Тест Векслера
Стимульный материал.
Субтест 1. Осведомлённость

Инструкция: начинать следует с 5 вопроса субтеста (за остальные 4 вопроса даются 4 балла). Если испытуемый не смог ответить на 5,6,7 вопросы, то тогда возвращаются к первому.

Оценка: каждый ответ оценивается как 1 балл в случае правильности его содержания. Максимальное количество баллов по этому субтесту - 29.
Стимульный материал

1) Какого цвета российский флаг?

2) Какой формы мяч?

3) Сколько месяцев в году?

4) Для чего используют термометр?

5) Сколько дней в году?

6) При какой температуре закипает вода?

7) Назовите фамилии любых четырех космонавтов? -

8) Столица Италии?

9) Из чего получают резину?

10) Почему темная одежда теплее светлой? .

11) Где находится Египет?

12) С какими странами граничит Россия?

13) В каком направлении вы будете ехать, если Вам нужно проехать из Киева в Болгарию?

14) Какого числа в России справляют Рождество?

16) Сколько примерно жителей в России?

17) Назовите три вида кровеносных сосудов, находящихся в организме человека?

18) Кто такой Тютчев?

19) Почему дрожжи поднимают тесто?

20) Где находится Бразилия?

23) На какой срок избираются депутаты Государственной Думы России?

25) Сколько км от Москвы до Владивостока?

28) Что такое этнография?

29) Что такое гносеология?

Результаты по этому субтесту дают представление об объеме и уровне знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, избирательой направленности интересов и общей образованности испытуемого. Субтест имеет высокие коэффициенты корреляции с общими итоговыми оценками интеллекта, и поэтому является большой предсказательной силой в отношении выполнения остальных субтестов. Случаи значительного расхождения оценок по "Осведомленности" с другими субтестами представляют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об одностороннем преимуществе вербального развития интеллекта, оторванности от реальности, книжном характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены "ухудшению" в связи с различными клиническими болезнями.


  • временное "забывание" - когда испытуемый сразу не дает ответа, и после решения последующих нескольких заданий, неожиданно возвращается к нерешенному вопросу и дает на него ответ. Может встречаться при ригидности мышления;

  • точность воспроизведения - испытуемый дает или старается дать как можно более точную информацию на поставленный вопрос, порой (при демонстративности) без просьбы экспериментатора, показывая свои обширные знания;

  • цифры населения - встречается у лиц, следящих внимательно за состоянием внутри страны;

  • географические названия - по аналогии с феноменом у Роршаха - интерес к географии, который встречается у акцентуированных личностей (имеется в виду не специалисты-географы);

  • интерес к социологии и философии видно по ответам на последние два вопроса.

Субтест 2. Понятливость

Начинать следует с 3 вопроса (за первые два дается кредит в 4 балла). Иногда испытуемый обнаруживает трудности в запоминании всего вопроса. В таком случае экспериментатор может повторить вопрос, но не может изменить или сократить его. Если есть необходимость, можно также поддержать испытуемого, сказав "Да, дальше...". Если ответ для экспериментатора неясен, добавьте: "Пожалуйста, ответьте подробнее". В случае, если испытуемый вообще не дает ответа в течение 10-15 сек, экспериментатор должен повторить вопрос.

Критерии оценок: 2 балла - дается полная картина социальной ситуации, в крайнем случае должны присутствовать две объясняющие причины, абстрагирование ситуации;

1 балл - ответы либо объясняются с одной причиной, либо на уровне функционального действия;

0 баллов - конкретные и банальные ответы.
Стимульный материал

1) Почему человек носит одежду?

2) Для чего на автомобиль ставят мотор?

3) Что нужно сделать, если вы нашли на улице конверт с написанным адресом и приклеенной маркой?

2 балла: любой ответ, который показывает понимание того, что письмо должно быть отправлено на почту немедленно;

1 балл: ответ включает понимание того, что письмо является собственностью кого-то;

0 баллов: отсутствие понимания того, что делают с письмом и что письмо является чужой собственностью.

4) Почему вы должны покинуть дурную компанию?

2 балла: любой ответ, включающий понимание того, что получает дурное влияние от плохой компании;

1 балл: понимание специфики исхода от плохой компании;

0 баллов: упоминает плохие стороны компании без понимания неприятностей, связанных с ней.

5) Что нужно сделать, если вы, сидя в театре или кинотеатре, увидели дым или огонь?

2 балла: указание на то, что должны быть уведомлены представители администрации или пожарной охраны, а также на активное действие в тушении пожара, устранения паники и беспорядка;

1 балл: указание на то, что ответные действия будут предприняты, но не совсем эффективно и сразу;

0 баллов: описание действия, которые будут создавать панику, и не будут предотвращать опасность.

6) Почему необходимо планирование?

2 балла: понимание того, что планирование необходимо для правильной рациональной бесперебойной организации работы в любой отрасли труда;

1 балл: понимание того, что отсутствие планирования может вызвать нежелательные явления в работе (какое-то одно) или подчеркивание какой-то стороны планирования;

0 баллов: понимание необходимости и мощности планирования.

7) Что означает выражение "Куй железо, пока горячо"?

Если ответ является также пословицей, спросите ее объяснение и оцените на балл ниже (как дополнительный вопрос).

2 балла: абстрактное понимание пословицы;

1 балл: специальный пример или правильное соотношение, но недостаточная степень обобщения;

0 баллов: буквальная интерпретация.

8) Почему российское законодательство ограничивает рабочий день подростков?

2 балла: понимание основного принципа общества, забота о человеке. Упоминание двух основных причин: забота о здоровье и необходимость получения образования;

1 балл: упоминание одной причины;

0 баллов: неясное представление о причине и укороченности дня для подростков.

9) Если вы заблудились в лесу днем, как бы вы повели себя, чтобы выбраться из леса?

