Теоретически у живущих в доме канареек склонность к пению сохраняется в течение всего года. Тем не менее, интенсивность носит периодический характер. Частично творческий подъем наблюдается в конце осени, усиливаясь в декабре. Следующего более сильного вдохновения петь следует ожидать в течение весенних месяцев. Обучение канареек пению задача непростая, но выполнимая.

Особенности пения канареек

С наступлением осени птицы обычно линяют. Неудивительно, что почти целых три месяца будет отсутствовать желание петь. Природа наградила прекрасными вокальными данными исключительно кенарей, т.е. особей мужского пола. Самки менее талантливы в этом отношении, их голоса звучат намного реже, менее ярко и не продолжительно. Одним словом, не впечатляет.

Иногда услышав звуки, издаваемые кенарем, не сразу сообразишь, каким птицам они принадлежат. Самцам превосходно удается пародировать разговоры людей, имитировать мелодию или игру музыкального инструмента. Отдельные особи исполняют такие номера виртуозно.

Из года в год многие из тех, кто серьезно увлечен канарейками, специально акцентировали внимание на певческих способностях своих подопечных, отбирая наиболее талантливых из них. В конце концов, их стараниям удалось добиться желаемого эффекта.

Что нужно знать при обучении пения кенаря?

Существуют отдельные породы (например, гарцская), у которых способность красиво петь передается из поколения в поколение. Песни канареек представляют, так называемые, туры (или колена), идущие друг за другом в определенном порядке. Если таковых в песне содержится от 10 до 12, то такого певца принято считать хорошим. Встречаются еще лучшие показатели, равные 14-15 турам.

Кроме количества колен (туров) высоко ценится звонкое, чистое (без хрипов) и нежное звучание. Если птице не преподавать уроки пения, то от наследственного фактора толку не будет никакого.

  1. Нежелательно в целях получения одаренного кенаря-певца смешивать особей, представляющих разные породы.
  2. Обучению лучше всего поддаются молодые самцы канареек.
  3. Птица, будущий вокалист, должна правильно питаться и содержаться в одиночной клетке следующих габаритов 35 см х 25 см х 18 см, куда его обычно помещают, как только перья перестанут линять.
  4. Определить имеются ли жировые отложения, или, наоборот, вес ниже нормы. С этой целью проводится осмотр тельца в области брюшка и грудной клетки под перьями, которые нужно раздуть.
  5. Птицы, ранее содержавшиеся вместе в одной клетке, далеко не всегда легко переносят разлуку. Поэтому разделяют постепенно – на некоторое время (до 2-х недель) клетки с птицами ставят рядом друг с другом, точнее, в два яруса.
  6. До появления электронных средств записи звука птиц обучали искусству пения с помощью свирели, дудочки и других аналогичных музыкальных инструментов.
  7. В настоящее время самым эффективным признан способ – привлечение, так называемых учителей, которых определяют из числа наиболее способных кенарей.


Обучение с помощью учителя

В данном случае требуется специальное оборудование в виде шкафа с ячейками. Спереди они закрыты дверцами из матового стекла; сзади делаются отверстия, сквозь которые поступает снаружи воздух. Обучаемым кенарям, сидящим по одному в ячейке, создают полумрак. Так внимание «учеников» будет сосредоточено исключительно на «учителе», клетку с которым, как правило, ставят напротив шкафа.

Тех, кому тяжело дается искусство, следует разместить поближе к «учителю». Канаровод должен своевременно выявлять факт того, что некоторые питомцы начинают «халтурить» — трели становятся громкими и резкими. Тогда понадобится уменьшение освещенности ячеек. «Двоечники» возьмутся за ум, начнут слушать учителя.

После месяца обучения можно принимать первые экзамены. Проверяется, насколько хорошо были усвоены уроки. В течение получаса (или чуть больше) прослушивают каждого кенаря в светлом помещении.

