Цели :

На примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

Воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

♦Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)

♦Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий - эта птица насекомоядная; у воробья клюв тол­стый - птица зерноядная; а также оперением, поведением.)

♦Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заме­тив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

♦ Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.

Синица - всем интересуется, всю­ду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по

веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы - осторожные и пугли­вые.)

♦Чем питаются эти птицы? (Воробьи - птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тык­вы, арбуза.)

♦Синица - птица насекомоядная, почему же она не уле­тает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и рас­щеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилета­ют ближе к жилью человека.)

♦Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (По­тому что, живя возле людей, птицы защищены от хищни­ков, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

♦Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тща­тельно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред челове­ку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерно­вых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поеда­ют большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

Трудовая деятельность

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

Подвижные игры «Птицы и кукушка».

Развивать ловкость, быстроту;

Выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижени­ем вперед.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Дидактическая игра «Кто больше?»

Какой снег зимой?(белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).

Наблюдение № 8

Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

Цель – на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Беседа Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Что у птиц общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)

Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий - эта птица насекомоядная; у воробья клюв тол​стый - птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Чем питаются эти птицы? (Воробьи - птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тык​вы, арбуза.) Синица - птица насекомоядная, почему же она не уле​тает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и рас​щеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилета​ют ближе к жилью человека.)

Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (По​тому что, живя возле людей, птицы защищены от хищни​ков, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

Труд. Укрепление снегом корней молодых деревьев.

П/и: Птицы и кукушка». Лягушки и цапля» прыжках в длину с места.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Эхо". "Составь фигуру

Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке.

Приложение 17

Работа книжном уголке: знакомство с детскими книгами о природе.

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Так как мы с Дашей живем на природе, то нас интересует особо все живое вокруг: и цветы и деревья и насекомые и птицы и животные. Естественно, пустыми на дачу мы не поехали, а взяли с собой чемоданчик с книгами и сегодня хочу рассказать вам о книгах о природе, которые мы читаем и которыми наслаждаемся.

Репортаж со стадиона «Жукамо» и другие лесные истории ». Автор Виталий Бианки. Как только я взяла эту книгу в руки, то просто погрузилась в нее. Я еще не читала текста, но меня уже влекли иллюстрации: яркие, интересные, подробные, четкие, очень познавательные. А обложка книги выпуклая, поэтому, когда держишь книгу, кажется, что весь насекомый мир оживает в твоих руках.

Мы привыкли видеть в сказках главными героями животных, для которых придуман сказочный сюжет. В этой книге главными действующими персонажами являются насекомые и сюжет их историй не выдумка, а реальность, Бианки очень умело и сказочно ее подал. И получается, что читаешь сказку, а узнаешь все подробности жизни насекомых!

Ж
елтый, белый, лиловый
» автор Нина Павлова. Как раз сегодня мы читали эту книгу. Читали рассказ о маленьком жучке, который только что родился и еще ничего не знал, он просто сидел и любовался небом, а потом небо стало пропадать, а цветок сомкнулся (он просто уснул и закрыл на ночь свои лепестки), а жучок очень испугался, пока не пришло

утро, и цветок не раскрылся. Даше так это понравилось, что мы решили завтра узнать, какие цветы так закрываются и есть ли они у нас на огороде. Если есть, было решено наблюдать за ними, чтобы проверить!

А еще мы читали историю про луг, который постоянно менял свой цвет, а все потому, что одни цветы отцветали и распускались другие. Так вот, обещала теперь Даше найти рядом луг, чтобы фотографировать его постоянно и смотреть, как он меняет свой цвет. Главное теперь привезти на дачу широкоформатный объектив К чему я все это рассказала? Если бы не эта книга, мы бы сами не решились на такие эксперименты и наблюдения. А ведь мы ее еще до конца не дочитали. То ли еще будет!

«Мышонок заблудился » В этой книге мы с Дашей нашли две сказки: Мышонок заблудился и Нежеланный гость.

