ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области» Название проекта: Самая гуманная профессия Номинация проекта: «Моя профессия – моё будущее» Выполнила: студентка первого курса сестринского отделения Александрова Люсана Владимировна Руководитель: Золенко Елена арнольдовна г. Магадан, 2015 год

Нет смысла спорить о том, как нужна, важна и прекрасна профессия медсестры. Душевность, эмоциональная культура, способность к восприятию переживаний ближнего, воспитанность в ответственности, искреннее понимание своего долга перед другими людьми, осознание того, что только ты и именно ты можешь и должен помочь заболевшему человеку обрести полноту существования, то есть стать здоровым – вот нравственные показатели необходимые на мой взгляд, для людей, выбравших эту профессию.

Медсестра является незаменимым помощником любого врача, его правой рукой

В прошлом ее звали сестрой милосердия. В дни страшных эпидемий, войн они, порой одним словом, могли унять боль страждущих, утешить и дать надежду на выздоровление. Под ласковый голос медсестры незаметен и самый больной укол, а горькая микстура не кажется такой горькой. История ухода за больными и ранеными на Руси началась в эпоху Петра I (1803 год)

Но именно англичанка Флоренс Найтингейл, в дни Крымской компании организовала отряд «скорой помощи», в состав которого входили монахини, сёстры милосердия, всего 38 человек. Сегодня 12 мая, в день её рождения, медицинские сёстры всех стран отмечают свой профессиональный праздник - Международный день медицинской сестры.

Самым приятным в работе медицинской сестры являются благодарные пациенты, которым она помогла. Но много в этой профессии и сложностей: ответственность за жизнь и здоровье человека, ночные дежурства, эмоциональные и физические нагрузки.

Профессия доброты и милосердия К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают уколы и измеряют давление, но и морально поддерживают больного в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медицинская сестра – это первый помощник доктора, компетентный, самостоятельно работающий специалист, выполняющий четко разработанные функции ухода за больным.

Медицинская сестра - это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенность для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить.

Эта профессия невероятно актуальна и востребована. География возможной работы обширна: небольшие районные больницы, поликлиники, диспансеры и крупные медицинские центры, санатории, всевозможные базы отдыха, учебные заведения, крупные государственные и частные организации, предприятия.

Плюсы профессии: высокая востребованность широкий спектр выбора места работы огромный мир знаний жизненный опыт новые знакомства и связи профессиональный рост

Для того, чтобы работать медицинской сестрой, нужно закончить профессиональное образовательное медицинское учреждение, колледж. Повысить свою квалификацию медсестра может на курсах. Можно получить диплом бакалавра сестринского дела, закончив медицинский институт.

Настоящие специалисты могут вырасти только из людей, которые уже к началу своего обучения прошли достаточно серьезную школу самовоспитания и не утратили в бурях переживаний человечность, но укрепили собственную душевность; не стали черствыми, не закрылись от людских страданий, но стали крепче и увереннее в собственных силах, научились дисциплинировать себя.

Я считаю: медицинская сестра – одна из самых благородных профессий. В работе медицинской сестры меня привлекает общение с людьми, ведь с каждым днем я буду узнавать все больше, больше буду участвовать в их судьбе, потому что они доверили мне свое здоровье и жизнь. К медицинским работникам люди всегда относятся особо, они их ценят и уважают… В колледже для меня открывается мир знаний и дружбы. Я люблю свой колледж, рада, что учусь здесь и выбрала эту замечательную профессию – медицинская сестра!

Ведь неспроста представителям моей будущей профессии устанавливают памятники в разных уголках мира. Памятник медицинской сестре г. Череповец

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА - специалист со средним медицинским образованием, работает под руководством врача в различных лечебно-профилактических, дошкольных учреждениях и школах.

Комитет экспертов ВОЗ по сестринскому делу в 1967 г. принял следующее определение: «Медицинская сестра - это лицо, прошедшее подготовку по основной программе сестринского обучения, получившее достаточную квалификацию и имеющее право выполнять в своей стране весьма ответственную работу по сестринскому обслуживанию в целях укрепления здоровья, предупреждению болезней и предоставлению ухода за больными».

На должность М. с. в леч.-проф, учреждениях СССР назначаются лица, окончившие мед. училища, школы и курсы медсестер, фельдшеров со сроком обучения не менее двух лет, получившие свидетельство о присвоении им звания медицинской сестры или фельдшера.

Впервые женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был применен при Петре I. Однако в дальнейшем привлечение женщин для работы в леч. учреждениях было отменено.

В 1844 г. в Петербурге возникла первая в России община сестер милосердия, к-рая в 1873 г. получила название Свято-Троицкой. Великий русский хирург Н. И. Пирогов проявлял большой интерес к деятельности этой общины, считая, что «никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечением». В годы Крымской войны (1853-1856) Н. И. Пирогов явился инициатором создания и непосредственным руководителем Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных., Это было первое учреждение в России, ставившее своей целью обучение уходу за больными и ранеными не только в госпиталях, но и непосредственно на поле боя. В конце ноября 1854 г. в Севастополь прибыли 28 первых женщин-патриоток - сестер, подготовленных Крестовоздвиженской общиной, к-рым, по словам Н. И. Пирогова, «пришлось прямо идти в огонь страшной Крымской войны»; среди них были Е. Бакунина, Е. Хитрово и др. В Севастополе оказывала помощь раненым простая русская девушка Даша Севастопольская. В народе ее чтили как героиню, как первую сестру милосердия. Ее имя присвоено одной из школ медсестер на Кубе.

