Премьер-министр Дмитрий Медведев, всего два месяца назад прогремевший в соцсетях фразой "Денег нет, но вы держитесь", снова удачно ответил на вопрос о деньгах: выступая на молодежном форуме "Территория смыслов" , в ответ на вопрос, отчего преподаватели в Дагестане получают в разы меньше, чем полицейские, он пояснил, что учительская работа - это не способ зарабатывания денег, а призвание. Тем, кто хочет зарабатывать деньги, лучше заняться бизнесом. Полный ответ премьера приводит Медуза :

...Это личный выбор. Меня часто об этом спрашивают, и по учителям, и по преподавателям. Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот. (Смеется.)

Дмитрий Медведев: Если у вас мало денег, то надо просто разбогатеть.

димон медведев взяв ведро и веник
всем объяснил как просто жить без денег

По сути, происходящее мало чем отличается от "голодных 90-х", отмечали комментаторы.

Вообще, конечно, "если ты учитель, то ты сам выбрал нищенскую зарплату, не жалуйся" - это же классические девяностые. В полный рост. Думаю, нам неизбежно предстоит туда вернуться и сделать работу над ошибками. Будет неприятно, и не только нищим бюджетникам, но и всем.

С другой стороны, в 90-е такого количества "силовиков" вроде бы не было.

Премьер-министр снова отлил в гранит, на этот раз - на «территории смыслов на Клязьме». Это там, где Сергей Неверов упрекал девушку с низкой зарплатой двумя ее высшими образованиями.

Дело с премьером было так: встает молодой человек из Дагестана и говорит: вот у нас в республике зарплата учителя - 10-15 тысяч, силовика - 50 тысяч. А ему в ответ: и не думай сравнивать, не нужно, лишнее это.

В утешение премьер рассказал, что и в СССР так было: вот он получал 90 рублей, а милиционер - 250. Все честно, не жили хорошо - не стоит и начинать.

Тут можно привести сухую статистику. В России на сто тысяч населения 546 полицейских (не считая всех прочих силовиков, от Нацгвардии до армии). В Англии - 227. Значит ли это, что мы больше, чем в два раза опаснее англичан?

Даже в США, на которые так любит ссылаться наша власть, полицейских на 100 тысяч - всего 376. А главное - их зарплаты не превышают зарплаты учителей в 3-5 раз. Собственно - на каком основании? Полицейский обеспечивает нашу безопасность сегодня, учитель - завтра. Это две одинаково важные и трудные профессии.

Впрочем, что я, основание понятно: учитель не потащит в автозак с митинга - вот она, важная разница. Жаль, что премьер о ней забыл упомянуть.

Действительно, риски-то не сравнимы. Силовикам если не платить, то у власти не удержишься. А учителям можно платить мало - все одно потерпят!

Многие услышали в словах Медведева намек на то, что за работу по призванию можно меньше платить.

Я думаю, с учителей надо ещё и деньги брать за возможность реализовать своё призвание! И с учёных, с учёных!

Я понял, если есть призвание, человеку уже как бы деньги не нужны. В самом деле, он может питаться Святым Духом или там праной какой-нибудь. Димычу тоже деньги не нужны наверное, у него же призвание "работать" "премьер-министром".

Отдельные комментаторы вместо того, чтобы критиковать премьера, восхищались его честностью.

не пойму теперь: а что именно неправильного в данном случае сказал человек медведев, что над ним опять глумятся?
во-первых, он сказал правду (кстати, довольно транснациональную): хочешь много именно что денег - не ходи в учителя, во-вторых, в кои-то веки в чувствительном вопросе, где легко дать дрозда и петрушку, наоборот демонстрирует последовательность и твердость. практически либертарианский дал ответ на глупый вопрос, почему у одних зарплата больше, а у других - меньше. да по всему.
денег-то, кстати, и в самом деле нет. а он мог бы пообещать, но не придуривается.

