Виталий Чуркин родился 21 февраля 1952 года в Москве. Отец - Иван Васильевич Чуркин, авиационный инженер-конструктор. Мать - Мария Петровна Чуркина, домохозяйка. Его родители родом из Владимирской области. Он был единственным ребёнком в семье. Учился в специализированной школе № 56 с углублённым изучением английского языка. Также с раннего детства индивидуально занимался английским языком с репетитором Рыскиной, эмигранткой из США. Хорошо учился. Был секретарём комсомольской организации школы. Увлекался конькобежным спортом, занимался на Стадионе юных пионеров, побеждал на городских соревнованиях. В школьные годы продемонстрировал склонность к творчеству, обнаружил в себе актерский талант и даже снялся в трех советских кинофильмах. Так, в 11 лет он снялся в картине «Синяя тетрадь», которая вышла на экраны в 1963 году - сыграл мальчика Колю Емельянова, сына хозяина шалаша, в котором Ленин скрывался в Разливе. Затем исполнил роль Эди в ленте «Ноль три» и Федьки в первом фильме дилогии о Ленине «Сердце матери» режиссёра Марка Донского.

После окончания школы поступил на факультет международных отношений МГИМО МИД СССР. Учился вместе с Андреем Козыревым и Андреем Денисовым. В 1974 году окончил Московский государственный институт международных отношений. Кандидат исторических наук. Владеет английским, монгольским и французским языками. На дипломатической работе с 1974 года. В 1974—1979 годах — работал в отделе переводов МИД СССР, был переводчиком на переговорах по ОСВ-2 в Женеве. В 1979—1982 годах — третий секретарь отдела США МИД СССР. В 1982—1987 годах — второй и первый секретарь посольства СССР в США. По одной из легенд, 1 сентября 1983 года - после того, как советский истребитель сбил над Охотским морем в районе Сахалина южнокорейский «Боинг» с сотнями пассажиров на борту - Чуркин оказался единственным дипломатом Посольства СССР в США, кто в Вашингтоне вышел к прессе отвечать на вопросы и обсуждать. Однако сам Виталий Иванович назвал эту историю просто «бытующей легендой», отметив, что впервые выступал в США перед широкой аудиторией весной 1986 года, в связи с Аварией на Чернобыльской АЭС. В 1987—1989 годах — референт Международного отдела ЦК КПСС. В 1989—1990 годах — пресс-секретарь министра иностранных дел СССР. В 1990—1991 годах — начальник Управления информации МИД СССР. В 1991 году являлся членом коллегии МИД СССР. В 1991—1992 годах — начальник Управления информации Министерства внешних сношений СССР и МИД России. В 1992—1994 годах — заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. В 1992 году, будучи заместителем министра иностранных дел Российской Федерации, впервые в истории российской и советской дипломатии начал проводить регулярные открытые брифинги для иностранных журналистов. В ходе этих брифингов Чуркин на хорошем английском языке отвечал на вопросы западных корреспондентов, на которые прежде МИД реагировал только в эпистолярном жанре — официальными письмами и пресс-релизами. Такой же непосредственной манеры коммуникации придерживался впоследствии и в ООН. В 1994—1998 годах — чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Королевстве Бельгия и постоянный представитель при НАТО. В 1998—2003 годах — чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Канаде. С июня 2003 по апрель 2006 года — посол по особым поручениям МИД России. В это время фактически находился в кадровом резерве МИД РФ, являлся председателем комитета старших должностных лиц международной межправительственной организации Арктического совета и занимался проблемами охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов. С 8 апреля 2006 года — постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединённых Наций и представитель Российской Федерации в Совете Безопасности ООН.

За свою работу неоднократно был отмечен высокими государственными наградами. В частности: 2 февраля 2009 года - Орден Почёта за большой вклад в реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации, многолетнюю безупречную дипломатическую службу; 15 февраля 2012 года Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большие заслуги по защите и продвижению интересов России на международной арене.

Чуркин был женат. Супругу зовут Ирина, по профессии она преподаватель французского языка. У пары двое детей - дочь Анастасия и сын Максим.

"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2010, N 9

В соответствии с п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К ним, в частности, относятся затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке, в том числе на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана (пп. 17). Такие затраты учитываются в целях налогообложения только у налогоплательщиков, обязанных осуществлять подобные работы, и при условии, что эти расходы не подлежат компенсации из бюджета.

Что относится к работам по мобилизационной подготовке? Какими документами подтвердить расходы на их проведение? Какие спорные вопросы возникают в связи с расходами? Об этом и пойдет речь в статье.

Правовое регулирование

Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан РФ установлены Федеральным законом N 31-ФЗ <1>.

