Быть малым или средним предприятием выгодно. Для таких субъектов есть много льгот, поэтому если попасть в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства , то компания или предприниматель могут рассчитывать на господдержку и сэкономить, например на налогах. Кроме того, малый бизнес имеет доступ к госзакупкам и освобожден от проверок до 2019 года. Чтобы подтвердить статус малого или среднего предприятия, нужно проверить, отвечает ли компания критериям, которые определяет закон. А затем убедиться, что компанию включили в реестр.

Какие предприятия относят к малым и средним

Субъектами малого и среднего бизнеса могут стать (ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; далее – Закон № 209-ФЗ):

  • производственные кооперативы;
  • потребительские кооперативы;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Эти лица должны отвечать трем критериям:

  • состав учредителей;
  • число сотрудников;
  • размер дохода.

Состав учредителей

Это требование не распространяется на индивидуальных предпринимателей и компании, чьи учредители – только физические лица. Причем не важно – российские или иностранные. Если в число участников компании входят иные учредители, то их доля не должна превышать:

  • 25 процентов в сумме, если это государственные образования (Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования);
  • 25 процентов в сумме, если это общественные и религиозные организации и фонды;
  • 49 процентов в сумме, если это прочие организации.

Эти лимиты не касаются:

  • организаций, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • организаций, которые применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями – бюджетными или научными учреждениями;
  • организаций, учредители которых есть в перечне лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

Число сотрудников Среднесписочная численность сотрудников за прошлый календарный год не должна превышать:

  • от 101 до 250 включительно – для средних предприятий. Иное значение может установить Правительство РФ, если основной вид деятельности организации связан с легкой промышленностью (производство одежды, текстильных изделий, изделий из кожи, обработка кожи);
  • до 100 включительно – для малых предприятий;
  • до 15 – для микропредприятий.

Размер дохода Предельные значения дохода от предпринимательской деятельности за прошлый календарный год не должны превышать:

  • для средних предприятий – 2 млрд руб.;
  • для малых предприятий – 800 млн руб.;
  • для микропредприятий – 120 млн руб.

Такие значения утвердило Правительство РФ в постановлении от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Доход от предпринимательской деятельности суммируется по всем видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам. Принадлежность к малому и среднему бизнесу определяют по наибольшему показателю из трех. Категория предприятия изменится, если от указанных значений в течение трех календарных лет подряд будет отклоняться:

  • состав участников;
  • численность работников;
  • размер выручки от реализации товаров, работ и услуг.

Как подтвердить статус малого и среднего предприятия

Чтобы подтвердить свой статус малого и среднего предприятия, нужно попасть в Единый реестр малого и среднего предпринимательства и получить выписку из реестра.

Как попасть в реестр

Единый реестр малого и среднего предпринимательства ведет ФНС России. Чтобы попасть в него, никаких документов подавать не надо. Налоговая служба вносит сведения в реестр автоматически. Реестр формируют на основе сведений о доходах и среднесписочной численности сотрудников, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации из госорганов. Если компании нет в реестре, то можно подать заявку , и ФНС внесет сведения вручную. Также можно поправить некорректные данные либо внести дополнительные сведения, чтобы заказчики получили полную информацию. Кроме того, можно сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства, контактах. Это можно сделать самостоятельно . Информацию в реестре обновляют один раз в год 10 августа по состоянию на 1 июля текущего года.

Как получить выписку из реестра

Для этого нужно зайти на сайт реестра и ввести ИНН, ОГРН, наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя. После этого можно скачать и распечатать выписку. В выписке из реестра уже есть усиленная электронная подпись. Такая выписка обладает юридической силой (п. 1, 3 ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Местные налоговые инспекции не выдают справки о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства (письмо ФНС России от 8 августа 2017 г. № ГД-4-14/15554).









Некоторые законодательные акты РФ подверглись существенным корректировкам. В частности, для малых хозяйствующих предприятий изменились критерии отнесения, и с июня 2015 года перед бизнесменами открывается ряд дополнительных возможностей.

 

Кто относится к малым предприятиям?

