Цели: познакомить учащихся с различными наиболее интересными представителями животного и растительного мира; проверить умения пользоваться справочной литературой; проверить знание повадок животных и голосов птиц.

Участники игры : в игре могут принимать участие до 5 команд по 5-6 человек в каждой, возраст участников 12-15 лет.

Продолжительность игры -1 час.

Игра проводится в форме путешествия по станциям. Если место проведения школа или Дом творчества, то станции располагаются по кабинетам, в актовом зале, рекреации. Также игра может проводиться на улице, в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу.

Перед началом игры всем командам объявляются правила путешествия - прохождения станций игры.

Правила игры.

Всем командам объявляют, что они отправляются в путешествие по растительному и животному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, в которых указано, где и какой этап путешествия располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.

На станциях командам задается по 3 вопроса, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставится + красным цветом, а если команда не может дать правильный ответ, то она отправляется в консультационный пункт - библиотеку. Здесь предварительно должна быть подготовлена необходимая литература. Участникам дается определенное время для самостоятельного поиска ответа. Если ответ найден, то команда отправляется вновь на этот этап и получает +, но уже синего цвета. Если ответ не найден, то команда может отправляться на следующую станцию. Время в библиотеке дается один раз для каждого вопроса. Несколько раз искать ответ на один вопрос нельзя. Побеждает та команда, которая быстрее совершит путешествие и наберет больше красных +; 2 синих + приравниваются к одному красному.

Станции

1. Животный мир.

Вопросы:

Что означает название животного «гиппопотам»? (В переводе с греческого это значит «речная лошадь».)

Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной книги? (Морская корова, тарпан, тур.)

Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Зимой, во время сна.)

Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы.)

Спят ли рыбы? (Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми.)

2. Растительный мир.

Вопросы:

Что такое микология? (Это наука о грибах.)

Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос.)

Что такое паприка? (Красный перец.)

Есть ли у кактусов листья? (Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму.)

Это дерево растёт в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его. (Саксаул.)

3. «Гиннесс-шоу».

Вопросы:

Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (Синий кит. Его масса достигает 150 т.)

Как называется самая большая лягушка? (Лягушка-голиаф. Длина её тела достигает 40 см, масса -3,5 кг.)

Какое животное живет дольше всех? (Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет 175 лет.)

Какое животное является самым «горластым» из всех? (Крокодил. На втором месте — бегемот, на третьем - лев.)

4. Экословарь.

На этой станции надо дать определение экологическим терминам. Например:

Энтомология. (Наука о насекомых.)

Серпентарий. (Это питомник для содержания ядовитых змей.)

Мониторинг. (Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов.)

Смог. (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.)

5. Мир птиц.

На этом этапе можно заработать от одного до трех красных +.

Сначала предлагается прослушать голос птицы, если команда сразу определяет чей это голос, то получает три +, если нет, то дается одна подсказка (например, место обитание птицы) и, угадав, команда получает только два +, если вновь команда не может угадать, тогда дается третья подсказка (например, цвет оперения) и команда получает один +. Если команда вообще не смогла угадать, значит ни одного + она не получает.

Пользоваться библиотекой на этой станции нельзя.

6. Зоотеатр.

А этот этап - самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.

Возможные задания:

Улетающие на юг журавли.

Добывающие еду аисты.

Утка с выводком.

Муравьи на охоте.

Экологические пятницы в школьном оздоровительном лагере. Часть первая.


Описание: Работа призвана познакомить посетителей материала с деятельностью членов экологического клуба друзей дикой природы WWF «Исследователь» в период работы летнего оздоровительного лагеря «Радуга», где юные экологи работают волонтёрами.
Сценарная разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, биологии и экологии, школьников среднего и старшего звена. Её можно использовать для проведения классных часов, праздников, экологических декад.
Перковская О. В., координатор экологического центра III уровня по экологическому образованию и воспитанию учащихся МАОУ «Молчановская СОШ №1».
Цель: формирование экологического сознания младших школьников и развитие волонтёрского сознания.
Задачи: развивать наблюдательность, умение находить правильное решение, расширять знания учащихся, показать важность экологических проблем в жизни, учиться правильно вести себя в природе, овладеть более широким мировоззрением на природу, научиться активно включаться в процессы общения, способствовать развитию эмоционально-чувственного отношения школьников к природе.