<1> Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 1 этого Закона мобилизационная подготовка в РФ - это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны и ее субъектов, органов государственной власти и организаций, Вооруженных Сил к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

В этих целях организации проводят специальные мероприятия и работы, в том числе (ст. 9 Федерального закона N 31-ФЗ):

  • разработку мобилизационных планов в пределах своих полномочий (пп. 3 п. 1);
  • выполнение мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. 5 п. 1).

За чей счет производится финансирование мобилизационной подготовки? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 14 Федерального закона N 31-ФЗ, где говорится следующее:

  • работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности РФ являются расходными обязательствами РФ (п. 1);
  • организации могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке <2>, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством РФ во внереализационные расходы (п. 2).
<2> По согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника.

Документы, подтверждающие право организаций, имеющих мобилизационные задания, на налоговые льготы

Для включения в состав внереализационных расходов не подлежащих компенсации из бюджета затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке необходимо оформить соответствующие документы согласно Положению <3>, утвержденному Минэкономразвития, Минфином и МНС.

<3> Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утв. Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3 от 02.12.2002.

Для целей данного Положения под имуществом мобилизационного назначения понимается имущество, предназначенное для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами). В такое имущество включаются объекты мобилизационного назначения, а также все виды мобилизационных запасов (резервов). Под объектами мобилизационного назначения следует понимать объекты хозяйственного (производственного) назначения, являющиеся составной частью основных фондов (средств) организаций.

Отнесение имущества организаций к имуществу мобилизационного назначения производится только в той мере, в которой это необходимо для выполнения мобилизационных заданий (заказов) (п. 2.1 Положения).

Мобилизационные мощности в зависимости от степени их загрузки в мирное время подразделяются на:

  • используемые;
  • используемые частично (периодически (эпизодически) загруженные в текущем производстве, содержащиеся в условиях, обеспечивающих их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов));
  • неиспользуемые (не загруженные в текущем производстве, содержащиеся в условиях, обеспечивающих их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов)).

Используемые частично и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности при необходимости консервируются (п. 2.2 Положения).

К имуществу мобилизационного назначения организаций в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 <4> относятся следующие основные фонды (п. 2.3 Положения): здания, сооружения, машины и оборудование (энергетические (силовые), рабочие, информационные), транспортные средства, производственный инвентарь.

<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России 26.12.1994 N 359.

В соответствии с п. 3.4 Положения организации подготавливают по установленным формам:

  • план проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (форма N 4);
  • смету затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (форма N 5).

Перечень работ по мобилизационной подготовке, включаемых в план формы N 4, определяется Федеральным законом N 31-ФЗ. Организации подготавливают план в трех экземплярах и представляют на согласование (п. 3.5 Положения):

  • в федеральные органы исполнительной власти или их правопреемникам;
  • в органы исполнительной власти субъектов РФ <5>.
<5> На практике имеют место случаи, когда налоговые органы при проверке правильности исчисления налога на прибыль исключают из расходов затраты на мобилизационную подготовку, обосновывая это необходимостью обязательного согласования формы N 4 как федеральным органом исполнительной власти, так и органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако суды, как правило, отклоняют этот довод (см. Постановления ФАС ЗСО от 19.09.2005 N Ф04-6007/2005(14821-А27-15), от 31.05.2006 N Ф04-2386/2006(21982-А27-15), ФАС СКО от 12.07.2006 N Ф08-3164/2006-1337А).

После согласования два экземпляра формы N 4 возвращаются организациям (п. 3.6 Положения).

Налогоплательщики для подтверждения своего права на включение в состав внереализационных расходов затрат на мобилизационную подготовку должны представить в налоговые органы по месту постановки на учет согласованные формы N N 4 и 5 (п. 3.7 Положения).

Обратите внимание! Оформление документов организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) и выполняющими работы по мобилизационной подготовке, осуществляется ежегодно (п. 3.8 Положения).

В то же время Минфином и Минэкономразвития утверждены Рекомендации по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания, на налоговые льготы <6> (далее - Рекомендации).

<6> Рекомендации по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, утв. Письмом Минфина и Минэкономразвития России от 17.08.2005 N 03-06-02-02/68.

Принципиального (содержательного) отличия между документами, утвержденными Положением и Рекомендациями, подтверждающими право на льготу, не усматривается. В перечне, форма которого утверждена Положением, и в перечне, форма которого утверждена Рекомендациями, содержится идентичная информация, с той лишь разницей, что вместе с перечнем, утвержденным Положением, представляется смета затрат, а в перечень, утвержденный Рекомендациями, включены графы "Первичные документы, подтверждающие расходы на проведение работ" и "Основание для проведения работ". Оба этих документа являются действующими, так как не отменены до настоящего времени, и преследуют однородные цели - подтверждение права на льготу. Следовательно, налогоплательщик оформляет пакет документов, подтверждающих право на льготу, в соответствии с одним из вышеуказанных актов (Положением или Рекомендациями).

