Как и ожидалось, дебаты о том, какого формата – DX или FX – должна быть камера «профессионального уровня», разгорелись с новой силой.

Nikon DX возвращается к жизни?

Когда несколько лет назад Nikon не удалось выпустить D500 (на тот момент ожидаемую под именем D400), многие стали говорить о том, что неполнокадровый DX-формат, похоже, мёртв, не считая сегмента рынка камер начального уровня. И это неудивительно! Вспомните, сколько сетований было на задержку выпуска D500, сколько слухов ходило вокруг даты выхода этой камеры и её характеристик… Nikon, со своей стороны, делал всё, чтобы поддержать пользователей, переходящих на профессиональные камеры и объективы формата FX. Компания очень быстро расширила линейку FX-камер, пополнив её D4, D800/800E/810/810A, а также выпустила большое количество FX-объективов.

Думаю, многие согласятся, что стратегия Nikon, направленная на понуждение пользователей к переходу на дорогие полнокадровые объективы, была ошибочной. В частности, из-за того, что рынок смартфонов стал развиваться невероятными темпами, выдавливая компактные цифровые фотоаппараты, поскольку смартфоны могли предложить пользователю компактные размеры, адекватную стоимость и постоянно улучшающиеся характеристики камер.

Как обстояли дела у DX-формата? Не считая нескольких итераций D7000, пользователи получили несколько моделей камер и серий, а также несколько объективов 18-ХХ. Не было выпущено ни одной DX-камеры профессионального уровня, ни одного профессионального DX-объектива (за исключением Nikon 16-80mm VR). В последние несколько лет синонимом профессиональной камеры Nikon стал формат FX.

Я в числе многих также перешёл на формат FX, несмотря на то, что он дороже, тяжелее, а также менее удобен для съёмки дикой природы или других жанром, требовательных к наличию длинных фокусных расстояний.

И вдруг Nikon вновь ошарашивает всех выпуском D500, который многие уже ставили в один ряд с единорогами, Лохнесским монстром, Снежным человеком и инопланетянами из Зоны 51. Ведь одного взгляда на характеристики этой камеры было достаточно, чтобы понять, что она способна возродить полемику о противостоянии форматов DX и FX, и даже более того – стереть некоторые традиционные различия между двумя этими форматами.

Вы всё ещё предпочитаете FX?

Хотя мне и нравится качество зеркалок серии D800, я всегда испытывал противоречивые чувства от . Если бы Nikon своевременно выпустил D400, думаю, я бы остался в лагере приверженцев DX-формата. Начинающие фотографы часто задаются вопросом относительно преимущества формата FX над DX. И я до сих пор не мог бы однозначно посоветовать таким людям переходить на полнокадровый формат FX, поскольку для большинства фотографов он не сможет дать никаких преимуществ, в сравнении с DX-форматом – ни по стоимости, ни по весу, ни по возможностям практического применения.

Для нужд большинства фотографов и фотолюбителей характеристики камер формата FX избыточны, не считая самых требовательных . Стремительно развивающиеся технологии опережают способности большинства людей использовать весь потенциал доступного им фотооборудования.

Когда я задаю кому-либо вопрос, почему он собирается приобретать камеру формата FX, на меня смотрят с удивлением, словно этот выбор настолько очевиден, что не подлежит сомнению. Но большинство из фотолюбителей на самом деле не могут достаточно чётко сформулировать аргументацию своего выбора. Наиболее распространённые ответы звучат так: «потому что полнокадровая камера имеет более высокую производительность на высоких значениях ISO» или «потому что большинство обзоров в интернете утверждают, что FX-формат лучше».

С появлением Nikon D500 такие ответы, с технической стороны, всё ещё могут быть верны, но вот с практической – вряд ли. Ведь так ли уж важна разница в производительности камер на высоких ISO при использовании их для практических целей (с учётом реальных снимков и без маниакального попиксельного рассматривания изображения в масштабе 400%)?

Попробуйте честно (это ключевое слово) оценить свои потребности и пристрастия в съёмке и печати фотографий, а затем ответьте на вопрос: «Какую камеру вы бы выбрали – D500 или D810?». Поделитесь своим ответом в комментариях к этой статье.

Стоит ли позиционировать Nikon D500 только как камеру для экшн-съёмки?

DX-формата впечатляющий и сбалансированный набор функций, вполне достаточный для любого жанра фотографии. Думаю, D500 будет такой же рабочей лошадкой, какой в своё время был Nikon D300. Принимая во внимание скорострельность новой камеры Nikon, многие пытаются классифицировать её исключительно как камеру для съёмки спортивных мероприятий и дикой природы.

По разрешению – около 21 МП – D500 лишь немного отстаёт от легендарных Canon 5D Mk II и Mk III, и превосходит Nikon D700, D3, D4, а также все модели . Разрешение сенсоров Nikon D5 и D500 идентичное, и последний уступает D5 лишь в скорострельности. Другие камеры Nikon, такие как , D600/610 и D750, с дополнительными 3 мегапикселями разрешения, не могут претендовать на значительный прирост разрешения, в сравнении с D500.

Поэтому логика позиционирования Nikon D500 в качестве камеры в основном для экшн-съёмки представляется не совсем оправданной. Почему D500 – с разрешением, превосходящим одну часть флагманских зеркалок, и лишь немного уступающим другим – позиционируется исключительно как камера для спортивных фотографов и фотографов, снимающих дикую природу? Только лишь потому, что у него нет встроенной вспышки, а скорость непрерывной серийной съёмки высока?

Кажется, Nikon D500 логичнее будет рассматривать в качестве полноценной профессиональной камеры DX-формата, которая способна заставить некоторых пользователей изменить взгляд на практические преимущества фотооборудования формата FX. Похоже на то, что выпуском этой камеры Nikon пытается сгладить создающееся впечатление навязывания фотографам перехода на FX-формат.

Так что, если вы относитесь к числу фотолюбителей и профессиональных фотографов, использующих зеркалку для съёмки самых разнообразных сюжетов – от портретов до пейзажей – Nikon D500 может стать лучшим выбором из всей линейки камер Nikon. Этого звания могла бы удостоиться и другая камера Nikon – D7200 – если бы не два её существенных недостатка: малый объём буфера и невысокая скорострельность.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

    Похожие записи

    Обсуждение: 6 комментариев

    Я давно уже ответила для себя на этот вопрос — для моих потребностей вполне достаточно D500. Её и планирую приобрести.

    Ответить

    Конечно 810-ый))
    А за те деньжищи, что надо будет отвалить за камеру!!! и..оптику,ещё неизвестно какую лучше??
    чтобы полностью раскрутить единственную реально мощную фишку..съёмка серию.(всё остальное это D300s)
    А по картинке FUJI X-Pro2 в соотношении цена качество+оптика..)) никону лучше сидеть помалкивать..))штампуя дешёвые бюджетники опоздал никон года на 3..
    Видеосъёмку не учитываю.

    Ответить

    1. Да фиговая у фуджика картинка. Как рисовал картинку кляксами, а не пикселями, так и осталось. Уже на исо 3200 шумы мама не горюй и цвета плывут. Картинка плоская и неконтрастная. И сомневаюсь я, что фудж может быстро фокусироваться при недостатке освещения. Тогда как у д500 с этим всё отлично.
      Цена же же обоих камер почти одинакова. Оптики на никон — море, на любой вкус. Лично я взял бы д500. А беззеркалки пока отдыхают, тем более, в репортаже.

      Ответить

    Разумеется, Nikon D500 подходит не только для экшн-съёмки. Это прекрасная профессиональная камера для всех тех случаев, когда не требуются 36 МП полноформатной D810. Прежде всего D500 подойдет, полагаю, репортерам (всем, а не только спортивным), которым она облегчит жизнь в прямом смысле слова. Разумеется, камера дает прекрасные возможности для творческой съемки. Хотя здесь, с моей точки зрения, D7200 ей не особенно проигрывает, поскольку «скорострельность» при творчестве не так уж сильно нужна, а лишние 3 МП никому особенно не мешают. Выигрыш же в цене заметный.
    Лично я не вижу пока для себя особого смысла переходить с моего D7100 на D500. Хотя, если бы D500 выпустили года на полтора раньше, я бы постарался взять его на замену D90. Тем же, кто сейчас собирается приобретать фототехнику соответствующего ценового диапазона, советую именно Nikon D500.

