Услуги лизинговых структур пользуются огромной популярностью во всех российских регионах наряду с кредитованием. Желающие могут получить в долгосрочную аренду определенное оборудование, которое необходимо для развития бизнеса или частных целей. Финансовые организации обслуживают физических и юридических лиц на конкретных условиях с возможностью последующего выкупа техники или оборудования, любой дорогостоящей продукции, которую потребитель захотел приобрести. В отличие от финансирования в банках клиент может получить нужный товар на более выгодных условиях. Специализированные учреждения предъявляют менее строгие требования к потенциальным клиентам. Но обязательно необходим первоначальный взнос в размере 10-30 тысяч рублей в зависимости от организации. Зачастую представителей лизинговых компаний не волнует кредитная история потенциальных заемщиков. Чтобы обратиться в соответствующую организацию, потребуется минимальный пакет документов.

Если изучить рейтинг России, можно выбрать оптимальный вариант сотрудничества. Многие банки сегодня открывают дочерние предприятия, которые специализируются исключительно на предоставлении техники в прокат на выгодных условиях для физических и юридических лиц. Прежде чем обращаться в одну из отечественных фирм, необходимо определиться с тем, какие из них вызывают наибольшее доверие и имеют впечатляющий финансовый портфель.

Если вам необходимо приобрести легковой автомобиль, можно обратиться в «Европлан». Это предприятие с портфелем, размер которого составляет 33,5 миллиарда рублей. Контора специализируется на предоставлении в аренду автомобильного транспорта. Более сорока марок авто предлагается физическим лицам на оптимальных условиях. На сегодняшний день фирма имеет представительства в восьмидесяти регионах нашей страны.

На ступени выше в нашем рейтинге лизинговых компаний находится подразделение под названием «Бизнес Альянс». Это независимая структура, которая была основана в 2006 году. Она является дочерним представительством коммерческой банковской группы «Открытие».

Еще выше в рейтинге располагается подразделение известного в России Альфа Банка. Финансовый портфель этой организации превышает 45 млрд. рублей. На рынке экономических услуг учреждение работает с 1998 года. Фирма специализируется на предоставлении в долгосрочную аренду недвижимости и разных видов производственного оборудования.

У структуры «Ильюшин Финанс», которая уже более двенадцати лет существует на российском рынке, главным направлением деятельности является финансовый и операционный лизинг. Сегодня портфель корпорации превышает 48 млрд. рублей. Указанное учреждение является ответственным поставщиком авиационной техники на условиях сдачи имущества в аренду.

На шестом месте в нашем списке находится «Газпромбанк Лизинг». Это дочерняя структура известной в России крупной банковской структуры. Она предлагает любые виды имущества в долгосрочный прокат и является обладателем высокого уровня финансовой благонадежности. Именно это предприятие обычно выбирают граждане.

Пятерка лидеров


Если говорить о лидирующих российских учреждениях, то в рейтинг лизинговых компаний России 2016 года обязательно войдут:

  • «Трансфин-М» с портфелем, размер которого составляет более 85 миллиардов рублей. Это предприятие оказывает полный перечень коммерческих услуг по предоставлению транспорта, промышленного оборудования и недвижимости. Преимущественно фирма работает с юридическими лицами.
  • «Государственная транспортная компания» России имеет глобальный опыт по предоставлению в аренду легкового и грузового транспорта, а также более шести лет принимает активное участие в содействии обновлению транспортных парков в разных регионах России. Высокий уровень финансового доверия позволил учреждению оказаться на четвертой строчке рейтинга.
  • « » предлагает свои услуги частным клиентам и фирмам уже более двадцати лет. Это успешное подразделение крупнейшего государственного банка страны, которое предлагает комплексные проекты гражданам.
  • « » — это еще одно структурное подразделение крупного российского банка. Приоритетным направлением деятельности является предоставление напрокат на длительные сроки транспорта, недвижимости и спецтехники.
  • Первое место в рейтинге лизинговых компаний можно отдать организации «ВЭБ-лизинг». Это учреждение, которое удерживает лидирующую позицию уже более семи лет. Транспорт любого типа, дорогостоящее промышленное и горнодобывающее оборудование, недвижимость – все это можно приобрести на оптимальных условиях, если воспользоваться услугам фирмы.

Отталкиваясь от списка, вы сможете обратиться именно в ту фирму, которая предоставит оптимальную финансовую программу.

За девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17% и составил около 450 млрд руб. В ближайшие годы лизинговым компаниям придется работать в условиях слабой инвестиционной активности бизнеса и адаптироваться к регулятивным новациям.


