Александр Шамаев, Эксперт по логистике

Зачастую логистика предприятий малого бизнеса осталась в конце 20 века: это и кладовщики, работающие с первичной документацией, по памяти зная, где у них, что лежит, и складская техника, ограниченная рохлями. Склады используются по принципу минимальной аренды, то есть категорией С — с советских времен. В транспортной логистике используется максимально дешевые транспортные средства, и идет бесконечная борьба между руководством и сотрудниками транспортного отдела. С одной стороны - это контроль за хищениями и серая зарплата, в ответ продолжаются хищения на новых витках «прогресса».

На мой взгляд, руководители и собственники малого бизнеса нуждаются в логистическом консалтинге, но на сегодня этот продукт дорог для них и решение требует серьезных инвестиций. Целью данной статьи является рассмотрение вариантов оптимизации логистики на предприятиях малого бизнеса с минимальными инвестициями, путем доступного консалтинга

Одно из определений логистики, говорит о том, что это взгляд на бизнес процессы через призму сокращения издержек. Это правильно, хотя во многих областях малого бизнеса логистика рассматривается исключительно как расходная статья. И возникает много вопросов, когда с ростом расходов на логистические статьи добавляется большое количество проблем. Очевидно, что количество предприятий малого бизнеса многократно превышает количество крупных предприятий и проектов. На конец 2014 года было зарегистрировано 5,56 млн малых предприятий, из них 40% осуществляют свою деятельность в сфере торговли. На предприятиях малого бизнеса занято 12 млн сотрудников.

В качестве примера рассмотрим существующую компанию, специализирующуюся на отделочных материалах, товарах для дома и дачи. Ценовой сегмент — низкий. Два канала сбыта — это мелкие оптовики, имеющие свои магазины в районных центрах и собственные розничные магазины. Оборот предприятия составляет около 150 млн руб. в год. Сезонный пик — май. К 2012 году логистика компании строилась следующим образом. Склады были в собственности и насчитывали 12 различных секций, разделенных по группам товара. Физически здания также были разными, на территории одной базы. Общая площадь складов составляла 7000 кв.м. категории С и С-. Ассортимент — 16 000 артикулов. На каждой секции склада работала своя бригада. Низкая текучка и зависимость от персонала приводила к естественной коррупции. Остатки фактически отличались от учета, и увеличивались вычерки. Возникла ситуация, когда логистика стала ограничивающей и лимитирующей стадией бизнеса. Увеличивать объемы обработки не позволяли склады. Клиенты были недовольны снижением уровня сервиса. Своевременность поставок и количество вычерков были предметом обсуждений на совещаниях, где критиковали очередного логиста. Несмотря на давление со стороны бизнеса, ситуация в логистике только ухудшалась. Важно добавить, что собственники компании созрели к переменам, но при этом им было важно исключить серьезные инвестиции.

Анализ ситуации проводился на основе вводных данных. Очевидно, что реформы должны быть приняты коллективом, как минимум частью. Менять команду на 100% на всех уровнях — это большие риски при условии непрерывного процесса. Также очевидно, что часть коллектива необходимо менять ввиду участия в хищениях тмц. Таким образом, процесс реформ должен быть ступенчатым. Для получения поддержки собственников реформы должны нести улучшения на первых этапах. То есть шаги, которые пусть и не несут серьезных изменений, должны убедить собственников и команду менеджмента в правильности выбранного курса.

Итак, сложился следующий план действий:

  1. Привести к единому стандарту расчет всех имеющихся ресурсов, а также производительности всех секций склада.
  2. Избежать зависимости от кладовщиков, которые всю информацию о товаре держат в памяти. Это достигается внедрением простого системы статического адресного хранения. Его легко реализовать в любой версии 1с или даже Excel. Каждому артикулу присваивается ячейка. При размещении и сборке товара в накладных кладовщика можно указывать адрес артикула.
  3. Процесс сборки предлагается разбить на 2 стадии, для его ускорения. Сначала во всех секциях собираем большой матричный заказ, который аккумулируется в одном месте, затем идет разбивка на мелкие заказы. Принцип волнореза. Значительно ускоряется время погрузки машины и количество мест до одного паллетоместа.

В части транспортной логистики напрашивались очевидные решения для сокращения затрат без потери качества. Это

  1. Отказ от экспедиторов и передача их функций водителям
  2. Введение контроля за работой транспорта с помощью GPS навигации и датчиков уровня топлива в баках.

Реализация

При переходе от слов к делу всегда хочется как можно быстрее реализовать предложенное и в то же время велика цена ошибки.

Первый шаг. Удивительно, но банальный анализ ресурсов в части наличия площадей, складской техники и складского оборудования зачастую не проводится. Вопроса о том, что на 2 соседних секциях склада со сходной нагрузкой количество персонала может отличаться в 2 раза не возникает. Когда же применяется корректный и взаимно принятый способ отслеживать производительность, то этот показатель начинает улучшаться просто по мере его измерения. В данном кейсе была использована формула производительности на основе строк с поправочными коэффициентами по весу, объему, количеству документов. В нашем примере предложено было сократить количество секций склада с 14 до 7 укрупнив часть из них. Сократить 20% линейного персонала, используя в пиковые месяцы аутсорсинг. Полученный эффект не изменил показатели операционной деятельности, но объективно снизил ФОТ .

Вторым и важным шагом стало внедрение статического адресного хранения. Этому предшествовал ABC и XYZ анализ позиций в каждой из секций. Изначально там товар хранился по группам. Теперь же с помощью ревизоров, каждая ячейка получила адрес, и приписанный ей артикул. Важность этого шага обусловлена главным образом тем, что исчезла зависимость от «авторитетных» кладовщиков, годами запоминавших свои 2-3 тыс. артикулов по местам хранения и кроме них никто не мог разобраться в секции. Это вызывает улыбку, но сейчас на многих складах мелкого бизнеса такая картина в порядке вещей. Итог такой - серьезно ускорились операции размещения и сборки (20% и 30% соответственно). Снизились вычерки при сборке (по вине склада) с 8,5% до 0,4%.

Третий шаг выявил простую ошибку в алгоритме, когда задания на отгрузку с бесплатной доставкой прибывали на склад вместе с водителем—экспедитором, и тот начинал перемещаться по секциям собирая груз. Явный выигрыш во времени лежал при условии передачи заказа на сборку складу на этапе создания заказа.

Четвертый шаг серьезно меняющий принцип работы складов был в использовании консолидированного подхода. Многочисленные заказы (до 100) объединялись в один и каждая секция с большой скоростью его подбирала и перемещала на общую консолидированную площадку, на которой стояло несколько станций, оборудованных компьютером, видеокамерой и проводным сканером. На этих станциях и проходила сборка конечных заказов со 100% контролем. Результат этой операции поразил всех участников. Высвободилось до 25% линейного персонала, уменьшилось в 20 раз количество актов от получателей товара. (Этому во многом способствовали видеозаписи, подтверждающие качество сборки). Возможности склада по сборке и отгрузке товара выросли в 2 раза! Отдел продаж снял шляпу осознав какое конкурентное преимущество получила компания благодаря простым реформам без инвестиций. Приобретение дополнительных единиц ИТ оборудования с лихвой окупилось экономией на ФОТ .

Пятым шагом, который позволит выделить стахановцев будет введение сдельной оплаты труда.

После организации контроля маршрутов и использования ГСМ начались бои с «авторитетными» водителями. Результат, тот же, что и на складе — те, кто воровал — уходят, с разной силой хлопая дверью. В обновленном коллективе увеличивается доход за счет новой и честной мотивации, основанной на учете перевезенных грузовых мест, пройденных километров и точек. Это позволяет сократить штат экспедиторов, которые на мой взгляд изжили себя практически в любом бизнесе.

Важным момент является правильное маршрутизирование, что оптимизируется внедрением одной из программ. В данном случае, была написана самостоятельная программа по автоматическому составлению маршрутов.

При большом автопарке становится целесообразным использование собственной азс. Покупка оптом дизтоплива дает скидку в 15% и позволяет усилить контроль над его потреблением. Это имеет смысл при работе всего автопарка в радиусе 500 км.

