Сегодня я возьмусь за тему, которая является уже избитой донельзя, но все равно устойчиво всплывает практически в любом обсуждении рунета, где фигурируют слова «Марс» и «НАСА». Поговорим о цвете Марса. Знаю, у многих уже эта тема сидит в печенках как и у меня, но я взялся за нее именно поэтому. Надо раз и навсегда разложить по полочкам все аргументы и расставить все точки.


Для начала разберем все основные аргументы сторонников теории «НАСАскрываетцветМарса». Доказательств у них не много, но если их не объяснять, могут возникнуть сомнения даже у человека далекого от конспирологии.
Излюбленный метод конспирологов – это надергать фактов, проигнорировать объяснения и преподнести под своей трактовкой. Поэтому надо лишь показать, насколько манипулятивны все эти теории заговора. Да, я думаю, что инициаторы всех этих разоблачений заговоров прекрасно понимают их абсурдность, но двоечники – это ценный ресурс рунета, который можно конвертировать в трафик и сотни ссылок на свой сайт или канал youtube.

Итак, приступим.
Вся эта история и истерия началась, когда в больших количествах стали приходить фотографии от марсоходов-близнецов Spirit и Opportunity. Кому-то показалось странным, что на Марсе бордовый грунт и бежевое небо, и тут им на глаза попалась официальная фотография, посадочной платформы Spirit.

«Что это?» - ахнули тогда еще американские двоечники, не умеющие читать описания под фото – «Почему эмблема NASA бордовая, а не синяя?».

И правда, почему? Не будет же NASA так глупо палиться: скрывать истинный цвет Марса (обойдем стороной вопрос нафига это вообще нужно), и при этом оставлять цветовые подсказки, что любой конспиролог мог разоблачить заговор.

А ведь всего-то надо было глянуть описание фотографии и узнать, что эти кадры сделаны с использованием не красного фильтра, а инфракрасного. Цветные фотографии на марсоходах-близнецах создавались путем съемки черно-белой камерой через разные цветовые фильтры. Там на каждой камере было семь фильтров с разной длиной волны, немного отличающиеся на правой и левой, среди которых был красный и был инфракрасный.

Подробнее о получении цветных снимков с камер марсоходов: написано давно .

Немного теории: цветной кадр получается, если снимать через три фильтра: красный, зеленый и синий (формат RGB: red, green, blue), а потом три кадра объединить в Photoshop получив один цветной.

В некоторых случаях, NASA использовало не красный фильтр, а инфракрасный. Нужно это было для того, чтобы получать расширенную информацию о свойствах грунта и исследуемых объектов. Ведь фотокамера марсохода – это прежде всего научный прибор и только потом средство для развлечения налогоплательщиков. Так вот панораму, с посадочной платформой Spirit сняли с использованием инфракрасного фильтра. Но при этом платформу Opportunity сняли с использованием красного и в нормальных цветах, что и видно по разнице.

Эмблему NASA не видно, но синяя изолента сразу бросается в глаза. Зато если посмотреть на разницу в грунте на этих двух фотографиях, то она не такая уж и существенная. Через инфракрасный она «краснее», но на оригинальной зеленой травы и голубого неба все равно не видать.

Особенность получения цветных снимков через три фильтра вызвала еще одно обвинение NASA в том, что они выкладывают много черно-белых снимков и совсем мало цветных. Во-первых, «мало цветных» это чушь, т.к. еще до Curiosity опубликованы тысячи цветных кадров Spirit и Opportunity, и десятки огромных 360-градусных панорам. Во-вторых, выкладывая сырые черно-белые кадры, сделанные через цветные фильтры, NASA дает всем возможность самостоятельно изготовить цветные снимки Марса. Но конспирологи осваивают Photoshop только до функции Autocolor, которой они «восстанавливают истинный цвет Марса», а тонкости работы с цветовыми каналами им неведомы.

Следующий аргумент адептов учения «марснекрасный» - это некий репортаж BBC о работе специалистов NASA. По сюжету передачи, ученый сидит за рабочим ноутбуком, тут к нему в кабинет входят журналисты, и что-то там спрашивают.

Но конспиролог кричит «Ага!» и тычет в мониторы за спиной ученого, а там не красный Марс и голубое небо. При этом более чем странно выглядит организация заговорщиков глобального масштаба, где журналисты с камерами спокойно разгуливают по кабинетам, заглядывая куда понравится. Но об этом не думают те, кто мечтает поймать NASA на лжи.

Так что же на том мониторе? Там изображен участок Cape Verde кратера Виктория, который исследовал Opportunity.

Ученые NASA используют обработку под земные условия освещения для того, чтобы облегчить определение пород камней, которые встречаются марсоходам. Поскольку глаза геологов привычны к земным условиям, то и изменение цветовой гаммы марсианских снимков производится в ту же сторону. И фотографии эти вовсе не секретные.
Вот мыс Cape St. Mary находящийся по соседству с Cape Verde



А это вообще ядреный Cape St. Vincent.



Или кратер Санта Мария, который Opportunity проезжал в прошлом году



А вот это фото получено с использованием 13 цветных фильтров.



Представляете, что бы было, если б журналисты застукали ученого за редактированием этой фотографии? «NASA скрывает, что марсоходы высадились на радуге!»
Просто в опубликованных фотографиях всегда указывается объяснение типа: It is presented in false color to accentuate differences in surface materials. Или в случае с этой радужной фотографией: The image was taken by the panoramic camera on NASA"s Mars Exploration Rover Opportunity using all 13 color filters. Но те, кто всюду видят следы заговора, читать не умеют.

Кроме этого, конспирологи, судя по всему, не знают и о существовании пыли. Иначе не принимали бы за очередное доказательство заговора NASA вот это фото.

Это мемориальный флаг, размещенный в память жертв 9/11 на манипуляторе Opportunity. И внимание привлекает то, что кажется будто он тонирован в красный цвет. Конспирологи думают, что это доказательство использования красного фильтра, хотя это просто рыжая марсианская пыль. Кадр сделан в 2011 году, а если глянуть фотографии, полученные в 2004-м в начале исследовательской операции, за 31 сол (марсианский день), то там чистенький флаг в привычных нам цветах.

Скажу лишь, что цветные камеры Curiosity, в отличие от предшественников, имеют стандартный цветной байеровский фильтр на CCD матрице Kodak KAI-2020, поэтому снимают как и обычные зеркальные камеры. Отличие в цветопередаче зависит от настройки баланса белого. Но на Земле корректировки цветового баланса камеры вносились людьми, которые знали, как будет выглядеть тот или иной цвет при той или иной цветовой температуре. На Марсе людей пока не было, поэтому нет никого, кто мог сказать бы «Это цвет правильный» и незначительные вариации цвета имеют место быть. Для сторонников теории, что NASA снимает все через красный фильтр, чтобы скрыть зеленый Марс, поделюсь секретом, что в сырых снимках Curiosity как раз небольшой перегиб в желто-зеленый.

