Видеть цель, верить в себя. Формула успеха, которую наперебой и на свой лад предлагают бизнес-консультанты всех мастей. А слышали ли вы о планировании… от неверия? Именно так действует американский спецназ — «морские котики», если верить бывшему «котику» Джону Кэннону (его книга переведена на русский язык). Он советует, нацеливаясь на успех, думать о поражении — прогнозировать ситуации, когда не удастся одержать победу. И каждый шаг просчитывать, исходя из предположения, что все сложится не так, как хотелось бы. Смысл? Только при таком планировании можно будет противостоять угрозам, которые неизбежно возникнут.

Как минимум один миллиардер из «Золотой сотни» Forbes с успехом пользуется подобной стратегией. «Я при расчетах всегда исхожу из самого пессимистичного варианта — предполагаю, что все будет идти совсем плохо, — признался мне однажды президент и владелец Crocus Group Арас Агаларов. — Пессимистичный план мне нужен, чтобы быть готовым к любым проблемам». У Агаларова не было ни одного провального проекта, чем бы он ни занимался. Своих расчетов он никому не показывал. Досконально неизвестно, как у него структурирован бизнес, финансовые потоки, выстроены отношения с кредиторами и «регуляторами». Но факт остается фактом: даже в кризис, когда многие девелоперы и торговцы оказались на грани банкротства, Агаларов продолжает открывать очередные магазины и затевать новые строительные проекты.

Неудача — важный дисциплинирующий фактор в бизнесе и карьере. Мысли о провалах и поражениях столь же естественны, как стремление к победе. Главное, чтобы они не становились тормозящим фактором, а побуждали искать необходимые ресурсы и не совершать действий, с последствиями которых можно не справиться. Хотя, как это ни парадоксально, делать ошибки полезно. Бывший глава Coca-Cola Роберто Госуэта, самый успешный CEO за всю историю корпорации (если смотреть финансовые показатели), любил говорить, что доверяет лишь тем менеджерам, которые допустили хотя бы один крупный просчет — это побочное следствие стремления к серьезным целям.

О положительной роли неудач и ошибок в жизни и бизнесе написано множество книг и статей. Я бы рекомендовал почитать «Парадоксы лидерства» американского психолога Ричарда Фарсона — она лаконична, не пафосна и построена на конкретных примерах. По мнению Фарсона, удача сопутствует тому, кто допускает возможность ошибок. И, наоборот, крах может случиться с тем, кто долгое время был успешен: благополучие побуждает почивать на лаврах и действовать привычными методами.

Основатель и президент IBS Group Анатолий Карачинский вспоминает, как в конце 1990-х, общаясь с руководством Microsoft, спросил, зачем корпорация нанимает людей из обанкротившихся компаний. В ответ он услышал, что это лучшие менеджеры, какие только бывают. То есть те, кто прошел через падения и потрясения и показал себя бойцом, пусть даже в итоге и проиграл, самые подходящие кадры для бизнеса с амбициозными целями. «Я сам учился на ошибках и продолжаю делать ошибки, хотя считаю себя опытным предпринимателем», — говорит Карачинский. Он даже подсчитал примерную стоимость своих просчетов — порядка $15 млн. Ужас? А может, это соответствующая плата за лидерские позиции на рынке? За то, что оборот IBS Group в 2009 году превысил $500 млн при операционной прибыли почти $38 млн?

Гендиректор группы компаний «Русагро» Вадим Мошкович как-то разъяснил мне, что такое успех. Это когда положительно решенных вопросов больше, чем отрицательно решенных. Даже если разница совсем невелика, все равно можно считать, что дела идут успешно. Для наглядности Мошкович нарисовал систему координат и пояснил, что развитие бизнеса, равно как и жизни, это не линейный вектор, а некий коридор, в границах которого случаются подъемы и падения. В падениях нет ничего страшного, просто должно сохраняться направление движения вперед и вверх.

Итак, делайте ошибки. Думайте о неудачах.

