Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Создание, разработка и составление анимационных программ [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Рассмотрим основные элементы сценографии и процесса подготовки анимационных программ.

Создание анимационных программ предполагает использование для создания аутентичной атмосферы согласно тематике мероприятия и разработки отдельных элементов.

В целом, создание анимационных программ включает разработку плана, сюжета и создание ключевых элементов мероприятия.

Основные элементы сценографии при создании анимационных программ можно разделить на три большие группы:

  1. Аутентичность анимационных программ.
  2. Тематика и сюжет анимационных программ.
  3. Самостоятельные сценографические элементы внутри анимационных программ.

Рассмотрим их подробнее.

Аутентичность сценографии является наиболее приоритетным фактором при разработке и составлении анимационных программ.

Аутентичность в переводе с греческого языка означает подлинность. Аутентичность означает отказ от различных социальных ролей, позволяя проявляться только подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению. В отношении анимационных программы аутентичность означает временный отказ от действительных элементов восприятия. Т.е. аутентичность должна подчинять себе восприятие зрителей и участников, которые в период проведения анимационной программы воспринимают ее как подлинное окружение, выполняя действия, согласно своим ролям в рамках сценария анимационной программы.

Поэтому создание анимационной программы должно обеспечить аутентичную атмосферу мероприятия для органичного проведения. В это понятие входит создание декораций и костюмов, максимально приближенных к реальным в соответствии с тематикой программы. Например, для программы на пиратскую тематику, помимо пиратских костюмов, необходимы колоритные персонажи по данной тематике: одноглазый пират с попугаем на плече, одноногий пират с трубкой и т.п. Кроме этого, декорации обязательно должны создавать ощущение пиратского времени: пиратский корабль, прибрежный песок, сундук с сокровищами и т.п.

Таким образом, аутентичная постановка анимационных программ в гуманистически ориентированных направлениях культурно-досугового сервиса предполагает цельное переживание зрителями и участниками, непосредственного опыта, не искаженного посторонним восприятием холла гостиницы или ресторанного зала. Мысли и действия при таком поведении согласованы с эмоциями. Это подразумевает определенную свободу действий в принятии отдельных решений и совершении действий в рамках программы, однако следует придерживаться общего сценария, задуманного при создании анимационной программы. В идеале нужно соблюсти баланс с запланированным сценарием и свободой действий отдельных участников.

Аутентичность анимационных программ характеризует некую идеальную ситуацию, в противоположность реальной действительности. В результате подобного перехода у зрителей и участников анимационной программы повышается настроение и появляется желание проявить активное участие в программе. Чем выше уровень аутентичности при создании анимационной программы, тем выше вовлеченность участников. Таким образом, аутентичность является обязательной составляющей создания эффективной анимационной программы.

Тематика и сюжет анимационной программы означает подчиненность определенной теме, выбранной для проведения мероприятия.

На начальном этапе создания и разработки анимационной программы ее организаторы определяют контингент, время, место, тему, условия и средства проведения анимационной программы. Для этого необходимо ответить на определенные вопросы, которые важны для составления анимационных программ.

Основные вопросы при создании анимационных программ

Контингент анимационной программы

Время и место проведения анимационной программы

Разработка тематики анимационной программы

сколько человек будет на программе;

на какое время планируется проведение программы;

какова основная тема анимационной программы, посвящена ли она определенной тематике или временной эпохе;

будет ли количество женщин и мужчин одинаковым;

совпадает ли дата и время проведения с каким-нибудь праздником;

запланирована ли концертная программа, будут ли проводиться игры, конкурсы и т.п.;

существуют ли какие-то ограничения, которые необходимо принять во внимание;

как будут одеты участники и зрители;

есть ли какая-нибудь идея, которую можно включить в анимационную программу для создания особенного настроения, неожиданного сюрприза перед непосредственным началом мероприятия;

предварительные условия подготовки программы.

где будет проводиться анимационная программа – в ресторане, уютном кафе, на берегу моря, озера или реки, около бассейна и т.п.

какой именно вид анимационной программы задуман – игровой, концертный, шуточный, праздничный и т.п.

После чего следует определиться с типом сценографии, который будет использоваться: подробный, лаконичный или минимальный. Следует отметить, что на практике большая часть анимационных программ проводится с использованием лаконичного типа сценографии. В то же время подробная сценография свидетельствует о более высоком качественном уровне организации анимационного мероприятия, что присуще серьезным компаниям. Минимальная сценография удел небольших кафе и сетей быстрого питания, где проводят дни рождения.

При разработке сюжета анимационной программы необходимо продумать название программы. Его следует учесть и использовать в рамках сценографии. Названия должны быть оригинальными, запоминающимися, не избитыми.

Не менее важно учесть условия и средства создания анимационной программы:

  • подготовлены ли декорации и костюмы аниматоров или их необходимо сделать, заказать или купить заранее,
  • имеются ли в наличии необходимое пространство,
  • достаточное количество столов и стульев,
  • размер пространства для проведения программы,
  • музыкальная, световая и видео аппаратура.

Также в рамках подготовки следует оценить необходимые дополнительные и сопутствующие затраты. При разработке анимационной программы необходимо учитывать, предполагается ли приобретение прохладительных напитков, фруктов, кондитерских изделий, призов, памятных подарков, сюрпризов, украшений для оформления помещения или площадки, раздача приглашений, организация специальных развлечений. Причем все это должно быть в рамках сюжета анимационной программы и не выходить за пределы тематики. В противном случае будет нарушаться аутентичность программы.

Создание анимационной программы предполагает, что в распоряжении аниматоров каждой компании, занимающейся анимационным сервисом, имеется определенный набор анимационных программ и сценариев различных мероприятий, которые можно считать традиционными. При этом при разработке анимационной программы важно вносить разнообразие и оригинальность в каждое представление, сохраняя основную концепцию. Очевидно, что зрителям и участникам будет приятно увидеть новые элементы в анимационной программе, а не смотреть бесконечные повторы. Грубо говоря, повторить одну и ту же программу для одного зрителя можно два раза, на третий раз – она будет ему неинтересна. Таким образом, каждый год необходимо создание новых анимационных программ и разработка концепций мероприятий.

Составление анимационных программ должно учитывать возможность использования самостоятельных сценографических элементов, соответствующих сюжету и тематике мероприятия.

Самостоятельные сценографические элементы, используемые при создании и разработке анимационных программ, представляют собой отдельные мероприятия, конкурсы, развлекательные номера, аттракционы и т.п., которые могут проводиться как без прерывания основного действия, так и в виде отдельных анимационных представлений.

Сценографические элементы должны органично вписываться в общую тематику и сюжет анимационной программы, не нарушая аутентичности мероприятия.

При создании анимационных программ в качестве таких элементов могут использоваться конкурсы, интеллектуальные викторины, театрализованные постановки. Причем конкурсные и интеллектуальные анимационные программы в большей степени подходят для использования в рамках основной программы мероприятия, а театрализованные вечера в качестве отдельной постановки. Сценографическая подготовка в рамках разработки анимационной программы для всех трех категорий различна. В таблице приведены особенности сценографии таких мероприятий на конкретных примерах при создании и разработке анимационных программ.

