Гидроэлектростанция на реке Обь в Советском районе города Новосибирска. Это единственная гидроэлектростанция на Оби. Построена в 1950-1961 годах. Собственником Новосибирской ГЭС (за исключением судоходного шлюза) является ОАО «РусГидро ». Архитектурный комплекс Новосибирской ГЭС является объектом культурного наследия, охраняемым государством.

Строительство гидроэлектростанции

  • Первые планы покорения полноводной Оби возникали ещё в ХIХ веке. Идея об использовании энергоресурсов сибирских рек выдвигалась известными учёными той поры А. Л. Чекановским, И. Д. Черским, В. А. Обручевым. Непосредственно в Новониколаевске (Новосибирске) о строительстве гидроэлектростанции тоже начали думать достаточно давно – в 1912 году. Городские власти заинтересовались таким проектом и даже обратились к специалистам ряда городов (Риги, Кургана, Томска) с просьбой о проведении изыскательских работ для определения места строительства ГЭС, её предполагаемой мощности, а также стоимости работ. Правда, гидроэлектростанцию в Новониколаевске хотели строить не на Оби, а на её притоке – Ине. Но тогда этому проекту не суждено было сбыться.
  • К идее строительства гидроэлектростанций на сибирских реках вернулись в 1930-е годы. Вопрос о водохозяйственном использовании водных ресурсов реки Оби в верхней её части возник в связи с проблемой орошения зоны Обь-Иртышского междуречья, в том числе Кулундинской степи.
  • Краевая проектно-изыскательская организация «Обькулундапроект» и «Гипровод» («Ленгипроводхоз») в 1932-1937 гг. провели масштабные проектно-изыскательские работы, изучив возможности водохозяйственного использования Оби и Иртыша. Была составлена схема и выполнено технико-экономическое обоснование по водохозяйственному освоению водных ресурсов верхней части Оби, а именно – участка между Барнаулом и Новосибирском, который является наиболее развитой в хозяйственном отношении. Документы одобрили Госплан, краевые и научные организации. Рассматривались два варианта: сооружение двухступенчатого каскада из Каменской (мощностью 600 тыс. кВт) и Новосибирской (440 тыс. кВт) гидроэлектростанций или одной Новосибирской ГЭС с напором, близким к суммарному напору двух ступеней. Помимо чисто энергетического использования реки, решалась также задача самотечного орошения Кулундинской степи. В окончательном варианте, выполненном в 1937 году, выбор был оставлен на одноступенчатой схеме. То есть первой намечалось построить Новосибирскую ГЭС. Наступила очередь конкретного проектирования, но Великая Отечественная война отодвинула решение задачи, и дальнейшие работы по этой теме были прекращены.
  • С первых дней Великой Отечественной войны Новосибирская область стала одной из основных кузниц будущей Победы. Осенью 1941 года и в начале 1942-го область приняла 120 предприятий, в основном оборонных отраслей, эвакуированных из западных районов страны. Запуск предприятий и значительный прирост населения вызвали в городе острый дефицит электроэнергии. Так на повестку дня снова встал вопрос об использовании водных ресурсов реки Оби и сооружения на ней гидроэлектростанции.
  • 20 марта 1945 года Главгидроэнергострой Министерства электростанций СССР выдал техническое задание Ленинградскому отделению Всесоюзного треста Гидроэнергопроект «на составление проектного задания Новосибирской ГЭС на реке Оби».
  • В выданном задании рекомендовано использовать прежние исследования и проектировки, выполненные в 1933-1934 годах, дальнейшую разработку проекта и разработку проекта вести применительно к низконапорному варианту. Также указано, что Новосибирскую ГЭС следует рассматривать как чисто энергетическую проблему, относя все вопросы орошения Обь-Иртышского междуречья к будущей вышележащей Каменской ГЭС. Таким образом, на участке Барнаул -- Новосибирск была предопределена двухступенчатая схема использования реки Оби, в дальнейшем намечалось создание целого каскада гидроэлектростанций.

Контакты Новосибирской ГЭС

Филиал ОАО «РусГидро» - «Новосибирская ГЭС»

Адрес: 630056, Новосибирск, ул. Новоморская, д.4

Телефон: +7 383 345 06 30

Факс: +7 383 345 35 27

[email protected]

Сайт: http://www.nges.rushydro.ru/

ОбьГЭС. Новосибирская гидроэлектростанция. (г. Новосибирск, ул. Новоморская, 4). Здания и сооружения Новосибирской гидроэлектростанции признаны памятником истории регионального значения (решение облисполкома № 236 от 14.04.1976 г.). Это был первенец, открывший эру строительства мощных энергетических комплексов-станций на крупнейших реках Сибири.

