Дорогие друзья!

Я продолжаю публикации из серии «практические советы»

Каждый читатель, я думаю, согласится с тем, что в нашей жизни конфликтные ситуации возникают довольно часто. Существует масса причин на это.

Существует много научных исследований и типологий конфликтов, конфликтных личностей. Но вы сами понимаете, что очень много зависит от человека, его способности анализировать свое поведение и строить отношения.

Сейчас очень много людей, кто занимается бизнесом в интернете, увлеклись вопросами техническими. Много уроков, инфопродуктов на тему блога, трафика и всех фишек, связанных с техническими моментами.

Но есть очень серьезный момент, можно иметь хороший блог, все технически грамотно делать, но если внутри куча комплексов, психологических проблем, низкая самооценка или не знание психологии человека, и т.д и т.п., то все эти навороты-практически бесполезны.

Поэтому, уважающий себя человек, желающий достигнуть успеха -развивает свою личность, обращается и к коучу и к психологу, проходит различные курсы по личностному росту.

Если речь идет о психологии человека, в интернете,то, как правило, используются манипулятивные техники. Иначе продажи не идут.

Манипулятивным техниками Вы и так научитесь, учимся мудрому отношению к жизни.

Итак, о конфликтах.

В наше время очень важно знать, во-первых , закономерности, по которым возникают и разгораются конфликты. Знание этих закономерностей позволяет не доводить ситуацию до конфликтной, и второе — это овладение техникой, приемами анализа ситуации, позволяющими докопаться до сути конфликта.

Как правило, конфликтующие, не могут сформулировать истинные причины конфликта, «зацикливаясь» на наиболее возмущающих их моментах, которые лежат на поверхности и являются следствием более глубоких причин.

Первый аспект является основой профилактики конфликтов, второй - главным в их разрешении.

Как возникают конфликты

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют ситуации, способствующие конфликту.

Это могут быть слова различного рода, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.

Слово «могут» является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтной ситуации.

То, что слова и действия не всегда приводят к конфликту, уменьшает нашу бдительность. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту.

Коварную суть конфликтных ситуаций можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: «Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами».

На самом деле этим грешат не только женщины.

Эта особая чувствительность, относительно обращенных к нам слов, происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства.

Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Как правило, на неприятные слова в свой адрес, люди стараются ответить еще более сильными по воздействию неприятными словами или действиями. И обе стороны остаются в проигрыше!

Человек устроен таким образом, что он, как правило, болезненно реагирует на обиды и оскорбления в свой адрес, и проявляет ответную агрессию.

Каковы же правила бесконфликтного общения?

Правило1.

Делайте все, чтобы не оскорбить, не задеть чувств другого человека своими словами или действиями.

Правило 2.

Если человек провоцирует вас на конфликт, сделайте все возможное, чтобы прекратить эту ситуацию: замолчите, уйдите, или сделайте другое действие, которое может разрядить ситуацию. По усмотрению.

Помните, что если не остановитесь сразу, позднее это сделать будет или трудно или невозможно. Так как конфликт затягивает, и человек перестает себя контролировать. Прежде чем, что то сказать, подумайте, не обиделись ли вы на подобные слова или действия? Допустите вероятность, что положение этого человека в чем- то уязвимее вашего.

Правило 3.

Старайтесь почувствовать другого человека, понять его мысли. То есть будьте эмпатичны к человеку.

Старайтесь человеку сделать комплимент, послать улыбку, внимание, проявите интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение.. Ведь в наш техногенный и компьютерный век, люди мало чувствуют на себе и проявляют по отношению к другим хороших чувств, эмоций, комплиментов..

Правило 4.

Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Благожелательные посылы настраивают человека на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» — эндорфинов.

Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, который настроен благожелательно и посылает ее людям – становится желанным собеседником.

Продолжение следует….

А что Вы думаете об этом?

Прокомментируете, мне очень важно Ваше мнение …

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема. Бесконфликтное общение

В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом. Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т.п. Такое взаимодействие мы называем общением. Так что же включает в себя процесс общения?

Общение - это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества. Говорить об общении как о процессе конструктивного взаимодействия можно в том случае, когда оно включает в себя следующие этапы: общение вербальный бесконфликтный

Знакомство (при первой встрече) и установление контакта.

Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего.

Обсуждение интересующей проблемы.

Решение проблемы.

Завершение контакта (выход из него).

Существует два вида общения: личное и деловое.

При личном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.п.

Деловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности.

Компоненты общения.

Выделяют несколько компонентов общения: вербальное, невербальное и паравербальное.

Вербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами - это словесное общение.

Невербальное общение - это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.

Паравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.

Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встрече. Но та же фраза, произнесённая по-другому (с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами) для нас выразит совсем иной смысл сказанного.

Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.

Чаще всего в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую - с помощью произносимой речи.

Необходимо подчеркнуть, что различные элементы невербального и паравербального общения: тон голоса, его тембр, высота и интонация, глубина и скорость дыхания, а так же выражение лица, взгляд, поза, жесты во время беседы, положение рук и ног - несут в себе огромный объем информации, вне зависимости от произносимых слов. Поэтому важно во время беседы (особенно при ведении переговоров), с одной стороны, уметь считывать информацию невербальных средств общения вашего собеседника, а с другой - уметь контролировать собственные движения, поведение и мимику.

Эти навыки будут полезны и в самые первые секунды знакомства, когда еще не было произнесено ни единого слова, а первое впечатление о собеседнике уже складывается - при помощи «считывания» информации по его невербальным проявлениям. Впоследствии, эту оценку общения изменить будет весьма проблематично.

Американские исследователи (Л. Зунин и Н. Зунин) считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, а главную роль при этом играет не речь, а жесты.

Вообще, нужно сказать, что в процессе беседы необходимо учитывать общий настрой, содержание и атмосферу общения в целом. Однако «считывание» информации по жестам, позам и другим средствам невербального общения не всегда бывает однозначным (в некоторых ситуациях тот или иной жест может возникнуть в результате неблагоприятных условий: от холода оппонент складывает на груди руки, функционального состояния - держится за голову из-за головной боли и т.п.).