Элементы создания анимационных программ

Конкурсы

Интеллектуальные викторины

Театрализованные постановки

Пародии – составляется особая программа в формате концерта с использованием фонограмм популярных песен, костюмов и прочих атрибутов, уместных при составлении анимационной программы

Песенные варианты. Используются аналоги телепередач. Например, конкурс "Нам песня строить и жить помогает".

Вечер поэзии. Поэтические способности участники могут продемонстрировать любым способом: продекламировать стихи известных поэтов (Пушкина, Лермонтова, Тютчева) или собственного сочинения.

Вечер может быть тематическим, т.е. посвящен имени какого-либо поэта или тематике любви, например.

Дополнительно, можно наложить грим, одеть фрак. Аниматоры могут выступить в роли известных поэтов.

Конкурсы красоты –проводятся среди женской и мужской половины участников. Анимационные программы варьируются от места и времени проведения, а также в зависимости от участников мероприятия.

Соревнования на знания городов, стран, математики, физики, химии и т.п.

Вечер прозы. Аналогично предыдущему варианту.

Модный показ – можно задать заранее стилистику одежды для участников и выбрать самый красивый костюм, или, например, организовать конкурс на произвольный мотив.

Викторины по принципу вопрос-ответ.

Киномания – программа посвящается какому-либо фильму или жанру фильмов.

Конкурс художников – можно рисовать акварелью, мелками, карандашами, губной помадой, тушью. Темы рисунков произвольные или задаются аниматорами.

"Что? Где? Когда?", "Своя игра", "Умники и умницы", "Кто хочет стать миллионером" и другие подобные.

Брызги красок или все цвета радуги – суть конкурса в том, чтобы бросаться шариками с краской друг в друга, победитель выбирается по принципу наименее залитого краской. Нужно предусмотреть соответствующую одежду или приготовить ее, должна быть возможность смыть краску после окончания анимационной программы.

Сеансы игры в шахматы, шашки, лото и т.п.

Танцевальный вечер. Хорошо подходит тематическим мероприятиям, например, на Новый год, 8 марта, 23 февраля. Также можно добавить конкурсы, игры, аттракционы и т.п.

Конкурс художественной самодеятельности – один из наиболее популярных в санаториях, отелях и т.п. Участники заранее готовят номера выступлений, песни, танцы, стихи, сценки, шутки и т.п. Суть в том, чтобы продемонстрировать таланты и способности.

Интеллектуальные эстафеты организуются для командных мероприятий.

Смешанная программа – игровые, песенные, танцевальные, театральные элементы. Наиболее распространенный формат.

Конкурс художественной импровизации. То же самое, что и предыдущий, но без предварительной подготовки.

Конкурс загадок.

Игровой вечер – программа объединяется идеей какой-либо игры.

Крокодил. Всем известная игра-угадайка.

Адаптированные версии школьных олимпиад, брейн-ринг, шарады.

Юмористическая программа, шутки, комедийные сценки и т.п.

Спортивные конкурсы.

Прочие интеллектуальные игры, способствующие расширению кругозора.

Прочие постановочные анимационные программы с эффектом театрализованного представления.

Сценография при разработке анимационных программ с использованием этих и других подобных мероприятий позволяет повысить интерактивность и вовлеченность участников и зрителей.

Разработка анимационных программ

Для проведения интересных, целостных, зрелищных и сообразующихся с современными запросами анимационных программ, необходимо овладеть теорией и практикой их разработки. Существуют определенные факторы и закономерности разработки анимационных программ, которые можно представить в виде алгоритма сценографии и проектирования анимационных программ.

Создание анимационной программы предполагает необходимость изначально определить ее цели, задачи, содержание, замысел реализации.

Разработка анимационной программы – это заранее продуманная модель последовательных действий, которая предусматривает порядок и сроки выполнения намеченных мероприятий по организации, созданию и реализации той или иной программы.

Понятие массовости по отношению к анимационной программе содержит в себе не столько количественную характеристику, сколько указывает на общедоступность, произвольность и нерегламентированность программы, что и обуславливает процесс создания и проведения анимационной программы.

Разработка анимационной программы в этой связи зависит от 3 факторов.

  1. Социальная значимость и масштабы проводимого мероприятия. Оно может быть приурочено к общенародному государственному или религиозному праздника или проводиться как юбилей, посвященный какому-либо историческому событию, как тематическая вечеринка и т.д.
  2. Конкретное место проведения: ресторан, кафе, летнее заведение общественного питания на открытом воздухе, летний парк и т.д. В рамках создания анимационной программы место проведения должно быть учтено и использованы его особенности.
  3. Содержание анимационной программы мероприятия: развлекательное, художественно-историческое, спортивно-техническое, эстрадно-танцевальное и др. Составление анимационной программы опирается в первую очередь на данный фактор.

При разработке анимационной программы необходимо учесть:

  • потенциальную численность участников организуемого мероприятия,
  • пределы допустимого количества людей в определенном пространстве,
  • масштабы и условия, в которых будет реализована анимационная деятельность,
  • возможность критических ситуаций и порядок действий для их устранения,
  • возможные искажения восприятия, реакции и эмоций зрителей анимационной программы.

Учет оптимального количества участников является необходимым условием эффективной разработки интересных анимационных программ. При создании анимационных программ также необходимо учитывать особенности, вкусы, привычки, ценностные ориентиры той категории людей, на которых рассчитана программа.

Алгоритм разработки анимационной программы предусматривает включение отдельных анимационных этюдов, инсценировок, эстрадных номеров и т.п. Рассмотрим последовательность действий внутри данного алгоритма.

  1. Исходя из актуальных социальных потребностей, предъявляемым к анимационным программам, необходимым условием их разработки является отбор исторического, литературного, документального и художественного материала. Необходимо подробно изучить предполагаемые стиль, музыку, оформление, интерьер, костюмы, которые будут использоваться при подготовке. На основе отбора и изучения материала возникает замысел анимационной программы – ее творческая разработка. Самый хороший замысел так и останется только замыслом, пока он не будет заключен в литературную форму.
  2. Следующим этапом разработки анимационной программы является написание литературного сценария – в нем нужно соединить социальную, философскую, историческую, жизненную и эстетическую концепции.
  3. Затем необходимо создать режиссерское решение анимационной программы, составить план, с изложением компонентов представления, их последовательностью, отдельных мероприятий и эпизодов.
  4. Затем разрабатывается пространственная сценография с учетом условий помещений или места проведения программы. То есть придуманные эпизоды сценария должны быть "вписаны" в окружение, где будет происходить действие, либо созданы условия и декорации, которые бы соответствовали сценарию и способствовали правильному восприятию программы.
  5. Далее планируется время репетиций, сроки подготовки, состав актеров, аниматоров, отбирается музыкальный материал, создается оформление, проводится запись фонограммы.
  6. Последним этапом является разработка монтажного листа – это графическое изложение режиссерского решения и плана, в котором точно описаны все компоненты анимационной программы, средства обеспечения, обязанности всех исполнителей.

