На сегодняшний день машиностроение и являются одними из наиболее развитых отраслей промышленности в нашей стране. Значение этих отраслей для экономики страны сложно переоценить. Предприятия машиностроительной промышленности обеспечивают потребности общества в машинах и оборудовании, которые применяются практически во всех сферах деятельности — в сельском хозяйстве, в промышленности, на транспорте и в повседневной жизни.

Машиностроение и металлообработка имеют не только сугубо практическое значение, они также играют немаловажную роль в научно-техническом прогрессе. Развитие машиностроения в развитом государстве должно происходить в соответствии с определенными законами: машиностроение должно развиваться в два раза быстрее средних темпов развития хозяйства в стране (если принять эти темпы за единицу), а наиболее значимые из отраслей машиностроения — в четыре раза быстрее. К этим показателям необходимо стремиться всякому современному государству.

Первоочередной задачей является реконструкция существующих заводов, оснащение их новейшей техникой, а также возведение новых предприятий, соответствующих современным стандартам, с необходимым уровнем технического оснащения. Следует уделять также особое внимание развитию тех производств, которые связаны с производством потребительских товаров и удовлетворением нужд населения.

Машиностроение и металлообработка как единая отрасль может быть подразделено на следующие сферы: машиностроение как таковое, ремонт оборудования, машин и механизмов, а также производство и металлических изделий различного назначения.

Многие отрасли машиностроения — электротехника, приборостроение, станкостроение и др. - требуют достаточно больших затрат квалифицированного труда. Крайне важно также наличие качественной металлургической базы, при ее дефиците особое значение приобретает использование металлолома, а также доставка сырья из близлежащих областей.

Машиностроение и металлообработка обеспечивает надлежащее снабжение прочих отраслей хозяйства необходимым оборудованием: тракторами, сельскохозяйственной техникой, различными деталями и узлами, комплектующими для машин и механизмов, оборудованием для газовой, угольной промышленности и т.д. Предприятия, специализирующиеся на электротехнике, занимаются производством низковольтного оборудования, высоковольтной аппаратуры, кабелей для энергетических компаний, нефтехимического производства, станкостроения, электрифицированного транспорта и т.д.

Еще одна значительная отрасль машиностроения — это приборостроение. В данной области особенно важно оснащение заводов новейшим оборудованием, чтобы выпускаемая ими продукция соответствовала всем международным стандартам и могла производиться не только для внутренних нужд, но и на экспорт.

Станкостроение призвано обеспечить другие отрасли промышленности необходимыми для работы станками и оборудованием, в частности, легкая и пищевая промышленность крайне нуждаются в его услугах. Автомобильная промышленность, инструментальная промышленность, даже производство бытовой продукции, такой как стиральные машины — для всех этих сфер промышленности важнейшее значение имеет машиностроение и металлообработка. Также активно используют продукцию, производимую машиностроительными заводами и предприятиями по обработке металла, и услуги, ими оказываемые, производители металлических конструкций и ремонтные компании, занимающиеся починкой оборудования.

Итак, как мы выяснили, машиностроение и металлообработка в наши дни имеют решающее значение для процветания научно-технического прогресса, экономики и успешного развития всех прочих отраслей производства. Сегодня все отрасли промышленности имеют тесную взаимосвязь и зачастую обеспечивают потребности друг друга. Производства, связанные с машиностроением и обработкой металлов, наиболее важны и востребованы в данных условиях. Металлообрабатывающие заводы поставляют всевозможные детали и комплектующие машин и оборудования, станки и т.д., обеспечивая саму возможность существования других сфер производства, предприятий легкой и пищевой промышленности и т.д.

Наше предприятие занимает лидирующие позиции в сфере машиностроения и металлообработки. Мы действуем на данном рынке уже не первый год и имеем высокую репутацию, неоднократно подтвержденную практикой. Мы изготавливаем качественную продукцию по приемлемым ценам, строго соблюдаем сроки, следим за соблюдением всех технических норм и тщательно придерживаемся требований заказчика. Заказывая у нас изделия из металла, вы можете быть уверены в том, что на выходе получите именно тот продукт, который был вам нужен, продукт, полностью соответствующий заявленным задачам и способный выдержать все предполагаемые нагрузки. Мы реализуем типовые проекты, представленные в широком ассортименте, и работаем по чертежам заказчика, создавая эксклюзивное, нестандартное оборудование. Многие из наших заказчиков сотрудничают с нами уже не первый год, и неизменно остаются довольны высоким качеством услуг и уровнем сервиса. Сфера нашей деятельности широка, мы работаем с крупными производственными объединениями и маленькими фирмами, с российскими и зарубежными компаниями. Нам важен каждый клиент, и мы с вниманием подходим к потребностям и особенностям каждого, кто бы к нам ни обращался.