2 балла: любое объяснение, использующее природные явления (больше двух признаков);

1 балл: упоминание одного из средств;

0 баллов: использование нереальных явлений, попытка найти поддержку у людей или просто незнание как вести себя в подобном случае.

10) Почему человек, глухой от рождения, не может говорить?

2 балла: понимание того, чтобы говорить, надо слышать речь для того, чтобы научиться повторять ее; человек должен слышать, чтобы имитировать звуки;

1 балл: идея, что слух и речь соединены;

0 баллов: непонимание принципа взаимосвязи слухового и речевого анализаторов; для процесса овладения речью.

11) Почему государство не разрешает вступление в брак до 18 лет?

2 балла: понимание необходимости как физического, так и социально-морального созревания молодых людей, вступающих в брак;

1 балл: упоминание одной из сторон: физической или социальной;

0 баллов: непонимание, не объяснение причин явления.

12) Почему воздух в деревне чище, чем в городе?

2 балла: понимание особенностей воздуха как в городе, так и в сельской местности;

1 балл: упоминание специфики воздуха либо города, либо деревни;

0 баллов: непонимание причин чистого воздуха в сельской местности и причин его загрязнения в городе.

13) Что означает выражение "Много шума из ничего"?

14) Что означает выражение "Одна ласточка весны не делает"?

2 балла: абстрагирование понимания пословицы;

1 балл: недостаточная степень абстрагирования. Конкретный пример.

0 баллов: нет понимания того, что эта пословица; неправильное понимание пословицы.

Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.

Отдельные феномены:


  • в задании "Письмо", если испытуемый интересуется содержанием конверта, то можно судить о такой черте поведения, как появление нездорового интереса к чужой жизни (а порой паранойи у психически больных);

  • в задании "Компания" моделируется поведение при встрече с антисоциальной средой;

  • следует отмечать характер решительности или нерешительности при ответах испытуемого;

  • феномен импульсивности, что проявляется в вопросе о поведении в случае пожара в кинотеатре (чаще проявляется при психоорганике и при истерии);

  • феномен "фасада" при шизофрении, когда испытуемый адекватно дает модель своего поведения в социальных условиях, но на самом деле в реальных ситуациях его поведение противоположно.

Субтест 3. Арифметический

При выполнении этого задания не следует говорить, что будут даваться задачи. Лучше начинать с фразы: «Теперь попробуем выполнить такие задания...". Начинать следует с 3 задачи, если 3 и 4 задачи не будут решены, перейти к 1 и 2 задачам. Исследование прекращается после четырех неверно решенных задач. При выполнении этого субтеста результаты оцениваются по-разному: с 1 по 10 задачи верное решение - 1 балл, неверное – 0 баллов. Время выполнения строго лимитировано: 1-4 задачи по 15 сек, 5-10 задачи по 30 сек. На решение 11-13 задач отводится по 60 сек, а 14 задачи - 120 сек. При быстром решении 11-14 задач даются премиальные баллы: 11 задача решена за 1-10 сек - 2 балла, больше 10 сек - 1 балл. Аналогично для 12 и 13 задач. При решении 14 задачи за 1-20 сек - 2 балла, больше 20 сек - 1 балл.

Задачи читаются только один раз, ели испытуемый просит повторить условие, то это повторение входит во время решения задачи.
Стимульный материал

1) Используются 7 кубиков Кооса. Раскладываются двумя группами (красный цвет наверху) по 3 и 4 кубика. Расстояние между кубиками 0.5 см, а между группами - 2 см. Спросить:"Сколько кубиков получится, если сложить их в одно место?"

2) Если у вас было 3 книги и вы одну отдали, сколько книг у вас осталось?

3) Сколько будет 4 руб. и 5 руб.

4) Человек купил значок, стоящий 6 коп., и дал 10 коп. Сколько он должен получить сдачи?

5) Ученик купил 6 тетрадей по 25 коп. Сколько денег он заплатил?

6) Сколько кг в 2.5 центнерах?

7) Сколько пирожков можно купить за 36 коп, если 1 пирожок стоит 6 коп?

8) Сколько времени нужно человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со скоростью 3 км/час?

9) Человек купил 7 почтовых марок по 2 коп. и дал полрубля. Сколько он должен получить сдачи?

10) Из 18 руб. человек истратил 7 руб. 50 коп. Сколько денег у него осталось?

11) Две консервных банки вместе стоят 31 коп. Сколько стоят 12 таких банок?

12) Старую мебель человек купил за 2/3 стоимости новой мебели. Он заплатил 400 руб. Сколько стоит новая мебель?

13) Пальто 1 сорта стоит 60 руб., пальто 2 сорта на 15% дешевле. Сколько стоит пальто 2 сорта?

14) 8 человек могут выполнить работу за 6 дней. Сколько нужно людей, чтобы выполнить эту работу за полдня?

Субтест требует не только специальных навыков решения задач в уме, но сообразительности и быстроты выполнения арифметических операций (быстроты мышления). Задания также требуют концентрации внимания и оперативной памяти.

Из феноменов в решении заданий следует отметить решение задачи 10: "Из 18 руб. человек истратил 7 руб. 50 коп...". Неверное решение этого задания в отведенный лимит времени говорит об определенной акулькуляции, отмечаемой у испытуемого (психоорганика).

Рекомендуется проанализировать успешность выполнения арифметических операций сложения и вычитания в сравнении с делением и умножением и сохранностью автоматизированных арифметических навыков. Результаты по субтесту часто сравнивают с результатами "повторения цифр" – соотношение внимания и сосредоточенности. Попытки компенсировать нарушения внимания часто включают значительные усилия сосредоточиться, чтобы поддержать процессы, которые в норме должны протекать автоматически. Если ошибки внимания больше свидетельствуют о тревоге, то трудности в сосредоточении выражают более серьезные нарушения мыслительной деятельности. О нарушении мышления говорят при значительной разнице между "Арифметическим" субтестом и "Повторением цифр". Если "Арифметический" намного ниже, чем "Словарный", то это признак, встречающийся у демонстративных личностей (избегание активных умственных усилий и выработки внутреннего опыта).

