Вопрос: Чтобы покушать перед постом я встал на сахур. Поел и сделал намерение на пост и лег спать. Проснувшись утром, я забыл что у меня пост и до самого вечера ел и пил. О том что я намеревался держать пост я вспомнил только перед ифтаром. Будет ли принят мой пост?

Ответ: Да такой пост будет принят. Потому что есть и пить по забывчивости не нарушает пост.

Вопрос: Требуется ли выполнить каффарат, если в месяце Рамазан два раза сделать то что требует только восполнить один день поста?

Ответ: Да, нужно будет выдержать каффарат если это было сделано специально. Например, зная что проглатывание сырой рисинки, или закапанное в уши масло нарушает пост, нарушивший таким образом свой пост человеку, потребуется только восполнение одного дня поста. Если в этот же Рамазан, человек нарушит свой пост подобным образом еще раз, то потребуется выдержать каффарат.

Или же, сделав намерение на пост после времени имсак, а после, зная что потребуется восполнение только одного дня поста, нарушит пост, а затем нарушит пост еще раз, то потребуется каффарат. Эта мера предпринята чтобы люди не могли воспользоваться этой лазейкой, чтобы не держать пост. На самом деле, положением, при котором нарушение поста является мубахом, можно воспользоваться 4-5 раз, и при этом не потребуется каффарата.

Вопрос: Нарушает ли пост попавшие в рот пот или слеза?

Ответ: Если в рот постящегося попадает одна или две капли пота или же слезы, то это пост не нарушает. Потому что это очень тяжело проконтролировать. Пост нарушится если человек почувствует во рту вкус, соленость пота или же слезы и проглотит. Если выплюнет, не нарушится.

Вопрос: Разрешается ли старику, который не может держать пост или же больному, который знает что уже не выздоровеет, в качестве восполнения каффарата, вручить деньги бедняку с условием что тот на эти деньги будет кормить себя в течений 60-и дней?

Ответ: Нет, не разрешается. В один день 60 бедняков должны быть накормлены два раза. Или же нужно кормить одного бедняка два раза в день в течений 60-и дней. Или же можно кормить одного бедняка один раз в день в течении 120 дней.

Вопрос : Нарушает ли пост проглатывание слюны?

Ответ: Нет, не нарушает. Пост не нарушает даже влага, которая остается во рту после омовения.

Вопрос: У женщины ханафита, которая в некоторых вопросах следует мазхабу Малики, уже долгое время менструальный цикл длится 15 дней. Следующие 15 дней она чиста. Через 10 дней когда у нее начнутся месячные, может ли она продолжать держать пост?

Ответ: Так как при соблюдение поста можно не следовать мазхабу Малики, то через 10 дней, она будет держать пост.

Вопрос: Нарушится ли пост, если во время омовения в гортань попадет вода?

Ответ: В мазхабах Ханафи и Малики нарушится. В мазхабе Шафии, пост нарушится если пройдет большое количество воды, или же при омовений прополоскать горло больше трех раз и каждый раз вода будет проглатываться. Но если при омовений в гортань, нечаянно пройдет вода, то пост не нарушится. По Ханбали, если нечаянно проглатывается вода, пост не нарушается. (Мизан-уль-кубра, Аль-фикх-у аляль-мазахибиль-арбаа)

Ханафит, если случайно проглотит воду при совершений омовения, то может продолжать пост, следуя мазхабам Шафии или Ханбали.

Вопрос: Проглоченная при совершений омовения вода, кровь проглоченная по незнанию, вода прошедшая в половые органы при подмывании нарушают пост. Можно ли в таких случаях спасти свой пост, есть ли выход при такой ситуации?

Ответ: Да, конечно есть. Было сказано: Мазхабы - милость. Если при совершений одного фарза, или же при избавлении от какого либо харама возникают трудности, то мусульманин начинает следовать в этом вопросе другому мазхабу и выполняет нужное ему действие. В случае если нечаянно была проглочена вода, то можно продолжить пост сказав: «Буду держать пост следуя мазхабу Шафии». Тот кто нечаянно проглотил кровь изо рта, и тот кому при омовении половых органов проникла внутрь вода, может продолжить держать пост по мазхабу Ханбали. В таком случае, их пост будет принят.

Вопрос: На какой день приходится ночь предопределения по мнению Имама Шаърани?

Ответ: «Если Рамазан начался в воскресенье, ночь Кадр придется на 29-е число. Если начнется во вторник, то 27-го, если четверг, то придется на 25-го. Если месяц Рамазан начался в субботу, то в ночь на 23. Если в понедельник, то в ночь на 21-е. Если начался в среду, то на 19-е. Если первый день Рамазана пришелся на пятницу, то в 17-ю ночь.» сказал Имам Шаърани.

Абуль Хасан Харкани сказал:

С самого начала моего совершеннолетия, я знал когда наступает ночь предопределения (ляйлат-уль кадр). Если первый день Рамазана приходился на воскресенье, ночь кадр приходился на 29-е число. Если в понедельник, то на 21-е число. Если во вторник, то на 27-е Рамазана, если Рамазан начинался в среду, то 19-я ночь, если это был четверг, то это была 25-я ночь, если пятница, то 17-я ночь, если в субботу, то 23-ночь. (Мишкат-уль-ануар. Шира-туль-Ислам.)

Как мы можем видеть, двое величайших ученых поведали нам о том, что было положено им на сердце (кешф) Всевышним Аллахом.