В последнее время мне всё больше и больше нравится Дмитрий Медведев. Я очень зауважал его после его феодосийского бенефиса, и фраза "Денег нет, всего вам доброго" уже прочно вошла в оборот с его подачи. Мне нравится здоровый уровень цинизма Дмитрия Медведева, который даже не пытается напрягаться ради лохов, обещая им, что завтра будет лучше. Медведев точно знает, что если кому и будет лучше, то только ему, Путину, Ротенбергам, Ковальчуку и еще особо приближенным к трону. Вот это нежелание напрягаться и подкупает. Лохи должны знать свое место. И плевать, что через месяц выборы в Госдуму. Лохи все равно проголосуют, как им укажут. Ну красавчик же! Elena Tumanova

Припомнили преподавателям и участие в выборах в качестве "админресурса".

Чиновники все больше теряют чувство реальности, а с согражданами общаются все более цинично и бесстыдно. © Фото с сайта government.ru

На форуме «Территория смыслов» премьер Дмитрий Медведев на вопрос о маленьких зарплатах учителей ответил, что педагог — это призвание, а кто хочет зарабатывать деньги, мог бы пойти в бизнесмены. Также глава правительства предположил, что энергичный учитель найдет возможность «как-то, так сказать, еще что-то заработать». Эти слова премьера вызвали возмущение россиян. В Интернете немедленно возникла петиция с призывом к отставке председателя правительства. За десять часов с момента создания петиции количество подписавшихся превысило 50 тысяч человек.

Высказывание Дмитрия Медведева о маленьких зарплатах учителей как о допустимой норме непозволительно для премьер-министра, считает директор школы № 4 города Нелидов в Тверской области Сергей Погодин. Как заявил педагог корреспонденту «Росбалта», по этой причине он подписал интернет-петицию с призывом к отставке Медведева. «Я считаю, что не может премьер так говорить про учительские зарплаты: «если хотите получать деньги, то уходите в бизнес…», — подчеркнул Погодин.

Директор отметил, что учителя в школах, действительно, зарабатывают недопустимо мало. «Ставка учителя сейчас составляет 7 тыс. 800 рублей. Чтобы учителям получать «среднюю» зарплату, им приходится брать по две ставки и больше», — констатировал Сергей Погодин.

Слова Дмитрия Медведева о «нормальности» маленьких зарплат учителей в среде педагогов воспринимают как очередную пощечину, рассказал член совета межрегионального профсоюза «Учитель» Андрей Рудой. «Уже все привыкли к плевкам со стороны властей. Это просто еще одна пощечина, которую примут», — констатировал Рудой.

Педагог подчеркнул, что с экономической точки зрения предложение учителям пойти в бизнес абсурдно. «Структура общества такова, что не найдется на рынке места для такого количества бизнесменов. Учителя составляют около одного процента от населения страны. Даже если они уйдут в мелкий бизнес, то рынок их просто не воспримет. Тем более, можно вспомнить статистику, что выживает одно из сорока бизнес-предприятий, которые начинают работать. Но даже если пойдут в бизнес педагоги, то кто будет учить детей? Ведь и так проблем в образовании хватает. Конечно, высказывание Медведева бессмысленное во всех отношениях: и с экономической точки зрения, и просто с человеческой», — сказал Рудой.

Слова Дмитрия Медведева свидетельствуют о курсе правительства на коммерциализацию всего и вся, в том числе сферы образования, считает представитель «Гражданской инициативы за бесплатное образование» Николай Соснов. Как рассказал общественник, школа все больше вовлекается в коммерческий оборот и это вредит образованию.

«Бизнес на школьном обучении шел уже давно. Благодаря реформам последнего десятилетия, таким как ЕГЭ, ФЗ-83 или новый закон об образовании, под бизнес на формально бесплатном обучении подведена законодательная база. Теперь делать деньги на государственном школьном обучении можно легально. Слова Медведева только подтверждают данную тенденцию. Глава правительства четко указал: власти в школе хотят видеть коммерсантов, а кто не может или кому не нравится, пусть сидят тихо и не просят прибавки к зарплате», — констатировал Николай Соснов.

