Кто я? Почему я здесь? Куда я стремлюсь, чего хочу? Каковы мои способности и таланты? Какой вклад я могу внести (или уже вношу) в этот мир? Мы задаем себе эти вопросы, когда приходит время меняться, выдвигаться за пределы своих границ. Часто это происходит во время кризисов – возрастных, личностных, финансовых, духовных. И, порою, от ответа на эти вопросы зависит наша жизнь. Может, поэтому как детей, так и взрослых так трогают истории про Чебурашку, Лунтика, Гадкого Утенка?

Одна из моих любимых книг начинается с того, что главный герой приходит в себя в палате психиатрической лечебницы. Он привязан к кровати, и не может вспомнить, как его зовут, откуда он родом и почему он здесь. Однако, он ощущает, что обладает какими-то необычными способностями и может их задействовать. Его задача – выбраться из создавшейся ситуации и понять, как он туда попал. «Девять Принцев Амбера» Роджера Желязны открывает собой удивительный цикл романов о противостоянии Порядка и Хаоса, о параллельных мирах и людях, способных перемещаться между ними. Еще в начале первой книги главный герой узнает о себе и своих близких такое, отчего волосы на голове дыбом становятся. Хорошо, что незадолго до этого он все-таки успел понять, кто он, в чем его сила, особенности и способности. И осознать свою цель.

А вам приходилось задавать себе или Чему-то Большему внутри или вне себя вопрос: «Кто Я?» вкладывая в это все свои силы, энергию, весь свой внутренний огонь? Бывало ли, что вы получали ответ, а потом забывали его? И спрашивали снова, потому что поменялись и вы, и ситуация?

Кто Я?

Этот вопрос помогает осознать, куда мы движемся. Делаем ли мы то, что умеем и любим? Или «тянем лямку», «несем крест», «проходим испытание» и, попутно, задаем себе «два вечных вопроса русской интеллигенции»: Кто виноват и Что делать? Ощущаем ли удовольствие как от процесса, так и от результата своей деятельности? И получаем ли знаки от Вселенной, что идем в верном направлении: благодарность и радость окружающих, деньги, новые возможности?

Вообще, могу ли я сказать о себе, что я на своем месте, в свое время, делаю свое дело? Если мой ответ отрицательный, (чаще всего это ощущается как ноющая пустота внутри, как будто чего-то недостает) – я все интенсивнее спрашиваю себя, кто я, и что мне стоит делать, чтобы получать положительный ответ.

Как это было у меня

Совсем недавно я осваивалась в незнакомом городе, вдали от близких, без денег, личных вещей, своих инструментов и «атрибутов силы». Помимо паспорта, при мне были лишь мои способности, умения и навыки, и огромное желание по-новому ответить для себя на вопросы «кто я?» и «в чем мое предназначение?». В теории я знала, что нужно делать. Заниматься тем, что мне нравится, приносить пользу миру, и чтобы была счастлива и я, и окружающие меня люди. Когда-то раньше мне это удавалось. А когда я чересчур увлеклась «рутиной», заработком денег, игрой в «себя-самую-умную», и подумала, что я действительно знаю , кто я… случилось нечто. Это можно охарактеризовать как кризис, после которого Чебурашка оказывается в посылке с мандаринами, а Корвин из Амбера – в закрытой палате дурдома. В позитивном ключе можно назвать этот кризис трансформацией. Ведь тот, кто сейчас спрашивает «Кто я?» – это уже совершенно не тот «Я», что был раньше. И как по мне, это – прекрасно!

Разные мы

Мы можем отвечать на вопрос о своем предназначении по-разному, покоряя горную вершину, играя в футбол, рисуя картину, сидя за компьютером в офисе, занимаясь ремонтом, готовкой и уборкой, общаясь с детьми, родителями, друзьями, партнером. В каждый из этих моментов мы воплощаем свои цели и развиваем свои способности – и это уже наш ответ на вопрос. Говорят даже, что в каждом из нас от рождения заложено 120 (и более!) талантов, и наша задача – открыть хотя бы 12 из них.

Наши ответы могут также отличаться, когда мы юные, взрослые или старые. У наших предков-славян существовали специальные инициации, облегчающие переход из одной возрастной категории в другую и помогающие сохранить и развить наши уникальные умения, способности, таланты, убеждения, идеалы. Мы можем отвечать на этот вопрос по-разному, ощущая прилив сил и вдохновение, или усталость и раздражение. Спрашивая других, мы также можем услышать о себе разные мнения. Однако, люди могут лишь предполагать – какие мы , наблюдая за нашими действиями и словами.

Кто Я? – могу себе ответить только я, когда смотрю в свое сердце и спрашиваю себя: «Соответствует ли моя жизнь тому, чего я хочу на самом деле? И что мне сделать, чтобы это действительно было так?»

Прямо сейчас, я спрашиваю себя:

– Что я делаю или делал(а) такого, что приносит мне радость и истинное удовольствие?

– На какие виды деятельности я обычно обращаю больше внимания?

