В Минобороны РФ утверждают: это было сделано "под давлением США и НАТО", поскольку "Адмирал Кузнецов" направляется к берегам Сирии для участия в российской военной операции. В Госдуме РФ решение властей Испании раскритиковали, но в российском посольстве в Мадриде призвали не драматизировать ситуацию. У изменившего маршрут корабля, по словам экспертов, есть возможность заправиться в других местах.

Вчера суда из авианосной группы Северного флота ВМФ во главе с крейсером "Адмирал Кузнецов", пройдя Ла-Манш, двигались в сторону Гибралтара. Их маршрут и задачи, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, находятся в "закрытых конвертах с надписью "Совершенно секретно"". Тем не менее, как сообщил ранее испанский МИД, 28 октября корабли должны были прибыть в порт Сеута (анклав в Северной Африке). Соответствующее разрешение, как отмечают в Мадриде, было выдано еще в сентябре.

Однако когда новость о скором прибытии кораблей в Сеуту попала в прессу, на Испанию обрушилась критика со стороны союзников по НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг заметил, что в других условиях ничего бы не имел против дозаправки российских кораблей, но сейчас крайне обеспокоен тем, что "они могут быть использованы для атак на Алеппо". Аналогичные заявления делали политики и военные из Великобритании и США.

В самой Испании громче всего против захода российских кораблей в Сеуту выступили в Левой республиканской партии Каталонии. В их пресс-службе "Ъ" подтвердили, что члены испанского Конгресса депутатов от этой партии потребовали от и. о. главы МИДа Хосе Мануэля Гарсии-Маргальо и и. о. министра обороны Педро Моренеса объяснить, почему участвующие в сирийской операции российские корабли обслуживаются на территории страны НАТО. Собеседник "Ъ" рассказал, что запрос основывался на информации, опубликованной ранее рядом зарубежных СМИ. В частности, американское издание The Huffington Post сообщало, что 16 октября дозаправку в Сеуте осуществили малые ракетные корабли "Зеленый Дол" и "Серпухов", а также буксирное судно СБ-36. Депутаты надеются, что министры в ближайшее время придут на слушания в парламентских комитетах.

Поначалу власти Сеуты были обескуражены происходящим. С 2011 года в порту анклава побывали, по данным газеты El Pais, более 60 российских судов. "Критерии допуска в Сеуту — безопасность окружающей среды, города и его населения",— цитирует издание The Spain Report источники в администрации порта. Но под шквалом критики испанский МИД вчера объявил, что "пересматривает решение по результатам консультаций". А к середине дня El Pais со ссылкой на диписточники сообщила: разрешение на дозаправку будет отозвано, если подтвердится, что корабли направляются в Сирию. Не дожидаясь развязки, российские власти сами отказались от этой идеи. "Мы подтверждаем, что корабли не зайдут в порт Сеуты, потому что изменился маршрут",— заявило посольство РФ в Испании.

Пресс-секретарь посольства Василий Ниорадзе в разговоре с "Ъ" призвал не драматизировать ситуацию. "Согласование подобных заходов в порты — рутинный процесс,— отметил он.— Мы заранее направляем запрос, а при принятии решения учитывается международное право и требования страны пребывания. Сейчас было принято такое решение, в других случаях будет другое".

Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков иначе расставил акценты: по его словам, российское ведомство предусматривало возможность "по согласованию с испанской стороной делового захода (в Сеуту.— "Ъ" ) отдельных кораблей или судна обеспечения из состава корабельной группы". Но никаких официальных запросов от Минобороны, по его словам, в Мадрид не направлялось. При этом господин Конашенков рассказал: "Представители испанского руководства сообщили, что из-за давления на них со стороны США и НАТО заход российских кораблей в порт Сеута нецелесообразен". Публично власти Испании подобных заявлений не делали.

В испанском МИДе вчера не ответили на запрос "Ъ" о том, не опасаются ли в Мадриде ухудшения отношений с РФ из-за последних решений. Вместе с тем в Госдуме вчера заявили, что доверие к Испании подорвано. "На середине пути нам говорят, что мы передумали. Это какая-то подстава",— возмутился в разговоре с "Интерфаксом" зампред комитета по обороне Александр Шерин (ЛДПР).