Дорогие братья и сестры, поздравляем вас еще раз с началом благословенного Рамадана. Пусть Аллах примет ваши посты, намазы, зикры и дуа. Ниже приводится небольшое напоминание для постящихся — какие действия можно совершать в пост, а какие могут его нарушить (согласно ханафитскому мазхабу).

Данные действия НЕ нарушают пост:
1. Есть и пить по забывчивости (но нужно сразу же прекратить, как только человек вспомнит, что держит пост!)

2. Закапывать ушные капли (или попадание воды в уши во время купания)

3. Глазные капли или контактные линзы

4. Использование никотиновых пластырей, кремов, дезодорантов, других косметических средств или масла.

5. Прикосновение или поцелуи супругов

6. Непроизвольное семяизвержение или вовлечение в половой акт по забывчивости.

7. Использование мисвака или зубной пасты, если нет опасности проглотить пасту.

8. Анализы крови или хиджама, или любой способ извлечения крови.

9. Начинать пост, находясь в состоянии большого осквернения.

10. Инъекции, переливание крови, диализ почек или введение каких-то лекарств через капельницу.

11. Лечение или удаление зубов, если нет опасности проглотить лекарство.

12. Лапароскопия/иные хирургические вмешательства

13. Рвота, произошедшая случайно или преднамеренно, если она не заполняет весь рот.

14. Проглатывание рвотных масс ненамеренно.

15. Вдыхание дыма или пыли ненамеренно.

16. Проглатывание собственной слюны или слизи, даже если она спустилась в горло.

17. Купание, если вода не попадает в нос или горло.

18. Введение лекарств через интимные органы женщины или осмотр у врача-гинеколога (иные обследования этих органов).

19. Злословие или ложь.
Данные действия НАРУШАЮТ пост:
1. Есть или пить сознательно, зная, что держишь пост.

2. Проглатывание зубной пасты или жидкости для полоскания рта.

3. Проглатывание пищи, застрявшей между зубами (даже на размер горошины).

4. Проглатывание слюны другого человека (к примеру, другого супруга во время поцелуя).

5. Использование назальных капель (закапывание в нос лекарства).

6. Прием каких-либо лекарств через рот.

7. Применение медицинских ингаляторов.

8. Вдыхание дыма сознательно (при курении, например).

9. Сознательное совершение полового акта.

10. Семяизвержение, вызванное сознательной стимуляцией (к примеру, мастурбация).

11. Эндоскопические исследования (введение зонда через рот или прямую кишку, поскольку их смазывают лекарствами).

12. Введение каких-то веществ через прямую кишку (клизма, например).

Примечание: Еда, питье и совершение полового акта намеренно в течение дня поста требуют каффары (непрерывного поста в течение 60 дней).

Мы были созданы для поклонения, а пост и есть одно из поклонений, а во-вторых, за пост вознаграждает сам Аллах . В Коране вы, наверное, видели много аятов, где сказано о том, что Аллах знает то, что у нас в помыслах, каково наше намерение. А ангелы этого знать не могут, они свидетели происходящего, они записывают наши деяния, а расчет будет производить Всевышний . Именно поэтому существует мнение, что ангелы не могут знать полного вознаграждения за пост, так как не знают, постился ли этот человек или нет, с молитвой все ясно, когда человек молится – видно, а пост, как определить его? Стоит обратить внимание на изречение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором он сказал: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за скрытое доброе дело – будет вознаграждено десятикратно, но может возрасти и до семисот

Всевышний Аллах говорит в Коране: «За исключением поста, ибо, поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, поскольку человек отказывается от удовлетворения своих желаний и еды ради Меня!» , это внушает надежду на действительно великое вознаграждение.
Наряду с вышесказанным, пост – это очищение от совершенных грехов. Так, Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду от Аллаха, простятся его прежние грехи», и что немаловажно, это полезно для здоровья. Говоря об этом, Посланник Аллаха изрек: «Поститесь, будете здоровы!»
Рамадан – это некий катализатор, совершенные благие деяния в этом месяце имеют гораздо большую степень вознаграждения, чем они же, совершенные в другие обычные дни. Поэтому большая часть мусульман стараются в месяц Рамадан больше молиться, раздавать милостыню, выплачивать закят, а состоятельные едут в умру (малое паломничество). Благие дела, совершаемые в рамадан, более вознаграждаемы.
Время поста
Пост соблюдается начиная с рассвета и до захода Солнца на протяжении. Принимать пищу можно до утреннего азана. Но учитывая, что правильность времени с первою зарёю относительно которое написано в календарях, прием пищи следует прекратить за 30 минут до рассвета, что уберечься от того, чтоб не испортить уразу.
Основа соблюдения уразы заключается в том, чтобы исполнить три основных пункта:
Не есть
Не пить
Не курить, это относится к первым двум пунктам
Не иметь половой близости

Причем все три основы должны выполняться от рассвета до захода Солнца.
Эти пункты относятся к внешнему проявлению поста, однако, нельзя упускать ту часть, что является не видимой для других, но также важной для исполнения для того, чтобы ураза была правильной.
Нужно принять во внимание, что во время поста нельзя сквернословить, враждовать, пустословить быть более терпеливым, милосердным, и не тратить время на бесполезные с точки зрения шариата дела.
Зная основы уразы можно ответить на большинство вопросов, возникающих по теме поста в месяце Рамадан. Однако, некоторые вопросы требуют некоторых объяснений о чем пойдет речь в данной статье.
Что портит пост
Нарушения поста делятся на две группы:
1. То, что нарушает пост и требует его восполнения (каза – это восполнение поста одним днем за один день) и искупления (кафара – это обязательное соблюдение непрерывного поста в течение 60 дней за один день намеренно нарушенного поста. Кто не в состоянии искупить пост по причине болезни, немощности, обязан накормить 60 бедняков за один день нарушенного поста).
1) Принятие пищи преднамеренно без каких-либо уважительных причин;
2) Преднамеренно совершенный половой акт.

