Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск 76 УДК:629.7 Аннотация Основные подходы к определению стоимости научноисследовательских и опытно-конструкторских работ в аэрокосмической отрасли Калошина М.Н.*, Ермакова О.В.** Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ, Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, Россия * ** Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) играют важную роль в развитии таких наукоемких отраслей, как аэрокосмическая промышленность. Сфера НИОКР требует больших финансовых и материальных затрат. Важнейшим показателем при принятии решения о финансировании НИОКР является их стоимость. Авторами работы был проведен анализ и систематизация существующих методик расчета стоимости НИОКР. Были выявлены особенности различных методик оценки стоимости НИОКР. Сформулированы основные проблемы по совершенствованию методики в данной сфере. 1

2 Ключевые слова: НИОКР, аэрокосмическая отрасль, методы расчета стоимости НИОКР, начальная (максимальная) цена контракта, трудоемкость работ. Инновационная сфера, главной составляющей частью которой являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на современном этапе является основным двигателем качественного экономического роста. В то же время сфера НИОКР требует больших финансовых и материальных затрат, а также очень высокой квалификации работников. Сегодня в мировой аэрокосмической промышленности четко прослеживается тенденция роста значимости технологий и стандартов не только военного, но и гражданского сектора (в частности, гражданского авиастроения) для развития отрасли в целом. С целью обеспечения устойчивого роста воздушных перевозок, обеспечения лидирующих позиций в аэрокосмической промышленности необходимо увеличивать объемы финансирования НИОКР. Финансирование НИОКР может осуществляться по разным каналам. Среди источников финансирования преобладают бюджеты разного уровня и фонды поддержки. Достаточно часто формами поддержки данной сферы является не прямое финансирования из бюджета, а косвенное. Финансируются НИОКР также за счет средств организаций предпринимательского сектора, различных внебюджетных фондов, средств, поступающих из иностранных источников. При любом способе получения средств на выполнение НИОКР важнейшим показателем при принятии решения о финансировании является стоимость работ. Структура цены на 2

3 выполняемые работы, калькуляция их себестоимости, является основой и неотъемлемой частью любого договора на их выполнение. С целью недопущения необоснованных затрат исполнителя при выполнении НИОКР необходимо контролировать экономическую обоснованность затрат, включаемых в цену выполняемых работ. Тем более, что нормативы рентабельности, а, следовательно, и уровень прибыли, часто рассчитываются в процентах от затрат на НИОКР, что повышает заинтересованность исполнителей в искусственном завышении величины расходов при выполнении работ. Поэтому методики расчета стоимости НИОКР должны быть максимально проработаны и конкретизированы, должны предусматривать экспертизу соответствия затрат рыночному уровню цен на соответствующие или аналогичные работы, материалы, сырье, необходимые комплектующие, а также уровень оплаты труда исполнителей. Рассмотрим используемые сегодня в различных областях методики расчета затрат на НИОКР. Методика расчета стоимости проектов и начальной (максимальной) цены контрактов, предлагаемых для реализации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы. В данной методике есть три направления расчета затрат: определение начальной (максимальной) цены контракта (далее НМЦК) при размещении заказов на выполнение работ (оказания услуг); определение НМЦК при размещении заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и 3

4 определение НМЦК, в рамках которого планируется создание автоматизированных (информационных) систем и программных продуктов, их внедрение и поддержка. Стоимость выполнения работ, услуг или НИОКР определяется видом выполняемых работ, их сложностью, уровнем проработки, масштабом и региональными условиями. При расчете затрат на НИОКР используются такие показатели, как коэффициент сложности вида работ; коэффициент новизны вида работ; коэффициент ценности результатов работ; коэффициент масштабности вида работ; коэффициент качества вида работ. Особенности выполнения НИОКР необходимость глубокой степени проработки, масштабность, новизна и оригинальность разработок учитываются с помощью коэффициента сложности, который выше аналогичного коэффициента, используемого в других случаях. Так как в рамках НИОКР осуществляются глубокие научные исследования и для их выполнения необходимо привлекать специалистов высокого уровня, то для расчета расходов дополнительно используется коэффициент, характеризующий априорное качество выполнения вида работ, который определяется научными степенями и званиями исполнителей НИОКР. Расчет стоимости НИОКР проводится методом калькулирования путем суммирования стоимостей отдельный видов работ с учетом коэффициента сложности. Область допустимых значений коэффициентов представлена интервалом. Сами коэффициенты, а также выбор вида работ образца-аналога для расчета стоимости, осуществляется с помощью экспертов в соответствующей области с учетом особенностей проводимых работ в сфере образования. 4

5 При этом возможно использование двух подходов к определению стоимости отдельных видов работ: на основе метода аналогов и с использованием Перечня типовых работ, сформированного по результатам выполнения государственных контрактов в рамках ФЦПРО. Возможно также применение отраслевых методик. Типовые работы можно разбить на 4 этапа реализации контракта, которые имеют свою стоимость, определяемую спецификой работ: 1. предварительный этап, 2. этап разработки, 3. этап апробации 4. заключительный этап. Методика предоставляет возможность использовать метод нормативного калькулирования. При этом определяются прямые затраты на выполнение работ по проекту и, в соответствии с согласованными нормами, определяются косвенные затраты. В рассматриваемой методике наиболее проработанным является направление создания автоматизированных (информационных) систем и программных продуктов, их внедрение и поддержка. Цена подобного контракта определяется как среднеарифметическое значение, полученное из расчета на основе метода аналогов и сметной стоимости контракта. При этом достаточно подробно нормируется трудоемкость различных видов работ по этапам создания информационных систем с учетом степени их новизны и особенностей трудозатрат различных групп исполнителей. 5

6 Данная Методика широко используется на практике различными вузами при обосновании расходов на выполнение различных НИОКР. При оценке стоимости выполняемых работ основным видом затрат являются расходы на заработную плату, рассчитываемые в соответствии с оценкой объемов работ и их трудоемкости с учетом количества и квалификации исполнителей НИОКР. Среднемесячная заработная плата каждой группы исполнителей корректируется с учетом коэффициентов, установленных Методикой. Трудоемкость исследовательских работ рассчитывается исходя из объема ставящихся в техническом задании на выполнение НИОКР задач. Основные статьи затрат, учитываемые при оценке стоимости НИОКР: материалы и комплектующие; затраты по работам, выполняемым сторонними организациями; затраты на заработную плату работникам, непосредственно занятым при выполнении работ; затраты на социальное страхование; стоимость спецоборудования и специальной оснастки; прочие прямые расходы, непосредственно связанные с выполнением НИР, ОКР и технологических работ: затраты на командировки, прочие прямые расходы и общехозяйственные (непрямые) расходы, непосредственно не связанные с выполнением работ - 15 % Серьезной проблемой проверки обоснованности величины расходов на выполнение НИОКР при использовании данной Методики является отсутствие нормативных значений трудоемкости выполнения тех или иных видов работ, на которых основаны все основные расчеты. 6