Согласно предварительным данным исследования RAEX ("Эксперт РА"), объем нового бизнеса за январь--сентябрь 2016 года составил около 450 млрд руб. (+17% по сравнению с девятью месяцами 2015 года). При этом на третий квартал пришлось около 175 млрд руб. лизингового бизнеса (годом ранее — 140 млрд руб.). Столь существенный прирост связан с эффектом низкой базы прошлого года. Кроме того, постепенная стабилизация в экономике России привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. За первые девять месяцев текущего года отрицательные темпы прироста нового бизнеса показала только пятая часть респондентов, годом ранее сокращение лизингового бизнеса отметили более 75% участников исследования.

Объем лизингового портфеля на 1 октября текущего года составил 2,9 трлн руб., что почти соответствует уровню на 1 октября 2015 года. Причинами продолжающейся стагнации портфеля являются его инертность и выбытие крупных лизинговых договоров с проблемными клиентами. Кроме того, переориентация лизинговых компаний на розничные сегменты с более короткими сроками сделок, чем по крупным корпоративным договорам, не позволяет значительно наращивать совокупный объем портфеля.

Лидерами рынка по объему нового бизнеса по-прежнему остаются госкомпании: первое место занял "ВТБ Лизинг", второе — ГТЛК, а третья позиция осталась за компанией "Сбербанк Лизинг". В совокупности доля топ-3 в объеме нового бизнеса сократилась с 37% за девять месяцев 2015 года до 36% за аналогичный период 2016 года. Доля десяти крупнейших компаний в объеме нового бизнеса за январь--сентябрь 2016 года составила около 64% (65% за девять месяцев 2015 года, 61% за девять месяцев 2014 года).

По итогам девяти месяцев 2016 года среди пяти крупнейших игроков рынка четыре являются госкомпаниями. В целом по рынку доля госкомпаний в структуре нового бизнеса снизилась с 53% за январь--сентябрь 2015 года до 50% за аналогичный период 2016 года, что является следствием наращивания розничных сделок другими игроками рынка и снижением активности прошлогоднего лидера компании "ВЭБ-лизинг".

Эхо "Трансаэро"


Вследствие сокращения спроса на лизинговые услуги на протяжении последних двух лет объем лизингового бизнеса в России упал на 30% за период с 2013 по 2015 год. В результате по объему нового бизнеса российский рынок опустился с 5-го на 11-е место в рэнкинге европейских лизинговых рынков на 1 января 2016 года. В объеме ВВП России доля лизингового бизнеса за 2015 год составила около 1%, что на 0,3 п.п. ниже максимального уровня, достигнутого в 2013 году. Среди европейских рынков лизинга по данному показателю российский сопоставим с испанским, итальянским и турецким (см. график). При этом Россия существенно уступает крупнейшим лизинговым рынкам Европы (Англия, Франция, Германия), доля которых в объеме ВВП своей страны составляет не менее 1,8%.

Из-за ослабления курса рубля российский лизинговый портфель за 2015 год сократился в евро на 26%, что является наихудшим результатом среди крупнейших лизинговых рынков Европы. Однако несмотря на сжатие нового бизнеса на протяжении 2014-2015 годов, по величине портфеля лизинговых договоров Россия на 1 октября занимает пятое место среди европейских стран.

По данным Банка России, в связи с величиной портфеля (с 2013 года объем лизингового портфеля составляет около 3 трлн руб.) лизинговый сегмент по значимости является вторым после банковского. Однако все участники и регуляторы рынка прочувствовали, как неплатежеспособность всего одного крупного заемщика влияет не только на отрасль, но и всю экономику страны после краха авиакомпании "Трансаэро", которая была одним из ключевых клиентов крупнейших лизинговых компаний. Банкротство банков такое сильное влияние не оказывает, хотя в этом году лицензии были отозваны у нескольких финансовых институтов. "Необходимость в госрегулировании вызвана проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях,— отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании "Европлан".— Но затронет регулирование все лизинговые компании независимо от их специализации. Поэтому важно не навредить и не ограничить эффективную работу частного капитала — к примеру, в сегменте лизингового финансирования транспорта для МСБ".