2. То, что нарушает пост и требует только восполнения:


1) Принятие пищу или лекарства по причине болезни;

2) Принятие пищи по ошибке, то есть, если поел или попил после рассвета, предполагая, что рассвет еще не настал, или же принимал пищу днем, думая, что солнце уже зашло, а оказалось, что еще не зашло. Можно также привести пример, когда человек по ошибке проглотил воду во время совершения омовения;
3) Преднамеренная рвота;
4) Преднамеренное употребление предмета, не являющегося обычной пищей, например, тесто, древесная смола или жевательная резинка;
5) Появление месячных;
6) Семяизвержение во время любовных игр.
Что не портит пост в месяце Рамадан
1. Купание. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, советовал «обливаться во время поста из-за жары или жажды» (Приводится у Ахмада, Малика и Абу Давуда)
2. Использование сурьмы. Анас передал, что Пророк, обычно использовал сурьму во время поста.
3. Целовать жену или мужа при условии сохранения контроля над собой. Аиша передала, что Пророк, обычно целовал ее и прикасался к ней во время поста.
5. Сглатывание того, чего невозможно избежать (например, собственной слюны или уличной пыли и т.д.)
6. Пробование пищи при покупке (или при приготовлении пищи) кончиком языка.
7. Нюхать цветы или использовать духи и т.п.
9. Можно продолжить свой пост даже будучи в джунуб (Джунуб – состояние осквернения, после половой близости и до купания).
Также женщина после окончания менструации или послеродового периода может начать поститься, если кровотечение прекратится ночью (в любое время до заката).
Во всех вышеперечисленных случаях купание может быть отложено до следующего утра, и пост будет действителен.
10. Тот, кто забудет, что постится, и начнет есть или пить. Большинство ученых говорили, что в этом случае пост не портиться и является действительным. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха «О Господь наш не взыщи с нас если мы забыли или ошиблись».
11. Непроизвольная рвота. Пророк, сказал: «Если у кого-либо непроизвольная рвота, его пост не нарушается, и он не должен возмещать (этот день). Но если кто-либо намеренно вызывает у себя рвоту, то он должен восполнить (этот день )». (Приводится у Ахмеда, Абу Давуда, Ат-Тирмизи и Ибн Маджах). В любом случае весь остаток дня после рвоты мусульманин должен поститься.
Когда можно восполнять пропущенные дни поста в месяце Рамадан?
Особых установлений в исламе, которые касаются особых дней для возмещения поста нет. Но следует учесть, что самое лучшее решение это восполнение пропущенных дней в самые быстрые сроки в самое лучшее время для пропустившего дни. Например, если человек пропустил месяц Рамадан по болезни, то лучше всего ему, в силу особенностей болезни, возместить дни в зимнее время, когда особого труда поститься для человека не составит. Если человек не может поститься и в зимнее время, то в таком случае ему нужно накормить бедняков за каждый пропущенный день.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» Коран, сура «аль-Бакара», 185 аят . Инвалидам, старым и больным людям, у которых не ожидается выздоровления и улучшение состояния, как, например: больные астмой, сахарным диабетом, разрешается заменять пост кормлением бедных (в соответствии накормить одного бедного за один день пропущенного поста). В понятие «накормить» в мусульманском законодательстве означает либо утром, либо вечером.
Женитьба в месяце Рамадан
Можно жениться в месяце Рамадан, однако, в светлое время суток нельзя устраивать застолье и иметь половой близости новобрачным. Запретов на совершение никаха между двумя гаетами тоже нет.
Рамадан и беременность
Женщина может держать уразу во время беременности. Но если ураза становится причиной недомогания, бессилия или недостаточного питания ребенку, а также у кормящей женщины есть страх потери молока или сил, то в этом случае разрешается им не поститься на основании правила исламского законодательства: «О недопустимости причинения вреда и тяжких последствий». Но они обязательно должны восполнить пост после рождения ребенка, а также вскармливания его - день за день пропущенного поста. Также надо отметить, что не обязательно соблюдать последовательность в восполнении поста. Об этом свидетельствуют слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах : «Можно не учитывать последовательность в восполнении поста, так как Всевышний Аллах говорит в Коране «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (то есть Аллах не указал, что надо соблюдать последовательность пропущенных дней по указанным причинам. Можно, сначала попоститься один день, а через неделю - другой пропущенный день месяца Рамадан). Коран, сура «аль-Бакара» , 185 аят. Тоже касается женщины, которая не держала пост несколько лет по причине последовательных родов и кормлений. Ибрахим Ан-Нахги говорил: «Если даже наступит второй рамадан, то надо обязательно держать оба поста (обязательный и восполняемый), и нельзя заменять пост кормлением бедных. Аиша, да будет доволен ею Аллах , говорила: «Бывало так, что я могла восполнить пост только в месяце Шаабан». Раздел «Восполнение поста», «Сахих Бухари», хадис №1849, Сахих Ибн Хиббан, хадис № 3516. Положение беременных и кормящих женщин приравнивается к положению путника и больного (временное разрешение прерывания поста по причине трудности), поэтому им обязательно следует восполнять пост, когда бы ни было и нельзя заменять пост кормлением бедных, как путнику.
Интимные отношения в месяце Рамадан
Если вы читали об основах поста, то запрет, как вы поняли, на половую близость распространяется на светлое время суток месяца Рамадан. В ночное время супругам разрешено иметь интимную близость без ограничений, но в рамках разрешенных шариатом.
Забеременеть в Рамадан
Запретов на беременность (наступление в этом месяце) в исламе нет. Напротив, некоторые пары, у которых не получалось забеременеть в обычные месяцы, беременели именно в этот месяц. Связать это можно с усердным поклонением в месяце Рамадан и с ниспрашиванием прощения за грехи.
Онанизм в Рамадане
Данное действие в исламе запрещено, по мнению исламских ученых. Единственное, когда человек может прибегнуть к данному запрету, это в том случае, если есть большая вероятность совершения прелюбодеяния. Но следует учесть, что действие само по себе запретно, а выбирается как менее опасное, чем прелюбодеяние. Онанизм портит пост.
Поллюция в Рамадане
Семяизвержение, произошедшее во сне, поста не портит, даже, если оно случилось в дневное время.
Месячные в Рамадане
Женщина во время месячных не может поститься – запрещено. Хотя есть методы отсрочки наступления месячных при помощи принятия таблеток. Этот вариант возможен, хотя стоит оставить все как есть, потому как в этом случае, даже не постясь, женщина исполняет повеление Всевышнего , за что получит награду.
Курение в Рамадане
Курение нарушает пост, и действие это не подобает мусульманину. Если раньше можно было говорить о том, что курение не может быть расценено как харам, то сейчас, когда на пачках сигарет написано, что курение убивает или является причиной рака, можно с уверенностью сказать, что курение – харам. Так как наносит урон здоровью, вплоть до летального исхода.
Уколы в Рамадане
Инъекции делятся в таком случае на уколы витаминные и уколы прочего назначения, например, обезболивающее. Уколы с витаминами и глюкозой портят пост, а уколы необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности или обезболивающие разрешены и поста они не портят.
Смерть до возмещения пропущенного поста
Если человек умер до того, как ему представилась возможность совершить возмещение пропущенного поста, то за него положено дать фидию (особенно, если это завещал скончавшийся), или пищей, или суммой денег, которую установил казый для определенного региона.
Что совершать нежелательно во время поста?
1. Не желательно находиться продолжительное время в воде или бане, так как есть вероятность по¬падания воды в организм;
2. Заниматься любовными заигрываниями (объятия и поцелуи);
3. Полоскать горло;
4. Совершать кровопускание, так как это может ослабить человека настолько, что ему придется прервать пост;
5. Пробовать пищу на вкус.
6. Глотать свою слюну, предварительно накопленную во рту
Что желательно совершать во время поста?
Совершение молитвы-таравих коллективно. Совершается она после обязательной ночной (Иша) молитвы.
Соблюдение Сухура (принятие пищи перед рассветом). Даже, если кушать не хочется, лучше всего выпить хотя бы пару глотков воды. Посланник Аллаха, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в это время благодать» (Аль-Бухари);
Как можно быстрее разговеться. Посланник Аллаха сказал: «Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением» (Аль-Бухари);
При разговении желательно обратиться к Аллаху с мольбой. Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Молитва постящегося, когда он разговляется, не отвергается».
Как можно больше совершать молитв и как можно чаще обращаться к Аллаху;
Больше времени посвящать чтению и изучению Священного Корана. Посланник Аллаха больше всех читал Коран, особенно в месяце Рамадан (Аль-Бухари).

