Военный ледокол дизель-электроход «Илья Муромец» 2 января 2018 года официально вступил в состав сил Северного флота России.

Как сообщила пресс-служба Северного флота, 2 января 2018 года на Военно-морскую базу Северного флота России прибыл новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180, предназначенный для обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях. Экипаж судна совершил свой первый переход с Балтийского моря в морской порт Североморск на восточном берегу незамерзающего Кольского залива Баренцева моря.

В ближайшее время экипаж судна сдаст экзамены в соответствии с курсом подготовки и приступит к выполнению работ по своему прямому предназначению. Ранее дизель-электроход успешно прошел полный комплекс госиспытаний на Балтийском море.

Церемония спуска на воду дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» >>

Судно такого класса впервые за 40 лет вошло в состав ВМФ РФ. Уникальной особенностью ледокола является применение принципиально новых двухвинтовых полноповоротных винто-рулевых колонок электрического типа , обеспечивающих продвижение судна не только вперед-назад, но и лагом (в боковом направлении).

Для простоты однопалубное многофункциональное судно проекта 21180 «Илья Муромец» именуют ледоколом. Действительно, способность преодолевать льды толщиной до 1 метра и проводить суда – главная задача судна, но далеко не единственная. На самом деле судно проекта 21180 – это и снабженец, способный заниматься обслуживанием Арктической группировки Военно-морского флота России, буксировкой других судов, перевозить контейнеры на открытой части верхней палубы; это и аварийно-спасательное судно, которое может проводить тушение пожаров, заниматься локализацией и сбором нефтепродуктов с поверхности моря.

Высокая маневренность ледокола обеспечивается движетельным комплексом, состоящим из 2-ух азимутальных винто-рулевых колонок с четырьмя гребными винтами приводимыми в движение электродвигателями мощностью по 3,5 МВт каждый и носовым подруливающим устройством, что повышает маневренные характеристики судна при работе в ледовых условиях. Он может двигаться непрерывным ходом со скоростью около 2 узлов в ровном сплошном однолетнем льду толщиной до 0,9 м. Возможно выполнение ледокольных операций набегами при толщине льда до 1,5 м. В итоге, у «Ильи Муромца» множество сильных сторон, как это и положено русскому богатырю . При этом хочется подчеркнуть, что экипаж военного ледокола всего 32 человека.

Система управления ледокола имеет высокую степень автоматизации и интеграции. Судно оснащено современным навигационным комплексом, с электронной картографической навигационно-информационной системой. Оно построено с соблюдением международных конвенций по обеспечению безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС) и по незагрязнению окружающей среды (МАРПОЛ).

Напомним, что ключевым этапом заводских ходовых испытаний, проходивших в августе-сентябре 2017 года, стала проверка безвахтенного режима работы при управлении судна одним человеком. Военный ледокол дизель-электроход «Илья Муромец» построен на класс автоматизации Aut1, предполагающий возможность управления судном одним человеком – капитаном . В процессе испытания члены сдаточной команды, включая работников машинного отделения, были «изолированы» от работы в течение 24 часов, т.е. механизмы ледокола не обслуживались вахтами, а управление судном осуществлялось только с ходового мостика. «Богатырь» показал хорошие результаты управления в безвахтенном режиме, отклонений и поломок не зафиксировано.

В ходе испытаний также были проверены системы связи и радиолокации. Максимальная дальность осуществления связи между вертолетом и ледоколом зафиксирована на 150 км. Также проверен цвето-сигнальный комплекс «Тюльпан», включающий габаритные огни силуэта судна: вертолетная площадка, мачты, краны и т.д. Вертолеты корабельной авиации совершили 150 посадок и взлетов с палубы новейшего боевого ледокола. Главной конструктивной особенностью ледокола проекта 21180 является то, что вертолетная площадка у него расположена в носовой части судна. Это требует особых навыков от летного состава, в отличие от кораблей с традиционным расположением вертолетной площадки в кормовой части.

Для обеспечения высоких мореходных качеств ледокола были проведены модельные испытания на тихой воде и с имитацией волнения до 6 баллов в опытовом бассейне АО КБ «Вымпел», ледовые испытания проводились в ледовом бассейне ФГБУ «ААНИИ», г. Санкт-Петербург. Полученные в результате разработки проекта характеристики были успешно подтверждены во время проведения ходовых и государственных испытаний «Ильи Муромца».

Cо стапеля Балтийского завода сошел второй крупнейший в мире атомный ледокол >>

Кроме того, в рамках заводских ходовых испытаний были проведены замеры магнитного поля ледокола; проверка всего оборудования судна, в том числе палубного и швартовного; в штатном режиме испытано якорное устройство при максимальных порывах ветра 17 м/с; осуществлен запуск вертолета от электрической сети судна.

Арсенал дополнительного оборудования ледокола разнообразен. Помимо кранового устройства и арсенала техники для борьбы с пожарами на борту судна есть многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них .