Малое предприятие - это небольшая фирма, зарегистрированная как КФХ, ООО или ИП и отвечающая нескольким установленным законодательством параметрам. После вступления в силу ФЗ «О внесении изменений…» от 29.06.2015 г. существенно изменились условия для отнесения к субъектам малого бизнеса и появились дополнительные льготы.

Таким образом, для малого бизнеса осталась неизменной только численность работников, а увеличение размера инвестиций дает ряд несомненных преимуществ:

  • Возможность приобретения самой современной техники и прочего оборудования для развития компании в том случае, если ранее установленный основной капитал не был на это рассчитан.
  • Увеличение прибыли и товарооборота.
  • Повышение качества продукции.
  • Более широкие возможности для развития бизнеса.

В последнее время Правительство РФ взяло курс на популяризацию малых инновационных предприятий, занимающихся разработкой и внедрений новых программ и технологий, созданием и производством товаров, оказанием услуг и работ. Чаще всего такие организации находятся при различных ВУЗах и НИИ, работают в экономической или научно-технической сферах, и иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои деньги именно в них.

Микропредприятие и малое предприятие: разница

Микропредприятие - это подгруппа субъекта малого предпринимательства, отвечающая определенным критериям. Проследить разницу между микро- и малым предприятием можно здесь:

Преимущества создания микропредприятий:

  • Сниженная налоговая ставка (9%) для ИП.
  • Нет необходимости предоставлять заключение присяжного аудитора при сдаче годовой отчетности в УФНС.
  • Отсутствие обязательств по авансовым платежам по налогу на прибыль.
  • Возможность работы по совместительству на нескольких хозяйствующих субъектах у сотрудников микрокомпании.

Не обходится здесь и без минусов:

  • Для работников закрыты некоторые льготы.
  • Одинаковые правила ведения бухучета для всех форм выплат налога на организацию.
  • Изменение статуса с плательщика налога на микропредприятие на плательщика подоходного налога с населения или компании возможно только после окончания налогового периода.
  • При работе сотрудника только на микропредприятии снижается объем пособий от Службы Социального Страхования.

Говоря о малом бизнесе, список достоинств значительно расширяется:

  • Ведение бухгалтерской отчетности по упрощенной форме.
  • Освобождение от НДС при сумме выручки от реализации товаров за последний квартал свыше 2 000 000 руб.
  • Возможность использования УСН.

Переход на УСН освобождает от ведения бухгалтерского учета, но он может быть осуществлен лишь в том случае, если за последние 9 месяцев ИП получил не более 15 000 000 руб. выручки, а остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств составляет не более 100 000 000 руб. Для юридических лиц никаких освобождений не предусмотрено.

Недостатки создания субъекта малого бизнеса:

  • Большая зависимость от более крупных организаций.
  • Нестабильные курсы валют.
  • Трудности в плане привлечения инвесторов из других стран, т.к. они в большинстве случаев заинтересованы в более крупных вложениях и, соответственно, прибыли.

Нужно ли подтверждение своего статуса субъектами малого предпринимательства?

Для отнесения к субъектам малого бизнеса достаточно того, чтобы компания соответствовала заданным критериям, т.е. никакие подтверждения не нужны: при сдаче годовой отчетности УФНС видит результаты финансовой деятельности.

Если юридическому лицу требуется подтвердить состав участников ООО, то это можно сделать с помощью решения об учреждении или выписки из ЕГРЮЛ, которую можно заказать на сайте УФНС.

Какие льготы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства?

При соответствии с установленными законодательством критериями, субъекты получают множество льгот:

  • Отсутствие кассового лимита и возможность хранения в кассе любой суммы: для этого достаточно издания приказа руководителя компании.
  • Увеличение вероятности получения субсидий от местных властей.
  • До 1 июля 2018 года есть возможность приобрести муниципальную или государственную недвижимость в преимущественном порядке.
  • Сокращение сроков неналоговых проверок.
  • Налоговые каникулы для организаций, работающих в социальной, производственной или научной сфере.

Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности.