Благодарить Аллаха за возможность соблюдения поста во время Рамадана.

Приуроченное к рамадану послание шейха Юнуса Пателя (да благословит его Аллах)

Для возвышения своего духовного «Я» человеку на некоторое время необходимо обуздать непомерное потакание желаниям своего животного «Я». «Быть может, вы будете богобоязненны» – такова цель поста, провозглашенная священным Кораном.

Соблюдение поста от рассвета до заката в благословенный месяц рамадан в послушание приказу Всевышнего Аллаха – тренировка, во время которой развивается таква (богобоязненность, осознание присутствия Аллаха) – отличительная черта верующего. Пусть даже он находится один-одинешенек в самый жаркий день года, он не уступит соблазну и не позволит себе ни капли воды, поскольку убежден, что ему не скрыться от взора Всевидящего.

– дома, в наших отношениях с родителями, женой, детьми;

– на работе;

– в поездках

– и даже когда мы одни, –

с полной уверенностью в том, что нам никогда не скрыться от Зрения и Знания Всевышнего Аллаха.

Помимо соблюдения правил, регулирующих действительность поста, нам необходимо также приложить усилия для очищения своего сердца от низменных качеств.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О ПОСТЕ

1. Насколько важен сухур в рамадан?

Сухур является сунной. Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Ешьте перед рассветом, ведь в сухуре – баракат. (Бухари, 1789; Муслим, 1835; передал Анас, да будет доволен им Аллах)

Однако пост действителен и без сухура.