Таким образом, взаимодействуя друг с другом, мы не только слышим то, что человек нам говорит, но и видим то, как он это говорит. Отсюда следует, что для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности нашей информации.

Бесконфликтное общение

Интенсивная работа в ЧС или, наоборот, ситуация ожидания во время дежурства могут вызвать дезадаптивное состояние специалистов, которое отражается, прежде всего, на качестве выполнения профессиональных задач. Такое состояние может усугублять межличностные конфликты, как внутри подразделения, так и между подразделениями. В результате такого взаимодействия может снизиться качество выполняемой работы.

Конфликтное взаимодействие может возникнуть:

При навешивании ярлыков. Когда мы или нам приписывают жёстко заданную определённую роль;

Когда оппоненты концентрируются не на самом результате, а на отношениях друг с другом. Например, в ЧС, когда проведение аварийно - спасательных работ должно быть максимально эффективным и быстрым, конфликт между специалистами может резко снизить эффективность этой работы в связи с тем, что они концентрируют свое внимание не на проведении аварийно - спасательных работ, а на возникшем конфликте;

В ситуации соперничества за обладание ограниченным ресурсом. Например, вы пришли на экзамен, к которому подготовились не достаточно хорошо. Выдаётся возможность выйти из аудитории, где вас ждёт знакомый с готовым решением. В это же время другой студент также решает воспользоваться удачным случаем и списать. В результате, у вас на руках решение и всего лишь одна ручка на двоих. Время на списывание весьма ограничено. Как вы будете выходить из ситуации, кому достанется ручка?

Таким образом, можно отметить, что навешивание «ярлыков», концентрация оппонентов не на самом результате, а на отношениях друг с другом, соперничество за обладание ограниченным ресурсом приводят к неконструктивному взаимодействию, а иногда и к конфликту.

Для того чтобы избежать негативных последствий неконструктивного взаимодействия, необходимо эффективно использовать приёмы бесконфликтного общения.

Основные принципы бесконфликтного общения:

Не навешивать «ярлыки» на других.

Не позволять навешивать ярлыки на себя.

Ориентироваться на результат, а не на отношения.

Навешивание «ярлыков»

Сам по себе «ярлык» или стереотипное восприятие человека - это не всегда плохо. Например, в условиях дефицита времени, скорее всего, мы обратимся за помощью к человеку, который зарекомендовал себя как хороший исполнитель и ответственное лицо. В данном случае такой выбор будет существенно экономить нашу энергию и время при осуществлении поставленной задачи. Но с другой стороны, такой выбор помощника значительно сужает для нас возможности взаимодействия с другими, ещё пока не «зарекомендовавшими» себя людьми, хотя возможно, что с данным заданием они справились бы гораздо быстрее и качественнее.

Общаться без «ярлыков» с людьми становится значительно интереснее и продуктивнее, ведь не бывает абсолютно одинаковых людей, а поэтому и не бывает абсолютно одинаковых ролей.

Важно не позволять другим навешивать «ярлыки» на себя.

Мы обсуждали с вами то, что бывает неприятно, когда вам приписывают определённую роль, не имеющую к вам никакого отношения. Как вы строите общение в этой ситуации? Что вы делаете, чтобы общение приняло конструктивный характер? Например, в неформальной обстановке с другом, или же в ЧС, где все отношения тесно связаны с профессиональной деятельностью и определены рамками выполнения профессиональных задач?

Давайте попробуем с вами отработать новые способы взаимодействия с теми, кто навешивает «ярлыки» на вас.

Действительно, общаться конструктивно, понимая, что тебе приписывают не свойственные роли, довольно сложно. И об этом необходимо говорить (например, на фразу «Ты постоянно опаздываешь», можно ответить «Я опаздывал последние три дня, но не постоянно»). Таким образом, вы даёте человеку понять, что эта роль не является вашей, и что вы не согласны с отождествлением вас с ней. Снимая с себя «ярлыки», общение с вашим собеседником переходит в новое русло, где не нарушаются ни ваши границы, ни границы собеседника. И таким образом создаётся благоприятная атмосфера для конструктивного и бесконфликтного общения.

Ориентация не на отношения, а на результат.

Все мы понимаем, что профессия спасателя является довольно специфичной и отличается от многих других. Главный постулат профессии спасателя, и всей системы МЧС России - это ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, СПАСЕНИЕ и ПОМОЩЬ.

И поэтому в своей работе необходимо помнить, что все профессиональные действия специалистов направлены на спасение и помощь людям. Таким образом, когда мы нацелены на результат работы, общение необходимо поддерживать в конструктивном русле, целью которого является максимально эффективное оказание помощи.

Приемы активного слушания

Вероятно, у каждого в жизни случались ситуации, когда вы сообщали человеку о чем-то важном, значимом для вас, и понимали, что вас не слышат, не слушают. Почему? Человек сидит напротив, смотрит на вас, а у вас складывается впечатление, что он как будто «не здесь». Вспомните ваше состояние, ваши чувства при этом. Скорее всего, у вас пропадало всякое желание не только чем-то с ним делиться, но и говорить вообще. А на душе возникало состояние подавленности и дискомфорта. Это происходит потому, что мы не всегда умеем слушать. А что же тогда на самом деле слушание и для чего вообще оно необходимо?

Слушание - это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.

Слушание бывает пассивным и активным.

При пассивном слушании нам сложно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь. При этом нет ни мимических, ни физических реакций на получаемую информацию. Создаётся впечатление, что собеседник лишь смотрит на нас, но думает о своём. Ощущение отсутствия включённости в процесс.

Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения. Это является особо важным при ведении переговоров и при общении с пострадавшими в зоне ЧС.

