К мерам стимулирования экспорта относятся:

1) кредитование экспортеров . Кредитование может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам. Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

2) страхование экспортных кредитов . Бывает внутренним и внешним. Внутреннее страхование осуществляется государствами, которые помогают за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупном капиталовложении в экспортное производство. При внешнем страховании государство берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Страхование экспортных операций в странах с рыночной экономикой осуществляют государственные организации, а также фирмы и корпорации, которые получают дотации из бюджета. Страховые государственные организации, как правило, обеспечивают 80-90% суммы сделки по ставкам значительно более низким, чем частные страховые фирмы. Они составляют в США 1-2% суммы контракта, в Японии - 0,3%.

3) налоговые льготы. Суть заключается в освобождении поставщиков экспортных товаров на ряд лет от уплаты налогов, в какой-то доле от выручки, в предоставлении льготных условий, переводе средств от экспорта на специальные не облагаемые счета, создание фонда для погашения потерь от инвестирования.

4) субсидирование экспорта. Субсидии дают возможность экспортерам снижать цены на вывозимые товары и таким образом расширить свой экспорт. Одним из способов субсидирования экспорта национальных товаров является поддержание заниженного курса национальной валюты для выхода на зарубежные рынки.Прямое финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаще всего государство выделяет до 30% средств, необходимых для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но также средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка. Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту. Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних).

А. Стимулирование экспортного производства

Государство выступает в роли кредитора, гаранта, донора.

Методы стимулирования:

  • -налоговые льготы;
  • -субсидии;
  • -гарантирование частных вложений;
  • -льготные кредиты;
  • -предоставление грантов;
  • -помощь в решении инфраструктурных вопросов;
  • -стимулирование прямых иностранных инвестиций.

Б. Стимулирование собственно экспорта

Методы стимулирования:

  • -Экспортные премии (субсидии) - финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение)
  • -Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, главным образом на наиболее перспективные машиностроительные изделия. Включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты.
  • -Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты.
  • -Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов.
  • -Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют
  • 40. «Зона евро», ее место и роль в мировой экономике.

Зона евро - объединение 17 стран Европы, использующих единую валюту - совсем недавно и в связи с мировым финансово-экономическим кризисом подверглась весьма серьезному испытанию, которое обнажило некоторые слабые стороны и противоречия европейской валюты, способные при определенных условиях создать весьма значительные проблемы для ее функционирования и процессов дальнейшей экспансии в мировом экономическом пространстве.

Введение единой европейской валюты евро называют самым грандиозным проектом конца XX века, осуществление которого имеет глобальные экономические и политические последствия. Дополнение единого внутреннего рынка Экономическим и валютным союзом (ЭВС), основанном на единой валюте, является одним из сложнейших этапов интеграционных процессов в Западной Европе.

Введение евро было необходимо, прежде всего, потому, что единый внутренний рынок, существующий в ЕС с 1993 г. не мог успешно функционировать при наличии национальных денежных систем, сохраняющих в ЕС колебания валютных курсов, различий в ценах и налогах. Полноценная экономическая интеграция немыслима без валютного союза с наличием единой валюты либо твердо фиксированных курсов валют стран-участниц. Единая валюта - это наиболее эффективное средство устранения всех преград для свободного движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.

На макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и объединение денежных рынков стран ЕС под руководством и контролем наднациональных финансовых институтов позволят надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки (а со временем и налоговые платежи), что способствует росту производства, занятости и стабильности государственных финансов.

По своей значимости евро в мировой экономике сравним разве что с американским долларом. Он является резервной валютой для многих стран в мире.

Хотя в мире существуют и другие единые валюты (например франк КФА), большая часть валютных союзов состоит из небольшого количества стран, не оказывающих сильного влияния на мировую экономику. Из-за введения евро из обращения ушли такие влиятельные ранее валюты, как французский франк и дойчмарка.

Евро является официальной валютой для 17 стран Европейского Союза. Такие страны как Швеция и Великобритания сохранили свои национальные валюты. Страны, входящие в Евросоюз, должны отвечать высоким финансовым требованиям, а также отказаться от суверенной политики в области финансов в пользу Европейского центрального банка.