В бизнесе (как и в жизни) бывают случаи, когда хочется закрыться дома, грустить и никому не показываться. Например, когда заказал большую партию товара по акции, и пришло фуфло, или когда подвел давний партнер и даже трубку не берет.

Молодым бизнесменам переживать такие ситуации труднее всего. Но один провал - не повод закрывать бизнес и уходить в дауншифтеры. Мы собрали четыре истории разной степени тяжести от опытных предпринимателей, где они рассказывают, что пошло не так и чему они научились на своих ошибках.

Имена изменены, но истории реальны.

Не спешить, если пожара не видно

Кроме части моих нейронных связей тогда никто не пострадал. Помогла смекалка и способность логически мыслить. С тех пор я больше не ведусь на спешку вообще. Пожара не вижу - значит все проверяем от и до. Можно медленно и «с перекурами», но тщательно.

Не обещать сделать то, чего не умеешь

Однажды я взялся делать проект интернет-магазина с подключением к к европейскому агрегатору товаров. Таких проектов в России было на тот момент всего 6, а у нас не было опыта даже с обычными интернет-магазинами. Заказчик хотел сайт на одной системе управления, но в итоге, когда мы уже взяли бабло, сказали ему, что сделать на этой системе не сможем (было стыдно). Предложили другой вариант, и слава Господу, что я нашел человека, который смог это сделать.

В конечном итоге сделали все хорошо, не заработав, правда, на этом проекте даже 1000 рублей - работали ради работы. И все-таки заказчик попросил перенести вебсайт на другую систему управления - bitrix (с ними мы вообще никогда не работали).

Я не стал консультироваться с программистом и командой, и назвал ему сумму за работы «с потолка». В дальнейшем оказалось, что я взял в 2,5 раза меньше, чем стоит разработка. Говорить: «Платите мне еще денег! В 4 раза больше!» было уже не вариант. По крайней мере я так думал. Я понял, что за свои деньги делать сайт заказчику не буду, пришлось отказать ему. Было очень стремно, казалось, что это провал, боль и вообще конец.

Спустя полгода я узнал, что этот заказчик все-таки перенес свой сайт на bitrix, и заплатил за это больше 450 тысяч рублей (я простил 140 тыс.). После этого стало обидно: я мог объяснить, что неправильно рассчитал стоимость работ и нужно увеличить бюджет, а не бояться, что наглею.

В итоге я больше не беру уникальные проекты, не посоветовавшись с их непосредственным разработчиком.

Объяснять, что входит в стоимость работ

В общем, дело было так: накануне нового года звонок из Ханты-Мансийска (богатые севера, крутяк!) - «Нам срочно нужен сайт для нашего ЧОПа!!! Нужен вчера! Платим двойную цену или сколько скажете». Назвала стандартную цену, сделали вчера, ударили по рукам, запустили в свет. Где-то к февралю звонок от ЧОПовцев: «А почему наш сайт не показывается на первой строчке Яндекса?». Объясняю, что SEO - дополнительная услуга, за нее как бы платить надо (2011 год был, все такое). Директор ЧОПа на меня орал матом, говорил, что приедет в «наш сраный Екатеринбург», а еще у него есть табельное оружие. И никто потом ничего не докажет.

В итоге я вернула ему деньги, конфликт был исчерпан. Сайт постоял в интернете под купленным для заказчика доменом, но потом самостоятельно закрылся. С тех пор всегда рассказываю заказчикам, что поисковое продвижение не входит в разработку сайта. По три раза, разными словами. И что оно может по итогу стоить в несколько раз дороже самой разработки сайта. И что в соцсетях продвигаться - это тоже не равно разработке сайтов.

И еще 6 правил, которые хорошо бы соблюдать

Моя главная неудача в бизнесе - полное разорение.

Дело было даже не в России. Все просто: рост курса доллара заставил менять курс развития (цена на товары с Китая выросла). После 2,5 лет работы (полтора года только в плюс и последние полгода в ноль или минимальная прибыль) пришлось закрыться. Это был болезненный удар - я вложил в этот бизнес все деньги.