По словам общественника, попытки школьных руководителей «заработать» часто выходят за рамки как морали, так и законов. «Например, только недавно нам прислали подробный рассказ о том, как директор одной районной школы сдал ее стены под рекламу. На здании должны были установить щиты с рекламой женского нижнего белья. Ситуацию вовремя отследили и разрулили «под ковром». Другой пример из недавних. В сельской школе организовали платный клуб тяжелой атлетики якобы для школьников. На деле под видом детского клуба работал коммерческий зал для взрослых, а деньги шли неизвестно куда. И можно еще много привести примеров. Это плохо, потому что директор школы не должен заниматься бизнесом, у него другие задачи. Если он думает только о том, как добыть денег, учебному процессу конец. Получается как в анекдоте про полицейского, который думал, что пистолет ему дали, чтобы «вертеться». И это я еще говорю о нормальных директорах. А есть ведь откровенные мошенники», — перечислил Николай Соснов.

По мнению общественника, значительная часть учителей не будет делать бизнес на школе, но те, кто пойдет по этому пути, могут зайти очень «далеко». «Как-то мне пришлось беседовать с одним директором, и он мне сообщил, что на курсах повышения квалификации его учили как сделать школу самоокупаемой, а в идеале и прибыльной. Все это подается как благо для учеников, дескать, будет больше денег — директор и для школы многое сможет сделать. На практике же бизнес в учебных заведениях разрушает самые основы системы образования. Недавнее раскрытие грандиозной мошеннической схемы в Пензенском технологическом, арест ректора ДВФУ, регулярные уголовные дела против директоров школ — это верхушка, а айсберга мы не видим. Увидим только тогда, когда Россия на него налетит с размаху и пойдет ко дну третьего мира как «Титаник», ибо без нормальной системы образования наша страна обречена прозябать», — заметил Соснов.

Известия о попытках педагогов «зарабатывать», действительно, часто можно встретить в разделах криминальной хроники или под рубрикой «Скандалы». И это неудивительно — учителей в институтах готовили не к бизнесу, и в педагоги не идут люди с предпринимательской жилкой.

В Новочебоксарске молодой учитель русского языка подрабатывал танцами в ночном клубе. Родительница одной из школьниц была удивлена, увидев учителя своей дочери на сцене, исполнявшим гоу-гоу. Учительница математики из московской гимназии в свободное время подрабатывала не только репетиторством, но и демонстрацией товаров магазина нижнего белья. Ученики имели возможность увидеть в Интернете свою «строгую училку» в совсем не строгом неглиже. В Калининграде родители воспитанников детсада узнали, что их преподавательница музыки известна также под творческим псевдонимом Настя Монпасье — девушка танцевала стриптиз и оказывала интимные услуги клиентам.

Этой весной полицейские в Новосибирске задержали попеременно двух учителей — мужчину и женщину. Педагогические профессии у них были разные, а вот подработки похожие: оба занимались распространением наркотиков. Их коллега из Каменска-Уральского тоже приторговывал наркотиками, а вдобавок еще и мастерил самодельное оружие. В квартире учителя музыки по классу духовых инструментов правоохранители изъяли пять самодельных пистолетов.

Директоры школ тоже иногда оказываются на скамьях подсудимых, правда, чаще за другие преступления. Если вымогательство подарков учителями обществом воспринимается иногда терпимо, то директоры школ как госслужащие отвечают за взятки или хищения школьных средств. А директор школы № 11 Воскресенска Нина Медведева, подрабатывавшая главой участкового избиркома, несколько лет назад оказалась на скамье подсудимых за фальсификацию итогов выборов на избирательном участке.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин раскритиковал утверждение премьера о том, что большие деньги можно заработать, пойдя в бизнес. Известный экономист напомнил, что только после повышения социальных взносов в стране закрылось свыше полумиллиона индивидуальных предприятий, а в последнее время поддержка малого бизнеса сокращается в разы.

«Бизнес, если это не бизнес по распилу бюджетных денег или не олигархический бизнес по экспорту сырья, чувствует себя очень плохо. Отправить в бизнес зарабатывать деньги — это все равно, что отправить в пешее сексуальное путешествие в широко известный маленький перуанский городок. Когда Дмитрий Медведев говорил, что надо зарабатывать деньги, он, вероятно, имел в виду не бизнес. Это он для приличия сказал, а, скорее всего, он имел в виду коррупцию», — отметил эксперт.