Первая экологическая пятница

Перед работой на станциях ребята представляют Экоколобка - главного героя дня.
Небольшим выступлением создают настрой на экопутешествие.

Экоколобок: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, взрослые. Я – Экоколобок. И сделан я не из теста, а из синтетических тканей. И пекли меня не дедушка с бабушкой, а юные экологи из Молчановской средней школы №1. И ни от кого я не убегал, а приехал к вам вместе с ребятами из экологического клуба «Исследователь». Но до приезда к вам я очень много путешествовал по свету, и о том, что меня удивило и возмутило, вам сейчас расскажем вместе с друзьями.Встречайте!


Ромашка: Здравствуйте, друзья! Я – ромашка. Я живу на зеленой полянке
Полянка: Я - зелёная полянка. Мне необходим дождь.
Дождь: Я - дождь. Мне необходимо испарение от прудов и речек.
Речка: Я - речка. Чтобы я не засохла, на моих берегах должны расти леса.
Лес: Я – лес. Я – дом для многих животных, например, для зайца.
Заяц: Я – заяц. Я люблю морковь и капусту, но иногда грызу кору деревьев.
Лес: Да уж, заяц … . Но гораздо больше мне вредят гусеницы! Мне нужны птицы!
Птица: Без нас, птиц, в лесу будет скучно: мы начинаем петь с восходом солнца.
Солнце: Я - солнце. Я нужно очень многим. Например, колокольчику на лугу.
Человек: А я – человек. Ромашку я в букет сорву! На полянке шашлыки можно жарить, кстати, из зайчатинки! Лес на дрова пойдет. Речка – дело хорошее - купаться буду. Солнышко – загорать. Дождик мне нужен, чтоб на даче не поливать …. А вот птиц я не люблю – чирикают по утрам, спать мешают! А я их дробью из ружья! Тра – та - та!
Заяц: - Но они нам нужны!
Человек: Да вы все друг другу для чего – нибудь нужны! А кому из вас нужен я, человек – Царь Природы?! Вот тебе, заяц, я нужен? А ты, лес. проживешь без меня? Что станет с рекой, если исчезнет человек? Если не будет человека, будет ли на земле солнце? Значит, я никому не нужен?…Никому?!..
Дождь: Не плачь!
Лес: Ты много сделал зла Природе, но ты же не всегда был таким.
Полянка: Просто в детстве ты никогда не был на зелёной полянке…
Птица: И никогда не слышал пения птиц…
Река: Ты ведь тоже часть Природы, значит, тоже для чего - нибудь нужен!
Заяц: Только не веди себя… по - человечески.
Все вместе смотрят мультфильм «Про мусор».


Начинается работа на станциях

Время, в течение которого продолжается работа на станции, 7 минут.
Каждая команда получает маршрутный лист, где проводящие станции ставят количество баллов отряду по итогам работы. Это мотивирует ребят на более активную работу.
Первая станция «Нас мусор окружает…»


Цель: знакомство с мусором, который производит человек.
Задачи: познакомиться с мусором, научиться понимать его опасность в природе.
Все присутствующие просматривают мультфильм «Фикси – советы». Берегите природу! Продолжительность мультфильма 1.5 минуты.

Ведущий станции.
Количество отходов зависит от численности населения. Так, например, в Москве ежегодно образуется 10 миллион тонн, в Томске – 225 тыс. тонн, а в Томской области – 640 тыс. тонн.
Наша область определила под нужды свалок и полигонов для захоронения мусора территорию площадью 611 га. Эта площадь могла бы разместить более 600 футбольных полей.
Как долго могут «жить» разные отходы в естественной среде (вывезенные на специальные полигоны):
Древесина и изделия из нее: около 5 лет;
Бумага и картон: около 10 лет;
Полиэтиленовый пакет: 200 лет;
Пластмасса – 500 лет;
Алюминиевая банка: 500 лет;
Стеклянная бутылка: 1 000 000 лет.
Волонтёры проводят конкурс «Устами младенцев», где рассказывают о том, что сегодня население Земли, общество суперпотребителей, производят для своей жизнедеятельности. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, большая часть – 97 % - идёт в отходы. Появилось множество разного мусора. Какой это мусор, зашифровано в его описании, но детскими высказываниями. Если участники с первой подсказки отгадывают, о каком мусоре идёт речь, то они получают «5» баллов, со второй – «4» балла и так далее. Например:
У меня очень много игрушек сделано из неё.
Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
Если её поджечь, то появится много чёрного дыма, который плохо пахнет.
Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается (не перегнивает).
(Ответ пластмасса).