    Ответить

    Главная беда Д500 — отсутствие новой ДХ — оптики (за исключение очень дорогого 16-80)…

    Ответить

    1. Главное различие ФФ от кропа — РАБОЧЕЕ ИСО!!! (если часто приходиться работать в помещении)
    2. Объектив для ДХ — Сигма 18-35/1.8. Чума стекло.

    Ответить

Фототехника Nikon является второй по популярности в нашей стране. Поэтому споры о том, какой объектив выбрать, бывают очень и очень горячими – ведь сколько людей, столько и мнений. И начав копать по части личных впечатлений, новичку бывает непросто – начав читать чьи-то пространные обсуждения, сдобренные специфическими терминами, вы рискуете зарыться с головой и только сильнее запутаться. Данный текст написан специально для того, чтобы любой человек мог быстро решить, что будет лучше именно для него.

Почему вы должны верить этому выбору?

Свой первый объектив для Nikon D80 я купил больше 7 лет назад. С тех пор в моих руках побывало множество различных линз, поэтому да, я имею представление о том, какие объективы нужны начинающему фотографу, выбравшему Nikon. Но вы совершенно не обязаны верить на слово незнакомому вам человеку. Поэтому данная статья обобщает не только мой опыт, но и я является компиляций из обсуждений объективов на форумах, выдержек из статей по выбору оптики, написанных авторитетными фотографами и так далее и тому подобное. Поверьте, я перелопатил множество статей, прежде чем написать это короткий и универсальный текст. Если бы подобная статья попалась мне те самые 7 лет назад, я сэкономил бы множество денег и нервов.

Фикс Nikon 35mm F/1.8G AF-S DX Nikkor

Для любого начинающего фотографа одним из лучших способов развить свое мастерство является работа с объективами, чье фокусное расстояние максимально близко имитирует человеческое зрение. Иначе говоря, фотографии получаются такими, как воспринимают мир наши глаза. Ни ближе, ни дальше.

Поэтому первым и основным объективом, на который я бы посоветовал обратить внимание, будет Nikon 35mm F/1.8G AF-S DX за 13-15 тысяч рублей. Он имеет довольно широкую диафрагму, что позволяет пропускать много света. Благодаря этому вы получаете более высокую скорость срабатывания затвора, а это, в свою очередь, позволяет получать резкие и незашумленные фотографии в помещении или в ночное время без использования штатива. Кроме того это позволяет по максимуму использовать глубину резкости и размывать передний план или фон (так называемое боке). В результате такие фотографии выглядят более профессионально.


Отличный фикс для начинающего

В пересчете на кропнутую матрицу (с вероятностью 99% в вашей камере именно такая, потому что будь у вас полноразмерный сенсор, вы вряд ли бы читали этот текст), его фокусное расстояние равно 50мм, что максимально близко к тому, как видит человеческий глаз.

Вот что говорит Энди Хендриксон из Phoblographer об этом объективе:

вы бы могли приварить этот объектив к моему Nikon D7000 и я бы не стал жаловаться. Это один из самых дешевых объективов Nikon и один из моих фаворитов. У него удивительно универсальное фокусное расстояние и достаточная светосила, чтобы снимать с рук при плохом освещении.

Интересный момент – если вас больше интересует 50 мм расстояние (в пересчете на кроп – 75 мм, что ближе к портретному использованию) и в вашей камере присутствует моторчик для автофокуса, для вас наилучшим выбором будет Nikon 50mm f/1.4G без индекса AF-S стоимостью $340. Да, у Nikon 50mm f/1.8G AF-S бесшумный скоростной мотор и он чуть-чуть современнее. Однако за меньшие $100 вы получаете роскошный F1,4 светосильный объектив, который будет радовать вас долгое время. Но это, повторюсь, если у вас в камере есть собственный мотор и вам больше хочется снимать людей. К тому его сейчас сложно купить, разве что в импортных магазинах.

Зум-объектив

Следующий объектив, к которому я бы советовал присмотреться — это Nikon 70-300mm F/4.5-5.6G ED IF AF-S VR Nikkor , стоимостью около 45 тысяч рублей. Благодаря этому объективу вы сможете делать отличные спортивные фотографии, снимки дикой природы и использовать его вот время туристических поездок.


Nikon AF 70-300mm — выделяется не только ценой, но и изображением

Стоит отметить, что качественные зум-объективы обычно очень дороги. Но Nikon AF 70-300mm F /4.5-5.6G выделяется не только ценой, но и качественным изображением. Посмотрите, какие хорошие снимки птиц получил фотограф Том Хоган с помощью фотоаппарата D90 и этого объектива. В своем обзоре он хвалит автофокус, систему стабилизации и отмечает, что в диапазоне 70-200мм в этом объективе практически некчему придраться.

Другой фотограф, Кен Роквел, пишет , что «…это лучший компромисс по размеру, весу, цене и качеству изображения среди всей оптики Nikon».

Объектив для макросьемки

Если вы любите снимать цветы, насекомых или какие-то предметы с очень близкого расстояния, вам не обойтись без макрообъектива. В данном разделе я бы посоветовал обратить внимание на два объектива. Первый — NIKKOR 85mm F/3.5G AF-S DX ED VR Micro. Он стоит порядка 35 тысяч и позволяет снимать на том комфортном расстоянии, когда вы сами находитесь достаточно близко от предмета съемки, но еще не тычетесь объективом прямо в нос заинтересовавшему вас насекомому.


NIKKOR 85mm F / 3.5G AF-S DX ED VR Micro — отличный вариант для макросъемки

Кроме того этот объектив очень легок, у него быстрый и тихий автофокус, и он обладает хорошей системой стабилизации. Последнее очень важно, т.к. позволяет снимать с рук и не пользоваться штативом.


Другим хорошим вариантом является Tamron AF 90mm F/2.8 Di SP. Это хороший, легкий и светосильный объектив, который можно использовать (хоть и с некоторой натяжкой) как приятный портретик. Интересно, что он стоит ненамного дешевле рекомендуемого Nikkor 85mm F/3.5G, поэтому решение о покупке лучше принимать по наличию объективов в магазине. При прочих равных Nikkor мне кажется более качественно сделанным, в то время как на стороне Tamron большая светосила.

Если вы хотите сравнить оба объектива в работе, пожалуйста, дочитайте статью до конца, в заключении я расскажу как посмотреть заинтересовавший вас объектив в деле, причем в паре именно с вашей камерой

Широкоугольный объектив

Интересно, что множество новичков в первую очередь стремятся купить зум-объектив. В то время как большинство сюжетов в пределах города или на природе требуют либо широкого угла (чтобы в кадр вошло побольше интересного) или фикса (т.е. зафиксировать то, что видит человеческий глаз). Чтобы понять, что вам по настоящему нужно, советую зайти на симулятор , разработанный Nikon и посмотреть, что же означают все эти цифры оптического увеличения.

Если вас заинтересует именно широкоуголный объектив для Nikon, то я бы посоветовал обратить внимание на . Он стоит около 32 тысяч рублей, что почти в два раза дешевле аналогичного объектива от Nikkon.

Если вас смущает, что объектив выпускает какая-то сторонняя фирма, то мы может обратиться за советом к Роджеру Цикала, основателю LensRentals.com, который каждый день имеет дело с таким количеством объективов, сколько я не имею за всю жизнь. Так вот Роджер пишет, что из сторонних фирм производителей – а заметных их всего три: Tamron, Tokina и Sigma – он не советовал бы иметь дело только с одной, с Tokina. Роджер говорит, что у них велик процент брака. В то время как остальные два производителя держат качество вполне на уровне. Да, возможно они сделаны из чуть более дешевых материалов, в них больше пластика, но они могут быть очень неплохи с точки зрения оптики.

Возвращаясь к Sigma AF 10-20mm f/3.5 EX DC HSM, можно сказать, что он очень и очень неплох. Как правило, основная проблема всех широкоугольных объективов, это искажение по краям снимков, которое потом необходимо подправлять в графическом редакторе. Так вот Sigma обладает наименьшим искажением из большинства аналогичных объективов, за что справедливо любима многими фотографами. Помимо этого объектив может похвастаться отличной светосилой и хорошим качеством получаемых снимков.

