Вопрос об участниках пажен для любого предпринимательского объединения. Проблема формирования участников ФПГ может быть разрешена по-разному, в зависимости от того, с каких позиций данный вопрос будет решаться.

Так, например А.

Н. Кондратьев утверждает, что с экономической точки зрения формирование состава участников финансово-промышленной группы происходит в зависимости от возможной экономической целесообразности их сотрудничества, что, в свою очередь, должно выразиться в обеспечении конкурентных позиций конечной продукции171.

Для юриста основным аспектом в решении указанного вопроса является правовое положение участников финансово-промышленной группы, при разрешении которого неизбежно анализирование положений действующего законодательства, которое посвящено участникам ФПГ в целом и каждому в отдельности.

В настоящем параграфе правовое положение участников ФПГ будет проанализировано с учетом следующих особенностей. Федеральный закон «О

финансово-промышленных группах» был признан утратившим силу. На смену Закону о ФПГ не было принято никакого другого нормативно-правового акта, что привело к многочисленным правовым проблемам. Изучая правовой статус участников ФПГ следует отмстить следующее. Отмена Закона о ФПГ не привела к ликвидации уже созданных ФПГ. Кроме того, законодатель также не установил запрет на создание подобных объединений. Учитывая это, отмена Закона о ФПГ привела к необходимости более пристально проанализировать проблемы, связанные с правовым положением участников ФПГ вновь создаваемых групп и уже существующих финансово-промышленных групп в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ, учитывая положения Закона о ФПГ.

Статья 2 Закона о ФПГ определяла финансово-промышленную группу как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками финансово-промышленной группы по отмененному Закону о ФПГ признавались юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.

В качестве участников ФПГ признавались только юридические лица. Гражданский кодекс РФ172 в статье 48 признает юридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Не могли входить в состав участников ФПГ физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, независимо от сферы своей деятельности. Однако в состав

ФПГ могли входить не все юридические лица. Закон о ФПГ не предоставлял возможности участия в ФПГ общественным и религиозным организациям (объединениям). Основной направленностью деятельности таких организаций является удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей их участников173, что не позволяет участвовать таким организациям в ФПГ.

В связи с отменой Федерального закона «О финансово-промышленных группах» отменено такое обязательное условие как запрет на вхождение в финансово-промышленные группы индивидуальных предпринимателей и общественных и религиозных организаций. В настоящее время Гражданский кодекс РФ допускает участие в предпринимательских объединениях и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Такое запретное положение Закона о ФПГ рассматривалось О. А. Герасимовым как «... дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности одних субъектов предпринимательства перед другими, что недопустимо и противоречит принципам справедливости, равенства перед законом, неоправданно ограничивает свободу экономической деятельности.»174

На наш взгляд, государство в лице законодателя, принимая такой запрет, руководствовалось тем, что индивидуальный предприниматель не обладает крупным промышленным или банковским капиталом и не в состоянии принимать участие в реализации целей создания финансово-промышленной группы.

Точно отметил Н. И. Михайлов о том, что финансово-промышленная группа представляет собой объединение юридических лиц, обладающих реальным и достаточно крупным промышленным и финансовым капиталом, способных вести эффективную совместную деятельность на приоритетных направлениях рыночной политики государства в Российской Федерации175. В то же время В. Н. Петухов отмечал, что из-за отсутствия крупных производств, ориентация на финансово-промышленные группы оправдана не во всех отраслях176.

Вместе с тем, нельзя не отметить заинтересованность индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшие производственные мощности, во вхождении в региональные финансово-промышленные группы177.

Считаем необходимым привести некоторые статистические данные о том, что из всею числа зарегистрированных финансово-промышленных групп, 50% составляют ФПГ малого размера, 40% - среднего, и только 10% составляют ФПГ крупного размера178. Вместе с тем, В. А. Цветков отмечает, что создание региональных ФПГ может повлечь превращение ФПГ в инструмент решения региональных экономических и социальных задач в ущерб собственных интересов, и, как следствие, формирование «карманных» ФПГ, а также попадание под власть местных администраций отдельных членов ФПГ, что может ослабить внутренние связи ФПГ179.

В статье 23 Гражданского кодекса РФ определено, что гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью и имеющий статус, установленный законом, то есть индивидуального предпринимателя, имеет такие же права, которые установлены для коммерческих юридических лиц в Гражданском кодексе РФ. Таким образом, индивидуальные предприниматели имеют такое же право как и юридические лица на создание договорных форм объединений.

Считаем, что законодательное выделение региональных финансово- промышленных групп и предоставление индивидуальным предпринимателям права на участие в таких ФПГ, с учетом сведения указанных рисков к минимуму, явилось бы стимулирующим фактором в развитии малого предпринимательства в РФ.

Среди участников ФПГ могут быть как коммерческие организации, так и некоммерческие организации. В соответствии со ст.50 ГК РФ коммерческими организациями являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В соответствии со ст.50 ГК РФ, ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»180 некоммерческими организациями являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. При этом некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Поэтому делаем вывод о том, что законодательство допускает участие некоммерческих организаций в таком предпринимательском объединении как ФПГ.

В ФПГ как объединениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможно участие иностранных организаций, что допускается действующим законодательством. Причем иностранные организации также могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Если иностранная организация, являющаяся участником ФПГ, находится под юрисдикцией государства - участника Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), имеет обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляет на их территории капитальные вложения, такая ФПГ в соответствии с Законом о ФПГ регистрировалась как транснациональная.

Ст.4 Закона о ФПГ была посвящена участию в ФПГ только тех иностранных организаций, которые находились под юрисдикцией государств - участников СНГ. При этом в Законе о ФПГ не отмечалось, возможно ли участие в ФПГ иностранных организаций, находящихся под юрисдикцией государств, не являвшихся участниками СНГ" и повлияло ли их участие на статус самой ФПГ, как в случае с транснациональными.

Положения Закона о ФПГ допускали участие в ФПГ организаций, которые находились под юрисдикцией иностранного государства, не являющегося участником Содружества Независимых Государств, на основе межправительственного соглашения. В таком случае, в соответствии со ст. 4 Закона о ФПГ финансово-промышленной группе с таким участником присваивался статус межгосударственной (международной).