Вторая станция «Я собираюсь в путь...»


Эколог проводит конкурс – тестирование «Проверка готовности к путешествию». Участникам было предложено ответить на вопросы:
1. Ты пошёл в лес и нашёл поляну с красивыми цветами.
А) нарвёшь букет;
Б) соберёшь цветы для гербария в кабинет биологии;
В) полюбуешься, сфотографируешь и пойдёшь дальше.
2. Ты увидел кустик с незнакомыми, но красивыми ягодами
А) поешь сам;
Б) угостишь своих товарищей и понаблюдаешь за их самочувствием;
В) остановишься и зарисуешь в дневник, чтобы узнать название по определителю.
3. Под деревом увидел птенца. Ты:
А) поймаешь и понесёшь домой;
Б) спрячешься, понаблюдаешь и пойдёшь дальше;
В) будешь искать гнездо, чтобы вернуть родителям.
4. Ты устал и захотел есть:
А) остановишься, разведёшь костёр, вскипятишь воду, чтобы попить чаю;
Б) выберешь самое красивое место и расположишься на привал;
В) найдёшь силы дойти до места, где до тебя останавливались другие;
5. После обеда у тебя остались консервные банки. Ты:
А) унесёшь их домой;
Б) закопаешь;
В) оставишь под деревом на мусорной куче, которая была здесь до твоего прихода.


После работы над тестами. Ребят просят прокомментировать свои ответы.
Проводится игра по картинке «Ребята в походе», которая демонстрируется на экране.
Цель: развитие внимания и наблюдательности при работе с рисунком.
Задаются следующие вопросы.
1. Сколько туристов живет в этом лагере?

3. На чем они сюда приехали?


6. Какое сейчас время дня?
7. Куда ушел Шура?
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите имя.)


Ответы.
1.Сколько туристов живет в этом лагере?
Четверо, список дежурных на 4, на подстилке лежит 4 ложки и 4 тарелки.
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
Не сегодня, между палаткой и деревом успела образоваться паутина.
И дежурит не Коля (он сидит возле рюкзака с буквой «К»)
3. На чем они сюда приехали?
На лодке. Возле дерева стоят вёсла. Это советская загадка, а в то время
машин не было в столь большом количестве.
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
Вряд ли, ребята привезли с собой живую курицу. Селение недалеко.
5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
На дереве длиннее ветки на южной стороне, а короче - на северной.
А теперь можно посмотреть на пламя костра - оно «тянется» на север.
Следовательно, ветер южный.
6. Какое сейчас время дня?
Утро, так как тень падает на запад => солнце светит с востока.
7. Куда ушел Шура?
Шура ушёл ловить бабочек. Видно сачок за кустами, падающий на бабочку.
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)
Итак, Шура ушёл за бабочками, Коля сидит возле рюкзака с буквой "К".
Ещё один мальчик - фотографирует. Прямо видим рюкзак с буковкой «В»,
в котором лежит штатив. Следовательно, фотографа зовут на букву «В» - Вася.
Методом исключения - сегодня дежурит Петя. Значит, вчера дежурил Коля.
9. Какое сегодня число, какого месяца?
Сегодня дежурит Петя => 8. И 8 августа. Арбузы в августе. Хоть арбузы есть и в сентябре, но на август также указывают бабочки и неопавшая листва.
Третья станция «Экомузыкальная»


Ребята в отрядах готовят песню (2 куплета) и исполняют её все вместе. Слова вожатые разучивали в отрядах.
Песня «Дорога добра». Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова
Спроси у жизни строгой: «Какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?»
Иди за солнцем следом! Хоть этот путь неведом-

Должны запомнить люди - другой Земли не будет!
Луга и реки береги, в лесу не жги костра…
Чтоб и цветы, и звери могли тебе поверить,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Затем ребята делятся на группы по три человека, и, вытягивая слова частушек, исполняют их.
Пропоём мы вам частушки,
Как в Молчаново живём,
Экологию все любим,
И природу бережём.

Наше озеро мелеет,
Рыба задыхается,
На песке одни скелеты
От неё валяются.

Есть у нас большая речка,
Дети в ней купаются,
Только с ними все коровы
В речке забавляются!

В озере купались гуси
Нашей тётушки Маруси
И теперь у всех гусей
Десять лап и шесть ушей!

