МБОУ ООШ №19

УРОК ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

Г.Ладонщиков «Не клюёт»

Учитель начальных классов Мадьярова Р.Ч.

г. Тобольск, 18.05.2016г.

Урок чтения и развития речи.

Форма урока: комбинированный урок.

Тема урока: Г. Ладонщиков «Не клюёт».

Задачи урока:

- познакомить со стихотворением Г. Ладонщикова «Не клюёт», закреплять умение чтения целыми словами выразительно;

Коррекция и развитие мышления, памяти, устной связной речи, обогащение словаря;

Воспитание интереса к чтению, безопасное поведение во время рыбалки;

Оборудование: компьютер, монитор, презентация, картинки изображения рыбок, учебник.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Давайте настроимся на работу. Улыбнёмся друг другу.

  1. Артикуляционная гимнастика. Речевая разминка.

- Так как сегодня на уроке мы будем много читать, подготовим наш речевой аппарат к работе (упражнения для губ, языка, щек).

Часики

Язычок шалил, шалил

И часами стать решил.

Вправо, влево он гулял

И как маятник, шагал.

Тик, так, тик да так-

Ходят часики вот так.

Облизалочка

У тебя язычок,

Снова день рождения,

Оближи, язычок,

Сладкое варенье.

Лошадка

Как лошадка пробегает,

Язычок наш тоже знает:

Цок- цок, цок да цок-

Скачет, скачет язычок.

А теперь проговорим чистоговорки.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Говорит попугай попугаю

Я тебя, попугай, попугаю.

Лев комарика ловил

Лапой лоб себе разбил.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

  1. Сообщение темы урока .

А теперь зарядка для ума. Отгадываем загадки. Отгадки на доске. Давайте посмотрим на картинки и прочитаем подписи под ними.

Как эти предметы назвать, одним словом?

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)

На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки. (Окуни.)

Драчун и забияка,
живёт в воде,
Кости на спине,
А щука не проглотит. (Ёрш)

На рыбалку мы ходили,
Рыбу дружно все удили.
Свой рассказ ты как не крась,
Но ловился лишь... (карась)

- Правильно. Мы не зря отгадывали загадки, они связаны с темой урока, познакомимся со стихотворением Георгия Афанасьевича Ладошникова «Не клюёт». Слайд 2

4. Проверка домашнего задания.

Сеть тяну,

Рыбу ловлю,

Попало немало:

Семь окуней,

Пятьдесят карасей,

Один ершок –

И того в горшок.

Ухи наварю,

Всех ребят накормлю!

Физкультминутка.

Рыбки весело плескались Хлопнем столько раз

В чистой свеженькой воде. Сколько окуней у нас.

То согнутся, разогнутся. Прыгнем столько раз

То зароются в песке. Сколько карасей у нас.

Приседаем столько раз топнем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас. Сколько щук у нас.

5. Словарная работа.

Перед слушанием стихотворения я предлагаю разобрать выражение, которое может вызвать затруднение.

Это «примостясь кое-как» - присесть, пристроиться, расположиться, устроиться. Слайд 3

«сидит не дыша» - затаив, сдерживая дыхание, очень тихо, не издает никаких звуков. Слайд 4

6. Слушание и чтение стихотворения.

Чтение стихотворения учителем вслух. Учащиеся следят по учебнику.

Чтение стихотворения за учителем хором.

7. Работа с текстом. Выявление первичного восприятия.

Где рыбак устроился ловить рыбу? Слайд 5

В какое время суток пошел юный рыбак на рыбалку?

Была ли рыба в реке?

Как вел себя рыбак? Зачем рыбаку нужно сидеть очень тихо?

Смог ли поймать рыбак рыбу?

8. Работа над выразительным чтением стихотворения.

Самостоятельное чтение стихотворения шепотом.

Выразительное чтение стихотворения, хорошо читающие целиком, по куплетам слабочитающие.

9. Итоги урока.

С каким произведением познакомились?

Что требуется для ловли рыбы? (удочка, червяк) слайды 5,6

Какое настроение у стихотворения? (веселое, шуточное)

С кем нужно ходить на рыбалку мальчикам? (со взрослыми)

Как нужно вести себя на берегу реки во время рыбалки? (не заходить глубоко в воду, не подходить близко к крутому берегу).

10. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Нарисовать рыбок.


Методическая разработка урока

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

3 КЛАСС

Тип урока: Урок изучения нового материала.