Согласно одному весьма распространенному мифу, умение слушать - это навык, который, подобно навыку дыхания, человек получает при рождении, а затем использует всю жизнь. Это не так. Можно научиться активному слушанию, и умение слушать зачастую бывает более полезным навыком, чем умение красноречиво говорить и убеждать. Если вы умело задаете вопросы, но не умеете слушать ответы, то цена такому общению невелика.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что умение слышать и быть услышанным является важным не только в нашей будничной жизни, но и непосредственно в нашей работе. Например, в минимально короткие сроки диалога с пострадавшим, собрать наиболее значимую для нас информацию (в том числе информацию о местонахождении других жертв). И это умение необходимо развивать.

Существует несколько приемов активного слушания, благодаря которым вы сможете демонстрировать заинтересованность и включенность в беседе с пострадавшим.

Основные приёмы активного слушания:

1. Поддакивание: «угу», «ага».

2. Своевременная пауза.

3. Особенности постановки вопросов.

4. Перефразирование полученной информации.

5. Резюмирование полученной информации.

6. Раппорт - присоединение к дыханию, темпу речи, интонации.

7. Отражение чувств, эмпатия.

Приёмы активного слушания.

«Угу» - поддакивание. Это самый простой прием активного слушания. Любой человек им пользуется почти интуитивно. Во время разговора рекомендуется периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.п. Этим вы даете собеседнику понять, что вы его слушаете и заинтересованы в нём. Например, когда вы о чём-то рассказываете по телефону, то использование таких приёмов собеседником дают вам понять, что вас слушают. Молчание же, на протяжении всего рассказа, вызвали бы у вас сомнения в заинтересованности партнера вашей информацией.

Пауза. Пауза необходима в разговоре для того, чтобы помочь собеседнику выговориться до конца. Во-первых, человеку часто необходимо время для того, чтобы сформулировать свои мысли и чувства, а во-вторых, паузы освобождают разговор от лишней и не нужной информации. Например, рассказывая историю, человек, скорее всего, представляет себе её. И, для того, чтобы образное представление переложить в словесную историю, необходимо подобрать нужные слова. И паузы здесь являются необходимым средством «перевоплощения» образа в слово.

Особенности постановки вопросов. Вопросы открытого и закрытого типа.

Закрытые вопросы уместны не тогда, когда вы хотите получить от собеседника как можно больше информации, а тогда когда нужно ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности, подтвердить или опровергнуть свои предположения. Вопросы данного типа подразумевают ответы: «да» или «нет». К примеру, можно привести такие вопросы: «Ты ел сегодня?», «Ты здоров?», «Ты здесь давно?» «Ты был один?» и т.п.

Открытые вопросы характеризуются тем, что на них нельзя ответить «да» или «нет». Они требуют какого-либо объяснения. Обычно начинаются со слов: «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение». С помощью вопросов этого типа вы позволяете собеседнику маневрировать, а беседе - перейти от монолога к диалогу. К такому типу вопросов могут относиться следующие: «Что ты ел сегодня?», «Как ты себя чувствуешь?», «Как давно ты здесь?».

Перефразирование. Это формулировка той же мысли, но иными словами. Перефразирование дает возможность говорящему человеку увидеть, что его правильно понимают. А если нет - у него есть возможность вовремя внести коррективы. При перефразировании ориентируйтесь на смысл и содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.

Перефразирование можно начать следующими фразами:

- «Если я вас правильно понял, то…»;

- «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но вы говорите что…»;

- «Другими словами вы считаете, что…»;

Данный прием уместен тогда, когда говорящий логически завершил один из фрагментов рассказа и собирается с мыслями чтобы продолжить. Не стоит его перебивать, пока фрагмент рассказа не закончен.

Например, ваш собеседник рассказывает о том, что как-то он пришёл домой усталым, поставил портфель и снял обувь, а когда прошёл в комнату, увидел там горшок с цветами, разбитый и лежащий на полу, а рядом сидела его любимая кошка, но он решил не наказывать её, хотя и очень огорчился. В этом случае, приём перефразирования может быть использован так: если я вас правильно понял, то, придя домой, вы увидели разбитый горшок с цветами и рядом вашу кошку. Но, несмотря на то, что вы были огорчены увиденным, вы решили не наказывать любимца.

Резюмирование. Этот приём подытоживает основные идеи и чувства. Это, как бы, вывод из всего того, что уже было сказано человеком. Резюмирующая фраза представляет собой речь собеседника в «свернутом» виде. Данный прием активного слушания принципиально отличается от перефразирования, суть которого, как вы помните, в повторении мысли оппонента, но своими словами (что показывает собеседнику наше внимание и понимание). При резюмировании, из целой части разговора, выделяется только главная мысль, для этого полезны такие фразы, как:

- «Ваша основная идея, как я понял, в том, что…»;

- «Если подытожить сказанное, то…».

Например, начальник вам сказал, что, «в связи с тем, что отношения с коллегами из Италии стали напряжёнными и могут грозить конфликтом, вам необходимо съездить в командировку на переговоры, наладить с ними отношения и попытаться заключить контракт». Здесь приём резюмирования звучал бы так: «если подытожить сказанное, вы просите меня съездить в Италию для того, чтобы наладить контакт с коллегами и заключить с ними договор».

Раппорт. Раппорт включает в себя «присоединение» к человеку по определенным «каналам»: по интонации, по темпу речи и по дыханию.

Присоединение по интонации; Одни и те же слова, произносимые с разной интонацией, способны передать различные смыслы, вплоть до противоположных. Даже самое простое слово «да» при разном интонировании может нести в себе отрицание. Интонация способна передать глубокие эмоции: грусть, жалость, нежные чувства и т.д., и различные состояния: равнодушие, любопытство, умиротворенность, гнев, тревогу и т.п. Поэтому, для того, чтобы нас правильно поняли, очень важно отслеживать собственную интонацию.

Например, фраза «Я рад тебя видеть» при разном интонировании может носить разный смысл. В одном случае мы понимаем, что человек искренне рад нас видеть, а в другом - что эта фраза сказана только из норм вежливости.