Отказ Медведева обсуждать недопустимость низких зарплат учителей говорит, что правительство не намерено исполнять майские указы президента РФ, полагает Делягин. «А ведь речь идет не о больших заработках, а о человеческих заработках, которые позволили бы учителям по-человечески жить и сводить концы с концами. По мнению господина Медведева, педагог не должен получать деньги, которых достаточно для нормальной жизни. Видимо, это фундаментальная позиция «Единой России» и правительства», — констатировал Михаил Делягин.

По мнению экономиста, низкие зарплаты учителей ударяют по всему развитию страны. «Это выражение полного презрения к России. Учитель — это человек, который создает нацию. Было сказано в свое время, что битву под Садовой выиграл прусский учитель, а битву под Сталинградом выиграл советский учитель. «Единая Россия» и ее лидер Медведев сделали так, чтобы Россия больше никогда не выигрывала», — заметил Делягин.

Чиновники все больше теряют чувство реальности, а с согражданами общаются все более цинично и бесстыдно. Кто или что приведет их в чувство?

Дмитрий Ремизов

Волну негодования вызвали слова премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что преподавателям стоило бы поменять профессию и уйти в бизнес, если они хотят зарабатывать достойные деньги. Мы приводит реакцию обыкновенных российских педагогов на слова премьер-министра.

Реакция на слова Медведева о том, что учителям ради более высоких доходов стоило бы сменить профессию и уйти, например, в бизнес, не заставила себя ждать.

В четверг на сайте Change.Org появилась петиция с требованием отправить премьер-министра в отставку.

Обращение стремительно собирает подписи: за первые несколько часов счет голосов пошел на тысячи.

Под текстом петиции оставляют комментарии как учителя, так и сочувствующие им граждане. В учительских пабликах во «ВКонтакте» также царит возмущение. Публикуем некоторые комментарии учителей о словах Медведева:

Ольга Ч. , преподаватель из Воронежа: «Я сама являюсь учителем. Крайне возмущена словами премьер-министра, советующего учителям искать другой заработок. Учитель выполняет важнейшую функцию в обществе: не только обучает, но и воспитывает! Воспитывает личность ответственную перед собой и перед Отечеством, готовую защитить свою Родину, ценящую подвиги и самоотверженность своих предков, готовую приносить пользу обществу. Огромное спасибо всем учителям, которые в столь непростых условиях, сложившихся в сфере образования, продолжают свою педагогическую деятельность!»

Анна К., преподаватель физики в Мордовии: «В принципе, уйти в бизнес у нас, в маленьком поселке просто невозможно. весь бизнес заключается только в торговле на рынке, но даже совмещать свою работу учитель не сможет. У меня, например, до часа-двух уроки, затем до четырех вечера - факультативные занятия. После этого я прихожу домой, забираю из садика своих двух детей. Одновременно занимаясь ими, я проверяю тетрадки. А еще нужно успеть написать план-конспект на следующий день. Всего у меня 18 часов в неделю, есть еще классное руководство, а также я являюсь заведующей лабораторией. При всем этом оклад мой 11 тыс. 500 рублей, а со стимулирующими, на руки я получаю 16 тыс. рублей. Я не понимаю, почему этот труд не может оплачиваться больше».

Ирина Д. , преподаватель из Москвы:«Я давно недолюбливаю премьера, но сказанное сегодня вызвало просто негодование. Честно, не хочется из отпуска возвращаться, зная, что опять ждет... Удерживают дети, но с каждым днем все меньше. Как говорила Татьянасанна из «Физрука»: «Во мне умер учитель».

Александр П. , преподаватель из Нижнего Новгорода:«Я думаю, что Медведев провоцирует учителей и преподавателей. Я хотел было написать подробный анализ текста выступления председателя правительства РФ со своими комментариями (как я это умею), а потом вдруг дошло: именно такой реакции от учителей в социальных сетях власть, скорее всего, и ждёт. А с какой целью - мне неясно. Поэтому проявлю максимальную сдержанность и корректность. Просто обозначу свою жёсткую позицию по затронутому вопросу: в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей (включая и в моих) нет термина «призвание». Там есть такие слова, как «труд», «обязанности», «права», «ответственность», «закон». И - о ужас - «заработная плата».Труд учителя с точки зрения морали, безусловно, подпадает под категорию «призвание», «дар», «миссия» наконец. Но вот с точки зрения закона и права - это труд. Который должен быть оплачен, и оплачен достойно (Конституция РФ, статья 7, часть 1). Преподаватель (учитель) - это профессия, на овладевание которой человек затратил время и силы. Получил квалификацию. И эта профессия может (и должна!) являться, в первую очередь, не лирическим призванием, а вполне конкретным и законным средством к существованию.Или если записывать нас в святые, то хотя бы избавьте нас, учителей, от обязанности выплачивать подоходный налог в 13% (как РПЦ). Лично для меня вполне существенная прибавка к деньгам будет (хотя сами по себе эти деньги и небольшие даже при двух ставках)».

