Во время разговора очень важно не потерять суть разговора, поэтому важно соблюдать принципы успешного общения . Если вы будете их придерживаться, то беседа будет интересной и продолжительной.

1. Произвести впечатление можно только раз и второго шанса для этого не будет. Тут важен имидж человека и его внешний вид. Самым сильным остается именно первое впечатление, в памяти оно остается на долго. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы выражение лица, походка, манера поведения, прическа, обувь и одежда были на высшем уровне и смогли составить о вас лишь положительное мнение. Но даже при аккуратной прическе и безупречном костюме, помните, что именно по лицу собеседник решает, стоит ли продолжать беседу с вами или все же воздержаться. Избегайте угрожающего, агрессивного, надменного и снисходительного выражения лица.

2. Первые 4-е минуты разговора достаточно для того, чтобы сформировать мнение о человеке. Это доказано, за это время можно успеть уловить незначительные жесты, полностью просканировать собеседника, почувствовать настроение и уловить выражение глаз. По результатам «исследования» подсознательно у нас собирается образ, к которому составляется отношение. С первых минут уже становиться понятным приятный ли собеседник, стремится ли к общению и стоит ли продолжать с ним успешное общение . Следовательно, в первые четыре минуты стоит применять все свое обаяние, позитивный и доброжелательный тон беседы.

3. Успешное общение заключается в положительной установке, постарайтесь с самого начала общаться с собеседником как с хорошим другом. Чтобы завязать приятные и долгосрочные отношения проявляйте к собеседнику доброжелательность, уважение, вежливость и тактичность.

4. Расположить собеседника к себе можно с помощью улыбки. Она поможет поддержать хорошее настроение, повысить работоспособность и на окружающий мир сохранить позитивный взгляд. Между нашим душевным состоянием и выражением лица существует прямая взаимосвязь. От доброжелательной и искренней улыбки на лице появится настроение у любого собеседника.

5. Метод Сократа или метод удовлетворительных ответов. Разговор с собеседником начинайте с той темы или вопроса, по которым вы точно сойдетесь. Стройте вопросы так, чтобы партнер по общению мог дать на них только положительный ответ.

6. Умение слушать – это залог того, что будет успешное общение . Эту способность можно тренировать и развивать:

Избегайте посторонних мыслей
Не запоминайте все подряд, концентрируйтесь только на сути разговора
Из информации, полученной от собеседника, выделяйте только ценное и главное
Определите для себя какие слова и мысли у вас вызывают эмоциональный всплеск. Постарайтесь их нейтрализовать и обезвредить, иначе эти эмоции нарушат ваше внимание и концентрацию.
Сосредоточьтесь на том, какую мысль хочет донести до вас собеседник, какую он преследует цель
Обращайте внимание не только на какие слова произносятся, но и на то как они произносятся, какие используются эмоции, мимика, интонация и жестикуляция
Собеседник должен понять, что вы понимаете мысли, для этого повторите услышанное
Старайтесь избегать оценочных суждений
Когда вы слушаете собеседника, постарайтесь держать свои советы при себе пока он не закончит свое повествование.

Принципы успешного общения в первую очередь зависят от вас, научитесь общаться вежливо, до конца выслушивать своего собеседника, не прерывать разговор, не делать недовольное лицо и тогда у вас все получится, у многих появится желание пообщаться с таким приятным собеседником как вы.

Для анализа условий эффективной коммуникации нам потребуется схематическое представление процесса коммуникации.

Рис. 3. Схема процесса коммуникации

Важным условием эффективной коммуникации, то есть понимания реципиентом коммуникатора, должно быть наличие общего для всех участников коммуникации «кода», т.е. способов или правил того языка или шифровальной системы, которая используется для передачи сообщения. С различием кодов и связанным с этим непониманием мы сталкиваемся в ситуации общения людей, говорящих на разном языке. Ярким примером различия кодов является художественная коммуникация, происходящей между художником (композитором, хореографом) и зрителем (слушателем). Художник использует определенные музыкальные или визуальные средства для кодирования и передачи своего замысла. Но зритель не всегда может адекватно его воспринять в силу разных причин: несовпадения «душевной организации» художника и зрителя, различия их ценностных ориентаций, жизненного опыта, уровня культуры. В результате вместо духовного обогащения и эстетического наслаждения, художественное произведение может вызвать равнодушие, раздражение или даже агрессию.