Результатом данных преобразований стало серьезное улучшение показателей компании: она за год увеличила долю на рынке на 45%, сократила логистические издержки на 12%, получила резервы по увеличению оборотов, так как возможности складской логистики использовались на 75%. При этом не было использовано ни одно серьезное современное решение. Не было внедрено WMS , не закуплено сложное и дорогое складское оборудование. Но эффект очевиден. Возможно, описание данного кейса вызовет улыбку профессионалов, решающих более глобальные вопросы. Вероятно, при оперировании в разы большими квадратами, кубами, миллионами рублей мероприятия данного примера не приемлемы. Но возвращаясь к началу статьи хочу напомнить, что в условиях нашего кейса находится серьезная часть реального сектора экономики. При чем, чем дальше от Москвы, тем более актуальной выглядит нарисованная автором картина.

В период существующих экономических угроз, еще более актуальным становится использование логистики, как средство сокращения издержек.

Целью данной статьи я вижу повторить о важности простых логистических решений для предприятий малого бизнеса, так как констатирует крайне слабое состояние логистики в них. Без серьезных инвестиций можно значительно улучшить эффективность процессов. Так же, проблемой остается продвижение данных решений до конкретных исполнителей и их руководителей.

  • Специальность ВАК РФ08.00.06
  • Количество страниц 146
Диссертация добавить в корзину 500p

Глава 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК В МАЛОМ ТОРГОВОМ

1.1. Характеристика предприятий малого бизнеса как субъектов предпринимательской деятельности.

1.2. Современные особенности малого торгового бизнеса.

1.3.Организационно-экономический механизм таможенной очистки товаров в деловой среде малого торгового бизнеса.

Глава 2. АНАЛИЗ СХЕМ ТОВАРООБОРОТА НА РЫНКЕ БУМАЖНО-БЕЛОВЫХ ТОВАРОВ И ШКОЛЬНО-ПИСЬМЕННЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА.

2.1. Формирование внешнеторговых хозяйственных связей Северо-Западного региона.

2.2. Состояние и тенденции развития регионального рынка канцелярских товаров.

2.3. Организация импортных поставок бумажно-беловых товаров и школьно-письменных принадлежностей на рынок Санкт-Петербурга.

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ И РИСКАМИ В МАЛОМ

ТОРГОВОМ БИЗНЕСЕ.

3.1. Методические принципы оптимизации транспортных затрат в малом торговом бизнесе.

3.2. Способы обеспечения устойчивости торгово-посреднеческих фирм к риску.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Логистика поставок в малом торговом бизнесе"

В последние годы в сфере товарного обращения произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии в организации доставки товаров до потребителей. Они базируются на концепции логистики.

В специальных экономических научных изданиях отечественными и зарубежными специалистами выделяются два принципиальных подхода к определению сущности экономической категории « логистика»: узкий и широкий.

Узкий связан с функциональным подходом к товародвижению, то есть управлением только теми операциями, которые необходимо выполнять при доставке товара от поставщика к потребителю. Широкий же подход характеризуется более масштабным пониманием вопроса: кроме управления операциями по перемещению товарно-материальных ценностей, он включает анализ рынка поставщиков и потребителей, изучение спроса и предложения на интересующем рынке товаров и услуг, исследования и разработка новых технологий в управлении материальными потоками, а так же сопровождающих их информационными и финансовыми потоками.

Логистика позволяет экономическим субъектам формировать стратегию обеспечения своего конкурентного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации на рынок, а на конкретного потребителя. Логистическое мышление включает в себя гораздо более широкий крут вопросов, чем просто управление физическим распределением продукции.

Несмотря на все экономические и политические потрясения в нашей стране, значение малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Как показывает опыт других стран, малое предпринимательство играет огромную роль в экономической и социальной жизни страны. Учитывая современное состояние экономики, большинство экономистов считают, что одним из непременных условий выхода из экономического кризиса является развитие малого бизнеса. Следует отметить, что ведущие специалисты в области реструктуризации больших промышленных и торговых предприятий, стоящих на грани банкротства или уже являющимися таковыми, планируют диверсификацию деятельности в большинстве случаев именно через дробление на малые предприятия.

Динамика роста малых предприятий за несколько последних лет показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают: эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их деятельности, осуществление прогрессивных структурных сдвигов. Кроме того, малый бизнес способствует развитию конкурентных отношений, формированию предпринимателей как социального слоя, созданию дополнительных рабочих мест, насыщению рынка товарами массового спроса.

В условиях рыночной экономики основным звеном хозяйственной системы является предприятие (фирма), мотивацией создания и деятельности которой является получение прибыли, а целевой функцией - максимизация последней. Весь комплекс организационно-хозяйственной деятельности строится из указанного целеполагания, так как только рост прибыли в условиях стагнации экономики, хотя бы ее сохранение на достигнутом уровне, определяют ее успех в конкурентной борьбе.

Жестокая конкурентная борьба заставляет фирмы изыскивать новые резервы конкурентоспособности, изменяясь при этом качественно, охватывая те сферы, которые ранее не рассматривались, для усиления положения фирмы на рынке.

Для успешного решения подобной задачи необходимо учитывать, что окружающая фирму среда стала в настоящее время очень изменчивой, не стабильной. Это предъявляет к фирме (особенно к такому виду как малое предприятие) повышенные требования в отношении гибкости, способности адекватно быстро реагировать на большое число внешних факторов.

Логика и мотивация предпринимателя, выбирающего логистическую форму организации межфирменного взаимодействия, могут быть объяснимы из сопоставления следующих вариантов моделей предпринимательского поведения. По одной модели («классической») происходит фокусирование внимания и усилий на максимюацию прибыли от имеющихся внутренних резервов и факторов конкурентного преимущества. По другой модели (все чаще именуемой «инновационной») происходит ориентация не только на ресурсы, но и на любые иные дополнительные возможности, появляющиеся благодаря привлечению тем или иным путем ресурсов и качеств внешней среды (государства, других фирм и т. д.)

Одной из основных характеристик малого предпринимательства в современных условиях становится способность использовать гораздо больше ресурсов, чем оно непосредственно имеет и административно контролирует. Именно стремление привлечь дополнительные внешние ресурсы и объединить усилия различных малых фирм для достижения общих глобальных целей и может становиться во многих случаях предпосылкой для возникновения логистических структур и использования логистического инструментария, что подтверждает актуальность выбранной нами темы диссертационного исследования.

Цель данного исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций по использованию логических методов при организации товарных поставок в малом торговом бизнесе. Объектом исследования выступают малые торговые предприятия, работающие в сфере бумажно-беловых и школьно-письменных принадлежностей, предприятия (организации) логистической инфраструктуры, обслуживающее движение материальных, финансовых и информационных потоков, а также органы государственного управления, осуществляющее нормативно-правовой контроль предпринимательской деятельности. Его предмет определяют экономические отношения потенциальных и реальных участников хозяйственных связей, складывающиеся при организации товарных потоков на внутреннем и внешнем рынках.

В соответствии с выдвинутой целью, избранным объектом и предметом в исследовании решается комплекс научных и научно-практических задач: определить сущность и рассмотреть нормативно-правовую базу организации и регулирования деятельности малых предприятий; исследовать современные особенности организации торгового предпринимательства в России; проанализировать организационно-экономический механизм организации импортных поставок и установить его характерные черты в деловой среде малого торгового предпринимательства; провести мониторинг развития рынка бумажно-беловых товаров и школьно-письменных принадлежностей в Северо-Западном регионе; обосновать пути снижения логистических затрат в структуре издержек при осуществлении торговой деятельности малыми предприятиями; выработать предложения по обеспечению устойчивости малых торгово-посреднических фирм с учетом рисков предпринимательской деятельности.