После Крымской войны в России стали возникать новые общины сестер милосердия. В 1868 г. в Петербурге возникла Георгиевская община, в руководстве к-рой видное участие принимал С. П. Боткин. Общины сестер милосердия были организованы также в Москве, Харькове, Тифлисе и других городах. Во время русско-турецкой войны (1877-1878) возникла потребность в дополнительном формировании госпиталей, в связи с чем в ряде городов при б-цах были открыты курсы подготовки сестер милосердия по сокращенной программе, которые окончило ок. 3 тыс. женщин. В болгарском городе Бела установлен памятник русской сестре милосердия Ю. П. Вревской, к-рая приехала туда из Петербурга и работала в военном госпитале, где умерла в январе 1878 г. от сыпного тифа.

Несмотря на рост числа общин по подготовке сестер милосердия, в 1913 г. в России было только ок. 10 тыс. медсестер.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции положила начало широкой подготовке М. с. Первые школы по подготовке М. с. были открыты в 1920 г. Позже была организована подготовка М. с. для детских леч.-проф., дошкольных учреждений и школ.

В годы Великой Отечественной войны хорошая проф. подготовка, мужество и самоотверженность М. с. помогли вернуть В строй 72,3% раненых и 90,6% больных солдат и офицеров Советской Армии. Звания Героя Советского Союза были удостоены 17 медсестер и санинструкторов (см. Медики - Герои Советского Союза). За самоотверженность и героизм в оказании помощи больным и раненым 26 медсестер нашей страны награждены высшей наградой Международного комитета Красного Креста - медалью имени Флоренс Найтингейл. Медсестра М. Е. Нечипорукова - единственная в СССР женщина - полный кавалер Ордена Славы, награжденная к тому же и медалью им, Флоренс Найтингейл. Медсестра E. М. Балод удостоена звания Героя Социалистического Труда (см. Медики- Герои Социалистического Труда).

В соответствии с этапами развития нашего государства, требованиями здравоохранения и уровнем развития мед. науки система подготовки М. с. постоянно совершенствовалась.

В СССР подготовка М. с. осуществляется в медицинских училищах (см.), а при необходимости также на курсах об-в Красного Креста и Красного Полумесяца. Специализация и усовершенствование М. с. проводятся по многим специальностям (главная М. с. б-цы или поликлиники, операционная М. с., М. с. станции и отделения по переливанию крови и т. д.) и осуществляются на курсах (циклах) специализации и усовершенствования, а также в училищах для повышения квалификации работников со средним мед. образованием, которые организуются в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977). Повышение квалификации М. с. проводится также по месту их работы на специальных занятиях, научно-практических конференциях, семинарах и др.

В СССР издается специальный научно-популярный журнал «Медицинская сестра». Издательство «Медицина» выпускает научно-популярную серию «Библиотека среднего медицинского работника». При существующей в СССР двухстепенной системе обслуживания больных в леч. учреждениях М. с. не только выполняет назначения врача и проводит необходимые мед. манипуляции, но и обеспечивает уход за больными. Объем мед. манипуляций, которые М. с. имеет право выполнять, а также права и обязанности М. с. устанавливаются Положением о правах и обязанностях медицинской сестры, утверждаемым М3 СССР. Гл. врач б-цы (поликлиники) вправе дополнить круг служебных обязанностей М. с. функциями, не предусмотренными положением, для выполнения которых требуется среднее мед. образование.

В своей работе М. с. обязана выполнять предписания и указания врачей, под руководством которых она работает. Каждая М. с. должна уметь обеспечить перевозку и переноску тяжелобольных и раненых и в необходимых случаях организовать их транспортировку. М. с. должна также уметь выполнять элементарные лабораторные исследования. В обращении с больными М. с. должна обладать большим терпением и тактом, проявляя высокий гуманизм.

М. с., равно как и другие медработники, должны строго соблюдать профессиональную тайну (см. Законодательство о здравоохранении).

От четкого, квалифицированного, настойчивого выполнения указаний и назначений врача и правильного поведения М. с. в немалой степени зависит эффективность лечения.

Главная медицинская сестра б-цы назначается из числа наиболее подготовленных М. с.; она должна обладать организаторскими способностями. Гл. медсестра подчиняется гл. врачу б-цы и его заместителю и является председателем совета медсестер б-цы. Основной функцией гл. медсестры является проведение мероприятий по рациональной организации труда и повышению квалификации среднего и младшего медперсонала, проверка их работы путем регулярных обходов отделений б-цы в дневное и периодических обходов в ночное время. Гл. медсестра осуществляет контроль за своевременностью выписки, правильностью учета, хранения и расходования лекарственных средств и перевязочного материала в отделениях и кабинетах.

Старшая медицинская сестра отделения подчиняется заведующему отделением б-цы, руководит работой М. с. и санитарок отделения, контролирует работу палатных М. с., организует составление палатными М. с. требований на лекарственные средства, перевязочные материалы, инструменты и предметы ухода за больными, подписывает их, контролирует правильность учета и хранения медикаментов; старшая М. с. ведет документацию отделения (журнал поступления и выписки больных из отделения), наблюдает за сан. состоянием и хозяйством отделения, за питанием больных и др. Старшая М. с. осуществляет мероприятия по повышению квалификации среднего и младшего медперсонала отделения. В затруднительных случаях она первая приходит на помощь палатной М. с.