Машиностроение и металлообработка — наша основная специализация. Мы производим металлоконструкции, не только типовые, но и нестандартные. По этому профилю мы сотрудничаем с гигантами машиностроения, но также беремся и за небольшие индивидуальные заказы. На нашем предприятии есть возможность осуществить любой вид обработки металла.

У нас есть собственное литейное производство. Мы работаем с любыми металлами и сплавами, с алюминием, латунью, бронзой, медью, чугуном и т.д., благодаря чему мы имеем возможность производить любые литые изделия. Нет такого заказа на литье, с которым мы не смогли бы справиться. Мы принимаем заказы на серийное изготовление технических деталей, необходимых для удовлетворения нужд машиностроительной отрасли, и на художественное литье из бронзы, неповторимый, эксклюзивный продукт в единственном экземпляре. На нашем предприятии работают высококвалифицированные специалисты, которые не только четко знают все технические нормы и придерживаются их, но также и обладают тонким эстетическим вкусом. Доверяя нам художественное литье, вы можете быть уверены в результате.

Помимо художественных и декоративных изделий, мы выпускаем и широкий спектр чисто технических деталей и промышленных механизмов. На нашем предприятии производятся следующие механические виды металлообработки: прессование, вальцовка труб, ковка, штамповка, гибка металлов, мы используем как горячий, так и холодный вид обработки. Такое разнообразие техник и способов обработки металла помогает нам решать широчайший круг задач. Мы можем изготовить изделие любой сложности и назначения, как типовое, так и нестандартное, по эскизам и чертежам заказчика.

Еще одно несомненное достоинство нашего предприятия как поставщика устуг по машиностроению и металлообработке — это наличие собственного, отлично налаженного механосборочного производства. Отличная, современная техническая база позволяет нам осуществлять любые необходимые заказчику работы, в частности, фрезерные, токарные и расточные. На нашем производстве стоит только самое современное технологическое оборудование, мы постоянно совершенствуем и обновляем свой парк техники. На наших станках ежедневно производятся сложнейшие работы, обработка узлов и металлических деталей для аппаратов и машин самого разного назначения.

Машиностроение и металлообработка — ключевая сфера нашей деятельности. За нашими плечами — годы плодотворной работы, сотни довольных клиентов, которые возвращаются к нам снова и снова. Наши проектировщики и рабочие — высококвалифицированные и опытные специалисты, способные справиться с любым объемом работы, с блеском выполнить любой заказ, каким бы сложным он ни был. Мы можем с уверенностью сказать, что в сфере машиностроения и металлообработки, мы - лучшие!

Главная > Реферат

Введение

Машиностроение входит в состав промышленности под названием “Машиностроение и металлообработка”. Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств. Машиностроение производит средства труда – машины и оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства – для всех отраслей народного хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.). К середине 80-х годов в общем объеме продукции машиностроения средства производства составляли 88,9%, предметы потребления - всего лишь 11,1%, что свидетельствовало о неориентированности отечественного машиностроения на запросы массового потребителя. В данной контрольной работе будет отражена не только отраслевая структура машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей. Но и охарактеризовано современное состояние комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации. С учетом специфики данной темы структура исследования позволяет последовательно осветить в первой главе теоретические вопросы (роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура) машиностроительного комплекса, во второй – сложившуюся на сегодняшний момент неблагоприятную экономическую ситуацию в комплексе, в частности в авиационной промышленности, в третьей главе будут освещены перспективы развития отрасли машиностроение и металлообработки (на примере авиационного комплекса).

