Необходимость строительства ГЭС появилась в нашем городе еще до революции. В 1910 г. жители Новониколаевска уже решали вопрос об освещении улиц и домов керосиновыми фонарями. В 1912 г. жители молодого растущего города решили освятить его электричеством, устроив маленькую станцию. У городской власти возникла идея использовать силу реки. Из городской управы было отправлено письмо купцу Горохову, имевшему мельницу на реке Бердь, с просьбой сведениями. Также власти города обратились к специалистам ряда городов (Томска, Кургана, Риги и др.), имевшим опыт для проведения изыскательских работ на реке Иня и определения места строительства ГЭС, ее предлагаемой мощности, стоимости работ. В фонде Новониколаевской городской управы (Ф. Д-97) сохранились документы, один из которых - «заключение по докладу городского инженера Раммана, связанного со строительством Новониколаевского водопровода и электрической станции» от 21 марта 1912 г. . До 1914 г. продолжалась переписка, споры, размышления, изыскательские работы, но в связи с Первой мировой войной и Октябрьской революцией проекту так и не суждено было осуществиться. Лишь в годы первых пятилеток 1933–1934 гг. по заданию Госплана СССР Гипроводом (Ленгипроводхоз) была выполнена и утверждена схема использования водных ресурсов р. Оби от истока до устья.

Изыскательские работы возобновились в годы войны, но уже на реке Оби. В октябре 1945 г. специально созданной государственной комиссией было определено место строительства Новосибирской ГЭС - село Нижние Чемы вверх по течению Оби, которое обладало наиболее благоприятными геологическими и топографическими условиями для строительства гидроузла. В фонде Новосибирского облисполкома имеется заверенная копия Постановления СМ СССР о мероприятиях по подготовке к строительству новых электростанций Министерства электростанций в 1950 г., датированное 21 января 1950 г. за подписью Председателя Совета Министров СССР И. Сталина. Постановлением разрешалось организовать управления по строительству пяти гидроэлектростанций, в их числе в Новосибирской области. На это «…израсходовать 2 млн рублей, отнести строительство по оплате руководящих и инженерно-технических работников к строкам особой категории, установить персональные оклады начальнику строительства т. Иванову В.В. и главному инженеру Н.Ф. Шапошникову по 6 тыс. рублей в месяц. Облисполкому представить в январе 1950 г. необходимые помещения для размещения управления строительством Новосибирской гидроэлектростанции» .

Государственный архив Новосибирской области хранит уникальные документы о проектировании и строительстве этого комплекса. Документальные материалы фондов Новосибирского облисполкома (Ф. Р-1020), Новосибирского областного комитета КПСС (Ф. П-4), Новосибирского совнархоза (Ф. Р-1653), Объединенного управления строительства Новосибирской гидроэлектростанции (Ф. Р-1412), Отдельной экспедиционной гидротехнической группы Обь-Иртышского бассейного управления (Ф. Р-1282), Искитимского переселенческого пункта по зоне затопления Новосибирской ГЭС (Ф. Р-1318) и др. содержат сведения, которые помогают осветить ход событий по возведению важного объекта для нашей области от первых моментов принятия проекта и до ввода в действие значимого гидроузла. Областная газета «Советская Сибирь» освещала труд тысяч людей, причастных к этому событию. Гидротехнический проект Ленинградского отделения Всесоюзного треста отражает все направления работ по подготовке к строительству Новосибирской гидроэлектростанции на реке Оби. Он включает в себя технические проекты, а также проекты земельного переустройства, лесоочистки ложа водохранилища ГЭС, переселение жителей сел и деревень, всевозможных защитных и санитарных мероприятий.

Вопрос переселения оказался непростым, не менее важным, чем строительство ГЭС, соответственно потребовал детальных разработок. Документы свидетельствуют, что были подготовлены основные положения по определению границ затопления, состав и характеристики населенных пунктов и расположенных в них строений и сооружений, составлены обоснования инженерной защиты и переноса отдельных населенных пунктов. Это все требовало точных расчетов. Составлялись списки строений и сооружений, расположенных в зоне водохранилища, принадлежавших государственным учреждениям и предприятиям, колхозно-кооперативным и общественным учреждениям. Отдельно составлялись акты обследования строений и сооружений (с указанием степени их износа), принадлежавших рабочим, колхозникам, служащим. Велись экономические расчеты капиталовложений, организовывались специальные учреждения, отделы переселения, предприятия местного значения. В схематический план водохранилища вошли старые и новые населенные пункты . В техническом проекте сохранились альбомы натуральных съемок, таблицы, чертежи, отражающие все направления: водное хозяйство, энергетику, станционный узел, связь, водоснабжение, а также сводные ведомости об объеме санитарных работ по подготовке водохранилища и заключение областной санитарной инспекции.

Изыскательские работы возобновились в годы войны. В начале августа 1945 г. комплексная экспедиция Ленинградского отделения Всесоюзного треста Гидроэнергопроекта под руководством С.Я. Жуковского начала изыскания места для створа будущей плотины и электростанции. Экспедиция наметила четыре створа: около поселков Бугры, Матвеевка и деревень Нижние Чемы и Малое Кривощеково. В середине октября того же года для окончательного решения этого вопроса в Новосибирск приезжала правительственная комиссия под председательством профессора П.И. Василенко. Комиссия заслушала доклады инженера-геолога С.Я. Жуковского и главного инженера проекта ГЭС В.А. Берга. Было отмечено, что лучшим, исходя из геологических условий, был нижнее - бугровский вариант створа, ограниченный на правом берегу Оби улицей Добролюбова, а на левом берегу - каменным карьером, где глубоко залегали грунты.

Но оно оказался неприемлемым по условиям затопления водохранилища, так как затоплению подвергались железнодорожный двухпутный мост (Комсомольский), подходы к нему, некоторые городские кварталы, промышленные предприятия, железнодорожная линия Новосибирск–Барнаул и селение Бугры. Рассматривались еще восемь вариантов створов: малокривощековский, матвеевский, нижнее- и верхнее-ельцовские, огурцовский, три варианта у Нижних Чем. Третий вариант створа нижнечемский, при котором достаточно прочные коренные породы песчаников и сланцев выходили на дневную поверхность и позволяли удобно расположить бетонные сооружения, был принят к реализации.

