Рассмотрим три основные классификации инноваций . Первая классификация инноваций предполагает разделение нововведений по объекту, на который они направлены. Это основная классификация. При этом выделяются четыре типа инноваций:

  • ? продуктовые;
  • ? маркетинговые;
  • ? технологические;
  • ? управленческие.

Таким образом, нововведения могут касаться:

  • ? создания нового продукта (услуги) - продуктовые;
  • ? применения новых подходов в маркетинге и стратегий продаж - маркетинговые;
  • ? использования новой технологической идеи, положенной в основу производства, - технологические;
  • ? внедрения новых средств и методов внутрифирменного управления и управления персоналом - управленческие.

Продуктовые инновации. Под новым товаром с рыночной точки зрения можно понимать несколько разновидностей товарных нововведений:

  • ? совершенно новый товар;
  • ? модернизированный товар;
  • ? модифицированный товар;
  • ? товар новой сферы применения;
  • ? товар рыночной новизны.

В данном подходе определения расположены в порядке сокращения степени новизны продукта. Любой товар, существующий на рынке, когда-то был совершенно новым, что означало отсутствие каких-либо его аналогов. В настоящее время такого рода товары чаще появляются в новейших наукоемких отраслях (телекоммуникации, биотехнология, ВПК), фармацевтике и сфере услуг. Необходимость проведения значительных фундаментальных и прикладных исследований для создания и внедрения таких инноваций предопределяет возможность их осуществления лишь крупными фирмами, имеющими тесные связи с НИИ и инвестирующими в венчурные структуры. Модернизированный товар предполагает внесение в уже существующий товар качественных технических изменений. В то же время модификация товара представляет лишь незначительное совершенствование, часто направленное на удовлетворение более узко сегментированного рынка. Как правило, это чисто внешнее изменение товаров при полном сохранении прежней функциональной насыщенности: новый цвет, дизайн, упаковка, запах и т.д. Проведение такого рода инноваций представляет собой расширение ассортиментной линии продукции, что на современном рынке является действенным конкурентным преимуществом. Таким образом, к продуктовым инновациям относятся разработка и внедрение первых трех типов нового продукта. Оставшиеся два типа, а именно товары новой сферы применения и рыночной новизны, относятся скорее к следующему типу инноваций - маркетинговым нововведениям.

К началу 1980-х гг. маркетинговая концепция была положена в основу деятельности большинства крупных компаний. Рыночные инновации по частоте внедрения и многоплановости опережают остальные типы нововведений. Это объясняется их относительно низкой «стоимостью», с одной стороны, и высокой вариативностью - с другой. Фирмы могут взять на вооружение применяемые конкурентами наиболее эффективные маркетинговые стратегии и меры в областях ценовой, сбытовой, товарной и коммуникационной политики, а могут привнести что-либо абсолютно новое в практику маркетинговой деятельности в глобальном масштабе.

Среди распространенных видов маркетинговых инноваций можно выделить:

  • ? использование новых методов маркетинговых исследований;
  • ? применение новых стратегий сегментации рынка;
  • ? выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента;
  • ? изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике;
  • ? модифицирование кривой жизненного цикла товара (ЖЦТ);
  • ? репозиционирование товара;
  • ? использование новой ценовой стратегии, новых систем скидок;
  • ? построение новых каналов сбыта, выход на новые рынки сбыта;
  • ? использование новых средств коммуникации, новых видов рекламы или избрание новых методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей и т.д.

Технологические инновации предполагают применение новых технических и технологических методов повышения эффективности непосредственно производственного процесса и, как правило, заключаются в автоматизации производства, использовании ячеечной системы работ, компьютеризации и роботизации производственных линий и оптимизации материально-производственной базы. Таким образом, объектом технологических инноваций являются различные элементы производственного механизма на каждом этапе производственного цикла.

И наконец, управленческие инновации стали активно внедряться компаниями с середины 1980-х гг. и явились следствием перехода к так называемому новому управленческому порядку. Основой данного подхода является использование принципа максимально эффективного управления компанией. В настоящее время считается, что самая высшая позиция в бизнесе (доля рынка, прибыльность, темпы роста) достигается не только и не столько фирмами, сделавшими прорыв в прикладных исследованиях или обладающими уникальными конкурентными преимуществами, сколько компаниями с высоким уровнем профессионализма и ноу-хау в области менеджмента. Управленческие инновации предполагают прежде всего реструктуризацию компаний, т.е. изменение всей организационной структуры или отдельных ее элементов в целях оптимизации хозяйственной деятельности. Сюда же следует отнести внедрение нововведений в формы мотивации персонала, принципы и методы оплаты труда для максимизации отдачи сотрудников. Немаловажное значение уделяется внедрению новых концепций развития корпоративной культуры и идеологии и приведению их в соответствие с построением и целями организации.

