Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она может совершенствоваться с появлением новых знаний в области экономики и планирования. Вместе с методологией планирования изменяются и ее структурные элементы. Наиболее существенным элементом методологии планирования являются принципы. К основным принципам планирования относятся:

1. Принцип единства, т.е. холизма, означающий, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости.

Принцип непрерывности, определяющий процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму -- третий и т. д.

Принцип гибкости, означающий способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях детальности и иметь определенные резервы.

Принцип точности, требующий обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя.

Принцип участия, означающий, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости -- специалисты извне и партнеры по бизнесу.

Второй существенный элемент методологии -- это методы планирования. К основным методам планирования относятся: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математическое моделирование.

Балансовый метод планирования характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой -- направления их использования.

Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя.

Нормативный метод планирования (или метод технико-экономических расчетов) использует нормативы и нормы.

Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений.

Сущность экономико-математического моделирования состоит в том, что оно позволяет с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях.

Следующий элемент методологии планирования -- показатели плана.

Показатель плана -- это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта. Показатели, используемые в экономических расчетах, могут быть классифицированы по различным основаниям.

По роли в управлении: директивные и расчетные;

По экономическому содержанию: натуральные, стоимостные, трудовые;

По отношению к деятельности: объемные (количественные) и качественные;

По отношению к соизмерителю: абсолютные и относительные;

По роли в экономической работе: прогнозные, плановые, ожидаемого выполнения и фактические.

По направленности: адресные и обезличенные;

По критерию математических вычислений: объемные, средние, приростные, предельные (дифференцированные), индексные.

По форме отчетности: оперативные, статистические, бухгалтерские.

Еще один элемент методологии планирования -- это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План -- реальный ориентир к действиям. И действия плана, требуют своих обоснований. Без них план никогда не станет реальностью. Надежды на то, что запланированная цель осуществится сама собой, маловероятны. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают:

развернутое описание необходимых действий;

ресурсное обеспечение;

перечень участвующих исполнителей (служб) и определение их дифференцированных задач;

сроки выполнения расчетных показателей.

Меры достижения целей плана требуют обоснования с организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. Эти стороны должны иметь экономическое содержание, т.е. необходимые ресурсы и ожидаемые результаты, выраженные в стоимостном эквиваленте. Понятно, что меры выполнения бизнес-плана по уровню разработанности будут отличаться от мер выполнения стратегического плана. Понятно, что данный элемент методологии планирования имеет свои особенности в каждом виде плана. Но обязательность его присутствия в плане не вызывает сомнений.

Типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер деятельности:

1. В сфере основного капитала:

поиск источников инвестиций на выгодных условиях;

модернизация, реконструкция и расширение деятельности;

увеличение доли активной части основных фондов;

меры повышения уровня автоматизации и механизации труда;

профилактический ремонт и своевременная замена изношенных частей оборудования;

применение оправданной ускоренной амортизации;

2. В сфере персонала:

новые системы мотивации труда;

меры повышения производительности труда;

применение нормативов и норм труда;

наем высококвалифицированных работников;

применение должностных инструкций;

развитие персонала, в том числе его обучение;

меры по соблюдению трудового законодательства;

создание атмосферы делового сотрудничества;

обязательное выполнение всех пунктов трудовых соглашений и договоров;

укрепление трудовой дисциплины;

снижение потерь рабочего времени.

3. В сфере менеджмента:

применение схем управления, адекватных условиям деятельности;

планирование карьеры сотрудников;

организация объединений объектов хозяйствования;

диверсификация деятельности, в том числе внедрение новых видов бизнеса;

развитие культуры объекта хозяйствования.

4. В сфере оборотного капитала:

ускорение оборачиваемости капитала в пределах нормы;

нормирование элементов капитала;

меры нормализации производственных и торговых запасов;

ускорение сроков доставки сырья, продукции и товаров;

уменьшение дебиторской задолженности;

увеличение доли собственного капитала;

использование капитала партнеров по бизнесу;

поиск кредитов на льготных условиях.