В 1945–1946 гг. комплексная изыскательская экспедиция, возглавляемая горным инженером В.С. Кузнецовым, развернула на месте строительства ГЭС гидрологические и топографические работы. Окончательный проект ГЭС был составлен Ленинградским отделением Гидроэнергопроекта (главный инженер проекта А.В. Егоров). Весь комплекс состоял из здания ГЭС, бетонной водосливной плотины и дамбы, судоходного канала, однониточного трехкамерного шлюза. Общая длина подпорных сооружений составляла около 4800 метров. В зону затопления водохранилища попало несколько десятков населенных пунктов, и поэтому предстояло перевести на новые места тысячи строений, переселить десятки тысяч людей, вырубить в зоне затопления лес площадью 33 тыс. га. В схеме водохранилища, в зоне затопления оказались населенные пункты в округе города Бердска и трех районов Новосибирской области: Новосибирского сельского, Ирменского, Ордынского и двух районов Алтайского края - Крутихинского и Каменского. Из зоны переселения предстояло переселить и было переселено по г. Бердску - 11912 человек, по Новосибирскому сельскому району 3 населенных пункта - 2994 чел., по Искитимскому району 17 населенных пункта - 4103 чел., по Ирменскому району 11 населенных пунктов - 5313 чел., по Ордынскому району по левому и правому берегам 14 населенных пунктов - 6269 человек . По сохранившемуся перечню в 51 населенном пункте области в план затопления попали 10307 дворов, из них полностью затоплено 3249. Среди них - селения, в которых числилось от 100 до 400 дворов. Это Верхние Чемы, Тюменкино, Верхняя Ельцовка, Атоманово, Морозово, Красный Яр, Тюменево, Еремино, Пичугово, Старый Шарап, Новостроец, Елбань, Усть-Хмелевка и др. Под площадку строительства был определен населенный пункт Нижние Чемы, в нем по плану значилось 204 двора, которые пошли под затопление. В фонде Новосибирского областного комитета КПСС имеется «Докладная записка о мероприятиях по переселению и переносу на новые места предприятий, строений и сооружений в связи со строительством Новосибирской гидроэлектростанции», датированная 28 февраля 1952 г. Документ направлен был заместителю председателя Совета Министров СССР тов. Г.М. Маленкову. В ней сообщалось, что «…в связи с образованием водохранилища Новосибирской ГЭС на территории Новосибирской области подлежит затоплению площадь 80,7 тыс. га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 20,8 тыс. га, лесов и кустарников - 36,1 тыс. га, из них государственного значения - 30,6 тыс. га, прочих земель - 23,8 тыс. га» . Затоплением затрагивается 4 административных района, г. Бердск, районный центр - с. Ордынское, 30 укрупненных колхозов. Из зоны затопления необходимо было в течение четырех лет (1952–1955 гг.) переселить 30 тыс. человек населения, перенести на новые места и снести 30227 строений и сооружений объемом 1850 тыс. кубометров, из них объектов производственных - 122, вспомогательных - 157, торгово-складских - 532, культурно-просветительных - 104, лечебно-санитарных - 156, коммунально-бытовых - 88, жилых - 7189, хозяйственных - 21813, итого - 30227 (Д. 400. Л. 16, 17). Кроме того, отмечалось, что образование водохранилища требует «…переустройства железнодорожного моста через реку Бердь и подходов к нему протяженностью 4,2 км, строительство нового автогужевого моста через реку Бердь, переустройство 6 км Бердского шоссе и 20,4 км тракта Новосибирск–Камень, строительства 127 км проселочных дорог взамен затапливаемых 146 км линий связи, защитных сооружений, 8 населенных пунктов» (Д. 400. Л. 17). Для выполнения такого большого объема работ исполком Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся и обком ВКП(б) обратились в Совет Министров СССР с просьбой, разрешить организовать в 1952 г. в Новосибирской области трест «Новосибирскспецстрой» в системе Министерства жилищно-гражданского строительства РСФСР для обеспечения строительства объектов местных Советов, министерств и ведомств РСФСР в сельской местности; трест «Бердскжилкоммунстрой» в системе Министерства коммунального хозяйства РСФСР для выполнения работ по переносу на новое место строений и сооружений из затапливаемой части г. Бердска; трест «Новосибирсксельстрой» в системе Главного управления делами сельского и колхозного строительства при СМ РСФСР для переноса и строительства производственных и культурно-бытовых помещений колхозов, и две машинно-дорожные станции в системе Главного Дорожного Управления при СМ РСФСР для строительства в НСО дорог взамен затопляемых. В связи с отсутствием в области проектных организаций местного подчинения в 1952 г. в г. Новосибирске организовать отделение Государственного института по проектированию сельских населенных пунктов «Гипросельстрой». Для обеспечения строительными материалами расширить существующие и строительство новых предприятий по производству местных материалов. Для этого использовать 12 млн рублей из средств, передаваемых Министерством электростанций СССР на проведение мероприятий по водохранилищу Новосибирской ГЭС. На создание производственной базы и организационные расходы трестам разрешено СМ РСФСР в 1952 г. использовать 3 млн рублей из средств, передаваемых Министерством электростанций СССР за выплату компенсаций за перенос затапливаемых строений.

После публикации постановления Совета Министров СССР (от 21 января 1950 г.) о строительстве Новосибирской ГЭС к месту событий потянулся поток людей, желающий принять участие в сооружении первой электростанции на Оби. Сотни прибывших на стройку из разных городов страны нашей области строителей жили в брезентовых палатках, вагончиках, на квартирах в окрестных деревнях. Быстро стали возникать жилые времянки, землянки. Первопроходцы терпеливо переносили трудности быта.

Развернувшееся строительство было широко механизировано. На стройке работало десятки экскаваторов, бульдозеров, тракторов, несколько сот автомашин. Около котлована построили механизированный бетонный завод производительностью 100 м куб. в час, склады цемента, рядом с селом Буготак открыли каменный карьер, у которого стали строить поселок строителей. Строительство раскинулось на десятки километров. На обоих берегах строили жилые поселки с магазинами, клубами, столовыми, детскими садами, больницами. Руководили стройкой начальник «Новосибирскгэсстроя» И.М. Иванов, главный инженер В.С. Эристов, инженер Неклюдов и др.