Для транспортировки грузов используется грузовой трюм объёмом 500 м³, а также палубу на юте площадью 380 м², на которой будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Грузоподъемность ледокола равна 500 тоннам. Погрузочно-разгрузочные операции проводятся с помощью 21-метрового крана грузоподъемностью 26 тонн.

Кроме того по проекту в случае проведения военной мобилизации вспомогательных судов, между вертолетной площадкой и надстройкой ледокола можно установить 76-миллиметровую автоматическую пушку АК-176МА .

Ранее сообщалось, что всего ВМФ России планирует построить четыре ледокола этого проекта. Однако весной 2017 года появились сведения о том, что МО РФ по финансовым соображениям приняло решение отказаться от продолжения строительства серии проекта 21180 и предполагает выдать АО «Судостроительная фирма «Алмаз» госконтракт на строительство мелкосидящего ледокола модифицированного проекта 21180М водоизмещением 4 000 тонн и стоимостью 6 млрд рублей, который должен стать уменьшенным и удешевленным вариантом вышеописанного ледокола.

Основные тактико-технические характеристики дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» проекта 21180 (заводской номер 02470):

водоизмещение – 6 000 тонн; длина – 85 метров; ширина - 20 метров; высота борта – 9,2 метра; осадка – 6,6 метров; скорость хода полная- 15 узлов; скорость хода экономическая- 11 узлов; автономность плавания – 2 месяца; дальность плаванья – 9 000 миль; ледопроходимость на переднем ходу – 0,9 метра; ледопроходимость на заднем ходу – 0,7 метра; тип движителя – дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая; экипаж – 32 человека; дополнительный экипаж – 50 человек.

Класс судна:

КМ (*) Icebreaker6 AUT1-ICS FF3WS EPP HELIDECK Special purpose ship Российского морского регистра судоходства

Технический проект судна разработан АО КБ «Вымпел», рабочая конструкторская, приемо-сдаточная и эксплуатационная документация разработаны совместно с АО «Адмиралтейские верфи» по Государственному контракту З/1/1/0123/ГК-14-ДГОЗ, заключенному с Министерством обороны России 21 марта 2014 года.

December 24th, 2014

Ровно 100 лет назад, 23 декабря 1914 года, российский император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это было первое в мире соединение, на вооружении которого появились тяжелые четырехмоторные бомбардировщики. Именно с этой даты в нашей стране берет свое начало Дальняя авиация. «Илья Муромец» - это общее название нескольких серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, которые производились в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе с 1913 по 1917 годы. Всего было собрано около 80 самолетов. На них был поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа поднятых в воздух пассажиров, максимальной высоты и времени полета.

Появление во фронтовом небе Первой мировой войны российских самолетов «Илья Муромец» открыло новую страницу в истории военной авиации - эру тяжелых бомбардировщиков. Идея атаковать наземные цели с воздуха появилась еще во времена воздушных шаров, а первый такой опыт летчики получили во время Балканских войн 1912-1913 годов. Но первоначально назвать такие действия бомбардировкой можно было лишь с натяжкой - летчики просто вручную сбрасывали вниз обыкновенные гранаты, это носили скорее демонстративный, чем практический характер. В то же время в «Илье Муромце» изначально реализовывался принципиально другой подход. Это был летательный аппарат нового поколения, который мог доставить к неприятельским позициям боеприпасы гораздо более разрушительной силы. Он стал первым настоящим бомбардировщиком и поспособствовал формированию данного типа боевых самолетов в годы Первой мировой войны. В нем бомбы могли подвешиваться как внутри фюзеляжа, вдоль бортов, так и снаружи. В 1916 году для сброса бомб на нем были установлены специальные электросбрасыватели. Оборонительное вооружение самолета было внушительным и состояло на некоторых версиях до 8 пулеметов, что позволяло ему успешно отражать воздушные атаки. Позднее бомбардировщики стали появляться и в других странах, они активно принимали участие во многих вооруженных конфликтах XX века.

Самолет строился серийно в 1914-1917 годах в разных модификациях (серии Б, В, Г, Д, Е); всего было построено 73 экземпляра (по другим данным около 80 самолетов). «Илья Муромец» широко использовался в годы Первой мировой войны в качестве бомбардировщика, штурмовика и дальнего разведчика (на колесном, поплавковом и лыжном шасси), также данные самолеты использовались и во время Гражданской войны. После ее окончания оставшиеся исправные самолеты были использованы для организации почтово-пассажирских перевозок по воздушной линии Москва - Орел - Харьков. Самолет «Илья Муромец» неразрывно связан с именем его создателя - выдающимся русским авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским (1889-1972). Уже в возрасте 23-х лет после ряда предложенных успешных изобретений он становится главным конструктором Русско-Балтийского Завода и самым молодым авиационным изобретателем во всем мире. Именно Сикорский первым в мире построил многомоторный самолет. Также он первым совершил дальний перелет по маршруту Санкт-Петербург - Киев. В 1919 году Сикорский вынужден был эмигрировать из страны в США, где основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», которая смогла занять лидирующие позиции в мировом авиастроении. История самолета «Илья Муромец» началась в сентябре 1912 года, когда совсем еще молодой инженер Игорь Сикорский получил разрешение на строительство на РБВЗ - Русско-Балтийском вагонном заводе биплана «Гранд» по собственному проекту. Биплан отличался наличием двух моторов. Не стоит обманываться словом «вагонный» в названии предприятия, в те годы РБВЗ являлся крупнейшим объединением транспортного машиностроения в стране и занимался выпуском не только железнодорожных вагонов, но и автомобилей, а также разнообразных двигателей. В 1912 году на предприятии решили заняться и аэропланами, подойдя к делу с настоящим русским размахом. Если и делать, то что-то такое, что еще не делал никто.