Затем я занялся другим делом, уже без привязки к доллару, но сильные мира сего съели не прожевав. После занимался выпуском антибуксовочных лент. Почему ушел - читать в пункте №6 правил, которые нужно соблюдать, чтобы не облажаться:

  1. Заниматься выпуском своего товара/продукции, которая не зависит от курса $.
  2. Всегда быть готовым к проверкам со стороны надзорных органов.
  3. Лень. Убрать. Вообще.
  4. Экономия должна быть не везде. И работать ради того, чтобы отложить, нужно не всегда.
  5. Нужно идти в ту сферу, с которой более-менее знаком или в ту, в которую влюблен.
  6. Не работать с друзьями! Друзей потеряете. Но если решились, то нужно договариваться на берегу: с договорами и прописанием всех пунктов партнерства или сотрудничества.

Отказы - это нормально. Учитесь принимать их

Еще одна болезненная вещь в жизни и бизнесе - это отказ. В поставке товаров, в сотрудничестве, в кредите, в конце концов. Не стоит принимать каждый из них близко к сердцу, а затем гуглить «заговоры на неудачу в бизнесе врага». Лучше научитесь справляться с собственными неудачами.

Если руководствоваться законом Парето, то из 10 запущенных в реальную жизнь идей 8 провалятся и только две выживут. Мы все любим читать , но часто не задумываемся о том, что огромный процент проектов терпит крах и люди теряют деньги. Порой это суммы в десятки и сотни миллионов долларов.

О таких проектах и поговорим сегодня.

Невозможно вести бизнес без риска. С чего все начинается? Ну, первоначально появляется перспективная идея, в которую возникает желание вкладывать деньги. Причем следует отметить, что хочется вложить не только предполагаемую ранее сумму, но и все, что есть на «балансе», только бы получилось! После остается только ждать … авось, повезет.

Посмотрим на топ-6 бизнес-проектов , которые не оправдали ни вложения, ни надежды инвесторов

Средняя цена на автотранспортное средство данного типа, в зависимости от типа комплектации, варьировалась от 450 000 до 490 000 рублей. Выпуск данной гибридной модели планировался на начало 2015 года.

Размер финансовых инвестиций составил примерно 250 миллионов евро. В течение всего этапа разработок было создано всего лишь четыре рабочих экземпляра. Причем один из них в качестве рекламы был презентован самому известному и провокационному российскому политику – Владимиру Вольфовичу Жириновскому.

Кузов произведенного гибрида Ё-Crossback EV имел всего три двери. К большому сожалению сделать гибридную установку не вышло, по этой причине для работы машины используется только электричество. Закрытие проекта состоялось весною прошлого года.

Бизнес-проект №2. Спутник — поисковая система.

22 мая 2014 года разработчики российской компании «Ростелеком» создали поисковую систему и целый интернет-портал, который получил название «Спутник».

Цена разработки – 60 миллионов долларов США. В первые несколько суток число переходов на другие интернет-ресурсы составило более пяти миллионов. А вот уже на начало сентября 2014 года этот же показатель понизился до отметки в 16 600 посетителей. На данный момент, по статистике «LiveIntrnet» ежемесячно на данном интернет-портале бывает не менее чем 1 000 людей.

Бизнес-проект №3. Транспорт на двух колесах Segway.

Размер финансовых инвестиций – 125 000 000 долларов США. Инновационное транспортное средство было разработано специально для того, чтобы стать заменой привычным автомобилям и изменить привычную транспортную систему в принципе. Невзирая на использование продвинутых технологий, данное средство стало альтернативным вариантом «гибрида» пешей прогулки и езды на авто. Но ведь этому уже давно нашлась замена — велосипед, да и стоимость его в несколько десятков раз доступнее.

Сегодня Segway не стал заменой автомобилю. Он стал чем-то вроде аттракциона, на котором можно покататься в ближайшем развлекательном парке.