По плану намечалось в июне 1957 г. ввести в эксплуатацию два агрегата. В 1959 г. на полную мощность была пущена Новосибирская гидроэлектростанция - первая в Обском гидроэнергетическом каскаде. Семь гидроагрегатов станции обеспечивали установленную мощность 400 тыс. кВтч. Створ сооружений ГЭС был выбран в нескольких километрах от Новосибирска выше по реке. Общая длина напорного фронта сооружений составляла около 5 км. Величина напора - 19,5 м. В состав гидроузла входили: станционное здание, бетонная водосливная плотина, трехкамерная система судоходных шлюзов и земляные дамбы на левом и правом берегах. Бетонные сооружения гидроузла - станционное здание и водосливная плотина - были размещены в русловой левобережной части створа. Совмещенный тип здания ГЭС позволил не только разместить в нем гидросиловое оборудование, но и пропускать часть паводковых расходов воды по специальным напорным водоспускам в обход турбин, что значительно сохраняло длину водосливного фронта плотин. Длина станционного здания 180 метров. ГЭС оборудовалась поворотно-лопастными турбинами. Непосредственно к станционному зданию с его русловой стороны примыкает водосливная плотина длиной 188 м и высотой 35 м. Водосливной фронт ее образует восемь отверстий шириной по 20 метров. Водосливная плотина смыкается с глухой земляной плотиной длиной 3 км, пересекающей часть русла реки и широкую правобережную пойму. Тело плотины намыто из песчаных грунтов. Судоходные шлюзы железобетонной конструкции размещены у правобережного конца земляной плотины и соединены с нижним бьефом подходным каналом. Общая длина судоходных сооружений 7 км. Новосибирское водохранилище имеет длину 230 км. Подпор воды распространяется вверх по Оби до г. Камня. Емкость водохранилища 8 км куб. Площадь зеркала превышает 1000 кв. км.

В мае 1953 г. был уложен первый бетон в нижний ярус монтажной площадки ГЭС, введен в эксплуатацию ремонтно-механический завод (ныне НЭМЗ), в 1954 г. - Левобережный бетонный завод. Весной 1955 г. начата укладка бетона в водосливную плотину. Образована дирекция строящейся ГЭС - директор К.А. Князев, главный инженер Б.К. Дубровский. Русло реки было перекрыто в конце навигационного периода, что исключало перерыв в судоходстве на реке. Все десять дней перекрытия областная газета сообщала жителям города и области, как обстоят дела на ГЭС. Спецкорреспонденты А. Деев, А. Алексеев, Г. Парфенов в каждом номере давали сообщения с мест событий, фотокорреспонденты С. Ахмеров, Б. Шумаков публиковали снимки, а рисунки, зарисовки карандашом и плакаты С. Калачева украшали страницы газет «Советская Сибирь» и «Академстроевец».

27 июня 1957 г. речники Оби успешно провели пробное шлюзование на ГЭС. Затворы камер и водопроводных галерей, аварийные ворота работали нормально. Прошедшие по каналу и шлюзу теплоходы открыли путь на Алтай и в районы Новосибирской области. В июле начат монтаж первого агрегата, который 10 ноября дал первый промышленный ток, 31 декабря введен в работы второй агрегат, а последний - 7-ой - 31 марта 1956 г. ГЭС вступила во временную эксплуатацию.

В 1959 г. дирекция строящейся Новосибирской ГЭС была преобразована в дирекцию действующего предприятия. 12 августа 1961 г. Государственная комиссия приняла ГЭС в промышленную эксплуатацию, мощность которой 400 тыс. кВтч. Через пять лет все затраты на строительство комплекса окупились полностью. В ходе строительства сотни строителей были отмечены правительственными наградами.

На 1 января 2001 г. ГЭС выработала 79792018 тыс. кВтч. электроэнергии. Основное назначение ГЭС - регулировать работу энергетической системы, снабжающей электроэнергией предприятия промышленного района Новосибирска, электрофицированные линии железных дорог, сельскохозяйственных потребителей области. Водохранилище ГЭС обеспечивает глубоководный путь для большегрузных судов озерного типа вверх по Оби до г. Камня и судоходную трассу до Искитима по затопленному руслу правобережного притока Оби - реки Берди.

Архивные документы возвращают нас в далекие годы, к тем грандиозным событиям на берегах Оби, свидетелями и участниками которых были тысячи и тысячи людей, создавших Новосибирское искусственное водохранилище, названное в народе Обским морем.

Источники

1. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 35а.

2. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д.48.

3. ГАНО. Ф. Р-1020. Оп.2. Д. 32.

4. ГАНО. Ф. Р-1020. Оп. 7. Д. 1.

5. ГАНО. Ф. Р-1020. Оп. 7. Д. 3.

6. ГАНО. Ф. Р-1020. Оп. 7. Д. 11.

7. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 34. Д. 400.

8. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 34. Д. 11.

9. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 34. Д. 431.

10. ГАНО. Ф. П-11796. Оп. 1, 2. Д. 36.

11. ГАНО. Ф. П-11796. Оп. 1, 2. Д. 53.

12. ГАНО. Ф. П-11796. Оп. 1, 2. Д. 53а.

13. ГАНО. Ф. П-11796. Оп. 1, 2. Д. 367.

Библиографический список

1. Савкин В.М. Новосибирское водохранилище. Природные ресурсы Новосибирской области. - Новосибирск, 1986.

2. Дубровский Б.К. Над широкой Обью: рассказ о Новосибирской ГЭС. - Новосибирск, 1957.

3. Новосибирское водохранилище // БСЭ. 3-е изд. - М., 1974. - Т. 18. - С. 81.

Поездка в Новосибирск получилась очень насыщенной благодаря большому количеству объектов, которые нужно было и хотелось посетить. Но и без всяко-разно непредвиденных ситуаций и приключений не обошлось. Все как обычно и очень не скучно. Собственно, после авиационных съемок у меня была запланирована поездка на Новосибирскую ГЭС и прогулка к Ту-104 в Бердске. И если до аэропорта « » с можно доехать на общественном транспорте, то добраться до ГЭС и до Бердска уже проблематично. Нет, конечно, для особых фанатов оно реально, но зачем такие мучения? Я как-то привык, что в поездках меня либо возят, либо я сам вожу себя. И никакого ОТ, который съедает ценное время путешествия (к поездкам в центр Москвы это никак не относится, если чо) и мешает взять с собой все необходимое оборудование.

Чтобы избежать всех этих проблем, я решил взять напрокат машину. Только любая прокатная контора мне не подходила (да, я привередливый) - мне нужна была такая, чтобы я мог получить мили в программе S7 Priority. С этой программой работают только Sixt или Avis. В Новосибирске работает только Avis, поэтому проблемы выбора не было. Но чтобы получить вожделенные 500 миль, нужно было забронировать не самую дешевую машину, а на ступеньку выше. Мне не принципиально на чем ездить, так что забронировал что-то типа Hyundai Solaris с автоматом. А за то, что я участник программы S7 Priority, даже получил скидку на аренду – что-то около 10%.