К сведению. Минфин в Письме от 03.08.2010 N 03-03-05/175 тоже указал на возможность применения как одного, так и другого документа. Причем финансисты отметили следующее: НК РФ не устанавливает перечня документов, подлежащих оформлению при осуществлении указанных работ, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению и заполнению. Учитывая положения ст. 4 НК РФ, указанные Рекомендации и Положение не являются нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с НК РФ.

"Мобилизационные" расходы частично компенсируются из бюджета

Чтобы затраты на мобилизационную подготовку можно было списать на внереализационные расходы в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ, эти расходы не должны подлежать компенсации из бюджета.

На практике возможна ситуация, когда расходы "теоретически" должен взять на себя бюджет, однако этого не происходит, и организация на сумму понесенных расходов уменьшает облагаемую базу по налогу на прибыль - что приводит к спору с налоговиками, аналогичному тому, который был предметом рассмотрения в Постановлении ФАС ВВО от 03.12.2007 N А82-14397/2006-27.

Судом было установлено, что налогоплательщик заключил договоры по мобилизационной подготовке с Федеральным агентством по промышленности на проведение целевых мероприятий по мобилизационной подготовке в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва.

Материалами дела (сметой затрат по содержанию материальных ценностей в мобилизационном резерве) подтверждается несение затрат по выполнению мероприятий мобилизационной подготовки на сумму 1927,1 тыс. руб., из которых только 350 тыс. руб. профинансировано из бюджета.

Организация отразила в составе внереализационных расходов сумму 1577,1 тыс. руб., которая представляет собой некомпенсированные из бюджета затраты по содержанию материальных ценностей в мобилизационном резерве (произведенные расходы по мобилизационной подготовке в сумме 1927,1 тыс. руб. за вычетом 350 тыс. руб., профинансированных из бюджета).

Довод налоговой инспекции заключался в том, что спорные расходы, понесенные организацией, подлежат компенсации из бюджета и могут не компенсироваться только при соответствующем согласовании с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления. Однако данный довод был отклонен судом по таким основаниям: из содержания пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ не следует, что не компенсированные из бюджета расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке могут быть учтены в целях налогообложения только при наличии соглашения об отсутствии их компенсации. Налоговый орган не представил доказательств того, что расходы в сумме 1 577 130 руб. будут когда-либо компенсированы налогоплательщику из бюджета.

Спорные вопросы, связанные с отражением в налоговом учете "мобилизационных" затрат

Затраты на проведение работ, связанных с мобилизационной подготовкой, указаны в пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ. Больше никаких уточняющих норм относительно данного вида расходов НК РФ не содержит. Это порождает массу споров между организациями и налоговыми органами (что подтверждается арбитражной практикой). Претензии налоговиков возникают как относительно оформления документов, так и по поводу уменьшения облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, связанных с выполнением отдельных видов работ по мобилизационной подготовке (в основном капитального характера).

Остановимся на этих спорных вопросах подробнее, рассмотрев в качестве примера Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 N 09АП-2895/2009-АК <7>. Данное Постановление выбрано не случайно - в нем как раз представлено полное собрание претензий налоговиков на тему мобилизационных расходов. Да и цена вопроса впечатляет - расходы, на которые налогоплательщик (генерирующая компания оптового рынка электроэнергии) уменьшил облагаемую прибыль, составили 1,045 млрд руб. (!). Соответственно, размер неуплаты по налогу на прибыль (по мнению налогового органа) составил 250,8 млн руб.

<7> Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.07.2010 N КА-А40/7234-10.

Вот какие доводы привели налоговики, посчитав, что налогоплательщик неправомерно занизил налог на прибыль:

  1. расходы не подтверждены документально;
  2. капитальные затраты в отношении основных средств, относящихся к мобилизационным мощностям, должны увеличивать их первоначальную стоимость, а не списываться как внереализационные расходы;
  3. затраты направлены на деятельность, связанную с производством и реализацией.

Данные доводы налоговиков судьи отклонили. Спор был выигран налогоплательщиком. Рассмотрим, какие аргументы по каждому спорному вопросу приводились в поддержку организации.

Претензия первая . Право на включение в состав внереализационных расходов затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке не подтверждено документально (не представлены договоры (контракты) на выполнение мобилизационных заказов, планы проведения работ по мобилизационной подготовке).

Судьи указали: обязанность по проверке оснований правомерности включения отдельных затрат в состав работ по мобилизационной подготовке при подготовке перечней лежит на федеральных органах власти в области мобилизационной подготовки, к которым налоговые органы не отнесены. Основание для получения льготы - представление перечня работ по мобилизационной подготовке, а не документов, явившихся основанием для его составления. При этом в состав полномочий налоговых органов не входит проверка актов, согласованных федеральными органами власти в области мобилизационной подготовки.