В настоящее время возможно участие в группах иностранных организаций вне зависимости от того, находится ли организация под юрисдикцией государства-участника СНГ или нет.

Следует отметить, что холдинговые модели финансово-промышленных групп с участием иностранных организаций не создавались, так как ни одно государство не допускало, чтобы национальные компании находились под контролем компаний иностранных государств. Поэтому договорные формы объединений с участием иностранных организаций получили наибольшее распространение.

Отменено обязательное межправительственное соглашение на создание межгосударственных финансово-промышленных групп. Несмотря на то, что межправительственное соглашение, как обязательная правовая основа создания межправительственной финансово-промышленной группы, в законодательстве не указывается, то на практике такие соглашения все же будут заключаться по одной простой причине: государство как собственник и участник в уставных капиталах хозяйственных обществ и унитарных предприятий должно принять решение об участии таких обществ и предприятий в совместных с иностранными компаниями проектах. И для того, чтобы определить формы, характер взаимодействия компаний и цели сотрудничества, между государствами будут заключаться межправительственные соглашения. Считаем, что в данном случае речь будет идти о крупных проектах, имеющих стратегическое значение для государств, чьи компании будут участвовать в проектах.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что положения Закона о ФПГ, позволяли разделить всех участников ФПГ на две группы.

Первая группа включала в себя тех участников, наличие которых в составе ФПГ обязательно, т. е. так называемых обязательных участников. Вторая группа включала в себя тех участников, наличие которых в составе ФПГ возможно, но не обязательно, т. с. гак называемых необязательных участников.

Обязательными участниками, являлись организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также банки или иные кредитные организации. Поэтому в любой ФПГ, созданной к настоящему времени присутствуют указанные организации. Данные организации являются обязательными участниками ФПГ по следующей причине. Так как финансово-промышленная группа создается путем слияния промышленного и финансового капиталов в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, то реализация этих проектов и программ возможна именно путем объединения обязательных участников ФПГ. Эти же доводы можно привести, обосновывая необходимость участия промышленных организаций и банков в ФПГ, создаваемых в настоящее время.

Организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, олицетворяют одну из составляющих ФПГ, так называемый промышленный капитал. Каких-либо ограничений на вхождение в состав ФПГ в зависимости от сферы деятельности организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, законодательством не предусмотрено. Организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, могут быть различной отраслевой принадлежности: строительные, горнодобывающие, химические, аграрные, страховые, машиностроительные и другие.

Достаточно большое количество ФПГ созданы по отраслевому принципу и специализируются в отдельной отрасли. Так, в облает химической и нефтехимической промышленности действуют следующие ФПГ: «Эксохим», «Русхим», «Арамиды и техЕЮЛОгия», «Эксобиотех» и другие181. В строительной индустрии - «Средуралстрой», «балтийская строительная компания», «Жилище», «Госстрой» и другие. В металлургической промышленности - «Объединенная горно-металлургическая компания», «АтомРудМет», «Танако», «Метаплиндустрия» и другие. В пищевой промышленности - «Великая Сибирь», «Зерно-Мука-Хлеб», «Каменская Агропромышленная группа», «Союзагропром» и другие. В самолетостроении - «Российский авиационный консорциум», «Двигатели ПК», «Азрофин» и другие182.

Банки и небанковские кредитные организации олицетворяют финансовый капитал в ФПГ. Как отметил Н. И. Михайлов «... банки по существу призваны выполнять функции инвестиционно-расчетных центров в такой разновидности корпоративных объединений как финансово-промышленные группы»183.

В ФПГ возможно участие как банка так и небанковской кредитной организации. По Закону о ФПГ и банк и небанковская кредитная организация имели одинаковый правовой статус. Различие в их статусе определяется другим законом - «О банках и банковской деятельности»1. В соответствии с данным законом основное отличие банка от небанковской кредитной организации заключается в объеме тех банковских операций, которые они могут осуществлять. Так, только банк имеет исключительное право осуществлять привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Такое ограничение для небанковских кредитных организаций связано с тем, что исключительные банковские операции предъявляют повышенные требования к ликвидности кредитной организации по этим видам операций184. Это обеспечивается тем, что минимальный размер уставного капитала банка в десять раз больше чем кредитной организации2.

К необязательным участникам ФПГ Закон о ФПГ относил все остальные организации, имеющие право быть участниками ФПГ. В настоящее время в связи с отсутствием ограничений на вхождение в ФПГ, рассмотрим некоторые юридические лица. В состав участников финансово-промышленной группы в настоящее время могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. Еще до принятия Закона о ФПГ отмечался особый интерес страховых компаний на вхождение в состав финансово- промышленных групп. По мнению страховщиков, работа в финансово- промышленных группах восстановит интерес к страхованию как к эффективному финансовому инструменту повышения устойчивости производства в новых условиях хозяйствования185.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества. При эюм, дочерние предприятия в соответствии в Законом о ФПГ могли входить в состав финансово- промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем). При применении этих положений ст.З Закона о ФПГ возникала проблема, на которую указал С. Артеменков186. В соответствии со ст.2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»187 унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Таким образом, положения ст.З Закона о ФПГ, в части касающейся дочерних предприятий унитарных предприятий, не подлежала применению на основании п.1 ст.З7 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», как противоречащие этому закону.

Закон о ФПГ предусматривал ряд ограничений для участников ФПГ.

Каждый участник ФПГ должен был участвовать только в одной ФПГ. Участие в нескольких ФПГ не допускалось. Как отмечал 10. Винслав, такое положение Закона о ФПГ вызвало негативную реакцию со стороны коммерческих банков. Учитывая тот факт, что мощных финансово-кредитных организаций, Способных вкладывать собственные средства в промышленные проекты, пока не так много, для коммерческих банков следовало бы сделать исключение, разрешиз в хождение в несколько ФПГ188.