5. В сфере маркетинга, в том числе сбыта:

снижение звенности товародвижения;

стимулирование сбыта;

использование инструментов маркетинга;

поиск новых выгодных поставщиков;

совершенствование системы хозяйственных связей;

новые формы обслуживания;

расширение спектра платных услуг;

контроль за качеством продукции (товаров);

дизайн товара и его упаковки;

новые формы коммерции (мерчандайзинг, бонификация, брэндинг, паблик рилейшнз, директ-мейл, паблисити, торговые конкурсы, презентации, использование образцов товаров, купонов, зачетных талонов и др.).

6. В сфере рационализации издержек производства и обращения:

режим экономии, в том числе жесткий контроль за расходованием средств;

рациональное расходование средств;

ликвидация потерь от бесхозяйственности и расточительства;

снижение материалоемкости продукции;

исследование каждого вида затрат, по которым имеются неоправданный рост или перерасход.

Разработка мер выполнения плана включает также задания исполнителям -- работникам подразделений и служб, специалистам. В таких заданиях указываются основные подцели, т.е. задачи для исполнителей. Эти задачи рекомендуется излагать кратко, без детализации, что позволит в дальнейшем исполнителю самостоятельно определить необходимые конкретные действия сообразно обстановке и складывающимся обстоятельствам. Такой подход в сочетании с соответствующей мотивацией труда исполнителя плана повышает степень его самостоятельности, ответственности и творчества при выполнении задания. Эта самостоятельность должна быть лишь в определенных пределах, не превышающих должностные полномочия исполнителя плана.

Меры выполнения плана должны включать сроки исполнения. Это целесообразно делать посредством составления календарного плана, разработки сетевого графика или "дерева целей". Такой подход упорядочивает время начала и окончания работ, последовательность их выполнения, включает резервы времени, а также усиливает возможности мониторинга со стороны руководства.

Разработка мер выполнения плана, увязанная по исполнителям, определяет синергию объекта хозяйствования, т.е. сотрудничество между различными фирмами или подразделениями (службами) одной фирмы. Благодаря синергии создается продуманная взаимосвязь и зависимость исполнителей разного уровня и видов деятельности.

Меры выполнения плана включают смету расходов. Она может разрабатываться: а) для отдельных структурных подразделений; б) в целом по фирме на блок заданий плана, в) для отдельного исполнителя плана; г) на отдельное задание плана. Обязательна разработка общей по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация расходов сметы не должна мешать определенной степени свободы исполнителей плана при выполнении его заданий. Однако форма отчета об использовании средств должна позволять контролировать направления и размеры их расходования.

Решение любых проблем управления, следовательно, и планирования, имеет определенную логику. Под логикой планирования понимают упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы планирования, а также определение исходного пункта, отталкиваясь от которого они должны решаться и которому должен подчиняться весь процесс плановой работы.

определение и формулирование цели (или системы Целей), которые ставит перед собой в планируемом периоде субъект планирования (это отправной пункт логики планирования, ее главная идея);

анализ исходного уровня развития объекта планирования в период, предшествующий планируемому, и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода;

определение объема и структуры потребностей общества (или его подсистем -- отрасли, предприятия и т. п.) в планируемом периоде, в результатах функционирования соответствующих объектов планирования;

выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода и вновь создаваемых в планируемом периоде;

согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально-экономических подсистем различного уровня путем преодоления временных противоречий, несоответствий между ними на основе шкалирования, ранжирования потребностей, и подготовка управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов.

Под методологией планирования и прогнозирования понимается си подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования.

Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

Применительно к экономике Республики Беларусь методология планирования и прогнозирования должна обеспечить достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. Это во- первых. Во-вторых, она должна ориентировать развитие экономики республики в соответствии с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста, предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально-результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологи принципы, под которыми понимаются исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, определенную структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.

Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов и прогнозов.

Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.

Методика представляет собой совокупность рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей плана и прогноза. Она носит частный характер, находится в соподчинении с методологией планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика.

Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов.

Главной идеей логики планирования и прогнозирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики можно отнести следующее:

Формулированиесистемы целейпланирования и прогнозирования;

Анализ исходного уровня, т.е. состояние прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня ее развития;

Изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периоде;.