Теоретическую и методологическую основу исследования определяют работы фундаментального и прикладного характера в области экономики и организации товарного обмена, логистики, регулирования механизма формирования хозяйственных связей по поставкам, управления товарными, финансовыми и информационными потоками, законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации. В решении исследовательских задач используются научные разработки В.П. Алферьева, Н.В. Афанасьевой, Л.А. Брагина, А.М. Гаджинского, М. П. Гордона, В.Е Есипова, М.Е. Залмановой, К. В. Инютиной, О.А. Кролли, А Б. Крутика, А.И Муравьева, Ю. М. Неруша, Д.Т. Новикова, О.А. Новикова, Б К. Плоткина, О.Д. Проценко, В.М. Пурлика, А.Н.

Родникова, А.И. Семененко, А.А. Смехова, С. А. Уварова, В. В. Щербакова и других ученых. При совершенствовании методического инструментария управления логистическими затратами используются системный подход, приемы логического моделирования, методы вариантной проработки решений.

В целом полученные в исследовании результаты имеют научно-методический характер. Они отвечают решению актуальной народнохозяйственной задачи по развитию механизма формирования организационно-экономических отношений поставки и оптимизации структуры издержек в малом торговом бизнесе. Их научная новизна определяется основными положениями исследования, в содержании которых: выявлены особенности организационно-экономического развития малого торгового предпринимательства в условиях реформирования российской экономики; определена специфика организации внешнеэкономических поставок и таможенной очистки товаров в деловой среде малого предпринимательства; установлены основные тенденции развития рынка бумажно-беловых товаров и школьно-письменных принадлежностей в Северо-Западном регионе и обоснованы возможность и необходимость диверсификации деятельности малых торговых предприятий в производственную сферу; разработаны предложения по оптимизации логистических затрат, в том числе путем формирования ассоциированных структур на рынке бумажно-беловых товаров и школьно-письменных принадлежностей для обслуживания предприятий малого торгового бизнеса; обоснованы рекомендации по обеспечению устойчивости торгово-посреднических фирм в условиях неопределенности принятия решений.

Основные положения и результаты исследования прошли апробацию на научных сессиях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Наиболее важные теоретические аспекты диссертационного исследования используются при обучении студентов факультета Коммерции по специальности 061400 - "Коммерция" в СПбГУЭФ, в рамках дисциплин: "Экономика и организация коммерции, "Таможенное дело".

Заключение диссертации по теме "Логистика", Гарнов, Игорь Борисович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование носит характер научно-методической разработки. Подчиненное решению актуальной задачи по адаптации малых предприятий, работающих в сфере торговли, к условиям рыночной экономики. Оно реализует общий методологический подход, направленный на инвариантное развитие межфирменных отношений с использованием действующих норм права.

Общий результат определяют выработанные рекомендации по формированию дополнительных конкурентных преимуществ малых торговых предприятий и предприятий (организаций) логистической инфраструктуры, обслуживающих движение материальных (товарных), а так же информационных и финансовых потоков.

Основу этих рекомендаций составляют вновь выработанные научные и научно-практические положения, которые раскрывают возможности применения логистики в управлении величиной и составом издержек, а так же определение соотношений логистических затрат и рисков при осуществлении торгово-закупочной деятельности малыми предприятиями.

Важным направлением становления рыночных отношений в Российской Федерации, обусловливающим возможность наиболее полного удовлетворения потребностей в товарах и услугах отечественных потребителей, является развитие малых форм организации предпринимательской деятельности, чаще всего именуемых малыми предприятиями или предприятиями малого бизнеса.

В исследовании развивается идея о том, что специфичность малого предпринимательства как формы хозяйствования обусловлена, прежде всего, "масштабом" деятельности предприятия на рынке, с понятием которого соотносятся как объемы реализуемых товаров и услуг, так и объемы используемых в процессе предпринимательской деятельности ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).

Абсолютное большинство хозяйствующих субъектов малого бизнеса может реализовывать производимую ими продукцию или оказываемые услуги, как на внутреннем, так и внешнем рынках. Активными участниками внешнеторговой деятельности российские малые предприятия стали после подписания Президентом Российской Федерации указа "О либерализации внешнеэкономической деятельности" от 15 ноября 1991 года № 213. С этого момента все предприятия и организации любых форм собственности получили принципиальное право на осуществление различных видов внешнеэкономической деятельности, основываясь только на своих потребностях и собственной экономической выгоде.

В исследовании раскрываются современные особенности малого торгового бизнеса, к которым, без сомнения, можно отнести феномен "челночества". Возникновение так называемого "челночества" в нашей стране в начале 90-х годов, можно рассматривать как социально-экономическое явление, оказавшее существенное влияние на развитие российской экономики этого периода. К сожалению, в экономической литературе это явление практически не нашло своего отражения, хотя его масштабность и значимость позволяют нам говорить о том, что оно заслуживает подробного рассмотрения и анализа. В контексте данной научной работы изучение феномена "челночества" позволяет нам глубже понять и проанализировать процесс возникновения и развития малого торгового предпринимательства в России.

В целом, организационно-экономическое развитие малого торгового предпринимательства в условиях реформирования российской экономики характеризуется следующими особенностями:

Основное число хозяйствующих субъектов в сфере малого торгового бизнеса возникло в результате удачной предпринимательской деятельности физических лиц, в том числе занимавшихся "челночными" операциями;

В большинстве случаев малые торговые предприятия начинали работать в сфере торговли товарами народного потребления, так как именно на этом сегменте рынка была возможность наиболее эффективного использования весьма ограниченных материальных и финансовых ресурсов, а также отсутствовала конкуренция со стороны отечественных товаропроизводителей;

Предприниматели без образования юридического лица, функционирующие в сфере торговли, были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, что существенно изначально снижало объем их налоговых платежей; кроме того, для них значительно упрощена процедура отчетности в налоговых органах.

Применяемый в нашей стране механизм таможенной очистки товаров считается единым для хозяйствующих субъектов любых организационно-правовых форм, направлений и объемов деятельности.

Для предприятий малого бизнеса, специализирующихся, в том числе, и на осуществлении челночных операций, важнейшую роль в рамках существующего механизма таможенной очистки товаров играют нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности. Некоторые из них, например, количественные ограничения экспортно-импортных операций или "добровольные" ограничения экспорта товаров, в большей степени используются для регулирования деятельности крупных предприятий, чем предприятий малого бизнеса. Другие, например, система предварительной оплаты таможенных пошлин и налогов усложняют выход на внешний рынок малых и средних предприятий. Наибольшие затруднения у малых предприятий и физических лиц, официально занимающихся предпринимательской деятельностью, при их выходе на внешний рынок возникают, как правило, в процессе приобретения лицензий, сертификатов, подтверждения соответствия национальным стандартам, а также в процессе получения тех или иных льгот по уплате таможенных платежей.

В этих условиях, предприятиям малого бизнеса для повышения эффективности их хозяйствования на внешнем рынке следует широко использовать услуги различных коммерческих посредников, выполняющих те или иные операции по таможенной очистке товаров, и таможенные льготы, распространяющиеся на физических лиц.

Вследствие специфики географического положения Северо-Западного региона - его приграничного расположения, у предпринимателей есть уникальная возможность осуществлять внешнеторговые операции с минимальными издержками.

Слабая конкурентоспособность бумажно-беловых товаров российского производства обусловлена рядом причин: несоответствие качества зарубежным стандартам; отсутствие практики продаж по долгосрочным контрактам, характерной для развитых стран, и отсутствие жесткой ценовой координации.

Конъюнктура рынка потребительских товаров, в том числе бумажно-беловых товаров и школьно-письменных принадлежностей, находится в прямой зависимости от состояния платёжеспособного спроса населения. Вследствие девальвации рубля после августа 1998 года, когда цены на импортную продукцию увеличились более чем в 4 раза, платежеспособность населения резко сократилась. Наиболее дальновидные фирмы, в том числе и ТОО "Партнер +", перешли от чисто торгово-закупочных операций к сочетанию торговли с производством, выводя деятельность своей фирмы на качественно более высокий уровень.

Переход к производству осуществляется нескольким путями: участие в собственности предприятий целлюлозно-бумажной отрасли в целях приобретения значительной доли акций (в идеале контрольного пакета акций) какого-либо предприятия или нескольких предприятий;

Регистрация собственной торговой марки и создание (аренда) производства по переработке бумаги и картона в бумажные изделия (в основном бумага для копировально-множительной техники и иная бумага для офиса).