При шизофрении "Арифметический" меньше "Повторения", но больше "Словарного". При психоорганике обычно низкие результаты отмечаются в субтестах "Арифметический" и "Повторение".

Субтест 4. Сходство

Начинать надо с первого задания, предварительно сказав: "В чем сходство апельсина и банана?". Если испытуемый объяснит, что оба они фрукты, сказать: "Хорошо" и перейти ко 2 заданию. В дальнейшем никакая помощь испытуемому не оказывается. Прекращается исследование после 4 последовательных неудач, когда ответы оцениваются 0 баллами. При интерпретации ответов следует обратить внимание на следующее:

В 2 балла оценивается абстрактный уровень ответа: любая общая классификация, уместная для обоих понятий. Установление сходства по наиболее существенному признаку;

В 1 балл оценивается установление сходства по специфически присущему признаку, общему для обоих понятий (функциональный уровень обобщения) и выражающему какое-то одиночное свойство сравниваемых предметов;

В 0 баллов оценивается конкретность ответов.

Максимальная оценка по данному тесту 26 баллов.
Стимульный материал

1) апельсин-банан

2) пальто-платье

3) топор-пила

4) собака-лев

5) стол-стул

6) глаз-ухо

7) воздух-вода

8) поэма-статуя

9) север-запад

10) яйцо-зерно

11) поощрение-наказание

12) древесина-спирт

13) муха-дерево

Выполнение этого задания требует определенного уровня развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого, однако при оценке необходимо также учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий субтеста требует определенного образовательного минимума. Когда количественно результаты по "Сходству" значительно снижены по сравнению с остальными субтестами, то можно думать о нарушении центральной нервной системы. Высокие оценки могут встречаться у лиц, склонных к абстрактному мышлению. При приступообразной шизофрении наряду со снижением "Сходства", снижается "Понятливость", и, возможно, "Арифметический". Сходство требует абстрактного мышления, поэтому у лиц, склонных к образованию различного рода фобий, а также идей отношений, преследования - оценки чаще выше.

Обратить внимание на следующие феномены:


  • какой тип мышления преобладает: понятийный, функциональный, конкретны;

  • обратить внимание на обобщение по несущественным признакам, какие несущественные признаки обобщаются: слишком далекие по смыслу к этим понятиям, либо имеющие функциональный или ситуационный оттенок. Этот феномен помогает при выявлении нарушений мышления при шизофрении;

  • избыточность информации, элементы резонерства испытуемого;

  • при психоорганике встречается феномен, когда испытуемый вместо сходства дает описание различий между понятиями. Этот же феномен встречается и при олигофрении;

  • испытуемый заявляет, что между понятиями отсутствует всякое сходство (особенно при решении сложных заданий субтеста), феномен чаще говорит о низком культурном уровне испытуемого;

  • такие черты личности, как активность или нерешительность при решении заданий, быстрота мышления или его вязкость.

Субтест 5. Повторение цифр

Вначале выполняют повторение цифр в прямом порядке. В каждом наборе по 3, 4 и более цифр и их приводится по два примера. Зачитывается вначале верхний ряд цифр. Если испытуемый не смог верно воспроизвести верхний ряд (например, из 4 цифр), то зачитывается нижний ряд (также из 4 цифр). И если во втором случае испытуемый неправильно воспроизводит ряд цифр, то тест прекращается. Аналогично поступают с чтением в обратную сторону: зачитывается ряд в прямом порядке (верхний), а повторяется в обратном. Если ряд не воспроизводится, то зачитывается нижний ряд из такого же набора цифр.
Задания и оценки

Прямой счет:


Первая серия

Вторая серия

Оценка

5 8 2

6 9 4

3

6 4 3 9

7 2 8 4

4

4 2 7 3 1

7 5 8 3 6

5

6 1 9 4 7 3

3 9 2 4 8 7

6

5 9 1 7 4 2 8

4 1 7 9 3 8 6

7

5 8 1 9 2 6 4 7

3 8 2 9 5 1 7 4

8

2 7 5 3 6 2 5 8 4

7 1 3 9 4 2 5 6 8

9

Обратный счет:


Первая серия

Вторая серия

Оценка

2 4

5 8

1

6 2 9

4 1 5

3

3 2 7 9

4 9 6 8

4

1 5 2 8 6

6 1 8 4 3

5

5 3 9 4 1 8

7 2 4 8 5 6

6

8 1 2 9 3 9 5

7 2 8 1 9 6 5

7

9 4 3 7 6 2 5 8

4 7 3 9 1 9 8 2

8

Оценка теста. Если повторен ряд в прямом порядке из 7 цифр, а в обратном из 5, то за первый опыт дается 7 баллов (по числу повторенных цифр) и за второй 5 баллов. Находится общий балл, равный в данном примере 12.

Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты "Повторения" очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).

Перечень феноменов:


  • ритм повторения - испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;

  • просьба повторить ряд - встречается у лиц со слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;

  • неверно повторена первая цифра при прямом повторении - чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;

  • замена места - испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;

  • сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;

  • невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке - грубейшая психоорганика.
Количественный анализ результатов:

  • если оценка "Повторения" значительно ниже "Словарного" – указание на наличие тревоги;

  • если оценка "Повторения" выше "Словарного" - выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;

  • высокие оценки "Повторения" могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;

  • низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутреннем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;

  • сочетание снижения в субтестах "Повторения", "Сходства" и конструктивных пробах невербального интеллекта - все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.