Составление анимационной программы

Таким образом, составление анимационной программы можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – творческая реализация. Этап начинается с подготовительной организационно-методической работы и включает в себя:

  • определение формы будущей анимационной программы с ориентацией на определенную аудиторию, специфику постановки;
  • отбор и анализ материала, на котором будет основа анимационная программа;
  • точный выбор места проведения анимационной программы, исходя из предварительного плана;
  • создание полного сценария анимационной программы;
  • определение временных, материальных и финансовых затрат на проведение анимационной программы;
  • определение состава аниматоров для проведения программы.

Второй этап – практическая реализация, включает в себя:

  • проведение организационных мероприятий на месте проведения анимационной программы;
  • изготовление необходимых декораций, костюмов, реквизита;
  • подбор звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление пространства для проведения анимационного мероприятия;
  • изготовление фонограммы анимационной программы;
  • проведение репетиций с коллективами и солистами, а затем проведение генеральной репетиции непосредственно в оформленном пространстве проведения анимационной программы.

Третий этап – творческий результат:

  • непосредственное проведение анимационной программы в соответствии с разработанным сценарием в назначенное время;
  • видео и фотосъемка анимационной программы.

Четвертый этап – подведение итогов. В ходе данного этапа происходит:

  • неформальное обсуждение работы и анимационной команды;
  • изготовление видеофильма и фотоальбома об анимационной программе.

Непосредственно к составлению анимационной программы прямое отношение имеют только первые два этапа. Тогда как третий и четвертый этапы относятся к реализации анимационной программы.

Выводы

Современные требования к анимационному сервису требуют не только включения декораций в динамику анимационной программы, подкрепляя действия аниматоров, но и постоянного поддержания всей структуры сценографической образности на протяжении анимационного мероприятия. Поэтому при создании и разработке анимационных программ необходимо использовать . Сценография не просто создает место действия или, более того, пространственную среду, не только помогает аниматору войти в роль, но и обеспечивает сценический диалог аниматоров со зрителями. Это достигается за счет аутентичности, тематических сюжетов и использования самостоятельных сценографических элементов в анимационных программах. Создание анимационной программы основывается на масштабе, месте проведения и тематике мероприятия. В связи с этим необходимым условием создания анимационной программы является отбор и анализ материала, на базе которого разрабатывается мероприятие, разработка литературного сценария и составление сценографического плана анимационной программы.

Под сценографией надо понимать совокупность пространственной определенности анимационной программы. А это не только то, что создает на декорациях художник, но и все то, что образует пространственное тело программы, строящегося по законам визуального восприятия.

С одной стороны, это артистические возможности аниматоров, без которых невозможна пространственная композиция анимационной программы. Аниматор – основной модуль пространственной композиции: даже если в данный момент аниматора нет в зоне видимости, то все равно зрители и участники знают, каким он должен быть в этой среде.

С другой стороны, это возможности пространства, где проводится анимационное мероприятие, и особенности размещения и расположения зрителей и участников анимационной программы, которых аниматорам необходимо увлечь своими действиями. При создании и разработке анимационной программы важную роль играет техника оформления, которая должна отвечать возможностям аниматоров и оказывать определяющее влияние на образное восприятие анимационной программы.

Основа создания анимационных программ заключается в сочетании трех основных элементов, которые включают в себя аутентичность сценографии, тематику и проработанный сюжет, а также самостоятельные сценографические элементы внутри самой анимационной программы. Их сбалансированное использование позволяет достичь наиболее высокого уровня восприятия у зрителей и участников.

Следует учитывать тот факт, что поскольку каждая анимационная программа имеет свою тематику, цель и задачи, то применяемые методы должны обеспечивать реализацию содержания программы. Это должно быть подробно расписано в сценарии программы.

В современных условиях главным фактором разработки и составления анимационных программ является социальный заказ. Необходимо создание анимационных программ программы в зависимости от потребностей целевой аудитории и будущих участников.

Предлагается краткая характеристика возрастных особенностей:

Дети младшего возраста любознательны, подвижны, активны, но быстро утомляются, поэтому необходима быстрая смена деятельности. У детей этого возраста велик авторитет старших, они пытаются во всем подражать им, с удовольствием играют, рисуют, лепят. Однако надо помнить, что за ними надо следить очень внимательно, поскольку они быстро утомляются, перегреваются и переохлаждаются. Они мало что знают и умеют. Особенно внимательно надо следить за их играми на воде.

Дети среднего возраста отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью и даже конфликтностью. Они легко увлекаются игрой, соревнованием, творческим делом. Однако важно удержать этот интерес яркими мероприятиями, интересными делами.

Дети подросткового возраста по характеристике поведения одновременно более интересны и сложны. В этом возрасте начинается половое созревание, идет перестройка всего организма. Эта категория детей хочет показаться всем окружающим взрослыми, однако интересы и возможности пока еще детские. Подростки нуждаются в деятельности, чтобы израсходовать свою неуемную энергию. Однако часто предложения старших воспринимают скептически, поэтому увлечь их гораздо труднее. Зато они с удовольствием танцуют на дискотеках, общаются со сверстниками, участвуют в конкурсах красоты и других мероприятиях. Подростков нужно включать в разработку мероприятий, подготовку и проведение игр и соревнований, доверяя им роль лидера.

В соответствии с возрастом могут предлагаться разные формы проведения досуга: беседы, веселые часы, викторины, дискотеки, карнавалы, конкурсы (эрудитов, вралей, почемучек, девочек, мальчиков, загадок, песен, рисунков, поделок и т. д.), концерты, мастерилки, олимпиады, пикники, соревнования, турниры, шоу, экскурсии и т. д.

Несколько дней отдыха можно сделать тематическими. В такой день все досуговые мероприятия должны посвящаться одной теме. Некоторые анимационные мероприятия для детей целесообразно проводить вместе с родителями. Например, не-плохо по окончании отдыха показать родителям, чему научились дети за время отдыха - устроить концерт, конкурс, шоу или другое заключительное мероприятие, которое можно снять на фото- и видеопленку и вручить в качестве призов или подарков родителям.

Чтобы детям было интереснее и веселее, ведущие могут переодеваться в костюмы клоунов, пиратов, индейцев и т. п. Аниматоры мини-клуба занимаются также подготовкой и проведением детских шоу. Репетиции начинаются за неделю. Главное -задействовать всех желающих, но навязывать детям что-то, если они этого не хотят, нельзя. Многие дети занимаются в танцевальных, спортивных, музыкальных кружках по месту жительства и имеют готовые номера. Это облегчает работу аниматоров. Тем детям, у которых нет специальной подготовки, предлагаются танцы с легкими движениями. Дети охотно исполняют песни под фонограмму, пародируя знаменитых певцов. В конце шоу на сцену приглашают всех детей, они исполняют клубный танец, после чего им вручают большой торт.

Подготовка к заключительному анимационному мероприятию требует много времени, сил, энергии, но зато и отдача от него большая, поскольку родители с огромным удовольствием наблюдают за выступлениями своих чад, повзрослевших, загоревших, научившихся играть на сцене, танцевать или освоивших какие-либо другие умения и навыки. Родители всегда будут до-вольны проведенным отдыхом, если он понравился ребенку.