В Евросоюзе новости из Мадрида восприняли с воодушевлением. "ЕС четко и единогласно осуждает российские систематические бомбардировки гражданских лиц в Алеппо — Россия продлевает страдания сирийского народа и препятствует решению проблемы,— заявил "Ъ" экс-премьер Бельгии, лидер фракции "Альянса либералов и демократов за Европу" (ALDE) в Европарламенте Ги Верхофстадт.— Так что испанское правительство правильно сделало, когда потребовало у России разъяснений по поводу роли "Адмирала Кузнецова" в сирийском конфликте". По словам собеседника "Ъ", в итоге всем был послан сигнал: "Ни одна из стран ЕС не оказывает поддержку военным, которые бомбят мирных граждан и дестабилизируют ситуацию в целом регионе".

Директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов не увидел трагедии в изменении маршрута "Адмирала Кузнецова". "Мы вполне можем дозаправиться в Алжире или на Мальте. Я ставлю на Алжир, так как Мальта — член ЕС и будет испытывать те же проблемы, что и Испания",— сообщил он "Ъ". При этом, по словам эксперта, грядущее прибытие группы "Адмирала Кузнецова" в Сирию вряд ли радикально изменит расстановку сил в регионе, но позволит России повысить свой международный престиж. "Французы используют авианосец в том регионе, потому что у них нет базы, у нас она есть,— заметил эксперт.— Цель похода "Кузнецова", скорее всего, тренировочная. Пилотам палубных самолетов необходимо тренироваться, и Сирия предоставляет возможность сделать это в боевых условиях". Эксперт ЦАСТ Андрей Фролов добавляет, что поход "Кузнецова" имеет и "рекламную составляющую": "Индия размышляет о том, не купить ли палубные истребители МиГ-29К/КУБ для будущих авианосцев, и демонстрация их возможностей в Сирии поможет определиться быстрее".




Добавить коментарий
Последние публикации

Хамовнический суд Москвы отказался санкционировать арест генерального директора АО «Судостроительная корпорация "Ак Барс"»,

Правообладатель иллюстрации Norway armed forces Image caption Авианосец "Адмирал Кузнецов" был сфотографирован с норвежского самолета в понедельник

Российский авианосец "Адмирал Кузнецов" в составе ударной группы в ближайшее время пройдет мимо британских берегов по пути в Сирию.

Это самая крупная группа российских военных кораблей, которая появилась у берегов Европы с 2014 года.

Ранее российская ударная группа прошла в нескольких сотнях миль к западу от норвежского города Тронхейм. Фотографии "Адмирала Кузнецова" и сопровождающих авианосец кораблей были опубликованы вооруженными силами Норвегии.

Вышедшая из Североморска группа кораблей Северного флота пройдет через Ла-Манш, направляясь к Гибралтару и далее в Средиземное море к Сирии.

Почему Россия усиливает свое военно-морское присутствие у берегов Сирии? В этом явно есть доля театральности - показать Западу, что она еще способна играть роль великой морской державы.

Впрочем, Москва уже поигрывала своими военно-морскими мускулами с начала российской операции в Сирии - например, запуская крылатые ракеты с кораблей в Каспийском и Средиземном морях. Но участие военно-морских сил никогда не было критически важным фактором российской кампании - большинство целей можно было поразить с самолетов, базирующихся в Сирии или даже России.

Отправка ударной группы кораблей в Сирию также подчеркивает явное намерение Москвы сохранить свою небольшую военно-морскую базу в Тартусе.

До сих российские военные корабли у берегов Сирии принадлежали к Черноморскому флоту. В начале октября, например, два ракетных корвета класса "Буян-М" - "Серпухов" и "Зеленый дол" - вышли с базы в Севастополе и направились через Босфор в Средиземное море.

Правообладатель иллюстрации AFP PHOTO / Forsvaret Image caption Российские подлодки сопровождают ударную группировку у берегов Норвегии

Нынешнее развертывание является куда более масштабным - в нем участвуют крупнейшие корабли в составе российского флота. Флагманом ударной группы выступает единственный российский авианосец в сопровождении шести других кораблей. Среди них - тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", крупнейший в мире боевой корабль этого класса.