Анализ управленческих инноваций, проводимых компаниями с начала 1990-х гг., показал эффективность внедрения упрощенных организационных структур путем общего сокращения звеньев управления и перехода от вертикальных к горизонтальным структурам. При этом прослеживается сбалансирование принципов централизации и децентрализации, в основе которых лежит четкое разграничение управленческих функций.

Существенный эффект дает переход к матричным структурам управления с большим количеством целевых подразделений и отсутствием дублирования функций при наличии двойного подчинения.

Этот принцип успешно реализуется посредством развития плюральных организационных структур, когда наравне с первичной (основной) структурой появляются временные вторичные структурные единицы в виде проектных групп, кружков качества, рабочих групп и т.д. Высокую прибыльность дает использование «бригад» (или системы команд) для выполнения новых хозяйственных задач и делегирования им управленческих полномочий. При этом осуществляется переход от системы всеобщего контроля качества (TQC) к тотальному управлению качеством (ТОМ) и формированию идеологии приоритетности качества. Пересматривается система материально-технического снабжения. Наиболее прогрессивным здесь является ликвидация любых видов запасов и складов, переход к поставкам «точно в срок» и установление прямых хозяйственных долгосрочных связей с поставщиками и дистрибьюторами. Конкуренция за потребителя стимулирует выпуск новой продукции. Для этого во многих компаниях поощряется венчурное (или рисковое) предпринимательство в рамках компании и, в случае достижения успешных результатов, организуются отдельные структурные единицы.

Данная классификация по объекту инноваций основывается на комплексном подходе, который стал логическим продолжением эволюции отношения к инновационной деятельности.

Вторая классификация инноваций в зависимости от конечного результата предполагает следующие типы.

Инновация продукта. Этот тип инновации является самым понятным потребителю. Это способ решения проблем покупателя в виде создания нового товара, дающего выгоду: электрическая лампочка, автомобиль, персональный компьютер, мобильный телефон и др.

Инновация процесса. Эта инновация всегда «за кулисами» и не видна потребителю. Сюда относятся новые методы производства и новые технологии, дающие уменьшение затрат, повышение качества, сокращение сроков разработки и поставки продукта и др.

Инновация стратегии. В отличие от инновации процесса, которая не видна потребителю, инновация стратегии затрагивает его непосредственно. Она подразумевает пересмотр методов создания ценности для потребителя, чтобы удовлетворять вновь возникшие нужды клиентов, повышать ценность продуктов, формировать новые рынки и новые группы потребителей для компании. Ее результатом является то, как фирма меняет целевые группы потребителей и как она выходит на рынок. Есть пять таких инноваций стратегии:

  • 1) услуги, создающие добавленную стоимость (Metro Cash&Carry -
  • 24 часа);
  • 2) новые методы распределения и сбыта (сетевые структуры без оптовиков и розничной торговли напрямую выходят на потребителя);
  • 3) выход на новые рынки (расширение услуг телевещания через спутниковое ТВ и «тарелки»);
  • 4) новые бизнес-модели (их создают так называемые убийцы категорий - IKEA и др., предлагающие постоянное снижение цен и вытесняющие других продавцов с рынка);
  • 5) создание новых рынков (Интернет и электронные книги, навигаторы и др.).

Третья классификация инноваций в зависимости от влияния на прибыль включает следующие типы инноваций.

Инкрементальные (или приростные) инновации несущественно влияют на прибыль организации и представляют собой незначительные усовершенствования продуктов или услуг. Они позволяют сохранять имеющуюся долю рынка и, как правило, не требуют больших финансовых вложений.

Примеры: сеть супермаркетов вводит безналичный расчет; авиакомпании размещают в салоне первого класса полностью откидывающиеся кресла для сна; Сбербанк России вводит электронной очереди.

Инновации роста (или существенные инновации) обеспечивают увеличение доли компании на рынке, рост бизнеса и снижение операционных издержек. Существенные усовершенствования имеющихся продуктов и услуг или внедрение новых приносят заметные улучшения как для компании, так и для ее клиентов.

Примеры: расширение ассортимента; новые модели машин и других товаров, более привлекательных для потребителя.

Радикальная (или революционная) инновация ощутимо воздействует на прибыль и открывает совершенно новые направления деятельности организации. Радикальные инновации часто видоизменяют экономику и подрывают целые отрасли промышленности:

  • ? радикальные инновации достигаются направленной концентрацией усилий, а не пассивным ожиданием счастливого случая;
  • ? чтобы радикальная инновация превратилась в коммерческий продукт, требуется не менее десяти лет плюс еще какое-то время для создания рынка;
  • ? чтобы развивать радикальные инновации, требуются институты и финансирование;
  • ? радикальная идея зачастую реализуется по многим направлениям разными компаниями с различными конечными результатами.