Во многом этому способствовал Сикорский, который стал руководителем воздухоплавательного отделения РБВЗ, расположенного в Санкт-Петербурге. Материалы, которые применялись в конструкции «Гранда», были традиционны для своего времени - фанера, древесина, полотно и рояльная проволока для расчалок. Собранная по проекту Сикорского машина смогла подняться в небо 15 марта 1913 года. Еще через 2 месяца количество двигателей на «Гранде» выросло до 4-х. Двигатели устанавливались на нижнем крыле самолета в двух тандемных установках. В каждой из этих установок один винт был тянущим, а второй толкающим. После переделки аэроплан получил новое имя - «Большой Русско-Балтийский». В начале июля 1913 года Сикорский решил опробовать новую компоновку моторной установки: все 4 двигателя были установлены на передней кромке нижнего крыла. После проведенной переделки машина снова сменила название, став «Русским витязем». Опыт работ по созданию «Русского витязя» был использован при создании самолета «Илья Муромец», который сохранил в себе многие черты первого, хотя конструкция самолета и была полностью переработана. Без особых изменений были оставлены общая схема аэроплана и коробка крыльев с установленными на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж машины был принципиально иным. В результате работ с теми же четырьмя двигателями «Аргус» мощностью 100 л.с. каждый новый самолет обладал большей максимальной высотой полета и массой нагрузки. При этом изначально самолет создавался для гражданских целей и был первым в мире пассажирским самолетом. Постройка первого образца была закончена в октябре 1913 года. После проведения серии испытаний на самолете была проведена серия показательных полетов и установлен ряд мировых рекордов. В частности 12 декабря 1913 года самолет поднял 1100 кг (предыдущий рекорд составлял 653 кг). А 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом уже в 1290 кг, пилотировал машину сам Игорь Сикорский.

Изначально «Илья Муромец» создавался как гражданское судно - отсюда он получил достаточный комфорт и простор для пассажиров на борту. На нем был пассажирский салон, спальные комнаты и даже ванна с туалетом. Освещение и отопление салона от выхлопных газов. Для боевых действий он приспособлен не был, не мог нести бомбы и оборонительное вооружение. По этой причине военные использовали первые гражданские суда в качестве учебных. Стоит отметить, что изначальная ориентация на гражданский сектор в то время не предполагала того, что при модернизации в военную версию самолет станет менее эффективным. Скорее даже наоборот, повышенные требования к безопасности эксплуатации и прочности конструкции, которые были обязательными при конструировании гражданских самолетов, при переделке их в военные версии лишь усиливали эксплуатационную надежность машин. Достаточно вспомнить такой удачный пример переделки как надежный фронтовой бомбардировщик «Хенкель-111», который был создан в Германии в 1930-е годы на базе гражданского самолета «Хенкель-70». Военные очень быстро заинтересовались новым самолетом, и уже 12 мая 1914 года РБВЗ получил свой первый заказ на постройку 10 самолетов для российской армии. После начала Первой мировой войны заказ был увеличен, 2 октября подписали еще один контракт уже на 32 самолета.

