В современной литературе по теории принятия решений существуют разные подходы к классификации методов обоснования управленческих решений. Один из самых распространенных способов классификации представлено на рис 113:

Рис 113. Классификация методов обоснования управленческих решений

Согласно этому способу все методы обоснования управленческих решений делятся на количественные и качественные

Количественные методы (или методы исследования операций) применяют, когда факторы, влияющие на выбор решения, можно количественно определить и оценить

Качественные методы используют тогда, когда факторы, определяющие принятие решения, нельзя количественно охарактеризовать или они не поддаются количественному измерению вообще. К качественным методам относятся ь, в основном, экспертные методи.

Количественные методы в зависимости от характера информации, которую имеет тот, кто принимает решения, делятся на:

1) методы, применяемые в условиях однозначной определенности информации о ситуации принятия решения (аналитические методы и частично методы математического программирования);

2) методы, применяемые в условиях вероятной определенности информации о ситуации принятия решения (статистические методы и частично методы математического программирования);

3) методы, применяемые в условиях неопределенности информации о ситуации принятия решения (теоретико-игровые методы, которые зависят от того, что вызывает неопределенность ситуации: объективные обстановки ини или сознательные действия противника; делятся на методы теории статистических решений и методы теории игр.

Дадим общую характеристику каждой из приведенных групп методов

Аналитические методы характеризуются тем, что устанавливают аналитические (функциональные) зависимости между условиями решения задачи (факторами) и ее результатами (принятым решением). К аналитическим принадлежит ш широкая группа методов экономического анализа деятельности фирмы (например, построение уравнения безубыточности и нахождение точки безубыточности).

Статистические методы основываются на сборе и обработке статистических материалов. Характерной особенностью этих методов является учет случайных влияний и отклонений. Статистические методы включают методы теории и речи верности и математической статистики. В управлении широко используют такие методы этой группы: корреляционно-регрессионный анализ; дисперсный анализ; факторный анализ; кластерный анализ, методы статистического ного контроля качества и надежности тощощо.

Методы математического программирования. Математическое программирование - это раздел математики, который содержит теорию и методы решения условных экстремальных задач с несколькими переменными. В задачах математического прогр рамування необходимо выбрать значение переменных (т.е. параметров управления) так, чтобы обеспечить максимум (или минимум) целевой функции при определенных ограничениях. Наиболее широко методы математического программу ния применяются в сферах планирования номенклатуры и ассортимента изделий; определении маршрутов изготовления изделий; минимизации отходов производства; регулировании запасов; календарном планировании в иробництва тощощо.

Методы теории статистических решений используются, когда неопределенность ситуации обусловлена??объективными обстоятельствами, которые либо неизвестны, либо носят случайный характер

Теория игр используется в случаях, когда неопределенность ситуации обусловлена??сознательными действиями умного противника. Подробнее теоретикоигрови методы рассматриваются ниже

Конкретными инструментами реализации методов обоснования управленческих решений, которые широко используются на практике, являются: прогнозирование, платежная матрица,"дерево решений"

Под прогнозом понимают обоснованное утверждение о возможном состоянии объекта в будущем, об альтернативных путях достижения такого состояния. Прогнозирование управленческих решений тесно связано с планирования ям. Прогноз в системе управления является перед плановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управленияня.

Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития проблемных ситуаций

В научной литературе приводятся различные классификации методов прогнозирования. Практическое применение тех или иных методов определяется такими факторами, как объект прогноза, точность прогноза, наличие вы ихиднои информации. Среди методов прогнозирования управленческих решений выделяют количественные и качественные. К первой группе относят: нормативный метод; параметрический метод, метод экстраполяции; индексный м етотод.

Ко второй группе методов относят: экспертный метод; функциональный метод, метод оценки технических стратегий

Метод платежной матрицы позволяет дать оценку каждой альтернативы как функции различных возможных результатов реализации этой альтернативы

Основными условиями применения метода платежной матрицы являются:

Наличие нескольких альтернатив решения проблемы

Наличие нескольких ситуаций, которые могут иметь место при реализации каждой альтернативы

Возможность количественно измерить последствия реализации альтернатив

В концепции платежной матрицы ключевым является понятие"ожидаемого эффекта"Ожидаемый эффект - это сумма возможных результатов ситуаций, которые могут возникнуть в процессе реализации альтернативы, умноженных на имя мовирнисть наступления каждой из них. В методе платежной матрицы критически важна точная оценка вероятностей возникновения ситуации в процессе реализации альтернативы альтернатив.

Метод «дерева решений» предусматривает графическое построение различных вариантов действий, которые могут быть осуществлены для решения существующей проблемы:

1) три поля, которые могут повторяться в зависимости от сложности самой задачи:

а) поле действий (поле возможных альтернатив). Здесь перечислены все возможные альтернативы действий по решению проблемы;

б) поле возможных событий (поле вероятностей событий). Здесь перечислены возможные ситуации реализации каждой альтернативы и определены вероятности возникновения этих ситуаций;

в) поле возможных последствий (поле ожидаемых результатов). Здесь количественно охарактеризованы последствия (результаты), которые могут возникнуть для каждой ситуации;

2) три компонента:

а) первая точка принятия решения. Она, как правило, изображена на графике в виде четырехугольника и указывает на место, где должно быть принято окончательное решение, то есть место, где должен быть сделан выбо ир курса действий;

б) точка возможностей. Она, как правило, изображается в виде круга и характеризует ожидаемые результаты возможных событий;

в)"ветви дерева"Они изображаются линиями, которые ведут от первой точки принятия решения к результатам реализации каждой альтернативы

Идея метода «дерева решений» состоит в том, что, продвигаясь ветвями дерева в направлении справа налево (т.е. от вершины дерева к первой точке принятия решения), следует:

б) затем, сравнивая эти ожидаемые выигрыши, сделать окончательный выбор наилучшей альтернативы

Использование этого метода предполагает, что вся необходимая информация об ожидаемых выигрышах для каждой альтернативы и вероятности возникновения всех ситуаций была собрана заранее. Метод «дерева решений» с применяют на практике в ситуациях, когда результаты одного решения влияют на последующие решения, то есть, как говорят, для принятия последовательных решенийвних рішень.