Примеры: автоматическая коробка передач для автомобиля; мобильный телефон; навигатор; персональный компьютер.

Эпохальные инновации - это гигантские шаги вперед на пути человечества, они порождают целые новые отрасли промышленности.

Примеры: изобретение способа получения и передачи электричества; автомобиль; открытие пенициллина; радио; телевидение; Интернет.

Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные. В данной работе будут рассмотрены понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

Тема: «Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений»

ВВЕДЕНИЕ

1. Уровни новшеств в образовании 5

2. Типы инновационных подходов к обучению 7

3. Типы педагогических нововведений 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Инновации (англ. «Innovation» - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.

В нашем контексте мы будем рассматривать не только термин инновации, но и педагогическую инноватику как науку. Педагогическая инноватика молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80 г. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и ее методология находятся в стадии научной разработки и построения.

По определению С. Д. Полякова: «педагогическая инноватика - это особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования» .

Педагогическая инноватика стала частью общей теории инноватики. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н. Р. Юсуфбековой, она трактует ее как: «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» [Цит. по 3: с. 12].

Таким образом, современный процесс образования предполагает создавать педагогические новшества, с целью удовлетворения запросов общества.

Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

В своей статье «Инновации в системе образования» Ю. З. Хуснутдинова отмечает, что: «появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата» .

Таким образом, в данной работе будут рассмотрены уровни новшеств в образовании, типы инновационных подходов к обучению, а также типы педагогических нововведений.

1. Уровни новшеств в образовании

Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.

Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

«Инновация и нововведение - тождественные понятия. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

Нововведение (инновация) - внедренное (освоенное) новшество. Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным.

Новшество трактуется как изменение, во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования» .

К уровням новшества в образовании относят:

1. Усовершенствование.

2. Рационализация.

3. Модернизация.

4. Эвристическое решение.

5. Педагогическое изобретение.

6. Педагогическое открытие.

7. Инновация.

«Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности (новые способы создания групп).

Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач (иной способ составления расписания).

Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы (вместо 11 лет обучения предполагается 12).

Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач (методика опорных конспектов В. Ф. Шаталова).

Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования (система погружения М. П. Щетинина).

Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента (ТРИЗ-педагогика, компетентностный подход, дистанционное обучение).

Инновация - целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений» .

Деятельность, направленная на осуществления инноваций и инновационных процессов, получила название инновационной деятельности, а изучая инновационную деятельность важно отметить педагогический ин новационный подход к обучению.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций. Далее мы рассмотрим основные типы инновационных подходов в образовательной системе.

2. Типы инновационных подходов к обучению

Согласно исследованиям М. В. Кларина: «инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

1. Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

2. Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.

Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Определяющей тенденцией дидактических поисков в русле технологического подхода к обучению является то, что они развиваются на основе установки на гарантированное достижение диагностично-заданных целей, как критериально фиксированных учебных результатов, характеризуются тотальной ориентацией обучения на заданный конечный результат, что в свою очередь ведет к сужению педагогических возможностей обучения» .

3. Типы педагогических нововведений

Силой образовательных инновационных процессов являются сами педагоги. Но они являются не только «осваивателями» новшеств, но и создателями, регуляторами, модификаторами инновации.

Поляков С. Д. так писал о нововведениях педагога: «путь нововведения, рожденного как новаторский опыт: рождение практических идей и реализация их в методических средствах - борьба за утверждение и признание разработок - притязание на расширение области применения, вплоть до универсальности - осознание научных идей, лежащих в основе опыта - интеграция с другими подходами» .

Обратимся к трудам А. В. Хуторского, доктора педагогических наук, современного исследователя и реализатора инновационных концепций и технологий. В своей статье « Педагогическая инноватика - рычаг образования» он рассматривает типы педагогических нововведений: «п едагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. «По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, методах, технологиях и средствах обучения, в системе диагностики, контроле и оценке результатов.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели основные понятия и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Мы узнали, что новшество - это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация - процесс освоения этого средства. В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени.

Инновации в обучении - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Так, п едагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, для внедрения требуют новых форм, методик, педагогических технологий от современного педагога. Кроме этого требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Рассмотрев типы и подтипы педагогических нововведений можно отметить, что одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галеева И. Ш. «Педагогическая инноватика». Презентация. / 900igr.net // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// 900igr.net /prezentatsii/pedagogika/Pedagogicheskie-innovatsii/001Pedagogicheskaja-innovatik a.html

2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

3. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. - 176 с.