Ко всему прочему, уже на первых парах изобретение получило плохую славу. В 2010 году миллионер ДжимиХеселден, который является владельцем компании «Сигвей», в возрасте 62 лет погиб прогуливаясь на инновационном двухколесном транспорте. По нелепой случайности он не смог справиться с управлением и сорвался в речку в Великобритании.

Бизнес-проект №4. Yotaphone.

Данная разработка была выпущена в свет в конце 2013 года. Над проектом совместно с другими трудилась отечественная производственная организация «YotaDevices». Этот lte- телефон оснащен двумя действующими независимыми экранами – жидкокристаллическим и дисплеем, который работает при использовании технологии «‘электронные чернила».

В прошлом году вышла новая модель – Yotaphone 2.

Размер инвестиционного фонда – около 50 миллионов долларов США. За первые тридцать дней в розницу было продано около 600 экземпляров. Сегодня эту разновидность «умного телефона» можно приобрести на рынке, но, к большому сожалению, особой прибыли от этого инвесторы не чувствуют.

Бизнес-проект №5. Сервис Bippy.

Сервис Вippy предназначен для того, чтобы пользователи сети могли делиться с друзьями новостями о своих последних приобретениях, сделанных с помощью карты.

Размер инвестиционного капитала – 13 000 000 долларов США.

Идея не сработала, потому как мало кто из пользователей сети Интернет захотел предоставлять компании-разработчику данные о паролях своих банковских карт. Да и ко всему прочему, покупки в сети не так уж и интересными среднестатистическому обывателю.

Бизнес-проект №6. Авто от производителя «Marussia Motors».

В 2007 году известным автогонщиком и шоуменом Николаем Фоменко при поддержке бизнесмена Ефима Островского была основана одна из самых крупных отечественных автомобилестроительных компаний. Именно эта организация занималась производством «спорткаров» «Маруся».

Уже спустя 7 лет данная компания была объявлена банкротом, и все ее имущество распродали на аукционе.

Общий вклад в проект составил 100 000 000 евро. Но, к большому сожалению, концепт нового автомобиля оказался неспособным к жизни и, как следствие, серийного производства «спорткара» не случилось.

Проект «Маруся» был не единственным.

В начале 2014 года на государственном уровне было выделено 3 600 000 000 рублей для разработки автотранспортного средства, предназначенного для правящих лиц страны. Рабочее имя разработки – «Кортеж». Бюджет планировалось использовать в течение двух последующих лет.

Занимались разработкой ФГУП НАМИ и концерн «MarussiaMotors».

Зачастую компании и предприниматели ставят перед собой амбициозные задачи – создать принципиально новый продукт или услугу, найти новый подход к ведению бизнеса или, наоборот, придерживаться проверенных традиций, несмотря на перемены. Все это предпринимается с целью получить как можно большую прибыль, однако некоторые компании вместо этого терпят убытки.

В 2010 году инвестиционная группа Михаила Прохорова ОНЭКСИМ заявила о старте проекта по созданию экологичного "народного автомобиля". Его бюджет составил 150 млн евро. По заявлениям разработчиков, промышленное производство машин должно было начаться в 2012 году на заводе под Петербургом, анонсировалась цена автомобиля в 360 тысяч рублей. Затем срок запуска производства отодвинули на 2013 год. И, наконец, в феврале 2013 года стало известно, что первый серийный ё-мобиль может быть выпущен в марте 2015 года. Ориентировочная цена авто тоже выросла почти до 500 тысяч рублей.

Многие эксперты считают заявления о начале серийного производства гибридных автомобилей неосуществимыми, поскольку коллектив "Е-Авто" не достаточно опытен, а сам проект малобюджетен. В 2011 году ОНЭКСИМ призналась, что ищет соинвесторов для проекта. Источники оценивали необходимые для поддержания проекта инвестиции в 115 млн евро.

