Жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу).

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Так, девушка с детства мечтала поступить в юридическую академию и работать следователем. Желание исполнилось. Обучение в институте - сплошное удовольствие интересные предметы, предвкушение увлекательной и неординарной работы, да и милицейская форма ей к лицу. Ближе к окончанию академии девушку стали посещать мысли о создании семьи, рождении детей. Надо сказать, что без благополучной и гармоничной семьи свою жизнь она также не представляла. Однако профессия следователя предполагает ненормированный и напряжённый рабочий день, нередки ночные выезды, неотложные командировки. Естественно, что времени на семью не хватает. В такой ситуации неизбежно возникло противоречие между двумя жизненными целями. Конечно, это не означает, что все следователи, геологи, капитаны дальнего плавания вынуждены постоянно «разрываться» между работой и семьёй. Однако, выбирая профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. Тогда он сможет найти компромисс, а в результате и «овцы будут целы, и волки сыты».

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Что влияет на выбор профессии.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной

профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки выбора профессии

1. Выбор профессии “за компанию”

Часто человек не владеет необходимой информацией, не достаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии “за компанию”. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение всё равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убеждён в его правильности. Однако существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учёбу в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание “начать всё с начала”. Возможна вероятность что, выбранная таким образом профессия, тебе не подойдёт. Однако следует помнить что профессия, которая нравится твоему другу может не понравится и не подойти тебе.

2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание на её внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. И уже поступив на такую специальность, молодой человек мало помалу обнаруживает для себя, что его интерес был ошибочно принят за интерес к профессии.

4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого ещё не следует, что понравится связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Главное помнить, что школьный предмет – то ещё не профессия. Интерес к нему не говорит о том, что понравится связанная с ним работа.

5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошёл изучать экономику не потому что чувствует интерес именно к такой деятельности, а потому что это “круто”. Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-либо деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для человека лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать мода, скорее всего, изменится.

6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

“Говорят родители и друзья что мне медведь на ухо наступил – ну ничего вот увидят меня на эстраде, посмотрим что тогда скажут”. Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводят к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены не устранимые дефекты речи, то его попытка “бросить вызов” обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведёт к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности не предъявляющих столь жёстких требований к устной речи, этот человек мог бы добиться успеха.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его “назло” кому-нибудь или чему-нибудь. 7. Недостаточный учёт своих способностей.

7. Недостаточный учёт своих способностей.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались куда лучше.

8. Ориентация на мнение случайных людей.

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представление о той профессии, к выбору которой они подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму и человека.

Подростковый возраст – нелегкий период в жизни каждого, это время определения своего места в обществе, становления личности. У ребенка, воспитывающегося в семье, всегда есть поддержка, опора, а для воспитанника детского дома подростковый возраст – последний период пребывания в нем. Как правило, эта категория детей плохо представляет жизнь вне детского дома и оказывается не готовой к самостоятельной жизни.

Перед подростком встает необходимость выбора: кем быть, каким быть. Одним из важнейших проявлений этого выбора является определение профессии. Решение этого вопроса не может являться простым следствием физического и социального развития, а для детей-сирот ситуация осложняется многими факторами. В условиях современной России перед выпускниками детских домов образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние самого подростка и т.д. Поэтому в наше время все возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному ориентированию личности.

Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Они не в состоянии разрешить различные психологические проблемы, одной из которых является определение себя в обществе. Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.

Проблемы профессионального самоопределения указывают, что выбор профессионального пути является одним из важнейших факторов образа жизни: именно с интеграцией в социум, нахождением и занятием в нем определенной социальной позиции, связаны основные задачи социализации – личностное и профессиональное самоопределение. Для решения этих задач необходимы дифференциация умственных способностей и интересов, развитие интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения, жизненной позиции. Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста занимались многие отечественные ученые. Подростковый период обычно рассматривается разными авторами (А.К. Маркова, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников) в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивации интересы подростков приобретают большую глубину и устойчивость, а некоторые из них преобразуются в постоянное увлечение.