Теоретико-игровые методы. В большинстве случаев для принятия управленческих решений используется неполная и неточная информация, которая и образует ситуацию неопределенности. Для обоснования решений в условиях н неопределенности использують:

1) методы теории статистических решений (игры с природой);

2) методы теории игр

Модель задачи теории статистических решений можно описать так: если существует S = (S1, S2, Sn) - совокупность возможных состояний природы, а. Х - (XI,. Х2, хm) - совокупность возможных стратегий руководителя тогда составим матрицу, каждый элемент которой R, является результатом i-й стратегии по j-ого состояния природы. В процессе принятия решения необходимо на основе имеющихся сведений выбрать такую??стратегию, которая обесп ечить максимальный выигрыш при любых состояний природы. Итак, в задачах теории статистических решений уже существует оценка реализации каждой стратегии для каждого состояния природы. Однако совершенно неизвестно, какой из с танив природы реально возникать. Для решения таких задач используются следующие критерии критерії:

1. Критерий пессимизма (критерий. Уолд). Согласно критерию пессимизма для каждой стратегии существует худший из возможных результатов. При этом выбирается такая стратегия, которая обеспечивает лучший из слабо ших результатов, т.е. обеспечивает максимальный из возможных минимальных результатов. Критерий пессимизма в математически формализованном виде можно представить тактак:

2. Критерий оптимизма. Согласно этому критерию, для каждой стратегии есть наилучший из возможных результатов. С помощью критерия оптимизма выбирается стратегия, которая обеспечивает максимальный результат из числа максимально возможныхих:

3. Критерий коэффициента оптимизма (критерий. Гурвица). В реальности лицо, принимающее решение, не является абсолютным пессимистом или абсолютным оптимистом. Обычно она находится где-то между этими крайними по озициямы. Согласно таких предсказаний и используется критерий коэффициента оптимизма. Для математической формализации коэффициента оптимизма в его формуле вводится коэффициент. Я, характеризующий (в долях единицы) степень ощущения лицом, принимающим решение, что она является оптимистом. Выбирается при этом стратегия, которая обеспечиваетпечує:

4. Критерий. Лапласа. С помощью трех предыдущих критериев стратегия выбиралась, исходя из оценки результатов состояний природы, и практически не учитывались вероятности возникновения таких состояний. Критерий и. Лапласа предусматривает расчеты ожидаемых эффектов от реализации каждой стратегии, т.е. суммы возможных результатов возникновения каждого состояния природы, взвешенных на вероятности появления каждого из них выбирает ется при этом стратегия, которая обеспечивает максимальный ожидаемый эффектект:

5. Критерий сожаления (критерий. Сэвиджа). Использование этого критерия предусматривает, что лицо, принимающее решение, должно минимизировать свои потери при выборе стратегии. Иными словами, она минимизирует свою потенций йну ошибку при выборе неправильного решения. Использование критерия сожаления предусматриваетчає:

Построение матрицы потерь. Потери (bij) при этом рассчитываются отдельно для каждой стратегии по формуле:

Выбор лучшей стратегии по формуле:

Использование теории игр. Организации обычно имеют цели, которые противоречат целям других организаций-конкурентов. Поэтому работа менеджеров часто заключается в выборе решения с учетом действий конкурентов. Для в решения таких проблем предназначены методы теории игогор.

Теория игр - это раздел прикладной математики, изучающий модели и методы принятия оптимальных решений в условиях конфликта

Под конфликтом понимают такую??ситуацию, в которой сталкиваются интересы двух или более сторон, преследующих различные (чаще противоречащие) цели. При этом каждое решение должно приниматься в расчете на р разумного противника, который пытается навредить другому участнику игры достичь успеху.

С целью исследования конфликтной ситуации строят ее формализованную упрощенную модель. Чтобы построить такую??модель, необходимо четко описать конфликт, т.е.:

1) уточнить количество участников (участники или стороны конфликта называются игроками);

2) указать на все возможные способы (правила) действий для игроков, которые называются стратегиями игроков;

Основную задачу теории игр можно сформулировать так: определить, какую стратегию должен применить умный игрок в конфликте с умным противником, чтобы гарантировать каждому из них выигрыш, притом так, что в отклонение любого из игроков от оптимальной стратегии может только уменьшить его в игре.

Центральное место в теории игр занимают парные игры с нулевой суммой, т.е. игры, в которых;

Участвуют только две стороны;

Одна сторона выиграет ровно столько, сколько проигрывает другая

Такой равновесный выигрыш, на который имеют право рассчитать обе стороны, если они будут придерживаться своих оптимальных стратегий, называется ценой игры. Решить парную игру с нулевой суммой означает ае найти пару оптимальных стратегий (одну для первого игрока, а вторую - для второго) и цену декабреи.

Две компании Y и Z с целью увеличения объемов продаж продукции разработали следующие альтернативные стратегии:

Компания Y:

Y1 (уменьшение цены продукции);

Y2 (повышение качества продукции);

YЗ (предложение более выгодных условий продажи)

Компания Z

Z2 (открытие новых дистрибьюторских центров);

Z3 (увеличение количества торговых агентов)

Выбор пары стратегий Yi, и Z i определяет результат игры, который обозначим как. Аy и считать его выигрышем компании. В. Теперь результаты игры для каждой пары стратегий. В. ИZ можно записать в виде матрицы, в которой т строк и п столбцов. Строки отвечают стратегиям компании Y, а столбцы - стратегиям компании ZZ:

Таблица 112. Платежная матрица игры

СтратегииY СтратегииZ
Z1 Z2 Z3
Y1 А11 А12 А13
Y2 А21 А22 А23
А31 А32 АЗЗ

Если игра записана в таком виде, это означает, что она приведена к нормальной форме

Для решения игры рассчитаем верхнюю и нижнюю цену игры и вычислим седловую точку

Нижнюю и верхнюю цену игры находим, руководствуясь принципом осторожности, согласно которому в игре нужно вести себя так, чтобы при наихудших для тебя действиях противника получить наилучший результат (уже известный и нам критерий пессимизма.

Чистые стратеги - это пара стратегий (одна - для первого игрока, а вторая - для второго игрока), которые перекрещиваются в седловой точке. Седловая точка в этом случае и определяет цену игры

Игры, которые не имеют седловой точки, на практике встречаются чаще. Доказано, что и в этом случае решение всегда есть, но оно находится в пределах смешанных стратегий. Найти решение игры без седловой точки ки означает определение такой стратегии, которая предусматривает использование нескольких чистых стратегииій.

В играх с седловой точкой отклонения одного игрока от своей оптимальной стратегии уменьшает его выигрыш (в лучшем случае выигрыш остается неизменным)

В играх, которые не имеют седловой точки, ситуация иная. Отходя от своей оптимальной стратегии, игрок имеет возможность получить больший выигрыш за нижнюю цену игры. Но такая попытка

связана с риском: если второй игрок угадает, какую стратегию применил первый, тогда он также отступит от своей ми-нимакснои стратегии. В результате выигрыш первого игрока будет меньше нижнюю цен на игры. Единственная возможность помешать противнику угадать, какая стратегия используется - это применить несколько чистых стратегий. Отсюда появляется понятие"смешанная стратегияратегія".

Экспертные методы принятия решений применяются в случаях, когда для принятия управленческих решений невозможно использовать количественные методы. Чаще всего на практике применяют такие экспертные мето оды:

1) метод простого ранжирования;

2) метод весовых коэффициентов

Метод простого ранжирования (или метод предоставления преимущества) состоит в том, что каждый эксперт обозначает признаки в порядке предпочтения. Цифрой 1 обозначается важнейший признак, цифрой 2 - следующая за сту под корень важности тощо.

