Демократизация и гуманизация жизни дошкольного образовательного учреждения возможны лишь на основе новых принципов управления и высокого уровня профессионализма его руководителя.

Наступило время, когда основу управления ДОУ должны составлять не только отдельные удачные решения и опыт лучших коллективов. Необходимы глубокие знания основных положений науки управления, социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда. Только это поможет найти ответы на вопросы: как выжить в условиях рынка? Какой должна быть организация ДОУ, чтобы между сотрудниками сложились доброжелательные отношения? Как спланировать работу ДОУ и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов?

Основными компонентами системы управления являются директор, его заместители, педагоги, родители. Доминирующая роль в системе управления принадлежит руководителю. Любая работа начинается с определения и постановки задач, которые находят свое отражение в планировании. Цель планирования - выработка единства действий административного и педагогического коллектива, с одной стороны, и преемственности работы ДОУ со школой, семьей, культурно-образовательными учреждениями -- с другой. Квалифицированное составление плана -- одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.

Планирование -- основа содержания воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Оно позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок -- с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей -- с другой. Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.

Планирование должно отвечать целому ряду требований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

Объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

Четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;

Выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.

В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного -- программа развития дошкольного образовательного учреждения и образовательная программа. Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом. Следовательно, при составлении годового плана руководитель учитывает кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, педагогический опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения. Для того чтобы предусмотреть в годовом плане оказание дифференцированной методической помощи каждому воспитателю, необходимо провести анкетирование или беседу с целью выявления реальных затруднений педагогов.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования или бесед с педагогами, поможет старшему воспитателю составить карту педагогического мастерства, проект методических мероприятий на следующий учебный год, который выносится на всеобщее обсуждение итогового педсовета. Таким образом, прежде чем приступить к составлению годового плана, необходимо провести предварительную работу, включающую 2 этапа:

Анализ выполнения всех разделов программы воспитания и обучения;

Анализ затруднений педагогов, воспитателей.

План работы по конечным результатам предъявляет особые требования к технологии его реализации. Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это делается на производственном совещании, перед началом нового учебного года (в августе). Принятие плана работы ДОУ означает начало деятельности по его реализации.

Основные задачи планирования:

Обеспечение выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

Вычленение главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

Определение конкретных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

Воспитание ответственности каждого члена коллектива.

Для успешной реализации цели и задач планирования необходимо руководствоваться принципами научности, оптимальности, комплексного подхода, перспективности, систематического подхода и коллегиальности.

Примерный план работы учреждения на год:

1. Педагогический анализ деятельности ДОУ за предыдущий год.

2. Определение достигнутого уровня развития коллектива ДОУ, формулирование целей и задач на новый период.

3. Выявление путей решения поставленных задач и направлений дальнейшего развития коллектива.

4. Корректировка структурной формы плана и определение ответственных за составление каждого раздела.

5. Комплектование творческих групп по разработке разделов плана; инструктаж участников творческих групп;

6. Проведение анкетирования воспитателей с целью изучения их мнения об актуальных направлениях работы ДОУ; планирование группами разделов плана.

7. Обсуждение проекта плана.

8. Координация плана руководителем ДОУ.

9. Утверждение плана работы ДОУ на заседании педагогического совета.

Планирование работы учреждения не заканчивается составлением годового плана. В соответствии с ним каждый сотрудник должен уметь в системе спланировать свою работу.

В практике работы руководителей накоплен разнообразный опыт планирования работы с кадрами на месяц.

1-й вариант. Циклограмма деятельности. Многие руководители составляют ее в начале учебного года, что помогает научно организовать свой труд, учесть основные направления деятельности и плановость их выполнения. С учетом перечня профессиональных обязанностей руководитель планирует работу на месяц и на каждый день. При этом если происходит отмена запланированного, то на обратной стороне этого же листа делается пометка, что позволяет перенести данную работу на следующий день или месяц. Преимущество этого планирования в том, что в конце любого срока (месяц, квартал, полугодие, год) руководитель может легко проанализировать выполненную работу, выделить моменты, которые он не учел, и равномерно распределить последующую работу.

2-й вариант. Самый распространенный в практике работы руководителей -- ежедневник. Используются ежедневники самых разных форматов и вариантов оформления.

3-й вариант. Картотека дел. Она имеет три раздела: план на месяц; план на день; выполнение. В начале учебного года заведующая выписывает на отдельные карточки основные мероприятия и раскладывает их по месяцам. Ежедневные текущие дела фиксируются также на отдельных карточках и раскладываются в первом разделе картотеки по числам месяца. Карточки с выполненными делами перемещаются в третий раздел «Выполнение». Если запланированное мероприятие не выполнено, карточка переносится на следующий день или месяц.

4-й вариант. Технологическая карта управления дошкольным учреждением. Такие технологические карты управления дошкольным учреждением предусматривают оказание помощи руководителям в планировании, размещении основных мероприятий по руководству и контролю во времени. Они имеют специфику каждого региона и конкретного дошкольного учреждения.

Повторность организационных мероприятий дает возможность опытному руководителю составить циклограмму деятельности на каждый месяц.

Опыт показывает, что наиболее эффективным является комплексное планирование контроля в виде таблицы.

Организация ДОУ определяет работу всех сотрудников, условия пребывания детей в ДОУ, организацию учебно-воспитательного процесса. Правильно выстроенное управление детским садом гарантирует предоставление дошкольного образования на высшем уровне.

Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники. Когда средств не хватает, то нужно либо искать источники дополнительного финансирования, либо откорректировать программу развития, т.е. отказаться от части задач или сократить их объем.

Повышение эффективности любой организации в настоящее время невозможно без улучшения управленческой деятельности. Деятельность учреждения не может быть результативной и конкурентоспособной без наличия глубокого и всестороннего анализа, прогнозирования ситуации, выработки и принятия своевременных и обоснованных решений. В основе деятельности организации лежит работа с информацией, выработка и реализация мероприятий, направленных на повышение ее эффективности. Только своевременный сбор, анализ и обобщение сведений, прогноз ситуации и выработка на их основе действенных мероприятий, а также их осуществление дают возможность организации эффективно функционировать.

Работа с информацией, прогнозирование ситуации и выработка мероприятий - это не что иное, как составные части планирования. Необходима такая информация, которая позволит непрерывно влиять на любые процессы в интересующей нас сфере деятельности.

Прогнозирование призвано обеспечить научность, рациональность и необходимо для того, чтобы понять, как будут развиваться события и как подготовиться к активному воздействию на эти события. Прогнозирование будущего состояния рассматриваемого объекта осуществляется на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.

Если вся работа не будет организована на основе прогноза и научно разработанных перспективных планов на длительный срок, если не будут постоянно корректироваться и контролироваться в процессе реализации мероприятия плана, то нельзя поднять уровень руководства, а следовательно, и успешно решать поставленные задачи.

Планирование является наиболее характерным показателем целенаправленности человеческого труда, так как управление социальными процессами и явлениями невозможно без определения целей и средств их достижения. Планирование - весьма сложная область человеческой деятельности, один из общих принципов управления. Планирование в то же время выступает и как функция управления. Оно объективно присуще управлению, которое призвано обеспечить сознательную, целенаправленную, а следовательно, и заранее осмысленную спланированную деятельность.

Таким образом, планирование - это постановка целей и задач, выработка мероприятий и оценка конкретных сил и средств на определенный период путем выдвижения гипотез на основе полученной информации, принятия специфического управленческого решения (плана) и его реализация. Целью планирования организации является совершенствование деятельности путем достижения эффективного использования сил и средств, на основе определения последовательности решения возложенных задач, обеспечения равномерности и ритмичности задействования кадровых, финансовых, материально-технических и иных ресурсов.