Универсальный объектив для Nikon

Относительно новый объектив стоит 50 тысяч рублей. Это самый дорогой из представленных в данном обзоре объективов, но это действительно отличный универсальный объектив, способный заменить вам часть привычных объективов и дающий возможность больше не мучатся со сменой оптики. Серьезно, подключив такой объектив вам вряд ли понадобится вешать что-то еще. Благодаря своей светосиле (F/1.8) вы сможете снимать в условиях плохой освещенности, по сути, заменив им фикс Nikon 35mm F/1.8G, про который я писал в самом начале.


Sigma 18-35mm F1.8 DC HSM — великолепный универсальный объектив

Посмотрите, что о нем пишут: издание FStoppers.com «… без сомнений, это превосходный объектив для портретистов и свадебных фотографов по всему миру»; Крис Гампат из Phoblographer назвал его «суперрезким широкоугольником» и добавил, что

>…это абсолютно лучший концертный фотообъетив, который любой человек может получить в свои руки.

При этом неправильно было сказать, что у объектива нет недостатков. Тот же DPReview, впечатленный резкостью объектива, отмечал проблемы с автофокусировкой в темных сценах и сценах с низкой контрастностью. Однако, как пишут другие издания, это могло быть проблемой первоначальных прошивок и сегодняшние версии этого объектива этой проблеме больше не подвержены. Интересно, что к этому объективу можно докупить фирменную док-станцию , подключаемую к компьютеру по USB и позволяющую перепрошить объектив или более тонко настроить его свойства.

Подводя итоги

Еcли вы только купили камеру Nikon и хотите расширить границы своего творчества, то перечисленные объективы станут для вас лучшим вложением денег. Я бы предложил начать с фикса, а потом двигаться в сторону широкоугольного объектива. Обещаю, результат вас порадует. Если после прочтения текста вы хотите посмотреть как может снимать заинтересовавший вас объектив, предлагаю воспользоваться еще одним инструментом — сайтом Pixel-peeper.com . С помощью этого ресурса можно выбрать конкретную модель фотоаппарата и объектива, а потом посмотреть на то, какие снимки делают фотографы с помощью выбранной пары. К примеру, вот так выглядит подборка фотографий для камеры Nikon D3200 и Sigma 18-35mm F1.8 DC HSM, а вот так для Nikon D5200 и фикса Nikon 35mm F/1.8G AF-S DX. Как видите, результаты просто великолепны. Дополнительно В меню сверху мы можете изменять параметры съемки, чтобы посмотреть, как работает объектив на разных режимах, поменять модель камеры и объектива на любой приглянувшийся. Сайт ищет подходящие фотографии на крупнейшем хранилище Flickr и выводит соответствующие снимки. Удачных поисков.


Я часто встречаю вопросы по типу «подойдет тот или иной объектив Nikon Nikkor на мою камеру?». Так сложилось исторически, что все объективы от с 1961 года можно устанавливать на все камеры Nikon — будь то зеркальные или цифровые. Но в каждом правиле есть свои исключения и загвоздки.

О возможности установки на камеру — FX и DX
Цифрорезкальные камеры Nikon делятся на два вида FX и DX — в зависимости от величины сенсора. Точно так же маркируются объективы для этих камер. Объективы FX предназначены для полнокадровых FX камер, объективы DX предназначены для кропнутых камер. На камерах Nikon FX установлена матрица величиной с классическую 35мм пленку, на камерах DX установлена матрица меньшего размера, так называемая кропнутая, с диагональю кадра в 1.5 раза меньше, нежели в FX. Про разницу между DX и FX более подробно в разделе про кроп фактор.

Внимание: в общем случае камеры Nikon DX — это APS-C камеры, а Nikon FX — это APS камеры. Часто сторонние производители вместо абревиатур DX, FX используют именно APS-C и APS, так как это является более общим понятием.

До выхода в свет камер DX существовали только полнокадровые объективы Nikon FX, которые на самом деле не имеют обозначения FX, так как на то время не нужно было разделять полный кадр и кропнутый. Примеры объективов от полнокадровых камер:

Nikon AF Nikkor 85mm f/1.8D,
Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED AF-S VR Zoom-Nikkor,
Nikon 50mm f/1.4 AF-D NIKKOR
Если на объектива нет обозначения DX — значит он от FX камеры.

После выхода DX цифрозеркальных камер, производитель, для экономии на стекле, железе и пластмассе, начал производство объективов DX. И все объективы для кропа уже имели обозначение DX. Примеры объективов DX:

Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor,
Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor,
Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX Zoom-Nikkor
Как видите, все объективы имеют в названии буквы DX.

Важно о DX и FX
Все объективы Nikon FX можно использовать на APS-C камерах с кропнутой матрицей, таких как D1, D2, D100, D200, D300(s), D70(s),D80, D90, D7000, D40(x), D60, D3000, D3100, D3200, D5000, D5100 и т.д.

Все объективы Nikon DX можно и желательно использовать на APS-C камерах с кропнутой матрицей.
Все объективы Nikon DX можно использовать на полнокадровых APS камерах таких как Nikon D3, D3s, D3x, D4, D700, D800, D800E, но при этом камера будет либо использовать для получения фотографии только часть своей матрицы, либо получаемое изображение будет иметь неисправимое виньетирование. Это связано с тем, что DX ообъективы не могут проецировать изображение на большую матрицу FX камер. Использование объективов DX на FX камерах не рекомендуется. Полнокадровые камеры могут автоматически распознать объектив DX и настроиться для работы с ним. Лично я не вижу смысла покупать дорогую полнокадровую цифрозеркальную камеру и использовать на ней более «простые» объективы DX.
Для всех камер Nikon FX рекомендуется использовать только объективы FX.
Все полнокадровы объективы (объективы от FX камер) можно без каких-либо проблем использовать на DX камерах, при этом нужно только учитывать визуальный эффект от кроп-фактора.
Если подытожить вышеперечисленные пункты, то напрашивается маленький вывод — обычные объективы FX можно использовать на всех видах камер FX и DX. А объективы от кропнутых DX камер не рекомендуется использовать на полнокадровых камерах FX.

DX и FX объективы

Маленькое замечание, я не со зла обозвал DX более «простыми». Так уж повелось, что вся профессиональная оптика от Nikon — это объективы от полного кадра, единственным профессиональным объективом для камер DX является Nikon 17-55mm f/2.8G IF-ED AF-S DX Zoom-Nikkor.

Внимание: На объективе DX указано не эквивалентное фокусное расстояние, а обычное фокусное расстояние для 35мм пленки. Фокусное расстояние — это физический параметр самого объектива, который не изменяется при установке на разные камеры. И для FX и DX объективов, чтобы узнать ЭФР для DX камер — нужно фокусное расстояние умножить на кроп-фактор 1.5.

О возможности автоматической фокусировки
За возможность автоматической фокусировки объектива на камере Nikon отвечают обозначения AF, AF-I, AF-S.

В чём разница между AF-S и AF объективами? В объективе AF фокусировка происходит за счет мотора фотоаппарата (говорят, что у камеры есть отвертка или мотор фокусировки), в AF-S фокусировка происходит за счет мотора объектива. Потому, выбирая камеру, смотрите, есть ли у нее встроенный мотор фокусировки, он позволит работать как с оптикой AF-S так и с оптикой AF. Ниже, более детально.

Объективы AF не имеют встроенного модуля автофокусировки и будут автоматически фокусироваться на камерах, у которых есть мотор фокусировки.

С объективами AF в режиме автофокусировки могут работать такие цифрозеркальные камеры Nikon:

D50, D70, D70s, D80, D90, D100, D200, D300, D300s, D7000, D700, D800, D800E, D7000, D1, D1h, D1x, D2x, D2xs, D2h, D2hs, D3, D3x, D3s, D4. так как у них есть встроенный мотор фокусировки. Пример объектива AF — Nikon 50mm F1.8D AF. В свою очередь, данный объектив не будет иметь возможности автоматической фокусировки на камерах Nikon D40, D40x, D60, D3000, D3100, D3200, D5000,D5100 так как у них нет встроенного мотора фокусировки. Часто говорят, что на младших камерах из линейки Никон нельзя использовать «серьезную оптику» — это заблуждение. Речь идет только про то, что не будет работать автофокусировка, все другие функции будут работать так же хорошо. А при ручной фокусировке подтверждением про удачную наводку на резкость будет свидетельствовать зеленый кружочек в видоискателе, да и Live View и электронный дальномер никто не отменял.