Результаты выполненного анализа предопределили область обоснования научно-практических рекомендаций в рамках нашего исследования. Особое внимание к затратам в деятельности фирмы объясняется тем, что прибыль как интегральный показатель сам по себе практически не поддается оптимизации. Осуществить это можно только косвенно, через показатели, формирующие прибыль, среди которых одно из основных мест занимают затраты.

Анализ работы ТОО "Партнер +" показывает, что наиболее целесообразным является использование нескольких собственных малотоннажных транспортных единиц, а в случае, например, сезонного, возрастания грузопотока - привлечение транспорта специализированных агентств.

В экономически развитых странах доставка грузов осуществляется на основе интеграции процессов снабжения, сбыта и транспортировки продукции, то есть, по существу, на логистических принципах. При этом используется принцип бескладовой технологии, обеспечивающей минимальное время задержки объекта хозяйственной связи. Транспорт должен обеспечивать это минимальное время при доставке объекта по принципу "точно в срок" с минимальными издержками.

Обеспечить такое функционирование большого числа предприятий особенно малого бизнеса любого экономически развитого региона могут региональные распределительные центры.

Основными принципами создания региональных распределительных центров являются следующие:

Исследование структуры и мощности входящих и выходящих материальных потоков в регион, в том числе в разрезе каждого предприятия;

Исследования затрат на проведение транспортно-складских операций по доставке основных видов грузов;

Разработка бизнес-плана на создание регионального распределительного центра с использованием логистических технологий, учитывающих интеграцию входящих и выходящих материальных потоков.

Идея о создании регионального распределительного центра бумажно-беловых товаров и школьно-письменных принадлежностей формулируется нами как постановочная, так как ее реализация потребует достаточно больших финансовых средств, которые в современных условиях практически невозможно найти без поддержки региональных органов исполнительной власти и зарубежных инвесторов. В то же время определенные материальные предпосылки для ее претворения в жизнь в Санкт-Петербурге имеются. Это обусловлено тем, что в городе уже несколько лет функционирует региональный коммерческий клуб "Слово", объединяющий производителей, оптовых посредников и представителей розничной торговли, работающих на рынке бумажно-беловых и школьно-письменных принадлежностей.

В пользу создания предлагаемого регионального распределительного центра говорит и тот факт, что подобные центры за рубежом формируются в первую очередь по продукции массового потребления, к которой, без сомнения, относятся бумажно-беловые товары и школьно-письменные принадлежности.

Помимо этого решения, необходим поиск новых путей и возможностей оптимизации движения товарно-материальных ценностей и связанных с ними затрат. Одну из таких реальных возможностей предоставляет для малых предприятий моделирование бизнес-процессов на принципах логистики. Для торгово-посреднических фирм бизнес-процесс представляет собой горизонтальную иерархию внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является продажа товарно-материальных ценностей.

Практическое воплощение наших предложений по оптимизации затрат в малом торговом бизнесе связывается с управлением рисками. Оценка рисков является важнейшим содержательным элементом стратегии маркетинговой логистики, как всякой стратегии, и на этапе ее разработки, и на этапе ее реализации.

Управление рисками рассматривается нами как циклический процесс, где каждое управленческое воздействие сопровождается обратной связью, посредством которой проводится оперативный мониторинг и предпринимаются корректирующие действия.

Элементы риска присутствуют в любой торгово-посреднической операции, однако, отношение к нему проявляется по-разному в зависимости от личностных характеристик предпринимателя, имея ввиду предпринимательскую линию поведения торгово-посреднической фирмы, проявляющуюся в действиях ее руководства. Тот или иной уровень риска, оцениваемый одной фирмой как приемлемый, другой может быть интерпретирован как неприемлемый и наоборот. Оценка риска субъективна, а это означает, что в содержании ее всегда находит отражение склонность предпринимателя к риску.

С позиции обеспечения устойчивости торгово-посреднической фирмы к риску в обосновании объема продаж целесообразно, на наш взгляд, использование методики анализа безубыточности.

Необходимо учитывать то, что проведение мероприятий по управлению риском удорожает торгово-посредническую деятельность, увеличивает издержки обращения, то есть, нарушает прежнюю картину безубыточности фирмы, увеличивая пороговое значение объема продаж. Этот факт следует принимать во внимание, если вопросы об изменении объема продаж или о сокращении логистического риска прорабатываются в комплексе.

В целом проведенное исследование подтверждает вывод о том, что малый торговый бизнес как наиболее мобильный и гибкий сектор экономики является той формой организации и той сферой развития коммерческой деятельности, в рамках которой возможна и целесообразна научно-практическая отработка современных методов логистики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Гарнов, Игорь Борисович, 1999 год

1. Алферьев В.П., Иванов А.Б. Проблемы перестройки материально-технического снабжения в условиях оптовой торговли: Обзорная информация /АгроНИИТНИТО. - М.,1989.-27 с.

2. Амигуд М. Большие возможности малых предприятий // Хозяйство и право.1990. -№3. С. 16- 19.

3. Аникина В.А., Дородников В.Н. Финансовая устойчивость коммерческой фирмы в условиях конкуренции // Проблемы коммерческой деятельности в условиях конкуренции: Сборник научных трудов / Под ред. В.Н. Дородникова. Новосибирск, 997. -С. 4-8.

4. Анимица Е. Г. Новая парадигма развития малого предпринимательства в России. -Екатеринбург: Изд-воУГЭУ, 1996. 113 с.

5. Афанасьева Н.В. , Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства: Учебное пособие/ Под общ. Ред. Г. Л. Багиева СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. -81 с.

6. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 81 с.

7. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1997. - 864 с.

8. Букан Дж., Кенигсберг Э. Научное управление запасами: Пер. с англ. -М.: Наука, 1967.-423 с.

9. Валдайцев С.В. Риски в экономике и методы их страхования. СПб, 1992.-53 с.

10. Васильчук Е. Новые менеджеры сражаются с контрреволюцией неплатежей // Финансовые известия. 1997. - № 80. - С.И.

11. Внешнеэкономические отношения: компромисс интересов или «вотчина» территорий // Внешняя торговля, №7-9 1997г., с.38

12. Гаврилов Ю. Логика бизнеса против стереотипов // Экономика и жизнь. 1993. -№36.-С. 17.

13. Гаджинский A.M. Основы логистики; Учебное пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. - 122 с.

14. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 501 с.

15. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. - 222 с.

16. Гордон М.П. Понятие, функции и развитие логистики в сфере товарообращения // Рынок и логистика. М.: Экономика, 1993. - С. 8 - 14.

17. Горошко О.Л. «Анализ прибыли предприятий и её регулирование» -М., 1991г.

18. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. СПб.: Центр компьютерных разработок, 1995. - 102 с.

19. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II. М.: ИНФРА-М, 1996.352 с.

20. Григорьев Ю.А. Практика внешнеэкономической деятельности. М.: »Полис»; 1993

21. ГТК России Импорт в сентябре //Экономика и жизнь- 1998 г №42-С.

22. Два взгляда на одно явление // Канцелярское Дело, №4 1997г., с.3-5

23. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. / Петров Ю.М., Кудрявцева И.В. Практика таможенного регулирования. М.: Автор, 1994. - С. 243 - 263.

24. Залманова М.Е. Логистика бизнес-систем. Саратов: Изд-во СГТУ, 1997. - 88 с.

25. Залманова М.Е. Сбытовая логистика: Учебное пособие. Саратов: Изд-во СГТУ, 1993. - 64 с.

26. Инютина И. В. Повышение надежности и качества снабжения. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1993. - 240 с.

27. Ичитовкин Б. Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991. - 121 с.

28. Калиновская Т.Н. Организация и управление снабжением и сбытом в капиталистических монополиях: опыт фирм США. М.: Экономика, 1970. - 182 с.

29. Козлов В.К., Уваров С.А. Логистика фирмы. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.264 с.

30. Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций: Утв. постановлением Правительства РФ от 30 октября 1997 г. № 1373 // Экономика и жизнь. 1997. - № 46. Приложение «Ваш партнер - Консультант». - С. 12-13.

31. Коровкин В. В., Кузнецова Г. В. Налоговая проверка предприятия. М.: "ПРИОР", 1996. - 256 с.

32. Костоглодов Д.Д. Макрологистические системы рыночной экономики. Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭА, 1996. - 85 с.

33. Котлер Ф. Маркетинг менеджмента СПб.: Питер Ком, 1998. - 896 с.

34. Коуз Р. Фирма, рынок и право. Пер. с англ. М. Дело ЛТД при участии изд-ва «Catallaxy», 1993.- 192 с.

35. Краюхин Г. А., Гурорье А. Д., Икрамов М. А., Кускова Т. А. Малые предприятия в условиях рынка. Ташкент: Узбекистан, 1991. - 192 с.

36. Кролли О.А. Материально-техническое снабжение: ресурсосберегающая деятельность. М.: Экономика, 1988. - 207 с.

37. Крутик А. Б., Горенбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнес коммуникации: Учебное пособие. - СПб: Издательский дом «Бизнес пресса», 1998 -295 с.

38. Кутепов К Н. Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации с зарубежными партнерами -//Внешняя торговля- 1998 г № 3- С.55.

39. Лагугкин В.М., Соколов Р. Г. Комплексное снабжение: проблемы, перспективы. М.: Экономика, 1989. - 160 с.

40. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. - 604 с.

41. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. -М.: ИНФРА-М, 1998. 224 с.

42. Лапуста М.Г., Старостин Ю Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. - 320 с

43. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика.: Учебное пособие. В 2 ч Ч. 1. - М.: Машиностроение, 1996. - 246 с.

44. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика.: Учебное пособие. В 2 ч 4.2. - М.: Машиностроение, 1996. - 96 с.

45. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 1997.327 с.

46. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП «ФОР-МИКА», 1992.-383 с.

47. Малый бизнес большого города// АиФ-Петербург. 1997. - № 10 (185). - С. 4.

48. Малый бизнес в сфере коммерческого посредничества: Монография / А.У. Альбеков, ОБ. Иванова, Д.Д. Костоглодов, В.Н. Стаханов. Ростов н/Д: Рост, ин-т нар. хоз-ва, 1994. - 114 с.

49. Маркова В. Д. Маркетинг услуг. -М.: Финансы и статистика, 1996. 128 с.

50. Международные инвестиции и международные закупки. Учебное пособие/ Под Ред. В. Е. Есипова- СПБ.: Изд-во СПбУЭФ, 1998-313 с.

51. Муравьев А.И., Игнатьев A.M., Крутик А.Б. Малый бизнес. Экономика, организация, бизнес: Учебное издание. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1999. - 608 с.

52. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1997. - 271 с.

53. Новая Россия. Информационно-статистический альманах М.:СП «Вся Россия»; 1994

54. Новиков О. А., Нос В. А., Рейфе М.Е., Уваров С. А. Логистика: Учебное пособие. -СПб.: СЗПИ, 1996. 112с.

55. Новиков О.А., Уваров С.А. Коммерческая логистика: Учебное пособие. СПб. Изд-во СПбУЭФ, 1995. - 119 с.

56. Новиков О.А., Щербаков В В. Оптовая торговля средствами производства: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1990. - 90 с.

57. Новиков Д.Т. Повышение эффективности АСУ материально-техническим снабжением. М.: Экономика, 1979. - 152 с.

58. О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ. Федеральный Закон РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ // Финансовая газета. 1995. - № 27.

59. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 25.11. 96 г. № 137-48 // "КОДЕКС info". 1996. -№51.

60. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный Закон РФ от 13.10.95 г. № 157-ФЗ // Экономика и жизнь. 1995. - № 43. - С. 16 - 19.

61. Орлов В. Внешняя торговля России в 1 квартале 1998 года // Экономика и жизнь 1998 г №24-С. 27

62. О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации: Приказ ГТК РФ от 5 января 1994 г. № 1 / Таможня. Вопросы ответы: Справоч-но-методическое пособие. - М.; ФКК, 1997. - 480 с.

63. Осенняя страда на офисной ниве // Канцелярское Дело, №3 1997г., с.З

64. Паницын Ю. Субъективные оценки при принятии рискованных коммерческих решений// Экономика и жизнь 1993,- №22 -с. 13

65. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - 171 с.

66. Плоткин Б.К. Основы логистики. Л. Изд-во ЛФЭИ. - 54 с.

67. Плоткин Б.К. Управление материальными ресурсами (очерк коммерческой логистики). Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991. - 128 с.

68. Попова И.Н., Шнур Л.В. Комментарии к Таможенному кодексу. Основная часть. СПб.: СПбГУ, 1996. - 229 с.

69. Пресс служба ГТК России, Внешняя торговля за 8 месяцев //Экономика и жизнь - 1998 г. - № 43- С. 28.

70. Промедление смерти подобно // Экономика и Жизнь, №36 1998г., с.2

71. Проценко О.Д. Логистика в современном мире рыночных структур // Рынок и логистика. М.: Экономика, 1993. - С. 85 - 90.

72. Пугачева А.А., Смирнов К.А. Статистика материально-технического снабжения и сбыта. М.: Финансы и статистика, 1985. - 351 с.

73. Пурлик В.М. Рынок инвестиционных товаров и логистика. М. Межд. университет бизнеса и управления, 1997. - 192 с.

74. Рахилькин А.В. Логистика фирмы. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1997. - 116 с.

75. Региональные особенности малого предпринимательства //Экономист-1998 г№ 11- С.69

76. Родников АН. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995.- 251 с.

77. Романов К.В. Анализ баланса малого предприятия //Малый бизнес России -1997 г № 2

78. Россия в цифрах: Краткий статистический справочник / Госкомстат России. -М.: Финансы и статистика, 1996. 400 с.

79. Рынок и логистика / Под ред. М.П. Гордона. М.: Экономика, 1993. - 143 с.

80. Сабуров Е. Экзотические способы расчетов должны быть дополнены государственной политикой регулирования цен // Финансовые известия. 1997. - № 81. - С. 5.

81. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ. М.: «Издательство БИНОМ», 1997. - 800 с.

82. Санкт-Петербург и Ленинградская область в 1996 году. Статистический ежегодник / Госкомстат России. Петербургкомстат. СПб., 1997. - 328 с.

83. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: Политехника, 1997.

84. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. В 2-х ч. - Ч. 1 - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. - 124 с.

85. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: Политехника, 1997.

86. Семененко А. И. Введение в теорию обоснования логистических решений (эффективность логистических систем и цепей). Учеб. Пособие / СПбУЭФ СПб., 1999. -247 с.

87. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике: М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997,- 772 с.

88. Сергеев В.И., Эльяшевич П. А. Формирование макрологистических систем. -СПб.: Знание, 1997. 166 с.

89. Смехов А.А. Основы транспортной логистики.: Учебное пособие. М. Транспорт, 1995.- 197 с.93. . Смирнов В. Процесс управления риском // Управление риском // Управление риском. 1997. - № 4. - С. 9-12.

90. Смирнов Н.Л. Проблемы приграничных территорий России в контексте Европейского опыта // Внешняя торговля- 1997 г. № 7- С. 59.

91. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 1600 с.

92. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Е В. Автухова; Под ред. В.Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991. - 256 с.

93. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе-декабре 1997 года / Госкомстат России. Петербургкомстат. СПб., 1998. -179 с.

94. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / И.К. Беляевский, Г.Д. Кулагина, А.В. Короткое и др.; Под ред. И.К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995. -432 с.

95. Строев Е.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия. СПб. Наука, 1998. - 580 с.

96. Сусанян К.Г. Самые выгодные сделки: лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами. М.: ЭРБАР, 1992. - 161 с.

97. Таможенный кодекс РФ // Сборник кодексов Российской Федерации. М.: Терминал, 1997. - С. 577-647.