Объемы изъятой в прошлом году техники был рекордным — более 55 млрд руб., но сейчас агентство отмечает стабилизацию проблемной задолженности, платежей по сделкам, имеющих просрочку более 60 дней сейчас всего около 10% от лизингового портфеля. Однако проблемы крупных клиентов в случае затяжной стагнации экономики продолжат оказывать негативное воздействие на качество активов лизинговых компаний и, как следствие, банковских кредитов. В целях предотвращения крупных дефолтов в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. Ключевые направления реформы будут направлены на повышение прозрачности и введение регулирования лизингового рынка, что предполагает соблюдение им дополнительных требований по контролю рисков в финансовой системе в целом.

Направления реформ


В результате реформирования рынка и изменения законодательства лизинг может стать исключительным видом деятельности, с которым будет запрещено совмещать другую деятельность. Напомним, с начала 2000-х в России было отменено лицензирование лизинговой деятельности, что позволило компаниям снизить бюрократические издержки. Помимо совершенствования нормативно-правовой базы с 2019 года компаниям предстоит переход на отчетность по МСФО. Однако предварительно Минфин России переведет лизингодателей на новые стандарты РСБУ, гармонизированные с МСФО. Сейчас, по оценкам RAEX, отчетность по международным стандартам (в том числе с учетом консолидированной отчетности холдингов и групп) составляют не более 30% лизингодателей, входящих по объему портфеля в число 300 крупнейших лизинговых компаний России. При этом лизингодателей, составляющих МСФО два и более раз в год, еще меньше: 10-15% компаний из первых трех сотен. В основном это крупные игроки, выпустившие облигации, а также компании при банках и крупных производителях оборудования. Поэтому с наибольшими трудностями при введении МСФО столкнутся мелкие региональные компании, ограниченные в финансовых и кадровых ресурсах.

Следующим этапом после внедрения МСФО на рынке может стать введение Банком России пруденциальных нормативов. Одним из самых обсуждаемых и противоречивых для лизингодателей является вопрос достаточности капитала (отношение собственных средств компании к активам, взвешенным по уровню риска), поскольку не для всех компаний высокий уровень достаточности будет показателен. Для лизингодателя при производителях данный показатель может быть нецелесообразен, ввиду того что такие компании, по сути, могут представлять собой обособленное подразделение по реализации оборудования клиентам и не привлекать рыночного фондирования. На лизингодателей при кредитных организациях будут распространены обязательные нормативы банковской группы, поэтому поддержание высокого уровня автономии более уместно для частных компаний, привлекающих средства инвесторов. "Вопрос в том, какие нормативы будут в СРО. Пока они не определены, рано о чем-то говорить. С точки зрения уровня достаточности капитала лизинговых компаний это основной вопрос у участников рынка — стандартом считается 1 к 8",— говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами компании ГТЛК.

По нашему мнению, более показательным нормативом для лизинговых компаний должны стать коэффициенты ликвидности, так как одной из основных причин банкротства лизингодателей являются именно проблемы с ликвидностью. Отдельного внимания также требует контроль концентрации рисков на отраслях и крупнейших клиентах. Ситуация в ж/д-сегменте, а с 2014 года и в авиаотрасли указала на необходимость введения ограничительных уровней концентрации рисков на клиентах.

В ближайшие годы существенным нововведением для рынка станет появление саморегулируемых организаций, на которые могут быть возложены разработка отраслевых стандартов, сбор отчетности, статистка и пр. Банк России уже ввел это на рынках микрофинансовых организаций, НПФ, страховых компаний, управляющих компаний. Одной из ключевых проблем при образовании СРО являются разногласия между лизинговыми компаниями разного типа, поскольку их бизнес-модели, финансовые возможности собственников и специализация имеют кардинальные различия. Для повышения эффективности работы СРО и во избежание конфликтных ситуаций лизингодателям необходимо будет находить компромиссы. "Важно, чтобы СРО объединяла максимальное количество участников рынка, компаний всех форм собственности и размеров. СРО не должна быть механизмом ограничения конкуренции. Разрабатываемые нормативы должны учитывать интересы максимального количества лизинговых компаний",— подчеркивает Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании "Балтийский лизинг".

