Основы международного правового регулирования туристкой деятельности

Уч.-изд. л. 2,1. Тираж 250 экз. Заказ.

Редакционно-издательский отдел ОмГУПСа

Типография ОмГУПСа

644046, г. Омск, пр. Маркса, 35

Правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

В международном праве принято под международным договором понимать результат согласования воли различных государств. Международный договор в туризме - это соглашение государств относительно содержания норм, регулирующих туристскую отрасль, и признания таких норм в качестве юридически обязательных для государств. Государства-участники могут выполнять свои международные обязательства путем прямой инкорпорации международного договора в свое внутреннее законодательство или издания отдельных внутринациональных актов на его основе.

К многосторонним международным договорам, регулирующим туристскую деятельность, можно отнести соглашения общего характера, закрепляющие базовые принципы всего международного права. К ним в первую очередь относятся: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (далее - МЭСК), Международный пакт о гражданских и политических правах (далее - МГПП).

Всеобщая декларация прав человека является первым уникальным международно-правовым документом исторического значения о правах человека и его основных свободах. В ней впервые были закреплены основополагающие принципы и права человека, давшие толчок для развития туризма. Так, в ст. 13 провозглашается: "Каждый человек имеет право свободно перемещаться и выбирать себе место жительства в пределах государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну".

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривают следующее:

государства признают права граждан на отдых и периодический отпуск (ст. 7 МЭСК);

государства поощряют развитие международных контактов в культурной области (ст. 15 МЭСК);

для обеспечения своего культурного развития все народы имеют право свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами (ст. 1 МГПП);

каждому гражданину принадлежит право на свободное передвижение и право покидать любую страну, включая собственную (ст. 12 МГПП).



* На региональном уровне общие вопросы регулирования туризма рассматриваются в рамках Совета Европы. В 1975 г. в Хельсинки проводилось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в результате которого был принят Заключительный акт, определяющий основные направления деятельности государств по развитию международного туризма. В данном Заключительном акте выражено намерение способствовать улучшению условий для развития как индивидуального, так и коллективного туризма, а равно поощрять расширение молодежного туризма путем предоставления соответствующих льгот.

Необходимо отметить важность Итогового документа Венской встречи представителей государств - участников СБСЕ, содержащего положения, относящиеся к туристским контактам и обменам. В этом документе подчеркивается обязательство государств приложить все усилия к "развитию возможностей для малообеспеченных туристов и молодежного туризма", а также обязательство по разработке "программы подготовки кадров".

Следующая группа нормативных правовых актов, регулирующих туристскую деятельность, носит специализированный характер. Среди них особо выделяют документы, разработанные и принятые в рамках деятельности Всемирной туристской организации. Назовем лишь основные из них.

Манильская декларация по мировому туризму была принята на Всемирной конференции по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г. Глобальной целью конференции было выяснение реальной сущности туризма и той роли, которую туризм призван играть в динамично меняющемся мире. Манильская декларация подтверждает требования уважения и соблюдения прав человека, в том числе:

соблюдение права человека на отдых, на отпуск и свободу путешествий (п. 3);

предоставление максимальных возможностей и льгот в сфере молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и лиц с физическими недостатками (п. 15);

обязанность государств содействовать развитию национального и международного туризма (п. 23);

развитие иностранного туризма должно сопровождаться аналогичными усилиями по развитию внутреннего туризма (п. 7);

социальный туризм является целью, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых (п. 10);

обязанность государственной власти участвовать в развитии туризма, определяя основные направления, связанные с поощрением соответствующих капиталовложений (п. 14);

удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерба социальным и экономическим интересам населения туристских районов, окружающей среде, природным ресурсам, историческим и культурным местам (п. 18); туристские ресурсы являются достоянием человечества.

Новые концепции в области туризма, закрепленные в Манильской декларации по мировому туризму 1980 г., с успехом претворяются в жизнь с помощью ряда практических мер, основу которых составляет поддержка не только правительственных кругов, но и политических объединений, профсоюзов, системы образования, ученых, религиозных деятелей и средств информации как на национальном, так и на международном уровне. Если до 1980 г. туризм рассматривался с точки зрения доходности, то Манильская декларация провозгласила новую современную и реалистичную концепцию туризма как способа проведения отпусков, как форму отдыха, путешествий и перемещений лиц с любыми целями.

Документ Акапулько (1982 г.), принятый на Всемирном совещании по туризму в Мексике, подтверждает принципы Манильской декларации и добавляет к ним следующие:

обеспечение права граждан на отдых, досуг, оплачиваемый отпуск и на создание законодательных положений для облегчения доступа к проведению отпусков всеми слоями населения;

оказание содействия туризму всеми средствами массовой информации;

включение туризма в программу образования;

выпуск информационного материла и др.

Особое внимание в Документе уделяется роли национального туризма в развитии мирового туризма, принятию финансовых и технических мер, направленных на увеличение покупательной способности граждан.

Хартия туризма, Кодекс туриста, являющийся приложением к Хартии (1985 г.), были приняты на Генеральной ассамблее ЮН ВТО, проходившей в Софии (Болгария). В них подтверждаются принципы, провозглашенные в Манильской декларации и Документе Акапулько. При этом Хартия устанавливает основные права и обязанности туристов, которые конкретизированы в Кодексе туриста.

Гаагская декларация по туризму (1989 г.) провозгласила 10 принципов, на которых базируются отношения в туристской сфере.

Не все принципы Гаагской декларации имеют правовой характер. Кроме ранее сформулированных в этом документе указывается принцип безопасности и защиты туристов, а также уважения их достоинства; подчеркивается, что туризм должен планироваться государственными властями и требует выработки единой национальной туристской политики.

Гаагская декларация Межпарламентской конференции по туризму 1989 г. является инструментом международного сотрудничества и партнерства, объединения народов и фактором, способствующим развитию индивидуального и коллективного туризма. Ее основные положения сводятся к следующему:

1) туризм - форма проведения свободного времени;

2) туризм - эффективное средство содействия социально-экономическому росту страны;

3) естественная, культурная и человеческая окружающая среда - основное условие развития туризма;

4) туризм носит гуманный характер;

5) каждый человек имеет право на свободные путешествия;

6) упрощение формальностей путешествий - основа развития туризма;

7) безопасность и защита туристов, уважение их достоинства - важнейшие условия развития туризма;

8) государства должны принимать меры по борьбе с терроризмом, совершенствовать качество туристских услуг, планировать развитие туристской инфраструктуры.