98. Теория прогнозирования и принятия решений: Учебное пособие /Под ред. С.А. Саркисяна. М.: Высшая школа, 1977. - 351 с.

99. Томас, Винод, Нэш «Внешнеторговая политика: анализ зарубежного опыта» - М., 1996г.

100. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/ под общ. Ред. Л. А. Бра-гина и Т. П. Данько М.: ИНФРА - М., 1998- 256 с.

101. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. СПб.: «ИН-ВЕСТ-НП», 1996. - 232 с.

102. Френкель А.А. Экономика России в 1992 1997 гг.: тенденции, анализ, прогноз. - М.: Финстатинформ, 1997. - 208 с.

103. Хазанович Э.С., Шестаков В.Н. Управление материальными ресурсами. М.: Экономика, 1987. - 158 с.

104. Швальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. - 317 с.

105. Шевалье Ж., Вань Т. Логистика. Новые принципы менеджмента и конкурентоспособности: Пер. с франц М.: Консалтбанкир, 1997. - 112 с.

106. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 1996. - № 5. - С. 65 - 71. - № 6. - С. 76 - 82.

107. Щербаков В.В. Хозяйственные связи в процессе материально-технического обеспечения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1991. - 116 с.

108. Щербаков В.В., Уваров С.А. Современные системы хозяйственных связей и логистика. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. - 84 с.

109. Щербаков В.В., Уваров С.А. Обоснование логистических альянсов в коммерции // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1996. - № 4. -С. 105-112 .

110. Щербаков В.В., Шевченко С.Ю. Коммерческие инновации и логистика // Логистические стратегии товародвижения: Межвузовский науч. сборник. Саратов: СГТУ, 1997. - С. 132 - 137.

111. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и науч. ред. А.В. Горячев М.: Экономика, 1990. - 352 с.

112. Эддоус М., Стэнфилд Р. Методы принятия решений: Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 590 с.

113. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя / Под ред. доц. А С. Булатова. М.: Издательство БЕК, 1995. - 704 с.

114. Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С. Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др., Под. ред. С.Д. Ильенковой. М. Финансы и статистика, 1996. - 240 с.

115. Экономика предприятия: Учебник /В Я. Горфинкель, Е.М. Куприянов, В.М. Прасолова и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367 с.

116. Экономика Санкт-Петербурга и Ленинградской области в I полугодии 1998 года. Сообщение Петербургкомстата // Санкт-Петербургские ведомости. 1998. - 30 июля.

117. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. СПб.: Специальная литература, 1995. - 414 с.

118. Янг С. Системное управление организацией: Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1972. - 456 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

1

Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Современные специалисты в области логистики отмечают значительную роль запасов в современной организации товародвижения и относят управление запасами к факторам, позволяющим повысить эффективность товаропроводящих процессов, а, следовательно, и качество логистического обслуживания участников коммерческих взаимоотношений. Запасы существенно влияют как на технологию сбыта предприятий-производителей, так и на снабжение промышленных потребителей и предприятий торговли. В настоящее время для многих транспортных узлов Республики Казахстан характерна несогласованность во взаимодействии смежных видов транспорта, задействованных в процессе мультимодальных перевозок, отмечают участники рабочей группы. В связи с этим важной частью работы становится проведение углубленного по времени маркетинга (за 10–15 суток вперед и далее) по зарождению грузопотоков. Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.

малое предприятие

логистическая система

логистическая служба

микрологистическая среда

маркетинг

координационно-логистический центр.

1. Аникин Б. А. Логистика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 с.

2. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1996. – 124 с.

3. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе. – М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Смехов А. А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993. – 112 с.

5. Чеботаев А. А. Логистика и маркетинг (Маркетингологистика): Учебное пособие. – М.: Экономика, 2005.

Введение

Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Управление материальными и информационными потоками на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется производственной логистикой .

Цель исследования

Производственный процесс состоит из большого количества элементарных и комплексных логистических активностей, объединенных заданной целевой функцией. Эта целевая функция обычно сформулирована на основе маркетинговой стратегии и лежит вне непосредственно производственного цикла . Поэтому изолированное рассмотрение логистики в производстве готовой продукции (ГП) возможно только в том случае, если заданы цели и ограничения внешней макро- и микрологистической среды. Эти цели ограничения являются основой оперативного объемно-календарного планирования выпуска определенного ассортимента продукции.

Материал и методы исследования

Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микрологистической системы в рамках заданной (прогнозируемые и планируемыми спросом и заказами) производственной программы.

Современные специалисты в области логистики отмечают значительную роль запасов в современной организации товародвижения и относят управление запасами к факторам, позволяющим повысить эффективность товаропроводящих процессов, а, следовательно, и качество логистического обслуживания участников коммерческих взаимоотношений. Запасы существенно влияют как на технологию сбыта предприятий-производителей, так и на снабжение промышленных потребителей и предприятий торговли. В настоящее время стоимость создания и поддержания запасов, которая включает в себя альтернативные издержки, расходы на поддержание складских мощностей и др., составляет существенную долю (21 %) в структуре финансовых затрат на производственные и товаропроводящие процессы. В связи с этим все большее количество предприятий стремится снизить уровень запасов на собственных складах, при этом все же учитывая их необходимость. В силу ряда факторов, представленных на рисунке 1, оказывающих объективное влияние на эффективность товародвижения, возникает необходимость в выполнении запасами некоторых логистических функций, таких как географическая специализация, консолидация ресурсов, уравновешивание спроса и предложения и защита от неопределенности. Одновременно с этим чрезмерный размер запасов на звеньях транспортно-логистической цепи создает дополнительные затраты на их содержание: замедляется оборачиваемость оборотных средств и требуются дополнительные складские мощности. В связи с тем, что запасы оказывают и отрицательное и положительное воздействие на эффективность товаропроводящих процессов, доминирующая концепция логистики запасов заключается в оптимизации их размера.

Рисунок 1. Запасы как фактор повышения эффективности товародвижения

Процесс управления запасами предполагает последовательное выполнение традиционных функций управления - планирования, организации и контроля - адаптированных к специфике товаропроводящих процессов. Базовым объектом управления в транспортно-логистической цепи является материальный поток (или поток запасов), а информационный и финансовый потоки носят преимущественно обслуживающий характер. На этапах планирования и контроля существуют исключительно информационные потоки, которые определяют степень качества и согласованности действий элементов транспортно-логистической цепи на этапе организации. Такие информационные потоки носят преимущественно внутренний характер - они обеспечивают взаимосвязь функций управления и координируют работу одного звена транспортно-логистической цепи. Взаимосвязь предприятий, образующих цепь, реализуется на этапе организации посредством всех трех потоков, выходящих за контур одного предприятия. В региональных транспортно-распределительных центрах, организующих сбыт для производителей товара и снабжение промышленных потребителей, наиболее эффективно использовать именно такую схему управления запасами.

Рисунок 2. Функциональная схема процесса управления запасами

Она позволяет учитывать и оперативно изменять характеристики входных и выходных потоков разной природы в краткосрочном периоде, что необходимо для повышения качества логистического обслуживания.

В рамках программы развития транспортного комплекса Республики Казахстан необходимо сконцентрировать внимание на стратегических активах отрасли, к которым относятся прежде всего объемы перевозочной работы, развитая техническая и коммуникационная инфраструктура, созданные информационно-управляющие системы, терминальные мощности. Для обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ транспортного комплекса РК необходимо широкое внедрение логистических технологий. По оценке специалистов, реализация системы интеграции транспортно-логистических технологий при помощи экономических и нормативно-правовых механизмов может быть осуществлена только на основе создания координационно-логистических центров транспортных узлов (КЛЦ ТУ).

Под координационно-логистическим центром транспортного узла (КЛЦ ТУ) понимают производственное объединение с иерархической структурой, имеющее в своем составе функционально-управляющую (аналитический центр стратегического управления и логистической координации) и обеспечивающие (звенья логистической цепи (грузоотправители, грузополучатели, экспедиторы, терминалы и т.д.) подсистемы, которые, обладая относительной независимостью, используют преимущества синергетического эффекта совместного взаимодействия .

