Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов - дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву (маркетри и интарсия ) очень популярна среди мастеров.

Интарсия

Из двух видов инкрустации по дереву интарсия появилась раньше - ее по праву можно считать «мамой» маркетри. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность , что позволяет получить сложное фигурное изображение.

Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте , где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.

Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева . Для того, чтобы сделать из более эффектными, использовали не только «игру» на контрасте светлой и темной древесины, но и обжиг, гравировку, травление древесины.

Как изготавливается изделие в технике интарсии? Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) - наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.

Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой - это называется рельефная интарсия . А если они находятся с ней на одном уровне - это живописная интарсия .

Маркетри

Маркетри - это упрощенная техника интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.

Маркетри - менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус .

Для маркетри используют натуральный шпон - однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы - например, прокрашивание морилкой.

Как и при работе в технике интарсии, сначала нужно продумать узор и нарисовать чертеж (шаблон) на плотной бумаге . Затем при помощи специальных инструментов из шпона вырезают кусочки мозаики и смазывают их столярным клеем. Затем «паззл» нужно наклеить на бумажный шаблон-чертеж, плотно пригнав друг к другу. Собрав мозаику, ее переворачивают и наклеивают на основу - украшаемое изделие.

Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс . Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).

Можно выполнять маркетри немного по-другому, врезая элементы мозаики в фон из шпона . Получившаяся мозаика закрепляется смазанной клеем бумагой и наклеивается на поверхность украшаемого изделия. Этот вид маркетри ближе по технике исполнения к своему «родителю» - интарсии.

Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении , оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус. Очень важно знать, как «поведут» себя те или иные породы дерева при обработке, покрытии лаком и т.п. Но если очень постараться - можно в итоге получить настоящее произведение искусства .

Дерево плюс металл

О коло двухсот лет назад в высокогорном аварском ауле Унцукуль возник уникальный художественный промысел - изготовление предметов из древесины с инкрустаций и насечкой металлом. Традиционными изделиями горских умельцев были предметы повседневного быта - ручки для кнутов, трубки, ступки с пестиком, мерки для муки, чаши, кубки, клюшки для стариков и т. д. Работы унцукульских мастеров всегда пользовались большим спросом. В начале ХХ века благодаря расширению внутренних и зарубежных рынков унцукульскую инкрустацию узнали широко в России и в зарубежных странах. Со временем аул Унцукуль превратился в центр редкостного искусства. В дореволюционный период горцы работали обособленно друг от друга. В 1924 году они были организованы в артель, которая переросла в фабрику художественных изделий. В настоящее время на фабрике работает более 150 человек.

Материалом для изделий унцукульских умельцев служит древесина, на которую наносят узор из металла. Составные части, из которых сплетаются узоры народных художников, немногочисленны. Это круглые металлические вставки-бляшки, вокруг которых забиваются тонкие проволочки, протянутые продольно и вколоченные торцом, а также мелкая ажурная насечка. Декоративный эффект достигается за счет разницы в массе плоскости вставок-бляшек и элементов насечки, что создает впечатление тающего, пульсирующего узора. Этому во многом способствует изгиб точеной или долбленой формы предметов, рождающей в один и тот же момент горящие блики и затененные полупрозрачные участки.

Искусство инкрустации дерева металлом - увлекательный вид декоративного творчества. Он не требует сложных инструментов и редких материалов и доступен для исполнения любителям.

Для изделий, готовящихся под инкрустацию, идет древесина с однородным строением, без ярко выраженных годичных слоев: кизил, абрикос, боярышник, грецкий орех, береза, а также ольха, осина и даже липа.

На начальных этапах овладения мастерством инкрустации с насечкой потребуется металл четырех разновидностей по форме. Во-первых, плоские круглые бляшки диаметром примерно 8 - 12 мм. Их можно вырубить из листового материала с помощью стальных трубок-шаблонов, режущий край которых остро отточен. Затем, четырехгранная проволока для контурных дорожек. В сечении она представляет собой прямоугольник 0,5 Х 1,5 мм. В домашних условиях такие полоски можно получить, если срезать слесарными ножницами проволока круглая в сечении. Она торцом вколачивается древесину. Диаметр ее около 1 мм. И наконец, гибкая полоса для насечки, представляющая собой тонкую (около 0,2 мм) металлическую ленту шириной 5 - 6 мм.

Материалы названных размеров пригодны для инкрустации предметов малой и средней величины (трубки, трости, кубки, блюда). Для более массивных изделий вставки, естественно, должны быть крупнее, чтобы выдержать необходимую соразмерность величины предмета и элементов его декора.

Сами деревянные предметы могут быть изготовлены тремя способами: токарным, столярным и долблением. В зависимости от этого нужен соответствующий инструмент.