Субтест 6. Словарный

Начинать можно с объяснения 4 слова. За первые три в кредит дается по 2 балла. В случае невозможности истолкования слов, можно вернуться к началу субтеста.
Стимульный материал

Кровать, корабль, деньги, зима, ремонт, завтрак, фабрика, деталь, собрание, скрывать, огромный, спешить, приговор, регулировать, начинать, обдумывать, пещера, обозначать, домашний, расходовать, заканчивать, препятствовать, раскаяние, храм, несравненный, сопротивляющийся, бедствие, стойкость, спокойный, здание, жалость, осязаемый, смелый, периметр, зловещий, тирада, загромождать, плагиат, прокалывать, пародия.

Ответы оцениваются:

2 балла: хороший синоним, основное использование слова в словарном фонде языка, одно из нескольких определений; общая классификация, к которой принадлежит слово; несколько правильных описательных свойств, которые в совокупности отражают характер понимания слова;

1 балл: правильные ответы, но бедные по содержанию; неясный или недостаточно точный синоним; второстепенное использование слова в языке;

0 баллов: очевидные неправильные ответы; отсутствие реального понимания вопроса даже после повторения его экспериментатором, в силу чего типичны ошибки подмены раскрытия значения слова включением его в конкретную ситуацию.

Субтест выявляет словарный запас, культуру речи и мышления. Так как ответ должен достаточно полным, выполнение этого задания требует от испытуемого особой дисциплинированности мышления.

Феномены:


  • уровень мышления: анализируется преобладание одного из уровней мышления - понятийного, функционального, конкретного. Например, употребление преимущественно функциональных категорий может означать стремление к быстрому действию без достаточного обдумывания и плана; преобладание конкретности может говорить о низком культурном уровне личности;

  • "интеллектуальность" - ответы носят подчеркнуто интеллектуальный характер, свойственный демонстративным личностям;

  • анализ частей речи - интересно проследить характер ответов на существительные (чаще зависят от уровня образования), прилагательные, глаголы (первая форма речи, формирующаяся в детстве и наиболее устойчивая).
Качественный анализ вскрывает особенности мышления (неологизмы, нелепости, резонерство и пр.) и характерологические личностные черты (импульсивность, рационализм, эгоцентризм и т.д.).

Оценка "Словарного" наиболее устойчива к воздействию внешних причин (болезней, травм). Поэтому, поскольку словарный запас распадается в последнюю очередь при различных психических заболеваниях, результаты субтеста можно рассматривать как оценку преморбидного интеллекта испытуемого. Тем более, что "словарный" имеет самую высокю корреляцию с общим вербальным интеллектом. Вообще, в практике интерпретации результатов методики Векслера принято ориентироваться на показатель "Словарного" и с ним сравнивать остальные субтесты.

Субтест 7. Шифровка

Перед испытуемым кладется лист протокола и говорится:" Посмотрите на задание. Вы видите двойные клетки. В каждой клетке написана цифра, а под ней знак. Для каждой цифры свой знак. Теперь внизу, где под цифрами пустые клетки, надо расставить соответствующие знаки по образцу". Дать возможность потренироваться до жирной линии, а затем испытуемый работает самостоятельно в течение 90 сек.
Стимульный материал

Субтест "Шифровка" требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка. Он чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаемость, двигательную активность.

Феномены:


  • соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концентрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;

  • темп работы - быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности - гипертимность или гипотимность.
Количественные характеристики:

  • низкие оценки "Шифровки" (порой значительно ниже "Словарного") говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;

  • оценки выше "Словарного" - уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;

  • важно соотношение "Шифровка" и "Повторение" - снижение "Повторения" (тревога) и повышение "Шифровки" (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;

  • повышение "Повторения" и снижение "Шифровки" может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;

  • с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.
Субтест 8. Недостающие детали

Инструкция: "Я вам покажу несколько картинок, на которых не хватает некоторых деталей. Посмотрите на картинку и скажите, чего на ней не хватает, что нужно дорисовать".

Время на каждую картинку - 15 секунд. Оценка 1 балл за каждую правильную деталь. Фиксируется только первый ответ в пределах лимита времени. При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную отсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других - менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, если он покажет ее, где она находится.

Верные ответы: 1-дверная ручка, 2-хвост, 3-переносица, 4-ручка у двери, 5-несоответствие в карте, 6-вода не льется, 7-дужка на переносице, 8-колок, 9-уключина, 10-резьба, 11-молот, 12-след от собаки, 13-Камчатка, 14-труба у корабля, 15-нога у краба, 16-отражение руки в зеркале, 17-палец на руке, 18-тень от человека, 19-стремена, 20-снег на дровах, 21-брови.
Стимульный материал





Общение с неправильными друзьями может вызвать множество проблем, даже если вы не принимали участия в каких-либо дурных затеях. Другие люди (включая ваших родителей) будут часто приписывать вам вину за соучастие, и у вас могут появиться неприятности, даже если вы не сделали ничего плохого. Избавиться от таких людей может быть сложно, поэтому, обычно, лучшего всего просто избегать их с самого начала.

Шаги

Избавление от существующей плохой компании

    Начните держать дистанцию. Потихоньку прекращайте принимать приглашения встретиться. Если вас приглашают к кому-то из них домой, не ходите туда. Притворитесь больным или придумайте иную отговорку.

      • “Сегодня я действительно не в настроении веселиться”.
      • “Спасибо за приглашение, но сегодня я себя не очень хорошо чувствую”.
    • Также прекратите поверять им свои тайны. Сохранение близости в дружбе лишь усложнит ее прекращение в долгосрочной перспективе.
  1. Придумывайте отговорки, чтобы избегать их. Начните искать причины, чтобы не видеться с ними. Это поможет, если компания действительно плохая и вы хотите постепенно свести на нет общение с людьми оттуда. В конце концов, они все поймут и оставят вас в покое.