7 За основу при разработке и утверждении субъектами РФ собственных методик часто использовался проект Методических рекомендаций по порядку расчета начальной (максимальной) цены контракта, разработанный Минэкономразвития России в рамках создания системы методических документов в целях содействия реализации федерального законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время проект официально не утвержден, но заказчики уже могут пользоваться предлагаемыми в Методических рекомендациях способами расчета, а также использовать соответствующие информационные ресурсы. Данный документ размещен на официальном сайте государственных закупок, но нормативно-правовым актом пока не является. Согласно данному документу в общем случае определение начальной (максимальной) цены контракта рекомендуется проводить с использованием следующих методов: рыночного; по аналогам; ресурсного (сметного); по удельным показателям с использованием шкалирования (параметрический метод). Часто на практике применяются смешанные или производные методы на основе перечисленных. Рыночный метод предполагает анализ конъюнктуры рынка на наличие предложений, спроса или сделок по конкретной продукции с определенными параметрами, вычисление средневзвешенной величины и применение корректировок на условия конкретных сделок. Этот метод может широко применяться для расчета цены на продукцию или услуги, широко представленные на рынке. 7

8 Метод определения НМЦК на основе аналогов является разновидностью рыночного. Для определения НМЦК на выполнение НИОКР данный метод предполагает использование стоимости контрактов-аналогов или аналогов видов работ, предусмотренных техническим заданием. Рекомендуется использовать три или более аналогов не только по содержанию, но и по сложности и уникальности, количеству содержащихся задач, видам и объемам работ, уровню квалификации специалистов, требующихся для его выполнения. Стоимость контракта-аналога корректируется с учетом объемов, сроков, сложности, уникальности работ, отраслевых и региональных поправок, индексов-дефляторов. Ресурсный метод применяется в основном в строительстве, а также при расчетах цен на сложное комплектное оборудование или на комплексные работы, услуги. При этом цена определяется путем калькуляции составляющих (работ, товаров, оборудования, стоимости машин и механизмов) с учетом их объемов. Сметы могут составляться на основе укрупненного показателя затрат рабочего времени на выполнение работ, который включает в себя, помимо оплаты труда, социальные отчисления, накладные расходы, налоги и т. п. Определяется на основе данных, содержащихся в реестрах контрактов и заявках участников завершенных конкурсов или экспертным путем с учетом соотношения спроса и предложения на услуги организаций, выполняющих работы, а так же уровня и квалификации требующихся специалистов. Данный метод является наиболее точным, но при этом и наиболее сложным и трудоемким. 8

9 Параметрический метод предполагает использовать математическую зависимость изменения одного параметра (цены) при изменении другого, например, технического. Этот метод позволяет достаточно просто рассчитать приблизительную цену объекта, если известна стоимость и параметры однотипного объекта-аналога. Его можно применять на начальных этапах проведения техникоэкономического обоснования и для определения ориентировочной величины инвестиций. Метод достаточно простой, но точность его низкая. У каждого из предлагаемых методов расчета цены есть свои достоинства и недостатки, поэтому в целях более точного определения НМЦК рекомендуется проверять полученные результаты различными методами, при этом используя различные поправки к ценам. На основе рассмотренного проекта Методических рекомендаций по порядку расчета НМЦК Минэкономразвития России был разработан Порядок формирования НМЦК контрактов и гражданско-правовых договоров, заключаемых при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы, утвержденный Постановлением Правительства Москвы 68-ПП от 27 февраля 2012 года. «Порядок» предполагает возможность использования следующих методов: 1) анализа рыночной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг; 2) составления смет на выполнение работ, оказание услуг; 9

10 3) калькуляции затрат на выполнение работ, оказание услуг с учетом нормы прибыли; 4) анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой; 5) применения удельных показателей; 6) применения параметрических методов; 7) применения отраслевых методик; 8) анализа данных о лекарственных средствах, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратах и об уровне текущих оптовых цен на лекарственные средства; 9) иных методов, установленных нормативными правовыми актами РФ, города Москвы. Не смотря на более широкий перечень используемых методов, их применение аналогично рассмотренным в Проекте Минэкономразвития. При определении НМЦК на выполнение НИОКР производится исходя из требований заказчика с использованием следующих методов: - применения отраслевых методик (в том числе параметрические методы и метод анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой); - составления смет на выполнение работ; - анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой. Эти методы также аналогичны рассмотренным ранее. На методах, описанных выше, основана и Методика определения начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно- 10

11 исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (в ред. Приказа Минпромторга РФ от N 787). Данная методика предполагает использование метода аналогов или сметнонормативного метода установления НМЦК. При использовании метода аналогов выбирается не менее трех аналогов. В качестве параметров сравнения выступают: тематика работ, вид работ, объект исследования, результат работ, характеристики результата работ, объем (трудоемкость) работ или другие параметры, самостоятельно определяемые администратором расходов, в соответствии с утвержденными техническими требованиями контракта, для которого формируется начальная (максимальная) цена. НМЦК при использовании метода аналогов рассчитывается как среднеарифметическая цен контрактов-аналогов. При определении НМЦК НИОКР допускается использование сметнонормативного метода с обязательным представлением обоснования невозможности использования метода аналогов. Определение цены контракта сметно-нормативным методом осуществляется путем суммирования затрат на оплату труда на выполнение работ, предусмотренных техническим заданием, затрат, связанных с закупкой материалов, комплектующих, необходимых для выполнения работ, накладных и прочих расходов и прибыли. Трудоемкость работ и стоимость рабочего времени определяются администратором расходов исходя из конкретных особенностей предмета контракта с учетом сложности и новизны выполняемых работ. 11

12 Расходы на материалы, на спецоборудование рассчитываются на основе примерных смет, которые прилагаются к расчету сметной стоимости контракта. Накладные расходы рассчитываются на основе экспертной оценки, и их величина определяется в % от фонда оплаты труда. Предельная величина накладных расходов может составлять до 250% от фонда оплаты труда для ОКР и до 150% от фонда оплаты труда для НИР. Прочие прямые расходы не могут превышать 10% фонда оплаты труда. Себестоимость определяется как сумма всех перечисленных в Методике статей затрат. При составлении сметы затрат на выполнение НИОКР для расчета сметной стоимости контракта рекомендуется использовать классификацию затрат, предложенную «Типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно - технической продукции» (утв. Миннауки РФ N ОР). Как уже было сказано выше, проект Методических рекомендаций Минэкономразвития не был принят, но с 2014 года вступили в силу Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от Рекомендации разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с применением методов, предусмотренных «частью 1 12

13 статьи 22» Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно части 1 статьи 22 Закона 44-ФЗ, цена контракта определяется с использованием одного или нескольких из следующих методов: 1) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативного метода; 3) тарифного метода; 4) проектно-сметного метода; 5) затратного метода. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При этом учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость. Этот метод является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. При его применении заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен. При этом в Методических рекомендациях подробно расписаны процедуры получения ценовой информации. Цены, используемые в расчетах, рекомендуется приводить в соответствие с помощью коэффициентов, которые учитывают срок исполнения контракта; объем работ; наличие и размер аванса по контракту; место поставки; срок и объем гарантии качества; изменение базовой номенклатуры (комплектации, 13