Две стороны регулирования


Введение ограничительных барьеров при вступлении в СРО (величина капитала, размеры взносов и пр.) и повышение требований к лизинговым компаниям приведут к росту их издержек. В результате некоторые мелкие игроки будут вынуждены покинуть рынок. "С 2017 года планируется создать СРО, которые определят правила работы на рынке лизинга. Компании, которые в силу несоответствия данным требованиям не смогут вступить в СРО, покинут рынок,— говорит Дмитрий Зотов, генеральный директор компании "Трансфин-М".— Из-за кризиса в банковском секторе и неплатежей клиентов уже ушли наиболее мелкие игроки и все те, кто был наиболее уязвим на рынке лизинга". Помимо этого сворачивание лизинговой деятельности может произойти в структурах, созданных для оптимизации налогообложения, при более крупном бизнесе собственников. По данным Росфинмониторинга, на 1 января 2016 года в РФ было зарегистрировано около 3 тыс. лизинговых компаний (3,1 тыс. годом ранее). По нашей оценке, реальную деятельность по предоставлению в лизинг/аренду оборудования ведет не более 500 компаний, при этом не менее 75% лизингового портфеля рынка приходится на топ-10. В дальнейшем концентрация отрасли продолжит расти, что будет связано как с уходом части рыночных игроков, так и с более активным участием крупных лизингодателей в программах модернизации и антикризисной поддержки системообразующих предприятий.

Позитивное влияние на рынок окажет переход лизингодателей на отчетность по МСФО, которая дает более объективное представление о лизинговой деятельности компании, чем РСБУ. Внедрение МСФО позволит повысить привлекательность лизинговой отрасли для потенциальных инвесторов. Снижение стоимости фондирования (на текущий момент ставки по облигациям лизинговых компаний заметно выше, чем по банковским облигациям) и повышение прозрачности отрасли будут способствовать более активному использованию механизма лизинга в рамках госпрограмм по развитию экономики. Так, уже запущены программы льготного лизинга автомобилей, воздушных и морских судов, ж/д-техники и проч. Кроме того, для повышения эффективности бизнеса лизинговых компаний полезным нововведением станет переход на электронные технологии, в том числе заключение лизинговых договоров в электронной форме, которое анонсировал регулятор. "Перспективным направлением автоматизации является организация интеграционной платформы для взаимодействия всех участников лизинговой сделки,— говорит Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании "Хомнет Лизинг".— Этот процесс позволит сократить затраты на взаимодействие с клиентами. Модули решения "Хомнет Лизинга" уже сегодня позволяют организовать единое информационное пространство для всех участников лизинговой сделки: клиента, лизингодателя, поставщика и партнера". Реформирование рынка с привлечением к этому процессу лизинговых компаний должно повысить конкурентоспособность лизинга, который сейчас значительно проигрывает кредиту.

Агентство отмечает, что в ближайшие годы регулирование коснется финансового лизинга. Однако на оперативный лизинг, по оценке RAEX, уже приходится не менее 10% лизингового портфеля на 1 июля и около 15% нового бизнеса за первое полугодие текущего года. На протяжении последних лет спрос со стороны клиентов на данный вид лизинга продолжает расти, а в некоторых отраслях были запущены госпрограммы субсидирования оперлизинга. При этом около 90% таких сделок сосредоточено в ж/д- и авиасегментах, проблемы которых и привели к повышению внимания Банка России к лизинговой отрасли. Нередко перевод договоров финансового лизинга на оперативный является следствием ухудшения платежеспособности клиента и свидетельством вынужденной реструктуризации проблемных сделок. Поэтому распространение регулирования на операционный лизинг — перспектива следующих лет.

Руслан Коршунов


Топ-20 лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2016 года


Место по новому
бизнесу

Наименование ЛК

Рейтинг
кредитоспособ
ности RAEX
("Эксперт
РА") на 27.
10.2016*

Объем нового
бизнеса
(стоимости
имущества) за
9 месяцев
2016 года
(млн руб.)

Темпы прироста
нового бизнеса 9
месяцев 2016
года/ 9 месяцев
2015 года (%)

Сумма новых
договоров
лизинга за 9
месяцев 2016
года (млн
руб.)