Парламенты, правительства, государственные и частные организации, ассоциации и учреждения, отвечающие за туристскую деятельность, профессионалов в области туризма, а также самих туристов, должны тщательно учитывать принципы Гаагской декларации и постоянно основываться на них в своей работе.

Глобальный кодекс этики туризма одобрен и принят на проходившей с 27 сентября по 1 октября 1999 в г. Сантьяго (Чили) 13-й сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО. Этот документ определяет основные принципы развития туризма, закрепляет обязательства и права участников туристского процесса, дает рекомендации туристским организациям по реализации принципов международных актов.

Помимо документов, принятых ЮНВТО, к специализированным актам, регулирующим туризм, относятся многосторонние соглашения, заключенные неправительственными международными организациями в более узких областях. Например, существует ряд международных конвенций по регулированию договорных отношений в туризме.

Международная конвенция 1970 г. по контракту на путешествие принята в 1970 г. в Брюсселе (Бельгия) на международной конференции по рассмотрению и принятию Конвенции по контракту на путешествие. В этой Конвенции дано понятие двух видов договоров - с организатором путешествий и с посредником на организацию путешествий.

По контракту на организацию путешествия агент берет на себя обязательства предоставить другому лицу за обусловленную цену комплекс или несколько отдельных услуг по проживанию, перевозкам, пребыванию, а также других услуг, указанных в контракте (тур, ваучер).

Контракт с посредником на организацию путешествия - это договор, по которому одно лицо берет на себя обязательства в качестве посредника предоставить другому лицу за обусловленную цену либо путешествие, либо право требования организации путешествия в соответствии с заключаемым контрактом.

Международная конвенция по контракту на путешествие 1970 г. для государств, ее ратифицировавших, служит основой при рассмотрении споров между туристскими агентствами и агентами, с одной стороны, и туристами и международными путешественниками - с другой, по вопросам нарушения условий заключенных контрактов (ваучеров).

Международная гостиничная конвенция 1970 г. (в ред. 1979 г.). Сторонами этой конвенции являются Международная гостиничная ассоциация (МГА) и Всемирная федерация ассоциации туристских агентств (ФУААВ). Данная конвенция применяется к контрактам, заключенным между владельцами гостиниц и турагентами, предприятия которых зарегистрированы в разных государствах (ст. 4). Она применяется только в тех случаях, если между владельцем гостиницы и турагентом не заключен контракт или если между ними возник спор. Действие этой конвенции ограниченно, поскольку она используется только теми гостиницами, которые входят в МГА.

Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий 1981 г. В 1970 г. Генеральной ассамблеей ФУААВ была принята данная конвенция. Этой конвенцией определены три вида гостиничных контрактов: для индивидуального путешественника, для групп путешественников и на периодические бронирования.

Большая работа по законодательному процессу в сфере туризма ведется в рамках деятельности Европейского союза. Изучение этой законодательной базы особенно важно для России в связи со стремлением нашего государства выйти на мировой уровень, а также в связи с необходимостью приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с международными стандартами.

В рамках работы и деятельности ЕС было принято много документов, регламентирующих туристскую сферу: Директива ЕЭС "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все" от 13 июня 1990 г., Типовой контракт, подлежащий подписанию турагентством и клиентом согласно Директиве N 90/314 ЕЭС. Данные документы являются образцом оформления договорных отношений между туристом и фирмой для всего европейского сообщества.

Очень много международных документов посвящено проблеме упрощения туристских формальностей, связанных с пересечением границы и оформлением документов.

Международная конвенция 1973 г. по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (Конвенция Киото). В Международной конвенцией по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов устанавливаются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создает основу для ликвидации протекционистских барьеров.

Основной целью данной Конвенции является предоставление государствам юридического документа, который служит как для упрощения, так и для согласования таможенных процедур в государствах. Таким путем вносится эффективный вклад в развитие международной торговли и другие международные обмены, включая расширение международных передвижений путешественников, не являющихся иммигрантами.

К Конвенции приобщены 30 согласованных приложений, касающихся стандартов и рекомендуемой практики таможенных формальностей в международных связях.

Большой интерес представляют Шенгенские соглашения ЕС "О едином визовом и туристском пространстве", вступившие в силу в 1995 г.

14 июня 1985 г. в г. Шенгене в Великом Герцогстве Люксембург было подписано соглашение между пятью европейскими государствами - Люксембургом, Бельгией, Францией, Нидерландами и ФРГ - о поэтапной отмене паспортного таможенного контроля на общих границах для граждан этих стран. С 1995 г. уже семь европейских стран (к ним добавились Испания и Португалия) согласно подписанному между ними соглашению начали выдавать визы, действительные для путешествия в каждой из этих стран, так называемые Шенгенские визы. В 1997 г. к ним присоединились Италия и Греция, затем Австрия, а с 25 марта 2001 г. еще пять стран: Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Так в центре Европы появилось единое пространство, по которому можно свободно перемещаться.

С тех пор в Шенгенское соглашение были внесены дополнения и уточнения. На сегодня четко и однозначно определены внешние границы Шенгенского соглашения, введены единые консульские правила, нормы и порядок пересечения внешних границ стран Шенгенской группы. Детально разработан порядок въезда в ее страны лиц, являющихся и не являющихся субъектами права Европейского союза.

Для туристов, не являющихся субъектами права Шенгенских стран, сохранен визовый порядок въезда. Таких стран определено 126, включая Российскую Федерацию, все страны СНГ, а также Албанию, Болгарию и Румынию. В то же время льготный безвизовый порядок въезда распространен на туристов из Венгрии, Польши, Словакии, Чехии, Латвии, Литвы и Эстонии.

В Страсбурге создан единый компьютерный банк данных по учету и контролю въезжающих в страны Шенгенской группы иностранцев. В этот постоянно обновляемый список "нежелательных лиц" закладываются полные данные на иностранцев, нарушивших паспортный и визовый режим, либо правила пребывания в стране, а также совершивших какие-либо противоправные действия и т.д.

