Британская антология 2000 AD постоянно выходит уже больше 30 лет и на данный момент насчитывает 1803 выпусков(выпуск=прог, привыкайте к термину, с этого момента буду использовать только его), не считая различных спешлов, аннуалов и Judge Dredd Megazine. И стрип про Судью Дредда занимает свое постоянное место в каждом проге начиная со второго, так что, даже при средней продолжительности одного стрипа в 6 страниц, очевидно, что материала огромное количество. Плюс ко всему этому, авторский состав и общее качество комиксов на протяжение всех этих лет оставались достаточно постоянными, поэтому просто выбрать пару эссеншл ранов, как это легко можно сделать с комиксами большой двойки, нельзя. Я постараюсь рассказать, основываясь только на личном читательском опыте, что из всего этого стоит читать, откуда начинать и все в этом духе. Но так как материала действительно много в особые подробности я уходить не буду.

Основной канон Дредда формирует крупные, идущие на протяжение нескольких прогов(иногда нескольких десятков прогов), истории, называемые “эпиками”. В них происходит основной ворлдбилдинг, и к их событиям делают отсылки на протяжении многих лет. Так же есть истории, идущие на протяжении нескольких прогов, но не являющиеся эпиками и истории, идущие всего один прог на 6-8 страниц. Обычно к событиям не эпиков больше не отсылаются (бывают и исключения, например PJ Maybe), однако у таких историй часто могут быть сиквелы. Самыми “важными” историями, конечно, являются эпики, но среди не эпиков, спин-оффов и самых коротких историй есть много вкусного, их я рассмотрю в следующей части(частях?). А пока начну с основного.

В принципе, начать читать можно абсолютно с любого момента, формат у 2000 AD такой, что в любом стрипе вас быстро введут в дело, так что в растерянности вы никогда не останетесь. Поэтому все зависит от того, сколько вы хотите потратить времени на чтение комиксов о судье Дредде. Я пытался начать читать с наиболее раннего периода, но скажу честно, совсем ранние комиксы про Дредда мне мало интересны и через них пройду очень быстро.

Британская антология 2000 AD постоянно выходит уже больше 30 лет и на данный момент насчитывает 1803 выпусков(выпуск=прог, привыкайте к термину, с этого момента буду использовать только его), не считая различных спешлов, аннуалов и Judge Dredd Megazine. И стрип про Судью Дредда занимает свое постоянное место в каждом проге начиная со второго, так что, даже при средней продолжительности одного стрипа в 6 страниц, очевидно, что материала огромное количество. Плюс ко всему этому, авторский состав и общее качество комиксов на протяжение всех этих лет оставались достаточно постоянными, поэтому просто выбрать пару эссеншл ранов, как это легко можно сделать с комиксами большой двойки, нельзя. Я постараюсь рассказать, основываясь только на личном читательском опыте, что из всего этого стоит читать, откуда начинать и все в этом духе. Но так как материала действительно много в особые подробности я уходить не буду.

Основной канон Дредда формирует крупные, идущие на протяжение нескольких прогов(иногда нескольких десятков прогов), истории, называемые “эпиками”. В них происходит основной ворлдбилдинг, и к их событиям делают отсылки на протяжении многих лет. Так же есть истории, идущие на протяжении нескольких прогов, но не являющиеся эпиками и истории, идущие всего один прог на 6-8 страниц. Обычно к событиям не эпиков больше не отсылаются (бывают и исключения, например PJ Maybe), однако у таких историй часто могут быть сиквелы. Самыми “важными” историями, конечно, являются эпики, но среди не эпиков, спин-оффов и самых коротких историй есть много вкусного, их я рассмотрю в следующей части(частях?). А пока начну с основного.

В принципе, начать читать можно абсолютно с любого момента, формат у 2000 AD такой, что в любом стрипе вас быстро введут в дело, так что в растерянности вы никогда не останетесь. Поэтому все зависит от того, сколько вы хотите потратить времени на чтение комиксов о судье Дредде. Я пытался начать читать с наиболее раннего периода, но скажу честно, совсем ранние комиксы про Дредда мне мало интересны и через них пройду очень быстро.

Вот здесь http://en.wikipedia.org/wiki/Judge_Dredd есть список всех основных сторилайнов. Я пройдусь по ним и посоветую, что из них действительно стоит прочитать, а про что стоит просто посмотреть краткое описание на википедии.

Самый ранний этап (до Judge Death ).