2. Можно ли пользоваться зубной пастой или зубным порошком во время поста?

Это макрух. (Джавахир-уль-фикх. – Карачи: изд. Дар-уль-улум. – Том 1, стр. 379)

3. Нарушается ли пост от уколов?

Пост не нарушается. Но если инъекция вводится непосредственно в желудок или мозг, пост будет нарушен. (Ахсан-уль-фатава. – Изд. Саид. – Том 4, стр. 432)

Примечание. Инсулин, вводимый в живот, не нарушает пост, поскольку он не вводится напрямую в желудок.

4. Нарушает ли пост использование капельницы?

Нет. (Фатава Махмудия. – Изд. Фарукия. – Том 10, стр. 149)

5. Можно ли во время поста сдавать кровь на анализ?

Да, вы можете так поступить, если не ослабнете от этого настолько, что соблюдение поста станет трудным. (Ахсан-уль-фатава. – Том 4, стр. 435)

6. Если дождевая вода попадет в рот, и я проглочу ее, нарушится ли пост?

Да. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203; Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 403)

7. Нарушается ли пост при рвоте?

Пост нарушится только в том случае, если человека вырвало полным ртом, и он умышленно проглотил эти рвотные массы, или же если он умышленно вызвал рвоту полным ртом, независимо от того, проглотил ли он рвотные массы или нет. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203–204)

Под «(рвотой) полным ртом» подразумевается такое количество, которое человек не может задержать во рту без усилий.

8. Если ночью или во время поста у меня произошло семяизвержение во сне, будет ли мой пост все еще действителен?

Да, пост все еще действителен. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 396)

9. Мне прописано ежедневное закапывание капель в глаза. Что будет с моим постом?

На действительность поста закапывание лекарства в глаза (независимо от того, жидкое это лекарство или нет) не влияет. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

10. Можно ли плавать во время поста?

Не рекомендуется. Если проглотить по ошибке воду, или если вода попадет в тело через нос и дойдет до мозга, пост будет нарушен и его нужно будет восстановить. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 671)

11. Можно ли наносить масло на голову во время поста?

Да, это разрешено. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

12. У меня экзамены выпадают на рамадан, а концентрироваться на голодный желудок мне тяжело. Можно ли отложить пост и держать его уже по окончании рамадана?

Это не разрешено. Держите пост и молите Всевышнего Аллаха облегчить его вам. (Фатава Рахимия. – Стар. изд. Дар-уль-ишаат. – Том 2, стр. 34)

13. Я – астматик. Нарушается ли пост при использовании ингалятора?

Желательно, чтобы вы пользовались ингалятором во время сухура и ифтара.

Но в случае острого приступа вы можете воспользоваться ингалятором. Это нарушит пост, и его нужно будет восстановить. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 677)

14. Нарушается ли пост при носовом кровотечении?

Нет, пост не нарушается только лишь из-за носового кровотечения. Но если кровь пройдет через горло, пост нарушится, если человек ощутит вкус крови в горле или если проглоченной крови будет больше или столько же, сколько проглоченной вместе с ней слюны. Если же крови меньше, чем слюны, пост остается действительным. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

15. Можно ли искупаться после сухура, чтобы очиститься от джанабата?

Не рекомендуется беспричинно задерживать фард-гусль. Но если человек находится в такой ситуации, что хочет принять сухур до совершения гусля, это разрешено. (Фатх-уль-мульхим. – Изд. Дар-уль-калям. – Том 5, стр. 226)

16. Нарушает ли курение пост?

Да, оно нарушает пост. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 677)

17. Разрешается ли использование ректальных свеч во время поста?

Ввод лекарств и др. в анальный проход нарушает пост. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

18. Если во время поста человек прыскает на себя дезодорантом и случайно вдыхает его, будет ли нарушен пост? Требуется ли восстанавливать пост?

Пост не нарушается при нанесении парфюмерии и вдыхании ее аромата. Поэтому наносить парфюм (итр) во время поста разрешено. Но умышленное вдыхание того, что имеет осязаемую форму, например, дыма (дыма ладана, паров итра, агарбатти, уда и т. д.), нарушает пост. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 660)

19. Нарушает ли мастурбация пост?

Не разрешается мастурбировать, независимо от того, постится человек или нет. Если же человек, тем не менее, совершит это гнусное действие во время поста, пост нарушится, и его нужно будет восстановить. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 399)

Примечание. За совершение этого низменного поступка необходимо совершить большое количество искреннего покаяния.

20. Разрешается ли супругам целоваться во время поста?

Это разрешено при соблюдении следующих условий:

а) ни один из супругов не проглатывает чужую слюну.

б) они контролируют свою страсть, и это не приведет к половому акту или эякуляции. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 410)

Однако данное действие во время поста не рекомендуется.

Если слюна партнера будет проглочена, нужно будет не только восстановить пост, но и совершить каффара (т. е. поститься 60 дней подряд).

ЖЕНСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Нужно ли женщине восстанавливать дни поста, пропущенные из-за менструации?

Да, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщала о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что менструирующая женщина будет восстанавливать пропущенные дни поста, но намаз, пропущенный во время месячных, она восстанавливать не должна. (Игля-ус-сунан. – Изд. Идарат-уль-Коран. – Том 1, стр. 372)

2. Можно ли посещать в рамадан гинеколога? Можно ли делать мазок из шейки матки?