Следовательно, налоговый орган выходит за пределы полномочий, предоставленных ему законодательством, фактически предпринимая попытку ревизии решений, принятых федеральным органом власти в области мобилизационной подготовки (в данном случае - Минэнерго) в пределах предоставленной ему компетенции.

При отсутствии у предприятия обязанностей по мобилизационной подготовке соответствующий орган государственной власти (Минэнерго) не мог утвердить перечни работ по мобилизационной подготовке.

К аналогичному выводу пришли и судьи ФАС МО в Постановлении от 03.12.2009 N КА-А40/12740-09: если предприятие имеет мобилизационный план по выработке определенного количества продукции в соответствии с приведенными нормами, оно обязано подготовить производство в целях обеспечения выполнения плана. Судьи учли, что в период проведения выездной налоговой проверки ее руководитель, имеющий допуск к сведениям, подпадающим под действие Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", был ознакомлен с мобилизационным планом и мобилизационным заданием. Таким образом, общество документально подтвердило право на включение не подлежащих компенсации из бюджета затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке в состав внереализационных расходов.

Претензия вторая . Затраты в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации основных средств не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а должны увеличивать первоначальную стоимость основных средств. Иных правил в отношении основных средств, относящихся к мобилизационным мощностям, НК РФ не предусмотрено.

Данный довод отклонен судом по следующим основаниям. Подпункт 17 п. 1 ст. 265 НК РФ не содержит разделения работ по мобилизационной подготовке по признаку их капитального характера. Указанный подход обусловлен спецификой работ по мобилизационной подготовке, обязанности по выполнению и понятие которых установлены нормами законодательства о мобилизационной подготовке.

Примечание. Расходы по техническому перевооружению и реконструкции основных средств, относящихся к имуществу мобилизационного назначения, являются внереализационными.

Если предприятие имеет мобилизационное задание по выработке определенного количества продукции, в соответствии с приведенными нормами оно обязано подготовить производство в целях обеспечения выполнения мобилизационного задания.

Мерами по подготовке производства могут быть как поддержание в надлежащем техническом состоянии и модернизация существующих мобилизационных объектов, так и создание новых мобилизационных объектов (!), предназначенных для обеспечения мобилизационного плана.

Следовательно, специализированное законодательство не позволяет выделить из состава работ по мобилизационной подготовке работы "некапитального" характера, поскольку все эти работы направлены на решение единой задачи - подготовку производства в целях обеспечения выполнения мобилизационного задания.

Как указали судьи, в рассматриваемом случае пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ является специальной нормой по отношению к другим положениям гл. 25 НК РФ, исключающим отнесение расходов по реконструкции объектов основных средств к внереализационным расходам.

Кроме того, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 14.05.2003 N 8-П, правовая норма, являющаяся специальной, на основании общих принципов, определяющих критерии правового выбора приоритетных норм, обладает юридическим приоритетом в случае конкуренции общей и специальной норм, если бы такая коллизия имела место.

Поддержал налогоплательщика в аналогичной ситуации и ФАС СКО в Постановлении от 28.11.2007 N Ф08-7806/07-2897А, указав, что тот правомерно отнес на расходы затраты по техническому перевооружению и реконструкции основных средств, относящихся к имуществу мобилизационного назначения.

Претензия третья . Нарушены положения пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ - затраты направлены на деятельность, связанную с производством и реализацией, поскольку не подтверждено несение затрат исключительно в целях содержания мощностей, направленных на выполнение мобилизационного плана.

Отклоняя и этот довод налоговой инспекции, суд указал: осуществленные работы в отношении мобилизационных мощностей обусловлены наличием мобилизационного задания, согласно которому налогоплательщик несет обязанности по его выполнению и ответственность. Придание имуществу организации статуса мобилизационного обременяет налогоплательщика обязанностями по совершению действий в отношении указанного имущества.

Наличие мобилизационного плана, а также наличие согласованных перечней работ по мобилизационной подготовке, выполненных за счет собственных средств налогоплательщика, исключают квалификацию проведенных работ как работ, связанных с производством и реализацией, и позволяет квалифицировать расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке как затраты, не подлежащие компенсации из бюджета.

Относительно довода налоговой инспекции о том, что при условии отсутствия частичной загруженности налогоплательщик не несет затраты исключительно в целях содержания мощностей, необходимых для выполнения мобилизационного плана, суд отметил: НК РФ не содержит требования о том, что включение в состав внереализационных расходов затрат на мобилизационную подготовку возможно только при условии несения затрат исключительно в целях содержания мощностей, необходимых для выполнения мобилизационного плана.