С тем как выглядит Марс из космоса намного проще. У нас есть фотографии «Викинга»

Или даже советского «Марс-5»

Последний спутник MRO снимает в расширенных цветах, поэтому его кадры «истинными» не назовешь, у него светло серый как ультрамарин выглядит, а темно серый как глубокий синий. Но сходить полюбоваться на фото на официальном сайте всем рекомендую.

Upd. Спустя два года, после написания статьи, можно добавить еще Марс от индийского космического аппарата Mars Orbiter :

А вот с марсианской атмосферой и цветом неба интереснее. Если обратиться снова к марсианским снимкам «Хаббла», то на многих из них можно увидеть голубую атмосферную оболочку Марса.

Для конспирологов это является доказательством марсианского заговора, мол вот доказательство голубого марсианского неба. Сторонники такой идеи забывают, что и «Хаббл» и марсоходы управляются одной и той же Лабораторией реактивного движения (JPL) NASA. Поэтому выглядит странно, что те спокойно публикуют компромат на самих себя. Но логика и конспирология никогда не дружили, поэтому продолжим.

Проблема марсианского голубой атмосферы в том, что она слишком тонкая. Атмосфера Марса составляет от 1% до 0,75% атмосферы Земли – сезоны влияют на плотность. Давление на поверхности Марса такое, как на высоте 30-40 км над Землей. Соответственно и небо там должно быть таким же. Когда Феликс Баумгартнер прыгал, все могли видеть какое там было небо ясным днем.

Или вот недавно испанцы запускали прототип туристического стратостата на 32 км

Но и черного неба на Марсе нет. Так в чем же дело? А разгадка в той же марсианской ржавой пыли. Она очень мелкая, сухая, и гравитация там слабее в три раза, благодаря этому пыль может забираться довольно высоко даже когда нет пыльных бурь. На Марсе даже облака бывают трех типов: водяные (из льда), углекислотные (тоже лед) и пылевые.

Благодаря пыли цвет марсианского неба имеет различные оттенки от розового до бежевого, а в бурю и коричневого. Причем в спокойную погоду заметно темнеет к зениту.


(Съемка Viking1 Lander, sol 1742 - пылевая буря)
При этом на закате и восходе возникает уникальный шанс увидеть голубое небо Марса.

Цвет неба на Земле зависит от рэлеевского рассеяния . Коротковолновая часть спектра от фиолетового до голубого рассеивается в воздухе, окрашивая наше небо. Когда солнечный свет проходит через более толстый слой воздуха – на закате – рассеянию подвергаются и более длинные волны вплоть до красного, чему мы и обязаны нашим красным закатам. На Земле солнечный свет у горизонта проходит в 38 раз более толстый слой воздуха, чем в зените, и можно представить сопоставимые масштабы и на Марсе. Но там эта толщина только позволяет увидеть синеву в небе, как у нас ясным днем, да и то только вокруг самого диска. А чуть дальше рассеяться успевает только фиолетовая волна.

К сожалению, Curiosity пока не снимал восходов и закатов, но этому есть объяснение. В отличие от предыдущих марсоходов, которые работали на равнине, «любопытный» находится в глубоком кратере. Его окружают горы, за которыми солнце скрывается не успевая потускнеть до того момента, как его можно снимать без солнечного фильтра не опасаясь повредить матрицу камеры чересчур интенсивным светом.

Может быть, опасность такого света и не была бы фатальной, тем более недавно, когда проходила локальная пыльная буря, но NASA перестраховывается и снимает только через «сварочную маску».

(черная точка - это Деймос)

Вот когда Curiosity взберется на гору и сможет взглянуть за пределы кратера, тогда есть надежда увидеть закат или восход в высоком качестве, но ждать этого еще не меньше года.

В заключение хочется сказать, что цвет Марса это почти такой же непостоянный показатель как и на Земле. На Марсе нет океанов и зеленых насаждений, но время года, время суток, погода, геологическое строение окрестных пород сказываются на том, какие цвета будут в той или иной местности в то или иное время. Обвинять NASA в заговоре бессмысленное дело, если бы не оно мы бы сейчас до сих пор рисовали марсиан проплывающих в своих джонках по каналам вдоль рисовых полей. Конечно, была советская исследовательская программа, есть Mars Express, но 90% информации, которой мы знаем о Марсе мы знаем благодаря NASA. И чтобы проверить достоверность их сведений достаточно знать школьный курс физики и уметь читать. Добавить метки

В конце ноября к Марсу отправляется еще одна грандиозная исследовательская экспедиция NASA, которая должна доставить на поверхность планеты передвижную научную лабораторию MSL (Mars Science Laboratory) или, если выражаться более… романтично, марсоход «Любопытство» (Curiosity).

Задачей исследований этого «Любопытства», рассчитанных на два земных года, является полноценный анализ марсианских грунтов и компонентов атмосферы. Ну а главнейшая цель, как объявлено, — попытаться определенно установить, наконец, есть ли сейчас или была ли когда-нибудь раньше жизнь на Марсе.

Официально принято считать, что ответа на этот вопрос у науки до сих пор нет. Однако если присмотреться к истории марсианских экспедиций чуть повнимательнее, то быстро обнаруживается отчетливая, скажем так, неискренность американских властей, за которой могут скрываться неожиданные выводы.

⇡ Сюрприз от Би-би-си

В начале июля нынешнего года ТВ-канал BBC One государственного британского телевидения давал в эфир очередной выпуск ежемесячной передачи «Ночное небо» , посвященной астрономии и исследованиям космоса.

Одна из самых примечательных особенностей этой программы в том, что, начиная с самого первого выпуска Sky at Night, вышедшего в эфир 24 апреля 1957 года, ее постоянно ведет один и тот же основной ведущий — сэр Патрик Мур (Patrick Moore). Поэтому неудивительно, что «Ночное небо» уверенно держит титул самой долгоживущей ТВ-передачи с одним и тем же ведущим в истории телевидения.

Что же касается июльского видеосюжета, о котором сейчас идет речь, то это был своего рода гимн в честь автоматического аппарата-марсохода Mars Rover Spirit. В нем говорилось о бесспорно выдающихся качествах и достижениях робота NASA, который намного превзошел ожидания своих конструкторов относительно надежности и долговечности. Попутно зрителям был представлен и новый марсоход Curiosity, отправляемый на Марс в самое ближайшее время (сюжет о нем ).

Кадр из телепередачи Би-би-си The Sky at Night

Присутствующий в кадре человек, который, очевидно, и рассказал Муру обо всех этих вещах, в анонсах июльской передачи почему-то был представлен как «доктор Крис Норт» (Dr. Chris North). Однако в субтитрах самого видеоряда он фигурирует как профессор Стив Сквайрс (Steve Squyres) из Корнеллского университета. Вторая идентификация гарантированно более точная, поскольку — в отличие от неведомого Норта — именно Сквайрс хорошо известен как ученый, самым тесным образом связанный с ежедневными операциями марсоходов-близнецов Spirit и Opportunity.