Введение лекарства в половые органы нарушает пост. Поэтому рекомендуется записаться на прием после рамадана. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

3. Можно ли постящейся женщине кормить ребенка грудью?

Постящейся женщине разрешается вскармливать своего ребенка грудью. Грудное вскармливание не нарушает пост. (Джавахир-уль-фикх. – Карачи: изд. Дар-уль-улум. – Том 1, стр. 380)

4. Можно ли в течение всего рамадана принимать лекарства, например, в виде (контрацептивных) пилюль, во избежание начала месячных, т. е. чтобы соблюсти все дни поста, поскольку восстанавливать пропущенные дни поста очень сложно?

Хотя это и разрешается, это не самое лучшее решение. Это может привести к побочным эффектам в виде нарушения менструального цикла и т. д., что приведет в будущем к трудностям и проблемам в исполнении намаза, умры (хаджа) и т.д., не говоря уже о других долгосрочных проблемах со здоровьем.

5. Хотелось бы внести ясность в вопрос о женщинах, пропускающих пост из-за беременности или грудного вскармливания. Нужно ли им после рамадана возмещать пропущенные дни поста или достаточно просто выплатить фидью?

Кормящие и беременные женщины могут отложить пост рамадана, если соблюдение поста навредит их здоровью или здоровью их ребенка. После рамадана им нужно будет восстановить пропущенные дни поста, если они в состоянии это сделать. Выплата фидьи не будет достаточной для того, кто физически способен держать каза за пропущенные дни поста.

Примечание. Кормящим и беременным женщинам следует проконсультироваться с порядочным и опытным мусульманским врачом по поводу того, будет ли пост вреден для них или нет.

6. Если менструация началась во время поста в рамадан, может ли она (тайно) поесть, если она одна? Может ли она кушать, если менструация закончится в дневное время? Если в обоих приведенных случаях она держала пост до конца, будет ли ее пост действителен (ведь она соблюдала пост некоторую часть дня, будучи в чистом состоянии)?

Если месячные начались в тот момент, когда она постилась, ей разрешается поесть втайне (не на виду у людей). Но, если месячные завершились в дневное время, ей следует воздержаться от еды, питья и т. д. как на виду у людей, так и в уединении, и действовать как постящийся человек.

В обоих случаях ее пост будет недействителен, поскольку менструирующие женщины не могут поститься. Ей нужно будет восстановить эти дни поста после рамадана. (Ахсан-уль-фатава. – Изд. Саид. – Том 4, стр. 438)

7. Можно ли постящимся женщинам вводить лекарственные средства в внутрь половых органов?

Введение лекарственных средств любых видов во внутреннюю часть женских половых органов нарушает пост. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

А Аллах знает лучше.

1. Можно ли купаться в водоеме постящемуся человеку?

Во время поста можно купаться с намерением охладиться или сделать гусль (полное омовение) и это не портит пост. Однако, нужно следить за тем чтобы через нос и рот не попала вода. В хадисе от Абу Давуда говорится о том, что Пророк (с.гс.) во время поста спасаясь от жары и жажды, лил себе на голову воду. По мнению ученых, не портит пост и вода, попавшая в уши во время купания.

2. Разрешается ли мазать крем человеку, который держит пост во месяц Рамазан?

Вещества, проникающие через поры на кожном покрове человека, не портят пост. К примеру, можно пользоваться кремами, мазями, маслами, делать перевязку на раны. Однако, употребление крема или мази должно быть в меру. Потому что излишне плотный слой крема или мази может препятствовать проникновению воды во время тахарата - омовения, и он не будет правильным.

3. Нужно ли поститься беременным?

Шариат позволяет беременной или кормящей женщине не держать пост, отложив его на потом, если есть опасность за здоровье и жизнь ребенка или матери. В хадисе, приведенном сахабой Анесом бин маликом, наш Пророк (с.гс.), говорит: «…Поистине Всевышний укоротил намаз для путника,а пост не сделал обязательным для путника, беременной, кормящей женщины…»

4. Если проспал на сухур – утренний прием пищи, как быть?

Если по разным причинам (в том числе и по причине сна) верующий, держащий пост, пропустит сухур – утренний прием пищи, то в этот день он должен (без приема пищи) сделать ниет и держать пост. Потому что наш любимый Пророк (с.г.с), в «День ашура» приказал объявить: «Если кто-нибудь нечаянно съел что либо, пусть прекратит сразу же и продолжит свой пост до конца дня. Тот же, кто не успел ничего поесть, пусть держит свой пост до конца» . Как видим из этого хадиса, даже если постящийся не встал по каким-либо причинам на сухур, он должен сделать ниет без приема пищи и держать пост.

5. Портится ли пост, если нечаянно или намеренно сглотнуть слюну?

Если человек, держащий пост, сглатывает слюну, его пост не нарушается. Кроме того, пост не считается нарушенным, даже если человек сглотнул соплевидные массы из носа.

6. Если во время поста поцеловать человека в щеку, испортит ли это пост?

Поцелуй в щеку постящегося человека не портит его пост. Потому что по свидетельству матери всех правоверных Аиши, Пророк (с.г.с), будучи постящимся, целовал своих жен.

Нужно особо отметить следующее: если целующий свою жену уверен, что во время поцелуя не произойдет семяизвержения, и поцелуй не повлечет за собой половой близости, то целовать разрешено. Если же такой уверенности нет, то это действие из разряда макрух.