Более подробно можно узнать в этом видео:

Критерии определения категории субъекта предпринимательства

Разъяснения для руководителей предприятий (организаций).

Критерии отнесения к субъектам предпринимательства.

В статьях 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» раскрывается понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся соответствующие определенным критериям: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства. Какие же критерии установил законодатель для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства?
Первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.
Второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ, — без учета НДС. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) исчисляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.Предельные значения этих величин устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
— микропредприятия — 60 млн. рублей;
— малые предприятия — 400 млн. рублей;
— средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Форма справки об отнесении к субъектам малого и среднего предпринимательства

Время публикации: 10.11.2009 13:53
Последнее изменение: 08.09.2017 09:17

Разберемся, что такое СОНКО с точки зрения 44-ФЗ, и как такие юрлица участвуют в госзакупках.

Прежде всего, разберемся с определениями.

СМП расшифровывается как «субъект малого предпринимательства».

Что касается СОНКО, расшифровка по 44-ФЗ также не отличается от общепринятой — это социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так же. Именно о них пойдет речь в этой статье.

Кто такие СОНО

Итак, рассмотрим подробнее вопрос «СОНКО — это какие организации?». Обратимся к определению Федерального закона № 7 от 12.01.1996. Это структуры, которые занимаются, например, такой деятельностью (весь перечень можно найти в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):

  • соцобслуживание граждан;
  • соцподдержка и защита;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных.

При этом важно помнить, что если организация и занимается подобной деятельностью, но ее учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, она не будет считаться социально-ориентированной некоммерческой.

Особенности участия в закупках по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе рассматривает их также как ФЗ № 7.

СМП и СОНКО участвуют в госзакупках по одним и тем же правилам.

Кто подпадает под субъекты малого предпринимательства. Какие у них льготы?

Для них, в целях поддержки малого предпринимательства, предусмотрены преимущества (ст. 30 44-ФЗ). Госзаказчики обязаны заключать с ними контракты, общая сумма которых составит минимум 15 % от совокупного годового объема. Они могут сделать это двумя способами:

  1. Провести торги, к участию в которых допускаются только такие юрлица. Это могут быть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные, электронные аукционы, запросы котировок и предложений. НМЦК при этом не должна превышать 20 млн рублей.
  2. Установить требование к победителю — привлечь СМП или СОНО к исполнению госконтракта в качестве субподрядчика. НМЦК в этом случае не ограничена.

Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приемке.

Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несет поставщик.

<*> Nyurenberg E. LNFWPL and subjects of micro-entrepreneurship. Nothing has been changed?

Правовое изучение проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) имеет большое значение для правоприменительной практики. В статье анализируются актуальные вопросы в данной сфере. Автором отмечается, что обращением с отходами теперь является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Ключевые слова: ПНООЛР, отходы, лимиты, потребление, природопользование, индивидуальные предприниматели.

Legal study of draft norms of formation of wastes and limits for placement thereof (LNFWLP) is very important for law-application practice. The article analyses topical issues in this sphere. The author notes that work with wastes is now the activity aimed at collection, use, deactivation, transportation and placement of wastes.

Key words: LNFWLP, wastes, limits, consumption, nature management, individual entrepreneurs.

30 июня 2009 г. начали действовать наиболее важные поправки, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в Закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Особенно много оптимизма вызвали у субъектов малого и среднего предпринимательства изменения, внесенные в п. 3 ст. 18 Закона, в соответствии с которыми субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), но представляют в уполномоченные органы государственной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Учитывая практическую невозможность разрабатывать ПНООЛР самостоятельно, природопользователи вынуждены были нести существенные издержки, обращаясь к коммерческим организациям за соответствующими услугами. Принимая во внимание административную ответственность, предусмотренную главой 8 КоАП, применение штрафных санкций для некоторых субъектов малого предпринимательства фактически означало их банкротство.

Таким образом, законодатели, видимо, желали облегчить бремя для субъектов малого и среднего предпринимательства, избавив их от части расходов. Напомним, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

Пноолр и субъекты малого и среднего предпринимательства. Ничего не изменилось? *

N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим критериям:

а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц не должна превышать 25% (с некоторыми исключениями), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (с некоторыми исключениями);

б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории предприятий:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

в) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории предприятий.