Шёл к ручью воды напиться.
Окунул я в воду нос.
Из ноздрей моих торчали
Два окурка папирос.

В лес зайдёшь, а там -
Прохлада.
Вот ручей бежит всё вдаль…
Ничего вовек не надо,
Лишь бы цвёл наш край! Всё!!!
Четвёртая станция «Экопрогулка»


Экопрогулка проходит на территории лагеря. Первые наблюдения основаны на сенсорном восприятии детьми объектов живой и неживой природы, усвоению которого способствует эмоциональная насыщенность познавательного материала.
«Экологическая прогулка» - это прямой опыт общения детей с природой, поэтому очень важно, чтобы рядом с ними находился человек, способный не только ответить на все вопросы, но и «заразить» детей своим восторженным отношением к природе.
На участке, где проходит занятие, девочки заранее нашли природные предметы (сухая веточка дерева, шишки, камешки, листья и так далее) и предметы, которые не должны находиться в природе (стекло, фантики, палки и так далее). Все эти предметы они положили на поднос и, выстроив ребят кругом, показали их участникам, заранее попросив внимательно смотреть и запоминать все предметы, которые они увидят. Затем по команде ведущие засекают время, команды начинают собирать предметы в отведенном для станции сквере.
На месте остается «старший» из группы, которого выбирают ребята. Ему все члены команды носят найденные предметы и складывают на лоток, который получает каждая команда.
Пятая станция «Мир чувств»
Образовательно-воспитательный цикл «Мир чувств» направлен на обогащение восприятия. В качестве объектов восприятия детям предлагаются природные предметы.



Используемые на занятиях приемы сенсорного развития дают детям возможность ознакомления не только с цветом, формой, величиной и пространственным расположением предметов, но и с богатством звуковых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений, которые дарит им окружающий мир. К тому же дети не просто знакомятся с эталонами формы и размера, со вкусом различных ягод, овощей и фруктов, с природными ароматами. Каждый раз им предлагается словами описывать свои ощущения и впечатления. В результате такого подхода решаются еще две важнейшие задачи: у детей формируется образное мышление и развивается воображение. Занятия этого цикла - одни из самых насыщенных, причем очень часто даже какой-то один вид деятельности дает возможность «тренировки» сразу нескольких органов чувств.
Из природных объектов ребятам предлагали узнать перо гуся и павлина, яйцо страуса и перепёлки, кокосовый орех, яблоко и другие.
На вкус было предложено опознать ягоды жимолости, финики, кедровые орешки, киви, банан и другие фрукты и ягоды.
На ухо вожатый произносил природные звуки, например «га-га-га» и передавали модель уха, а последнего сидящего спрашивали, что он услышал.
Шестая станция «Экоплакат»
Здесь ребятам предложены ватманы, карандаши, краски и фломастеры. Заготовки каждый отряд приносит с собой.



Вторая экологическая пятница

Экодетектив
Игра проводится в рамках проекта «Формирование ответственности за состояние окружающей среды подрастающего поколения российских граждан».
Цель: создание условий для улучшения окружающей среды через коммуникативно-познавательную деятельность.
Задачи:
Коммуникативные – сплочение ребят внутри команды и между командами разных школ для выполнения поставленных задач.
Развивающие – развитие логического и абстрактного мышления через призму экологических компонентов, навыков проектной деятельности личности в окружающей среде, развитие творческих способностей.
Социальные – осознание своей роли в сохранении окружающей среды, а также перспектив и возможностей участия и влияния на процессы в обществе.
Просветительские – информирование и вовлечение общественности в деятельность по улучшению состояния окружающей среды.


Раздается стук в дверь и входит почтальон Печкин. Он принес письмо – телеграмму от экологов района и зачитывает ее ребятам.
«Уважаемые ребята! С каждым днем растет количество бытового мусора в нашем поселке. Жители выбрасывают его в леса, водоемы или просто за огород. Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами способствует увеличению количества мышей, крыс, ворон в селе, а эти животные являются переносчиками многих заболеваний. Вы могли бы нам очень помочь в борьбе за чистоту нашего поселка и здоровье его жителей. Для этого вам необходимо разъяснить, как можно уменьшить количество выбрасываемого мусора. Надеемся на вас и заранее благодарим за помощь. "Комитет по экологии».