Задачи стабильного функционирования организации в современных условиях могут быть успешно решены только при условии значительного повышения эффективности деятельности системы управления, широкого использования научно обоснованных методов работы, внедрения основ научной организации управления и труда (инноваций), в том числе научно обоснованного планирования работы.

Первая цель - сохранить нормальное функционирование организации в условиях активного воздействия на них внешней среды. Иначе говоря, организация обязана сохранить свою целостность и эффективность, работая в тех условиях, которые сложились в ее области деятельности. Вторая цель - все более адаптируясь к окружающей среде, выявляя дополнительные резервы и проявляя инициативу, постоянно совершенствовать организацию и функционирование предприятий, их подразделений и служб.

Планирование деятельности организации помогает успешно решать следующие задачи:

определение наиболее перспективных путей совершенствования функционирования;

обеспечение целеустремленности и наступательности;

маневрирование силами и средствами, т. е. наиболее эффективное применение методов и средств;

взаимодействие и комплексное использование возможностей всех служб организации;

исключение дублирования в деятельности служб и сотрудников, а также недопущение отвлечения сил и средств на решение второстепенных задач;

организацию четкого контроля за своевременным и надлежащим исполнением намеченных мероприятий.

Планирование основывается на глубоком и всестороннем анализе складывающейся ситуации и результатов функционирования организации за определенный период. Результаты такого анализа позволяют определить злободневные проблемы и основные направления работы. План приучает сотрудников организации работать организованно, вдумчиво, творчески. Он дает сотрудникам возможность, исходя из конкретных задач и сложившейся ситуации, наиболее правильно и эффективно использовать силы и средства. Руководствуясь планом, сотрудники избегают произвольных и непродуманных действий, которые приводят к напрасной трате сил и времени, а иногда и к нарушениям. Планирование, как уже отмечалось, - сугубо творческая деятельность соответствующих субъектов управления и включает в себя:

оценку объектов управленческого воздействия, состояния организации и условий ее функционирования;

оценку результатов выполнения ранее запланированных и проведенных мероприятий;

прогнозирование и определение основных рубежей (целей) и наиболее важных задач на планируемый период;

разработку мер, которые нужно реализовать для решения основных задач, рациональное распределение и тактически правильное использование сил и средств;

правильное, продуманное определение форм взаимодействия отдельных служб, подразделений и сотрудников.

Принцип законности в планировании означает необходимость строгого соответствия намеченных мероприятий требованиям законов и подзаконных актов. Реальность и конкретность - чрезвычайно важные условия, позволяющие исполнителям более четко усваивать цели и задачи этих мероприятий и тем самым гарантировать успех их проведения. Данный принцип тесно связан с требованием оптимальности планов, т. е. с требованиями достижения поставленных целей с наименьшими затратами сил, средств и времени при существующих условиях. Комплексный подход означает, что многообразие форм и методов решения задач функционирования организации вызывают реальную необходимость разработки целой группы текущих, целевых, ситуационных и индивидуальных планов, призванных обеспечить наиболее эффективное функционирование организации.

Планы должны быть актуальными, выполнимыми и в то же время напряженными. В планах необходимо четко и ясно формулировать задачи, определять мероприятия, сроки и конкретных исполнителей. Это достигается четкостью формулировок, не допускающих двусмысленного толкования. Недопустимо применение неопределенных выражений, общих призывов, мероприятий, которые являются функциональными обязанностями тех или иных работников. Не менее важным требованием является своевременность разработки плана. Несвоевременно, с опозданием принятый план теряет свою актуальность, не даёт возможности успешно подготовить его выполнение, эффективно организовать работу оперативного аппарата.

Понимание сущности планирования, соблюдение указанных принципов и требований позволяют более эффективно планировать работу по всем направлениям деятельности организации, укреплять взаимодействие со смежными учреждениями.

Разнообразие планов различного уровня в организации требует единого системного подхода к планированию. В этой связи необходимо опираться на принципы непрерывности и преемственности в разработке планов. Мероприятия, содержащиеся в планах нижестоящих звеньев, должны учитывать не только специфические проблемы, но и базироваться на планах и указаниях вышестоящих органов, а планы служб и подразделений одного уровня - не противоречить друг другу. План на очередной период должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений, включать в себя незавершенные или истекшие по срокам исполнения мероприятия.

Планируемые мероприятия должны соответствовать объективно складывающейся обстановке с учетом прогноза ее развития. В процессе планирования следует максимально учитывать местные особенности и условия функционирования организации, что позволяет выбирать оптимальные пути и способы реализации конкретных мероприятий плана.

Принцип эффективности планирования выражается в требовании актуальности, конкретности и реальности намеченных мероприятий. Их осуществление призвано успешно решать узловые, наиболее важные проблемы в конкретно складывающейся обстановке. Важным условием эффективного планирования работы является его соответствие общим организационным принципам работы учреждений. Так, планирование должно отвечать принципу научности, т. е. базироваться на общих положениях и последних достижениях естественных и общественных наук, опираться на данные социологии, экономики, психологии, положения правовых наук, технические достижения и передовой опыт.

Областной институт усовершенствования учителей ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ» Учебно-методические материалы. Составители. Герасименко Д.И., доцент ДВГСГА Закон Ж.И., методист ИУУ Титова Е.М., методист ИУУ Левкова Т. В., к.п. н. ДВГСГА Научный редактор Файн Т.А., к.п. н., доцент, член-корреспондент МАНПО, директор ОблИУУ, почетный работник общего образования Рецензенты

Моисеева Т.В., преподаватель ДВГСГА Пермякова А.А., старший воспитатель МДОУ № 48 Вераксо Г.А., доцент ДВГСГА Компьютерная верстка Серга Т.Н., методист ОблИУУ

Программа курсов «Управление методической работой в ДОУ» предназначена для организации повышения квалификации старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Министерства образования РФ «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений» и реализуется через следующие блоки: «Общество и образование» , «Деятельность старшего воспитателя по управлению педагогическим процессом,

«Психолого-педагогические основы образовательной деятельности ДОУ» .

Программа раскрывает задачи методической службы в ДОУ, основные виды деятельности старшего воспитателя, создаёт предпосылки по созданию образовательной среды, в которой возможна реализация творческого потенциала каждого педагога, всего педагогического коллектива.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа повышения квалификации старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных образовательных программ, основанных на положениях Закона РФ «Об образовании» (редакция от 31. 01. 96, № 13-ФЗ) , Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения

квалификации специалистов), утверждённого постановлением Правительства РФ от 26. 016. 95 № 610 и от 10. 03. 00 №213, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677) .

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

В основу современной модели образования положены принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование» , открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике. При формировании современной модели повышение вклада дошкольного образования в

инновационные процессы достигается на основе гибкости и многообразия форм, предоставляемых услуг, поддержки и более полного использования образовательного потенциала семей.

Современное дошкольное образование ориентировано на реализацию государственных стандартов. Стандарт дошкольного образования – это система требований к содержанию образования и к уровню развития детей каждого психологического возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность

при переходе к следующему возрастному периоду. В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» , его воспитание должно быть направлено на развитие умственных, духовных и физических способностей в полном объёме.

Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения является руководителем воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает и контролирует выполнение плана, оказывает методическую помощь, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Современная система повышения квалификации педагогов дошкольного образования включает целый комплекс наук, призванных обеспечить практическую деятельность руководителя дошкольного учреждения.

От специалиста в сфере дошкольного образования требуется в первую очередь знание психологии ребёнка-дошкольника, понимание общих закономерностей его развития, возможностей для полноценного психического развития в условиях разных видов деятельности.

Чтобы управление было компетентным, последовательным, глубоким, творческим старшему воспитателю надо знать научные основы управления ДОУ, особенно в условиях вариативности дошкольного образования, когда появилась возможность и необходимость развивать дошкольные учреждения нового типа.

