Заключительная часть цикла, посвященного цветовым профилям изображения, включает в себя практические аспекты данной темы. Читатели узнают, где и каким образом выбрать и настроить цветовой профиль, а также как конвертировать изображение из одного цветового пространства в другое.

Итак, переходим к практике. Рассмотрим алгоритмы выбора цветового пространства для фотокамеры и различных графических редакторов.

В настройках фотоаппарата выбор цветового пространства JPEG (также влияет на встроенное в RAW превью) происходит в меню:

В Adobe Lightroom выбор цветового пространства происходит в:


В Adobe Camera Raw (ACR) выбор цветового пространства происходит в меню, открывающемся по клику на «ссылку» под основным превью изображения:

В Capture One выбор цветового пространства экспортируемого файла происходит в настройках «рецепта обработки» (Process Recipe):

В Nikon Capture NX-D настройки цветового пространства находятся в меню Tool → Preferences:

В Canon Digital Photo Professional (DPP) выбор рабочего цветового пространства находится в меню настроек:

А также в Палитре инструментов:

Стоит заметить, что в DPP отсутствует возможность работы в ProPhoto RGB, однако, вместо него есть возможность выбора также очень большого пространства Wide Gamut RGB.

Чтобы Adobe Photoshop обрабатывал изображения в том цветовом пространстве, в котором они к нему поступают без принудительной конвертации в рабочее цветовое пространство, необходимо в настройках политики управления цветом (Edit → Color Setting → Color Management Policies) выбрать Preserve Embedded Profiles (Сохранять встроенные профили):

В случае обработки изображения в цветовом пространстве, отличном от того, в котором оно будет в дальнейшем использоваться, его необходимо перевести (конвертировать) в конечное цветовое пространство.

В случае использования изображения в сети Интернет или, если не известно, как в дальнейшем оно будет использоваться, его необходимо конвертировать в пространство sRGB.

. При этом при работе в 16-битном режиме рекомендуется сначала произвести процедуру конвертации, а уже затем перевод изображения в 8-битный режим.

Для конвертации изображения из одного цветового пространства в другое в Adobe Photoshop используется команда Edit → Convert to Profile (Редактирование → Конвертировать в профиль).

В качестве алгоритма пересчета цветов (Intent) необходимо (кроме как в крайне специфических случаях) выбирать Perceptual (для максимально возможного сохранения визуального соотношения между наиболее и наименее насыщенными цветами) или Relative Colorimetric (для того, чтобы сохранить цвета, умещающиеся в конечное цветовое пространство, без какого-либо визуального изменения и отказаться от цветов, не входящих в конечное цветовое пространство).

Режим Perceptual производит компрессию/сжатие цветов, для того, чтобы избежать постеризации «внеохватных» цветов и по возможности сохранить визуальное соотношение между сильнонасыщенными и малонасыщенными цветами.

Режим Relative Colorimetric конвертирует изображение в другое цветовое пространство без визуального изменения цветов, входящих в конечное цветовое пространство и «отрезает» «внеохватные» цвета.

Выбор между опциями Perceptual и Relative Colorimetric обычно осуществляется пользователем визуально, по превью. Необходимо отметить, что если разница между результатами сильно видна, значит в каком-то участке изображения цвета выходят за пределы конечного цветового пространства. В этом случае при выборе опции Relative Colorimetric в данном участке произойдет постеризация изображения).

Если участок изображения с «внеохватными» цветами невелик, можно 1) локально его подкорректировать (уменьшить насыщенность в этом месте), либо согласиться на постеризацию изображения в этом участке и выбрать Relative Colorimetric для получения в целом наиболее визуально приятной картинки, 2) выбрать Perceptual, чтобы по возможности исключить постеризацию (однако общая насыщенность изображения при этом уменьшится).

Теория предельного дохода гласит: если понемногу претворять в жизнь небольшие изменения в каждом аспекте вашей деятельности, то результирующее улучшение будет весьма впечатляющим. Эту теорию легко применить и к фотографическому рабочему процессу.

Travel-фотографу, коим я и являюсь, приходится делать огромное количество фотографий с совершенно разными сюжетами. Из недавней двухдневной поездки в Бельгию я привез около двух тысяч фото. И если вы любите вдумчиво просматривать и сортировать карточки на компьютере за чашечкой кофе, то даже нескольких дней вам может не хватить на то, чтобы обработать весь фотосет. В таком случае оптимальный вариант – добиться максимального сходства камерного JPEG с реальной картинкой, а на постобработку тратить минимум времени.