Дети тоже получают дополнительную мотивацию, узнав, что им доверят выступать на сцене, как настоящим артистам, в красивых костюмах, что они будут соревноваться и смогут показать свои умения, после чего еще будут вознаграждены подарками, призами и симпатией зрителей.

Поскольку большое значение в анимационных программах для детей имеют тематические дни и подготовка к ним, остановимся подробнее на одном из них.

Технология создания анимационной программы

Под технологией создания анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты.

Технология создания и реализации анимационных программ для молодежи, как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем. Рассмотрим каждую из них:

1. Организационная - организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;

2. Инструкторско-методическая - создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;

3. Режиссерская - распределение ролей, составление планов репетиций, постановка спектакля, шоу;

4. Техническая - подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т.д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.

Технологический процесс создания анимационных программ

включает следующие элементы:

Объект деятельности - обслуживаемые туристы, население (группы и отдельные личности);

Субъект деятельности - руководитель, специалист анимационной службы;

Собственно анимационная деятельность со всеми ее компонентами - процесс взаимодействия субъекта на объект.

Все элементы функционирования технологического процесса находятся в единстве взаимодействий и образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди (туристы, гости, отдыхающие). Все предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому специалистам-аниматорам надо знать эти потребности, изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы молодежи. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата и на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию.

Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама, как известно, это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с целью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемых товар и стать участником анимационной программы.

Своих гостей аниматоры должны знать еще до их заезда. Понимать какая группа приехала, сколько там детей и каких возрастов. Удобно будет, если для детей будут заготовлены бейджики с именами (в виде например военных жетонов для мальчиков и бабочек для девочек), которые остаются у детей и после выезда как напоминание об отдыхе.

Анимация для детей разного возраста должна существенно отличаться. Минимальный возраст, для которого должна начинаться анимация - возраст начала самостоятельного передвижения на ногах, то есть примерно с 1 года. Далее возрастная группа с 2-х до 5, с 5 до 7, с 7 до 12, и далее подростковая группа.

Основные направления анимации - игровая и творческая. Если говорить о творчестве, то спектр занятий крайне широк - гончарные, кожные поделки, работа с бумагой, расписывание деревянных фигурок, приготовление тортов, и, конечно же, рисование. Здорово, если творческие занятия заканчиваются конкретными поделками, которые дети могут увести с собой в качестве сувенира. Тем более, что бумага, карандаши, дерево, гуашь и прочие аксессуары достаточно не дороги. Помимо развития ребенка эти поделки играют и маркетинговую роль - после приезда домой они показываются родителями своим друзьям, рассказывают как отдыхали. При этом не лишним будет на всех этих листочках, поделках, вышивках плетениях и т.д. оставлять бирку.

Для комнатной анимации лучше иметь отдельное помещение. Может быть на веранде, может быть со стеклянной (но звуконепроницаемой) перегородкой, в любом случае нужен простой доступ от родителей к детям, чтобы свести к минимуму переживания родителей о том, что ребенок не находится у них под присмотром.

Чем заниматься с детьми в детской комнате? Тем, что обычно им запрещают делать в обычной жизни! Кидаться подушками, прыгать на батутах, пачкать друг друга краской (в специальных футболках конечно). Надпись «Запрещено запрещать» будет к месту в таком заведении. Если организовать это в виде игр, можно доставить ребенку массу удовольствия и он захочет вернуться к вам еще не раз, потому что ни в каком другом месте он не переживет эту гамму эмоций от участия в запретном.

Ведь большинство запретов связаны не с опасностью для детей (мы конечно согласны с такими запретами), а с неудобством для родителей. Покидались подушками - нужно убрать в комнате и покупать новые подушки. То же самое с краской, громкими песнями и шумом, и т.д. В правильно организованном, специально предназначенном для таких безумств месте, все это можно проделать безопасно и выплеснуть наконец так долго копившееся желание ни в чем себя не сдерживать!

Тайминг и география анимации должны следовать по пятам за родителями. Где родители - там должны быть развлечения и занятия для детей. Анимация начинается с завтрака. Дети, как правило, едят за 5-10 минут, взрослые - 30-50 минут, даже на завтраке. Ведь они на отдыхе, в конце концов и спешить им некуда. Сразу после того, как дети позавтракали аниматоры начинают их занимать. Но ни в коем случае нельзя занимать их активными играми, ведь после завтрака семья обычно выходит на прогулку. Так что дети не должны быть взмокшими и раззадоренными. Подготовку к прогулке лучше провести за спокойными играми (рисование, кубики, чтение).

После завтрака, семья выходит на прогулку в эпицентр вашего отеля (гульбище, причал, парк). Соответственно, и анимация переносится ближе к родителями. Если это каток - обучение детей катанию на коньках, если горка - на лыжах, если гамаки в парке - детская площадка рядом. Где бы ни находились родители, рядом должна быть какая-нибудь возможность для детской движухи. Это может быть например творчество на природе (мастерская из дерева для мальчиков, собирание желудей для поделок у девочек), так и игры на природе. В любом случае, анимация следует за семьей.

Это должна быть ненавязчивая анимация, в особенности днем не нужно никаких объявлений о сборе группы, о празднике в определенное время и т.д. Объявления по общему радио создает ненужный шум, база должна жить под ненавязчивую фоновую музыку или вообще в тишине. Зоны детской анимации должны быть очевидно выделены так, чтобы любой человек понял функциональное назначение этого места. Веранды, детские площадки, оформленные в соответствующем стиле, а тем более с играющими на них детьми, дадут понять что здесь есть развлечения для детей и без дополнительным объявлений. Кроме того, специальное объявление о мероприятии может дать и отрицательный эффект. Ведь любое ожидание чего-либо создает дополнительную иллюзию грандиозности предстоящего события. Это правильный эффект, если у вас действительно подготовлено грандиозное мероприятие. Если же это, например, рядовая игра в день рождения крокодила Гены, куда ребенок просится, терзает родителей опоздаем-не опоздаем, а придя, увидел еще трех детей с куклой Геной и без торта (а что за день рождения без торта), ребенок разочаруется. Пусть лучше этот торт появится вдруг, и ребенок внезапно окажется на дне рождения Гены, тогда даже самая минимальная подготовка создаст эффект естественного праздника.

Сбор групп должен происходить естественно, поэтому основная задача аниматора на первых порах - подружить детей. Тогда они сами будут приходить к вам уже готовыми группами. Кроме того, как побочный эффект такой дружбы - они могут самостоятельно играть на детских площадках, дав немного передохнуть аниматорам, просто присматривая за ними.

Во время обеда и после него анимация стихает, дети готовятся к послеобеденному сну, активные игры сходят на нет, база на послеобеденный час превращается в сонное царство. Соответственно, вечерняя анимация должна начинаться плавно, так как дети после сна приходят немного заторможенные, еще не проснувшиеся.

