Лицо, управляющее МКД, хочет признать недействительным решение уполномоченного органа об отказе включить МКД в реестр специальных счетов и его включении в перечень домов, формирующих ФКР на счете регионального оператора

1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

1.1. Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта.

2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете , решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

4.1. В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

4.2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

5. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями , утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

(см. текст в предыдущей редакции)

5528

Правовое положение регионального оператора

Региональный оператор – это организационная структура, созданная для формирования и ведения специализированного фонда, чьи активы предназначаются для осуществления периодического и жилых объектов. Такая компания действует как юридическая общность, и ее функционирование регламентировано ЖК РФ (Жилищным кодексом России).

Региональный оператор капитального ремонта создается уполномоченным представителем властей по субъектам России. Государственное отделение может образовать несколько таких организаций для осуществления полномочий в отдельной области региона. Сама структура не имеет возможности создавать собственные подразделения – ее деятельность строго регламентирована федеральными и местными нормативно-правовыми актами.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Деятельность по руководству некоммерческой организацией передается лицу, которое было назначено в результате отбора. Претендент для управления назначается в соответствии со следующими требованиями:

  • Является гражданином России .
  • Имеет высшее юридическое, экономическое или строительное образование.
  • Обладает знаниями в области информационных технологий и обращения с компьютером.
  • Имеет опыт работы не менее 3 лет на руководящей должности, а в или строительства – 5 лет.

Цели образования регоператора:

  1. Организация общего имущества многоквартирного дома.
  2. Аккумулирование финансов за счет граждан на проведение реставрации и ремонта жилой недвижимости.
  3. Взаимодействие с исполнительными органами в области производства восстановительных работ.

Некоммерческая структура обладает следующими возможностями согласно положениям ЗК РФ:

  • Образовывать профессиональные союзы и ассоциации с иными аналогичными структурами, а также входить в состав таких объединений.
  • Быть членом специализированной компании, если это обусловлено необходимостью эффективного исполнения должностных обязанностей.

Функции и обязанности регионального оператора

Функциональные обязанности регоператора заключаются в создании и сопровождении , чьи активы будут использованы на осуществление реставрационных работ жилой недвижимости.

Основные функции такой структуры, регламентируемые ЗК РФ:

  1. Взаимодействие с муниципалитетом для организации деятельности структуры.
  2. Аккумулирование гражданских взносов, направленных на восстановление недвижимости, происходит посредством инвестирования финансов в банки и иные кредитные организации.
  3. Создание спецсчета , если владельцы недвижимости изъявили о таком желании путем общего голосования.
  4. Составление строительной сметы и выполнение иных функций заказчика.
  5. Проведение работ в оговоренный период. Срок утверждается на основании , оглашенной на очередном сходе собственников подотчетной недвижимости.
  6. Мониторинг качества проведения и сроков исполнения услуг .
  7. Размещение информации о своей профессиональной деятельности на сайте организации.

Иные функциональные обязанности могут быть определены в учредительных документах такой некоммерческой структуры. Порядок организации ее деятельности определяется законами РФ.

Если при проведении капитального ремонта конкретного многоквартирного дома средств недостаточно – нехватка компенсируется за счет финансов иного объекта недвижимости. При этом такая возможность может быть ограничена местом расположения зданий. Денежные средства также могут быть привлечены из муниципальной казны за счет будущих взносов.

Региональный оператор может выступать в качестве уполномоченного органа на проведение мониторинга состояния зданий. В некоторых случаях в лице заказчика строительных услуг законом допускается участие муниципального органа по субъектам Федерации или отдельным городам (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург).

Формирование фонда капремонта на счете регоператора

Фонд регионального оператора формируется за счет взносов владельцев недвижимости многоквартирного дома, средств учредителя такой организации и субсидий из муниципального органа . Порядок образования денежного капитала для отдельной структуры регламентирован ее учредительным документом.

Регоператор при создании фонда может открыть спецсчет на свое имя, на который будут перечислены средства. Такое действие исполняется ввиду волеизъявления собственников жилых помещений. Финансовые операции некоммерческой организации должны быть прозрачны. Управляющий орган структуры публикует необходимую отчетность и копии документов на своем официальном сайте, а также доносит нужные сведения для заинтересованной стороны при ее обращении.

По случаю проведения капремонта регоператор обязан:

  • Уведомить жильцов подотчетной недвижимости о начале проведения ремонтных работ.
  • Подготовить необходимую проектную документацию.
  • Заключать соответствующие договоры с подрядной организацией на оказание строительных и реставрационных работ.
  • Осуществлять над исполнением задачи.
  • Производить приемку объекта недвижимости.
    Владельцы недвижимости при формировании единого фонда обязаны:
  • Платить по обязательствам путем ежемесячных взносов и представлять квитанции в управляющий орган регоператора.
  • Участвовать в организации собрания собственников.
  • Принимать решения по поводу проведения капитального ремонта.
  • Запрашивать необходимые сведения о реализации программы.

Если был проведен досрочный ремонт недвижимости без использования средств муниципалитета и регоператора (на деньги из взносов жильцов), и это мероприятие не было запланировано в качестве капитального ремонта – величина потраченных финансов будет засчитана в качестве будущих восстановительных работ.

Регоператор – владелец спецсчета

Регоператор не может отказать в открытии спецсчета, если такое было принято на общем собрании собственников многоквартирного дома. При несвоевременной подаче протокола владельцев недвижимости некоммерческая организация может приостановить делопроизводство до момента исправления нарушений.

Счет регионального оператора может быть открыт в банке или ином финансовом учреждении, аккредитованном в России, чей суммарный капитал составляет не менее 20 млрд. рублей . Перечень таких организаций публикуется на официальном портале Центробанка России. Выбор кредитной организации для открытия спецсчета осуществляется на конкурсной основе.