1 Значение отрасли в системе народного хозяйства

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех, работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции (в 1990 г. – 30%) и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%). Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня. 1 Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ заключаются в следующем: a) Факторы размещения машиностроения Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. Наукоемкость Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий. Металлоемкость Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале. Трудоемкость С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск). Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах (например, ФГУП «Кумертауское авиационное предприятие»). Таблица 1. Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения б) Особенности отраслевой структуры и география комплекса За годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу “натурального хозяйства”, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов. Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования (“Уралмаш”, Санкт-Петербургский металлический завод и др.). В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное – в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Производство металлургического оборудования , занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства. Профиль заводов горного машиностроения – машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Они, как правило, расположены в районах потребления – на Урале и в Сибири и др. Отечественному машиностроению принадлежит приоритет в разработке и широком промышленном освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге (“Уралмаш”), Шахтах, Киселевске и Перми. Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5млн. человек, притом больше половины – ручным трудом. Мостовые электрические краны выпускаются в Центральном районе (Узловской завод), на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и во многих других городах. Стационарные и ленточные конвейеры – в Волго-Вятском, Центральном, Уральском районах. Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д. Магистральные тепловозы производятся на одном из старейших машиностроительных заводов – Коломенском, маневровые промышленные тепловозы – в основном, в Центральном районе (Брянск, Калуга, Людииово, Муром) и на Урале. Грузовое вагоностроение сконцентрировано в Западной Сибири (Новоалтайск), в Восточной Сибири (Абакан). Пассажирские вагоны производят Тверской, Демиховский и Санкт-Петербургский заводы. Путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др. машины изготовляются пока в недостаточном количестве и ассортименте, их производство сосредоточено в городах европейской части России – в Калуге, Туле, Вятке, Саратове, Энгельсе, Армавире, Тихорецке. Турбостроение , поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными объединениями “Cанкт-Петербургский металлический завод”, “Санкт-Петербургский завод турбинных лопаток”, Екатеринбургский турбомоторный завод, “Дальэнергомаш” (Хабаровск). Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Основные факторы размещения – наличие квалифицированных кадров и научно-конструкционных организаций. Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных объединений “Ижорский завод” (Санкт-Петербург) и “Атоммаш” (Волгодонск). Заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС. Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно в европейской части страны – в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске. Электротехническая промышленность . Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский “Электросила”, екатеринбургский “Уралэлектроаппарат” и новосибирский трансформаторный завод. Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов “Красный пролетарий”), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др. Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных и крупнейших городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих – от 1 до 10тыс. человек). В числе крупнейших предприятий - АО “Второй Московский часовой завод”, Пензенский часовой завод. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности . Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский районы). Авиационная промышленность . В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Уде, Кумертау производят вертолеты. Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа “Буран”, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР. Автомобильная промышленность . По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт. Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АМО “ЗИЛ” и АО “Москвич” (Москва), АО “ГАЗ” (Нижний Новгород), АО “ВАЗ” (Тольятти), АО “КамАЗ” (Набережные Челны). Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы. Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение . Основные мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования. Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе “Ростсельмаш”, на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочных – в Рязани, льноуборочных – в Бежецке. Различные типы тракторов выпускаются во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде, Рубцовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске и Чебоксарах. Судостроительная промышленность . Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр – Санкт-Петербург с рядом заводов (“Северная верфь”, Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Имеются судостроительные и судоремонтные заводы в Выборге и Калининграде. На Дальнем Востоке центрами судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский. Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное географическое положение таких заводов делает сооружение судов на таких предприятиях весьма эффективным. Если рассматривать региональный аспект размещения отраслей машиностроения, то ведущее положение среди машиностроительных регионов не только России, но и СНГ будет занимать Центральный экономический район. До недавнего времени на его долю приходилось более 1/2 производства пассажирских вагонов, значительная часть продукции автомобилестроения, 90% продукции машиностроения для легкой промышленности. Почти 80% продукции экспортировалась в другие регионы и за границу. Развитие здесь высокотехнологичного производства во многом обусловлено наличием здесь высококвалифицированных кадров, научно-исследовательских и проектных организаций. В структуре производства велика роль Москвы. Здесь расположены бывшие флагманы отечественного автомобилестроения АО “Москвич” и АМО “ЗИЛ” и огромное количество “почтовых ящиков” и созданных на их базе конверсионных производств. В Москве также расположены такие крупные машиностроительные гиганты, как АО “Динамо”, Завод им. Ильича, несколько шарикоподшипниковых заводов. Отраслями машиностроительной специализации Центрального экономического района являются автомобилестроение, локомотиво-, вагоностроение, речное судостроение, тракторное, сельскохозяйственное, точное машиностроение. Северо-западный экономический район входит в состав Центрального региона России. Основная доля машинотехнической продукции приходится на Санкт-Петербург, в котором сконцентрировано энергетическое, радиотехническое, оптико-механическое машиностроение, морское судостроение, вагоностроение, станкостроение. Важным центром морского судостроения является Калининград. Вторым крупным регионом концентрации машиностроительных производств является Урало-Поволжье. По объему выпускаемой продукции регион уступает только Центру. На предприятиях Урала производится 24.6% всех станков, 24.4% кузнечно-прессового и 17% горно-шахтного оборудования. Крупными центрами являются города Екатеринбург, Челябинск, Тольятти, Набережные Челны и Нижний Новгород. Необходимо также подчеркнуть, что в Волго-Вятском экономическом районе (республика Удмуртия) сконцентрированы важнейшие предприятия оборонной отрасли. В частности в столице республики находится Ижевский оружейный завод, производящий весь спектр легкого и среднего стрелкового оружия. В направлении с запада на восток происходит заметное увеличение затрат на капитальное строительство, рабочую силу, транспортировку сырья и готовой продукции. Если принять за 100% расходы на создание машиностроительного производства в центральном регионе, то затраты в Сибири возрастут на 7-12%, а на Дальнем Востоке - на 12-15%. Соответственное повышение себестоимости продукции составит 13-25% в зависимости от специфики производства. Поэтому вблизи источников сырья и энергии целесообразно размещать материало- и энергоемкие производства энергетического, подъемно-транспортного, вагоностроительного и горнодобывающего оборудования. Подобные предприятия сконцентрированы на Алтае, в Кемеровской и Иркутской областях. Наличие высококвалифицированных кадров в Новосибирске и Омске позволило создать наукоемкие предприятия электротехнического и радиотехнического машиностроения.