14 состава работ); дополнительная номенклатура позиций в общем объеме закупки; размер обеспечения исполнения контракта; срок формирования ценовой информации; изменение в налогообложении; масштабность выполнения работ. В целях определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете, рекомендуется определять коэффициент вариации Нормативный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг путем умножения количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) на предельную цену единицы товара, работы, услуги, установленную в рамках нормирования в сфере закупок, которая определяется на основе информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте РФ Тарифный метод применяется, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае цена контракта определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги путем умножения количества на цену (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленную в рамках государственного регулирования цен. 14

15 Проектно-сметный метод применяется в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами или при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, за исключением научнометодического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной проектной документации на проведение работ. Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, или в дополнение к иным методам. Он заключается в определении цены как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При определении произведенных затрат учитываются обычные прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. При оценке стоимости НИОКР в рамках определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа (ГОЗ) закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд необходимо учитывать некоторые особенности расчета, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Методическими рекомендациями по формированию начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов. 15

16 Данные Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 5 Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. 656 и предназначены для использования заказывающими органами Минобороны России при формировании начальной цены государственного контракта (НЦГК) в ходе размещения ГОЗ путем проведения торгов в отношении поставок товаров, выполнения работ или услуг, связанных с проведением фундаментальных, прогнозных и прикладных исследований в интересах технического оснащения вооруженных сил РФ, связанных с созданием новых (модернизированных) образцов или серийным выпуском вооружения, военной и специальной техники, комплектующих изделий и материалов за исключением тех, для которых есть функционирующий рынок. НЦГК определяется на основе состава затрат на производство товаров (работ, услуг) и уровня рентабельности их производства, либо путем индексации цен предыдущего периода. В случае поставок товаров (работ, услуг), связанных с созданием новых или модернизированных образцов, определение цены контракта осуществляется исходя из анализа расчетных цен, определенных с учетом ТЭО НИОКР по созданию аналогов указанных образцов и с использованием индексов цен производителей на соответствующие товары (работы, услуги). При этом следует учитывать инфляцию. В случае отсутствия возможности определения НЦГК на основе учета состава затрат и уровня рентабельности рекомендуется применять следующие подходы: 1. В части научно-исследовательских работ: 16

17 - на основе трудоемкости, определяемой в зависимости от сложности предметной области или методического обеспечения и стоимости единицы трудоемкости, а также стоимости базовой НИР (при наличии базовой НИР); на основе определения базовой стоимости проведения исследований по одному научному направлению (в случае отсутствия базовой НИР); - на основе трудоемкости, определяемой в зависимости от сложности макетирования, от облика информационного массива или состава кооперации соисполнителей и стоимости базовой НИР. 2. В части опытно-конструкторских работ: - на основе сопоставления стоимости работы-аналога с учетом сложности задаваемой ОКР или стоимости модернизируемого образца - аналога и оценки глубины модернизации; - на основе стоимости этапа государственных испытаний соответствующего образца ВВСТ; - на основе базовой стоимости проведения исследований с учетом сроков проведения работ и их сложности. При расчетах необходимо использовать коэффициент сложности работы оцениваемой НИР относительно базовой. Основные сложности использования подходов к определению стоимости НИОКР, используемых в данной методике заключаются в выборе работы-аналога и в определении трудоемкости НИР, от величины которой и зависят все расчеты. В Методике сказано, что если нет данных о нормативной трудоемкости, или в случае 17

18 отсутствия базовой НИР, расчет НЦГК предлагается проводить на основе базовой стоимости проведения исследований по одному научному направлению с помощью коэффициента, характеризующего соотношение полной стоимости работ и фонда оплаты труда творческого коллектива. Таким образом, на основе проведенных исследований подходов к определению стоимости НИОКР в рамках ГОЗ, можно сделать следующие выводы: - цены ни НИОКР формируются исходя из величины обоснованных затрат на их выполнение и величины прибыли, при этом рекомендуется рассчитывать цены отдельных этапов работ и суммировать их; - для определения цен на НИОКР применяются следующие методы: метод калькулирования, который является основным, предполагает суммирование затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли с учетом факторов, снижающих эти затраты. Состав затрат определяется Порядком определения состава затрат на создание научно-технической продукции военного назначения по государственному оборонному заказу, утвержденному Приказом Минпромэнерго России от N 200; метод индексации статей затрат, предполагающий использование Перечня статей затрат, величина которых подлежит индексации, на производство товаров (работ, услуг), поставляемых по ГОЗ, утвержденного Приказом ФСТ России от 2 августа 2012 г. 134, а также Порядка применения индексов цен и индексовдефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по ГОЗ, утвержденного Приказом 18

19 Минэкономразвития РФ от 16 апреля 2008 г Применение данного метода целесообразно в сочетании с другими методами; аналоговый метод, основывающийся на составе и величине фактических затрат на выполненные ранее аналогичные НИОКР, при этом учитывающий состав и квалификацию исполнителей выполненных ранее НИОКР и отдельных частей этих работ и трудоемкость работ выполненных НИОКР и их частей; метод экспертных оценок, при использовании которого необходимо учитывать все факторы, оказывающие влияние на выполнение работ: состав и квалификация единственных и привлеченных исполнителей, наличие материальнотехнической базы, трудоемкость выполнения работ, потребность в материальных ресурсах и составлять плановую калькуляцию по каждому этапу НИОКР. Применение этого метода также целесообразно в комбинации с другими. Для организаций аэрокосмической отрасли актуальным является участие в различных исследованиях и разработках по приоритетным направлениям развития России, поэтому стоит обратить внимание на Федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на годы», в рамках которой реализуются различные мероприятия, для участия в которых необходимо сформировать заявку. Для этого используются Методические рекомендации по подготовке предложений по формированию тематики исследований (проектов) в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на годы» и Методика 19

20 обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в рамках реализации федеральных целевых программ и внепрограммных мероприятий в области науки, координируемых Министерством образования и науки Российской Федерации. При оценке стоимости выполняемых работ в ходе подготовки предложений по формированию тематики предлагается использовать метод калькулирования затрат. Методика обоснования НМЦК предполагает использование следующих методов: - затратный метод - на основе составления и анализа смет предполагаемых затрат на выполнение НИОКР и их обоснование; - сравнительный метод расчет цены по результатам изучения источников информации о стоимости аналогичных НИОКР; - доходный метод расчет цены как стоимости доли участия государства в будущих доходах проекта (условие успешности проекта) и как стоимости будущих доходов государства в форме налоговых поступлений от реализации результатов работы в отраслях экономики (условие целесообразности участия государства в проекте). При использовании данных методик основным является, затратный метод оценки стоимости НИОКР, опирающийся на обоснование трудоемкости выполнения НИОКР и сроков ее выполнения. Определяя трудоемкости работ, следует исходить 20