Примечание. Затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана, включаются в состав внереализационных расходов.

Как следует из пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ, затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, являются одним из видов затрат на мобилизационную подготовку.

Для предприятий выполнение мобилизационного плана (задания) сопряжено с обязанностью выработать определенное количество продукции в период объявления мобилизации, в военное время. Выполнение указанной обязанности возможно только при поддержании в рабочем состоянии в полном объеме безостановочного производства.

В противном случае мобилизационный план не будет выполнен, так как не будет достигнут один из основных принципов мобилизационной подготовки - заблаговременность, во исполнение которого Федеральным законом N 31-ФЗ на организации возложена обязанность по созданию, развитию и сохранению мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время.

Таким образом, внереализационный характер расходов определяется основной целью работ - создание, развитие и сохранение производственных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства в военное время.

Е.Л.Ермошина

Редактор журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"

Под мобилизацией, в общегосударственном масштабе, понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов государственной власти и организаций на работу в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе военного времени.

Мероприятия по подготовке к ЧС проводятся заблаговременно в плановом порядке через мобилизационную подготовку.

Под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно по подготовке экономики Российской Федерации (экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований), органов государственной власти (местного самоуправления и организаций), ВС РФ, к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения или удовлетворения потребности государства и нужд населения в ЧС.

Целью мобилизационной подготовки является заблаговременноесоздание экономического потенциала для проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу служб, ведомств, объектов на работу в условиях ЧС и ликвидации последствий.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной .

Задачи мобилизационной подготовки:

1. Совершенствование теоретических знаний и практических навыков в подготовке и проведении мобилизационных мероприятий;

2. Овладение основами управления формированиями при мобилизации;

3. Повышение мобилизационной готовности штабов;

4. Отработка взаимодействия всех структур по подготовке и проведению мобилизации;

5. Совершенствование способов сбора, поставки, приема и распределения мобилизационных ресурсов;

6. Всесторонняя подготовка личного состава формирований и учреждений к выполнению мобилизационных мероприятий в различных условиях обстановки;

7. Разработка и освоение более эффективных способов устойчивого управления формированиями;

8. Изучение и учёт мобилизационных возможностей областей, районов (объектов) и наиболее рациональное их использование в интересах задач мобилизации.

Мобилизационная подготовка, как в целом по РФ, так и по министерствам, ведомствам и отраслям, должна осуществляться по следующим принципам:

1. Централизованное управление мобилизационной подготовкой через систему мобилизационных органов на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне (в организациях имеющих мобилизационные задания);

2. Разграничение полномочий между органами власти по всем уровням и вопросам мобилизационной подготовки с разделением финансирования мероприятий на федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты и внебюджетные источники;

3. Комплексное, взаимоувязанное планирование и контроль выполнения целевых программ по мобилизационной подготовке;

4. Развитие и совершенствование межгосударственных связей в интересах мобилизационной подготовки (с участием СНГ).


В Федеральном Законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации» изложены мероприятия, составляющие содержание мобилизационной подготовки :

1. Разработка мобилизационных планов.

2. Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.

3. Проведение мероприятий по переводу здравоохранения на военное время.

4. Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей объектов медицинской промышленности.

5. Создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных средств.

6. Подготовка и организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.

7. Бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе.

8. Перевод органов управления здравоохранения на работу в условиях военного времени.

9. Создание и подготовка формирований для ВС.

10. Научно-методическое обеспечение мобилизационной подготовки.

11. Проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.

12. Подготовка кадров в области мобилизационной работы.

13. Международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Мобилизационная подготовка здравоохранения включает в себя комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке органов управления, учреждений, предприятий и организаций здравоохранения в целях обеспечения потребностей ВС РФ и других войск, формирований ГО, нужд населения и устойчивого функционирования системы здравоохранения в военное время и ЧС.

Организуется и проводится она с учетом :

1. Потребностей войск и населения в МП;

2. Состояния сил и средств здравоохранения для оказания МП и лечения пострадавшего населения в военное время;

3. Возможностей по созданию и содержанию мобилизационных резервов, медицинского имущества, мобилизационных мощностей по производству лекарственных средств и др. медицинской продукции;

4. Наличия фонда зданий, сооружений в загородной зоне для развертывания медицинских учреждений.

Вся мобилизационная работа здравоохранения складывается из :

1. Планирования мобилизационных мероприятий, их подготовки.

2. Проверки их выполнения.

Мобилизационный план - это система взаимосвязанных прогнозов, расчетов, заданий, состоящая из планов на год, на пятилетку, на военное время.

Основой для разработки мобилизационного плана является решение руководителя здравоохранения региона или населенного пункта на перевод медицинских учреждений на работу с мирного на военное время или режим чрезвычайного положения.

