Волну негодования вызвали слова премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что преподавателям стоило бы поменять профессию и уйти в бизнес, если они хотят зарабатывать достойные деньги. Мы приводит реакцию обыкновенных российских педагогов на слова премьер-министра.

Реакция на слова Медведева о том, что учителям ради более высоких доходов стоило бы сменить профессию и уйти, например, в бизнес, не заставила себя ждать.

В четверг на сайте Change.Org появилась петиция с требованием отправить премьер-министра в отставку.

Обращение стремительно собирает подписи: за первые несколько часов счет голосов пошел на тысячи.

Под текстом петиции оставляют комментарии как учителя, так и сочувствующие им граждане. В учительских пабликах во «ВКонтакте» также царит возмущение. Публикуем некоторые комментарии учителей о словах Медведева:

Ольга Ч. , преподаватель из Воронежа: «Я сама являюсь учителем. Крайне возмущена словами премьер-министра, советующего учителям искать другой заработок. Учитель выполняет важнейшую функцию в обществе: не только обучает, но и воспитывает! Воспитывает личность ответственную перед собой и перед Отечеством, готовую защитить свою Родину, ценящую подвиги и самоотверженность своих предков, готовую приносить пользу обществу. Огромное спасибо всем учителям, которые в столь непростых условиях, сложившихся в сфере образования, продолжают свою педагогическую деятельность!»

Анна К., преподаватель физики в Мордовии: «В принципе, уйти в бизнес у нас, в маленьком поселке просто невозможно. весь бизнес заключается только в торговле на рынке, но даже совмещать свою работу учитель не сможет. У меня, например, до часа-двух уроки, затем до четырех вечера - факультативные занятия. После этого я прихожу домой, забираю из садика своих двух детей. Одновременно занимаясь ими, я проверяю тетрадки. А еще нужно успеть написать план-конспект на следующий день. Всего у меня 18 часов в неделю, есть еще классное руководство, а также я являюсь заведующей лабораторией. При всем этом оклад мой 11 тыс. 500 рублей, а со стимулирующими, на руки я получаю 16 тыс. рублей. Я не понимаю, почему этот труд не может оплачиваться больше».

Ирина Д. , преподаватель из Москвы:«Я давно недолюбливаю премьера, но сказанное сегодня вызвало просто негодование. Честно, не хочется из отпуска возвращаться, зная, что опять ждет... Удерживают дети, но с каждым днем все меньше. Как говорила Татьянасанна из «Физрука»: «Во мне умер учитель».

Александр П. , преподаватель из Нижнего Новгорода:«Я думаю, что Медведев провоцирует учителей и преподавателей. Я хотел было написать подробный анализ текста выступления председателя правительства РФ со своими комментариями (как я это умею), а потом вдруг дошло: именно такой реакции от учителей в социальных сетях власть, скорее всего, и ждёт. А с какой целью - мне неясно. Поэтому проявлю максимальную сдержанность и корректность. Просто обозначу свою жёсткую позицию по затронутому вопросу: в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей (включая и в моих) нет термина «призвание». Там есть такие слова, как «труд», «обязанности», «права», «ответственность», «закон». И - о ужас - «заработная плата».Труд учителя с точки зрения морали, безусловно, подпадает под категорию «призвание», «дар», «миссия» наконец. Но вот с точки зрения закона и права - это труд. Который должен быть оплачен, и оплачен достойно (Конституция РФ, статья 7, часть 1). Преподаватель (учитель) - это профессия, на овладевание которой человек затратил время и силы. Получил квалификацию. И эта профессия может (и должна!) являться, в первую очередь, не лирическим призванием, а вполне конкретным и законным средством к существованию.Или если записывать нас в святые, то хотя бы избавьте нас, учителей, от обязанности выплачивать подоходный налог в 13% (как РПЦ). Лично для меня вполне существенная прибавка к деньгам будет (хотя сами по себе эти деньги и небольшие даже при двух ставках)».

Валентина Б. , педагог из Ижевска:«Если бы зарплата учителя была выше, то в педагогические ВУЗы поступала бы более талантливая молодежь и скорее всего по призванию. Соответственно, уровень образованности и воспитанности подрастающего поколения бы вырос, интеллектуальный потенциал страны возрос. Жаль, что правительство об этом не задумывается».