Теория профориентационного вопроса рассмотрена в трудах А.К. Марковой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, И. В. Аношкина, Э. Ф. Зеер. Так, Н.С. Пряжников дает понятие профориентации, описывает сущность профориентационной работы в разных возрастах. А.К. Маркова выделила компоненты профессионального самоопределения, само же профессиональное самоопределение рассматривала в качестве результата профориентации. Е.И. Головаха обозначила общепедагогические и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

В научной литературе сегодня достаточно подробно представлена Специфика профессионального самоопределения воспитанников детского дома (Г.И. Аникина, Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.А. Ряхина и др.). Авторы разных исследований указывают на то, что б ольше половины выпускников детских домов не имеют осознанных профессиональных намерений. Зачастую выпускники вступают в самостоятельную жизнь без четких жизненных и профессиональных ориентиров, что приводит к печальным последствиям.

В связи с этим перед педагогами и сотрудниками детских домов возникает необходимость воспитывать в выпускниках готовность к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом их склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда, способностей; способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Для ребёнка-сироты профессиональное самоопределение можно рассматривать как средство для личностного самоопределения. Через выбор профессии он определяет своё место в жизни и ту систему отношений, в которой будет чувствовать себя значимым и востребованным. Очень важно, что такой выбор позволит предотвратить самоопределение в роли сироты-иждивенца, к которой склонны выпускники детских домов.

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о выборе профессии является одним из центральных.

Профессиональная ориентация подростков в условиях детского дома.

Профессиональная ориентация подростков в условиях детского дома имеет свои особенности и сложности, вытекающие из специфики развития воспитанников детских домов: отставания темпа психического развития, наличия ряда качественных негативных особенностей.

Итак, подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к самоопределению. Рассмотрим них.

Проживание в детском доме обуславливают замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда – ограниченность и однообразность социального контакта.

Ограниченность общения с детьми-сверстниками приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы самоопределения.

Обеднение контактов с родственниками также снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом.

У подростка преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего. Например, на вопрос о мечте многие ребята отвечают примерно так: «Отучиться 11 класс, поступить в университет, а дальше будет видно». Несформированность «Я» подростка не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о сколько-нибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим.

У детей-сирот крайне сужен круг выбираемых профессий и весьма ограничена мотивация выбора («я так хочу», «я мечтаю»). Факторы: отсутствие своей истории, выбор ограничивается специальностями, которым обучают в училищах, техникумах. Воспитанники детских домов часто не указывают конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность», «хорошую работу», «устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений.

Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее популярными являются специальности автомеханика, автослесаря, повара, водителя транспортных средств, парикмахера, швеи-мотористки и т.п. Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют обязательного высшего образования. Возможности подростка-сироты формировать свои профессиональные планы, в значительной мере снижены из-за жёсткой распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий.

В связи с преобладанием коллективного воспитания доминируют отношения, при которых роль индивидуальных качеств личности принижаются.

Преобладание директивно-опекающего стиля в системе общения ребенка и взрослого на фоне утраты базового доверия к миру вследствие материнской депривации.

У ребенка- сироты отсутствует важный пункт в отношениях к себе со стороны взрослых. Из двух уровней отношений между взрослыми и детьми: безусловная любовь со стороны родителей, родственников на первом уровне и объективная оценка со стороны остальных взрослых на втором. У ребят из детского дома нет первого уровня, из-за чего они склонны видеть себя только с критической стороны, чего недостаточно для адекватной самооценки.

Наличие этих и многих других факторов обуславливает следующие особенности самосознания подростков-сирот:

Склонность избегать ответственности за любой выбор и передавать ее опекающему взрослому,

Наличие потребности в психологическом слиянии, наличие нерасчлененного отношения к себе,

Стремление размыть границы собственного «Я», содержание которого бедно, слабо структурировано и часто зависит от ситуации.

Из вышесказанного следует, что главным направлением профориентационной работы с выпускниками из детских домов в условиях современной России должна быть помощь ребенку в самоопределении и в адаптации к реальным условиям жизни. Необходимо целенаправленно формировать способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях и готовность к внутренним компромиссам.

Воспитывая и обучая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательному труду. Труд должен приносить радость и удовлетворение и был во благо окружающим. Необходимо помочь подросткам в выборе профессии. И здесь очень важна профессиональная ориентация, которая представляет собой систему подготовки к свободному, сознательному выбору профессии, основанному на знании индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда региона.