Объем
лизингового
портфеля на
01.10.2016
(млн руб.)
01.10.2016 01.10.2015
1 1 ВТБ Лизинг 63021,5 20 88017,7 394041,5
2 4 Государственная
транспортная лизинговая
компания"
58327,6 69 81389,5 244915,9
3 3 "Сбербанк Лизинг" (ГК) А++ 38748,9 -5 53491,6 333648,8
4 2 "ВЭБ-лизинг" 26197 -48 38677 601083,1
5 5 "Европлан" А++ 25807,9 46 н.д. 41599,1
6 7 "Сименс Финанс" 19689 43 30412,3 33078,4
7 6 "Балтийский лизинг" (ГК) 17901 21 26347 31772
8 "Бизнес Альянс" 15294,8 32572 32187,6
9 10 "РЕСО-Лизинг" A+ (I) 10502,4 31 16144,1 17569
10 15 "Юникредит Лизинг" и "Локат
Лизинг Руссия"
А++ 10349,8 141 14937,9 25188,9
11 8 "Трансфин-М" A+ (II) 10146 -1 27905 270881,4
12 "Альфа-Лизинг" (ГК) 9306,7 15275,1 64097,8
13 20 "Элемент Лизинг" A+ (III) 6754 164 10035 8861
14 13 "КамАЗ-Лизинг" (ГК) 6001,9 -4 8741,8 9456,5
15 17 "Стоун-XXI" (ГК) A (I) 5948,3 44 8978,4 10076
16 11 "Рейл1520" (ГК) A (I) 5754 -20 4922 31381
17 25 "Интерлизинг" (ГК) 5135,4 174 7620,4 10416,8
18 16 "Система Лизинг 24" 5069 19 6521,3 11659,6
19 9 "Carcade Лизинг" A+ (II) 4544,4 -51 6758,8 15783,9
20 "Лизинг-Проект" В++ 4039,2 7837,1 10251,8

Лизинг является видом финансовых услуг, формой кредитования, когда предприятия приобретают основные фонды или физические лица покупают очень дорогие товары. Наш топ 10 лучших лизинговых компаний России расскажет о компаниях, которые предоставляют такие услуги.

10 Бизнес Альянс

В 2018 году объем лизингового портфеля данной компании составил 33739 млн. рублей. «Бизнес Альянс» представляет из себя независимую лизинговую компанию, которая работает с различными клиентами: крупными корпорациями, компаниями среднего и малого бизнеса. Деятельность компании, в основном, специализируется на поставках сложного дорогостоящего высокотехнологичного оборудования.

9 Балтийский Лизинг


В 2018 году объем лизингового портфеля данной компании составил 41090 млн. рублей. Компания была основана в 1990 году. С того времени было открыто более 69 филиалов по всей России. Компания занимается лизингом легковых автомобилей, оборудования, спецтехники, легкого коммерческого транспорта, грузовых автомобилей, техники с пробегом, прицепов и полуприцепов, недвижимости, а также оперативным лизингом.

8 Сименс Финанс


В 2018 году объем лизингового портфеля данной компании составил 45554 млн. рублей. Работая в России уже 19 лет, компания подбирает удобные условия финансирования для каждого конкретного клиента и проекта. «Сименс Финанс» предоставляет лизинг оборудования; тяжелой и специальной техники; грузовых автомобилей; промышленного, медицинского и энергетического оборудования Siemens; автолизинг; модернизацию оборудования компонентами Siemens.

7 Европлан


В 2018 году объем лизингового портфеля данной компании составил 60905 млн. рублей. Компания начала свою деятельность в 1999 году. Тогда коллектив составлял всего 3 человека. Сейчас же этого большая компания, штат которой (по данным 2013 года) насчитывает свыше 1700 сотрудников. «Европлан» предлагает лизинг для бизнеса, операционный лизинг и автомаркет. Также существуют специальные предложения от компании.

6 Альфа-Лизинг


В 2018 году объем лизингового портфеля данной компании составил 81682 млн. рублей. Компания была образована в 1998 году. «Альфа-Лизинг» предлагает услуги лизинга для физических лиц, для юридических лиц и ИП, а также для корпоративного бизнеса.

5 ТрансФин-М


В 2018 году объем лизингового портфеля данной компании составил 324729 млн. рублей. «ТрансФин-М» не только предоставляет услуги лизинга, но и предлагает услуги по оперированию полувагонами и крытыми вагонами. Лизинговые услуги компании распространяются на железнодорожный, воздушный, водный и автомобильный транспорт, а также на спецтехнику, оборудование и коммерческую недвижимость.

4 ВЭБ-лизинг


В 2018 году объем лизингового портфеля данной компании составил 351787 млн. рублей. Компания предлагает лизинг легковых автомобилей, грузового транспорта, автобусов, спецтехники, оборудования, подвижных составов, воздушного транспорта, морского и речного транспорта.

3 Сбербанк Лизинг


В 2018 году объем лизингового портфеля данной компании составил 402328 млн. рублей. Компания предоставляет услуги лизинга автотранспорта, оборудования, воздушных судов, подвижных составов, водного транспорта и недвижимости. Работая уже 25 лет на рынке лизинговых услуг, «Сбербанк Лизинг» обладает более, чем 55-ю филиалами, которые располагаются в крупнейших городах России.