При общении с пострадавшим присоединение по интонации иногда дает колоссальный результат, происходит как бы отождествление его и вас, создается впечатление родства, схожести, понимания состояния пострадавшего, что в значительной степени облегчает с ним дальнейшее взаимодействие.

Присоединение по темпу речи. Темп включает в себя быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и пауз.

Слишком быстрая речь может свидетельствовать о волнении и высоком внутреннем напряжении, даже какой-то нервозности. Слишком медленная и вялая речь может свидетельствовать о депрессивном, апатичном состоянии человека. Но для того, чтобы определить, какое в действительности состояние преобладает у нашего собеседника в данный момент, одного этого фактора не достаточно, так как для некоторых людей, в силу особенностей темперамента, быстрый или медленный темп речи является повседневным. Если речь пострадавшего очень быстрая мы можем постепенно, замедляя свой темп, несколько снизить нервозность и внутреннее напряжение оппонента.

Присоединение по дыханию. «Присоединившись» к дыханию собеседника, с одной стороны, значительно проще разговаривать в одном темпе с собеседником (так как темп речи зависит от дыхания), а с другой, - появляется возможность изменить его эмоциональное состояние, изменив как темп, так и его дыхание. Например, к вам врывается разъярённый друг, который возмущён обслуживанием в местном ресторане. Его речь быстрая, дыхание учащённое. И в данной ситуации необходимо присоединиться к нему и эмоционально, и по частоте дыхания, вести с ним диалог. В этом случае собеседник ощутит, что вы слышите его и понимаете его чувства. После того, как вы понимаете, что взаимодействие произошло, необходимо уменьшить частоту своего дыхания и снизить эмоциональный фон речи. Через некоторое время вы увидите, что ваш собеседник разговаривает с вами в таком же режиме.

Отражение чувств, эмпатия. Понятие «эмпатия» означает способность человека к переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Это способность представить себя на месте другого и понять его чувства, желания, идеи и поступки.

Для установления эффективного взаимодействия необходимо использовать прием «отражения чувств», и тогда беседа становится более искренней, создается ощущение понимания и сопереживания, а у собеседника появляется желание продолжить контакт. Прием «отражения чувств» включает в себя два компонента:

Отражение чувств собеседника. Когда вы называете чувства, которые испытывает человек, понимаете его и «попадаете» в его ощущения, ваш собеседник ощущает «родственность душ», начинает больше доверять вам и общение переходит на качественно новый уровень.

Отражение своих чувств. Говоря о своих чувствах, можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, можно существенно снизить негативные чувства и переживания самим фактом того, что эти чувства озвучены. Во-вторых, сама беседа становится более искренней. И, в-третьих, побуждает собеседника открыто выражать и свои чувства.

В процессе слушания важно не забывать и о голосовых характеристиках человека, испытывающего при беседе состояние тревоги или нервное напряжение. Такими характеристиками могут быть:

Частое покашливание - может сообщить нам о лживости, неуверенности в себе, обеспокоенности. Но не надо забывать, что покашливание может быть результатом дыхательных заболеваний, например, бронхита;

Несоответствующий моменту внезапный хохот - может характеризовать напряжение, отсутствие контроля над происходящим.

Все эти особенности, безусловно, необходимо учитывать в разговоре, но не стоит забывать о том, что каждый человек и его реакция индивидуальна и не всегда означает одно и то же.

Как и у любого другого метода, у активного слушания есть свои подводные камни, так называемые распространённые ошибки. Рассмотрим некоторые из них:

Стремление дать совет;

Желание задавать уточняющие вопросы.

Первое может быть опасно тем, что у человека, выслушав ваш совет, могут «сработать» механизмы психологической защиты. В результате чего:

Во-первых, человек, скорее всего, отвергнет предложенный вами совет (независимо от того, насколько он хорош), либо ответственность за решение переляжет на вас;

Во-вторых, возможно разрушение уже раннее установленного контакта.

Задавать много уточняющих вопросов также не рекомендуется по причинам:

Во-первых, есть большая опасность увести разговор достаточно далеко от волнующей человека темы;

Во-вторых, задавая вопросы, вы берете ответственность за беседу на себя, много говорите сами, вместо того, чтобы дать возможность говорить вашему собеседнику (пострадавшему).

Как понять, помог ли метод активного слушания в работе?
Существуют некоторые показатели, которые являются определяющими в успешности использования этого метода в беседе:

1. Продвижение в решении проблемы собеседника.

Человек, выговариваясь, начинает видеть возможные пути выхода из проблемной ситуации.

2. Видимое снижение интенсивности негативных переживаний.

Здесь действует правило о том, что горе, разделенное с кем-то, становится в два раза легче, а радость становится в два раза больше. Если человек начинает рассказывать о себе или об интересующей его проблеме больше, это является еще одним показателем эффективности активного слушания.

Таким образом, данные приёмы помогают не только в общении с близкими людьми, но и при работе на ЧС (как с пострадавшими, так и с коллегами).

Ведущие модальности

Разные люди по-разному описывают одни и те же ситуации. Это связано с тем, что и окружающий мир для нас выглядит по-разному. Для каждого из нас характерно восприятие ситуации по разным так называемым «каналам». Эти «каналы» принято называть «ведущие модальности». Модальность - это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира. Выделяют три основные модальности: аудиальная, визуальная и кинестетическая. Знание о модальностях и умение определять ведущую модальность у того или иного человека необходимо для более эффективного и быстро установления контакта с ним.

Для аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.

Для визуальной главное - зрение, то, что человек видит.

При ведущей кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.

В жизни очень редко можно встретить «чистого» визуала, кинестетика или аудиала. Чаще встречаются люди со смешанным типом модальностей, но ведущая модальность есть всегда. Вполне может быть, что в какой-то ситуации другая модальность может на время заменить ведущую и стать главной. Но в большинстве ситуаций именно через ведущую модальность человек воспринимает мир.