4. Хуснутдинова Ю. З. «Инновации в системе образования». Scienceforum.ru Подписи к слайдам:

Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений г. Нерюнгри, 2017 г.

Новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным. Новшество

Изменение одного или более элементов образовательного процесса. Приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности Усовершенствование

Установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач. Рационализация

Изменение нескольких элементов действующей образовательной системы Модернизация

Отыскание способа решения известных педагогических проблем. Создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач. Эвристическое решение

Новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования Педагогическое изобретение

Постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента Педагогическое открытие

Целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений Инновация

Инновации Инновационная деятельность Инновационный подход введение и использование педагогических инноваций Инновационные процессы

Инновации-модернизации Модернизируют учебный процесс. Направлены на достижение результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Типы инновационных подходов Инновации-трансформации Преобразуют традиционный учебный процесс. Направлены на организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСКОВЫЙ ПОДХОД ПОДХОД

Типы педагогических нововведений

Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений


Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с оп-ределения классификационных признаков. Классификационный при-знак представляет собой отличительное свойство данной группы инно-ваций, ее главную особенность.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

Инновации классифицируются по следующим признакам:

  1. значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
  2. направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
  3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
  4. глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
  5. разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
  6. масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
  7. место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
  8. характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
  9. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
  10. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
  11. причина возникновения (реактивные, стратегические);
  12. область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

  • регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
  • изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
  • адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
  • новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;
  • новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;
  • новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;
  • новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип;
  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям.Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

  • инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

В теории инновационного менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных продуктов и классификацию инноваций, учитывающую развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

Основу общей (традиционной) классификации инноваций и инновационных продуктов составляют следующие признаки .

Как источник идеи для инновации могут выступать:

  • открытие, научная идея, научная теория, явление;
  • изобретение, ряд изобретений, лицензии;
  • рационализаторские предложения;
  • прочие ситуации.

Вид новшества:

  • продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
  • технологии, метода, способа;
  • материала, вещества;
  • живых организмов, растений;
  • постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
  • информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;
  • услуги;
  • прочих решений.

По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:

  • научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
  • технические или продуктовые, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • технологические, которые возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • информационно-коммуникационные, которые ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;
  • маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций;
  • логистические, которые ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
  • организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
  • социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

По областям применения в сферах обслуживания :

  • образование;
  • питание;
  • спорт и молодежь;
  • культура;
  • здравоохранение;
  • правовое обслуживание и охрана;
  • туризм;
  • торговля;
  • финансовое обслуживание;
  • другие.

По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

  • мировой новизны;
  • отечественной новизны;
  • отраслевой новизны;
  • новые для фирмы;
  • расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;
  • обновленные товары и услуги;
  • товары и услуги с измененным позиционированием;
  • с сокращенными издержками (производственные инновации).

Масштабы распространения инноваций:

  • транснациональные;
  • народнохозяйственные и федеральные;
  • региональные;
  • муниципальные;
  • в рамках объединений и ассоциаций;
  • в рамках организации;
  • в рамках подразделения.

Широта воздействия инноваций:

  • глобальна, мировая;
  • народнохозяйственная, национальная;
  • отраслевая;
  • локальная.

Темпы осуществления инноваций:

  • быстрые, нарастающие;
  • замедленные, равномерные;
  • медленные, затухающие.

Стадии жизненного цикла инноваций , с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

  • исследования;
  • разработки;
  • промышленное производство;
  • маркетинг;
  • логистика;
  • диффузия;
  • рутинизация;
  • сервисная поддержка.

По преемственности выделяют следующие инновации:

  • открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
  • закрывающие - инновации, закрывающие ряд отраслей;
  • замещяющие;
  • отменяющие;
  • ретровведения.

Классификация инноваций, учитывающая развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

Эволюция инновационных стратегий и инновационного бизнеса согласно концепции К. Кристенсена предполагает периодическую смену «подрывных» и поддерживающих технологических инноваций и их приложений - инновационных продуктов и услуг.

«Подрывные» технологии - те, которые идут на смену устоявшимся и развитым технологиям. Они ведут с собой новые продукты и новые услуги, которые сменяют прежние. «Подрывные» инновации, стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес.

Г. Менш выделил базисные, улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков) и «псевдоинновации» - мнимые нововведения (улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса).

Российский исследователь Ю.В. Яковец развил взгляды Г. Менша и предлагает выделять следующие виды инноваций:

  • базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей;
  • улучшающие инновации, предусматривающие реализацию изобретений среднего уровня и служащие базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения техники (технологии), заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения, а также существенно видоизменяющих используемые технологии;
  • микроинновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, что способствует более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;
  • псевдоинновации, которые, по мнению Ю.В.Яковца, направлены на улучшение моделей машин и технологий, представляющих вчерашний день техники.