Но в данном случае интересен не столько сам Сквайрс, сколько два больших монитора за его спиной, демонстрирующие пейзаж Марса. Примечательная особенность, которую нельзя не заметить, - цвета в этом пейзаже совершенно не соответствуют тем зловещим красно-бурым оттенкам, которые обычно характерны для всех публикуемых в СМИ цветных фотографий марсианских ландшафтов.

Увеличенный фрагмент кадра из того же видеосюжета

Получается, что в версии снимков, с которыми работает команда сопровождения марсоходов, и небо марсианское выглядит совсем по-земному голубым, и цвет марсианского грунта оказывается намного более естественным (по нашим, конечно, земным меркам).

Иначе говоря, хотели того авторы телепередачи или нет, но благодаря их видеосъемке в который уже раз обострились давно идущие дебаты о том, каков же действительный цвет у Марса и почему на протяжении вот уже тридцати с лишним лет не удается получить ответ на простой, казалось бы, вопрос.

⇡ Как это начиналось

Самый первый в истории человечества цветной снимок, сделанный на поверхности Марса, был получен летом 1976 года от спускаемого аппарата Viking Lander 1. И уже на нем люди увидели голубое небо и цвета ландшафта, похожие на земные (фото слева). Но буквально через несколько часов NASA выпустило «обновленную» версию того же самого снимка (фото справа), который поразил мир своими оранжевыми небесами и красным грунтом.

Два варианта первого цветного снимка НАСА с поверхности Марса (Viking Lander 1)

Именно этот образ «красного Марса» затем повлиял практически на все последующие снимки NASA и постепенно впечатался в массовое сознание и поп-культуру через художественные фильмы вроде Total Recall, Red Planet и Mission To Mars. Но при этом, начиная с 1976 года и вплоть до сегодняшнего дня, имеется немало специалистов по изображениям, уверенных в том, что первоначальные цвета самого первого снимка были куда ближе к истине.

«Вспомнить все»

«Красная планета»

Ландшафты Марса в версии Кита Лэни

Для того чтобы стало понятнее, почему ни одного из подобных снимков Марса нет на официальных сайтах NASA, понадобится еще раз вернуться на 35 лет назад.

⇡ Приказано уничтожить

Долгую и странную историю про NASA и реальные цвета Марса логично отсчитывать от первого «подлинно цветного снимка», сделанного аппаратом Viking Lander 1 всего через день после того, как он коснулся поверхности планеты 20 июля 1976 года.

Как уже говорилось, через несколько часов после этой исторической публикации — первой цветной фотографии с поверхности Марса — появилась другая, поспешно исправленная версия этого же снимка. Именно новая версия, «корректирующая первоначальные инженерные проблемы с цветом» и стала каноническим изображением «Красной планеты».

Лишь спустя двадцать лет несколько человек, непосредственно участвовавших в этой истории, рассказали с подробностями и фамилиями о том, что же реально происходило тогда в стенах JPL — ведущего научно-технического центра США, создающего оборудование для космических исследований NASA.

Главным «свидетелем» можно считать сына одного из ученых, руководивших экспериментом комплекса «биологических исследований» в научной программе «Викинга». Это исследование называлось Labeled Release Experiment, а руководил им доктор Джилберт Левин (Gilbert Levin, до сих пор, кстати, уверенный, что их эксперимент уже тогда успешно выявил признаки жизни на Марсе). Сына же его зовут Рон Левин, ныне он также ученый, только физик, и работает в Массачусетском технологическом. Ну а летом 1976-го, когда на Марс садилась пара аппаратов Viking, Рон был только что закончившим школу студентом, помогавшим своему отцу в научной лаборатории.

Следующий далее рассказ приводится по непосредственным воспоминаниям Рона и Джила Левиных, воспроизведенным в научно-популярной книге «Марс — живая планета» (Mars: The Living Planet, by B. Di Gregorio, G. Levin and P. Straat, Frog Ltd, Berkeley, 1997).

Примерно в два часа пополудни первый цветной снимок с поверхности Марса начал появляться на цветных видеомониторах JPL. Их специально расставили во многих окружающих зданиях — для сотрудников JPL и представителей прессы, чтобы все могли увидеть снимки «Викинга». Джил и Рон Левины сидели в главном зале управления, где десятки мониторов и взволнованных техников ожидали появления этой исторической, самой первой картинки.

Когда изображение на экранах мониторов сформировалось, толпа ученых, техников и журналистов с заметным энтузиазмом отреагировала на сцену, которая останется абсолютно незабываемой, — Марс в цвете. На картинке предстал пейзаж, напоминающий земной: голубое небо, коричневато-красный грунт пустыни и серые камни, покрытые зелеными пятнами...

Джил Левин так и прокомментировал увиденное Патрисии Страат (его коллеге-исследовательнице по эксперименту) и сыну Рону: «Вы только посмотрите на этот снимок! Прямо как будто Аризона».

Но два часа спустя после того, как на мониторах появился первый цветной снимок, неожиданно появился некий техник, принявшийся менять вид картинки со светло голубого неба и аризоно-подобного пейзажа на однородный оранжево-красный цвет как у небосвода, так и у ландшафта. Рон Левин с недоумением смотрел на то, как техник переходит от монитора к монитору и делает там перенастройку цветов. Еще минуту спустя уже сам Рон стал ходить вслед за техником и возвращать цвета к их первоначальному виду.

Мирно протекавшая в этот момент беседа Джила Левина и Патрисии Страат была вдруг прервана, когда они услышали чью-то громкую и сердитую ругань.

Как оказалось, это лично директор проекта Viking Джеймс С. Мартин (James S. Martin) распекал юного Рона Левина. Джил Левин тут же подошел к месту разборки с вопросом типа «что здесь, собственно, происходит?». Выяснилось, что Мартин застал Рона за тем, что тот менял все цвета мониторов обратно к их первоначальным установкам. И предупредил юношу, что если он попытается сделать нечто подобное еще раз, то его навсегда выкинут из стен JPL. После чего директор велел одному из инженеров TRW, помогавших работе биологической команды, вслед за Роном Левиным обойти каждый из цветных мониторов и вернуть обратно на экраны красный ландшафт.

Несколько месяцев спустя Джил Левин специально разыскал того техника из команды JPL Viking Imaging, чтобы спросить его в лоб, почему он это делал. Техник ответил, что получил такие инструкции от руководства Viking Imaging Team — мол, «небо и ландшафт Марса должны быть красными». Поэтому он обошел все мониторы и подкрутил их, чтобы сделать как велено.

Когда основной автор книги «Марс — живая планета», журналист Барри Ди Грегорио, проводил дополнительное расследование с целью установить, от кого же именно исходили подобные приказы, в итоге он сумел получить официальное свидетельство от одного из непосредственных участников программы Viking, сотрудника JPL Юрри Ван дер Вуде (Jurrie J. Van der Woude).