Глубокое ознакомление с основными положениями науки управления, социально- психологическими аспектами руководства коллективом, вопросами педагогического анализа, прогнозирования, целеполагания, осознания органической связи управления с творчеством поможет руководителям ДОУ совершенствовать организацию их управленческой деятельности.

Представленная программа направлена на оптимизацию условий, позволяющих

реализовать поставленные задачи и требования, которые предъявляются старшему

воспитателю по совершенствованию работы дошкольного образовательного учреждения.

  • Цель программы: Подготовка старшего воспитателя к осуществлению

методической работы в условиях обновления дошкольного образования

Задачи программы:

  • Ориентация на готовность и способность использовать систему знаний на практике,
  • Развитие аналитические способности деятельности руководителя.

Программа состоит из учебно-тематического плана и содержания программы.

  • Первый раздел программы - предусматривает расширение кругозора слушателей, раскрывает актуальные вопросы общества и образования.
  • Во втором разделе психолого-педагогический блок раскрывает психологические аспекты управленческой деятельности; психологию труда руководителя, стиль его деятельности; управление общением в коллективе; инновационную деятельность педагогов и руководителя, регулирование инновационных процессов, обновление нормативно-правовой базы системы дошкольного образования.
  • Предметно-методический блок посвящён научным основам управления дошкольным образованием; организаторской деятельности старшего воспитателя в системе управления; организации контроля как функции управления, планирование работы ДОУ, работе с педагогическими кадрами в современных условиях; непрерывность содержания дошкольного и начального образования, установлению конструктивных форм сотрудничества с родителями и другими социальными институтами воспитания.

В учебный план включены разнообразные формы и методы активного обучения: лекции, семинары, практикумы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации по проблемам, «круглый стол» .

  • Предусматривается и самостоятельная работа слушателей по индивидуальным планам для подготовки к семинарам и зачёту. Для ознакомления с педагогическим опытом в план включены посещения дошкольных учреждений.
  • Программа рассчитана на 102 часа, в том числе на самостоятельную работу отводится 30 часов, с отрывом от производства.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСОВ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Цель данной программы: Подготовка руководителя дошкольного учреждения к

осуществлению управленческой деятельности в условиях обновления дошкольного

образования

Задачи программы:

  • Овладение теорией и практикой оптимального управления ДОУ;
  • Совершенствование содержания и технологий управленческой деятельности;
  • Ориентация на готовность и способность использовать систему знаний на практике;
  • Развитие аналитические способности деятельности руководителя;
  • Освоение новых видов профессиональной деятельности: проектирование, экспериментирование, самоанализ.
  • Срок обучения и объём программы: 100 часов.
  • Форма обучения: очная, с отрывом от производства
  • Режим занятий: 8 часов в день

I. Общество и образование

1. Дошкольное образование в условиях модернизации.

  • Модель образования 2020.
  • Нормативно – правовая база модернизации
  • Особенности системы дошкольного образования на современном этапе,
  • Образовательные стандарты дошкольного образования,
  • Новые педагогические технологии в дошкольном образовании.

2. ППО и формы его презентации.

3. Правовые основы аттестации педагогов ДОУ.

  • Нормативно-правовая база по вопросам лицензирования, аккредитации и

аттестации дошкольных образовательных учреждений.

4. Основы трудового законодательства

II. Управление дошкольным образовательным учреждением.

1. Основы управления дошкольным образовательным учреждением.

  • Управление как наука и практика человеческой деятельности;
  • Особенности управлением дошкольным образовательным учреждением;
  • Уровни управлением ДОУ:
  • Формирование организационной структуры управления;
  • Основные принципы обновления деятельности ДОУ.

2. Состав и содержание функции управления.

  • Функция управления, их взаимосвязь;
  • Информационно- аналитическое обеспечение управления

3. Стиль, методы и формы работы с кадрами.

  • Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления;
  • Методы управления

4. Планирование функционирования и развития образовательного учреждения.

  • Общие подходы и требования к планированию работы дошкольного

учреждения;

  • Методика разработки образовательной программ ДОУ;
  • Планирование работы на учебный год;
  • Текущее планирование работы с кадрами на месяц.

III. Деятельность старшего воспитателя

по управлению педагогическим процессом в ДОУ

1. Организационные основы эффективной методической деятельности в ДОУ.

  • Методическая деятельность и её значение в системе дошкольного образования.
  • Типы методической работы: исследовательский, экспериментальный,

коррекционный;

  • Содержание методической работы в ДОУ;
  • Формы организации методической работы с педагогическим коллективом;
  • Содержание деятельности старшего воспитателя.
  • Системно-деятельностный подход к построению и педагогическому анализу

занятий и других видов деятельности детей. Типы и виды учебных занятий, их

характеристика. Основные элементы занятий. Структурные элементы занятия.

  • Технология педагогического анализа занятий и других видов деятельности детей.
  • Организация и содержание работы методического кабинета на основе диагностирования педагогических кадров. Оказание помощи педагогам в разработке инновационных педагогических технологий.

2. Педагогический совет коллегиальная форма управления и школа педагогического

мастерства педагогов ДОУ.

  • Современные требования к организации и проведению педагогических советов.
  • Цели и задачи педсоветов, его функции. Педсоветы как педагогическая технология.
  • Содержание педсоветов. Планирование их работы.
  • Методы и формы педсоветов.

3. Контроль, регулирование и коррекция качества дошкольного образования.

  • Контрольная функция – неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя;
  • Качество и эффективность контроля;
  • Нормативные документы об организации контроля;
  • Оценка результативности труда;
  • Виды контроля.

4. Организация инновационной деятельности в ДОУ.

  • Почему возникает потребность в инновациях;
  • Инновация – что это такое;
  • Организация инновационной деятельности в ДОУ;
  • Механизм стимулирования нововведений и организационная готовность

коллектива к инновациям.

5. Основы делопроизводства: работа с нормативными документами.

  • Структура и содержание примерной номенклатуры дел ДОУ;
  • Требования к ведению отдельных видов документации в дошкольном учреждении.

6. Задачи математического развития детей от 2 до 7 лет.

  • Совершенствование содержания математического развития детей дошкольного возраста;
  • Математические технологии в современных образовательных программах;
  • Оптимизация учебного процесса на занятиях по математическому развитию дошкольников;
  • Рациональные приёмы познания: проблемно-поисковые ситуации, детское экспериментирование, вопросы воспитания, игровые приёмы, моделирование.

7. Роль родного языка и речи в развитии ребёнка.

  • Родной язык в системе дошкольного воспитания. Влияние речи на психическое развитие детей;
  • Требования к речи воспитателя;
  • Формы и методы работы по развитию речи в разных возрастных группах.

8. Создание условий для полноценного развития игровой деятельности как один из путей нормализации педагогического процесса в ДОУ.

9. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социального развития дошкольника в условиях модернизации образования.

10. Создание условий для художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста как один из путей гуманитаризации образовательного

процесса в ДОУ.

  • Характеристика разделов «Изобразительная деятельность» в альтернативных программах,
  • формирование творческих начал личности,
  • знакомство с искусством,
  • гуманистический подход к изодеятельности,
  • г познавательная деятельность средствами ИЗО.

11. Актуальность вопроса воспитания экологической культуры у детей дошкольного

возраста.

  • Необходимость экологического воспитания и образования дошкольников на современном этапе.
  • Экологическое образование и экологическое воспитание. Их взаимосвязь.
  • Ядро экологического образования и его содержание.
  • Компоненты ядра экологического образования: познавательный, ценностный, нормативный, деятельный.
  • Парциальные программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста («Юный эколог» , «Наш дом – природа
  • Вариативные технологии по экологическому воспитанию. Содержание, принципы построения программ, их отличительные особенности, направленность. Пути реализации программ в образовательном процессе ДОУ.