В. Н. Петухов связывал это ограничение с тем, что законодательством предусмотрен ряд мер государственной поддержки ФПГ189. Поэтому, являясь участником нескольких ФПГ, то или иное юридическое лицо могло бы получать необоснованные преимущества, и стремилось бы их получать. Кроме того, для участника нескольких ФПГ вполне вероятна возможность оказаться в составе конкурирующих между собой ФПГ,

В. Д. Рудашевский отмечал, что этот запрет установлен из-за опасений монополизации рынка, который и без того характеризуется высочайшей степенью монополии190.

На наш взгляд, все эти позиции являются правильными и дополняют друг друга. Также указывают, что этот запрет чрезвычайно легко обходится: достаточно любому участнику ФПГ учредить свою дочернюю компанию, фирму, банковскую структуру или организацию, чтобы она стала полноправным участником любой ФПГ191. Следует отметить, что для предотвращения указанной ситуации Закон о ФПГ предусматривал еще одно ограничение: дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием - учредителем).

Участниками ФПГ признавалась не просто совокупность юридических лиц.

Для признания этой совокупности финансово-промышленной группой необходимо выполнение ряда условий. Исходя из определения ФПГ, можно сделать вывод о том, что образование ФПГ возможно двумя способами. Первый - путем объединения материальных и нематериальных активов юридических лиц (система участия) на основе договора о создании ФПГ. Второй - на базе юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества.

При создании ФПГ по первому вариант)", одним из главных условий является то, что участникам необходимо подписать договор о создании ФПГ, в котором в качестве одного из обязательных условий должен быть указан порядок и условия учреждения центральной компании финансово- промышленной группы как юридического лица в определенной организационно-правовой форме, уполномоченного на ведение дел финансово- промышленной группы.

Вновь созданная центральная компания ФПГ, как участник ФПГ, является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании ФПГ. Центральную компанию учреждали участники договора, т. е. после его подписания. Следовательно, участники ФПГ должны были подписать договор о создании ФПГ, в котором указывался порядок и условия учреждения центральной компании ФПГ как юридического лица в организационно- правовой форме хозяйственного общества, ассоциации (союза), уполномоченного на ведение дел ФПГ, затем зарегистрировать центразьную компанию, подготовить пакет документов, необходимых для регистрации ФПГ в соответствии с требованиями ст.5 Закона о ФПГ, после этого центральная компания ФПГ подавала в полномочный государственный орган указанные в статье 5 Закона о ФПГ документы для регистрации ФПГ192.

При создании ФПГ по второму варианту процедура несколько упрощалась. Участники ФПГ не подписывали и не представляли в полномочный государственный орган договор о создании ФПГ. Участники не учреждали центральную компанию ФПГ, т. к. центральной компанией в данном случае признавалось основное общество. Но основное требование такое - участники создаваемой ФПГ должны были соотноситься друг с другом как основное и дочерние общества.

В соответствии со ст. 105 ПС РФ, ст.6 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»193, ст.6 ФЗ «Об акционерных обществах»194 основным является общество, если оно в силу преобладающего участия в уставном капитале другого общества, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые другим обществом.

Таким образом, при создании ФПГ холдингового типа центральная компания ФПГ являлась основным обществом в силу преобладающего участия в уставном капитале других участников ФПГ. При создании ФПГ по системе участия центральная компания ФПГ не являлась основным по отношению к другим участникам ФПГ, т. к. участники ФПГ, выступали учредителями центральной компании и они являлись ее основными обществами.

Среди всех участников ФПГ Закон о ФПГ особо выделял такого участника как центральная компания ФПГ. Закон о ФПГ предусматривал двоякий статус центральной компании195. Если ФПГ создавалась в виде основного и дочерних обществ, то в роли центральной компании выступало основное общество. В этом случае центральная компания имела возможность определять решения, принимаемые дочерними обществами. Если же ФПГ создавалась на основе договора, заключаемого ее участниками как равноправными партнерами, то и центральная компания ФПГ учреждалась всеми участниками группы на договорной основе. В связи с тем, что Закон о ФПГ определял, что центральная компания ФПГ создавалась после подписания договора о создании ФПГ, это позволяет нам сделать вывод о том, что центральная компания являлась участником ФПГ, а не участником договора о создании ФПГ. Определение правового статуса, а значит, и компетенции центральной компании происходило по согласованию между участниками ФПГ. Регистрация центральной компании осуществлялась в общем порядке, предусмотренном для регистрации юридических лиц. Так как образование центральной компании ФПГ было предусмотрено в организационно-правовой форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза, а в настоящее время в любой организационно-правовой форме, следует отметить, что законодательством предусмотрен различный порядок государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. Так, коммерческие организации (хозяйственные общества, товарищества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы) подлежат государственной регистрации Федеральной налоговой службой196 в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»197. Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций предусмотрен также Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляется Федеральной регистрационной службой РФ3.

Центральная компания финансово-промышленной группы как участник группы в случаях, установленных договором о создании финансово- промышленной группы и иными соглашениями между участниками может осуществлять следующие функции:

1) выступать от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово - промышленной группы; 2)

вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы; 3)

готовить ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы; 4)

выполнять в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Иные виды деятельности центральной компании финансово- промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливались ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

Создание центральной компании предусматривается в любой организационно-правовой форме юридического лица. В соответствии с положениями ГК РФ юридические лица могут быть коммерческими организациями и некоммерческими организациями. Это позволяет нам сделать вывод о том, что коммерческая составляющая (занятие предпринимательской деятельностью) центральной компании ФПГ не выделяется как определяющая. Это подтверждается еще и тем, что в качестве видов деятельности, которые выполняет центральная компания ФПГ, могут быть указаны любые не запрещенные законом виды деятельности. В связи с этим возникает вопрос о том, почему в таком случае Закон о ФПГ, определяя для ЦК ФПГ форму хозяйственного общества или ассоциации (союза) не называл другие организационно-правовые формы для существования центральной компании ФПГ.

Н. И. Михайлов отвечает на этот вопрос тем, что законодатель стремился использовать уже отработанные в нормотпорчсской практике на момент принятия Закона о ФПГ" организационно-правовые формы198.

В соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество.