Определение ресурсов общества тех, которые есть и которые могут быть созданы в плановом, либо. прогнозном периоде;

Согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.

Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии планирования и методологии прогнозирования, о принципах и методах планирования и принципах и методах прогнозирования. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикатное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения. 2.2.

по дисциплине: «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

на тему : «Понятие методологии планирования, ее составные элементы.»

Студентка: Смирнова Яна

Факультет: Финансы и кредит

Группа: 13СП (ФК)

Лич.дело:100.28/130291

Преподаватель: Нигматуллин Р.Г.

    Понятие методологии планирования, ее составные элементы………..3

    1. Понятия и принципы методологии планирования………………….3

    Элементы методологии планирования…………………………………11

Список литературы………………………………………………………….14

  1. Понятие методологии планирования, ее составные элементы.

    1. Понятие и принципы методологии планирования.

Под методологией планирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений, а также логика планирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, развивающихся и совершенствующихся по мере развития самой экономической теории.

Важнейшими составными элементами методологии планирования являются методологические принципы, под которыми понимаются исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов. Они обеспечивают: целенаправленность, целостность, определенную структуру и логику разрабатываемых планов. Методы планирования – способы, приёмы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов.

Макроэкономическое планирование - это научное предвидение уровня развития и результатов функционирования общественного производства, основанное на установлении закономерностей и тенденций социального и научно-технического прогресса, накопленного опыта и хозяйственной практики, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Научной основой макроэкономического планирования является экономическая теория. Макроэкономическая теория - это наука, исследующая экономику как целое, а также важнейшие ее сектора (домохозяйства, бизнес, государственный сектор и т.д. или по другой классификации промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынок, потребительский рынок и т.д.) и использующая для этого агрегированные макроэкономические показатели и их связи.

План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Частью макроэкономической теории является теория планирования, исследующая принципы на которых строится общегосударственное планирование и посредством которых осуществляется система принятия решений о предстоящем социально- экономическом развитии. Теория планирования имеет три составляющие: методологическую, социально-экономическую и организационную.

Методология планирования - система принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений. Методология базируется на экономической теории, изучающей законы и закономерности развития общества, тенденции воспроизводственных процессов и др. Составными элементами методологии планирования являются принципы, методы, методика, логика планирования.

Социально-экономическое направление обеспечивает изучение и познание действия экономических и социальных законов расширенного воспроизводства с целью реализации их в экономической политике государства.

Организационное направление - исследует и разрабатывает технологию разработки планов, структуру плановых органов и т.д.

Принципы планирования являются исходными положениями теории макроэкономического планирования. В качестве основных выделяют следующие принципы планирования: научной обоснованности, социальной направленности и приоритета общественных потребностей, повышения эффективности общественного производства, пропорциональности, приоритетности, согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.

Принцип научной обоснованности плановые решений - предполагает учет законов и закономерностей развития природы и общества, законов мышления, применение методов математического моделирования в процессе разработки планов.

Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует, прежде всего, исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей общества должно быть исходной позицией общегосударственных планов - экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип повышения эффективности общественного производства предполагает реализацию целей и задач планирования с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда.

Принцип пропорциональности и сбалансированности - предполагает формирование пропорций, отвечающих интересам всего общества, на основе сбалансированной структуры общественного производства. Пропорции общественного производства с одной стороны формирует рыночный механизм, с другой государство посредством планирования формирует его рациональную структуру исходя из интересов общества. Пропорциональность и сбалансированность общественного производства достигается посредством:

    установления эквивалентного обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;

    достижения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;

    рационального соотношения между разумными потребностями и имеющимися ресурсами;

    паритетом интересов различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества и др.

Реализация этого принципа в планировании позволяет поддерживать материально-вещественные и стоимостные пропорции в целом по народному хозяйству, а также межотраслевые, отраслевые, территориальные и др. пропорции.

Принцип приоритетности - предполагает необходимость выбора приоритетных направлений решения важнейших общегосударственных проблем экономики, вызванных ограниченностью располагаемых ресурсов.

Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач - позволяет обеспечить непротиворечивость достижения текущих целей и задач социально- экономического развития с достижением стратегических целей. Он реализуется посредством системы долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.