По расчетам экономического сектора треста Гидроэнергопроекта Новосибирск и область должны были сыграть большую роль в выполнении программы промышленного строительства. При этом учитывались центральное расположение города в стране, транспортные связи - железнодорожные, водные, воздушные, наличие поблизости различных ископаемых (уголь, руда, полиметаллы, бокситы, цементное сырье, лес и т, п.), то есть те условия, которые определили Новосибирск как ведущий промышленный центр. Кроме того, город располагал высококвалифицированными кадрами. Дальнейшее его развитие потребовало увеличения мощности энергетической базы. Считалось, что Новосибирская ГЭС даст около 50 процентов всей требуемой городу и области электроэнергии в 1960 г. По своим параметрам она должна была встать «в ряд первого десятка наиболее крупных станций мира», как считали специалисты треста Гидроэнергопроекта. Линиями высоковольтных передач планировалось связать ГЭС с Новосибирской и Кемеровской энергосистемами и помимо обеспечения энергией промышленных объектов, электрификации железных дорог широко электрифицировать и сельское хозяйство. Предполагалось на базе ее энергии и созданного водохранилища решить проблему орошения засушливого Обь-Иртышского междуречья, улучшить судоходство на Оби, создать большие возможности для развития рыболовства и рыбоводства.

В начале августа 1945 г. комплексная экспедиция ленинградского отделения Всесоюзного треста Гидроэнергопроекта под руководством С. Я. Жуковского начала изыскания места для створа будущей плотины и электростанции. Экспедиция наметила четыре створа: около поселков Бугры, Матвеевского и деревень Нижние Чемы и Малое Кривощеково. В середине октября того же года для окончательного решения этого вопроса в Новосибирск приезжала правительственная комиссия под председательством профессора П. И. Василенко. В нее вошли представители наркомата электростанций, Главгидроэнергостроя, треста и ленинградского отделения Гидроэнергопроекта (восемь человек). В работе комиссии участвовали заместитель секретаря обкома ВКП(б) по электростанциям и электропромышленности Жигальский, профессор Томского университета доктор технических наук М. М. Кучин (геолог), главный инженер Новосибэнерго Комиссаров, управляющий новосибирским отделением Союзводпроекта Мичков и другие научные и инженерные работники города, комплексной изыскательской экспедиции Ленгидэпа. Комиссия заслушала доклады инженера-геолога С. Я. Жуковского и главного инженера проекта ГЭС В. А. Берга.

Лучшим, исходя из геологических условий, был нижне-бугровский вариант створа, ограниченный на правом берегу Оби улицей Добролюбова, а на левом берегу - каменным карьером, где залегали неглубоко граниты. Но он оказался неприемлемым по условиям заполнения водохранилища, так как затоплению подвергались железнодорожный двухпутный мост (Комсомольский), подходы к нему, некоторые городские кварталы, промышленные предприятия, железнодорожная линия Новосибирск - Барнаул и селение Бугры. Рассматривались еще восемь других вариантов створов: малокривощековский, матвеевский, нижний и верхний ельцовские, огурцовский и три варианта у Нижних Чем. Третий вариант створа, нижнечемской, где достаточно прочные коренные породы песчаников и сланцев выходили на дневную поверхность и позволяли удобно расположить бетонные сооружения, был принят к реализации. В состав сооружений гидроузла вошли: здание гидростанции, бетонная и земляная плотины с напором воды около 20 метров высоты. Объем работ по самым предварительным подсчетам составлял: земляная выемка около пяти млн. м3, бетонных конструкций около миллиона м3, металлических около 12 тыс. тонн. Планировалось в 1947 г. приступить к подготовительным работам, постройке железнодорожных путей, поселка строителей и т. д., а основное строительство начать в следующем году.

В 1945-1946 гг. комплексная изыскательская экспедиция, возглавляемая горным инженером В. С. Кузнецовой, развернула на месте строительства ГЭС гидрологические и топографические работы. Изыскания показали надежность и устойчивость грунтов для всех сооружений ГЭС, а рельеф местности оказался пригодным для создания обширнейшего водохранилища по регулированию неравномерного стока реки в течение года. Уточнился в проекте и состав основных сооружений: бетонная водосборная плотина, земляная дамба, здание гидростанции, судоходные устройства и рыбоход. На плотине намечалось разместить два железнодорожных пути, автостраду и «шоссе местного значения». Водохранилище должно было разлиться в ширину до 20 километров и в длину - до 250. Судоходные устройства по проекту планировались в виде однокамерного шлюза, вмещавшего две баржи с буксиром. Около ГЭС для будущего обслуживающего персонала необходимо было построить постоянный поселок «повышенного» типа.

Насколько сложные научно-технические задачи разрешались при строительстве, говорили уточненные в проекте объемы работ: выемка мягких грунтов - 2500 тыс. м3, выемка скалы-1250 тыс. м3, в дамбу укладывалось 80 000 тыс. м3 грунта, бетонные и железобетонные конструкции - 600 тыс. м3. Для осуществления столь большого и сложного проекта было создано специальное строительно-монтажное управление Новосибирскгэсстрой, которое развернуло работы весной 1950 г.

Окончательный проект ГЭС был составлен ленинградским отделением Гидроэнергопроекта (главный инженер отделения Можевитинов и главный инженер проекта Егоров). Весь комплекс состоял из здания ГЭС, бетонной водосливной плотины с щитовыми затворами, правобережной земляной намывной плотины и дамбы, судоходного канала, однониточного трехкамерного шлюза. Общая длина подпорных сооружений достигала около 4800 метров.