Мой наименее любимый период, примерно как silver age в американских комиксах, только с юмором, сатирой и безбашенным, правда, бескровным, насилием, свойственным британским комиксам. Однако, тут вводятся все основные элементы мира Дредда и ко многим моментам из этого периода потом будут отсылаться: появляется концепт частого клонирования судей, Дредд, в свою очередь, сам оказывается клоном самого первого судьи, Chief Judge’а Фарго; в 30 проге появляется брат Дредда по пробирке Рико, который gone rogue и вообще нехороший человек, возвращающийся с колонии для провинившихся Судей на Титане после 20 летней отсидки с целью отомстить. Введя колонию на Титане и, несколькими прогами позже, колонию на Луне нам дают понять, что судьи вовсю бороздят космос, это развивает мир и дает базу для новых историй. Пишут Пэт Миллс и Джон Вагнер, часто под псевдонимами. Читать все это если честно я не вижу смысла, просто знайте, что вот так вот там было.

Из того, что там все таки можно посмотреть:

  • The Cursed Earth (проги 61–85): roadtrip по Проклятой Земле (вся Америка кроме нескольких городов выжжена, все что не города это и есть Проклятая Земля). Первый “официальный” эпик, все так же сильно silver age. Этот и следующий эпик это definitive ранний Дредд, можно прочитать, например чтобы определиться нравится вам такое или нет. И если понравится, то вполне можно вернуться и к самому началу. Плюс те части, что нарисованы Болландом, выглядят очень хорошо.
  • The Day the Law Died (проги 86–108): Безумный судья Кэл захватывает власть. Дредд пытается его свергнуть. Лучшее из раннего Дредда, много юмора.

Начало “взросления” комиксов о Дредде.

C этого периода Вагнер и Грант окончательно формируют стиль, в котором будут писать на протяжении следующих лет, уверенно балансируя между сатирой, черным юмором, безумными комиксными идеями и боевиком. Однако местами эти комиксы все равно кажутся устаревшими.

  • Judge Death (проги 149–151): Первое появление Судьи Смерть, который станет главным антагонистом Дредда на долгое время. Также вводится psi-division с ее телепатами и судьей Андерсон. Отличное место чтобы начать читать.
  • The Judge Child (проги 156–182): Дредд отправляется в путешествие по космосу, много безумных приключений на разных планетах. Вводится Судья Херши и Chief Judge МакГрудер (она будет главной судьей еще долгое время). Безумные космические приключения это не то, что я хочу видеть в комиксах о судье Дредде, но это неплохой комикс.
  • Judge Death Lives! (проги 224–228): Комрады Судьи Смерти из другого измерения приходят за ним и устраивают массовые убийства, знаменитое “GAZE INTO THE FIST OF DREDD” отсюда. Любой комикс о Судье Дредде про Судью Смерть – отличный, читать обязательно.
  • Block Mania (проги 182 и 236–244): Шпионский боевик, пролог к Apocalypse War. Если читать Apocalypse War, то и это тоже.
  • The Apocalypse War (проги 245–270): Безумная военная история, советcкий Мега-Сити нападает на Мега-Сити Уан, в результате погибает более 500 миллионов. Такого вы больше нигде не увидите, один из главнейших комиксов о Дредде. К его событиям еще часто будут возвращаться.
  • City of the Damned (проги 393–406): Судьи создают машину времени и отправляют Дредда в будущее на разведку. Будущее в фикшене редко бывает хорошим, Дредда встречают толпы судей-вампиров. Этот эпик можно спокойно пропустить, ничего хорошего в нем нет.
  • Oz (проги 545–570): Один из любимых мной эпиков, много ворлдбилдинга, есть сегменты, нарисованные Бренданом МакКарти(в цвете!), и протагонистом здесь является не Дредд, а легендарный воздушный серфер Чоппер, сбежавший из тюрьмы, чтобы поучаствовать в главном соревновании по воздушному серфингу. Помимо истории о борьбе за свободу Чоппера, тут еще дополняется история судей введением секты судей ренегатов, отделившихся от обычных судей много лет назад. Однозначно читать.

Третий период, сага о Некрополисе и “кризис веры” Дредда .

Начинаются 90-е, следов от былой несерьезности уже совсем не остается. Вернее, юмор всегда был и будет в Дредде, но ощущения, что читаешь “устаревший” комикс уже нет. Дуэт Алана Гранта и Джон Вагнера распался из-за несогласия по поводу концовки Oz и того, как в принципе писать персонажа и на что ставить акцент. Алан Грант уходит писать комиксы про Судью Андерсон и Стронциум Дога. С этого момента Вагнер, хоть и с небольшим перерывом, был главным автором, ответственным за Дредда до настоящего времени. Активно используя политическую подоплеку, он завершил «взросление» комиксов о Дредде.