Челябинский Политехнический Техникум

Магнитогорск 2007

1 Введение ………………………………………………………………...2

2 Деятельность государства в развитии торгово-экономических

отношений……………………………………………………………….3

3 Важнейшие проблемы внешнеэкономической деятельности………..6

4 . Круг вопросов, представляющих взаимный интерес

Европейского Союза и России ………………………………………10

5 Законы и указы, в которых отражена внешнеэкономическая

деятельность……………………………………………………………17

6 Заключение…………………………………………………………….18

7 Список литературы……………………………………………………19

Введение.

Произошедшие за последние годы перемены во внешней торговле России приобрели радикальный характер. Главная отличительная особенность их – демонополизация внешнеэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий. Однако перемены сопровождаются и негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Если к концу 80-х годов на страны – члены СЭВ приходилось более 50% внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра значительно уменьшилась. Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твердых позиций на рынках стран с развитой рыночной экономикой.

Попытки закрепиться на рынках этих стран, продавая товары по более низким ценам, приводят к тому, что против российских экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодательство. И это плохо, потому что обвинение в демпинге, т. е. продаже товара по бросовым ценам с целью закрепиться на рынке, приводит и к обвинению в недобросовестной конкуренции и соответственно к потере имиджа, не говоря уже об упущенной выгоде.

Российский экспорт еще до распада СССР нередко называли колониальным: более 90% его составляли сырье и материалы. В структуре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье. Доля машин и оборудования продолжает оставаться низкой.

Но в целом роль внешнеэкономического комплекса в экономике страны постоянно возрастает. Увеличение объемов внешней торговли, прежде всего экспорта, является одним из главных факторов замедления падения и начавшейся стабилизации ВВП.

1. Деятельность государства в развитии торгово-экономических отношений.

В 1996-1997 гг. большое внимание было уделено перспективным вопросам развития торгово-экономических отношений России с зарубежными странами. Были подготовлены прогнозные оценки развития внешней торговли России со странами Европы и Северной Америки на 1997 год и прогноз развития экспорта и импорта по странам – основным торговым партнерам России, в частности, были разработаны программы углубления сотрудничества с Францией, ФРГ, США, Финляндией, Польшей.

Наша страна активно сотрудничала со странами АРТ (Азиатско-Тихоокеанского региона), а так же с КНР, Ливией, Индией, Ираком Югославией. Сотрудничество с этими странами открывает возможности для увеличения экспорта машинно-технической продукции.

Участие российских организаций в сооружении объектов различного назначения за рубежом (проектирование, поставки оборудования, оказание строительно-монтажных и эксплуатационных услуг) способно обеспечить заказами многие российские заводы, проектные и строительно-монтажные организации. Государство активно поддерживает такие проекты.

Наряду с традиционной мерой поддержки этого вида экспорта, состоящей в заключении межправительственных соглашений по экономическому и техническому сотрудничеству, таких, таких, например, как о сооружении АЭС в Китае и Словакии, гидрокомплекса в Марокко, в последнее время сформировалась система государственной финансовой поддержки российских организаций, вступающих в конкурентную борьбу за получение заказов на строительство за рубежом на коммерческих условиях. Так, приняты правительственные решения о кредитном и гарантийном обеспечении отечественных экспортеров, участвующих на коммерческих условиях в тендерах на сооружение гидроэнергетического комплекса в Китае, модернизацию АЭС в Болгарии, строительство газопровода в Алжире.

Финансовая поддержка коммерческой инициативы внешнеэкономических объединений, специализирующихся на экспорте комплексного оборудования, создает дополнительное напряжение в реализации бюджетной политики государства. Тем не менее, проектом федерального бюджета на 1997 г. было предусмотрено финансирование этого вида экспорта в объеме около 400 млн. долл., что способствовало сохранению места России на мировых строительных рынках.