21 из задач, решаемых на определенных этапах НИОКР, и нормативов трудоемкости работ, определение которых является сложной задачей. Применяемые методы нормирования труда сводятся к трем основным группам: экспертные, опытно-статистические и аналитические. Экспертные методы определения трудоемкости различных работ в рамках НИОКР основываются на оценках, данных экспертами. Они используются при определении трудоемкости работ, отличающихся значительной новизной, высоким уровнем сложности - фундаментальных и поисковых НИР, значительной часть прикладных научных исследований и небольшой части особо сложных ОКР. Аналитические методы позволяют определить трудоемкость как функцию параметров разрабатываемого изделия и содержания выполненных работ. Аналитические методы требуют накопления большого количества информации, характеризуются сложностью и громоздкостью расчетов. Опытно-статистические методы нормирования устанавливают трудоемкость на основе опыта лиц, проводящих обоснование затрат и фактических данных о трудоемкости работ прошлых периодов. Таким образом, основные подходы к определения стоимости НИОКР повторяются в различных методиках и подразумевают использование в основном методов калькулирования затрат и различных методов, использующих аналоги сравнительный, рыночный. Основные особенности оценки стоимости НИОКР вытекают из природы исследовательских работ это высокая степень неопределенности получаемого результата и сложность прямого сопоставления 21

22 денежных затрат и результатов, полученных в ходе НИОКР. Классификация затрат регламентируется многими нормативными актами, а вот выявление нормативов, определяющих их уровень это достаточно сложная задача, требующая дополнительного обоснования. Одним из направлений повышения эффективности определения стоимости выполнения НИОКР является дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-методической базы проведения это оценки, создание стимулов для исполнителей работ к снижению затрат при необходимом уровне качества выполнения НИОКР, например, путем сохранения за ними части получаемой экономии. Для сферы государственных заказов целесообразно создавать информационные ресурсы, содержащие, в том числе, статистическую информацию об уровне цен. В данной сфере необходимо совершенствование нормативных и организационных основ финансового контроля и законодательства в части ответственности за необоснованное завышение цены государственного контракта. Пристатейный библиографический список 1. Методика расчета стоимости проектов и начальной (максимальной) цены контрактов, предлагаемых для реализации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы. - М.: АС-Траст, с. 2. Проект Минэкономразвития России Методические рекомендации по порядку расчета начальной (максимальной) цены контракта [Электронный ресурс] // 22

23 (дата обращения). 3. Постановление Правительства Москвы от ПП «Об утверждении Порядка формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов и гражданско-правовых договоров при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения). 4. Приказ Минпромторга РФ от «Об утверждении Методики определения начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» (В ред. Приказа Минпромторга РФ от). [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения). 5. Федеральный закон от ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // «Российская газета», 80 от Постановление Правительства РФ от (ред. от) «Об утверждении Правил определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». 23

24 [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения). 7. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения). 24


1 Определение НМЦК в закупках Законодательная база и практика применения 2 Скачать материалы лекции 3 Зачем нужна НМЦК? Экономия и прозрачность цены Планирование бюджетных средств Система администрирования

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ)» УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28 апреля 2015 г. 407 МОСКВА О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 апреля 2015 г. N 407 О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА, А ТАКЖЕ ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО

Начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (НМЦК и ЦКЕП) НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения

Формирование начальной (максимальной) цены контракта Преподаватель Пилотного центра госзакупок ЮФУ Старший эксперт-консультант Фонда «Содействие XXI век» Руководитель отдела размещения заказов ФГБУ «РНИОИ»

Управление муниципального заказа администрации городского округа город Воронеж Применение методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

О методических подходах к определению цены научно-технической продукции военного назначения Первый вице-президент ФГБУ РАРАН дэн, проф. Лавринов Г.А. 1 Актуальность разработки методических подходов к определения

Проблемы управления затратами и ценообразованием по ГОЗ Москва 2012 Основные нормативные документы Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»

1 2 Бируля Олег Александрович 35 лет Образование: высшее Эксперт по тендерам, опытный практик. Более 10 лет работал в крупных российских компаниях на позициях начальника отдела маркетинга, коммерческого

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 2 декабря 2017 г. 1465 МОСКВА О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также

Федеральный закон от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Порядок обоснования начальной (максимальной) цены

Управление муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж Применение методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

«Основные идеи разработки Федерального закона 44-ФЗ. Правовые основы формирования контрактной системы. Информационное обеспечение контрактной системы. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта,

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИКАЗ от 3 июля 07 г. N 98/7 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФАС

Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта,

Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные и методические документы ФАС, МинОбороны, Минэкономразвития, ФСТ, Минпромэнерго, Минпромторга, Счетной палаты. Указы Президента

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 ноября 2006 г. N 656 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА, А ТАКЖЕ ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА,

Реализация логики учета в соответствии с требованиями 275-ФЗ Петрова Е.П. Руководитель Департамента Аудита Немного теории Методы калькуляции затрат Нормативный Позаказный Попередельный 2 Нормативный метод

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 2 октября 2013 г. N 567 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА,

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 2 октября 2013 г. N 567 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА,

Сметное дело и ценообразование в строительстве 1. Сущность сметной стоимости строительства. Особенностью строительства является то, что строительная продукция выполняется на заказ, вступая в подрядный

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 7 декабря 2015 г. 1333 МОСКВА О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации

П Л А Н мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проекта

Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Что такое «начальная (максимальная) цена контракта и в каких случаях

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 5 декабря 2013 г. 1119 МОСКВА Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 4 1.1 Обозначения и сокращения... 4 1.2 Область применения... 5 1.3. Общие положения по определению начальной (максимальной) цены контракта... 7 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2013 г. N 1119 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ

Сургутскова Ирина Александровна, ведущий юрисконсульт Института госзакупок РГТЭУ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАСЧЕТА НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ

Управление муниципального заказа администрации городского округа город Воронеж ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК в рамках Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Заказчик - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский архитектурный институт (государственная академия)» (МАРХИ). Закупка

Министерство финансов Российской Федерации от «08» июня 2015 г. 02-02-04/33071 Министерство экономического развития Российской Федерации от «08» июня 2015 г. 14991-ЕЕ/Д28и О позиции Минфина России и Минэкономразвития

Документ предоставлен КонсультантПлюс ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 16 мая 2014 г. N 242-РП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ

Постановление Правительства РФ от 25.01.2008 N 29 (ред. от 04.09.2015) "Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 июля 2008 г. N 520 ОБ ОСНОВАХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ, НАДБАВОК И ПРЕДЕЛЬНЫХ ИНДЕКСОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО

Экспертно-аналитический центр ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275» практическое пособие для специалистов в ОБЛАСТИ государственного оборонного заказа ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Декабрь, 2014 год Перечень предлагаемых услуг по расчету и проверке начальных (максимальных) цен контрактов Программный продукт «Икс-Прайс. Расчет НМЦК» с возможностью интеграции в автоматизированные системы

Первые итоги и законодательные инициативы Федеральный закон от 4.06.2014 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе» Первые итоги внедрения Контрактной системы Первые итоги

Методика расчета платы за оказание платной услуги, включая состав затрат на ее оказание, в том числе затрат на организационно-технические и иные мероприятия, необходимые для обеспечения оказания платной

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКВА Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы,

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 16 мая 2014 г. N 242-РП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО

Счет роста доходности и снижения рисков и тем самым увеличить его инвестиционную привлекательность. Литература 1. Ричард Б. Пейзер, Анна Б. Фрей. Профессиональный девелопмент недвижимости. Руководство