Один из способов такой экономии времени на обработке за компьютером – калибровка вашего фотоаппарата. Вы наверняка слышали о том, что в цифровой фотографии принято калибровать мониторы для того, чтобы добиться точной цветопередачи. Более того, некоторые скрупулезные личности калибруют даже принтеры - те, кому важно стопроцентное совпадение изображения на экране и на бумаге. Однако, далеко не все задумываются о такой вещи, как калибровка камеры.

Принцип калибровки, вне зависимости от устройства, одинаков. Вы создаете специальный профиль для своего устройства, и специальное программное обеспечение, предназначенное для управления цветом, вносит соответствующие поправки в изображение на выходе. Ведь что такое калибровка, скажем, монитора? Вы просто измеряете то, насколько цветопередача вашего экземпляра отклоняется от эталона, и вносите нужные поправки. Топовые модели могут быть довольно близки к профессиональным стандартам, в то время как цветопередача монитора для массового сегмента может быть весьма далека от идеала. Итоговый профиль исправляет отклонения по цвету, добиваясь корректной цветопередачи.

Разные модели камер видят цвет по-разному, поэтому, чтобы передать картинку так, как запомнил ее ваш глаз и мозг, при постобработке необходимо совершить набор определенных действий. Предварительная калибровка же дает вам весомое преимущество – вам нужно будет совершить эти телодвижения всего один раз для всех снимков. Таким образом, время, затрачиваемое на обработку, значительно сокращается.

Калибровка камеры, в общем, работает так: вы измеряете любые отклонения во «взгляде» камеры на окружающий мир, после чего создаете профиль, который устраняет эти отклонения на этапе создания камерного JPEG из RAW-файла.

Несколько лет назад я понял на собственном опыте, что калибровка важна. Тогда я обрабатывал фото заката в Ирландии, снятого на Nikon D2x. Цвета в JPEG по умолчанию получились блеклыми и с явным наличием желтого оттенка, в то время как я отлично помнил яркие пурпурные краски этого заката. Вдруг, по какому-то наитию, я решил использовать калибровочное фото с эталонной цветопередачей, которое я по привычке делал перед каждой съемкой, но никогда до этого не использовал. Я создал с его помощью профиль, применил его ко всей съемке и с удивлением увидел, как каждое фото заиграло новыми, гораздо более реалистичными красками и оттенками.

Применение профиля не всегда заметно меняет цветопередачу, но, как мы уже упомянули выше, теория предельного дохода учит - незаметные улучшения имеют свойство накапливаться. Создание цветовых профилей под вашу камеру - довольно несложное дело. Я использую Xrite ColorChecker Passport и специальный плагин, который позволяет создавать профили прямо из файлов в Adobe Lightroom. Никто не запрещает использовать отдельное, обычно идущее в комплекте с камерой, ПО, чтобы создавать подогнанные под определённый экземпляр камеры профили для Adobe Camera Raw. Компания Adobe хранит эти профили в файлах с DNG расширением, но у вас нет нужды конвертировать гигабайты ваших RAW-архивов в DNG (аббревиатура для Adobe Digital Negative) для применения этих профилей.


Классический вариант эталонной мишени для калибровки состоит из 24 цветов .

Создание профиля камеры

Для начала просто сфотографируйте эталонную мишень в том освещении, при котором будет вестись съемка. Если у вас несколько камер – сделайте снимок каждой, желательно одним и тем же объективом. Я, как правило, использую для этого зум со средним диапазоном фокусных расстояний (вроде 24-70) - чаще всего я снимаю именно им. С учетом того, что я снимаю не в JPEG, а строго в RAW, нет разницы в том, какое выставлять цветовое пространство – AdobeRGB или sRGB. Лично я всегда использую AdobeRGB при обработке – таким образом обеспечивается более широкий цветовой охват. Запомните – для калибровочного фото и для всей последующей съемки важно использовать одно и то же цветовое пространство.

В Lightroom выберите предварительно импортированный калибровочный снимок. В меню File выберите команду Export и далее загрузите пресет ColorChecker Passport, который был установлен автоматически вместе с ПО для корректной работы калибратора. Вам нужно только решить, как назвать новый профиль - автоматика сделает остальное.