Это положение ГК РФ позволяло участникам ФПГ, созданной по системе участия, возлагать на центральную компанию, созданной в организационно- правовой форме ассоциации, союза, обязанности по ведению иных видов деятельности, в том числе и предпринимательской. В таком случае, центральная компания должна была преобразоваться в хозяйственное общество.

В соответствии со ст. 14 Закона о ФПГ по обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово- промышленной группы несли солидарную ответственность. Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливались договором о создании финансово-промышленной группы.

В качестве трех ключевых условий построения механизма такой ответственности Н. И. Михайлов называл следующие: 1.

Участники ФПГ несут ответственность по тем обязательствам се центральной компании, которые возникли в результате участия именно в деятельности этой группы. 2.

Участники ФПГ несут солидарную ответственность по рассматриваемым обязательствам центральной компании.

3. Особенности исполнения солидарной ответственности участников группы устанавливаются договором о создании ФПГ199.

Как было указано выше создание ФПГ возможно было двумя разными способами: на основе системы участия и по холдинговой системе. Отсутствие в ст. 14 Закона о ФПГ указания на то, в ФПГ холдингового или договорного типа возможно применение солидарной ответственности, на первый взгляд позволяло говорить о том, что применение солидарной ответственности возможно как в одной, так и в другой группе. Однако, при более внимательном изучении ст. 14 Закона о ФПГ необходимо отметить следующее. Абзац 2 ст. 14 определял, что особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании ФПГ. Анализируя ст. 14 Закона о ФПГ необходимо признать, что эта статья закрепляла солидарную ответственность для участников ФПГ, созданной на договорной основе (по системе участия).

В соответствии со ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом. Как указано выше, Законом о ФПГ солидарность обязанности была предусмотрена. Сущность солидарной обязанности заключается в том, что при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.

Оставался открытым вопрос о том, какая ответственность предусмотрена для участников ФПГ, созданной на основе основного и дочерних обществ. Так как Закон о ФПГ никаких положений на этот счет не содержал, считаем необходимым обратится к законодательству о хозяйственных обществах. В соответствии со ст. 105 ГК РФ, ст.6 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст.6 ФЗ «Об акционерных обществах» дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. Основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. Таким образом, для ФПГ, образованной на основе основного и дочерних обществ, также была предусмотрена солидарная ответственность. Есть одно «но». По Закону о ФПГ участники ФПГ, как основные общества, солидарно отвечали по обязательствам центральной компании ФПГ. В то время как в соответствии с положениями ГК РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» основное общество солидарно несет ответственность с дочерними обществами, а дочерние общества не отвечают по обязательствам основного. Только в одном случае основное общество несет субсидиарную ответственность. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества последнее несет при недостаточности имущества дочернего общества субсидиарную ответственность по его долгам.

В связи с тем, что 14 из 22 статей Закона о ФПГ использовали словосочетание «договор о создании ФПГ», который практически весь состоял из положений, регламентирующих вопросы создания, деятельности и ликвидации ФПГ, считаем необходимым проанализировать некоторые из них, которые противоречили общему содержанию Закона о ФПГ и механизму создания ФПГ.

В соответствии со ст. 11 Закона о ФПГ иные функции ЦК ФПГ, кроме указанных как обязательные, закреплялись в уставе ЦК ФПГ или договоре о создании ФПГ. Представляется, что для ФПГ, образованной на основе основного и дочернего обществ, такие функции могли быть закреплены только в уставе основного общества. Соответственно изменения в уставе должны быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Статья 10 Закона о ФПГ посвящена высшему органу управления ФПГ - совету управляющих. Совет управляющих являлся высшим органом управления в как в ФПГ, созданной но системе участия, так и в ФПГ, созданной по холдинговой модели. Ст. 10 Закона о ФПГ закрепляла, что компетенция совета управляющих ФПГ определяется договором о создании ФПГ. Возникает вопрос; чем определяется компетенция совета управляющих в ФПГ, образованной на основе основного и дочерних обществ, если в соответствии со ст.5 Закона о ФПГ при создании такой ФПГ договор о создании ФПГ не должен предоставляться. Ответ на этот вопрос Закон о ФПГ так и не дал.

Статья 12 Закона о ФПГ определяла, что под деятельностью финансово- промышленной группы понимается деятельность участников, ведущаяся ими в соответствии с договором о создании финансово-промышленной группы и/или ее организационным проектом при использовании обособленных активов. Для ФПГ, созданной на основе основного и дочерних обществ таким документом являлся организационный проект. Следует заметить, что ст. 12 Закона о ФПГ устанавливала обязательное требование: использование обособленных активов в том числе и для указанной ФПГ. В данном случае, считаем необходимым привести положения ст.2 Закона о ФПГ, которая указывала, что объединение активов как материальных, так и нематериальных, представляет собой систему участия. А в соответствии со ст.2 Закона о ФПГ, система участия - это только один из способов создания ФПГ.

Таким образом, ст. 12 Закона о ФПГ противоречила положениям ст.2 Закона о ФПГ, определяя, что деятельность ФПГ, образованной на основе основного и дочерних обществ, должна вестись при использовании обособленных активов. При этом никакие другие статьи Закона о ФПГ не указывали на объединение активов в ФПГ, образованной на основе основного и дочерних обществ.

Указанная в статье 2 Закона о ФПГ совокупность юридических лиц и указанные в статье 3 участники ФПГ не всегда совпадали по содержанию. При создании ФПГ на основе существующих основною и дочерних обществ (но холдинговому типу), совокупность юридических лиц, указанных в статье 2 и участники ФПГ, указанные в статье 3 совпадали, это основное и дочерние общества. Иная ситуация при создании ФПГ на основе системы участия. В данном случае ФПГ это совокупность юридических лиц, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы. Субъектами же такого договора о создании ФПГ являлись объединяющиеся организации за исключением центральной компании, т. к. было указано выше, центральная компания учреждается после подписания договора о создании ФПГ. Таким образом, в статье 2 Закона о ФПГ финансово-промышленная группа определялась как совокупность юридических лиц, подписавших договор о создании ФПГ. К таким лицам не относится центральная компания. Статья 3 Закона о ФПГ к участникам ФПГ кроме лиц, подписавших договор о создании ФПГ, относила также и центральную компанию. Таким образом, Закон о ФПГ при определении финансово-промышленной группы как совокупности юридических лиц, объединивших свои активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы, не включал в эту совокупность центральную компанию ФПГ. Но, несмотря на это, рассматривал центральную компанию как участника финансово-промышленной группы.