Принципы, провозглашенные в названных многосторонних договорах, признаются обязательными при регулировании отношений в туристской сфере. Кроме общих и специальных принципов деятельность в сфере туризма регулируется и договорными нормами. Отдельные вопросы в области развития туризма могут регулироваться на основе двусторонних договоров между конкретными странами. Таких договоров в современном мире огромное количество, и они не поддаются никакой систематизации. Основная их цель - достичь соглашения по отдельным вопросам.

Сотрудничество государств в области туризма осуществляется в рамках специальных договоров и соглашений: о научном и культурном сотрудничестве, в области международного транспорта, в области медицинской науки и здравоохранения и т.д., заключенных на двусторонней договорной основе.

В последние годы Российская Федерация тоже заключила ряд двусторонних договоров, в которых регулируются вопросы сотрудничества в области туризма. Это договоры:

по общим вопросам сотрудничества в области науки, культуры, образования, спорта, в которых содержатся статьи, касающиеся туризма;

о сотрудничестве в сфере туризма.

В договорах первой группы обычно содержится всего одна статья, содержащая общие положения о том, что договаривающиеся стороны будут оказывать содействие туристским обменам (туристским поездкам). В частности, такого рода нормы установлены в Соглашениях, заключенных между Правительством РФ и правительствами Республики Мали от 6 февраля 1995 г., Румынии от 27 сентября 1995 г., Монголии от 5 апреля 1995 г., Республики Таджикистан от 19 сентября 1995 г. и др.

Основой отношений между Европейским союзом (ЕС) и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических партнеров. Соглашение было подписано главами государств или правительств стран - членов ЕС, Председателем Европейской комиссии и Президентом Российской Федерации в июне 1994 г. на острове Корфу. Соглашение вступило в силу 1 декабря 1997 г.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве основано на базовых принципах, разделяемых обеими сторонами: от содействия международному миру и безопасности до поддержки демократического общества, основанного на политических и экономических свободах. В духе равноправия и партнерства Соглашение нацелено на укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей и ставит задачу ведения переговоров о создании в конечном счете зоны свободной торговли. В результате Соглашения начался новый политический диалог между партнерами.

Ко второй группе договоров относятся соглашения о сотрудничестве в области туризма с правительствами Румынии от 27 сентября 1993 г., Республики Индия от 30 июня 1994 г., Доминиканской Республики от 10 октября 1994 г., Республики Болгария от 14 декабря 1994 г., Турецкой Республики от 24 марта 1995 г., Мальты от 20 июля 1995 г., Республики Куба от 15 октября 1995 г., а также с правительствами государств - участников СНГ: Туркменистана от 18 мая 1995 г., Беларуси от 21 февраля 1995 г.

Примером одного из таких соглашений является Соглашение о сотрудничестве в области туризма, заключенное в рамках СНГ 23 декабря 1993 г. Этот документ базируется на принципах, провозглашенных Манильской декларацией по мировому туризму и Гаагской декларацией по туризму и направлен на содействие развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма (ст. 1). Одно из важнейших положений Соглашения зафиксировано в ст. 2: "стороны обязались способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативных правовых документов по туризму". Данная норма договора представляется важной, поскольку из нее следует, что Россия должна учитывать в своем законодательном процессе законодательство других стран - членов СНГ, и ее законодательство должно быть максимально приближено к законодательству этих стран или, по крайней мере, не противоречить ему, что в конечном счете должно привести к формированию общего туристского пространства.

В полном соответствии с международными принципами Соглашение предусматривает принятие согласованных мер по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению социального туризма (ст. 3); по упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, по обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания (ст. 4).