В письме к Ди Грегорио Ван дер Вуде написал следующее: «Мы оба, Рон Викельман (из IPL, т.е. Лаборатории обработки изображений JPL) и я, отвечали за контроль качества цвета в фотографиях Viking Lander. А доктор Томас Матч (Thomas Mutch), глава команды Viking Imaging Team, сказал, что ему был звонок от директора NASA Джеймса Флетчера (James Fletcher), который попросил, чтобы мы уничтожили негатив с голубым небом Марса, сделанный из исходных цифровых данных»...

Иначе говоря, решение об уничтожении официальных данных НАСА исходило с самого верха и, очевидно, было решением политическим, а никак не «научным».

В этой связи самое время напомнить и еще одну крайне странную историю, происходившую с марсианскими фотографиями от «Викингов».

⇡ Лицо и пирамида

После успешной посадки модуля «Викинг-1», оставшаяся на орбите часть корабля продолжала делать снимки ландшафтов Марса — для выбора наиболее подходящего места посадки прибывшему следом кораблю-близнецу «Викинг-2». И вот на одной из таких фотографий под номером 35A72, в регионе Сидония, был обнаружен весьма необычный объект — отдельно стоящее среди равнины скальное образование, удивительно похожее на гигантское человеческое лицо с устремленным в небо взором.

В тот же день, 25 июля, на пресс-брифинге NASA главный ученый марсианской миссии Джерри Соффен (Gerald A. Soffen) продемонстрировал фотографию «лица» журналистам с комментарием «вот какой странной бывает игра света и тени». Несколько часов спустя, заверил Соффен, «Викинг» сделал повторный снимок той же местности при другом освещении, и ничего похожего на лицо здесь уже не наблюдалось. Через много лет выяснится, что слова про повторный «снимок без лица» были умышленной и стопроцентной ложью. Однако почему солидный ученый НАСА решился так грубо и поспешно солгать на публике, никто не объяснил и по сей день (сам Соффен уже давно умер).

В 1980-е годы Винсент ДиПьетро и Грегори Моленаар, инженеры-компьютерщики космического центра NASA имени Годдарда, заинтересовались необычной горой в Сидонии и решили узнать о ней побольше. Имея доступ к архиву NASA, ДиПьетро и Моленаар поначалу пытались найти «повторный снимок» Джерри Соффена, но абсолютно безуспешно. Исследователи, однако, продолжали поиски и в итоге нашли то, что искали, — еще одну фотографию той же местности, за номером 70A13. Сделанную через 35 марсианских дней после первой, неправильно зарегистрированную и помещенную совсем не в ту папку.

Самая первая и «спрятанная» фотографии «Лица»

Вполне очевидно, что и на «новой» фотографии 70A13, сделанной в другое время суток и при ином освещении, черты человеческого лица у горы остались столь же отчетливо выраженными, как и на 35A72. Кроме того, поблизости от «Лица» ДиПьетро и Моленаар обнаружили на снимках Сидонии еще целый ряд объектов с весьма необычной для естественных образований формой. В частности, гигантскую пятигранную пирамиду, впоследствии получившую название D&M по имени ее первооткрывателей.

Пирамида D&M и особенности ее конфигурации

Официальные представители НАСА не дают никаких комментариев относительно D&M, считая ее таким же естественным скальным образованием, как и «Лицо». Но неким довольно замысловатым образом необычная форма этой пирамиды оказывается связанной с гипотезой о нетривиальной конфигурации нашей Вселенной в форме додекаэдрического пространства Пуанкаре, напоминающего по структуре футбольный мяч. Отчетливые признаки такой конфигурации, как известно, недавно были выявлены астрофизиками в карте микроволнового космического фона.

И, конечно, возникает масса ассоциаций с египетскими пирамидами и — особенно — Большим Сфинксом…

Означает ли все вышесказанное, что научному миру (или, точнее, некоторой его части) уже давно известен ответ на риторический, казалось бы, вопрос «Есть ли жизнь на Марсе»? Может быть, мы узнаем об этом наверняка, когда до Красной планеты доберется исследовательская станция какой-нибудь другой большой страны. Например, России. Пока же нельзя исключить, что кому-то просто очень не хочется допустить раскрытия неких секретов Марса. А в том, что они есть — и немалые, сомневаться уже не приходится.

На звездном небе одним из ярких объектов считается Марс – четвертая по счету планета Солнечной системы. Из-за красного цвета, излучаемого небесным телом, древние римляне дали планетарному диску название, созвучное с именем бога войны.


Какую планету солнечной системы называют красной?

Среди мерцающих звезд в ночном небе хорошо различимы планеты солнечной системы, благодаря их яркости. Свечение планет обусловлено составом атмосферы, удаленностью и особенностью поверхности отражать свет солнца в определенном цветовом спектре. Сатурн, Меркурий светится светло-желтым цветом. Венера серебристо-матовым. Юпитер второй объект по яркости в ночном небе и светит белым. Марс выглядит красноватым.
Красный марс выделяется среди белых, голубых космических объектов своим багровым окрасом. Давайте попробуем разобраться, откуда появился красноватый цвет!

Почему Марс красный?

Почему именно Марс называют красной планетой все дело в том, что окрас поверхности сравним с цветом ржавчины. Многие камни и метеориты на планете содержат железо, окисляясь, они принимают красноватый оттенок примерно так же, как ржавеет, метал на земле.
Это становится очевидным при изучении полученных данных, сделанных марсоходами. При проведении исследований выяснилось, поверхность планеты по соседству с нами действительно преимущественно красного цвета. В качестве вещества, придающего почве и атмосфере красный оттенок, выступает продукт окисления железа – маггемит, напоминающий ржавчину.

Вывод: Марс красный, потому что оксид железа в почве планеты содержится в большом количестве.

Вещество придает грунту особый багряный оттенок, из-за чего вопроса какая планета в Солнечной системе является красной, не возникает: под это описание попадает только Марс.

Почва Марса

С грунтом красной планеты связаны загадки и тайны, некоторые из которых человечество не разгадало до сих пор.
Последнее исследование показывает, что практически вся поверхность покрыта оксидной пленкой, по составу сходной с земной ржавчиной. Ее образуют не только продукты окисления железа, но и сульфаты магния и кальция, а также железистые глины и сера. Похожие почвы встречаются и на земной поверхности.

Маггемит и гематит на планете

Почва красной планеты состоит в основном из оксида железа. Магнитные свойства почвы планеты объясняется наличие в ней магнитного минерала магнетита. Продуктом окисления магнетита является маггемит – магнитная модификация оксида железа, который составляет 5-8 процентов в почве красной планеты.
Маггемит не устойчив к нагреваниям, а при нагревании до высоких температур он теряет свои магнитные свойства и переходит в гематит.
В ходе исследований, возле марсианской горы Эолида, был обнаружен трехвалентный оксид железа с кристаллической решеткой – гематит, более известный как красный железняк. А плато Меридиана усыпано гематитом в виде железных шариков. Подобное открытие может помочь ученым выяснить доселе неизвестные факты из истории красной планеты.