Для выручки установлены следующие предельные значения:

  • микропредприятия — 60 млн. рублей;
  • малые предприятия — 400 млн. рублей;
  • средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Таким образом, значительное количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей смогли вздохнуть с облегчением. Однако радость оказалась преждевременной.

Закон N 309-ФЗ внес также изменения в понятийный аппарат путем поправок к ст. 1 Закона "Об отходах производства и потребления".

Так, обращением с отходами теперь является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом накоплением отходов является временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, любое предприятие или индивидуальный предприниматель, имеющий на своей территории мусорный контейнер, мусорный бак или мусорную корзину, которые в связи с незначительным объемом мусора опустошаются и вывозятся с некоторой периодичностью соответствующими специализированными организациями на основании заключенных договоров, по мнению контролирующих органов, занимается накоплением отходов в целях их дальнейшего транспортирования или иначе, обращением с отходами.

При этом остается неразрешенным вопрос: существуют ли в природе предприятия и индивидуальные предприниматели, которые в процессе своей деятельности не накапливают отходы, т.е. не имеют мусорных корзин, которые в течение дня наполняют, например, офисной бумагой? Где находится та граница, когда попадание в мусорную корзину очередной бумажки становится обращением с отходами в смысле, придаваемом контролирующими органами?

Далее контролирующие органы обращаются к ст. 11 Закона "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которой индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами , т.е. в том числе их накоплением в целях дальнейшего транспортирования, обязаны разрабатывать ПНООЛР.

Таким образом, по мнению контролирующих органов, полностью освобожденными от обязанности по разработке ПНООЛР являются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые образуют отходы и при этом не осуществляют эксплуатацию объектов, связанную со сбором, накоплением , использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов. Если такие предприятия и индивидуальные предприниматели еще остались, то им крупно повезло. Им действительно не надо разрабатывать ПНООЛР.

Конечно, законодатель не вкладывал такой смысл, принимая поправки к Закону "Об отходах производства и потребления". Однако природопользователям от этого не легче. На практике контролирующие органы уже пользуются и будут в дальнейшем пользоваться возможностью двойного толкования ст. 11 и 18 Закона и штрафовать субъектов малого и среднего предпринимательства за отсутствие ПНООЛР.

Если вы уже столкнулись с подобной ситуацией и готовы отстаивать свою позицию в суде, то обращаю ваше внимание на то, что не все суды согласны с позицией контролирующих органов.

Так, например, Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2009 г. по делам N А42-3749/2009, N А42-2954/2009, Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2009 г. по делу N А70-5643/2009, Первого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2010 г. по делу N А79-78/2010 придают понятию деятельности по обращению с отходами иной смысл.

Так, в своем Постановлении от 22 марта 2010 г. по делу N А79-78/2010 Первый арбитражный апелляционный суд указывает, что до внесения последних изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. под обращением с отходами понималась деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, делает вывод суд, законодатель после внесения соответствующих изменений в Закон "Об отходах производства и потребления" разграничил деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, т.е. деятельность по обращению с отходами. Следовательно, деятельность по накоплению отходов, по мнению суда, носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Так как из материалов дела не следовало, что общество занималось накоплением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона "Об отходах производства и потребления" (ни заявленные коды ОКВЭД, ни фактическая деятельность общества не связаны с деятельностью по обращению с отходами), то, следовательно, с 1 июля 2009 г. невыполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязанности по разработке ПНООЛР, считает суд, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если контролирующие органы еще не успели дойти до вашего предприятия, то можно посоветовать минимизировать риски и пересмотреть договор со специализированной организацией по вывозу отходов с тем, чтобы на основании вашего договора контролирующие органы могли сделать следующие выводы:

  1. мусорные баки и контейнеры не принадлежат вашему предприятию либо переданы в аренду специализированной организации по вывозу отходов;
  2. право собственности на отходы переходит к специализированной организации в момент поступления отходов в мусорные баки и контейнеры.