После перезапуска Lightroom, получившийся профиль может быть применен к снимку в выпадающем списке Profile панели Camera Calibration. Однако стоит помнить, что вам будут доступны только профили той камеры, которой вы сделали обрабатываемый RAW-файл. Продвинутые пользователи могут сохранить данный профиль как часть профиля Developer Preset и применить его сразу к нескольким фото при импорте.

Есть один нюанс. Теоретически, калибровать камеру, то бишь делать калибровочный снимок, нужно при каждой смене объектива, изменении источника освещения или даже смене значения ISO.

На практике же, за исключением очень специфичных условий работы с дотошно выставленным освещением и т.п., эти постоянные калибровки не нужны и сильно замедляют ваш рабочий процесс. «Фишка» здесь в том, чтобы найти нужный баланс между необходимостью подготовки и применения огромного количества разнообразных профилей и тем фактом, что ваш единственный профиль может не «лечь» корректно на все ваши кадры. Но, как и в большинстве других случаев, когда сравниваются калиброванный и некалиброванный прибор, даже одна единственная калибровка камеры очень сильно помогает в процессе работы фотографа.

Использование индивидуальных профилей

Мне, как travel-фотографу, удобно под каждое место съемки иметь специально заточенный профиль. Если я снимаю в индийском Ладакхе, что близ Гималай, я использую калибровочные снимки оттуда. Если в этой же поездке я отправляюсь в совершенно другой район, например, пышно цветущий Керал в Южной Индии, я повторяю всё заново.

Программа из комплекта ColorChecker Passport позволяет объединить два калибровочных изображения в одно, создавая при этом так называемый двойной профиль Dual-Illuminant DNG Profile. Таким образом можно обеспечить более точную цветопередачу в случае, если вы снимаете при постоянно меняющемся освещении, отличающемся от того, при котором сделан первый калибровочный кадр. Для создания такого двойного профиля необходимо сделать два калибровочных фото в кардинально разных условиях освещения. Затем из этих двух снимков создается двойной профиль, который обладает более точной цветопередачей, чем первоначальный вариант с одиночным снимком.

Когда вы откалибруете камеру, вы сможете применять свои профили автоматически при импорте с помощью настройки Develop Preset.

Если вы не пользуетесь Lightroom, можно использовать отдельное ПО для калибратора ColorChecker Passport, чтобы с его помощью создавать DNG профили. Эти DNG профили читаются множеством программ для RAW-процессинга, в том числе Adobe Camera Raw и Capture One. К сожалению, на данный момент Apple Aperture не поддерживает такие профили.

Об авторе. Стив Дэйви – фотограф и писатель из Лондона. Большую часть времени путешествует по самым экзотическим и живописным уголкам этой планеты. Недавно выпустил второе издание книги Footprint Travel Photography, которая стала настольной книгой любого путешественника с камерой в руках.

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Что и где хранится в Lightroom? Оригиналы, пресеты, превью… michael_perlov wrote in February 7th, 2011

Большинство пользователей Lightroom не задумываются, как устроена программа, где хранятся настройки, пресеты, оригиналы фотографий и информация об их обработке.

Эта статья расскажет о расположении разнообразных файлов, которые использует Lightroom, об их назначении, и о том, что нужно сохранить, перенося каталог на новый компьютер.

В первую очередь разберемся с оригиналами фотографий, так как это, безусловно, самое важное. Если вы не задумывались куда попадают фотографии при импорте в LR, и теперь не можете их найти, просто нажмите правой кнопкой мыши (Ctrl+клик на Mac) на интересующей фотографии и в контекстном меню выберите пункт «Show in Explorer» («Show in Finder» на Mac):

Другой способ – найти всю папку с изображениями. Для этого в области Folders в левой панели (модуль Библиотеки) также нажмите на имя интересующей папки, чтобы вызвать контекстное меню. Там будет похожий пункт:

В папке с оригиналами вы можете обнаружить файлы с расширением.XMP:

В эти файлы ЛР записывает все дополнительные метаданные (рейтинги, ключевые слова, настройки обработки без истории), связанные с картинкой, если она находится в RAW-формате производителя камеры. Для Nikon – это NEF, для Canon – CR2. Если оригинал сохранен в формате JPG, TIFF или DNG, то метаданные хранятся прямо внутри файла и.XMP рядом с ним не будет.