Проанализировав особенности правового положения участников ФПГ, можно сделать следующие выводы.

Всех участников ФПГ можно разделить на две группы: 1) обязательные участники (организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также банки или иные кредитные организации) и 2) необязательные участники.

В качестве участников ФПГ могут вы ступать коммерческие и некоммерческие юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Возможность участия индивидуальных предпринимателей в объединениях является безусловным соблюдением и реализацией их права на объединение. Участники финансово-промышленной группы могут участвовать как в одной группе, так и в нескольких группах одновременно. В качестве звена, обеспечивающего общее управление группой и разработку общей стратегии развития общества, выступает центральная компания ФПГ специально созданная для этих целей или уже существующий участник объединения. Создание центральной компании допускается в любой организационно-правовой форме.

Участниками ФПГ могут быть иностранные юридические лица, вне зависимости от страны принадлежности. В случае же создания группы с участием иностранной организации возможна только договорная форма объединения.

Способ организации финансово-промышленной группы (договорный или холдинговый) не влияет на вид ответственности ее участников. В финансово- промышленных группах холдингового и договорного типов применимы положения Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» о солидарной ответственности основного общества (основным обществом в ФПГ холдингового типа является центральная компания, в договорных - участники) по обязательствам дочерних (в ФПГ холдингового типа дочерними являются участники группы, в договорного - центральная компания).

Правовое положение фондов и финансово-промышленных групп

К субъектам предпринимательского права, занимающим особое положение, относят фонды. Они осуществляют хозяйственную деятельность специальных видов, не связанную с выпуском продукции и товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Главная сфера их деятельности заключается в выполнении организационно-имущественных задач, управление собственностью или иными, главным образом, финансовыми фондами на предпринимательской основе. Эту деятельность называют или предпринимательской или тесно связанной с нею.

Так, например, в Российской Федерации существуют: Фонд федерального имущества, являющийся неправительственным органом, распоряжающийся и управляющий собственностью РФ, находящийся в его ведении; Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов РФ, создаваемые для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования. Источниками средств таких фондов являются целевые внебюджетные поступления от налогов. В дорожные фонды могут направляться также средства от проведения займов, лотерей, продаж акций, штрафных санкций, добровольных взносов и т.д.

Эти источники распределяются между фондами в соответствии с законом и расходуются по утвержденному соответствующими органами власти порядку.

Субъектами предпринимательского права, созданные на основе договорно-организационной формы предпринимательской деятельности, являются финансово-промышленные группы.

Правовой статус финансово-промышленных групп определяется Федеральным законом от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».

Понятие «финансово-промышленная группа» определено в статье 2 данного Закона. Согласно которой финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочернее общество, образующее финансово-промышленную группу

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Правовое положение консорциумов, синдикатов, пулов

Общим признаком, характеризующим данные субъекты, является то, что действующее российское законодательство не содержит правового определения этих субъектов, а также их правовой регламентации. Существуют лишь рекомендательные акты некоторых международных организаций.

Консорциум определяют как временное договорное объединение субъектов (партнеров), обладающих статусом предпринимателей (как индивидуальных, так и коллективных), сохраняющих свою юридическую самостоятельность, объединяющихся с целью осуществления какого-либо финансового или промышленного проекта по контракту с третьи лицом. Консорциум не является юридическим лицом, следовательно, он не подлежит государственной регистрации в качестве такового.

В практике выделяются два основных вида консорциумов:

· простой, который основан на обязательственных отношениях партнеров по консорциуму и каждого из них с третьим лицом - заказчиком. Партнеры отдельно друг от друга несут риски выполнения работ перед заказчиком и получают от него вознаграждение;

· ассоциация в форме простого товарищества - партнеры совместно несут риски и получают прибыль.

Наряду с консорциумом, в российском законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие положение такой формы объединения предпринимателей как синдикаты.

Синдикат - это объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта изделий через общую контору по продаже, организованную в форме особого товарищества, с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по условиям договор на сбыт своих изделий. Участники синдиката сохраняют производственную, но утрачивают коммерческую самостоятельность.

Российское законодательство также не содержит определение пула. В общем смысле под пулом понимается форма монополистического объединения, имеющего обычно временный характер. Существуют торговые, биржевые, патентные и другие пулы. В них устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли, которая поступает сначала в общий фонд, а затем распределяется в установленной заранее пропорции.

Государство играет двоякую роль на рынке страховых услуг. С одной стороны, оно выступает его участником в сфере обязательного социального страхования посредством образования специальных целевых резервов для обеспечения платежеспособности страховых организаций и др.

С другой стороны, государство осуществляет регулирование страховой деятельности путем принятия нормативных актов по вопросам страхования, лицензирования страховой деятельности, развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынке страховых услуг, применения ответственности за нарушение страхового законодательства и др.

Одним из важнейших направлений государственного регулирования страховой деятельности является государственный контроль и надзор в сфере страхования, функции которого возложены на Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), находящуюся в ведении Министерства финансов РФ.

В соответствии с Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330*(464), данный орган контролирует соблюдение субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; достоверность представляемой субъектами страхового дела отчетности; обеспечение страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, а также для покрытия собственных средств, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств.

Росстрахнадзор также осуществляет полномочия по лицензированию страховой деятельности; ведению единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела; выдаче предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; обращению в суд с иском о ликвидации страховой организации в случаях, установленных законом; осуществлению расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций; выдаче разрешений на открытие представительств иностранных страховых организаций и др.

Отдельные функции по контролю за деятельностью страховых организаций осуществляют в пределах своей компетенции федеральные антимонопольный и налоговый органы.