Что касается вечерней анимации, то оптимальным ее завершением может быть какое-то мероприятие, концерт, выступление мини-цирка, музыкантов и т.д., после завершения которого дети понимают, что день закончился и пора отправляться спать. Таким логичным завершением дня вы поможете и родителям, которым каждый вечер тяжело убедить ребенка в том, что игры нужно завершать и готовится ко сну. Завершение мероприятия для всех детей одновременно не даст никому повода продолжать игры с оглядкой на воон того мальчика, который еще вовсю бегает. После окончания концерта все дети, забирая с собой все свои поделки и впечатления, синхронно уходят спать.

Следующий день проходит примерно также. Но, учитывая, как правило, несколько дневное пребывание, необходимо иметь разную программу внутри каждого часа анимации, при этом сохраняя одинаковый режим.

Для определения сущности профессиональной деятельности менеджеров- аниматоров необходимо более подробное рассмотрение понятия «досуг», соотнесение этого понятия с понятиями рекреации и отдыха и выяснения понимания культуры досуга.

В Советском энциклопедическом словаре досугу дается такое определение: «Досуг (свободное время) - это часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года) остающегося у человека (группы, общества), за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино), занятия спортом; любительские занятия, игры см с детьми; общение с другими людьми».

Культурный досуг способен сформировать в обществе достойную среду воспитания нравственности и гармонически развитой личности. Однако клубы, центры, гостиницы, тематические парки, санаторно -курортные комплексы, дома отдыха и туристские базы нуждаются в организаторах досуга - аниматорах, которые должны уметь общаться с людьми, планировать досуг, предлагать туристам и отдыхающим большой выбор интересных, увлекательных анимационных шоу-программ.

В современных условиях есть потребность в организации качественно нового досуга, который смог бы заменить большое количество неформальных объединений и различных увеселительных заведений с сомнительной репутацией.

Если вооружить работников сферы туризма интересными и увлекательными анимационными шоу- программами, учитывающими возрастные и психологические особенности, традиции, то это позволит сделать туризм в нашей стране действительно массовым, способным вовлечь в свою сферу все слои населения, в том числе и семьи с детьми.

В настоящие время необходимы следующие условия для внедрения анимационной деятельности в туристскую деятельность:

Разработка основных требований к развитию методического обеспечения туризма разнообразными видами анимационной деятельности;

Специальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров - специалистов анимационной деятельности;

Разработка типовых сценариев разнообразных театрализованных мероприятий, праздников, шоу, корпоративных вечеров отдыха и циклов рекреационных занятий;

Разработка методов и форм вовлечения различных групп и слоев населения в создание инфраструктуры развлечения;

Формирование отраслевых заказов на внедрение анимационных программ обслуживания населения туристскими предприятиями, фирмами, объединениями.

Кадровое обеспечение процессов внедрения анимационной деятельности в санаторно - курортную деятельность включает:

Перестройку системы профессиональной ориентации руководителей туристских предприятий, фирм, объединений и организаций;

Подготовку и переподготовку специалистов, способных разрабатывать сценарии анимационных программ для туристских предприятий, фирм, объединений и организаций, их готовность к реализации процессов анимации.

Кроме того, необходимо создание отраслевого банка типовых сценариев анимационных программ на местах с учетом региональных особенностей.

Успех массового мероприятия зависит от многих факторов (Рис.2).

Рис.2.Схема условий успешного массового мероприятия (шоу- программы)

В связи с этим важнейшим становится вопрос подготовки квалифицированных кадров в сфере анимационного мастерства.

Анимационная команда придает большое значение тщательной подготовке праздников, рекламирует их проведение, оформляет сценическую площадку, шьет костюмы, делает декорации.

Сценаристу приходится осваивать большое количество литературных источников, чтобы создать интересный, необычный и оригинальный сценарий анимационного мероприятия. Особенно это сложно для тех, кто проходит курс лечения в санаторно - курортных комплексах различного направлений. В сценарии анимационных мероприятий важно включать конкурсы, интеллектуальные викторины, которые будут отражать направления лечения.

Требования к работникам анимационной команды:

1. Режиссер, сценарист, актеры, звукотехник, светорежиссер принимаются на конкурсной основе по результатам квалификационных испытаний и тестирований.

2. В анимационную команду включают аниматоров, владеющих различными языками, если происходит прием и обслуживание иностранных туристов.

3. Регулярно, по специальной программе должна проводиться профессиональная переподготовка работников туристского предприятия на курсах повышения квалификации. К работникам анимационной команды предъявляются особые требования: аниматоры должны владеть актерским мастерством, сценическим движением, культурой речи, иметь сценарии игровых программ для занятий с детьми и подростками, театрализованных шоу- представлений, вечеров отдыха.

4. Все работники должны быть одеты в форменную одежду и обувь установленного для данного санаторно - курортного предприятия образца, на одежде носить личный значок с эмблемой данного предприятия, указанием должности, фамилии, имени.

5. Работники анимационной команды должны быть внешне аккуратными, бодрыми и иметь подтянутый вид, быть вежливыми и предупредительными в отношениях с посетителями. В случае возникновения конфликтной ситуации любой работник санаторно - курортного предприятия должен обратиться к дежурному администратору, метрдотелю или директору предприятия.

Обучение и подготовка аниматоров санаторно-курортного предприятия включает:

Повышение образовательного уровня, издание специальных учебных материалов по вопросам обслуживания клиентов;

Современную работу с опытными аниматорами санаторно- курортных предприятий для овладения новыми методами анимационной работы, которая включает различные виды обслуживания и лечения.

Правильный подход к всестороннему обучению вносит значительный вклад в успех общего дела. Основная задача профессиональной подготовки аниматоров - научить их понимать нужды клиентов, иметь индивидуальный подход к каждому, удовлетворять желания клиента. Основные качества, которые учитываются при профессиональной подготовке аниматоров,- это: научить избегать нареканий со стороны клиентов, улаживать конфликтные ситуации, уходить от ошибок в обслуживании.

Профессиональное обучение аниматоров санаторно - туристских предприятий проводится постоянно. Для этого создаются специальные курсы обучения и повышения квалификации аниматоров.

Каждая программа обучения предполагает определение конкретных потребностей в обучении аниматоров и постановку конкретных целей. Поскольку всякое учение направлено на лучшее обслуживание гостей,программа фокусируется на подготовке и переподготовке работников анимации.

Каждый сотрудник должен понимать что, что индивидуальные задачи помогают бизнесу добиваться в целом более высокой прибыли. А увеличение бизнеса непосредственно влияет на увеличение заработной платы.

Однако многим аниматорам как творческим людям недостаточно только материального вознаграждения, их необходимо хвалить за проведение интересных мероприятий, творческие находки. Нужно обращать внимание на качество их работы - когда задание выполнено отлично или когда аниматор выходит за рамки своих профессиональных обязанностей, чтобы выполнить работу лучше.

Необходимо регулярно проводить собрания аниматоров, на которых они могли бы обсуждать, какие меры предпринимать, чтобы анимационные программы стали более интересными и привлекательными. Какие проблемы могут возникнуть и как действовать аниматорам, чтоб избежать этих проблем? Что говорят клиенты по поводу положительных и отрицательных сторон анимационной деятельности санаторно - курортного предприятия?