Но с несовпадением кодов мы сталкиваемся и в коммуникации, происходящей в обыденной жизни. Поэтому остается только смириться с тем, что абсолютное равенство кодов (то есть восприятие сообщения, абсолютно идентичное замыслу коммуникатора) невозможно. Ю.М.Лотман отмечает, что причинами весьма относительного совпадения кодов передающего и принимающего являются различие языкового опыта, нетождественность объема памяти, влияние культурной традиции (семиотической памяти культуры) и неизбежная индивидуальность, с которой эта традиция раскрывается тому или иному члену коллектива. По мнению Л.С.Выготского: «...субъективность понимания, привносимый нами от себя смысл ни в какой мере не являются специфической особенностью поэзии – он есть признак всякого вообще понимания... процессы мысли, пробуждаемые в нас чужой речью, никогда вполне не совпадают с теми процессами, которые происходят у говорящего» .

При этом чем выше степень сложности передаваемого сообщения, тем меньше возможностей для совпадения кода. Степень сложности передаваемых и воспринимаемых сообщений в области массовой коммуникации не может быть слишком высокой, и, следовательно, здесь может быть достигнуто значительное совпадение кодов.

Проблема относительного равенства кодов делает актуальной обратную связь («Правильно ли я тебя понял?»). Действительно, важно помнить, что коммуникация – это обмен, а не просто передача информации.

А.П. Панфилова выделает следующие техники обратной связи:


1. Расспрашивание

Это прямое обращение к говорящему, осуществляемое с помощью разнообразных вопросов с целью уточнить понимание собеседника, например: «Не могли бы вы на конкретном примере пояснить это?»

2. Перефразирование, или вербализация

Перефразировать – значит высказать ту же мысль говорящего, но своими словами (а не механически копируя сказанное). Слушающий возвращает собеседнику суть сообщения, чтобы он смог оценить, насколько правильно оно понято, например: «Итак, вы полагаете, что...»

Обычно вербализация как прием обратной связи используется для выделения только существенных, главных мыслей собеседника.

3. Отражение чувств

При отражении чувств основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам собеседника, эмоциональной составляющей его высказываний, например: «Вероятно, вас очень расстроило то, что...».

4. Резюмирование

Резюмирование помогает подвести итог сказанному, слушающий дает понять говорящему, что основные его мысли поняты и восприняты. Например: «Обобщая то, что вы сказали, можно сделать следующие выводы...».

Есть еще одно важное условие, выполнение которого необходимо для правильной расшифровки текста коммуникатора. Необходимо учитывать тот контекст (ситуацию), в котором происходит общение, потому что только при знании контекста сообщение обретает всю полноту своего смысла.

Важно также, по какому каналу передается информация. Канал должен соответствовать содержанию сообщения. Например, если руководитель сообщает подчиненному о недопустимости допущенных в работе недочетов за чашкой чая, то вряд ли эта информация будет правильно понята. Больше подойдет официальное письмо или указание на недочет, сделанное на совещании. Аналогично, если вы хотите выразить признание заслуг человека, то вряд ли подойдет записка, переданная по случаю.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите условия эффективной коммуникации.

2. Почему абсолютное совпадение кодов между участниками коммуникации невозможно? Какой психологический механизм позволяет улучшить понимание собеседника?

3. Какие техники обратной связи вы знаете? Какие из этих техник, на ваш взгляд, являются наиболее востребованными в ситуациях деловой коммуникации?

Успешность общения во многом зависит не только от умения передать информацию, но и от умения ее воспринять, т.е. слушать.

Один мудрый человек сказал, что у нас два уха и один рот и использовать их нужно именно в этой пропорции, т.е. слушать в два раза больше, чем говорить. На практике получается наоборот.