В решении для медицинского учреждения определяется:

1. Задачи по переводу учреждения с мирного на военное время или ЧП;

2. Порядок перевода учреждения в особый режим;

3. Порядок оповещения сотрудников учреждения;

4. Порядок вывода и размещения в районе сосредоточения учреждения;

5. Организационное ядро учреждения, его состав, сроки прибытия;

6. График (сроки) прибытия личного состава, техники;

7. Состав, сроки и порядок развертывания пунктов приема;

8. Порядок, сроки и последовательность приведения формирований в готовность к применению;

9. Очередность и сроки вывоза запасов в район, организация питания личного состава;

10. Организация управления, связи;

11. Состав групп управления, их задачи;

12. Порядок взаимодействия с военкоматами и органами управления;

13. Задачи и места сбора и выдвижения формирований;

14. Порядок и сроки сдачи не берущегося имущества и др. средств;

15. Порядок эвакуации семей приписного состава.

В мобилизационном плане подробно излагается порядок и последовательность выполнения мероприятий решения (по степеням готовности, по часам и дням с момента оповещения).

В мобилизационном плане здравоохранения отражаются:

1. Прогноз функционирования в военное время и возможности по МО ВС и населения;

2. Коечная емкость для ВС и населения;

3. Резерв коечной емкости на военное время;

4. Оперативный коечный фонд лечебных учреждений для лечения военнослужащих;

5. Коечный фонд санаториев и домов отдыха для развертывания тыловых госпиталей;

6. Необходимое количество обсервационных пунктов;

7. Необходимое количество мобильных МО (ОПМ) МСГО;

8. Необходимое количество отрядов и бригад специализированной медицинской помощи, создаваемых на базе ЛПУ;

9. Силы и средства гос. сан. эпид. надзора;

10. Производство и поставка крови и её препаратов;

11. Мероприятия по переходу здравоохранения на военное время;

12. Развертывание тыловых госпиталей, формирований и учреждений МСГО для ВС и населения;

13. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

14. Мероприятия по медицинской защите населения от оружия массового поражения. В период объявления чрезвычайного или военного положения на всех трудоспособных граждан возлагаются дополнительные определенные Российским законодательством обязанности.

Граждане Российской Федерации обязаны:

Являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;

Выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;

Предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

Работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Финансирование мероприятий по мобилизации осуществляется в поряд-ке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время есть перевод здравоохранения с работы в мирное на военное время.

Перевод медицинской службы гражданской обороны с мирного на военное положение проводится в соответствии с планами, по степеням готовности и заключается в последовательном наращивании возможностей по решению возложенных на нее задач.

Мобилизационная подготовка и мобилизация страны представляет собой сложный и объемный комплекс мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки и мобилизации. В Федеральном законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в статье 2, пункт 3 изложены мероприятия, составляющие содержание мобилизационной подготовки и мобилизации, всего их – 24.

Для удобства рассмотрения данных мероприятий, они объединены в комплексы мероприятий относящихся к мобилизационной подготовке и мобилизации экономики, органов власти и Вооруженных Сил (других войск):

А) Комплекс мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации экономики.

7. Разработка мобилизационных планов экономики и мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Мобилизационный план экономики – это система взаимоувязанных прогнозов, расчетов и заданий (заказов) по обеспечению важнейших нужд государства в военное время. Система планирования мобилизационной подготовки и мобилизации экономики состоит из двух блоков:

· планы на военное время (условно именуемые планами на расчетный год), разрабатываемые, как правило, один раз в пять лет;

· планы мобилизационной подготовки экономики, разрабатываемые ежегодно в составе Государственного оборонного заказа и реализуемые в мирное время.

Методическое руководство и контроль за разработкой мобилизационных планов экономики осуществляет Министерство экономического развития и торговли, мобилизационных планов развертывания Вооруженных Сил – Министерство Обороны Российской Федерации, планы перевода органов государственной власти - Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.

8. Подготовку экономики Российской Федерации и организаций к работе в период мобилизации и в военное время.

Подготовка экономики Российской Федерации и организаций к работе в период мобилизации и в военное время осуществляется на основании планов мобилизационной подготовки составляемых на календарный год и перспективных на 5 лет. Планами предусматривается выполнение всего комплекса мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации в мирное время.

9. Проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации и организаций на работу в условиях военного времени.

Мероприятия по переводу экономики Российской Федерации и организаций на работу в условиях военного времени выполняются в соответствии с планами перевода и планами на расчетный год, в которых отражаются все мероприятия перевода, строго по времени и в полном объеме, с указанием ответственных должностных лиц за их выполнение.

11. Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов, специальных формирований и нужд населения в военное время.