Сестра-хозяйка отделения подчиняется старшей М. с. Сестра-хозяйка отвечает за своевременное обеспечение отделения мягким и твердым инвентарем и хозяйственным оборудованием, следит за тем, чтобы в отделении всегда был запас белья, организует сдачу в стирку грязного белья, выявляет и представляет для списания пришедшие в негодность оборудование и инвентарь. Под ее руководством младший медперсонал проводит ежедневную уборку помещений отделения.

Сестра-хозяйка ведет учет всего находящегося в ее ведении имущества.

Палатная медицинская сестра подчиняется зав. отделением, старшей М.с. отделения и врачу-ординатору. Она обязана знать больных в палатах, которые за ней закреплены, состояние их здоровья, особенности течения заболевания у них, осуществлять уход за больными; присутствовать при обходе больных ординатором или дежурным врачом; измерять больным температуру тела, по назначению врача определять частоту пульса, дыхания и т. д. В случае резкого ухудшения в состоянии больного М. с. немедленно сообщает об этом врачу и оказывает больному до прихода врача срочную доврачебную помощь.

М. с. обязана точно выполнять все назначения лечащего врача; при выдаче больным лекарства М. с. следит за тем, чтобы лекарство было принято в ее присутствии. М. с. собирает для исследования мочу, кал, мокроту, берет мазки из зева и носа и др., передает их в лабораторию, следит за получением из лаборатории результатов исследования.

Палатная М. с. обеспечивает соблюдение установленного внутреннего распорядка и сан. режима в палатах, следит за своевременным получением всего необходимого для ухода за больными и их лечения. В ее обязанности входит также работа с учетными мед. документами.

Палатная медицинская сестра психиатрических учреждений осуществляет уход и надзор за больными, в частности, с целью предотвращения суицидальных попыток и других несчастных случаев, ликвидации конфликтов, возникающих между больными, контроль за их психическим состоянием. М. с. должна кормить ослабленных и отказывающихся от пищи, владеть методами искусственного кормления больных, следить за их состоянием при проведении инсулинотерапии, выводить больных из состояния гипогликемии.

Младшая медицинская сестра (сестра по уходу за больными) осуществляет общий уход за больными: проводит смену нательного и постельного белья, кормление, подает питье. М. с. должна уметь пользоваться предметами ухода за больными, выполнять несложные процедуры и манипуляции, знать способы санобработки и соблюдения дезинфекционного режима в леч. учреждениях. Подготовка младших М. с. осуществляется непосредственно в б-цах, а также на краткосрочных курсах об-в Красного Креста.

Операционная медицинская сестра подготавливает к каждой операции перевязочные материалы, хирургические инструменты, лекарственные средства, белье и другие предметы и обеспечивает безусловную стерильность всех употребляемых при операциях материалов, инструментов, р-ров, белья, а также принимает меры по систематическому бактериол, контролю за помещениями операционных и их воздушной средой; она не должна допускать нарушения антисептики. Операционная М. с. своевременно получает перевязочный материал, инструменты, лекарственные средства, ведет учет всего мед. имущества в операционной, своевременно сдает в ремонт инструменты и аппараты; участвует в хирургических операциях (подает инструменты и материалы, необходимые по ходу операции), при этом она должна предупредить возможность оставления инородного тела в ране; осуществляет проверку подготовки больного к наркозу и операции; сопровождает больного в послеоперационную палату и сдает его дежурной палатной М. с.; выполняет под наблюдением врача перевязки, подготавливает больных к наложению гипсовых повязок. Ответственность операционной М. с. особенно велика. Каждая вовремя незамеченная ею и не исправленная погрешность в работе грозит здоровью и даже жизни больного. Операционная М. с. должна быть образцом чистоты и аккуратности.

Медицинская сестра-анестезист готовит к работе наркозную и дыхательную аппаратуру, следит за ее исправностью; готовит системы и средства для инфузионной и трансфузионной терапии, а также средства для наркоза; оказывает помощь врачу-анестезиологу; осуществляет наблюдение и уход за послеоперационными больными, находящимися в палате интенсивной терапии; ведет соответствующую мед. документацию.

Медицинская сестра физиотерапевтического отделения (кабинета) должна хорошо знать основы физиотерапии, владеть методикой и техникой применения физических леч. средств. Она работает под руководством врача-физиотерапевта и выполняет леч. процедуры с использованием специальной аппаратуры.

Перед проведением процедуры М.с. знакомится с содержанием процедурной карты, во время процедуры внимательно следит за состоянием больного. Если во время процедуры в состоянии больного наступают какие-либо изменения, то М. с. должна немедленно прекратить процедуры, оказать больному первую доврачебную помощь и вызвать врача. О каждой выполненной процедуре М. с. делает запись в процедурной карте больного.

В обязанности М. с. входит наблюдение за состоянием аппаратуры, измерительных приборов и за их работой. По назначении врача-физиотерапевта М. с. выполняет леч. процедуры непосредственно у постели больного или на дому, используя для этого специальную портативную аппаратуру. М. с. должна тщательно следить за соблюдением правил техники безопасности. М. с., выполняющая физиотерапевтические процедуры детям, должна быть предельно внимательна и ласкова в обращении с ними.