2014 Модуль4. Планирование государственных и муниципальных закупок. Управление государственными и муниципальными закупками 120 часов 01.01.2014 В настоящем Модуле в целях актуализации профессиональной

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Реквизиты документа ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВЫ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «Актуальные вопросы аудита в сфере товаров, работ, услуг в Ленинградской области» Слайд 1. Система государственных и муниципальных в Российской Федерации

П/п 85 Приложение Форма 1 сервис Протокол прогнозной цены* на (наименование работы (услуги) Полное наименование работ (услуг) Единица измерения Нормативно-техническая документация, орган и дата утверждения

Нововведения Федерального закона от 4.06.2014 г. 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе» директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Чемерисов

Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение методы определения Список используемых сокращений КС - Контрактная система, имеется в виду 44-ФЗ НМЦк - начальная максимальная цена контракта,

Федеральный закон от 31.12.2014 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" В Вступил

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГУП «ЦНИИ «Центр» «О проблемных вопросах реализации новой редакции Федерального закона «О государственном оборонном заказе» «7» октября 2015

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «АГЕНТСТВО ПО ИПОТЕЧНОМУ ЖИЛИЩНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ» Москва 2 Оглавление Термины и определения 5 Глава 1. Общие положения 13 Статья 1. Цели регулирования и отношения,

Тема: «Планирование закупок и бюджетных инвестиций» Заместитель директора Департамента бюджетной методологии Татьяна Васильевна Саакян 1 Планирование закупок, статьи 17, 21 Планирование закупок Формирование

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РОСФИННАДЗОРОМ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ Г. ГОРНО-АЛТАЙСК ОКТЯБРЬ 2015 КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОСФИННАДЗОРА ч.8 ст. 99 44-ФЗ 1.Соблюдение требований к

ЕДИНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНОВ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ИМ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧАСТИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ. ВЗАИМОУВЯЗКА БЮДЖЕТНОГО И ЗАКУПОЧНОГО

Нормативно-правовые акты Республики Алтай, принятые в рамках реализации Федерального закона от 05.04.2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

Ширшов Сергей Александрович 1 Начальник экономической партии, ФГУНПП «Аэрогеология», г. Москва Основы концепции совершенствования системы ценообразования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству

Тульская область Собрание представителей муниципального образования Кимовский район Решение От 14 января 2012г. 80-467 Об утверждении Порядка регулирования тарифов на подключение к системе коммунальной

ПРОЕКТ Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО 11)» В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. 135-ФЗ

Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок по строительству,

Приложение к приказу ректора от 30.12.2016 07.01-35/1372 БЛОК-СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ВОЛОГОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЗАКАЗЧИК инициатор закупок (структурное подразделение): оформление заявки

Вносится Правительством Российской Федерации Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг Глава 1. Статья 1. Общие положения Сфера применения настоящего

Утверждено постановлением правления Межрегиональной общественной организации по содействию развитию строительной отрасли «Союз инженеров-сметчиков» от «27» марта 2008 г. 2-1/ПС Правила и стандарты Союза

В товарном хозяйстве, в отличие от натурального, продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена или продажи. Но продать или обменять можно лишь то, что может быть полезным для другого человека, причем не для конкретно определенного, а для любого. При этом покупатель обращает внимание не только на полезность продукта для себя, но и на то, сколько стоит продукт. Поэтому продукт труда одного и того же вида, качества, назначения может стать товаром, а может и не стать товаром. Все зависит от того, какими свойствами вещественными и общественными обладает данный продукт.

Являясь продуктом труда, товар, во-первых, есть вещь (услуга), полезная для других лиц, и, во-вторых, вещь, которая предназначена для обмена. Следовательно, товар как экономическая категория – это вещь (услуга), произведенная трудом и обладающая двумя свойствами: потребительной стоимостью или полезностью и меновой стоимостью.

Товар отличается от продукта, произведенного для собственного потребления, тем, что его потребительная стоимость удовлетворяет потребности не производителя, а общества, т.е. является носителем общественных требований к товару (к его качеству, моде, вкусам, привычкам потребителей и т.п.). Одновременно товар является носителем общественно определенной величины меновой стоимости , представляющей собой количественную пропорцию, в которой определенное количество данного товара обменивается на определенное количество другого товара (или денег).

Товар, следовательно, в двояком отношении выступает общественным явлением: с одной стороны, он носитель типичных для общества потребительских свойств вещи или услуги (общественной потребительной стоимости), а с другой – он носитель общественной меры пропорций обмена одного товара на другие. Если произведенная вещь не соответствует этим требованиям, то ее или невозможно будет продать с выгодой для производителя, и она не станет товаром, или она может быть продана с убытком, но ее собственник потеряет статус товаропроизводителя.

Если относительно природы (происхождения) и содержания потребительной стоимости товара в экономической теории нет принципиальных различий, то по поводу природы (основания) и меры меновой стоимости нет принципиального согласия. Стремление понять, что лежит в основе меновой стоимости породило в XIX в. две противоположные теории: "трудовой стоимости" и "предельной полезности", которые до сих пор продолжают спор о том, что же лежит в основе определения меновой стоимости и цены товара – затраты труда, образующие стоимость товара, или полезность товара, удовлетворяющая потребности покупателя?


Основатель трудовой теории стоимости А.Смит считал, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его производство. Но А.Смит не дал ответа на вопрос: "Какой именно труд образует стоимость товара?" Попытку дать ответ на данный вопрос предпринял К.Маркс, создав учение о двойственном характере труда, создающего товар. В соответствии с этим учением труд товаропроизводителя является, с одной стороны, конкретным, а с другой – абстрактным. Конкретный труд – это труд определенного профессионального вида, который использует определенные средства и предметы и создает конкретную потребительную стоимость. Все виды конкретного труда качественно различны и количественно несоизмеримы. Абстрактный труд – это затрата рабочей силы или труда вообще, независимо от их конкретной формы. Именно он создает стоимость, так как является тем общим, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости одна к другой.

Естественной мерой затрат труда К.Маркс считал рабочее время, а мерой стоимости – общественно необходимое рабочее время или то время, которое требуется для создания единицы товара при общественно нормальных условиях производства, т.е. при наиболее распространенных (типичных) средствах труда, технологиях, способах организации производства и др. При таких условиях производства, часто называемых средними, производится основная масса товаров данного вида, поэтому именно они формируют стоимость и цену товара на рынке (при совпадении спроса и предложения).

Несмотря на логическую стройность учения о двойственном характере труда, создающего товар, К.Марксу и его последователям не удалось разрешить проблему соизмерения затрат абстрактного труда, различающихся по степени сложности, тяжести, вредности и другим признакам. Сторонники трудовой теории стоимости смогли доказать, что стоимость товара имеет общую основу (затраты труда) и является объективной категорией, но проблема определения стоимости в часах рабочего времени оказалась неразрешимой. Поэтому измерение стоимости и цены товара на основе затрат труда не получило всеобщего признания и для практики оказалось неприемлемым.