Конечно, не каждый любитель имеет доступ к станкам или верстакам. Это создает определенные трудности в изготовлении самих изделий. Здесь можно порекомендовать обратиться в сувенирные отделы магазинов, где всегда в большом выборе имеются деревянные шкатулки, ларцы, хлебницы, блюда, подсвечники, трубки, табакерки и т. п. Гладкие поверхности этих изделий можно обогатить металлической инкрустации.

Из специальных приспособлений для инкрустации самодеятельному художнику понадобятся следующие: нож-резец (Рис.1) для подготовки канавок под проволочную дорожку. Наиболее подходящим, пожалуй, будет нож-косячок (тип сапожного ножа), издавна применяемый резчиками по дереву. Ножом-косячком делают продольные прорези.

Канавки по окружности вырезают циркулем-резцом. Его можно изготовить из старых ножниц, у которых особым образом затачивают концы: один становится опорной иглой, другой - острием резца. Соединительный винт наглухо заклепывают, ушки ножниц срезаются, и на их месте закрепляют шаровую ручку. Сколько диаметров дуг и окружностей в узоре, столько нужно изготовить циркулей-резцов. Если есть возможность, целесообразнее обзавестись одним циркулем с раздвижными ножками. При необходимости таким инструментом можно сделать прорезь любого диаметра.

Рис. 1 Инструменты для инкрустации металлом: торцевой нож-резец, универсальный циркуль-резец.

У глубление под металлическую бляшку выполняют дрелью со сверлом типа "перка". В продаже они встречаются одного диаметра - 25 мм. Если потребуется меньший или больший диаметр, нужно самостоятельно выточить необходимый инструмент.

Прорези под насечку делают торцевым ножом-резцом. Он представляет собой стальную полоску, вставленную в небольшую шаровую ручку. Его режущая часть заточена на конус.

Элементы инкрустации вколачивают в древесину легким металлическим молоточком на длинной ручке. Полоски металла отрезают с помощью небольших слесарных ножниц. Отверстия под вставки-гвоздики накалываются обычным шилом. Работа по выполнению инкрустации несложна, хотя и требует определенного навыка. На деревянную заготовку, которой придана необходимая форма, наносят узор. По его контурам ножом-косячком делают продольные прорези, а циркулем-резцом процарапывают окружности и дуги. В подготовленные прорези вставляют узкой кромкой и постепенно вколачивают в древесину прямоугольную проволоку: инкрустация выглядит качественной, если проволока будет тянуться непрерывной нитью без разрывов, лишь с одним соединительным швом.

Насечку (частую металлическую штриховку) выполняют следующим образом: торцевым ножом-резцом делают укол в дерево. Остается тонкая щель, в которую до упора торчком вставляют металлическую полоску. Затем срезают выступающую часть, а выглядывающий из древесины кончик металла вколачивают ударом молотка. Нельзя допускать, чтобы полоска загнулась. В древесине должен просматриваться лишь тонкий торец вбитой полоски. Вообще работа по насечке требует большого навыка. Вначале почти каждая пластинка будет загибаться под ударом молотка, но постепенно приобретается необходимый опыт, и работа будет доставлять большое удовольствие.

Приемы работы: в прорезь вдавливается кончик металлической ленты, обрезается несколько выше поверхности древесины и затем отрезанный кусочек вколачивается до конца.

Вколотить бляшки не представляет сложности. Их вставляют в подготовленные углубления, затем шилом прокалывают два или несколько отверстий, в которые вбивают отрезки круглых проволочек из того же металла, что и бляшки. Если вставки из прочного металла и их шилом не проколоть, то отверстия сверлят, а затем в них забивают проволочки-гвоздики.

Круглые гвоздики на бляшки не только удерживают ее в дереве, но часто служат дополнительным декором к дорожкам, насечкам, круглым вставкам. Порой только они заполняют большие плоскости предметов. Насечкой, бляшками и гвоздиками не ограничивается разнообразие фигур, которыми инкрустируют дерево. Хорошим справочником при поисках таких декоративных заполнений могут быть открытки с изображением старинных русских пряников, поверхность которых украшена богатейшими народными узорами в виде своеобразных елочек, птичек, змеек, витеек, веревочек, плетенок, сеток и других.

После того, как собственно инкрустация металлом закончена, готовый узор зачищают широким личневым напильником, а затем шлифуют наждачной бумагой.

Чтобы металлический узор выглядел более эффектно, изделие покрывается темной протравой. Для той же цели можно применить черную тушь. На темной поверхности тонкий, как кружево, металлический узор выглядит весьма выразительно.

По окончании сушки после протравы изделие осторожно протирают самой мелкой наждачной бумагой, счищая поднявшийся древесный ворс и одновременно восстанавливая, оживляя блеск металлического плетения. Часто при шлифовании металлических вставок снимается темная краска с фона, и он начинает пестрить белыми проплешинами. Чтобы избежать этого, рекомендуется использовать древнейший шлифующий материал - хвощ (его можно купить в аптеках). Он легко снимает краску с металла, а на дереве она остается в сохранности. Рубленный хвощ насыпают на поверхность и ватным тампоном производят шлифовку вдоль древесных волокон.

