Сцена представляет клуб при станции N Донецких железных дорог. Занавес закрыт.
Публика. Вре-мя. Времечко!.. (Топает ногами, гаснет свет, за сценой слышны глухие голоса безбилетных, сражающихся с контролем. Занавес открывается. На освещенной сцене комната в доме городничего.)
Городничий. Я пригласил вас, господа…
Суфлер (из будки сиплым шепотом). С тем, чтоб сообщить вам пренеприятное известие.
Городничий. С тем, чтоб сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор!
Ляпкин-Тяпкин. Как ревизор?
Земляника. Как ревизор?
Суфлер. Мур-мур-мур…
Городничий. Ревизор из Петербурга инкогнито и еще с секретным предписанием.
Ляпкин-Тяпкин. Вот те на!
Земляника. Вот не было заботы, так подай!
Хлопов. Господи боже, еще и с секретным предписанием.
Городничий. Я как будто предчувство… (За сценой страшный гвалт. Дверь на сцену распахивается, и вылетает член клуба. Он во френче с разорванным воротом. Волосы его взъерошены.)
Член клуба. Вы не имеете права пхаться! Я член клуба. (На сцене смятение.)
Публика. Ах!
Суфлер (змеиным шепотом). Выплюнься со сцены. Что ты, сдурел?
Городничий (в остолбенении). Что вы, товарищ, с ума сошли?
Публика. Ги-ги-ги-ги…
Городничий (хочет продолжать роль). Сегодня мне всю ночь снились… Выкинься со сцены, Христом-богом тебя прошу… Какие-то две необыкновенные крысы… В дверь уходи, в дверь, говорю!.. Ну, сукин сын, погубил спектакль…
Земляника (шепотом). В дверь налево… В декорацию лезешь, сволочь.
Член клуба мечется по сцене, не находя выхода.
Публика (постепенно веселея). Бис, Горюшкин! Браво, френч!
Городничий (теряясь). Право, этаких я никогда не видел… Вот мерзавец!
Суфлер (рычит). Черные, неестественной величины… Пошел ты к чертовой матери!.. Хоть от будки отойди…
Публика. Га-га-га-га-га…
Городничий. Я прочту вам письмо… Вот что он пишет. (За сценой шум и голос члена правления: «Где этот негодяй?» Дверь раскрывается, и появляется член правления на сцене. Он в пиджаке и в красном галстуке.)
Член правления (грозно). Ты тут, каналья?
Публика (в восторге). Браво, Хватаев!.. (Слышен пронзительный свист с галереи.) Бей его!!!
Член клуба. Вы не имеете права. Я - член!
Член правления. Я те покажу, какой ты член. Я тебе покажу, как без билета лазить!!!
Земляника. Товарищ Хватаев! Вы не имеете права применять физическую силу при советской власти.
Городничий. Я прекращаю спектакль. (Снимает баки и парик.)
Член правления (в экстазе). Я те покажу!!! (Хватает за шиворот члена клуба, взмахивает им, как тряпкой, и швыряет им в публику.)
Член клуба. Караул!!! (С глухим воплем падает в оркестр.)
Городничий. Пахом, давай занавес!
Земляника. Занавес! Занавес!
Публика. Милицию!!! Милицию!!!
Занавес закрывается.
Как объяснить название сценки? Сценка включает строки из комедии Гоголя “Ревизор”, которую ставит на сцене
клуба самодеятельный коллектив. Поскольку в это время приходится удалять из зала одного из зрителей, то автор и назвал сценку “Ревизор с вышибанием”.
Какую часть первого явления комедии “Ревизор” Гоголя удалось исполнить неудачливым участникам самодеятельности?
Самодеятельным актерам удалось исполнить лишь первые реплики комедии Гоголя. Настойчивый член клуба, которого не пускали в зал, сорвал представление в самом его начале.
Почему только четыре чиновника из пьесы Гоголя участвуют в этой сцене?
В сцене, которую удалось исполнить, принимают участие не все участники пьесы, поскольку действие пьесы только началось в тот момент, когда представление было прервано.
Можно ли в этой крохотной сценке обнаружить завязку, кульминацию и развязку? Где они? Назовите и подтвердите свою правоту.
В “Ревизоре с вышибанием” завязка отчасти совпадает с завязкой “Ревизора” Гоголя. Это известие о том, что едет
ревизор. И сразу же вслед за фразой городничего раздается страшный грохот. И этот грохот - завязка “Ревизора с вы-
шибанием”. Кульминация наступает в тот момент, когда в события включаются все зрители. Развязка - падение члена клуба в оркестр.