12. Педагогика оздоровления. Развивающие функции физического воспитания.

  • Содержание развивающей оздоровительной работы с дошкольниками.
  • Современные подходы и требования к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  • Инструктивные документы о двигательной активности, прогулках, санитарно – гигиенических требованиях.
  • Анализ программ по физическому воспитанию.
  • Инновационные системы физического образования и развития дошкольников.

13. Роль руководителя ДОУ в соблюдении требований к созданию предметно- окружающей среды.

  • Организация развивающей среды. Варианты построения развивающей среды.
  • Роль среды в становлении личности. Принципы построения предметно- окружающей среды.
  • Отношения ребёнка с окружающим миром. Значение взрослого как посредника отношений.

14. Семья, детский сад, социум: модель взаимодействия.

  • Цели и задачи по взаимодействию ДОУ с семьёй и общественностью;

Дифференцированный подход в работе с родителями;

  • Педагогическое образование родителей.

15. Деятельность старшего воспитателя ДОУ в обеспечении преемственности в работе детского сада и школы.

16. Трибуна передового опыта «Творчество в управлении ДОУ» .

IV. Психолого-педагогические основы образовательной деятельности ДОУ

Психология

1. Микроклимат в педагогическом коллективе.

  • Понятие морально-психологического микроклимата.
  • Причины нарушения микроклимата в коллективе.
  • Факторы, способствующие стабилизации морально- психологического микроклимата.

2. Особенности межличностного взаимодействия взрослых и детей.

  • Понятие общения. Значение общения со взрослыми.
  • Формы общения и их роль в становлении личности ребёнка. Общение со сверстниками. Его специфика.
  • Причины конфликтов и их устранение. Проблемы общения в коллективе
  • Развитие коммуникативной компетентности участниками педагогического взаимодействия (Тренинг) .

3. Психологические аспекты управленческой деятельности, мотивация управления.

  • Методы воздействия на коллектив.
  • Руководитель и подчинённые.
  • Стиль управления. Конфликтность в коллективе.

4. Понятие личности в психологии.

  • Личность руководителя и подчинённого
  • Личность воспитателя. Значение педагога в жизни дошкольника.

Индивидуальный стиль деятельности.

  • Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста.

5. Диагностическая работа с педагогическими кадрами.

  • Особенности диагностико-коррекционной работы в детском саду.

6. Психологическая готовность ребёнка к школьному периоду жизни.

Дошкольная педагогика

1. Дошкольное образование на современном этапе, его роль, основные тенденции.

  • Работа с педагогическим коллективом, родителями и детьми по изучению прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка.

2. Адаптация личности к новым социально – экономическим условиям как фактор её социализации.

  • Механизм адаптации личности к новым социально- экономическим условиям.
  • Сложности, возникающие в период адаптации. Виды адаптацию Адаптация к различным видам деятельности.
  • Проблемы общения в коллективе.

3. Программы и технологии дошкольного образования. Приоритеты современного образования и воспитания.

  • Вариативные программы дошкольного образования.
  • Основные функции образовательного стандарта:
  • реализация качества образования в условиях его вариативности,
  • защита ребёнка от некомпетентности педагогических воздействий,
  • сохранение единого образовательного пространства на территории России в условиях самостоятельности регионов, образовательных учреждений, творческого подхода к воспитанию.
  • Инновационная деятельность педагога. Что такое инноватика? Закономерности инновационного процесса. Преодоление инновационного барьера. Условия, необходимые для инноватики. Диагностика готовности к инновационной деятельности. Регулирование инновационных процессов. Самоанализ. Рефлексия.

4. Организация целостного педагогического процесса в детском саду.

  • Обучение детей дошкольного возраста.
  • Роль воспитателя в гуманизации педагогического процесса
  • Дошкольник как объект и субъект воспитания. Значение и уникальность дошкольного возраста. Формирование фундаментальных, собственно человеческих способностей в период формирования личности человека.

Консультации по запросам слушателей.

Самостоятельная работа слушателей (подготовка к семинарам, зачёту) .

Итоговый контроль.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ

ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

1. Инструкция: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

Вопрос. Лицензирование это процедура установления:

Варианты ответов:

а) образовательного статуса дошкольного учреждения;

б) статуса юридического лица ДОУ;

в) соответствия условий осуществления образовательного процесса

государственным и местным требованиям;

г) процедура, обеспечивающая финансирование ДОУ.

2. Инструкция: выберите правильный вариант последовательности действий при принятии

управленческого решения.

Вопрос. Процедура принятия управленческого решения заключается в следующем:

Варианты ответов:

а) работа по выявлению проблемы - определение критериев выполнения решения -

формулирование альтернатив решения - оценка вариантов решения - выбор альтернативы;

б) работа с проблемой - формулирование путей решения проблемы - их оценка -

принятие решения;

в) определение отклонения фактического состояния системы от желаемого -

построение проблемы - разработка вариантов решения проблемы - выбор решения;

г) формулирование путей решения проблемы – принятие решения – их оценка.

3. Инструкция: на месте пропусков впишите пропущенные слова.

Управление образовательным учреждением - активное _______ руководителей образовательного учреждения и других участников ________________________ процесса по его упорядочиванию и переводу в новое

качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач /Т. И. Шамова/.

4. Менеджер - это специалист, осуществляющий управление (организацией) в процессе

управленческого _____________ с целью ее функционирования и развития.

5. Руководство - это направление деятельности менеджера, обеспечивающее развитие

Построение __________________ между его членами и их

поведение, которое в максимальной степени способствует достижению организационных

6. Структура ______________ - строение, взаиморасположение и связь составляющих ее

частей, позволяющее достичь организационных целей.

7. Инструкция. Отметьте правильный ответ.

В законе РФ об образовании дано определение системы образования.

  • Совокупность всех учебно-воспитательных учреждений страны.
  • Система преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети образовательных учреждений различных форм, типов и видов, системы органов управления.
  • Совокупность учебно-воспитательных учреждений страны, осуществляющих основные принципы политики государство в области просвещения.

8. Инструкция. Отметьте правильный ответ.

В государственных воспитательно-образовательных учреждениях создание и

деятельность политических партий, религиозных движений не допускаются.

б) неверно.

9. С целью развития коллектива организации, наиболее целесообразно использование

следующих методов:

а) административных;

б) социально-психологических;

в) экономических;

г) организационно-распорядительных.

10. Определение основных операций управленческого цикла, характерно для:

а) интегративного подхода;

в) управленческого подхода;

г) функционального подхода.

11. Определение основных направлений деятельности руководителя, характерно для:

а) интегративного подхода;

в) управленческого подхода;

г) функционального подхода. - 17 -

12. Педагогический коллектив - это:

а) Люди, работающие в одном учреждении;

б) объединение людей, подчиняющихся одному руководителю;

в) группа педагогов, объединенных общими целями деятельности образовательного

учреждения, которые достигаются в процессе взаимодействия;

г) команда, в которой царит взаимопонимание и поддержка.

13. Отсутствие внешних агрессивных проявлений между конфликтующими сторонами,

использование косвенных средств воздействия характерно для:

а) антогонистического конфликта;

б) горизонтального конфликта;

в) скрытого конфликта;

г) внутриличностного конфликта.

14. Поиск решений конфликтной ситуации за счет взаимных уступок, выработка решения,

устраивающего все участвующие стороны, характерны для следующей стратегии

поведения:

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) избегание;

г) приспособление.

15. Современное планирование должно отвечать следующим требованиям:

а) гибкость;

б) коллегиальность выработки планов;

в) непрерывность планирования;

г) все варианты верны.

16. Определение механизма распределения ресурсов для достижения среднесрочных целей

осуществляе6тся при:

а) стратегическом планировании;

б) перспективном планировании;

в) тактическом планировании;

г) оперативном планировании.