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И КОНТРАКТЫ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Многосторонние международные договоры в области туризма и международных путешествий. Международная Конвенция 1970г. по контракту на путешествие. В 1970г. в Брюсселе (Бельгия) состоялась международная конференция по рассмотрению и принятию Конвенции по контракту на путешествие. В этой Конвенции дано понятие двух видов договоров - с организатором путешествий и с посредником на организацию путешествий. Конвенцией определены контракт на организацию путешествия и контракт с посредником на организацию путешествия.
Контракт на организацию путешествия. По этому контракту агент берет на себя обязательства предоставить другому лицу за обусловленную цену комплекс или несколько отдельных услуг по проживанию, перевозкам, пребыванию, а также других услуг, указанных в контракте (тур, ваучер). Фирмы организатора путешествий (бюро или агентства) заключают контракты с лицами от своего имени и берут на себя ответственность за организацию путешествия. Организатор путешествия отвечает как за свои действия и упущения, так и за действия и упущения служащих и третьих лиц, которым он поручил исполнение своих обязанностей.
Контракт с посредником на организацию путешествия - это договор, по которому одно лицо берет на себя обязательства в качестве посредника предоставить другому лицу за обусловленную цену либо путешествие, либо право требования организации путешествия в соответствии с заключаемым контрактом. Фирмы-посредники путешествий заключают контракты с туристами от имени другого лица, которое берет на себя ответственность за обеспечение путешествий и предоставление одной или нескольких услуг, обусловленных в контракте при оплате их стоимости.
Фирмы-посредники выступают по договору поручения или на основе доверенности. В этом случае их ответственность ограничивается пределами полномочий.
Международная конвенция по контракту на путешествие 1970г. для государств, ее ратифицировавших, служит основой при рассмотрении споров между туристскими агентствами и агентами, с одной стороны, и туристами и международными путешественниками - с другой - по вопросам нарушения условий заключенных контрактов (ваучеров).
Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий 1981г. В 1970г. Генеральной ассамблеей Всемирной федерации ассоциаций туристических агентств и Советом Международной гостиничной ассоциации была принята Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий. Этой Конвенцией определены три вида гостиничных контрактов: для индивидуального путешественника, для групп путешественников и на периодические бронирования.
Контракт для индивидуальных путешественников заключается для числа путешественников от 1 до 10 человек, пользующихся гостиничными услугами. В нем указываются заказываемые услуги и их стоимость при пребывании в гостинице в течение трех суток в сезон (ст.35).
Контракт для групп путешественников подписывается с группой не менее 11 человек, пользующихся одними гостиничными услугами. Контракт заключается за 14 дней до прибытия группы.
Контракт на периодическое бронирование относится к особым контингентам туристов и путешественников, участвующих в работе конгрессов, семинаров или специальных мероприятиях делового туризма, предпринимательской деятельности.
Международная конвенция 1973г. по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (Конвенция Киото). В Международной конвенции по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов устанавливаются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создает основу для ликвидации протекционистских барьеров.
Основной целью Конвенции является предоставление государствам юридического документа, который служит как для упрощения, так и согласования таможенных процедур в государствах. Таким путем вносится эффективный вклад в развитие международной торговли и другие международные обмены, включая расширение международных передвижений путешественников, не являющихся иммигрантами.
В главе II «Сфера применения конвенции» (ст.2) определяется, что каждая договаривающаяся сторона берет на себя обязательства содействовать упрощению и согласованию таможенных процедур и с этой целью подчиняться в соответствии с положениями данной Конвенции стандартам и рекомендованной практике, содержащимся в Приложениях к данной Конвенции. Однако ничто не может препятствовать какой-либо договаривающейся стороне в предоставлении ею более благоприятных условий, чем те, которые закреплены в Конвенции. Каждой договаривающейся стороне рекомендуется также как можно шире предоставлять такие более благоприятные условия. В главе V Конвенции сформулированы заключительные положения, касающиеся процедуры ратификации или присоединения к Конвенции и порядка одобрения ее приложений (ст.ст.11,12 и 13).
К Конвенции приобщены 30 согласованных Приложений, касающихся стандартов и рекомендуемой практики таможенных формальностей в международных связях.
В соответствии с положениями Конвенции стороны обязались признать стандарты, рекомендуемые в Приложении, неотъемлемой частью данного договора (ст.2). Контроль за правильностью применения положений настоящей Конвенции возложен на Совет и Постоянный технический комитет (ст.6). Процедура рассмотрения споров по основным положениям Конвенции осуществляется путем переговоров (ст.10).
Так, например, Приложение F.3 касается таможенных формальностей по отношению к путешественникам (туристам). Оно вступило в силу 8 сентября 1993г.
Эти положения применяются по отношению к проживающим и не проживающим в данной стране путешественникам как при въезде, так и при выезде с территории данного государства. Для путешественников принята унифицированная форма таможенной декларации на багаж.
Путешественником, согласно Приложению, признается лицо, которое временно посещает территорию страны, где у него нет домициля (постоянного места жительства), а также любое лицо, которое возвращается на территорию страны, где у него есть домициль, после того как оно временно находилось за рубежом.
Нормы 1 и 2 касаются упрощения таможенных формальностей для путешественников и их багажа, ручной клади и частных перевозочных транспортных средств на границе, аэродромах, портах и международных транспортных средствах.
Норма 12 предусматривает упрощения таможенных формальностей для всех путешественников независимо от их национальности. Другими нормами определены перечни провоза без уплаты таможенной пошлины пищевых продуктов, вещей, не имеющих товарной ценности, и других личных вещей. Определена форма таможенной декларации для зарегистрированного багажа.
В целях реализации Программы по упрощению таможенных формальностей ВТО, принятой Манильской декларацией по развитию международного туризма, V сессия Генеральной ассамблеи поручила Исполнительному совету организации провести необходимые консультации с Советом таможенного сотрудничества по применению отдельных разделов Приложения F.3 Конвенции Киото, касающихся таможенных формальностей. В целом они полностью соответствуют формальностям, выполняемым туристами в процессе таможенного контроля, Однако с целью развития туризма и международных путешествий необходимы дополнительные меры смягчения и увеличения льгот, предусмотренных текстом Конвенции. Так, например, Комитет по упрощению таможенных формальностей считает целесообразным предложить Совету по таможенному контролю повысить с 50 долл. до 100 таможенное освобождение, содержащееся в §21 и 28 Приложения F.3 к Конвенции.
VI сессия Генеральной ассамблеи ВТО (София, 17-26 сентября 1985г.) резолюцией о деятельности по упрощению туристских формальностей указала на необходимость поощрения все большего числа государств к постепенному введению правил, которые будут способствовать дальнейшему расширению путешествий в международном, региональном и субрегиональном масштабах.
В силу того, что Приложение F.3 к Конвенции Киото в целом охватывает таможенные формальности, применяемые и к туристам, ВТО считает в настоящее время нецелесообразным проводить работу по пересмотру Конвенции ООН об упрощении таможенных формальностей при туристских передвижениях 1954г.
Все правовые формы и стандарты таможенного контроля изложены в опубликованном ниже Приложении F.3.
Двусторонние договоры в области туризма
Государствами туризм планируется на комплексной основе с учетом национального законодательства, занятости населения, развития транспорта, сельского хозяйства, связи и др.
Государства принимают эффективные меры, направленные на равномерное распределение отпусков трудящихся и школьных каникул в течение года, для того чтобы снять остроту негативных последствий ярко выраженного сезонного характера туристского спроса (нехватка мест, задержка в аэропортах, пограничных пунктах), а также связанного с этим отрицательного воздействия на занятость в области туризма, упрощение туристских формальностей и безопасность.
Сотрудничество государств в области туризма осуществляется в рамках специальных договоров и соглашений, соглашений о научном и культурном сотрудничестве, в области международного транспорта, соглашений о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения и т.д., заключенных на двусторонней договорной основе. Так, например, Соглашением между Федеративной Республикой Бразилией и Соединенными Штатами Мексики о сотрудничестве в области туризма 1980г. определены меры по совершенствованию организации туризма между двумя странами в форме формирования туристских потоков, координации процедур, применяемых к международному туризму, взаимных консультаций, обмена программами и информацией и др. (ст.I). Кроме того, ст.7 Соглашения определяет взаимную подготовку специалистов в области туризма (по пять мест с каждой стороны). Другим соглашением по туристскому сотрудничеству между Правительством Французской Республики и Правительством Республики Ирак от 1980 г. закрепляются обязательства сторон по облегчению на территории этих стран туристских путешествий для выходцев из другой страны (ст.1), создание благоприятных условий для организации туристских выставок и ярмарок (ст.5). Соглашением между Правительством Федеративной Республики Бразилии и Правительством Республики Колумбии по туризму 1983г. (ст.2) определен статус туриста, порядок предоставления транспортных услуг и перевозки туристами животных (ст.ст.5, 6).
Соглашением между Правительством Республики Восточного Уругвая и Правительством Республики Чили по свободному въезду туристов и ввозу их личных вещей и перевозочных средств 1979г. определены статус туриста, порядок перемещения туристов, домашнего и семейного имущества и багажа, перевозочных средств туристов и отсрочка санкций и других формальностей в случае нарушения туристского контракта.
Соглашениями, заключенными Правительством Болгарии в 1967г. с Федеральным правительством Австрии о путешествиях и визовом режиме и с Королевством Дании, определен трехмесячный срок пребывания граждан договаривающихся сторон на их территории. Международными договорами, заключенными между государствами Центральной и Восточной Европы в области туризма, определяются положение и порядок открытия в странах представительств туристских организаций и обязательства согласования пятилетних планов обмена туристами. С целью реализации на рынке туристских услуг которые могут увеличить валютные поступления, а также для осуществления обмена информацией и опытом с туристскими организациями подписываются соглашения о совместной рекламе и планах проведения рекламно-информационных мероприятий по реализации программ научно-технического сотрудничества. На основе этих соглашений правительства, национальные туристские организации и частный бизнес предпринимают усилия, направленные на совместную работу по обеспечению финансовых средств для предоставления возможности всем людям пользоваться услугами туризма и международных путешествий.
Виды контрактов в сфере туризма и международных путешествий
Операции по международному туризму и путешествиям - это вид деятельности, направленной на предоставление различного рода услуг и товаров туристского спроса.
К видам услуг на туристском рынке относятся:
a размещение туристов и путешественников (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах и др.);
a перемещение туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;
a обеспечение туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах и др.);
a удовлетворение рекреационных потребностей туристов или путешественников (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);
a удовлетворение деловых, специальных научных и технических интересов туристов и путешественников (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках, выставках и др.);
a семейный обмен (проживание в семьях), детский и юношеский туризм;
a торговля товарами туристского спроса (продажа сувениров, подарков, путеводителей, открыток, диапозитивов и т.п.);
a предоставление международной оперативной связи;
a оформление туристской документации (паспорта, визы и др.);
a бронирование услуг;
a встречи, проводы и трансфер от аэропорта до гостиницы с услугами гида-переводчика, подноска багажа и др.;
a медицинское обслуживание, страхование;
a охрана (туристская полиция).
Туристу или путешественнику могут быть предоставлены либо отдельные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг.
Полный комплекс услуг предоставляется путем продажи туров (инклюзив-туров). Пэкидж-тур предоставляется по отдельным видам услуг.
По методам проведения и организации международных путешествий и туризма различаются организованный, осуществляемый туристскими фирмами (плановый), и индивидуальный (самодеятельный, независимый) туризм.
Различаются виды туризма по целям поездки, срокам, средствам передвижения и размещения, стоимости поездки, возрастному составу, сезону, интересам (экскурсионный, научный, деловой, этнический и др.).
Основные условия контрактов о предоставлении туристских услуг. При осуществлении туристских операций на рынке складываются определенные правоотношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами (туристами, путешественниками) - с другой.
Отношения между производителем туристских услуг (транспортная организация, гостиница, ресторан, экскурсионное бюро) и турагентством или туроператором регулируются агентскими соглашениями
и т.д.................