Поверхность плата Меридиани усыпано шарообразным гематитом

Теории появления диоксида железа

Звание красной планеты Марс получил из-за высокого содержания диоксида и оксида железа в грунте. Он образуется при взаимодействии железа и кислорода. Большое количество подобного вещества в грунте позволяет предполагать, что в прошлом атмосфера содержала кислород в больших количествах. Однако вещества обнаружены не только на каменистой поверхности. Много пыли оксида железа содержится и в атмосфере планеты. Теорий, почему так уникальна поверхность Марса и откуда на планете появилось огромное количество окисленного железа, всего две.

Первая теория

Наличие диоксида некоторыми учеными объясняется возможным наличием воды в атмосфере и на поверхности планеты на ранних стадиях развития. Обилие жидкости при достаточно теплом климате способствовало окислению пород. Самые мелкие частицы пыли могли испаряться, а затем вновь выпадать на поверхность вместе с осадками.

Вторая теория

Каким цветом настоящий Марс

Миф о том, что данный космический объект равномерно окрашен в красный цвет, давно развеян. Когда марсианский ветер поднимает в атмосферу ржавую пыль, небо принимает розовый вид, а планета со стороны смотрится красноватой. Рассмотрев снимки, полученные с марсохода или спутника, становится ясно какого цвета поверхность Марса на самом деле. Преобладающий оттенок грунта действительно является красный. Однако цвет поверхности планеты с учетом местных минералов местами принимает светло-коричневый, бардовый или синеватый вид. В действительности на планете очень много различных цветов. Объяснить подобное буйство красок достаточно просто. Оксиды железа на самом деле могут иметь различную расцветку. А наличие белых участков свидетельствует о том, что в данном месте расположен ледник. Но из-за преобладания вещества, имеющего кровавый оттенок, издали Марс выглядит равномерно красным.


Натуральный цвет красной планеты

Марс не красная планета

Полученные с марсоходов первые снимки свидетельствуют о том, что на планете является красным не только грунт, но и небо. Однако некоторые скептики утверждают, что на самом деле поверхность космического тела окрашена в привычные для землян цвета. NASA скрывало сей факт, а причина тому съемка поверхности производится в основном с применением световых и инфракрасных фильтров. Необходимо это было для получения полных сведений об изучаемых объектах и состава грунта. Ведь камера марсохода – это, в первую очередь фотоприбор и только потом средство для ознакомления обывателей.

Знания о продолжительности сделают возможным в будущем путешествовать туда и обратно. Именно тогда мы сможем реально узнать настоящий цвет, но, а пока мы можем только рассматривать снимки и строить догадки, каким мы его увидим, оказавшись на планете.

Марс цветной

Распределение цветов на планете не является однородным. Еще на первых, полученных с орбиты снимках видно, что на планете есть черные и белые пятна.
К тому же цвет зависит не только от химических свойств атмосферы и породы, но и от времени года, суток и погоды. Поэтому даже снимок одного и того же участка будет отличаться по цветовой гамме.

Красная поверхность четвертой планеты Солнечной системы таит множество загадок. Исследования продолжаются, и возможно, человечество скоро узнает новые удивительные факты небесного объекта.

Тема уже давно избита, но вечно всплывает почти в любом топике рунета, где фигурируют слова «Марс» и «NASA».

Поговорим о цвете Марса. У многих уже эта тема сидит в печенках, и взяться за нее следует именно поэтому. Надо раз и навсегда разложить по полочкам все аргументы и расставить все точки.

Для начала разберем все основные аргументы сторонников теории «НАСАскрываетцветМарса». Доказательств у них не много, но если их не объяснять, могут возникнуть сомнения даже у человека, далекого от конспирологии.

Излюбленный метод конспирологов – это надергать фактов, проигнорировать объяснения и преподнести под своей трактовкой. Поэтому надо лишь показать, насколько манипулятивны все эти теории заговора. Инициаторы всех этих разоблачений заговоров прекрасно понимают их абсурдность, но двоечники – это ценный ресурс рунета, который можно конвертировать в трафик и сотни ссылок на свой сайт или канал youtube.

Итак, приступим.

Вся эта история и истерия началась, когда в больших количествах стали приходить фотографии от марсоходов-близнецов Spirit и Opportunity. Кому-то показалось странным, что на Марсе бордовый грунт и бежевое небо, и тут им на глаза попалась официальная фотография посадочной платформы Spirit.

«Что это?» - ахнули тогда еще американские двоечники, не умеющие читать описания под фото – «Почему эмблема NASA бордовая, а не синяя?».

И правда, почему? Не будет же NASA так глупо палиться: скрывать истинный цвет Марса (обойдем стороной вопрос - нафига это вообще нужно), и при этом оставлять цветовые подсказки, по которым любой конспиролог мог бы разоблачить заговор.

А ведь всего-то надо было глянуть описание фотографии и узнать, что эти кадры сделаны с использованием не красного фильтра, а инфракрасного.

Цветные фотографии на марсоходах-близнецах создавались путем съемки черно-белой камерой через разные цветовые фильтры. Там на каждой камере было семь фильтров с разной длиной волны, немного отличающиеся на правой и левой, среди которых был красный и был инфракрасный.

Немного теории: цветной кадр получается, если снимать через три фильтра: красный, зеленый и синий (формат RGB: red, green, blue), а потом три кадра объединить в Photoshop, получив один цветной.

В некоторых случаях NASA использовало не красный фильтр, а инфракрасный. Нужно это было для того, чтобы получать расширенную информацию о свойствах грунта и исследуемых объектов. Ведь фотокамера марсохода – это прежде всего научный прибор и только потом средство для развлечения налогоплательщиков. Так вот, панораму с посадочной платформой Spirit сняли с использованием инфракрасного фильтра. Но при этом платформу Opportunity сняли с использованием красного и в нормальных цветах, что и заметно по разнице.

Эмблему NASA не видно, но синяя изолента™ сразу бросается в глаза. Зато если посмотреть на разницу в грунте на этих двух фотографиях, то она не такая уж и существенная. Через инфракрасный фильтр она «краснее», но на оригинальной зеленой травы и голубого неба все равно не видать.

Особенность получения цветных снимков через три фильтра вызвала еще одно обвинение NASA в том, что они выкладывают много черно-белых снимков и совсем мало цветных. Во-первых, «мало цветных» это чушь, т.к. еще до Curiosity опубликованы тысячи цветных кадров Spirit и Opportunity, и десятки огромных 360-градусных панорам. Во-вторых, выкладывая сырые черно-белые кадры, сделанные через цветные фильтры, NASA дает всем возможность самостоятельно изготовить цветные снимки Марса. Но конспирологи осваивают Photoshop только до функции Autocolor, которой они «восстанавливают истинный цвет Марса», а тонкости работы с цветовыми каналами им неведомы.

Следующий аргумент адептов учения «марснекрасный» - это некий репортаж BBC о работе специалистов NASA. По сюжету передачи, ученый сидит за рабочим ноутбуком, тут к нему в кабинет входят журналисты, и что-то там спрашивают.