Машиностроение — главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Аналогичные показатели для НИС, для других развивающихся стран доля промышленности — 15-20%, в НРС — менее 10%. Ведущие тенденции — рост объема производства при углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение потребительских свойств конечной продукции. Особенностью машиностроения развитых стран является растущее многообразие продукции машиностроения, ее высокое качество и конкурентоспособность. Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции — 45-48%.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Полный объем тяжелого машиностроения (горно-шахтное, металлургическое, научно-прессовое оборудование и др.) представлен в ведущих развитых странах. Лидерами в станкостроении являются Япония, Германия, США, Англия, Швеция и Швейцария. На долю развивающихся стран приходится менее 10% выпуска станков (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Индия).

Из недр электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная индустрия, являющаяся в настоящее время наиболее динамичной отраслью, продукция которой используется во всех сферах (ежегодно реализуется продукции на более чем 1 трлн. долл.). В объеме производимой продукции на долю электронных машин и ПК приходится около 50%, электронных компонентов (микросхемы, диски, процессоры и т. п.) — 30%, бытовой электроники — 20%. Электроника развивается в направлении миниатюризации изделий, повышения их надежности, долговечности и качества. В разработке новых процессоров, микросхем и компьютерных систем, а также программного обеспечения лидерами являются США и Япония. В производстве комплектующих и бытовой электроники заметную роль играют Республика Корея, страны Юго-Восточной Азии.

Транспортное машиностроение развивается в направлении совершенствования конструкций, повышения экономичности двигателей и уменьшения токсичности выбросов, использования новых материалов, компьютеризации обслуживания и управления, повышения надежности и безопасности. В производстве автомобилей ведущими компаниями являются: «Дженерал Моторс» (около 9 млн. автомобилей в год), «Форд» (7 млн.), «Тойота»
(5 млн.), «Фольксваген» (4,5 млн.), «Нисан» (3 млн.), «Фиат» (2,8 млн.). Из развивающихся стран собственное автомобилестроение налажено в Южной Корее, Бразилии, Турции и Индии. Быстрыми темпами растет автомобилестроение в Китае.

В мировом судостроении и производстве железнодорожного подвижного состава наряду с развитыми странами все более заметную роль играют развивающиеся страны. В судостроении на долю Японии и Ю. Кореи приходится более 50% мировой сборки морских судов.

Крупнейшей авиакосмической промышленностью (по объему производимой продукции и технологических разработок) располагают США (около 75% производства авиатехники развитых стран) и Россия. Из других стран авиакосмическим производством выделяются Франция и Англия.

Факторы размещения машиностроения

Машиностроительный комплекс (МК) представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей машиностроения, специализирующихся на производстве средств транспорта, военной техники и оружия, средств производства и различных предметов потребления. МК чрезвычайно сложен по своей структуре и состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью.

Машиностроение — ведущий комплекс промышленности, обеспечивающий оборудованием все другие комплексы. В 2007 г. на вид экономической деятельности “Производство машин и оборудования” пришлось 6% объема отгруженных товаров собственного производства страны, здесь было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых в промышленности, функционировало более 22 тыс. предприятий или более 5% предприятий обрабатывающих производств.

Машиностроение — одна из отраслей отечественной промышленности, значительно пострадавшая от экономического кризиса. Основные причины кризиса отечественного машиностроительного комплекса:

  • демилитаризация экономики;
  • возросшая в 1990-е гг. конкуренция зарубежных средств производства и предметов потребления;
  • резкое сужение рынка сбыта продукции отрасли в самой России и в остальных странах — основных ее потребителях;
  • прогрессирующий моральный и физический износ оборудования машиностроительных предприятий.

Начиная с 1999 г. положение в отечественном МК стало улучшаться. В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для , легкой промышленности, медицинской техники и оборудования. Второе — развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Почти 90% продукции МК производится в европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий МК в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.

Находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию . Специализация — сосредоточение на производстве отдельных видов продукции или услуг. Она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции — машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий.

Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.

Отрасли машиностроения, как крупные потребители металла (сырья), имеют широкие связи прежде всего с . Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.

Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией.