В сегодняшних условиях более актуальной будет проблема сохранения тех производственных мощностей, которые будут задействованы для выпуска военной продукции по плану на расчетный год. Создание мобилизационных мощностей осуществляется путем строительства новых, реконструкции существующих предприятий для производства военной и важнейшей гражданской продукции и путем ассимиляции (приспособления) предприятий под выпуск военной продукции.

14. Создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей в мобилизационном и государственном резервах, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов.

Мобилизационный резерв материальных ценностей создается предприятиями и организациями в мирное время для обеспечения развертывания производства военной продукции, развертывания специальных формирований, переоборудования средств транспорта, для обеспечения массовых воинских и эвакуационных перевозок и обеспечения бесперебойной работы предприятий.

Накоплению в мобрезерве подлежат основное сырье и материалы, специальная технологическая оснастка, наплавные мосты, полетные строения, электростанции, медицинские препараты, средства индивидуальной защиты. К сожалению, в последние годы значительная часть мобилизационных запасов была реализована, другая часть требует освежения или списания. Недостаток финансовых средств существенно сдерживает работы в этом направлении.

16. Подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания, обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время.

Основными принципами нормированного снабжения населения товарами являются введение нормированного снабжения товарами всего населения страны (для этого вводится девять категорий населения), введение норм и ассортимента товаров, обеспечение горячим питанием в введение центрального распределения товарных ресурсов для нормированного снабжения в регионах и в целом по стране, с сохранением коммерческой торговли.

21. Бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе. Бронирование военнообязанных осуществляется на основании следующих принципов:

· учета потребности для обеспечения на период мобилизации и военное время трудовыми ресурсами из числа военнообязанных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, а также потребности для комплектования личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации;

· приоритетного бронирования военнообязанных, работающих на предприятиях, имеющих мобзадание;

· установление ограничений в представлении отсрочки от призыва военнообязанным, предназначенным для доукомплектования частей постоянной готовности.

Б) Комплекс мероприятий по переводу органов власти на военное положение.

3. Определение условий работы и подготовка органов государственной власти и органов местного самоуправления к работе в период мобилизации и в военное время.

Определение условий работы органов власти планируются на основе оценки возможной военной обстановки в период мобилизации и в военное время. Подготовка органов власти к работе в период мобилизации и в военное время осуществляется в мирное время, во время плановых занятий по мобилизационной подготовке, а также в ходе тренировок, деловых игр и учений.

4. Перевод органов государственной власти и органов местного самоуправления на работу по условиям военного времени.

Перевод органов управления на работу по условиям военного времени осуществляется на основании планов перевода органов государственной власти и органов местного самоуправления, с получением сигнала о переводе при введении в действие степени боевой готовности «Полная».

10. Оценку состояния мобилизационной готовности Российской Федерации, осуществляется по средствам контроля.

Основной целью контроля мобилизационной готовности Российской Федерации является оценка готовности экономики, органов власти различных уровней и Вооруженных Сил, других войск к мобилизационному развертыванию в установленные сроки с выполнением всего комплекса мобилизационных мероприятий и способности выполнить поставленные задачи (задания) в военное время.

17. Создание и подготовку в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций к работе в условиях военного времени.

Запасные пункты управления создаются в мирное время в соответствии с планом развертывания системы государственного управления. Они могут быть загородными и защищенными. ЗПУ оснащаются средствами управления, документацией, системой жизнеобеспечения, продовольствием и медикаментами по установленным нормам.

В) Комплекс мероприятий по подготовке и переводу Вооруженных Сил, других войск на военное положение.

5. Подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации, осуществляется Министерством обороны и другими силовыми ведомствами в соответствии с планами боевой подготовки.

6. Проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, войсковых формирований, органов и специальных формирований, осуществляется в соответствии с мобилизационными планами Министерства обороны и других силовых министерств в установленные сроки с выполнением всего комплекса мобилизационных мероприятий.

12. Создание и подготовку специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации к передаче в Вооруженные Силы Российской Федерации или использованию в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации.

Военизированные и невоенизированные специальные формирования создаются на базе действующих предприятий, организаций и учреждений. Ответственность за создание и поддержание их в готовности к применению возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые объединения, а также на руководителей объединений, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, на базе которых они создаются.

Автомобильные колонны войскового типа формируются за счет автомобильной техники, подлежащей передаче в Вооруженные Силы, другие войска в соответствии с установленными нормами и лимитами изъятия.

13. Подготовку техники, предназначенной при объявлении мобилизации к поставке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использованию в их интересах.

Поставляется, как правило, автомобильная, дорожно-строительная и погрузочно-разгрузочная техника и часть специальной техники. Вся поставляемая в Вооруженные Силы техника должна иметь определенный запас хода до капитального ремонта (10 тыс. км.), должна быть укомплектована запасными частями и инструментом и иметь запас топлива в размере одной заправки. Техника поставляется с водителем (военнообязанным).

19. Организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в организациях.

Воинский учет организуется для обеспечения использования гражданами Российской Федерации военной обязанности. Он осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет осуществляется военными комиссариатами, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541.

20. Подготовку граждан по военно-учетным специальностям для укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям проводится на военных сборах граждан, пребывающих в запасе, которые проводятся в воинских соединениях и частях в течение 30 дней с периодичностью в 5 лет.

Г) Комплекс мероприятий обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

1. Нормативно-правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Нормативно-правовые акты по мобилизационной подготовке должны быть структурированы по уровням: Федеральные законы Российской Федерации, межотраслевые (отраслевые) нормативные акты, законодательные акты субъектов Российской Федерации, акты местного самоуправления и нормативные акты предприятий. Они должны быть взаимоувязаны по задачам, исполнителям, ресурсам и срокам. Нормативно-правовыми актами должны быть охвачены все области подготовки к функционированию экономики в военное время. Нормативными актами должны быть определены статус, роль и задачи органов управления, права, обязанности и ответственность должностных лиц за проведение мероприятий по подготовке экономики к функционированию в военное время. С 1992 года в Российской Федерации принято более 150 нормативных актов, касающихся вопросов мобилизационной подготовки. В настоящее время начался новый этап разработки нормативных правовых документов в связи с разработкой нового мобилизационного плана экономики на 2000 расчетный год.

2. Научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации.

Проведение научно-исследовательских работ по мобилизационной подготовке должно обеспечить наиболее эффективное и рациональное планирование и выполнение задач мобилизационной подготовки. Научное обеспечение должно охватывать весь спектр вопросов мобилизационной подготовки, начиная от вопросов системы мобилизационной подготовки в целом до мобилизационной подготовки предприятия. К сожалению, переход на рыночную экономику привел к недостаточному финансированию и как следствие к оттоку наиболее квалифицированных кадров и закрытию ряда НИР по вопросам обороноспособности государства.

15. Создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, на объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населен6ия и объекты, являющиеся национальным достоянием.

Страховой фонд документации начал создаваться в конце 50-х годов. Львиная доля его сосредоточена в Миноборонпроме (90%). На долю министерства промышленности приходится около 8%. Подавляющее большинство документов страхового фонда храниться на рулонных пленках и микрофильмах, обладающих высокой достоверностью и надежностью. Кроме этого информация может храниться на магнитных носителях и оптических дисках. На них строится, в основном, страховой фонд документации в системе МЧС.

18. Подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время.

На средства массовой информации в период мобилизации и в военное время возлагаются функции оповещения и предупреждения, вводится цензура и ограничения на выпускаемую информацию. Это регламентируются законом «О военном положении» и другими нормативными правовыми актами.

22. Проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.

В ходе учений, деловых игр и тренировок могут решаться следующие задачи:

· проверка полноты и реальности мобилизационных планов;

· выявление недостатков, «узких мест», диспропорций в отраслях, на предприятиях, в организациях и учреждениях, влияющих на выполнение мобилизационных заданий;

· совершенствование навыков руководящего состава отраслевых и территориальных звеньев экономики и проведение мероприятий по мобилизационному развертыванию экономики и обеспечению ее функционирования в условиях военного времени, в проведении восстановительных работ;

· совершенствование взаимодействия органов управления различных уровней, должностных лиц по мобилизационному развертыванию экономики и работе ее в условиях военного времени и т. д.

При необходимости могут решаться и другие задачи, вплоть до выпуска опытных образцов вооружения и военной техники, другой продукции военного и гражданского назначения (выпуск установленных партий).

23. Повышение квалификации работников мобилизационных органов.

Начиная с 1995 года, ведется активная подготовка кадров в области мобилизационной работы. Работают курсы повышения квалификации при отраслевых академиях и институтах. На базе Академии Гражданской защиты проводит переподготовку и повышение квалификации специалистов факультет специальной подготовки, на территории которого вы сейчас находитесь. Становится практикой ежегодных сборов с руководителями мобилизационных органов субъектов Российской Федерации с участием специалистов Министерства экономического развития и торговли, Правительства Российской Федерации и ГУСПа.

24. Международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Основными направлениями сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками СНГ в области мобилизационной подготовки являются:

· создание системы межгосударственного сотрудничества и заключение договоров с государствами-участниками СНГ в военной области, в области мобилизационной подготовки экономики, а также сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти;

· согласование мобилизационных планов экономики в части определения объемов взаимных поставок вооружения, военной техники и других материальных средств;

· повышение квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки;

· проведение на двусторонней и многосторонней основе заседаний, совещаний, консультаций и встреч.