Солнечные батареи "Роснано"

Еще одним примером неудачной бизнес идеи в российском крупном бизнесе может служить проект "Роснано" с группой "Нитол" по производству поликристаллического кремния для солнечных батарей - "Усолье-Сибирский силикон". Начиная с 2009 года компания инвестировала в проект 9,4 млрд руб. Однако эта сфера оказалась убыточной: себестоимость переработки превышает рыночные цены в 7 раз. Сейчас «Нитол» запросил у государства финансовую помощь в размере 4,7 млрд рублей для развития производства. Однако, по мнению экспертов, подобное производство в России не имеет перспектив, поскольку Россия не является страной, где солнечная энергетика сможет стать приоритетной, в отличие от Испании, например. Там развитие солнечной энергетики привело к удорожанию электроэнергии.

Шоколадное распятие

Американская кондитерская компания Russel Stover выпустила в марте 2004 года новый продукт - 15-сантиметровую шоколадку в форме распятия. Верующих шоколадная новинка возмутила. Позже к протестам подключились и высокопоставленные клерики, посчитавшие, что съедобное распятия не самый удачный способ выражения религиозных чувств.

Верность традициям Форда

В 1908 году Генри Форд впервые выпустил на формирующийся автомобильный рынок свою модель Т, тогда это был современнейший автомобиль с хорошим соотношением цены и качества. Шли годы, американский автопром активно развивался, появлялись новые компании – производители, появлялись новые, современные типы автомобилей. Однако глава Ford Motor Генри Форд отказывался выпускать новые модели и компания продолжала выпускать устаревший Т. В результате Генри Форд потерял свои 45% рынка.

В погоне за пивной прибылью

Пивной производительSchlitz в середине прошлого века уступал по обороту в США только пиву компании Budwaiser. Амбициозный директор Schlitz решил обогнать конкурента за счет использования более дешевых ингредиентов и ускорения процесса брожения, что позволило бы продать больше пива. Поначалу такая технология действительно увеличила прибыль компании. Но продолжалось это недолго, поскольку пиво Schlitz стало хуже на вкус, кроме того,дешевые пивные ингредиенты оседали на дне бутылки и образовывали неприятную на вид субстанцию. Schlitz разрушила свою репутацию, а реабилитироваться так и не смогла.

Стимулятор сердца

Производитель медицинского оборудования компания Guidant успел продать более 50 тысяч новых стимуляторов сердца, прежде чем выяснилось, что в них происходят короткие замыкания. Причем большую часть из них уже имплантировали людям. Guidant разорилась после 45 случаев коротких замыканий и двух смертей.

Неудачные приобретения

Одним из самых ненадежных сегментов в бизнесе является интернет, где конкуренция зашкаливает, а технологии совершенствуются с каждым днем. В таких условиях заключение сделок по покупке тех или иных сервисов – это всегда определенный риск. Так, в 1998 году компания AOL купила сервис мгновенных сообщений ICQ, разработанный израильской компанией Mirabilis, за $400 млн. Тогда это была крупнейшая сделка. Но с тех пор ICQ так и не смог добиться успеха, уступив место таким конкурентам, как MSN, Skype, Google Talks и другим сервисам. В итоге сервис был продан российской Mail Group за $187 млн.

Крупнейшей неудачей AOL можно считать покупку социальной сети Bebo в 2008 году за $850 млн. На этот шаг компанию сподвиг успех Facebook Марка Цукерберга (число пользователей Facebook возрастало на 150% ежемесячно и к концу лета достигло отметки 100 млн человек). Однако AOL не удается создать серьезной конкуренции самой популярной соцсети в мире.

В течение двух последующих лет число уникальных посетителей Bebo сократилось с 22 млн до 14,6 млн в месяц, и в дальнейшем продолжало падать. Летом 2010 года Bebo выкупил частный фонд Criterion Capital Partners за $10 млн, что в 85 раз дешевле цены, по которой соцсеть купил AOL. Сейчас Bebo - небольшая компания со штатом из 50 человек.

Компьютер Power Mac G4 Cube считается вершиной дизайнерской мысли Apple и неудачей с точки зрения бизнеса одновременно. Благодаря особому прозрачному дизайну корпуса и колонок, данный компьютер попал в коллекцию Нью-Йоркского музея современного искусства.