Последняя отделочная операция - лакирование. Перед ней в тыльную часть предмета ввинчивают подвесной крючок. За него держат изделие, когда его окунают в ванну с лаком, а затем подвешивают для просушки. Лак может быть полиэфирным, нитроцеллюлозным, спиртовым, смоляным. Покрытие нужно производить два-три раза, чтобы получить равномерно блестящую поверхность. При этом каждый слой должен быть хорошо просушен и прошлифован.

Техника инкрустации с насечкой может применяться вполне самостоятельно в декоративных орнаментах или стилизованных изображениях птиц, животных, людей или же в сочетании с плоскорельефными резьбами, деревянной мозаикой, чеканкой. Крупные вставки-бляшки можно гравировать или наносить на них травленый узор.

Иногда используют чисто контурное изображение без насечки и бляшек с применением одной лишь прямоугольной проволоки-дорожки или, наоборот, весь узор может быть выбит торцевыми гвоздиками.

Техника инкрустации с насечкой раскрывает перед мастерами большие возможности для творческого поиска. В одном узоре, например, допустимо сочетание нескольких видов металла (медь, латунь, бронза, алюминий, серебро). Следует иметь в виду, что эта техника более приемлема для выпуклых или вогнутых поверхностей. Что же касается плоскости, то ее можно подготовить под инкрустацию металлом, слегка завалив от центра к краям напильником или рубанком. Этим будет достигнута кривизна, выявляющая декоративные свойства металла.

Знакомство с техникой инкрустации, с насечкой, рожденной в высокогорном дагестанском ауле, явится великолепным вкладом в арсенал выразительных средств художников-любителей. Самостоятельная работа и изучение классических образцов представит им возможность самим соприкоснуться с искусством, составляющим художественное богатство народов нашей страны.

Всечка металла в дерево - старинная технология, в соответствии с которой металлические полоски, стерженьки и различные геометрические фигуры вбивают в деревянную основу.

Всечка довольно широко развита в Закарпатской Украине, в Дагестане, в некоторых районах Прибалтики. При помощи всечки декорируют разнообразные бытовые изделия: курительные трубки, трости, чаши, кубки, посохи, рюмки и графины, шкатулки, тарелки для фруктов, ювелирные изделия, а также настенные панно и даже картины.

Рассмотрим технологию изготовления всечки. В качестве основы берут «бестек-стурную» древесину, поверхность которой обладает высокой плотностью и равномерной твердостью. Для всечки подходят твердые породы: кизил, боярышник, абрикосовое дерево, груша, яблоня, грецкий орех и другие, а для учебных работ по всечке можно использовать древесину и более мягких пород, таких как: береза, черная и красная ольха, осина, липа.

Древесина должна быть хорошо просушена, не иметь трещин, сучков и гнили. При большой ее влажности со временем металл будет вытеснен и изделие, как говорят, «ощетинится». Интересные композиции получают на торцевых срезах деревьев твердых пород, например, дуба, бука и др.

Большинство перечисленных здесь пород имеет светлую древесину, на которой не будут «играть» металлические вставки. Для окрашивания древесины применяют различных опенков морилки и черную тушь.

В качестве металлических вставок используют цветные металлы и сплавы: медь, бронзу, латунь, алюминий в виде проволоки, плющенки (проволоки, прокатанной в вальцах) и узких полосок. В наиболее ответственных случаях можно использовать золото или серебро в виде проволоки или тонкого листа.

Инструменты для всечки - ножи-косячки, которыми пользуются резчики по дереву, и ножи-резцы (рис. 1). Ножами-косячками делают продольные прорезы, а торцевым ножом-резцом - прорезы под круглые и фигурные бляшки. Необходимо иметь несколько резцов с лезвиями различной ширины и с различной заточкой режущей части.

Для вырезания углублений под круглые бляшки можно взять циркули-резцы (рис. 2). Если в вашей композиции имеется большое количество одинаковых круглых бляшек, то для подготовки гнезд под них можно применить специально заточенные трубочки заданного диаметра или пуансоны (рис. 3).

Узкие полоски металла отрезают от листа ножницами и «гвоздики» от проволоки - кусачками, бокорезами, пассатижами или ножницами. Для просверливания отверстий нужна дрель с набором сверл и несколько шилец - для прокалывания отверстий под «гвоздики». Могут понадобиться также круглогубцы и пинцет для удержания мелких деталей.

Основы для всечки сферической или цилиндрической формы - подстаканник, вазочку, тарелку или кувшинчик делают на токарном станке, плоскую - рубанком, а более сложной формы - ножом, стамесками и другим столярным инструментом. Однако надо помнить, что всечка лучше «смотрится», когда поверхность - несколько выпуклая. Если нет возможности изготовить в домашних условиях основу или «белье», как ее называют мастера, то основу можно купить на рынке.