В рамках теории трудовой стоимости была разработана и затратная теория стоимости . Ее автор Дж.С.Милль фактически отошел от понятия стоимости как первопричины цены и считал, что в основе стоимости товара лежат издержки производства, т.е. затраты на средства производства и оплату труда. Но и затратная теория стоимости не получила всеобщего признания, так как при обосновании меновой стоимости и цены товара, она (как и вся теория трудовой стоимости в целом) отдавала приоритет анализу интересов производителей и недоучитывала интересы потребителей.

Приоритетное внимание интересам потребителей при обосновании сущности меновой стоимости уделяли сторонники теории предельной полезности , основателями которой стала группа австрийских теоретиков: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. Они считали, что в основе меновой стоимости лежит ценность блага (субъективная и объективная), которую в наше время называют полезностью товара или услуги.

Учение австрийской школы предельной полезности о субъективной и объективной полезности товаров (ценности благ) позволило им выстроить логическое обоснование меры меновой стоимость товара и его цены. Субъективная полезность характеризует то значение, которое имеет определенное экономическое благо (товар, услуга) для удовлетворения потребности данного субъекта. Субъективная полезность товара зависит от трех факторов: от имеющегося у потребителя запаса данного товара; от степени необходимой дополнительной потребности в нем; от доходов, которыми располагает данный субъект. В таком случае приобретение экономического блага означает выгоду для субъекта, а его утрата означает убыток. Прямо связать субъективную полезность с величиной стоимости товара и его ценой невозможно. Объективная полезность – это способность любого экономического блага (вещи, услуги) давать какой-либо объективный результат в виде одного или совокупности полезных эффектов. В таком случае меновая стоимость и цена каждой вещи будет зависеть от того, сколько полезных внешних эффектов она может доставить потребителю. К примеру, различные модели мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и других бытовых приборов могут дать потребителю различную совокупность полезных эффектов. Следовательно, они объективно обладают разной полезностью, которую можно отразить в цене. А каждый покупатель, исходя из субъективной полезности, приобретет ту модель, которая соответствует его личным запросам и соответственно имеет большую или меньшую меновую стоимость.

Теория предельной полезности предложила свое логически стройное обоснование величины меновой стоимости товара как основания цены, но ей не удалось найти объективной меры полезности; отдавая предпочтение интересам потребителей, она недоучитывала роль производителей в определении меновой стоимости.

Сравнение двух подходов к определению величины меновой стоимости показывает, что ее нельзя определить, не учитывая одновременно интересы и производителей (продавцов), и потребителей (покупателей). Это свидетельствует о том, что меновая стоимость есть, прежде всего, экономическое отношение между производителями и потребителями, а следовательно, величина меновой стоимости может быть установлена лишь на основе учета их интересов, что и происходит на рынке в процессе их взаимоотношений как продавцов и покупателей. Величина меновой стоимости товара со стороны производителя определяется затратами, но подтверждает или отрицает объективность этих затрат потребитель, исходя из полезности этого товара.

А.Маршалл, объединив положения теорий трудовой стоимости (в виде теории затрат), предельной полезности, спроса и предложения, ввел понятия цены предложения, цены спроса и равновесной цены и показал, как формируется величина стоимости и рыночная цена товара. В основе цены предложения лежат затраты производителя, в основе цены спроса лежит полезность товара для потребителя, а рыночная цена устанавливается в процессе взаимоотношений покупателей и продавцов под влиянием соотношения спроса и предложения.

В формировании рыночных цен товаров определяющую роль играют затраты производителей, а полезность товара для потребителей является корректирующим фактором, так как до появления товара на рынке потребителю его полезные свойства мало известны и раскрываются постепенно в процессе использования. В связи с этим важно знать, как формируется цена предложения и какие факторы влияют на ее изменение.

В основе цены предложения данного товара лежат затраты на его производство, которые естественно не могут быть одинаковыми у всех производителей, потому что они обладают разными условиями производства. Цену предложения будут определять те производители, которые обладают общественно нормальными, т.е. наиболее распространенными или типичными условиями производства и поставляют на рынок основную массу товаров данного вида. Поэтому предприятия, определяющие цену предложения товара, могут быть и лучшими, и средними, и худшими (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Иллюстрация формирования общественно необходимых затрат
и цены предложения

