Контент-анализ - это методика выявления часто­ты появления в тексте определенных интересующих исследователя характеристик, которая позволяет ему делать выводы относительно намерений создателя это­го текста или возможных реакций адресата. Измере­ние при анализе текстов сделало возможным получить точные, объективные данные о характере всех видов общения по их содержанию.

Наиболее эффективным оказывается применение данного метода для анализа потоков информации, со­держащейся на страницах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях. Подобная мето­дическая процедура анализа применяется, когда есть необходимость исследования ядра коммуникации, того, что лежит между коммуникатором и аудиторией, между автором послания и тем, кому это послание адресовано.

Суммируя свои впечатления от деятельности ком­муникатора (конкретного источника информации или конкретного телеведущего), исследователь делает это буквально: он подсчитывает суждения, в которых ин­тересующий его субъект подается в благоприятном или неблагоприятном свете, подсчитывает количество мате­риалов, в которых этот субъект вообще появляется.

На основании информации о том, что есть в тек­сте, исследователь делает вывод, в какой мере это от­ражает (моделирует, модифицирует, трансформирует, искажает) социальную реальность. В общем виде мож­но сделать вывод, что методика анализа содержания направлена на объективное изучение текстов с це­лью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.

Подходы к текстам отчетливо дифференцируются следующим образом - использование текстов как сви­детельство о социальной реальности, которая стоит за ним; отношение к анализируемому тексту как к самодо­статочной реальности - установление некоторой сис­темы характеристик внутри этой текстовой реальности;

отслеживание связей этих характеристик со структура­ми, производящими и потребляющими эти тексты.

С появлением в обществе массовых коммуникаций внимание исследователей привлекло само содержание информации, курсирующей по разным каналам. Для этого возникла объективная потребность. Оформилась индустрия информации - сначала газет, журналов, а впоследствии радио и телевидения, которая произво­дила тексты, причем в огромных количествах. По коли­чественному объему эта информация стала социальным фактом, мимо которого не мог пройти социальный ис­следователь. Кроме того, по мере осознания влияния данной информации на потребителя, тексты массовой информации стали объектом внимания социолога уже по причине этого влияния.

Научная необходимость состояла также и в том, чтобы исследование текстов, которое до сих пор было в ведении гуманитарных наук, сделать точным, объек­тивным, по возможности с применением математики (т. е. со всем тем исследовательским арсеналом, кото­рый свойствен точным наукам).

Социология средств массовой коммуникации, кото­рая рассматривает основные законы функционирования прессы, сущность воздействия на аудиторию, способы и методы прессы при формировании общественного мне­ния, формы отражения общественного мнения в инфор­мационных каналах СМИ, активно использует разные социологические методы для изучения всех составных частей коммуникации, в частности ее содержания.

Используя математический аппарат, исследователь с помощью различных формализованных процедур выходит на закономерности, тенденции этого информа­ционного потока, выясняя намерения коммуникатора при его тиражировании и прогнозируя возможные ре­акции аудитории на эту информацию. При таком под­ходе текст рассматривается в качестве объективирован­ного (но опосредованного) отражения интересов и за­просов сторон, участвующих в процессе общения друг с другом. Соответственно анализ текста позволяет ис­следователю с той или иной долей уверенности судить о поведении, политике и т. д. участников общения.

Укажем основные условия, которых требует такой анализ:

Характеристики текста должны фиксироваться во всех избранных для исследования материала, чем достигается объективность анализа;

Необходима систематичность анализа; выбор сообщений для анализа основывается на формальных

признаках, т. е. исследователь не может выбрать для анализа только те части текста, которые подтвержда­ют его гипотезу, и отвергать другие;

Необходима научная строгость, которая подра­зумевает обязательное соблюдение этапов исследования с набором требований, предъявляемых каждому из них.

Для распространения выводов, полученных на основании анализа ряда материалов, на всю деятель­ность источника этот ряд должен отвечать требовани­ям репрезентативности: он должен быть характерен для всей реальной деятельности источника;

В этот ряд характеристик входит и понятие ко­личественного анализа: подсчету в тексте поддается ча­стотность употребления тех или иных элементов этого текста, случайность этих употреблений; могут быть выведены корреляционные коэффициенты, а также процентные и удельные соотношения весов различных характеристик текста.

Г. Лассвелл считал, что задачи контент-анализа - определить, что пропагандист ставит в центр внима­ния, чтобы добиться определенного эффекта у аудито­рии. Главные принципы такого анализа: расчленить, определенным образом анатомировать сплошной мас­сив пропаганды так, чтобы мельчайшая частица ее несла в себе свойства целого, и обнаружить тенден­ции, основываясь на преобладании тех или иных ут­верждений .

Анализируемый текст подвергается расчленению, своеобразной вивисекции, квантификации на те линг­вистические единицы речи, которые служат в тексте ин­дикатором определенных явлений действительности, идей, моделей поведения и т. п. Эти языковые единицы, в свою очередь, должны быть адекватны, по сути, более обобщен­ным понятиям, категориям. Квантификация и последу­ющий количественный анализ позволяют исследователю судить о поведении, политике, намерениях и т. д. участни­ков коммуникации. Ведь при исследовании содержания с точки зрения всего коммуникативного процесса оно может поведать, что из действительности выбирает для своих сообщений источник информации, какой отпечаток нало­жила на содержание политическая ситуация; какие наме­рения заставляют коммуникатора сообщать нам именно об этих сторонах жизни и умалчивать о других; к каким на­шим идеалам обращается печать, радио и телевидение; что именно и в какой мере это содержание удовлетворяет в интересе аудитории к средствам массовой информации, раз она обращается к ним, какую картину мира моделирует один телеканал в отличие от другого...

В этом перечислении сделан акцент на возможно­сти с помощью контент-анализа изучать разных участ­ников коммуникативного процесса. Содержание СМИ с различной степенью определенности говорит нам о разных участниках передачи информации, потому что оно в большей степени зависит от характеристик ком­муникатора, коммуникативной ситуации, средств и каналов передачи информации, чем от характеристик аудитории. Соответственно по тексту мы с большей долей уверенности можем судить о его производителе, чем о его потребителе.

Одно из самых значимых исследований текста как показателя намерений коммуникатора - анализ Г. Лас-свеллом и Н. Лейтесом газеты «Истинный американец» во время Второй мировой войны. Исследование послу­жило главным аргументом обвинения этой газеты в профашистской ориентации и способствовало запре­щению этой газеты.

В качестве единиц анализа были взяты утвержде­ния (суждения) гитлеровской пропаганды (предвари­тельно был проведен контент-анализ пропаганды Гер­мании и Японии, чтобы выйти на ее главные тезисы в отношении США и их союзников), и по страницам газе­ты за определенный период подсчитывалось, утверж­дала или опровергала эти заявления подсудимая газета.