Объективы с обозначением AF-S говорят о том, что в них уже встроен мотор фокусировки, и что данные объективы будут автоматически фокусироваться на всех камерах Nikon. Потому, если у Вас одна из младших цифрозеркальных камер Nikon, то Вам в идеале подойдут только AF-S объективы. К таким можно отнести Nikon 50mm F1.8G AF-S. Часто, на объектива AF-S можно встретить еще приставку SWM, что означает Silent Wave Motor (тихий волновой мотор).

AF-I — очень редкие объективы, обычно очень дорогие и длиннофокусные. Я никогда не держал в руках AF-I, потому ничего больше не могу сказать.

При выборе объектива самыми важными параметрами как раз является его тип (FX, DX) и метод фокусировки. Если Вы теперь знаете, какая у Вас камера FX или DX со встроенным мотором фокусировки или без, то подобрав объектив всего по этим двум параметрам Вы получите все нужные функции для съемки.

О возможностях управления диафрагмой
На объективах Никон можно встретить еще одно интересное обозначение G — объектив с такой буковкой означает, что управлять диафрагмой можно только непосредственно с камеры, а кольца управления диафрагмой попросту нет. G (Gelded) объективы, фактически, невозможно использовать со старыми пленочными камерами, так как диафрагма там будет постоянно закрыта. Также, объективы с кольцом управления диафрагмой (не G) можно более гибко использовать для разного рода фото изысканий, например, таких как макро на реверсивный переходник.

Мифы: часто говорят, что есть D и G объективы, D — с кольцом управления диафрагмой, а G — без кольца. На самом деле это не так, буква D (часто идет как AF-D) означает о возможности передачи камере дистанции фокусировки до объекта — это упрощает просчитывания мощности вспышки для правильной экспозиции. Так повелось, что почти все объективы с D имеют кольцо управление диафрагмой. Просто раньше не обозначали разделение на объективы с кольцом и без кольца диафрагмы.

Чтобы объектив не G типа использовать точно так же, как и G объектив (управлять диафрагмой с камеры), нужно перевести кольцо управления диафрагмой в максимальное значение числа F, обычно это F16, F22, F32 и переключить специальный переключатель на объективе. Обычно, объективы есть либо G и AF-S либо AF и D, но есть и исключения, например Nikon 70-300mm f/4.0-5.6G AF Zoom-Nikkor — очень странный экземпляр, у которого нет кольца управления диафрагмой, но в то же время имеется старый отверточный афтофокус. Но в то же время нет объективов с обозначением AF-S и D.

Остальные буковки в названиях объективов просто говорят про наличие каких-то дополнительных фич. Рассмотрим длиннющее название объектива Nikon 18-200mm f/3.5-5.6G IF-ED AF-S DX VR Zoom-Nikkor

18-200mm — это указатель пределов фокусного расстояния объектива. 18мм — максимально широкий угол, 200мм — максимально узкий угол.
f/3.5-5.6 — это указатель пределов диафрагмы объектива. Максимальная диафрагма F3.5 доступна на 18мм фокусного расстояния, на 200мм доступно только F5.6. То есть, это указывает на то, что при зумировании меняется светосила объектива.
G — управлять диафрагмой можно только из фотоаппарата. Кольцо диафрагмы отсутствует.
IF — Internal Focusing — объектив с внутренней фокусировкой, при фокусировки передняя линза не вращается и не выезжает взад и вперед. Важно при использовании фильтров.
ED — Extra-low Dispersion Glass гооворит о том, что в объективе используется специальное низкодисперсионное стекло, которое позволяет получать более качественную картинку
AF-S — у объектива есть встроенные мотор фокусировки и на любой цифрозеркальной камере Никон можно будет фокусироваться автоматически
DX — объектив разработан для DX камер, на FX камерах он будет давать сильное виньетирование.
VR — Vibration Reduction — подавление вибраций, которое позволит использовать более длинные выдержки. Эффективность VR описывается в инструкции к объективу. Я уже писал про стабилизаторы изображений.
Zoom-Nikkor — просто красивая приставка, говорящая, что это зум объектив. Все объективы от Nikon называются Nikkor. Фактически, Nikkor и Nikon — одно и то же.
Точно так, по одному лишь названию любого объектива можно вытянуть много полезной информации.

Вывод
Все современные объективы Никон можно установить на все современные зеркальные и пленочные камеры Никон. Но при этом есть ряд ограничений по функциональности, которые расписаны в статье.

Современный рынок предлагает впечатляющий выбор камер формата Nikon DX – последнее поколение включает в себя зеркалки: начального уровня D3400, любительского уровня D5600 и полупрофессиональную D7500. Независимо от вашего опыта и предпочитаемого стиля фотосъёмки, ниже вы найдёте 10 отличных объективов Nikon DX, охватывающих спектр от широкоугольного до телефото. Большинство новых моделей зеркальных камер Nikon имеют встроенный режим коррекции искажений, что облегчает исправление искажений, распространенных среди более дешёвых зум-объективов. Из-за отличных характеристик оптики Nikon линейки DX, в наш рейтинг вошли только два объектива сторонних производителей. Для получения более подробной информации, смотрите и рекомендации по выбору под рейтингом.

Лучший объектив Nikon DX: Nikon 35mm f/1.8

Цена: от 12 000 рублей.

Вес: 200 гр.

Плюсы: Оптика про-класса за цену менее 15 000 рублей.

Минусы: Не так универсален, как зум-объективы из нашего рейтинга.

Многие зеркалки Nikon поставляются с относительно посредственными зум-объективами, но добавление светосильного фикса в ваш комплект оптики может серьёзно повысить качество ваших фотографий. Мы считаем, что Nikon 35mm f/1.8 – это отличный вариант: он острый, хорошо фокусируется, силён в условиях низкой освещенности благодаря диафрагме f/1.8 и имеет отличную цену менее 200 долларов. Для любых жанров, от путешествий и уличной фотографии до портретов – этот качественный DX-объектив на 100% оправдает место, занимаемое в вашей фотосумке.

В чём же недостатки Nikon 35mm f/1.8? Как и в случае с любым фиксом, он не даст вам такой же универсальности, как зум. Также его корпус изготовлен преимущественно из пластика, не считая металлического байонета. Но это не помешало нам разместить его на первом месте – 35-мм f/1.8 даст вам такие резкость и боке, которые вы вряд ли сможете получить от объективов даже за разумно большую цену.

Лучший объектив Nikon DX: Nikon 16–80mm f/2.8 – 4 VR

Цена: от 55 000 рублей.

Вес: 480 гр.

Плюсы: Высокое качество изображения и полезный диапазон фокусных расстояний.

Минусы: Очень дорогой.

Nikon довольно недавно выпустил 16–80 mm f/2.8–4, сделав его штатным объективом для D500. Как и Sigma 17–50mm f/2.8, расположившийся в рейтинге ниже, он предназначен для создания альтернативы светосильным зумам про-уровня, весьма популярным на полнокадровых камерах. В этом случае фокусное расстояние 16–80 мм эквивалентно 24–120 мм на 35-мм камере – очень солидный диапазон зуммирования, более широкий, чем у многих из объективов, представленных ниже (большинство из них имеют всего лишь 27 мм на длинном конце). По сравнению с Nikon 17–55mm f/2.8, 16–80 стоит более чем на 400 долларов дешевле и весит примерно на 9 унций меньше. Так что, если вы ищете высококачественный зум для Nikon, это он.

Нам нравится качество изображения, выдаваемое Nikon 16–80mm, но главным минусом этого объектива остаётся довольно высокая цена. К тому же максимальная диафрагма f/2.8 не сохраняется на всём диапазоне зуммирования, чем отличаются высококлассные зумы. Помимо прочего, этот объектив весьма склонен к искажениям. Однако, несмотря на его «недостатки», просто невозможно не влюбиться в оптическое качество и резкость Nikon 16–80mm f/2.8–4, превосходящие все другие зумы Nikon (ведь не зря этот объектив зарезервирован в качестве штатного для неполнокадровой камеры Nikon премиум класса).