Медицинская сестра стоматологического отделения (кабинета) подготавливает к приему больных рабочее место врача; осуществляет стерилизацию инструментов (при отсутствии централизованной стерилизационной) и раскладку их на стерильном столе; проверяет исправность инструментов и оборудования, подготавливает мед. документацию, ассистирует врачу-стоматологу (приготовляет пломбировочные материалы, леч. пасты, защитные повязки, подает лекарственные средства, помогает врачу при наркотизации больного).

Участковая медицинская сестра во время работы в поликлинике еще до начала приема больных подготавливает помещение, инструментарий, лекарственные средства, подбирает индивидуальные карты амбулаторного больного и другие учетные мед. документы больных, назначенных на прием к врачу; отбирает больных, подлежащих по состоянию здоровья внеочередному приему. Если до приема врача в состоянии больного произойдут какие-либо изменения (приступ боли, явления сердечной недостаточности и др.), М. с. оказывает такому больному доврачебную помощь. Во время приема больных М. с. выполняет работу, связанную с направлением больного для исследования и лечения в другие кабинеты и учреждения, с оформлением листка нетрудоспособности, подготовкой рецептов, выдачей различных справок, а также талонов на очередной прием и т. д.; при направлении больного в лабораторию М. с. объясняет ему, как нужно собирать материал для исследования и как сдать его в лабораторию. Если на приеме был больной, нуждающийся в госпитализации, М.с. принимает меры к направлению его в соответствующее леч. учреждение.

Участковая М. с. оказывает помощь врачу при проведении им диспансерного обслуживания больных: осуществляет контроль за своевременной явкой больных, находящихся на диспансерном наблюдении, в поликлинику, ведет учетно-статистическую работу по диспансеризации.

При посещении больного на дому в рабочей сумке участковой М. с. должны находиться термометр, шприц, аппарат для измерения АД, стерильный перевязочный материал, спирт, установленный набор медикаментов с учетом контингента посещаемых больных. В случае тяжелого состояния больного или выявления у него признаков инф. заболевания М. с. должна немедленно поставить об этом в известность врача. При повторных посещениях больного М. с. отмечает изменения, происшедшие в его состоянии, и сообщает об этом врачу. При организации «стационара на дому» на М. с. возлагается 2-3-кратное в течение суток посещение больного. Для этого в поликлинике устанавливается поочередное дежурство участковых М. с.

Участковая М. с. ведет работу по сан. просвещению населения, обучает родственников больного уходу за больным на дому.

В противотуберкулезных, кожно-венерологических, психоневрологических диспансерах, в женских и детских консультациях в обязанности М. с. входит также патронаж больных (см. Патронаж).

Медицинская сестра социальной помощи (сестра-обследовательница) проводит сбор сведений о больном по месту жительства, работы, учебы в случае необходимости защиты его интересов (под руководством врача-психиатра и юриста). При отсутствии у больного опекунов она оформляет соответствующие документы для перевода больного на инвалидность, назначения пенсии, опекунства, оказывает другие виды социальной помощи.

Медицинская сестра по диетпитанию составляет меню леч. питания на основе врачебных назначений, вычисляет калорийность блюд, следит на кухне за кулинарной обработкой пищи, за сан. состоянием кухни, столовой для больных, за раздачей пищи в палатах, за соблюдением правил гигиены персоналом кухни и буфетчицами в отделениях б-ц.

Медицинская сестра детских яслей, яслей-сада, дома ребенка

Медицинская сестра детских яслей, яслей-сада, дома ребенка - медработник детского дошкольного учреждения (сестра-воспитательница), осуществляющий воспитательную работу и уход за детьми раннего возраста.

В дореволюционной России в воспитательных учреждениях (приютах) уход за детьми осуществляли няни, кормилицы и реже акушерки. Первые курсы сестер-воспитательниц были открыты в 1919 г. в связи с массовой организацией учреждений охраны материнства и младенчества, а в 1920 г. были организованы школы медсестер. Позднее (в 1927-1928 гг.) открываются специальные отделения в мед. техникумах и школы ясельных сестер со сроком обучения 2х/2 года, а также краткосрочные курсы сестер-воспитательниц. С 1930 г. медсестры для детских дошкольных учреждений и домов ребенка подготавливаются на краткосрочных курсах ясельных сестер, с 1936 г.- в школах ясельных сестер с двухгодичным сроком обучения, а с 1939 г.- в мед. училищах на отделениях «Медицинская сестра детских лечебно-профилактических учреждений» и на одногодичных курсах ясельных сестер. В 70-е гг. подготовка ясельных сестер стала сокращаться в связи с созданием в 60-х гг. единых дошкольных учреждений ясли-сад и подготовкой специалистов для них с 1975 г. в педагогических училищах. Эти специалисты получают необходимые знания по педагогическим и мед. вопросам.

Согласно действующим типовым штатам число должностей М. с. детских яслей и яслей-садов (см. Ясли, Ясли-сад) устанавливается из расчета обслуживания одним сестринским постом 15 детей в грудных, ползун-ковых и санаторных ясельных группах и 20 детей в средних и старших ясельных группах с учетом длительности работы группы (дневная, удлиненная, круглосуточная). В доме ребенка (см.) один сестринский пост устанавливается на 13 детей в грудных и ползунковых группах и 15-17 детей в средних и старших группах. В специализированных яслях и домах ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушениями слуха и речи один сестринский пост обслуживает 10 детей.