Надо иметь в виду следующее обстоятельство. Человеку, не обладающему музыкальным слухом, трудно определить качество пения самцов, поют ли они одинаково правильно. После прослушивания канаровод выполняет перестановку клеток: из самцов, воспроизводящих одинаковый набор колен, формируются группы перспективных учеников.

Действенной мерой, направленной на закрепление успехов, является одновременное уменьшение освещенности во всех ячейках. Пение становится более согласованным. Спустя семь или восемь месяцев необходимость в затемнении исчезнет, так как к этому времени происходит окончательное формирование песни.

Запись певца-кенаря – альтернатива учителю

В современных условиях с ролью птицы-«учителя» легко справится музыкальное устройство, воспроизводящее качественную запись певца-кенаря.

  • обучение наиболее эффективно утром;
  • кенарь-«ученик» прослушивает запись длительностью до 50 минут четыре раза в течение дня;
  • десятисекундные паузы между песнями заполняют позывками самца;

Применение воздушных свистков для обучения пения

Практикуется способ обучения пению с помощью воздушных свистков. Инструмент представляет собой трубку, изготовленную из пластичного листового металла. Громкость звучания можно уменьшать/усиливать путем полного или частичного прикрытия пальцами отверстий в верхней части инструмента. Высота звуков зависит от длины трубки.

Порядок создания воздушного свистка:

  1. В заготовке (металлической трубке) надо сначала высверлить узенькое отверстие не больше трех миллиметров. Оно должно быть отдалено на два сантиметра от верхнего конца свистка.
  2. Из пчелиного воска или пробкового дерева сделать перегородку в форме короткого цилиндра (не больше 6 мм) с таким диаметром, позволяющим плотно войти внутрь трубки вплотную до ранее высверленного отверстия.
  3. Снизу под трубкой присоединить маленькую емкость, в которую наливают некоторое количество воды. Именно этот дополнительный элемент позволяют получать звуки аналогичные вибрирующим россыпям.
  4. Высота звука зависит от длины свистка, а тональность – от его диаметра.

Многие желают научить канарейку петь, но это не , который радует окружающих своими трелями.

Вконтакте

1. Лучшим учителем, конечно, станет самый лучший кенарь-певец. Важный нюанс: кенари поддаются обучению лишь до трёх лет. То есть после он просто не будет перенимать другие звуки. Обучение это длительный процесс, который может продолжаться до восьми месяцев. Одной из методик обучения является обучение с затемнением. Суть этого метода в том клетки обучаемого и учителя необходимо затемнять, но только так чтобы они видели корм и воду.

2. Учителя необходимо открывать лишь на момент начала урока. А вот ученика, наоборот, на момент урока затемняют. Таким образом, молодой кенар прислушается к более опытному. Но помните, что такими уроками не стоит отвлекаться. Будет достаточно пары уроков в день длительностью по полчаса.

3. Если же уроки будут более продолжительными и частыми птица и вовсе может устать. В этом случае она попросту откажется петь. Но все же, многие заводчики придерживаются метода с открытой клеткой. Она, кстати говоря, годится для того, чтобы и была возможность самостоятельно обучить птичку.

4. Для такого обучения вы можете использовать игру на различных музыкальных инструментах. Желательно, если они будут похожи на пение кенаря. И не важно, будь то дудочка или даже колокольчик, важен сам факт музыкального сопровождения. Наигрывайте несколько раз в день одну и ту же мелодию пока кенарь ее не выучит. Если же способностей к игре у вас нет, воспользуйтесь помощью магнитофона, своего компьютера, проигрывателя, телевизора и прочего.

5. Когда ваш певец, наконец, выучит песню, советуем записать её. Всё потому что в момент линьки птицы часто теряют силы и иногда даже дело доходит до того, что они забывают свою песню. А так вы сможете включить аудиозапись, и птичка вновь вспомнит свою песню и начнет вас снова радовать. Будет и вам приятно, и ей. Желаем вам успехов в обучении!

Не правда ли, странный вопрос? Может спросить – нужно ли учить кошку ловить мышей? И всё таки вопрос закономерный. И ответ на него тоже закономерный: да, нужно.