Текст СМИ дает нам представление, откуда в со­знание масс могут проникнуть определенные стерео­типы, предпочтительные модели поведения, знания о политических личностях, о разных сторонах социаль­ного общежития и т. д. Давняя тема исследований, проводимых в США под руководством Д. Гербнера, - тема связи демонстрации преступности и насилия по телевидению с насилием в жизни. В публицистике и в научных статьях мы часто находим свидетельства того, что общественность связывает их впрямую (курение на экране - и курение в жизни, употребление спиртных напитков на экране - ив жизни и т. п.) как причину и следствие, по принципу «чем больше, тем больше».

По-видимому, в реальности эти процессы носят бо­лее сложный характер: одних насилие на экране отвра­щает от насилия в жизни, другие воспринимают его как руководство к действию. Тем не менее возможность того, что экранное насилие порождает насилие в реальности, вызывает обеспокоенность. В такой ситуации истинно гуманистической оказывается позиция исследователя, призывающего бить тревогу, предъявляя каналу инфор­мации свой счет и ставя вопрос об особой ответственно­сти самих средств массовой коммуникации.

Коль скоро наиболее очевидной функцией средств массовой коммуникации является функция информи­рования об окружающем мире, благодаря СМИ мы можем получить представление об этом мире. Аудито­рия всегда представлялась исследователям и (чаще) практикам как объект воздействия, объект влияния. Каким образом на нее влиять, как ее изучать, как об­наруживать связь между тем, что есть в содержании СМИ и в сфере сознания масс? Этот вопрос вопросов интересует и журналистов, и исследователей, и непрофессионалов.

В тех случаях, когда средства массовой коммуни­кации являются единственным источником информа­ции об определенной стороне человеческой деятель­ности, мы можем говорить о прямо пропорциональной зависимости между долей внимания СМИ к этой сто­роне и степенью информированности о ней аудитории.

История контент-анализа дала возможность аме­риканскому исследователю массовых коммуникаций Дж. Гербнеру свести все методики к ответам на следу­ющие вопросы: что в сообщениях есть (что предлага­ется общественному мнению, как много и с какой ча­стотой), что из этого важно для коммуникатора (в ка­ком контексте подается и в каком порядке важности), что из этого представляется коммуникатору хорошим или плохим, правильным или неправильным (в каком свете подается, с какой точки зрения, какими аргумен­тами снабжается), что соотносится с чем и как (в ка­кой логической и причинной структуре существует) .

В практике исследований текстов методом анализа содержания некоторым аналогом проблемы в конкрет­ном исследовании выступает категория анализа. Это емкое, но вместе с тем лаконичное выражение пробле­мы. Категория анализа не является рабочей, непосред­ственно данной нам в тексте; эта характеристика ско­рее принадлежит всей совокупности текстов. Так, в нашем иллюстративном материале мы разбирали по­нятие «расовой дискриминации» и показали, что ре­альность дает нам разнообразные проявления расовой дискриминации, причем на них не всегда есть этикет

ка с надписью «расовая дискриминация». Авторы это­го исследования работали с категорией анализа «ква­лификация героев рассказов разной расовой принад­лежности» и пришли к выводу, что в текстах имела место расовая дискриминация. Другими словами, на­блюдая совокупность текстов под углом зрения «ква­лификация героев разной расовой принадлежности», автор выходит на проблему «расовой дискриминации». По сути дела, мы сделали следующий шаг в созда­нии программы, которая состоит в конструировании категориальной сетки семантического пространства самой категории анализа. Речь идет о создании свое­образного сита, через которое будет просеяно содер­жание исследуемого источника, где роль ячеек будут выполнять разные модификации категории анализа.

Обращаясь к конкретным текстам газет, радио и телевидения, исследователь оперирует рабочей едини­цей анализа. В нашем примере из исследования о ра­совой дискриминации таковой будет «персонаж» - фигура белого рабочего или темнокожего с определен­ной степенью квалификации.

Оперируя фрагментом текста как единицей анали­за, мы должны измерить, какой фрагмент текста - крупный или небольшой - соответствует определенно­му типу поселения. Значит, появляется нужда в про­странственных, если речь идет о газете, или временных, если речь идет о радио- или телепередачах, мерах. Мож­но измерять эти куски строками, площадью или мину­тами, секундами. Здесь мы выходим на новые единицы измерения по сравнению со счетом по нарастающей, соответствующей количеству фиксируемых признаков. Следует также ввести понятие единицы контекста. Обсудим его на примере подсчета слов, соответствую­щих категориальной сетке исследователя. Слово живет в рамках предложения; более сложной пространствен­ной единицы, состоящей из нескольких предложений, если все они обеспечивают законченное суждение, - абзаца и, наконец, материала (текста) в целом. Если объектом исследования служит небольшой текстовой материал, имеет смысл подсчитывать все количество упоминаний слова. Но при больших объемах исследо­ватели устанавливают единицы контекста, и тогда упот­ребление хотя бы одного искомого слова в рамках абза­ца считается равноценным его неоднократному употреб­лению в этом же абзаце. Более того, упоминание слова в рамках материала иногда фиксируется как равнознач­ное неоднократному его употреблению в рамках этого же материала.

Как правило, перечень категорий и единиц анали­за, способы оперирования с анализируемым текстом представлены в особом документе - инструкции ко­дировщика. Основная ее часть составляет перечень категорий и их типологических (или лексических) мо­дификаций. Эта часть обычно называется «кодом».

Надо сказать, что реальные исследования редко ограничиваются одной-двумя категориями анализа. И отсюда становится понятным, почему кодировщик дол­жен располагать документами, где были бы перечисле­ны все модификации характеристик, а также оговоре­ны все правила анализа. Ведь все это трудно запомнить, а кроме того, такой текст нужен для решения спорных вопросов. Демонстрация инструментария считается одним из первых требований к корректному социологи­ческому исследованию. Дело читателя исследования - соглашаться или не соглашаться с авторской интерпре­тацией результатов, но он (как минимум) должен знать, каким образом эти результать получены.

По социологическим нормам принято, чтобы один и тот же массив газет и журналов (или текстов радио-и телепередач) обрабатывало двумя кодировщиками. Это повышает надежность полученной информации. Когда анализ не очень сложш, речь может идти об установлении чисто механических ошибок. Иногда же при сложности отнесения конфетного куска текста к той или иной единице анализа могут возникать различ­ные интерпретации текста, и тогда ошибки возникают из-за недостаточной ясности инструкции кодировщи­ку. Основное требование к лобой методике анализа содержания состоит в ее ясности, позволяющей раз­ным исследователям, работающим по одной методике, прийти к одному и тому же шводу.