М. с. организует правильный режим дня в группе, осуществляет гиг. уход за детьми, обеспечивает их кормление, проведение мероприятий по физ. воспитанию, закаливанию, организует игры детей, прогулки, занятия по развитию речи; проводит утренний прием детей в группу, осмотр их на предмет выявления заболевания, измерение температуры тела, взвешивание и антропометрические измерения детей; своевременно выявляет и изолирует заболевших детей, оказывает доврачебную помощь в случае острого заболевания или травмы; проводит сан.-просвет, работу среди родителей; следит за соблюдением сан.-гиг. и температурного режима в помещении группы; ведет мед. документацию, утвержденную М3 СССР. Медсестра работает под руководством старшей медсестры дошкольного учреждения и врача, осуществляющего леч.-проф, помощь детям в данном учреждении.

М. с. повышают свою квалификацию на специальных курсах усовершенствования (в течение 1 мес. с отрывом или в течение 2 мес. без отрыва от производства), организуемых мин-вами здравоохранения союзных республик при крупных учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских учреждениях, средних мед. учебных заведениях, а также на семинарах при методкабинетах республиканских, краевых, областных б-ц и непосредственно в учреждениях по месту работы на занятиях, проводимых врачом или старшей медсестрой.

Библиография: Бабаян Э. А. Система организации психиатрической помощи в СССР и роль в ней медицинской сестры, Мед. сестра, № 7, с. 3, 1960; Брукман М.С. Руководство для операционных сестер, Л., 1977, библиогр.; Д о б-ровольска Б. Модель современной медсестры, Здравоохранение (Междуна-родн. журн.), № 4, с. 485, 1973, библиогр.; Иконникова А. В. Главная (старшая) медицинская сестра больницы, Мед. сестра, № 10, с. 11, 1969; Комитет экспертов ВОЗ по сестринскому делу, Сер. техн. докл. № 347, Женева, ВОЗ, 1967; Максименков A. H., Н. И. Пирогов - организатор женской помощи на театре войны, Сов. мед., № 12, с. 28, 1950; Мальцева Н. С. Подготовка средних медицинских кадров, Мед. сестра, № 11, с. 29, 1977; Основы организации стационарной помощи в СССР, под ред. А. Г. Сафонова и Е.А. Логиновой, М., 1976, библиогр.; П и-рогов Н. И. Избранные педагогические сочинения, с. 562, М., 1952; Реморов В. Н. и Петухова Л. И., Н. И. Пирогов о медицинских сестрах, в кн.: Из истории мед., под ред. П. Я. Герке и др., т. 4,сЛ57, Рига, 1962, библиогр.; С e p e н к о А. Ф. и П e т р а к о в Б. Д., Проблемы поликлинической помощи городскому населению, М., 1976; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред., Б. В. Петровский, М., 1977.; Гребешева И. И. Организация лечебно-профилактической помощи детям, М., 1977; Кон юс Э. М. Пути развития советской охраны материнства и младенчества (1917 -1940), М., 1954; Мананникова Н. В. Охрана материнства и детства в СССР, М., 1959; Организация и работа городских яслей, под ред. Г. Н. Сперанского и О. П. Ногиной, М.-JI., 1941; 60 лет Советского здравоохранения, главн. ред. Б. В. Петровский, с. 101 и др., М., 1977.

E. Е. Матвеева, Г. Я. Рюмина; Л. В. Дружинина..

1. Презентация профессии
Медицинская сестра – одна из самых древних и уважаемых профессий. Испокон веков сердобольные женщины выхаживали тяжелобольных. Своим ежедневным уходом, посильной помощью и поддержкой, ободряющим словом они помогали больным поскорее выздороветь, порой буквально возвращая их «с того света» к полноценной жизни.
Современная медицинская сестра (медбрат) – это квалифицированный специалист, который выполняет назначения врача по лечению и уходу за больными.
Профессия медицинской сестры имеет множество специальностей: участковая, патронажная, палатная, операционная, медсестра по массажу, диетическая медсестра и другие. Медсестры выполняют разные функции, в зависимости от специальности врача, с которым они работают и которому они непосредственно подчиняются. Участковая медсестра помогает врачу вести прием больных в поликлинике. Она измеряет у больного температуру, кровяное давление, выписывает назначенные врачом рецепты. Патронажная медсестра на своем участке совершает обход детей раннего возраста на дому, помогает молодым мамам ухаживать за грудными детьми. Операционная медсестра является ассистентом хирурга в операционной. Во время операции она точно и быстро подает врачу нужный инструмент, вкладывая его в руки хирурга.
Палатная медсестра занимается больными, находящимися на стационарном лечении (в связи с обострением хронического заболевания либо из-за операции). Она раздает больным назначенные врачом лекарства, делает им необходимые уколы, берет анализы, вносит результаты медицинских исследований в историю болезни.
Профессия медицинской сестры является массовой, стабильно востребованной.
Преимущества профессии: полезные навыки в быту, при уходе за больными родными и близкими.
Ограничения профессии: непереносимость вида крови; работа не для брезгливых; невысокий уровень заработной платы.