Тут конспиролог кричит «Ага!» и тычет в мониторы за спиной ученого, а там не красный Марс и голубое небо. При этом более чем странно выглядит сама организация заговорщиков глобального масштаба, где журналисты с камерами спокойно разгуливают по кабинетам, заглядывая, куда понравится. Но об этом не думают те, кто мечтает поймать NASA на лжи.

Так что же на том мониторе? Там изображен участок Cape Verde кратера Виктория, который исследовал Opportunity.

Ученые NASA используют обработку под земные условия освещения для того, чтобы облегчить определение пород камней, которые встречаются марсоходам. Поскольку глаза геологов привычны к земным условиям, то и изменение цветовой гаммы марсианских снимков производится в ту же сторону. И фотографии эти вовсе не секретные.

Вот мыс Cape St. Mary, находящийся по соседству с Cape Verde.

А это вообще ядреный Cape St. Vincent.

Кратер Санта Мария, который Opportunity проезжал в 2011 году.

А вот это фото получено с использованием 13 цветных фильтров.

Представляете, что бы было, если б журналисты застукали ученого за редактированием этой фотографии? «NASA скрывает, что марсоходы высадились на радуге!»

Просто в опубликованных фотографиях всегда указывается объяснение типа: It is presented in false color to accentuate differences in surface materials. Или в случае с этой радужной фотографией: The image was taken by the panoramic camera on NASA"s Mars Exploration Rover Opportunity using all 13 color filters. Но те, кто всюду видят следы заговора, читать не умеют.

Кроме этого, конспирологи, судя по всему, не знают и о существовании пыли. Иначе не принимали бы за очередное доказательство заговора NASA вот это фото.

Это мемориальный флаг, размещенный в память жертв 9/11 на манипуляторе Opportunity. И внимание привлекает то, что кажется будто он тонирован в красный цвет. Конспирологи думают, что это доказательство использования красного фильтра, хотя это просто рыжая марсианская пыль. Кадр сделан в 2011 году, а если глянуть фотографии, полученные в 2004-м в начале исследовательской операции, за 31 сол (марсианский день), то там чистенький флаг в привычных нам цветах.

Когда появился большой автопортрет Curiosity, там тоже некоторые пытались искать следы заговора.

«Что-то эмблема NASA какая-то серая, а ведь она синяя». Только они тоже забывали про пыль. Посадка MSL производилась не с помощью надутых баллонов-коконов, как у предыдущих марсоходов, а при помощи Sky Crane, так, что он в пыли был уделан с первых секунд на Марсе.

Применение щетки на грунт Марса показало его натуральный цвет.

Сверло позволило заглянуть в глубину марсианского грунта.

Но, разумеется, это вовсе не означает, что вся планета такая серо-голубая. Специалисты NASA отмечают, что основная часть породы на Марсе имеет бурые оттенки, а найденная в ходе бурения порода смогла избежать окислительного воздействия среды и сохранила свидетельства, что когда-то здесь были условия, пригодные для жизни микроорганизмов.

Ночная съемка при помощи белых светодиодных ламп позволила посмотреть на поверхность Марса в цветах, наиболее приближенных к "реальному". Здесь нет влияния ослабленного солнечного света, нет рассеивания света в пыли, которая висит в атмосфере, поэтому этот цвет в наибольшей степени соответствует тому, что увидели бы наши глаза.

Как видим, поверхность далеко не красная, но и зеленой ее не назовешь.

Следом в мифе "МарсНеКрасный" следует история, пересказанная в книге, авторы которой доказывают, что на Марсе есть жизнь, а NASA это скрывает (Mars: The Living Planet, by B. Di Gregorio, G. Levin and P. Straat, Frog Ltd, Berkeley, 1997). Рассказ повествует про обстоятельства получения первого цветного снимка с поверхности Марса.

По их свидетельствам, в JPL собрали журналистов, всюду расставили цветные телевизоры и, получив снимок с Марса сразу вывели его на экраны. На снимке якобы было голубое небо и зеленые пятна на камнях. После этого, как гласит описание в книге, специалисты NASA забегали от монитора к монитору, выкручивая их цветовую настройку так, чтобы фотография Марса оказалась в красных цветах.

Проверить достоверность этого рассказа сейчас уже нельзя, но есть два показательных момента: во-первых, цветной кадр Viking получался так же как и на марсоходах-близнецах – путем объединения трех черно-белых снимков, поэтому не было никакого сигнала с Марса, который надо было бы сразу выводить на мониторы; во-вторых, если на мониторах транслировалось изображение из соседнего кабинета, где произвели цветовое сведение кадра, то не проще ли было заменить его на «красный» и продолжить трансляцию, чем привлекать внимание, занимаясь регулировкой мониторов у всех на глазах?

Благодаря истерии, нагнетаемой конспирологами, многих стал волновать вопрос: так какого же цвета Марс на самом деле? Давайте разберемся.

Главный виновник рыжего цвета Марса – оксиды железа, или просто ржавчина. Марсианская кора оказалась очень богата на железную руду. К примеру, плато Меридиана, где катается Opportunity просто усыпано гематитом – железными шариками, сформировавшимися в неглубоких водоемах или грунтовых водах.

Под воздействием воды в окислительной атмосфере железо превращается в ржавчину, которая, как могут знать те, кто работает с металлом, легко становится тонкой мелкодисперсной пылью. А жидкой воды на планете когда-то было много и долго, притом вода была с высоким содержанием кислоты, так что время покраснеть у Марса было. По наблюдениям NASA вся пыль на Марсе обладает магнитными свойствами, т.е. содержит примеси железа.

Исходя из этого знания они даже сделали средство защиты от пыли для ультрафиолетового датчика Curiosity:

Вокруг шести ультрафиолетовых фотоприемников разместили круглые магниты, которые притягивают пыль к себе и не позволяют ей оседать на линзах. Этим обеспечивается более длительная работа датчика.

Марсианские бури разносят пыль даже туда, где железа в грунте не так много. Например, в кратере Гейла, в месте посадки Curiosity реактивные струи посадочного аппарата сдули пыль, и выявилась серая поверхность.

Но в считанные дни все вернулось к привычной рыжей картине.

Но в целом пейзажи там светлее, чем на плато Меридиана.

Точно так же покрылся пылью и сам марсоход, поэтому рассматривая его цветовые маркеры и корпус, или пытаясь восстановить «истинный цвет», следует учитывать, что на нем лежит рыжая марсианская пыль.

Можно даже проследить как изменялась запыленность корпуса за прошедший год пребывания на Марсе:

Касаться тонкости цветовой калибровки баланса белого здесь не будем.

Стоит упоминания, что цветные камеры Curiosity, в отличие от предшественников, имеют стандартный цветной байеровский фильтр на CCD матрице Kodak KAI-2020, поэтому снимают как и обычные зеркальные камеры. Отличие в цветопередаче зависит от настройки баланса белого. Но на Земле корректировки цветового баланса камеры вносились людьми, которые знали, как будет выглядеть тот или иной цвет при той или иной цветовой температуре. На Марсе людей пока не было, поэтому нет никого, кто мог сказать бы «Это цвет правильный» и незначительные вариации цвета имеют место быть. Для сторонников теории, что NASA снимает все через красный фильтр, чтобы скрыть зеленый Марс, поделимся секретом, что в сырых снимках Curiosity как раз небольшой перегиб в желто-зеленый.

