Более года назад появилась информация о новой разработке украинских военных инженеров. Как стало известно разработали проект танка с кодовым названием «Тирекс». Как обещали его должны официально представить широкой публике, а затем сможет поступить в войска. Ждём до сих пор ни чего нет, не информации ни фотографий. Официальные представители так же не комментируют ситуацию вокруг Тирекса.

Но вот она новость, способная всколыхнуть сердца патриотов Украины. Руководитель украинской информационно-консалтинговой компании DefenseExpress Сергей Згурец разместил в Facebook фотографии и описание новой разработки «Киевского бронетанкового завода», выполненной по заказу Минобороны Украины. Украинские инженеры в очередной раз модернизировали гордость советского танкостроения — основной боевой танк (ОБТ) Т-72.

Машина получила обозначение Т-72АМТ она представляет собой вариант модернизации Т-72А. Разработку и изготовление одного опытного образца предприятие провело за свой счет.

Разработчики существенно расширили информационную осведомленность экипажа. В рамках модернизации на танк установили «приборы ночного видения с электронно-оптическим преобразователем третьего поколения», командирский прибор наблюдения ТКН-3УМ, прицел-прибор наведения 1К13-49 «Неман» (он позволяет применять управляемую ракету «Комбат»), ночной прибор мехвода ТНК-72 или ТВН-4БУП, турецкую радиостанцию от компании Aselsan и украинскую от «Либидь-К-2РБ», а также комплект навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS СН-3003 «Базальт».

Вместо двигателя В-46 установили В-84-1. Выросла защита ОБТ: машину оборудовали комплексом динамической защиты с частичным применением элементов комплекса «Нож». В задней части башни и корпуса появились защитные решетки. На крыше — 12,7-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением: такой же использовали на танке Т-64БВ. Кроме всего этого на танке установили новые видеокамеры заднего вида.

Эксперты сдержанно оценили новое творение украинского ВПК. Они, в частности, указали на применение довольно старых приборов, производящихся, что интересно, на территории Белоруссии и РФ. Также примечательно решение использовать российский двигатель В-84-1 — такой же установлен на Т-72Б3. Видимо, от использования харьковских дизельных двигателей пришлось отказаться. В целом, неофициальный и неформальный блог Центра анализа стратегий и технологий bmpd назвал серийную модернизацию Т-72А до уровня Т-72АМТ «сомнительной». По мнению военных аналитиков, скорее всего, в украинском Минобороны изберут еще более экономичный вариант модернизации.

По состоянию на 2017 год, Украина имеет более 600 танков Т-72 разных модификаций, однако на вооружении состоят лишь около 70 этих ОБТ. Основным же украинским танком является Т-64. Также Сухопутные войска Украины эксплуатируют небольшое число Т-80.

Напомним, что, пожалуй, самой громкой «сенсацией» от украинского ВПК сталаинформация о разработке нового танка «Тирекс», имеющего необитаемую дистанционно управляемую башню.

Немного истории

Т-72 «Урал» — основной боевой танк СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины — В. Н. Венедиктов. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M-84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые их экспортировали.

Разработка Т-72 началась в 1967 году. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 с эжекционной системой охлаждения (разработка Харьковского конструкторского бюро машиностроения) и образцов с двигателем В-45 с вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле) и автоматом заряжания пушки на 22 выстрела. Последние показали более высокие результаты.

На данный момент существует огромное количество модификаций Т-72 как отечественных, так и зарубежных. Стоит так же отметить что на базе строятся различные машины их так же очень много и для разных нужд.

23:51 — REGNUM Громкое заявление президента Украины об испытаниях нового украинского танка, сделанное им 13 августа в своем Фейсбуке, можно было бы вообще игнорировать. Мало ли громких заявлений доносится из параллельной реальности, в которую погрузилась целая страна?

Александр Горбаруков © ИА REGNUM

Однако игнорировать мы не будем. Попробуем разобрать, проанализировать и поискать самое интересное между строк и за кадром рекламного видеоролика.

Итак, что мы имеем? Видеоролик с испытаний украинского танка Т-72АМТ и ряд сообщений о его «новых» боевых возможностях, вооружении и различном оборудовании.