В здании станции должны монтироваться семь вертикальных турбин по 58 600 кВт каждая, с поворотными лопастями и диаметром рабочего колеса восемь метров. На одном валу с турбинами вращались генераторы электрического тока. Здание станции имело длину всего 180 метров, но оно глубоко уходило под воду, где его конструкции состояли из монолитного железобетона. Характерной особенностью проекта ГЭС являлось устройство в массиве здания станции специальных водосбросных отверстий, что позволяло сократить длину бетонной водосливной плотины и тем самым удешевить строительство. Основная же масса воды пропускалась через турбины станции и приводила их в движение, а лишняя сбрасывалась через щиты водосливной плотины. В ней имелось восемь отверстий по 20 метров каждое. Закрывались они щитами весом в 300 тонн каждый, их поднимали два портальных крана. Высота плотины достигала 27 метров. Шлюз имел три камеры с верхним и нижним подходными каналами. Каждая камера в длину была 144 метра, а в ширину 18 метров. Уровень воды в каждой повышался на пять метров. Вода поступала в камеры из водохранилища по специальным галереям самотеком. Водохранилище заливало несколько десятков населенных пунктов и поэтому предстояло перевести на новые места тысячи строений, переселить десятки тысяч людей, вырубить в зоне затопления лес на площади 33 тыс. га.

Развернувшееся строительство ГЭС было широко механизировано. На стройке работали десятки экскаваторов, скреперов, бульдозеров, тракторов, несколько сот автомашин. Около котлована построили механизированный бетонный завод производительностью 100 м3 бетона в час. К нему примкнули силосные склады цемента емкостью в восемь тыс. тонн. В них и из них цемент подавался с помощью сжатого воздуха. Около села Буготак был открыт каменный карьер, откуда проложили железнодорожную ветку до Томской дороги длиной в десять километров. Забивали металлический шпунт общим весом в 7,5 тыс. тонн, вынимали миллионы м3 грунта и скалы, а в июле 1953 г. в основные сооружения начали укладку бетона и железобетона, монтаж десяти тыс. тонн металлоконструкций. Кроме того, делали 23 км цементационных скважин, намывали 1500 тыс. м3 песка в плотину и прорывали судоходный канал... На обоих берегах строили жилые поселки с магазинами, клубами, столовыми, больницами, детсадами, яслями (сначала строители жили в брезентовых палатках, в вагончиках, в соседних деревнях). Строительство раскинулось на десятки километров. Поселок строителей строили и у каменного карьера Буготак. Руководили стройкой начальник Новосибирскгэсстроя И. М. Иванов, главный инженер В. С. Эристов, инженер Неклюдов и др. Строительство шло с большими трудностями, при большой текучести кадров. Намечалось в июне 1957 г. ввести в эксплуатацию два агрегата. 4 ноября 1956 г. перекрыли русло Оби, и лишь 10 ноября следующего года первый агрегат станции дал промышленный ток.

В августе 1961 г. государственная комиссия приняла ГЭС в промышленную эксплуатацию. Мощность ее - 400,4 тыс. кВт. Полностью все затраты на строительство комплекса станции окупились через пять лет, в 1966 г., то есть через девять лет после пуска первого агрегата, когда станция уже выработала более 12 млрд. кВт/час энергии. А всего на строительство ГЭС и комплекса сопутствующих ей сооружений, производственной базы, жилых поселков и других объектов было затрачено 149,5 млн. руб., из которых затраты на энергетику составляли 93,7 млн. рублей. Модернизация гидроэнергетического оборудования станции в 1968-1972 гг. увеличила ее мощность до 455 тыс. кВт. Гидростанция, построенная в 18 км от города, и особенно «Обское море», ставшее важнейшим антропогенным ландшафтным градостроительным фактором в планировке Новосибирска, давали стимул территориальному развитию города в южном направлении. «Обское море» имеет площадь водного зеркала в 1070 км2, среднюю ширину десять км и длину по затопленному руслу Оби - 230 км. Большие водные поверхности влияют на усиление ветров в его районе, которые во время осенних штормов поднимают волны до 3,2 метра высотой. Кроме того, идет интенсивная переработка его берегов.

Плотина электростанции длиной около 5 км подняла воду реки на 20 м, образовав Новосибирское водохранилище (Обское море), длина которого достигает 250 км, а ширина - 25 км. Для прохода речного транспорта был сооружен судоходный канал и трехкамерный шлюз.

Гидроэлектростанция на р. Обь (плотинного типа, 1-го класса капитальности) - комплекс сложных гидротехнических сооружений. Кроме собственно здания ГЭС, в его состав входят:
водосливная плотина (железобетон);
левобережная земляная плотина (намывная: мелко- и средне-зернистый песок);
правобережная земляная плотина (намывная: мелкозернистый песок);
правобережная земляная дамба (намывная: мелкозернисты песок).

Подводная часть станционного узла, опирающегося на скальное основание, выполнена из монолитного железобетона, надводная - каркасного типа с заполнением бетоном и кирпичом.