Оценки признаков (a ij), полученные от каждого эксперта, сводятся в табл 113 до такого вида:

Таблица 113. Метод простого ранжирования

1

В данной статье представлены результаты исследований по формированию методики обоснования рационального состава комплекса средств технического диагностирования (ТД) критичных элементов оборудования стартовых комплексов. Основное внимание уделяется методам построения математической модели обоснования рационального варианта построения комплекса средств технического диагностирования наземного технологического оборудования (НТО) ракетно-космических комплексов (РКК) в условиях неопределенности с учетом особенностей формирования полного множества вариантов построения; уточнением основных типов частных показателей и их физической природы; выбором способа оценивания значений коэффициентов важности частных показателей; анализом возможных способов формирования оценок частных показателей. Показано, что при построении математической модели многокритериальной целочисленной оптимизации с использовани-ем нечетких исходных данных о характеристиках объектов, средств и условий диагностирования существенным преимуществом по сравнению с известными обладают модели, разработанные с использованием метода ранжирования по максимальному удалению (РМУ) и его модификаций.

методы ранжирования

ракетно-космические комплексы

техническое диагностирование

1. Айзерман М.А., Алескеров Ф.Т. Выбор вариантов: основы теории. - М. : Наука, 1990. - 240 с.

2. Алексеев А.В. Интерпретация и определение функций принадлежности нечётких множеств // Методы и системы принятия решений / Рижск. политехн. инст. - Рига: Изд-во РПИ, 1979. - С. 42-50.

3. Борисов А.Н., Вульф Г.Н., Осис Я.Я. Методика оценки функций принадлежности элементов размытого множества // Кибернетика и диагностика. - Рига: Знание, 1970. - Вып. 4. - С. 125-134.

4. Борисов А.Н., Крумберг О.А., Федоров И.П. Принятие решений на основе нечетких моделей: примеры использования. - Рига: Зинатне, 1990. - 184 с.

5. Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечёткой исходной информации. - М. : Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1981. - 208 с.

Введение

При организации и осуществлении мониторинга технического состояния образцов ракетно-космической техники и составных частей объектов наземной космической инфраструктуры возникает необходимость выявления разнообразных дефектов в элементах оборудования.

Под дефектом понимается каждое отдельное несоответствие продукции требованиям нормативно-технической документации [ГОСТ 17-102].

Постановка задачи исследования

Представим множество вариантов решений по формированию рационального состава комплекса средств технического диагностирования отдельно взятого элемента наземного технологического оборудования ракетно-космического комплекса в виде некоторого конечного множества альтернатив:

A { n } = {a 1 , ..., a n }. (1)

Сравнительную предпочтительность альтернатив будем оценивать с помощью частных показателей K 1 , ..., K s , s > 1. Тогда s -мерная оценка каждой альтернативы a i , i Î {1, ..., n } может быть представлена вектором:

X i < s > = (x i 1 , ..., x is ). (2)

При сравнении альтернатив могут возникать следующие ситуации:

1) альтернатива a i не менее a j (a i a j ), если X i < s > ≥ X j < s > , т.е. x iv x jv , v {1, ..., s };

2) альтернатива a i более предпочтительна, чем альтернатива a j (a i » a j ), если X i < s > > X j < s > , т.е. x iv x jv , и хотя бы для одного v x iv > x jv ;

3) альтернатива a i недоминируема , если не существует альтернативы a j {a 1 , ..., a n } такой, что a j » a i .

Естественно, что наиболее предпочтительная среди альтернатив a 1 , ..., a n относится к числу недоминируемых. Недоминируемые альтернативы образуют так называемое множество Парето .

Методы ранжирования недоминируемых альтернатив

При выборе наиболее предпочтительных альтернатив, как правило, недостаточно ограничиться указанием множества Парето, которому может принадлежать слишком много альтернатив. Поэтому необходимо использовать другие дополнительные методы сравнительной оценки альтернатив, связанные с построением на множестве Парето отношения предпочтения. Данные методы можно условно разделить по способу ранжирования на три группы (рис. 1).

Рис. 1. Основные методы ранжирования недоминируемых альтернатив.

Метод лексикографического упорядочения целесообразно использовать, когда частные показатели K 1 , ..., K s , характеризующие альтернативы, таковы, что их относительная важность измерима в порядковых шкалах, причем K 1 существенно важнее всех остальных частных показателей, K 2 - всех остальных, за исключением K 1 , и т.д.

В этом случае, если a i » a j по K 1 , то a i » a j независимо от оценок по остальным частным показателям K 2 , ..., K s . Если же оценки альтернатив совпадают по первым r частным показателям и различаются по (r +1)-му частному показателю, то более предпочтительной в этом случае является альтернатива, более предпочтительная по (r +1)-му частному показателю.

Легко заметить, что при лексикографическом упорядочении все альтернативы являются строго проранжированными. Одинаково предпочтительными могут оказаться лишь альтернативы с совпадающими векторами оценок. В случае лексикографического упорядочения оказывается легко решаемой задача выбора заданного числа наилучших альтернатив. Для этого достаточно выбрать нужное число первых альтернатив в их лексикографическом упорядочении.

Однако далеко не всегда частные показатели оценивания альтернатив K 1 , ..., K s настолько неравноценны, настолько несоизмеримы по важности. Более типична ситуация, когда важность частных показателей является сопоставимой. В этом случае целесообразно применить различные методы свёртки - построения обобщённого критерия либо, если обобщённый критерий нельзя построить, методы упорядочения без обобщённого критерия.

Методы упорядочения с обобщённым критерием отличаются по способам формирования обобщённого критерия. Наиболее распространены линейные обобщённые критерии, которые строятся в предположении об аддитивности, однородности частных показателей, сопоставимости их по относительной важности и независимости.

Предположение об аддитивности частных показателей означает, что более предпочтительной является альтернатива, у которой выше значение суммы значений частных показателей. В этом случае предполагается, что для лица, принимающего решение, существенным обстоятельством является факт суммарного превосходства альтернативы по всей совокупности рассматриваемых показателей. Однородными считаются показатели, измеряющие интенсивность свойств одной и той же природы. В случае когда показатели таковыми не являются, их необходимо преобразовать в однородные. Сопоставимость по относительной важности для частных показателей означает, что их важность может быть сравнима с использованием количественных шкал (в отличие от порядковых при лексикографическом упорядочении).

Одним из наиболее важных предположений о характере частных показателей при использовании обобщённого критерия является предположение об их независимости.

При соблюдении указанных предположений процедура сравнительной оценки многокритериальных альтернатив сводится к построению обобщённого линейного критерия:

, (3)

где α 1 , ..., α s - есть весовые коэффициенты частных показателей K 1 , ..., K s , отражающие результаты сравнительной оценки частных показателей по важности.

Лучшей признаётся альтернатива a i , для которой

Если необходимо выбрать k лучших альтернатив, то ими будут k альтернатив, получивших наибольшие оценки по критерию (3).

Несмотря на достаточную наглядность критерия (3) и простоту его применения на практике, линейный обобщённый критерий не всегда может быть сформирован. В частности, при решении задач выбора вариантов построения комплекса средств ТД некоторые показатели эффективности комплекса являются зависимыми (например, ресурсоемкость в общем случае косвенно зависит от значений показателей результативности и оперативности). Кроме того, не всегда обоснованным представляется применение в этих задачах принципа аддитивности частных показателей.