В 1996 г. был принят Государственной Думой и Федеральным Собранием закон «О защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». Этот закон приводит все действующие нормативные документы в данной области в соответствие с принципами и положениями ВТО и дает юридическую основу для введения не только защитных, но и антидемпинговых и компенсационных мер. Шаги, предпринимаемые Россией по защите своих производителей, встретили негативную реакцию и сопротивление со стороны иностранных фирм и ряда международных организаций, однако Россия, продолжая курс на либерализацию внешней торговли, будет вынуждена последовательно осуществлять меры по защите своих экономических интересов.

Внешняя торговля России со странами СНГ и дальним зарубежьем принципиально различается. В торговле с государствами Содружества цены остаются ниже мировых, хотя постепенно приближаются к ним. Поэтому рост товарооборота России со странами ближнего зарубежья часто объясняется именно ростом цен.

И все же постепенно внешнеторговый режим России становится более гибким, активнее реагируя на нововведения в развитии международных экономических отношений. При отсутствии монопольного руководства внешнеэкономической деятельностью со стороны государства государственный контроль усиливается.

Вместе с тем необходимо отметить, что предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явлений, преодоление которых могло бы способствовать более успешной работе. Так, законодательные акты по вопросам внешнеэкономической деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность. Приходится, как бы вслед разрабатывать различные инструктивные документы и нормативные акты. Эти подзаконные акты конкретизируют основные положения законодательных актов и разрабатываются МВЭС, Государственным таможенным комитетом, Центральным банком, Государственной налоговой службой.

Таким образом, ведомственные инструкции очень часто служат основными официальными материалами, регламентирующими проведение экспортных и импортных операций.

2. Важнейшие проблемы внешнеэкономической деятельности.

Хотя вопросы повышения эффективности внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно от экономики страны в целом. Можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь. К ним относятся:

    Завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;

    Совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства;

    Принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объекта экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг;

    Налаживание системы кредитования и страхования промышленного экспорта;

    Создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок;

    Формирование благоприятного правового климата для российского экспорта;

    Совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизы);

    Совершенствование системы контроля за безопасностью товаров поступивших по импорту в Россию;

    Решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированию их экономики за счет России и потери для федерального бюджета значительных сумм в валюте;

    Ускорение разработки программы по оптимальному включению Российской Федерации во внешнеэкономическую деятельность.

На рассмотрение высших государственных органов было выдвинуто предложение о том, чтобы введение в действие любых изменений в действующем законодательстве в области внешнеэкономической деятельности осуществлялось не ранее чем через шесть месяцев со дня их принятия или опубликования.

Торгово-промышленная палата РФ считает целесообразным привлекать специалистов территориальных торгово-промышленных палат как официальных экспертов при регистрации экспортных контрактов, что, к сожалению, и сейчас практикуется редко.

Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная программа развития экспорта, расставляющая приоритеты в экспортной деятельности на период до 2005 г. Эту программу следует рассматривать как важнейшее звено создания государственной поддержки экспорта. Как приоритетное направление в ней выделено расширение производства и вывоза готовых промышленных изделий, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке (тяжелое машиностроение, химия, черная и цветная металлургия и др.). рекомендовано так же предусмотреть в числе мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау возврат отечественным производителям уплаченного налога на добавленную стоимость после пересечения товаром границы, удостоверенного таможенными органами, снижение на 50% налога на прибыль, полученную от реализации экспортной продукции. Ставится так же вопрос о льготном кредитовании экспортных секторов экономики, в первую очередь машиностроительного экспорта, и предоставлений коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта централизованных валютных кредитов.

Программой предусмотрено бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств, правда, оговорено что речь идет об умеренном финансировании. При государственной поддержке экспорта средства из федерального бюджета выделяются путем кредитования.

Так, уже принят Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», принято Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию экономического и технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами». В последнее время приняты Постановления Правительства РФ от 16 марта 1997 г. №353 «Об упорядочении экспорта российской нефти», Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1997 г. №410 «О порядке регулирования тарифов и ставок сборов на железнодорожный транспорт в 1997 г.», Постановление Правительства РФ от 163 августа 1997 г. №1002 «О дополнительных мерах по обеспечению полноты поступления таможенных платежей в Федеральный бюджет» Постановление Правительства РФ от22 октября 1997 г. № 1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики».стимулирования экспорта Заключение Список... об установлении квот на экспорт товара. 3. Государственное стимулирование экспорта 3.1 Экспортные кредиты Экспортные...