Методы планирования - совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование различных планов. К основным методам планирования относят: балансовый, нормативный различные математические методы, а также программно-целевой метод.

Методология планирования находит отражение: в нормативных документах, методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению планов, формах, системе плановых показателей и способах их обоснования.

Составной частью методологии планирования является методика планирования, представляющая собой совокупность конкретных способов, приемов, расчетов, необходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана, их координации и увязки.

Важнейшим элементом методологии планирования является логика и технология планирования.

Логика планирования - это система представлений об этапах проведения плановых расчетов; упорядоченная последовательность действий, связанных с разработкой планов. Она конкретизирует методологию народнохозяйственного планирования и служит основой для разработки технологии планирования.

Под технологией планирования понимается - совокупность процедур сбора планово-экономической информации, обработки, структуры разделов планов, состава показателей, форм разработки и других средств, обеспечивающих процесс составления планов и контроля их выполнения.

Процесс разработки планов, организации осуществления планов, корректировки и контроля за их выполнением, включает в себя выбор и обоснование целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

    определяются общественные потребности и их структура;

    определяются потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах;

    обосновывается наиболее рациональные направления использования ресурсов во взаимосвязи с текущими и перспективными потребностями;

    обеспечивается сбалансированность развития отдельных отраслей народного хозяйства (материального производства, непроизводственной сферы и др.), регионов, краев областей и др.;

    исследуются направления повышения эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов.

Планирование является видом управленческой деятельности, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, и является функцией собственника или уполномоченного им лица. Необходимость планирования обусловлено потребностями интеграции, углубляющимся разделением труда и не зависит от формы собственности или хозяйствования. Всякий целенаправленный процесс развития производительных сил и производственных отношений требует планирования и предвидения последствий.

В условиях рыночной экономики государство вынуждено планировать следующие сферы деятельности:

    использование природных ресурсов;

    поступление доходов от имущества юридических и физических лиц;

    налоговые ставки и поступление налогов в бюджет от производства и оборота товаров;

    бюджетные расходы на содержание госаппарата;

    закупки продукции для государственных нужд;

    финансовую поддержку отраслям, регионам, отдельным категориям граждан, иностранным государствам;

    привлечение, погашение и обслуживание государственных займов;

    приобретение, продажу, использование государственного имущества;

    деятельность госпредприятий и др.

Как показывает практика, развитые государства перераспределяют до половины и даже более ВВП. Ясно, что подобное планирование общественного сектора само по себе является макропланированием в урезанном виде. 1

Разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах. Основополагающим принципом прогнозирования является принцип альтернативности, который требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив). Согласно этому принципу, в основу должен браться наилучший вариант из двух или нескольких возможных вариантов. Этот принцип исходит из сущностных характеристик прогноза и связан с возможностями развития экономики и ее звеньев по разным траекториям.

К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности,

комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.

Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели. Он позволяет расчленить любую систему на множество подсистем (экономика делится на комплексы, последние - на подкомплексы и т.д.). Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.

В связи с непрерывностью экономического развития, совершенствованием производства на базе развития науки и техники должен соблюдаться принцип непрерывности планирования , т.е. преемственности прогнозов, планов. В соответствии с этим принципом должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспекта и увязываться между собой. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные - исходя из показателей среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться и продлеваться на соответствующий период. Это обусловлено возникновением, но вых потребностей общества, крупными изменениями в технике и по другим причинам.

Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т.е. был бы направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись бы отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в целом. Этот принцип позволяет сосредоточить ресурсы на главных направлениях развития экономики и решении проблем общегосударственного значения. Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с принципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. При обеспечении приоритета в развитии важнейших отраслей должно предусматриваться соответствующее развитие всех других отраслей. С этими принципами в тесной связи должен реализовываться принцип социальной ориентации, требующий обеспечения приоритетного решения социальных проблем.

С целью обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики должен соблюдаться принцип оптимальности . Термин “оптимальный” означает наилучший, т.е. из всех возможных вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный. Оптимальность непосредственно связана с повышением эффективности производства. Оптимальный - это такой вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение нужд народного хозяйства и населения при имеющихся ресурсах с учетом их рационального использования.