Операции по международному туризму и путешествиям - это вид деятельности, направленной на предоставление различного рода услуг и товаров туристского спроса.

К видам услуг на туристском рынке относятся:

a размещение туристов и путешественников (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах и др.);

a перемещение туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;

a обеспечение туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах и др.);

a удовлетворение рекреационных потребностей туристов или путешественников (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);

a удовлетворение деловых, специальных научных и технических интересов туристов и путешественников (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках, выставках и др.);

a семейный обмен (проживание в семьях), детский и юношеский туризм;

a торговля товарами туристского спроса (продажа сувениров, подарков, путеводителей, открыток, диапозитивов и т.п.);

a предоставление международной оперативной связи;

a оформление туристской документации (паспорта, визы и др.);

a бронирование услуг;

a встречи, проводы и трансфер от аэропорта до гостиницы с услугами гида-переводчика, подноска багажа и др.;

a медицинское обслуживание, страхование;

a охрана (туристская полиция).

Туристу или путешественнику могут быть предоставлены либо отдельные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг.

Полный комплекс услуг предоставляется путем продажи туров (инклюзив-туров). Пэкидж-тур предоставляется по отдельным видам услуг.

По методам проведения и организации международных путешествий и туризма различаются организованный, осуществляемый туристскими фирмами (плановый), и индивидуальный (самодеятельный, независимый) туризм.

Различаются виды туризма по целям поездки, срокам, средствам передвижения и размещения, стоимости поездки, возрастному составу, сезону, интересам (экскурсионный, научный, деловой, этнический и др.).

Основные условия контрактов о предоставлении туристских услуг. При осуществлении туристских операций на рынке складываются определенные правоотношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами (туристами, путешественниками) - с другой.

Отношения между производителем туристских услуг (транспортная организация, гостиница, ресторан, экскурсионное бюро) и турагентством или туроператором регулируются агентскими соглашениями (контрактами).

1. Агентские соглашения предусматривают передачу производителем (принципалом) туристскому агенту соответствующих услуг, а также права на продажу как их отдельных видов, так и инклюзив-туров от имени и за счет принципала. В соглашении (контракте) закрепляются определенные полномочия агентов по реализации туристских услуг, территориальные ограничения действий агента, устанавливающие его права и обязанности, порядок выплаты вознаграждения. Оформленное в письменной форме на специальном бланке агентское соглашение называется лицензией.

Система предоставления лицензий на основе агентских соглашений получила распространение при продаже транспортных услуг. Применяются типовые условия агентского соглашения Международной ассоциации авиационного транспорта.

2. Договор франшизы (контракт о сотрудничестве в области туризма) предусматривает передачу прав и привилегий на сбыт туристских услуг, охраняемых торговой маркой либо производимых на основе технологии франшизодателя.