2. Тип и класс профессии
Профессия медицинской сестры / медбрата относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Медицинской сестре необходимо умение устанавливать контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительный тип профессии: «Человек- Техника», поскольку она связана с применением в работе медицинских технических устройств и приборов и предполагает склонности к ручной и технической работе.
Профессия медсестры относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил и нормативов, стандартов.

3. Содержание деятельности
Медицинская сестра (медбрат) - квалифицированный помощник врача на всех участках работы. Любая медицинская сестра выполняет указания врача. В случае угрозы для жизни больного, пострадавшего, если врача рядом не оказалось, она обязана самостоятельно оказать нуждающемуся первую медицинскую помощь.
Любая медицинская сестра выполняет простые диагностические и лечебные процедуры: измеряет температуру, кровяное давление, при необходимости делает больным назначенные врачом уколы, накладывает повязки, наблюдает за состоянием и самочувствием больных.
Вместе с тем, содержание деятельности различных медицинских сестер довольно сильно отличается и напрямую зависит от специфики отделения и специальности врача, вместе с которым они работают.
Например, в хирургическом отделении медицинская сестра чаще всего обрабатывает раны, накладывает повязки, делает обезболивающие уколы, а в стоматологическом отделении медицинская сестра стерилизует рабочие инструменты для врача, готовит и передает врачу необходимые материалы, растворы. В физиотерапевтическом отделении медсестра проводит назначенных больным процедуры с использованием специальных медицинских приборов и оборудования.

4. Условия труда
Медицинская сестра (медбрат) работает обычно в помещении. У медсестры мобильный образ деятельности. Медсестра (медбрат) использует в своей работе специальные медицинские инструменты и приборы. Медсестра работает в медицинском коллективе, как минимум, в паре с врачом.
Медицинская сестра (медбрат) выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.
Медицинская сестра (медбрат) выполняет назначенные другими процедуры, задачи согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.
Среди особых условий труда следует указать высокую ответственность за жизнь и здоровье больных.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии медицинской сестре необходимы базовые знания по биологии, анатомии, химии, физике.
Квалифицированная медсестра (медбрат) должна знать.

Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Известно, что огромную роль по уходу за больными оказывали в православных монастырях, где создавались богадельни для прокаженных (1551 год). Первая больница в которой лечили врачи, а обслуживали монахи была построена в 1618 году при Троицком монастыре (Сергиев посад). В связи с проведением реформ Петром I, создаётся «Медицинская коллегия», которая для работы в госпиталях в 1728 году ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными. К середине 18 века женский уход за больными стал осуществляться в гражданских больницах. В 1804 году попечителю Московского воспитательного дома было предложено построить рядом с больницей для бедных новый дом для вдов, чтобы некоторые из них за умеренную плату приняли на себя присмотр за больными. В 1813 году при Петербургском вдовьем доме было принято решение употребить некоторое число вдов для работы в Мариинской больнице для бедных, а также для ухода за больными на дому. Дежурные вдовы должны были наблюдать за благоустройством в палатах, за порядком в раздаче больным пищи и лекарств, за чистотой и опрятностью больных, их постелей и белья, за поведением больных и посетителей. Доктора и лекари должны были давать вдовам необходимые наставления по уходу за больными. «Сердобольные вдовы» должны были осваивать некоторые медицинские приёмы, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным. При большом поступлении раненных и больных лечебные учреждения не могли обходиться без вспомогательного женского труда и поэтому в 1818 году была создана государственная служба сиделок, которые обучались в больницах санитарно – гигиеническому уходу за больными и имели штатные должности при больницах. До середины 19 века служба «Сердобольных вдов» оставалась единственной формой профессионального участия женщин в уходе за больными в России.

В середине 19 века в Европе создавались общины сестёр и братьев милосердия. Позднее на себя взяли уход за больными женские общины. В России первая община сестёр милосердия была открыта в марте 1844 года, а только в 1873 году получила своё название «Свято – Троицкая». По уставу в общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 20 до 40 лет. Первый год работы был испытательным, где проверялись душевные и физические качества, необходимые для работы, который могли выдержать только сильные духом женщины. Врачи сестрам преподавали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию, рецептуру. Через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины. Со временем их стали приглашать в частные и государственные больницы, госпиталя.

С 1845 по 1856 годы общину посещал Н.И. Пирогов , производивший в ней наиболее сложные операции и вскрытие тел умерших. Работая в общине он высказал следующую мысль: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не сможет сочувствовать страданиям больного и окружать его попечениями неизменными и, так сказать, несвойственными мужчинам».

В России рос спрос на деятельность сестёр милосердия и это способствовало созданию новых общин в других городах. Особенно остро проявился недостаток сестёр милосердия во время Крымской войны 1853-1856 гг.

Пирогов предложил разделить сестёр на перевязочных, дежурных, аптекарек и сестёр-хозяек, разработав специальные инструкции для каждой из этих групп, что значительно повышало качество труда сестёр и их ответственность.

В целях поощрения и увековечения заслуг сестёр в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учреждён позолоченный крест, которым были награждены 158 сестёр. Именно в период Крымской войны русская женщина впервые вышла из сферы домашней жизни на поприще государственной службы, показав высокие деловые и нравственные качества.