Процесс всечки, как любой творческий процесс, начинается с разработки эскиза. Необходимо решить, что вы хотите сделать: маленький брелок для любимой девушки, трубку или палочку - для дедушки, а может быть красивое блюдо - для мамы. Исходя из этого делают или приобретают нужную заготовку изделия - «белье». Затем определяют места для всечки, их размеры и форму, а потом делают рисунки для каждого участка в едином стиле.

Подготовленный рисунок переводят на кальку, а с нее - на основу. Переводя рисунок на плоскую основу через копировальную бумагу какой-либо заостренной палочкой или шариковой ручкой, у которой израсходована вся паста. Если рисунок симметричный, то можно нарисовать только одну его часть.

На основу с выпуклой поверхностью рисунок, переведенный на кальку, прикладывают к месту, куда надо его перенести, и прижимают, надрезав по краям для плотного прилегания. Процесс всечки зависит от используемых элементов.

Для всечки ленточки ножом-косячком делают прорезь шириной, равной толщине ленточки, и глубиной, чуть большей, чем ширина ленточки. Если несколько ленточек соединяются своими концами в одном месте, то необходимо концы их простучать молоточком для уменьшения их толщины так, чтобы они соединились в один острый угол (рис. 4).

Вколачивать ленточку надо легким молоточком очень аккуратно, чтобы она полностью вошла в прорезь и ее верхний край не погнулся. Если же край все-таки погнется, то необходимо ленточку вынуть и слегка простучать металлическим молотком на стальной плите.

Она нагартуется, то есть станет более жесткой и тогда лучше войдет в прорезь. При всечке коротких штрихов прорезь делают торцевым ножом-резаком. В прорезь вставляют до упора конец металлической полоски. Ножницами или бокорезами отрезают его от этой плоски и ударом молотка вбивают в основу (рис. 5). Нельзя допустить, чтобы верхний край вставки загнулся. В основе должен просматриваться только торец вбитого металла.

Гвоздики при всечке выполняют двойную роль. Во-первых, основную, когда точками оформляют какой-либо орнамент. И, во-вторых, вспомогательную, когда гвоздиками крепят металлические бляшки. В первом случае в основе шилом накалывают в нужном месте отверстие, вставляют в него конец проволочки и откусывают его бокорезом. После этого легким ударом молоточка вгоняют в деревянную основу выступающий конец проволочки.

Способ установки в основу металлических бляшек зависит от их формы и размеров. Если форма бляшки - круглая, то углубление делают сверлом, просечкой или пуансоном на глубину 2/3 толщины металлической бляшки. В гнездо вкладывают бляшку и протыкают (или просверливают) необходимое количество отверстий для «гвоздиков».

Чтобы гвоздики не отличались цветом от бляшки, их необходимо делать из одного и того же металла. Если бляшка - не круглая, а другой формы, ее вырезают ножницами, опиливают заусенцы, накладывают на основу и аккуратно обводят острой чертилкой. Затем узкой стамеской или резцом делают под нее углубление и закрепляют так же, как и круглую вставку.

Бляшки можно не только прибивать, но и приклеивать. В этом случае необходимо давать время на высыхание клея, и поэтому работа будет идти с перерывами. Для склеивания металла с деревом можно рекомендовать нитроцеллюлозный клей, синтетические клеи типа БФ, 88, эпоксидную смолу, а также ПВА.

Процесс всечки довольно сложный. Поэтому вначале необходимо потренироваться на каких-либо более простых рисунках: елочках, змейках, сеточках, а затем переходить к простым орнаментам.

Научившись делать их, можно переходить к более сложным (рис. 6), а потом и к плоскостным композициям. Более сложным процессом всечки является работа с объемными основами типа чаш, блюд, стаканчиков, рюмок, кувшинов и ступок. В этом случае необходимо предварительно деформировать вставки по форме поверхности основы.

Обогатить «палитру» всечки можно, используя сочетания нескольких металлов и сплавов, например, меди и алюминия, мельхиора и бронзы. После окончательной всечки всех металлических элементов изделие обтачивают личным напильником (напильником с мелкой насечкой), затем шлифуют наждачной бумагой. После шлифовки металлическую и древесную пыль смахивают щетинной щеткой. Ни в коем случае нельзя смахивать пыль рукой, так как при этом возможны порезы пальцев.

Отшлифованную поверхность нельзя трогать руками, чтобы на ней не остались жировые пятна, которые будут препятствовать качественному покрытию основы красящими растворами.

Для того, чтобы изделие приняло красивый вид, его покрывают темной протравой. Цвет покрытия можно подобрать путем смешивания нескольких протрав.
В настоящее время в продаже встречаются протравы следующих цветов: черного, малинового (под красное дерево) и коричневого (под орех). Краску разводят теплой водой и на пробной дощечке проверяют интенсивность цвета. Если используется черная тушь, ее разводят теплой водой в пропорции 1:1.