Типовые контракты в области международного туризма. Правоотношения между клиентом по покупке туристских услуг и туристским агентством (фирмой) определяются условиями инклюзив-тура, оформленными в ваучере. Ваучер - это обменный ордер, выдаваемый туристским агентством (фирмой) клиенту в подтверждение оплаты конкретных видов услуг и являющийся основанием для получения этого обслуживания на основе программы путешествия с указанием стоимости поездки (тура).

После оплаты тура клиент получает статус туриста или путешественника. Унификация ваучера осуществляется на мировом рынке туристских услуг в форме системы «Международный туристский ваучер».

Контракт на путешествие определяется Международной конвенцией по контракту на путешествие 1970г.

Конвенцией определяется правовой статус контракта на организацию путешествия. Это любой контракт, в котором организатор путешествия выступает от своего имени и обязуется предоставить путешественнику совокупность комбинированных услуг (тур), относящихся к обеспечению, путешественника на маршруте или в местах пребывания. Конвенция определяет правоотношения по посредническому контракту на продажу путешествия и закрепляет обязательства организатора путешествия по поручению своему посреднику реализовать контракт на организацию одного либо нескольких путешествий. Путешественник - любое лицо, которое принимает на себя обязательства, закрепленные в контрактах на путешествие.

Типовой контракт о сотрудничестве в области туризма включает следующие основные позиции механизма правового регулирования.

a Предмет контракта в области развития международного туризма состоит во взаимном приеме туристов на коммерческой или безвалютной основе.

a Обязательства сторон. Турагент предоставляет туроператору на коммерческих условиях безвалютного обмена пакет туристских услуг для туристских групп, групп профессионального обучения, специалистов туристской инфраструктуры и туристов-индивидуалов.

a Порядок бронирования мест туристского обслуживания.

a Документы обслуживания.

a Условия приема, размещения и обслуживания.

a Медицинское обслуживание.

a Порядок аннуляций и изменений заграничного обслуживания.

a Условия расчетов.

a Ответственность за причинение ущерба.

a Особые условия.

a Порядок разрешения споров (мировым соглашением, в арбитражном суде).

a Порядок вступления в силу, изменение и прекращение контракта.

меры по защите туристов и международных путешественников и помощи им (туристская полиция).

Туристская деятельность, пережив период хаотичного развития, проходит этап становления качественного. В целом можно говорить о появлении рынка туристических услуг как сферы проявления экономических отношений между производителями (туроператорами), турагентами и потребителями туристических услуг (туристами). Туристская деятельность характеризуется сложной структурой хозяйственных связей. В то же время законодательное регулирование отношений, возникающих в сфере туризма, оставляет желать лучшего. В таких условиях первостепенное значение приобретает правильность выбора нужного типа договора для оформления тех или иных правоотношений, а также тщательная проработка его условий.

Рассмотрим правоотношения и соответственно виды договоров, которые имеют наибольшее практическое применение в деятельности туристских организаций.

1. Отношения между туристскими организациями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность по передаче сформированного туристского продукта, оформляются с помощью договора. Вид договора, заключаемого туроператором с турагентом, зависит от характера обязанностей, возлагаемых на последнего. Это может быть выполнение юридических действий (заключение турагентом с туристом договора на оказание туристических услуг от имени туроператора), совершение по его поручению сделки (в этом случае договор на туристическое обслуживание заключается турагентом от своего имени) либо иных фактических действий.

В зависимости от указанных обстоятельств это могут быть договоры поручения, комиссии, возмездного оказания услуг, а также агентский договор. На практике наиболее часто между ними заключаются агентские договоры. В законодательстве ряда зарубежных стран именно этот вид договора и предусмотрен для оформления взаимоотношений между туристскими организациями (1).

Следует отметить, что независимо от вида договора, турагент всегда действует по поручению туроператора. Это вызвано тем, что в соответствии с лицензией, турагент не имеет права на формирование пакета услуг, то есть он не может заключать договоры с непосредственными исполнителями отдельных видов услуг (гостиницами, организациями транспорта и т.д.).

  • 2. Между туристской организацией и перевозчиком могут заключаться различные виды договоров:
    • - договор агентирования. В данном случае агент (туристская организация) за вознаграждение и по поручению перевозчика (принципала) заключает договор перевозки пассажиров и багажа от имени и за счет перевозчика, удостоверяя факт заключения договора перевозки выдачей билета. При этом на стороне перевозчика выступают: авиакомпании, железнодорожные компании, автотранспортные компании, а агентом в данном случае может быть как туроператор, так и турагент;
    • - договор аренды транспортного средства (тайм-чартер). Субъектами договора являются владельцы транспортных средств и туроператоры. Здесь заключаются как договоры аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации, так и договоры аренды без оказания таких услуг. Предметом договора является предоставление транспортного средства во временное пользование арендатора - туроператора (бронирование на время легкового автомобиля для туриста);
    • - договор перевозки может применяется при оформлении отношений как между туроператором и перевозчиком в пользу туриста, так и между транспортной организацией (перевозчиком) и туристом (пассажиром). В данном случае используется конструкция представительства. Туристская организация (представитель), приобретет билет от имени туриста (представляемого), тем самым заключает договор перевозки от имени туриста.
    • - договор фрахтования. Предметом договора чартера как разновидности перевозки являются вместимость (либо ее часть) транспортного средства для перевозки туристов и их багажа.
  • 3. Отношения между различными туристскими организациями.

Например, в гостинице, которую выбрал турист нет свободных мест или туристская организация не может сама организовать трансфер для туриста.

В этом случае она может обратиться в иную туристскую организацию, у которой выкуплены блоки мест в нужной гостинице или которая может организовать трансфер. При этом между туристскими организациями заключается договор оказания туристских услуг (разновидность договора возмездного оказания услуг);

Договор простого товарищества в сфере туризма используется в основ-

ном при оформлении отношений между туроператором-резидентом (отправляющей стороной) и туроператором-нерезидентом (принимающей стороной). При этом каждая из двух названных сторон может согласно договору осуществлять в своей деятельности и отправляющие, и принимающие функции. Сторонами данного вида договора могут являться только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. В практике туристской деятельности следует отличать данный вид договора от агентского соглашения с туроператором-нерезидентом;

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) заключается между

двумя туристскими организациями по поводу предоставления правообладателем комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование, коммерческое обозначение, информацию и т.д.