Конечно, кенар и без обучения будет петь, но это будет обычное «необработанное» пение. В таком пении много диссонансов. Обычный человек, не ценитель птичьего пения, и не поймёт, что птица поёт некачественно. А вот настоящие ценители сразу заметят разницу.

Кстати, у канареек красиво поют только самцы. Самки поют, но плохо и недолго. Назвать птицу можно «кенар» или «кенарь». Это не принципиально. Чтобы научить кенара петь, нужна школа.

Всё как в обычной школе

Да,да, потребуется учитель и ученики. Учителем будет «опытный» певец. То есть кенарь, который умеет правильно петь и выводит все коленца так, что просто заслушаешься.

В 7-8 месяцев самцы канареек уже умеют более или менее красиво петь. Порода того требует. И этот возраст будет самым подходящим для обучения их профессиональному пению.

Выбирается учитель, которого ученики будут слушать и повторять его пение. Ученик может быть один, а может быть несколько.

Но не всё так просто. Для обучения необходимо создать специальные условия. Птиц помещают в отдельные клетки и изолируют друг от друга с помощью листов фанеры. Клетку с учителем ставят сверху или снизу, а можно поставить напротив учеников.

Если стоит задача научить птицу использовать очень широкий диапазон песни, то учителей нужно будет несколько. Каждый дополнит другого.

И, конечно, как в обычной школе ученики будут разные: способные, талантливые и так себе. По ходу обучения делается выбраковка птиц. Если хорошо видно, что ученик никуда не годится, то его обучение прекращается. Талантливого певца доводят до участия в выставке.

Во всём должна быть мера

Это не о пении, а об отношении к птицам. Известно, что в природе в темноте птицы не поют. Поэтому в период обучения кенары содержатся в жёстких условиях. Им постоянно создают искусственное затемнение.

Затемнение, как методический приём, необходимо. Только не надо этим злоупотреблять. Ведь искусственное затемнение сократит световой день птицы очень значительно.

В природе пение канареек слушать приятно, но оно не будет доведено до совершенства. Лишь специальные занятия не только воспитают замечательного певца, но и сохранят редкие певческие качества для породы.

В домашних условиях пение канарейки можно слушать круглый год, кроме периода линьки. У хорошего певца песня начинается с «тройника». 10 – 12 коленц, которые исполняет обученная птица – это очень хороший показатель. Но талантливые особи могут научиться исполнять 14 – 15 коленц. Это уже высший пилотаж.

Кенар, пение которого вызывает восхищение не только у специалистов, но и у непосвящённой публики, будет украшением любого конкурса и гордостью хозяев.

Жаль, что методика обучения кенаров пению до сих пор мало разработана.

Александр Пармон - кенаравод с полувековым стажем, судья первой категории по пению канареек овсяночного напева. Всю свою жизнь он занимается птицами. Поначалу голубями и другими дикими птицами, и только много позже - канарейками.

— Это был 1966 год. Супруга в парке около озера поймала желтую птичку. Она была слепа - видно, вылетела из окна квартиры, и воробьи выклевали глаза. Мы взяли ее домой, стали выхаживать, — рассказывает Александр Пармон.

Тогда Александр Александрович еще работал слесарем, потом электромехаником по ремонту счетных и пишущих машин Заливистое пение, которым провожала и встречала с работы канарейка, покорило сразу. Песни канареек овсяночного напева (иначе - русских канареек) и правда удивительны: тут и короткое «ти-фи» синицы, и нежное «те-те-те» овсянки. В напевах русских канареек причудливо сочетаются колена (музыкальные фразы) не только овсянки или синицы, но и жаворонка, свиристели, стрижа.