Отсутствие обобщённого критерия существенно усложняет сравнительную оценку предпочтительности многомерных альтернатив. В этом случае обычно применяются методы упорядочения без обобщённого критерия.

Одним из известных методов из этой группы является так называемый метод ЭЛЕКТРА . В данном методе предлагается определять предпочтения экспертов на множестве многомерных альтернатив, не выясняя структуры и вида обобщённого критерия, а используя дополнительную функцию порогового характера о согласии и несогласии экспертов с результирующим отношением предпочтения альтернатив.

Рассмотрим произвольную пару альтернатив a i и a j . Обозначим класс частных показателей, согласно которым a i не менее предпочтительна, чем a j , как C (a i , a j ), а класс, по которому действует обратное предпочтение, как D (a i , a j ). Пусть известны коэффициенты a i , ..., a s , характеризующие относительную важность предпочтений по каждому из частных показателей. В методе ЭЛЕКТРА вводится индекс согласия , характеризующий согласие эксперта с порядком предпочтений a i » a j :

(5)

и индекс несогласия :

(6)

где m - максимально возможная разность между оценками x iv и x jv .

Считается, что альтернатива a i предпочтительней a j , только если

c (a i , a j ) ≥ c 0 и d (a i , a j ) ≤ d 0 ,

где c 0 и d 0 - специально вводимые пороговые значения индексов (5) и (6).

Недостатком данного метода и его модификаций является эвристический характер процедур формирования классов C (a i , a j ) и D (a i , a j ), требующий привлечения экспертов для попарного сравнения альтернатив a i и a j , недостаточно обоснованный способ задания пороговых значений c 0 и d 0 , а также принципиальная возможность получения вариантов упорядочений с нарушением принципа транзитивности при ранжировании альтернатив, т.е. может быть, что

a i » a j , a j » a k и a k »a i , (7)

что, конечно, противоречит здравому смыслу при использовании метода в инженерных приложениях.

Решение

Исходя из этого, рассмотрим альтернативный метод выбора наилучшего варианта построения комплекса средств ТД, основанный на решении оптимизационных задач.

Пусть для каждого частного показателя K v можно указать пороговое значение L v такое, что альтернативы, оценки которых по показателю K v ниже, чем L v , крайне нежелательны. Более предпочтительными считаются альтернативы, оценки которых по частным показателям как можно дальше отстоят от критических значений L v . Исходя из сущности подхода к ранжированию, данный метод можно назвать методом ранжирования по максимальному удалению от критических значений частных показателей или, сокращённо, методом ранжирования по максимальному удалению (РМУ) .

Представим математическую модель, лежащую в основе метода РМУ, в формализованном виде следующим образом.

Пусть альтернативы A = {a 1 , ..., a n } оцениваются по s частным критериям K 1 , ..., K s и X i < s > = (x i 1 , ..., x is ) - вектор оценок альтернативы a i , i {1, ..., n }. Альтернативу a i будем считать более предпочтительной, чем a j , если

min{x i 1 -L 1 , ..., x is -L s } > min{x j 1 -L 1 , ..., x js -L s }.

Тогда выбор наилучшей альтернативы a * осуществляется как решение задачи

. (8)

Задача (8) может быть решена как задача линейного программирования

при ограничениях x iv - L v - z iv 0, v {1, ..., s }, a i A .

При небольшом числе альтернатив задача может быть решена непосредственным расчётом значений и выбором альтернативы с максимальным значением данного критерия.

Обобщим правило (8) на случай, когда частные показатели K v , v {1, ..., s } различны по важности. В данной постановке это означает, что удаление оценок альтернатив от критических значений по одним частным показателям важнее, чем по другим. Например, важнее обеспечить более высокие значения показателя результативности по сравнению с показателями ресурсоемкости и оперативности. Или в большей степени можно уступить по показателям результативности целевого применения, зато увеличить показатели оперативности и снизить затраты.

Анализ составляющих выражения (10) позволяет выделить следующие аспекты, подлежащие уточнённому исследованию.

Рецензенты

Смагин Владимир Александрович, д.техн.н., профессор кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург.

Садин Дмитрий Викторович, д.техн.н., профессор, начальник кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Новиков А.Н. МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НАЗЕМНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5963 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Новиков, Максим Олегович. Методика обоснования требований к сети банковской информационной системы кредитования: диссертация... кандидата технических наук: 05.25.05 / Новиков Максим Олегович; [Место защиты: Рос. науч.-техн. центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия].- Москва, 2013.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-5/581

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные банковские системы электронного кредитования находятся в стадии серьезного реформирования и на начальном этапе массового внедрения. Существующие технические системы банковского кредитования в настоящий момент включают в себя оборудованные Call-центры и информационные сети, построенные в основном на базе локально-вычислительных сетей. Эти системы функционируют в режиме телефонного обслуживания клиентов, предоставляют клиентам ограниченный состав услуг, а также в своей работе используют набор ресурсов информационной компьютерной сети, обеспечивающих работоспособность менеджеров банка.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию национального сектора информационных систем. В концепции долгосрочного социально-экономического развития России определено, что создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан напрямую связано с совершенствованием системы услуг на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Высокая динамика развития рыночной экономики объективно определяет возрастание объема и сложности задач, решаемых в области организации обслуживания населения России и предоставления услуг по принципу «одного окна». Решение таких проблем невозможно без модернизации существующей системы предоставления услуг населению, без внедрения перспективных информационных систем, в частности сетей банковской информационной кредитной системы (БИКС). Такие системы являются сложными техническими системами со всеми присущими им сложным системам свойствами: целостностью, сложностью, динамичностью, иерархичностью и другими. Эти системы, как и любая техническая система, рано или поздно устаревает и требует замены на более современную систему, отвечающую современным требованиям и потребностям потребителей. Особенностью таких систем является их жесткая встроенность в процесс, которым они управляют и который они организовывают. Это обусловливает их постепенную, возможно фрагментарную замену на более современную систему.

Современная научно-техническая литература рассматривает различные аспекты изучения проблем развития сложных технических систем, разработки моделей и методов их построения. Таким исследованиям посвящены работы: М.И. Ломакина, Н.Б. Резвецова, Д.А. Ловцова, Г.С. Лебедева, А.Н. Мартьянова, Е.Н. Хохлачева, А.В.Сухова и других.

Однако, не смотря на это, анализ показывает, что большой объем работ в данной области, а также работ, посвященных созданию и развитию информационных систем предоставления банковских услуг населению (клиентам банка), вопросы создания соответствующего теоретического и методического аппарата развития информационных систем кредитования с учетом специфики их функционирования на основе единого похода в настоящее время не получили должного развития.

На современном этапе реформирования и развития информационных систем кредитования актуальным научно-прикладным направлением развития является совершенствование их сетевой структуры и программно-

математического обеспечения. Это обусловлено тем, что дальнейшее повышение оперативности выдачи кредитов клиентам банка представляется возможным только на основе внедрения новой информационной технологии и, в частности, обосновании требований к созданию таких технологий.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между, с одной стороны, объективной потребностью в модернизации подобных систем с целью минимизации времени на обслуживание клиентов банка, а, с другой стороны, отсутствием необходимого методического аппарата обоснования требований к построению банковских информационных кредитных систем.