    • Примерами хороших отговорок может стать подработка няней, сильный надзор родителей или же новая внеклассная деятельность, которая “отнимает слишком много времени”.
    • Попробуйте один из следующий примеров:
      • “Спасибо за предложение, но у меня много домашней работы сегодня”.
      • “Я не смогу сегодня встретиться, потому что родители нагрузили меня работой по дому”.
  2. Если вы действительно хотите продолжить общение с этими людьми, попробуйте помочь им . Обсудите их поведение и скажите, почему оно вас беспокоит. Если люди захотят вас услышать, дайте им несколько советов, как исправить ситуацию.

    • Например, вы можете помочь тем, что честно расскажете о своих чувствах из-за их поведения, или поговорите вместе с ними с психологом или их родителями, или предложите справиться со стрессовой ситуацией в их жизни, которая может оказывать влияние на их поведение (например, домашнее задание, проблемы дома и прочее), или помогите найти позитивные выходы в их жизни (например, спорт, церковь или другие хобби или внеклассные занятия).
    • Попробуйте один из следующих примеров:
      • “Меня беспокоит, что иногда ты заставляешь меня чувствовать себя так, будто я плохой друг/плохая подруга”.
      • “Мне не нравится, когда меня принуждают делать вещи, которые я не хочу делать. Мне бы хотелось, чтобы ты так не делал(а)”.
      • “Я буду рад(а) помочь тебе придумать способ, как справиться с данной ситуацией”.
  3. Поговорите с теми, чьим советам вы доверяете. Скорее всего, в вашей жизни много людей (родители, учителя, школьные психологи), которые обладают большим жизненным опытом, нежели вы, и которые будут рады посоветовать вам, как найти и сохранить хороших друзей. Воспользуйтесь советом, поговорив с ними и узнав их мнение. Это может помочь!

Привлечение людей из нужного окружения

    Будьте приятным человеком. Если вы хотите привлечь тех, кто составит вам хорошую компанию, вам нужно быть милым человеком, с которым приятно находиться. Будьте добры к окружающим, помогайте им и ставьте цели в жизни.

Родители часто стремятся контролировать самые главные события в жизни ребенка. А правильно ли это? И к чему это ведет?

Время идет. Ребенок взрослеет, набирается сил - и вот уже родители недоумевают, где пропадает их отпрыск, почему он стал обманывать взрослых или и вовсе не хочет общаться. Как правило, ответ один - виновата плохая компания.

А вспомните, как все начиналось. Малыш абсолютно беспомощен, он полностью зависим от своих родителей. Они заботятся о нем, стараются угадать его желания и проблемы, пока он еще не может выразить и решить их самостоятельно. В результате у маленького человечка появляется устойчивый рефлекс, что именно он «центр вселенной». Но вот ребенок подрастает и попадает в новые для себя условия: детский сад, школа, кружок. И везде наш «центр вселенной» пытается применить среди окружающих его детей и взрослых уже сложившуюся модель поведения. Неизменно возникают конфликты с окружающей средой. Ребенок «экспериментирует» и пытается выбрать новый тип поведения, который его больше устраивает. Родители и другие взрослые люди пытаются вновь решить социальные проблемы ребенка. Наступает временное затишье.

Но этот период заканчивается, когда ребенок вступает в так называемый подростковый возраст. В подростковом возрасте человеку предстоит решить две важные задачи. Научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Этот период принято называть «переходным возрастом». У многих детей он проходит настолько бурно, что они забывают не только родителей, братьев и сестер, но и элементарные понятия о добре и зле.

К сожалению, подобные истории типичны: ваш примерный и домашний ребенок связался с дурной компанией и превратился в злобное и неуправляемое существо. «Как такое могло случиться, - думаете, вы, - вокруг столько хороших воспитанных детей, а он или она проводят все время в компании хулиганов из неблагополучных семей и девиц весьма сомнительного поведения?»

В этом разделе:
Новости партнеров

Стремление ребенка в этом возрасте влиться в социальную группу, объединенную общими интересами, и занять там свое место вполне естественно. В психологии есть термин «группировочная потребность» и она должна быть удовлетворена. Человек не в силах противостоять природе - он стремится найти свое место в коллективе.

«Кто виноват» и «Что делать»?

Но почему именно плохая компания? Тут впору задать классические вопросы «кто виноват» и «что делать»? Если ребенок пошел в плохую компанию, значит он не смог найти хорошую, или она его по тем или иным причинам не удовлетворила или не приняла. И первая хорошая компания, которую отверг ваш ребенок, - это ваша семья. Как ни горько признавать этот факт, но это именно так.

В переходном возрасте у человека резко меняются приоритеты в жизни: он пытается стать самостоятельным, принимать решения и сам за них отвечать, у него появляются взрослые вопросы об устройстве жизни, о моральных и материальных приоритетах, ему хочется занять достойное место в компании сверстников, нравиться противоположному полу... Бьющая через край энергия требует выхода.

Плохая компания - самый простой способ удовлетворить все эти потребности. Плюс легкая на первых порах эйфория от алкоголя и травки. Надо четко понимать, что НИКТО ЕГО ТУДА НЕ ЗАТАСКИВАЛ, ОН ПОШЕЛ САМ. Это его выбор! И это очень важная мысль. Если это его осознанный выбор, то и отказ должен быть осознанным! Никакие запреты и репрессии не помогут.

С одной стороны нужно дать ребенку самостоятельность, а с другой - не дать покатиться по наклонной плоскости. Как совместить свободу и контроль.

Первое и самое важное, нужно, во что бы то ни стало сохранить с ребенком доверительные отношения. Надо дать понять, что вы признаете в нем взрослого человека и уважаете его самостоятельность. Если вы попадетесь на слежке, лазании по карманам или просмотре мобильного либо записей в социальных сетях, восстановить уважение в глазах подростка будет крайне трудно. А это резко уменьшит возможность вашего влияния.