Среди канареек певческий талант есть только у самцов - кенаров. Лучшие певцы, по мнению Александра Александровича, белые канарейки. Их голосок, как правило, нежнее, чем у лимонных и желтых птичек. Далее в певческой иерархии зеленые и голубые кенары. У многих из них голоса чуть громче и резче, чем у лимонных канареек. А вот птицы красного или розового окраса на конкурсы кенараводов вовсе не допускаются. Наделив красотой, природа не одарила их певческим талантом: песни они запоминают плохо, да и голос их довольно груб и малоприятен на слух.


У Александра Александровича четыре кенара и три самочки. Всех певцов он держит по-отдельности: не только в разных клетках, но и в разных комнатах. Кенары могут запомнить лишь одну мелодию, и если они заучат ее неправильно или в мелодию проникнут лишние колена, то вся долгая работа кенаравода пойдет насмарку.

— Там, где много птиц, нет песни, — считает учитель птиц.

Как научить канарейку петь?

Первое, чем стоит озаботиться кенараводу - выведением певческой породы. В журнале Александра Пармона записаны все птицы, которых он держал, начиная с 1982 года.


— Если все время держать канареек овсяночного напева и выводить птенцов только от одаренных птиц, то на уровне генов можно закрепить высокие способности к пению, добиться четкости колен, — рассказывает Александр Александрович.

Но не стоит гнаться только за певческими талантами. Птица, прежде всего, должна быть здорова и физически крепка. Песни лучших длятся до минуты. Чтобы петь так долго, у кенара должны быть хорошо развитые легкие.

В первые годы жизни идет серьезный отбор талантливых птенцов. Пока еще птенцы совсем маленькие, им ставят запись той песни, которую нужно выучить. Первое прослушивание организуют, когда птица «выходит на голос». Это может случиться как в четыре, так и в девять месяцев. До этого издаваемые птенцом звуки - лишь детское щебетание.

Когда самые способные птицы отобраны, кенаравод обращается за помощью к пернатому учителю - взрослому самцу, который песню уже выучил. Только обучение от птицы к птице по-настоящему эффективно. Прежде чем начать «урок», клетки «учеников» затемняют, чтобы птицы не отвлекались и слушали внимательно. С главным запевалой все тоже непросто: на протяжение всего урока он не должен видеть других кенаров, иначе начнет ярить, то есть беспокоиться, менять и рвать мелодию или вовсе не захочет петь.


Поют птицы под контролем керанавода, иначе могут перепутать последовательность колен. Канарейки очень чувствительны к любым изменениям, будь то резкое движение или отсутствие привычной газеты на дне клетки или даже микрофон, поставленный рядом. Потому стоит керанаводу резко взмахнуть рукой - и ошибившаяся птица тотчас перестает петь. Останавливать пение мастер будет до тех пор, пока кенар не начнет петь правильно.

— Добиться плановости в песне, чтобы кенар пел определенную последовательность колен, очень сложно. Для этого нужно большое терпение и труд. Птица всегда будет норовить начать с середины, — говорит Александр Александрович. — На конкурсах керанаводов, например, на выступление дается всего 10 минут, за которые птица должна трижды спеть свою мелодию. Бывает, готовишься к этому конкурсу год, разучиваешь с канарейкой песню, а она перед жюри просто отказывается петь!

Со смехом вспоминает мастер рассказы о людях, которые якобы научили канарейку «Калинке-малинке».

— Это полнейший обман! Я слышал эту птицу. Она поет свою песню, совсем не похожую на русскую народную, притом с такими диссонансами, за которые на конкурсах обычно дисквалифицируют, — объясняет Александр Пармон.

С конкурса снимают и канареек, в песне которых есть мотивы соловья. Оказывается, мелодия главного лесного певца в закрытом помещении звучит слишком грубо и резко. Приятнее всего из диких птиц, по мнению Александра Александровича, звучит жаворонок.

Птицу можно обучить, наигрывая мелодию на дудочке или на специальном птичьем органе - этот способ распространен среди европейских керанаводов. Канареек, обученных таким образом, относят к группе дудочного напева. Однако, по мнению большинства специалистов, пение кенара, учившегося у живой птицы, гораздо приятнее и многообразнее.