Можно вспомнить советский вклад в изучение красной планеты спутником «Марс-5»

Последний спутник NASA - MRO снимает в расширенных цветах, поэтому его кадры «истинными» не назовешь, у него светло серый как ультрамарин выглядит, а темно серый как глубокий синий.

Можно добавить еще Марс от индийского космического аппарата Mars Orbiter:

И, естественно, у каждого есть возможность посмотреть на Марс своими глазами в телескоп.

В заключение хочется сказать, что цвет Марса - это почти такой же непостоянный показатель как и на Земле. На Марсе нет океанов и зеленых насаждений, но время года, время суток, погода, геологическое строение окрестных пород сказываются на том, какие цвета будут в той или иной местности в то или иное время. Обвинять NASA в заговоре бессмысленное дело, если бы не оно - мы бы сейчас до сих пор рисовали марсиан, проплывающих в своих джонках по каналам вдоль рисовых полей. Конечно, была советская исследовательская программа, есть Mars Express, но 90% информации, которой мы знаем о Марсе, мы знаем благодаря NASA. И чтобы проверить достоверность их сведений достаточно знать школьный курс физики и уметь пользоваться Гугл-транслейтом.

Пару лет назад наделал шума вот этот ролик о том, что NASA скрывают истинный цвет Марса. Что Марс не таких «красных» оттенков, а вполне земных: голубое небо, встречается вполне земной цвет камней. Смотреть Марс, как он есть
По этому поводу ведется много споров. Предлагаю ознакомиться с одной работой, где показано, что NASA вовсе не скрывают истинный цвет планеты Марс, а это так снимает фотоаппаратура: через фильтры. И большинство фото после них попросту показаны как есть, без наложений друг на друга (R+G+B).
Это все интересно, но встает другой вопрос: почему NASA четко не говорят, что это именно фотографии, снятые через фильтры? И почему аппараты, стоимостью миллиарды долларов зачастую не имеют простой камеры для съемки обычных цветных фото (для обывателей)? Или обязательно необходимо оперирывать перевернутыми с ног на голову понятиями как в случае с классификацией звезд, по которой наше Солнце относится к классу желтых карликов. С размеров нашего светила спорить не буду, но цвет нашего Солнца с орбиты: белый. Дело в том, что когда выбирали названия цветов для спектральных классов, за эталон приняли звезду Вега, у которой очень простой спектр. Она оказалась настолько удобной в качестве эталона, что ее постановили считать белой. (Ну да, бывает так в науке: и абсолютно черные тела нагреваются до белого каления, и голубую звезду могут назвать белой.) И цвета всех остальных спектральных классов раздали по сравнению с Вегой. Соответственно, все, что отличается от Веги в длинноволновую сторону спектра, оказалось желтым, оранжевым и красным, а все, что отличается от Веги в коротковолновую сторону - голубым. Это так называемая условная система звездных цветов."
К самой статье, которою привожу ниже – у меня есть вопросы. Да, местами все логично и объясняется с технической точки зрения. Но некая недосказанность остается, главная из которых: позиция NASA показывать все так, чтобы обыватель не видел истинной картины с первых строк и фото.

Оригинал взят у zelenyikot в Какого цвета Марс?

Возьмусь за тему, которая уже избита, но вечно всплывает почти в любой теме рунета, где фигурируют слова «Марс» и «NASA». Поговорим о цвете Марса. Знаю, у многих уже эта тема сидит в печенках, как и у меня, но я взялся за нее именно поэтому. Надо раз и навсегда разложить по полочкам все аргументы и расставить все точки.


Для начала разберем все основные аргументы сторонников теории «НАСАскрываетцветМарса». Доказательств у них не много, но если их не объяснять, могут возникнуть сомнения даже у человека далекого от конспирологии.
Излюбленный метод конспирологов - это надергать фактов, проигнорировать объяснения и преподнести под своей трактовкой. Поэтому надо лишь показать, насколько манипулятивны все эти теории заговора. Да, я думаю, что инициаторы всех этих разоблачений заговоров прекрасно понимают их абсурдность, но двоечники - это ценный ресурс рунета, который можно конвертировать в трафик и сотни ссылок на свой сайт или канал youtube.

Итак, приступим.
Вся эта история и истерия началась, когда в больших количествах стали приходить фотографии от марсоходов-близнецов Spirit и Opportunity. Кому-то показалось странным, что на Марсе бордовый грунт и бежевое небо, и тут им на глаза попалась официальная фотография, посадочной платформы Spirit.

«Что это?» — ахнули тогда еще американские двоечники, не умеющие читать описания под фото - «Почему эмблема NASA бордовая, а не синяя?».

И правда, почему? Не будет же NASA так глупо палиться: скрывать истинный цвет Марса (обойдем стороной вопрос нафига это вообще нужно), и при этом оставлять цветовые подсказки, что любой конспиролог мог разоблачить заговор.

А ведь всего-то надо было глянуть описание фотографии и узнать, что эти кадры сделаны с использованием не красного фильтра, а инфракрасного. Цветные фотографии на марсоходах-близнецах создавались путем съемки черно-белой камерой через разные цветовые фильтры. Там на каждой камере было семь фильтров с разной длиной волны, немного отличающиеся на правой и левой, среди которых был красный и был инфракрасный.

Подробнее о получении цветных снимков с камер марсоходов: написано давно .

Немного теории: цветной кадр получается, если снимать через три фильтра: красный, зеленый и синий (формат RGB: red, green, blue), а потом три кадра объединить в Photoshop получив один цветной.

В некоторых случаях, NASA использовало не красный фильтр, а инфракрасный. Нужно это было для того, чтобы получать расширенную информацию о свойствах грунта и исследуемых объектов. Ведь фотокамера марсохода - это прежде всего научный прибор и только потом средство для развлечения налогоплательщиков. Так вот панораму, с посадочной платформой Spirit сняли с использованием инфракрасного фильтра. Но при этом платформу Opportunity сняли с использованием красного и в нормальных цветах, что и видно по разнице.

Эмблему NASA не видно, но синяя изолента™ сразу бросается в глаза. Зато если посмотреть на разницу в грунте на этих двух фотографиях, то она не такая уж и существенная. Через инфракрасный она «краснее», но на оригинальной зеленой травы и голубого неба все равно не видать.

Особенность получения цветных снимков через три фильтра вызвала еще одно обвинение NASA в том, что они выкладывают много черно-белых снимков и совсем мало цветных. Во-первых, «мало цветных» это чушь, т.к. еще до Curiosity опубликованы тысячи цветных кадров Spirit и Opportunity, и десятки огромных 360-градусных панорам. Во-вторых, выкладывая сырые черно-белые кадры, сделанные через цветные фильтры, NASA дает всем возможность самостоятельно изготовить цветные снимки Марса. Но конспирологи осваивают Photoshop только до функции Autocolor, которой они «восстанавливают истинный цвет Марса», а тонкости работы с цветовыми каналами им неведомы.