Начнем с названия. Оно говорящее, ибо мало-мальски сведущий человек сразу поймет, что «новый» украинский танк — модернизация старого доброго советского основного боевого танка Т-72, принятого на вооружение в 1973 году. Для Украины это несколько обидно, потому что Т-72 — это упрощенная вариация Т-64, созданного конструкторским бюро Харьковского завода. Напомню, Т-64 для своего времени был настолько революционной машиной, переполненной техническими новинками, что в СССР приняли решение разработать на его базе «танк войны», надежный, выносливый и максимально простой в полевом обслуживании.

Ну да ладно. В конце концов, Т-72 до сих пор воюет по всему миру, и все, кто имеет возможность его модернизировать, занимаются этим благодарным делом. Ведь не секрет, что нынешний рекордсмен по продажам на мировом танковом рынке, российский Т-90, тоже является глубокой модернизацией Т-72.

Поэтому нам надо разобрать, в чем заключается украинская версия такой модернизации.

Двигатель украинцы не тронули. Оставили старый советский дизель В-84−1 мощностью 840 л. с. Не будем гадать о причинах такого выбора. Предположим, что исходили из принципа «лучшее — враг хорошего».

Схема бронирования танка, судя по видеоролику, осталась такой же первозданной, как и двигатель. В украинских СМИ сообщалось, что защщищенность машины будет усилена за счет новой динамической защиты, но об этом ничего конкретного не рассказали.

Решетчатые экраны вокруг башни и в задней части бортовой проекции корпуса танка явно навеяны техническими решениями сирийских танкоремонтных бригад и высокотехнологичностью не поражают.

Об электронной начинке танка более-менее подробно рассказал директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, поэтому оттолкнемся от его данных.

Две радиостанции от турецкой компании Aselsan должны обеспечить надежную связь не только с соседними танками и командованием, но и с поддерживающей пехотой.

Навигационная система СН-3003 «Базальт». Производства украинской компании ГП «Оризон-Навигация». Ранее сообщалось, что данный прибор способен работать с навигационными системами GPS, GLONASS и EGNOS. Широкого распространения пока не получил, для его объективной оценки данных почти нет.

Ночной прицел 1К13, гордо упомянутый среди достоинств новой боевой машины — старый советский прицел 80-х годов ХХ века.

Загадочная фраза о том, что новый вид танка «предусматривает установление на танк приборов ночного видения с электронно-оптическими преобразователями третьего поколения», сперва заставила затрепетать, но потом вызвала усмешку. Дело в том, что оптические преобразователи третьего поколения производятся на сегодняшний день только в США и в России, но пока не на таком техническом уровне, чтобы можно было использовать их в бронетехнике. Так что предположим, что речь идет о том, чего хотелось бы в идеале, но нет в реальности.

И наконец главное, из-за чего произошел весь информационный сыр-бор. Украинский Т-72АМТ получил пушку, из которой можно вести огонь управляемой ракетой «Комбат» с тандемной боевой частью на расстояние до пяти тыс. метров.

И снова вспомним СССР. Такие огневые возможности были характерны для многих советских танков, даже для Т-64, не говоря о более поздних машинах типа Т-80.

Может быть, уникальна ракета «Комбат»? Тоже нет. Наводится она по лазерному лучу, а это в современных условиях эффективно только в случае войны с государством, застрявшим на техническом уровне ХХ века. Системы противодействия лазерному наведению противотанковых ракет давно производятся и применяются как в России, так и в некоторых странах НАТО.

Так что же можно сказать в итоге обследования украинской новинки?

Украинский танк Т-72АМТ является великолепной иллюстрацией состояния предприятий военно-промышленного комплекса, доставшихся Украине в наследство от Советского Союза.

Міністерство оборони України

Большинство из них безвозвратно погибло или в полном составе переместилось в другие страны. Создать новый танковый двигатель Украина не может, а скорее всего, уже не может выпускать даже и старые дизели. Поэтому «новый» танк получил «старое» сердце. Не исключено, что это было сделано в расчете на «резерв» двигателей, которые можно будет снять с 235 танков Т-72, которые в 2016 году числились на Украине неисправными.