В составе группы - большие противолодочные корабли "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков", а также корабли обеспечения. Вероятно, группу будут сопровождать и российские подводные лодки.

Под наблюдением НАТО

Эта ударная группа должна пополнить уже размещенную у берегов Сирии российскую группировку в составе 10 боевых кораблей.

Ее маршрут остается необъявленным, но она должна пройти либо через пролив Ла-Манш к югу от Англии или к западу от Ирландии в Атлантике. Вероятно, в ходе похода будут отрабатываться действия палубной авиации.

За продвижением российской группы кораблей внимательно наблюдают самолеты и корабли стран НАТО.

Правообладатель иллюстрации Norway armed forces Image caption Тяжелый ракетный крейсер "Петр Великий" является крупнейшим в мире боевым кораблем этого класса

Напряженность в отношениях между Западом и Россией достигла высокой точки. Дипломатические усилия по урегулированию кризиса в Сирии закончились провалом. В Вашингтоне заговорили о возможности военного решения проблемы.

Рост российского военного присутствия в Сирии усиливает позиции Москвы и делает западное военное вмешательство, по всей видимости, непредставимым.

Россия усилила свою противовоздушную оборону в Сирии, разместив там зенитные комплексы С-400. Прибытие туда новых кораблей усилит возможности противостоять угрозам с воздуха и из-под воды. Самолеты и вертолеты на борту "Адмирала Кузнецова" также усилят российскую военно-воздушную группировку в Сирии.

Этот новый шаг России служит и контраргументом тем западным политикам, которые требуют введения бесполетной зоны над Сирией, подкрепленной угрозой запуска ракет с западных кораблей в Средиземном море. Размещение ударной группировки ВМФ России повышает ставки в этой опасной игре.

Рискованная игра

Однако выход в дальний поход таких крупных кораблей, как "Адмирал Кузнецов" и "Петр Великий", сопряжен с немалыми техническими и организационными проблемами.

На самом деле это первый дальний боевой поход 26-летнего авианосца, который редко выходит в море без специального мощного буксира на случай поломки.

Это также первое боевое задание для палубных самолетов МИГ-29К, размещенных на его борту. Эти самолеты взлетают не с помощью катапульты, как на американских авианосцах, а используя специальную взлетную рампу. Это означает, что они могут нести меньший груз топлива и вооружений, а сам авианосец будет курсировать ближе к сирийскому побережью для проведения операций.

Однако возможный скептицизм по этому поводу стоит несколько умерить. Сам факт того, что ударная группировка совершает дальнее плавание, означает, что Россия относится к тем немногим странам мира, которые способны развернуть столь значительные военно-морские силы.

Когда Москва вмешалась в сирийский конфликт, среди западных экспертов было немало тех, кто считал, что эта кампания закончится провалом из-за неспособности России организовать и поддерживать снабжение значительных экспедиционных сил.

Однако Россия показала, что эти эксперты ошибались. Российские военные продемонстрировали способность развертывать и снабжать такие силы, а также обеспечить действия за рубежом российской тактической авиации и ракетных сил. Более того, они смогли осуществить наземные операции в поддержку сил Башара Асада.

Действия российской авиации - в первую очередь выбор целей - вызывают на Западе серьезные возражения. Но с точки зрения демонстрации военных возможностей российскую интервенцию в Сирии следует признать успехом.

Известие о категорическом отказе Испании и Мальты производить дозаправку топливом российской корабельной группы в своих портах многим показалось, на первый взгляд, неожиданным. Выглядело это так, как будто командование Северного флота просило о помощи, рассчитывало на неё, а в результате ничего не получило. И теперь ещё не известно, смогут ли «Адмирал Кузнецов», «Пётр Великий» и ещё шесть боевых единиц достичь пункта назначения, то есть заданного участка средиземноморской акватории у берегов Сирии. Так ли это на самом деле? И если это правда, то как теперь решать вопрос с мазутом, пресной водой, продовольствием и прочими жизненно необходимыми логистическими позициями?