Представление о том, что слушать можно по-разному, а «слушать» и «слышать» -- это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания. Все обладатели здоровых и работоспособных органов слуха могут слышать, но для того, чтобы научиться слушать, нужна тренировка.

Неумение слушать -- основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущейся простоте (некоторые думают, что слушать -- значит, просто помалкивать) слушание -- сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры.

В литературе выделяется два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушание - это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т.д. В деловом, как и в любом другом общении, важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания. Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: «Я не понял», «Что Вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточним это» и т.п. Перефразирование -- собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял Вас...», «Вы думаете, что...», «По Вашему мнению...». При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, Вы чувствуете...», «Вы несколько расстроены...» и т.д.

При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...». Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

общение деловой информация

Каждый человек согласится с тем, что общение - один из важнейших навыков в современном мире. Он необходим буквально повсюду: рабочие отношения, организация быта, дружба, воспитание детей - перечислять можно бесконечно!

Но процесс общения не всегда дается легко. В некоторых случаях так и хочется спросить: «Почему у кого-то получается наладить контакт с первого слова или просто с улыбки, а другим приходится бороться за внимание окружающих?»

По словам историка и философа Андрея Коряковцева: «Круг общения может быть и спасательным кругом, и ошейником, и нимбом». Возникает вопрос: как стать приятным собеседником? И что влияет на эффективность коммуникации - талант, характер или, может быть, обстоятельства?

Для начала стоит уточнить, что же такое общение. Если группировать различные понятия, можно вывести следующий термин: общение - процесс установления контакта между отдельными людьми или целыми группами с целью обмена информацией, действиями и чувствами. На первый взгляд, ничего сложного. Так и есть!

Для эффективной коммуникации есть 5 простых правил:

Искренний интерес

С кем бы ни общался человек, стоит найти в собеседнике то, что может привлечь внимание, зацепить, стать интересным. Стараясь замечать то, что важно и ценно другим, что руководит ими, а также сосредотачиваясь на положительных сторонах личности собеседника, можно в разы улучшить качество разговора.

Сходство

Люди похожи. Даже диаметрально противоположные личности при общении могут найти ту незаметную, на первый взгляд, грань, которая объединит их и позволит двигаться дальше, дополняя друг друга. А как раз в этом и состоит одна из задач эффективной коммуникации!

Правильно понимание

Каждый сталкивался с ситуацией, когда услышав одну и ту же фразу, два человека воспринимали ее совершенно по-разному. В чем причина? В восприятии. Аудиалы воспринимают информацию главным образом через слух. Для них важна интонация, тембр и тон голоса. Визуалы, напротив, «видят» все то, о чем идет речь. Они думают образами, представляют то, что услышали. Рисуют картину в своем воображении. Кинестетикам необходимо прочувствовать, ощутить на себе, попробовать на вкус слова и фразы. В зависимости от того, кто является собеседником, и происходит подбор нужных слов. Чтобы лучше понять человека, можно стать на его место. Посмотрев на ситуацию с точки зрения собеседника, находишь новые пути к его сердцу. Процесс общения сразу становится более приятным, информативным и захватывающим.

Говорите о своих чувствах

Никто не любит, когда ему указывают на ошибки или недочеты. Гораздо легче воспринимать какую бы то ни было информацию, когда она касается других. Стоит заменить местоимение «ты» на «я», как происходит чудо! Например, фраза «ты постоянно опаздываешь!» производит негативный эффект. Другое дело, когда человек говорит о своих чувствах: «Мне неприятно долго ждать твоего прихода». Казалось бы, смысл один и тот же, но слова воспринимаются по-другому.

Время

По словам мудрого Екклесиаста: «Есть время молчать, и время говорить». На эффективность общения могут влиять обстоятельства: настроение собеседника, предыдущий разговор, обстоятельства, место встречи и многие другие параметры. Иногда стоит перенести разговор на другое время.