Ведущий. Сегодня нам с вами предстоит провести свои расследования, и экспертами-экологами будет оценена ваша работа. За правильные и оригинальные ответы группа будет получать жетоны: зеленые, красные, синие и желтые.
Задание 1.
Расшифровка телеграммы.
(Группы получают карточки, на каждой слово). Необходимо сложить пословицу, а победит та команда, у которой первой будут правильно сложены слова.
Шифровка – семь прямоугольников, на которых написано одно слово или предлог: «не», «плюй», «в», «колодец», «пригодится», «водицы», «напиться».
Задание 2.
«Найти преступника и вынести обвинение».
1. Поступило заявление с просьбой найти преступника. Кличка преступника - «Пал», он следов не оставлял. «Преступление «Пал» совершает поздней ночью. Над огородом, где он бывал, можно только заметить, как в воздух поднимается дым. Если придешь на огород утром, уже никого не найдешь».
Часть команды – «работники следственных органов» находят состав преступления (в чем виноват преступник?).
Адвокат ищет оправдание в действиях преступника.
Ответ. Адвокат ищет оправдание в действиях преступника.
«Пал» - огонь, который используют люди для сжигания листьев или ботвы культурных растений в осенний период. Польза от сжигания в том, что таким способом люди избавляются от огромного количества растительных остатков.


«Работники следственных органов» находят состав преступления (в чем виноват преступник?).
Вред в сжигании листьев и ботвы огромен. В период развития и роста растений в них накапливаются ядовитые вещества, от которых растение «избавляется» осенью. При сжигании все эти вещества попадают в воздух, а им дышат люди, что не безопасно для их здоровья.
2. Обвиняется лесничий, у которого в лесу, где растут хвойные породы, на деревьях не стало иголок. Инспектор подал заявление, где обвиняется лесничий в незаконных действиях, повлекших за собой гибель леса.
«Работники следственных органов» ищут, в чем виноват «преступник», а «адвокат» ищет оправдание в действиях лесничего.
Ответ. «Работники следственных органов» не находят состава преступления.
«Адвокат» рассказывает, что в этой истории может оправдать лесника.
Речь идёт о хвойном лесе из лиственницы. Эта порода леса осенью сбрасывает хвоинки с деревьев по причине отсутствия на них воскового налёта (кутикулы). А поскольку это естественное природное явление, то лесничий здесь ни при чём.
3. На группу туристов подано заявление, в котором их обвиняют в разорении гнезд птиц. После посещения леса группой туристов в этом месте больше не встречаются птицы.
Ответ. «Работники следствия» ищут состав преступления.
Отпугивает птиц шум, который создают туристы при посещении леса. Шум мешает птицам нормально растить потомство. Это и является причиной, по которой птицы покинули этот лес.
«Адвокаты» находят оправдание своим подзащитным.
Никто из туристов гнёзд не разорял, а гид, который находился с ними, следил за этим.
Задание 3.
«Дознание».
Вспомним, что дома мы выбрасываем в мусорное ведро.
Дома в мусорном ведре могут оказаться пластиковая бутылка, целлофановый пакет, старая книга, старое платье, сломанные игрушки, погибшие комнатные растения, порванные колготки… .
Группа дознания ведет изучение старых предметов и пытается выбрать те, которые можно где–то использовать повторно.
Ответ. Пример. Из пластиковой бутылки можно сделать стакан для рассады и воронку для полива растений, а старую книгу, возможно, использовать для изготовления поделки (папье-маше).
Задание 4.
Выпуск боевого листка «Их ищет милиция».
В боевом листке каждая группа должна предупредить в деликатной форме бесхозяйственных соседей, которые продолжают устраивать свалку из мусора у себя за огородом. Нарушитель, прочитав ваше послание, не должен догадаться о его составителе, но должен побояться продолжать складировать мусор за огородом.
Командам предлагается защитить свой боевой листок «Их ищет милиция».
Задание 5.
«Аварийная ситуация». Вызов 02.
Каждая группа дает обоснованные ответы на вопросы.
Вопрос первой группе.
Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?
Ответ. Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.
Вопрос второй группе.
Как поступить с использованной батарейкой?
Ответ. Так как батарейки содержат соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать, где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема.
Вопрос третьей группе.
Что делать с разбившимся градусником?
Ответ. Работать надо в перчатках. Очень тщательно собирайте ртуть с помощью листка бумаги и металлической спицы. Складывайте шарики в банку с водой, чтобы ртуть не испарялась. Плотно закрывайте банку крышкой.
Задание 6.
«Милицейский патруль».
Членам команды выдается поднос и предлагается за две минуты собрать у своих болельщиков весь условный мусор, который у них есть с собой.
Перед членами комиссии, которые подводят итоги, ставятся эти подносы, и победителем считается та команда, которая на своём условном участке смогла быстрей навести порядок.
Подводятся итоги всех конкурсов. Зелёные фишки 5 – баллов, жёлтые фишки – 4 балла, синие фишки – 3 балла и красные – 2 балла.