Отрасли машиностроения

Отрасли машиностроения в зависимости от особенностей производимой продукции и факторов размещения предприятий делят на пять групп.

Тяжелое и энергетическое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и малой трудоемкостью. Продукция производится в незначительных количествах, иногда поштучно. Оно включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

Предприятия этой группы ориентированы на металлургические базы. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центре (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре).

Горно-шахтное оборудование выпускают на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение развивается в центрах с высокой культурой производства. Паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин, а Екатеринбург — еще и теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают на Северном Кавказе (Волгодонск) и Северо-Западе (Колпино). Производство паровых котлов организовано в Подольске, Белгороде, Таганроге и Барнауле.

Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускаются небольшими сериями и размещаются вне металлургических баз. Крупными производителями являются Центральный (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземный (Воронеж), Поволжский (Ульяновск), Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.

Транспортное машиностроение занимается производством различных видов транспортных средств — автомобилей, железнодорожного подвижного состава, судов.

Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье (Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Набережных Челнах. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.

В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

В последние годы появились новые предприятия по сборке автомобилей из иностранных комплектующих. На Северном Кавказе в Ростове было осуществлено производство корейской Daewoo, в Калининграде на судостроительных заводах “Балтика” и “Янтарь” осуществляется сборка другой южно-корейской марки автомобилей Kia, в Елабуге — General Motors. Во Всеволожске (Ленинградская область) завершено строительство завода Ford.

Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье.

Железнодорожное машиностроение состоит из локомотивостроения и вагоностроения, которое исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а затем переместилось к металлургическим базам.

Локомотивостроение включает производство тепловозов и электровозов. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) — электровозов.

Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей — в Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотермические — в Брянске; трамвайные — в Усть-Катаве (Челябинская обл.) и Санкт-Петербурге; для метрополитена — в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда — в Демихово (Московская область).

Судостроение делится на морское и речное. Размещение морского судостроения отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, обеспеченность трудовыми ресурсами. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на Балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта — в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Лене (Усть-Кут Иркутской обл.), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа “река-море” и пассажирских теплоходов.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

Тракторостроение ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы — во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные — в Чебоксарах.

Станкостроение и точное машиностроение занимается производством различных видов станков, приборов, аппаратов, электронной техники. Это наиболее трудоемкие в машиностроении производства, требующие к тому же высокой квалификации работников. Большое значение имеет также близость научных и конструкторских центров. Поэтому предприятия размещаются, как правило, в районах с высокой технической культурой. Станкостроение в своем размещении ориентируется на крупные города, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Главными центрами являются Москва, Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Электротехнику выпускают в Саранске, Чебоксарах, Новосибирске. Важным центром электронной промышленности является Зеленоград.

Металлообработка — особая отрасль машиностроения, которая занимается ремонтом машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Предприятия этой группы небольшие, а выполняемые операции не отличаются технической сложностью и наукоемкостью. Поэтому размещение отличается повсеместностью, так как главным фактором является потребительский.

Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. В целом предприятия МК размещаются повсеместно, однако наибольшая их концентрация характерна для старопромышленных районов европейской части России — Центрального, Приволжского, Уральского (табл. 3.5). За их пределами выделяются Санкт-Петербург и Новосибирск.

Территориальная специализация машиностроения Российской Федерации*

Федеральные округа** Специализация машиностроения
Центральный Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное машиностроение. Электроника
Приволжский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, речное судострое-ние). Производство оборудования для нефтяной и газовой, нефтеперерабатывающей промышленности, химии органического синтеза, целлюлозно-бумажной промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Уральский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное). Оборудование для металлургической промышленности, горно-шахтное оборудование, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефте-химической промышленности. Энергомашиностроение. Станкостроение
Северо-Западный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса
Южный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Сибирский Транспортное машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, железнодорожное машиностроение). Про-изводство горно-шахтного оборудования
Дальневосточный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность)

На территории области сформировался многоотраслевой машиностроительный комплекс. Еще в конце XIX - начале ХХ вв. в Гомеле, Мозыре, Жлобине, Калинковичах и других городах появились металлообрабатывающие производства, ремонтные мастерские, предприятия по выпуску сельхозинвентаря, домашней утвари, металлогалантереи. Индустриализация, а позднее достижения НТП вывели машиностроение в Беларуси и ее областях на ведущие позиции. В едином народнохозяйственном комплексе в СССР белорусское машиностроение имело союзное значение и выраженную специализацию.