— Я ловил синиц, овсянок, записывал их пение на магнитофон, чтобы песня моих канареек была интереснее. Записывать приходилось по ночам, когда меньше всего шумов, — вспоминает Александр Александрович. — А дикая птица петь по указке не приучена, так что ее песню иногда приходилось терпеливо ждать всю ночь, не шевелясь.

Самая главная песня

Птицы Александра Пармона брали золото на многих конкурсов керанаводов. И дело не только в одаренности птиц и мастерстве учителя, но в самой песне.


Свою самую главную мелодию Александр Александрович монтировал годы, и впервые составил целиком в 1980-е. Для этого ловил диких птиц, записывал их пение. Ему удалось записать даже уникальные песни так называемой павловской канарейки, чьи трели похожи на перезвон бубенцов. В лесах удивительное звучание уже не услышишь - бубенцы бесследно исчезли из птичьих песен, а в записях Александра Пармона они сохранились, и его кенары их петь умеют.

Самую важную песню кенаравод не дает никому, хотя в свое время за нее сулили большие деньги. Песня действительно уникальная. В ней нет резких переходов, но при этом собраны мотивы лучших певцов Беларуси - синицы, овсянки, свиристели. Запомнить ее целиком способен далеко не каждый кенар.

Александр Пармон открывает журнал на нужной странице: «Кенар голубого окраса родился в 2005 году». Он запомнил мелодию довольно быстро и редко ошибался. Помог запомнить песню десяти птицам.

— Он очень любил петь. Вечерами мы ставили его клетку на стул в зале, и он, увидев зрителей, почти сразу заводил песню, — вспоминает Александр Александрович своего самого талантливого кенара. — Я никогда не давал имена птицам, а тут супруга выбрала ему имя - Тёма.

Способная канарейка прожила десять с половиной лет и умерла, простудившись.

— С тех пор никто из моих подопечных не может освоить песню до конца, — признается Александр Пармон. Но даже то, что они успели заучить, поражает.

— Сейчас мало кто интересуется пением канарейки. Керанаведов, которые разводят птиц, выводят породы интересного окраса, много, а вот керанаводов только по Беларуси не больше пяти человек, причем все мои ученики, — рассказывает Александр Александрович.

На вопрос, почему так, мастер только вздыхает: «Жизнь стала слишком быстрой, суетной. Чтобы заниматься птицами, нужно много терпения, умение ждать и прислушиваться».

Домашние канарейки могут петь круглый год, однако и у них есть свой певческий сезон. Он обычно начинается в конце ноября. К декабрю их голос уже звучит в полную силу, но самое лучшее пение можно услышать начиная с февраля-марта и в течение всей весны. В конце лета и осенью у птиц происходит линька, во время которой они поют очень слабо.


У канареек поет самец – кенар. Пение самки услышать можно очень редко, к тому же оно не отличается красотой, содержит много недостатков и продолжается совсем недолго.

Самцы канареек воистину обладают уникальными голосовыми данными. Они не только искусно подражают пению других птиц, но и имитируют человеческую речь, а также воспроизводят музыкальные фразы, сыгранные на музыкальных инструментах, и даже целые мелодии. Некоторые кенары являются настоящими виртуозами в этой области.

На протяжении многих лет канароводами велась селекционная работа, направленная на улучшение природных способностей канареек. В итоге были достигнуты значительные результаты.

Все это стало возможным благодаря тому, что представители многих пород канареек, в частности гарцской, могут передавать по наследству свои певческие данные. Их песня, как правило, состоит из нескольких туров, или колен, которые нередко исполняются в особой, строго установленной последовательности.

Однако канареек также требуется и обучать пению. Птица может иметь прекрасную наследственность, но не быть хорошим певцом. Чтобы канарейка безупречно исполняла соответствующую стандарту породы песню, ее необходимо долго и усердно обучать.