  • The Dead Man (проги 650–662): Этот стрип начал выходить независимо от стрипа про Судью, чтобы не выдать личность главного героя. Пишет Вагнер под псевдонимом. Это вестерн, действие происходит в Проклятой Земле. Является прологом к Некрополису, определенно стоит прочитать.
  • A Letter to Judge Dredd (прог 661): Важнейшая история, впервые у Дредда появляются сомнения по поводу системы, чьей правой рукой он был на протяжении многих лет. К этой теме многократно будут возвращаться.
  • Necropolis (проги 674–699; пролог 662–673): Вот это без всяких условностей можно назвать эпиком, долгая и глобальный история, самый красивый комикс Карлоса Эскьюэрры, что я читал. Темные Судьи во всей своей красе, огромный body count. К событиям будут отсылаться на протяжении многих лет.
  • America (Judge Dredd Megazine 1.01–1.07): Часто называют лучшим комиксом про Дредда, отличная соц. сатира, если вам интересен больше всего этот аспект, то можете начать читать отсюда. Вводится партия демократов и связанная с ними террористическая группа Total War.
  • The Devil You Know and Twilight’s Last Gleaming (проги 750–753 и 754–756): Тут заканчивается арк с демократией и на время прекращаются душевные искания Дредда. К теме с демократией еще вернутся, так же как и к Дредду, вопрошаемому систему.

Judgement on Gotham: Кроссовер Судьи Дредда с Бэтманом, как не странно лежит в континьюти, именно тут наконец ловят Судью Смерть после Некрополиса. Рисует Саймон Бизли. Мне нравится, но вполне можно пропустить, главное знать что тут Судью Смерть на долгое время сажают в изо-куб.

Период начала Judge Dredd Megazine.

Вагнер на некоторое время уходит пробовать формат нового журнала и дает место молодым писателям поработать над персонажем. Не самый лучший период, большинство комиксов здесь можно пропустить. Основной автор – Гарт Эннис, так же присутсвуют Марк Миллар, Грант Моррисон и Джон Вагнер.

  • Judgement Day (проги 786–799 и Megazine 2.04–2.09): Считаю худшим эпиком из всех. Как потом говорил Эннис он пытался совместить здесь все его любимые моменты из старых эпиков. Длинная и не сильно интересная каша, плюс еще и кроссовер со Стронциум Догом. Не рекомендую.
  • Inferno (проги 842–853): Пишут Моррисон и Миллар, по-моему единственное связанное с вселенной Дредда, из написанного Моррисоном, что можно прочитать. Но и не прочитав, вы ничего не потеряете.
  • Mechanismo и Wilderlands: После Некрополиса погибло большое количество Судей, и Главный Судья МакГрудер решает создать армию роботов Судей. Дредд не доверяет машинам, плюс ко всему этому возраст МакГрудер начинает давать о себе знать, она впадает в старческий маразм. Вагнер начал писать этот сюжет в Megazine и потом вернулся в 2000AD для продолжения сюжета в Wilderlands. История довольно длинная, Механизмо отличный, Wilderlands не особо. Самое интересное тут, что Wilderlands это опять космическое путешествие, Дредда приговаривают к 20 годам на Титане и что роботы Механизмо это такой легкий стеб Вагнера над Робокопом. Wilderlands можно спокойно пропустить, но неплохо знать, что Механизмо в конце отправляют на склад, и к теме роботов потом еще вернутся, а также что заканчивается эта история отставкой МакГрудер и выборами нового Chief Judge’а. Порядок чтения вот здесь http://en.wikipedia.org/wiki/Mechanismo в разделе Bibliography
  • Helter Skelter (проги 1250–1261): Отношу это сюда, хоть и перескакиваю через несколько эпиков. Самая последняя вещь, что Эннис писал о Дредде. Это такой love letter Энниса к 2000AD. Старые враги Дредда вторгаются из параллельных измерений. Неплохой экшн комикс, можно прочитать.

Современный Дредд.

Это, пожалуй, мой любимый период, достаточно постоянные по качеству экшн комиксы про полицию сурового будущего, часто уходящие в реальные политические проблемы. Вагнер пишет все главные комиксы. Если вы решили начать читать Дредда после недавнего фильма, я думаю, это одно из самых безопасных мест чтобы начать. Тут мне нравится все, так что особых рекомендаций не будет.