Актуальность данной работы определила тему, цель, объект, предмет и научные задачи диссертационного исследования.

Целью работы является решение актуальной научной задачи разработки методики обоснования требований к разработке сети банковской информационной системы кредитования на основе развития научно-методических положений и формирования соответствующего комплекса эффективных алгоритмов оптимизации.

В качестве объекта исследования рассматривается информационная сеть банковской информационной кредитной системы (БИКС).

Предметом исследования является сетевая структура БИКС и происходящие в ней информационные процессы.

Для достижения поставленной цели определены задачи диссертационного исследования.

    формирование обобщенной методики обоснования требований к построению сети БИКС на основе модели облачной структуры банка;

    разработка частной методики обоснования требований к построению структуры сети БИКС на основе комплекса моделей и методов построения облачных структур;

    разработка частной методики обоснования требований к распределению потоков в сети БИКС на основе методов и моделей адаптивной маршрутизации;

    формирование комплекса алгоритмов, реализующих задачи обоснования требований к построению сети БИКС на основе моделей и методов, реализующих технологию облачной структуры.

Реальные процессы передачи информации относятся к классу сложных процессов принятия организационно-технических решений, исследование которых возможно на основе проблемной ориентации известного комплексного подхода, т. е. системного подхода с учетом его информационного и кибернетического аспектов. Концептуальная схема объекта исследования представлена на рис. 1.

Сеть вашоыЕон шфпрмалнсвжн кт.ынтжсн псгтемье

ГЬовог Изгиовс

Центральный вфат ванна

зиг*о-оймеа

Гоооюіис ГЕЕІЬ

_ ЕШКЧЕГКНН отдел ваша

"j г КБ. УКБ

: - ::- ::-._ |-| W^;^ ГИ!Ь

_ І__7. _1_гн= ^^-r?i__j_L -:-Г; 7ікгж:л = =--7. =^стэсн а?_=агі.г-г---:л «-ст.; v:j_uj

J I-7.-J.-: i -u-i

*\-ст_вкавл_і УК а еш BOlC

j it:.-__:i

Ь=е:шгп -r ті эст_г хпех: я -Е___і _7._j-_t_c = _j,_j=4x іяс^-ї-л

х_хст_---2 як j __;_)_-стаей

J лелеет. х= -=;г=

Ь-ЮОС -==7, II -.-.UIM-J ----3-17- Г-Ж---ZT--D

-=-=-.-= j-=a a= ----^-^7-- - jTl __."__.

Ьпан

4. Il_pcj=na а __LDuC tvjci

: г /."ігт-іілт-тсл ^-xr-jz-iaac-iTJ jTl э ex-exc

?__гаг j т_с_____, ласт;=-;?______,

F_.T_»rK2b

Otj =.-x c=

OasjL"Zii Ё__=х_.

Ko__^_sw:i_j_

Шмі: do гчса БИлС

Рис. 1. Концептуальная схема объекта исследования

Для решения указанных задач диссертационной работы проведены теоретические и экспериментальные исследования основных методов моделирования облачных структур и на основе анализа факторов, обусловливающих необходимость совершенствования методов управления передачей информации, разработан новый подход к решению задачи по разработке методики обоснования требований к построению сети БИКС.

В результате решения перечисленных задач получены следующие новые научные результаты, выносимые на защиту.

1. Научно-методические положения (математическая модель комплексной методики обоснования требований к построению сети банковской информационной кредитной системы, алгоритм, реализующий обобщенную методику обоснования требований^ по разработке требований к построению сети банковской информационной кредитной системы, отличительными чертами которых являются:

целостность исследования процессов функционирования и построения структуры сети банковской информационной кредитной системы;

новая модель обоснования требований к построению структуры сети БИКС на основе технологий облачных структур;

единство исследования процессов функционирования на различных этапах цикла передачи информации в сети БИКС и выбора информационно-математического обеспечения управления маршрутизацией.

2. Частная методика обоснования требований к построению
структуры сети БИКС,
отличающая тем, что:

разработан новый методический аппарат, позволяющий комплексно учитывать особенности обоснования требований к построению структуры БИКС, ее топологии и вариантам распределения управляющей аппаратуры в облачной структуре БИКС;

частная методика определения рационального состава узлов коммутации (УК) и терминальных комплексов (ТК) в составе БИКС;

частная методика выбора мест размещения узлов коммутации (УК) с минимальными затратами на подключение провайдеров организующих связь с каналами Интернет;

частная методика обоснования требований к конфигурации сети БИКС.

    Частная методика обоснования требований к обмену информацией в сети БИКС, в рамках которой разработан новый методический аппарат, позволяющий комплексно учитывать особенности передачи информации между элементами сети БИКС на основе методов адаптивной маршрутизации.

    Комплекс эффективных алгоритмов обоснования требований к построению облачной структуры, построенных на основе известных и вновь разработанных алгоритмов маршрутизации, отличающийся тем, что:

обоснован и разработан новый комплекс алгоритмов обоснования требований для реализации распределения потоков информации, что позволяет решать задачи оптимизации структурных схем с учетом разработанных требований, для достижения поставленной цели;

предложены частные алгоритмы построения структуры сети БИКС, выбора мест размещения узлов коммутации и терминальных комплексов, ее топологии и вариантов распределения управляющей аппаратуры в облачной структуре сети БИКС;

использованный комплекс эффективных алгоритмов дополнен новым алгоритмом, а также включает общий и частные критерии эффективности предполагаемой информационной системы.

Методы исследования. При решении задач использовались методы теории принятия решений, теории множеств и отношений, теории графов, теории вероятностей и математической статистики, теории передачи информации.

Научная новизна полученных результатов заключается в:

применении проблемно-ориентированного варианта комплексного подхода к разработке методики обоснования требований к построению сети БИКС, обеспечивающего повышение эффективности (оперативности) функционирования сети банковской информационной кредитной системы;

разработке комплекса частных методик обоснования требований по построению облачной структуры сети БИКС по частным показателям эффективности;

разработке новых алгоритмов маршрутизации информации в перспективной сети БИКС.

Теоретическая значимость полученных научных результатов заключается в том, что разработанное информационно-математическое обеспечение разработки методики обоснования требований к разработке БИКС развивает

теоретические положения в рамках теории передачи информации в автоматизированных системах управления (АСУ), теории управления информационными системами применительно к банковским информационным кредитным системам.

Практическая значимость полученных в работе научных результатов заключается в том, что на основе разработанных математических моделей и алгоритмов обоснования требований к построению облачной структуры БИКС сформулированы соответствующие эффективные технические решения и практические рекомендации, использованные при разработке комплексных целевых программ и технических заданий на перспективные БИКС в аванпроекте опытно-конструкторской работы (ОКР) Международной гильдии финансистов и Агентства высоких технологий и предпринимательства.

Полученные научные результаты также реализованы в ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и в учебном процессе Учебного центра международной гильдии финансистов.