В пении кенаров, помимо самой песни, ее структуры и качества исполнения, оценивается также голос птицы. В нем не должны слышаться хрипы, а отдельные ноты не должны быть кричащими, громкими и резкими. Наиболее высоко ценятся чистые, сильные, звонкие и в то же время нежные голоса.

У хороших певцов песня должна содержать не менее 10–12 колен. Самые лучшие из них исполняют до 14–15 различных туров.

Не все кенары имеют одинаковые певческие способности. Среди них, как и среди людей, встречаются особо одаренные, в совершенстве исполняющие свою песню, есть посредственные певцы, есть также и бездарности, чье пение слушать даже неприятно. Потомство хороших певцов, как правило, в большинстве своем тоже будет замечательно петь, однако только если его этому обучить.

Плохие певцы тоже передают по наследству свою бездарность. Не очень способными являются смешанные виды кенаров, полученные от разных певчих пород, какими бы великолепными певцами ни были их родители.

Пению обучают обычно еще молодых кенаров. Это очень сложный процесс, требующий от учителя определенного умения и хорошего музыкального слуха. Очень важным условием в процессе обучения птицы является также правильное содержание и кормление. Например, развитию певческих навыков способствует пересадка самцов из пролетной клетки в небольшие одиночные размером 35?25 ?18 см, при этом их следует пересаживать сразу же по окончании линьки.

При пересадке каждого из кенаров необходимо осматривать, раздувая перья на грудке и брюшке. Очень важным является установление физического состояния птицы – нет ли излишних жировых отложений или чрезмерной худобы с выдающейся вперед грудной клеткой и т. п.

В соответствии с полученными в результате наблюдения данными составляется рацион птицы, направленный на то, чтобы привести ее в состояние нормальной упитанности. Этот фактор считается благоприятным для развития пения.

Некоторые птицы, прожившие некоторое время в одной клетке, привыкают быть вместе и при разлуке первое время вообще отказываются петь. В этом случае нужно первые 1–2 нед ставить клетки с птицами рядом, чтобы они могли видеть друг друга.

Когда самцы привыкнут сидеть поодиночке, их клетки устанавливают одну над другой, а ряды перегораживают картоном, чтобы птицы не видели друг друга. С этого времени их можно начинать обучать.

Раньше для обучения кенаров пению использовали специальные птичьи органчики и различные музыкальные инструменты – дудочки, свирели и т. п. В настоящее время используются электронные записи пения лучших певцов-кенаров.

В то же время наилучшим способом обучения до сих пор считается живое пение «учителей», которых для молодых кенаров следует подбирать заблаговременно. Опытные канароводы проявляют в этом вопросе большую осторожность. Дело в том, что для обучения годятся только самые лучшие певцы, но найти их тем более заполучить не очень просто. Кенары с выдающимися способностями являются большой редкостью и, как правило, недоступны широкому кругу владельцев. В связи с этим в «учителя» часто допускаются кенары, имеющие небольшие погрешности в пении, например высокие свистки или небольшие хрипы.

Лучше всего птицы перенимают манеру пения от своего отца. Однако если такой кенар поет со многими погрешностями, а другого хорошего певца просто нет возможности найти, рекомендуется предоставить молодому самцу развиваться самому, поскольку главные особенности пения своей породы он получил по наследству. На этой основе кенар может самостоятельно создать песню, характерную для данного напева. Новая песня может несколько отличаться по содержанию и значительно уступать песне обученной птицы, но зато в ней будет меньше брака.

Основным умением кенара является четкое исполнение колен песни с плавными переходами. «Учитель» должен исполнять свою песню без диссонансов, которые может усвоить любой ученик и затем повторять.

Основным методом обучения чаще всего является открытый. Он заключается в том, что клетки с самцами расставляют в один или несколько рядов. В каждом вертикальном ряду птиц необходимо отгородить друг от друга картоном или фанерой. Считается, что, не видя друг друга, самцы будут вести себя более спокойно, меньше возбуждаться или горячиться, а результатом станет более ровное и продолжительное пение.