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение финансово-промышленных групп, является Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"*(465) (далее - Закон о ФПГ). Данный Закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации. Поскольку финансово-промышленные группы представляют собой один из видов предпринимательских объединений, законодательство в данной сфере включает в себя также законы, определяющие правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности - федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах", "О банках и банковской деятельности" и др.

Большую роль в регулировании создания и деятельности финансово-промышленных групп играют подзаконные нормативные правовые акты, которые ст. 1 Закона о ФПГ включены в состав законодательства о финансово-промышленных группах. Некоторые из этих актов закрепляют общие положения о финансово-промышленных группах. В качестве примера приведем Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп"*(466), постановление Правительства РФ от 22 мая 1996 г. N 621 "О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации"*(467).

Большинство актов, принятых в рассматриваемой сфере, касаются создания конкретных финансово-промышленных групп (например, постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1446 "О финансово-промышленной группе "Каменская агропромышленная финансовая группа")*(468), мер их государственной поддержки (постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 792 "О мерах государственной поддержки деятельности финансово-промышленной группы "Российский авиационный консорциум")*(469).

Особенности функционирования финансово-промышленных групп субъектов РФ определяются актами соответствующих государственных органов. В качестве примера приведем постановление Правительства Москвы от 14 июня 1994 г. N 488, которым утверждены "Основные принципы и подходы в концепции формирования финансово-промышленных групп в Москве"*(470).

Большое значение в правовом механизме регулирования деятельности финансово-промышленных групп отводится договорам и локальным актам. В силу п. 4 ст. 1 Закона о ФПГ отношения, не урегулированные указанным Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулируются договором о создании финансово-промышленной группы, другими договорами, заключаемыми между участниками финансово-промышленной группы.

В соответствии со ст. 7 Закона о ФПГ договор о создании финансово-промышленной группы должен определять:

Наименование финансово-промышленной группы;

Порядок и условия учреждения центральной компании финансово-промышленной группы как юридического лица в определенной организационно-правовой форме, уполномоченного на ведение дел финансово-промышленной группы;

Порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово-промышленной группы;

Порядок внесения изменений в состав участников финансово-промышленной группы;

Объем, порядок и условия объединения активов;

Цель объединения участников;

Срок действия договора.

Другие условия договора о создании финансово-промышленной группы устанавливаются участниками исходя из целей и задач финансово-промышленной группы и соответствия законодательству Российской Федерации. По своей правовой природе договор о создании ФПГ относится к договорам о совместной деятельности.

В соответствии со ст. 2 Закона о ФПГ финансово-промышленная группа (далее - ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

ФПГ не представляет собой самостоятельную организационно-правовую форму юридических лиц. Это предпринимательское объединение, не имеющее статуса юридического лица, но обладающее отдельными элементами правосубъектности*(471). В частности, ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" юридических лиц, являющихся участниками ФПГ, квалифицирует как "группу лиц", распространяя на нее положения указанного Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам. В силу положений ст. 13 Закона о ФПГ участники могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ утвержден постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24 "О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной групп"*(472).

Закон о ФПГ выделяет две модели финансово-промышленных групп:

1. ФПГ, образуемая на основе взаимодействия в рамках основного и дочернего обществ. В силу ст. 105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Данная модель предусматривает формирование ФПГ холдингового типа*(473).

2. ФПГ, создающаяся на основе объединения материальных и нематериальных активов участников в силу договора.

ФПГ можно классифицировать и по иным основаниям. Так, в литературе*(474) проводится классификация финансово-промышленных групп по следующим критериям:

По формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);

По отраслевой принадлежности (отраслевая, межотраслевая);

По степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);

По масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, транснациональные, межгосударственные).

Так, межрегиональной является финансово-промышленная группа "Жилище", созданная по решению органов исполнительной власти и организаций Республики Коми, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Московской, Новгородской, Тверской, Тульской и Ярославской областей. ФПГ регистрируется как транснациональная, если в ее состав входят юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории этих государств или осуществляющие на их территории капитальные вложения.

В том случае, если ФПГ создается на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной). Например, на основании Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь созданы межгосударственные финансово-промышленные группы "Аэрокосмическое оборудование" (Москва, 2 апреля 2001 г.), "Формаш" (Москва, 16 октября 1998 г.), "Интерагроинвест" (Москва, 16 октября 1998 г.), "Электронные технологии" (Москва, 28 августа 1998 г.), "Межгосметиз" (Орел, 23 июля 1998 г.) и др. На седьмой сессии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств принят рекомендательный законодательный акт "О финансово-промышленных группах"*(475).

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. Участники финансово-промышленной группы сохраняют свою юридическую самостоятельность.

В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. В силу п. 2 ст. 11 Закона о ФПГ, центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза. Вместе с тем, поскольку центральная компания ФПГ учреждается для ведения предпринимательской деятельности, представляется, что она должна регистрироваться в форме коммерческой организации.

В наименование центральной компании финансово-промышленной группы после государственной регистрации финансово-промышленной группы включаются слова "центральная компания финансово-промышленной группы". Устав центральной компании финансово-промышленной группы должен определять предмет и цели ее деятельности и соответствовать условиям договора о создании финансово-промышленной группы. Центральная компания финансово-промышленной группы:

Выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;

Ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

Готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

Выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные. Исходя из сущности ФПГ среди ее участников обязательно должны быть организации, действующие в сфере производства товаров, оказания услуг, а также банки и другие кредитные организации. Таким образом, финансово-промышленная группа по существу представляет собой объединение финансового и промышленного капитала для достижения поставленных при ее создании и соответствующих закону целей.

Законодательством установлены некоторые ограничения и запреты на участие в ФПГ. Так, ее участниками не могут быть общественные и религиозные организации (объединения). Не допускается участие более чем в одной финансово-промышленной группе.