Понятно, что воспитаннику детского дома, очень сложно сделать правильный выбор. Они имеют лишь смутные представления о профессиях. Они еще не научились слышать, видеть и познавать самих себя. А зачастую выбор профессии осуществляет руководство учреждения, не учитывая ни мнения воспитанника, ни его способностей и возможностей. Не надо объяснять, к какому результату это приводит.

Чтобы каждый воспитанник выбрал дело по сердцу, был востребован на рынке труда, стал успешным, педагоги детского дома должны много потрудиться. Еще в начальной школе необходимо вести работу по ознакомлению ребят с профессиями, особенно недопустимо бросать работу в среднем звене. Выпускники девятых классов должны иметь как можно более подробные представления о профессиях, они должны быть осведомлены о том, какие профессии востребованы в их регионе, где они проживают. Ребятам, конечно, необходимо получать профконсультации и проходить профдиагностику, чтобы узнать к какому типу профессий он относится и какую профессию ему необходимо получить, чтоб в дальнейшей жизни получать только удовлетворение от работы. Благодаря профконсультированию и профдиагностике воспитанник сможет познать себя, увидеть свои перспективы.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согластно статистике лишь 15-20% воспитанников детских домов твердо знают в каком учебном заведении начального профессионального или среднего профессионального образования они продолжат учиться и смогут реализовать свои профессиональные намерения. Примерно такое же количество воспитанников вообще не задумываются о своих профессиональных планах. 70% не имеют четкой профессиональной позиции и в среднем у 10% выпускников детских домов нет желания продолжать обучение где-либо.

Бросают сразу

Через год

Через два года

45%

30%

Профессиональный выбор и личностное самоопределение – это одна из стержневых проблем в воспитании детей-сирот.

В Конвенции ООН о правах ребенка указывается, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует особенного внимания со стороны общества и государства: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Ребенку-сироте в большей степени приходится рассчитывать на свои собственные силы. Помощники и опора детей - те взрослые, которые с ними работают. Это воспитатели детских домов и интернатов, педагоги, психологи, социальные работники, медицинские работники.

Поэтому, одним из важнейших направлений всего педагогического
коллектива детского дома является организация работы п о профессиональной ориентации воспитанников. Выбор профессиональной деятельности во многом зависит от того, как человек оценивает отношения людей определенной профессиональной группы. Через выбор профессии ребенок-сирота определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

В ОГОБУ « Детский дом №2» была разработана программа «Дорога в жи знь» . Анализ показал, что число воспитанников, поступающих в ВУЗы, ССУЗы увеличилось. Работа по программе способствовала дальнейшему развитию у детей способности к профессиональному самоопределению, т.е. осознанному выбору индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Целью системы профориентации является «формирование у воспитанников способности выбора сферы деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда».

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым
человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее
активного целеустремлённого деятеля общественного производства, но,
главное - личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно, что выливается в текучесть кадров на производстве, в неустроенность судеб людей. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профессиональной работы в детском доме, в организации и проведении которой невозможно переоценить роль педагогов, знающих ребёнка в течение длительного времени.

Цель программы :

Содействие в актуализации процесса и механизмов профессионального самоопределения воспитанников и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Задачи:

1. повышать уровень психологической компетенции воспитанников посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании

2. формирование у воспитанников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в

своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии

3. ознакомление воспитанников со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции

4. активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса.

В реализации этих задач важное значение отводится беседам, классным часам, дискуссиям, профориентационным играм, тренинговым и диагностическим формам активизации воспитанников с выдачей рекомендаций кому какая профессия подходит.

Программа «Дорога в жизнь» предполагает поэтапное формирование профессионального самоопределения: психофизиологического, нравственного, практического.

I ЭТАП: Профессиональное просвещение - ознакомление
воспитаннкиов с различными видами труда в обществе, разнообразием
профессий, тенденциями их развития, а так же потребностями страны в
целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии,
особенностями трудоустройства и т.д.

II ЭТАП: Предварительная профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей,
склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных
типологических особенностей, профессиональных намерений).

III ЭТАП: Профессиональная консультация - помогает в выборе
профессии, соответствующей индивидуально-психологическим

особенностям воспитанника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профилактическая консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения воспитанника.