Как оказалось, для паники нет никаких причин.

Мальта, Валетта

Решение об отказе в мазуте выглядит ещё более удивительным, если учитывать текущее сотрудничество Российского флота с Испанией и Мальтой. Вот свежий пример: не далее как 9 октября в порту Валетты ошвартовались два малых ракетных корабля, «Серпухов» и «Зеленый Дол», плюс буксирное судно СБ-36. Никакой сенсационности в этом событии не отмечалось, не все мировые СМИ даже уделили ему внимание. На корабли были загружены запасы пресной воды, продовольствия, топлива, что, безусловно, можно считать выгодной с финансовой точки зрения операцией местных торговых фирм. Затем переход из Севастополя на Балтику продолжился. Визит в островное государство продолжался три дня («Интерфакс»).

Испания, Сеута

Или вот порт Сеута, находящийся на северном африканском (марокканском) берегу неподалёку от Гибралтара. Этот полуанклав считается испанской территорией, и, несмотря на принадлежность страны с блоку НАТО, российские корабли здесь частые гости, им разрешено заходить в гавань для пополнения запасов и прочих флотских нужд. Эти визиты полезны для экономики автономии, но после введения санкций они стали раздражающим фактором для Брюсселя. При этом устав НАТО не запрещает принимать у себя корабли стран, не входящий в Североатлантический Альянс. Юридически ничего противозаконного испанское правительство не делает, но это по букве, а по духу… В общем, лучше, чтобы российских кораблей здесь не было, а если их заходы совсем запретить нельзя, то хотя бы в данном конкретном случае можно в чём-то отказать.

Повод

20 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил озабоченность возможностью участия авиакрыла «Адмирала Кузнецова» в воздушных ударах по осаждённому силами Сирийской армии городу Алеппо, в котором, как утверждают западные политики, от российских бомбёжек страдает мирное население. Позиция Испании, не в достаточной мере осуждающей действия Москвы, заботит и британского министра обороны Майкла Фэллона. Нет сомнений, что именно после этих реплик в Мадриде приняли решение, по сути своей половинчатое и компромиссное. Москве отказали не в принципиальных вопросах военного сотрудничества, а лишь в заходе в Сеуту и в продаже мазута в данном конкретном случае. О том, что островное государство Мальта последовало испанскому примеру, узнали на день позже. По всей видимости, это была солидарная инициатива местных властей. Эта страна не входит ни в НАТО, ни в Евросоюз.

Два направления пропаганды

Западная пропаганда сейчас находится в неоднозначном и даже каком-то расщеплённом состоянии, в которое сама себя и ввела. С одной стороны, мир нужно пугать российской угрозой - это необходимо для стимуляции роста военных расходов. С другой же стороны, время от времени как-бы исподволь в СМИ проскакивает информация о том, что «Сарматы» на самом деле и не ракеты, а какие-то муляжи, не представляющие угрозы, а удар крылатых ракет из Каспия не совсем удался. Будто бы несколько «Калибров» упали неизвестно где, а авианосец «Кузнецов» вон как дымит (старый потому что). В общем, российское вооружение отсталое, новейших образцов мало, а значит, и бояться нечего. И вот так, переходя от одной тактики к другой, когда нужно, западная пресса пытается манипулировать общественным сознанием, внушая мысль о том, что не то что Испания, а даже крохотная Мальта (Эстония, Литва, Польша и пр.) может стать нерушимой стеной на пути вероятной агрессии Москвы. А какова же правда?

Авиакрыло «Кузнецова» и Алеппо

Как чаще всего бывает, истина находится где-то между крайними точками лжи. «Адмирал Кузнецов» действительно нельзя считать новейшим боевым кораблём, сравнимым по возможностям и характеристикам с американскими атомными авианесущими монстрами. Более того, тезис Столтенберга о возможном участии самолётов, находящихся на его борту, в бомбёжках Алеппо несостоятелен по техническим причинам - его полётная палуба не снабжена катапультой, что ограничивает боевую нагрузку.