Для машиностроительного комплекса Гомельщины, как и Беларуси в целом, характерно развитие неметаллоёмких производств, ориентированных главным образом на кадры высокой квалификации (рис. 16). Беларусь до настоящего времени испытывает сырьевую зависимость по черным и цветным металлам. До начала 90-х годов металлургического комплекса в стране по сути не было. Ввод в действие БМЗ в Жлобине положил основу формирования общереспубликанского комплекса металлургических производств. Однако на областном уровне такие комплексы не сформировались. В Гомельской области имеются практически 2 предприятия черной металлургии: Белорусский металлургический в Жлобине (флагман металлургической отрасли страны) и Речицкий метизный заводы. Кроме того, к отрасли относятся подразделения Белвтормета, осуществляющие сбор лома черных и цветных металлов, производственных отходов и их пакетирование. Металлолом - один из основных видов сырья на БМЗ.

По принятой классификации производств, к цветной металлургии относят и ювелирную промышленность. В Гомеле находится ПО "Кристалл", занимающееся огранкой природных алмазов, поставляемых в основном из Саха - Якутии. На этом же предприятии изготавливаются ордена Республики Беларусь.

Кроме того, на ряде машиностроительных заводов ("Гомсельмаш", Гомельский вагоноремонтный и др.) имеются металлургические цеха, выпускающие в небольших количествах чугун, сталь (из металлолома) и литейные (черного и цветного литья) заготовки для собственных производственных нужд - т.н. "малая металлургия". В Гомеле для удовлетворения потребностей предприятий станкостроения Беларуси действует крупное межотраслевое предприятие - литейный завод "Центролит". Эти производства относятся к машиностроительному комплексу.

Машиностроительный комплекс - машиностроение и металлообработка - основа индустрии Гомельской области. В нем занято 32,7% ППП (в черной металлургии - 6,7%). По объёму выпускаемой продкуции (в стоимостном измерении) машиностроение и металлообработка дают 13,8% промышленного производства (в 1990г. - 17,9%). На долю черной металлургии приходится 17,2% всего объёма индустриальной продукции (сказываются ценовые факторы и другие перекосы экономического характера, связанные с проблемами переходного периода). Машиностроительный комплекс сохраняет лидерство по наличию основных фондов, характеризуется высокой фондовооружённостью производств.

Ведущие отрасли комплекса - сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, электротехническая, радио- и электронная промышленность, приборостроение. Кроме того, имеются предприятия судостроения и судоремонта, специализированные заводы по производству узлов и деталей для автомобиле- и тракторостроения, большое число предприятий по производству металлоизделий и ремонту сельскохозяйственной, строительной и другой техники. Развиты также строительное, дорожное и коммунальное машиностроение, производство подшипников, металлообработка, налажен выпуск бытовых машин и приборов, других потребительских товаров. Однако отсутствуют металлоёмкие предпрнятия тяжелого и энергетического машиностроения.

Подшипниковая промышленность (Гомельский государственный подшипниковый завод) после распада СССР переживает кризис производства. В 1990г. было выпущено 99,3 млн. шт. подшипников качения, в 1995г. производство сократилось до 7,4 млн. шт. (в 13 раз), а в 1996г. - до 5,4 млн. шт. (в 18 раз). Объём производства в 1998г. составил 5,7 млн. шт., а за 9 месяцев 1999г. (по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года) производтво выросло в 1,5 раза (на 2,2 млн. шт.). Таким образом, это отраслевое направление в регионе сохраняется, хотя и на более низком, чем прежде, уровне.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение (заводы и объединения "Гомсельмаш", "Мозырьптицемаш", Гомельский завод пусковых двигателей) по-прежнему определяет производственную специализацию региона. На "Гомсельмаше" в 80-е годы производственный персонал достигал 30 тыс. человек. Кормоуборочные самоходные комбайны вывозились во все регионы СССР. В 1998г. по сравнению с 1990г. производство этой техники уменьшилось в 19 раз (с 9,5 до 0,5 тыс. шт.) и продолжает сокращаться (за 9 месяцев 1999г. - ещё на 18%). Предприятие переживает нелёгкий период структурной перестройки. Начат выпуск первых зерноуборочных комбайнов, налажено производство мини-тракторов и другой техники. Однако только восстановление экономических связей стран СНГ способно возродить былое величие ПО "Гомсельмаш", на котором в 70-е годы выпускалось более 50 тыс. шт. комбайнов, а продукция экспортировалась во многие страны мира.

Гомель - крупный центр станкостроения. Заводы им. С.М.Кирова, станочных узлов, ПО "Гидроавтоматика" выпускают металлорежущие станки (в том числе современную технику с программным управлением), гидроприводы и другую пользующуюся спросом продкуцию. Однако и в этой отрасли сказываются кризисные явления. Так, производство станков с ЧПУ сократилось за период 1990-1996гг. в 41раз (с 246 до 6 тыс. шт.), а в 1998г. составило 11 тыс. шт. В то же время общее количество станков, производимых предприятиями областного центра, растёт. Имевшее место снижение выпуска станков в середине 90-х годов (в 1,6 раза) сменилось ростом их производства. В 1998г. в области было произведено 2187 тыс. шт. станков, что в 1,1 раза выше уровня 1990г. Увеличивается производство средств автоматизации и запчастей к ним, растет выпуск товаров народного потребления.