Здесь мы должны коснуться возможностей ма­шинной обработки материалсв. ЭВМ можно поручить задачи анализа текстов в tow случае, если в качестве единицы контент-анализа выступает слово. Когда мы говорим, что речь идет о достаточно ограниченном на­боре слов, мы имеем в виду ограниченность с точки зрения человеческого мышления. Память же компью­тера оперирует списком, состоящим из тысяч слов. И тогда машина при обработю текстов не занимается ничем иным, как подсчето] числа материалов, где встречаются те слова, которые интересуют исследо­вателя. Такие операции находят все большее приме­нение, и предложениями провести такой анализ уже пестрят рекламные странички профессиональных журналов.

Более сложными являются случаи, когда речь идет о генерализации вывода, не обеспеченного симметрич­ным рядом известных слов. Подобные случаи пока неподвластны компьютеру, и на этот счет иллюзий питать не следует.

Как ни странно это покажется на первый взгляд, но именно пример с машинной обработкой текстов иллюстрирует очень важную для понимания сущности контент-анализа мысль. В другой связи эта мысль не прозвучала бы так явственно. Анализ содержания как метод не обладает магическими качествами - вы не получите из него больше, чем в него вложили. Если нечто значительное, важное, необычное не предусмот­рено процедурой, то оно не появится в результате анализа, каким бы сложным и кропотливым он ни был. Даже исследователи, только начинающие овла­девать методом анализа содержания, начинают с воп­роса: сколько текстов надо исследовать, чтобы ана­лиз считался корректным? Вопрос этот вполне логи­чен. Методология многих наук основана на том, что целое описывается по его части. Но это достаточно специфическая проблематика, обсуждению которой не хватит места в данном разделе, ее следует изу­чать по специальной литературе, представленной в

библиографии.

Получению результатов предшествует большая работа, собственно социологическое «поле» - сбор информации, обработка, и только после этого - напи­сание отчета. Чаще всего именно последняя стадия становится известна научной общественности, и лишь отдельные фрагменты предшествующей работы попа­дают в поле ее зрения. Методические работы, воспро­изводящие и объясняющие инструментарий исследо­вания, его средства и способы добывания научного знания, рассчитаны, как правило, на узкую аудиторию профессионалов, издаются малыми тиражами и быст­ро становятся библиографической редкостью.

Полевая стадия исследования связана с такими характеристиками исследования, как сроки исполнения, способы обработки, исполнители, финансовые затраты. Зависимость содержательных характеристик и финан­совых затрат огромна. Финансирование социологиче­ского исследования никогда не бывает абстрактным - чаще всего средства адресуются конкретным проектам. В таких случаях само обоснование исследования - некоторая гарантия финансирования работы. Более то­го, в последнее время многие проекты защищают свое право на существование на конкурсной основе. Про

грамма исследования тут вполне способна показать товар лицом.

Но вот мы получили результат - частотное рас­пределение значений переменных, характеризующее совокупность анализируемых сообщений. Это лишь первичный анализ текстов. Мы отнюдь не хотим ума­лить ценность количественно выраженных результа­тов исследования. Наоборот, для социолога, автора этого исследования, данные результаты - важный этап в исследовании. Тем не менее цифры - это, конечно, не самоцель. Они начинают новую жизнь в коммента­риях. И это непростое дело. О каждой цифре нужно сказать, «много» это или «мало». А как известно по рас­хожему анекдоту, даже о зале, заполненном на 50 %, можно сказать двояко: «зал был наполовину полон» или «зал был наполовину пуст».

Наиболее простой путь для комментатора - это найти (и предусмотреть заранее) возможность срав­нить полученные им результаты. С чем? Наиболее очевидными представляются такие возможности: срав­нение характеристик текстов разных средств инфор­мации, разных каналов информации, сравнение их с установками издателя, сравнение деятельности источ­ника в динамике, сравнение характеристик текста с данными исследований других частей коммуникатив­ной цепи, с теоретическими схемами автора.

Таким образом, процесс использования контент-анализа в конкретном эмпирическом социологическом исследовании можно представить так: формулировка задач исследования, выбор единиц наблюдения и раз­работки категорий анализа, операционализация послед­них, осуществляемая в инструкции кодировщику, пе­ревод анализируемого текста в совокупность единиц анализа, подвергаемую счету, представление час­тотного распределения переменных, статистическая обработка и интерпретация результатов.

«Вы имеете перед собой текст? Значит, вы многое можете сказать о его авторе и даже кое-что о его ад­ресате.

Вы имеете перед собой много текстов? Значит, можно увидеть то, что их объединяет, то, что существу­ет в них как тенденция.

Если посмотреть на него профессиональным взглядом Вы каждый день выходите в эфир? Значит, можно увидеть, какую информационную политику вы осуще­ствляете; какие темы преобладают в вашей ежеднев­ной информации, каких явно не хватает; какую поли­тическую (культурную) карту мира рисуете вы для своей аудитории; кому вы даете слово - обеспечива­ете ли вы реальный плюрализм.

Если посмотреть на него профессиональным взглядом

Вы конкурируете с другим информационным ка­налом? Значит, можно увидеть, что вас объединяет, чем вы отличаетесь, какие источники использует каждый из вас, чем тематика ваших конкурентов отличается от вашей, какой формат своей деятельности вы могли бы изменить, чтобы отличиться или, наоборот, уподобить­ся своему конкуренту.

Если посмотреть на нее профессиональным взглядом

Эти и другие задачи можно поставить перед со­бой, а может быть, и решить их, если использовать метод социологического анализа текстов».

■ Контрольные вопросы _

1. Отличие контент-анализа от других способов исследования текста.

2. Цели обращения исследователя к социологиче­скому методу анализа содержания.

5.В чем заключается полевой этап исследования?

6. Как производится интерпретация результатов анализа содержания?

Литература_

Лауристин М.Й. Методологические проблемы анализа со­держания // Вопросы философии. 1974. № 6. Массовая информация в советском промышленном горо­де. Опыт комплексного социологического исследования / Под общей ред. Б.А. Грушина и Л.А. Оникова. М., 1980. Проблемы контент-анализа в социологии // Материалы Сибирского семинара социологов. Новосибирск, 1970. Районная газета в системе журналистики: Опыт социоло­гического исследования / Отв. ред. А.И. Верховская, Е.П. Прохоров. М., 1977.

Таршис Е.Я. Перспективы развития методики анализа со­держания текстов средств массовой информации // Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информации. М., 1975. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия произ­водства и тактика потребления. М., 1996. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2002.

Berelson В. Content Analysis in Communication Research. N.Y., 1952.

Beyond the Cold War. Soviet and American Media Images / Ed. by E. Dennis, G. Gerbner, Y. Zassoursky. Newbury Park, 1991.

Budd R., Thorp R., L. Donohow. Content Analysis of Commu­nications. N.Y., 1967. P. 147.

Foreign News in the Media: International Reporting in 29 Countries. UNESCO Reports and Papers on Mass Commu­nication. No. 93. Paris, 1982.