Производственное здание, в котором смонтированы семь вертикальных турбин по 58 600 кВт каждая, с поворотными лопастями и диаметром рабочего колеса 8м - двухэтажное. Характерной особенностью проекта ГЭС являлось устройство в массиве здания станции восьми специальных водосборных отверстий по 20 м каждое, что позволило сократить длину бетонной водосливной плотины и удешевить строительство.

В операционном зале производственного здания, где располагается центральный пульт управления электростанцией, имеется витраж из цветного стекла, сюжетная основа которого - электроэнергетика.

Служебно-бытовая часть имеет пять этажей, перекрытия в ней плоские железобетонные, в операционном зале - кессонные. Здание оштукатурено, простенки между окнами - квадратно-рустованные. Окна - витражи из стеклоблоков. Между витражами - пилястры со стилизованными капителями. По всему периметру здания на уровне верхнего яруса витража имеется фриз.

На производственном здании размещена мемориальная доска: «Новосибирская ГЭС построена в 1950-1961 годах по проекту ленинградского отделения (Ленгидропроект) коллективами строительных организаций Министерства энергетики и электрификации СССР».

Ровно 50 лет назад, 12 августа 1961 года, Новосибирская ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию. До этого изыскатели более полувека подбирали для нее место, а потом гидростроители с большим трудом перекрывали пятую по величине реку в мире. Как все начиналось и почему ГЭС не построили в черте города, выяснял корреспондент Сиб.фм.

«Зачем рокочут и бурлят эти реки...»

Об экономичном использовании водных ресурсов в Ново-Николаевске (так называли Новосибирск до 1925 года) задумались в начале прошлого века. Местный житель Иван Семенов писал властям в 1912 году: «...У меня витала мысль, глядя на естественные силы как реки Каменки, так и реки Ини: зачем без умолку и без пользы рокочут и бурлят эти реки... если бы люди заставили этих неумолкаемых говорунов работать на пользу себе, ведь от этого они хуже не были бы, но зато какую бы великую услугу оказали...»

Обь — самая протяженная река в России. Её длина составляет 5410 км

К идее строительства гидроэлектростанции вернулись в 30-е годы. Но снова не успели — началась Великая Отечественная война. И только после ее окончания, спустя пару месяцев, изыскатели приехали на Обь, одну из крупнейших рек в мире.

ГЭС хотели строить в черте города

Планировкой Новосибирской ГЭС занималось ленинградское отделение «Гидроэнергопроекта». Его представители с группой специалистов приехали в Новосибирск в 1945 году, чтобы выбрать наиболее благоприятный в географическом и топографическом плане створ гидроузла.

11 мест отобрали изыскатели для строительства Новосибирской ГЭС

Вариантов развития событий было несколько. Многие считали, что ГЭС должна стать достопримечательностью Новосибирска, и строить ее нужно непременно в черте города. «Она бы внесла в пейзаж совершенно новые мотивы, неузнаваемо изменила прибрежные кварталы, объединив их красивой набережной. Это было очень заманчиво», — вспоминал главный инженер Новосибирской ГЭС Борис Дубровский.

Cело Нижние Чемы

Параллельно исследовались еще два участка — у деревни Бугры и села Нижние Чемы. Бугры были хороши узким руслом реки — всего 2-3 км, но пришлось бы затопить железнодорожный мост, городские строения, промышленные предприятия и даже железнодорожную линию Новосибирск-Барнаул. Нижние Чемы признали более «щадящим» вариантом, и строить ГЭС решили именно здесь, в 18 километрах от города.

Под затопление попали 10 307 дворов 51 населенного пункта Новосибирской области, среди них целые селения — Верхние Чемы, Тюменькино, Верхняя Ельцовка, Старый Шарап, Елбань, Усть-Хмелевка и многие другие.

16 тысяч железнодорожных составов грунта

Первые строители приехали в Нижние Чемы в конце сороковых. Жили в деревянных брезентовых палатках, вагончиках, на квартирах в окрестных деревнях и даже в землянках. «Сначала меня поселили в утепленной палатке с буржуйкой, но пришлось уступить ее семье с маленькими детьми и уйти на квартиру в Огурцово. Когда построили больничный барак при строящейся ГЭС, мне отвели в нем маленький закуток», — рассказывала Таисия Козленко, одна из первых медицинских работников на Новосибирской ГЭС.

«Круглые сутки, часто сменяя друг друга, люди работают в ледяной воде. Спирт и горячая пища греют кратковременно».

С весны 1950 года в глухих местах закипела работа. На месте, где предполагалось строительство плотины, было огромное торфяное болото. Руководство приняло решение: воду откачать, торфяник заморозить, а позже с помощью взрывов произвести его выемку.

«Круглые сутки, часто сменяя друг друга, люди работают в ледяной воде. Спирт и горячая пища греют кратковременно. Экскаваторы тонут, автомашины ползут по глубокой колее. Людям и машинам очень трудно. Но план выемки торфа выполняется...», — так Борис Дубровский описал один из самых тяжелых этапов строительства. Около 12 млн кубометров грунта перекачали и уложили в тело плотины. Такого передвижения земли Западная Сибирь еще не знала.