И все было бы прекрасно, если бы не косяки прокатной конторы с автомобилем. Когда я забирал ее в аэропорту, то первый раз замки открывал представитель Avis. После перелета из Москвы мне уже так хотелось в гостиницу, что я не стал тщательно проверять комплектацию и работу всех систем. А зря. Первый звоночек был на утро следующего дня, когда я поехал на съемку в «Толмачёво» - дверь не открывалась. Замок замерз! Просто фантастика. Впервые за 10 лет с такой фигней сталкиваюсь. После продолжительной возни с замком мне удалось его расшатать и открыть. Но дальше – лучше. По дороге выяснилось, что в автомобиле замерзли брызгалки, а без них в метель, мягко говоря, не очень удобно ехать. Вечером, после того как машина простояла почти 10 часов на парковке около аэропорта, я вообще не смог открыть злополучный звонок. Позвонил в службу техподдержки, те прислали сотрудников с зажигалкой (благо они рядом были). Замок мне отогрели, но саму проблему не решили. А на мой вопрос, что мне делать с замерзшими брызгалками, предложили «отогреть машину где-нибудь». Хорошо, что на следующий день ударило потепление, и они сами оттаяли. А для замка пришлось купить на ближайшей заправке размораживатель. Кстати, Avis до сих пор (уже месяц прошел!) не вернул мой депозит в 9000 тысяч и зажал 500 миль по программе. Ау!

Но, так или иначе, машина в самой нищебродской комплектации у меня появилась (а на пять дней больше и не надо). Пора ехать на Новосибирскую ГЭС.

Для начала немного ликбеза и истории. Новосибирская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Обь в Советском районе города Новосибирск. ГЭС, как единственная станция на Оби, играет важную роль во всей энергосистеме Новосибирска. Построена в 1950-1961 годах. Собственником Новосибирской ГЭС (за исключением судоходного шлюза) является ПАО «РусГидро». Архитектурный комплекс Новосибирской ГЭС является объектом культурного наследия и охраняется государством.

Первая схема гидроэнергетического использования Оби была создана в 1933-1934 годах по заданию Госплана СССР институтом «Ленгипроводхоз». Но в 1937 году дальнейшие проектные проработки были приостановлены.

В годы Великой Отечественной войны в Новосибирскую область, в первую очередь непосредственно в Новосибирск, было эвакуировано значительное количество промышленных предприятий и населения. Резко возросший промышленный потенциал региона вызвал острый дефицит электроэнергии, что потребовало срочных мер по созданию новых генерирующих мощностей. В этой ситуации было принято решение о возобновлении проектных работ по мощной гидроэлектростанции на Оби в районе Новосибирска. В мае 1945 года начались изыскательские работы по выбору створа Новосибирской ГЭС.

Был изучен участок Оби протяженностью 20 км вниз по течению от села Нижние Чемы, на котором было предварительно определено 11 возможных створов. По ряду параметров привлекательным выглядел створ непосредственно в черте Новосибирска - у деревни Бугры. Он позволял увеличить напор (соответственно, и выработку электроэнергии), а для строители видели большой плюс в твердых породах, на которых можно было расположить будущую станцию. Однако в случае затопления в аварийную зону попадали часть городской застройки, железнодорожный мост и ряд других объектов. Поэтому 23 октября 1945 года правительственная комиссия утвердила створ в районе деревни Нижние Чемы, расположенный в 18 км выше Новосибирска.

Уже в мае 1953 года началась укладка первого бетона, 5 ноября 1956 года перекрыто русло Оби, а еще через год был запущен первый агрегат. Всего полтора года спустя на ГЭС были запущены все семь гидроагрегатов. 12 августа 1961 года госкомиссия приняла станцию в постоянную эксплуатацию.

1. Погода утром была не съемочной вообще. Но и не в таких условиях работали. После инструктажа по ТБ, выдаче касок и уточнения плана работы идем в машинный зал и начинаем свое путешествие по станции.

2. По конструкции Новосибирская ГЭС представляет собой низконапорную русловую гидроэлектростанцию (здание ГЭС входит в состав напорного фронта). Установленная мощность электростанции - 465 МВт.

3. Если кто забыл, то вот так выглядит в разрезе низконапорная ГЭС. Здание ГЭС совмещенного типа (в нем размещены одновременно гидроагрегаты и водосбросы) длиной в 223,6 м, расположенное на левом берегу, разделяется на машинный зал и монтажную площадку. Машинный зал, в свою очередь, состоит из семи блоков, в каждом из которых размещены гидроагрегат и три донных водосброса (общая максимальная пропускная способность донных водосбросов при форсированном подпорном уровне - 5200 м³/с). Новосибирское водохранилище одно из немногих на территории бывшего СССР, которое чисто теоретически может быть спущено полностью с помощью донных водосбросов.

4. А теперь для искушенных - технические подробности. Для пропуска избыточных объемов воды в паводковый период используется водосбросная бетонная плотина длиной в 198,5 м и высотой в 20 м. Плотина имеет 8 пролетов шириной по 20 м, перекрываемых плоскими колесными затворами, и рассчитана на пропуск 9200 м³/с воды при нормальном подпорном уровне и 13 400 м³/с - при форсированном уровне. Гашение энергии сбрасываемой воды производится на водобое, представляющем собой железобетонную плиту толщиной в 2-4 м и длиной в 32,5 м. Она снабжена двумя рядами пирсов-гасителей трапецеидальной формы, имеющих высоту и толщину в 2,5 м. Плита заканчивается зубом, заглубленным в основание, за ним на протяжении 20 м расположена рисберма, выполненная частично из бетонных кубов, частично из крупного камня - на чертеже это все прекрасно видно.

5. Эстетика 1950-х годов. Уже не так красиво, как в 1930-е, но и не бездушные пульты последующих лет. Электроэнергия Новосибирской ГЭС выдается в энергосистему по следующим линиям электропередачи: две линии по 220 кВ и четыре линии по 110 кВ.

6. Возраст станции весьма преклонный, и сейчас идет большая программа капитального ремонта и модернизации гидроагрегатов.

7. Сейчас гидроагрегат №4 проходит плановую модернизацию.

8. На станции это четвертый гидроагрегат, на котором будет заменена устаревшая гидротурбина. Турбина проработала 57 лет, выработав при этом 17,561 млрд кВт/ч. Ее установленная мощность после модернизации увеличится на 5 МВт.