2 ВТБ Лизинг


В 2018 году объем лизингового портфеля данной компании, основанной в 2002 году, составил 406781 млн. рублей. Деятельность компании распространяется на лизинг автотранспорта (легкового и коммерческого транспорта, специальной техники, самоходных машин), воздушного транспорта, железнодорожного транспорта, технологического оборудования, недвижимости, оборудования для нефтегазовой отрасли. «ВТБ Лизинг» также структурирует сделки любой сложности. Компания дает возможность войти в сделку на этапе уже заключенного договора с поставщиком, разрабатывает график платежей с учетом пожеланий клиента, предоставляет услуги финансового и операционного лизинга.

1 Государственная Транспортная Лизинговая Компания


В 2018 году объем лизингового портфеля данной компании составил 534349 млн. рублей. Компания была основана в 2001 году. Среди ее услуг – лизинг воздушного, водного и железнодорожного транспорта, энергоэффективного пассажирского транспорта, автомобильной и специальной техники для российских предприятий транспортной отрасли. Также компания занимается инвестиционной деятельностью в целях развития транспортной инфраструктуры России.

Лизинг – уникальная форма кредитования, предполагающая полноформатное использование дорогостоящего имущества с относительно небольшими ежемесячными платежами и возможностью последующего выкупа.

Сегодня на данном рынке представлены два крупных направления: лизинг для физических лиц и лизинг для юридических лиц . Каждая из этих форм лизинга имеет свои отличительные особенности.

Для граждан подобный тип кредитования наиболее интересен в автомобильной сфере. Лизинг авто для физических лиц представляет, с определенным упрощением, поэтапный выкуп транспорта или же просто его аренду за некоторую плату, размер которой существенно ниже прямых предложений от автосалонов.

Для корпоративных клиентов количество актуальных программ больше. Наиболее востребован лизинг оборудования, подразумевающий приобретение у выбранного поставщика дорогостоящей оснастки в пользование. В более общем случае используется финансовый лизинг, по которому можно приобретать любое имущество, в том числе и недвижимое.

Вне зависимости от формы лизинга, данное направление кредитование имеет несколько отличительных особенностей. Согласно действующему законодательству РФ условия лизинга предполагают заключение договора минимум на 11 месяцев. Лизинги без первоначального взноса практически отсутствуют, на старте придется заплатить 5-40% выкупной стоимости. Выплаты могут проводиться по двум графикам: равномерному и убывающему.

Взять лизинг можно только в специализированной организации. Для вашего удобства мы собрали крупнейшие компании, работающие в данном секторе, и составили их рейтинг согласно размеру лизингового портфеля на 1 ноября 2015.

На страничке каждой лизинговой компании вы можете узнать всю необходимую информацию: общее описание деятельности, контактные данные, действующий сайт и прочее. Эти данные помогут найти надежного партнера и получить лизинг на наиболее выгодных условиях.

После двух лет сокращения объем нового лизингового бизнеса в 2016 году начал восстанавливаться: вырос за девять месяцев 2016 года на 17% и составил 450 млрд рублей. В третьем квартале стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд рублей (годом ранее - 140 млрд рублей), около 80% которых пришлись на топ-20 лизинговых компаний (ЛК). Постепенная стабилизация в экономике привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. Кроме того, существенный прирост рынка связан с эффектом низкой базы прошлого года. За три квартала 2016 года отрицательные темпы прироста нового бизнеса показали только 20% респондентов, годом ранее бизнес сократился у более 75% участников исследования.

Объем лизингового портфеля на 1 октября 2016 года составил 2,9 трлн рублей, что соответствует уровню прошлого года. Причинами продолжающейся стагнации портфеля являются его инертность и потеря крупных лизинговых договоров с проблемными клиентами. Кроме того, переориентация лизинговых компаний с крупных корпоративных договоров на розничные сегменты с более короткими сроками сделок не позволяет значительно наращивать совокупный объем портфеля.

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования ЛК

В рамках исследования лизингового рынка за девять месяцев, проводимого RAEX («Эксперт РА»), лизинговым компаниям традиционно было предложено оценить уровень значимости факторов, негативно влияющих на развитие лизинга в нашей стране. Согласно результатам опроса второй год подряд главным негативным фактором для рынка остаются высокие процентные ставки по кредитам. Вторую позицию занимает нехватка платежеспособных, «качественных» клиентов. В тройку ключевых проблем лизинговой отрасли также входит нехватка у лизингодателей заемного финансирования в достаточном объеме, а четвертой по актуальности стала проблема недостаточного финансирования с длительными сроками. Девальвации рубля, которая привела к отказу клиентов от подорожавшего иностранного оборудования, теперь занимает пятое место (годом ранее - третье) среди негативных факторов.