Что дают эти метаданные? Возможность перенести отдельный кадр в другой каталог ЛР или совместимую программу (фактически только Adobe Camera RAW), сохранив последние настройки обработки, ключевые слова, рейтинг и цветовые метки. Но для того, чтобы метаданные оказались в исходнике их надо сохранить. Для этого можно выделить нужные файлы в Lightroom и нажать быструю клавишу Ctrl-S , либо задать настройку автоматически сохранять их в меню Edit->Catalog Settings (Lightroom->Catalog Settings на Mac):

Использовать автосохранение я не советую. Во-первых, это замедляет программу, во-вторых, увеличивает нагрузку на жесткий диск с фотографиями, и, в-третьих, это не нужно. Дочитав до конца, вы поймете почему.

Следующим по важности является файл каталога Lightroom. В одном единственном файле хранится информация обо всех импортированных фотографий и их расположении на диске. Там же хранятся коллекции , виртуальные копии, ключевые слова и другие метаданные, настройки обработки и, что особенно важно, история обработки. По сути Lightroom не существует без каталога, если вы открыли программу, значит, открыли каталог (первый раз этот каталог создается автоматически).

Если вы не знаете, где лежит ваш каталог (что очень плохо), просто зайдите в меню Edit->Catalog Settings (Lightroom->Catalog Settings на Mac). Там вы увидите путь к каталогу и кнопку перехода в эту папку:

В папке с каталогом вы обнаружите несколько важных вещей:

Во-первых, это файл каталога с расширением.lrcat (подчеркнут синим). Его надо хранить и резервировать также надежно, как и фотографии, и тогда никакие.XMP не понадобятся.

Во-вторых, здесь лежат превью ваших фотографий, в Windows – это папка с названием каталога и.lrdata на конце, на Mac – просто файл (подчеркнут фиолетовым). Что значит превью? Дело в том, что при просмотре фотографий в библиотеке Lightroom не открывает оригиналы, а подтягивает специально подготовленные уменьшенные версии изображений, к которым применены все настройки обработки. Вот их и называют превью.

Создаются они автоматически по мере просмотра каталога. Эту папку можно смело удалять и не резервировать, так как она автоматически пересоздается заново. Но учтите, что это замедлит работу в модуле библиотеки!

В-третьих, в этой папке могут лежать все ваши пресеты (подчеркнуты красным). О том, как задать расположение пресетов и что это такое читайте в этой статье .

Наконец, в-четвертых, здесь может оказаться специальный файл (подчеркнут зеленым) с расширением.lock. Этот файл не дает открыть один каталог два раза и автоматически удаляется при закрытии ЛР. Но если произошел сбой, и программа вылетела, то файл может остаться, и при следующем запуске вы получите ошибку «The Lightroom catalogue ‘Catalogue X’ cannot be opened because another application already has it opened» в ЛР2, а в третьей версии такую:

Просто удалите файл и все станет хорошо!

Кроме превью для модуля библиотеки, Lightroom также хранит специальные файлы для ускорения обработки. Каждый раз, когда новая фотография открывается в модуле Develop, происходит предобработка и полученная заготовка складывается в кэш. Если заготовка уже есть в кэше, то открытие занимает гораздо меньше времени. Если место там закончилось, то самая старая заготовка удаляется, а ее места занимает только что созданная.

Узнать расположение кэша и настроить его размер можно в меню Edit->Preferences (Lightroom->Preferences на Mac) на закладке File Handling:

Размер кэша выбирается индивидуально. Если вы часто работаете с большим количеством фотографий в режиме Develop, то старайтесь сделать кэш большим. Если обычно обработка ограничивается десятком кадров, то и стандартного гигабайта хватит. Исходите из того, что размер заготовки примерно равен размеру оригинала фотографии.

Важно следить за тем, чтобы на жестком диске, где хранится кэш, было много свободного места, иначе Lightroom будет очень медленно работать! В идеале кэш должен располагаться отдельно от системы и файла подкачки, на другом физическом устройстве.