9. Долгосрочная программа комплексной модернизации ГЭС (период реализации 2012-2020 гг. с перспективой до 2025 года) направлена на техническое перевооружение генерирующих объектов «РусГидро». Всего планируется заменить 55% турбин, 42% генераторов и 61% трансформаторов от общего парка компании. Это позволит переломить тенденцию старения парка оборудования, обновление всех генерирующих мощностей отработавших нормативные сроки, а также снизить эксплуатационные затраты за счет уменьшения объемов ремонтов и автоматизации процессов. Реализация программы позволит заменить генерирующее оборудование общей мощностью 12 618 МВт и увеличить установленную мощность объектов компании на 779 МВт.

10. Рабочие колеса - как старые, так и новые - выпустил Харьковский турбинный завод. Для замены колеса требуется демонтировать часть бетона в шахте гидроагрегата и сделать новое посадочное место.

11. Ввод в эксплуатацию гидроагрегата №4 запланирован на вторую половину 2016 года.

12. Бетон за 50 лет набрал очень хорошую плотность, и просто так его не сковырнуть. В ход идут алмазные пилы и алмазные коронки.

13. А полное завершение работ по модернизации оставшихся трех гидротурбинных установок на Новосибирской ГЭС планируется к 2020 году.

14. Прекрасные старые таблички и относительно новые показометры.

15. А это уже новая турбина и наш экскурсовод по станции - Андрей Гисматулин, начальник участка службы эксплуатации Новосибирской ГЭС.

16. Всегда удивляюсь сложности станции и их непохожести друг на друга. Каждый проект - жемчужина инженерного искусства.

17. Новый гидроагрегат №5.

18. Как показала история, электрификация всей страны коммунизма нам не дала.

19. Так как в зале места мало, то демонтированные детали от четвертого гидроагрегата складываются между работающими. Для ГЭС - обычная практика.

20. На улице чуть распогодилось, поэтому делаем набег на водосбросную плотину.

21. Общая пропускная способность гидроузла при форсированном подпорном уровне составляет 22 065 м³/с (включая пропуск воды через водосливную плотину, гидроагрегаты, донные водосбросы и трехкамерный ниточный шлюз, входящего в состав гидроузла).

22. Помимо здания ГЭС и водосбросной плотины, в состав сооружений Новосибирской ГЭС входят две земляные плотины и одна дамба, намытые из мелкозернистых песчаных грунтов.

23. 8 пролетов водосбросной плотины. Устои плотины имеют резерв для второго моста. Когда-то тут предполагалось сооружение ж/д ветки. Сейчас это место можно было бы использовать для расширения дороги, что очень необходимо. Но дело в том, что дорога принадлежит городу, а не «РусГидро». А город вкладывать денег в реконструкцию дороги в обозримом будущем не планирует.

24. Здание ГЭС.

25. Огромное спасибо пресс-службе Новосибирской ГЭС и лично Олесе Тарасовой за организацию съемки, гостеприимство и прекрасную экскурсию по станции.

Кстати, пока готовил этот пост, нашел интересный прогноз от Международного энергетического агентства (IEA) - к 2050 году мощности ГЭС могут составить 2000 ГВт (сегодня эта цифра в два раза меньше), что может избавить планету от примерно 3 млрд тонн выборов CO² ежегодно. Как думаете, осуществимо?

НОВОСИБИРСК, 8 ноя — РИА Новости. Строительство Новосибирской ГЭС, которая сегодня вырабатывает 20% электроэнергии для города, началось 60 лет назад, 9 ноября 1953 года. Корреспондент РИА Новости Алексей Стрелец накануне юбилея вместе с одним из строителей и бывшим директором ГЭС прошел по станции, выяснив, почему первый бетон залили не там и зачем на дне Обского моря оставили подъемный кран.

Всякие железки

Басовитый гул гидротурбин для Юрия Абраменко — звук привычный. В этом году Юрию Николаевичу исполнилось 85 лет, и половину из них он отдал Новосибирской ГЭС. Сначала строил ее, приехав после работы на двух других гидроэлектростанциях, потом, устав от "кочевого" образа жизни энергетика, остался и работал на станции инженером. Затем почти 25 лет был директором ГЭС.

Пост директора станции Абраменко покинул 15 лет назад, уйдя на пенсию, но среди затворов и гидроагрегатов и сейчас ходит уверенно, по-хозяйски. "А вот тут мы летом рыбачили — удочку в вентиляционное отверстие высовывали и рыбачили", — Юрий Абраменко показывает на круглое, похожее на иллюминатор отверстие в стене здания ГЭС. За стеной плещется вода.

С 1998 года, когда Абраменко оставил пост руководителя ГЭС, на станции многое изменилось. И хотя бывший директор иногда наведывается на предприятие, говорит, что каждый раз ему показывают что-то новое — ГЭС переживает масштабную модернизацию.

На вопрос о том, чем непосредственно он занимался на строительстве, Юрий Николаевич отвечает, что был главным инженером монтажного управления. "Ну, главным по монтажу", — уточняет он.

"Монтажу чего?" — продолжаю пытаться перекричать гул турбин. "А-а-а, всяких железок, — смеясь, отмахивается он. — Все, что с металлом связано, все к нам было. Ну, то есть, по монтажу металлических конструкций".

Символический бетон

Та самая первая закладка бетона, с которой ведет свой отсчет стройка Новосибирской ГЭС, утверждает Юрий Абраменко, сделана была совсем не там, где было нужно — залитый бетоном котлован, в котором затем построили здание станции и водосбросную плотину, находится чуть в стороне.

"Вот здесь он и был, этот первый кубометр бетона", — показывает в сторону от здания со светящимися надписями "РусГидро" и "Новосибирская ГЭС" Абраменко.

"Юрий Николаевич, а вы ничего не путаете?— сомневается наш провожатый, начальник службы эксплуатации ГЭС Алексей Андрианов, — там у нас бетона совсем нет, там земляная плотина ведь".

"Нет, не путаю, — упорствует пенсионер, — это ведь был символический бетон. Было в 1953 году торжественное собрание, устроили митинг, пригнали две машины и залили этот кубометр бетона и открыли стройку таким образом. Ну а потом, конечно, не до бетона. Работать надо было".

До укладки несимволического бетона действительно было еще далеко. Как вспоминает Абраменко, Обь перегораживали деревянными "перемычками", их, чтобы не сносило, засыпали песком и заваливали камнями. Так, со всех сторон отгородив ее от воды, сделали стройплощадку.

Откачивали из нее воду, потом расчищали песчаное дно до скальной плиты, и только через год стали бетонировать котлован.