Опыт Крымской кампании получил развитие в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

К 1877 году в России насчитывалось около 300 дипломированных сестёр. Во время русско-турецкой войны 6 медицинских сестер были награждены серебряными медалями «За храбрость», и почти все сестры знаком отличия – Красного Креста. Все участницы войны получили медали, учреждённые в память о русско-турецкой войне 1877-1878гг.

После Октябрьской революции 1917 года практически все центры подготовки сестёр милосердия подчинялись Главному управлению Российского Общества Красного Креста. 7 августа 1918 года совнарком РСФСР издал декрет, которым Советскому Красному Кресту были присвоены юридические права общественной организации.

В 1920 году были открыты школы для подготовки медицинских сестер . В октябре 1922 года на 1-й Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию были определены типы средних медицинских учебных заведений и основные профили подготовки медсестёр: сестра для лечебных учреждений, по охране материнства и младенчества, для социальной помощи. В 1926 году в Москве состоялась 2-я Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию, которая подготовила реформу по унификации обучения среднего медицинского персонала. Все медицинские училища, школы, курсы были переобразованы в медицинские техникумы, в которых всем поступающим давалась единая общемедицинская подготовка с дальнейшей специализацией. Срок обучения медсестёр в них составлял 2,5 года. На 3 и 4-й Всероссийских конференциях по среднему медицинскому образованию принцип политехнического образования медицинских сестёр был закреплен и углублен. На смену определения «сестра милосердия» пришло другое – «медицинская сестра». В 1927 году утверждается Положение о медицинской сестре , в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определён.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. выполняли свой патриотический долг 500000 средних медицинских работников. 70% раненных и больных воинов благодаря медицинской помощи были возвращены в строй, и в этом успехе значительная роль медицинских сестер.

В нескольких городах мира установлен памятник медицинской сестре .

В 1965 году были созданы курсы повышения квалификации медицинских сестер. В том же году приказом МЗ СССР № 395 была утверждена должность главной медицинской сестры. В 1977 году приложением № 45 к этому же приказу в штатное расписание лечебных учреждений вводится должность старшей медицинской сестры.

Главное назначение сестринского дела заключается в оказании помощи пациенту. Дело выхаживания больных и страждущих, пройдя через разные этапы развития подвижничества, стало профессией. В настоящее время сестринское образование шагнуло на новую ступень развития. Введены новые уровни сестринского образования. С 1991 года возникли медицинские колледжи и первые факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах. Их появление связано с введением трехуровнего сестринского образования, каждое из которых имеет профессиональную завершенность.

В 1994 году создана Ассоциация медицинских сестёр России, принимающая активное участие в работе Международного Совета сестер.

Высшей ступенью в образовании медсестер является Академическое сестринское образование, которое можно получить на факультетах высшего сестринского образования медицинских академий и университетов.

Вместе с высшим образованием медицинская сестра получает квалификацию менеджера. Для факультета Высшего сестринского образования разработаны специальные учебные планы, включающие на ряду с известными совершенно новые дисциплины в области сестринского дела: теорию сестринского дела, менеджмент и лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг, психологию управления, законодательство и экономику здравоохранения, педагогику и другие. Здравоохранение принимает в свои ряды новых специалистов сестринского звена, специалистов с более высоким уровнем знаний, способных решать задачи, стоящие перед лечебными учреждениями.

Международный день медицинской сестры отмечается 12 мая, в день рождения англичанки Флоренс Найтингейл , которая внесла неоценимый вклад в развитие сестринского дела.

Первое определение "сестринского дела" дала легендарная Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе», изданных в 1859 г. В 1865 г. этот термин был принят Международным комитетом Красного Креста. Во второй половине 19 века Флоренс Найтингейл создала первые медицинские школы, которые послужили моделью для развития сестринского образования в других странах мира. Флоренс Найтингейл установлены памятники в Англии и Франции, её именем на родине был назван корабль, а королева Виктория подарила ей бриллиантовую брошь с надписью: «Блаженны милостивы». Флоренс Найтингейл (1820-1910гг) является автором многих книг и статей о значении, роли, деятельности, подготовке сестер. Сестры милосердия, заканчивая школу, произносили составленную Флоренс Найтингейл торжественную клятву, в которой были такие слова: «Всеми силами я буду стремиться помочь врачу в его работе и посвящу себя обеспечением здоровья тех, кто обратился ко мне за помощью». Самоотверженная женщина стала примером служения людям и праобразом международного милосердия. Флоренс Найтингейл считают основоположницей института сестёр милосердия в Западной Европе.

Медалью с изображением Флоренс Найтингейл награждают за особые заслуги отличившихся медицинских сестер. На оборотной стороне медали латинская надпись по кругу гласит: «Pro Vera Misericordia et cara Humanitate Perennis ducor universalis» («За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества») и по середине гравированная фамилия владельца. Медаль Флоренс Найтингейл была учреждена в 1912 году. К настоящему времени этой медалью награждено около 1000 человек, из них 46 российских медицинских сестер.

Профессия медицинской сестры развивалась на протяжении многих веков: менялись методы работы, роль, которую играли сестры, отношение к ним. Неизменным оставалось одно: ее суть, которая заключается в заботе и помощи.

Самые первые медсестры, разумеется, не имели специального образования. В Европе роль ухаживающих за больными, бедными и умирающими часто брали на себя служительницы при церквях и монахини. Появлялись даже целые ордены, посвящавшие себя именно уходу за нуждающимися. В XVIII-XIX веках задача сестер милосердия расширилась: они начали ухаживать за солдатами, пострадавшими в ходе многочисленных войн. Поворотным моментом в восприятии роли медицинских сестер стала деятельность британской аристократки по имени Флоренс Найтингейл.