Gerbner G. On Content Analysis and Critical Research in Mass Communicatoin // People, Society and Mass Commu­nications / Ed. by L. Dexter and D. White. Glencoe, 111., 1964. Johns-Heine G. Values in Mass-Periodical Fiction, 1921 - 40 // Rosenberg B. and White D. Mass Culture. Popular Arts in America. N.Y., 1957.

Krippendorf K. Content Analysis: An Introduction to its Methodology. Newbury Park, 1985.

Lasswell H. Propaganda Technique in the World War. N. Y., 1927.

Lasswell H. The Uses of Content Analysis Data in Studying Social Change // Science and Culture. 1967. Vol. 33. No. 4. Mott F. Trends in Newspaper Content (Analysis of changes in newspaper content during thirty years) // Mass Commu­nication / Ed. by W. Schramm. Urbana, 111., 1960. Reader in Public Opinion and Communication / Ed. by B. Berelson, M. Janowitz. N. Y., 1966.

The Analysis of Communication Content / Ed. by G. Gerbner, O. Holsti, K. Krippendorf, W. Paisley, Ph. Stone. N. Y; L.; Sydney; Toronto, 1969.

Wood J., Gregg R. Toward the 21-st Century: The Future of Speech Communication. Cresskill; N. Y.,

Время рождения метода контент-анализа приходится на рубеж XIX-XX веков. В науке об обществе в данный период наблюдается тенденция к социологизации и кроме того, существует и «субъективная» необходимость в такого рода методе: теоретики и практики журналистики много говорят о роли и возможностях средств массовой коммуникации в обществе. В текстах подозревается огромная сила воздействия на массы. В первых теориях массовой коммуникации людская масса представлялась абсолютно беззащитной перед набирающей обороты пропагандистской машиной. Метод контент-анализа применялся вначале для изучения эффективности массовой пропаганды (какой эффект произведет тот или иной текст массовой информации, как создавать такие тексты, которые произведут на людей наибольшее впечатление). Помимо всего прочего, в обстановке войны этот метод был единственной возможностью изучать в широких масштабах пропаганду противника, моральный дух населения страны противника, события, происходящие в данной стране. В работах Лассвелла Г., с именем которого связывается определенный вклад в разработку существенных принципов этого метода, основная цель изучения текстов пропаганды выглядит так: определить, что пропагандист ставит в центре внимания, чтобы добиться определенного эффекта у аудитории. Ныне метод контент-анализа стал сильнейшим средством анализа различных документов. В политологических исследованиях контент-анализ позволяет анализировать различные текстовые документы, а, следовательно, создавать, например, образ той или иной партии. Под текстами в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газетных статей и сами статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты и т.д.

В современной науке наблюдается два полюса восприятия метода контент-анализа:

количественный контент-анализ, интересующийся, в первую очередь, частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания;

качественный контент-анализ, позволяющий делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания;

Различие двух подходов довольно легко проиллюстрировать примерами. В 50-е годы западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты "Правда" обнаружили резкое снижение числа ссылок на Сталина. Отсюда они сделали закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся дистанцироваться от него.

С другой стороны, качественный аналитик мог бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи одного из партийных функционеров, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы немыслимо. В данной работе речь пойдет об использовании количественного контент-анализа в политико-социологических исследованиях.

Конечно нельзя говорить о повсеместном использовании именно количественного контент-анализа. Вероятно, будет неразумно использовать данный метод в том случае, если мы имеем дело с уникальными документами, или же перед нами описания весьма сложных явлений, или данных недостаточно для массивной обработки, они нерепрезентативны. По мнению одного из основателей метода количественного анализа текстов Берельсона Б. , лучше всего использовать количественный метод анализа данных в том случае, если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных, если существует в наличии необходимое количество материала и он репрезентативен.

В ведении было упомянуто несколько небольших работ по контент-анализу, представленных аспирантами и магистрантами различных университетов. Так, Элеазер А. В., студент 2 курса магистратуры отделения политологии факультета Социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, в своей работе «Исследование избирательных стратегий - метод контент-анализа» раскрывает суть метода контент-анализа и его возможностей при исследовании индивидуальных избирательных стратегий кандидатов в депутаты на примере выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга второго созыва в 48 избирательном округе. Рытов А., аспирант исторического факультета Белгосуниверситета (г.Минск) применяет контент-анализ в биографическом исследовании: «Опыт применения контент-анализа в биографическом исследовании цесаревича Александра Николаевича Романова». Он пишет: «Использование контент-анализа, при изучении источников данного типа, способно придать результатам исследования точность и соответственную научную валидность. Именно (и только) текст, в данном случае написанный рукой исследуемого персонажа, несет в себе скрытую информацию о его психологической уникальности, являясь продуктом социальной среды в широком смысле. Он (текст) несет в себе следы влияния разнообразных социальных и психологических факторов, что дает возможность обнаружения и замера этих факторов и соответственное постижение так называемой внетекстовой реальности, используя при этом формализованный подход к источнику.» Нельзя не упомянуть в этой связи и новосибирскую современную школу социологии и таких авторов как, например, В. Шляпентох, Ф. М. Бородкин и мн. др.

За последние годы институт социологии РАН создал ряд программных систем, которые отвечают современным требованиям к уровню обработки информации: экспертно-диагностическая система «МАКС», программа «АЛЕКС», система контент-анализа, программа «КСЕНИЯ» и др. Система контент-анализа предназначена для исследования текстов любого типа, включает в себя количественный и качественный подходы к анализу. Данная система позволяет изучать социально-психологические потребности аудитории, анализировать письма, документы, устанавливать авторства текстов, может применяться для анализа потока информации в информационных сетях и мн. др. Например, программа «Контент-анализ» используется телекомпанией ОРТ для автоматического отбора информации и информативных массивов, доступ к которым осуществляется через Интернет. Вполне естественно, что такая программа стоит немалых денег, поэтому доступна она совсем не многим. В данной работе будет сделана попытка провести контент-анализ при помощи обыкновенной Microsoft Word - программы, которая имеется под рукой практически у каждого.

Основная трудность при работе с доступными (т.е. нецелевыми) документами - умение читать данные на языке гипотез исследования. Ведь текст (документ) был составлен вовсе не для того, чтобы проверить гипотезы социолога. Поэтому, прежде чем анализировать документальные материалы по существу, социолог вынужден проделать утомительную работу поиска в документе индикаторов (признаков) ключевых понятий исследования.

Качественный анализ документов - необходимое условие для всех количественных операций. Но прежде следует заметить, что квантификация текстов далеко не всегда целесообразна. Как уже говорилось выше, неразумно прибегать к количественному анализу текста, если мы имеем дело с уникальным документом. Здесь главной целью изучения будет всесторонняя содержательная интерпретация материала. Количественный анализ текстов уместен, если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Далее, - когда текстового материала не только достаточно, но столько много, что его нельзя охватить без суммарных оценок. Наиболее целесообразно использовать количественный анализ, если сопоставлять текст с иными, также количественными характеристиками. Например, выраженные в статистических распределениях особенности содержания газетных сообщений сопоставляются с численностью подписчиков, их мнениями об этих материалах, тоже выраженными в числах.