Благодаря систематической профориентационной работе расширилась «география» поступления воспитанников детского дома в вузы и ссузы.

Сравнительный анализ поступивших в учебные з аведения

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Всего поступили

39 чел.

38 чел.

19 чел.

ВУЗы

2 чел. - 5,2%

5 чел. - 13,2%

3 чел. - 15,8%

ССУЗы

21чел- 53,8%

15 чел. - 39,5%

2 чел. - 10,5%

ПУ

12 чел. - 30,7%

12 чел. - 31,6%

11 чел. - 57,9%

10 кл.

4 чел. - 10,6%

6 чел. - 15,8%

3 чел. - 15,8%

2015-2016 у.г всего 17 выпускников ВУЗ-1 чел -6%

ССУЗ-16 чел -94 %

видно, что основная доля выпускников обучаются в профессиональных училищах, что говорит о неготовности выпускников продолжить обучение в 10 кл. и в высших учебных заведениях в силу своих способностей.

Таким образом, к концу подросткового возраста у человека складываются ряд новообразований (самоопределение, рефлексия на самого себя, новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества) позволяющих ему осознанно определиться с выбором будущей профессии.

Сделать труд радостным может лишь правильно поставленный выбор профессии. И вся работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребёнку- сироте выбрать профессию.

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • читайте специализированные книги и журналы;
  • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности /b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося


Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?

Каждый год, чем ближе выпускные экзамены, тем больше нервничают родители и волнуются будущие выпускники школ — куда идти дальше? Выбор профессии родителями — что может быть естественнее в такой ситуации? И преимущества такого подхода в данном вопросе вроде бы как очевидны.

  1. Родители имеют больше жизненного опыта.
  2. Лучше знают жизнь.
  3. Родители плохого не посоветуют/не пожелают.
  4. Родители лучше знают своих детей.
  5. В конце концов, кто за это все будет платить? В большинстве случаев тоже родители.

А теперь давайте разберем эту тему «по косточкам».

Влияние родителей на выбор профессии

Начнем с того, что родители бывают разные. Некоторым вообще не важно, какую профессию выберет их ребенок, другим же наоборот это супер-важно. И то и другое — явный перегиб, поэтому эти две категории родителей мы рассматривать не будем. Хотя о тех родителях, для кого тема супер важна, мы поговорим как-нибудь в другой раз в другой статье, потому что тема достаточно емкая, и требует отдельного разговора.

Что можно сказать родителям о выборе профессии детьми

Безусловно, вы желаете своему ребенку только добра и плохого не посоветуете. И безусловно, у вас больше жизненного опыта и различных поучительных историй о правильных и неправильных жизненных выборах. И даже соглашусь с тем, что вы искренне думаете, что вы знаете своих детей лучше, чем кто бы то ни было, включая самих ваших детей. НО

  • опыт у вас ваш, и советы вы даете исходя из вашего опыта, ваших знаний и представлений о жизни, которые могут совсем не подходить к вашему ребенку, даже если этот ребенок тоже ваш;
  • очень часто на ваш выбор профессии для вашего ребенка влияют ваши собственные предпочтения, ваши собственные убеждения, ваши собственные взгляды на то, что престижно и что не престижно, что даст хороший заработок, а что нет, и т.п.;
  • может быть еще хуже — что-то типа: «Вон у МарьВанны соседки (из нашего отдела, у подруги и пр.) дочка закончила «калинарный техникум», в столовку поваром устроилась — и сама сыта, и домой еще по целой сумке продуктов приносит! Чем не жисть?!»
  • жизнь меняется так быстро, что опыт и взгляды на жизнь 20-30 летней давности уже слегка начали обрастать мхом;
  • ну и еще один фактор — родители чаще всего знают два генеральных направления, первое — это куда точно не надо , и второе — куда было бы не плохо, все остальные варианты не рассматриваются.

Прошу прощения, если невольно задела чьи-то чувства. Если у вас все совсем не так — я искренне рада за вас и ваших детей.

Помощь родителей в выборе профессии

Если родители не обладают специальными знаниями по профориентации, то помощь заключается в том, чтобы организовать консультацию вашего ребенка у специалиста, который поможет ему выбрать подходящую профессию. Собственно на этом шаге, активная роль родителей в выборе профессии ребенка может закончиться.