Дочь богатых и образованных родителей, которая могла бы прожить всю жизнь в роскоши и довольстве, она поставила себе целью заботу о людях, исцеление их от болезни и страданий. Преодолев сопротивление семьи, она получила сестринское образование в христианской общине и начала путешествовать по разным странам, изучая состояние сестринского дела в этих государствах.

В 1854 году Найтингейл, вместе с группой монахинь и сестер милосердия, отправилась на Крымскую войну. Там эти женщины во главе с Флоренс не только ухаживали за ранеными, но и установили определенные стандарты чистоты, которые позволили резко уменьшить случаи распространения инфекций. Смертность среди солдат сразу же значительно сократилась.

Несмотря на это, Найтингейл пришлось столкнуться с серьезным сопротивлением. Многие представители “приличного общества” (и даже сами врачи) считали, что не дело женщинам, тем более незамужним, выхаживать мужчин - это неподобающее поведение. Но вскоре недоброжелателям пришлось изменить свое мнение: Флоренс не только наладила обеспечение военной больницы всем необходимым, но и стала руководить всеми сестринскими отрядами британских госпиталей в Крыму. По окончании войны в Англии ее приняли как национальную героиню.

Позже она написала немало книг, посвященных вопросам ухода за больными и эффективности госпиталей. Они стали руководством в работе для других медсестер. Кроме того, в 1860-м Найтингейл открыла в Лондоне одну из первых школ сестринского дела.

Развитие сестринского дела в России

В России официально привлекать женщин к медицинскому уходу начали при Петре I, хотя они и задолго до этого помогали больным, нуждающимся и раненым. Вслед за Петром Екатерина II открыла в Москве и Петербурге воспитательные дома для подкидышей, где так же работали женщины. Кроме того, Екатерина основала больницу, в которой за мужчинами должны были ухаживать мужчины, а за женщинами - женщины. Такими первыми “медсестрами” были монахини или вдовы солдат.

В 1803 году императрица Мария Федоровна, мать Николая II, учредила приюты для бедных вдов, не имеющих средств. Позже их стали привлекать для воспитания сирот и работы в качестве сиделок в больнице для бедных. Женщины наблюдали за состоянием и чистотой больных, поддерживали порядок в палатах, стирали белье и одежду и даже осваивали некоторые медицинские приемы. В 1819 году был даже основан “Институт сердобольных вдов”, с которого и началась подготовка женского медицинского персонала в России.

Как Флоренс Найтингейл и ее медицинские сестры, российские “сердобольные вдовы” также участвовали в Крымской войне, наряду с сестрами милосердия, общины которых были учреждены в 1844 году. При таких общинах было несколько отделений - например, женские больницы, богадельни для смертельно больных и раненых, приюты для детей. Сестер милосердия, набиравшихся из незамужних девушек и вдов, обучали врачи (в том числе и Н.И. Пирогов) - преподавали основы ухода за пациентами, способы перевязки и так далее. В отличие от “сердобольных вдов”, члены таких общин не получали денег за свою работу, не имели ни выходных, ни отпусков, а трудиться приходилось много и сложно. Вместе с тем качество оказываемой обученными сестрами было выше, чем у “вдов”, практически не получавших медицинского образования.

История сохранила имена русских женщин, служивших на фронте, - не столь известных, как Флоренс Найтингейл, но от того не менее храбрых, трудолюбивых и героических. Это Екатерина Бакунина, Елизавета Хитрово, Юлия Вревская, Дарья Михайлова (Даша Севастопольская) и многие другие.

К началу Первой Мировой войны в 1914 году сестринское дело уже не было делом, не приличествующим женщинам, или занятием только для неимущих вдов. Сама императрица Александра с дочерьми работали сестрами милосердия, ухаживая за больными и ранеными. Всего же в это время число сестер в общинах достигало почти 20 тысяч.

После октябрьской революции общины и школы сестер милосердия были расформированы. На их место пришли государственные медицинские школы. В середине 30-х годов была введена единая система подготовки медсестер и медбратьев, и в 40-м по всему СССР уже насчитывалось почти тысяча образовательных учреждений, готовивших средний медперсонал. Великая Отечественная война показала, насколько важна была эта подготовка. Женщины-санинструкторы каждый день совершали подвиг, вынося с поля боя раненых солдат и их оружие. 24 санинструктора удостоены звания Героя Советского Союза, из них 10 - посмертно: это Валерия Гнаровская, Вера Кащеева, Ксения Константинова, Мария Цуканова и другие. Ирина Левченко и Лидия Савченко уже после войны впервые в России были награждены медалью Флоренс Найтингейл.

В течение всего XX века сестринское дело продолжало развиваться, появлялись новые программы, новые направления, специальные профессиональных организации и печатные издания. Медсестры и медбратья начали осваивать специализированные области медицины, такие как ортопедия, стоматология, педиатрия и так далее.

Медицинские сестры играют важную роль не только при физическом и эмоциональном уходе за пациентами, но и в работе с социальными проблемами, профилактике заболеваний и, конечно, помощи врачам. Сестринское дело продолжает развиваться как отдельный и неотъемлемый элемент здравоохранения.