16 тысяч ж/д составов грунта потребовалось для Новосибирской ГЭС. Если выстроить их в одну линию, получится путь от Москвы до Хабаровска.

«Гидростроитель-сибиряк покорил ее раз и навсегда»

Самое трудное — перекрытие реки — было еще впереди. Холодной осенью 1956 года, строителям предстояло навеки усмирить бег бурной Оби. В ночь на 25 октября с наведенного понтонного моста самосвалы начали сбрасывать в воду тонны грунта. Уже к утру из реки стали показываться первые глыбы. Но не тут-то было — спустя сутки, 27 октября, шквальный ветер с дождем и снегом изменил планы строителей. Обь напоследок показала свой крутой нрав: сорвала понтонный мост, размыла плотину и вновь вошла в привычное русло.

Тогда, впервые в истории, решили вести работы совершенно новым способом — сбрасывать грунт самосвалами с двух берегов, ведя отсыпку навстречу друг другу, а не с понтонного моста.

Параллельно в воду закидывали каменные гирлянды — их придумал инженер Московченко. Принцип изготовления был прост: в огромные каменные валуны весом более тонны вбивали металлический стержень, обматывали арматурным железом и бросали в реку в связках по четыре-пять штук.

Человек реку покорил, но дикие звери еще долго не понимали, что происходит вокруг, и по старой привычке ходили на строящуюся ГЭС.

Уникальные каменные гирлянды помогли гидростроителям перекрыть Обь

«Створ был местом, где кормились лоси, — рассказывает Виктор Славкин, бывший начальник технического отдела дирекции ГЭС. — Как-то раз один из них забрел на трансформаторную площадку, вызвав своим посещением переполох среди сотрудников. Охранники вспугнули животное, лось побежал по мостику трансформаторной площадки и с раздельного устоя бросился в бушующий поток водосливной плотины. Это было вдвойне опасно для лесного жителя — ведь в воде находятся пирсогасительные устройства. Удивительно, но лось целый и невредимый благополучно выбрался на берег».

С тех пор лесных жителей на ГЭС не видели.

Хрущев и сэкономленная облицовочная плитка

После укрощения строптивой Оби встал вопрос о бетонировании дороги, соединяющей два берега Советского района Новосибирска. Очевидно, что без нее было не обойтись. В это же время, в 1959 году, ГЭС посетил Никита Хрущев. Он указал руководству на медлительность строительства и его дороговизну. Бюджет скомандовали урезать. Под горячую руку попала и дорога — изначально бетон хотели укладывать шириной всего в четыре метра — получалось однополосное движение только в одну сторону. Но, взвесив все «за» и «против», дорогу решили делать девятиметровой, а сэкономить на облицовочной плитке.

Внутри здания ГЭС плиткой выложен портрет Ленина и надпись: «Коммунизм - это есть советская власть плюс электрификация всей страны!» На этом решили не экономить

Почти одновременно с Новосибирской ГЭС возводили и другие — Куйбышевскую на Волге, Братскую и Иркутскую на Ангаре, Каховскую на Днепре. И во всех, как правило, здание отделывали плиткой. Так же планировали сделать и на Новосибирской ГЭС, но после визита Хрущева сметы урезали, деньги пустили на дорогу, а здание вместо облицовки плиткой, недолго думая, оштукатурили.

Ударники строительства

7 млрд рублей будет потрачено на модернизацию Новосибирской ГЭС

Первый гидроагрегат Новосибирской ГЭС был включен в сеть 10 ноября 1957 года, именно тогда она начала вырабатывать промышленный ток. Что было очень кстати: энергетические мощности четырех ТЭЦ Новосибирска и Барабинской ГРЭС уже не удовлетворяли потребностей растущего города и области в электроэнергии.

Годы временной эксплуатации оказались суровыми: при пуске второго агрегата 31 декабря 1957 года из-за сорокаградусного мороза мостовые краны не смогли оторвать примерзший рабочий затвор от порога. В результате механизм не выдержал, лопнула тележка крана — природа взяла свое. В сложных условиях проходили и пуски остальных агрегатов.

Эксплуатация велась параллельно со строительством — у машинного зала даже не было потолка.

Строители возвели временный шатер, чтобы ни на минуту не прекращать процесс пробной эксплуатации. Последний, седьмой агрегат включили в сеть 31 марта 1959 года.

С тех пор прошло ровно пятьдесят лет. В ближайших планах Новосибирской ГЭС — модернизация. При запуске в 1961 году ее мощность составляла 400 МВт, сейчас — 455 МВт, а к 2020 году она должна быть уже 574 МВт.

Описание окружающей местности

Новосибирская ГЭС — первая крупная гидроэлектростанция в Сибири, давшая начало строительству более мощных сооружений на крупнейших сибирских реках. ГЭС — яркий пример инженерного искусства, она и сейчас соответствует современным международным нормам. Около Новосибирска Обь каждую секунду в среднем проносит 1700 куб. м воды, а весной до 14 тыс. куб. м. Это огромный потенциал, и используется он для получения электроэнергии.