  • 2.2. Собственность и ее роль в экономической системе общества. Экономическое и юридическое содержание собственности
  • 2.3. Изменение отношений собственности и последствия этого процесса
  • Тема 3. Проблемы экономии, экономического роста и эффективности общественного производства
  • 3.1. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и оценка рациональности их использования
  • Возможности производства станков и продовольствия при полной занятости ресурсов
  • Изменение дохода, выраженного в центнерах зерна, когда дополнительные затраты труда добавляются к неизменному количеству земли
  • 3.2. Воспроизводство, его виды и показатели эффективности
  • Тема 4. Товарное производство (хозяйство). Товар и деньги
  • 4.1. Формы и модели организации общественного хозяйства
  • 4.2. Товар и его свойства. Альтернативные подходы к определению стоимости товара. Закон стоимости.
  • Иллюстрация формирования общественно необходимых затрат и цены предложения
  • Закон стоимости как регулятор структуры производства
  • 4.3. Деньги и законы денежного обращения
  • Тема5. Рынок и рыночная экономика
  • 5.1. Рынок, его сущность, функции и структура. Инфраструктура рынка
  • 5.2. Рыночная экономика: сущность, принципы организации, субъекты и способы их взаимосвязи
  • 5.3. Рынок и государство как двуединая система регулирования современной рыночной экономики
  • Тема6. Рынок между конкуренцией и монополией
  • 6.1. Понятие и значение конкуренции в рыночной экономике
  • 6.2. Производство и конкуренция. Формы производственной конкуренции
  • 6.3. Рынок и конкуренция. Модели рынков и рыночной конкуренции
  • Сравнительная характеристика основных моделей рынка и рыночной конкуренции
  • 6.4. Монополия и конкуренция. Роль монополий в рыночной экономике
  • Раздел2. Микроэкономика
  • Тема7. Спрос, предложение и закономерности потребительского поведения на рынке
  • 7.1. Законы спроса и предложения. Цена спроса, цена предложения и равновесная цена
  • Изменение величины спроса в зависимости от изменения цены
  • Изменение величины предложения в зависимости от изменения цены
  • Изменение величины спроса и предложения в зависимости от изменения цены
  • 7.2. Эластичность спроса и предложения
  • 7.3. Основы теории потребительского поведения. Концепция полезности
  • Тема8. Предприятие: организация и технология производства
  • 8.1. Предприятие, его основные признаки и функции
  • 8.2. Организационно-правовые формы предприятий
  • Сравнительная характеристика преимуществ и недостатков типичных форм предприятий
  • 8.3. Технология производства и производственная функция. Теория предельной производительности факторов производства и правила их эффективного использования
  • Количество выпускаемой продукции при различных сочетаниях факторов производства
  • Результаты производства с одним переменным фактором (в физическом выражении, единиц)
  • Тема9. Предприятие на рынке ресурсов: формирование спроса, цен и доходов на рынках ресурсов
  • 9.1. Рынок средств производства, его основные признаки и особенности ценообразования
  • 9.2. Рынок труда, заработная плата и безработица
  • 9.3. Рынок капитала, процент и предпринимательский доход
  • 9.4. Рынок земельных ресурсов, рента и цена земли
  • Тема10. Предприятие на рынке потребительских товаров и услуг: формирование издержек, цен и прибыли
  • 10.1. Издержки производства, их виды и структура. Себестоимость производства продукции
  • 10.2. Динамика издержек производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
  • Типичная динамика издержек производства предприятия в краткосрочном периоде времени** (количество продукции в штуках, издержки в рублях)
  • 10.3. Объем выпуска продукции и правила обеспечения наибольшей выгоды производителя на чисто конкурентном рынке товаров и услуг
  • 10.4. Объем выпуска продукции, цена и правила максимизации экономической прибыли на рынке чистой монополии
  • Выручка и экономическая прибыль чисто конкурентной фирмы (цена продукта – 38 руб./ед; выручка и экономическая прибыль в руб.)
  • Сравнительные параметры рынков, характеризующие их выгодность для общества и бизнеса
  • Тема11. Предприятие в условиях неопределенности рыночной экономики
  • 11.1. Неопределенность – порождение недостатка информации
  • 11.2. Риск и способы его снижения
  • Раздел3. Макроэкономика Тема12. Макроэкономика и основные макроэкономические проблемы (оценка состояния и динамики национальной экономики)
  • 12.1. Макроэкономическое равновесие и способы его достижения
  • 12.2. Основные показатели, оценивающие итоги развития национальной экономики
  • 12.3. Основные инструменты макроэкономического анализа на рынках товаров и услуг
  • 12.3.1. Модель совокупного спроса – совокупного предложения (сс-сп)
  • 12.3.2. Модель "расходы–доходы" или кейнсианский крест
  • 12.3.3. Модель "доход-потребление-сбережение". Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению
  • 12.3.4. Модель "сбережения-инвестиции", мультипликатор инвестиционных расходов и парадокс бережливости
  • Тема 13. Роль государства в регулировании макроэкономического равновесия: теории и методы влияния
  • 13.1. Развитие теории о роли государства в регулировании рыночной экономике
  • 13.1.1. Классическая теория невмешательства государства в экономику
  • 13.1.2. Теория государственного регулирования экономики Дж. М. Кейнса
  • 13.1.3. Теория денежного регулирования экономики м. Фридмена
  • 13.1.4. Роль государства в теории социального рыночного хозяйства
  • 13.1.5. Институционализм и экономико-правовые аспекты деятельности государства в рыночной экономике
  • 13.2. Функции государства и методы регулирования рыночной экономики
  • Сравнительные позиции теорий государственного регулирования экономики
  • Тема14. Финансы и бюджетно-налоговая политика государства
  • 14.1. Финансы и финансовая система государства
  • 14.2. Государственный бюджет – важнейший инструмент регулирования экономики
  • Примерная структура доходов и расходов Государственного бюджета, характерная для развитых стран с рыночной экономикой (в %)
  • Доходы и расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 году **
  • Продолжение табл. 14.2
  • 14. 3. Налоговая система и принципы налогообложения
  • Система налогов и сборов Российской Федерации
  • 14.4. Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства
  • Тема 15. Деньги, кредит и кредитно-денежная политика государства
  • 15.1. Особенности современных денег, их виды и функции
  • 15.2. Предложение и спрос на денежном рынке
  • 15.3. Кредит как инструмент регулирования количества денег в обращении
  • 15.4. Ценные бумаги в системе инструментов регулирования денежного рынка
  • 15.5. Основные направления кредитно-денежной политики государства
  • Тема16. Взаимосвязь денежной и фискальной политики и влияние денег на реальный объем производства
  • 16.1. Концепция классической дихотомии и нейтральности денег
  • 16.2. Общее равновесие на рынках инвестиций, товаров, денег (модель кривых ис и лд)
  • Тема 17. Инфляция и антиинфляционная политика
  • 17.1. Понятие, измерение, виды и причины инфляции, механизмы ее развития
  • 17.2. Экономические и социальные последствия инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы
  • 17.3. Антиинфляционная политика: теоретические подходы и практические рекомендации
  • Тема18. Социальная политика в рыночной экономике
  • 18.1. Содержание социальной политики и оценка ее результативности
  • 18.2. Доходы населения в рыночной экономике и принципы их распределения. Измерение неравенства в распределении доходов
  • 18.3. Социальная политика государства и методы перераспределения доходов
  • Раздел4 международные экономические отношения и цикличность развития рыночной экономики Тема19. Теоретические основы и тенденции развития мирового хозяйства
  • 19.1. Мировое хозяйство, его структура и тенденции развития
  • Среднегодовые темпы прироста ввп в мире в расчёте на душу населения**
  • Доля различных стран и регионов в мировом ввп (весь мир 100%)**
  • 19.2. Международное разделение труда и теории внешней торговли
  • Тема20. Основные формы международных экономических отношений
  • 20.1. Формы экономических объединений и экономического сотрудничества в мировой экономике
  • 20.2. Международная торговля и внешнеторговый мультипликатор
  • 20.3. Международные валютные отношения и платежный баланс страны
  • Тема21. Экономический рост и цикличность развития рыночной экономики
  • 21.1. Экономический рост: понятие, измерение, факторы, типы и границы
  • 21.2. Циклический характер развития рыночной экономики. Промышленный цикл и его фазы
  • 21.3. Причины экономических кризисов. Типы экономических циклов и их материальная основа
  • 21.4. Модели равновесного экономического роста
  • 21.4.1. Многофакторные (неоклассические) модели экономического роста
  • 21.4.2. Однофакторные (неокейнсианские) модели экономического роста
  • 21.4.3. Модель «затраты-выпуск» в.Леонтьева
  • Тема 22. Проблемы социально-экономической трансформации в странах с переходной экономикой
  • 22.1. Концепции и основные направления системных реформ в переходной экономике
  • 22.2. Выбор концепции реформирования и система рыночных преобразований в России
  • Рекомендуемый библиографический список
  • Экономическая теория
  • 346428, Г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132.
  • 4.2. Товар и его свойства. Альтернативные подходы к определению стоимости товара. Закон стоимости.

    В товарном хозяйстве, в отличие от натурального, продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена или продажи. Но продать или обменять можно лишь то, что может быть полезным для другого человека, причем не для конкретно определенного, а для любого. При этом покупатель обращает внимание не только на полезность продукта для себя, но и на то, сколько стоит продукт. Поэтому продукт труда одного и того же вида, качества, назначения может стать товаром, а может и не стать товаром. Все зависит от того, какими свойствами вещественными и общественными обладает данный продукт.

    Являясь продуктом труда, товар, во-первых, есть вещь (услуга), полезная для других лиц, и, во-вторых, вещь, которая предназначена для обмена. Следовательно, товар как экономическая категория – это вещь (услуга), произведенная трудом и обладающая двумя свойствами: потребительной стоимостью или полезностью и меновой стоимостью.

    Товар отличается от продукта, произведенного для собственного потребления, тем, что его потребительная стоимость удовлетворяет потребности не производителя, а общества, т.е. является носителем общественных требований к товару (к его качеству, моде, вкусам, привычкам потребителей и т.п.). Одновременно товар является носителем общественно определенной величины меновой стоимости , представляющей собой количественную пропорцию, в которой определенное количество данного товара обменивается на определенное количество другого товара (или денег).