17. Выбор формы планирования обусловлен (укажите лишнее) :

б) предпочтениями руководителя, насколько она ему удобна в работе;

в) временным периодом, на который осуществляется планирование;

г) регламентациями вышестоящих организаций.

18. Организация как функция управления заключается в:

а) определении перспектив развития учреждения и основных направлений его

б) упорядочении деятельности учреждения, создании его структуры;

в) распределении обязанностей между его членами с целью реализации намеченных

планов и достижения желаемых результатов;

г) объединении пунктов б и в.- 18 -

19. Какой из организационных механизмов предполагает определение функций,

а) нормирование;

б) регламентирование;

в) инструктирование;

г) делегирование.

20. Определите соотношение понятий "контроль" и "анализ":

А) это синонимы;

Б) они не связаны;

В) процедура контроля предполагает осуществление анализа;

Г) контроль и анализ - это различные процедуры, но они взаимодополняющие.

21. Перечислить качества эффективного руководителя:

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Вопрос 1. Установите соответствие между моделью воспитания и ее признаками:

Модели воспитания:

  1. идеалистическая
  2. прагматическая
  3. социетарная
  4. гуманистическая
  5. технократическая

Признаки:

1) Обучение практико-ориетированным

знаниям и умениям,

2) жесткое управление и контроль за

воспитанником, технологичность

педагогического процесса,

3) развитие заложенных в душе вечных и

неизменных целей,

4) взаимодействие с личностью и уважение

ее уникальности,

5) Истинна только определенная система

ценностей (коммунистическая,

религиозная и т.д.),

Вопрос 2. Установите соответствие между признаками и названием процесса.

1. Процесс, основная роль которого состоит в развитии

способностей ребенка.

2. Процесс организованного и целенаправленного

воздействия на личность и поведение ребенка.

Варианты ответов:

а) воспитание;

б) обучение.

Вопрос 3. Какова традиционная точка зрения в отечественной науке, раскрывающая

взаимосвязь между обучением и развитием.

Варианты ответов:

а) обучение и развитие – процессы, которые независимы один от другого; - 19 -

б) развитие предопределяет успех обучения, но развитие независимо от обучения и

его протекание предопределено заранее биологическими факторами;

в) развитие всегда зависит от обучения. Каково обучение, таково и развитие.

г) все ответы верны

Вопрос 4. Соотнесите характеристику содержания пяти типов отношения педагога к

ребенку с их названием. Впишите во второй столбец таблицы буквенное обозначение,

соответствующее цифровому в первом столбце.

  1. «Диктат»
  2. «Нейтралитет»
  3. «Опека»
  4. «Конфронтация»
  5. «Сотрудничество»

Варианты ответов:

а) скрытая неприязнь к детям, в общении пренебрежительно-деловой тон;

б) соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в

в) забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с

родителями;

г) строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-

деловом общении;

д) свободное общение с детьми, отсутствие требований, увлеченность воспитателя

своими проблемами.

Вопрос 5.Из предложенных вариантов выберите один правильный:

Ведущая деятельность имеет следующие признаки:

а) - от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии

становления личности;

б) - в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности;

в) - в ней возникают и формируются частные психические процессы;

г) - все ответы верны.

Вопрос 6. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением

достижений научно-технического прогресса.

7. Инструкция: на месте пропусков впишите пропущенные слова.

Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает

главнейшие изменения в _____________ процессах, психологических особенностях

На данной стадии ее развития. /А. Н. Леонтьев/

Педагогического воздействия, а целью выступают _______________.

Вопрос 9. Дайте определение педагогической технологии:

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной

Деятельности по проектированию, организации и проведению учебного - 20 -

процесса с безусловным обеспечением _______________________ условий для учащихся

и учителя /В. М. Монахов/.

Вопрос 10. По временному признаку различают три группы педагогических задач

(исключите лишнее) :

Варианты ответов:

а) стратегические;

б) тактические;

в) оперативные;

г) дидактические.

Вопрос 11. Дайте определение педагогической технологии

Педагогическая технология означает системную ________________________ и

порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических

средств, используемых для достижения _____________ целей /М. В. Кларин/.

Вопрос 12. Какое из перечисленных качеств относится к коммуникативным умениям

педагога?

Варианты ответа:

а) анализ социальной ситуации;

б) соблюдение конфиденциальности;

в) обработка диагностической информации;

г) самоанализ собственной деятельности.

Вопрос 13. Установите соответствие между педагогическими способностями и их

характеристиками.

Педагогические способности:

  1. Прецептивные;
  2. Суггестивные;
  3. Конструктивные.

Характеристики способностей:

А) умение с помощью слова добиваться нужного результата воздействия;

Б) проникать во внутренний мир ребенка, видеть его состояние;

В) способность предвидеть ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

Вопрос 14. Что называют педагогической наблюдательностью? На месте пропусков

впишите пропущенные слова.

Педагогическая наблюдательность это ______________ видеть, замечать не только

Изменения, но и особенности ______________ мира каждого

воспитанника.

Вопрос 15. Инструкция. Дополните.

Понимание эмоциональных состояний другого человека и умение сопереживать

этим состояниям называется ________.

деятельности самих себя, принято называть ___________.

Вопрос 17. Инструкция: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

Какое умение педагога относится к коммуникативным? - 21 -

Варианты ответов:

а) умение прогнозировать результаты обучения и воспитания;

б) умение управлять поведением и активностью детей;

в) умение находить контакт и правильный тон при общении с детьми;

г) умение наблюдать за активностью ребенка

Вопрос 18. Личность ребенка существует, проявляется и формируется:

а) только в человеческом обществе;

б) в деятельности;

в) в общении;

г) все ответы верны.

Вопрос 19. Верно ли утверждение, что отечественная наука стоит на позициях признания

значимости влияния на и развитие личности как биологических, так и социальных

факторов при активной позиции самой личности.

Вопрос 20. Внедрение передового педагогического опыта осуществляется через:

а) наставничество педагогов-мастеров;

б) педагогические практикумы, семинары и тренинги;

в) различные формы научного и методического обобщения: доклады, брошюры,

статьи, методические разработки, мастер- классы, творческие мастерские, научно –

практические конференции.

г) все ответы верны.

ТЕСТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ

Вариант 1

1. Инструкция: Восстановите последовательность.

Вопрос: Как возникают в онтогенезе основные формы общения дошкольников со

взрослыми?

а) Внеситуативно-личностная;

б) Ситуативно-деловая;

в) Ситуативно-личностная (или эмоциональная;

г) Внеситуативно-познавательная.

2. Инструкция: Допишите пропущенное слово.

Вопрос: Что такое организационная культура коллектива?

«Организационная культура группы - паттерн коллективных базовых

Обретаемых группой при совместном разрешении разного рода проблем

организации».

3. Инструкция: Определите недостающий компонент.

Вопрос: Каковы основные характеристики социально-психологического климата?

а) Целенаправленность;

б) Мотивированность;

в) Стрессоустойчивость;

г) Интегративность; - 22 -

д) ________________

(Мак Грегор) :

− люди ленивы;

− они не любят работу;

− для того, чтобы заставить людей работать, их нужно контролировать,

направлять и держать под страхом наказания;

− они избегают ответственности;

− у них мало честолюбия?

а) концепция «Х»

б) концепция «Y»

(Г. Хофстеде) ?

а) Коллективизм-индивидуализм;

неопределенности;

г)____________- женственность.

6. Инструкция: Соотнесите перечисленные характеристики и понятия.

Вопрос: Как характеризуются основные 5 способов поведения людей в конфликте

(М. Томас) ?