  • Государственный бюджет Республики Казахстан: формирование и использование

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Числе высокотехнологичных производств; - создать систему государственного стимулирования экспорта товаров и капитала отечественными предприятиями в зарубежные...

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

    АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

    Кафедра менеджмента

    Курсовая работа

    Дисциплина: Государственное регулирование экономики

    «Государственное стимулирование экспорта в России»

    Рубцовск 2008

    Введение

    Глава 1. Развитие системы стимулирования экспорта в России

    1.1 Финансовые аспекты содействия экспорту

    1.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования

    1.3 Содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки

    Глава 2. Действующая в РФ система поддержки экспорта

    2.1 Финансовая поддержка экспорта

    2.2 Банк развития

    2.3 Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности в РФ

    2.4 Информационно-консультационная поддержка экспортеров

    Глава 3. Российский экспорт в 2007 году

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение

    Важной задачей, стоящей в данный момент перед Россией, является проведение целенаправленной политики по стимулированию экспорта в целом и в особенности высокотехнологичной продукции. Это возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации экспортного потенциала страны и проведению продуманной структурной и промышленной политики.

    С начала 90-х Правительство РФ практически отказалось от приоритетной поддержки наиболее развитых отраслей промышленности. Наиболее развитые отрасли, как правило, были связаны с оборонно-промышленным комплексом: авиастроение, ракетостроение, судостроение, производство простого вооружения, атомная энергетика, отдельные подотрасли химии и нефтехимии, а также определенные виды машиностроения и некоторые другие. Однако без поддержки правительственных структур предприятия указанных отраслей с трудом находят возможности для реализации своей продукции на внешнем рынке, а на внутреннем спроса на их продукцию мало. Декларируя программу конверсии предприятий, правительство не может обеспечить крупные оборонные заводы ни кредитные ресурсы, ни сбыт их продукции в случае удачной конверсионной реструктуризации. Внутри России с малой выгодой для государства используются современные формы международного сотрудничества.

    Объектом исследования курсовой работы является – Государственное стимулирование экспорта в России.

    Предмет исследования – российский экспорт.

    Целью курсовой работы является обозначение методов государственного стимулирования и поддержки российского экспорта.

    Методологической основой написания курсовой работы являются научные труды таких ученых как: В.А. Ачкасова, В.В.Мищенко, В.В.Покровская, Е.Ф. Прокушев, и др.

    Глава 1. Развитие системы стимулирования экспорта в России

    В условиях существовавшей в бывшем СССР государственной монополии внешней торговли необходимость организации специализированной системы поддержки экспорта практически отсутствовала, поскольку все затраты, связанные с осуществлением экспорта (как средства зарабатывания свободно-конвертируемой валюты) покрывались за счет бюджета страны. При этом практически весь российский экспорт, с одной стороны, нес в себе элементы субсидирования и осуществлялся через уполномоченные государственные внешнеторговые объединения, с другой стороны, осуществлялся на фоне разницы внутренних и экспортных цен.

    С началом радикальных экономических преобразований в 1992 году ситуация качественно изменилась. Политика либерализации предполагала использование преимущественно рыночных механизмов для развития и совершенствования структуры российского экспорта. В марте 1993 года была создана Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта, а в июле того же года принято решение об образовании Российского экспортно-импортного банка.

    Активное формирование государственной политики содействия экспорту началось со второй половины 1995 года под влиянием существенного ухудшения динамики экспорта. В это же время началась разработка первых программных документов по поддержке машинотехнической продукции.

    Содействие экспорту формально включало в себя меры в области финансового, налогового и таможенно-тарифного регулирования, а также механизмы организационной поддержки экспортеров.