  • Bad Frendz (проги 955-959): Здесь вводится злодей всего следующего длинного сторилайна.
  • The Pit (проги 970–999): Мой любимый эпик, самый настоящий police procedural. Дредд наводит порядок в одном отдельно взятом коррумпированном секторе. Так же является прологом к The Doomsday Scenario.
  • The Doomsday Scenario: порядок чтения со всеми прологами тут http://en.wikipedia.org/wiki/The_Doomsday_Scenario Массовый боевик, два главных действующих лица (история одновременно в 2000AD и в Judge Dredd Megazine). Плюс отличный художник Колин Вилсон потрясно рисует детализированные футуристические города.

Одновременно с Doomsday начинается новый параллельный сторилайн, советский Судья Орлок (тот самый, появившийся в Block Mania) возвращается и хочет призвать к ответу Дредда за последствия Apocalypse War. Орлок похищает Андерсон (он в нее влюблен, больше об этом было в спин-офф стрипе об Андерсон).

Порядок чтения:

  • Return of the Assassin: проги 1141-1147
  • The Trial: проги 1148-1150
  • Trial of Strength: проги 1151-1152
  • Sin City: проги 1289 – 1299 (Кев Уокер рисует!)
  • The Trial Of Orlok: проги 1336-1337

Здесь стоит сказать, что Дредд в комиксах стареет в “реальном” времени. Сейчас ему уже больше 70 и, с большой вероятностью, служить ему осталось не долго. В следующем важном сторилайне вводится возможная будущая замена Дредду, Судья Рико. Он тоже клон первого Судьи Фарго, и назвался он в честь первого Рико, который предатель, чтобы искупить его грехи. Еще вводится племянница Дредда Виенна(она мелькала пару раз в раннем Дредде, но это не сильно важно). Вообще как раз из-за желания Вагнера очеловечить Дредда у него возникли разногласия с Аланом Грантом, который хотел, чтобы Дредд всегда был карикатурой полицейского-фашиста.

  • Blood Cadets (проги 1186–1188): Здесь впервые появляется Рико и рассказывают как первый Рико gone rogue.
  • Blood And Duty (progs 1300–1301): Тут вводят, вернее возвращают Виенну.

Возвращаются к теме демократии и террористической группы Total War в:

  • America II: Fading of the Light (Judge Dredd Megazine #3.20-3.25): сиквел к Америке
  • Cadet (in Judge Dredd Megazine #250-252): дочь Бенни из сторилайна «Америка» становится судьей, самый интересный из нововведенных персонажей
  • Terror и Total War (проги 1392–1399 и 1408–1419): первое это драма про ячейку террористов, второе это масштабный боевик

В истории Дредда самым большим пробелом было самое начало: с чего началась система Судей, как и почему Фарго пришел к власти, из-за чего произошла Третья Мировая. Поэтому Джон Вагнер и Карлос Эскьюерра, оригинальные создатели Дредда, решили, что пришло время заполнить этот пробел.

  • Origins (проги 1500–1519 и 1529–1535): Дредд с отрядом судей отправляется к местной святыни, находящейся в Проклятой Земле – криогенному мавзолею, в котором заморожен первый Судья Фарго, чтобы спросить у него совет. Так же Дредд знакомится со своей родней – мутантами-реднеками. Это задел на следующий сторилайн, где поднимают проблемы иммиграции. Много флэшбеков о прошлом, о том как Судьи пришли к власти, о судье Фарго, Третьей Мировой Войне, детстве Дредда и Рико(первого). Заканчивается переломным моментом для комиксов о Дредде. Тоже неплохое место чтобы начать читать, хоть я и считаю что немного поздновато.

Так же перед следующим сторилайном можно прочитать про PJ Maybe (он там будет играть важную роль), персонажа, ставшего настолько популярным, что сейчас он враг Дредда главнее Судьи Смерть. Порядок чтения здесь http://en.wikipedia.org/wiki/PJ_Maybe , все я не читал, но все что дальше 800 прога — отличные комиксы. Его приход к власти вообще одна из лучших историй.