Безусловно, многие могут сказать — не у всех есть возможность попасть на тестирование и грамотную профессиональную консультацию у специалиста по профориентации. Кто-то живет в маленьком городе или в поселке, где просто нет такой услуги для населения.

Тут можно сказать только одно — хвала Небесам, интернет доступен практически везде и много услуг можно оплатить и получить, что называется, не вставая с дивана.

Эмпирическое наблюдение влияния родителей на выбор профессии детьми говорит о том, что чаще всего это влияние сводится либо к лозунгу «Делай как я»,то есть предлагается идти по стопам родителей в выборе профессии. Либо к тому, что «У меня не получилось стать музыкантом, художником, врачом — давай хоть ты в люди выбьешься».

И как-то сам собой возникает закономерный вопрос.

Выбор профессии задача выпускника, или его родителей?

Вопрос отнюдь не риторический. Часто родители берут на себя роль «вершителей судеб», забывая, что осуществлять этот выбор придется их детям. И жить с этим тоже придется уже взрослым людям, которые когда-то были их маленькими детьми. Ведь если задуматься, то от выбора профессии зависит не только то, что они будут делать на своем рабочем месте, и сколько им за это будут платить.

Но так же от этого будет зависеть, как они будут чувствовать себя на своем рабочем месте, от этого так же будет зависеть круг их общения, состояние их здоровья и многие другие важные в жизни каждого человека вещи.

Осталось упомянуть еще об одной категории людей, каким-либо образом оказывающих непосредственное влияние на выбор профессии выпускниками школ. Это учителя.

Взаимодействие педагогов с родителями по выбору профессии

Очень хорошо, если это взаимодействие есть. Но тут тоже есть одно большое НО. Педагог в первую очередь оценивает способности ученика по его предмету, и в какой-то степени может оценивать психологические особенности этого ученика. Но учителя далеко не всегда знают, как их ученики ведут себя на других уроках, или вне школьных стен, где над учениками не давлеют школьные правила, порядки и ограничения.

Родители со своей стороны могут оценивать способности своих детей исходя из своих наблюдений за ними дома, в привычной для детей обстановке, возможно, они так же могут знать о том, какие отношения у их детей складываются с друзьями в неформальной обстановке, где нет таких жестких правил как в школе, и таких традиций и ритуалов как дома в семье.

Маленькая заметка на полях: часто ли вы встречали родителей, которые объективно оценивают своих детей?

И очень хорошо, если педагоги найдут общий язык с родителями и сопоставив ту информацию, которую дают им родители и свои собственные наблюдения и помогут или подскажут что-то родителям относительно будущей профессии учеников.

Что делать, если выпускник за все время обучения в школе ни к чему особого интереса не проявлял

По всем предметам имел примерно одинаковую успеваемость, ни в детском ни в подростковом возрасте ничем не увлекался? На консультациях по профориентации тоже особой ясности не появляется, или диапазон предлагаемых профессий настолько широк, что в переводе на бытовой русский язык это могло бы звучать примерно так: «А иди ты, парень, …. куда захочешь».

Уже ни для кого не секрет, что таких детей становится все больше. И старшее поколение часто сетует на то, что молодежь «нонче не та, что давеча» — ничего им не надо, ничего не интересно, делать ничего не хотят и пр. Такому положению вещей есть много причин. Перечислять и рассматривать их в рамках этой статьи я не стану.

Во-первых я не все эти причины знаю, и не уверена в том, что есть хотя бы один специалист на Земле, который знает абсолютно все эти причины. Во-вторых — только одно перечисление с кратким описанием займет не мало места. В-третьих — далеко не все из них стоит тут упоминать, и т.д.

Тут я упомяну вскользь только одну из таких причин. Думаю, что это будет вам не безинтересно, коль скоро вы вообще попали на сайт эзотерической тематики и дочитали мой опус до этого места. Причина эта заключается в том, что, в прямом смысле этого слова «так звезды встали». Что это такое, и что с этим можно сделать. Ответ может дать астролог или астропсихолог.