Прицепные вагоны для рабочих

Перемычки, образовывавшей стройплощадку, давно уже нет, и вода из водохранилища, хлынувшая к построенной ГЭС, исправно вращает турбины гидроагрегатов. Об одном из них, недавно прошедшем модернизацию, Андрианов рассказывает бывшему директору.

"Теперь пара нет, влага не конденсируется, только сухой тряпочкой протерли и все", — Алексей показывает на вращающийся ротор турбины.

"Это хорошо, — одобрительно кивает ветеран, — уже совсем не надо делать ничего. Разжиреют у вас так ребята-рабочие".

"Ничего, не разжиреют", — улыбается Андрианов.

Раньше, вспоминает Абраменко, "жиреть было некогда", особенно на строительстве. Работали и жили в тяжелых условиях, хотя для семей рабочих, занятых на стройке ГЭС, построили и отдельные дома, и дом культуры, и школу.

"Кто-то здесь жил, а кто-то по железной дороге из города приезжал, со станции Чемская. Там каждое утро к товарному составу, который ехал на стройку, цепляли два-три пассажирских вагона, и на них на работу ехали", — рассказывает Абраменко.

Новосибирск тогда еще не разросся до берегов Обского моря, вокруг шумел хвойный лес, а станцию строили у села Нижние Чемы.

"Почему Чемы? А потому что переселенцы, когда приехали сюда, видят — вокруг лес, глушь, дикие места — и спрашивают: "Че мы тут будем делать? Че мы сюда приехали?". Потому так и назвали — Чемы", — объясняет ветеран.

Подводный кран

Тайн, связанных со строительством ГЭС и затоплением бассейна Обского водохранилища, Юрию Николаевичу известно множество. Мало кто знает, но, по его словам, в Обском море, перед самой ГЭС, затоплен подъемный кран. Его, уже заканчивая строительство, разбирали по частям со стоящей на воде баржи, но целиком убрать не успели.

"Нижняя часть — основание крана — уже вся была в воде. И как-то ночью после смены оставили баржу рядом с этим основанием, а утром приходим — нет баржи. Утонула. Хорошо, никого не было на ней", — вспоминает энергетик.

Так у строителей рядом с затопленным краном образовалась еще одна проблема — затопленная баржа. Но инженеры провели расчеты, прикинули и поняли, что ни на какие технические характеристики ГЭС груда железа под водой не влияет. И решили не вытаскивать ее на берег.

"Так они там и лежат до сих пор, кран и баржа, перед самой ГЭС, между первым и вторым гидроагрегатами", — говорит Юрий Николаевич.

Улица имени монтажника

Первый кубометр бетона, ознаменовавший начало строительства Новосибирской ГЭС, был уложен 60 лет назад - 9 ноября 1953 года. К юбилею ГЭС РИА Новости подготовило инфографику, рассказывающую об устройстве и механизме работы гидроэлетростанции.

Не обошлось на большой стройке без трагедии. Весной 1957 года, когда ГЭС уже начала работать, на водосливной плотине смонтировали эстакаду, по которой ходили рабочие. По эстакаде протянули электрические провода и, достраивая плотину, ей активно пользовались.

"Начался ледоход, я и жену на стройку приводил, посмотреть, какой ледоход красивый. И вот в ночь на 1 мая, 11 часов вечера было, мы как раз грузили детали, — Абраменко показывает на первые два пролета плотины, — вдруг чувствую - просела эстакада. Я сбежал с нее, гляжу - в опоры льдины бьются, и опоры от этого сгибаться начали".

Юрий Николаевич тут же запретил работать, выгнал всех монтажников с эстакады и распорядился повесить на входе веревку с предупреждением. Пока решали, что делать дальше, заметили, что с другой стороны плотины по эстакаде идут к зданию ГЭС три человека.

"Они ж не знали ничего. И комсомолец Андрей Сердюков, монтажник, решил предупредить их. Он нырнул под веревку и побежал, хоть я и запретил. Добежал до второго пролета и этих мужиков остановил. Они развернулись и побежали назад. А Сердюков побежал к нам, обратно. Вдруг - раз - все рухнуло, первый пролет и второй пролет", — рассказывает Абраменко.

Льдом стальную эстакаду, с которой не успел вырваться Сердюков, смяло как бумажный фантик и снесло в реку. Оборвались электрические кабели - ГЭС и все вокруг погрузилось во тьму.

"Я ребятам сказал, остановите на дороге машину какую-нибудь, пусть сюда к берегу подъедет, хоть фарами осветит, — вспоминает энергетик. — Осветили - нет ничего - железок даже не видать. А Сердюков - такая у него была судьба".

Именем погибшего Андрея Сердюкова в Советском районе Новосибирска впоследствии назвали улицу. А изломанный остов эстакады, когда спадает вода, и сейчас можно видеть на дне Оби.

ГЭС под шатром

В общей сложности строили Новосибирскую ГЭС восемь лет. Но работать она начала уже через четыре года после символической закладки бетона. Первый гидроагрегат запустили прямо под открытым небом — здания еще не было, и механизмы просто накрыли тканевым шатром.

"Знаете, когда у вас на шее петля, приходится еще не так торопиться, — говорит Абраменко, — в 1956 году приезжала из Москвы комиссия, и мы просили еще хотя бы год, чтобы запустить первый гидроагрегат. Года нам не дали". Многочисленным новосибирским заводам тогда катастрофически не хватало электричества. Пришлось в сжатые сроки начать работу под шатром.

Трудностей было много, особенно в первое время. Например, решетки, призванные удерживать мусор, чтобы он не попадал к турбине, регулярно забивались торфом, который в изобилии плавал по только что наполнившемуся водохранилищу.

"Мы тогда что придумали — видим, плывет торфяник. У нас были катера, мы к нему подплывали, цепляли тросами это торфяное "пятно" и буксировали его на берег. А там вытаскивали и к земле прибивали деревянными кольями, чтобы прижился торфяник и опять не уплыл", — говорит Юрий Николаевич.

Таких задач ему, инженеру по образованию, ранее решать не приходилось ни на строительстве Цимлянско-Донской ГЭС, ни на Усть-Каменогорской.

"На Оби тут все по-другому было, — глядя на мерные волны водохранилища, вздыхает Абраменко, — Обь, она такая — непокорная".

В сооружении Новосибирской гидроэлектростанции принимала участие вся страна. Из зоны затопления были переселены десятки тысяч людей, перевезены на «новые» места тысячи строений, вырублен лес на площади 33 тысяч гектаров. Строительство было самой крупной стройкой в Сибири, численность рабочих в пиковый период строительства составила более 7 тысяч человек. Специалистам предстояло смонтировать 16 тыс. тонн металлоконструкций, построить семь высоковольтных ЛЭП протяженностью 1000 км, возвести 1100 тысяч квадратных метров временного и постоянного жилья для строителей, 95 км железнодорожных путей и многое другое.