Все клетки, в которых содержатся обучаемые кенары, должны быть прямоугольной формы и одинакового размера. В верхнем ряду помещаются клетки с самым первым выводком, а в нижних – с самцами последующих поколений. Клетка с «учителем» устанавливается напротив клеток с «учениками» так, чтобы они видели его. В помещении не должно быть птиц других пород, иначе в пении кенаров появятся нотки других напевов, как правило, портящие хорошую песню.

В первые недели клетки с обучаемыми птицами немного затемняют. Для этого можно использовать занавески синего, зеленого или голубого цвета. Некоторые любители затемняют всю комнату, занавешивая окна, однако в этом случае клетка с «учителем» должна находиться на подоконнике за занавеской, не лишаясь солнечного света.

Птиц можно разместить в комнате иначе. Для этого используют специальный учебный шкаф, в который можно поместить любое количество «учеников». В шкафу устроено много отдельных ячеек, их задние стенки и передние дверцы застеклены матовым стеклом. На задних стенках ячеек должны также быть просверлены отверстия для доступа внутрь свежего воздуха.

При отсутствии описанного выше учебного шкафа вместо него можно использовать обыкновенный книжный шкаф, который разделяют на необходимое число ячеек и к каждой прикрепляют дверцы.

В любом случае поступление света в клетки учеников регулируется путем открывания и закрывания дверок ячеек. Изменение интенсивности света, в свою очередь, является одним из важных средств, используемых в процессе обучения. Дело в том, что, находясь в полумраке, молодой кенар ни на что не отвлекается и более внимательно слушает песню «учителя». В результате он лучше и правильнее ее усвоит.

Учебный шкаф для обучения кенаров пению

Как уже говорилось ранее, клетку с «учителем» устанавливают напротив шкафа, в котором содержатся «ученики», или в одну из верхних ячеек этого шкафа. Плохо поющие птицы должны быть помещены ближе к «учителю», что будет способствовать лучшему становлению их голосов. Канаровод изо дня в день должен наблюдать за распевкой своих питомцев и периодически прослушивать их. При появлении в пении молодых кенаров резких и громких трелей он усиливает их затемнением, чтобы птицы сами пели тише и лучше прислушивались к пению учителя.

Со временем бессвязные, еще совершенно не похожие на красивое стройное пение звуки молодых самцов преобразуются в отдельные колена – составные части их будущей песни. Примерно через месяц в напевах самцов начнут проявляться различия, которых новичок-любитель может и не заметить. Поэтому для прослушивания птиц рекомендуется приглашать опытного специалиста.

Первое прослушивание кенаров проводится примерно через месяц после начала обучения. Для этого их поодиночке высвобождают из затемненной клетки или помещают в отдельную светлую комнату, где они имеют возможность свободно петь в течение 30–40 мин.

Если специалист обнаружит в песне птицы ошибки и искажения, клетку тут же затемняют, прекращая пение. Если при следующих прослушиваниях эти недостатки не исправятся, кенара забраковывают как певца.

Прослушав всех кенаров, их клетки следует переставить. В отдельные группы собираются самцы, в пении которых проявляется примерно общий набор колен. Таким образом, птиц разделяют по напевам, в соответствии с выработанными задатками. Расставленные таким образом клетки помогут канароводу добиться наилучшей слаженности в пении птиц и, как следствие, устойчивости их пения.

Когда различные песни окончательно сформируются, клетки с кенарами начинают затемнять одновременно, чтобы они лучше спелись между собой и еще закрепили свой напев. Окончательно песня обучаемой канарейки формируется примерно к 7-8-месячному возрасту. Клетки к этому времени перестают затемнять.

Певцы-самоучки самостоятельно формируют свою песню, на что уходит гораздо больше времени.

Молодых, недавно сформировавшихся певцов уже можно использовать в качестве помощников ведущего певца при обучении более позднего выводка. Но, прежде следует убедиться, что новый певец действительно правильно перенял песню учителя и постоянно выдерживает ее план.