– В чем у меня есть вкус? Где мне интересны детали?

– Чем мне нравилось заниматься в детстве?

– Какие люди меня окружают? Как они на меня реагируют? Чему они меня учат? Какие подарки дарят? Что рекомендуют делать?

– Как меня зовут? Когда я родился (родилась)? Ведь в имени и дате рождения может быть заложена программа нашей жизненной миссии.

– Какой у меня тип фигуры? Какие болезни для меня характерны?

– Какие задачи окружают меня? Как, решая их, я могу увидеть свое предназначение?

– За что мне платят? За что мир дает мне поддержку в виде радости, благодарности, состояния счастья?

Каждый раз, задавая себе эти вопросы, я углубляю осознание своей сущности, целей и жизненных задач. И понимаю, какие внутренние ресурсы помогут мне их воплотить. И как, с помощью моих действий, я могу сделать этот мир на капельку светлее и счастливее.

Кто Я?

Каждую минуту и секунду

Я определяю, кто я есть.

Путь мой в никуда из ниоткуда.

Важно то, что есть сейчас и здесь.

Каждую минуту и секунду

Я Вселенной делаю заказ.

Я не помню, кем я был и буду,

Но хочу узнать, кто я сейчас.

Кто я? Кто я? – Спрашивает ветер,

Обрывая листья и кружа. –

Может, я один такой на свете? –

Ни остановить, не удержать…

Кто я? Кто я? – Спрашивает пламя, –

Может, тот, кто спичку подносил?

Или я есть то, что я сжигаю?

Или тот, кто помнил и спросил?

Кто мы? Кто мы? – Спрашивают звёзды,-

Для кого мы светим в вышине?

И ответ на все эти вопросы

Снова зарождается во мне.

Каждую минуту и секунду

Я воспринимаю свой ответ:

Наша жизнь задумана как чудо,

В этом ее сущность и секрет.

Кто ты? Кто я? Кто мы друг для друга? –

Спутники, друзья, учителя?

Если по пути нам, дай мне руку.

Если нет, – не спрашивай, кто я.

Я часто спрашивал себя: "Кто я?". Сколько дней и ночей потрачено на этот вопрос! Я даже не могу начать считать их. Мой интеллект давал мне ответы, пользуясь тем, что я слышал где-то; все решения были следствием моих ранних обусловленностей. Все слова были заимствованные, безжизненные и они совершенно не удовлетворяли меня. Все они касались только поверхности, а затем исчезали. Но ни одно из них не затрагивало моей внутренней сущности. Ни одно из них не было слышно в глубине моего существа. Они совершенно не влияли на меня. Они даже не соответствовали важности вопроса.

Потом я понял, что вопрос касался центра моего существа, а ответы затрагивали только периферию. Вопрос был моим, а ответы приходили извне. Но само то, что я спрашивал, разбудило что-то внутри меня. Я пытался навязать себе ответы, которые приходили снаружи. Эта идея произвела революцию, но одновременно совершенно новое направление открылось для меня. Я увидел, что все ответы, которые дает ум, совершенно бесполезны. Они не имели ничего общего с проблемой, какой бы она не была. И иллюзия была разбита вдребезги. Какое облегчение!

Как будто рывком распахнули дверь, как будто внезапный прилив света рассеял тьму. Моя ошибка была в том, что я не видел, что это ум дает все ответы. И из-за этих псевдо-ответов, настоящие не могли выйти на поверхность. Я знал, что правда борется за то, чтобы выйти на свет, что в глубинах моего сознания какое-то семя ищет свой путь, пробиваясь через почву, чтобы достичь света. Мой интеллект был помехой этому. Когда я осознал это, ответы стали приходить все менее часто и заимствованное знание начало испаряться. Вопрос шел все глубже и глубже. Я ничего не делал, просто наблюдал. Я чувствовал, происходит какой-то процесс самовыражения. Я был в нем. Что делать? Я просто наблюдал. Периферия отбрасывалась, умирала, исчезала. И центр становился все более активным.

"Кто я?". Все мое тело пульсировало одной этой жаждой. Это было такой бурей! Тело дрожало и трепетало с каждым вдохом.

"Кто я?". Как стрела вопрос пронизывал все препятствия внутри меня.

Снова пришло чувство острой жажды. Вся моя энергия обратилась в жажду. Все.

И как язык пламени вопрос выпрыгивал изнутри: "Кто я?".

Это было удивительно! Ум молчал. Прекратился безостановочный поток мыслей. Что произошло? Периферия была спокойна. Никаких мыслей, никаких впечатлений. Я был там и вопрос был там. Нет, это не точно. Я сам был этим вопросом. А потом произошел взрыв. За секунду все изменилось. Вопрос исчез. Ответ пришел неизвестно откуда. Истина не познается постепенно, она приходит неожиданным взрывом. Ее нельзя принести, она приходит. Ответ - это тишина, а не слова. Когда вы не отвечаете - это и есть ответ.