В Наровле и Хойниках еще в 70-е годы созданы филиалы гомельского завода "Гидропривод" (ныне ПО "Гидроавтоматика"). Эти предприятия выпускают гидроаппаратуру и потребительские товары. Небольшие предприятия по выпуску инструментов и запчастей создаются и в частном секторе разных районов области. К станкостроительной и инструментальной промышленности по своему профилю относится и Гомельский завод "Центролит", поставляющий чугунное литьё для нужд отрасли всей Беларуси. [См. также: 65]

В 60-е - 80-е годы в области было построено много крупных предприятий электротехнической, радиотехнической, электронной промышленности, приборостроения, многие из которых работали на нужды ВПК. Распад СССР и проведение конверсии существенно подорвали позиции этих отраслей машиностроения. Некоторым предприятиям удалось преодолеть кризисные явления (к их числу, например, относится НПО "Ратон", ранее завод радиотехнического оснащения, ставшее основой СЭЗ "Гомель-Ратон"). Другие (гомельские ПО "Коралл", радиозавод, рогачевский завод "Диапроектор") всё ещё переживают трудный период структурной перестройки. Кроме названных предприятий, к отраслям сложного, трудоемкого машиностроения относятся заводы и объединения "Электроаппаратура", измерительных приборов (ЗИП), "Гомелькабель" и "Мозырькабель").

Судостроительно-судоремотные заводы имеются в Гомеле, Речице и Петрикове. До сих пор суда на подводных крыльях, буксирные теплоходы и катера, построенные на Гомельском ССРЗ, можно увиднть на реках стран СНГ. Ныне гомельский завод переживает глубокий кризис, выполняя, в частности, заказы по ремонту автобусов. В то же время завод в Речице обрел партнеров в Голландии, выпустив по заказу этой морской державы несколько судов (сухогрузных барж) типа "река - море" и продолжает успешно поддерживать установившиеся связи. Для Беларуси, не имеющей выхода к морю, производство судов такого типа в перспективе может стать серьёзным направлением для возрождения традиций судостроения.

Многие предприятия машиностроения и металлообработки, обслуживающие лесной, строительный, агропромышленный и транспортный комплексы, являются межотраслевыми по своему профилю. Продукция этих заводов - ремонт различной техники, нестандартное оборудование, санитарно-технические изделия, зачастую товары народного потребления непрофильного характера (например, мебель, посуда, изделия из пластмасс). Рыночная экономика диктует необходимость принятия нетрадиционных решений. Акционированные предприятия часто меняют отраслевую направленность, уходят от узкой специализации, сужая и расширяя производство в зависимости от экономической конъюнктуры. В негосударственном секторе появилось большое число авторемонтных мастерских, предприятий по выпуску и ремонту бытовой техники и приборов, металлоизделий. Всё это меняет представления о географическом размещении производства. Тем более, что нередко юридический адрес предприятия и его производственная база нахдятся в разных местах. По истечении переходного периода оживление конъюнктуры и конкуренция усилят процессы формирования мелкого и среднего бизнеса, вызовут к жизни появление многих новых предприятий и банкротство тех, кто не сумел выдержать стихии рынка.

Среди известных предприятий, занимающихся ремонтом машин и оборудования, заводы Гомельский вагоноремонтный им. М. И. Калинина, электротехнический и ремонтно-механический (в Гомеле) - по обслуживанию железнодорожного транспорта, Гомельский и Хойникский авторемонтные, Гомельский мотороремонтный. В Гомеле действуют также заводы сантехоборудования и санитарно-технических изделий, НПО "Коммунальник", завод торгового оборудования (системы потребкооперации). В Жлобине и Калинковичах осуществляется ремонт экскаваторов. В Мозыре выпускается мелиоративная техника. Предприятия по ремонту сельхозтехники и инвентаря имеются во всех регионах области. Станции техобслуживания, базы механизации, ремонтные мастерские имеются во многих городах и посёлках, колхозах и совхозах.