    Товар, следовательно, в двояком отношении выступает общественным явлением: с одной стороны, он носитель типичных для общества потребительских свойств вещи или услуги (общественной потребительной стоимости), а с другой – он носитель общественной меры пропорций обмена одного товара на другие. Если произведенная вещь не соответствует этим требованиям, то ее или невозможно будет продать с выгодой для производителя, и она не станет товаром, или она может быть продана с убытком, но ее собственник потеряет статус товаропроизводителя.

    Если относительно природы (происхождения) и содержания потребительной стоимости товара в экономической теории нет принципиальных различий, то по поводу природы (основания) и меры меновой стоимости нет принципиального согласия. Стремление понять, что лежит в основе меновой стоимости породило в XIX в. две противоположные теории: "трудовой стоимости" и "предельной полезности", которые до сих пор продолжают спор о том, что же лежит в основе определения меновой стоимости и цены товара – затраты труда, образующие стоимость товара, или полезность товара, удовлетворяющая потребности покупателя?

    Основатель трудовой теории стоимости А.Смит считал, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его производство. Но А.Смит не дал ответа на вопрос: "Какой именно труд образует стоимость товара?" Попытку дать ответ на данный вопрос предпринял К.Маркс, создав учение о двойственном характере труда, создающего товар. В соответствии с этим учением труд товаропроизводителя является, с одной стороны, конкретным, а с другой – абстрактным. Конкретный труд – это труд определенного профессионального вида, который использует определенные средства и предметы и создает конкретную потребительную стоимость. Все виды конкретного труда качественно различны и количественно несоизмеримы. Абстрактный труд – это затрата рабочей силы или труда вообще, независимо от их конкретной формы. Именно он создает стоимость, так как является тем общим, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости одна к другой.

    Естественной мерой затрат труда К.Маркс считал рабочее время, а мерой стоимости – общественно необходимое рабочее время или то время, которое требуется для создания единицы товара при общественно нормальных условиях производства, т.е. при наиболее распространенных (типичных) средствах труда, технологиях, способах организации производства и др. При таких условиях производства, часто называемых средними, производится основная масса товаров данного вида, поэтому именно они формируют стоимость и цену товара на рынке (при совпадении спроса и предложения).

    Несмотря на логическую стройность учения о двойственном характере труда, создающего товар, К.Марксу и его последователям не удалось разрешить проблему соизмерения затрат абстрактного труда, различающихся по степени сложности, тяжести, вредности и другим признакам. Сторонники трудовой теории стоимости смогли доказать, что стоимость товара имеет общую основу (затраты труда) и является объективной категорией, но проблема определения стоимости в часах рабочего времени оказалась неразрешимой. Поэтому измерение стоимости и цены товара на основе затрат труда не получило всеобщего признания и для практики оказалось неприемлемым.

    В рамках теории трудовой стоимости была разработана и затратная теория стоимости . Ее автор Дж.С.Милль фактически отошел от понятия стоимости как первопричины цены и считал, что в основе стоимости товара лежат издержки производства, т.е. затраты на средства производства и оплату труда. Но и затратная теория стоимости не получила всеобщего признания, так как при обосновании меновой стоимости и цены товара, она (как и вся теория трудовой стоимости в целом) отдавала приоритет анализу интересов производителей и недоучитывала интересы потребителей.

    Приоритетное внимание интересам потребителей при обосновании сущности меновой стоимости уделяли сторонники теории предельной полезности , основателями которой стала группа австрийских теоретиков: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. Они считали, что в основе меновой стоимости лежит ценность блага (субъективная и объективная), которую в наше время называют полезностью товара или услуги.

    Учение австрийской школы предельной полезности о субъективной и объективной полезности товаров (ценности благ) позволило им выстроить логическое обоснование меры меновой стоимость товара и его цены. Субъективная полезность характеризует то значение, которое имеет определенное экономическое благо (товар, услуга) для удовлетворения потребности данного субъекта. Субъективная полезность товара зависит от трех факторов: от имеющегося у потребителя запаса данного товара; от степени необходимой дополнительной потребности в нем; от доходов, которыми располагает данный субъект. В таком случае приобретение экономического блага означает выгоду для субъекта, а его утрата означает убыток. Прямо связать субъективную полезность с величиной стоимости товара и его ценой невозможно. Объективная полезность – это способность любого экономического блага (вещи, услуги) давать какой-либо объективный результат в виде одного или совокупности полезных эффектов. В таком случае меновая стоимость и цена каждой вещи будет зависеть от того, сколько полезных внешних эффектов она может доставить потребителю. К примеру, различные модели мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и других бытовых приборов могут дать потребителю различную совокупность полезных эффектов. Следовательно, они объективно обладают разной полезностью, которую можно отразить в цене. А каждый покупатель, исходя из субъективной полезности, приобретет ту модель, которая соответствует его личным запросам и соответственно имеет большую или меньшую меновую стоимость.

    Теория предельной полезности предложила свое логически стройное обоснование величины меновой стоимости товара как основания цены, но ей не удалось найти объективной меры полезности; отдавая предпочтение интересам потребителей, она недоучитывала роль производителей в определении меновой стоимости.

    Сравнение двух подходов к определению величины меновой стоимости показывает, что ее нельзя определить, не учитывая одновременно интересы и производителей (продавцов), и потребителей (покупателей). Это свидетельствует о том, что меновая стоимость есть, прежде всего, экономическое отношение между производителями и потребителями, а следовательно, величина меновой стоимости может быть установлена лишь на основе учета их интересов, что и происходит на рынке в процессе их взаимоотношений как продавцов и покупателей. Величина меновой стоимости товара со стороны производителя определяется затратами, но подтверждает или отрицает объективность этих затрат потребитель, исходя из полезности этого товара.

    А.Маршалл, объединив положения теорий трудовой стоимости (в виде теории затрат), предельной полезности, спроса и предложения, ввел понятия цены предложения, цены спроса и равновесной цены и показал, как формируется величина стоимости и рыночная цена товара. В основе цены предложения лежат затраты производителя, в основе цены спроса лежит полезность товара для потребителя, а рыночная цена устанавливается в процессе взаимоотношений покупателей и продавцов под влиянием соотношения спроса и предложения.

    В формировании рыночных цен товаров определяющую роль играют затраты производителей, а полезность товара для потребителей является корректирующим фактором, так как до появления товара на рынке потребителю его полезные свойства мало известны и раскрываются постепенно в процессе использования. В связи с этим важно знать, как формируется цена предложения и какие факторы влияют на ее изменение.

    В основе цены предложения данного товара лежат затраты на его производство, которые естественно не могут быть одинаковыми у всех производителей, потому что они обладают разными условиями производства. Цену предложения будут определять те производители, которые обладают общественно нормальными, т.е. наиболее распространенными или типичными условиями производства и поставляют на рынок основную массу товаров данного вида. Поэтому предприятия, определяющие цену предложения товара, могут быть и лучшими, и средними, и худшими (табл. 4.1).

    Таблица 4.1