Бронекорпуса и танковые башни приходится использовать тоже старые. Значит, и эту часть советского технологического наследия Украина успешно потеряла на пути «в Европу».

С советских времён Украина располагает мощной производственной и конструкторской базой в области танкостроения. В этой сфере с начала 1930-х годов значимым центром для всего Советского союза стал Харьковский паровозостроительный завод, где развернулись как производство, так и самостоятельная разработка самой современной для тех лет бронетехники. Достаточно вспомнить, что именно на ХПЗ был разработан дизельный двигатель В-2, на основе которого на этом же предприятии его конструкторы Михаил Кошкин и Александр Морозов создали легендарный танк Т-34.

Впоследствии это предприятие, ставшее головным в крупном производственном объединении «Завод имени Малышева», было унаследовано получившей независимость Украиной после распада СССР. Вместе с заводом продолжило свою деятельность и Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени Морозова. Обе эти структуры вплоть до настоящего времени сохранили статус государственной собственности. С 2011 года они входят в состав госконцерна «Укроборонпром», в котором особо выделен «бронетанковый кластер», объединяющий около 20 предприятий отрасли, включая крупные танкоремонтные заводы в Харькове и Львове, разработчиков и производителей отдельных систем для оснащения бронетехники.

В условиях крайне слабой государственной поддержки харьковские танкостроители смогли разработать и выпустить в качестве опытных образцов боевые машины «Булат» и «Оплот». По своим ТТХ эти танки оказались достойны самого высокого мирового уровня, заслужив высокую оценку специалистов. Другой вопрос, что сложившаяся политическая и экономическая ситуация уже давно не позволяет Украине производить эту современную технику в сколь-нибудь массовых количествах, несмотря на широко пропагандируемую «українську військову могутність». И новый президент страны Владимир Зеленский, публично возмущаясь 1 (одним!) новым танком, произведённым для ВСУ за последнее десятилетие, вряд ли в силах изменить такое положение в ближайшее время.

Какие танки состоят на вооружении Украины

Вооружённые силы Украины (ВСУ) унаследовали от СССР колоссальное количество бронетехники, находившейся на вооружении Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов. По размеру танкового парка в 1992 году (около 7 тысяч единиц) Украина в Европе уступала только России и совсем немного Германии. Основу украинских танковых сил составили весьма современные танки Т-64, Т-72 и Т-80 в достаточно современных на то время модификациях.

Излишки танкового парка широко распродавались Украиной по всему миру, а бремя содержания собственных танковых частей стабильно снижалось за счёт их периодических сокращений. К 2014 году страна располагала около 700 танками в составе вооружённых сил (причём многие из них были небоеспособными) и примерно 1450 машинами на базах хранения.

С целью унификации основным танком ВСУ признан Т-64, причём не только в силу его количественного преобладания. «Шестьдесятчетвёрки» в различных модификациях и их «прямые наследники» Т-80, как и двигатели к ним, производились в Харькове, танковые пушки - в Сумах. Танки семейства Т-72 на Харьковском заводе не собирались, их изначально имелось относительно небольшое количество.

После событий 2014 года и активных боевых действий в районе Донбасса украинская сторона безвозвратно потеряла как минимум 230 танков. Множество остальных машин получили основательные повреждения либо оказались сильно изношены. Командованию ВСУ для компенсации потерь пришлось проводить масштабные изъятия с баз хранения бронетехники, существенная часть которой уже представляла собой фактически металлолом.

В итоге к настоящему времени ВСУ располагает 680 танками, согласно штатному оснащению своих частей, хотя значительная часть из них и сейчас находится в небоеспособном состоянии. По типам машины распределяются следующим образом:

  • 475 танков Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ;
  • 143 танка Т-72АВ, Т-72Б1;
  • 62 танка Т-80БВ, Т-80УД.

Боевые возможности всех украинских танков считаются достаточно высокими. Восстановление, ремонт и пополнение действующего танкового парка Украины применительно к Т-64 производится по стандартам так называемой «модернизации образца 2017 года», в рамках которой танки по своим параметрам представляют собой версию Т-64БВ с более новыми тепловизорами, цифровыми радиостанциями, средствами спутниковой навигации и модулями динамической защиты. По данным Укроборонпрома, подобная модернизация технiки к настоящему времени проведена для более чем 150 танков, а с начала 2019 года аналогичные системы начали устанавливать на танки Т-80.

