1.1 Понятие нововведения, его различие и сходство с инновацией

1.2 Классификации нововведений

2. Виды стратегий нововведений

2.1 Понятия и роль инновационных стратегий

2.2Стратегии нововведений в зависимости от среды предприятия

2.3 Классификация инновационных стратегий на основе видов конкурентного поведения

3. Нововведения - ключ к успеху: практика нововведений в организации на примере УФПС Нижегородской области

3.1 Характеристика деятельности Управления Федеральной Почтовой связи Нижегородской области

3.2 Новая технология по выплате пенсий и пособий

3.3 Комплекс инновационных продуктов Нижегородского УФПС

Заключение

Список литературы


Введение

"Лучшее - враг хорошего", - любят говорить консерваторы. Те, кто дуют на воду, обжегшись на молоке, и те, кто, достигнув первых результатов, пожинают плоды и на этом успокаиваются. Но предпринимательство немыслимо без нововедений, без рискованных прогулок в неизвестное. А для этого требуется смелость - только тогда есть шанс открыть что-то новое.

Мы живем среди изменений и вынуждены меняться сами. Чтобы выжить, люди вынуждены меняться ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих. Организации также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей.

Причины изменений могут быть разнообразны. Например, снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции или услуг или слияние компаний, занимающихся розничной торговлей (что может привести к монополизации и повышению цен). Общий спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курсов валют. Изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье; появление новых технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним). Смена местного или общенационального руководства. Стихийные бедствия как естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере) происхождения.

Сегодня отечественные товаропроизводители серьезно борются между собой за каждого потребителя. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в этой борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.

С начала реформирования экономики России прошло уже много лет. Наиболее предприимчивые производственные субъекты относительно быстро сориентировались в рыночных условиях. Практически на всех адаптировавшихся к рынку предприятиях созданы отделы коммерции и маркетинга; введены новые системы управленческого учета. Однако, как показывает практика, для создания долгосрочной конкурентоспособности этого оказывается недостаточно. Одним из основных условий формирования конкурентоспособной стратегической перспективы предприятия может стать его инновационная активность.

По созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности руководство страны также предпринимает различные шаги. Производственные организации тоже пришли к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций. Все это говорит об актуальности темы нововведений в настоящее время.

Главная цель данной работы показать, какое множество нововведений существует и что нововведение является одной из важнейших составных частей управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. А выбор и наличие правильно выбранной стратегии нововведения могут на порядок повысить конкурентоспособность компании.

Для реализации поставленной цели данной работы были поставлены следующие задачи:

Изучить понятие нововведения

Рассмотреть классификацию и виды стратегий нововведений

На примере Управления Федеральной Почтовой Связи Нижегородской области рассмотреть опыт внедрения нововведений


1. Сущность и классификация нововведений

1.1 Понятие нововведения, его различие и сходство с инновацией

В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако некоторые исследователи считают, что определенные различия между ними существуют.

По мнению Кулагина А.С. существенные отличия состоят в следующем:

Открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, тогда как инновация производится на уровне продукта или технологии, приводит к появлению на рынке товара с новыми свойствами либо произведенного новым способом, то есть на прикладном уровне;

Инновация, как мы уже говорили, направлена на получение экономической выгоды, что чаще всего не свойственно открытию, которое по своей сущности является "бескорыстным" актом;

Изобретение может быть сделано изобретателем одиночкой, инновация требует коллективного комплексного труда специалистов разного профиля, в том числе и специалистов производственной компании;

Инновация есть результат целенаправленного использования результатов систематических технических разработок, научно-исследовательских программ и т.д., а открытие или изобретение, вообще говоря, может произойти случайно;

Инновация не есть новая техника, поскольку новый продукт может быть выпущен с помощью действующей (неизмененной) технологии;

Наконец, инновация не есть внедрение, но не потому, что это термин советского времени, и не потому, что внедрение, как многие отмечают, носит оттенок насильственного действия, а потому, что внедрение (опять же из норм русского языка) все-таки скорее действие, чем результат.

Анализ различных определений нововведений приводит к выводу, что специфическое содержание составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Э.А.Уткин в своей работе определяет нововведение как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Нововведение – это результат практического или научно-технического освоения новшества.

Нововведение есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации.

Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Многие исследователи считают неправомерным отождествлять понятия «новшество» и «инновация». Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности.

Пригожин А.Н. так же разделяет понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по его мнению, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").

Понятия "новшество" и "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть и некоторые различия.Новшество - это новый порядок действий, новый метод, оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению его эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Новшества могут быть зафиксированы в головах людей, на бумажных или электронных носителях. Информация о новшествах содержится в научной и технической литературе. А также в нормативных и методических документах, отчетах о маркетинговых исследованиях и т. д.

Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара. Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в производственный процесс выпускаемой фирмой продукций (выполняемой услуги), то есть превращения в форму инновации.