Апробация работы. Результаты диссертационной работы представлены и получили одобрительную оценку в рамках Международной финансовой недели Международной гильдии финансистов в 2012 и 2013 годах, на научных конференциях и семинарах, проходивших в Российском научно-техническом центре информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия, Академии стандартизации, метрологии и сертификации и ряде других вузов и научных организаций

Публикации. Основные теоретические положения и выводы диссертации изложены в 6 публикациях авторским объемом 3,1 п.л., 2 из которых представлены в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Понятие «унификация» в процессе эволюции техники постоянно корректируется и в различных источниках оно трактуется не однозначно. Так, в одних нормативных документах (НД) унификация рассматривается как «установление оптимального числа размеров, параметров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей». В других НД унификация определяется как «приведение к единообразию технических характеристик продукции, технологических процессов,методови средств испытаний, услуг и т.д. на основе установления рационального числа их разновидностей». Анализ данных определений позволяет утверждать, что унификация - это процесс, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы в интересах достижения конкретной цели - единообразия.

Понятие «унификация» в процессе эволюции техники постоянно корректируется и в различных источниках оно трактуется не однозначно. Так в одних нормативных документах (НД) /1/ унификация раскрывается как «установление оптимального числа размеров, параметров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей». В других НД унификация определяется как «приведение к единообразию технических характеристик продукции, технологических процессов,методов и средств испытаний, услуг и т.д. на основе установления рационального числа их разновидностей». Анализ данных определений позволяет утверждать, что унификация - это процесс, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы в интересах достижения конкретной цели - единообразия.

Цель унификации заключается в приведении к единообразию в результате решения оптимизационных задач по выбору ограниченного числа разновидностей продукции, значений их параметров и размеров, при сохранении заданного технического уровня. Решение оптимизационной задачи унификации является сложной и трудоемкой, однако представляется возможным гарантировать получение рационального ограничительного перечня продукции. Результат решения оптимизационной задачи унификации во многом зависит от обоснованности формированиятребований (ограничений) относительно удовлетворения основных потребностей при разработке и постановке на производство продукции.

В рамках предлагаемой статьи авторы на основе анализа исторической значимости унификации, выявленных закономерностей ее проявления, применении существующих подходов и способов формирования требований к уровню унификации продукции предлагает универсальный метод обоснования уровня унификации на стадии исследования и обоснования разработки жизненного цикла продукции.

Унификация имеет длительную историю, как за рубежом, так и в нашей стране. Историческая роль применения унификации, как метода развития технической продукции, представляет собой использование технических решений, удачных с точки зрения получаемого эффекта, затрат времени и ресурсов. Чем выше степень унификации продукции, тем меньше необходимо затрат ресурсов для достижения ее заданного технического уровня.

По оценкам военных специалистов США, каждый доллар, вложенный в работы по унификации, дает экономический эффект, оцениваемый десятью долларами. В ФРГ затраты на унификацию составляют 0,17-0,24%, а выигрыш от внедрения 0,7-1,2%, т.е. коэффициент экономической эффективности равен 4,0-5,0.

Однако наряду с положительным эффектом сокращения ресурсов и времени разработки, унификация отрицательно влияет на технический уровень продукции. Чем выше уровень унификации, чем больше применено заимствованных элементов - тем ниже будет технический уровень. /3/ Следовательно с точки зрения технического уровня наилучшим будет то изделие, в котором все элементы разрабатываются заново, на современном уровне технологии, с использованием новых материалов и при высоком уровне проектирования.

Проведенный анализ исторических фактов влияния унификации на время разработки, технический уровень, объем выделяемых экономических ресурсов позволил выявить объективно существующую, повторяющуюся связь явлений, выраженную в качественном изменении свойств продукции и на ее основе сформулировать закономерность которая состоитв обратной связи между степенью унификации и объемом затрат ресурсов (временных, человеческих, материальных и т.п.) при достижении заданного технического уровня продукции.

Графическая интерпретация закономерности представлена на рисунке.

Графическая интерпретация закономерности проявления унификации

Согласно рисунку, унификация является системой весов с переменной точкой опоры. Весы унификации предназначены для взвешивания потребностей, выраженных в желаемом техническом уровне разрабатываемой продукции с возможностями разработчика, выраженных в ограниченном объеме ресурсов (времени, финансах, человеческих ресурсах и т.п.). Перемещая точку опоры (уровень унификации) к нулевой отметке мы повышаем технический уровень. Приближая уровень унификации к единице, мы экономим ресурсы.

Из выявленной закономерности следует, что необоснованное завышение уровня унификации разрабатываемой продукции приведет к снижению технического уровня, а разработка оригинальной продукции затянется на длительный срок с выделением существенного объема ресурсов.

При разработке продукции возникает задача определения оптимальных или рациональных требований к уровню унификации. Необходимо отметить, что существует ряд НД, регламентирующих работы по стандартизации и унификация, в том числе и для решения задачи определения требований к уровню унификации. Анализ НД позволяет сделать следующие выводы:

  • ведущую роль в вопросе обоснования и выполнения требований по унификации продукции играют стандарты системы разработки и постановки на производство;
  • доминирующая доля нормативных документов, регламентирующих порядок формирования и выполнения требований унификации на первых двух стадиях жизненного цикла;
  • на стадии обоснования разработки формируются количественные и качественные требования по унификации, а на стадии разработки уже проверяется степень достижения установленных требований;
  • обоснование показателей унификации, проводят на основе анализа статистических данных о показателях унификации ранее разработанной аналогичной продукции;
  • отсутствует единая методика, позволяющая обосновать рациональные количественные требования к уровню унификации продукции;
  • работы по унификации должны осуществляться не во вред техническому уровню разрабатываемой продукции.

Проведенный анализ действующих нормативных документов обуславливает актуальность разработки метода обоснования требований к уровню унификации продукции, позволяющего принимать обоснованные рациональные решения.

Целью метода является обоснование рационального уровня разрабатываемого изделия на основе статистических данных о прототипах, а также данных представленных в тактико-техническом задании на проведение обоснования разработки по техническому уровню, стоимости разработки и запланированному времени.

Метод включает ряд последовательных операций.

В ходе первой операции осуществляется формирование исходных данных.

Исходными данными для обоснования рациональных требований к уровню унификации являются:

Вторая операция предполагает проведение анализа исходных данных.

2.1 Проверяется теснота стохастической связи по имеющимся статистическим данным о прототипах. Определяют уровень корреляции между уровнем унификации и техническим уровнем прототипаK uh , между уровнем унификации и стоимостью разработки K uc и между уровнем унификации и временем на его разработкуK ut . При изучении парной корреляционной зависимости между характеристиками прототипов решаются две задачи /4/:

измерение силы (тесноты) связи;

проверка значимости параметров связи.