Академгородок благодаря ГЭС

Не будь Новосибирской ГЭС, не было бы и всемирно известного Академгородка. Первоначально Новосибирск даже не рассматривался в числе возможных мест для создания научного центра в Сибири. Десант ученых во главе с Михаилом Лаврентьевым посетил Иркутск, Омск, Томск, Красноярск. Но везде остро стоял жилищный вопрос, а в Новосибирске как раз заканчивалось строительство гидроэлектростанции, эти трудовые ресурсы и строительную технику просто перегнали для строительства Академгородка. «Новосибирскгэсстрой» стал «Сибакадемстроем».

Покорители Оби

За 60 лет работы гидроэлектростанции здесь не произошло ни одной крупной аварии. Однако совсем без трагедий не обошлось. Первый смертельный несчастный случай произошел во время строительства весной 1957 года. Во время ледохода опоры временной эстакады начали сгибаться под давлением льда. Проход закрыли, но с другой стороны рабочие не знали об этом и пошли по эстакаде, подвергая себя опасности. Монтажник Алексей Сердюков бросился, чтобы их предупредить. На обратном пути эстакада обрушилась под ним и погребла рабочего под собой. Впоследствии его именем назвали одну из улиц в микрорайоне ОбьГЭС.


Второй несчастный случай на Новосибирской ГЭС произошел уже во время эксплуатации с водолазом Алексеем Мартыновым. Строители осваивали временные трубы для бетонирования. Тщательно обследовать объект мешала плохая видимость, вода в тот день была мутная. Из трубы выпала деревянная заглушка, и вода под огромным давлением погребла под собой водолаза.

Образы двух Алексеев запечатлены на мозаичном панно Владимира Сокола «Покорители Оби».

Щит от половодья

В период весеннего половодья гидроэлектростанция надежно защищает Новосибирск от подтопления. Новосибирская ГЭС рассчитана на пропуск через свои гидросооружения 12700 кубических метров в секунду (с вероятностью наступления половодья такого масштаба раз в 100 лет). Максимальная пропускная способность нашей станции, проектируемая, исходя из вероятных максимальных расходов, раз в десять тысяч лет, более 22 000 кубических метров в секунду.


Ленин из фанеры

Новосибирская гидроэлектростанция является памятником истории. В ноябре 1957 года первый гидроагрегат запустили под временным шатром. Здание ГЭС построили только к 1961 году. Внутри машинного зала на стене можно увидеть огромный портрет Ленина, автора плана ГОЭЛРО.


Подпись рядом гласит: «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны». Силуэт Ленина разрабатывал Союз художников Новосибирска. Однако в связи с финансовыми трудностями, которые испытывала страна, был взят курс на удешевление строительства. Поэтому даже красный мрамор, в котором выполнен портрет Ленина, на самом деле искусно выделанная фанера.

Дно из бетона

В естественных условиях река живет своей жизнью и постоянно меняет русло, подмывая дно и прокладывая новый путь. Однако при строительстве ГЭС такого допустить было нельзя, поэтому реку одели в бетон. Первые 37 метров нижнего бьефа Новосибирской ГЭС забетонированы и снабжены двухметровыми шашками-гасителями. Их задача – рассекать поток, помогая ему успокоиться и отдать лишнюю энергию.


Со стороны верхнего бьефа водохранилища при строительстве ГЭС и затоплении бассейна Обского водохранилища на дне оказался подъемный кран, который затонул однажды ночью вместе с баржей . Инженеры провели расчеты: на работу гидроэлектростанции груда железа под водой не повлияет. Кран решили не доставать. Затопленные баржа и кран лежат на дне между первым и вторым гидроагрегатами.

17 % всей электроэнергии НСО

За 60 лет своего существования Новосибирская ГЭС выработала более 113 млрд квт часов, обеспечив экономию в регионе более 40 млн тонн условного топлива, или более 20 тысяч железнодорожных составов угля. Установленная мощность станции после ввода – 400 мегаватт. В настоящее время станция проходит модернизацию, после окончания которой установленная мощность увеличится до 490 мегаватт. Вся электроэнергия Новосибирской ГЭС реализуется в Новосибирской области, станция вырабатывает около 17 % от общего объема электроэнергии в регионе.

Ровно 50 лет назад, 12 августа 1961 года, Новосибирская ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию. До этого изыскатели более полувека подбирали для нее место, а потом гидростроители с большим трудом перекрывали пятую по величине реку в мире. Как все начиналось и почему ГЭС не построили в черте города, выяснял корреспондент Сиб.фм.

«Зачем рокочут и бурлят эти реки...»

Об экономичном использовании водных ресурсов в Ново-Николаевске (так называли Новосибирск до 1925 года) задумались в начале прошлого века. Местный житель Иван Семенов писал властям в 1912 году: «...У меня витала мысль, глядя на естественные силы как реки Каменки, так и реки Ини: зачем без умолку и без пользы рокочут и бурлят эти реки... если бы люди заставили этих неумолкаемых говорунов работать на пользу себе, ведь от этого они хуже не были бы, но зато какую бы великую услугу оказали...»

Обь — самая протяженная река в России. Её длина составляет 5410 км

К идее строительства гидроэлектростанции вернулись в 30-е годы. Но снова не успели — началась Великая Отечественная война. И только после ее окончания, спустя пару месяцев, изыскатели приехали на Обь, одну из крупнейших рек в мире.

ГЭС хотели строить в черте города

Планировкой Новосибирской ГЭС занималось ленинградское отделение «Гидроэнергопроекта». Его представители с группой специалистов приехали в Новосибирск в 1945 году, чтобы выбрать наиболее благоприятный в географическом и топографическом плане створ гидроузла.

11 мест отобрали изыскатели для строительства Новосибирской ГЭС

Вариантов развития событий было несколько. Многие считали, что ГЭС должна стать достопримечательностью Новосибирска, и строить ее нужно непременно в черте города. «Она бы внесла в пейзаж совершенно новые мотивы, неузнаваемо изменила прибрежные кварталы, объединив их красивой набережной. Это было очень заманчиво», — вспоминал главный инженер Новосибирской ГЭС Борис Дубровский.