  • 4. Между туроператором и гостиницами (и иными средствами размещения) могут заключаться как договоры на гостиничное обслуживание, агентские договоры так и договоры аренды. Договор аренды актуален для оформления отношений между гостиницей, турбазой, летним лагерем отдыха или иным предприятием туристской индустрии размещения (арендодателем) и туроператором (арендатором). По данному договору арендатор получает от арендодателя за плату во временное пользование блок гостиничных номеров, турбазу, летний лагерь отдыха и т.п. для размещения туристов. Аренда гостиничного предприятия предоставляет туроператору права пользования гостиничными номерами от своего имени, перенося риск коммерческой деятельности собственника гостиницы (прежде всего, связанного с угрозой простоя комнат) в полном объеме на туроператора. С другой стороны туроператор получает шанс включать в туристский пакет арендуемые им номера в гостинице по минимальной для своего туристического рынка цене. Что характерно для данного вида договора - персонал гостиницы продолжает выполнять все свои функции, а ответственность и риск убытков лежит на туроператоре. Получив в аренду отель, туристический оператор приступает к реализации гостиничных номеров. Это может осуществляться следующими способами: реализация комнат в составе предлагаемых туристских пакетов; реализация услуг отеля другим туроператорам для включения в их туристские пакеты; реализация комнат по договорам гостиничного обслуживания непосредственно при самом отеле (2).
  • 5. Договор страхования в сфере туризма. Самостоятельно оказывать услуги по страхованию туристская организация не может. Поэтому она должна заключить договор со страховой компанией, имеющей лицензию на осуществление необходимых видов страхования. При этом туристская организация может выступать в роли страхового агента, то есть осуществлять посредническую деятельность в сфере страхования туристов, либо приобретать страховые услуги и включать их в стоимость путевки. В первом случае туроператор заключает со страховой компанией договор агентирования, в соответствие с которым туроператор становится страховым агентом. Во втором случае, туроператор заключает договор страхования в пользу третьих лиц (туристов). Кроме того, турист вправе сам заключить договор страхования с любой страховой компанией.
  • 6. Иные отношения между туроператором и его партнерами - непосредственными исполнителями отдельных видов услуг. Вид договора, заключаемого туроператором со своими партнерами, зависит от характера обязанностей, возлагаемых на последних. Это могут быть договоры на экскурсионное обслуживание, услуг общественного питания, а также правилами оказания соответствующих услуг.
  • 7. Для регулирования взаимоотношений между туристом и туристской организацией используется договор оказания туристических услуг. Причем договор может заключаться как на получение всего комплекса туристских услуг, так и на получение одной какой-либо сопутствующей услуги. Так, на-пример, турагент может заключить с туристом договор возмездного оказания услуг по перевозке к месту начала путешествия или турист вправе заказать дополнительные услуги в стране (месте) временного пребывания у организации, оказывающей эти услуги туристу. Такие услуги не входят в ранее реализованный туристу тур (комплекс услуг), поэтому они носят характер дополнительных. Следует заметить, что при исполнении обязательства по оказанию туристических услуг имеет место возложение исполнения его на третье лицо, т.е. конструкция, где турист выступает в качестве кредитора по договору на оказание туристических услуг, а туристическая организация является должником, возлагающим исполнение обязательства на третьих лиц, непосредственных исполнителей отдельных видов услуг.

Классификацией договоров в сфере туризма занимались различные ученые. Так, по мнению Шешенина Е.Д., договоры в сфере туризма можно подразделить на две группы: регулирующие отношения по основной деятельности юридического лица; "подсобные договоры", т.е. договоры, которые способствуют обеспечению основной деятельности юридического лица (3). Аналогичной точки зрения придерживался и В.М. Лебедев, который выделял договоры, непосредственно обеспечивающие обслуживание туристов; опосредованно обеспечивающие обслуживание туристов (4).

Можно отметить, что для договоров, непосредственно связанных с обслуживанием туристов, характерны такие системообразующие признаки, как:

  • - непосредственное участие в них туриста в качестве лица, получающего услуги;
  • - контрагентом туриста по таким договорам может являться как профессиональный участник туристского рынка - туристская организация, имеющая посреднический договор с лицами, обеспечивающими оказание туристу конкретных услуг, включенных в тур, так и услугодатель, непосредственно оказывающий обслуживание (гостиница, перевозчик, экскурсионное бюро и пр.). Характеризуя такую ситуацию, Е.Д. Шешенин в свое время писал, что обязательства по оказанию услуг в отличие от некоторых других обязательств возникают не только из прямых договоров, где имеются должник и кредитор. Нередко обязательства имеют сложный субъектный состав:
  • - такие договоры всегда являются консенсуальными;
  • - турист в таких договорах зачастую является третьим лицом, в пользу которого осуществляется исполнение должником (5). В туризме очень распространена ситуация, когда-либо организация-работодатель или один из туристов приобретает тур для третьих лиц (работодатель для своих работников, турист для своих родственников, следующих с ним и т.п.). Для договоров, обеспечивающих формирование комплекса туристских услуг характерно отсутствие прямого участия туриста, как стороны договора. В качестве сторон договора выступают туристские организации и юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие возможности для предоставления услуг, необходимых для формирования целостного тура (перевозки, проживания, развлечения).

На наш взгляд, в настоящее время, когда законодательно определены различные виды туристских организаций, данную классификацию договоров следует дополнить.

  • 1. Договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом, т.е. договоры, направленные на реализацию туристских услуг.
  • 2. Договоры, заключаемые между туроператором и турагентом (договоры агентирования, договоры комиссии, договоры поручения, договоры возмездного оказания услуг).
  • 3. Договоры, заключаемые между туроператором и его партнерами - непосредственными исполнителями отдельных видов услуг.
  • 3.1. договоры, обеспечивающие формирование туристских услуг (договор аренды, договор перевозки, договор возмездного оказания услуг;
  • 3.2. договоры, направленные на обеспечение безопасности субъектов туристкой деятельности (договор страхования, договор возмездного оказания услуг).