В настоящее время для многих транспортных узлов РК характерна несогласованность во взаимодействии смежных видов транспорта, задействованных в процессе мультимодальных перевозок, отмечают участники рабочей группы. Особенно четко это можно проследить на негативном примере взаимодействия железных дорог, автомобильного и морского транспорта: на подходах к портам нередко в большом количестве скапливаются «брошенные» поезда, в то же время на рейдах простаивают морские суда, а на территориях портов - автомобили в ожидании грузов. При этом грузы находятся на подходах к транспортным узлам, но в самих узлах выгружать их негде, так как железнодорожные станции примыкания и порты «забиты» грузами, не востребованными на данный момент рыночной конъюнктурой. Все это приводит к огромным финансово-экономическим потерям и «отпугивает» грузопотоки.

Трудности создания подобных систем на транспорте в настоящее время определяются рядом причин. Во-первых, это кадровый состав разработчиков, который зачастую состоит только из специалистов одного профиля (например, в области информатики), что противоречит сути логистики как универсального, многоотраслевого и многопроцессорного, практического инструментария. Во-вторых, существует недостаточно эффективное использование принципов логистики, а именно системного подхода к теории компромиссов, из-за чего не полностью соблюдаются принципы пропорционального развития всех звеньев цепи доставки грузов с участием смежных видов транспорта.

В связи с этим важной частью работы становится проведение углубленного по времени маркетинга (за 10-15 суток вперед и далее) по зарождению грузопотоков. Он становится возможным исключительно на основе использования единого информационного ресурса транспортной системы, концентрирующего в себе всю информацию о грузах с момента их планирования и последующего образования. При этом одной из проблем при создании КЛЦ ТУ является то, что на данный момент интересы региональных коммерческих и государственных структур, занимающихся логистическими проблемами, часто преобладают над интересами экономики страны и транспортной системы РК в целом. Соблюдение баланса интересов государства, частного бизнеса и различных видов транспорта может быть достигнуто только на основе соблюдения принципов логистики: системного подхода и теории компромиссов.

Результаты исследования и их обсуждение

Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах .

Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план.

Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции потребителям.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно, деятельность службы логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

1. Объективная необходимость создания и поддержания запасов обусловлена рядом факторов, влияющих на эффективность товародвижения: региональное разделение труда, партионность отправки, колебания интенсивности спроса и предложения и неопределенность времени доставки.

2. В результате исследования установлено, что на процесс управления запасами в транспортно-логистической цепи влияют следующие основные характеристики: размер заказа, пополняющего запас, и момент времени его осуществления (интервал времени между заказами).

3. Информация о состояниях запасов в транспортно-логистической цепи интегрируется в региональном транспортно-распределительном центре. Распределение состояний запасов в региональном транспортно-распределительном центре, характеризующих всю транспортно-логистическую цепь, подчиняется нормальному закону распределения. Вероятность возникновения дефицита и его средняя величина в системе рассчитывается с учетом факторов, определяющих эффективность товародвижения.

4. Региональный транспортно-распределительный центр влияет на функционирование систем управления запасами по всей транспортно-логистической цепи. Обоснованное использование услуг регионального транспортно-распределительного центра позволяет повысить качество логистического обслуживания производителей и потребителей товара при одновременном снижении затрат на его оказание. Консолидация страхового запаса в региональном транспортно-распределительном центре позволяет снизить совокупные издержки на его поддержание по транспортно-логистической цепи в целом.

5. Интеграция производителей и потребителей и предприятий системы товародвижения осуществляется путем оценки совокупных расходов и доходов на протяжении всей стоимостной цепи.

6. Включение в транспортно-логистическую цепь регионального транспортно-распределительного центра позволяет снизить совокупные логистические издержки на управление запасами на 20-30 % по сравнению с транспортно-логистической цепью без него.

7. Для повышения экономической эффективности организации транспортировки и управления запасами предпочтительнее использовать услуги регионального транспортно-распределительного центра. Специализация регионального транспортно-распределительного центра позволяет получить экономию за счет масштабов деятельности, в результате чего не только снижаются затраты, но и повышается качество сервиса.

Рецензенты:

Малыбаев Сакен Кадыркенович, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.

Куанышбаев Жакен Мынгырбаевич, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Есимсеитова К. А., Есимсеитов М. С., Жакенов Б. К., Маратов Р-м М., Маратов Р-н М. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8321 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Зачастую логистика предприятий малого бизнеса осталась в конце 20 века: это и кладовщики, работающие с первичной документацией, по памяти зная, где у них, что лежит, и складская техника, ограниченная рохлями. Склады используются по принципу минимальной аренды, то есть категорией С - с советских времен. В транспортной логистике используется максимально дешевые транспортные средства, и идет бесконечная борьба между руководством и сотрудниками транспортного отдела.

С одной стороны — это контроль за хищениями и серая зарплата, в ответ продолжаются хищения на новых витках «прогресса».

На мой взгляд, руководители и собственники малого бизнеса нуждаются в логистическом консалтинге, но на сегодня этот продукт дорог для них и решение требует серьезных инвестиций. Целью данной статьи является рассмотрение вариантов оптимизации логистики на предприятиях малого бизнеса с минимальными инвестициями, путем доступного консалтинга.

Одно из определений логистики, говорит о том, что это взгляд на бизнес процессы через призму сокращения издержек. Это правильно, хотя во многих областях малого бизнеса логистика рассматривается исключительно как расходная статья. И возникает много вопросов, когда с ростом расходов на логистические статьи добавляется большое количество проблем. Очевидно, что количество предприятий малого бизнеса многократно превышает количество крупных предприятий и проектов. На конец 2014 года было зарегистрировано 5,56 млн малых предприятий, из них 40% осуществляют свою деятельность в сфере торговли. На предприятиях малого бизнеса занято 12 млн сотрудников.

В качестве примера рассмотрим существующую компанию, специализирующуюся на отделочных материалах, товарах для дома и дачи. Ценовой сегмент — низкий. Два канала сбыта — это мелкие оптовики, имеющие свои магазины в районных центрах и собственные розничные магазины. Оборот предприятия составляет около 150 млн руб. в год. Сезонный пик — май. К 2012 году логистика компании строилась следующим образом. Склады были в собственности и насчитывали 12 различных секций, разделенных по группам товара. Физически здания также были разными, на территории одной базы. Общая площадь складов составляла 7000 кв.м. категории С и С-. Ассортимент — 16 000 артикулов. На каждой секции склада работала своя бригада. Низкая текучка и зависимость от персонала приводила к естественной коррупции. Остатки фактически отличались от учета, и увеличивались вычерки. Возникла ситуация, когда логистика стала ограничивающей и лимитирующей стадией бизнеса. Увеличивать объемы обработки не позволяли склады. Клиенты были недовольны снижением уровня сервиса. Своевременность поставок и количество вычерков были предметом обсуждений на совещаниях, где критиковали очередного логиста. Несмотря на давление со стороны бизнеса, ситуация в логистике только ухудшалась. Важно добавить, что собственники компании созрели к переменам, но при этом им было важно исключить серьезные инвестиции.

Анализ ситуации проводился на основе вводных данных. Очевидно, что реформы должны быть приняты коллективом, как минимум частью. Менять команду на 100% на всех уровнях — это большие риски при условии непрерывного процесса. Также очевидно, что часть коллектива необходимо менять ввиду участия в хищениях тмц. Таким образом, процесс реформ должен быть ступенчатым. Для получения поддержки собственников реформы должны нести улучшения на первых этапах. То есть шаги, которые пусть и не несут серьезных изменений, должны убедить собственников и команду менеджмента в правильности выбранного курса.

Итак, сложился следующий план действий:

  1. Привести к единому стандарту расчет всех имеющихся ресурсов, а также производительности всех секций склада.
  2. Избежать зависимости от кладовщиков, которые всю информацию о товаре держат в памяти. Это достигается внедрением простого системы статического адресного хранения. Его легко реализовать в любой версии 1с или даже Excel. Каждому артикулу присваивается ячейка. При размещении и сборке товара в накладных кладовщика можно указывать адрес артикула.
  3. Процесс сборки предлагается разбить на 2 стадии, для его ускорения. Сначала во всех секциях собираем большой матричный заказ, который аккумулируется в одном месте, затем идет разбивка на мелкие заказы. Принцип волнореза. Значительно ускоряется время погрузки машины и количество мест до одного паллетоместа.