7. Принимается ли пост человека, не читающего намаз?

Если человек, не читающий намаз, постится в Священный месяц Рамазан, он получает награду (саваб) за свой пост. Однако, в то же время он погрязает в грехе за то, что не совершает намаз. Потому что намаз (молитва) является отличительным признаком мусульман. Уважаемый Пророк говорил об этом следующее: «Поистине, признаком, отделяющим мушриков (неверующих) и мусульман является намаз» . Поэтому желательно не только держать пост, но и начать поклонение Всевышнему через намаз (молитву).

8. Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свой нафс, воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, или же не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым приказ Всевышнего, неправильно. В одном из хадисов Всевышний гласит: « Ч еловек совершает свои деяния ради себя. Но пост в Рамазан – иное дело. Награду за него даю только Я. Потому что ради Моего довольства он отказывается от еды и питья. У постящегося есть две радости: первая – во время разговения, и вторая в миг встречи с Всевышним. Запах изо рта постящегося для Меня дороже запаха миска (благовония» .

9. Как определяется время разговения для пассажиров, летящих в самолете?

Человек, совершающий перелет во время поста время разговения определяет не по таблице, а ориентируется по закату солнца. Например, если в таблице указано время как начало разговения, а солнце еще в зените, то постящийся следит за закатом солнца, и разговляется только после его захода. Таблица предназначена лишь для постящихся в обычных условиях, на земле. Потому что в священном Коране сказано, что время прекращения еды и начала разговения определяется по восходу и заходу солнца.

11. Можно ли во время поста Рамазан получать систему – капельные растворы внутривенно?

Иногда людям, не имеющим возможности по разным причинам питаться обычным способом, для поддержания сил делают внутривенные инъекции. Поэтому ученые считают, что подобные процедуры (получение внутривенных инъекций или капельниц) нарушают пост, другие же лекарственные средства, полученные внутривенно, пост не нарушают. То есть можно резюмировать, что получение капельницы в медицинских целях, то есть для лечения, пост не нарушает. Однако, получать инъекции, чтобы восстановить силы постящемуся нельзя до разговения.

12. Нарушает ли жевательная резинка пост?

От вкуса свежей жевательной резинки, появляется сладкая жидкость во рту, которое попадает в желудок, и, соответственно, нарушает пост. Учитывая, что жевательная резинка относится к разряду пищевых продуктов, придется за ее использование во время поста восполнять кафарят, Аллаху аълям.То есть, человек, использовавший свежую жевательную резинку и сглотнувший выработанную сладкую жидкость вызванную жеванием, должен после окончания месяца Рамазан держать пост в течение двух месяцев непрерывно. Если же говорить об использовании жвачки, у которой вкус уже потерян, то это – макрух (нежелательное действие).

Если же вы хотите использовать жевательную резинку для того, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта, советуем вам прибегнуть к другим способам. В частности, вместо жвачки можно использовать мисвак или зубную пасту. Нужно лишь следить за тем, что бы не сглотнуть пену от зубной пасты. Если же нечаянно пена попала вам в желудок, то вы будете должны восполнить пост только за этот день. Кафарят (восполнение) не нужно, потому что зубная паста не относится к пищевым продуктам.

13. Нарушается ли пост п ри уколах?

Отвечая на этот вопрос, приведем определение Имама Юсуфа и Имама Мухаммеда (р.а): «Если лечить глубокие раны на голове и теле жидкостями, то пост не нарушается. Потому что лекарство не вводится внутрь организма естественным путем и ее попадание в желудок сомнительно». Говоря это они отмечали, что если какое-либо вещество попадает во внутрь непривычным способом (то есть не через рот, нос, ухо, прямую кишку, жен.пол.органы), то пост не нарушается. Поэтому учитывая, что лекарство в инъекциях попадает в организм не через естественные пути, говорится, что уколы пост не нарушают.

14. Нарушается ли пост при удалении зуба?

Если постящийся удалит зуб, его пост при этом не нарушается. Необходимо следить, чтобы кровь из раны на месте удаленного зуба не попала внутрь. Если же постящийся нечаянно сглотнет кровь из раны, то впоследствии должен восполнить пост за этот день. Учитывая, что лекарство в инъекции, вводимой при удалении зуба также попадает в организм неприродным путем, то есть минуя естественные пути, современные ученые считают, что это не нарушает пост. (Но если, сглотнет лекарство нарушается).

15. Нарушается ли пост при проведении клизмы?

Клизма - это введение через задний проход (прямую кишку) воды или лекарственной жидкости. Желудок связан с толстой кишкой через тонкую, ученые Ханафитского и других трех мазхабов придерживаются мнения, что лекарство, введенное через задний проход, нарушает пост. За пост, нарушенный таким способом, верующий восполняет впоследствии один день. В таких случаях каффярат восполнение не нужно .

16. Нарушается ли пост при сдаче крови?

Сдавать кровь во время поста не запрещено, это действие пост не нарушает. Потому что уважаемый Пророк (с.г.с) делал хиджаму, будучи постящимся. В хадисе, приведенном Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (р.а), говорит: «Посланник Аллаха (с.г.с), будучи постящимся, делал хиджаму» ,.