Определить преобладающую у человека модальность можно с помощью речи собеседника, по его словам, как и что он говорит. Одну и ту же информацию люди озвучивают по-разному. Необходимо обратить внимание на употребляемые человеком слова. Это позволит в дальнейшем общении (уже определив ведущую модальность) говорить с человеком «на одном языке», что поможет вашему собеседнику быстрее «принять» от вас информацию. В результате - действия вашего собеседника будут более продуктивны (особенно важно при общении руководителя с подчиненным; при оказании поддержки и помощи кому-либо).

Определить, какая ведущая модальность у человека - полезно не только для работы с пострадавшими в ЧС, но и в повседневной жизни, общаясь со своими знакомыми и коллегами, а также для лучшего установления контакта с едва знакомыми людьми.

После обсуждения, ведущий подводит итоги проведенного опроса, делает совместные выводы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование многопланового процесса развития контактов между людьми, порождаемого потребностями совместной деятельности. Обзор стратегий, техник и приёмов общения в работе журналиста. Изучение особенностей вербального словесного и невербального общения.

    эссе , добавлен 13.06.2012

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Исследование теории делового общения и обоснование его определения как важнейшей части культуры менеджмента в организации. Характеристика основных этапов делового общения и анализ его разновидностей. Определение принципов оптимизации делового общения.

    контрольная работа , добавлен 14.07.2011

    Природа, сущность и история изучения невербального общения, его межнациональные особенности. Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов невербального общения: кинесика, голосовые характеристики, такесика, проксемика.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2010

    Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

    реферат , добавлен 06.10.2009

    Сущность невербального общения как наиболее древней и базисной формы коммуникации. Виды невербального общения. Роль невербального общения. Расстояние между собеседниками, как показатель отношения людей друг к другу. Национальный колорит в жестах.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Деловое общение, его виды и формы. Нормативно-правовая основа делового общения. Определение, структура и стороны, функции, уровни и виды общения. Психологические особенности непосредственных участников делового общения. Возможные структуры деловых бесед.

    реферат , добавлен 17.04.2012

    Мотивации делового и дружеского общения в коллективе. Первичный трудовой коллектив: понятие и типы совместной деятельности. Общение в трудовом коллективе. Деловое общение. Дружеское общение. Мотивация: понятие и механизм.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2004

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Сущность невербального общения. Подходы к нему: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Виды невербального общения: голос, внешний вид, улыбка, взгляд, движения, танец, походка, жесты, прикосновения, объятия, мимика.

Бесконфликтное общение.

Адарченко Марина Алексеевна
Учитель культуры общения и географии
МКОУ «Каменская СОШ №2 имени Героя Советского Союза П.К. Рогозина»