Лучший объектив Nikon DX: Sigma 17–50mm f/2.8

Цена: от 19 000 рублей.

Вес: 565 гр.

Плюсы: Светосильный объектив по разумной цене.

Минусы: Кольцо зуммирования вращается в противоположную Nikkor-овским объективам сторону.

Переход с родных линз Nikon на оптику стороннего производителя может пугать, но, например, у Sigma есть несколько очень интересных вариантов, способных заинтересовать владельцев зеркалок Nikon. Яркий тому пример – Sigma17–50mm f/2.8, который даёт вам комбинацию светосилы и хорошего диапазона фокусных расстояний за умеренную цену. В качестве трэвел-объектива для тех, кто любит снимать в сложных условиях или при естественном освещении, это привлекательный вариант для неполнокадровых камер Nikon (Sigma также выпускает этот объектив с байонетами для Canon, Sony и Pentax). Самой сильной особенностью Sigma 17–50mm является максимальная диафрагма f/2.8, соответствующая нашему неофициальному критерию профессионального уровня. При эквиваленте 25,5–75 мм вы получаете лучшее широкоугольное покрытие, чем на 18 мм, но немного меньше, чем с Nikon 16–80mm, расположившемся в рейтинге выше. Два минуса Sigma 17–50mm: качество сборки – как в плане материалов так и конструкции объектива – и кольцо зумирования, вращающееся в обратном Nikkor-овскому направлении. Если не обращать внимания на эти недочёты, то вы не найдете лучшего трэвел-зума для Nikon DX, тем более за такую цену.

Лучший объектив Nikon DX:

Цена: от 14 000 рублей.

Вес: 185 гр.

Плюсы: Отличный портретный объектив за разумную цену.

Минусы: Не так резок, как 35mm f/1.8.

Составляя рейтинг, мы ориентировались на полезность светосильного фикса, но 35mm f/1.8 – это не единственный вариант в этой категории. Nikon 50mm f/1.8 – классический объектив: на камерах DX он имеет эквивалент фокусного расстояния 75 мм, который идеально подходит для портретной съёмки. С точки зрения оптики, объектив резкий, отлично работающий в условиях низкой освещенности, быстро и точно фокусирующийся, и весящий при этом всего 185 грамм. По сравнению с зумом, 50mm f / 1.8 может помочь придать вашим фотографиям гораздо более чёткий и профессиональный вид.

Имейте в виду, что 50mm f/1.8 технически является FX-объективом, хотя из-за его доступности многие используют этот объектив на камерах формата DX. Двойная совместимость – это не обязательно плохо: вы получаете немного лучшее качество сборки, чем у 35mm f/1.8, и можете сохранить это стекло, если когда-нибудь решите перейти на полный кадр.

Лучший объектив Nikon DX:

Цена: от 20 000 рублей.

Вес: 490 гр.

Плюсы: Суперуниверсальный объектив с хорошим диапазоном фокусных расстояний.

Минусы: Не так широк, как 16–80mm или 16–85mm, а также не настолько резок.

Трэвел-зумы становятся всё более популярными из-за их удобства, однако, выбор подходящего может быть очень непростым делом. Да, 16–80mm, расположенный в рейтинге выше – превосходный, с оптической точки зрения, объектив, но далеко не каждый захочет тратить на него более 50 000 рублей (это выше стоимости большинства камер DX-формата). Обратите внимание на 18–140mm f/3.5–5.6, который мы считаем одним из лучших вариантов в нашем рейтинге. По оптическим качествам он превосходит другие объективы Nikon, такие как 18–55mm и 18–105mm, при этом он дешевле и легче, чем варианты более высокого класса, такие как 16–80mm и 16–85mm. Для многих людей, он олицетворяет лучшее сочетание цены и качества.

Какие недостатки у Nikon 18–140mm? Объектив выдаёт искажения, особенно на концах диапазона зуммирования, хотя все последние зеркалки Nikon имеют встроенный режим коррекции искажений, так что в сочетании с новой камерой этот недостаток сходит на нет. Невысокая светосила – f/3.5–5.6 – может стать проблемой при съёмке некоторых жанров фотографии.

Но с чем точно не поспоришь, так это с универсальностью этого объектива, особенно с его широким диапазоном фокусных расстояний, дающих в эквиваленте 27–210 мм.

Лучший объектив Nikon DX:

Цена: от 23 000 рублей.

Вес: 230 гр.

Плюсы: Наконец-то, доступный широкоугольный зум от Nikon.

Минусы: Низкая светосила и пластиковый корпус.

В течение многих лет поиск широкоугольного зума был большой проблемой для владельцев DX-камер. Nikon предлагал 10–24 мм f/3.5–4.5 (о котором ниже), но просил за него около 900 долларов. В то же время Canon предлагал своим пользователям недорогой 10–18mm f/4.5–5.6 всего за 279 долларов. К пониманию того, что пользователям необходим доступный «ширик» Nikon пришёл лишь в 2017 году, выпустив новый 10–20mm f/4.5–5.6. Так что теперь у пейзажных фотографов и других любителей широкоугольной оптики есть вполне жизнеспособный вариант DX-объектива по разумной цене.

С таким объективом, как Nikon 10–20mm, главное – не обмануться в ожиданиях. Корпус объектива в основном выполнен из пластика, но с другой стороны это помогает снизить вес объектива до вполне разумных 230 грамм (многие широкоугольные зумы тяжелее вдвое, а то и больше). Более того, максимальная диафрагма f/4.5–5.6 означает, что съёмка закатов и других сцен с низкой освещённостью будет проблематичной. Но резкость и качество изображения этого объектива в целом делает его мастхэв-объективом для использования в архитектурной и пейзажной фотографии.

Лучший объектив Nikon DX:

Цена: от 11 000 рублей.

Вес: 300 гр.

Плюсы: Недорогой и полностью оправдывающий свою цену.

Минусы: Некоторым хотелось бы большего диапазона фокусного расстояния.

Учитывая, что многие камеры Nikon DX-формата продаются с китовым объективом 18–55mm, многие фотографы для покрытия полного диапазона фокусных расстояний предпочитают приобретать ещё один телеобъектив. Без сомнения, самые интересные варианты – это 55–200mm f/4–5.6 и 55–300mm f/4.5–5.6 из списка ниже. Оба предлагают схожую оптическую схему и встроенную систему подавления вибраций, но 55–200mm легче и значительно дешевле. Для большинства пользователей это хороший, недорогой объектив, и наш любимый вариант телефото для DX-камер.

Кого может заинтересовать 55–300mm f/4.5–5.6? Дополнительные 100 мм фокусного расстояния, безусловно, могут быть полезны для фотосъёмки дикой природы, также большого увеличения требуют и некоторые трэвел- и спортивные фотографии. Если вы планируете часто использовать телеобъектив, то 55–300mm, вероятно, стоит дополнительных финансовых затрат и прироста веса вашей фотосумки. Но если вы, как и большинство из нас, достаёте телеобъектив лишь изредка, 55–200mm – ваш верный помощник за очень приемлемую цену.

Лучший объектив Nikon DX:

Цена: от 47 000 рублей.

Вес: 550 гр.

Плюсы: Невероятная универсальность.

Минусы: Качество изображения на соответствующих фокусных расстояниях немного уступает фиксам или специализированным зумам.

Начнём с того, что мы не очень большие поклонники объективов всё-в-одном. Конечно, они невероятно удобны: вы можете охватить практически весь спектр фокусных расстояний без смены объектива. Но качество изображения такого стекла не может конкурировать с качеством фиксов или специализированных зумов при соответствующих фокусных расстояниях. Несмотря на это, Nikon 18–300mm f/3.5–6.3 является лучшим из множества и очень популярным вариантом оптики для путешествий и повседневного использования.

Выпущенная несколько лет назад, последняя версия 18–300mm ещё легче и дешевле, чем предыдущие, уступая им лишь в максимальной диафрагме на длинном конце — f/6.3 вместо f/5.6. По нашему мнению, этот объектив гораздо интереснее, чем 18–200 мм, расположенный в рейтинге ниже, при том, что оба они находятся в одной ценовой категории. Ни один из них не даст вам качества изображения, сопоставимого с про-уровнем, но это самые универсальные объективы для камер DX-формата, и это что-то да значит.