Однако, если постящийся осознает, что после процедуры сдачи крови ослабнет и держать пост ему станет тяжело, в таком случае сдавать кровь считается макрух (нежелательным). Об этом у сахаба Анаса ибн Малика кто-то спросил: «Вы же разрешаете проведение хиджамы у постящегося?». На что сахаба ответил: «Если это приведет к ослаблению, то не разрешаем» .

17. Как быть больному человеку в пост Рамазан?

Аллах Тааля обязывает своему рабу выполнение действий, которые ему под силу. Потому что Милостивый Создатель желает для нас облегчения, а не тягостей. Именно поэтому Всевышний своей милостью разрешил не держать пост больным людям.

В Священном Коране говорится: «И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, пусть проводит постясь эти дни. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней постится в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» . В другом аяте говорится: «Не вовлекайте себя в опасности».

Основываясь на этих и других аятах ученые заключили:

«Иногда не держать пост больному человеку – ваджиб (обязательно), иногда мубах (разрешено). Если пост для болеющего чреват и может привести к смерти, тогда для него ваджиб (обязанность) не поститься. Если же пост может спровоцировать развитие болезни или замедлить выздоровление, то ему разрешено не поститься (но и можно поститься) » .

Таким образом, если вы болеете и пост держать не в состоянии, тогда для вас пост не будет фарзом (обязательным). Но вы должны будете восполнить дни поста по выздоровлении. Это не является каффярат (восполнение поста без перерыва), следовательно, разрешено держать эти посты прерывая. Если же здоровье совсем не позволяет восполнить дни поста, то за каждый день вы должны оплатить фидию.

В случае невозможности оплатить фидию, Аллах Всемогущий, прощающий. Он не обязывает своего раба делать то, что ему не под силу.

18. Нарушает ли пост использование капель в нос, в глаза?

Капли в глаза не попадают внутрь, и следовательно, не могут нарушать пост.

Если же говорить о назальных каплях, нужно учесть, что по своему строению нос связан с пищеводом, и поэтому велика вероятность, что капли попадут во внутрь. По этой причине есть сонования полагать, что капли в нос нарушают пост.

Кроме того, уважаемый Пророк (с.г.с) говорил: «При омовении втягивайте воду ноздрями сильней. Но не делайте так в Рамазане », предостерегая, что вода может попасть через нос далее во внутрь.

Капли в нос в период поста желательно оставить на время вечернего разговения. Учитывая, что каплями в нос (особенно летом) пользуются в основном люди, страдающие аллергическими заболеваниями, нужно рассмотреть вопрос замещения капель на инъекции, на время поста.

19. Можно ли во время поста мыться в бане?

Учитывая, что баня-это место, где люди моются, используя пар, желательно отложить посещение бани до времени разговения. Потому что пар в бане – состоит из молекул воды, то есть в пар содержит частицы воды. Через вдыхание пара в большом количестве в организм попадает определенное количество воды. Поэтому есть основание говорить о том, что ваш пост будет нарушен.

Однако постящемуся можно принимать ванну или душ. Необходимо лишь следить за тем, чтобы через рот или нос не попала вода во внутрь. Истина же ведома лишь Аллаху!

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой
сайт/

Фатауаль Исләмия, Даруль Ифта әл-Мысрия, 1/100 бет.
Әбу Дәуід, Китабус Сиям, 2365-хадис. Сахих.
Фатауаль Һиндия – 1/224 бет.
Әл-Кәсәни, Бадаиғ – 2/614 бет.
Ибн Мәжә – 1667.
Десятый день месяца Мухаррам
Сахих Бухари, Китабус Сиям, 1824-хадис
Бухари, Китабус саум – 1827.
Хидая – 1/310 бет.; Әл-Айни, Биная - 4/44 бет.
а) У.Зухайли: Фатауа Муаасыра – 32 бет. Дамаск.; б) http://qaradawi.net/
Муслим, Иман – 134.
Имам Мухаммад Әбу Захра, Фәтәуә: Сиям.
Бухари, саум, 2; Муслим, Сиям, 152.
Доктор Проф. Али Жума: http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=859; Diyanet fetvalari fetva nom. 83.
Бакара - №187 аят.
Құран Кәрім, Бақара сүресі – 184 аят.
Мажмагуль Фикхиль Ислами ад-Дуали, 1997г, постановление 91-96, принятое в период 03 – 28 августа.; Din Isleri Yuksek Kurulu, Oruc. 42-s. Ankara. 2010 sene
Ал-Касани, Бадаиъ – 2/607 стр.
Ибн Абидин – 3/368 стр
Хидая, Китабус саум – 1/317
Бухари, Саум, 1837-хадис.
лечении через кровопускание
Бухари, Саум, 1838 – хадис.
Бакара, 286 аят.
Бакара, 185 аят
Аль-Касани, Бада’иъ – 2/609 стр.
В шариате болеющий человек, надежды на выздоровление которого нет, а также старые люди (те, кто не в состоянии восполнить пропущенные дни поста) за каждый день поста должны накормить нуждающегося. Это называется «фидия». Фидию можно также дать и деньгами. Достаточно кормить одного бедного утром и вечером в течение тридцати дней или шестьдесят нуждающихся одноразово угостить утром или вечером. Если у человека нет возможности дать фидию, он просит у Аллаха прощения. М.Исаулы, К. Жолдыбайулы, Ислам Гылымхалы
Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
Тухфатул Фукаһа – 1/355 стр.
Муснәд Ахмәд ибн Ханбаль - №16035 хадис.