Таблица 1. Основные факторы, негативно влияющие на лизинговый рынок (указаны в порядке убывания значимости)

Место

2016

Негативный фактор

Место

2015

Место

2014

Высокие процентные ставки по кредитам

Нехватка платежеспособных, «качественных» клиентов

Нехватка у лизинговых компаний заемного финансирования в достаточном объеме

Нехватка у лизинговых компаний финансирования с длительными сроками («длинные ресурсы»)

Падение спроса из-за роста курса валют

Противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов

Повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов

Отсутствие современного и адекватного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций

Проблемы с возвратом/зачетом НДС

Другие причины (повышенные требования со стороны банков-кредиторов к финансовому состоянию лизингополучателя, к залоговому обеспечению)

Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным опроса лизинговых компаний

Окрыленные лидеры

По итогам девяти месяцев 2016 года лидером рынка по объему нового бизнеса, как и годом ранее, стала компания «ВТБ Лизинг». На вторую строчку поднялась Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), темп прироста лизингового бизнеса которой за январь – сентябрь текущего года составил 69%. Третью позицию, показав небольшое сокращение (–5%), занял «Сбербанк Лизинг». В совокупности на три крупнейших компании приходится около 36% всего объема нового бизнеса (38% годом ранее).

Таблица 2. Топ-10 лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2016 года

Место по новому бизнесу
Наименование лизинговой компании

Рейтинг кредитоспособности RAEX («Эксперт РА») на 01.11.2016*
Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за девять месяцев 2016 года, млн рублей Темпы прироста нового бизнеса за девять месяцев 2016 года /девять месяцев 2015 года, %

Сумма новых договоров лизингаза девять месяцев 2016 года, млн рублей

Объем лизингового портфеля на 01.10.16, млн рублей

01.10.16 01.10.15

«ВТБ Лизинг»

63 021,5

88 017,7

394 041,5

Государственная транспортная лизинговая компания

58 327,6

81 389,5

244 915,9

«Сбербанк лизинг»

А++

38 748,9

–5

53 491,6

333 648,8

«ВЭБ-лизинг»

26 197,0

–48

38 677,0

601 083,1

«Европлан»

А++

25 807,9

н.д.

41 599,1

«Сименс Финанс»

19 689,0

30 412,3

33 078,4

«Балтийский лизинг «

17 901,0

26 347,0

31 772,0

«Бизнес Альянс»

15 294,8

32 572,0

32 187,6

«ЮниКредит Лизинг» и «Локат Лизинг Руссия»

А++

11 402,6

14 362,4

24 395,1

«РЕСО-Лизинг»

A+ (I)

10 502,4

16 144,1

17 569,0

Поддержку бизнесу лизинговых компаний из топ-3 оказали сделки с авиатехникой: почти весь объем авиасделок, заключенных за девять месяцев 2016 года, пришелся на тройку крупнейших игроков рынка. Концентрация авиасделок на крупнейших компаниях по-прежнему остается высокой, при этом не менее 50% нового бизнеса передано клиентам в оперативный лизинг. Доля авиасегмента на рынке составила 18% против 22% годом ранее. Доля второго корпоративного сегмента (железнодорожная техника), несмотря на постепенное повышение ставок на аренду подвижного состава, в 2016 году на рынке снизилась с 16 до 13% по сравнению с девятью месяцами прошлого года.

На грузовые и легковые автомобили по итогам девяти месяцев 2016 года пришлось около 38% (годом ранее - 37%) объема переданного в лизинг имущества. В абсолютном выражении автосегмент вырос на 21%, достигнув 170 млрд рублей. Позитивное влияние на сделки с автомобилями оказала госпрограмма по льготному автолизингу. Однако программа не смогла существенно повысить спрос со стороны физических лиц на лизинг автомобилей. «Лизинг для физических лиц оптимален для тех, кто хочет платить только за пользование автомобилем и не думать о том, сколько машина будет стоить при продаже через три года, - отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан». - Кроме того, не все лизингодатели могут предлагать этот продукт, так как он потенциально более массовый и рискованный, чем традиционный для России финансовый лизинг».