Подобранный красящий раствор наносят широкой кистью, тампоном или кусочком поролона на всю поверхность изделия, захватывая и металлический узор. Покрывать изделие необходимо равномерно, избегая пропусков и остерегаясь сильно увлажнять его, так как изделие от этого может покоробить.
Высушить изделие можно каким-либо нагревательным прибором: лампой, электрополотенцем и т.п.

По окончании сушки изделие тщательно протирают влажной тряпкой. При этом снимается налет морилки с элементов инкрустации, приглаживается ворс, а протрава более равномерно распределяется по поверхности дерева. После этого изделие оставляют сохнуть при естественной температуре около суток.

После окончания сушки изделие осторожно протирают самой мелкой наждачной бумагой, оживляя блеск металлического узора. Изделие готово под прозрачную отделку.

Если изделие небольшое, его лакируют, опуская в сосуд с лаком. Затем подвешивают для сушки. Погружать надо 2-3 раза, чтобы получить равномерно блестящую поверхность. Каждый предыдущий слой должен быть хорошо просушен и прошлифован мелкой наждачной шкуркой. Если изделие велико и его нельзя опустить в ванночку с лаком, прозрачную пленку наносят тампоном.

Следует иметь в виду, что изделия, предназначенные для интерьера, лучше натирать восковой мастикой.
Покрытие предохраняет поверхность металла от окисления и выявляет красивую структуру дерева.

По материалам журнала "Делаем сами"

Различия между этими двумя техниками незначительные. Все сводится к использованию материала. В первом случае вставки в дерево делаются из металла, перламутра, цветного стекла, камней, кости, а во втором случае - из других пород дерева. В зависимости от того, как сделаны вставки, различают выпуклое и плоское врезание. При выпуклом вре зании вставка несколько выступает над поверхностью дерева-фона, а при плоском врезании вставка углубляется в деревянньий массив до уровня фона.

И для той и для другой техники важно хорошее качество древесины, используемой для основы. Лучше всего брать древесину со слабовыраженным текстурным рисунком, например березу, ольху, осину, липу и боярышник. Также можно использовать кизил, дуб, абрикос, грушу, яблоню, грецкий орех. У этих пород древесина однородная и плотная.

Древесина должна быть хорошо высушенной и не иметь пороков. Сырая древесина не подходит для работы, потому что при высыхании она может покоробиться и дать большой процент усадки, вставки будут вытесняться из деревянной основы, а поверхность покроется заусенцами, а то и вовсе раскрошится. Оптимальный процент влажности древесины - 20%.

При интарсии в качестве вставок используется более ценная и контрастная по текстуре и по цвету древесина.

При инкрустации большое внимание следует уделить выбору материала, из которого будут изготовлены вставки. Если вы выбрали темный фон основы, то для вставок лучше всего подойдут светлые металлы, например мельхиор, серебро, различные сплавы меди и олова - латунь, томпак или нержавеющая сталь. Если цвет фона светлый, то для инкрустации выберите более темные металлы, например темную медь или светлые черненые металлы.

Более контрастное сочетание возникает, если на темном фоне выдаются металлические вставки с глянцевой поверхностью или на светлом фоне - с мягким матовым блеском. Темный фон древесины можно получить при помощи различных протрав и морилок.

Однако и фон можно сделать глянцевым или матовым. Глянец дерево приобретет при использовании древесного лака или политуры, а матовую поверхность - при использовании восковой мастики.

Если вы хотите сделать плоскую инкрустацию, то удобнее использовать мягкие металлы, которые поддаются шлифовке вместе с деревом. К мягким металлам относятся алюминий, бронза, дюраль, латунь, мельхиор, серебро. Среди других материалов сюда подходят кость, рог, перламутр и эбонит.

Если вы хотите в качестве вставок использовать стекло, камень, фарфор, сталь, которые обладают слишком твердой структурой и трудно поддаются шлифованию, то лучше всего делать выпуклую инкрустацию. При работе края вставок могут раскрошиться, поэтому стекло или камень лучше врезать вместе с металлической основой. При этом увеличивается декоративный эффект, производимый вставкой.

Для металлических вставок лучше использовать листовой металл или металлическую проволоку, из которых изготавливаются круглые различные бляшки, гибкие полосы для насечки и контурных дорожек.

Из металлической проволоки чаще всего делают различные прямые и изогнутые линии, орнаменты. При использовании круглой проволоки в основе вырежьте небольшое углубление, смажьте канавку эпоксидным клеем и вставьте в нее проволоку. Острые концы проволоки под прямым углом воткните в деревянную основу. Плоскую проволоку можно получить из круглой, если простучать ее молотком.

Если в орнаменте нужны точечные элементы, в основу вбиваются небольшие отрезки металлической проволоки или небольшие гвоздики. Точечные элементы могут быть частью сложного орнамента или сами могут составлять замысловатый рисунок.