История разработки украинских танков

Харьковское КБ по машиностроению (ХКБМ) после 1992 года, параллельно с работами по совершенствованию техники советского производства, направило значительные усилия на создание собственных конструкций новых танков. Такими разработками стали боевые машины «Булат» и «Оплот».

«Булат»

К 1999 году в Харькове были выпущены разработанные ХКБМ первые прототипы глубоко модернизированных советских основных танков Т-64. «Объект 447АМ-1» представлял собой более глубокий вариант модернизации, в которой танку на его основе предполагалось присвоить индекс Т-64У, хотя одновременно отрабатывался и упрощённый вариант «Объект 447АМ-2», изначально именуемый версией Т-64БМ-2. Тогда же на сайте ХКБМ появилась информация о том, что обновленный танк получит название «Булат».

Данная разработка была окончательно завершена в 2003 году, а официальное принятие нового танка с индексом Т-64БМ на вооружение ВСУ состоялось в июле 2005 года. В дальнейшем широкие планы модернизации нескольких сотен танков Т-64 до уровня «Булата» были существенно урезаны, ограничившись госзаказом на 85 машин. Большинство из них было передано ВСУ в 2008 году, а окончательное производство оставшихся в силу экономических проблем затянулось вплоть до 2014 года.

«Оплот»

Первым заметным итогом работы ХКБМ в условиях государственной независимости Украины стало переименование Т-80УД в Т-84, произведённое в 1994 году. Танки конструктивно почти не изменились, но получили в оснащение двигатель увеличенной, с 1000 до 1200 л.с., мощности. Танк Т-84 в серийное производство не пошёл, но его дальнейшая модернизация продолжилась.

Прототип «Объект 478ДУ9» получил в оснащение новую конструкцию башни с повышенными характеристиками прочности, усовершенствованные приборы прицеливания и наблюдения и систему оптико-электронного подавления ПТУР противника «Варта» (аналог советской «Шторы»). Танк Т-84У «Оплот» был принят на вооружение, но в итоге было изготовлено лишь несколько машин для проведения госиспытаний, по итогам которых, в частности, в 2003 году была опробована и установлена новая динамическая защита «Нож».

Минобороны Украины нацелило харьковских танкостроителей на дальнейшее совершенствование танка Т-84, которое выразилось в создании на базе «Объекта 478ДУ9» единственного прототипа, получившего название «Оплот-М». Танк, получивший новую систему управления огнём и динамическую защиту «Дуплет», был принят на вооружение в мае 2009 года под индексом Т-84БМ «Оплот».

Госзаказ на его производство был сделан в количестве лишь 10 единиц, но в итоге так и не был профинансирован. Выпущенным для ВСУ оказался лишь один танк, а заявленное с 2008 года серийное производство в реальности организовать не удалось. В 2011 году партия БМ «Оплот» общим числом в 49 машин была заказана Таиландом. Этот контракт с большим трудом был выполнен лишь в 2018 году.

Конструкция

В конструкции новых украинских танков следует отметить их достаточно низкий профиль. Производители особо отмечают высокую эргономику танков и достаточно высокий уровень комфорта для их экипажей. В числе особых свойств «Оплота» следует отметить способность его башни поворачиваться на 180 градусов менее чем за 5 секунд.

Компоновка

Оба украинских танка имеют классическую компоновку: с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения - в середине, моторно-трансмиссионного отделения - в кормовой части корпуса.

Экипаж

На танках применён автомат заряжания, что позволило формировать экипаж из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира.

Температурный режим эксплуатации

Диапазон температур окружающего воздуха, в которых допускается применение боевых машин, простирается от минус 40 до плюс 55 градусов Цельсия. При этом двигатель танка способен работать в столь экстремальных климатических условиях почти без снижения мощности, что недоступно большинству современных танков.