Литература:
1. Бычкова, Н. Что нужно знать школьнику об экологии: руководство для работников детских и школьных библиотек и педагогов доп. образования. М.: Чистые пруды, 2009.
2. Агаларова, П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании школьников // Начальная школа – 2007.

Хочется выразить благодарность Крутенковой Алёне Дмитриевне за костюм КОЛОБКА.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Видновский художественно-технический лицей"

Сценарий для летнего лагеря

Тема «День экологии»

Составила воспитатель Латышева Ленара Ремзиевна

2016 – 2017 учебный год

Сценарий для летнего лагеря.

День экологии.

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.
Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе великие люди: «Леса – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, не только источник сырья. Леса – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески… Они учат человека понимать прекрасное» (К.Г. Паустовский).

«Пусто никогда не бывает в лесу, если кажется пусто – сам виноват» (М.М. Пришвин).

Задачи:
1. гражданской позиции, бережного отношения ко всему живому на земле.

2. Привитие потребности к воссозданию мира растительности.

3. Пополнение копилки на экологическую тему.

4. Подготовку к этому дню лучше начать с первых дней лагерной смены.

В план подготовки можно включить:

– экскурсии;

– ботанические и другие викторины;

– конкурсы стихотворений, песен, пословиц, поговорок о лесе, природе;

– выставки полевых и других цветов;

– конкурс лесных поделок «Лесная быль» или «Природа и фантазия»;

– выставку рисунков на экологическую тему;

– конкурс плакатов о природе «Зеленый патруль»;

– изучение лекарственных трав;

– экологическую акцию «Чистота спасет мир»;

– игру-путешествие по станциям.

Экологический калейдоскоп (Игра - путешествие)

На линейке детям вручается маршрутный лист с обозначением этапов. На каждом этапе ребят ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Этапы расположены на территории всего лагеря. Весь маршрут детям неизвестен. На каждом этапе они узнают, что их ждет впереди. Этапы могут проводить разные сказочные герои. За выполнение задания на каждом этапе отряд получает баллы. После прохождения этапов все собираются в актовом зале для подведения итогов и проходит церемония вручения призов.

Образец маршрутного листа

п/п

11. Станции. Место расположения. Ведущий станции. Баллы.

«Творческая» - Организатор

«Природные барометры» - Ромашка

«Бабушка-загадушка» Бабушка-веселушка

«Лесная аптека» - Айболит

«В гостях у Лесовичка» - Лесовичок

«Пословица недаром молвится» - Чебурашка и крокодил Гена

«Где чей дом?» - Водяной

«Чуткий нос» - Буратино и Мальвина

«Игровая» Леший и Баба - яга

«Лесная карусель» (конкурс рисунков на асфальте) - Карандаш

«Правила поведения на природе» - Белочка

I. «Творческая»

Проводится на месте старта игры - путешествия. Отряды заранее готовят названия отрядов, девизы, песни, связанные с экологической темой. По сигналу педагога - организатора сдают рапорта.

II. «Природные барометры»

Викторина о народных приметах

1. Перед вами муравейник, а муравьев не видно. К чему бы это?

а) к жаркой погоде;

б) к дождю;

в) к похолоданию.

2. Комары летают над водой роем (столбом). К чему бы это?

а) к хорошей солнечной погоде;

б) к дождю;

в) к похолоданию.

3. С запада движутся тонкие перистые облака, какую ждать погоду?

а) ясную, солнечную;

б) пасмурную;

в) ветреную.

4. Солнышко садится в тучку. Какую ждать погоду?

а) ясную, солнечную;

б) дождливую;

в) ветреную.

5. Какую следует ожидать погоду, если вечером и ночью был туман?

а) хорошую;

б) ненастную;

III. «Бабушка - загадушка»

Загадки про природу

Он совсем неслышно на прогулку вышел. Мокрым, мягким клювом постучал по крышам. Полосатым следом прочертил окошко. А пройдя, остался у меня в ладошках. (Дождик.)