Важно регулярно проводить заполнение анкет, что поможет аниматорам творчески раскрыться, раскрепоститься.

В анимационной команде применяется линейная структура управления которая характеризуется тем, что все функции управления сосредоточены в линейных звеньях - каждый аниматор подчиняется шефу анимации и получает от него указания по вопросам анимационной деятельности. Это исключает получение аниматорами противоречивых и не связанных между собой указаний, повышает ответственность шефа анимации за результат анимационной работы[ 24, c.320-326].

Подобная структура максимально обеспечивает принципы единоначалия в управлении. При линейной структуре управления шеф анимации отвечает за весь объем работы анимационной команды и выполняет все функции управления. Для более слаженной работы требуется соблюдение следующих условий: минимальное количество ступеней управления; оптимальное количество руководителей и подчиненных.

Аниматоры с первого дня отдыха формируют у детей способность правильно, интересно использовать, организовать свой досуг. Аниматоры ненавязчиво предлагают дело, помогают в организации занятий, проведении культурно- развлекательных мероприятий, приучают детей к самостоятельности. Важно, чтобы дети принимали решения в вопросах подготовки, организации и проведении мероприятий самостоятельно. Аниматор лишь корректирует деятельность детского коллектива и направляет его в нужное русло. Необходимо проводить специальные маркетинговые исследования, на основе которых определяются пожелания детей, выявляются их интересы, определяются те моменты, которые больше всего волнуют детей перед поездкой на отдых. На основе результатов этих исследований строить программу таким образом, чтобы она удовлетворяла запросам ребенка (Таблица 2).

Таблица 2

Пожелания детей. Пример результатов исследований за 2009 год

В комнате творчества детям можно предложить занятия: рисование, выжигание, лепку из глины или пластилина, шитье, вязание, конструирование моделей самолетов, техники, выпиливание. Художественный руководитель (аниматор) поможет советом, подберет нужные репродукции художников, книги по искусству, пособия по конструированию,вышиванию.

Особое место в воспитании детей должен занимать анализ поведения детей в различных жизненных ситуациях, моделируемых аниматором в процессе проведения ролевых и деловых игр. Полезные упражнения формируют мировоззрение, нравственную силу, повышают интеллект.

Вовлекая детей в игровую деятельность, аниматоры учат их жить, строить свои отношения с окружающими, формируют моральные принципы поведения, обогащают запас чувств и впечатлений, создают основу для активации положительных эмоций, формируют ответственность личности, развивают творческий потенциал.

Детский туризм - явление многообразное. Он все шире используется как средство воспитания, укрепления здоровья, предоставления содержательного отдыха. Роль и место детско-юношеского туризма возрастают и благоприятствуют эстетическому воспитанию ребенка, развивают творчество, воспитывают воображение, способность воспринимать и ценить прекрасное, повышают культурный уровень, совершенствуют нравственно.

Анимационные занятия связаны со сменой привычной, повседневной обстановки, с продолжительным пребыванием на воздухе, с интенсивной физической нагрузкой (шейпинг, аэробика, спортивные танцы), которые закаляют организм, повышают работоспособность ребенка. Эмоциональная и интеллектуальная насыщенность анимационной программы, ее оздоровительный эффект, устойчивые межличностные связи делают занятия с аниматором продолжительным и постоянным увлечением. Анимационная деятельность развивает у детей такие нравственные качества, как честность, трудолюбие, коллективизм, взаимная поддержка; обязательность выполнения следующих требований: бережного отношения к природе, стремление приумножить ее богатство; соблюдение норм гуманности; бережного отношения к общественной собственности; передаче опыта младшим и оказания помощи слабым.

Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, занятия, входящие в сферу духовных интересов[ 35, c.71].

Классификация анимационных программ представлена в виде

таблицы 3.

Таблица 3

Классификация анимационных программ

Наименование программы

Характеристика

Спортивная анимация

Приобщает широкие слои населения к участию в соревнованиях по футболу, рыбной ловле, турнирах по шахматам, биллиарду, плаванию, теннису, конькам и другим спортивным состязаниям, несущим оздоровительную направленность

Развлекательная анимация

Предполагает литературные и музыкальные композиции, театральные постановки и конкурсы, сюжетно-игровые программы, тематические вечера, культурно-массовые мероприятия, кинофестивали, маскарадные карнавалы, праздники национальной кухни

Бизнес-анимация

Подразумевает организацию предпринимате-льской деятельности, выставок, маркетинговых мероприятий

Рекреационная анимация

Предлагает физические, психологические, интеллектуальные и релаксационные игры, развлечения, используемые для восстановления физических и умственных сил

Экскурсионная анимация

Подразумевает предоставление экскурсионной программы обслуживания с учебными и культурно- познавательными целями, узнать новое о неизвестном, углубить и расширить свои знания и представления об исторических событиях, культурных ценностях; повысить уровень знаний в ходе тура с познавательной мотивацией

В подготовке анимационных программ обслуживания следует учитывать такое понятие и свойство туристского продукта как гостеприимство. Без него самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности своих потребностей.

Гостеприимство в сфере туристской деятельности - это профессиональное требование, это искусство дать понять людям, что им рады. Такие факторы как гостеприимство, маркетинговые исследования, комфортность, безопасность, тематическая направленность, опыт и другое, складываются в целую комплексную систему, над которой постоянно работают люди и стараются усовершенствовать ее. И именно эта система обуславливает создание нужного, качественного, оптимального, психологически адаптированного, интересного и выгодного продукта под названием «анимационная программа».

Исходя из этого, можно сформулировать методические основы анимационного туроперейтинга:

Тесное взаимодействие оператора с центрами досуга и развлечений, организаторами фестивалей и карнавалов, а также активное включение данных мероприятий в программы обслуживания;

Составление сценариев отдыха (или мероприятий), учитывающих тематику и личностно-психологическое восприятие происходящего;

Реализация полного комплекса обслуживания на базе разработанного сценария, предусматривающего все возможные потребности туриста на маршруте, взаимоcвязка услуг и действия;

Работа аниматоров с туристами по внесению изменений в сценарий в соответствии с погодой и другими обстоятельствами.

Анимационные программы используются в различных видах туризма (Рис.3).

Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.


Рис. 3.

Создавая анимационную программу, фирма не может добиться хороших результатов работая в одиночку, немаловажным является работа с партнерами и поставщиками услуг.

Выбирая партнеров нужно руководствоваться такими факторами как :

- серьезный подход к качеству услуг , предоставляемых партнером, а также учет репутации фирмы - поставщика услуг среди других партнеров туристского рынка;

- соблюдение соответствия уровня и типа гостиницы , предприятия питания, транспортных услуг тому социальному сегменту потребителей и виду туризма, на который ориентирован конкретный тур;

- внимательный и квалифицированный подход к составлению всей договорной документации по сотрудничеству , так как это в дальнейшем может оказать влияние на авторитет вашей фирмы. Эти моменты должны быть предусмотрены во внутренней договорной документации.