Первая сказка - это история про маленького мышонка, который так заигрался с обручем, который сделала ему мама, что заблудился. Добрая лягушка подсказала ему дорогу и он отправился домой. По дороге он встретил тритона, бабочку и пчелу, узнал название новых растений и в итоге попал домой!

Вторая сказка – история о маленьком муравьишке, который познакомился с пчелкой. Пчела захотела угостить его сладким нектаром и стала подсказывать, на каком цветочке его можно найти, но у одного стебель был колючий, у другого вязкое вещество, к которому все мошки прилипали, и муравей никак не мог полакомиться. Стали они думать с пчелкой, почему и поняли! Почему для нее цветочки сладкие, а для муравья опасные.

Сказки добрые, познавательные. В них есть не только мораль, но и много информации о насекомых и растениях, а чудесные иллюстрации делают книгу по истине детской и очень интересной!

«Основные Сказки Константин Паустовский написал в конце войны и в первые послевоенные годы - отсюда ещё их пронзительность. В этих сказках всё просто, буднично, почти нет чудес. Здесь волшебной силой наделена природа: воробей, лягушка, лошадь, морозы, дожди… Волшебная сила вторгается в жизнь людей и в зависимости от поступка помогает человеку или наказывает. Стремительно и легко мелькают свет, тени, одна картина сменяет другую… «Писать сказку так же трудно, как передать словами слабый запах травы, - признавался К. Паустовский. - Сказку пишешь почти не дыша - чтобы не сдуть тончайшую пыльцу, которой она покрыта…» Ощущение, что так же «не дыша» иллюстрировал К. Паустовского Геннадий Епишин. Иначе как объяснить это абсолютное слияние слова и рисунка? Глаз не оторвать. И сердце щемит…»

В этой книге всего пять сказок. Они идеально сочетаются друг с другом и написаны в идеальном порядке.

    Зима - «Растрёпанный воробей»

    Весна - «Стальное колечко»

    Лето - «Квакша

    Осень - «Артельные мужички»

    Зима - «Тёплый хлеб»

С этой книгой тепло и уютно, она дарит душевное спокойствие и нежность. Её хочется читать, завернувшись в уютный плед и слышать, как потрескивает пламя рядом. Я сразу вспомнила позднюю осень в деревне, самовар и печку, и треск поленьев в ней. Я очень любила то время и эти сказки помогли мне мысленно вернуться в нее.

Иллюстрации в книге удивительные!!! В каждой чувствуется жизнь, а книгу не хочется выпускать из рук.

Приложение 18

    НОД «Посадка гороха в уголке природы» - младшая, средняя группа О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию.: Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006 год (стр.114)

    НОД Рассказ воспитателя «Муравьи - санитары леса» -старшая группа О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию.: Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006 год (стр.240)

    НОД «Приключения Мамонтенка» подготовительная группа . О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию.: Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006 год (стр 350)

Приложение 19

Цели:

На примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

Воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить во­робья и синичку.

Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по­одиночке.)

Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий - эта птица насекомоядная; у воробья клюв тол­стый - птица зерноядная; а также оперением, поведением.)

Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заме­тив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не бо­ясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица - всем интересуется, всю­ду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы - осторожные и пугли­вые.)

Чем питаются эти птицы? (Воробьи - птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тык­вы, арбуза.)

Синица - птица насекомоядная, почему же она не уле­тает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и рас­щеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилета­ют ближе к жилью человека.)

Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (По­тому что, живя возле людей, птицы защищены от хищни­ков, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тща­тельно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред челове­ку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерно­вых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поеда­ют большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

Трудовая деятельность

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

Подвижные игры «Птицы и кукушка».

Цели:

Развивать ловкость, быстроту;

Выполнять характерные движения по содержанию игры.

«Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижени­ем вперед.

Индивидуальная работа

Развитие движений,

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Бутурлиновский детский сад №3

Конспект прогулки

в старшей группе

«Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей»

Воспитатель: Королева Е.Н

2015 год

Цель прогулки:

Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;

Воспитывать бережное отношение к птицам;

Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.

Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.

На примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

Воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим;

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;

Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста;

Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;

Активизировать внимание и память детей, развивать логическое внимание:

учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Ход наблюдения:

Рассказ воспитателя о воробье:

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик-чирик-чирик-чирик! Как хорошо, что к нам пришла весна!» Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь - поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая.

Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений.

Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.

Да потому, что, живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или за резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробышки могут поселиться под козырьком подъезда или балкона.

Строительство гнезда - дело нелегкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах перышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают.

Воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживает яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы. Родители «сбиваются с ног», чтобы накормить малышей мошками, комарами и другими насекомыми.

Растут воробышки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появятся еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

В народе воробьев нередко называют воришками. Есть такая загадка:

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота.

Смелые и дружные воробьи могут дать отпор даже ястребу! Когда хищник хочет напасть на птиц, воробьи мгновенно сбиваются в плотный рой, и все вместе бросаются навстречу врагу. Ястребу ничего не остается, как улететь прочь.

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.

Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него.

Рассказ воспитателя о синице:

В ясный мартовский полдень кажется, что где-то тихонько позвякивают хрустальные колокольчики. Это звенят синицы. Птицы радуются солнечному дню, синеве небес. Они взлетают на верхушки кустов и беззаботно щебечут: «Синь-синь-синь!»

Синий день

На сугроб ложится голубая тень, тенькают синицы: «Синий, синий день!»

Оперение синицы яркое и красивое - кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.

Весной семья синиц ищет место для гнезда. Иногда птицы занимают прошлогоднее дупло дятла. Ведь дятел каждую весну устраивает себе новое жилище. Если не удается подобрать готовую квартиру, синицы старательно вьют гнездо из тонких прутиков и соломы, устилают его пухом и перьями. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.

Серых перьев комок на морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

  • Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)
  • Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий - эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый - птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
  • Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
  • Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица - всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы - осторожные и пугливые.)
  • Чем питаются эти птицы? (Воробьи - птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
  • Синица - птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
  • Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
  • Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
  • Примета: воробьи дружно собирают пух, утепляют свои укрытия – через несколько дней наступят сильные морозы.

Подвижные игры:

«Птицы и кукушка»

Цели:

  • развивать ловкость, быстроту;
  • выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

“Мы птицы”

Подойдите ко мне. Встаньте в круг.

Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь. (Каждый ребенок определенная птица)

- Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору гуляет,
Крошки собирает.

В круг вылетает воробей.

Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук-тук-тук ответил...

В круг вылетает дятел.

А вот маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.

В круг вылетает синица.

Известная персона,
А зовут ее...

В круг вылетает ворона.

Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

В круг вылетает снегирь.

Вещунья белобока
А зовут её ...

В круг вылетает сорока.

А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Но для начала вспомним.

  • У вороны голос, какой? (Низкий, громкий) .
  • Крылья у неё какие? (Большие, черные).
  • Как ворона передвигается? (Ходит).
  • Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать.
  • Покажите, как вы будите это делать?

Но быстро зимний день кончается,
Птичьи игры прекращаются.

Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.

В какую игру мы играли? Какие птицы были в нашем хороводе?

Дидактическая игра

«Угадай по описанию» - дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

Цель - научить составлять описательный рассказ.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

- Покрошить хлеб птицам.

- Пальчиковая гимнастика «Кормушка»:

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжи-

Прилетело? Мы расскажем: мают кулачки.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Художественное слово:

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые.

И жмутся поплотней.

С.Есенин

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок.

Завертелась как волчок. А.Барто

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

  • Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).
  • Да в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Например, где можно встретить снегиря? (В лесу и городе).
  • И в лесу, и рядом с жильем человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растет как в лесу, так и в городе. Если запасы рябины кончаются в лесу, то снегири перебираются поближе к жилью человека.
  • А такую птицу как дятел где можно увидеть? (В лесу и роще).
  • Почему дятла называют “лесным доктором”? (Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых).
  • Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).
  • Чем вы подкармливаете птиц?

Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).

А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).

Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

Посмотрите и скажите из чего сделана эта кормушка? (Из дерева). Скажите, из чего можно изготавливать кормушки?

  • Кто такие зимующие птицы?
  • Почему птицы остаются у нас зимовать?
  • Для чего подкармливаем птиц?
  • Куда насыпаем корм?

Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.

Запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима – очень тяжелое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают птиц от холода, но не от голода. Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несоленого сала найдется у каждого из вас. Зная как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому, что они верные друзья леса и сада. Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним, они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь. Послушайте их пение.

Итог:

  • У кого мы были в гостях?
  • Почему птицы, у которых мы были в гостях, так называются?
  • Каких птиц мы сравнивали?
  • Как люди помогают зимующим птицам?
  • Как называется “птичья столовая”?
  • Из чего можно изготовить кормушки?
  • Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках?
  • Какая зимующая птица называется “санитаром леса”? Почему?
  • Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
  • Что вам больше всего запомнилось сегодня на прогулке?

Страница 1 из 3

За синицами приятно понаблюдать, когда те в зимний день пируют у кормушки с семечками и кусочками сала. Тон в этой суете задают большие синицы. Они действительно самый крупный и многочисленный вид среди синиц. Описано около тридцати подвидов. Размером большие синицы примерно с воробья. Их «фирменный знак» - широкий черный «галстук», который идет от шеи по горлу и брюшку до гузки. Синицы обыкновенные лазоревки хорошо распознаются по голубоватым шапочкам. Близкая родственница этих птах - белая лазоревки. Иначе эту синичку называют князьком. Шапочка у нее белая. На Канарских островах обыкновенные лазоревки обосновались так давно, что теперь их порой принимают за особый вид. Помимо Европы и Западной Азии, лазоревок можно увидеть в Северо-Западной Африке.

Лазоревки по размерам меньше большой синицы, однако крупнее московок. К столице России эти синички прямого отношения не имеют. Название птиц - искаженное «масковки». На голове и затылке у них черная «шапочка», а на шее - черный «платок». В черном беретике красуется и черноголовая гаичка -потому так и названа. Под клювом у нее маленькая черная «бородка». Одни из самых мелких синиц -длиннохвостые. По тельцу, похожему формой на шарик, и по втянутым хвостикам узнать их легко.

Вряд ли у кормушки вы увидите усатую синицу. Ее родной дом - побережья Северного и Балтийского морей. В суровый зимы на севере ареала эти синички порой гибнут от холода. Потом освободившиеся территории вновь заселяются усатыми мигрантами. Нечасто подлетают к кормушкам и буроголовые гаички, хотя по численности и распространению они на втором месте после большой синицы. Иначе этих птичек называют пухляками - за манеру сильно пушить перья в холода. В южных частях России на ветвях склонившихся над водой ив порой можно заметить любопытную конструкцию, напоминающую форме короткий широкий носок или войлочную тапочку. Это гнездо обыкновенного ремеза. Особо хорошо оно заметно осенью, когда листва облетит. А гнездо висит, держится. Конструкция прочная. Ремезы плетут свои гнезда из травинок, пуха, корешков, из волокон коры, шерсти животных, из размочаленных стеблей крапивы. В дело часто идет паутина. Стенки получаются толстыми - сантиметра два, не менее. В гнездо ведет боковой вход вроде короткого тоннеля. Внутренней отделкой занимается самка. Ремезов более десяти видов. Некоторые вьют гнезда не только для выведения потомства. Часто в таких постройках ночуют взрослые птицы.