Как Формула Души может подсказать подходящую профессию

Формула Души — одно из направлений астропсихологии. О том, что можно узнать о человеке по Формуле Души, и чем могут быть полезны эти знания в реальной жизни я напишу в самое ближайшее время. А пока могу сказать, что примерно с 70 годов прошлого столетия стало все больше рождаться детей, которые с детства ни к чему особого интереса не проявляют, либо этот интерес очень быстро угасает.

Что там в небе случилось я не знаю, могу только констатировать это как данность. И у многих людей в Формуле Души до 20, хотя мне встречались даже такие люди, у которых и до 50 лет нет ни одной планеты ни в одном знаке, можно сказать, что у них образуется своеобразный вакуум в формуле души, точнее — в карте рождения. Все планеты «столпились» во второй части жизни, когда получать образование, что-то кардинально менять в своей жизни уже далеко не каждому под силу. Хотя есть и такие люди, которые отважились на такой шаг, и достигли весьма впечатляющих результатов.

Но это единицы, и они скорее редкое исключение, чем общее правило. И этому есть множество причин, и, пожалуй самая главная из них — это сложившаяся в обществе тенденция устанавливать возрастной ценз при приеме на работу и на учебу в ВУЗах и пр. учебных заведениях, основанная на мифах/бреднях/заблуждениях о том, что после 40 лет человек не способен обучаться и работать по новой профессии.

Чем в этом случае может помочь консультация астропсихолога

Если вы обратитесь за консультаций к астропсихологу — он поможет выбрать ту профессию/вид деятельности, наиболее подходящие условия, в которых человеку будет работать комфортнее всего (а следовательно дольше сохранять физическое и эмоциональное здоровье), а так же будет ему лучше работать по найму, или организовать свой собственный бизнес и много других дополнительных нюансов на тему профессии и условий будущей профессиональной деятельности.

Например, по картинке, расположенной выше можно сказать, что этот человек прирожденный лидер, у него несомненно, есть потенциал для того, чтобы стать хорошим стратегом, управленцем высокого уровня, кроме этого, у него великолепный потенциал для научно-исследовательской деятельности, а так же он сможет стать весьма приличным врачом в области женского и/или детского здоровья. Можно определить профессию еще более конкретно, но это уже другая тема, которой я тоже обязательно коснусь более детально и подробно в самое ближайшее время.

А сейчас я хочу рассказать вам совсем о другом аспекте жизни и будущего этого нашего героя. В данном конкретном случае мы как раз имеем возможность наблюдать, что у этого человека с рождения и, примерно, до 35 лет находится как раз тот самый вакуум. Чем это данному конкретному человеку может грозить? (Кстати, этот человек — индиго посвященный.)

Если в его детстве или хотя бы в подростковом возрасте не встретится какой-то очень увлеченный наукой (в нашем случае — математикой, физикой, компьютерными технологиями) человек, или человек с сильной волей, направленной в мирное русло. и не вовлечет его в круг своих интересов, то в лучшем случае он просто будет жить до 35 лет как кабачок на грядке, умеющий играть в продвинутые компьютерные игрушки, а в худшем — встанет на путь серьезного криминала.

И к тому времени, когда он начнет понимать, чем ему хочется заниматься в жизни, он наломает уже столько дров, что вопрос выбора профессии может стать уже не актуальным.

Порой бывает очень грустно, когда обращаются на консультацию люди в возрасте 40 +-, которые как-то хотят поменять свою жизнь, потому что уже невмоготу жить по старому, ходить на постылую работу, общаться с совсем неинтересными им людьми и ждать выхода на пенсию. И на консультации вдруг выясняется, что у них великолепные способности к совсем другим видам деятельности.

Я уже не говорю о том, что если бы эти люди занимались тем, к чему они самой Вселенной «предназначены», то это было бы совсем другое качество жизни, совсем другой уровень дохода, совсем другие перспективы. Конечно и в 40 можно коренным образом поменять свою жизнь и добиться в ней успеха. Но будем честны перед собой — у многих ли хватит на это смелости? А сил? А выдержать косые взгляды и покручивание пальцем у виска себе в след со стороны своего близкого и прочего окружения?