Квантификация текстового материала получила широкое распространение, и в 40-х годах для нее была разработана специальная процедура, названная «контент-анализ». Контент-анализ - это перевод в количественные показатели массовой текстовой (записанной на пленку или иные носители) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами Лассуэллом Г. и Берельсоном Б. Гарольд Лассуэлл применяет методы семантики - раздела лингвистики, занимающейся изучением значений языковых единиц. Он разрабатывает методы семантического анализа текстов, предполагавших исследование ключевых терминов, лозунгов и доктрин под углом зрения того, как их понимают потребители информации. Его подходы к проблеме количественного контент-анализа политической коммуникации стали классическими. Пожалуй, всем известна формулировка Лассуэла Г., согласно которой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на комплекс вопросов: "КТО - ЧТО сообщает - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?".

Одной из первых работ с использованием метода контент-анализа содержания в советской социологии было исследование А. В. Баранова.

Объектом изучения в данном исследовании была газета «Известия», предметом - субъективный фактор в механизме общественной жизни: его доля упоминаний в анализируемых номерах газеты наряду с материально-техническими, экономическими и социально-политическими факторами. В качестве субъективного фактора выступали психологические качества личности или группы, которые повлияли на описываемые газетой события. Кроме того, автора интересовала детализация этих «двигателей» человеческих поступков, мотивов человеческого поведения, выяснение того, «какие нравственные качества (чувства) человека выступают как активные силы в общественной жизни».

На это же десятилетие приходится освоение контент-анализа как социологической методики в социологической службе Гостелерадио, в новосибирской школе социологов под руководством Шляпентоха В.

Массированное применение этот метод нашел в крупном социологическом проекте под руководством Грушина Б.А. в рамках отдела «Общественное мнение»» Института конкретных социологических исследований АН СССР (1967-72). Программой проекта был предусмотрен замер функционирования в пределах среднего города СССР общественного мнения в его содержательной плоти, что влекло за собой информационный замер всех текстов, существующих на линии обмена «социальные институты - массовое сознание», в частности, текстов, проходящих по каналам СМК.

Как сам проект, так и ряд использованных в нем методик продемонстрировали большие возможности социологического анализа действительности, практически были одним из самых крупных событий в истории советской социологии конца XX века.

Это был период активного освоения метода отечественными социологами. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что контент-анализу были посвящены две профессиональные встречи социологов: Сибирский социологический семинар «Проблемы контент-анализа в социологии», организованный Сибирским отделением советской социологической ассоциации в 1970 году, и рабочее совещание социологов «Методологические и методические проблемы контент-анализа» в 1973 году в Ленинграде.

На конец 70-х - 80-х гг. приходится деятельность группы анализа эффективности телевидения факультета журналистики МГУ, которая использовала этот метод для многолетнего мониторинга телевизионной информационной программы «Время» (Федотова Л.Н., Красавченко И.А.), а также анализа телевидения различных стран.

Если этому периоду были свойственны исследования с применением контент-анализа в рамках крупных социологических проектов, когда этот метод использовался вкупе с другими социологическими процедурами исследования информационных потоков, то нынешняя ситуация в российской социологии с применением контент-анализа характеризуется тем, что это, как правило, единичные исследования. Публикация о них чаще всего содержит результаты исследования, а описание методологического арсенала отсутствует. Еще большая часть исследований, имеющая эксклюзивный характер, востребованная в рамках политических мониторингов в русле политического маркетинга, практически вообще не имеет широкой прессы.

Слово "контент" означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Контент-анализ - один из видов анализа документов, достаточно строгий научный метод, предполагающий систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных. Применяется для изучения массивов однородных документов, чаще всего - текстов массовой коммуникации, включая материалы прессы, радио, телевидения, кино. Используется также как метод анализа ответов на открытые вопросы анкеты, интервью, личных документов и прочего. С помощью контент-анализа исследователь устанавливает не только характеристики документальных источников, но и особенности всего коммуникационного процесса: социальные ориентации и установки коммуникатора (создателя текста); ценности и нормы, тиражируемые в документах, эффективность их восприятия в различных аудиториях. Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания текста - индикатора, соответствующей категории содержания, а количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что, они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования. Процедура контент-анализа предусматривает определение категорий - ключевых понятий исследования, в соответствии с которыми предстоит сортировать элементы содержания. От выбора категорий в значительной степени зависит характер полученных данных.

Контент-анализ - метод исследования материалов, опубликованных в СМИ, применяемый для оценки качественного и количественного присутствия компании (персоны, бренда, идеи) в прессе. Как правило, в сравнении с конкурирующими объектами той же категории. Контент-анализ позволяет создать картину видения продукта/персоны/бренда/процесса, которая создается в обществе посредством СМИ. Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму. Поэтому все определения контент-анализ подчеркивают его объективный характер. Объективность при этом трактуется так: каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. Поэтому важным проверочным механизмом становится повторяемость результатов при использовании одного и того же материала разными исследователями. Ведь что обычно происходит в рамках гуманитарных наук: мы можем дать задание для 50 человек, и они дадут нам 50 результатов. В этом отношении контент-анализ является довольно точной исследовательской техникой.

Этот метод используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Первоначально (первая четверть XX в.) контент-анализ понимался как своего рода технический прием для объективного, систематического и квантитативного описания явно выраженного содержания коммуникации. С течением времени концептуальное представление о контент-анализе как о методе изменилось. Главным оказалось не описание "явного содержания" текстов, а раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации через изучение реальных данных текстового массива как источника информации. Отсюда контент-анализ стал пониматься как качественно-количественный анализ содержания текстового массива в социологических целях (Алексеев, Дудченко. 1976, С. 147). Именно возможность- выявить скрытые элементы содержания текстов, которые могут ускользнуть от внимания исследователя при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа, делает контент-анализ столь привлекательным. Появляется возможность выявить тенденции социальной действительности, в том числе социальной коммуникации. С помощью контент-анализа сделаны попытки установить скрытые мотивы коммуникаторов или авторов и даже социальные характеристики адресата - массового потребителя определенной информации. Этот метод помогает выявить закономерности в использовании пропагандистских стереотипов, на основе чего прогнозируются тенденции в тех или иных социальных движениях.

Контент-анализ рассчитан главным образом на исследование социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельных текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать "текстуальным кодированием", так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет "вписать" содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. "Вписывание" документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были: а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.

Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

1. классификатор контент-анализа,

2. протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение - бланк контент-анализа,

3. регистрационная карточка или кодировальная матрица,

4. инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,

5. каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение - предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа - ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Формализованность контент-анализа и сложность его инструментария зачастую отталкивают начинающих социологов от использования данного метода. Тем самым они обедняют свое исследование, снижают его эвристичность. Если этот метод применяется впервые, то допускаются многочисленные ошибки. Отметим наиболее часто встречающиеся просчеты.

1. Анализ документов опережает разработку исследовательской программы.

2. Анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования (имеющие сходство с темой исследования лишь по названию).

3. Не проверена подлинность документа.

5. Неполно учтено его предназначение.

9. Единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, а поэтому единицы анализа не позволяют идентифицировать содержание документа в полном соответствии с категориями анализа.

10. Анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комплекса методических инструментов.

11. Классификатор имеет недочеты, составлен с нарушением правил логики.

12. Регистраторы (кодировщики) не получили должной методической подготовки.

13. Инструкция по регистрации и кодировке недостаточно полная, составлена исследователем, который сам предварительно не апробировал инструментарий.

14. Кодировка не соответствует программе математической обработки данных исследования.

15. Результаты контент-анализа не перепроверены информацией, собранной иными методами.

Установлены три существенные условия развития коммуникативных процессов, при которых использование контент-анализа является наиболее эффективным:

1. Когда мы имеем непрямой выход на говорящего, автора. Обычного собесед-ника мы можем спросить, что именно означают его слова, зачем он это сказал. Но есть целый круг ситуаций, когда прямой вопрос невозможен. Например, ко-гда речь идет о президенте недружественного государства, о давно умершем писателе, о чужой пропаганде. Во всех этих случаях перед нами есть только не-прямые выходы. Так, в условиях дефицита информации, например, американцы анализировали отношения Ельцина и военных на основе того, застегнул ли он пуговицы на пиджаке, поднимаясь из президиума для выступления.

2. Когда языковой фактор является решающим для исследования. Есть специ-фические задачи, где язык очень важен, или только языковой подтекст доступен для исследователя. Например, установление шизофрении, поиск автора анонимного текста. Установление авторства текстов, принадлежащих Шекспиру, Шолохову и т.д. -это тоже задача контент-анализа.

3. Когда объем материала слишком велик. Мы имеем подобные объемы в случаях массовой коммуникации, литературы, кино. Именно опора на совершенно иные объемы дает новые результаты. Джон Несбит заложил основы анализа тенденций, который публикуется раз в квартал, на базе контент-анализа 6000 газет. Наше индивидуальное прочтение одной-двух газет не дает возможности увидеть то, что показывает анализ целого массива.

В качестве недостатка контент-анализа обычно указывают на субъективизм при определении исходных данных: как понимать содержание; зависит ли оно от интерпретации получателя информации или определяется целью коммуникации и темой; насколько выбор категорий объективен; каков должен быть оптимальный объем текстового материала при определении зависимостей категорий и индикаторов в терминах частотности и др.

Предлагаются альтернативные подходы к содержательному анализу информации. Наиболее оптимальным вариантом контент-анализа считается функциональный, в котором категории выделяются на основе их функций. Так, например, средства массовой коммуникации и их содержательная информация могут классифицироваться на основе их доминирующей функции по отношению к аудитории. Любопытны в этом плане исследования коммуникации, связанной с политической сферой деятельности. Так, в частности, американский исследователь Д. Грабер обосновал набор функций "политической коммуникации", который и использовал в качестве системы категорий контент-анализа и как измерение намерений (замысла) коммуникатора, а именно - привлечение внимания, установление связей, определение ситуаций, принятие обязательств, коммуникации.

Р. Тернер к числу преимуществ контент-анализа относит следующие характеристики:

Это ненавязчивый метод (нет взаимодействия с фоном исследования, который мог бы исказить результаты);

Это косвенный метод (выводы исходят из того, что непосредственно не наблюдается);

Он дает представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает (к примеру, тенденции вражеской пропаганды или понимание культур и социальных структур прошлого).

Заключение

Контент-анализ используется в таких областях, как изучение социальных оценок тех или иных событий, анализ пропаганды, методов журналистики, изучение арсенала средств массовой коммуникации, психологические, психоаналитические исследования. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы. Контент-анализ -это всегда сопоставление двух потоков. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

Список использованной литературы

1. PR для профессионалов. Почепцов Г.Г 1999

2. Теория коммуникации. Почепцов Г.Г 2002

3. Основы современной социологии. Григорьев С.И.,Растов Ю.Е. 2001

5. Социология коммуникации. Конецкая В.П 2005

Бернард Берельсон определил контент-анализ как «метод исследования для объективного, систематического и количественного описания явного содержания сообщений». Контент-анализ в социологии - это исследовательский инструмент, ориентированный на фактический контент и внутренние особенности данных. Он используется для определения наличия определенных слов, понятий, тем, фраз, персонажей или предложений в текстах или наборах текстов и для количественного определения этого присутствия объективным образом.

Тексты могут быть определены в широком смысле как книги, главы книг, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газет и статьи, исторические документы, речи, разговоры, реклама, театр, неформальный разговор или даже какое-либо появление коммуникативного языка. Для проведения контент-анализа текст кодируется или разбивается на управляемые категории на разных уровнях: слово, смысл слова, фраза, предложение или тема, а затем исследуется с использованием одного из методов контент-анализа. В социологии или реляционный анализ. Затем результаты используются для того, чтобы делать выводы о сообщениях внутри текста, автора, аудитории и даже культуры и времени, в котором они участвуют. Например, содержание может указывать на такие особенности, как полнота охвата или намерения, предвзятости, предрассудки и недоверие авторов, издателей, а также всех других лиц, ответственных за содержание материалов.

История контент-анализа

Контент-анализ является продуктом электронного века. Начало ему было положено в 20-е годы в американской журналистике - в то время контент-анализ использовался для изучения содержания прессы. В настоящее время рамки применения намного расширились и насчитывают целый ряд областей.

Хотя контент-анализ регулярно проводился уже в 1940-х годах, он стал более надежным и часто используемым методом исследований только в следующем десятилетии, поскольку исследователи начали фокусироваться на концепциях, а не просто на словах, и на семантических отношениях, а не просто на присутствии.

Использование контент-анализа

В связи с тем, что он может быть применен для изучения любого фрагмента текста или записи, т. е. для анализа любых документов, контент-анализ используется в социологии и в других сферах, начиная с маркетинга и медиа-исследований, заканчивая литературой и риторикой, этнографией и культурологическими исследованиями, гендерными и возрастными проблемами, для анализа данных в социологии и политологии, психологии и когнитивной науке, а также других областей исследования. Кроме того, контент-анализ отражает тесную связь с социо- и психолингвистикой и играет неотъемлемую роль в развитии искусственного интеллекта. Следующий список предлагает больше возможностей для использования анализа контента:

  • Выявление международных различий в содержании связи.
  • Обнаружение существования пропаганды.
  • Определение намерения, фокуса или тенденции коммуникации отдельного лица, группы или учреждения.
  • Описание отношений и поведенческих реакций на коммуникации.
  • Определение психологического или эмоционального состояния людей или групп.