Каменского района Воронежской области (поселок Каменка)
В нашей школе уже много лет ведется предмет «Культура общения». Он дополняет обучение русскому языку и информирует у учащихся культуру устного общения.
Целью обучения предмету «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся: устойчивых риторических навыков, устойчивых навыков культуры устной речи, навыков эффективного общения.
Свое общение с учениками я осуществляю в соответствии с принципами педагогики сотрудничества. На уроках присутствует атмосфера доброжелательности, что создает положительный эмоциональный настрой.
В общении с коллегами, учащимися и родителями я использую принципы бесконфликтного общения.
Принцип первый: принцип терпимости к собеседнику.
Принцип гласит - «Принимайте собеседника таким, каков он есть».
Помните: собеседник всегда прав. Даже если он не прав.
Правила, в которых реализуется данный принцип:
– не пытайтесь переделывать вашего собеседника в момент разговора:
– пытайтесь преодолеть негативную установку к собеседнику (то есть заранее сформировавшееся к нему негативное отношение).
Помните: негативная установка часто беспричинна, человек всегда сложнее того «ярлыка", который ему наклеивается;
– не доверяйте чужой оценке - она всегда субъективна, человек может иметь свои причины не любить кого-либо, но вас это может совсем не касаться,
– оцените собеседника только после разговора.
При общении отвлекайтесь от недостатков собеседника.
– не замечайте его оплошностей, неудачных слов и выражений,
– назовите для себя недостатки собеседника особенностями.
Приспосабливайтесь к собеседнику:
– говорите с ним на его "языке", в понятных ему словах и выражениях,
– учитывайте его настроение, самочувствие.
Принцип второй: принцип благоприятной самоподачи
Принцип гласит: «Добивайтесь расположения собеседника, стремитесь понравиться ему».
Помните: понравиться удается не всегда, но стремиться к этому надо.
Произведите максимально приятное внешнее впечатление:
Помните: «по одежке встречают»;
– культурная и аккуратная одежда располагает к такому же общению,
– имейте бодрый, жизнерадостный вид,
– демонстрируйте хорошее настроение,
– будьте физически энергичны и подвижны.
Демонстрируйте уважительную манеру общения:
– держите уважительную дистанцию, соблюдайте уважительную позу и выражение лица,
– демонстрируйте внимание к словам партнера,
– смотрите на собеседника,
– не говорите слишком громко и уверенно,
– не начинайте необходимый вам разговор сразу, сначала поговорите на общие темы, на темы, интересующие собеседника.
Демонстрируйте собеседнику, что он вам нравится:
Помните: нам нравятся те, кому нравимся мы, поэтому покажите собеседнику, что он вам нравится, и тогда вы понравитесь ему:
– ищите способ восхититься собеседником, используйте «восхитительное наклонение»,
– показывайте, что общение с ним для вас приятно, доставляет вам удовольствие,
– повторяйте вслух отдельные слова и выражения собеседника, сопровождая их своими положительными комментариями (вот именно..., правильно вы сказали... и др.),
– используйте поддерживающие реплики, поддакивайте,
– задавайте конкретные вопросы «на прояснение».
Говорите собеседнику, что у вас с ним общие интересы, взгляды:
– показывайте, что вы «свой»: чем более «своим» ощущает вас собеседник, тем эффективнее будет ваше речевое воздействие на него,
– подчеркивайте общность ваших интересов,
– указывайте на общность стоящих перед вами и вашим собеседником проблем,
– показывайте, что ваша жизнь не отличается от жизни вашего собеседника,
– поддерживайте его ценности и оценки,
– чаще соглашайтесь с собеседником, говорите, что он прав,
– демонстрируйте понимание его проблем, чаще говорите "я вас понимаю".
Индивидуализируйте собеседника:
– выделяйте собеседника из остальных людей,
– замечайте собеседника среди других людей, отдельно здоровайтесь,
– отмечайте в разговоре с собеседником его отличительные особенности, называйте их,
– чаще обращайтесь к собеседнику,
– чаще называйте собеседника по имени, по имени и отчеству,
– интересуйтесь его делами, задавайте вопросы о том, как решаются его проблемы,
– чаще спрашивайте его мнение,
– заинтересованно комментируйте его поведение - " я вижу, вы устали", " мне кажется, вам холодно ".
Укрупняйте собеседника:
– дайте собеседнику почувствовать себя значительным;
– чаще советуйтесь с собеседником, просите у него совета по тем или иным вопросам,
– отмечайте его достоинства, говорите ему о них,
– задавайте больше уточняющих вопросов,
– одобряйте его самые незначительные успехи,
– снижайте себя в глазах собеседника, рассказывайте о своих слабостях, неумении,
– намекайте на компетентность собеседника (" Вы, конечно, лучше меня знаете, что..."),
– дайте вашему собеседнику превзойти вас.
Говорите собеседнику комплименты:
Помните: комплимент - это словесный подарок собеседнику; комплименты не имеют противопоказаний;
– передавайте комплименты «заочно», через других людей: «нет лести неотразимее той, что передается из вторых рук».
Говорите меньше собеседника:
Помните: многословных считают глупыми, многословный не дает собеседнику поговорить о себе;
– дайте собеседнику поговорить о себе,
Выслушивайте собеседника:
– собеседника, умеющего слушать, считают умным,
– умеющего слушать считают вежливым, уважительным и культурным,
– к внимательному слушателю собеседник сразу располагается,
– не перебивайте, задавайте вопросы,
– выделяйте и повторяйте своими словами главные мысли собеседника,
– не смотрите в разговоре на посторонние предметы, не отводите взгляд от собеседника,
Принцип третий: принцип позитива (минимизации негативной информации)
Принцип гласит: «Сведите к минимуму сообщаемую собеседнику негативную информацию, давайте максимум позитивной информации».
Совсем без негативной информации строить общение невозможно, но:
– негативная информация должна быть минимальной,
– форма ее сообщения должна быть оптимальной.
Не вспоминайте плохое, не упрекайте собеседника:
– «Не надо пилить опилки, они уже напилены» (Дейл Карнеги).
Помните: упрек заставляет оправдываться; пропускайте мелкие обиды или выпады в свой адрес, не вспоминайте негативный совместный опыт («а ты вспомни, как ты..., у тебя это уже не первый раз» и так далее), вспоминайте только положительный совместный опыт, общие успехи; меньше критикуйте, не делайте замечаний: «критика - как почтовый голубь, она всегда к вам вернется» (Дейл Карнеги).
Не покушайтесь на ценности и стереотипы собеседника: не отзывайтесь плохо о его кумирах; критику, если без нее нельзя, представьте в форме непонимания («Этот поступок, эту музыку, эту точку зрения и др. я не понимаю»).
Не давайте советов, если вас не просят:
Помните: советуя по своей инициативе, вы демонстрируете собеседнику свое превосходство в опыте, знаниях, не учите других людей, как и что они должны делать, не спорьте по мелочам:
Помните: из двух ссорящихся всегда виноват тот, кто умнее; чаще соглашайтесь с собеседником в непринципиальных вопросах и говорите ему о своем согласии с ним.
Между ребятами в школе часто возникают конфликтные ситуации. Мы их разбираем, выясняем, кто себя повел неправильно, находим пути разрешения конфликта. И обязательно вспоминаем эти принципы.
Соблюдение принципов бесконфликтного общения позволяет значительно повысить эффективность нашего общения и снизить конфликтность в общении с людьми.

Как уже отмечалось выше, принципы общения выражаются в правилах (рекомендациях по общению), а правила конкретизируются определенными приемами. Рассмотрим соотношение принципов, правил и приемов на примере бесконфликтного общения.

Принцип первый: принцип терпимости к собеседнику

Принцип гласит - «Принимайте собеседника таким, каков он есть».

Помните : собеседник всегда прав. Даже если он не прав.

Правила, в которых реализуется данный принцип:

    Не пытайтесь переделывать вашего собеседника в момент разговора:

– не говорите ему: - Почему вы на меня кричите? -Почему вы со мной в таком тоне разговариваете?

    Пытайтесь преодолеть негативную установку к собеседнику (то есть заранее сформировавшееся к нему негативное отношение).

Помните : негативная установка часто беспричинна, человек всегда сложнее того «ярлыка", который ему наклеивается;

– не доверяйте чужой оценке - она всегда субъективна, человек может иметь свои причины не любить кого-либо, но вас это может совсем не касаться,

    При общении отвлекайтесь от недостатков собеседника.

– не замечайте его оплошностей, неудачных слов и выражений,

– назовите для себя недостатки собеседника особенностями.

    Приспосабливайтесь к собеседнику:

– говорите с ним на его " языке", в понятных ему словах и выражениях,

– учитывайте его настроение, самочувствие.

Принцип второй: принцип благоприятной самоподачи

Принцип гласит: «Добивайтесь расположения собеседника, стремитесь понравиться ему».

Помните : понравиться удается не всегда, но стремиться к этому надо.

    Произведите максимально приятное внешнее впечатление:

Помните : «по одежке встречают»;

– культурная и аккуратная одежда располагает к такому же общению,

– имейте бодрый, жизнерадостный вид,

– демонстрируйте хорошее настроение,

– будьте физически энергичны и подвижны.