Еще одним важным элементом Lightroom являются профили камер и профили коррекции оптических искажений , которые появились в последней версии программы. В комплекте с программой идут множество профилей, которые в разных системах можно найти в разных папках:

  • On Mac OS X:/Library/Application Support/Adobe/CameraRaw/CameraProfiles
  • On Windows 2000 / XP:C:\Documents and Settings\All Users\Application Support\Adobe\CameraRaw\CameraProfiles
  • On Windows Vista / 7:C:\ProgramData\Adobe\CameraRaw\CameraP rofiles

Профили коррекций лежат рядом в папке LensProfiles:

Но кроме стандартных можно добавлять и свои профили, например, в этой статье я писал о новых профилях для камер Nikon D700, D3 и D300, которые во много раз лучше стандартных. Чтобы их установить, нужно скопировать файлы профилей в соответствующие папки выше.

Кстати, эти же профили использует и Adobe Camera RAW!


Эта запись была автоматически добавлена с сайта LCourses.ru .
Оригинал .

Очень часто базовые настройки не позволяют добиться желаемой цветопередачи, поэтому теперь самое время перейти к инструментам цветовой коррекции. Но учтите, что восприятие цвета сильно зависит от яркости изображения. Это означает, что применять цветокоррекцию нужно к изображению с уже выполненными настройками яркости и точно установленным балансом белого.

Инструменты, влияющие на цветопередачу, сосредоточены в Lightroom на трех панелях: это HSL/Color/B&W, Split Toning и Camera Calibration. Эти инструменты предоставляют нам разные возможности работы с цветом и имеют разную идеологию, однако каждый из них может внести свой вклад в решение задачи получения желаемого цвета изображения. Сплит-тонирование и перевод цветных изображений в черно-белые мы рассмотрим на Уроке 5.

Camera Calibration

Начнем мы с настроек панели Camera Calibration, хотя она и расположена в самом низу правой группы панелей. Ее настройки позволяют отрегулировать цветопередачу изображения, а также выбрать профиль камеры.

Панель Camera Calibration

В верхней части панели Camera Calibration находится список Process, в котором можно выбрать алгоритм, по которому будет обработано изображение: 2003 (старый алгоритм), либо 2010 (Current) - новый алгоритм обработки, появившийся с 3 версии Lightroom. Новый алгоритм лучше справляется с подавлением шумов, деликатнее относится к цвету в тенях, поэтому нет причин пользоваться старым процессом обработки, за исключением случаев, когда вам нужно обеспечить совместимость со старыми версиями Lightroom или Camera Raw.

Из списка Profile (Профиль) можно выбрать профиль обработки для данного снимка. В данном случае под профилем подразумеваются некоторые настройки, влияющие на цвет и тональность изображения. Обратите внимание, что профиль можно выбрать только для снимка в формате RAW, а для JPEG всегда используется встроенный профиль.

Список профилей для разных камер может отличаться, но общий принцип таков: Lightroom позволяет выбрать либо стандартный профиль (Adobe Standard), старые версии профилей Adobe Camera Raw и (при наличии) встроенные профили камеры. При выборе встроенного профиля Lightroom имитирует варианты настройки камеры, доступные при съемке в JPEG.

Профили достаточно сильно влияют на изображение - вы можете выбрать тот профиль, который наиболее соответствует снимку. Но если стандартные профили вас не устраивают, цвет можно тонко настроить с помощью регуляторов. Причем такая регулировка является более целостной, чем коррекция с помощью панели HSL (да и постеризации изображения в данном случае «добиться» сложнее).

Влияние профилей на цветопередачу. Слева направо: результат применения профилей Adobe Standard, D2х Mode 2, Camera Neutral

Ползунок Shadows (Тени) управляет оттенком самых темных областей изображения, позволяя регулировать их от зеленого до пурпурного. Именно с помощью этого регулятора решается проблема, когда камера «краснит» или «синит» в тенях. (И, разумеется, никто не может запретить вам использовать его для получения каких-то эффектов.)

Три следующие группы ползунков - Red Primary (Основной красный), Green Primary (Основной зеленый) и Blue Primary (Основной синий) - позволяют настроить оттенок и насыщенность для каждого из трех базовых цветов.

Например, если вам кажется, что камера «краснит» - на фотографиях слишком яркие красные оттенки, - то можно слегка уменьшить насыщенность красного цвета. Или, если у зеленого цвета имеется желтоватый оттенок, можно переместить регулятор зеленого оттенка немного вправо. Таким образом можно добиться практически любой цветопередачи.