В комплекс гидротехнических сооружений Новосибирской гидроэлектростанции кроме собственно здания ГЭС, входят бетонная водосливная плотина длиной 198 м, судоходный канал со шлюзом, левобережная земляная плотина, правобережная намывная земляная плотина длиной 4382 м, правобережная земляная дамба. Трехкамерный шлюз — водный путь судам из нижнего бьефа на Алтай и Обское море. Первое шлюзование проведено в июне 1957 году, и с тех пор шлюз работает безаварийно.

В конце войны, 20 марта 1945 года Главгидроэнергострой Министерства электростанций СССР выдал техническое задание на проектирование ГЭС на Оби Ленинградскому отделению института «Гидроэнергопроект». В 1952 году появился технический проект станции, главный инженер проекта — А. В. Егоров. Но уже в 1950 году, не дожидаясь его утверждения, Совмин СССР за подписью Сталина от 21 января №126 (45) принял решение по подготовке к строительству новых электростанций, в числе которых наряду с Иркутской, Нарвской, Павловской и Белореченской была и Новосибирская ГЭС

Строительство ГЭС было самой крупной стройкой в Сибири, численность рабочих здесь достигала 4 тыс. человек. В мае 1953 года уложен первый кубометр бетона в основание сооружения. В октябре 1956 года русло Оби перекрыто, и ее воды пошли через выстроенные сооружения. В 1957 году началось заполнение водохранилища. В ноябре 1957 года был введен в промышленную эксплуатацию первый, а затем второй турбоагрегат. Станция введена в строй в марте 1959 года. В 1961 году комиссия приняла станцию в постоянную эксплуатацию.

Гидрогенераторы с диаметром рабочего колеса 8 м для ГЭС изготовлены в Новосибирске на предприятии, которое сейчас называется НПО «Элсиб». Всего на ГЭС установлено 7 гидрогенераторов по 65 МВт, что дает городу 455 МВт энергии летом и до 90 МВт — зимой.

Плотина подняла воду на 20 м, образовав Новосибирское водохранилище (Обское море) длиной 214 км и максимальной шириной 22 км. Затопление территории вынудило перенести на новые места около 30 тысяч строений, в том числе и город Бердск, переселить десятки тысяч жителей, вырубить лес на площади в 33 тысяч га. Но в то же время водохранилище стало важнейшим аккумулятором запасов питьевой воды для Новосибирска и окрестных городов. Оно регулирует уровень воды зимой. ГЭС также регулирует уровень воды в Оби в соответствии с нуждами речников. В 1960 году через основные сооружения гидроузла проложен железобетонный мост. С его пуском замкнулось дорожное кольцо вокруг Новосибирска.

Информация и фотографии про историю строительства Новосибирской ГЭС и шлюза взяты с официального сайта РусГидро: http://www.nges.rushydro.ru/

Описание тайника

Виртуальная часть тайника на зимний период

В зимний период, а также в случае разорения традиционной части тайника, необходимо брать виртуальную часть. Для получения зачёта вам будет необходимо осмотреть комплекс гидротехнических сооружений Новосибирской ГЭС и трёхкамерный шлюз расположенные на разных берегах Оби.

1) На левом берегу возле здания ГЭС, по координатам N54 51.183 E82 58.929, находится мозаичное панно работы новосибирского художника-монументалиста В. П. Сокола, посвященное строителям Новосибирской ГЭС. Рядом на круглом монументе высечены имена 65-ти лучших строителей ГЭС. Прочитайте текст на монументе. В нём вам встретятся три числа. Назовите эти числа в том порядке, в котором они встречаются в тексте

2) На правом берегу находится особо охраняемый объект - "Новосибирский судоходный шлюз". Прогуляйтесь вдоль канала. Возможно, вам повезет, и вы увидите процесс шлюзования.
У въезда на территорию шлюза, в месте с координатами N54 50.720 E83 02.505, установлен памятник - настоящий корабельный якорь на невысоком бетонном постаменте. Его нашли и вытащили при чистке верхнего проходного канала. Чей он, через пятьдесят лет невозможно узнать. Кто и когда его потерял - неизвестно. Его почистили, покрасили и установили на постамент. Якорь, установленный на Шлюзе, по морской классификации называется "якорем Холла" (Hall Anchor).
На якоре сваркой нанесены буква и трёхзначное число. Назовите их?

Содержимое тайника

Поездка в Новосибирск получилась очень насыщенной благодаря большому количеству объектов, которые нужно было и хотелось посетить. Но и без всяко-разно непредвиденных ситуаций и приключений не обошлось. Все как обычно и очень не скучно. Собственно, после авиационных съемок у меня была запланирована поездка на Новосибирскую ГЭС и прогулка к Ту-104 в Бердске. И если до аэропорта « » с можно доехать на общественном транспорте, то добраться до ГЭС и до Бердска уже проблематично. Нет, конечно, для особых фанатов оно реально, но зачем такие мучения? Я как-то привык, что в поездках меня либо возят, либо я сам вожу себя. И никакого ОТ, который съедает ценное время путешествия (к поездкам в центр Москвы это никак не относится, если чо) и мешает взять с собой все необходимое оборудование.