Планом, или структурой, песни является постоянное чередование колен в определенном порядке. Это чередование должно быть правильным и гармоничным, а переходы от одного колена к другому – мягкими. Помимо этого, певец должен исполнять сразу всю песню от начала до конца и без остановок.

Очень красивым приемом считается, когда кенар, полностью пропев всю песню, повторяет ее вторую половину. Такое пение получается не только продолжительным, но и интересным.

Использование музыкальных инструментов

Для обучения канареек пению с помощью музыкальных инструментов в настоящее время используются специальные воздушные свистки, которые воспроизводят звучание различных россыпей.

Основной деталью такого свистка является трубка из мягкой жести. Чем она короче и уже, тем более высоким будет издаваемый звук. Его громкость регулируется прикрытием верхней части трубки.

На расстоянии 2 см от верхнего конца просверливается отверстие диаметром 2–3 мм, в которое вставляется перегородка из пчелиного воска или пробка соответствующего диаметра и длиной 4–6 мм. Вставляемая через край трубки перегородка должна доходить до вырезанного отверстия.

К нижней части трубки прикрепляется специальный резервуар, заполняемый водой. Когда он пуст, свисток звучит как невибрирующая россыпь. Такие звуки используются для обучения птиц запевке. Заполненный водой до определенного уровня резервуар придает свистку звучание вибрирующей россыпи. Тональность звучания свистка меняется путем замены трубки на трубку другого диаметра.

Использование электронной записи

Этот метод включает в себя использование записей пения лучших певцов-кенаров. Этот способ удобен тем, что не требует присутствия самой птицы-»учителя», которую очень трудно найти. Качественная запись вполне может заменить певца-кенара.

В настоящее время обучение канареек с помощью подобных записей является на Западе самым распространенным методом. Однако не всегда такое обучение заканчивается удачно, поскольку эта методика еще полностью не разработана.

Для российских канароводов часто записи песен хороших певцов являются недоступными из-за дороговизны. Кроме того, обладатели птиц с красивым напевом обычно неохотно делятся своим искусством с другими канароводами, желая сохранить уникальность пения своего питомца и единоличное владение определенным напевом. В результате птицы так и исчезают, не передав своего умения ни одному кенару, либо переходят в частные руки богатых владельцев, которые приобретают птицу скорее просто для развлечения, не заботясь о развитии певческого искусства канареек. Если к тому же таким владельцем является иностранец, это, как правило, сопровождается резким изменением условий содержания кенаров. В результате их песня изменяется и чаще всего страдает качество исполнения.

Для тех, у кого есть возможность, предлагаются некоторые рекомендации по записи пения кенаров и использованию ее при обучении:

› во время записи в комнате не должно быть посторонних шумов (в том числе и шума от работы аппаратуры), которые будут отвлекать от обучения и, что хуже всего, могут оказаться включенными в песню кенара;

› песню кенара необходимо записать несколько раз под– ряд – впоследствии из этих записей выбирается наиболее чистая по звучанию и правильная по исполнению или делается монтаж из набора отдельных колен, собранных в определенном порядке;

› можно объединить в одной записи 2 разные песни, однако сделать это очень трудно;

› наилучшим временем для начала обучения кенара с использованием записей являются утренние часы;

› после каждой песни необходимо делать интервал не менее чем в 10 с – во время этой паузы вставляется позывка кенара;

› запись должна прослушиваться учеником не менее чем по 40–50 мин 4 раза в день;

Ученики с хорошей наследственностью легко воспринимают записанную и проигранную песню, даже если она очень сложная по содержанию. Однако, когда они выйдут на полный голос, необходимо перейти от записей к кенару-учителю.

Запись ведущего кенара полезно ставить и во время линьки самцов, когда они поют редко. Кроме того, ее используют в случае когда приобретается самец с еще незакрепившимся планом песни.

При правильном выполнении всех описанных действий результат будет обязательно даже в том случае, если заводчик раньше не имел никакого опыта обучения канареек пению.