  • Mutants in Mega-City One и Tour Of Duty: долгий сторилайн, Дредд после событий Origins решает пересмотреть закон, по которому мутанты не могут жить в Мега-Сити. Закон становится причиной огромного шитшторма среди обычных жителей и многих Судей. И Tour of Duty это сразу продолжение истории, Дредда отправляют в Проклятую Землю следить за постройкой городов для мутантов. Плюс ко всему этому идет линия про коррупцию в главном департаменте судей. Тоже один из любимых сторилайнов. Порядок чтения: http://en.wikipedia.org/wiki/Tour_of_Duty_(Judge_Dredd_story) раздел Publication history
  • Day of Chaos (проги 1743–1789): Самый недавний эпик, опять результат событий Apocalypse War. Шикарный экшн триллер, TOTAL MASSACRE

Вроде бы я ухватил все наиболее глобальные и важные истории за все существование стрипа. В следующей части расскажу о не самых главных историях и спин-оффах.

Мнение о комиксе «Судья Дредд: Год Первый».

Судья Дредд — один из самых культовых персонажей вне Большой Двойки. Блюститель Закона с многофункциональным пистолетом Законотворцем, облаченный в броню и шлем, вечно скрывающий лицо, Дредд завоевал много читательских сердец. И вот, впервые, он приходит на рынок комиксов в России через комикс «Судья Дредд: Год Первый».

«Судья Дредд: Год Первый» повествует о событиях, которые произошли, когда Дредд только вышел на улицы МегаСити-1. Он еще не матерый Судья, чье имя сразу внушает страх всем преступным элементам, он хорош, но он еще не обладает опытом и знанием того, как дела обстоят в реальной жизни вне учебки. Рационалист и скептик, Дредд сталкивается с угрозой, которую не одолеть с помощью бронебойных патронов Законотворца: по всему МегаСити-1 начались всплески пси-активности, которые пробуждают в подростках экстрасенсорные способности. И молодые жители МегаСити-1 ничем не лучше взрослых, в городе начинаются новые беспорядки, с которыми Судьям справиться не под силу. Дредд вынужден обратиться к помощью псиоников на стороне Закона и найти источник угрозы.

Многие ошибочно могут подумать, что «Судья Дредд: Год Первый» — комикс, который познакомит читателя с персонажем, его миром и прочими вещами. Но как бы не так, на удивление, перед нами скорее флэшбек для фанатов, которым интересно посмотреть, каким был Дредд в свои первые годы службы. Порог входа для новых читателей, тем не менее, не страшный, вам достаточно знать рядовую информацию о том, кто такой Судья Дредд и откуда он появился. Сама же история сценариста Мэтта Смита на первый взгляд может показаться скучной, но то, сколько мыслей вложил Смит в подкорку комикса, под середину начинает цеплять так же сильно, как и наручники Судей. Смит не выделяет конкретную положительную сторону в конфликте и мире в целом, он дает понять как бунтующих, так и блюстителей Закона.

А Дредд в этой истории -именно тот, кем он должен быть — слепое воплощение Закона. Хорошо, плохо, не важно, главное — Закон. К тому же, комикс сразу раскрывает фантастическую составляющую мира Судьи Дредда, не пытаясь держаться рамок более-менее реального пост-апокалипсиса, поэтому в истории большую роль играют телепаты и путешествия между измерениями.

Главный недостаток художника Саймона Колби заключается в том, что его рисунок имеет крайне скудное количество деталей, но в целом, он хорошо ложится на мир Судьи Дредда. Тем не менее, некоторые кадры ему удаются, а некоторые вызывают недоумение. Т.е. ругать его не хочется, но и хвалить вряд ли получится. А все недостатки скрываются работой с тенями, что уравнивает чашу весов в сторону одобрения.

«Судья Дредд: Год Первый» выпущен на русском языке издательством «Xl Media» . Это — первый комикс, который издательство выпустило в формате ТПБ. Книга имеет стандартный формат (что редкость для русскоязычных тпб) и матовую обложку с выборочным лакированием. Среди дополнительных материалов — щедрая россыпь очень красивых обложек. Очень хорошая и приятная книга, которой данный формат издания подходит как нельзя лучше.

«Судья Дредд: Год Первый» не в состоянии вызвать восторгов, но и разочаровать он не сможет. Перед нами хорошая история разряда «один день из жизни Судьи Дредда», а жизнь у Судьи Дредда такая, что и один день, вырванный из его жизни, может стать хорошим комиксом. К тому же, интересно посмотреть на персонажа, когда он еще не имеет той славы и статуса, с которыми его привыкли видеть. Комикс не преследует цели рассказать новичкам о персонаже, но хорошо обрисовывает как мир персонажа, так и его окружение, заставляя додумывать вещи и хотеть новых историй о более матером Судье Дредде. Ведь если он на заре своей карьеры так хорошо служил Закону, то только псионикам известно, насколько мощным он является в будущем.

Этот и многие другие комиксы можно приобрести в магазине