Чтобы избежать всех этих проблем, я решил взять напрокат машину. Только любая прокатная контора мне не подходила (да, я привередливый) - мне нужна была такая, чтобы я мог получить мили в программе S7 Priority. С этой программой работают только Sixt или Avis. В Новосибирске работает только Avis, поэтому проблемы выбора не было. Но чтобы получить вожделенные 500 миль, нужно было забронировать не самую дешевую машину, а на ступеньку выше. Мне не принципиально на чем ездить, так что забронировал что-то типа Hyundai Solaris с автоматом. А за то, что я участник программы S7 Priority, даже получил скидку на аренду – что-то около 10%.

И все было бы прекрасно, если бы не косяки прокатной конторы с автомобилем. Когда я забирал ее в аэропорту, то первый раз замки открывал представитель Avis. После перелета из Москвы мне уже так хотелось в гостиницу, что я не стал тщательно проверять комплектацию и работу всех систем. А зря. Первый звоночек был на утро следующего дня, когда я поехал на съемку в «Толмачёво» - дверь не открывалась. Замок замерз! Просто фантастика. Впервые за 10 лет с такой фигней сталкиваюсь. После продолжительной возни с замком мне удалось его расшатать и открыть. Но дальше – лучше. По дороге выяснилось, что в автомобиле замерзли брызгалки, а без них в метель, мягко говоря, не очень удобно ехать. Вечером, после того как машина простояла почти 10 часов на парковке около аэропорта, я вообще не смог открыть злополучный звонок. Позвонил в службу техподдержки, те прислали сотрудников с зажигалкой (благо они рядом были). Замок мне отогрели, но саму проблему не решили. А на мой вопрос, что мне делать с замерзшими брызгалками, предложили «отогреть машину где-нибудь». Хорошо, что на следующий день ударило потепление, и они сами оттаяли. А для замка пришлось купить на ближайшей заправке размораживатель. Кстати, Avis до сих пор (уже месяц прошел!) не вернул мой депозит в 9000 тысяч и зажал 500 миль по программе. Ау!

Но, так или иначе, машина в самой нищебродской комплектации у меня появилась (а на пять дней больше и не надо). Пора ехать на Новосибирскую ГЭС.

Для начала немного ликбеза и истории. Новосибирская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Обь в Советском районе города Новосибирск. ГЭС, как единственная станция на Оби, играет важную роль во всей энергосистеме Новосибирска. Построена в 1950-1961 годах. Собственником Новосибирской ГЭС (за исключением судоходного шлюза) является ПАО «РусГидро». Архитектурный комплекс Новосибирской ГЭС является объектом культурного наследия и охраняется государством.

Первая схема гидроэнергетического использования Оби была создана в 1933-1934 годах по заданию Госплана СССР институтом «Ленгипроводхоз». Но в 1937 году дальнейшие проектные проработки были приостановлены.

В годы Великой Отечественной войны в Новосибирскую область, в первую очередь непосредственно в Новосибирск, было эвакуировано значительное количество промышленных предприятий и населения. Резко возросший промышленный потенциал региона вызвал острый дефицит электроэнергии, что потребовало срочных мер по созданию новых генерирующих мощностей. В этой ситуации было принято решение о возобновлении проектных работ по мощной гидроэлектростанции на Оби в районе Новосибирска. В мае 1945 года начались изыскательские работы по выбору створа Новосибирской ГЭС.

Был изучен участок Оби протяженностью 20 км вниз по течению от села Нижние Чемы, на котором было предварительно определено 11 возможных створов. По ряду параметров привлекательным выглядел створ непосредственно в черте Новосибирска - у деревни Бугры. Он позволял увеличить напор (соответственно, и выработку электроэнергии), а для строители видели большой плюс в твердых породах, на которых можно было расположить будущую станцию. Однако в случае затопления в аварийную зону попадали часть городской застройки, железнодорожный мост и ряд других объектов. Поэтому 23 октября 1945 года правительственная комиссия утвердила створ в районе деревни Нижние Чемы, расположенный в 18 км выше Новосибирска.

Уже в мае 1953 года началась укладка первого бетона, 5 ноября 1956 года перекрыто русло Оби, а еще через год был запущен первый агрегат. Всего полтора года спустя на ГЭС были запущены все семь гидроагрегатов. 12 августа 1961 года госкомиссия приняла станцию в постоянную эксплуатацию.

1. Погода утром была не съемочной вообще. Но и не в таких условиях работали. После инструктажа по ТБ, выдаче касок и уточнения плана работы идем в машинный зал и начинаем свое путешествие по станции.

2. По конструкции Новосибирская ГЭС представляет собой низконапорную русловую гидроэлектростанцию (здание ГЭС входит в состав напорного фронта). Установленная мощность электростанции - 465 МВт.

3. Если кто забыл, то вот так выглядит в разрезе низконапорная ГЭС. Здание ГЭС совмещенного типа (в нем размещены одновременно гидроагрегаты и водосбросы) длиной в 223,6 м, расположенное на левом берегу, разделяется на машинный зал и монтажную площадку. Машинный зал, в свою очередь, состоит из семи блоков, в каждом из которых размещены гидроагрегат и три донных водосброса (общая максимальная пропускная способность донных водосбросов при форсированном подпорном уровне - 5200 м³/с). Новосибирское водохранилище одно из немногих на территории бывшего СССР, которое чисто теоретически может быть спущено полностью с помощью донных водосбросов.