В таком случае контролирующим органам будет сложно обвинить ваше предприятие в том, что оно занимается накоплением либо размещением отходов, т.е. деятельностью по обращению с отходами.

В завершение следует добавить, что Кабинетом министров Республики Татарстан уже внесено предложение по внесению изменений в ст. 11 Закона "Об отходах производства и потребления", дополнив ее положениями, исключающими обязанность разработки ПНООЛР субъектами малого предпринимательства. Такая поправка исключит саму возможность двойного толкования. В настоящее время данный вопрос прорабатывается, но от того, как быстро он будет решен, зависит количество пострадавших субъектов малого и среднего предпринимательства.

Уважаемый посетитель!

Эта страница сайта создана для решения основных и проблемных вопросов предпринимателем и для информационного взаимодействия граждан по вопросам малого и среднего предпринимательства. Вы можете задать вопрос Главе и получить быстрый ответ.

Согласно ч.1 ст. 6 ФЗ от 24.07.2007 года за № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ от 24.07.2007 года за № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости и др.

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст.

Результаты поиска

14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В адрес Администрацией Петровского сельского поселения заявлений организаций и индивидуальных предпринимательств заявлений о предоставлении льгот, отсрочек, рассрочек, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации не поступало

На 01.04.2016 года муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования нет.

Информация размещается на основании пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

На территории Петровского сельского поселения зарегистрировано 9 субъекта малого предпринимательства (далее СМП), из них 1 индивидуальный предприниматель и 1 юридическое лицо.

Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе Иркутской области проводятся выборочно путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых и средних предприятий. Информация размещена на сайте Иркутскстата.

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе муниципальных образований проводятся один раз в пять лет. С итогами сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 г. можно ознакомиться на сайте Иркутскстата.

Информация о реализации государственных и муниципальных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства

Общую информацию о реализации разных видов программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства можно найти на сайте Министерства экономического развития Иркутской области.

С региональной подпрограммой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2015-2018 годы государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы» можно ознакомиться на сайте Министерства экономического развития Иркутской области

С муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Жигаловский район» на 2013-2015 годы.

можно ознакомиться на сайте Администрации муниципального образования «Жигаловский район».

Сведения о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства, об их классификации по видам экономической деятельности и об обороте товаров (работ, услуг), производимых данными субъектами на 01.03.2016 года

Сведения о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства, об их финансово-экономическом состоянии на 01.03.2016года

Иные сведения финансово-экономического состояния субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют.

В целях создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса разработана программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении Жигаловского района Иркутской области на 2015-2017 годы»(далее - программа)

Задачи программы.

Совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства в т.ч.:

— развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;

— преодоление административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства;

— совершенствование системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

— развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых и средних предприятий, (далее МСП).

Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава МСП;

— совершенствование системы получения МСП организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса с использованием информационно-коммуникационных технологий;

— обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Петровского сельского поселения;

— содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства посредством формирования положительного общественного мнения;

— стимулирование межрайонной и межрегиональной активности малых и средних предприятий

Перечень основных мероприятий подпрограммы.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в виде:

— предоставления муниципальных гарантий

— привлечения субъектов малого и среднего бизнеса к участию по размещению муниципальных заказов на поставку продукции, товаров, работ и услуг для муниципальных нужд

Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства:

Предоставление муниципального имущества во владение или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства

Реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества

Нормативное правовое, информационное и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства

— разработка нормативно-правовых документов с целью совершенствования реализации мероприятий Программы

Разработка программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении Жигаловского района Иркутской области на 2018-2020 годы»

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

— содействие в участии в районных семинарах по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности

Содействие в обучении индивидуальных предпринимателей основам ведения предпринимательской деятельности

Повышение квалификации муниципальных служащих, занимающихся вопросами поддержки среднего и малого бизнеса

Создание и содействие деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства:

— публикация информационных материалов в информационном листе «Петровский вестник», освещающих вопросы деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении

— консультационная поддержка деятельности координационных и совещательных органов.