Броня

На БМ «Булат» установлен комплекс встроенной динамической защиты (ВДЗ) «Нож», который в несколько раз уменьшает уязвимость танка от действия кумулятивных средств поражения. В частности «Нож» надежно защищает танк от ручных гранатометов, современных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) типа «Тоу», «Штурм», «Фагот» и других, противотанковых кумулятивных и бронебойных снарядов. Система защиты может монтироваться силами экипажа в полевых условиях в течении 5-6 часов и серьёзно повышает живучесть танка.

Танк «Оплот» имеет комбинированную систему защиты, включающую в себя многослойную броню и ВДЗ нового поколения «Дуплет», элементы которой не детонируют при попадании в них пуль калибра 12,7 мм, бронебойных снарядов калибра до 30 мм и осколков снарядов. Защита устанавливается силами экипажа за 2,5-3 часа. Противоминная защита обеспечивает выживаемость экипажа при подрыве под гусеницей мин с тротиловым эквивалентом 10 кг, а под днищем (в переднем отделении) - до 4 кг.

Боевое вооружение

Основным вооружением танков «Булат» и «Оплот» является гладкоствольная 125-миллиметровая пушка КБА3. Она может служить пусковой установкой для украинской ПТУР «Комбат», способной поражать высокозащищённые наземные, надводные или низколетящие цели (танки, вертолёты, ДОТы и т.п.) на дистанциях до 5 километров.

На машину установили более современную систему управления огнем, она состоит из прицела наводчика 1Г46М, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1ЭR, который может быть заменен на тепловизор, танкового баллистического вычислителя 1В528-1, стабилизатора пушки 2Э42М и прицельно-наблюдательного комплекса ПНК-4CR.

Пушка

125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ с длиной ствола 48 калибров стабилизирована в двух плоскостях, она имеет возможность прямой стрельбы до 2,6-2,8 км. Скорострельность танка составляет до 8 выстрелов в минуту. Ствол пушки выполнен быстросъёмным и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа башни с танка.

Боекомплект пушки составляет 46 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 28 размещены в автомате заряжания. БМ «Оплот» способен вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу.

Спаренный и зенитный пулемёты

Спаренный с пушкой пулемет в украинском наименовании имеет обозначение КТ-7,62 и представляет собой ПКТ. Его боекомплект насчитывает 1250 патронов

Зенитный пулемет КТ-12,7 (он же НСВТ) обладает системой дистанционного управления и располагает боекомплектом в 450 патронов.

Технические характеристики

Новые танки Украины в сравнении с аналогичными образцами бронетехники России выглядят вполне достойно. Но если заявления украинской стороны о примерном соответствии «Булата» по боевым возможностям танкам Т-90А вызывают обоснованные сомнения экспертов, то танк «Оплот» оценивается как весьма серьёзная машина, по совокупности характеристик уступающая лишь новейшим версиям Т-90СМ. Для «Булата» более объективным выглядит сопоставление с Т-72Б-3.

Двигатель и трансмиссия

На танке «Булат» установлен многотопливный, пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что делает данную боевую машину менее уязвимой для оружия, наводящегося по тепловому следу.

Танк «Оплот» получил в оснащение шестицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с., с наддувом, прямоточной продувкой и непосредственным впрыском топлива. Благодаря компактности силового агрегата и особенностям его конструкции, он размещается соосно с бортовыми КПП. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО.

Коробка передач

Оба новых танка оснащены коробкой передач планетарного типа с 7 передачами вперёд. В то же время «Оплот», помимо автоматического переключения передач, обладает редкой для танка способностью 4-скоростного регулирования передач назад. Комплексная система управления движением этого танка работает при помощи штурвала вместо рычагов.

Запас и расход топлива

На корме корпуса танков могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки, вмещающие 380 литров топлива.

Стоимость танков

По состоянию на 2004 год стоимость модернизации одного Т-64Б/БВ до уровня танка «Булат» оценивалась в 470 тысяч долларов. Осенью 2014 года эта сумма заявлялась уже на уровне 1 миллиона долларов за танк.

Объявленная экспортная цена одного танка «Оплот» составляет 4,9 миллиона долларов.

Габариты и вес

Параметры Значения
Т-64БМ «Булат» БМ «Оплот»
Боевая масса 45 тонн 51 тонна
Длина корпуса, мм 6540 мм 7075 мм
Длина с пушкой вперёд, мм