Удары по наземным целям намного удобнее наносить с авиабазы Хмеймим, там и длина полос позволяет разгоняться, и боеприпасов столько, сколько нужно, и горючего тоже. Однако истребители «Кузнецова», его системы ПВО и ПРО в совокупности с огневой мощью «Петра Великого» и других российских кораблей увеличивают суммарную силу группировки, придают ей устойчивость и удерживают вероятных противников от мыслей о возможных провокациях. И в НАТО это понимают.

Нанесён ли вред?

Теперь о главном, то есть об ущербе, понесенном российской корабельной группой в результате политических демаршей Испании и Мальты. Вот, к примеру, Джонатан Маркус, обозреватель портала «Би-би-си», ссылаясь на мнения специалистов и экспертов, приводит читателей к выводу о том, что авианосец «Кузнецов» без двух дозаправок до Сирии дойти вообще не может. Кончится мазут, и встанет он посреди моря, с голодной командой, изнывающей от жажды. С другой стороны, предполагать, что российское флотское командование отправило в дальний поход эскадру в надежде лишь на любезную помощь Испании и Мальты, даже эти аналитики не способны. Наверное, есть какие-то дополнительные возможности, гарантирующие достижение заданной цели.

Вопросы техники

Вообще-то, «Кузнецов» способен преодолеть расстояние в восемь тысяч миль (морских, по 1,852 км) с экономическим ходом в 14 узлов. Автономность, то есть возможность жизнеобеспечения экипажа, составляет 40 дней. Пока что эскадра оставила за кормой лишь 3,5 тысячи миль, из Североморска она вышла 15 октября. Даже с учётом повышенного расхода мазута по причине далеко не идеального состояния двигательной установки (о чём свидетельствует чёрный дым и что, конечно, не осталось незамеченным), предполагать низкий уровень запасов топлива не приходится.

Другой вопрос, что принятая флотская практика диктует правила, согласно которым корабль в зоне возможных боевых действий должен быть заправлен на 70%, а во время обычного похода не менее чем на половину внутренних емкостей. Это необходимо на случай надобности резкого увеличения хода (в случае с «Кузнецовым до 29 узлов). Иначе в случае маневренного морского боя может возникнуть проблема в самый неподходящий момент. Впрочем, вероятность прямого конфликта с силами НАТО очень низка, а других потенциально враждебных кораблей в акватории практически нет. И в этом самом критическом случае в ход пойдут другие аргументы, куда более весомые.

Тоже ещё проблема…

Заход в порт для военной эскадры по пути в зону возможных боевых действий - дело желательное, но не обязательное. В составе корабельной группы находятся два танкера проекта 1559-В общей вместимостью 14 тыс. тонн мазута. Продовольствия достаточно для обеспечения экипажей в течение нескольких месяцев. На борту «Кузнецова» есть мощная опреснительная установка. Дозаправка, судя по данным спутникового наблюдения, произведена в море, в районе о. Мелилья. Перекачка топлива - обычная рутинная работа моряков.

Впереди - встреча в Тартусе. Там точно проблем с мазутом не будет. И со всем остальным тоже.

Российский «авианосец» - тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» доковылял до Сирии из Североморска вместе с кораблями сопровождения, включая ядерный ракетный крейсер «Петр Великий». На переход ушел почти месяц, а средняя скорость была меньше 9 узлов. Тысячу с лишним лет назад викинги на драккарах быстрее проходили тот же маршрут при попутном ветре. Тихоходный «Кузнецов» будет в Средиземном море практически бесполезен и уж точно никак не сможет повлиять на ситуацию с блокадой и возможным штурмом Алеппо: чтобы запускать самолеты с полной боевой загрузкой, авианосец должен идти полным ходом против ветра. Конечно, для телекартинки «Кузнецов» может запускать самолеты, но без боекомплекта, фактически ради понтов.