Примечание. После того, как вы настроили идеальный цвет, можно сделать так, чтобы измененные вами калибровки автоматически применялись ко всем импортируемым изображениям. Выполните команду Develop > Set Default Settings (Обработка > Установить параметры по умолчанию). В диалоговом окне нажмите кнопку Update to Current Settings (Обновить к текущим установкам). Теперь сохраненные настройки будут автоматически применяться ко всем снимкам, выполненным этой же камерой. (Чтобы сделать разные настройки для разных значений чувствительности, зайдите в настройки Edit > Preferences, вкладка Presets, и установите флажок Make defaults specific to camera ISO settings).

HSL / Color / B&W

Панель HSL / Color / B&W - самый мощный инструмент цветокоррекции в Lightroom, позволяющий делать с цветом практически все, что вам заблагорассудится. На самом деле, там сосредоточены три панели изображения: переключаться между ними можно, щелкая по их названиям в заголовке.

Аббревиатура HSL расшифровывается как Hue, Saturation, Luminance - цветовой тон, насыщенность, светимость. Вкладки панели HSL похожи на некий эквалайзер, позволяющий тонко управлять цветом в изображении. Каждый из регуляторов на этих вкладках соответствует определенному участку цветового круга; его передвижение влияет только на цвета данного участка, а другие цвета изображения остаются неизменными. Всего на каждой вкладке содержится по 8 регуляторов, соответствующих следующим цветам: Red (Красный), Orange (Оранжевый), Yellow (Желтый), Green (Зеленый), Aqua (Аквамарин), Blue (Синий), Purple (Лиловый) и Magenta (Пурпурный). А на панели Color те же настройки сгруппированы по цветам.

Панели HSL / Color / B&W

Примечание. Используйте с осторожностью! Чрезмерное изменение параметров HSL может привести к постеризации изображения, а также к появлению цветной каймы на контрастных цветовых границах. Это особенно хорошо заметно при работе с JPEG.

Вкладка Hue (Цветовой тон) позволяет изменить цветовой тон отдельной группы цветов в изображении. Для чего это может использоваться? Например, изменяя настройки тона для зеленого цвета, можно скорректировать на снимке цвет листвы или травы, оставив другие цвета неизменными: сделав жухлую траву более свежей или, наоборот, превратив лето в осень. Изменяя настройки красного и оранжевого цветов, можно скорректировать телесные цвета в портрете. Также можно скорректировать и цвет одежды - следите только, чтобы коррекция не вызвала нежелательных изменений на других участках изображения.

Коррекция оттенка: слева - оригинал, справа: Green –90 «превращает» лето в осень

Примечание. При цветокоррекции очень важно чувство меры. Человеческий глаз имеет свойство адаптироваться к цвету, и через минуту «дикие» цвета уже кажутся привычными. Поэтому имеет смысл время от времени отключать выполненные настройки и сравнивать результат с оригиналом (для этого используется переключатель слева от заголовка панели).

Вкладка Saturation (Насыщенность) позволяет управлять насыщенностью каждой группы цветов в отдельности. Если переместить все ползунки этой вкладки в крайнее левое положение, мы получим монохромное изображение. С помощью данных настроек можно усилить или ослабить определенные оттенки в изображении. Например, можно сделать блеклое небо более синим (для этого нужно переместить ползунок Blue вправо), убрать излишнюю красноту кожи (ослабив красный) или, наоборот, придать коже загорелый вид (усилив оранжевый). Таким образом можно управлять насыщенностью более гибко, нежели с помощью настроек Vibrance и Saturation.

Слева - оригинал. Справа - насыщенность синего увеличена до 100

Вкладка Luminance (Светимость) управляет яркостной компонентой каждого оттенка. Изменение значения светимости приводит к тому, что выбранный цвет становится ярче или темнее, не меняя своего оттенка. Например, уменьшение светимости синего цвета на пейзажном снимке может создать драматический предгрозовой эффект, а увеличение - напротив, создать впечатление яркого солнечного дня. На некоторые портретные снимки положительно влияет небольшое увеличение светимости красного и оранжевого - телесные цвета становится более светлыми.

Слева - оригинал. Справа - светимость синего снижена до –40

Слева - оригинал. Справа - увеличена светимость красного и оранжевого для осветления телесных тонов

Не всегда сразу удается угадать, какой именно цвет повлияет на интересующую нас область. В этом случае удобно использовать Tagret adjustment tool - инструмент целевой корректировки. Щелкните по кнопке выбора инструмента (кружок в левом верхнем углу панели), затем наведите курсор на область того цвета, который вы хотите откорректировать, нажмите кнопку мыши и перемещайте ее: вверх - чтобы усилить значение или вниз - чтобы ослабить. При этом изменяться может не один цвет, а несколько: например, телесные тона могут включать в себя оранжевые и красные цвета.