Из листового металла получаются плоские круглые бляшки, которые вырубаются из пласта с помощью металлических пуансона и матрицы, а также зубилом и молотком. После вырубки деталь нужно обработать напильником. Из листового металла также можно нарезать полосы ножницами по металлу. Чаще всего используют для инкрустации металлические полоски шириной 4-6 мм, а длина их не превышает 10 мм. Эффектный орнамент получается при комбинациях полосок из различных металлов в сочетании со вставками из проволоки.

В качестве своеобразной вставки также можно использовать эпоксидный клей, в который добавляется масляная краска, а затем отвердитель. Таким цветным клеем можно вклеивать и металлические вставки, но при этом будьте аккуратны, чтобы жир не попал на место вклеивания.

Достаточно часто для инкрустации используются массивные металлические вставки. Перед инкрустацией их сначала выпиливают ножовкой по металлу, а затем снимают заусенцы напильником. Для выпуклой инкрустации у металлической вставки заоваливаются выступающие края, поверхность полируется и только потом вбивается в деревянный массив.

Если в качестве вставки используется кость, она распиливается на пластины, отшлифовывается и отполировывается.

Чрезвычайно красочными и эффектными получаются вставки из блестящего перламутра. Эбонитовые вставки также смотрятся эффектно, а кроме того, эбонит очень хорошо поддается механической обработке и даже может имитировать текстуру черного дерева и минералов, например агата.

Инструменты для работы

В зависимости от выбора материала для вставки используется самый различный инструмент. При работе с металлом можно обойтись тем же набором инструментов, что и при резьбе по дереву, с некоторым дополнением слесарного инструмента. Для интарсии подходит только инструмент для столярных работ.

Техника выполнения вставок

Перед тем как вставить какой-то кусок инородного тела, составьте эскиз рисунка и перенесите на основу. Затем отшлифуйте деревянную поверхность: вам легче будет работать, и рисунок получится более четким. После этого сделай вставки. Если они из стекла или из камня, сделайте еще и металлические основы, куда будут вставляться куски стекла или камня. Затем расположите готовые вставки и составьте из них рисунок, после чего обведите контуры вставок. На этом месте стамеской или ножом-косяком сделайте гнезда под вставки.

Для разного типа вставок готовятся различные гнезда. Для круглых бляшек гнездо делается следующим образом. Возьмите соответствующего диаметра сверло типа мерка и чуть просверлите древесину основы. Чтобы бляшка не утонула в дереве, гнездо делается неглубоким - примерно на 3/4 глубины.

Для изготовления всевозможных розеток, пальметок и других вставок неправильной формы гнездо тоже можно сделать при помощи сверла типа мерка. Сначала просверлите этим сверлом максимально возможный диаметр, а затем вручную прорежьте отверстие стамесками до нужного размера.

Сложнее изготовить гнезда под геометрические фигуры, где углы должны быть ровными. Просверлите неглубокие отверстия тонким сверлом. Затем вставьте в них металлические штыри для ограничения контуров гнезда. После этого прорежьте контуры по металлической линейке. По окончании прорезания контуров выньте штыри и обработайте углы стамеской.

Для вставок из проволоки гнездо прорезается при помощи ножа-косяка и делается в форме канавки, по краям которых просверливаются отверстия для крепежных штырей.

Для гибкой ленты гнездо делается в виде узких и глубоких прорезей. При этом удобнее пользоваться ножом-косяком или плоской стамеской В готовое гнездо вставьте готовый элемент. Металлическая лента вставляется в гнездо до упора торцовой стороной. Затем не вошедшая в гнездо часть отсекается ножницами, а оставшаяся часть забивается молотком. Гнездо для насечки нужно сделать больше самой насечки, а насечка должна быть в форме клина, чтобы она легко вошла в деревянную основу. Клин вырезается таким образом, что его вершина была немного смещена одну из сторон (рис. 11).

Рис. 11. Изготовление прорезей

Чтобы контурная дорожка из металла беспрепятственно вошла в приготовленную прорезь, обстучите ее со всех сторон молоточком - металл станет жестким и не будет сворачиваться при работе в спираль. Если гнездо идет по направлению роста волокон, не делайте широкую прорезь: от этого металлическая вставка будет плохо держаться в основе, особенно из мягких пород древесины. Глубина гнезда должна быть немного больше вставки, чтобы она при работе не сгибалась. Контурные дорожки вставляются в гнездо ребром по всей длине. Дорожку вбейте молоточком на всю глубину гнезда.

Для крепления круглых бляшек используют два способа: их можно приклеить клеем или приклёпать. Чаще всего при склеивании дерева и металла используются клей БФ и клей на основе эпоксидной смолы № 88.