Между гор, средь быстрых речек,

Ветерок пасет овечек.

Дунет он – летят овечки

Воду пить от речки к речке.

Пьют без удержу, пока

Не нальются их бока! (Облака.)

Кто входит в окно

И не ломает его? (Солнечный луч.)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)

Разноцветные ворота на лугу построил кто- то. Постарался мастер тот, взял он красок для ворот не одну, не две, не три – целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? (Радуга.)

Бежал по тропке луговой – кивали маки головой. Бежал по речке голубой – речка сделалась рябой. (Ветер.)

Как по небу, с севера,

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля-озерушки

Белый снег да перышки. (Снежная туча.)

Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий- синий! (Небо.)

Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, но осталась в небе только апельсиновая долька. (Луна, месяц.)

Он черной тучей был сначала, он белым пухом лег на лес. Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (Снег.)

IV. «Лесная аптека»

Ребятам предлагаются картинки, на которых изображены лекарственные растения. Нужно вспомнить название растения и его целебные свойства:

ландыш – болезни сердца; чистотел – заболевания кожи;

крапива – радикулит; сок останавливает кровотечения;

подорожник – лечит раны, нарывы, язвы; цветы липы – простуда;

одуванчик – заболевания желудка; валериана – бессонница;

василек – воспаление слизистой оболочки глаз;

редька – сок от кашля; малина – простуда; шиповник – укрепляет сердце;

земляника – корень улучшает зрение; тысячелистник – останавливает кровотечение;

мох сфагнум – заменяет вату.

V. «В гостях у Лесовичка»

О каких растениях идет речь в стихотворениях? Как белые звезды, средь розовой кашки цветут всем знакомые с детства… (ромашки).

Я звонкий и лиловый, расту в тени лесной, и в просеке сосновой киваю головой. (Колокольчик.)

Я – капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

И имя дала мне

Родная землица. (Земляника.)

Тот, кто в поле бывал, несомненно, замечал: вьется розовый цветок. Как же назван он?.. (Вьюнок.)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож. (Василек.)

В колыбельке подвесной

Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастет –

На зубок он попадет

Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдет его быстрей

Посреди листвы, ветвей? (Лесной орех.)

Наряд ее легок, чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

А сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней. (Береза.)

Стоит дерево кудряво,

А когти – волчьи. (Боярышник.)

Белые, душистые в лесу растут, весной рано цветут. (Ландыш.)

Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, зимою в платье белом. (Елка.)

Я черная, красная, белая,

Я всем хороша, когда спелая,

И листьев узоров нарядным

Равняюсь с листом виноградным. (Смородина.)

Урюк ты съел и курагу – теперь вопрос задать могу: Какой же плод, друг дорогой, Урюком стал и курагой? (Абрикос.)

Долгоножка хвалится:

– Я ли не красавица! –

А всего-то тросточка

Да красненькая косточка. (Вишня.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелек. (Одуванчик.)

VI. «Пословица недаром молвится»

Детям дается начало пословицы, они должны продолжить ее.

Вспомнить и назвать как можно больше пословиц, связанных с природой.

Народные пословицы о лесе: Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Дубовую рощу ветер свалит. Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет! Лес и вода – брат и сестра. Деревья скоро сажают, да не скоро с них плоды едят. Гриб ищут – по лесу рыщут. И зимой будет ягода, если заготовить загодя. На лес не поднимай руку, он будет служить и сыну, и внуку. Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.

VII. «Где чей дом?»

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, лес, болото.

Ответственный за этот этап называет животных и растения. Например: воробей, кувшинка, цапля, медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей – небо, цапля – болото и т. д.).

VIII. «Чуткий нос»

Душистые растения (полынь, ягоды малины, земляника, грибы, веточка сосны, ландыш, шиповник и т. д.) раскладываются на столе. Нужно с закрытыми глазами определить по запаху, что это за растение.

IX. «Игровая»

Перед игрой ведущий этой станции предупреждает: «Я буду называть в игре только птиц, и если вы услышите, что появились не птицы, а что- то другое, дайте мне знать. Можно топать и хлопать».

Голуби, синицы, мухи и стрижи…

Дети топают. Что неправильно?

Д е т и. Мухи!

В е д у щ и й. А мухи – это кто?