Это все к тому, что рано или поздно каждый человек «просыпается» и понимает, какая профессия ему подошла бы лучше всех остальных, но это пробуждение может наступить и в 40 и в 60… НО если в 20 кто-то подсказал, куда идти, чтобы когда в твои 40 ты «проснешься» у тебя уже было бы соответствующее образование и опыт, и тогда ты рванешь ввысь, со скоростью ракеты, и не смотря на свои 40 добьешься всего, чего тебе хочется.

А если родители дадут себе труд выяснить таланты и способности своего ребенка в первые месяцы после рождения, и будут развивать эти способности и таланты с первых месяцев жизни своего ребенка, через игрушки, игры, кружки, студии — какого успеха в жизни сможет достичь ваш ребенок!

P.S. Разумеется астропсихология — не панацея от всех бед. Но это, на сегодняшний день, один из немногих методов, подтвердивших свое право голоса многими столетиями своего существования.

Безусловно найдутся люди, которые скажут, что фигня вся эта ваша астропсихология с астрологией, поразвелось тут всяких «спецов» и «проффи» как собак нерезаных. Но опять же — давайте будем честны пред собой — есть Учителя, Врачи, Повара, Портные, Парикмахеры и т.д., которых принято называть Мастер своего Дела, или Врач от Бога, Учитель от Бога, а есть ленивые, бездарные «подмастерья», называющие себя «профессионалами» без зазрения совести.

Так же и среди астрологов, астропсихологов, предсказателей, гадалок есть те, кто от Бога, а есть те, кто рядом мимо проходили…

Получить дополнительную информацию в таком важном деле, как выбор профессии, никогда не помешает.

В любом случае, не зависимо от того, будете вы выбирать профессию с помощью астропсихологии, или как-то еще, я искренне желаю вам и вашим детям сделать самый верный и самый удачный выбор.

С уважением к вам и к вашим взглядам

Наталия Ваммас

С уважением к вашим взглядам и вашим ценностям,
Наталия Ваммас.

Проблема выбора профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. К выбору необходимо подходить крайне внимательно. Не стоит пускать это на самотёк. Необходимо ознакомится с информацией профессионалов, учесть свои способности, внутренние убеждения и реальные возможности.

Чтобы получить профессию, которая будет нравиться, и обеспечивать всю жизнь, необходимо внимательно изучить себя. В первую очередь нужно разобраться в своих интересах, склонностях, характере и физических возможностях. Необходимо определить главные и второстепенные качества.

После этого не помешает детальное ознакомление с профессиями, которые соответствуют изученным характеристикам. И только после этого необходимо выбирать учебное заведение. Главное помнить, что тяжело в учении...

Нельзя отступать от поставленных целей. Помощь в выборе профессии могут оказывать родители, родственники, учителя и просто знакомые. Но не стоит надеяться только на них. В конце концов, каждый человек знает о себе больше, чем кто-либо другой.

После поступления в учебное заведение начинается официальное получение профессии. Для более качественного обучения можно составить некий план: выделить главную и второстепенные цели, определить пути и средства достижения этих целей, сосредоточить свои внутренние силы для борьбы с возможными трудностями и препятствиями. Ну и, конечно же, должны быть так называемые запасные планы.

Самые большие ошибки, которые нарушают правила выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • погоня за «престижными» профессиями;
  • боязнь плохого отношения к себе из-за профессии;
  • отождествление одного предмета или качества с профессией;
  • ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии;
  • ошибочное мнение в понятии профессия.

Кроме этого всего нужно учитывать свой темперамент. От него зависит стиль работы.

Сангвиники – надёжные работники, если дело не касается однообразной и медлительной работы. Им необходима живая и подвижная работа, которая реализует из способности к смекалке и находчивости.

Холерики отлично выполняют цикличную работу. В такой работе успех им обеспечен.

Флегматику подходит учебная и производственная работа, не требующая постоянного быстрого выполнения каких-либо действий. Для них главное не скорость, а качество.

Меланхолик же, полная противоположность сангвинику. К тому же его производительность полностью зависит от настроения.

Также, при выборе надо учитывать, какие специалисты будут востребованы в той или иной области. К сожалению наверняка это определить нельзя. Но можно сказать уверенно одно – уже сейчас чувствуется нехватка персонала на производствах. Уровень зарплаты за последний год увеличился в полтора раза. Поэтому, если имеются наклонности к техническим специальностям, то самым надёжным выбором будут именно производственные профессии.