    Демонстрируйте уважительную манеру общения:

– держите уважительную дистанцию, соблюдайте уважительную позу и выражение лица,

– демонстрируйте внимание к словам партнера,

– смотрите на собеседника,

– не говорите слишком громко и уверенно,

– не начинайте необходимый вам разговор сразу, сначала поговорите на общие темы, на темы, интересующие собеседника.

    Демонстрируйте собеседнику, что он вам нравится:

Помните : нам нравятся те, кому нравимся мы, поэтому покажите собеседнику, что он вам нравится, и тогда вы понравитесь ему(принцип кукушки и петуха):

– ищите способ восхититься собеседником, используйте «восхитительное наклонение» (В.Леви).

– показывайте, что общение с ним для вас приятно, доставляет вам удовольствие,

– повторяйте вслух отдельные слова и выражения собеседника, сопровождая их своими положительными комментариями (вот именно..., правильно вы сказали... и др.),

– используйте поддерживающие реплики, поддакивайте,

– задавайте конкретные вопросы « на прояснение».

    Говорите собеседнику, что у вас с ним общие интересы, взгляды:

– показывайте, что вы «свой»: чем более «своим» ощущает вас собеседник, тем эффективнее будет ваше речевое воздействие на него,

– подчеркивайте общность ваших интересов,

– указывайте на общность стоящих перед вами и вашим собеседником проблем,

– показывайте, что ваша жизнь не отличается от жизни вашего собеседника,

– поддерживайте его ценности и оценки,

– чаще соглашайтесь с собеседником, говорите, что он прав,

– демонстрируйте понимание его проблем, чаще говорите "я вас понимаю".

    Индивидуализируйте собеседника:

– выделяйте собеседника из остальных людей,

– замечайте собеседника среди других людей, отдельно здоровайтесь,

– отмечайте в разговоре с собеседником его отличительные особенности, называйте их,

– чаще обращайтесь к собеседнику,

– чаще называйте собеседника по имени, по имени и отчеству,

– интересуйтесь его делами, задавайте вопросы о том, как решаются его проблемы,

– чаще спрашивайте его мнение,

– вспоминайте его прошлые высказывания, говорите, что он был прав,

– заинтересованно комментируйте его поведение - " я вижу, вы устали", " мне кажется, вам холодно " и т.д.

    Укрупняйте собеседника:

– дайте собеседнику почувствовать себя значительным;

– чаще советуйтесь с собеседником, просите у него совета по тем или иным вопросам,

– отмечайте его достоинства, говорите ему о них,

– приписывайте ему положительные черты, которых у него, может быть, и нет,

– задавайте больше уточняющих вопросов (кроме вопросов, начинающихся с «А почему"),

– одобряйте его самые незначительные успехи,

– снижайте себя в глазах собеседника, рассказывайте о своих слабостях, неумении,

– намекайте на компетентность собеседника (" Вы, конечно, лучше меня знаете, что..."),

– дайте вашему собеседнику превзойти вас.

    Говорите собеседнику комплименты:

Помните: комплимент - это словесный подарок собеседнику; комплименты не имеют противопоказаний;

– самый эффективный комплимент - на фоне антикомплимента («я два часа бился, а вы за 5 минут все сделали»),

– передавайте комплименты «заочно», через других людей: «нет лести неотразимее той, что передается из вторых рук».

    Говорите меньше собеседника:

Помните : многословных считают глупыми, многословный не дает собеседнику поговорить о себе;

– дайте собеседнику поговорить о себе,

– сокращайте свое говорение за счет разговора о себе, и ваша речь станет намного короче.

    Выслушивайте собеседника:

– собеседника, умеющего слушать, считают умным,

– умеющего слушать считают вежливым, уважительным и культурным,

– к внимательному слушателю собеседник сразу располагается,

– не демонстрируйте нетерпение,

– не перебивайте,

– задавайте вопросы,

– выделяйте и повторяйте своими словами главные мысли собеседника,

– не смотрите в разговоре на посторонние предметы, не отводите взгляд от собеседника,

– подтверждайте понимание (« я понял, что вы имеете в виду...», я правильно понял, что...; значит, вы считаете, что... и т. д.),

Правила бесконфликтного поведения

Смирный в артели – клад.

(Народная мудрость)

Общение на производстве и все взаимодействия с коллегами и руководством можно сделать бесконфликтными, если не забывать о некоторых полезных правилах поведения. Следуя им постоянно, Вы не только не будете тратить свои силы и другие ресурсы на разрешения профессиональных конфликтов, но и приобретете среди коллег почетное звание позитивного и бесконфликтного человека. Это, в свою очередь, окажет Вам помощь в успешном продвижении по службе.

Правила бесконфликтного общения:

в своей речи следите за словами, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию сотрудника и спровоцировать конфликтную ситуации в коллективе. Эти слова или фразы называют конфликтогенами , так как они направлены на провоцирование такого же общения, с взаимодействующей с Вами стороны. Конфликтогены распространяют конфликтную ситуацию на всех участников взаимодействия. Никогда не употребляйте конфликтогенов в общении с коллегами и руководством;

если Вы услышали в обращении к Вам коллеги слова – конфликтогены, не отвечайте ему тем же, чтобы не позволить распространиться конфликтной ситуации. Поверьте, игнорирование подобных слов не означает Вашу слабость и подчинение, а напротив подчеркивает Вашу силу, как специалиста. Для коллеги направляющего против Вас конфликтогены Ваша подобная неожиданная реакция сделает его слова бессмысленными. Конфликтогены, направленные на Вас, потеряют свою силу и значимость;

при взаимодействии и обсуждении непонятного Вам вопроса или вопроса с которым Вы не согласны, попытайтесь поставить себя на место Вашего собеседника и понять его точку зрения и чувства, движимые в этом случае им. Демонстрируйте уважение к мнению коллеги . Создавайте дружеский настрой при любом взаимодействии;