Закончив коррекцию, нажмите кнопку Done (Готово) на панели инструментов или просто «повесьте» инструмент на место, еще раз щелкнув по той же кнопке.

Инструмент целевой корректировки

Управление детализацией изображения

И в заключение урока рассмотрим вопросы повышения резкости и подавления шумов. Хотя они и не являются инструментами цветовой коррекции, но также косвенно влияют на наше восприятие цвета.

Для управления детализацией изображения в Lightroom имеется панель Detail (Детализация). Вообще говорить об улучшении детализации можно лишь условно, поскольку изображение формируется в момент съемки - после этого никакая обработка не добавит снимку деталей, если их не было в оригинале. Однако, обработав снимки с учетом особенностей человеческого зрения, можно сделать так, что они будут казаться более резкими и детализированными.

Настройки управления детализацией изображения

Повышение резкости

Из-за особенностей формирования изображения в камере все цифровые снимки нуждаются в усилении резкости. На самом деле, при повышении резкости повышается локальный контраст на контурах изображения, ввиду чего оно визуально становится более четким. Это означает, что исправить ошибки, допущенные при съемке - смаз, шевеленку или «мыльность» объектива - невозможно.

При настройке резкости увеличьте масштаб изображения до 100%, чтобы отчетливо видеть влияние настроек. Резкость управляется следующими параметрами:

Amount (Эффект) определяет, насколько сильно будет повышен контраст на контурах в изображении. Чем выше значение, тем сильнее будет увеличена резкость. Если нажать Alt при перемещении регулятора, то изображение будет отображаться черно-белым, чтобы цветовой контраст не влиял на ваше восприятие снимка.

Параметр Radius (Радиус) влияет на ширину контура, в котором будет усиливаться контраст. Увеличение его значения усиливает резкость в целом, но огрубляет мелкие детали изображения. Если, опять же, удерживать Alt во время настройки, вы увидите «карту» объектов, к которым будет применяться повышение резкости. Устанавливайте такой радиус, чтобы действие фильтра не влияло на те области, которые должны быть гладкими: кожа, небо и т.д.

Параметр Detail (Детали) управляет резкостью высокочастотных компонентов снимка. Увеличение его значения приводит к повышению резкости в самых мелких деталях - волосах, ресницах (и, что немаловажно, в шумах). Удерживая Alt, настройте этот параметр так, чтобы установить желаемую детализацию и одновременно не усиливать шум.

Наконец, параметр Masking (Маскирование) позволяет задать минимальную разницу в контрасте, при которой будет применяться повышение резкости. Иными словами, увеличивая Masking, мы увеличиваем области, в которых резкость не меняется (при нажатой Alt эти области показаны черным). Используйте Masking, чтобы избежать усиления нежелательных деталей, таких как фактура кожи или шумы.

Слева направо: недостаточная, оптимальная и чрезмерная резкость

Основной признак чрезмерной резкости - гало на границах контрастных объектов. При подборе оптимальных параметров резкости можно руководствоваться следующим алгоритмом: установите максимальное значение Amount. Установите оптимальное значение Radius, чтобы резкость повышалась только там, где нужно (для изначально резких снимков значение радиуса обычно не превышает 1,5; если нам нужно «вытянуть» слишком мягкий и нерезкий снимок, потребуются большие значения). Затем подберите значения Detail и Masking так, чтобы сохранить важные детали и не допустить появления артефактов (не забывайте использовать маски, отображаемые при нажатии Alt). Наконец, уменьшите значение Amount, чтобы получить нужную резкость.

Кайма на контрастных границах - признак чрезмерного увеличения резкости

Примечание. Повышая резкость, нужно учитывать, как в дальнейшем будет использоваться изображение. Для печати требуется гораздо более сильное повышение резкости, чем для просмотра на экране. Однако в общем случае можно ориентироваться по экрану, поскольку Lightroom позволяет дополнительно увеличить резкость снимка «для печати» при экспорте.