Постановление от 08.05.2015 № 17-1 Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Петровского муниципального образования на 2015-2016 годы»

СПИСОК субъектов малого и среднего предпринимательства на территориимуниципального образования Петровского сельского поселения

Дата создания материала: 28-12-2016. История изменений

Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Наиболее часто применяются следующие критерии: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в законе.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с Законом РФ о бухгалтерском учете.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого предпринимательства, ведут реестры субъектов малого предпринимательства – получателей такой поддержки.

Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, внесенные в Реестр малого предпринимательства, имеют право на поддержку, оказываемую органами власти Москвы, однако невключение субъекта малого предпринимательства в реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.

  1. Признаки малого предприятия
  2. Как и кем определяется статус предприятия?
  3. Налоговые каникулы для малого бизнеса
  4. Другие льготы для субъектов малого предпринимательства
  5. Подведём итоги

Весной-летом 2015 года законодатель в очередной раз внёс дополнения в нормативные акты, регулирующие структуру и организацию малого и среднего бизнеса. Принципиальных изменений не произошло, но появилось несколько новых нюансов, которые должны учитываться предпринимателями. Например, критерии соответствия фирмы категории малого предпринимательства уже немного не те, что раньше. Вопросы льгот и «налоговых каникул» тоже требуют пояснения.

Признаки малого предприятия

30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ, который теперь устанавливает, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2015 году. Тот же вопрос дополнительно детализирует постановление Правительства, опубликованное 13 июля. Как и прежде, критериев три: размер выручки, количество работников и доля сторонних предприятий в уставном капитале.

  1. Размер выручки от продажи товаров, оказания услуг или проведения работ не должен превышать 800 млн рублей за предыдущий год. НДС при расчёте итоговой суммы выручки не учитывается.
  2. Средняя численность работников за тот же прошедший год – не более 100 человек.
  3. Доля сторонних организаций в уставном капитале фирмы – максимум 49 %.

Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств. Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

Первые два пункта не изменились со времён действия прежних нормативных актов, а вот третий был существенно скорректирован. Раньше процент участия сторонних юр. лиц составлял 25 %, теперь же его увеличили почти вдвое – до 49 %. А это означает, что количество субъектов малого предпринимательства резко возросло за счёт фирм, «выросших» из других участников рынка.

Среди субъектов малого предпринимательства по-прежнему выделяются микропредприятия. Размер выручки такой «особо малой» фирмы – максимум 120 млн рублей за год, а среднее количество работников – не более 15 человек. В отношении доли других организаций в УК действует тот же процент – 49.

Особняком стоят индивидуальные предприниматели и КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства). Поскольку у них не может быть уставного капитала, они «вписываются» в малый бизнес только по первым двум критериям.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — критерии отнесения в 2018 году

К ним предъявляются те же требования по средней численности работников и выручке от реализации.

Как и кем определяется статус предприятия?

К счастью, никто не требует от ИП или руководителя фирмы подтверждать свой статус самостоятельно. Собирать налоговые декларации и прочую отчётность, делать копии трудовых договоров и учредительных документов, писать заявление с просьбой подтвердить факт «малого предпринимательства» не нужно – пусть классификацией занимаются налоговые инспекторы. Они без труда определят, кто относится к субъектам малого предпринимательства, а кто нет.

Например, точные данные о выручке содержатся как в отчётности о финансовых результатах деятельности фирмы или ИП, так и в налоговых регистрах. Для компаний, работающих по УСН, это Книга учёта доходов и расходов, утверждённая приказом Минфина. Сведения о среднесписочной численности персонала есть в отчётности, которую всем фирмам необходимо сдавать ежегодно до 20 января. Состав же учредителей указан как в решении об учреждении ООО, так и в выписке из ЕГРЮЛ. Все эти бумаги (или их копии) и так поступают в ФНС, так что в этом ведомстве все, кому надо, уже знают о статусе организации.