В том случае, если оценки парных коэффициентов корреляции более 0,7 и проверка значимости параметров подтвердила положительный результат можно говорить о наличии сильной корреляционной связи, т.е. возможности описания отношений характеристик прототипов функциональными зависимостями
; и.
2.2 Из рассматриваемых прототипов разрабатываемой продукции выбирается базовый. При выборе базового прототипа необходимо руководствоваться следующими правилами:
а) базовым выбирают изделие, стоящее на производстве и обладающее модернизационной способностью. Под модернизационной способностью следует понимать свойство продукции, обеспечивающее возможность применения эволюционного принципа ее развития на стадии эксплуатации;
б) при невозможности выполнения условия а) в качестве базового выбирают изделие, снятое с производства, но обладающее наибольшим техническим уровнем.
Третья операция заключается в обосновании изменения уровня унификации.
3.1 Поиск изменения уровня унификации как функции от времени разработки осуществляется по зависимости вида
. (1)
3.2 Поиск изменения уровня унификации как функции от стоимости разработки осуществляется по зависимости вида
. (2)
3.3 Поиск изменения уровня унификации как функции от требуемого технического уровня разработки осуществляется по зависимости вида
. (3)
Четвертая операция предполагает обоснование уровня унификации разрабатываемой продукции и осуществляется по зависимости вида
. (4)
Зависимость (4) позволяет взвесить уровень унификации как функции от времени, стоимости и технического уровня разрабатываемой продукции и представляет собой универсальный алгоритм, не зависящий ни от вида разрабатываемой продукции ни от ее функциональных особенностей. На расчете зависимости (4) процесс обоснования количественных требований к унификации может быть окончен.

Апробация научно-методического аппарата осуществлялась при обоснованию уровня унификации продукции связи. Проведенная апробация метода обоснования требований к уровню унификации продукции подтвердили его работоспособность. Анализ полученных результатов позволяют сделать вывод о том, что незначительное увеличение технического уровня разрабатываемой продукции и значительном сокращении сроков на разработку и финансирования проекта, возможно, осуществить только при значительном использовании стандартных комплектующихизделий в составе разрабатываемой радиостанции.

Дмитрий Петрович Гасюк - доктор технических наук, профессор (Михайловская военная артиллерийская академия);
Игорь Николаевич Филатов - кандидат технических наук (Михайловская военная артиллерийская академия)

Список использованной литературы

  1. ГОСТ 1.1 - 2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
  2. Поделиться:

В результате анализа литературных источников по проблеме психологических особенностей личности осужденных нам представляется наиболее актуальным исследование акцентуаций характера и психических состояний данной категории лиц с применением метода арт-терапии.

Подбирая методический инструментарий для эмпирического исследования поставленной нами проблемы, мы руководствовались такими методами, как наблюдение, беседа, также учитывался характер требований вербальных методик: опросника определения личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгарда), 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела. Помимо вербальных методик нами использовалась и невербальная методика (Мандала), которая не провоцирует реакции защитного характера, дает возможность сделать более глубокий анализ личности осужденного, а также изучить из психические состояния.

Наблюдение. Этот метод, как известно, является наиболее старый и распространенный метод изучения личности осужденного, его рассматривают как обязательный метод для всех без исключения категорий осужденный. К примеру, если мы проводим беседу с осужденным, то наблюдая за его поведением, эмоциями, психическим состоянием, вегетативными проявлениями, мы можем составить первичный психологический портрет осужденного, установить соответствие между внешними актами и внутренним настроем, соответственно делать выводы о полученной информации.

Каждое психическое состояние, это, прежде всего переживание, и очень важно знать, как человек сам понимает свое переживание и какое у него к этому отношение. В данном случае уместно говорить о самонаблюдении Психодиагностика пенитенциарного психолога. М., 1998. Инструментарий пенитенциарного психолога. Уфа, 1997г. С.74

Беседа . Данный метод в изучении психологических особенностей осужденных отряда хозяйственного обеспечения является для нас наиболее предпочтительным способом получения информации. Применяя метод беседы мы можем получить информацию, которая недоступна другими применяемыми нами методами. Интерпретация тона осужденного при разговоре, его поведения, мимики, жестов, пантомимики, темпа и скорости речи при беседе имеет само по себе огромное значение само по себе.

Беседа- это метод сбора информации в процессе личностного общения исследователя с испытуемым по специальной схеме. Исправительно-трудовая психология/ Под. Ред. К.К.Платонова, А.Д. Глоточкина, К.Е. Игошева., Рязань.: 1985 г. С.40

Проведение беседы содержит в себе три взаимосвязанных этапа: 1) подготовка исследователя и испытуемого к беседе; 2) непосредственно проведение беседы; 3) анализ полученных данных и составление выводов.

Подготовка к беседе включает:

1) формулирование цели и программы исследования и разработку вопросов;

2) установление последовательности предъявления вопросов испытуемому;

3) подготовка косвенных, дополнительных вопросов, помогающих установить уровень достоверности предъявляемых ответов;

4) выбор места и времени проведения беседы;

5) создание располагающих к откровенности условий для осужденного, психологическая подготовка к беседе и снятие у них настороженности.

Проведение беседы содержит в себе:

1) установление психологического контакта с обследуемым;

2) доведение до них цели проводимой беседы;

3) предъявление вопросов и выслушивание ответа на них;

4) фиксация получаемой информации;

5) наблюдение за поведением осужденного в процессе беседы.

Анализ полученных результатов проводится непосредственно вслед за беседой, и он должен включать в себя:

1) сравнение и сопоставление ответов, полученных на задаваемые прямые и косвенные вопросы;

2) сопоставление реакций осужденного на задаваемые вопросы;

3) составление выводов, и формулирование рекомендаций.

16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела. Данный опросник является одним из самых распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности, как за рубежом, так и в нашей стране. Метод этот был разработан под руководством Р. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально- личностных отношений.

Предъявляемый опросник Кеттела (Форма C) содержит в себе 105 вопросов, где испытуемому нужно будет выбрать один из трех предложенных ответов.

Данный тест направлен на выявление и оценку индивидуально-психологических особенностей личности. Он состоит из 16 шкал: замкнутость-общительность; конкретное мышление - абстрактное мышление; эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность; подчиненность - доминантность; сдержанность - экспрессивность; низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения; робость - смелость; реализм - чувствительность; подозрительность - доверчивость; практичность - мечтательность; прямолинейность - проницательность; спокойствие - тревожность; консерватизм - радикализм; зависимость от группы - самостоятельность; низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; расслабленность - эмоциональная напряженность.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в итоге к тем или иным факторам.

Чтобы результаты были достоверными следует их подтвердить с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

Результаты применения данной методики помогают определить психологическое своеобразие проявления черт характера и темперамента. Также, отдельно взятые факторы можно разделить на блоки в трех направлениях:

Интеллектуальный блок: факторы: В - показатель общего уровня интеллекта, M - показатель уровня развитости воображения, Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально - волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость, O - уровень тревожности, Q3 - наличие внутриличностной напряженности, Q 4 - степень развитости самоконтроля, G - уровень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: A - открытость- замкнутость, H - смелость, L - отношение к людям, E - уровень доминирования- подчиненности, Q 2 - зависимость от группы, N - динамичность.