При помощи клепок бляшки крепятся следующим образом: сначала просверлите или проткните шилом вставку, затем сквозь них прибейте металл к дереву небольшими отрезками проволоки. Чтобы следы от пробивания были практически не заметны, сделайте отверстие таким, как сечение проволоки (рис. 12). Кроме того, выбор самой проволоки зависит от плотности древесины. Твердая древесина требует жесткую и короткую проволоку. Для мягкой древесины можно использовать и мягкую, и твердую проволоку. Но не стоит выбирать слишком твердую проволоку: она хорошо войдет в массив дерева, но ее трудно будет расплющить.

Рис. 12. Крепление бляшек

Техника выполнения точечных вставок намного проще. Гнездо для них делается шилом в виде небольшого точечного прокола, в который вставляется проволока и вбивается до упора. То, что осталось, нужно срезать ножницами и расплющить молочком. После этого отшлифуйте поверхность - при этом торец будет выглядеть чистым и блестящим. Если для основы используются мягкие породы древесины, то глубина пробивания должна быть равна примерно 1 см, а если используются твердые породы, то глубина пробивания уменьшается наполовину.

Интарсия от инкрустации отличается не только тем, что вставки делаются из дерева, но и тем, что эти вставки достаточно массивны по сравнению с металлическими деталями. Деревянные фрагменты крепятся к основе при помощи клея ПВА. И при интарсии, и при инкрустации поверхность после работы шлифуется и лакируется. После этого изделие считается полностью законченным.

Блочная мозаика

Особенностью блочной мозаики является то, что различные по окраске и текстуре пласты дерева склеиваются между собой и таким образом формируют красочный орнамент (рис. 13).

Рис. 13. Блочная мозаика

Слово инкрустация латинского происхождения. Раз речь зашла о латыни, то уже понятно, что данное искусство известно с давних пор. Означает оно украшение какого-либо покрытия кусочками стекла, мрамора, керамики, металла и т.д. Эти кусочки выкладываются по поверхности, отличаясь от неё по составу и цвету. И хотя в ход идут самые различные материалы, всё же самым распространённым является дерево.

Люди старшего поколения помнят, как лет 30-40 назад самыми распространёнными увлечениями были чеканка, интарсия и маркетри. Правда, многие о таких названиях не слышали, но выглядело всё очень достойно и нравилось всем. Как ни странно, по прошествии времени ничего не изменилось, до сих пор эти промыслы существуют, а изделия непросто пользуются большим спросом, но и стоят немалых денег.

Интарсия по дереву

Эту разновидность инкрустирования современным языком можно назвать технологией 3D . Создаются такие изображения из деревянных кусочков, подбирая их по текстуре. Такие кусочки врезаются в деревянную поверхность:

  • подобранные кусочки вырезаются из цельного куска или разных древесных пород;
  • вырезанные детали будущей мозаики отшлифовываются и если надо красятся;
  • в поверхности делается углубление по толщине равное наборному изображению;
  • детали картины собираются в одно целое, склеиваются друг с другом и вкладываются в вырезанное углубление.

Есть наиболее простой способ, которым пользуется всё больше мастеров, — набор приклеивается на фанеру . Фанера в этом случае готовится согласно требуемым размерам. По периметру делается обкладка, а внутри размещается картинка. Обкладка и картинка подбираются заранее, чтобы все детали совпали и составили один сюжет.

Если кто-то решил самостоятельно сделать нечто подобное, нужно будет придерживаться ряда правил:

  • текстура уложенных кусочков должна быть направлена строго по намеченному шаблону;
  • в работе используются детали различной древесины либо их надо будет покрасить;
  • объёмность достигается методом стачивания углов, поднятия и опускания целых зон картины;
  • толщина сильно влияет на внешний вид полотна и его качества — используйте заготовки небольшой толщины.

Галерея: мозаика по дереву (25 фото)























Маркетри по дереву

Слово довольно-таки малоизвестное, хотя это та же интарсия, только сделанная из шпона . Теперь всем сразу понятно о чём речь. Техника хоть и считается упрощённой, но, во-первых, она очень затратная; во-вторых, требует определённого опыта; в-третьих, она трудоёмкая.

В работе используется шпон натуральных пород дерева . Создание картины очень схоже с процедурой, используемой в интарсии:

  • сначала делается шаблон на бумаге;
  • с помощью копирки рисунок подетально переводится на шпон различных оттенков;
  • если нет нужного цвета, можно покрыть деталь морилкой;
  • вырезанные кусочки наклеиваются на шаблон, плотно подгоняясь друг к другу;
  • приклеенное на бумагу полотно смазывают клеем и приклеивают на поверхность;
  • сверху кладут бумагу и зажимают в прессе;
  • после высыхания изделие шлифуется и обрабатывается мастиками или лаками.

Условия работы со шпоном потребуют ознакомления не только с техникой работы, но и:

  • с поведением различной древесины в самых разных условиях;
  • использованием клея и лака;
  • правильным шлифованием;
  • наличие художественного вкуса;
  • усидчивости и аккуратности.