Лучший объектив Nikon DX:

Цена: от 39 000 рублей.

Вес: 560 гр.

Плюсы: Самый светосильный широкоугольный зум в нашем рейтинге.

Минусы: Мылит изображение по краям.

Прежде чем Nikon выпустил недорогой 10–20mm f/4.5–5.6, топовую позицию нашего рейтинга в разделе широкоугольных зумов для DX-камер занимал Tokina 11–16mm. Это очень интересный объектив: благодаря максимальной диафрагме f/2.8 он предлагает впечатляющую производительность при низкой освещённости и боке, которого вы просто не сможете добиться, используя менее светосильные зумы из нашего рейтинга. Для любителей снимать на открытом воздухе и в условиях низкой освещённости, Tokina 11–16mm является интригующим вариантом для покупки.

Почему же мы поместили Tokina 11–16mm f/2.8 ближе к концу рейтинга? Во-первых, из-за его искажений, наиболее сильных на широком конце, и остающихся заметными на 16 мм. Во-вторых, резкость могла бы быть лучше, особенно по краям кадра. В-третьих, диапазон фокусных расстояний скромнее, чем у других широкоугольных зумов в рейтинге с эквивалентом 16,5–24 мм. Наконец, качество сборки Tokina хоть и отличное, но не совсем соответствует стандартам Nikon. Тем не менее, этот объектив остаётся самым светосильным широкоугольным зумом в рейтинге при стоимости значительно меньшей, чем цена Nikon 10–24mm f/3.5–4.5, о котором ниже.

Лучший объектив Nikon DX: Nikon 40mm f/2.8 Micro

Цена: от 18 000 рублей.

Вес: 235 гр.

Плюсы: Отличная резкость и привлекательная цена.

Минусы: Нет системы подавления вибраций.

В нашем рейтинге представлены многие категории объективов, включая широкоугольные, портретные и телефото. Но кроме них Nikon делает несколько действительно хороших макрообъективов для DX-камер (Nikon маркирует их “Micro”), в том числе и 40-mm f/2.8. С эквивалентом фокусного расстояния около 60 мм это стекло резкое, достаточно светосильное, имеющее максимальную диафрагму f/2.8 и хорошо фокусирующееся на расстоянии до 16 см от объекта съёмки.

Возможно, самый большой недостаток Nikon 40mm Micro заключается в том, что ему не хватает системы подавления вибрации (объектив Nikon 85mm Micro оснащён VR, хотя его максимальная диафрагма – f/3.5). Обычно объективы с максимальной диафрагмой f/2.8 вполне спокойно обходятся без системы подавления вибраций, но макросъёмка, в зависимости от обстоятельств, может потребовать съёмку с рук и при таких условиях избежать вибраций без VR-системы очень сложно. Для тех, кто хочет подбираться к объектам съёмки как можно ближе, не используя при этом штатив, 85mm Micro может стать ещё одним надёжным вариантом, однако, он существенно дороже.

Пять отличных объективов DX, которые просто не попали в топ-10

Nikon 18–55mm f/3.5–5.6

Цена: от 6 500 рублей.

Вес: 205 гр.

Плюсы: Неплохой вариант в качестве китового объектива.

Минусы: Качество изображения, в целом, довольно посредственное.

Nikon 18–55mm VR II, пожалуй, наиболее широко используемый объектив в нашем рейтинге. Почему? Он предлагается в качестве китового объектива практически с каждой неполнокадровой зеркалкой Nikon, причём по цене значительно меньшей, чем если б вы покупали его отдельно. Как мы относимся к этому объективу? При цене китового комплекта на несколько тысяч дороже, чем стоимость только камеры, это прекрасный вариант, способный вытащить вас из дома и отправить снимать фотографии. С каждым поколением Nikon совершенствует объектив, и текущая модель намного лучше и легче, чем её предшественники.

С точки зрения оптики, в этом объективе нет ничего экстраординарного. Диапазон фокусных расстояний 18–55 мм, эквивалентный 27–82.5 мм на 35-мм камере, неплох, но не так универсален, как у 18–140mm или 16–80mm из нашего рейтинга. Более того, объектив не отличается резкостью, а также производительностью в условиях низкой освещенности (наравне со многими другими недорогими зумами). Если ваш бюджет ограничен и вы не хотите тратиться на объективы, это очень привлекательный бюджетный вариант. Но для людей, которые хотят вывести свою фотографию на новый уровень, мы рекомендуем рассмотреть варианты из рейтинга выше.

Цена: от 16 000 рублей.

Вес: 415 гр.

Плюсы: 300 мм на длинном конце хороши для съёмки дикой природы и других жанров.

Минусы: Примерно на 50% дороже, чем 55–200 мм из рейтинга выше.

Хотя место в нашем основном рейтинге занял Nikon 55–200mm f/4–5.6 благодаря более низкой стоимости, но с диапазоном фокусных расстояний 50–300 f/4.5–5.6 поспорить сложно. Самое главное, что этот объектив в сочетании с китовым 18–55mm покрывает почти весь диапазон – 18–300 мм – доступный для DX-объективов. С фокусным расстоянием, эквивалентным 82,5–450 мм, это отличный вариант для фотосъёмки дикой природы и других жанров, требующих зуммирования. С оптической точки зрения, объектив выдаёт качественные, достаточно резкие изображения, а система подавления вибрации помогает снизить дрожание камеры в условиях низкой освещенности.

Одним из заметных недостатков 55–300mm является то, что автофокус иногда может рыскать, пытаясь сфокусироваться, но это общая проблема всех длинных телеобъективов. В сравнении с объективом 55–200mm, рассматриваемое стекло дороже и тяжелее. Но если телефото-фотография занимает большую часть вашего времени, дополнительные 100 мм фокусного расстояния, вероятно, того стоят.

Nikon 16–85mm f/3.5–5.6

Цена: от 49 000 рублей.

Вес: 485 гр.

Плюсы: Удивительно резкий для зума.

Минусы: Высокая цена. Из-за неё в этой категории предпочтительнее более дешёвый 18–140mm f/3.5–5.6.

В наши дни рынок DX-объективов наводнён трэвел-зумами, но у каждого из них есть целевая аудитория. В случае с 16–85mm f/3.5–5.6 – это фотолюбители, которые хотели бы получить значительно лучшее оптическое качество, чем может предложить китовый 18–55mm. Диапазон фокусных расстояний этого стекла очень хорош, в частности, он эквивалентен 24–127.5 мм на 35-миллиметровой камере (24 мм на широком конце гораздо полезнее для пейзажной съёмки, чем 27-миллиметровый эквивалент многих других объективов). Кроме того, он удивительно резкий для зума.

Причина, по которой 16–85mm f/3.5–5.6 не вошёл в топ-10 нашего рейтинга состоит в том, что трудно решиться потратить 50 000 на объектив с очень средней максимальной диафрагмой f/3.5–5.6. Большинство пользователей выбирает 18–140mm, имеющий более широкий диапазон фокусных расстояний и более низкую цену. К тому же, есть альтернатива и про-класса – 16–80mm f/2.8–4 – который выдаёт гораздо более качественные изображения, но слишком дорог для большинства фотолюбителей.

Цена: от 47 500 рублей.

Вес: 560 гр.

Плюсы: Универсальность.

Минусы: Уступает 18–300mm из рейтинга выше по новизне, весу и диапазону фокусных расстояний.

Начнем с того, что у нас есть некоторая привязанность к Nikon 18–200mm: много лет назад это был первый “серьёзный” приобретённый нами, и он сопровождал нас в ряде серьёзных путешествий. Так что привязанность к этому объективу ясна. Объектив 18–300mm, который мы разместили в рейтинге выше – это альтернативный вариант стекла, претендующего на место единственного объектива в вашей фотосумке. Это весьма заманчивый вариант для фотографов, предпочитающих удобство и простоту использования.

И, если говорить начистоту, то в настоящее время 18–300mm – это главный претендент на звание единственного несменяемого объектива. Оригинальная версия 18–200mm была выпущена ещё в 2005 году, и даже последняя версия VR II увидела свет в 2009, что означает, что этот объектив на текущий момент немного устарел. С другой стороны, 18–300mm новее, легче и предлагает больший диапазон зуммирования. Учитывая небольшую разницу в цене этих двух объективов, мы полагаем, что 18–300mm в категории «всё-в-одном» будет предпочтительнее.

