Под управлением принято понимать целенаправленное воздействие органа управления на субъект управления для достижения каких-либо целей.

Таким образом, для возникновения необходимости управления деятельностью человека обязательно соблюдение, как минимум, трех условий:

наличие органа управления;

наличие объекта управления;

наличие цели, которая не может быть достигнута непосредственно объектом управления.

Последнее предполагает делегирование объектом управления части своих полномочий органу управления. Следовательно, человеческое общество стало испытывать потребность и необходимость в организации управленческих систем с началом разделения труда.

Объем и состав делегируемых полномочий зависит от следующих факторов:

сложности управляемой системы;

компетенции органа управления;

возможности перераспределения ресурсов (прежде всего финансовых и трудовых) между органом и субъектом управления.

Поэтому главной задачей которую следует решить при создании новой системы является определение оптимального объема делегируемых функций и установление жестких критериев оценки эффективности деятельности органа управления.

  1. Личность менеджера;

Личность – это система взаимосвязанных, устойчивых, соц. значимых качеств человека, позволяющих ему активно познавать и преобразовывать мир.

Менеджер - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению, имеющий специальную подготовку, не только знающий механизм управления производством определенной продукции, но и обладающий навыками работы по изучению положения на рынке сбыта, поиску перспективных покупателей производимой продукции, проведению с ними коммерческих переговоров и заключению контрактов, приносящих прибыль. Менеджер начинает свою деятельность с изучения объекта, которым предстоит руководить. Задачей является умение обеспечивать индивидуальную и групповую мотивацию трудового поведения каждого работника при решении проблем на основе максимально стандартизированных приемов и навыков.

Качества менеджера – это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

На уровне задач деятельности менеджера; - на поведенческом уровне; - на уровне свойств личности.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества – это следствия проявления ряда психологических свойств личности. Основными организаторскими качествами являются:

1. Психологическая избирательность – способность адекватно, без искажения отражать психологию организации;

2. Критичность и самокритичность – способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках;

3. Психологический контакт – способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;

4. Требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

5. Склонность к организаторской деятельности, т.е. потребность в ее выполнении;

6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди вторичных организаторских качеств следует отметить:

1. Целеустремленность

2. Гибкость

3. Работоспособность

4. Настойчивость

5. Самостоятельность

6. Дисциплинированность

7. Инициативность

Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера – интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность. Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

- способность к кооперации и групповой работе;

- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

- социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

- субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

- служебно-товарищеское – общение между руководителями-коллегами.

- дружеское – это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

- стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

- осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

- самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

- социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

Феномен управления известен еще с античных времен и изучал­ся многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значитель­но позже (в начале XX в.). Появление управления как вида человеческой деятельности связано с необходимостью координировать деятельность людей в процессе охоты, ведения войны, повседневной жизни. Первыми управленцами можно назвать племенных вождей. Углубление общественного разделения труда, развитие кооперации, увеличение масштабов производства усложнили процесс управления, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний.

Слово «управление» произошло от старорусского слова «управа», т. е. способность с кем-то управляться.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники (Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента// https://online.muiv.ru/media/lib/books/osnovyi-menedzhmenta-ch1/xbook032/book/index/index.html

То есть исходя из данного определения различают естественное, техническое и социальное управление.

Естественное управление направлено на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т. д.

К техническому относится управление рукотворными объектами, скажем автомобилем, прокатным станом и проч.

В первом и во втором случае их реакция на воздействие либо известна заранее, либо достаточно точно предсказуема, что существенно облегчает процесс управления.

Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т. д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического).

Анализируя в “Капитале” различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: “Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, - писал он, - нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере”. Основы социального управления: Иванов, В.Н. и др.

Социальный менеджмент: Учебное пособие. Издательство: М.: Высшая школа; Издание 2-е, перераб. и доп.-2002 г.

· Выделяют разнообразные виды человеческой деятельности: государственная;

· хозяйственная;

· производственная;

· военная;

· социальная;

· образовательная;

· научная;

· культурная;

· предпринимательская;

· педагогическая;

· другие.

Каждый вид деятельности человека нуждается в управлении

Так государственное управление – это управление социально-экономической жизнью общества через различные институты(правовую, исполнительную, судебную системы).

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Омск 2011


Введение 3

1. Виды деятельности человека. Факторы развития и специализации деятельности. Потребность и необходимость управления в деятельности человека 4

2. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России 8

3. Роль управления в развитии экономики, производства и общества. Основные черты и содержание предпринимательской деятельности 10

4. Список используемой литературы 14

Введение

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин «менеджмент».