Второе, что нужно сделать, - это понять, что ребенка нельзя вытащить из плохой компании в никуда. Ему надо предложить выбор, который он сделает сам. К примеру, начать ходить в тренажерный зал или всерьез заняться фотографией, музыкой или программированием. Например, те, кто не посещал регулярно современных тренажерных залов, наверняка не знают, насколько сильно влияние на подростков сформировавшейся там социальной группы. Это в большинстве своем успешные, уверенные в себе молодые люди. Да и в их постоянном окружении статус «качка», «хаккера», музыканта или будущего фотографа может вполне удовлетворить нарастающие амбиции.

Современные кружки фотографии или музыкальные коллективы - везде подростку будет интереснее, чем во дворе. Новая техника, увлеченные разговоры, здоровая конкуренция - вспомните, что ваш подросток уже давно вырос из пеленок и нуждается в ярких эмоциях и зрелом самовыражении.

Если ребенок постоянно пропускает уроки, предпочитая дворовую компанию учебе, задумайтесь, а ту ли специальность вы ему напророчили. Вполне возможно, что она ему абсолютно не интересна. И тогда выбор между сомнительной будущей карьерой финансиста и реальной опасностью наркозависимости очевиден. Поговорите с ребенком, о какой специальности он мечтает, чем бы хотел заниматься в жизни, куда поступить. Попытайтесь понять его интересы и помочь ему определиться.

Третье, попытайтесь понять, насколько плоха компания, в которую попал ваш ребенок. И если вы почувствуете опасность: криминал, беспорядочный секс, наркотики, надо принимать самые решительные действия. Если это школьная компания - переводите его в другую школу, если дворовая - переезжайте в другой район. Это трудно, но жизнь ребенка дороже. Надо помнить, что подобная тактика очень травмирует ребенка, всячески старайтесь помочь ему. Если есть возможность, проконсультируетесь с психологом. Если нет - постарайтесь уделять ребенку как можно больше внимания и проявлять максимум терпения и такта.

(6 голосов : 3.17 из 5 )

Время идет. Ребенок взрослеет, набирается сил - и вот уже родители недоумевают, где пропадает их отпрыск, почему он стал обманывать взрослых или и вовсе не хочет общаться. Как правило, ответ один - виновата плохая компания.

Что делать? Запереть дома. Отобрать телефон. Отключить от Интернета. Событие на грани конца света: ваш воспитанный, домашний ребенок связался с дурной компанией и превратился в неуправляемое и озлобленное существо. Первые же кардинальные решения по исправлению ситуации, как правило, самые неверные, а потому в рядовой, в сущности, ситуации стоит разобраться без скандалов и седых волос.

А вспомните, как все начиналось. Малыш абсолютно беспомощен, он полностью зависим от своих родителей. Они заботятся о нем, стараются угадать его желания и проблемы, пока он еще не может выразить и решить их самостоятельно. В результате у маленького человечка появляется устойчивый рефлекс, что именно он «центр вселенной». Но вот ребенок подрастает и попадает в новые для себя условия: детский сад, школа, кружок. И везде наш «центр вселенной» пытается применить среди окружающих его детей и взрослых уже сложившуюся модель поведения. Неизменно возникают конфликты с окружающей средой. Ребенок «экспериментирует» и пытается выбрать новый тип поведения, который его больше устраивает. Родители и другие взрослые люди пытаются вновь решить социальные проблемы ребенка. Наступает временное затишье.

Но этот период заканчивается, когда ребенок вступает в так называемый подростковый возраст. В подростковом возрасте человеку предстоит решить две важные задачи. Научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Этот период принято называть «переходным возрастом».

У многих детей он проходит настолько бурно, что они забывают не только родителей, братьев и сестер, но и элементарные понятия о добре и зле.

К сожалению, подобные истории типичны: ваш примерный и домашний ребенок связался с дурной компанией и превратился в злобное и неуправляемое существо. «Как такое могло случиться, - думаете, вы, - вокруг столько хороших воспитанных детей, а он или она проводят все время в компании хулиганов из неблагополучных семей и девиц весьма сомнительного поведения?»

Стремление ребенка в этом возрасте влиться в социальную группу, объединенную общими интересами, и занять там свое место вполне естественно. В психологии есть термин «группировочная потребность» и она должна быть удовлетворена. Человек не в силах противостоять природе - он стремится найти свое место в коллективе.

«Кто виноват» и «Что делать»?

Но почему именно плохая компания? Тут впору задать классические вопросы «кто виноват» и «что делать»? Если ребенок пошел в плохую компанию, значит он не смог найти хорошую, или она его по тем или иным причинам не удовлетворила или не приняла. И первая хорошая компания, которую отверг ваш ребенок, - это ваша семья. Как ни горько признавать этот факт, но это именно так.

В переходном возрасте у человека резко меняются приоритеты в жизни: он пытается стать самостоятельным, принимать решения и сам за них отвечать, у него появляются взрослые вопросы об устройстве жизни, о моральных и материальных приоритетах, ему хочется занять достойное место в компании сверстников, нравиться противоположному полу… Бьющая через край энергия требует выхода.

Плохая компания - самый простой способ удовлетворить все эти потребности. Плюс легкая на первых порах эйфория от алкоголя и травки. Надо четко понимать, что НИКТО ЕГО ТУДА НЕ ЗАТАСКИВАЛ, ОН ПОШЕЛ САМ. Это его выбор! Ребенок, оказавшийся в дурной компании, вполне мог осознанно к этому стремиться. Сложившийся круг общения в любом возрасте превосходно отображает наши приоритеты. Прямо как в школе: отличники дружат с отличниками, двоечники легко находят себе подобных. Быть может, и ваш ребенок нашел «своих» и прекрасно вписался в дворовую компанию. А потому обвинять чужих мальчишек, право слово, не в чем - их родители также твердо убеждены в том, что ваш ребенок дурно влияет на их доверчивых детей. И это очень важная мысль. Если для ребенка это осознанный выбор, то и отказ должен быть осознанным! Никакие запреты и репрессии не помогут.