Цена: от 50 000 рублей.

Вес: 460 гр.

Плюсы: Самый резкий широкоугольный зум в нашем рейтинге.

Минусы: Цена. Разумнее будет приобрести новый Nikon 10–20mm f/4.5–5.6 за существенно меньшую цену.

В течение многих лет 10–24 мм f/3.5–4.5 был ведущим широкоугольным объективом для неполнокадровых камер Nikon. Сторонние производители, такие как Tokina и Sigma, в то время не были столь известны, как сейчас, а Nikon 10–20 мм f/4.5–5.6 ещё не вышел на рынок. Но сейчас, учитывая разнообразие доступных альтернативных вариантов, и высокую цену 10–24mm, нам сложно рекомендовать его для покупки.

Однако, не всё так плохо! Nikon 10–24mm f/3.5–4.5 – качественный широкоугольный зум. Отличное качество сборки, хороший диапазон фокусных расстояний, и самая высокая резкость среди любых других сопоставимых широкоугольных зумов. Да и светосила у него выше, чем, например, у 10–20 мм f/4.5–5.6. Так что, несмотря на высокую цену, это отличный объектив для широкоугольной съёмки, такой как уличная и архитектурная фотография.

Сравнительная таблица объективов nikon DX

Объектив Цена, руб Категория объектива Эквивалентное фокусное расстояние, мм Вес, гр Диафрагма Система подавления вибраций Диаметр фильтра, мм от 12 000 Путешествия 52,5 200 f/1.8 нет 52 Nikon 16–80mm f/2.8–4 VR от 55 000 Путешествия/Портрет 24–120 480 f/2.8–4 есть 72 Sigma 17–50mm f/2.8 от 19 000 Путешествия/Портрет 27,5–75 565 f/2.8 система оптической стабилизации 77 от 14 000 Путешествия/Портрет 75 185 f/1.8 нет 58 от 20 000 Путешествия/Портрет 27–210 490 f/3.5–5.6 есть 67 от 23 000 Широкоугольный 15–30 230 f/4.5–5.6 есть 72 от 11 000 Телефото 82,5–300 300 f/4–5.6 есть 52 от 47 000 Всё-в-одном/Универсальный 27–450 550 f/3.5–6.3 есть 67 от 39 000 Широкоугольный 16,5–24 560 f/2.8 нет 77 от 18 000 Макро 82,5–300 235 f/2.8 нет 52 Nikon 18–55mm f/3.5–5.6 от 6 500 Путешествия/Портрет 27–82,5 205 f/3.5–5.6 есть 52 от 16 000 Телефото 82,5–400 415 f/4.5–5.6 есть 58 Nikon 16–85mm f/3.5–5.6 от 49 000 Путешествия/Портрет 24–127,5 485 f/3.5–5.6 есть 67 от 47 500 Всё-в-одном/Универсальный 27–300 560 f/3.5–5.6 есть 72 от 50 000 Широкоугольный 15–36 460 f/3.5–4.5 нет 77

Фокусное расстояние объектива

Выбор фокусного расстояния (диапазона фокусных расстояний) объектива занимает центральное место в процессе покупки. Ниже приведена общая разбивка диапазонов фокусных расстояний, с которыми вы столкнетесь при выборе объективов Nikon DX:

  • 10–21 мм: ультраширокоугольный
  • 21–35mm: широкоугольный
  • 35–70mm: нормальный / портретный
  • 70–200mmи длинее: телефото

По собственному опыту, можем сказать, что ультра-широкоугольные объективы – от 10 мм до 18 мм в частности – могут доставить хлопот. Они весьма требовательны к переднему плану снимаемой сцены, и могут быть полезным инструментом в руках опытных фотографов, но для начинающих фотолюбителей работа с ними может быть очень непростой.

Для широкоугольных пейзажных снимков предпочтительнее использовать диапазон фокусных расстояний от 21 мм до 24 мм. Хотя для DX-объектива Nikon 10–24mm f/3.5–4.5 и дорог, он охватывает почти весь спектр широкоугольных фокусных расстояний и является весьма удобным в этом отношении.

Nikon 10-24mm f/3.5-4.5 | ©Розанна Ферейра

Нормальное поле зрения вступает в игру на 35 мм – популярном фокусном расстоянии для уличной и трэвел-фотографии.

Фокусное расстояние в 50 мм является эквивалентом человеческого глаза и отлично подходит для съёмки людей.

Телеобъективы начинаются с 70 мм, а всё, что длиннее 200 мм, считается супер телефото. Фотографам дикой природы придутся по душе телеобъективы от 200 мм.

Кроп-фактор DX-формата

Зеркалки Nikon DX-формата имеют кроп-фактор 1,5, что означает, что 50-мм объектив на камере формата DX фактически будет вести себя как 75-миллиметровый объектив на 35-миллиметровой камере. Поскольку сенсор на камерах Nikon DX-формата в 1,5 раза меньше, чем на 35-мм камере, вы умножаете фокусное расстояние, указанное на объективе на 1,5, чтобы определить его эквивалент на полнокадровой камере. Это относится ко всем объективам, поэтому обязательно учитывайте кроп-фактор при выборе DX-объективов.

Зум-объективы и фиксы

Можно бесконечно долго обсуждать плюсы и минусы зумов и фиксов. Зум-объективы охватывают диапазон фокусных расстояний и, следовательно, обеспечивают большую гибкость, в то время как фиксы, как правило, обладают большей светосилой и дают меньше искажений. Какой объектив лучше именно для вас зависят от того, как вы собираетесь его использовать.

Объективы с переменным фокусным расстоянием больше подходят для начинающих фотолюбителей и ситуаций требующих разнообразия фокусных расстояний. Многие широкоугольные объективы относятся к зум-объективам, с телеобъективами та же история.

С другой стороны, многие портретные и макрообъективы являются представителями класса фиксов. Такие объективы с фиксированным фокусным расстоянием обеспечивают превосходную производительность при низкой освещённости и лучшее боке, чем их зум-аналоги. Обычно они достаточно тяжёлые и дорогие.

Nikon 35mm f/1.8 | ©Ленни К

Зум-объективы, как правило, более склонны к искажениям, чем фиксы, особенно на концах диапазонов фокусных расстояний, что раньше было большим недостатком, нежели сейчас. Все новые цифровые зеркальные фотокамеры Nikon имеют встроенную функцию коррекции искажений. Конечно, лучше иметь объектив с меньшими естественными искажениями, но сейчас камеры довольно неплохо справляются с коррекцией искажений (к тому же вы всегда можете довести изображение до желаемого результата в фоторедакторе, если это будет необходимо). Nikon начал добавлять этот функционал несколько лет назад в модели D3200 и D5200, если в вашей зеркалке этой функции нет, проверьте официальный сайт на наличие обновлений прошивки для своей камеры, возможно, обновление программного обеспечения камеры сможет исправить эту ситуацию.

В последнее время заметна общая тенденция к улучшению качества и производительности зум-объективов. Трэвел-зумы, в частности, такие как Nikon 18–140mm или 16–85mm, предлагают пользователю больше удобства и универсальности, чем фиксы и лучшую оптическую производительность, чем классические объективы 18–55mm.

Диафрагма

Диафрагма – это размер отверстия объектива, через которое проходит свет, измеряемый в f-стопах. Чем меньше диафрагменное число (f/2.8, f/1.8 и т. д.), тем больше отверстие в объективе и тем больше света может пройти через него. Выбирая объектив, имейте в виду, что чем ниже значение диафрагменного числа, тем предпочтительнее объектив для приобретения.

Для себя мы провели своеобразную границу по значению f/ 2.8 – объективы с таким и более низким диафрагменным числом мы относим к про-уровню, поскольку они более производительны в условиях низкой освещённости, и позволяют получить мягкое размытие фона, которое так ценят профессиональные фотографы.

Многие любительские зум-объективы имеют максимальную диафрагму f / 3.5, что является приемлемым, но может вызвать некоторые затруднения при съёмке недостаточно освещённых сцен. В таких случаях на помощь приходит система подавления вибраций или же использование штатива.