Какую роль играет публика?
В сценке “Ревизор с вышибанием” публика играет роль еще одного действующего лица, которое то выступает “единолично”, то параллельно с отдельными голосами героев из толпы. Эти реплики принадлежат то члену клуба, то члену правления, то голосу из толпы, то просто публике. Во всех случаях это - голос из толпы и одновременно активный участник событий. Именно поэтому в списке действующих лиц числятся “Голоса”.
Зачем в пьесе появился суфлер?
Суфлер является одним из главных действующих лиц в этой сценке. Он несколько раз включается в общий диалог и играет активную роль в создании той неразберихи, которая возникает на сцене. Без него было бы трудно показать, насколько плохо исполнители освоили свои роли.
Какие приемы, использованные писателем, дают нам право считать произведение сатирическим?
Сценка, которую создал Булгаков на основе письма рабкора с одной из станций Донецкой дороги, имеет много примет сатирического произведения. В ней вполне сатирический сюжет, подсказанный письмом рабкора. В ней забавен список действующих лиц, объединивший и героев комедии Гоголя, и толпу жителей полустанка. В ней забавны все активные участники событий. И в ней использован набор художественных средств, привычных в сатирических произведениях. Эти приемы охватывают реплики героев и даже ремарки.
Обратим внимание на сочетание реплик с ремарками:
“Публика. Время. Времечко!
Топает ногами, гаснет свет, за сценой слышны глухие голоса безбилетных, сражающихся с контролем. На освещенной сцене комната в доме городничего”.
Публика не только кричит, но и “топает ногами”. Она одновременно и действующее лицо, и множество действующих лиц.
Наконец, можно вернуться к эпиграфу. Это письмо рабкора, которое и было причиной событий и своеобразной завязкой при создании этой сценки.
Автор вслед за рабкором высмеивает конкретный эпизод, о котором написал рабкор из глубинки. Но автор видит этот забавный эпизод на широком бытовом фоне. Он для него - один из эпизодов, рисующих и невежество, и скудость жизни далекого полустанка, и стремление преодолеть сложности нищенского быта.
Какую роль играет эпиграф в этой пьеске?
Роль эпиграфа в этой пьеске необычна. Эпиграф, включающий письмо рабкора, - это первопричина создания произведения, и в то же время он дает возможность подчеркнуть сатирический характер изображения событий.
Глоссарий:
- как объяснить название сценки
- как объяснить название сценки ревизор с вышибанием
- ревизор с вышибанием как объяснить название сценки
- что высмеивает михаил афанасьевич булгаков вслед за рабкором
- ревизор с вышибанием
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- Новизна комедии в необычности общественного конфликта, выражающегося в раскрытии внутренней противоречивости, нелепости общественного устройства. За видимым конфликтом скрывается другой, более широкий конфликт: между высоким положительным...
- В чем заключается смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? В чем заключается смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? Подчеркивает...
«Ревизор» с вышибанием
У нас в клубе член правления за шиворот ухватил члена клуба и выбросил его из фойе.
Письмо рабкора с одной из станций Донецкой дор.Новая постановка
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Городничий.
Земляника - попечитель богоугодных заведений.
Ляпкин-Тяпкин - судья.
Хлопов - смотритель училищ.
Член правления клуба.
Член клуба.
Сцена представляет клуб при станции N Донецких железных дорог. Занавес закрыт.
Публика . Вре-мя. Времечко!.. (Топает ногами, гаснет свет, за сценой слышны глухие голоса безбилетных, сражающихся с контролем. Занавес открывается. На освещенной сцене комната в доме городничего.)
Городничий . Я пригласил вас, господа…
Суфлер (из будки сиплым шепотом). С тем, чтоб сообщить вам пренеприятное известие.
Городничий . С тем, чтоб сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор!
Ляпкин-Тяпкин . Как ревизор?
Земляника . Как ревизор?
Суфлер . Мур-мур-мур…
Городничий . Ревизор из Петербурга инкогнито и еще с секретным предписанием.
Ляпкин-Тяпкин . Вот те на!
Земляника . Вот не было заботы, так подай!
Хлопов . Господи боже, еще и с секретным предписанием.
Городничий . Я как будто предчувство… (За сценой страшный гвалт. Дверь на сцену распахивается, и вылетает член клуба. Он во френче с разорванным воротом. Волосы его взъерошены.)
Член клуба . Вы не имеете права пхаться! Я член клуба. (На сцене смятение.)
Публика . Ах!
Суфлер (змеиным шепотом). Выплюнься со сцены. Что ты, сдурел?
Городничий (в остолбенении). Что вы, товарищ, с ума сошли?