Под чужими знаменами

Ночной кошмар любой матери - ребенок, попавший в какую-либо организованную группировку. Это может быть религиозная секта или экстремистская организация, агрессивные защитники окружающей среды или воинствующие борцы за мир. Цели могут кардинально различаться, но психологи считают, что членами организованных движений становятся по двум причинам.

Первая - одиночество. В организованных группировках полным-полно детей из обеспеченных семей, в среде антиглобалистов немало участников с известными фамилиями и миллионным состоянием, доставшимся от родителей. В раннем детстве их отдали на воспитание няням и бабушкам, а недостаток внимания привычно компенсировали игрушками.

Поначалу они просто грустили, росли замкнутыми и необщительными детьми. Проблема обостряется в тот период, когда ребенок учится самостоятельности, от которой, как известно, до одиночества - один шаг. Подросток, недополучивший внимания, охотно идет за первым встречным Гамельнским крысоловом. «Твоя помощь будет бесценной, ты незаменим, ты часть команды» - именно с таких убеждений начинается вербовка.

Вторая причина тесно связана с первой и имеет тот же источник. Это желание заявить о своей важности, да как можно громче. Желательно так, чтобы об этом узнал весь мир. Не стоит и говорить, что подросток, ведомый таким желанием, и правда имеет все шансы прославиться в криминальной хронике. Таких детей в детстве не замечали. «Не мешай взрослым», «поиграй в своей комнате», «я сегодня устала, в другой раз», «мне некогда». Если желание пообщаться с родителями день ото дня разбивается о глухую стену, больше всего хочется обратить на себя их внимание. Выкрасить волосы в синий цвет, устроить митинг у иностранного посольства, встать под чужие знамена и кричать, кричать, кричать о своей важности и нужности. С одной стороны нужно дать ребенку самостоятельность, а с другой - не дать покатиться по наклонной плоскости. Как совместить свободу и контроль.

Первое и самое важное, нужно, во что бы то ни стало сохранить с ребенком доверительные отношения. Надо дать понять, что вы признаете в нем взрослого человека и уважаете его самостоятельность. Если вы попадетесь на слежке, лазании по карманам или просмотре мобильного либо записей в социальных сетях, восстановить уважение в глазах подростка будет крайне трудно. А это резко уменьшит возможность вашего влияния. Спокойствие - дело-то житейское. Ребенок, оказавшийся в дурной компании, - целая семейная трагедия, но на разных этапах и в разной степени с этим сталкивается подавляющее большинство семей. Скандалы, истерики, угрозы и показательные обыски в детской навсегда отдалят вас от ребенка, после семейной бури он тут же пойдет искать поддержки у своих друзей. Держите себя в руках, сохраняйте спокойствие и тщательно взвешивайте слова.Послушайте родителей, столкнувшихся с подростковыми проблемами своих чад: «Мы пробовали запирать дочку в комнате, держали под домашним арестом, угрожали и буквально волокли к психологу, но все бестолку». Честное слово, от такого подхода содрогнется даже взрослый человек с устоявшейся психикой.

У подростков сильно развито чувство протеста. И если им что-то запрещать в ультимативной форме, они будут еще больше к этому тянутся.

Второе, что нужно сделать, - это понять, что ребенка нельзя вытащить из плохой компании в никуда. Ему надо предложить выбор, который он сделает сам. К примеру, начать ходить в тренажерный зал или всерьез заняться фотографией, музыкой или программированием. Например, те, кто не посещал регулярно современных тренажерных залов, наверняка не знают, насколько сильно влияние на подростков сформировавшейся там социальной группы. Это в большинстве своем успешные, уверенные в себе молодые люди. Да и в их постоянном окружении статус «качка», «хаккера», музыканта или будущего фотографа может вполне удовлетворить нарастающие амбиции.

Современные кружки фотографии или музыкальные коллективы - везде подростку будет интереснее, чем во дворе. Новая техника, увлеченные разговоры, здоровая конкуренция - вспомните, что ваш подросток уже давно вырос из пеленок и нуждается в ярких эмоциях и зрелом самовыражении.

Ваша дочь водится с девчонками, которые красятся, как индейцы, носят вульгарные юбки и вовсю кокетничают с мальчиками. Полная безвкусица. Вместо того чтобы отпускать ядовитые комментарии в адрес косметики и юбок, покажите другой пример. Составьте гардероб модный и стильный, точь-в-точь такой, какой советуют популярные молодежные журналы.

Если ребенок постоянно пропускает уроки, предпочитая дворовую компанию учебе, задумайтесь, а ту ли специальность вы ему напророчили. Вполне возможно, что она ему абсолютно не интересна. И тогда выбор между сомнительной будущей карьерой финансиста и реальной опасностью наркозависимости очевиден. Поговорите с ребенком, о какой специальности он мечтает, чем бы хотел заниматься в жизни, куда поступить. Попытайтесь понять его интересы и помочь ему определиться.

Третье, попытайтесь понять, насколько плоха компания, в которую попал ваш ребенок. И если вы почувствуете опасность: криминал, беспорядочный секс, наркотики, надо принимать самые решительные действия. Если это школьная компания - переводите его в другую школу, если дворовая - переезжайте в другой район. Это трудно, но жизнь ребенка дороже. Надо помнить, что подобная тактика очень травмирует ребенка, всячески старайтесь помочь ему. Если есть возможность, проконсультируетесь с психологом. Если нет - постарайтесь уделять ребенку как можно больше внимания и проявлять максимум терпения и такта.

Лечите причину, а не симптомы.

Дурная компания - всего лишь следствие. Причины куда серьезнее, и каждая из них, в сущности, говорит об одном - винить посторонних людей как минимум нелепо, как максимум опасно. Настоящие проблемы - в мировосприятии своего ребенка и внутрисемейных конфликтах. Винить не стоит ни дворовую компанию, ни ребенка, ни себя. Вам предстоит долгий путь к взаимопониманию и доверию, и самым надежным компасом будет ваша честная оценка ситуации.