Большая синица

(Parus major) Отряд воробьиные , семейство синицевые. Места обитания - Азия, Африка, Европа. Длина 17 см Вес 20 г

Это название носят несколько видов птиц, населяющих как Новый, так и Старый Свет. Самый многочисленный и крупный вид синиц на территории России. Большая синица размером с воробья, длиной до 17 см. Хорошо узнается по черному «галстуку», который идет от груди до гузки. Черная шапочка доходит до глаз, на затылке светлое пятно. Спина зеленоватая, брюхо желтое. На крыле поперечные светлые полоски. Именно эту синицу чаще других можно увидеть зимой у кормушки. Она охотно селится рядом с человеком - в парках и садах. Ареал очень большой - почти вся Евразия плюс часть Африки. На Тибете больших синиц можно увидеть на высотах до 4000 м над уровнем моря. Вариаций издаваемых звуков много - несколько десятков. К тому же в конце зимы и в начале весны кроме собственно пения слышно мелодичное тихое щебетание, своеобразное «мурлыканье».

Синицы встречаются преимущественно в лесах, лесопосадках, садах и парках, хотя некоторые из них освоили и кустарниковые ландшафты. Как правило, это оседлые птицы, далеко от мест гнездовий не улетающие, но имеющие обыкновение откочевывать в поисках корма. У большинства видов в окраске преобладают зеленые, желтые и черные цвета. Питаются птицы в основном животной пищей - насекомыми и их личинками, мелкими беспозвоночными. Поздней осенью и зимой склевывают семена деревьев и трав. Гнезда синицы устраивают в в дуплах деревьев, охотно селятся вблизи жилья человека, занимают скворечники и другие искусственные дуплянки. Лоток гнезда обычно выстилается мягкими материалами растительного и животного происхождения: мхом, растительным пухом, клочками шерсти животных, перышками птиц. В кладке - 13-14 яиц.


Длиннохвостая синица - ополовник

Длиннохвостая синица - птица мелкая, весит всего 8-9 г. Окраска контрастная. Голова, шея и большая часть брюха белые. Часть спины и крыльев черная. На спине местами заметен коричневатый или розоватый оттенок. Бока и хвост розовые. Длиннохвостые синицы встречаются как в Европе, так и в Азии. На большей части ареала ведут оседлый образ жизни. Местами кочуют. Этих синиц можно встретить в лиственных и смешанных лесах, посещают они и городские парки. В верхней части гнезда делается боковое летное отверстие; оно имеет вид короткой трубки. Длиннохвостые синицы относятся к одноименному семейству. В нем 4 , рода и в общей сложности 13 видов.

Второе название длиннохвостой синицы - ополовник. Отличить его от других представителей семейства можно именно по длинному хвостику, нехарактерному для синиц. Эти птицы обитают и в лесах, и в пойменных кустарниках, избегая сухих боров. Питаются пернатые насекомыми и их личинками, при охоте на них могут подолгу висеть на ветке вниз головой и внимательно ее осматривать. В большим количестве уничтожают они вредителей лесов и садов. В зимнее время ополовники переходят на питание семенами растений. Гнезда устраивают на деревьях. Интересно, что в качестве материала наравне с мхом используются нити коконов насекомых, хвоя, а стенки гнезда выкладываются корой.

В кладке до дюжины яиц, они белые, с розовато-фиолетовыми пятнышками. В России ареал очень большой, он протянулся от западных границ страны до Камчатки.


Ремез

Ремез (Remiz pendulinus). Места обитания - Азия, Европа. Длина 11 см Вес 8 г

Ремез - птица, мало похожая на других синиц и окраской, и строением тела. Эти птицы могут вести как оседлый (в южных регионах) так и перелетный (в северных) образ жизни. Обнаружить ремеза можно почти исключительно вблизи водоемов, в лесах с влажной почвой, а также в зарослях кустарника и даже тростника. Питаются птицы мелкими насекомыми и их личинками, иногда склевывают семена растений. К гнездованию приступают сравнительно поздно - в апреле-мае. Гнездо пернатых - это искусное сооружение из легких растительных материалов, устроенное либо в развилке ветвей, либо свисающее с конца ветви. Отличить его можно по входу в виде трубы, пристроенному сбоку гнезда. В кладке 6-7 (до 8) белых яиц. Выкармливают птенцов оба родителя даже после их вылета, пока те не научатся находить корм самостоятельно.