Всего пять простых правил заметно улучшат качество общения и помогут поднять его на новую высоту. Можно еще многое сказать о процессе коммуникации. Речь - огромный подарок, который стоит грамотно использовать. Но не стоит подходить к исследованию общения фанатично - оставим это ученым. Больше опыта - лучше коммуникация. Поэтому, самое главное и приятное в общении - сам процесс!

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, которые достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, умышленное «непонимание» сообщения. Соответственно, всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, подтвердить свой авторитет, усовершенствовать манеру подачи материала и т. д. Особое значение имеет, конечно, и факт соответствия характера высказывания ситуации общения, мера и степень формального (ритуального) характера общения и другие показатели.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации».

Также всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса.

Таких позиций может быть три:

– открытая – говорящий открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

– отстраненная – говорящий держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

– закрытая – выступающий умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Естественно, что содержание каждой их этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно то, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, деловое общение (но не общение близких людей) предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную, или словесную, форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря.

Психолингвисты предлагают следующие девять правил успешной коммуникации.

1. Создайте грамотную, понятную и не громоздкую конструкцию предложения. Длинные предложения затрудняют понимание, так как сложны и грамматически неясны. Для их понимания партнеру нужны сосредоточенность и внимание. Кроме того, они затрудняют по­нимание вопроса, смысл часто теряется в придаточных предложениях.

2. Используйте короткие предложения (8–15 слов), в которых сформулирована законченная мысль. Союзы, такие как «и», «так как», «что», «но», «потому что» и др., старайтесь не употреблять. Короткие предложения всегда точны и наглядны.

3. Голос является самым сильным инструментом убеждения. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством. Ваш голос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.

4. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.

5. Расширяйте свой активный словарь. Качество и количество словаря усиливают влияние высказывания. Пассивный словарь в зависимости от уровня образования состоит из 30–50 тысяч слов. Активный словарь (слова, которыми пользуются при спонтанной речи) состоит из 3–12 тысяч слов.

6. Чаще используйте в речи глаголы, а не существительные. Глаголы придают высказыванию наглядность, а в существительных большей частью заложено абстрактное смысловое значение. Под словами «школа», «перо», «дом», «машина» каждый может себе представить соответствующий предмет с конкретными индивидуальными различиями. Использование же глаголов помогает формировать из неясного представления конкретную картину. Обходитесь по возможности без прилагательных – они могут быть восприняты с отличной от вас экспрессивной окраской.

7. Используйте активную, а не пассивную форму глагола. В активной форме глагол становится более живым. Например: «Я пригласил его», а не «Он был мною приглашен». Пассив воздействует безлично, создает дистанцию между партнерами и несет минимальную эмоцио­нальную нагрузку.

8. Не используйте безличные формулировки. Дистанционно и безлично действуют формулировки типа «Согласно этому можно понять, что...», равно как и приводимые большие числа. Сослагательное наклонение – «Я бы сказал...», «Я бы полагал...», «Я имел бы (был бы)...», «Я должен бы...» – не выражает решительного поступка, а скорее создает дистанцию между собеседниками.

9. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не до конца понимает или иначе истолковывает смысл слова или высказывания, который вы в них вкладываете. Поэтому целесообразно уже в самом начале разговора разъяснить понятие, сообщив партнеру, что вы конкретно понимаете под ним.

Перечисленные правила подчеркивают неразрывность вербальных и невербальных характеристик процесса общения.

Многое в понимании информации зависит и от того, насколько грамотно, ясно и лаконично мы излагаем свои мысли, осуществляя вербализацию. Выделяют следующие причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому:

Неточность высказывания;

Несовершенство перекодирования мыслей в слова;

Неуместное использование профессиональных терминов;

Неверное истолкование намерений собеседника;

Чрезмерное использование иностранных слов;

Неполное информирование партнера;

Быстрый темп изложения информации;

Наличие смысловых разрывов и скачков мысли;

Неполная концентрация внимания;

Не использование различных каналов восприятия;

Витиеватость мысли;

Наличие логического противоречия в тезисе;

Неадекватные интонации, мимика и жесты, не со­впадающие со словами.