Объекты для контент-анализа

В социологии контент-анализ - это исследование текстов для изучения социальных процессов (объектов или явлений), которые представляют эти тексты. Источником социологической информации являются протоколы, отчеты, решения, выступления политиков, газеты, журналы, работы, иллюстрации, фильмы, блоги, дневники и т. д. Опираясь на изменения в текстах, можно выявить различные тенденции, политические и идеологические установки, развертывание политических сил, функционирование общественных учреждений, представляющих интерес, общественных организаций и партий, которые непосредственно связаны с объектом анализа.

Виды контент-анализа

Контент-анализ в социологии - это наиболее важный метод сбора и обработки документальной информации. Его можно использовать как для первичного сбора данных, так и для обработки уже собранных - например, при работе с транскиптами интервью, фокус-групп и т. д. Существует два общих вида контент-анализа в социологии: концептуальный и реляционный анализ. Концептуальный можно рассматривать как установление существования и частоты понятий в тексте. Реляционный основывается на концептуальном анализе, исследуя отношения между понятиями в тексте.

Концептуальный анализ

Традиционно контент-анализ как метод исследования в социологии чаще всего рассматривался с точки зрения концептуального анализа. В последнем выбирается концепция для изучения и количество ее вхождений в записанный текст. Поскольку термины могут быть неявными, а также явными, важно четко определить первые до начала процесса подсчета. Для ограничения субъективности в определениях понятий используются специализированные словари.

Как и в большинстве других методов исследования, концептуальный анализ начинается с определения вопросов исследования и выбора образца или образцов. После выбора текст должен быть закодирован в управляемые категории контента. Процесс кодирования - это в основном выборочное сокращение, которое является центральной идеей анализа контента. Разбивая содержимое материалов на осмысленные и соответствующие единицы информации, некоторые характеристики сообщения могут анализироваться и интерпретироваться.

Реляционный анализ

Как указано выше, реляционный анализ основывается на концептуальном анализе, исследуя отношения между понятиями в тексте. И, как и в случае с другими видами исследований, первоначальный выбор в отношении того, что изучается и/или кодируется, часто определяет возможности этого конкретного исследования. Для реляционного анализа важно сначала решить, какой тип концепции будет изучен. Исследования проводились как с одной категорией, так и с целыми 500 категориями концепций. Очевидно, что слишком много категорий могут сделать ваши результаты неясными, а слишком мало может привести к ненадежным и потенциально недействительным выводам. Поэтому важно, чтобы процедуры кодирования опирались на контекст и потребности ваших исследований.

Существует множество методов реляционного анализа, и эта гибкость делает его популярным. Исследователи могут разработать свои собственные процедуры в соответствии с характером своего проекта. После тщательной проверки процедуры ее можно применять и сравнивать по группам населения с течением времени. Процесс реляционного анализа достиг высокой степени компьютерной автоматизации, но по-прежнему, как и большинство форм исследований, требует много времени. Возможно, самое сильное утверждение, которое можно сделать, состоит в том, что он сохраняет высокую степень статистической строгости, не теряя при этом богатства деталей, проявляющихся в других качественных методах.

Преимущества методики

Метод контент-анализа в социологии имеет несколько преимуществ для исследователей. В частности, контент-анализ:

  • смотрит прямо на общение через тексты или транскрипты и, следовательно, попадает в центральный аспект социального взаимодействия;
  • может обеспечить как количественные, так и качественные операции;
  • может обеспечить ценную историческую/культурную информацию во времени посредством анализа текстов;
  • позволяет близость к тексту, который может чередоваться между конкретными категориями и отношениями, а также статистически анализирует кодированную форму текста;
  • может использоваться для интерпретации текстов для целей, таких как разработка экспертных систем (поскольку знания и правила могут быть закодированы в терминах явных заявлений о взаимосвязи между понятиями);
  • является ненавязчивым средством анализа взаимодействий;
  • обеспечивает понимание сложных моделей человеческого мышления и использования языка;
  • в случае хорошего исполнения рассматривается как относительно «точный» метод исследования.

Недостатки контент-анализа

У данного метода есть не только преимущества, но и недостатки, как теоретические, так и процедурные. В частности, контент-анализ:

  • может быть чрезвычайно трудоемким;
  • подвержен повышенному риску ошибки, особенно когда реляционный анализ используется для достижения более высокого уровня интерпретации;
  • часто лишен теоретической базы или пытается слишком либерально делать осмысленные выводы о связях и воздействиях, подразумеваемых в исследовании;
  • по своей сути является редуктивным, особенно при работе со сложными текстами;
  • имеет тенденцию слишком часто просто состоять из подсчета слов;
  • в нем часто игнорируется контекст;
  • его сложно автоматизировать или компьютеризировать.

Пример контент-анализа в социологии

Как правило, исследователи начинают с определения вопросов, на которые они хотели бы ответить, анализируя контент. Например, они могут заинтересоваться тем, как женщины изображаются в рекламе. После этого исследователи будут выбирать набор данных из рекламы - возможно, сценарии серии телевизионных рекламных роликов - для анализа.

Затем они будут изучать и подсчитывать использование определенных слов и изображений в роликах. Чтобы продолжить этот пример, исследователи могут изучать телевизионные объявления для стереотипных гендерных ролей, поскольку язык может подразумевать, что женщины в рекламе менее осведомлены, чем мужчины, а также для сексуальной объективации любого пола.

Функциональный анализ в социологии

Функциональный анализ - это методология, которая используется для объяснения работы сложной системы. Основная идея заключается в том, что система рассматривается как вычисление функции (или, в более общем плане, для решения проблемы обработки информации). Функциональный анализ предполагает, что такую ​​обработку можно объяснить разложением этой сложной функции на набор более простых функций, которые вычисляются организованной системой подпроцессов.

Функциональный анализ важен для поскольку он предлагает естественную методологию для объяснения того, как осуществляется обработка информации. Например, любая «диаграмма черного ящика», предложенная в качестве модели или теории когнитивным психологом, представляет собой результат проведения аналитической стадии функционального анализа. Любое предложение о том, что представляет собой когнитивную архитектуру, можно рассматривать как гипотезу о природе когнитивных функций на уровне, на котором эти функции включены.

При анализе документов источником социологической информации выступают сообщения, которые содержатся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, выступлениях политиков, публикациях газет, журналов, в художественных произведениях, иллюстрациях, фильмах, дневниках, летописях и т.п. Например, в известной работе У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918) объектом анализа стали записки самоубийц и письма, которые на протяжении десятилетий мать писала сыну.

Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучая документы, в которых те или иные явления жизни, события прослеживаются в течение многих лет, можно выявить тенденции и направленность их изменения. Так, для отечественных исследователей особую важность приобретает обширная социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой и, следовательно, использовалась в крайне ограниченном объеме. Однако эта информация обеспечит возможность реалистического анализа прошлого нашего общества, более полного понимания происходивших в то время процессов и явлений, что позволит избежать подобных ошибок в будущем.

Вторичным анализом данных называют анализ документов, содержащих данные ранее проведенных исследований с важной для социолога эмпирической информацией (статистические отчеты, данные переписи, информационные банки организаций, социологические опросы). Положительной стороной этого метода является то, что социолог получает готовую систематизированную информацию и избавлен от необходимости самостоятельного исследования, отрицательной — то, что он не имеет возможности самостоятельно формулировать интересующие его вопросы.

Контент-анализ (анализ содержания) является наиболее значительным методом сбора и обработки документальной информации и представляет собой формализованный способ исследования, подразумевающий анализ статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте. В контент-анализ направлен на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.

Для понимания специфики контент-анализа важны следующие положения:

  • можно исследовать то, что зафиксировано. То, что не зафиксировано, не существует;
  • имеются только два способа фиксации информации — человеческая память и различные материальные носители (камень, папирус, бумага, компакт-диск и т.д.);
  • для исследования применяют аналитический или статистический метод. Социология исследует информацию, как правило, статистическими методами;
  • статистический метод имеет два варианта — интуитивный и формализованный, использующий специальные методики и математический аппарат;
  • формализованный метод реализуется в двух формах — линейное частотное распределение, показывающее, сколько раз интересующий исследователя признак появился в тексте, и двумерное, подразумевающее поиск взаимосвязи между двумя какими-либо объектами.

Контент-анализ основан на формализованном количественном методе, в основном на методе парных распределений признаков в социальном пространстве.

Проведение контент-анализа должно отвечать следующим требованиям:

  • объективность анализа, чтобы различные исследователи, работающие по одной методике с тем же текстом, получали одинаковые результаты;
  • систематичность анализа объекта исследования — выбор сообщений для анализа должен быть основан на строгих формальных признаках, а не наличных пристрастиях исследователя;
  • репрезентативность материалов для анализа, чтобы выводы, сделанные на основании выбранных материалов источника, можно было распространить на все материалы источника;
  • правильность или неправильность количественного анализа (частотность употребления тех или иных элементов текста, корреляционные коэффициенты и т.д.) должна поддаваться проверке на языке математики.

Как правило, контент-анализ начинается с выбора: о смысловой единицы — социально-значимой идеи, отображенной в тексте посредством слова, сочетания слов, описания; о единицы счета, отвечающей целям исследования и требованиям достоверности. Так, при анализе прессы за единицу счета можно принять число печатных знаков, абзацев и даже число квадратных сантиметров площади, занятой текстом по изучаемой теме.

При использовании контент-анализа составляется бланк кодировки , содержащий систему операционных понятий, единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации. Обычно в бланк вносятся сведения о документе (например, газетной статье) — автор, дата, объем и т.д., число употребления в нем единиц анализа.

Таблица 1.1. Пример бланка кодировки контент-анализа

Заполнив подобный бланк, информацию можно перевести в числовые данные, удобные для последующей статистической (компьютерной) обработки, что обеспечивает выявление линейного частотного распределения каждого признака и взаимосвязи между различными признаками.

Хрестоматийным примером контент-анализа, основанного на частотном распределении, является исследование Г. Лacсуэлла и Н. Лейтеса, проведенное на материалах газеты «Истинный американец» в 1940-х гг. (табл. 1.2). Результаты анализа позволили выявить намерения авторов статей, послужили доказательством профашистской ориентации редакции и тем самым способствовали закрытию газеты.

Таблица 1.2. Число суждений в газете «Истинный американец»

Суждения

Подтверждение

Опровержение

Госаппарат США пропитан коррупцией

Внешняя политика США антихристианская

Президент Рузвельт — нежелательное лицо

Германия справедлива и мужественна

Политика Японии морально оправдана

Япония могущественна

Германия могущественна

США слабы

США находятся под контролем коммунистов

США находятся под контролем евреев

В администрации США много шпионов

Анализируя документы, исследователь может концентрироваться на содержании конкретных сообщений, интерпретируя определенным образом слова, словосочетания, образы. На основе этого можно выявить, например, общие тенденции, которые проявляют СМИ в своем отношении к тому или иному социальному явлению. Такой анализ предполагает наличие у исследователя высокого профессионализма, разносторонней культуры, умения неординарно мыслить, а также глубоких знаний из области истории, этнографии, этики, художественной литературы. Недостатком этого в и да а нал и за является высокая степень субъективности результатов исследования.

В качестве примера подобного анализа документов приведем результаты исследования межэтнических отношений в столице, выполненного на основе ряда московских газет за 2006 г. Автор исследования интересовался тем, какой образ москвичей конструируют газеты в массовом сознании горожан. При этом он определял смысл, вкладываемый в местоимение «мы» авторами различных статей. Формально «мы» обозначает «москвичи», но фактически всякий раз в это местоимение вкладывается свое содержание.

Анализ прессы показывает, что московские газеты безусловно конструируют в массовом сознании образ: «Мы — полиэтничное сообщество». При этом в прессе представлены две авторские позиции: первая — «Москва полиэтничный город, таким он и должен быть. Мигранты нам необходимы, поэтому мы должны их принимать и уживаться с ними». И вторая — «Москва — это город русской культуры, хотя в нем действительно жили и живут люди разных национальностей и религий. Он и должен оставаться таким, где доминирует русская культура, где сохраняется принятый веками, хоть и модернизирующийся образ жизни, где должна разумно проводиться демографическая политика и где можно обойтись без такого огромного и неуправляемого наплыва мигрантов, да еще и нелегальных». Робкое и неявное признание в СМИ факта, что «Мы — москвичи — это прежде всего русские» и редкое подчеркивание его в московской прессе — один изуспокаивающих факторов для населения.

На основании анализа прессы автор делает ряд рекомендаций относительно того, как снизить напряженность в межэтнических отношениях — отказаться от пропагандистских акцентов на разделении граждан по этническому и религиозному признакам; усилить интеграционные моменты в публикациях о московском сообществе; исповедовать общность культурных, гражданских и общественных ценностей; чаще показывать позитивные образы представителей разных этнических групп и т.д.

Анализ документов может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Часто он применяется на подготовительном этапе исследования, а на основе его результатов составляются сценарии фокус-групп, анкеты для экспертных опросов и т.д.

Таким образом, анализ документов позволяет прийти к важным содержательным выводам по поводу социальных явлений и процессов, отраженных в документах, а также об изменении отношения в обществе к этим явлениям и процессам. Такой анализ может успешно применяться и для изучения отношения населения к событиям, которые далеко отстоят от времени проведения исследования.