Валентина Б. , педагог из Ижевска:«Если бы зарплата учителя была выше, то в педагогические ВУЗы поступала бы более талантливая молодежь и скорее всего по призванию. Соответственно, уровень образованности и воспитанности подрастающего поколения бы вырос, интеллектуальный потенциал страны возрос. Жаль, что правительство об этом не задумывается».

Анна С. , преподаватель из Севастополя:«Можно прийти на урок открыть учебники и тетради и дать задание ученикам. Урок прошел. А можно два часа готовиться, найти кучу видеоматериалов, например на тему «Округление чисел с избытком и недостатком», скачать фрагмент мультфильма «38 попугаев», весь урок быть в контакте со своими 29 учениками. А зарплата одна и та же! Смысл?! Мне не хотят достойно платить за мою работу, у меня пропадает желание достойно работать».

Татьяна Н, Ростов-на-Дону, отличник народного образования, учитель высшей категории, ушла на пенсию.
«Зарплата в 2015г была 14 тысяч рублей. Всегда вела только 1 класс начальной школы. До начала кризиса в 2013 г. ее зарплата была на руки около 23 тыс. рублей. Были доплаты: за качество, стимулирующие выплаты, за руководство классом была 1 тыс. «президентские» и 450 от «губернатора». Теперь все выплаты убраны.Сейчас знакомая молодая учительница со стажем 3 года ведет 2 начальных класса – зарплата около 25 тыс руб. (от ведения одновременно 2-х классов страдает качество обучения детей). До кризиса в 2013 г. ее зарплата была около 40 тыс руб».Согласно информации Татьяны, репетиторство в Ростовской области в данный момент идет по следующим расценкам - 1 час занятий в начальной школе 300 руб, в старших классах около 500 руб. Также учителя берут в нагрузку дополнительные. уроки (факультатив). Это приносит дополнительный доход в 3-4 тыс. рублей.

Злоба дня

Если бы Дмитрия Медведева у нас не было, его следовало бы выдумать. Потому что он режет правду-матку с откровенностью, которой может позавидовать любая оппозиция. Обнаруживая при этом собственную некомпетентность столь наивно, что поневоле задумаешься: если премьер таков, каковы же его подчиненные?

Вот очередной «мудрый» совет нищающему населению от премьер-министра: российским учителям, которые недовольны зарплатой в 15 тысяч рублей, он заявил, что учительство - это призвание, «а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». А кроме того, по мнению Дмитрия Анатольевича, работящий педагог может «как-то, так сказать, еще что-то заработать» - помимо основной зарплаты.

Вот такие розовые представления, видимо, рисуются в голове второго лица в государстве: незаинтересованные рвачи без призвания, думающие только о деньгах, уйдут из школы и займутся прибыльным бизнесом и будут очень довольны. На их место придут энергичные, трудолюбивые педагоги, которых не смутят нищенские зарплаты, ибо у них призвание, а потому будут тоже весьма довольны. А самые энергичные из них в свободное от основной работы время станут подрабатывать в бизнесе и совместят призвание с богатством - то есть их счастью вообще не будет предела.

Такие представления премьера вполне объяснимы: все мы прекрасно знаем о государственных чиновниках, которым вполне удачно удается совмещать основную деятельность с бизнесом, причем очень даже крупным. Но вот незадача: что получается у чиновников, почему-то не выходит у учителей.