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических). Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

Рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования;

Гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:

  • ориентации на человеческий фактор;
  • высокого профессионализма;
  • творчества менеджера.

1. Виды деятельности человека. Факторы развития и специализации деятельности. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на совершенствование окружающего мира и самого себя, мотивированный процесс использования определенных средств для достижения цели.

Среди компонентов деятельности выделяют:

Мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

Цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;

Операции, с их помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.

Труд - целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.), развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным его показателем является тяжесть.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого - мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций. В рыночной экономике организация сама принимает решения. Она самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления и многие др. Таким образом, организации имеют все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления.

Деятельность любой организации требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей, как в самой организации, так и за ее пределами.

Жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

Получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

Изготовление продукта;

Передача продукта во внешнюю среду.

Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Зигерт В. дает такое определение: «Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению.

Помимо функциональной характеристики управления, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении, очень важными аспектами рассмотрения управления являются также:

Взаимосвязь управления и системы отношений в организации;

Управление и внешняя среда организации;

Лидерство.

Таким образом, управление является неотъемлемой частью человеческой деятельности в современных рыночных условиях.

Управление - это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере её оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль по плану действий, осознание потребностей. Сущность управления проявляется в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, — писал К. Маркс, — осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Таблица 1.

Различия в характере труда работников общественного производства

Показатели

Работники, занятые непосредственно в процессе производства материальных благ

Работники, занятые управлением

1. Предмет труда

Сырьё и материалы

Информация, связи, отношения

2. Объект труда

Средства труда

Коллектив работников

Непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с полученными заданиями

На работников через исполнительные механизмы

4. Результаты труда

Продукция и услуги

Управленческие решения

5. Отношение к процессам управления

Не составляют профессиональной обязанности

Профессиональная обязанность

Таким образом, управление есть элемент, функция, внутренне присущая любому процессу труда. Оно как специфический вид общественной деятельности призвано определять цели функционирования производства в соответствии с присущими ему условиями и закономерностями развития, устанавливать согласованность, четкую взаимосвязь и взаимодействие между отдельными составными частями (звеньями, элементами) системы, обеспечивать планомерное ее развитие, организацию работы всей кооперации и каждого работника в ней, координацию действий во времени и пространстве, то есть добиваться поставленных целей путем согласованных действий всех участников кооперации и соответствующей организации имеющихся ресурсов.

Эффективность общественного или совместного труда людей обеспечивается наличием управления как обязательного составного элемента совокупного труда, выполняющего особые функции в общем процессе производства. От реализации управления во многом зависят эффективность, результативность совместных действий. Производство в целом как система предполагает управление средствами труда и управление работниками.

Управление средствами труда, или, по выражению Ф. Энгельса, «управление вещами», — это процесс непосредственного воздействия человека на предмет труда с помощью средств труда в целях получения материальных благ и услуг, то есть само производство. При этом человек выступает как субъект управления, а средства труда — как его объект.

Согласование действий работников, управляющих средствами труда (вещами), объединенных в группы, коллективы, требует, в свою очередь, управления ими со стороны других работников, составляющих управленческий аппарат. Этот вид управления, как наиболее сложную область человеческой практики, Ф. Энгельс называл «управление людьми».

Между работниками, управляющими вещами, и работниками управления производством возникают определенные различия. Для работников, непосредственно занятых в процессе производства материальных благ, предметом труда являются сырьё и материалы, а воздействие они осуществляют непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с решениями, полученными от управленческих работников. Результат их труда - готовая продукция предприятия. В условиях современного производства «управляющие вещами» одновременно выполняют и функции управления как владельцы средств собственности или представители собственника, работающие по найму.

Для управленческих работников процесс управления — непосредственная профессиональная обязанность. Здесь предметом труда служат информация, связи, отношения, то есть сам процесс воздействия на объект во всем его многообразии. Продуктом управления является упорядоченность системы, достигаемая решениями (приказами, распоряжениями, указаниями), принимаемыми на основе анализа информации и направленными на выполнение намеченных целей.

Таким образом, современное управление есть управление людьми в процессе их труда в общественном производстве. Осуществляется оно людьми, которые устанавливают цель и разрабатывают программу поведения объекта управления, контролируют ход ее выполнения, вносят необходимые изменения с целью удержать производственный процесс в заданных программой границах или перевести его в новое состояние на основе познания присущих ему закономерностей. Эффективность управления определяется тем, насколько правильно понимается и на деле обеспечивается взаимодействие сознательной руководящей деятельности и объективных закономерностей развития общественного производства. Задача субъектов управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними воздействовать на управляемый объект.

2. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России

Наша страна в 2000 гг. проходила процесс глубокой экономичес-кой, социальной и политической ломки. Если взять основ-ные вопросы экономической политики и вероятные, прин-ципиальные ответы на них, то на их базе можно выстро-ить две концепции политики, составляющие как бы две крайние альтернативы. Одна из них либеральная, дру-гая — государственная.

Рассмотрим характеристики двух концепций:

Таблица 2.

Вопросы экономической политики

Концепции

Либеральная

Государственная

1. Роль государства

а) минимум вмешательства в экономику;

б) функции государства: + законодательство и обеспечение исполнения законов;

  • денежная политика;
  • контроль за естественными монополиями;

минимум социальных гарантий

а) активное госрегулирование, особенно в переходный период, включая регулирование цен (стратегические и ос-новные потребительские товары), крупные госзаказы, бюд-жетная поддержка приоритетных отраслей науки;

б) широкое применение налоговых и иных льгот;

в)обеспечение высокого уровня социальных гарантий

2. Макроэкономическая политика

а)борьба с инфляцией — безусловный приоритет;

б)бездефицитный бюджет, жесткое регулирование де-нежной массы;

в)низкие налоги

а)умеренная инфляция в течение ряда лет как специфика России вследствие структурных деформаций и моно-полизации экономики;

б)сокращение бюджетного дефицита — не самоцель

3. Внешнеэкономическая политика

а)открытая экономика;

б)регулирование внешнеэкономических связей только
тарифными методами;

в)последовательное сокращение импортных тарифов

а)защита отечественных товаропроизводителей, высо-кие импортные тарифы, применение квот и лицензий на экспорт и импорт

4. Собственность и приватизпция

а)приоритет частной собственности, в том числе на зем-лю;

б)высокие темпы приватизации, защита прав собственников и акционеров в приватизированных предприятиях

а)многоукладная экономика, высокая доля госу-дарственного сектора, особенно в базовых отраслях;

б)высокая роль трудовых коллективов, реализация
принципов самоуправления;

в)ограничения в собственности на землю, запрещение
ее купли-продажи.

5. Структурная и инвестиционная политика

а)структурные сдвиги должны быть следствием действия рыночного механизма;

б)упор на частные инвестиции, привлечение иност-ранных инвесторов;

в)минимум госинвестиций, только на социальные объ-екты и инфраструктуру, непосильную для частного бизнеса

а)активная структурная политика, планомерное изме-нение структуры экономики, поддержка приоритетных от-раслей, высокий уровень государственных инвестиций, прежде всего в производство, науку, стимулирование про-изводства наукоемкой, высокотехнологичной продукции

6. Социальная политика

а)адресная социальная поддержка нуждающихся, воз-можность заработать, создание рабочих мест — важнее ин-дивидуальных социальных гарантий;

б)развитие частных пенсионных фондов,страховых компаний, минимизация государственных социальных выплат

а)государство обязано гарантировать всем определен-ный уровень жизни, занятость, пенсии и пособия не ниже
прожиточного минимума;

б)опора на государственное пенсионное обеспечение и
социальное страхование

Необходимость совершенствования организации управления в России

Прежняя концепция управления базировалась на мар-ксистской трактовке экономического развития.

В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходи-мость централизации управления, моноцентрической сис-темы хозяйствования, прямого управления предприятия-ми со стороны государства, ограничения хозяйственной - са-мостоятельности, жесткой системы распределения и свя-зей между предприятиями.

2. Проведение рыночных реформ в России потребовало формирования новой управленческой концепции. Ее основ-ные положения:

>> децентрализация системы управления на базе со-четания рыночного и государственного регулирования со-циально-экономическими процессами;

>> переход к полицентрической системе хозяйство- вания. С одной стороны, это приводит к увеличению коли-чества и сложности решаемых в регионах задач, с дру-гой — упрощает систему управления народным хозяйством;

>> сочетание рыночных и административных мето- дов управления предприятиями государственного сек-тора;

>> формирование и функционирование рыночных хо- зяйствующих субъектов как открытых, социально ориен-тированных систем

3. Роль управления в развитии экономики, производства и общества. Основные черты и содержание предпринимательской деятельности.

Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.

В современных условиях термин «экономика » используется в нескольких значениях, как:

  • хозяйство района, страны, группы стран или всего мира;
  • наука, точнее, комплекс наук, занимающихся изучением
    народного хозяйства в целом, отдельных отраслей или экономических субъектов, а также некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т.д.);
  • исторически определенная совокупность экономических
    (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.

Из приведенных значений понятия «экономика» со всей очевидностью следует, что в нее входят вопросы управления.