Cube продавался в период с 2000 по 2001 год. Компания Apple позиционировала его между iMac G3 и Power Mac G4. Однако, несмотря на инновационный дизайн, компьютер критиковали за чрезмерную дороговизну. Кроме того, у корпусов первых экземпляров были дефекты, из-за чего они покрывались мелкими трещинами. Вдобавок у Power Mac G4 Cube отсутствовал аудиовход. Чтобы спасти положение Apple cнизила начальную стоимость, установила более мощный процессор PowerPC G4 500МГц, заменила CD привод на CD-RW, а так же предложила в качестве опции более продвинутые видеокарты NVidia. Но 3 июля 2001 года Apple сообщила о снятии Power Mac G4 Cube с производства.

Одни предприниматели умеют находить и продвигать идеи, зарабатывая на них миллионы. Но существует и другая категория бизнесменов, к которым деньги приносят практически «на блюдечке с голубой каемочкой», однако они все равно умудряются упустить свой шанс! Представляем вам 5 неудачных бизнес-решений, ставших уже почти классикой, на которых компании умудрились потерять миллионы и даже миллиарды долларов.

Пожалуй, одним из самых известных примеров в сфере шоу-бизнеса является отказ компании Decca Records от начинающей группы The Beatles. Майк Смит, ответственный за оценку новых талантов в лондонском офисе компании, поехал в Ливерпуль с целью поиска новой группы. После прослушивания Дик Роу решил, что их лейблу The Beatles не подойдет так как, по его мнению, время гитарных квартетов уже давно прошло, они попросту никому не интересны. К тому же The Beatles были уже слишком похожи на популярный в то время коллектив The Shadows (знаете таких?). Но вот EMI Records, придерживаясь другого мнения, заключили с начинающей группой контракт и не прогадали - The Beatles стали популярны после первого же выступления!

2. «Коммерчески невыгодная электрическая игрушка»

Однажды к Вильяму Ортону, президенту телеграфного подразделения компании Western Union, пришел изобретатель, предложивший приобрести у него патент за 100 тысяч долларов. Для XIX века эта сумма была просто неслыханной! Естественно, Вильям ответил отказом, обозвав изобретение «коммерчески невыгодной электрической игрушкой». Но Александр Белл не стал расстраиваться и организовал собственную компанию AT&T, которая, впоследствии, стала одной из самых прибыльных в бизнесе!

3. The New-York Times распространяет пин-коды подписчиков

Руководство издания The New-York Times решило сократить расходы на бумагу. Было решено, что связки газет будут упаковываться в так называемые «оборотки», ненужные офисные документы. В итоге продавцы прессы в Вустере, штат Массачусетс, получили тираж, на упаковке которого значились номера и пин-коды карт 240 тыс. подписчиков New-York Times!

4. Новая модель Форда

Генри Форд в свое время произвел революцию, выпустив автомобиль с отличными характеристиками и приемлемой для среднего американца ценой. В течение следующих 15 лет автомобилестроение активно развивалось, появлялись новые компании-производители, которые выпускали современные автомобили. Исключением оставалась только компания Ford Motor, которая продолжала выпускать модель Т с теми же характеристиками и дизайном. В результате Генри Форд потерял свои 45% рынка.

5. Schlitz vs Budweiser

40 лет назад Schlitz был вторым по популярности пивным брендом в Америке, уступая только Budweiser. Роберт Юйхлейн, директор компании, решил выйти на первую позицию путем уменьшения стоимости ингредиентов и ускорения процесса брожения, чтобы сварить больше пива по более низкой цене. Такая технология поначалу принесла ему огромную прибыль! И все было бы хорошо, если бы пиво не было ужасным на вкус и не портилось, образуя отвратительную на вид слизь. Далее последовало еще одно неудачное решение - компания решила ничего не предпринимать. Итог: продажи близки к нулю, репутация компании практически на нуле. Подняться компания Schlitz так больше и не смогла и была выкуплена конкурентами из Stroh Brewery.