    1.1 Финансовые аспекты содействия экспорту

    Финансирование экспорта за рамками технического содействия и военно-технического сотрудничества, представляющими собой весьма специфические виды деятельности, практически не осуществлялось. На протяжении всего переходного периода в России так и не была создана не просто эффективная, а и вообще работающая национальная система содействия экспорту. Принимаемые в этой области решения слабо подкреплялись делами и практически не финансировались.

    В период с 1993 по 1996 год был принят ряд нормативных актов, определивших основные направления государственной финансовой поддержки экспорта. Среди них:

    · предоставление Правительством Российской Федерации в лице Минфина России гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных предприятий и организаций;

    · гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков;

    · предоставление краткосрочных бюджетных ссуд экспортерам машинотехнической продукции.

    Предоставление краткосрочных бюджетных ссуд было фактически единственной формой государственной финансовой поддержки экспортеров.

    Еще одним предусмотренным, но не реализованным средством государственной финансовой поддержки экспорта являлось предоставление Правительством Российской Федерации в лице Минфина России гарантийных обязательств (финансовых средств в рублях и иностранной валюте, залога, платежных гарантий) под кредитные ресурсы, привлекаемые российскими банками (прежде всего Росэксимбанком) для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных предприятий и организаций. Подобные гарантии должны были выдаваться на платной основе (т.е. за пользование ими должны были начисляться проценты в пользу государства) и при условии обязательного долевого участия кредитных организаций, осуществляющих финансирование экспортоориентированных проектов.

    Учитывая нерешенность основных вопросов создания эффективной государственной системы поддержки экспорта, Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам в декабре 1998 г. было дано поручение Минторгу России совместно с Минэкономики России и Минфином России разработать проект Закона "О поддержке экспортоориентированных и импортозамещающих производств". Соответствующий проект был подготовлен и направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. В проекте в очередной раз была прописана система мер государственной финансовой поддержки экспортоориентированных производств в надежде на то, что таким образом удастся повысить статус соответствующей деятельности и обеспечить ее надлежащее финансирование из бюджетных средств.

    На рубеже 2000-2001гг. прорабатывался порядок предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации для проведения на конкурсной основе добровольного страхования экспортных кредитов, а также проект соответствующего постановления. Предполагалось, что предоставление государственных гарантий для страхования экспортных кредитов будет способствовать привлечению внебюджетных средств для реализации экспортных контрактов.


    1.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования

    Одной из основных проблем регулирования экспортных операций явилась проблема экспортной льготы, как на стадии льготирования экспортного оборота, так и в процессе возмещения НДС, уплаченного за приобретенные материальные ресурсы, используемые при производстве экспортной продукции (работ, услуг). При этом сложилась ситуация, при которой борьба с лжеэкспортом постепенно стала напоминать борьбу с самой льготой.

    В Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" предусматривалось освобождение экспортируемых товаров, работ, услуг от взимания НДС. Однако условия и порядок применения этой льготы непосредственно данным Законом не устанавливался. Процедура ее применения была установлена в Инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.1995 № 39.

    При этом порядок использования экспортной льготы по НДС, фактически установленный ведомственными нормативными правовыми актами, постоянно менялся в сторону ее ужесточения.

    Так, если до ноября 1995 года в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 07.12.1991 № 1 экспортеры имели право подтверждать льготу путем предъявления соответствующих документов о реализации товара вне территории Российской Федерации, то с ноября 1995 года, после принятия новой инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39, предъявление документов в соответствии с установленным перечнем стало обязательным.

    Данная ситуация еще более усугубилась тем, что несмотря на представление в налоговые органы всех документов, установленных инструкцией, предприятия-экспортеры сохраняли (и использовали) возможность реализации товаров, фактически предназначенных на экспорт, на территории Российской Федерации.

    Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран и, в последние годы, развивающихся стран, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействие национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта. Их основными элементами являются:

    1. Поддержка торгово-политическими мерами.

    2. Стимулирование экспортного производства в виде: налоговых льгот, субсидий, гарантирования частных вложений, льготных кредитов, предоставление грантов, поддержка инфраструктуры экспорта, стимулирование прямых иностранных инвестиций, субсидирования научно-исследовательских работ, создание свободных экономических зон.