Следует отметить, что подходы Г. Менша и Ю.В. Яковца сосредоточивают свое внимание на рассмотрении исключительно технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации, уровень ее новизны, поэтому оба данных подхода к классификации инноваций носят в существенной степени ограниченный характер.

В свете этого следует отметить, что рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П.Н. Завлина и А.В. Васильева, В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С.Д. Ильенковой.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

Таблица 2.1 Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1. Область применения

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3. Степень интенсивности

«Бум», равномерная, слабая, массовая

4. Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5. Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6. Результативность

Высокая, низкая, средняя

7. Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

  • инновации на «входе» в предприятие;
  • инновации на «выходе» из предприятия;
  • инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на инновации тех-нологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Таблица 2.2 Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой

Классификационный признак

Вид инновации

1. Структурная характеристика инновации

1.1. Инновации на «входе» в предприятие

1.2. Инновации на «выходе» из предприятия

1.3. Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов

1.1. Целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов

1.2. Целевые качественные или количественные изменения

1.3. Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения

2. Целевые изменения

2.1.Технологические

2.2.Производственные

2.3. Экономические

2.4. Торговые

2.5. Социальные

2.6. Инновации в области управления

2.1. Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды

2.2. Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц

2.3. Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат

2.4. Использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или взыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.

2.5. Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями

2.6. Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.

Иные признаки положены в классификацию инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

Таблица 2.3 Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой

Классификационный признак

Вид инновации

1. Причина возникновения

1.1. Реактивные

1.2. Стратегические

1.1. Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке

1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе

2. Предмет и сфера приложения

2.1. Продуктовые

2.2. Рыночные

2.3. Инновации-процессы

2.1. Новые продукты и услуги

2.2. Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках

2.3. Технология, организация производства и управленческие процессы

3. Характер удовлетворяемых потребностей

3.1. Ориентирование на существующие потребности

3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей

3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично

3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

Подход С.Д. Ильенковой к классификации инноваций определенным образом перекликается с рассмотренными подходами Г. Менша и Ю.В. Яковца. Это связано с тем, что С.Д. Ильенкова в качестве одного из критериев своей классификации обозначает глубину вносимых изменений и выделяет радикальные (базовые), улучшающие и модификационные инновации. В то же время в данном случае указанный критерий классификации имеет более широкую сферу применения, поскольку не предназначается для характеристики исключительно технологических нововведений. Основное же отличие классификации инноваций по С.Д. Ильенковой от подходов Г. Менша и Ю.В. Яковца заключается в том, что обозначенная классификация является многокритериальной и предусматривает выделение групп прогрессивных нововведений не только исходя из глубины вносимых изменений, но также и с точки зрения таких критериев, как технологические параметры, новизна, место на предприятии и сфера деятельности. Кроме того, следует отметить тот факт, что место на предприятии как классификационный признак в рамках подхода С.Д. Ильенковой фактически аналогично по смыслу структурной характеристике инноваций, выделяемой в качестве критерия классификации В.В. Горшковым и Е.А. Кретовой.

Таблица 2.4 Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой

Классификационный признак

Виды инноваций

1. Технологические параметры

Продуктовые, процессные

2. Новизна

Новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для предприятия

3. Место на предприятии

Инновации на «входе», инновации на «выходе», инновации системной структуры

4. Глубина вносимых изменений

Радикальные (базовые), улучшающие, модификационные

5. Сфера деятельности

Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления

И.Т. Балабанов в качестве системы классификационных признаков выделяет следующие:

  • целевой признак - дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени (стратегической);
  • внешний признак - указывает на форму реализации инновации;
  • структурный признак - определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства.

Таблица 2.5 Классификация инноваций по И.Т. Балабанову

Классификационный признак

Виды инноваций

1. Целевой признак

Кризисные инновации, инновации развития

2. Внешний признак

Инновации в форме продукта и в форме операции

3. Структурный признак

Производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие

А.И. Пригожин предлагает следующую классификацию инноваций, представленную в табл. 2.6.

Таблица 2.6 Классификация инноваций по А.И. Пригожину

Классификационный признак

Вид инновации

1. По распространенности

Единичные и диффузные

2. По месту в производственном цикле

Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые

3. По преемственности

Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения

4. По охвату ожидаемой доли рынка

Локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны

Радикальные, комбинаторные, совершенствующие

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения. А это, в свою очередь, необходимо для осуществления адекватной поддержки со стороны государства внедрения инноваций на предприятиях страны.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Существуют следующие типы нововведений:

по уровню новизны:

  • - новые;
  • - усовершенствованные;
  • - требующие капитальных вложений;
  • - базисные;
  • - улучшающие;
  • - псевдоинновации;
  • - радикальные;
  • - ординарные.