Д е т и. Насекомые!

В е д у щ и й. Прилетели птицы:

Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Дети хлопают.

В е д у щ и й. Прилетели птицы:

Голуби, куницы… (Продолжает.)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

Дети топают.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты,

Даже совы - сплюшки,

Лебеди и утки – И спасибо шутке!

Оценивается активность и внимательность.

X. «Лесная карусель»

Конкурс рисунков на асфальте.

XI. «Правила поведения на природе»

Название говорит само за себя: ребята должны рассказать об основных правилах поведения в природе.

– Как оформить место привала во время похода? – Как оформить костровище, чтобы не повредить дерн? – Как обезопасить себя от солнечного удара, от укуса змеи? – По каким народным явлениям можно определить, где север, где юг и т. д.?

Экологическая сказка

«Как люди речку обидели»

Разработали и показали: ученики 1-ых классов

Герои: Речка, папа, мама, Боря

Жила-была Голубая речка с чистой прозрачной водой. Она была весёлой и любила, когда к ней приходили люди.

Речка:

Посмотрите, какая я чистая, прозрачная и красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости. Искупаться, отдохнуть. Я буду вам очень рада!

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Боря. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать, купаться.

Сначала папа развёл костёр, потом наловил много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли и ей пришлось их выбросить. Боря выловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил её, потому что не любил лягушек. И ещё он раздавил большого чёрного жука, который неосторожно выполз на берег.

Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту, и не терпела мусора в своём доме.

Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной, и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.

Общение с природой - неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе великие люди: «Леса - это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, не только источник сырья. Леса - это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают пол-новодность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески… Они учат человека понимать прекрасное» (К.Г. Паустовский).

«Пусто никогда не бывает в лесу, если кажется пусто - сам виноват» (М.М. Пришвин).

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки -

И спасибо шутке!

Оценивается активность и внимательность.

X. «Лесная карусель»

Конкурс рисунков на асфальте.

XI. «Правила поведения на природе»

Название говорит само за себя: ребята должны рассказать об основных правилах поведения в природе.

Как оформить место привала во время похода? - Как оформить костровище, чтобы не повредить дерн? - Как обезопасить себя от солнечного удара, от укуса змеи? - По каким народным явлениям можно определить, где север, где юг и т. д.?

Экологическая тропа.

В первой половине дня дети по отрядам выходят на этапы. На каждом их ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Весь маршрут детям сразу не известен. На каждом этапе они узнают, что их ожидает впереди.

Этапы соревнований.

    Станция «Бабушка-загадушка».

Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (лягушка)

Месяц видел, а солнце скрыло. (роса)

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Кто без рук, без топора строит дом. (птица)

Не зверь, а воет. (ветер)

Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи и муравейник).

Очаг один, а всю землю греет. (солнце).

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)

    Станция «Пословица недаром молвится».

1) Детям дается начало послови­цы, они должны продолжить ее.

2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц (поговорок), связанных с природой.

Апрель с водою, май с – с травою.

В цвету трава – косить пора.

Что летом родится, зимой пригодится.

Не бывает хлеба без труда.

Весна даёт цветы, а осень - плоды.

При солнышке тепло, при матери добро.

3.Станция «С песней весело шагать». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе.

4.Станция «Где, чей дом?».

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.

Ответственный за этап называет животных и растения. Например: во­робей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля - болото.)

5.Станция «Зеленый патруль».

Дети рассказывают о правилах поведения в ле­су, о том, что можно и что нельзя делать в лесу.

На этом же этапе можно предложить детям прослушать рассказ и найти в нем ошибки в поведении школьников:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жар­кие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подбе­резовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили в ко­телке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их все равно разру­шат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают му­равьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно -мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг попе­рек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», - тихо сказала Маша. «Все равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошел к городу. Весело прошел день!

6.Станция «Лечебница Айболита»

Примерные вопросы:

    Из какого растения изготавливают лекарство, улуч­шающее аппетит? (Корень одуванчика)

    Сок, какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)

    Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)

    Расскажи о каком-либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно - покажи).

7. Станция «Белка»

Назови грибы, которые знаешь.

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, и др.)

Чем ценны плоды шиповника? (в них много витамина С)

Какие ягоды растут в наших лесах?

8. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.

Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.

Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или конкурс поде­лок из природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы).

Можно сходить с детьми на экскурсию в парк (лес).