В части транспортной логистики напрашивались очевидные решения для сокращения затрат без потери качества. Это:

  1. Отказ от экспедиторов и передача их функций водителям
  2. Введение контроля за работой транспорта с помощью GPS навигации и датчиков уровня топлива в баках.

Реализация

При переходе от слов к делу всегда хочется как можно быстрее реализовать предложенное и в то же время велика цена ошибки.

Первый шаг. Удивительно, но банальный анализ ресурсов в части наличия площадей, складской техники и складского оборудования зачастую не проводится. Вопроса о том, что на 2 соседних секциях склада со сходной нагрузкой количество персонала может отличаться в 2 раза не возникает. Когда же применяется корректный и взаимно принятый способ отслеживать производительность, то этот показатель начинает улучшаться просто по мере его измерения. В данном кейсе была использована формула производительности на основе строк с поправочными коэффициентами по весу, объему, количеству документов. В нашем примере предложено было сократить количество секций склада с 14 до 7 укрупнив часть из них. Сократить 20% линейного персонала, используя в пиковые месяцы аутсорсинг. Полученный эффект не изменил показатели операционной деятельности, но объективно снизил ФОТ.

Вторым и важным шагом стало внедрение статического адресного хранения. Этому предшествовал ABC и XYZ анализ позиций в каждой из секций. Изначально там товар хранился по группам. Теперь же с помощью ревизоров, каждая ячейка получила адрес, и приписанный ей артикул. Важность этого шага обусловлена главным образом тем, что исчезла зависимость от «авторитетных» кладовщиков, годами запоминавших свои 2-3 тыс. артикулов по местам хранения и кроме них никто не мог разобраться в секции. Это вызывает улыбку, но сейчас на многих складах мелкого бизнеса такая картина в порядке вещей. Итог такой - серьезно ускорились операции размещения и сборки (20% и 30% соответственно). Снизились вычерки при сборке (по вине склада) с 8,5% до 0,4%.

Третий шаг выявил простую ошибку в алгоритме, когда задания на отгрузку с бесплатной доставкой прибывали на склад вместе с водителем—экспедитором, и тот начинал перемещаться по секциям собирая груз. Явный выигрыш во времени лежал при условии передачи заказа на сборку складу на этапе создания заказа.

Четвертый шаг серьезно меняющий принцип работы складов был в использовании консолидированного подхода. Многочисленные заказы (до 100) объединялись в один и каждая секция с большой скоростью его подбирала и перемещала на общую консолидированную площадку, на которой стояло несколько станций, оборудованных компьютером, видеокамерой и проводным сканером. На этих станциях и проходила сборка конечных заказов со 100% контролем. Результат этой операции поразил всех участников. Высвободилось до 25% линейного персонала, уменьшилось в 20 раз количество актов от получателей товара. (Этому во многом способствовали видеозаписи, подтверждающие качество сборки). Возможности склада по сборке и отгрузке товара выросли в 2 раза! Отдел продаж снял шляпу осознав какое конкурентное преимущество получила компания благодаря простым реформам без инвестиций. Приобретение дополнительных единиц ИТ оборудования с лихвой окупилось экономией на ФОТ.

Пятым шагом , который позволит выделить стахановцев будет введение сдельной оплаты труда.

После организации контроля маршрутов и использования ГСМ начались бои с «авторитетными» водителями. Результат, тот же, что и на складе — те, кто воровал — уходят, с разной силой хлопая дверью. В обновленном коллективе увеличивается доход за счет новой и честной мотивации, основанной на учете перевезенных грузовых мест, пройденных километров и точек. Это позволяет сократить штат экспедиторов, которые на мой взгляд изжили себя практически в любом бизнесе.

Важным момент является правильное маршрутизирование, что оптимизируется внедрением одной из программ. В данном случае, была написана самостоятельная программа по автоматическому составлению маршрутов.

При большом автопарке становится целесообразным использование собственной азс. Покупка оптом дизтоплива дает скидку в 15% и позволяет усилить контроль над его потреблением. Это имеет смысл при работе всего автопарка в радиусе 500 км.

Результатом данных преобразований стало серьезное улучшение показателей компании: она за год увеличила долю на рынке на 45% , сократила логистические издержки на 12%, получила резервы по увеличению оборотов, так как возможности складской логистики использовались на 75% . При этом не было использовано ни одно серьезное современное решение. Не было внедрено WMS, не закуплено сложное и дорогое складское оборудование. Но эффект очевиден. Возможно, описание данного кейса вызовет улыбку профессионалов, решающих более глобальные вопросы. Вероятно, при оперировании в разы большими квадратами, кубами, миллионами рублей мероприятия данного примера не приемлемы. Но возвращаясь к началу статьи хочу напомнить, что в условиях нашего кейса находится серьезная часть реального сектора экономики. При чем, чем дальше от Москвы, тем более актуальной выглядит нарисованная автором картина.

В период существующих экономических угроз, еще более актуальным становится использование логистики, как средство сокращения издержек.

Целью данной статьи я вижу повторить о важности простых логистических решений для предприятий малого бизнеса, так как констатирует крайне слабое состояние логистики в них. Без серьезных инвестиций можно значительно улучшить эффективность процессов. Так же, проблемой остается продвижение данных решений до конкретных исполнителей и их руководителей.

Александр Шамаев


Подобные документы

    Анализ логистической системы ОАО "Шебекино-Мел". Система снабжения предприятия и обоснование потребности в материальных ресурсах. Разработка элементов стратегии управления запасами. Оценка складской логистики и определение потребной площади склада.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2015

    Элементы и признаки логистики товародвижения. Факторы, обеспечивающие ее актуальность. Группы складских объектов. Способы управления запасами. Перспективы организации товародвижения на логистической основе. Система оптовых посредников на рынках товаров.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2015

    Роль перевозок в коммерческой деятельности. Виды транспортных средств в коммерческой деятельности, особенности их эксплуатации. Показатели использования транспортных средств, методика их расчёта. Организация перевозки товаров в магазины ООО "Полимер".

    дипломная работа , добавлен 02.10.2013

    Характеристика стандартных единиц отгрузки. Основные параметры международных перевозок железнодорожным транспортом. География деятельности холдинга STS Logistics, оказываемые услуги. Особенности доставки грузов STS Logistics в/из Китай и Европу.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2011

    Сущность транспортной логистики. Основные положения логистического подхода в технологии пассажирских перевозок. Механизм оценки отдела маркетинга на предприятии ОАО "Могилевская фабрика мороженого". Анализ пассажирских перевозок Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2012

    Принципы, функции и задачи маркетинга на железнодорожном предприятии. Основные показатели производственно-финансовой деятельности железнодорожного предприятия, процесс управления маркетингом и порядок организации отдела маркетинга на данном предприятии.

    дипломная работа , добавлен 13.12.2009

    Роль грузоперевозок в коммерческой деятельности. Определение предстоящих объемов, структуры и направлений. Перевозки экспортных грузов железнодорожным транспортом. Автоматизированная система комплексного планирования работы локомотивов грузового движения.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2009

    Понятие и аспекты таможенной логистики. Евразийский таможенный союз. Тарифные и нетарифные меры регулирования. Расчет платежей. Исчисление налога на добавленную стоимость. Логистический подход к совершенствованию деятельности таможенных органов.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2015

    Сущность международных автоперевозок и источники их правового регулирования. Анализ роли международного союза автомобильного транспорта в системе перевозок. Характеристика внешнеэкономической деятельности и ключевых проблем компании ООО "Моби Групп".

    дипломная работа , добавлен 13.11.2010

    Транспорт как элемент логистической системы. Анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз ООО "Крупяной двор". Разработка рациональной схемы доставки продукции к потребителям. Составление плана срочности. Определение рационального маршрута.