    3. Прямая поддержка экспорта: экспортное кредитование, страхование торговли и инвестиций от экономических и политических рисков, налоговые и таможенные льготы, участие в уставном капитале фирм, созданных за рубежом, информационно-консультационное содействие, содействие выставочно-ярмарочной деятельности национальных фирм за рубежом, специальные меры содействия.

    В странах развитой рыночной экономики были впервые разработаны, апробированы и развиты методы и механизмы стимулирования национальных экспортеров. Эти методы разнообразны, они охватывают разные стороны хозяйственной и финансовой сферы экономики, соотношение многочисленных элементов системы достаточно подвижны, и это придает гибкость всей системе. Последняя измеряется в зависимости как от экономического положения государства и его роли на внешних рынках, так и от состояния мировых рынков, равно как и от возрастающего влияния международных организаций, определяющих и регулирующих международную торговлю и международную конкуренцию.

    Эволюция системы государственного стимулирования экспорта за рубежом охватывает значительный период времени и позволяет выделить несколько его этапов. Первый этап относится к 1950-м гг. послевоенного периода, и на этом этапе методы стимулирования сводились в основном к регулированию различными способами сбытовых цен. В следующем десятилетии – на втором этапе – преобладали усилия по созданию долговременной заинтересованности у производителей в экспорте своей продукции и освоении внешних рынков. На третьем этапе – 70-80-е гг. ХХ в. – главную свою задачу правительства разных стран видели в стимулировании создания и укрепили конкурентоспособность экспортной базы в первую очередь в машиностроении.

    Особенностью современного этапа развития механизма стимулирования экспорта является его комплексный характер: одновременно производится поощрение сбыта товара и беспрепятственного продвижения на внешние рынки, разработка новых видов товаров и развития их экспортного производства, предоставление новых видов международных услуг.

    Европейский опыт стимулирования экспортного производства целесообразно рассматривать на примере стран, имеющих заметные различия в развитии внешнеторговой деятельности, в частности Франции. Проводимая западноевропейскими странами экономическая политика по стимулированию экспортного производства и развитию экспорта имеет во многом схожие основы, связанные с интеграцией стран в единое общеевропейское хозяйство.

    Франция в области льготного кредитования экспорта придерживается положений международного соглашения об основных условиях предоставления экспортных кредитов. Страхование экспортных кредитов осуществляет частная французская компания по страхованию внешней торговли, используя для этого как собственные, так и государственные ресурсы. В последнем случае решение о предоставлении кредитов принимает Департамент по внешнеэкономическим связям Министерства экономики, финансов и промышленности на основе выводов межминистерской комиссии гарантий внешнеторговых кредитов, а также Компания по страхованию внешней торговли.

    При страховании кредитов от коммерческих рисков возмещается до 85 % понесенных потерь, а от политических – 90 %. Сроки погашения средне- и долгосрочных кредитов – от 2 до 10 лет. Предоставление льготных условий при финансировании экспорта осуществляется государством с использованием государственных средств и частных экспортных кредитов.

    В целом система кредитования и страхования экспорта Франции охватывает более трети национального экспорта. В итоге благоприятная система стимулирования экспортной деятельности позволила Франции за последние тридцать лет повысить вдвое долю своего товарного экспорта в ВВП страны, что сравнимо с аналогичным показателем других ведущих европейских стран.

    Сегодня основными механизмами поощрения экспорта стали: субсидирование, кредитование и страхование экспортно-импортных операций, налоговые льгот, стимулирование ввоза и вывоза капитала, активное участие государства в разработке, производстве и сбыте товаров, долгосрочное капиталовложение в экспортное производство.

    Таким образом, в настоящее время происходит многостороннее совершенствование методов стимулирования экспорта. Оно связано, прежде всего, с новыми тенденциями в развитии мировой торговли – значительным увеличением объема услуг, организацией новых форм экспортного производства, увеличением числа и расширением границ свободных экономических зон, включением во внешнеэкономическую сферу малых и средних предприятий.