Серийные бомбардировщики «типа Б» или ИМ-Б обладали более мощными двигателями (также «Аргус» но два - по 140 л.с. и два - по 125 л.с.), также они несли на борту 2 пулемета, бомбодержатели и простейший бомбовый прицел. Согласно заданию военных самолет должен был нести не менее 10 пудов бомб (164 кг). Его радиус действия составлял 300 верст (320 км), что обеспечивало ему достижение с территории Российской империи целей в Данциге, Кенигсберге, Познани, Перемышле, Кракове. Экипаж таких бомбардировщиков состоял из 6 человек, а вместе с наземной командой на каждую машину приходилось по 31 человеку. Так как самолетам придавалось особое значение, весь летный состав состоял из офицеров и унтер-офицеров. Офицером должен был быть даже бортмеханик, уже в годы войны на эту должность стали брать мобилизованных инженеров или студентов высших технических учебных заведений. Командиром экипажа самолета был офицер в звании от капитана до подполковника. В каждую из построенных машин по мере наращивания объемов производства вносились конструктивные изменения и улучшения: росла площадь остекления кабины, наружные обводы крыльев начали выполнять из стальных труб, топливные баки были перенесены под центроплан. С начала Первой мировой войны самым проблемным конструктивным элементом стали двигатели «Аргус». Это был мощный, легкий и сравнительно надежный двигатель, но производился он в Германии и их поставка и поставка запасных частей с началом войны, естественно, прекратились. Двигатель был заменен на более мощный французский «Сальмсон» (225 л.с.), который не радовал ни военных, ни самого Сикорского, так как мотор был очень ненадежным в эксплуатации и капризным. Со временем в конструкцию бомбардировщиков вносились очень смелые для своего времени технические решения. К примеру, для борьбы с немецкими боевыми «Цеппелинами» на самолетах даже ставилась 37-мм пушка Гочкиса, но стрелять из нее метко было очень тяжело. Масштабы технического прорыва, который пытался осуществить Сикорский станут ясны уже во время Второй мировой войны. Практическую пользу от установки пушек такого калибра на самолет удалось получить только в 1940 году, когда компания «Юнкерс» установила на свой пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87» в варианте «Густав» две 37-мм пушки ВК-37, из которых можно было вести прицельный огонь.

Боевое применение Свой первый боевой опыт русская авиация приобрела в 1912 году во время Балканских войн. В то время в Болгарию был отправлен авиаотряд, сформированный из гражданских летчиков-добровольцев (Агафонов, Евсюков, Колчин и др.). Накануне Первой мировой войны Российская империя располагала самым многочисленным воздушным флотом среди всех воющих держав: 244 самолета, которые были сведены в 39 авиаотрядов. К моменту начала боевых действий в составе воздушного флота страны находился 221 летчик: 170 офицеров, 35 нижних чинов и 16 вольноопределяющихся (добровольцев). Уже во второй половине 1914 года на фронте начали появляться первые бомбардировщики «Илья Муромец». С учетом реального опыта их применения Игорь Сикорский оперативно вносил изменения в конструкцию машин. От серии к серии бомбардировщик совершенствовался. Наиболее эффективное применение данных машин на фронте связано с именем М. В. Шидловского - председателя правления РБВЗ, а также первого начальника организованной по его собственной инициативе Эскадры Воздушных Кораблей. 23 декабря все действующие на фронте бомбардировщики «Илья Муромец» были сведены в эскадру, а этот день сегодня отмечается в РФ как День дальней авиации. Данные самолеты были особой силой в вооруженных силах России и подчинялись непосредственно Верховному командованию. С образованием Эскадры Воздушных Кораблей впервые в мире в России была выработана стратегия и тактика использования крупных соединений тяжелых бомбардировщиков, а также отработана система их обеспечения. Самолет «Илья Муромец» мог брать на свой борт бомбы невиданных для того периода времени калибров - до 25 пудов (410 кг). При этом бомбардировщики «Илья Муромец» имели сильное оборонительное вооружение, которое почти не имело «мертвых зон», именно поэтому потери бомбардировщиков на фронте составили всего один самолет. За такую удивительную обороноспособность противник прозвал четырехмоторные самолеты «ежами».

В конце февраля 1915 года «Ильи Муромцы» провели первый массированный бомбовый удар. Он был нанесен по австрийской железнодорожной станции Вилленберг. В результате авиаудара на станции были разрушены железнодорожные пути, а также само строение станции, уничтожен подвижной состав и живая сила противника. Во время совершения данного налета экипаж летчика Горшкова впервые осуществил аэрофотосъемку разрушений, которые получили позиции противника. Вскоре, 18 марта того же года, экипаж Горшкова совершил длительный разведывательный полет по замкнутому маршруту, преодолев более 600 верст: Яблонна-Вилленберг-Найденбург-Зольдау-Ла утенбург-Страсбург-Торн-Плоцк-Млава-Ябло нна. На борту бомбардировщика в этом полете, помимо экипажа, находился начальник разведывательного отдела 1-й армии капитан фон Гоерц. За время совершения полета с борта самолета было сделано более 50 фотоснимков позиций неприятеля. Приобретенный российскими летчиками боевой опыт со временем обобщался, изучался и находил отражение в наставлениях и инструкциях. Так уже в 1916 году в Российской империи были изданы «Первоначальные указания для организации и выполнения групповых полетов». После этого был введен в действие «Проект наставления по применению авиации», в котором особо подчеркивалось, что для нанесения значительного урон противнику необходимо одновременно сбрасывать с самолетов большое количество авиационных бомб. Также указывалось на целесообразность совершения полетов тяжелых бомбардировщиков и ночью. Составители «Проекта наставления» пришли к выводу, что лучший результат может быть достигнут только при совершении групповых налетов, обеспечении эффекта внезапности и согласованности ударов авиации с действиями, предпринимаемыми сухопутными войсками. В годы Первой мировой войны первое поколение российских авиаторов, достигнув существенных успехов в освоении новейшей авиационной техникой, смогло внести значительный вклад в дело развития техники пилотирования и использования тяжелых самолетов, их боевого применения. Боевая деятельность эскадры воздушных кораблей знаменовала собой очень важный этап в истории отечественной дальней авиации. Боевая практика продемонстрировала, что бомбардировочные удары по объектам, которые расположены в оперативном тылу противника для тяжелой авиации являются главной задачей. Внимательно изучая полученный в годы Первой мировой войны опыт, отец русской авиации профессор Н. Е. Жуковский и его последователи создали труд «Теория бомбометания с аэроплана», который стал основой для развития еще одной отрасли авиационной науки - аэробаллистики.