Договоры, направленные на обеспечение безопасности субъектов туристкой деятельности характеризуются целевой установкой на формирование условий, способствующих безопасному оказанию и потреблению туристских услуг (страхование, охрана). Участниками договора могут быть как туристские организации, так и туристы с одной стороны; с другой стороны специальный субъект, - страховая компания, охранное бюро - обладающие лицензией на осуществление данного вида деятельности.

Таким образом, представляется, что можно говорить о единой системе договоров, опосредующих оказание туристских услуг, имеющих в своей основе единство и взаимосвязь, обладающих целостной внутренней структурой, направленной на достижение общей цели. Общность данной цели следует считать главным системообразующим фактором.

Задача данной системы договоров - это объединение работы организаций, осуществляющих туристскую деятельность и привлекаемых к оказанию туристских услуг предприятий туристской индустрии, подчинение всей их работы общей конечной цели, заключающейся в удовлетворении потребностей туристов качественными туристскими услугами. Основным, первоначальным в договорных связях организаций, осуществляющих туристскую деятельность, следует считать договор оказания туристских услуг, так как именно обязательства, возникающие из этого договора, объективно побуждают их вступать в различные договорные отношения с другими лицами, обеспечивающими выполнение обязанностей по оказанию туристских услуг потребителю.

Договоры в сфере туристской деятельности, на наш взгляд, можно условно разделить на три группы: 1.

Договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом. 2.

Договоры, заключаемые между туроператором и турагентом. 3.

Договоры, заключаемые между туроператором и его партнерами -непосредственными исполнителями отдельных услуг. 4.

перевозчик

гостиница

экскурсионное бюро

ТУРОПЕРАТОР

ТУРАГЕНТ

Договоры, отнесенные нами к первой группе, именуются в ст.779 ГК

РФ как «договоры оказания услуг... по туристическому обслуживанию...».

К таким договорам в соответствии с указанной статьей применяются правила главы 39 ГК РФ. В ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определены особенности заключения договоров между туроператором (турагентом) и туристом, установлены существенные условия данного договора. Ст. 9 Закона предусматривает возможность формирования тура по усмотрению туроператора для дальнейшей его реализации туристу на выработанных туроператором условиях, а также по индивидуальному заказу туриста. Способ формирования тура имеет существенное значение для определения характера договора, заключаемого туроператором с туристом. По мнению Я.Е. Парция, индивидуальный заказ туриста (группы) на формирование тура должен оформляться в письменной форме как предварительный договор.!

Данная точка зрения представляется спорной. В соответствии со ст.429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем основной договор на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие определить предмет, а также другие существенные условия основного договора. Предметом же договора о формировании индивидуального тура (пакета услуг) является, по нашему мнению, предоставление информационных и маркетинговых услуг. Указанный договор не может содержать всех существенных условий договора на

1 Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в РФ»// Хозяйство и право. - 1998г. - № 9.- С.25

туристическое обслуживание, т.к только направлен на формирование индивидуального набора услуг, а следовательно, не должен квалифицироваться как предварительный.

Если же пакет услуг формируется туроператором самостоятельно, и он в письменном виде информирует неопределенное число потребителей об условиях приобретения пакета услуг, включая все существенные условия договора, предусмотренные ГК РФ и ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», эта информация признается публичной офертой. Таким образом, договор, заключенный при изложенных обстоятельствах, будет являться договором присоединения.1

Какова же правовая природа договора, заключаемого между туроператором (турагентом) и туристом (далее - договор на туристическое обслуживание), является ли данный договор «договором розничной купли-продажи туристского продукта», либо договором возмездного оказания услуг, будет подробно рассмотрено ниже.

Ко второй группе относятся договоры поручения, комисии, а также агентский договор, особенности которого будут подробно рассмотрены в параграфе 2.3 настоящей главы.

К третьей группе относятся договоры, которые туроператор заключает с организациями (в том числе другими туроператорами), непосредственно оказывающими те или иные услуги, входящие в пакет услуг. Это договоры

1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред.

ОН. Садикова. -М.:Инфра-М, 1995. - С. 128.

перевозки, договоры на экскурсионное обслуживание, оказания гостиничных услуг, услуг общественного питания, регулируемые нормами ГК РФ, а также правилами оказания соответствующих услуг.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не определяет вид договора, заключаемого туроператором со своими партнерами. В соответствии со ст.9 Закона «туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур». Такое определение существа отношений между туроператором и его партнерами представляется неточным.1 По нашему мнению, также спорной является точка зрения Я.Е. Парция, что «существо отношений между туроператором (турагентом) и туристом состоит не в том, что туроператор приобретает право на услуги» (ст.9 Закона), а в том, что он заключает договоры о предоставлении соответствующих услуг (не права на них) третьему лицу - туристу.

Такие отношения предусмотрены ст. 430 ГК РФ и квалифицируются как заключение договора в пользу третьих лиц.

Стороны этого договора устанавливают, что должник (принимающая сторона) обязан произвести исполнение не кредитору (направляющей стороне), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу

1 Злобина Л.В. Невыполнение турфирмой договорных обязательств перед партнерами // Главный бухгалтер. - 2000. - № 4. - С. 25-28.

(туристу), имеющему право требовать исполнение обязательства1. При этом ни туроператор, ни турагент не способны оказывать услуги лично, поэтому туроператор всегда заключает договоры с непосредственными исполнителями отдельных видов услуг (гостиничных, транспортных, экскурсионных и др.) Исполнение названных договоров непосредственными исполнителями производится туристу.

По нашему мнению, правильнее говорить о том, что при исполнении обязательства по оказанию туристических услуг имеет место возложение исполнения обязательства на третье лицо, т.е. конструкция, предусмотренная правилом ч.1 ст.313 ГК РФ, где турист выступает в качестве кредитора по договору на туристическое обслуживание, а туристическая фирма является должником, возлагающим исполнение обязательства на третьих лиц, непосредственных исполнителей отдельных видов услуг.

Еще по теме 2.1. Виды договоров в сфере туристской деятельности:

  1. § 3 Конституционно-правовые основы контроля в сфере нотариальной деятельности