Российская эскадра может обстреливать Сирию крылатыми ракетами с надводных кораблей и с подводных лодок, но у НК «Калибр» дальность больше 2000 км, так что не было смысла тащиться к сирийским берегам и тем более загонять туда «Кузнецова» и «Петра Великого», у которых старые сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит» для ударов по крупным кораблям (американским авианосцам). Использовать «Гранит» по наземным целям в принципе можно, но малоэффективно. Впрочем, высокоточные НК «Калибр» также дороги (до 6 млн долл. штука) и предназначены для уничтожения стационарных, заранее выявленных целей в условиях мощной ПВО противника, когда бомбардировщику и штурмовику не прорваться. Использовать НК «Калибр» для ударов по боевикам сирийской оппозиции на пикапах с пулеметами - безумно дорогой фейерверк, вроде Олимпиады в Сочи.

«Кузнецов» строился в советское время в Николаеве не для того, чтобы ходить в дальние походы, как американские авианосцы, а чтобы, например, в Баренцевом море в качестве плавучего аэродрома истребительной авиации прикрывать район развертывания стратегических подводных атомных крейсеров-ракетоносцев. Предполагалось, что все наземные аэродромы могут быть уничтожены ядерными ударами, а сравнительно мобильный «Кузнецов» может уцелеть и противостоять наглому американскому флоту и его авианосцам, которые к концу первой недели мировой войны могли подойти совсем близко к российским берегам. Основа авиагруппы «Кузнецова» Су-33 (Су-27К) - чистые истребители. У «Кузнецова» нет катапульты, Су-33 взлетают с трамплина за счет тяги и не могут нести много вооружения или горючего - только сравнительно легкие ракеты для воздушного боя.

На «Кузнецове», конечно, есть несколько новых МиГ-29К и ударных Ка-52К, которые может даже нанесут пару-другую ударов по отрядам сирийской оппозиции, но это ни на что не повлияет. Похоже, командование ВМФ и Генштаб не верят в то, что сирийский кризис может привести к «большой» войне с США и с НАТО и можно выпендриваться, изображая ударную авианосную группу, как у американцев. То, что «Кузнецова» с мощным сопровождением без особой военной надобности послали в Сирию, по сути оголив Баренцево море, - это добрый знак.

Крейсеру «Петр Великий» также нечего делать в средиземном мелководье. В отличие от «Кузнецова» - это океанский рейдер с двумя ядерными реакторами и безбрежной дальностью хода, реально ограниченной только запасом картошки и капусты на борту. В особом периоде перед войной с США и НАТО «Петр Великий» должен изготовиться к самоубийственной одиночной атаке-перехвату трансатлантического войскового конвоя, везущего в Европу американскую механизированную (танковую) дивизию.

А так - «Кузнецов» кое-как дойдет до Сирии и потом вернется домой, встанет в большой многолетний ремонт и переоборудование под МиГ-29К вместо Су-33, которых осталось всего 10 штук и больше не производится. С «Кузнецова» также должны снять ракеты «Гранит», которые тоже больше не производятся. И «Петр Великий» должен вскоре встать на большой ремонт - менять те же «Граниты» на более универсальные пусковые установки «Калибр».

Прощальный вояж «Кузнецова» и «Петра Великого» фактически мало связан со штурмом Алеппо, и можно понять возмущение министра обороны Сергея Шойгу: «Поход наших кораблей вызвал ажиотаж у западных партнеров. Но особенно удивила нас позиция отдельных стран (Испании, Мальты и, похоже, Алжира), которые под давлением США и НАТО публично заявили об отказе в заходе наших боевых кораблей в свои порты». Дело, конечно, не столько в американском давлении (Вашингтону из-за выборов вообще не до того), сколько в нарастающем общественном возмущении в Европе и в мусульманском суннитском мире, которое в конечном итоге может поставить Москву в не меньшую изоляцию, чем во время афганской войны в восьмидесятые.

Но у военных моряков, наших и западных, другие конкретные проблемы. У английского адмиралтейства не осталось ни одного авианосца на ходу: последний легкий HMS Illustrious был в этом году продан на металлолом. Новый HMS Queen Elizabeth уже практически построен, и другой - HMS Prince of Wales - строится, но американские F-35B укороченного взлета и вертикальной посадки начнут поступать лишь после 2018-го. В условиях бюджетного и финансового кризиса из-за Brexit британская судостроительная программа может быть скорректирована, и парламент может счесть слишком высокими операционные расходы, связанные с авианосцами. Если главный враг - террористы на пикапах, зачем дико дорогой могучий флот? А тут «Кузнецов» вовремя дымит по Ла-Маншу. Адмиралтейство сразу выслало эскорт из боевых кораблей и выразило «обеспокоенность», и многие другие западные ВМФ выслали в море корабли - у всех свои бюджетные проблемы. Лондон принял окончательное решение построить два новых больших авианосца в 2014-м, после Крыма, на саммите НАТО - такая удача выпала Адмиралтейству, а то бы сидели на старых лаврах, глядя на исторические картины великой трафальгарской победы 1805-го. Слава и почет «зеленым человечкам».