От сферы применения:

  • - по услугам;
  • - технологические;
  • - организационные;
  • - экономические;
  • - общественные;
  • - технические;
  • - социальные;
  • - правовые;
  • - политические.

От области применения:

  • - медицинские (связаны с изменениями, вносимыми в лечебно-диагностический процесс, в предоставление сестринских услуг, в уровень оказания медицинской (сестринской помощи), во взаимоотношения медицинского персонала с пациентами);
  • - технологические (затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции);
  • - организационно-управленческие (связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими).

По степени новизны:

  • - радикальные (определяют повторные точки в циклическом развитии и становятся основой формирования новых поколений медицинских услуг и медицинских технологий);
  • - имитирующие (имитирующие радикальную новацию путем улучшения её потребительских свойств).

По масштабам распространения:

  • - глобальные - данные изменения происходят однажды, формируются и реализуются длительное время, требуют значительных экономических, физических и моральных затрат от руководителей; такие изменения вызывают у медицинского персонала негативную реакцию и, в связи с этим, встречают неприятие той или иной инновационной идеи; кроме того, они составляют основу революционных преобразований в сестринском деле);
  • - локальные - такого типа нововведения в любом лечебно-профилактическом учреждении происходят и должны осуществляться постоянно. Изменения в методах работы (внедрение нового метода диагностики), в рутинных, бумажных делах (использование ПЭВМ, специальных бланков требований, производственных актов и т.п.). Изменение состава, структуры и качества людских ресурсов (их численность, квалификация, профессиональная пригодность и т.п.); кроме того, они не оказывают принципиального влияния на экономику, организацию и социальные условия жизнедеятельности общества, что уменьшает отрицательное восприятие нововведений персоналом.

По степени прогрессивности, характер инноваций;

  • - прогрессивный, когда инновация является результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы; например, использование современных асептических средств для обработки рук персонала и операционного поля;
  • - регрессивный, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, выступают тормозом общественного развития; например, использование во многих лечебных учреждениях устаревших дезинфицирующих средств (хлорная известь, хлорамин и др.).

По конечной ориентации:

  • - производственные, когда инновации ориентированы на средства и способы производства;
  • - потребительские, изменения, вносимые в услуги, удовлетворяющие потребности человека.

По импульсу возникновения инновации обозначают:

  • - потребности производства (законы прибыли);
  • - потребности человека;
  • - развитие науки.

Таким образом, видно, что инновации достаточно многообразны и различны по содержанию. В связи с внедрением нововведений в лечебно-профилактических учреждениях возникают проблемы психологического характера, которые трудно поддаются корректировке.

Если обобщить приведенную классификацию инноваций, что было сделано Н.А. Ильиной, мы получим следующие типы нововведений:

  • - предметно-целевые, направленные на внедрение новой услуги, с психологической точки зрения они в наибольшей степени характеризуются ожиданием усложнения работы;
  • - технико-технологические - новые средства производства и новые медицинские технологии, от такого рода инноваций сотрудники лечебного учреждения негативного ожидают меньше всего;
  • - организационно-управленческие - разработка и применение новых организационных структур и методов управления сестринским или врачебным персоналом, например, внедрение бригад врачей и медицинских сестер общей практики;
  • - социально-экономические - социальная разработка и применение новых экономичных механизмов функционирования ЛПУ.

Последние два типа нововведений вызывают наибольшее число негативных ожиданий и последствий. Чаще всего оканчивающихся неудачей, причинами которой могут быть: стремление любой организации к стабильности; не спрогнозированное влияние изменений в одной структуре на изменения в другой; влияние нововведений не только на формальную структуру организации, но и на неформальную, и, как следствие этого, негативный настрой сотрудников на отношение к нововведениям.

Под термином «инновирование» понимается процесс созда-ния и оптимизации структур поведения и деятельности различ-ных социальных субъектов. С педагогической точки зрения инновирование может рассмат-риваться как «технологический процесс саморазвития свойств модели обучения, генерирующей, транслирующей и ассимилиру-ющей «эффект саморазвития» в социальную среду».

Инновирование традиционного обучения как саморазвитие его свойств предполагает две основные формы: модернизацию и ре-формацию. Например, инновирование самоорганизующегося обучения осуществляется при анализировании различных ситуаций, доку-ментов и ролевых моделирований. Инновирование самообучении предполагает внедрение инновационных форм в каждом из звень-ев самообучения.