Поиск перспективных партнеров заключается в том, что из большого числа туристских фирм и предприятий, зарегистрированных в той или иной стране, нужно выбрать те, которые проявили бы интерес к сотрудничеству с вами. И при этом они должны соответствовать интересам и требованиям в отношении обслуживания туристов. Особый интерес для фирмы, занимающейся созданием анимационных программ, представляет взаимодействие с такими поставщиками развлекательных услуг, как различные шоу, предприятия кино-шоу бизнеса, спортивные учреждения, музеи, выставки, рестораны, кафе. При разработке анимационных программ на базе одного из вышеперечисленных партнеров необходимо продумать условия заключения договоров на разработку анимационных программ и анимационного обслуживания[ 18, c.36].

Одним из важнейших элементов создания анимационной программы является составление сценария с учетом психологии клиента. В целом анимация - это творчество, имеющее трудоемкий процесс создания, продуманность. Каждая анимационная программа в своем роде является произведением искусства, так как люди, создающие сценарий вкладывают душу в процесс создания, добиваются отточенности и понятности действия и руководствуются желанием доставить положительные эмоции туристам. В основе анимационной деятельности может лежать факт, образ, документ. Здесь присутствуют признаки клубной драматургии анимационной деятельности: оперативность, новизна, современность, естественная значимость проблематики. Обрабатывая факты, документы, события руководствуются публицистическим способом.

Анимационная программа, должна соответствовать единому стилю как общности образной системы средств, приемов художественной выразительности. Как совокупности индивидуальных черт, характеризующих творческую манеру.

Создание анимационной программы трудоемкий процесс, в котором задействованы силы литературы, режиссуры, музыки и других сфер искусства. Создавая «шедевр» специалист-аниматор должен помнить не только о том, как правильно написать сценарий и подчинить его определенному жанру, но и о том для каких целей создается произведение, учесть психологию клиента. Восприятие познавательной или развлекательной программы туристом зависит от его психического и эмоционального состояния. Психическое состояние - определенный уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Основой для появления тех или иных психических состояний являются конкретные условия, в которых находятся аниматор и туристы: обстановка жизни и труда; микроклимат в коллективе; состояние здоровья (физиологический фактор), атмосферные процессы (погода, давление). Различают несколько видов психического состояния личности: общее психическое состояние, которое служит основой восприятия, эмоциональное состояние (настроение), интеллектуальное творческое состояние, волевое состояние (готовность к активным действиям).

Аниматоры в ходе подготовки и проведения анимационной программы должны учитывать такие черты ее участников: способности, характер, темперамент, природные качества экскурсантов - память, юмор, наблюдательность, воображение и сообразительность. При проведении программы нужно ориентироваться не на усредненную, а на конкретную группу, исходя из того, что уровень активности (повышенной или пониженной зависит и от психического состояния личности каждого из туристов).

Анимационные программы достаточно разнообразны и основой их создания выступает создание сказки на яву, праздника, в котором активно участвуют туристы.

Разработка анимационного обслуживания предусматривает определенные технологии. Важнейшей чертой человеческой деятельности является осознанность. Всякая деятельность включает в себя цель, средство (метод) ее достижения, сам процесс деятельности и конечный результат, достигнутый в ходе этой деятельности.

Выбор и характеристика содержания комплексных форм, посвященных данной проблеме: устные журналы, устные альманахи, информационные вестники, также используются средства идейно-эмоционального воздействия и методов подачи материала с учетом восприятия и организации аудитории. Устное слово в технологии выступает как ведущее средство в процессе создания и нужно обратить внимание на формы использования устного слова[ 6, c.193].

Технология предусматривает также варианты устного рассказа: рассказ-приглашение, рассказ-воспоминание, рассказ-мышление.

Сценарий в анимационной деятельности выступает как способ обработки информации и как программа управления аудиторией. Именно от того, как составлен сценарий, зависит успех всей программы в целом.

Основными элементами сценария программы анимационной деятельности являются эпизод и композиция. В процессе создания сценария следует руководствоваться следующими закономерностями компози-ционного построения сценария: целостность программы и взаимная согласованность эпизодов, обобщенность и типизация в раскрытии реального факта события, новизна проблематики, использование художественных средств, форм и методов воздействия, подчиненность используемых приемов идейному засмыслу. Важно еще определить исходное и главное событие. Сюжет выступает как совокупность взаимосвязывающих событий, отражающих настоящую действительность.

В сценарии должно присутствовать формы и содержания, где форма выступает как внутренняя организация, структура художественного произведения, как система выразительных средств какого-либо вида искусства для отражения художественного содержания, а содержание как действительность, идейно и эстетически осмысленная в творческом процессе и отражающая личность автора в сценарии, его мировоззрение, общественно-эстетичекие идеалы.

Весь творческий процесс создания сценария анимационной программы должен подчиняться определенной жанровой направленности.

Жанр как исторически устойчивая форма организации композиционного построения художественного произведения и как тип литературного произведения.

Для каждой отдельной программы нужно выбрать тот жанр, который будет соответствовать сценарию и здесь можно выделить такие литера-турные жанры как: эпические - эпопея, былина, роман; драматургические- трагедия, комедия, водевили; поэтическая - элегия, ода, песни, стихо-творения; симфонические - симфония, концерт; оперные - народная драма, комическая опера, опера-сказка; эстрадная музыка.

Социально-педагогические требования к методике подготовки и проведения программ представлены в виде диаграммы (Рис. 4).

Рис.4.

Сюда же можно отнести группу концертных номеров: музыкальные, речевые, пластико-хореографические, оригинальные.

Жанры в свою очередь делятся на виды в зависимости от общего характера тематики мероприятия - бытовые, авантюрные, психологические, социально-утопические, исторические, детективные, научно-фантастические, приключенческие; от свойства образности и от типа композиции. Сценарий составляется поэтапно (Рис. 5).

Рассматривая технологию анимационного обслуживания важно коснуться и рассмотреть анимационную деятельность как педагогический процесс. В настоящее время организация отдыха выступает как общегосударственная задача, а свободное время как сфера духовного и физического развития человека. Ведь многим людям, находящимся на отдыхе важно не только получить загар и насладиться изысканной кухней [ 10, c.26].

Понятия анимация, отдых, досуг, рекреация и развлечение неразделимы и составляют единое целое, и сущность анимации состоит именно в том, чтобы соединить в себе эти понятия и удовлетворить множество таких желаний клиентов как пассивный, активный, физический, умственный отдых, развлечение, просвещение, созерцание, праздник, активное участие, движение. Анимационные программы должны помогать людям раскрепощаться, увеличивать круг общения и находить друзей.

Главное помнить, что больше всего нуждаются в сказке дети, и никто как они являются самыми благодарными слушателями и созерцателями, и именно для них просто необходимо создавать специальные анимационные программы, где должны присутствовать психологические, познавательные, эмоциональные игры, представления, шутки и фокусы. Ведь для ребенка важно не просто смотреть, а именно играть, потому что в детстве игра воспроизводит окружающую жизнь и отношения между людьми и позволяет варьировать ситуации.

Рис.5.Этапы работы над сценарием программы анимационной деятельности.