Опросник определения личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгарда) . Акцентуация характера это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющиеся в избирательном отношении личности к определенного рода психологическим воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуации характера. Знание этих типов и умение их опознать, диагностировать позволяет сделать воспитательное воздействие более адекватным, целенаправленным, а значит, и более эффективным

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (К. Leonhard).

Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования.

Краткое описание акцентуаций:

Демонстративный тип.

Главная особенность демонстративной личности - потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении часто нарочито демонстративном. Элементами этого поведения являются самовосхваление, рассказы о себе или событиях. В которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, авантюризму. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда власти, похвалы со стороны окружающих. Может раздражать окружающих своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забывать то, о чем не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

Застревающий тип:

Его отличает умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость к людям, чувствителен к обидам, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает произошедшее, не способен легко «отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов.

Педантичный тип:

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелым переживанием травмирующих событий в конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив. С охотой уступает лидерство другим людям.

Возбудимый тип:

Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, трениям и конфликтам, в которых сам является провоцирующей стороной. Раздражителен и вспыльчив. Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Равнодушен к будущему. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

Гипертимный тип:

Людей этого типа отличает большая подвижность, болтливость, выраженность жестов, мимики и пантомимики. Повышенная самооценка, легкомысленность, поверхностность, изобретательность. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают, терпят неудачу, противодействие. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству.

Дистимический тип:

Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью. Для него характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, низкая контактность, молчаливость.

Тревожный тип:

Людям этого тип свойственны низкая контактность, неуверенность в себе. Неумение постоять за себя. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль. Вследствие своей беззащитности нередко служат мишенями для злых шуток, «козлами отпущения».

Экзальтированный тип:

Людям этого типа свойственны высокая контактность, словоохотливость. Они часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали.

Эмотивный тип:

Этот тип близок к эмотивному, но проявления его не столь сильны.

Циклотимный тип:

Характеризуется сменой гипертмных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а так же зависимость от внешних событий. В зависимости от этого меняется их манера общения с окружающими.

Арт-терапия «Мандала».

Создание мандал может использоваться как с психодиагностической, так и психокоррекционной целью.

Инструкция по созданию мандала следующая: «необходимо взять лист размером 30 на 45 см и тарелку 27 см в диаметре и обвести ее простым карандашом».

Взять цветной пастельный мелок или краски и нарисовать что - нибудь в центре круга, выбрав тот цвет, который в наибольшей степени приятен осужденному в данный момент.

Внешние границы круга не должны являться для него непреодолимым препятствием.

Когда будет закончен рисунок нужно будет подписать его и поставить дату, а также указать, где находится верхняя часть изображения.

С помощью «Мандалы» мы можем диагностировать наличие определенной проблемы у осужденного, которая в дальнейшем приведет его к кризисной ситуации.

Принципиальное отличие мандалы от других рисуночных методик - изображение создается в очертании круга. Понятие мандалы было введено Юнгом, который связывал ее с циркулярными образами (сновидениями, визуализациями). Мандала отражает процесс, направленный на формирование психической целостности. Процесс усиливается при переживании человеком психологического кризиса. В этом случае создаваемая мандала отражает формирование новой психической сущности вслед за утратой старой. В раннем детстве в психической жизни человека преобладает бессознательное, и лишь во второй половине жизни происходит сближение сознательного и бессознательного, что ведет к состоянию большой целостности.

Работа с мандалами может способствовать сознательному достижению более целостного состояния психики в разные возрастные периоды и при наличии таких серьезных проблем, как заведомо неизлечимое заболевание. «Такая психотерапия гибка. Процесс заключается не в том, что психолог ищет, что с клиентом «не так», и затем говорит об этом, а в том, что пациент сам рассказывает о своей жизни. Суть в том, что психолог не пытается что - то узнать о клиенте и затем его чему - то научить, но показывает клиенту, как, являясь живым организмом, он должен функционировать, причем эта демонстрация, по сути, невербализуема» (Перлз).

Вербальная инструкция по технике создания мандал в большинстве случаев заключается в кратком сообщении того, что нужно сначала начертить круг, а затем, начав с центра, заполнить изображением все его внутреннее пространство. Если клиент не имеет достаточной мотивации, даже такая простая инструкция будет им проигнорирована. В арт. - терапии считается приемлемой любая созданная клиентом продукция. Ведущий группы не учит участников рисовать, а помогает им найти свой уникальный способ коммуникации.

Создание мандалы, как правило, успокаивает осужденных, они на время погружаются в состояние созерцания и творчества.

Когда осужденные делятся своими впечатлениями от работ, в группе воцаряется доверительная атмосфера. Сравнение своей и чужих работ изменяет их восприятие, в том, что раньше им казалось безобразным, они видят красоту.

Занятие продолжается до тех пор, пока участники не разместят свои законченные работы на стене. Большинство клиентов охотно вывешивают свои рисунки, особенно после объяснения, что таким образом создается групповое «я», в котором каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием.

На первый взгляд может показаться, что никакой психокоррекции не происходит, но это не так. Дело в том, что в арт - терапии работа происходит на тех уровнях сознания, содержание которых бывает сложно вербализировать. Эта работа включает утверждение ценности каждого и стимуляцию членов группы к тому, чтобы они воспринимали свои работы как зеркало своего состояния и воздерживались от критических оценок.

Благодаря глубокому сосредоточению, которое достигается участниками в процессе создания мандал, у них могут развиться измененные состояния сознания, в частности состояние, близкое к гипнотическому. При этом велика вероятность проявления неосознаваемого материала, который позже, в процессе обсуждения, может быть, подвергнут сознательной оценке.

В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и рецептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены.

Мандала терапия может быть использована как самостоятельный метод арт - терапевтического воздействия, когда в течение ряда встреч с группой рисуются мандалы на разные, заданные ведущим темы. Можно посвящать этой работе лишь отдельные занятия, а также использовать мандалы в начале работы вновь созданной группы и на завершении с целью психодиагностики.

Вывод по первой главе.

В данной главе мы изучили различные подходы к исследованию проблемы применения арт-терапии в местах лишения свободы, определили объект, предмет, цели и задачи исследования.

А так же подробно рассмотрена актуальность применения арт-терапии в работе пенитенциарного психолога с осужденными, так как она удобна в применении и может осуществляться в форме индивидуальных и групповых занятий, помимо этого не требует особых затрат. Арт-терапию можно применять в качестве диагностики и психокоррекции. У нее нет противопоказаний возрастных, интеллектуальных, клинических ограничений.

Применение методов арт-терапии в исправительных учреждениях является очень эффективным в различных направлениях работы с осужденными мужского пола: в период адаптации осужденного в условиях изоляции от общества; в психокоррекционной работе с лицами, состоящими на профилактическом учете в учреждении; при индивидуальной и групповой психокоррекционной работе; в улучшении эмоционального состояния осужденного, а также подготовке его к освобождению.

В качестве диагностики личностных особенностей и психических состояний мы выбрали такие методы и методики, как наблюдение, беседа, опросник определения личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгарда), метод арт-терапии Мандала, 16PF (16 факторный личностный опросник Кеттела).