В 1998 г. в области произведено 46 тыс. шт. электроутюгов (в 1990г. - 47 тыс. шт., в 1995г. - 64 тыс. шт.), 26 тыс. шт. стиральных машин (в 1990г. - 1,4 тыс. шт.). Почти в 2 раза по сравнению с 1997г. в 1998г. увеличилось производство стальной эмалированной посуды (616т), однако объём её выпуска в 11 раз меньше 1990г. (6,9 тыс.т). Перспективы развития машиностроительного комплекса и смежных производств во многом зависят от экономической ситуации в стране в целом, от возрождения связей со странами СНГ, от развития процессов структурной перестройки и поступления инвестиций по освоению новых технологий. Сложившиеся традиции производства и имеющийся трудовой потенциал будут служить основой для возрождения отраслей машиностроительного комплекса. Масштабы же производства и удельный вес этих производств в индустриальной структуре региона (как и Беларуси в целом) будут меньшими, чем в 80-х годах, когда до 90% продукции заводов вывозилось за пределы области, обслуживая потребности единого народнохозяйственного комплекса бывшего Союза, его ВПК и в соответствии с требованиями политики советского руководства. Однако развитие НТП, который реализуется, в первую очередь, в отраслях трудоёмкого машиностроения, учитывая высокий квалификационный уровень жителей Гомельской области, позволит сохранить её машиностроительный комплекс как одно из главных направлений народнохозяйственной специализации.

Металлообработка представляет собой целый комплекс отраслей промышленного производства, которые занимаются изготовлением различных машин и технологического оборудования (в том числе и оборонного назначения), а также самых разнообразных предметов потребления.

В ходе производственного цикла, где применяется технология металлообработки , происходит существенное изменение размеров, формы и качественных характеристик заготовок, изготовленных из металлов и их сплавов.

Задача изменения различных геометрических и прочих характеристик металлов и сплавов решается путем из обработки различными методами, такими как: бработка давлением,литье, механическая обработка, сварка, различные инновационные технологии.

Что касается ассортимента машиностроительной продукции, то он очень широк, поскольку эта отрасль отличается высокой степени дифференциации, а производство отдельных ее видов располагается в самых различных регионах. При этом следует заметить, что даже при выпуске практически одинаковой продукции нередко применяются совершенно разные технологии.

Обработка металлов резанием

Как показывает практика, там, где металлам требуется придать необходимые формы и геометрические размеры применяется технология металлообработки , осуществляемая резанием.

Существует несколько способов, при помощи которых эта процедура осуществляется на практике. В качестве критерия их классификации специалисты использует вид режущего инструмента, и поэтому различают:

  • Фрезерование
  • Точение
  • Сверление
  • Шлифование
  • Строгание
  • Долбление

Фрезерование является одним из наиболее распространенных и широко применяемых технологических процессов обработки различных материалов (преимущественно черных и цветных металлов) резанием. Оно выполняется на специальном оборудовании (фрезерных станках) с помощью такого режущего инструмента, как фрезы. Будучи закрепленными в шпинделях, фрезы получают вращательное движение, а обрабатываемые детали или заготовки перемещаются в горизонтальной плоскости.

Точение представляет собой механическую обработку разнообразных тел вращения, спиральных и винтовых поверхностей с помощью различных резцов на токарных и токарно-винторезных станках. Сама процедура точения заключается в том, что заготовка закрепляется в патроне в процессе обработки, вращается вокруг своей оси совпадающей с осью шпинделя, а снятие слоя необходимой толщины с ее поверхности производится путем продольного либо поперечного перемещения режущего инструмента, закрепленного в специальных резцедержателях, установленных на суппортах.

Сверление , это технологическая операция, при помощи которой в различных материалах сверлятся или рассверливаются отверстия различных диаметров. В качестве режущего инструмента в ходе этой процедуру выступает сверло, которому одновременно сообщается вращательное и поступательное движения. В большинстве случаев сверление производится на специализированных сверлильных станках, однако его можно производить и на фрезерных станках, а так же ручными дрелями. Кроме того, эта операция осуществляется и на станках токарной группы, но при этом само сверло, закрепленное в пиноле задней бабки, совершает поступательное движение строго по оси детали, которая вращается.

Шлифование используется для того, чтобы произвести чистовую обработку деталей различных машин и оборудования. Производится оно при помощи специальных шлифовальных кругов, которыми с поверхностей снимается очень тонкий слой материала. При этом режущий инструмент (то есть шлифовальный круг) вращается одновременно с самой деталью или заготовкой, если речь идёт о круглом шлифовании. Что касается плоского шлифования, то здесь продольная подача осуществляется заготовкой, а подача в поперечном направлении – шлифовальным кругом или же заготовкой.

При строгании снятие слоя материала с поверхности производится с помощью возвратно-поступательного движения резцов, причем сама заготовка также совершает движение подачи. Осуществляется оно на строгальных станках.

Долблением обрабатываются как плоские, так и фасонные поверхности, причем режущим инструментом выступает специальный резец, который совершает главное движение, а движение подачи происходит смещением заготовки закреплённой на станке. Эта процедура производится на долбежных станках.

То значение, которое имеет машиностроение в экономике любого государства, переоценить очень трудно. Именно оно является тем «локомотивом», который выводит страну на новый уровень развития.