4. А теперь для искушенных - технические подробности. Для пропуска избыточных объемов воды в паводковый период используется водосбросная бетонная плотина длиной в 198,5 м и высотой в 20 м. Плотина имеет 8 пролетов шириной по 20 м, перекрываемых плоскими колесными затворами, и рассчитана на пропуск 9200 м³/с воды при нормальном подпорном уровне и 13 400 м³/с - при форсированном уровне. Гашение энергии сбрасываемой воды производится на водобое, представляющем собой железобетонную плиту толщиной в 2-4 м и длиной в 32,5 м. Она снабжена двумя рядами пирсов-гасителей трапецеидальной формы, имеющих высоту и толщину в 2,5 м. Плита заканчивается зубом, заглубленным в основание, за ним на протяжении 20 м расположена рисберма, выполненная частично из бетонных кубов, частично из крупного камня - на чертеже это все прекрасно видно.

5. Эстетика 1950-х годов. Уже не так красиво, как в 1930-е, но и не бездушные пульты последующих лет. Электроэнергия Новосибирской ГЭС выдается в энергосистему по следующим линиям электропередачи: две линии по 220 кВ и четыре линии по 110 кВ.

6. Возраст станции весьма преклонный, и сейчас идет большая программа капитального ремонта и модернизации гидроагрегатов.

7. Сейчас гидроагрегат №4 проходит плановую модернизацию.

8. На станции это четвертый гидроагрегат, на котором будет заменена устаревшая гидротурбина. Турбина проработала 57 лет, выработав при этом 17,561 млрд кВт/ч. Ее установленная мощность после модернизации увеличится на 5 МВт.

9. Долгосрочная программа комплексной модернизации ГЭС (период реализации 2012-2020 гг. с перспективой до 2025 года) направлена на техническое перевооружение генерирующих объектов «РусГидро». Всего планируется заменить 55% турбин, 42% генераторов и 61% трансформаторов от общего парка компании. Это позволит переломить тенденцию старения парка оборудования, обновление всех генерирующих мощностей отработавших нормативные сроки, а также снизить эксплуатационные затраты за счет уменьшения объемов ремонтов и автоматизации процессов. Реализация программы позволит заменить генерирующее оборудование общей мощностью 12 618 МВт и увеличить установленную мощность объектов компании на 779 МВт.

10. Рабочие колеса - как старые, так и новые - выпустил Харьковский турбинный завод. Для замены колеса требуется демонтировать часть бетона в шахте гидроагрегата и сделать новое посадочное место.

11. Ввод в эксплуатацию гидроагрегата №4 запланирован на вторую половину 2016 года.

12. Бетон за 50 лет набрал очень хорошую плотность, и просто так его не сковырнуть. В ход идут алмазные пилы и алмазные коронки.

13. А полное завершение работ по модернизации оставшихся трех гидротурбинных установок на Новосибирской ГЭС планируется к 2020 году.

14. Прекрасные старые таблички и относительно новые показометры.

15. А это уже новая турбина и наш экскурсовод по станции - Андрей Гисматулин, начальник участка службы эксплуатации Новосибирской ГЭС.

16. Всегда удивляюсь сложности станции и их непохожести друг на друга. Каждый проект - жемчужина инженерного искусства.

17. Новый гидроагрегат №5.

18. Как показала история, электрификация всей страны коммунизма нам не дала.

19. Так как в зале места мало, то демонтированные детали от четвертого гидроагрегата складываются между работающими. Для ГЭС - обычная практика.

20. На улице чуть распогодилось, поэтому делаем набег на водосбросную плотину.

21. Общая пропускная способность гидроузла при форсированном подпорном уровне составляет 22 065 м³/с (включая пропуск воды через водосливную плотину, гидроагрегаты, донные водосбросы и трехкамерный ниточный шлюз, входящего в состав гидроузла).

22. Помимо здания ГЭС и водосбросной плотины, в состав сооружений Новосибирской ГЭС входят две земляные плотины и одна дамба, намытые из мелкозернистых песчаных грунтов.

23. 8 пролетов водосбросной плотины. Устои плотины имеют резерв для второго моста. Когда-то тут предполагалось сооружение ж/д ветки. Сейчас это место можно было бы использовать для расширения дороги, что очень необходимо. Но дело в том, что дорога принадлежит городу, а не «РусГидро». А город вкладывать денег в реконструкцию дороги в обозримом будущем не планирует.

24. Здание ГЭС.

25. Огромное спасибо пресс-службе Новосибирской ГЭС и лично Олесе Тарасовой за организацию съемки, гостеприимство и прекрасную экскурсию по станции.

Кстати, пока готовил этот пост, нашел интересный прогноз от Международного энергетического агентства (IEA) - к 2050 году мощности ГЭС могут составить 2000 ГВт (сегодня эта цифра в два раза меньше), что может избавить планету от примерно 3 млрд тонн выборов CO² ежегодно. Как думаете, осуществимо?