У нашего ВМФ свои задачи: к июлю должна быть окончательно сверстана новая (до 2025 года) программа вооружения, а разрыв между запросом Минобороны и предложением Минфина - 10 трлн руб. Постройка и вооружение одной новой атомной подлодки - что стратегической «Борей-А», что многоцелевой «Ясень» - стоит примерно как дать каждому пенсионеру по 5 тыс. руб., и планируется таких лодок не один десяток, и еще фрегаты, и сторожевики-корветы, и новые базы, и все остальное. Танковые генералы, что традиционно (и сейчас) руководят Генштабом, всегда, с советских времен, считали запросы ВМФ чрезмерно завышенными и просто вредными в условиях ресурсного дефицита. Особенно раздражали генералов программы строительства мощного океанского надводного флота: все равно американцев не переплюнуть, и они этот флот гарантированно потопят за полчаса. Потому адмиралы так ухватились за повод вывести в Средиземноморье все что можно и нельзя, чтобы впечатлить одного человека в Кремле. А с Алеппо пусть армейские генералы и ВКС разбираются.

Осаждающие Алеппо отряды иностранных (шиитских) добровольцев-наемников из Ирака, Ливана и Афганистана под иранским руководством и обломки сирийской армии, и еще какие-то местные разношерстные ополченцы - либо плохо подготовлены, либо деморализованы, либо то и другое сразу. Союзнички безынициативны и неохотно идут вперед, но быстро отступают, когда отчаянные сирийские боевики наносят чувствительные контрудары, пуская вперед начиненные тоннами взрывчатки бронированные грузовики или бэтээры с водителями-самоубийцами. Такое своеобразное управляемое оружие по эффективности не хуже дорогущих НК «Калибр».

Когда бомбить плохо и не бомбить - нехорошо, временами кажется, что Москва готова на любые условия, лишь бы боевики ушли из Алеппо или, еще лучше, переметнулись (пусть хоть формально) и стали частью некоего «национального примирения», как «кадыровцы» в Чечне. Москва, похоже, готова отдать Анкаре зону влияния и оккупации в Северной Сирии, лишь бы турки договорились как-то вывести или «перекрасить» бойцов оппозиции в Алеппо, но пока без особых успехов. В сентябре российские военачальники (при поддержке Дамаска) выкинули в урну стратегически очень выгодное соглашение о перемирии и политическом урегулировании, которое Сергей Лавров выторговал у госсекретаря Джона Керри. Генералы, похоже, обещали, если им не мешать бомбить, Алеппо будет зачищен за неделю, но не вышло. Конечно, нашим начальникам был нужен не столько Алеппо, сколько срочное обострение конфликта с США, и все получилось: под разговоры о третьей мировой окончательный вариант оборонного бюджета на 2016 год был утвержден новой Думой почти на 4 трлн (6% ВВП).

Крейсер "Адмирал Кузнецов" вернулся из Сирии на североморский рейд. На завершающем этапе дальнего похода корабли отработали ряд задач на морских полигонах Баренцева моря, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Минобороны России.

Ранее британский министр обороны Майкл Феллон, докладывая о том, как королевский флот сопровождает возвращающуюся из Сирии российскую военную эскадру, назвал авианосец "Адмирал Кузнецов" "кораблем позора". В Минобороны оскорбительное высказывание не оставили без внимания и посоветовали Феллону больше внимания уделять своему флоту, переживающему не лучшие времена. Предлагаем, убрав эмоции, перенести внимание со словесной дуэли двух оборонных ведомств на реальные характеристики "Кузнецова" и сравнить его с его натовскими конкурентами по основным показателям. Заслуживает ли он хоть на йоту того определения, которое ему дал Феллон?