Анна С. , преподаватель из Севастополя:«Можно прийти на урок открыть учебники и тетради и дать задание ученикам. Урок прошел. А можно два часа готовиться, найти кучу видеоматериалов, например на тему «Округление чисел с избытком и недостатком», скачать фрагмент мультфильма «38 попугаев», весь урок быть в контакте со своими 29 учениками. А зарплата одна и та же! Смысл?! Мне не хотят достойно платить за мою работу, у меня пропадает желание достойно работать».

Татьяна Н, Ростов-на-Дону, отличник народного образования, учитель высшей категории, ушла на пенсию.
«Зарплата в 2015г была 14 тысяч рублей. Всегда вела только 1 класс начальной школы. До начала кризиса в 2013 г. ее зарплата была на руки около 23 тыс. рублей. Были доплаты: за качество, стимулирующие выплаты, за руководство классом была 1 тыс. «президентские» и 450 от «губернатора». Теперь все выплаты убраны.Сейчас знакомая молодая учительница со стажем 3 года ведет 2 начальных класса – зарплата около 25 тыс руб. (от ведения одновременно 2-х классов страдает качество обучения детей). До кризиса в 2013 г. ее зарплата была около 40 тыс руб».Согласно информации Татьяны, репетиторство в Ростовской области в данный момент идет по следующим расценкам - 1 час занятий в начальной школе 300 руб, в старших классах около 500 руб. Также учителя берут в нагрузку дополнительные. уроки (факультатив). Это приносит дополнительный доход в 3-4 тыс. рублей.

Злоба дня

Если бы Дмитрия Медведева у нас не было, его следовало бы выдумать. Потому что он режет правду-матку с откровенностью, которой может позавидовать любая оппозиция. Обнаруживая при этом собственную некомпетентность столь наивно, что поневоле задумаешься: если премьер таков, каковы же его подчиненные?

Вот очередной «мудрый» совет нищающему населению от премьер-министра: российским учителям, которые недовольны зарплатой в 15 тысяч рублей, он заявил, что учительство - это призвание, «а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». А кроме того, по мнению Дмитрия Анатольевича, работящий педагог может «как-то, так сказать, еще что-то заработать» - помимо основной зарплаты.

Вот такие розовые представления, видимо, рисуются в голове второго лица в государстве: незаинтересованные рвачи без призвания, думающие только о деньгах, уйдут из школы и займутся прибыльным бизнесом и будут очень довольны. На их место придут энергичные, трудолюбивые педагоги, которых не смутят нищенские зарплаты, ибо у них призвание, а потому будут тоже весьма довольны. А самые энергичные из них в свободное от основной работы время станут подрабатывать в бизнесе и совместят призвание с богатством - то есть их счастью вообще не будет предела.

Такие представления премьера вполне объяснимы: все мы прекрасно знаем о государственных чиновниках, которым вполне удачно удается совмещать основную деятельность с бизнесом, причем очень даже крупным. Но вот незадача: что получается у чиновников, почему-то не выходит у учителей.

В чем причина такого парадокса и почему учителям так не везет, премьеру попыталась растолковать директор забайкальской школы Валентина Маниковская. Простыми и доступными словами она объяснила понятные для подавляющего большинства из нас вещи: что для занятий бизнесом нужно много времени, которого у учителя нет, ибо работа по призванию требует огромной самоотдачи и занимает практически 24 часа в сутки. Что для бизнеса нужен начальный капитал, а у педагога его зарплаты хватает лишь на то, чтобы дотянуть до следующей зарплаты, и то с трудом.

Что же касается ухода излишне алчных учителей в бизнес «с концами», то это, конечно, возможно, но чревато совсем печальными последствиями: свято место (даже низкооплачиваемое) пусто не бывает, и на место ушедших учителей придут другие. Те, кому в силу слабых способностей и прочих недостатков другой работы не найти. И будут наших детей учить те, кто ни на что другое не годится... А это уж совсем невесело, Дмитрий Анатольевич.

Поэтому имеет смысл ознакомиться с опытом других стран - тех, где с образованием (да и с экономикой вообще, она ведь - следствие образования) дела обстоят хорошо. Там заработки учителей не бросают на откуп рынку, и они вполне сопоставимы с доходами бизнесмена средней руки. Например, в Германии зарплата учителя колеблется от 3200 до 4700 евро в месяц. А в Финляндии даже начинающий педагог получает 3600 евро в месяц. В результате самый большой конкурс в вузах Финляндии - на педагогические отделения. Соответственно, туда поступают самые умные. Соответственно, умные учителя готовят хорошие кадры для экономики. Соответственно, и экономика хороша.