Стоит отметить, что боевое применение «Муромцев» продемонстрировало удивительную живучесть данных самолетов. За все время существования эскадра Шидловского выполнила 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн авиационных бомб и уничтожив в воздушных боях до 12 истребителей противника. При этом безвозвратные потери соединения составляли всего один самолет. Еще две машины были сбиты вражеской зенитной артиллерией, причем один из самолетов, которым управлял поручик Констенчик, смог добраться до аэродрома, но из-за сильнейших повреждений не подлежал восстановлению.

Источники информации: http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/il-ia-muromiets http://rusplt.ru/ww1/history/rekordyi-ili-muromtsa-12210.html http://www.aircaft.ru/history/jet

А мы с вами уже обсуждал с вами

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -


Широкий приземистый корпус, угловатая надстройка со скошенной по-военному передней стенкой, мощные дизельные двигатели и Андреевский флаг на корме - в среду стартовали госиспытания новейшего российского ледокола "Илья Муромец", впервые за долгие годы заказанного не гражданскими ведомствами, а Минобороны. Корабль относится к классу вспомогательных и будет нести службу в составе Арктической группировки ВМФ. Ожидается, что стального богатыря передадут военным морякам уже совсем скоро - до конца 2017 года. Об особенностях "Ильи Муромца" и перспективах кораблей этого проекта - в материале РИА Новости.

Шустрый малый

На флоте новинку ждут с большим нетерпением - в составе Северного флота на сегодняшний день нет ни одного собственного многофункционального ледокола. Вместе с тем подобные корабли нужны в Арктике как воздух, особенно учитывая серьезные масштабы военного строительства. Не стоит сбрасывать со счетов и неутихающую политическую "грызню" между северными державами, претендующими на свой кусок арктического пирога. Россия по-прежнему обладает крупнейшим ледокольным флотом в мире, однако "Илья Муромец" выводит его возможности на принципиально новый уровень.

На первый взгляд, в тактико-технических характеристиках корабля нет ничего особо выдающегося - по сравнению с атомными собратьями он относительно небольшой. По водоизмещению (шесть тысяч тонн) соответствует современному эсминцу, по длине (85 метров) - корвету, по скорости хода (15 узлов) - минному тральщику. Ноу-хау "Ильи Муромца" - принципиально новая главная энергетическая установка, дающая ряд серьезных преимуществ при работе в Арктике. Она состоит из четырех дизель-генераторов общей мощностью 10 600 киловатт, которые питают два гребных электродвигателя мощностью 3500 киловатт каждый, установленных в отдельных винторулевых колонках. Они вынесены на внешнюю поверхность корпуса и могут вращаться на 360 градусов. Таким образом, "Илья Муромец" может двигаться в любом направлении - хоть вперед, хоть назад, хоть вбок, хоть наискосок, что позволяет ему быстро менять курс и маневрировать в ледовом поле.

Корабль относится к классу Icebraker6 и способен пробивать себе дорогу через лед до метра толщиной. Конечно, исполинские атомоходы способны и на большее. Но своих дизель-электрических собратьев "Илья Муромец" оставляет далеко за кормой по множеству ключевых показателей. Во-первых, на одной штатной "заправке" ледокол может пройти целых десять тысяч морских миль, то есть "сгонять" по Севморпути туда и обратно. Во-вторых, "Илья Муромец" будет способен находиться в автономном плавании до 60 суток. По обоим показателям ледокол значительно превосходит подавляющее большинство российских надводных боевых кораблей, за исключением разве что тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий". Для судоходства в Арктике автономность и дальность плавания являются важнейшими характеристиками, так как на пути далеко не всегда можно заправиться или пополнить запасы воды и продовольствия.

Универсальный солдат

"Илья Муромец" - настоящий трудяга, способный решать широкий круг задач. Он может длительно патрулировать районы арктической зоны, буксировать корабли, прокладывать для них путь во льдах, снабжать береговые базы и аэродромы всем необходимым, а также участвовать в гидрографических исследованиях. О перспективном ледоколе ранее высоко отзывался адмирал Виктор Чирков, командовавший ВМФ России до 2016 года.