Статус финансово-промышленной группы приобретается в результате ее государственной регистрации. Государственную регистрацию ФПГ осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Для государственной регистрации центральная компания ФПГ представляет следующие документы:

Заявку на создание ФПГ;

Договор о создании ФПГ, за исключением групп, образуемых основными и дочерними обществами;

Нотариально заверенные копии свидетельств о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

Организационный проект, т.е. пакет документов, содержащих необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономических, социальных и иных результатах деятельности ФПГ, а также дополнительные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации ФПГ;

Заключение (согласие) собственника имущества государственных или муниципальных унитарных предприятий на внесение ими имущественных вкладов при вхождении в ФПГ;

Нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;

Заключение федерального антимонопольного органа;

Межправительственное соглашение (для межгосударственных, международных ФПГ).

Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок создания ФПГ. Соответствующие отраслевые и функциональные департаменты Минэкономразвития РФ, другие органы и специалисты проводят экспертизу проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. Порядок проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представляемых на рассмотрение Правительства РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. N 508*(476). Он распространяется на создание ФПГ, формируемых только из государственных федеральных предприятий, а также на основе межправительственных соглашений.

По результатам рассмотрения документов финансово-промышленной группы с учетом экспертных заключений полномочный государственный орган в двухмесячный срок со дня представления ему документов принимает одно из следующих решений:

Об отказе в регистрации финансово-промышленной группы;

О возврате документов финансово-промышленной группы на доработку;

О регистрации финансово-промышленной группы.

Отказ в регистрации или возврат документов финансово-промышленной группы на доработку сопровождается письменным объяснением причин. В случае принятия полномочным государственным органом необоснованного решения, а также в случае нарушения им сроков рассмотрения документов финансово-промышленной группы его действия могут быть обжалованы в суд.

Термин "холдинг" происходит от английского глагола "to hold" - держать, иметь. Поэтому холдинговые компании часто называют "держательскими" организациями, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые компании широко распространены в зарубежных странах. Однако термин "холдинговая компания" применяется в основном в странах англо-американской правовой системы. В Германии для обозначения аналогичных производственно-хозяйственных комплексов используются термины "концерн" и "консорциум". В законодательстве ФРГ для обозначения таких объединений используется также характерный термин "связанные предприятия".

В составе такой группировки предприятий основное предприятие (материнская компания) имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних предприятий. Активы холдинговой компании практически полностью представлены акциями другого юридического лица или лиц. Контроль за деятельностью участников холдинга осуществляется через механизмы корпоративных (акционерных) полномочий. Как правило, холдинговые компании представлены в руководстве своих дочерних компаний, чаще всего в составе совета директоров и ревизионной комиссии.

Понятия "холдинг" и "холдинговая компания" не являются синонимами, поскольку холдингом называют группу юридических лиц, а холдинговой компанией - основное по отношению к участникам холдинга общество. Холдинговую компанию следует отличать от инвестиционной, так как последняя вкладывает средства в приобретение акций (долей) других обществ с целью извлечения прибыли, а холдинговая компания - с целью получения контроля над их деятельностью. Основным преимуществом образования холдингов является распределение коммерческих рисков, а также возможность продажи бизнеса по частям, поскольку дочерние компании остаются самостоятельными юридическими лицами.

Финансово-промышленная группа представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Из легального определения финансово-промышленной группы следует, что она не является одной из организационно-правовых форм юридических лиц. Невозможность придания ФПГ статуса юридического лица обусловлена стремлением сохранить за их участниками правосубъектность юридического лица, обеспечивающую ведение предпринимательской деятельности. Несмотря на отсутствие у ФПГ как комплексного образования совокупности прав и обязанностей, присущих юридическому лицу, можно отметить отдельные элементы правосубъектности ФПГ в отношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством.

Во-первых, участники группы, задействованные в сфере производства, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, т.е. единым субъектом налоговых правоотношений. Во-вторых, в ст. 20 НК РФ содержится понятие "взаимозависимые лица", которыми, в том числе, могут быть организации, если одна из них участвует в уставном капитале другой и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Выделение категории взаимозависимых лиц оказалось необходимым для возможности осуществления налоговыми органами контроля за ценообразованием в операциях, совершаемых между взаимозависимыми лицами. Применение "трансфертного ценообразования" между участниками предпринимательских объединений дает возможность занижать налогооблагаемую базу, что, конечно, не отвечает интересам государства. Следовательно, налоговые органы контролируют взаимозависимых лиц как единого субъекта.

С точки зрения антимонопольного законодательства участники группы, даже если они являются формально автономными (независимыми) юридическими лицами, представляют собой составные части общей структуры, управляются из единого центра и занимаются предпринимательской деятельностью для достижения интересов группы в целом. Поэтому в антимонопольном законодательстве ФПГ признается единым хозяйствующим субъектом.

По формам производственно-хозяйственной интеграции различают "вертикальные", "горизонтальные" финансово-промышленные группы и конгломераты. По статистике в России большинство зарегистрированных ФПГ отличаются вертикальным типом объединения (группы "Аэрофин", "Оборонительный стиль"). Горизонтальная интеграция предполагает объединение предприятий, ориентированных на выпуск однородной продукции (группы "Росстрой", "БелРусАвто"). Конгломераты считаются наиболее устойчивой формой объединения, которое имеет предприятия в разных, не связанных между собой, отраслях бизнеса, для того чтобы не зависеть от экономического положения в отдельной отрасли (группа "Объединенная промышленно-строительная компания").

По отраслевой принадлежности принято выделять отраслевые и межотраслевые группы; по степени диверсификации бизнеса - монопрофильные и многопрофильные; по масштабам деятельности - региональные, межрегиональные и межгосударственные (транснациональные). Финансово-промышленные группы считаются транснациональными, если среди их участников есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников СНГ, либо имеющие подразделения на территории этих государств, либо осуществляющие там капитальное строительство. Транснациональная компания, созданная на основе межправительственного соглашения, приобретает статус межгосударственной ФПГ.

Участники финансово-промышленной группы могут построить свои взаимоотношения двумя путями: либо как взаимодействие основного и дочерних обществ, либо как взаимодействие на условиях полного или частичного объединения своих материальных и нематериальных активов. В первом случае мы имеем дело с фактически холдинговой моделью, когда основное (материнское) общество имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций (долей) дочерних обществ, т.е. в силу преобладающего участия в их уставном капитале, руководить деятельностью каждого из них. Можно сказать, что ФПГ первого вида представляет собой предпринимательское объединение, основанное на "системе участия", экономической субординации и корпоративном контроле. В таком объединении основное общество выполняет функции центральной компании, через которую, по сути, и ведется деятельность группы в целом.