подходите к любому сотруднику с позиций гуманистического отношения: доброжелательно, сочувственно, уважительно. Добро и дружеское участие есть в каждом коллеге, если Вы изначально предполагаете эти качества у него. Относитесь благожелательно к любому человеку в Вашем трудовом коллективе;

старайтесь быть уравновешенными, спокойными и уверенными в общении с коллегами . Помните, что уверенность и высокомерие не тождественные понятия;

при агрессии и конфликтогенах, направленных против Вас, смените на некоторое время тему разговора.;

не скрывайте своих негативных чувств, вызванных обсуждением от Вашего собеседника. Спокойно, и в правильной форме демонстрируйте их, как лично Ваши переживания и сомнения;

не ущемляйте права человека с которым взаимодействуете. Не задевайте его чувств, говоря о качествах его личности. Лучше апеллируйте к их внешнему проявлению в поведении;

всегда своевременно разъясняйте возникшие в ходе обсуждения недоразумения, задавая уточняющие вопросы;

специалист не может никогда не ошибаться. Уверенные в себе люди и хорошие специалисты умеют признавать свои ошибки, так как это делает их сильнее. Свободно и своевременно извиняйтесь, если знаете о своей ошибке. Умейте признавать свою неправоту. В другой раз Вы сможете рассчитывать на такое же признание со стороны Ваших коллег;

если Вы обнаруживаете, что Ваше взаимодействие с сотрудником, превращается в напряженный похожий на открытый конфликт процесс, сделайте в Ваших переговорах паузу. Молчание и пауза даст Вам время успокоиться и спокойно продолжить разговор;

коллеги с которыми Ваши профессиональные и неформальные отношения не складываются, также заслуживают Вашего уважения. Во избежание наиболее вероятных здесь конфликтов, сохраняйте уже установленные отношения, не разрушайте даже слабых связей между Вами.

Предотвратить или не допустить появления конфликта в Ваших трудовых отношениях, можно с помощью некоторых действий или мер , которые Вы можете предпринять:

соблюдение социальной дистанции. Это предполагает построение взаимоотношений на основе определения социально-психологической совместимости с коллегами или строго формальных форм отношений. Обозначение дистанции в профессиональных отношениях может варьироваться, в зависимости от каждого конкретного случая межличностного взаимодействия. Определение достаточно короткой данной дистанции с каким-либо сотрудником не должно быть частым явлением, так как именно короткая социальная дистанция между коллегами провоцирует большее количество конфликтных ситуаций. Неформальные отношения сменяют должностной статус коллеги в статус друга от которого начинаю ожидать всегда схожих и отвечающих общим дружеским интересам действий. А в ситуации производственных отношений это не всегда бывает возможным. Наличие пространства для возможного сближение коллектива служит своего рода буфером или «подушкой безопасности» при конфликтной ситуации;

внесение разнообразия в трудовых отношениях. Стремитесь, чтобы Ваши профессиональные отношения на рабочем месте имели не только формальные рамки, но и некоторые неформальные свойства. Отыщите общие интересы и увлечения коллег. В последствии, если понадобиться, это может оказаться ресурсом для предотвращения конфликтной ситуации. Иногда уделяйте время неформальному общению с коллегами за пределами рабочего пространства. Например, предложите коллегам вместе порыбачить или отправиться в лес за грибами. А может, отпразднуете вместе профессиональный праздник;

сглаживайте острые ситуации. При возможном возникновении конфликта в производственных отношениях, напоминайте коллегам о существующей солидарности сотрудников. Полученное во время напоминание или совет коллеги может предотвратить многие напряженные и негативные момента в трудовых отношениях;

старайтесь быть «своим» человеком для всех коллег . Не обязательно полностью принимать сторону сотрудника или всецело разделять его точку зрения, достаточно уважать мнение коллег и обосновывать свое несогласие в чем-то, не ставя это в вину коллеге, а лишь демонстрируя различные точки зрения на любой вопрос;

помните о значимости каждого сотрудника . Соблюдайте правила бесконфликтного общения и свои поведением поддерживайте значимость деятельности каждого коллеги;

не демонстрируйте чрезмерно свои достоинства, отличающие Вас от Ваших коллег . Намеренная демонстрация своего профессионализма, частое напоминание коллегам о своих профессиональных успехах может вызвать агрессию со стороны окружающих и раздражение. Это приводит к конфликтам в производственной среде. Сконцентрируйтесь на командных и коллективных профессиональных успехах.

В Вашей профессиональной сфере, Вы также можете организовывать профилактические меры конфликтных ситуаций . Самыми эффективными способами профилактики конфликтов в трудовом коллективе являются партисипаторные методы работы, то есть, методы совместной работы, предполагающие участие максимально возможного количества сотрудников. Планируйте вместе задачи и цели профессиональной деятельности, разрабатывайте программы или путь их достижения, конструируйте эффективные технологии, помогающие в выполнении профессиональных обязанностей. Так, Вы всегда будете добиваться взаимопонимания с коллективом. Предложите внести дополнения и коррективы сотруднику, который не смог принять участие в общем обсуждении. Решая производственную проблему, опросите коллег, может многие из них окажутся наиболее информированными о данной проблеме. Вместе Вы найдете выход для ее решения. Оценивайте вместе итоги Вашей работы, концентрируйтесь на положительных достижениях и справедливо и рационально найдите причины неудач.

Методы ведения дискуссий и споров – также эффективные методы в профилактике конфликтов в профессиональных отношениях. Организуя дискуссию о какой-либо значимой проблеме, Вы способствуете приобретению коллегами важных навыков конструктивного обсуждения: признание равноправия каждого участника обсуждения, уважение к мнению оппонента, установление общих точек зрения, поиск взаимовыгодных компромиссов.

И самое главное помните о том, что не допустить конфликт могут только участники трудового процесса, предотвратить развитие открытого конфликта тоже доступно самим сотрудникам, и может быть разрешен профессиональный конфликт силами конфликтующих сторон.

Таблица 25. «Бесконфликтное общение и бесконфликтное поведение в профессиональной сфере»