"Когда проектировался этот корабль, в него закладывались характеристики даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, - подчеркнул адмирал 23 апреля 2015 года на "Адмиралтейских верфях" во время закладки "Ильи Муромца". - Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый электрический принцип движения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в кораблестроительной программе на период до 2015 года, - это многофункциональность".
Именно универсальность превращает обычный с виду ледокол в "мастера на все руки", способного не только решать навигационные и транспортные задачи, но и участвовать в боевых операциях. Кроме экипажа (32 моряка), "Илья Муромец" может взять на борт 50 морских пехотинцев с полной боевой выкладкой. Корабль оснащен вертолетной площадкой для приема многоцелевых вертолетов Ка-27. Общая грузоподъемность ледокола - 500 тонн, а объем его трюмов, в которых можно перевозить гражданское и военное снаряжение, составляет внушительные 500 кубических метров. Погрузка всего необходимого на корабль проводится с помощью 21-метрового крана, установленного на палубе.

Дальше - больше: в проект ледокола заложена возможность монтажа бортового вооружения, в частности корабельных скорострельных артиллерийских установок АК-630, АК-230, АК-306. Теоретически на ледокол можно повесить и ударные функции. Грузовая палуба на юте площадью 380 квадратных метров предназначена для перевозки грузов в стандартных 20- и 40-футовых морских контейнерах. В одном из них может скрываться ракетный комплекс Club-K - модификация хорошо известных "Калибров". В контейнере умещается как сама пусковая установка, так и пункт управления. Таким образом, "Илью Муромца" можно очень быстро превратить в достаточно грозного бойца, обладающего еще одним существенным преимуществом над всеми потенциальными конкурентами.

"Неожиданно для западных военных специалистов российская система глобального позиционирования ГЛОНАСС в Арктике оказалась значительно эффективнее GPS, - рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Оборонно-промышленный потенциал" Виктор Николаев. - GPS при позиционировании в регионе дает погрешность порядка 800 метров. Северный морской путь - очень тяжелый для мореходства. Там сложная, постоянно меняющаяся ледовая обстановка, есть мели. Поэтому такая погрешность - очень серьезная. ГЛОНАСC здесь работает в разы точнее".

Преемник

Вместе с "Ильей Муромцем" флоту позже будут переданы еще четыре аналогичных ледокола проекта 21180 - два для Северного флота и два для Тихоокеанского. Кроме того, к 2020 году для ВМФ России будет построен патрульный корабль арктической зоны "Иван Папанин" проекта 23550. Его вооружат противокорабельными ракетами и универсальной 100-миллиметровой пушкой АК-190, которая сможет пробивать до полутора метров льда. Ожидается, что головной корабль серии вступит в состав флота в 2021 году. Второй ледокол, получивший название "Николай Зубов", будет заложен в 2018 году.

Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» является головным кораблем проекта 21180, который строится на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге для Военно-Морского Флота Российской Федерации. После ввода в эксплуатацию Главное командование ВМФ планирует использовать его для обеспечения деятельности разнородных группировок сил Северного флота в Арктической зоне. Назван в честь Ильи Муромца - одного из главного героя древнерусского былинного эпоса, богатыря, воплощающего общий народный идеал героя-воина.

Проект 21180 был разработан ОАО «Адмиралтейские верфи».

Новое однопалубное многофункциональное судно проекта 21180 предназначено для ледокольного обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, самостоятельной проводки кораблей и судов, а также их буксирного обеспечения.

Ледокол проекта 21180 - судно нового поколения, с новыми принципами электродвижения и современной энергетической установкой.

16 января 2015 года на поставку гребной электрической установки для нового ледокола. По итогам рассмотрения документации победителем был признан филиал «ЦНИИ СЭТ».

«Илья Муромец» - первый ледокол в России, на котором винто-рулевые колонки типа «Азипод» закреплены вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и могут вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, что позволяет ледоколу одинаково свободно двигаться носом, кормой и бортом.

Основные характеристики: Водоизмещение 6000 тонн. Длина 85 метров, ширина 20 метров, высота борта 9,2 метра, осадка 6,8 метров. Скорость хода на чистой воде 15 узлов. Автономность плавания до 60 суток. Дальность хода до 9000 миль. Экипаж 35 человек. Сможет проходить ледовое поле толщиной до 1,5 метров.

Тип движителя: дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая.

Символ класса РС: KM✪ Icebreaker6 AUT1-ICS FF3WS EPP HELIDECK special purpose ship.

Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» (заводской номер 02470): резка металла для первой секции корабля была начата в октябре 2014 года. 23 апреля 2015 года состоялась . По сообщению от 11 января 2016 года «Течи Рус» (входит в ОАО «Северсталь-метиз», метизную группу ПАО «Северсталь») на поставку изделий из канатов для корабля. 10 июня 2016 года на воду. На 21 февраля 2017 года находится на этапе достройки, которая осуществляется в соответствии с графиком. По состоянию на 08 июня у причала завода. Выйдет на заводские ходовые испытания в середине июля. 30 августа успешно заводских ходовых испытаний, которые были начаты с 29 августа. Испытания проводились в акватории Финского залива и Балтийского моря экипажем ледокола под командованием капитана Глеба Рутковского и сдаточной командой предприятия «Адмиралтейские верфи». Второй этап заводских ходовых испытаний ледокола с 25 августа в морских полигонах Финского залива и в акватории города Балтийска, который был завершен 13 сентября. 04 октября достроечную набережную предприятия и выйдет на государственные испытания, которые будут проходить в период с 04 по 07 октября. 05 октября на государственные испытания. По сообщению от 17 октября, в ходе этапа государственных испытаний авиационного комплекса ледокола, палубные вертолеты Ка-27ПС более 40 посадок на авиаплощадку судна. Передача заказчику на осень 2017 года. По сообщению от 01 ноября до конца месяца в Мурманск и войдет в состав вспомогательного флота. Войдет в состав Северного флота, где будет выполнять задачи обеспечения действий Арктической группировки, в том числе базирования и развертывания сил Военно-Морского Флота в сложных ледовых условиях. 30 ноября на борту Военно-морской флаг и судно принято в состав ВМФ России. В это время ледокол находился в Санкт-Петербурге на территории предприятия «Адмиралтейские верфи».

24 мая 2017 года на АО «ССЗ «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 в серии из двух катеров, которые предприятие строит для АО «Адмиралтейские верфи». МГК предназначены для оснащения ледокола. Они должны быть сданы заказчику до 01 июля 2017 года.

Для справки: Назначение малого гидрографического катера проекта 21961: выполнение съемки рельефа дна и обследования навигационных опасностей на глубинах от 2 до 200 метров; доставка топогеодезических партий на побережье; доставка личного состава, медицинского персонала, ремонтных бригад, малогабаритных грузов, ЗИПа, продовольствия на береговые средства навигационного оборудования в соответствии с установленным районом плавания.

Районы плавания: Рейды, гавани, акватории портов пунктов базирования и подходах к ним, озёра, реки, а также в прибрежные морские районы с удалением от берега или судна базирования не более 12 миль при волнении моря до 3 баллов включительно.

Основные характеристики: Длина габаритная 8,6 метра, ширина габаритная 2,52 метра, высота борта на миделе 1,46 метра, осадка 0,6 метра. Скорость 10 узлов. Автономность 1 сутки. Дальность плавания полным ходом не менее 150 миль, при 6 узлах около 400 миль. Экипаж/число мест 2/8 чел.

По сообщению от 26 декабря 2017 года из Балтийской военно-морской базы и взял курс в Баренцево море. 02 января 2018 года на Северный флот.

По сообщению от 13 марта 2018 года принять участие в учении «Баренц–2018». 12 апреля на ледовые испытания, которые проходят в восточной части Барнецева моря. Планируется, что испытания продлятся до конца месяца, после чего судно вернётся в Мурманск. 24 апреля в пролив Карские ворота между островами Новая Земля и Вайгач. Испытания продлились 19 дней, после чего в Мурманск. Успешно завершив работу в районе Карских ворот, экипаж ледокола обеспечил первую ледовую проводку в Белом море подводного крейсера стратегического назначения , после чего направился в Мурманск. 08 августа в составе отряда кораблей и судов обеспечения Северного флота из главной базы СФ города Североморска в Баренцево море и взял курс в восточные районы Арктики.

Ледокол Илья Муромец - новейший российский военный ледокол, первый в классе роде за 50 лет

Буквально недавно, со стапелей В Санкт-Петербурге был спущен на воду дизель-электрический ледокол вмф нового поколения «Илья Муромец». Проект разрабатывался инженерно-конструкторским бюро «Вымпел», расположенном в Нижегородской области. В документах, этот уникальный по своим возможностям корабль обозначен, как № 21180, суда такого класса не выпускались российскими предприятиями более 40 лет. Удивительно, что этот ледоход создавался по заказу военного ведомства, относится к классу вспомогательных кораблей и после прохождения испытаний, будет включён в состав Арктической группировки войск военно-морского флота. Познакомимся с этой новейшей разработкой отечественного кораблестроения более детально.

История создания

История этого проекта 21180 уходит в послевоенные годы, когда советское правительство столкнулось с острой нехваткой ледокольного флота, чтобы полноценно осваивать северные широты. Разумеется, несколько ледоколов входили в состав Северного флота, однако морально и технические корабли не принимались во внимание. В итоге было принято решение доукомплектовать флотилию кораблями, класса «Капитан Белоусов», что должно было обеспечить весенне-осеннюю навигацию.

Новый ледокол получил номер 97 «Илья Муромец», создавался на базе немецкого корабля Eisbar. Первое судно этой серии было спущено на воду в 1965 году, и стало первой ласточкой в истории развития самого востребованного корабля СССР. Этот корабль был списан из состава Тихоокеанского флота в 1993 году и утилизирован. Всего в рамках проекта № 97 было выпущено 32 корабля, некоторые из которых продолжают нести службу. В октябре 2017 года, «Илья Муромец» получил второе рождение.