Cело Нижние Чемы

Параллельно исследовались еще два участка — у деревни Бугры и села Нижние Чемы. Бугры были хороши узким руслом реки — всего 2-3 км, но пришлось бы затопить железнодорожный мост, городские строения, промышленные предприятия и даже железнодорожную линию Новосибирск-Барнаул. Нижние Чемы признали более «щадящим» вариантом, и строить ГЭС решили именно здесь, в 18 километрах от города.

Под затопление попали 10 307 дворов 51 населенного пункта Новосибирской области, среди них целые селения — Верхние Чемы, Тюменькино, Верхняя Ельцовка, Старый Шарап, Елбань, Усть-Хмелевка и многие другие.

16 тысяч железнодорожных составов грунта

Первые строители приехали в Нижние Чемы в конце сороковых. Жили в деревянных брезентовых палатках, вагончиках, на квартирах в окрестных деревнях и даже в землянках. «Сначала меня поселили в утепленной палатке с буржуйкой, но пришлось уступить ее семье с маленькими детьми и уйти на квартиру в Огурцово. Когда построили больничный барак при строящейся ГЭС, мне отвели в нем маленький закуток», — рассказывала Таисия Козленко, одна из первых медицинских работников на Новосибирской ГЭС.

«Круглые сутки, часто сменяя друг друга, люди работают в ледяной воде. Спирт и горячая пища греют кратковременно».

С весны 1950 года в глухих местах закипела работа. На месте, где предполагалось строительство плотины, было огромное торфяное болото. Руководство приняло решение: воду откачать, торфяник заморозить, а позже с помощью взрывов произвести его выемку.

«Круглые сутки, часто сменяя друг друга, люди работают в ледяной воде. Спирт и горячая пища греют кратковременно. Экскаваторы тонут, автомашины ползут по глубокой колее. Людям и машинам очень трудно. Но план выемки торфа выполняется...», — так Борис Дубровский описал один из самых тяжелых этапов строительства. Около 12 млн кубометров грунта перекачали и уложили в тело плотины. Такого передвижения земли Западная Сибирь еще не знала.

16 тысяч ж/д составов грунта потребовалось для Новосибирской ГЭС. Если выстроить их в одну линию, получится путь от Москвы до Хабаровска.

«Гидростроитель-сибиряк покорил ее раз и навсегда»

Самое трудное — перекрытие реки — было еще впереди. Холодной осенью 1956 года, строителям предстояло навеки усмирить бег бурной Оби. В ночь на 25 октября с наведенного понтонного моста самосвалы начали сбрасывать в воду тонны грунта. Уже к утру из реки стали показываться первые глыбы. Но не тут-то было — спустя сутки, 27 октября, шквальный ветер с дождем и снегом изменил планы строителей. Обь напоследок показала свой крутой нрав: сорвала понтонный мост, размыла плотину и вновь вошла в привычное русло.

Тогда, впервые в истории, решили вести работы совершенно новым способом — сбрасывать грунт самосвалами с двух берегов, ведя отсыпку навстречу друг другу, а не с понтонного моста.

Параллельно в воду закидывали каменные гирлянды — их придумал инженер Московченко. Принцип изготовления был прост: в огромные каменные валуны весом более тонны вбивали металлический стержень, обматывали арматурным железом и бросали в реку в связках по четыре-пять штук.

Человек реку покорил, но дикие звери еще долго не понимали, что происходит вокруг, и по старой привычке ходили на строящуюся ГЭС.

Уникальные каменные гирлянды помогли гидростроителям перекрыть Обь

«Створ был местом, где кормились лоси, — рассказывает Виктор Славкин, бывший начальник технического отдела дирекции ГЭС. — Как-то раз один из них забрел на трансформаторную площадку, вызвав своим посещением переполох среди сотрудников. Охранники вспугнули животное, лось побежал по мостику трансформаторной площадки и с раздельного устоя бросился в бушующий поток водосливной плотины. Это было вдвойне опасно для лесного жителя — ведь в воде находятся пирсогасительные устройства. Удивительно, но лось целый и невредимый благополучно выбрался на берег».

С тех пор лесных жителей на ГЭС не видели.

Хрущев и сэкономленная облицовочная плитка

После укрощения строптивой Оби встал вопрос о бетонировании дороги, соединяющей два берега Советского района Новосибирска. Очевидно, что без нее было не обойтись. В это же время, в 1959 году, ГЭС посетил Никита Хрущев. Он указал руководству на медлительность строительства и его дороговизну. Бюджет скомандовали урезать. Под горячую руку попала и дорога — изначально бетон хотели укладывать шириной всего в четыре метра — получалось однополосное движение только в одну сторону. Но, взвесив все «за» и «против», дорогу решили делать девятиметровой, а сэкономить на облицовочной плитке.

Внутри здания ГЭС плиткой выложен портрет Ленина и надпись: «Коммунизм - это есть советская власть плюс электрификация всей страны!» На этом решили не экономить

Почти одновременно с Новосибирской ГЭС возводили и другие — Куйбышевскую на Волге, Братскую и Иркутскую на Ангаре, Каховскую на Днепре. И во всех, как правило, здание отделывали плиткой. Так же планировали сделать и на Новосибирской ГЭС, но после визита Хрущева сметы урезали, деньги пустили на дорогу, а здание вместо облицовки плиткой, недолго думая, оштукатурили.

Ударники строительства

7 млрд рублей будет потрачено на модернизацию Новосибирской ГЭС

Первый гидроагрегат Новосибирской ГЭС был включен в сеть 10 ноября 1957 года, именно тогда она начала вырабатывать промышленный ток. Что было очень кстати: энергетические мощности четырех ТЭЦ Новосибирска и Барабинской ГРЭС уже не удовлетворяли потребностей растущего города и области в электроэнергии.

Годы временной эксплуатации оказались суровыми: при пуске второго агрегата 31 декабря 1957 года из-за сорокаградусного мороза мостовые краны не смогли оторвать примерзший рабочий затвор от порога. В результате механизм не выдержал, лопнула тележка крана — природа взяла свое. В сложных условиях проходили и пуски остальных агрегатов.

Эксплуатация велась параллельно со строительством — у машинного зала даже не было потолка.

Строители возвели временный шатер, чтобы ни на минуту не прекращать процесс пробной эксплуатации. Последний, седьмой агрегат включили в сеть 31 марта 1959 года.

С тех пор прошло ровно пятьдесят лет. В ближайших планах Новосибирской ГЭС — модернизация. При запуске в 1961 году ее мощность составляла 400 МВт, сейчас — 455 МВт, а к 2020 году она должна быть уже 574 МВт.