Производственные отношения принято делить на социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические (разделение и кооперация труда, управление и др.).

Управленческие отношения , возникающие при целенаправленном воздействии субъекта на объект управления и имеющие самое непосредственное отношение к любой экономической системе, восходят и к главной проблеме любой экономики (натуральному хозяйству, рыночной, плановой), отраженной в основных вопросах экономики или видах экономического выбора:

. что следует производить и в каком количестве?

  • как, каким образом следует производить; кто и какую работу должен при этом выполнять?
  • для кого должны быть предназначены результаты производства или кто будет покупать товары и услуги?

Любой из этих вопросов можно отнести к сфере управленческой деятельности. Поэтому менеджмент особенно стал развиваться и как сфера деятельности, и как наука на определенной ступени развития производительных сил и обострившихся при этом противоречий с производственными отношениями рынка совершенной (свободной) конкуренции. Научное осознание роли менеджмента совпадает, по-видимому, по времени с выделением предпринимательской способности как важного объединяющего и управляющего фактора производства (рис. 1.1). Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск главные вопросы, заключающиеся в выборе сферы, направлений и методов деятельности, и принимают наиболее ответственные решения.

Рис. 1.1. Соединение факторов производства (управление ими) предпринимателем

Производство материальных благ, их распределение и потребление осуществляются не стихийно, а подчиняются как объективным, не зависящим от людей, так и установленным (правильно или неправильно) людьми законам. В числе этих законов и прав особенно важны те, которые проявляются в отношении собственности. Отношения собственности — коренные в производственных отношениях, это источник власти и управления.

В статье второй части первой Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". Как видим, в этом определении предпринимательства присутствуют две отличительные черты этой деятельности: самостоятельность и рисковость , однако ничего не сказано о третьей отличительной черте - что эта деятельность основана на инновациях . Таким образом, предпринимательство - это самостоятельная, творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг) производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.

Представляется, что данное определение более полно характеризует предпринимательскую деятельность, поскольку включает все три отличительные черты деятельности. Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.

1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги;

2) путем выполнения посреднических функций по продвижению товара от производителя к потребителю.

Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель , взаимодействующий с другими участниками этого процесса - потребителями, государством, партнерами, наемными работниками.

Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга.

Список используемой литературы:

  1. Агеев А. И.: «Предпринимательство: проблемы собственности и культуры». /М.: Наука, 1991.
  2. Бусыгин А.В.: «Предпринимательство: Учебник». /М.: Бусыгин, 2003
  3. Волков О.И.: «Экономика предприятия. Учебник». /М.: ИНФРА-М, 2001
  4. Гражданский кодекс РФ (с изменениями от 19.07.2007г. N 197-ФЗ и от 24.07.2007г. N 218-ФЗ). /Гросс-Медия, 2009
  5. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А.: «Экономика организации (предприятия)». /М.: КноРус, 2007
  6. Пиленко Н.Н., Татарский Е.Л.: «Основы менеджмента». /М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг».
  7. Хизрич Р., Питерс М., Загашвили В. С.: «Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха» Вып. 1: Предприниматель и предпринимательство / М.: Прогресс-Универс, 1993.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие производственной структуры предприятия и основные факторы, ее определяющие, критерии выбора. Классификация основных цехов по стадиям изготовления готового продукта. Производственная структура предприятия нефтегазодобывающей промышленности.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2010

    Общая характеристика, цель, предмет и направления деятельности организации Агентство путешествий ТОО "Астана Азия Тур". Анализ структуры управления, корпоративная культура предприятия. Процесс организации участия туристической фирмы в работе выставки.

    отчет по практике , добавлен 12.06.2014

    Сущность и элементы организационной структуры. Производственная структура организации на примере МКП "Тулгорэлектротранс". Типы организационных структур. Достоинства линейной структуры управления. Области применения функциональной структуры управления.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2016

    Основные факторы, определяющие формирование производственной структуры предприятия и ее изменений. Характер построения подразделений и их количество. Техническое обслуживание и ремонт оборудования на предприятии. Оценка уровня организации производства.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2013

    Факторы, определяющие принципы управления. Характеристика основных направлений кадровой политики организации. Структура имущества ТОО "СКГП Интерфуд". Процедуры оценки системы управления персоналом. Основные проблемы, выявленные в результате ее анализа.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Системы управления как объект исследования. Характеристики, определяющие его направленность и результаты. Анализ объекта и предмета исследования. Научная и практическая роль в деятельности человека. Место и значение систем управления в организациях.