Обоснование типологии педагогических нововведений позво-ляет изучать специфику, закономерности разработки и развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствую-щие и препятствующие нововведениям. Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не существует. Имеется более 20 критериев для клас-сификации нововведений, например: долговременные и кратко-временные, рассчитанные на малые группы и общества, ради-кальные и реформаторские, в образовании, труде, досуговой де-ятельности, авторитарные и либеральные, инициативные и ад-министративные...

Разными авторами предлагаются различные подходы к данной проблеме. Проанализируем несколько классификаций нововведений. Авторы работы «Нововведении в организациях» выделяют репродуктивную и продуктивную формы инновационной дея-тельности и соответствующих нововведений. Инновационная дея-тельность - один из видов продуктивной деятельности людей--индивидов, групп, масс, выступающих в качестве субъектов дея-тельности. Носителями деятельности выступают не только реаль-ные люди, но и их обезличенные «представители» - организа-ции, объединяющие локальные множества индивидов, институты.

Идею выделения продуктивного и репродуктивного компонен-тов деятельности применительно к педагогической инноватике формулирует М.В. Кларин.

Он выделяет два основных типа инновационных подходов к обучению:

1) иннова-ции-модернизации, которые направлены на достижение гаранти-рованных результатов в рамках традиционной репродуктивной ори-ентации учебного процесса;

2) инновации-трансформации, пре-образующие традиционный учебный процесс в процесс исследо-вательского характера и организацию учебно-познавательной дея-тельности. Первый подход автор называет технологическим, вто-рой - поисковым.


Многообразие современной педагогической реальности не ук-ладывается в предлагаемые два типа инновационных подходов. Педагогические инновации различаются не только по принципу модернизации или трансформации, но и по таким направлени-ям, как область применимости, образовательная среда, цели, уров-ни и сроки инноваций, естественные или искусственные причи-ны их появления…

Существуют и другие основания для типологии нововведений в образовании.

Так, О.Г. Хомерики выделяет следующие типы нововведений с точки зрения их отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса:

Методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса;

Организации учебно-воспитательного процесса;

Управляющей системе школы.

На частные (локальные, единичные), не связанные между собой;

Модульные (комплекс частных, связанных между собой, от-носящихся, например, к одной группе предметов, одной возраст-ной группе учащихся...);

Системные (охватывающие все образовательные учреждения) нововведения.

Модификационные нововведения появляются чаще базовых, адаптируя последние к меняющимся условиям и задачам. Но приспособительные возможности нововведений не беспредель-ны. И базовые, радикальные, нововведения представляют собой особую ценность тогда, когда будут исчерпаны все возможности нововведений модифицирующих. Модифицирующие, совершен-ствующие нововведения могут играть и консервативную, тормо-зящую роль. Искусственно продлевая жизнь когда-то прогрессив-ного и принципиального новшества, они в какой-то степени компенсируют его несоответствие изменившейся среде.

Существуют новшества, состоящие из отдельных уже извест-ных элементов, каждый из которых представляет собой модифи-цированное новшество. Но в своем сочетании эти элементы ни-когда не применялись, и их найденная комбинация дала новый эффект. Примеры таких новшеств можно найти в опыте учите-лей-новаторов: С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова, Е.И. Потаповой...

Примером радикального нововведения является технология обучения методом «погружения», которую предложил М.П. Ще-тинин, а впоследствии развили его последователи А.А. Остапен-ко, А.Н. Тубельский… В исследованиях А.В. Хуторского спроектирован и реализован метод эвристического погружения, модифицирующий базовое новшество.

Более детализированную типологию предлагает Н.Ю. Поста-люк. Образовательные нововведения он классифицирует по признаку интенсивности инновационного измене-ния или уровню инновационности. Выделяется во-семь рангов, или порядков, инноваций.

Инновации нулевого порядка - это практически ре-генерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента).

Инновации первого порядка характеризуются количе-ственными изменениями в системе при неизменном ее качестве.

Инновации второго порядка представляют собой пе-регруппировку элементов системы и организационные измене-ния (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования…).

Инновации третьего порядка - адаптационные из-менения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования.

Инновации четвертого порядка содержат новый ва-риант решения (это чаще всего простейшие качественные изме-нении в отдельных компонентах образовательной системы, обес-печивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей).

Инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем «новогопоколения» (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы).

В результате реализации инноваций шестого порядка создаются образовательные системы «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохране-нии системообразующего функционального принципа.

И наконец, инновации седьмого порядка представ-ляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется «новый род» образовательных систем.

Преимуществом приведенной типологии является детальное ранжирование педагогических новшеств, определяющих специ-фику соответствующих инновационных процессов.