ТЕМА : Г.Ладонщиков «Наши друзья»

Составил учитель начальных классов

МКОУ КШ №8 города Арзамаса

Чижкова Е.Ю.

Арзамас 2015г.

Цель:

Познакомить учащихся с содержанием стихотворения Г. Ладонщикова «Наши друзья»
Задачи:
- формирование навыка правильного и осознанного чтения;
- развитие устной речи учащихся;
- воспитание нравственных качеств личности: доброго отношения к животным.

ПЛАН УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ

2.АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

3.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

4.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

а) введение в тему

б) словарная работа

в) чтение текста учителем

г) беседа по содержанию

д) первичное чтение стихотворения

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

а) повторное чтение стихотворения

б) выполнение заданий по содержанию текста

7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

8.ИТОГ УРОКА

9.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ХОД УРОКА.

1.Оргмомент.

Здравствуйте ребята. Начинаем наш урок. Давайте поприветствуем гостей своими улыбками.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

О каком времени года это стихотворение?

Сегодня на уроке мы продолжим с вами знакомство с произведениями на тему «Зима».

2.Артикуляционная гимнастика .

Но для успешной работы нам надо подготовиться, сделать речевую разминку.

Вот он зимний календарь –

Декабрь, январь, февраль.

(чтение пословицы в разном темпе)

Что мы сейчас с вами читали?

Что такое пословица?

3.Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

(выучить пословицы о зиме из учебника и найти свои пословицы)

Дети выходят к доске и хором и индивидуально говорят пословицы:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – году начало, зиме середина.

В феврале зима с весной встречается.

Снега надует – хлеба прибудет.

Мороз не велик, да стоять не велит.

В зимний холод всякий молод.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Солнце – на лето, зима – на мороз!

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Вьюги да метели да к февралю налетели.
- Молодцы, ребята. Столько новых пословиц о зиме нашли.

4. Работа над новым материалом.

а) Введение в тему.

Какие самые характерные признаки зимы вы знаете?

Кому из животных труднее всех приходиться зимой? Почему?

(Тема урока и портрет Г. Ладонщикова представлены на слайде).

А может вы, уже знаете ответ на этот вопрос?

(выслушиваются ответы детей)

Работа над текстом:

б) Словарная работа.

Что нам необходимо, чтобы помочь птицам?

Кор-муш-ка

Где мы её возьмём?

Сделаем, а по другому можно сказать сма-сте-рим . Я знаю, что вы в группе продлённого дня уже сма-сте-ри-ли кормушки.

(На слайде демонстрируются фотографии учащихся, развешивающих кормушки).

Где можно повесить кормушку? А в сельской местности?

На крыль-цо

Как по другому можно назвать кормушку?

Сто-ло-ва-я.

(слова прочитываются с доски)

Все эти слова встретятся нам в стихотворении.

в) Чтение текста учителем.

г)Работа по содержанию.

Прочитаем первый отрывок хором и найдём ответ в тексте?

(ответ зачитывается)

Почему он называет птиц друзьями?

д) Первичное чтение стихотворения

Что бы вспомнить какие птицы прилетали к кормушке, прочитайте жужжанием отрывки на с.155.

Назовите птиц.

(дети называют птиц, слова появляются на доске и зачитываются)

Во-ро-бьи, сне-ги-ри, си-ни-цы, во-ро-ны, со-ро-ки, го-лубь

Сможете ли вы узнать этих птиц?

(слово соединяется с картинкой).

5.Физкультминутка.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.

В нашей физкультминутке говорится о днях недели. Давайте повторим их ещё раз все вместе, хором.

(Учащиеся хором называют дни недели с ускорением)

6. Закрепление пройденного

а) Повторное чтение стихотворения

Птицы к ребятам в каждый день недели прилетали разные. Давайте прочитаем стихотворение цепочкой по две строчки и постараемся запомнить, какие птицы, когда прилетали.

(Чтение цепочкой)

б) Выполнение заданий по содержанию текста

Игра «Соедини правильно»

(дети соединяют названия дней недели с названиями птиц)

Все ли дни недели на месте? Какого не хватает? Молодцы, вы очень внимательные. А что бы такими и оставаться, нашим глазам необходим отдых.

7.Физкультминутка для глаз.

(электронная физкультминутка на интерактивной доске: «Зима»)

Закрепление пройденного .

в) Инсценировка про птиц, подготовленная воспитателем ГПД

Ребята, я знаю, что вы тоже заботитесь о птицах, расскажите как?