Именно игра закладывает в маленьком человеке какие-либо черты характера, выступает как отдых, развлечение, упражнение, поддерживает моральный и жизненный тонус и способствует духовному подъему. Создавая анимационную программу для детей нужно добиваться воспроизведения игрового мироощущения, максимально наполненного положительными эмоциями и ситуациями.

При организации анимационных программ необходимо учитывать особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах. Молодежь - очень активный народ, и главное для них – провести свой отдых максимально весело и интересно. К данному периоду жизни юноши и девушки становятся физически зрелыми, формируются их характеры и мировоззрения. Основными видами деятельности э

того периода являются учеба и производительный труд, которые требуют большого напряжения сил. Но энергии в этом возрасте не занимать, поэтому в досуговую программу для молодых людей можно включать: КВНы, вечера и дискотеки, фестивали и шоу, аукционы, ярмарки, спартакиады, олимпиады и диспуты, театральные представления, а также различные игры.

Анимационная деятельность на туристском предприятии должна быть тщательно спланированной, регламентированной и организованной как финансово, так и методически.

Стратегическое планирование в анимационной деятельности, по мнению Курило Л. В. связано с решением таких задач, как:

Разработка анимационной стратегии и концепции туристского комплекса, согласованных с его маркетинговой стратегией;

Разработка типовых анимационных программ и алгоритмов (методик) их адаптации к реальным группам и туристам;

Анализ факторов, влияющих на полноту и эффективность осуществления менеджмента и на конъюнктуру гостиничного рынка района, региона, страны с точки зрения анимационной деятельности;

Участие в формировании ценовой политики с учетом комплекса вопросов анимационных услуг и анимационного менеджмента туристского комплекса;

Долгосрочное и краткосрочное планирование анимационной деятельности, включение в бизнес-план туристского комплекса мероприятий по ее совершенствованию, .

Первые две задачи являются основными.

Стратегия анимационной деятельности определяется стратегическим видением и миссией туристского гостиничного комплекса. Анимационное гостиничное подразделение должно иметь свои цели (краткосрочные и долгосрочные) и задачи для достижения общей цели гостиничного предприятия – успешного функционирования на рынке сферы обслуживания. Выполнение этих частных целей и задач ведет к общей заинтересованности в результатах работы всего предприятия.

Создание стратегии – глубокий, творческий, азартный процесс. Это особенно касается анимационной деятельности. Здесь трудно дать жесткие рекомендации по планированию и формулировке концепции. Назовем лишь те элементы корпоративной гостиничной философии, которые можно использовать при создании концепции анимационной деятельности конкретного предприятия сферы гостеприимства:

Использование каждой возможности, чтобы пробудить гостей к активной жизни, привести их в восторг, добавить им удовольствия, познакомить друг с другом, чтобы они с первых минут пребывания в отеле почувствовали себя комфортно, обеспечить им приятный, запоминающийся отдых, создать семейную атмосферу радости и дружбы.

Создание расслабляющей обстановки.

Территориальное рассредоточение анимационных программ (гости не должны испытывать помех от развлечений других).

Наличие эксклюзивной анимации, предварительное анонсирование и приглашение гостей.

Соблюдение высокого единого стандарта: каждый гость обслуживается одинаково.

Создание условий для неограниченной свободы проведения отпуска с наименьшим количеством правил.

Использования во всем единого дизайна и униформы.

В гостиничной анимационной концепции должны быть сформулированы основные требования к построению программ. В качестве базовых требований можно определить следующие:

1. Программами должны быть охвачены все способы досуга.

2. Реализация программы должна превзойти ожидания гостей.

3. Программы должны обеспечить расслабляющую, приятную обстановку.

4. Ежегодно программы должны изменяться для удовлетворения растущего желания и ожидания гостей, особенно завсегдатаев.

5. Для достижения адаптивности необходимо обеспечить баланс между стандартизацией (общими элементами) программы и ее неповторимостью (эксклюзивными элементами).

6. Программа каждого дня должна содержать сюрприз, интригу, предлагать одновременно 3-4 мероприятия и соответствовать различным желаниям и интересам.

7. Программа должна быть ненавязчивой, а завлекательной.

Немаловажное значение в концепции анимации занимает следование единому стандартному фирменному стилю. Фирменный стиль должен присутствовать во всех сферах деятельности туристского комплекса и в том числе в анимационных услугах.

Рассмотрим технологию создания анимационных программ. Под технологией создания анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты.

Технология создания и реализации анимационных программ для молодежи, как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем. Рассмотрим каждую из них:

Организационная – организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;

Инструкторско-методическая – создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;

Режиссерская – распределение ролей, составление планов репетиций, постановка спектакля, шоу;

Техническая – подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т.д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.

Все подсистемы составляют систему технологии, которая служит основанием функционирования анимационной службы. Анимационная деятельность – это реальный и совершенно особый мир с присущими только ему правилами действия, которые совершают профессионалы, чтобы включить в процесс их совершения как можно больше людей. Здесь существуют свои специфические закономерности функционирования анимационной деятельности.

Технологический процесс создания анимационных программ включает следующие элементы:

Объект деятельности - обслуживаемые туристы, население (группы и отдельные личности);

Субъект деятельности – руководитель, специалист анимационной службы;

Собственно анимационная деятельность со всеми ее компонентами – процесс взаимодействия субъекта на объект.

Все элементы функционирования технологического процесса находятся в единстве взаимодействий и образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности, люди (туристы, гости, отдыхающие). Все предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому специалистам-аниматорам надо знать эти потребности, изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы молодежи. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата и на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, социальные функции и направления анимационной деятельности на туристских предприятиях. Подготовка и проведение анимационных программ в гостиницах и центрах отдыха. Организация работы и структура анимационной службы гостиничного предприятия.

    реферат , добавлен 15.10.2010

    Специфика и значимость игры в туристской анимационной деятельности для детей. Разработка игровой анимационной программы для детей на основе анализа региональной анимационной деятельности в туристской сфере и потребностей клиентов в анимационных услугах.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

    Понятие анимационной программы. Особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах. Технология создания и задачи анимационной программы. Особенности тематических мероприятий. Разработка композиции будущего сценария.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Анимация как элемент анимационных программ. Классификация туристов, типы личностей по отношению к проведению досуга. Работа с разными возрастными группами отдыхающих. Структура анимационной службы гостиницы, технология создания анимационных программ.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2013

    Теория, сущность и формы анимационной работы в современном туризме. Перспективы культурной направленности в Подмосковье. Народные обряды, традиции, праздники в анимационной культуре прошлого. Организация анимационной работы в доме отдыха "Ершово".

    дипломная работа , добавлен 16.01.2012

    Сущность и специфика организации путешествия на теплоходе. Социокультурное обеспечение обслуживания туристов на речном круизе. Нормативно-правовые основы этнокультурного развития регионов России. Специфика анимационной деятельности в речном туризме.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2012

    Технологические особенности организации анимационных программ для молодежных туров. Сущность, специфика и виды туризма в структуре молодежного досуга. Проект анимационной программы тура для молодежи на базе туристического лагеря и условия ее организации.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2011