Новшества могут быть классифицированы по причинам появления.

На основе анализа различных инноваций выявлены следующие источники создания новшеств в образовании:

Передовой педагогический опыт - источник новых методик, технологий и техник, преобразовывающих педагогическую прак-тику;

Фундаментальные и прикладные исследования в области пе-дагогических дисциплин, таких, как педагогика , сравнительная педагогика, история педагогики, дидактика , частные методики обучения;

Достижения смежных с педагогикой дисциплин - филосо-фии , культурологии , психологии , медицины , социологии , си-нергетики ;

Административные решения - законы, постановления, про-екты, программы, которые инициируются чиновниками, поли-тиками, администраторами;

Глобальные образовательные и иные процессы в стране, мире, во Вселенной.

Перечисленные причины представляют собой взаимосвязан-ную иерархию. Например, такой глобальный процесс, как распад Советского Союза, стал причиной многих образовательных ново-введений - появились авторские шкалы; на постсоветском про-странстве были введены западные образовательные модели и сис-темы; усилилась национальная составляющая образовательных систем; стал разрабатываться модельный кодекс образования для стран СНГ . Можно сказать, что новшества разделяются по причи-нам их появления.

По глубине производимых изменений выделяют следующие типы инноваций.

Модифицирующие инновации ведут к незначительным улучше-ниям конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла. Позволяют немного быстрее и дешевле добиться незначи-тельно лучших результатов. Например, введение электронных классных журналов оптимизирует учет и контроль учебного про-цесса.

Улучшающие инновации обеспечивают значительные преимуще-ства и улучшения, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах. В качестве примера можно привести но-вую структуру общеобразовательной школы, в которой выделяет-ся старшее профильное звено.

Прорывные инноватики базируются на фундаментально новых технологиях и подходах. Они позволяют выполнять ранее недо-ступные или известные функции, но новым способом, который превосходит старый. Таковым новшеством является, например, распределенное интернет-образование.

Интегрирующие инноватики используют комбинацию первых трех классов инноваций. Интегрирующие инновации обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса: реализацию пользующихся спросом на рынке наукоемких слож-ных товаро- и услугообразующих систем за счет оптимальной интеграции уже проверенных практикой научных достижений (зна-ний, технологий, оборудования...). Таковой инновацией долж-но считать технологии личностно ориентированного дистанцион-ного обучении.

А.И. Пригожин отмечает еще один тип новшеств - «возврат-ные», суть которых состоит в том, что после некоторого использо-вания новшества обнаруживается его несостоятельность и прихо-дится возвращаться к его предшественнику.

Специалисты в области управления развитием школы выделя-ют как тип новшеств ретровведение - освоение школой чего-то нового для нее в данный момент, но когда-то уже использовав-шегося в образовательной практике.

Рассмотренные типологии педагогических нововведений со-ставлены по разным основаниям. Отсутствие единой типологии не является недостатком педагогической инноватики. Дело в толе, что для разных случаев могут быть полезны разные типологии. Кроме того, разнопространственное видение всего многообра-зия педагогических нововведений позволяет исследовать их роль и значение в самых разных случаях и ситуациях. Типологии слу-жат в этом случае инструментом анализа и проектировании ин-новаций.

Проведены исследования, в ходе которых создана обоб-щенная типология педагогических нововведений. Перечень всех оснований для определения классов составлен с учетом необхо-димости охвата главных параметров педагогических нововведений: отношения к субъектам образования, структуре науки, условиям реализации и характеристикам нововведений.

Согласно обобщенной типологии педагогические но-вовведения подразделяются на следующие классы и соответствующие каждому классу типы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, задачах, содержании об-разования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения и образования, системе диагности-ки, контроле, оценке результатов...

2. По отношению к личностному становлению субъектов образо-вания: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, спосо-бов деятельности, компетентностей...

3. По области педагогического применения: в учебном процес-се, учебном курсе, образовательной области, на уровне системы обучения, уровне системы образования, в управлении образова-нием.

4. По итогам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, групповом обучении, тьюторстве, репетиторстве, семейном обучении...

5. По функциональным возможностям нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультур-ных условий...), нововведения-продукты (педагогические сред-ства, проекты, технологии...), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управлен-ческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, пе-риодические, сти-хийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединении педагогов, школе, группе школ, регионе, на федеральном уровне, международном уровне...

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессиональ-но-типологических групп педагогов.

9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные...

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирую-щие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, рево-люционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может од-новременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

Итак, в зависимости от поставленных задач используются раз-личные типологии педагогических нововведений, каждая из которых строится на определенных основаниях и выполняет свою роль в теории и практике образовательных инноваций,