Формы реагирования Характеристики

Сотрудничество Уход от конфликтной ситуации

Компромисс Форма поведения не допускает не только возникновения

конфликта, но и противоречия между людьми

Избегание Отказ от борьбы в пользу другого лица

Уступка Прямая конфронтация, при которой ни одна из сторон не

желает уступать

Соперничество Форма поведения, при которой быстро находится нужное

решение, устраивающее две стороны

7. Инструкция: Выберите один вариант ответа.

адекватной самооценки, уверенность в себе, произвольность поведения»?

а) Специальная готовность,

б) Физическая готовность,

г) личностно – психологическая;

д) Интеллектуальная;

е) Эмоционально-волевая.

8. Инструкция: Выберите один вариант ответа.

Вопрос: Верно ли утверждение, что для благоприятного развития коллектива, в том

числе и педагогического необходимо наличие 4 групп сотрудников - союзники,

недоверчивые ведомые, оппоненты, друзья? - 23 -

в) Свой вариант________________________________________________

9. Инструкция: Соотнесите перечисленные определения и понятия.

поведения

Низкий уровень:

«Не хотят работать, не умеют работать»

«Передача Полномочий»

Средний уровень:

«Участие в управлении»

Хороший уровень

указывание»

Высокий уровень: "Хотят и умеют работать творчески"

(экстра специалисты, достигшие высокой квалификации,

ответственные, инициативные работники)

«Популяризация»

10. Инструкция: Исключите лишний вариант ответа.

Вопрос: Все ниже перечисленные компоненты являются диагностическим

минимумом для детей раннего возраста:

а) Развитость предметной деятельности,

б) Наличие словесных обобщений, любознательности, активности в общении,

в) Развитое наглядно-образное мышление,

г) Качество сенсомоторного развития.

ТЕСТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ

Вариант 2

1. Инструкция: Определите недостающий компонент.

Вопрос: Каковы основные формы общения дошкольника со взрослым?

а) Внеситуативно-личностная;

б) Ситуативно-деловая;

в) Ситуативно-личностная (или эмоцональная) ;

г) _______________________________________

2. Инструкция: Допишите пропущенные слова.

Вопрос: Что такое социально-психологический климат коллектива? «Социально-

психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов

коллектива, возникающая на основе их ________________ совпадения ________________,

склонностей».

3. Инструкция: выберите один вариант ответа. - 24 -

Вопрос: Как называется одна из характеристик социально-психологического

климата коллектива, которая трактуется как «обеспечивающая необходимый уровень

единства мнений, согласованности действий».

а) Целенаправленность;

б) Мотивированность;

в) Стрессоустойчивость;

г) Интегративность;

д) Организованность

4. Инструкция: Выберите один вариант ответа.

Вопрос: Какая управленческая концепция описывается так (Мак Грегор) :

− люди являются творцами;

− они любят работу;

− они сами управляют своей деятельностью и сами себя контролируют в соответствии с

поставленными целями;

− они готовы принимать на себя ответственность;

− они обладают творческим потенциалом.

а) концепция «Х»

б) концепция «Y»

5. Инструкция: Впишите недостающий компонент.

Вопрос: Каковы параметры базовых представлений организации (Г. Хофстеде) ?

а) Коллективизм - _____________________________________________

б) Малая властная дистанция - большая властная дистанция;

в) С сильным избеганием неопределенности - со слабым избеганием

неопределенности;

г) Мужественность - женственность.

6. Инструкция: Выберите один вариант ответа.

Вопрос: Какой вид готовности к школе можно охарактеризовать как «наличие

знаково-символической функции сознания, способности к замещению, произвольность

психических процессов, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наличие

познавательных интересов»?

а) Специальная готовность,

б) Физическая готовность,

в) Психологическая готовность:

г) Личностно-психологическая,

д) Интеллектуальная,

е) Эмоционально-волевая.

7. Инструкция: Соотнесите перечисленные определения и понятия.

Вопрос: Как характеризуются основные 4 типа ценностей у человека (В. П.

Тугаринов)?

Типы ценностей Характеристики

Духовные ценности Техника и материальные блага

Общественно-политические ценности Любовь к ближним, уважение его свободы

Материальные ценности Свобода, братство, равенство, справедливость

Общечеловеческие ценности Образование, наука, искусство- 25 -

8. Инструкция: выберите один вариант ответа.

Вопрос: Верно ли утверждение, что основными показателями изучения социально

психологического климата являются - удовлетворенность работников организации

характером и содержанием труда, взаимоотношениями с коллегами по работе и

менеджерами, стилем руководства фирмой, уровнем конфликтности отношений,

профессиональной подготовкой персонала?

в) Свой вариант ____________________________________________

9. Инструкция: Соотнесете перечисленные определения и понятия.

Вопрос: Форма управленческого поведения и уровень профессионального развития

сотрудников связаны между собой. Как характеризуется их связь?

Уровень развития сотрудника, коллектива Форма управленческого

повеления

Низкий уровень:

" Не хотят работать, не умеют работать"

«Передача полномочий»

Средний уровень:

"Хотят работать, но еще не умеют работать

«Участие в управлении»

Хороший уровень

указывание»

Высокий уровень:

"Хотят и умеют работать творчески" (экстра специалисты,

достигшие высокой квалификации, ответственные,

инициативные работники)

«Популяризация»

10. Инструкция: Определите последовательность перечисленных явлений.

Вопрос: Для позитивного развития ребенка дошкольного возраста в периоде с 0 до

6-7 лет он должен удовлетворить четыре основные потребности:

а) Потребность в любви,

б) Потребность в уважении,

в) Потребность в защите,

г) Физиологические потребности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Белая К.Ю., Методическая работа в ДОУ;
  2. Белая К.Ю., Педсовет в дошкольном образовательном учреждении, 2004;
  3. Белая К.Ю., От сентября до сентября, 2008;
  4. Белая К.Ю., Инновационная деятельность в ДОУ, 2005;
  5. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду. М., 1985;
  6. Бондаренко А.К., Словесные игры в детском саду, М., 1977;
  7. Бородич А.М., Методика развития речи детей. М., 1981;
  8. Вавилова Е.Н., Умейте бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983;
  9. Васильева А.И., Старший воспитатель детского сада, 1990;
  10. Волобуева Л.М., Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами, 2003; - 26 -
  11. Голицыны Н.С., Система методической работы с кадрами в дошкольном

12. Голицына Н.С., Организация и проведение тематического контроля в дошкольном

образовательном учреждении, 2006;

13. Голицына Н.С., Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ, 2008;

14. Гришин В.Г., Игры с мячом и ракеткой. М., 1989;

15. Дик Н.Ф., Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении, 2006;

16. Доронова Т., Якобсон С, Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации, -

17. Дуброва В.П., Организация методической работы в дошкольном учреждении, 1995;

18. Дошкольная педагогика (Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой – М., 1983) ;

Илларионова Ю.Г., Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985;

19. Казакова И.Н., Годовое планирование в ДОУ, 2006;

20. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей

дошкольного возраста. М., 1985;

21. Лялина Л.А.; Планирование работы старшего воспитателя ДОУ, 2008;

22. Методика обучения изобразительной деятельности (под ред. Н.Сакулиной,

Т.Комаровой – М., 1979);

23. Методист дошкольного образовательного учреждения, 2007;

24. Николаева С.Н., Место игры в экологическом воспитании дошкольников, М., -1996;

Николаева С.Н., «Юный эколог» . Программа и условия её реализации в детском саду;

25. Никишина И.В., Дошкольные образовательные учреждения. Диагностическая и

методическая работа, 2007;

26. Осокина Т.И., Физическая культура в детском саду. М., 1986;

27. Осокина Т.И., Игры и развлечения на воздухе. М., 1983;

28. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. –

29. Петрушина А.Д., Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ,

30. Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой) ;

Программа развития и воспитания в детском саду. «Детство» . – СПБ., 2000;

31. Программа и руководство для воспитателя детского сада. «Радуга» . – М., 2000;

Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста «Развитие» –М., 1994;

Программа «Наша природа» автор Н.А. Рыжова, - М. 1997;

32. Современные образовательные программы для детского сада (Под ред. Ерофеевой) ;

33. Сорокина А.И., Дидактические игры в детском саду. - М., 1982;

34. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №№ 1,2, 3- 2007, №№3, 4

35. Тарновская Н., Топоркова Л Обучение детей конструированию и ручному труду;

Тарабрина Т, Оригами и развитие ребёнка;

36. Тимофеева Е.Д., Подвижные игры для малышей. М., 1990;

37. Третьяков П.И., Белая К.Ю., Дошкольное образовательное учреждение: управление по

результатам. М.; Новая школа, 2003;

38. Учебное пособие и практикум, 1997. Фролова В.Г., Юрко Г.П., Физкультурные занятия

на воздухе. М., 1983;

39. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981;

40. Фокина В.Г., Ознакомление с природой и экологическое воспитание дошкольников.