В чем причина такого парадокса и почему учителям так не везет, премьеру попыталась растолковать директор забайкальской школы Валентина Маниковская. Простыми и доступными словами она объяснила понятные для подавляющего большинства из нас вещи: что для занятий бизнесом нужно много времени, которого у учителя нет, ибо работа по призванию требует огромной самоотдачи и занимает практически 24 часа в сутки. Что для бизнеса нужен начальный капитал, а у педагога его зарплаты хватает лишь на то, чтобы дотянуть до следующей зарплаты, и то с трудом.

Что же касается ухода излишне алчных учителей в бизнес «с концами», то это, конечно, возможно, но чревато совсем печальными последствиями: свято место (даже низкооплачиваемое) пусто не бывает, и на место ушедших учителей придут другие. Те, кому в силу слабых способностей и прочих недостатков другой работы не найти. И будут наших детей учить те, кто ни на что другое не годится... А это уж совсем невесело, Дмитрий Анатольевич.

Поэтому имеет смысл ознакомиться с опытом других стран - тех, где с образованием (да и с экономикой вообще, она ведь - следствие образования) дела обстоят хорошо. Там заработки учителей не бросают на откуп рынку, и они вполне сопоставимы с доходами бизнесмена средней руки. Например, в Германии зарплата учителя колеблется от 3200 до 4700 евро в месяц. А в Финляндии даже начинающий педагог получает 3600 евро в месяц. В результате самый большой конкурс в вузах Финляндии - на педагогические отделения. Соответственно, туда поступают самые умные. Соответственно, умные учителя готовят хорошие кадры для экономики. Соответственно, и экономика хороша.

Так, может, все же не стоит учителей посылать? Пусть даже и в бизнес.

"Премьер-министр России Дмитрий Медведев посоветовал жалующимся на низкие зарплаты российским учителям менять профессию и уходить в бизнес.

Подобный совет российский премьер дал учителям в ходе общения с участниками форума «Территория смыслов» на Клязьме, видео о котором размещено на YouTube.

«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес», - заявил Медведев в ответ на вопрос одного из участников форума - учителя из Дагестана.

Он спросил Медведева, почему учителя и преподаватели в России получают зарплату в 10 000 - 15 000 рублей в месяц, а офицеры полиции и силовых ведомств 50 000 рублей и выше.

Медведев в ответ рассказал о том, как работал после окончания университета преподавателем и получал гораздо меньше милиционеров. Премьер сообщил, что ему после университета предлагали сразу уйти в прокуратуру, получить чин и большую зарплату. Но Медведев выбрал аспирантуру и преподавание на низкой зарплате. И чтобы «сводить концы с концами», читал много лекций и вел много семинаров.

«Не нужно сравнивать это. Вопрос в том, что ты в жизни выбираешь. Каждый человек в жизни выбирает то, что для него важно», - сказал Медведев. Важен личный выбор.

Премьер выразил уверенность, что современный преподаватель способен не только получать зарплату по расписанию, но и «как-то иначе зарабатывать».

В конце мая Медведев в ответ на жалобу на маленькие пенсии жителей Крыма и вопрос, где же индексация, ответил лаконично: «А ее нигде нет. Просто нет денег. Найдем деньги - будет индексация. Вы держитесь, здоровья вам, хорошего настроения»."

Вот как-то так. Даже добавить-то нечего. Сначала отработай 5 дней в неделю (или 6) в школе, а в воскресенье вагоны разгружай. Это мужчинам учителям. А женщины...О...По вечерам можн в ночные бабочки податься. Одна беда. В 51 в ночные бабочки уже не возьмут. если только в мамки. Но, там занятость будет еженочная, тоже не получится.

Ну, да, можно заработать и будучи учителем. Когда умер муж у меня был 18-20ти часовой рабочий день. Школа, репетиторство, решение контрольных для "одаренных" денежных студентов. И, даже компьютер смогли купить...Правда, хватило мне такого расклада на полгода. А потом истощение организма, снижение иммунитета и астма. Коей и пользуюсь я до сих пор с добавлением других болячек.

Ну, да, вопрос в том, что ты в жизни выбираешь. Каждый в жизни выбирает то, что для него важно. И государство тоже. Видимо, государству образованные люди не важны совсем и учительство решили извести, как класс. А что? Воспитывать ребенка и преподавать может и военный и вообще, каждая кухарка...