    лекция , добавлен 17.01.2011

    Характеристика понятия деятельности человека, ее цели, мотивы и основные виды. Особенности управленческой деятельности, ее функции и структура. Разделение на руководителей и подчиненных. Критерии оценки эффективности управления, установки на перспективу.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Понятие всеобщего управления качеством, его цели, элементы и признаки. Проблема внедрения концепции "Всеобщего управления качеством" в деятельность организации. Свойства продукции, определяющие ее основные функции. Оценка качества готовой продукции.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2013

Т е м а 1: Сущность и основные понятия менеджмента

Цель - сформировать понимание сущности менеджмента как способа управления, его необходимости и основополагающих принципов.

Основные вопросы темы:

1. Необходимость управления в деятельности человека. Определение менеджмента

2. Закономерности и принципы управления

3. Функции управления

4. Методы управления

Необходимость управления в деятельности человека. Определение менеджмента

Жизнь людей характеризуется разнообразной по содержанию и формам деятельностью. С точки зрения содержания можно выделить различные виды деятельности человека: государственная, хозяйственная, производственная, социальная, научная, культурная, педагогическая и другие.

Среди этого разнообразия особое место занимает управленческая деятельность. Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, тогда и появилась необходимость в управлении.

Управление как самостоятельный вид деятельности исторически сложился в процессе разделения труда, под влиянием определенных социально-экономических условий, важнейшими из которых являются способ производства (т.е. отношения собственности), развитие технологии производства, содержание и характер труда человека и др. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается…в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками…Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере», - писал К. Маркс (Капитал, Т.1)

Поскольку работа на предприятии распределена между подразделениями и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной.

Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления - это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает «подчинять себе людей», которые стремятся ее достичь, и оказывает влияние на выбор методов и средств. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.

Менеджмент можно рассматривать с трех точек зрения:

как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую основу (теории, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук;

как практику, поскольку представляет собой совокупность процедур и видов управленческой деятельности, выполняемых в определённой последовательности и известных задолго до теоретических изысканий;

как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требует высокой степени умения, мастерства.

Слово «менеджмент» имеет английское происхождение и в переводе на русский язык означает управлять, руководить. В литературе и на практике понятие «менеджмент» часто отождествляется с понятием «управление»:

Менеджмент = Управление.

На наш взгляд такое равенство приближённое, поскольку научное понимание этих терминов совпадает не полностью.

Приведем некоторые определения понятия «менеджмент».

· В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.

· В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

· В «Современный экономический словарь» менеджмент определяется как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственными персоналом с использованием достижений науки управления.

· В других источниках менеджмент определяется как:

Хозяйственное управление организацией в условиях рынка;

Вид профессиональной деятельности по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора;

Система научных знаний, составляющих теоретическую базу практического опыта в области управления и имеющих междисциплинарный характер;

Профессиональный состав управляющих - менеджеров, входящих в административный аппарат предприятия;

Руководство предприятия, фирмы, руководящий орган и др.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники, то есть понятие «управление» распространяется на все виды систем (технических, эргономических, социальных и пр.).

Понятие «менеджмент» охватывает только социально-экономические системы, обязательным элементом которых является человек и его целенаправленная деятельность.Это управление отношениями людей в процессе их совместной деятельности (но не техникой, технологией, биологическими системами, неживой природой).

С точки зрения эволюции становления и развития, менеджмент возник как потребность развития общества на определенном историческом этапе (в условиях капитализма). Управление же - древний вид человеческой деятельности. Потребность в нем существовала всегда (с момента возникновения совместной деятельности людей).

Менеджмент применяется к управлению хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление реализуется и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, идеологией, религиозной, общественной деятельностью).

Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность, т.е. деятельность профессиональных управляющих - менеджеров. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и любые специалисты, каждый человек.

Менеджмент - это наука и искусство управления, т.е. совокупность научных знаний, навыков и умений управления. Менеджмент - это наиболее эффективный способ управления социально-экономическими системами.

Менеджмент использует (реализует) специальные технологии и инструменты управления, которые не используются другими способами управления. Такими механизмами являются: организация и организационные отношения (формальные и неформальные), организационная культура, власть, мотивирование и стимулирование, социально-экономические методы управления и др.

Система менеджмента – множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей (рис. 1).


Р и с. 1.Основные элементы системы менеджмента

Таким образом, менеджмент стал самой большой ценностью на рубеже ХХ-ХХI вв. для всего мира и для России в частности. Именно эффективная наука об управлении для России ХХI в. является наиболее актуальной, так как знание передового менеджмента позволяет обеспечить экономический рост, выход из кризисных ситуаций, эффективное использование всех форм собственности.