Вес

Должно быть, вы заметили, что в характеристики объективов в нашем рейтинге мы включили вес объектива, поскольку мы считаем его весьма важным параметром, особенно для оптики, используемой для съёмки в путешествиях и на открытом воздухе.

Прогресс инженерных решений и материалов привёл к тому, что объективы с годами объективы Nikon DX стали легче. Например, 18–300-мм объектив легче, чем более старый 18–200-мм, имеющий диапазон фокусных расстояний на 100 мм короче. Даже китовый объектив Nikon 18–55mm VR II на 20% легче, чем его предыдущая версия. Уменьшение веса объектива может негативно сказаться на устойчивости при съёмке на длинном конце зума, но в целом тенденция уменьшения веса объективов имеет больше плюсов, чем минусов.

Nikon 18-300mm f/3.5-5.6 | ©m01229

Что насчёт объективов сторонних производителей?

Как вы заметили, 8 из 10 объективов в нашем рейтинге изготовлены Nikon (Sigma 17–50mm и Tokina 11–16mm являются исключениями). Несомненно, Nikon делает одни из лучших объективов на планете, но есть и ряд других вполне интересных вариантов от сторонних брендов, таких как Tokina, Sigma и Tamron, более доступных по цене и не слишком уступающих по качеству изображения оригинальным моделям Nikon.

Мы рекомендуем присмотреться к некоторым объективам сторонних производителей – они вполне могут заинтересовать вас и стать хорошей альтернативой Nikon-овским стёклам. Но поскольку наш рейтинг подразумевает выбор лучших объективов для камер DX-формата, мы подошли к отбору достаточно жёстко, а оригинальные объективы Nikon пока ещё выигрывают у конкурентов по качеству.

Можно ли использовать полнокадровые объективы FX на неполнокадровой камере формата DX?

Большинство FX-объективов совместимы с камерами DX, но вы не сможете использовать весь потенциал объектива (поле зрения объектива, выходящая за пределы сенсора камеры, будет обрезана). Поскольку объективы FX значительно дороже и тяжелее, чем объективы DX, нет смысла приобретать их для использования на неполнокадровых зеркалках DX-формата. Если же у вас уже есть объективы FX, вы вполне можете использовать их на своей DX-камере.

Можно ли использовать неполнокадровые объективы DX на полнокадровой камере формата FX?

Объективы формата DX технически совместимы с полнокадровыми FX-камерами, однако, в таком случае камера будет записывать только центральную область изображения (большинство новых зеркалок Nikon автоматически выбирают режим кадрирования DX при каждом подключении DX-объектива). В результате вы получите кадрированное изображение, которое совершенно не раскрывает потенциал вашей полнокадровой камеры. Так что если вы планируете потратить деньги на полнокадровую зеркалку, будьте готовы инвестировать и в полнокадровую оптику.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Недавно мы уже публиковали словарь терминов для объективов Nikon, а сегодня хотели бы подробнее остановиться на обзоре DX объективов NIKKOR.

Объективы DX NIKKOR разработаны специально для сенсоров формата 24 х 16 мм (примерно), используемых в цифровых зеркальных фотокамерах Nikon, и предназначены для удовлетворения потребности рынка в более широкоугольной светосильной оптике для цифровых зеркальных фотокамер. Формат сенсора 24 x 16 мм также известен как формат Nikon DX.

Меньший круг изображения открывает массу возможностей по улучшению оптической конструкции, например, получение сверхкоротких фокусных расстояний, большие степени зуммирования, более компактные и лёгкие конструкции, достичь которых для традиционного формата 135 было либо слишком дорого, либо слишком сложно. Объективы DX NIKKOR обеспечивают наилучшее качество изображения для цифровых зеркальных фотокамер Nikon, сохраняя при этом скорость обработки данных.

Рисунок 1


Рисунок 2

Поскольку объективы DX NIKKOR разработаны для сенсора меньшего размера — 24 x 16 мм, физические размеры объективов также получаются меньше. На рисунке 2 показан объектив DX NIKKOR 12-24 мм, установленный на фотокамеру D1X (чёрный объектив). Показано, какого размера был бы этот объектив, если бы он создавался для фотокамеры формата 135 (зелёный).

Байонет Nikon F является универсальным байонетом, используемым во всех зеркальных фотокамерах Nikon. Это означает, что объективы DX NIKKOR и 135 NIKKOR физически взаимозаменяемы. Тем не менее, круг изображения, даваемый объективами DX NIKKOR, меньше, чем даваемый объективами формата 135, поскольку площадь сенсора формата Nikon DX меньше, чем площадь кадра на плёнке формата 135.

Поле зрения

На рисунке выше показано, что свет, проходящий через объективы DX NIKKOR и 135, образует круг изображения, достаточный для покрытия кадра того формата, для которого разрабатывался объектив.

На данной схеме показано, что происходит, если объектив, предназначенный для формата FX или 135, используется на фотокамере с матрицей формата DX: круг изображения, даваемый объективом, имеет бóльшие размеры, чем матрица, поэтому поле зрения обрезается, и получаемое изображение выглядит увеличенным. Это означает, что фокусное расстояние объектива в данном случае как будто становится в 1,5 раза больше указанного на нём значения, хотя реальное фокусное расстояние объектива, конечно, не изменяется. Данную комбинацию успешно используют многие фотографы, которые довольны тем фактом, что при использовании на цифровых зеркальных фотокамерах формата DX их объективы формата FX или 135 дают увеличенное изображение. Также можно видеть, что при использовании объективов DX NIKKOR на фотокамере формата 135 (плёночной фотокамере 35 мм) на снимке может появиться виньетирование, поскольку круг изображения имеет размеры, недостаточные для того, чтобы покрыть кадр на плёнке. По этой причине Nikon не рекомендует использовать объективы DX NIKKOR с фотокамерами формата 135. D3 была первой фотокамерой Nikon, в которой использовалась матрица практически такого же размера (формата FX), что и матрица формата 135. Объективы формата DX можно по-прежнему использовать с данной фотокамерой, поскольку фотокамера распознает, что к ней присоединен объектив формата DX, и выполнит кадрирование изображения до кадра размера DX. Кадрирование можно включать и выключать в меню пользовательских настроек фотокамеры, но по умолчанию этот параметр в настройках фотокамеры включен.

Поле зрения

Поскольку в цифровых зеркальных фотокамерах Nikon формата DX и плёночных зеркальных фотокамерах Nikon используются матрицы разного размера, поле зрения для любого объектива будет отличаться в зависимости от формата фотокамеры. Ранее компания Nikon всегда указывала поле зрения для объективов 135 NIKKOR при их использовании на фотокамерах формата 135, это будет продолжаться и дальше. Тем не менее, поскольку объективы DX NIKKOR созданы специально для фотокамер формата Nikon DX, Nikon будет указывать поле зрения данных объективов для формата Nikon DX.

Например:

Объектив AF 24 мм F2.8D NIKKOR имеет указанное поле зрения 84є (с плёночной зеркальной фотокамерой формата 135); - объектив 12-24 мм DX NIKKOR имеет указанное поле зрения 61є (при фокусном расстоянии 24 мм, с фотокамерой формата DX).

Размеры и конструкция объектива

Благодаря меньшим размерам сенсора объективы DX NIKKOR могут быть сконструированы с меньшими физическими размерами, чем сравнимые с ними объективы для формата 135. В объективах DX NIKKOR используются многие хорошо известные и проверенные технологии Nikon для объективов, такие как использование асферических элементов для значительного ослабления искажения, использование стекла ED со сверхнизкой дисперсией для минимизации хроматических аберраций и просветляющего покрытия Nikon Super Integrated Coating (SI-C) для получения превосходной цветопередачи и подавления «засветок» и бликов. Также используется технология бесшумного ультразвукового мотора (SWM) для исключительно «тихой» и быстрой автофокусировки.

Концепция объективов DX NIKKOR является отличной новостью для фотографов, причём не только для массы пользователей цифровых зеркальных фотокамер, но и для всех, кто только собирается сделать свой первый шаг в цифровой фотографии. Эти объективы с лёгкостью обходят ограничения по широкоугольной съёмке с цифровыми фотокамерами и буквально «расширяют» возможности создания превосходной фотографии без излишних затрат и увеличения объёмов информации, свойственных большим, но более медленным сенсорам.