Наталья Терехова


Компании и просто люди встречаются в нашей жизни каждый день. Даже если нам удалось закрепиться в любой из них, это не значит, что наша настоящая компания сейчас - хорошая компания. На деле это может быть просто странная привязанность, которую мы испытываем к этим людям, или простое нежелание что-то менять в своей жизни. Но правда остается правдой: если наше окружение не делает нас лучше, а, напротив, заставляет чувствовать себя неудачником - это плохое окружение. Его надо сменить. А сегодняшняя статья тебе в этом как раз поможет.

1. Они встречаются с тобой только тогда, когда им это удобно

Самый первый и явный признак. Если компания или человек встречаются с тобой только в удобное для них время, оставляй их: это не друзья и даже не приятели. Если ты не можешь позвать их погулять с или пойти выпить, а любая инициатива идет только от них в самое неподходящее для тебя время - поздравляю, они тобой пользуются! Не позволяй им это делать, бро! Несмотря на красивые слова об отношениях в духе «Никто никому ничего не должен», этого не бывает. Если чуваки вступили в отношения, значит, они кому-то что-то да должны.

2. Они постоянно вспоминают твое прошлое

Эти люди не допускают мысли, что ты мог измениться. Они с некоторым удовольствием припоминают тебе старые ошибки, показывая тебе, какой ты плохой чувак. Хотя прошло много лет. Чуваки, которые относятся к тебе уважительно, никогда не вспомнят о твоем прошлом, потому что они видят, что оно прошло, да и ты тоже изменился. Таких внимательных к тому, что кануло в Лету, надо оставлять позади, а то придется ремонтировать свое будущее.

3. Ты чувствуешь себя в ловушке

Здоровые отношения на то и здоровые, что ты можешь легко прийти к этому человеку и уйти. Можешь сорваться и побежать, а потом вернуться. Когда отношения в норме, возникает чувство, что все двери и окна открыты настежь: можно прийти, уйти, да и дышится неплохо. В отношениях с «не теми людьми» (вне зависимости какими) ты чувствуешь себя заключенным, точно тебя заманили в дом, а потом заперли. Тебе неуютно, неловко, ты не можешь расслабиться. Так почему не найти в себе силы и не уйти от них?

4. Они принижают твои способности и мечты

Нормальные чуваки похвалят тебя за что-то хорошее и поругают за что-то плохое. Но они не будут только ругать тебя за всякую ерунду. В моей жизни была подруга, которая постоянно принижала мои способности во всех сферах и считала, что мои мечты - глупые, наивные и плохие. А еще она была уверена, что я занимаюсь нелюбимым делом. Вернее, что все, что я делаю, мне не подходит. С годами я понял, что подруга просто пыталась выехать на моем фоне, принижая мои, к слову, очевидные достоинства. Если тебе говорят, что то, что ты точно делаешь хорошо (и ты это сам знаешь), фигня полнейшая, знай, бро, ты попал в плохую компанию - пора выбираться отсюда. И никогда не оправдывай этих чуваков, типа у нее/него просто свое мнение. Разумеется, она высказала свое мнение, но зачем тебе такие люди рядом? Приятели, друзья и любимые должны поддерживать тебя. И изредка бранить за дело.

5. Они лгали тебе больше одного раза (по-крупному)

Любовь, как и дружба, - вещи, которые подтверждаются делом. Если кто-то лжет тебе, это значит только одно: он не уважает тебя. И твои отношения тоже.

Допустим, ты простил человеку какую-то ложь, а он возьми и снова тебя подставь, причем так же по-дурацки и неуважительно. А все почему? Потому, что он не уважает твои чувства и действует в своих интересах. Этот чувак может даже и не осознавать, что он, собственно, творит, но все равно будет хронически врать тебе.

6. Они негативны

Есть люди, которые негативно настроены ко всему. С ними также не стоит заводить отношения. Их негативность выражается в отрицательном отношении не только к тебе, но и ко всему, что к тебе в данный момент относится и с тобой взаимодействует. Эти люди постоянно язвят, подкалывают тебя и людей вокруг, ты будешь думать, что это у них просто такая натура, но на деле - это плохая компания.

7. Они сильно завидуют тебе

Белая зависть не распространяется на все имущество и личностные качества человека. Если человек завидует «белой завистью» всему, что имеет отношение к другому человеку, то эта зависть нифига не «белая», а самая обычная. Зависть ни в коем случае не означает, что тобой восхищаются. Зависть - это всегда презрение и неуважение к человеку. Поэтому, если ты слышишь от человека вечные «Какая у тебя девушка!», «Какая у тебя машина» - знай, он завидует и ненавидит тебя. А это плохо.

8. Они вынуждают тебя быть необъективным и ненавидеть других

Если твои приятель и компания вынуждают тебя не уважать и ненавидеть других, эта компания априори не самая положительная. Сам решай, кого тебе ненавидеть: не маленький!

9. Они хотят, чтобы ты был кем-то другим

Самая важная причина, бро. Если остальные признаки иногда имеют место и у хороших людей, то этот признак почти всегда означает, что ты попал в плохую компанию. Твои друзья или близкие знают, что ты за человек. Если они и пытаются что-то изменить, то только в твоих привычках, и то абсолютно факультативно: хочешь - изменяй, хочешь - нет. Плохая компания хочет тебя полностью переделать. Эти люди всячески пытаются тебя изменить и приписывают тебе различные недостатки, которых ты у себя не наблюдал. Принижают и всячески стараются указать тебе твое место. А еще решить за тебя. Зачем они тебе нужны, бро? Забей.

Но это далеко не все признаки плохой компании. Есть много других. В комментариях ты можешь написать другие признаки компаний, которые считаешь плохими.