Публика . Ги-ги-ги-ги…
Городничий (хочет продолжать роль). Сегодня мне всю ночь снились… Выкинься со сцены, Христом-богом тебя прошу… Какие-то две необыкновенные крысы… В дверь уходи, в дверь, говорю!.. Ну, сукин сын, погубил спектакль…
Земляника (шепотом). В дверь налево… В декорацию лезешь, сволочь.
Член клуба мечется по сцене, не находя выхода.
Публика (постепенно веселея). Бис, Горюшкин! Браво, френч!
Городничий (теряясь). Право, этаких я никогда не видел… Вот мерзавец!
Суфлер (рычит). Черные, неестественной величины… Пошел ты к чертовой матери!.. Хоть от будки отойди…
Публика . Га-га-га-га-га…
Городничий . Я прочту вам письмо… Вот что он пишет. (За сценой шум и голос члена правления: «Где этот негодяй?» Дверь раскрывается, и появляется член правления на сцене. Он в пиджаке и в красном галстуке.)
Член правления (грозно). Ты тут, каналья?
Публика (в восторге). Браво, Хватаев!.. (Слышен пронзительный свист с галереи.) Бей его!!!
Член клуба . Вы не имеете права. Я - член!
Член правления . Я те покажу, какой ты член. Я тебе покажу, как без билета лазить!!!
Земляника . Товарищ Хватаев! Вы не имеете права применять физическую силу при советской власти.
Городничий . Я прекращаю спектакль. (Снимает баки и парик.)
Член правления (в экстазе). Я те покажу!!! (Хватает за шиворот члена клуба, взмахивает им, как тряпкой, и швыряет им в публику.)
Член клуба . Караул!!! (С глухим воплем падает в оркестр.)
Городничий . Пахом, давай занавес!
Земляника . Занавес! Занавес!
Публика . Милицию!!! Милицию!!!
Занавес закрывается.
Новая постановка
У нас в клубе член правления за
Шиворот ухватил члена клуба и выбросил
Его из фойе.
Письмо рабкора с одной из станций
Донецкой дор. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Городничий.
Земляника - попечитель богоугодных заведений.
Ляпкин-Тяпкин - судья.
Хлопов - смотритель училищ.
Член правления клуба.
Член клуба.
Публика.
Сцена представляет клуб при станции N Донецких железных дорог. Занавес закрыт.
Публика. Вре-мя. Времечко!.. (Топает ногами, гаснет свет, за сценой слышны глухие голоса безбилетных, сражающихся с контролем. Занавес открывается. На освещенной сцене комната в доме городничего.)
Городничий. Я пригласил вас, господа...
Суфлер (из будки сиплым шепотом). С тем, чтоб сообщить вам пренеприятное известие.
Городничий. С тем, чтоб сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор!
Ляпкин-Тяпкин. Как ревизор?
Земляника. Как ревизор?
Суфлер. Мур-мур-мур...
Городничий. Ревизор из Петербурга инкогнито и еще с секретным предписанием.
Ляпкин-Тяпкин. Вот те на!
Земляника. Вот не было заботы, так подай!
Хлопов. Господи боже, еще и с секретным предписанием.
Городничий. Я как будто предчувство... (За сценой страшный гвалт. Дверь на сцену распахивается, и вылетает член клуба. Он во френче с разорванным воротом. Волосы его взъерошены.)
Член клуба. Вы не имеете права пхаться! Я член клуба. (На сцене смятение.)
Публика. Ах!
Суфлер (змеиным шепотом). Выплюнься со сцены. Что ты, сдурел?
Городничий (в остолбенении). Что вы, товарищ, с ума сошли?
Публика. Ги-ги-ги-ги...
Городничий (хочет продолжать роль). Сегодня мне всю ночь снились... Выкинься со сцены, Христом-богом тебя прошу... Какие-то две необыкновенные крысы... В дверь уходи, в дверь, говорю!.. Ну, сукин сын, погубил спектакль...
Земляника (шепотом). В дверь налево... В декорацию лезешь, сволочь.
Член клуба мечется по сцене, не находя выхода.
Публика (постепенно веселея). Бис, Горюшкин! Браво, френч!
Городничий (теряясь). Право, этаких я никогда не видел... Вот мерзавец!
Суфлер (рычит). Черные, неестественной величины... Пошел ты к чертовой матери!.. Хоть от будки отойди...
Публика. Га-га-га-га-га...
Городничий. Я прочту вам письмо... Вот что он пишет. (За сценой шум и голос члена правления: "Где этот негодяй?" Дверь раскрывается, и появляется член правления на сцене. Он в пиджаке и в красном галстуке.)