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний

Новый вызов

По оценке RAEX («Эксперт РА») отношение остатка платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней, к портфелю на 1 октября 2016 года составило около 10% (12% - годом ранее). Снижение уровня проблемных сделок на рынке связано с объемами изъятой техники у неплатежеспособных клиентов в 2015-2016 годах (не менее 35 млрд рублей за девять месяцев 2016 года, более 50 млрд рублей за девять месяцев 2015 года, по оценке Агентства). «Процесс урегулирования задолженности начался с 2014 года. В определенных случаях пришлось изымать предметы лизинга и передавать новым клиентам, некоторым клиентам мы реструктурировали задолженность, - говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами компании «ГТЛК». - За два года ситуация более-менее выровнялась. Поэтому мы считаем, что рынок находится на стадии восстановления».

Тем не менее объем реструктурированной задолженности в совокупном лизинговом портфеле вырос с 18% на 1 октября 2015 года до 20% за тот же период 2016 года. Причиной такой динамики стало изменение условий лизингового договора (пересмотр графика платежей, ставок, пролонгация сроков и т.п.) у клиентов из железнодорожного сегмента и авиасегмента, которые столкнулись с трудностями при исполнении обязательств по договорам лизинга. Крупнейшим дефолтом лизингополучателя в 2015 году стал крах авиакомпании «Трансаэро», который оказал значительное давление на качество активов крупных лизингодателей и как следствие банковских кредитов. Для предотвращения подобных ситуаций в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. «Вопрос госрегулирования вызван проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях, - отмечает Александр Михайлов. - Но затронет регулирование все лизинговые компании, независимо от их специализации. Поэтому важно не навредить и не ограничить эффективную работу частного капитала - к примеру, в сегменте лизингового финансирования транспорта для МСБ».

Ключевые направления реформы будут направлены на повышение транспарентности и введение регулирования лизингового рынка, что предполагает соблюдение им дополнительных требований по контролю рисков в финансовой системе в целом. В результате реформирования рынка и изменения законодательства лизинг в России может стать исключительным видом деятельности, с которым будет запрещено совмещать другую деятельность. Помимо совершенствования нормативно-правовой базы с 2019 года компаниям предстоит переход на отчетность по МСФО. «В этой связи мы ожидаем значительного повышения спроса на модуль бухгалтерского учета по принципам МСФО, который будет соответствовать отраслевым стандартам Центрального банка, а также на модуль обеспечения соблюдения процедур внутреннего контроля качества данных и модуль расчета резервов с учетом справедливой оценки обеспечения лизингового портфеля», - отмечает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг».

Саморегулируемый контроль

В ближайшие годы существенным нововведением для рынка также станет появление саморегулируемых организаций (СРО), на которых могут быть возложены функции по разработке отраслевых стандартов, сбору отчетности, статистики и пр. Одной из ключевых проблем при образовании СРО являются разногласия среди совершенно разных типов лизинговых компаний, кардинально различающихся бизнес-моделями, финансовыми возможностями собственников и специализацией. «Важно, чтобы СРО объединяло максимальное количество участников рынка, компаний всех форм собственности и размеров. СРО не должны быть механизмом ограничения конкуренции. Разрабатываемые нормативы должны учитывать интересы максимального количества лизинговых компаний», - подчеркивает Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании «Балтийский лизинг».

Введение ограничительных барьеров при вступлении в СРО (величина капитала, размеры взносов и пр.) и повышение требований к лизинговым компаниям приведут к росту их издержек. В результате часть мелких игроков будет вынуждена покинуть рынок. «С 2017 года планируется создать СРО, которые определят правила работы на рынке лизинга. Компании, которые в силу несоответствия данным требованиям не смогут вступить в СРО, покинут рынок, - сообщает Дмитрий Зотов, генеральный директор компании «ТрансФин-М». - Из-за кризиса в банковском секторе и неплатежей клиентов уже состоялся уход наиболее мелких игроков и всех тех, кто был наиболее уязвим на рынке лизинга».

По сравнению с 2009 годом в текущем году все больше лизингодателей считает, что регулятивный надзор и введение нормативов негативно повлияют на работу лизинговых компаний и не смогут предотвратить возникновение в будущем крупных дефолтов на рынке. В большей степени пессимистичные настроения компаний связаны с тем, что в условиях слабого спроса на лизинговые услуги и высокой доли проблемных активов дополнительные расходы для соблюдения требований регулятора окажут давление на бизнес региональных игроков. Представители частных компаний отмечают, что небольшие региональные компании не несут существенных рисков для финансовой системы страны и регулирование их деятельности нецелесообразно. Кроме того, респонденты связывают введение регулирования с обесценением активов отдельных лизингодателей, проблемы которых не связаны с остальными участниками лизинговой отрасли.