41. Фомичёва М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981;

Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ; - 27 -

42. Честнова Н.Ю., Новая настольная книга методиста детского сада; 2006;

43. Швайко Г.С., Игры и игровые упражнения для развития речи (под ред. В.В. Гербовой) .

44. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999

Тема 3. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Управление это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы.

(Ф. Тейлор)

3.1. Законы менеджмента

По сравнению с другими видами труда в организации управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

–> представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

–> участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

–> предмет труда – информация;

–> средство труда – организационная и вычислительная техника;

–> результат труда – управленческое решение.

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, основаны на определенных законах (табл. 3.1).

3.2. Принципы менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.

Принципы правила, нормы, предписания к действию.

Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:


Таблица 3.1

Законы управления


kvvad лояльность к работающим;

kvvad ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;

kvvad атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;

kvvad своевременная реакция на изменения окружающей среды;

kvvad установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;

kvvad методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;


Таблица 3.2

Принципы управления


kvvad коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;

kvvad непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;

kvvad честность и доверие к людям;

kvvad умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;

kvvad этика бизнеса – золотое правило менеджмента;

kvvad качество личной работы и ее постоянное совершенствование;

kvvad опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

3.3. Функции менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.

Функции виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

специальные – подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые функции – это:

kvvad организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);

kvvad социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

Ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

Цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

Стадии жизненного цикла продукта.

Для достижения некоторой цели необходимо реализовать содержание процесса управления (вариантов здесь может быть 1x5), ресурсное обеспечение (1x8), цикл принятия решения (пусть возможных вариантов 2). Тогда необходимо 1x5x8x2 80 функций.

В примере представлен вариант подхода к формированию полного набора управленческих решений при функциональной структуризации целей предприятия.

Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А. Файоля (рис. 2.6) расширен сегодня до семи (рис. 3.1).

Все эти функции должны рассматриваться с позиций комплексного подхода.


Рис. 3.1. Современные управленческие функции

3.4.1. Планирование

Планирование управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.

Задачи планирования:

kvvad обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;

kvvad перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития;

kvvad координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;

kvvad создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»;

kvvad стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления;

kvvad информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

В табл. 3.3 приводятся характеристики принципов современного планирования.

Необходимость планирования состоит в определении:

kvvad конечных и промежуточных целей;

kvvad задач, решение которых необходимо для достижения целей;

kvvad средств и способов решения задач;

kvvad требуемых ресурсов, их источников и способов распределения.

В эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности менеджера.

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

По форме планирование может быть:

перспективным {стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет;

среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет;

текущим {оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.


Таблица 3.3

Принципы планирования


Характер планирования во многом зависит от типа предприятия (табл. 3.4).


Таблица 3.4



Принцип планирования в современном менеджменте: от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему (рис. 3.2).


Рис. 3.2. Общая схема планирования


Таблица 3.5

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования


Результат планирования – определение оптимального использования возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, ведущих к снижению эффективности его работы.

Наиболее различаются перспективное и текущее планирование (табл. 3.5).

3.4.2. Организация

Организация управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.


Рис. 3.3. Принципы функции организации


Организация как функция менеджмента реализуется через:

административно-оперативное управление:

– определение структуры предприятия;

– распределение функций между подразделениями;

– установление ответственности (предоставление прав) между работниками аппарата управления;

оперативное управление:

– периодическое или непрерывное сравнение фактических результатов с плановыми;

– корректировка результатов.

Формы организации производственных процессов – это концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование:


Таблица 3.6

Основные принципы рациональной организации производственных процессов


концентрация – процесс сосредоточения производства на более крупных предприятиях, производствах, в регионах;

специализация – выделение особого (специализированного) вида производства и создание нового производственного процесса, подразделения;

комбинирование – производство продукта ведется из готовой продукции предыдущего передела или отходов производства других переделов;

кооперирование – установление производственных связей между производителями на основе их специализации.

Организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.

Особое значение функция организации приобретает в случаях, когда при выполнении принятых решений действия отдельных исполнителей выходят за рамки нормативных актов, утвержденных инструкций, методик и требуют оперативной организации работы (табл. 3.6).

3.4.3. Регулирование

Регулирование управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.


Рис. 3.4. Принципы функции регулирования


Регулирование предполагает процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

Задача регулирования – обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.

В зависимости от содержания проблемы (выявленного отклонения) и способа выработки регулирующего воздействия различают два вида регулирования:

реактивное – осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;

упреждающее – проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

Процесс оперативного регулирования включает следующие этапы:

–> информационную подготовку для принятия решения;

–> разработку и принятие решений (формирование альтернативных вариантов, установление сроков выполнения, выбор исполнителей, обработка дополнительной информации, утверждение варианта решения, выделение ресурсов для его реализации);

–> реализацию решения и контроль его исполнения (необходимо организационное обеспечение решения, т.е. наличие ресурсов в распоряжении ответственных лиц, а также инструктивных материалов; информационное обеспечение, дающее возможность проводить согласованные действия всем исполнителям).

Регулирование хода производства должно отвечать следующим требованиям:

kvvad опираться на четкую организацию оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого оно является;

kvvad предполагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;

kvvad осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;

kvvad базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством.

Функция регулирования в процессе управления производством выполняет роль гибкого инструмента, с помощью которого ход производства непрерывно вводится в строгие рамки, предусмотренные планом (рис. 3.5).


Рис. 3.5. Результат регулирования

3.4.4. Координация

Координация управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий.

Эффективным средством достижения скоординированной работы подразделений является проведение совещаний менеджеров, на которых осуществляется согласование их деятельности по обслуживанию, материальному обеспечению производства.

Оперативная координация работ состоит из этапов:

–> выяснение причин отклонений от плановых заданий;

–> определение состава дополнительных работ и производственных заданий для их выполнения;

–> определение резервов, выделяемых предприятием для выполнения дополнительных работ;

–> уточнение распределения обязанностей и ответственности между менеджерами различных уровней управления, призванным устранять возникшие отклонения в ходе производства.

3.4.5. Мотивация

Мотивация процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.

Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

В зависимости от целей теории мотивации можно разделить на три большие группы:

процессуальные, цель которых – установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения;

параллельные, цель которых – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и нематериальными составляющими.

Для успешной мотивации сотрудников руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого выполнения производственных задач, распределенных дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации и производительности труда. При этом каждый человек должен рассматриваться не в качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая к себе бережного отношения и индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере должна соответствовать интересам и способностям работника.

Анализ отечественных и западных теорий мотивации приведен в разделе 6 настоящего учебного пособия.

3.4.6. Руководство

Руководство управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.


Рис. 3.6. Типы власти


Эффективному менеджеру власть необходима, но эффективный менеджер никогда не будет проявлять свою власть в приказной манере, ожидая беспрекословного подчинения.