Следующий аргумент адептов учения «марснекрасный» — это некий репортаж BBC о работе специалистов NASA. По сюжету передачи, ученый сидит за рабочим ноутбуком, тут к нему в кабинет входят журналисты, и что-то там спрашивают.

Но конспиролог кричит «Ага!» и тычет в мониторы за спиной ученого, а там не красный Марс и голубое небо. При этом более чем странно выглядит организация заговорщиков глобального масштаба, где журналисты с камерами спокойно разгуливают по кабинетам, заглядывая куда понравится. Но об этом не думают те, кто мечтает поймать NASA на лжи.

Так что же на том мониторе? Там изображен участок Cape Verde кратера Виктория, который исследовал Opportunity.

Ученые NASA используют обработку под земные условия освещения для того, чтобы облегчить определение пород камней, которые встречаются марсоходам. Поскольку глаза геологов привычны к земным условиям, то и изменение цветовой гаммы марсианских снимков производится в ту же сторону. И фотографии эти вовсе не секретные.

Вот мыс Cape St. Mary находящийся по соседству с Cape Verde

А это вообще ядреный Cape St. Vincent.

Или кратер Санта Мария, который Opportunity проезжал в прошлом году

А вот это фото получено с использованием 13 цветных фильтров.

Представляете, что бы было, если б журналисты застукали ученого за редактированием этой фотографии? «NASA скрывает, что марсоходы высадились на радуге!»
Просто в опубликованных фотографиях всегда указывается объяснение типа: It is presented in false color to accentuate differences in surface materials. Или в случае с этой радужной фотографией: The image was taken by the panoramic camera on NASA"s Mars Exploration Rover Opportunity using all 13 color filters. Но те, кто всюду видят следы заговора, читать не умеют.

Кроме этого, конспирологи, судя по всему, не знают и о существовании пыли. Иначе не принимали бы за очередное доказательство заговора NASA вот это фото.

Это мемориальный флаг, размещенный в память жертв 9/11 на манипуляторе Opportunity. И внимание привлекает то, что кажется будто он тонирован в красный цвет. Конспирологи думают, что это доказательство использования красного фильтра, хотя это просто рыжая марсианская пыль. Кадр сделан в 2011 году, а если глянуть фотографии, полученные в 2004-м в начале исследовательской операции, за 31 сол (марсианский день), то там чистенький флаг в привычных нам цветах.

Когда появился большой автопортрет Curiosity, там тоже некоторые пытались искать следы заговора.

«Что-то эмблема NASA какая-то серая, а ведь она синяя» только они тоже забывали про пыль. Посадка MSL производилась не с помощью надутых коконов, как у предыдущих марсоходов, а при помощи Sky Crane, так, что он в пыли был уделан с первых секунд на Марсе.

Применение щетки на поверхность Марса показало ее натуральный цвет

Сверло позволило заглянуть в глубину Марса

Но, разумеется, это вовсе не означает, что вся планета такая серо-голубая. Специалисты NASA отмечают, что основная часть породы на Марсе имеет бурые оттенки, а найденная в ходе бурения порода смогла избежать окислительного воздействия среды и сохранила свидетельства, что когда-то здесь были условия пригодные для жизни микроорганизмов.

Ночная съемка при помощи белых светодиодных ламп позволила посмотреть на поверхность Марса в цветах, наиболее приближенных к "реальному". Здесь нет влияния ослабленного солнечного света, нет рассеивания света в пыли, которая висит в атмосфере, поэтому этот цвет в наибольшей степени соответствует тому, что увидели бы наши глаза.

Как видим поверхность далеко не красная, но и зеленой ее не назовешь.

Следом в мифе "МарсНеКрасный" следует история, пересказанная в книге, авторы которой доказывают, что на Марсе есть жизнь, а NASA это скрывает (Mars: The Living Planet, by B. Di Gregorio, G. Levin and P. Straat, Frog Ltd, Berkeley, 1997). Рассказ повествует про обстоятельства получения первого цветного снимка с поверхности Марса.

По их свидетельствам, в JPL собрали журналистов, всюду расставили цветные телевизоры и, получив снимок с Марса сразу вывели его на экраны. На снимке якобы было голубое небо и зеленые пятна на камнях. После этого, как гласит описание в книге, специалисты NASA забегали от монитора к монитору, выкручивая их цветовую настройку так, чтобы фотография Марса оказалась в красных цветах.

Проверить достоверность этого рассказа сейчас уже нельзя, но есть два показательных момента: во-первых, цветной кадр Viking получался так же как и на марсоходах-близнецах - путем объединения трех черно-белых снимков, поэтому не было никакого сигнала с Марса, который надо было бы сразу выводить на мониторы; во-вторых, если на мониторах транслировалось изображение из соседнего кабинета, где произвели цветовое сведение кадра, то не проще ли было заменить его на «красный» и продолжить трансляцию, чем привлекать внимание, занимаясь регулировкой мониторов у всех на глазах?

Благодаря истерии, нагнетаемой конспирологами, многих стал волновать вопрос: так какого же цвета Марс на самом деле? Давайте разберемся.

Главный виновник рыжего цвета Марса - оксиды железа, или просто ржавчина. Марсианская кора оказалась очень богата на железную руду. К примеру, плато Меридиана, где катается Opportunity просто усыпано гематитом - железными шариками, сформировавшимися в неглубоких водоемах или грунтовых водах.

Под воздействием воды в окислительной атмосфере железо превращается в ржавчину, которая, как могут знать те, кто работает с металлом, легко становится тонкой мелкодисперсной пылью. А жидкой воды на планете когда-то было много и долго, притом вода была с высоким содержанием кислоты, так что время покраснеть у Марса было. По наблюдениям NASA вся пыль на Марсе обладает магнитными свойствами, т.е. содержит примеси железа.

Исходя из этого знания они даже сделали средство защиты от пыли для ультрафиолетового датчика Curiosity:

Вокруг шести ультрафиолетовых фотоприемников разместили круглые магниты, которые притягивают пыль к себе и не позволяют ей оседать на линзах. Этим обеспечивается более длительная работа датчика.

Марсианские бури разносят пыль даже туда, где железа в грунте не так много. Например, в кратере Гейла, в месте посадки Curiosity реактивные струи посадочного аппарата сдули пыль, и выявилась серая поверхность.

Но в считанные дни, все вернулась к привычной рыжей картине.

Но в целом пейзажи там светлее, чем на плато Меридиана.
Точно так же покрылся пылью и сам марсоход, поэтому рассматривая его цветовые маркеры и корпус, или пытаясь восстановить «истинный цвет», следует учитывать, что на нем лежит рыжая марсианская пыль.

Можно даже проследить как изменялась запыленность корпуса за прошедший год пребывания на Марсе:

Касаться тонкости цветовой калибровки баланса белого я здесь не хочу. Мы как-то