Член правления (грозно). Ты тут, каналья?
Публика (в восторге). Браво, Хватаев!.. (Слышен пронзительный свист с галереи.) Бей его!!!
Член клуба. Вы не имеете права. Я - член!
Член правления. Я те покажу, какой ты член. Я тебе покажу, как без билета лазить!!!
Земляника. Товарищ Хватаев! Вы не имеете права применять физическую силу при советской власти.
Городничий. Я прекращаю спектакль. (Снимает баки и парик.)
Член правления (в экстазе). Я те покажу!!! (Хватает за шиворот члена клуба, взмахивает им, как тряпкой, и швыряет им в публику.)
Член клуба. Караул!!! (С глухим воплем падает в оркестр.)
Городничий. Пахом, давай занавес!
Земляника. Занавес! Занавес!
Публика. Милицию!!! Милицию!!!
Занавес закрывается.
Ревизор с вышибанием
Новая постановка
У нас в клубе член правления за
шиворот ухватил члена клуба и выбросил
его из фойе.
Письмо рабкора с одной из станций
Донецкой дор. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Городничий.
Земляника - попечитель богоугодных заведений.
Ляпкин-Тяпкин - судья.
Хлопов - смотритель училищ.
Член правления клуба.
Член клуба.
Сцена представляет клуб при станции N Донецких железных дорог. Занавес закрыт.
Публика. Вре-мя. Времечко!.. (Топает ногами, гаснет свет, за сценой слышны глухие голоса безбилетных, сражающихся с контролем. Занавес открывается. На освещенной сцене комната в доме городничего.)
Городничий. Я пригласил вас, господа...
Суфлер (из будки сиплым шепотом). С тем, чтоб сообщить вам пренеприятное известие.
Городничий. С тем, чтоб сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор!
Ляпкин-Тяпкин. Как ревизор?
Земляника. Как ревизор?
Суфлер. Мур-мур-мур...
Городничий. Ревизор из Петербурга инкогнито и еще с секретным предписанием.
Ляпкин-Тяпкин. Вот те на!
Земляника. Вот не было заботы, так подай!
Хлопов. Господи боже, еще и с секретным предписанием.
Городничий. Я как будто предчувство... (За сценой страшный гвалт. Дверь на сцену распахивается, и вылетает член клуба. Он во френче с разорванным воротом. Волосы его взъерошены.)
Член клуба. Вы не имеете права пхаться! Я член клуба. (На сцене смятение.)
Публика. Ах!
Суфлер (змеиным шепотом). Выплюнься со сцены. Что ты, сдурел?
Городничий (в остолбенении). Что вы, товарищ, с ума сошли?
Публика. Ги-ги-ги-ги...
Городничий (хочет продолжать роль). Сегодня мне всю ночь снились... Выкинься со сцены, Христом-богом тебя прошу... Какие-то две необыкновенные крысы... В дверь уходи, в дверь, говорю!.. Ну, сукин сын, погубил спектакль...
Земляника (шепотом). В дверь налево... В декорацию лезешь, сволочь.
Член клуба мечется по сцене, не находя выхода.
Публика (постепенно веселея). Бис, Горюшкин! Браво, френч!
Городничий (теряясь). Право, этаких я никогда не видел... Вот мерзавец!
Суфлер (рычит). Черные, неестественной величины... Пошел ты к чертовой матери!.. Хоть от будки отойди...
Публика. Га-га-га-га-га...
Городничий. Я прочту вам письмо... Вот что он пишет. (За сценой шум и голос члена правления: "Где этот негодяй?" Дверь раскрывается, и появляется член правления на сцене. Он в пиджаке и в красном галстуке.)
Член правления (грозно). Ты тут, каналья?
Публика (в восторге). Браво, Хватаев!.. (Слышен пронзительный свист с галереи.) Бей его!!!
Член клуба. Вы не имеете права. Я - член!
Член правления. Я те покажу, какой ты член. Я тебе покажу, как без билета лазить!!!
Земляника. Товарищ Хватаев! Вы не имеете права применять физическую силу при советской власти.
Городничий. Я прекращаю спектакль. (Снимает баки и парик.)
Член правления (в экстазе). Я те покажу!!! (Хватает за шиворот члена клуба, взмахивает им, как тряпкой, и швыряет им в публику.)
Член клуба. Караул!!! (С глухим воплем падает в оркестр.)
Городничий. Пахом, давай занавес!
Земляника. Занавес! Занавес!
Публика. Милицию!!! Милицию!!!
Занавес закрывается.