Подавление шумов

Шумы - бесполезная составляющая снимка, которая не несет информационной ценности и искажает изображение. К сожалению, при обработке шумы нередко усиливаются: например, более-менее серьезное повышение яркости снимка, особенно с помощью инструмента Fill Light, гарантированно проявит шумы.

Принято различать два вида шумов в изображении - яркостные и цветовые. Яркостный шум представляет собой неоднородность в уровнях яркости между соседними точками изображения и отдаленно напоминает пленочное зерно. Цветовой шум выглядит как хаотичные цветные точки на тех участках, которые должны быть однородны по цвету.

Слева - цветовая составляющая шума, справа - яркостная

Для подавления яркостного шума используются регуляторы Luminance (Светимость), Detail (Детализация) и Contrast (Контраст). Чем выше значение Luminance, тем сильнее будет выравниваться яркость соседних точек в изображении - это приведет не только к снижению шумов, но и к замыливанию снимка. Увеличение Detail позволяет сохранить большее количество деталей в изображении, однако результат будет более шумным. Параметр Contrast позволяет сохранить контраст изображения, однако также немного увеличивает количество шумов в изображении.

Для подавления цветового шума используются регуляторы Color (Цветность) и Detail (Детализация). Первый отвечает за силу подавления цветового шума, второй - за степень сохранения деталей в изображении.

Получается, что подавление шумов в Lightroom - всегда компромисс между шумами и резкостью. При слишком сильном подавлении шума в изображении снимок становится неестественным, пластиковым. Кроме того, в нем могут появляться артефакты, которые выглядят еще хуже, чем шум. Просматривайте изображение в 100% масштабе для контроля возникновения артефактов или используйте режим Before/After для сравнения результата обработки с оригиналом.

При чрезмерном подавлении шумов кожа теряет фактуру и становится похожа на пластиковый манекен

При импорте фотографий с камеры вы наверняка замечали, что сперва цвета отображаются «как на фотоаппарате», а потом вдруг становятся другими. Чаще всего бледнее и тусклее. Дальше написано о том, почему так происходит и как этого можно попытаться избежать.

Панель Camera Calibration состоит из пяти блоков:

В первом блоке можно установить цветовой профиль для изображения. Во втором можно отрегулировать оттенок теней между зеленым и фиолетовым. Этот параметр чем-то похож на оттенок в настройке баланса белого. Разница в том, что в панели Camera Calibration он влияет только на тени, в то время как в панели — на весь тональный диапазон.

Оставшиеся три блока позволяют настроить смещения тонов и насыщенность красного, зеленого и синего цветов. Особого интереса для ручной регулировки они не представляют и могут использоваться для создания цветовых эффектов, подобно регулировкам в панели .

Самое интересное кроется в первом блоке. Вот что увидят владельцы камер Canon в выпадающем списке:

Профили можно разделить на две группы: стандартные профили и профили с приставкой Camera . Сразу хочу заметить, что все профили, которые вы видите, зависят от модели камеры и имеют различные настройки. Если вы, например, будете импортировать фотографии с 300D и с 5D, то вы увидите одинаковое выпадающее меню, но сами профили, применяемые к изображениям, будут разные .

Первая группа — это так называемые стандартные профили для фотоаппаратов, разработанные Adobe. На сегодняшний день лучшим считается Adobe Standard . По умолчанию при импорте фотографий устанавливается именно он. Отсюда и идет разница между цветами на фотоаппарате и компьютере. Все дело в том, что камера использует один из встроенных в камеру профилей (у Canon это называется Picture Style ), а Lightroom — Adobe Standard . У этих двух профилей заведомо разные цвета, что мы и видим на экране.

Для того, чтобы сгладить этот переход нужно выбрать профиль с приставкой Camera , с названием, соответствующим профилю, установленному в вашем фотоаппарате. Если Picture Style установлен на Landscape , то и в Lightroom нужно выбрать Camera Landscape . Но даже после этих манипуляций вы заметите небольшую разницу между изображением, которое встроено в raw-файл и тем, что секундой позже сгенерирует Lightroom. Это вызвано тем, что профили Lightroom всего лишь симулируют те, что встроены в камеру и не гарантируют точного совпадения. Родные же профили зашифрованы и производители камер не спешат делиться их параметрами.

Если вы импортируете jpeg или tiff (из фотошопа), то будет доступен только встроенный профиль.

В следующий раз я расскажу о различных способах создания своих профилей с помощью цветной мишени.