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Почему так важно понимать, относится ли предприятие к числу малых или нет? Потому что малого бизнеса законодатель предусмотрел ряд льгот, наиболее важная из которых – так называемые налоговые каникулы. Правда, действует эта льгота только в отношении новых фирм, открывающихся в этом году.

Суть её заключается в полном освобождении предприятий малого бизнеса от уплаты налогов на 2 года. Сразу отметим, что этот бонус предоставляется далеко не всем вновь зарегистрированным компаниям. Условия и сроки «налоговой свободы» устанавливают региональные власти, они же составляют перечень видов деятельности, к которым применяются льготные условия налогообложения.

Пока что налоги для молодых предпринимателей заморожены далеко не везде. Москва отреагировала сразу – в столице нулевая ставка налога по упрощёнке введена для 30 видов деятельности (как в производственной, так и в социальной и научной сферах). Аналогичные положения (но с меньшим охватом) приняты в Башкортостане, Оренбургской области. В Курганской области налоговые льготы распространяются только на микропредприятия.

Другие льготы для субъектов малого предпринимательства

Кое-что осталось без изменений, но некоторые льготы дополнены, расширены или, наоборот, частично ограничены.

  1. ИП и предприятия малого бизнеса могут не устанавливать кассовый лимит и хранить у себя сколько угодно обналиченных средств (всю выручку, которая поступает от клиентов). Владелец фирмы имеет право сам решать, какую сумму оставить в кассе, а какую сдать в банк и сразу влить в оборотку. Право на отмену лимита возникло ещё в марте 2014 года, но некоторые руководители не воспользовались им до сих пор. Если такая необходимость возникнет – достаточно будет издать приказ руководителя об отмене лимита в организации. Если же официально лимит не отменён, от хранения в кассе излишков нужно воздержаться – за это могут выписать штраф в 50 тыс. рублей как за административное правонарушение.
  2. Право на упрощённый бухгалтерский отчёт также сохраняется за малыми предприятиями. Они могут составлять бухгалтерскую отчётность в сокращённом виде.
  3. Сроки неналоговых проверок для предпринимателей по-прежнему остаются сокращёнными.
  4. В соответствии с 156-ФЗ (ранее этот вопрос регулировался 44-ФЗ) все, кто относится к субъектам малого предпринимательства, имеют право на преимущественный выкуп арендуемой государственной и муниципальной недвижимости.
  5. Право получать субсидии на открытие и развитие от региональных властей также сохраняется за малым бизнесом.

Словом, возможностей хватает. Главное – правильно и своевременно ими воспользоваться.

Подведём итоги

Определить, является ли ваша фирма малым бизнесом или нет, можно буквально на глаз. Долгих расчётов для выяснения соответствия компании трём критериям не понадобится. Если вы ИП, то к субъектам малого предпринимательства относитесь однозначно. Если у вас упрощённая система налогообложения – тоже (условия УСН подразумевают это априори). А если вы только собираетесь стать предпринимателем – не тяните: сейчас самое время открыть своё дело и воспользоваться старыми и новыми льготами.

Внесены существенные изменения в закон об субъектах малого предпринимательства. В интернете есть официальный ресурс, на котором можно проверить, относится ли ваше предприятие к СМП. Но важно понимать и требования закона, чтобы в случае ошибки чиновников уточнить статус своего предприятия и воспользоваться соответствующими льготами, если есть такие права. В статье рассмотрим, что значит субъект малого и среднего предпринимательства, и кто к ним относится. В статье расскажем про субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

В статье:

Обратите внимание на главную новость на сегодня: , читайте про изменения в журнале « ». Вести бухгалтерию ИП онлайн вы можете в нашей программе « ». Акция: предпринимателей — бесплатно!

Что такое субъекты малого и среднего предпринимательства?

Понятие субъектов малого предпринимательства, а также среднего предпринимательства раскрывается в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К таким субъектам могут относиться как юрлица, так и предприниматели, если они отвечают ряду требований.

Для предприятия малого и среднего бизнеса критерии соответствия приведены в п. 1 ст. 4 вышеуказанного закона. В статье же мы их рассмотрим чуть ниже.