Конечно, наш авианосец не нов. Проектировался и создавался он еще во времена СССР, на излете холодной войны. Однако в нем нашли воплощение лучшие идеи и достижения советского кораблестроения. Создатели придали ему беспримерную стойкость в бою. При ядерном взрыве мощностью 30 килотонн на расстоянии всего двух километров от "Кузнецова" тот должен не только уцелеть и остаться на плаву, но и сохранить боеспособность. Вероятно, палубную авиацию уже использовать не получится. Однако подпалубные ракеты "Гранит" и "Кинжал" смогут поражать врага и в воде, и на земле, и в воздухе.

Фото: Global Look

В попытках заклеймить позором единственный российский авианосец британский министр, видимо, забыл, что у королевского флота такого класса судов и вовсе нет. А сопровождавшие "Кузнецова" британские корабли - фрегат "Сент-Олбанс" и десантный вертолетоносец "Оушен" - по авианесущим возможностям не идут с ним ни в какое сравнение. "Сент-Олбанс" может взять на борт не больше двух вертолетов, а "Оушен" - только 18. Тогда как на "Кузнецове" одновременно может разместиться 28 самолетов и 24 вертолета.

Единственный натовский корабль, который способен сравниться с "Кузнецовым" в Старом Свете, - это французский авианосец "Шарль де Голль". Но и он уступает российскому тяжелому авианесущему крейсеру как в размерах, так и в возможном количестве летательных аппаратов на борту - всего 40 против 52.

Фото: Wikimedia

Как ни странно, желчь в адрес "Кузнецова" льется не только из натовских кабинетов, но и с просторов Рунета. Поводом для язвительных шуток, "фотожаб" и прочих издевок стал густой дым из трубы российского авианосца, который будто бы свидетельствует о его технической отсталости. Якобы на Западе такие корабли давно на атомных установках ходят. Хотя страну - родоначальника атомного флота вряд ли можно упрекнуть в отсутствии технологий и возможности установки ядерного реактора на авианосец в случае необходимости. Резоны для наделения "Кузнецова" мазутной силовой установкой были серьезные. Во-первых, дешевизна топлива и текущего ремонта установки. Даже Соединенным Штатам с их высочайшими расходами на оборону пришлось отказаться от нескольких атомных кораблей в связи с высокими расходами на ремонт их силовых установок. Во-вторых, мазут хранится в прослойке вдоль всего корпуса корабля, являясь элементом противоторпедной защиты. Торпеда, попадая в корпус судна, часть своей взрывной силы и осколков отдает топливным отсекам, заполненным мазутом. Таким образом, "Кузнецов" способен выдержать взрыв до 400 кг тротила ниже своей ватерлинии.

Кстати, густой дым характерен и для военных судов США, которые строились уже в новом тысячелетии. Американские специалисты считали сильное задымление нормальным явлением, которое возникает вследствие образования нагара при длительной стоянке без движения. Когда же корабль приходит в движение, нагар постепенно прогорает, и труба перестает чадить.

Фото: Wikimedia

Помимо прочего, у "Кузнецова" есть неоспоримое преимущество перед всеми авианосцами мира. Ему единственному разрешен проход в Черное море.

Дело в том, что статья 11 Конвенции Монтрё разрешает проход через Босфор и Дарданеллы только линейных кораблей, но никак не авианосцев. Под авианосцами же она понимает корабли, построенные и переоборудованные главным образом для действий авиации. Поскольку авианесущий крейсер несет противокорабельный ракетный комплекс "Гранит" и может быть полноценной боевой единицей, вообще лишившись авиации, он, с точки зрения Конвенции, не может считаться "чистым" авианосцем. Получается, что право оперировать авианосцем в стратегически важном черноморском регионе есть только у России. И именно благодаря особенностям тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

Так что реплика о "корабле позора" выражает не столько насмешку над российским авианосцем, сколько досаду главы британских вооруженных сил на собственное бессилие перед "Кузнецовым": перед его мощью, его возможностями, его свободой.