Больше всего, конечно же, на создаваемый шедевр влияет опыт. Специалисты в этой области создают красивую мебель, используют технику маркетри в паркетных элементах. Начинающему мастеру предстоит сначала научится делать небольшие картины . Когда такую картину не стыдно будет повесить на стену, можно будет переходить к следующей более сложной технике.

Мозаика по дереву

Самый простой и доступный способ украсить интерьер своими руками — это использование древесины различных пород. Любая мозаика из деревянных кусочков является разновидностью инкрустации. Доступность настенного вида инкрустирования в том, что создавая новый интерьер, берут любые по своей форме древесные плитки. Из этих плиток и складывается мозаика.

Идеальным бюджетным вариантом будет использование отходов производства . В столярных мастерских всегда есть самые разнообразные кусочки древесины. Иногда используется даже стружка, смешанная с цементом и красителями.

Из напиленных квадратиков, треугольников и многоугольников собираются неплохие настенные мозаичные панно. Мозаику стали часто использовать для облицовки фасада дома. Достаточно напилить из досок рейки разной толщины и наклеить на поверхность так, чтобы они не имели просветов между собой и чередовались по размеру. После такая «кладка» красится морилкой и покрывается защитным лаком.

Блочная мозаика, в принципе, то же самое, но только работать с ней гораздо проще. Рисуется чертёж, по которому склеиваются бруски. После высыхания бруски распиливаются поперёк на несколько одинаковых плиток. Клеятся бруски так, чтобы в них присутствовали разнообразные древесные породы. Внешне несовместимые породы создают при соединении на поверхности узор. Такая мозаика клеится по составленным эскизам и в торцевом разрезе приобретает необходимый рисунок.

Мозаика из дерева своими руками

Чтобы создавать самому какие-то изделия начать можно с малого. Так, стоит попробовать пару мастер-классов по созданию мозаики из дерева . Обычно используются примеры по созданию бабочки или рыбки. Выше описывались методы изготовления маркетри своими руками, поэтому повторяться смысла нет. Со шпонированными картинами принцип тот же и он совпадает с первым.

Однако есть один вариант мозаики, который немного отличается и под силу всем. Это изготовление детской игрушки своими руками . Для работы понадобятся мебельный щит, ножовка, лобзик (ручной), наждачка и ПВА.

Схема довольно проста:

  1. Прямо на деревянном щите рисуется круг. В круге рисуется ещё две-три окружности. Делается всё это циркулем, так как центр у окружностей должен быть один.
  2. От центра к краям самой большой окружности проводятся волнистые линии. Получается подобие лепестков, разделённых линиями на несколько частей.
  3. Фрагмент с кругом отпилить ножовкой от основного листа. Работать придётся ручным лобзиком и поэтому понадобиться подход со всех сторон.
  4. Отпиленная часть с рисунком прижимается струбцинами к столу.
  5. Лобзиком выпиливаем по линиям каждый фрагмент.
  6. Получившийся набор деталей нужно отшлифовать и покрасить. Красится каждый наборный «лепесток» в свой цвет. Подойдёт любая краска (гуашь, акварель и т.д.). Чтобы краска не стиралась, сверху покрывают лаком на водной основе.
  7. Из этого же материала делаются бортики, а из фанерного листа основание коробки. Бортики с фанерным кругом склеиваются вместе и красятся или покрываются лаком. Чтобы мозаичный набор совпал с коробкой заранее на чертеже прорисовывается ещё один круг для бортиков и дна.

Самостоятельно в домашних условиях делается и инкрустация шпоном . Допустим, вы решили облагородить свою старую любимую шкатулку:

  • рисуется самый простой рисунок;
  • вырезается деталь и накладывается в места врезки;
  • в обрисованном контуре делается небольшая выемка;
  • в выемку вкладывается смазанная клеем вставка;
  • после высыхания клея место вставка шлифуется и лакируется вместе со всей поверхностью.

Мозаика на изделиях из древесины

Помимо дерева, в мозаичных композициях используются и другие материалы. В Средние века широко использовалась кость и камни. Сейчас, например, больше применяется металл.

В изделиях из древесины дорогих пород делаются специальные канавки резаком. В эти канавки мастер вбивает прокатанную проволоку так, что она образует любой узор, придуманный художником.

Обычно такая техника нужна в производстве сувениров на заказ. Больше всего её можно увидеть на дорогом оружии и коробках для эксклюзивных часов. Такие виды работ сложно выполнить дома самостоятельно хотя бы потому, что потребуется специальное оборудование.

Умельцами придуманы другие способы сочетания в мозаичных композициях различных материалов:

  1. В дереве выжигается рисунок выжигателем. Выжженные канавки смазываются клеем и в них засыпаются заранее заготовленные металлические опилки. Когда клей высохнет, его излишки вместе с опилками зашлифовываются.
  2. Как делается инкрустация деревом по дереву на примере шкатулок тоже понятно.
  3. Вставки из металла или камней используются в различных украшениях типа кулонов.