Власть это возможность влиять на поведение других (рис. 3.6).

Влияние это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека.

Существуют две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству:

kvvad убеждение;

kvvad участие сотрудников в управлении.

Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнять ряд условий:

Потребность, к которой аппелируют, должна быть актуальной;

Человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;

Человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;

Человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

Особенно эффективным является влияние лидера, признанного коллективом. Применительно к управлению лидерство это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

3.4.7. Контроль

Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.

Контроль управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.

Контроль – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа.

Задачи контроля:

kvvad сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);

kvvad оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);

kvvad анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);

kvvad прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

Значение контроля:

kvvad завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента;

kvvad производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.

Процесс контроля включает:

kvvad установку стандартов, выработку критериев оценки;

kvvad изменение фактических результатов;

kvvad принятие необходимых корректирующих действий.

По форме осуществления контроль может быть:

kvvad внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно;

kvvad внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.


Рис. 3.7. Принципы функции контроля


В табл. 3.7 приводятся характеристики основных видов контроля.

Эффективная система контроля характеризуется:

–> стратегической направленностью;

–> ориентацией на результаты;

–> соответствием контролируемому виду деятельности;

–> своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;

–> экономичностью и простотой.

Учет управленческая деятельность по финансированию состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени.

По виду учет делится на:

оперативный – текущее управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями;

финансовый (бухгалтерский) – информация о кругообороте всех средств и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

статистический – дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, не имеющих стоимостной оценки; может быть сплошным и выборочным.


Таблица 3.7

Характеристика основных видов контрольной деятельности



Анализ управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Цели экономического анализа -

kvvad определить эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия;

kvvad выявить направления деятельности на текущий и перспективный периоды.

Анализ может быть внешним и внутренним.

Внешний характеризует:

kvvad имущественное состояние предприятия;

kvvad финансовую устойчивость;

kvvad платежеспособность;

kvvad рентабельность деятельности;

kvvad привлечение источников капитала;

kvvad отношения предприятия с внешней средой.

Внутренний характеризует:

kvvad формирование прибыли;

kvvad структуру себестоимости;

kvvad ценовую политику;

kvvad себестоимость по видам продукции;

kvvad характер ответственности должностных лиц.

Ситуации для обсуждения

1. При проведении реконструкции цеха мастер Иванов И.И. получил задание предложить кандидатуры работников своего цеха (в количестве 10 человек) для перевода на другую работу. Мастеру не хотелось бы обижать подчиненных ему людей, поэтому он нашел следующее решение вопроса: он предлагает начальнику цеха список из 20 человек и просит его выбрать тех десятерых, которые ему кажутся подходящими. Однако начальник цеха такое решение вопроса отклонил.

Какой принцип управления использовал начальник цеха, отказав мастеру? Какой принцип управления хотел применить Иванов И.И., обратившись к начальнику цеха? Почему решение мастера было отклонено?

2. Двадцатидвухлетний лейтенант, направленный на службу на аэродром, получил должность офицера технического обслуживания самолетов. Лейтенанту предложен личный кабинет, под его руководством должны находиться 30 военнослужащих. Первым его помощником оказался сержант, занимавшийся аэродромным техническим обслуживанием, ему 25 лет. Лейтенант постоянно кричал из своего кабинета: «Эй, сержант, живо сюда!» И тот приходил – неизменно и беспрекословно.

Какую форму власти использовал лейтенант? Насколько эффективна такая власть? Каково, по Вашему мнению, отношение сержанта к лейтенанту как к руководителю?

3. Как Вы оцениваете следующее высказывание Т. Питерса и Р. Уотермена: «Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей»?

4. «Организовывать – это значит сначала оценить возможность, а уж потом ставить задачу». Верно ли это?

5. «Хорошо спланировано – наполовину сделано». Приведите примеры, подтверждающие это высказывание.

Планирование (от лат. planus - ровный, плоский) означает создание, разработку замысла некоторой деятельности, работы на определенный период с указанием ее целей, содержания, объема, последовательности и сроков, а часто и методов выполнения.

Планирование в управлении заключается в выборе варианта текущего или перспективного развития объекта управления на основе интересов объекта и с учетом его возможностей (ресурсов), отведенного периода времени и основных лиц, ответственных за выполнение плана.

Современное планирование должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям объекта управления и внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование объекта управления с целью достижения желаемого состояния планирование должно содействовать сокращению неиспользованных возможностей.

Одна из задач планирования в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении долгосрочной конкурентоспособности, прочности, устойчивости развития организации, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или страны в целом. Другая задача планирования - информационно-ориентирующая. При этом ключевую роль играет организация обратной связи: сначала предлагается первоначальный вариант решения, далее происходит корректирующая обратная связь, затем предлагаются окончательные ориентиры для менеджеров, обеспечивающих достижение намеченных результатов.

Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов власти невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них планов, программ, концепции социально-экономического, научно-технического, образовательного и экологического развития.

Плановая деятельность представляет собой естественную функцию собственника. На уровне фирмы определяются миссия и цели, заключаются долгосрочные контракты, принимаются взаимные обязательства, а их реализация осуществляется по согласованному плану. Плановая и прогнозно-аналитическая функции необходимы в деятельности государства: в управлении социальной сферой, финансовыми и трудовыми ресурсами страны, в целом в управлении общественными благами. Государственные предприятия, работающие на коммерческих началах, должны действовать по законам рыночной экономики, но они не могут быть в стороне и от планов государства по обеспечению реализации общенациональных интересов.

Кроме того, государство берет на себя целый ряд нормативно-правовых функций, устанавливающих правила взаимодействия между субъектами рынка, органами власти, гражданами. Данная деятельность государства директивная. Такой же характер имеют и цели, поставленные государством перед госпредприятиями и учреждениями, действующими в условиях рыночной среды. Государство определяет национальные и региональные приоритеты, цели социально-экономического развития, осуществляет поиск и привлечение ресурсов, формирование социально эффективных механизмов мотивации активной жизнедеятельности общества и его основных слоев. Все это реализуется через прогнозно-аналитическую, планово-программную и организационную деятельность правительственных органов с привлечением бизнеса, академической науки, общественности.

Принципы планирования следующие:

  • полнота: требуется учесть все аспекты и направления деятельности;
  • детализация: глубина определяется целью планирования;
  • точность;
  • простота и ясность;
  • непрерывность;
  • эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);
  • выравнивание при планировании (учет "узких мест");
  • экономичность; при оценке экономичности планирования следует учесть его полезность и затраты на планирование.

Реализация функции планирования требует четко определить:

  • 1) объект планирования (что планируется);
  • 2) субъект планирования (кто планирует);
  • 3) период (горизонт) планирования (на какой срок);
  • 4) средства планирования (например, компьютерное обеспечение);
  • 5) согласование планов (каких, с кем и при каких условиях).

Выделяется восемь этапов в процессе планирования.

I. Целеполагание: формулировка целей организации, страны, региона, города.

II. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей: какие из способов можно сразу исключить как нецелесообразные; какой из них является оптимальным.

III. Составление перечня необходимых действий: что нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей.

IV. Составление программы работ (плана мероприятий): в каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой.

V. Анализ ресурсов: какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана; сколько времени уйдет на его выполнение.

VI. Анализ разработанного варианта плана: решает ли разработанный план поставленные на этапе I задачи; являются ли затраты ресурсов приемлемыми; есть ли возможность улучшить план.

VII. Подготовка детального плана действий: разработанный на предыдущих этапах план детализируется, выбираются согласованные сроки выполнения отдельных работ, рассчитываются необходимые ресурсы, определяются ответственные лица.

VIII. Контроль выполнения плана, внесение в случае необходимости изменений.