Заключение

Региональный оператор – некоммерческая организация, создаваемая для осуществления контроля за надлежащим состоянием жилищных объектов. Основные моменты деятельности такой структуры:

  1. Руководитель назначается исполнительным органом субъекта Федерации.
  2. Деятельность за счет взносов владельцев подотчетной недвижимости, субсидий муниципалитета и аккумулированных средств.
  3. Фонд капитального ремонта формируется на спецсчете организации по решению собственников недвижимости.
  4. Возмещение ущерба владельцам жилья происходит в соответствии с гражданским законодательством.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по деятельности регионального оператора

Вопрос : Здравствуйте. Меня зовут Николай. Для чего создается региональный оператор?

Ответ : Здравствуйте, Николай. Согласно регоператор создается для организации и проведения капитального и периодического ремонтов объектов жилой недвижимости.

Фонд капитального ремонта в России рассматривается в двух разных понятиях - как совокупность денежных средств, аккумулированных на специальных счетах для проведения капремонта , и некоммерческие организации, созданные для управления и распоряжения указанными финансовыми поступлениями. В настоящее время проведение капремонта многоквартирных зданий возможно только путем использования средств указанного фонда.

Что это такое

В статье 170 ЖК РФ раскрыты понятие и способы формирования фондов капремонта, которым признается совокупность следующих финансовых поступлений:

  • ежемесячные перечисления (взносы) на капремонт от владельцев жилых помещений многоквартирных зданий (размер платежей утверждается на региональном уровне с учетом минимально допустимого тарифа);
  • штрафные санкции, взысканные за несвоевременное перечисление гражданами взносов;
  • банковские проценты, начисленные кредитным учреждением на средства, поступающие и размещенные на специальных расчетных счетах;
  • доходы, полученные от размещения и использования средств на спецсчетах;
  • средства финансовой поддержки из различных бюджетных и внебюджетных источников;
  • заемные средства, привлекаемые для софинансирования капремонта, в том числе для увеличения объекта ремонтных работ.

Контроль над наполняемостью указанного фонда осуществляется региональным оператором, либо самими владельцами жилых помещений (если они приняли решение о непосредственном управлении спецсчетом на капремонт).

Порядок формирования и управления фондом

По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:

  1. направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
  2. применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
  3. размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
  4. выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
  5. применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.

Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели - проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.

Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.

Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:

  • о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
  • о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
  • о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
  • о порядке контроля своевременности перечисления взносов.

Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).

Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта - после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.

Программа реформирования жилищного фонда в РФ предусматривает функционирование системы региональных операторов, которые регистрируются в качестве юридических лиц. По организационно-правовой форме региональный оператор является некоммерческой организацией, а предпринимательской деятельностью вправе заниматься только для достижения основных профильных целей.

Помимо полномочий по контролю над правильностью и своевременностью сбора платежей с граждан, Фонды капремонта формируют региональные перечни многоквартирных зданий, подлежащих ремонту в порядке очередности. Указанные перечни утверждаются на уровне субъектов РФ и являются основанием для проведения конкурса на выбор подрядных организаций.

Все средства фонда капремонта, которыми управляет региональный оператор, имеют не только строго целевое назначение, но и защищены государством от ареста или принудительного изъятия. Единственным случаем, когда могут возникать проблемы с расходованием средств со спецсчета, является банкротство банковского учреждения, однако даже при таких обстоятельствах государство гарантирует неприкосновенность финансов фонда капремонта.

С 2013 года в Московской области действует региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а с 2014 года в квитанцию квартплаты добавился соответствующий платеж. Как реализуется программа, и в каких случаях жильцы не обязаны платить за капремонт, читайте в нашем материале.

Какие дома подлежат капремонту


Программа капремонта принимается на 25 лет для всех домов на территории Московской области, кроме признанных аварийными. Дома, которые вводятся в эксплуатацию уже после принятия программы, также в нее включаются. Соответственно, жильцы начинают платить взносы за капремонт после внесения изменений в областную программу.

Что включает в себя капремонт


Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов включает в себя:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт крыши, подвалов, фасада и фундамента.

Размер взносов за капремонт

С 2014 года в платежном документе для жильцов многоквартирного дома появилась строка для уплаты взносов за капремонт.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный правительством Московской области 27 июня 2016 года, составляет 8 рублей 65 копеек в месяц на 1 квадратный метр общей площади квартиры.

Кто не платит за капремонт


Жильцы дома, признанного аварийным, освобождаются от уплаты взносов. Также за капремонт не будут платить те, чей дом расположен на участке, который изымается для государственных или муниципальных нужд.

Ряд льготных категорий граждан имеют право на Для получения компенсации нужно обратиться в территориальный отдел соцзащиты своего муниципалитета. В частности, право на 100% компенсацию могут получить одиноко проживающие граждане старше 80 лет.

Очередность капремонта

За проведение капремонта отвечает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Очередь конкретного дома определяется исходя из года ввода его в эксплуатацию, даты проведения последнего капремонта, технического состояния и процента собираемости взносов. За каждый пункт присваивается определенное количество баллов. Место дома в очереди на капремонт зависит от суммы баллов.

Порядок начисления баллов указан «Об утверждении Порядка использования критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области».

Карта капремонта

На сайте Фонда капитального ремонта Московской области есть , на которой можно узнать, какие дома включены в программу в каждом муниципалитете. При выборе муниципалитета на карте отображается количество домов – участников программы, планы на ремонт в текущем году, а также сумма, которую планируют потратить на разные виды работ.

Как узнать о сроках капремонта в моем доме


Виктория Кулагина