Общее описание

Название ледокол, не отображает всей глубины и мощности обновлённого проекта 21180 «Илья Муромец», хотя корабль действительно способен преодолевать ледяные преграды, толщиной до 1-го метра, прокладывая дорогу кораблям в арктических широтах. На самом деле, это многофункциональное судно снабжения, предназначенное для решения широкого спектра задач при обслуживании военных и гражданских баз в северных широтах.

На первый взгляд, однопалубный корабль не выглядит примечательным, и даже проигрывает по многим показателям тяжёлым атомоходам. Однако это не так. Уникальной особенностью проекта можно считать винто-рулевые колонки, вынесенные за пределы корпуса с возможностью разнонаправленного вращения лопастей. Это позволяет кораблю передвигаться даже боком, и такая схема впервые реализована на кораблях такого класса.

Интересным решением выглядят четыре дизель-генераторные силовые установки типа «Азипод» с суммарной мощностью 10 600 Вт. Отметим, что «Илья Муромец» может находиться в автономном плавании до 2-х месяцев, а дальность его хода составляет 22 244 километра, что в 2 раза превышает длину Севморпути. На палубе корабля будет находиться кран, грузоподъёмностью 21 тонна, пожарный насос, водопенные лафеты и катер, для установки боновых заграждений (сбор разлившихся нефтепродуктов). Кроме этого, на палубе предусмотрена вертолётная площадка, способная принять машины класса К-27, широко применяемые в ВМФ России. Добавим, что при желании, ледокол может оснащаться бортовым вооружением: такая возможность штатно заложена на стадии разработки проекта.

Предназначение

Основная задача ледокола нового поколения «Илья Муромец» прокладывание караванных путей в арктических водах и буксировка кораблей. Благодаря инновационным винто-рулевым колонкам, корабль способен практически моментально перекладывать курс, что обеспечивает невероятно высокую манёвренность судна в ледовом поле.

class="eliadunit">

Помимо этого, российский корабль сможет заниматься:

  • Контейнерной перевозкой, размещая груз на палубах и грузовом отсеке.
  • Ликвидацией последствий аварий, которые приводят к разливу нефтепродуктов.
  • Пожаротушением на надводных и береговых объектах.
  • Проводить гидрографические исследования
  • Кроме этого, судно полностью возьмёт на себя снабжение береговых баз и аэродромов, расположенных в арктической зоне.

Технические характеристики

Основные технические характеристики проекта 21180 судна выглядят следующим образом:

Габариты

  • Длина – 85 метров.
  • Ширина – 20 метров.
  • Высота по бортам – 9.2 метра.
  • Наибольшая осадка – 7 метров.
  • Водоизмещение – 6 000 тонн.

Основные характеристики

  • Скоростные показатели – 11 и 15 морских узлов в экономном и максимальном режиме движения соответственно.
  • Максимальная толщина ледовой преграды – 100 см.
  • Максимальная продолжительность автономного плаванья – 60 суток.
  • Вместимость грузового трюма – 500 м3.
  • Номинальная грузоподъёмность – 500 тонн.
  • Объём ёмкости для собранных нефтепродуктов – 300 м3.
  • Постоянный экипаж ледокола-снабженца состоит из 32 человек команды. Вспомогательный состав: 50 военнослужащих морской пехоты или пограничной службы.
  • Помимо этого, корабль оснащается современной электроникой и системами GPS-навигации, определяющими местоположение судна с точностью до нескольких метров.

Силовые установки

  • Мощность гребного двигателя – 2*3 500 кВт.
  • Мощность главного дизель-генератора – 4*2 600 кВт.
  • Вспомогательный двигатель – 2*300 кВт.
  • Аварийный дизель-генератор – 1*150 кВт.

Перспективы проекта

Не секрет, что сейчас ведётся необъявленная война за господство в арктических широтах между мировыми сверхдержавами. Политики всех стран понимают, какое стратегическое преимущество даёт развитие и освоение Арктики. В настоящее время, ледокольный флот России суммарно превышает количество кораблей этого класса, имеющихся у других стран. Кроме этого, сверхмощные атомоходы имеются только у российских ВМФ.

Проект 21180 – это первая веха новейшей российской истории флота. Сейчас заключён контракт на строительство 4-х аналогичных ледоколов, которые будут перераспределены между частями Северного и Тихоокеанского флотов. Кроме этого, ведутся активные работы над патрульным судном «Иван Папанин», которое будет выполнять служебно-боевые задачи в арктических широтах. Этот корабль планируется спустить на воду в 2020 году.

Можно предположить, что проводкой новых атомных подлодок класса «Ясень» и «Борей» из Северодвинска, будет заниматься именно ледокол № 21180. Поэтому ввод в эксплуатацию многофункционального ледокола «Илья Муромец» открывает невероятные перспективы для развития и освоения арктической зоны.

class="eliadunit">