А вам никогда не приходилось слышать птичьи разговоры? Я знаю, что вы говорили об этом на занятиях в ГПД.

(обращается внимание на выставку рисунков и кормушек)

Давайте вспомним об этом.

(Учащиеся показывают инсценировку: «Разговор у кормушки»,

к доске выходят 6 человек в шапочках птиц: сорока, снегирь, воробей, синица, клест, щегол и разыгрывают следующую сценку).

Сорока. Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол . Семечки и зерно в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера пшено раскапывал. Хоть навес сделали бы, что ли.
Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Клест. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
- Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке.

Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

г) Заключительное чтение стихотворения

А чем вы подкармливаете птиц?

А чем кормили птиц дети из стихотворения?

(дети зачитывают отрывки из текста)

Заключительное чтение стихотворения по четверостишиям.

8.Итог урока.

- Почему люди помогают птицам?

Что произойдёт если этого не делать?

Я надеюсь, что, вы не будете об этом забывать.

(оценивается работа детей)

9.Домашнее задание:


Тема: Наши друзья. Г.Ладонщиков.

Цель: Ознакомление учащихся с произведением Г. Ладонщикова “Наши друзья”.

1. Познакомить с произведением “Наши друзья”, углубить знания детей о птицах - пернатых друзьях, повторить дни недели;

2. Развивать устную речь; слуховую память на основе упражнений в запоминании; коррекция мышления;

3. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: табличкисо словами “Море”, “Зимняя кормушка”, картинки с изображением птиц, таблички с названием дней недели, звукозапись с голосами птиц, конверты с разрезными картинками.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Игра “Вспомни”.

Займет свое место за своим рабочим столом, тот, кто назовет птиц (дети по порядку произносят название птиц и присаживаются на свои места).

II. Введение в тему.

Сегодня вы познакомитесь с произведением о птицах. Будем читать стихотворение Г.Ладонщикова “Наши друзья” и вспомним название дней недели и порядок их следования.

Как вы думаете, почему стихотворение так называется? (Ответы детей)

Давайте вспомним птиц: перелетных и зимующих.

Ребята, а как вы думаете, каких птиц называют перелётными, а каких зимующими?

2. Вывод учителя: Перелетные птицы – это птицы, которые питаются насекомыми и поэтому улетают в теплые края. Зимующие – это те птицы, которые питаются семенами, ягодой, хлебными крошками, могут найти себе пищу в зимний период.

3. Упражнение в точном подборе слов.

На доске прикреплены картинки:

“Зимняя кормушка”

Ученик выходит к столу берёт карточку с названием птицы, читает её, говорит какая она (перелетная или зимующая), прикрепляет к картинке “кормушка” или к картинке “море”. (Снегирь, синица, воробей, ворона, ласточка, голубь, лебедь, скворец, аист)

Стихотворение, которое мы сейчас с вами прочтём, посвящено зимующим птицам.

III. Изучение новой темы.

1) Упражнение на запоминание “На ветке сидят”.

Взрослый начинает игру и говорит: “На ветке сидит ворона”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: “На ветке сидят ворона, синица”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

IV. Физическая минутка.

Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.

2) Работа с текстом стихотворения.

1) Первичное чтение стихотворения (читает учитель).

2) Самостоятельное чтение стихотворения. (Читают дети – жужжащее чтение)

3) Чтение стихотворения учащимися вслух (по указанию учителя).

Чтение текста стихотворения (по четверостишьям).

4) Работа над содержанием произведения.

Какие птицы прилетели к кормушке?

Чем кормили ребята прилетевших птиц?

По каким дням недели ребята кормили прилетающих к кормушке птиц?

3) Упражнение на соотнесение названий птиц по дням недели (фронтальный опрос).

На доске дни недели и картинки с изображением птиц и одна птица лишняя, (её нет в содержании стихотворения).

Инструкция: Определить какие птицы и когда прилетали к кормушке.

Все ли эти птицы были у кормушки?

Какой птицы нет у кормушки? (Клёст)

А теперь, давайте проверим, верно ли вы соотнесли птиц с днями недели? (Чтение детьми отрывков из стихотворения).

Вывод учителя: Молодцы, ребята! С заданием справились!

V. Обобщение.

Упражнение на коррекцию мышления (работа с осколочными картинками).

(Раздать конверты каждому обучающемуся).