ФПГ второго вида является добровольным договорным предпринимательским объединением независимых друг от друга юридических лиц. По статистике большинство зарегистрированных (официальных) ФПГ создаются именно по типу объединений на основе договора; их иногда именуют "мягкими нехолдинговыми корпорациями", или "договорными холдингами". Финансово-промышленная группа этого вида создается путем заключения участниками группы договора о создании ФПГ, в соответствии с которым учреждается центральная компания. То есть центральная компания, по сути, представляет собой дочернее или зависимое общество по отношению ко всем участникам ФПГ. По своей юридической природе договор о создании ФПГ является разновидностью договора простого товарищества (ст. 1041-1054 ГК РФ).

Действующим законодательством предусмотрен ряд ограничений на участие в составе финансово-промышленной группы. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия могут входить в состав ФПГ на условиях, определяемых собственником имущества. Финансово-промышленная группа предполагает объединение материальных и нематериальных активов, но унитарное предприятие, не обладая правом собственности на закрепленное за ним имущество, не может самостоятельно распоряжаться своими активами, ему требуется согласование своих сделок с собственником имущества. Однако несмотря на данные ограничения, в России более 10% от общего числа участников всех зарегистрированных ФПГ являются предприятиями государственного сектора экономики.

Дочерние общества могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом. Решения, действия, сделки дочерних хозяйственных обществ могут быть достаточно жестко предопределены основными (материнскими) компаниями. Поэтому не исключена ситуация, при которой дочернее общество будет вынуждено выбирать между обязательными для него, но противоречащими друг другу, решениями руководящих органов ФПГ и основной (материнской) компании. Таким образом, данное ограничение обусловлено стремлением обеспечить должную управляемость при исполнении решений в системе ФПГ ее участниками.

Законодательство запрещает юридическому лицу участвовать более чем в одной финансово-промышленной группе. Данное ограничение предотвращает монополизацию рынка, поскольку группы с одинаковым составом участников не создают условий для свободной конкуренции. Однако очевидно, что участники ФПГ вправе входить в состав других видов объединений, например банковских групп.

Общественные и религиозные объединения не могут быть участниками финансово-промышленных групп, поскольку цели деятельности этих организаций (с учетом ограничений на занятие предпринимательством) не предполагают возможности их участия в производственно-финансовых комплексах.

Независимо от того, по какому типу организована финансово-промышленная группа (холдинг или договорное объединение), в ее составе выделяют обязательных и инициативных (необязательных) участников. Обязательными участниками в составе финансово-промышленной группы являются предприятия, действующие в сфере производства, а также банки и кредитные организации. Предприятиям производственного профиля отводятся функции по изготовлению и выпуску товарной продукции либо оказанию услуг, на банки или кредитные организации возлагается роль инвестиционных структур.

В качестве необязательных участников в ФПГ могут входить инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, а также любые другие организации.

Правовое положение данных субъектов определяется Федеральным законом от 30 ноября 199S г. «О финансово-промышленных группах». Финансово - промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом, По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем водной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово-промышленной группы обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Статус финансово-промышленной группы приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование создания (в том числе государственная регистрация), деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Государственная поддержка деятельности ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.


Полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере корпоративного регулирования

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Руководство ФСФР осуществляет Правительство РФ.ФСФР руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. вносит в Прав-во РФ проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2. принимает участие в разработке проектов основных направлений развития финансовых рынков, проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам сферы деятельности Службы

3. на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и условия в сфере корпоративного регулирования

4. ведет:единый гос реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела; реестр аттестованных лиц, прошедших аттестацию в соответствии с законодательством РФ; реестр профессиональных участников рынка ц.б.; госреестр кредитных потребительских кооперативов;госреестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов; гос реестр микрофинансовых организаций; гос реестр саморегулируемых организаций микрофинансовых организаций;реестр паевых инвестиционных фондов; и пр.

5. контролирует:соблюдение страхового законодательства субъектами страхового дела; выполнение иными физ и юр лицами требований страхового законодательства в пределах своей компетенции;исполнение плана восстановления платежеспособности финансовой организации; представление субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;достоверность представляемой субъектами страхового дела отчетности; и пр

6. проводит проверки: профессиональных участников рынка ц б, управляющих компаний, их саморегулируемых организаций, а также специализированных депозитариев; деятельности жилищных накопительных кооперативов; деятельности субъектов страхового дела (страховых организаций, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и страховых актуариев);ипр

7. принимает решения:о назначении временной администрации финансовой организации или нецелесообразности такого назначения, о продлении срока деятельности временной администрации финансовой организации, о досрочном прекращении деятельности временной администрации финансовой организации и назначении новой временной администрации; об отстранении руководителя временной администрации финансовой организации от исполнения возложенных на него обязанностей; о проведении выездной проверки деятельности финансовой организации по результатам анализа плана восстановления ее платежеспособности;об ограничении или о приостановлении полномочий исполнительного органа финансовой организации; и пр

8.согласовывает: решения совета негосударственного пенсионного фонда о его реорганизации и состав ликвидационной комиссии негосударственного пенсионного фонда; продажу, передачу страхового портфеля страховой организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; программы подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве в соответствующих финансовых организациях;

9. запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у органов гос статистики, федерального органа исп власти, осуществляющего госрегистрацию юр лиц, и иных органов гос контроля и надзора;

10. запрашивает и получает информацию о микрофинансовой организации из Единого государственного реестра юридических лиц;

11. обеспечивает соответствие сведений о микрофинансовой организации в госреестре микрофинансовых организаций сведениям об указанной организации в ЕГРЮЛ

12. требует от органов управления микрофинансовой организации устранения выявленных нарушений;

13. публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

14. обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности;

15. размещает на сайте в сети Интернет и публикует в печатном органе единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии субъектов страхового дела, а также статистические данные об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

17. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

18. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

19. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке; и др.