Этот принцип реализуется путем развития оптимального планирования, которое базируется на использовании ЭВМ, экономико-математическом моделировании и решении оптимизационных задач в рамках АСУП, ИСГРЭ и ОАСУ. Решение указанных задач связано с определением критерия оптимальности, с учетом которого должна осуществляться оценка различных вариантов и выбираться оптимальный вариант.

Принцип адекватности целесообразно в большей мере рассматривать применительно к моделированию социально-экономических процессов. Экономико-математические модели, используемые в процессе прогнозирования развития экономики и оптимального планирования, должны быть адекватными, т.е. отражать реальные процессы. От этого во многом зависят результаты прогнозных и плановых расчетов. 2

Сбалансированное и пропорциональное развитие экономики возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого принципа заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения.

По форме и содержанию различают директивное и индикативное планирование.

Директивные планы имеют обязательный характер и выступают в виде законов. Директивные показатели макроэкономических планов должны быть адресными, т.е. определять плановый уровень отдельных показателей, и быть адресованными конкретным исполнителям.

Индикативные планы носят рекомендательный характер, однако субъекты хозяйствования должны учитывать рекомендуемый уровень показателей индикативных планов в своей деятельности. Индикативные показатели должны ориентировать субъектов хозяйствования на выполнение плановых заданий в рамках основных направлений государственной экономической и социальной политики.

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

Под методологией планирования и прогнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

Применительно к экономике Республики Беларусь методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. Это - во-первых. Во-вторых, она должна ориентировать развитие экономики республики в соответствии с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста, предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально-результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы - исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.

Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых разрабатывает и обосновывает планы и прогнозы.

Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений.

Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей. Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят:

формирование системы целей планирования и прогнозирования; анализ исходного уровня, т.е. состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периодах; определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в плановом либо прогнозном периоде; согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.

Несмотря на общность методологических основ, о методологии, принципах, методах планирования, прогнозирования можно говорить с определенной степенью условности. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения.

Под методологией планирования и прогнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов, и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

Применительно к экономике методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. Это -- во-первых. Во-вторых, она должна ориентировать развитие экономики республики в соответствии с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста, предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально-результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы - исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.

Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых разрабатывает и обосновывает планы и прогнозы.

Основные методы разработки макроэкономических планов:

1. Методы планирования - составная часть методологии планирования представляют из себясовокупность способов и приемов, применяемых в процессе конкретных плановых расчетов на разных уровнях народнохозяйственного планирования, позволяющие реализовать его принципы. Наибольшее применение в практике планирования получили следующие методы разработки планов˸ балансовый, нормативный, экономико-математические и программно-целœевой методы.

2. Балансовый метод применяется для взаимоувязки объёма и структуры общественных потребностей с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также взаимного согласования всœех разделов и показателœей планов. Он используется, прежде всœего, как инструмент обеспечения планомерности, пропорциональности, научной обоснованности пропорций воспроизводства, отраслевой и территориальной структуры общественного производства. Сущность балансового метода состоит в разработке системы балансов, соответствующих многообразию планируемых пропорций˸ народнохозяйственных, межотраслевых, внутриотраслевых, территориальных и др.

3. Нормативный метод основан на разработке и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающих достижения научно-технического прогресса и важнейшие цели развития экономики.

4. Экономико-математические методы применяются для оптимизации планов, анализа и оценки различных вариантов развития, более точной и развернутой характеристики важнейших народнохозяйственных связей. Вместе с тем, применение экономико-математических методов дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов. 3

Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений. В макроэкономическом планировании используют такие показатели, как натуральные, стоимостные; количественные, качественные; абсолютные, относительные; директивные, индикативные; фактические, реальные и сравнительные.

Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей. Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика.

Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов.

К основным составляющим логики относят:

    формирование системы целей планирования и прогнозирования;

    анализ исходного уровня, т.е. состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития;

    изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периодах;

    определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в плановом либо прогнозном периоде;

    согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений. 4