Так, может, все же не стоит учителей посылать? Пусть даже и в бизнес.

"Премьер-министр России Дмитрий Медведев посоветовал жалующимся на низкие зарплаты российским учителям менять профессию и уходить в бизнес.

Подобный совет российский премьер дал учителям в ходе общения с участниками форума «Территория смыслов» на Клязьме, видео о котором размещено на YouTube.

«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес», - заявил Медведев в ответ на вопрос одного из участников форума - учителя из Дагестана.

Он спросил Медведева, почему учителя и преподаватели в России получают зарплату в 10 000 - 15 000 рублей в месяц, а офицеры полиции и силовых ведомств 50 000 рублей и выше.

Медведев в ответ рассказал о том, как работал после окончания университета преподавателем и получал гораздо меньше милиционеров. Премьер сообщил, что ему после университета предлагали сразу уйти в прокуратуру, получить чин и большую зарплату. Но Медведев выбрал аспирантуру и преподавание на низкой зарплате. И чтобы «сводить концы с концами», читал много лекций и вел много семинаров.

«Не нужно сравнивать это. Вопрос в том, что ты в жизни выбираешь. Каждый человек в жизни выбирает то, что для него важно», - сказал Медведев. Важен личный выбор.

Премьер выразил уверенность, что современный преподаватель способен не только получать зарплату по расписанию, но и «как-то иначе зарабатывать».

В конце мая Медведев в ответ на жалобу на маленькие пенсии жителей Крыма и вопрос, где же индексация, ответил лаконично: «А ее нигде нет. Просто нет денег. Найдем деньги - будет индексация. Вы держитесь, здоровья вам, хорошего настроения»."

Вот как-то так. Даже добавить-то нечего. Сначала отработай 5 дней в неделю (или 6) в школе, а в воскресенье вагоны разгружай. Это мужчинам учителям. А женщины...О...По вечерам можн в ночные бабочки податься. Одна беда. В 51 в ночные бабочки уже не возьмут. если только в мамки. Но, там занятость будет еженочная, тоже не получится.

Ну, да, можно заработать и будучи учителем. Когда умер муж у меня был 18-20ти часовой рабочий день. Школа, репетиторство, решение контрольных для "одаренных" денежных студентов. И, даже компьютер смогли купить...Правда, хватило мне такого расклада на полгода. А потом истощение организма, снижение иммунитета и астма. Коей и пользуюсь я до сих пор с добавлением других болячек.

Ну, да, вопрос в том, что ты в жизни выбираешь. Каждый в жизни выбирает то, что для него важно. И государство тоже. Видимо, государству образованные люди не важны совсем и учительство решили извести, как класс. А что? Воспитывать ребенка и преподавать может и военный и вообще, каждая кухарка...

Выступая на форуме «Территория смыслов», премьер-министр Дмитрий Медведев ответил на жалобу на низкие зарплаты учителей словами о том, что они сами выбрали эту профессию. Заявление главы правительства разозлило пользователей социальных сетей: они высмеяли Медведева и попытались понять, как трактовать слова человека, занимающего второй по важности пост в государстве.

О низких зарплатах учителей Медведеву задал вопрос преподаватель из Дагестана. Он попросил объяснить, почему молодые учителя в регионе получают 10-15 тысяч рублей, а полицейские - от 50 тысяч.

Глава правительства начал с рассказа о личном опыте: он вспомнил, что получал 90 рублей, когда начал преподавать после выпуска из института, а зарплаты полицейских и тогда были существенно выше: лейтенант, по словам Медведева, получал 250 рублей. У каждого человека есть выбор, заключил он.

Но самое главное, ещё раз говорю, - это личный выбор. Меня часто об этом спрашивают, и по учителям, и по преподавателям. Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот. - дмитрий медведев, премьер-министр рф

Премьер также добавил, что «современный энергичный преподаватель способен не только получать ту зарплату, которая ему положена по должностному расписанию, но и как-то ещё что-то заработать», что многие восприняли как одобрение взяток в сфере образования.

Вспомнили и о том, что премьер в начале своей карьеры преподавал гражданское и римское право на юридическом факультете ЛГУ, затем СПбГУ.

Многие комментарии касались самого Медведева.