Разделение хозяйствующих субъектов на категории введено для того, чтобы учитывая масштаб предпринимательской деятельности вводить некоторые льготы или предъявлять меньше требований к документообороту и отчетности тех субъектов, для которых такие поблажки допустимы.

Минфин в письме от 25.07.2017 № 03-11-11/47293 структурировал информацию о некоторых налоговых льготах для СМП. В частности была упомянута возможность снижения налоговых ставок при применении спецрежимов налогообложения.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году?

Критерии малого бизнеса предусмотрены и для индивидуальных предпринимателей и для организаций. На всех распространяется критерий численности: к СМП относятся субъекты с численностью до 100 человек, в том числе при численности до 15 человек включительно субъекты считаются уже микропредприятиями.

Есть ограничение и по доходам, которое распространяется и на ИП, и на организации.

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 устанавливает значения по предельной величине доходов. Категории малого бизнаса по доходам:

В письме от 25.08.2017 № ГД-4-14/16894@ налоговики поясняют, что при внесении информации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства чиновники берут информацию о среднесписочной численности и доходах за предыдущий календарный год. При этом данные сведения вносятся 10 августа на основании вышеуказанных данных, которые попали в систему к 1 июля.

Требования к ИП для отнесения к СМП на этом ограничиваются, а вот к предприятиям предъявляются и другие требования.

Параметры микро бизнеса, малого и среднего предприятия для ЮЛ и ИП

Обратите внимание, что ИП также должны соответствовать этим критериям. Из этой таблицы вы узнаете, какие предприятия относятся к субъектам малого бизнеса (СМБ).

Определение субъекта малого предпринимательства . Это бизнес с выручкой не более 2 млрд. руб. в год и численностью персонала не более 250 человек.

Дополнительные признаки субъекта малого предпринимательства для предприятий

При соответствии общим критериям из предыдущего раздела среди предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

  • предприятия, у которых в уставном капитале доля других юрлиц не превышает четверть или 49%, если речь идет о долях иностранных юрлиц или юрлиц, не относящихся к СМП;
  • акционерные общества с акциями, относящимися к инновационному сектору;
  • организации - участники «Сколково»;
  • организации, ведущие деятельность по внедрению интеллектуальной собственности из в подп. в) п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ;
  • организации с составом учредителей, соответствующим подп. д) п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Какие льготы есть для тех, кто соответствует критериям отнесения организации к субъектам малого предпринимательства

Субъекты малого предпринимательства имеют ряд поблажек в отношении некоторых процедур учета, документооборота и налогообложения. Например, представители СМП имеют право:

  • Вести упрощенный бухучет. Это включает как некоторые исключения при применении стандартов бухгалтерского учета (например, при начислении амортизации основных средств и т. п.), так и состава бухотчетности. Она может сдаваться по упрощенной форме с укрупненными показателями и без некоторых форм.
  • Вести упрощенный учет кассовых операций, в т. ч. не устанавливать лимит остатка кассы.
  • Сокращенной продолжительности плановых проверок в течение календарного года;
  • Применять льготные ставки по некоторым налогам в некоторых регионах;
  • И иные права.

Является ли ИП субъектом малого предпринимательства?

Все индивидуальные предприниматели могут относиться к СМП при соответствии лимитам по численности персонала и доходам. Специфика деятельности для предпринимателей значения не имеет.

Где проверить статус субъекта малого предпринимательства?

В интернете есть специальный ресурс ФНС, где можно проверить, относится ли ваше предприятие или вы сами, как индивидуальный предприниматель, к субъектам малого предпринимательства. В случае если вы себя не обнаружите в этом перечне, но при этом по всем критериям СМП соответствуете, чиновники призывают сообщить об ошибке. После соответствующей проверки сведения будут отредактированы. С помощью этого сервиса вы можете определить СМП.

В статьях 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" раскрывается понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся соответствующие определенным критериям: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства. Какие же критерии установил законодатель для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства?
Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.
Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ, - без учета НДС. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) исчисляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.Предельные значения этих величин устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Время публикации: 10.11.2009 13:53
Последнее изменение: 08.09.2017 10:17