Инструкция: “У вас в конверте разрезанные картинки с изображением птиц.

Сложите их правильно. Затем назовите эту птицу”.

Работа учащихся у доски (2 учащихся индивидуально составляют осколочные картинки).

(Остальные обучающиеся работают самостоятельно на своих местах).

Какие птицы у вас получились? (Аист, скворец)

А у вас так же получилось, как у ребят? (Исправление возможных ошибок)

Подкармливаете ли вы птиц зимой? Как вы это делаете?

VI. Домашнее задание.

С.155, вопрос 4.

Как называется стихотворение, с которым вы познакомились на уроке?

Как озаглавили бы вы это стихотворение?

Почему птицы наши друзья?

Как нужно относиться к нашим друзьям – птицам?

Молодцы.

Оценивание работы всех учащихся на уроке. Выставление отметок с комментариями к ним.

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 2 КЛАСС ТЕМА: Г.Ладонщиков «Наши друзья» Цель: Ознакомление учащихся с содержанием стихотворения Г. Ладонщикова «Наши друзья» Задачи: 1. Вырабатывать у обучающихся навыки правильного, осознанного, выразительного чтения. 2. Развивать устную речь; слуховую память на основе упражнений в запоминании; коррекция мышления; развивать зрительно­ слуховое восприятие, образное представление на основе чтения текста стихотворения. 3. Воспитывать положительную мотивацию к учению; воспитывать чуткое отношение к птицам. ХОД УРОКА 1.ОРГМОМЕНТ Прозвенел звонок весёлый, Он позвал ребят всех в класс. Все готовы? По расписанию урок чтения у нас. 2.АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИка ­ Чтобы лучше нам читать, Надо язычки размять. ­ Жил­был Веселый Язычок в своем домике ­ открыли широко рот. Язычок проснулся и сделал зарядку – язык вверх, вниз, в стороны, почистил зубы – язык по краю зубов, попил чайку – «чашечка», побелил потолок – язык по нёбу подмёл пол – язык «выметает» мусор и поехал на лошадке ­ цок­цок­цок в школу помогать ребятам учиться –бла­ ба­бла. ­ ос­ ос сильный мороз. Ос­ос­ос на дворе трещит мороз. Ос­ос­ос заморозил нас мороз. Ос­ос­ос заморозил щёки, нос.

Береги нос в сильный мороз. Сильный мороз хватает за нос. Не боюсь тебя, мороз, растираю снегом нос! ­Какое время года звучало? (Зима) 3.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 4. Работа над новым материалом. а) Введение в тему. ­Какие самые характерные признаки зимы вы знаете? ­Кому из животных труднее всех приходиться зимой? Почему? ­ Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Георгия Ладонщикова «Наши друзья» и подумаем, как же мы можем помочь птицам. ­ А может вы, уже знаете ответ на этот вопрос? Работа над текстом: б) Словарная работа. ­ Что нам необходимо, чтобы помочь птицам? Кор­муш­ка ­Где мы её возьмём? ­ Где можно повесить кормушку? А в сельской местности? На крыль­цо ­ Как по другому можно назвать кормушку? Сто­ло­ва­я. (слова прочитываются с доски) Про – ны ­ ры – настырные, хитрые и ловкие в) Чтение текста учителем ­ О каких птицах идёт речь? д) Первичное чтение стихотворения обучающимися 5.Физкультминутка. Мы шагаем, мы шагаем. Руки выше поднимаем. Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И назад в гнездо кладем.

6.Закрепление пройденного а) Повторное чтение стихотворения (Чтение цепочкой) б) Выполнение заданий по содержанию текста – вопр. с. 115 в) Инсценировка про птиц ­ Ребята, я знаю, что вы тоже заботитесь о птицах, расскажите как? ­ А вам никогда не приходилось слышать птичьи разговоры? Сорока. Тра­та­та­та­та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают. Щегол. Семечки и зерно в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке. Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера пшено раскапывал. Хоть навес сделали бы, что ли. Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят. Клест. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове! Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки? ­ Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. ­Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. г) Заключительное чтение стихотворения ­А чем вы подкармливаете птиц? ­ А чем кормили птиц дети из стихотворения? (дети зачитывают отрывки из текста) ­Заключительное чтение стихотворения по четверостишиям. 8.Итог урока. ­ Почему люди помогают птицам? ­Что произойдёт если этого не делать? ­ Я надеюсь, что, вы не будете об этом забывать. (оценивается работа детей)