Осознание своего «Я» — чрезвычайно сложное явление. Его можно добиться при помощи упражнений, описанных ранее, или же непосредственно создав ощущение «Я». означает чувствовать собственную сущностную индивидуальность (то, чем человек действительно является и что отличает его от всех остальных людей). Эта сущностная индивидуальность не имеет ничего общего ни с личностью, ни с телом, ни с интеллектом, ни с эмоциями. Ее также нельзя назвать , хотя она и основывается на нем. Осознание своего «Я» — гораздо более глубокое и обширное понятие.

Известно, что в течение дня у нас иногда бывают моменты самоосознания (но они редки) и периоды «самонеосознания». Например, когда начальник внезапно делает выговор на виду у всех сослуживцев одному из своих подчиненных, тот внезапно пробуждается, осознает себя, одновременно с этим чувствуя стыд, страх, разочарование и неловкость.

Давайте вспомним, что мы говорили о «Я» в прошлых главах: «Я» — это то, что принадлежит сущности человека, «мы» — это то, что не принадлежит ей.. У всех людей есть свое «Я», но обычно оно не участвует в работе интеллекта. К тому же это «Я» неразвитое, незрелое, маленькое, хрупкое и астеничное»

Что произошло со служащим, которому начальник сделал выговор? Почему он почувствовал себя так неудобно, глупо и беззащитно? Проанализируем эту ситуацию более подробно. Человек работал как обычно’ его «Я» спало, а его «мы» бодрствовало. Внезапно он оказывается в центре всеобщего внимания, вынужден пассивно выслушивать начальника и испытывает эмоциональный шок. Его спавшее «Я» вдруг просыпается (любой эмоциональный шок «стряхивает» с человека обычное состояние сна) и вытесняет «мы» из сознания. В этот момент человек ясно видит себя, то есть свою подсознательную структуру «мы», и отождествляет себя с ней. Он чувствует себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видит себя таким, какой он есть на самом деле, а не каким хочет казаться. (Слово «личность», по-гречески «просопон», означает «театральная маска»).

«Я» скрыто под густой вуалью личности, не позволяющей человеку познать самого себя (познать свое «Я»). Известно, что в толпе человек ведет себя гораздо более спонтанно и демонстративно, чем когда он один. Нам нравится знакомиться и общаться с людьми, ведущими себя спонтанно, поскольку они кажутся более человечными и приятными. Однако спонтанность — это результат хорошо отлаженного автоматизма. Человек способен на спонтанную реакцию в обществе лишь если его социальные автоматизмы отлично функционируют. Когда человек оказывается в ситуации, на которую он не готов отреагировать «автоматически», спонтанность поведения пропадает. По сравнению с животными человек наименее спонтанен, и от них его отличает именно способность к глубокому сознательному размышлению. Так, животные и дети абсолютно спонтанны, но это не означает, что у детей больше человеческих качеств.

То, что мы обычно считаем «спонтанностью», на самом деле является ее противоположностью, поскольку в действительности это компульсивная реакция, являющаяся лишь результатом преобладающих автоматизмов. Истинные общение и эмоции не бывают спонтанными, им нужно учиться. При первых попытках тренировки сознания своего «Я» неизбежна некоторая неестественность. Это происходит потому, что человек учится по-новому себя вести, думать и реагировать. Таким образом, самоосознание лишает человека естественности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и действовать от имени «Я», а не от имени личности. Не каждый может достичь , этого добиваются лишь те, кто действительно хочет быть настоящей индивидуальностью.

Самосознание — это отождествление человека со своим «Я», являющимся точкой соединения прошлого и будущего. Сознание «Я» означает также отказ от отождествления со своим восприятием, эмоциями и мыслями, не связанными с истинным «Я». Это не имеет ничего общего с эгоизмом, поскольку представляет собой явление ментального характера, не связанное ни с эмоциями, ни с инстинктами. Мы имеем в виду не то «Я», которое говорит: «я хочу эту машину», «я хочу фруктов» или «я хочу сигарету», «я в отчаянии» или «я счастлив». Наше «Я» — чистый и абстрактный разум, который наблюдает, познает, анализирует и делает выводы.

Человек не может быть эгоистом, если его разумом управляют действительно сознательные и разумные элементы, без собственнических инстинктов, которые обычно определяют поведение людей. С точки зрения истинного значения «Я», мы неверно употребляем слово «эгоизм». Настоящий эгоист — это человек, который существует не как индивид, а как «антииндивид», поскольку все его желания направлены на удовлетворение компульсивных потребностей и питание его ложного «я», которое, как ненасытный идол, требует слепого поклонения и приношения в жертву духовного «Я».

Обычно человек отождествляется со всем, что попадает в поле его внимания, особенно когда это производит на него сильное впечатление. Логично, что такое отождествление приводит к потере самоосознания. У человека, отождествляющегося с происходящим, или, другими словами, проецирующего свое «Я» на происходящее, любое неприятное происшествие вызывает потрясение. Зритель невольно превращается в актера, хотя физически он не участвует в событии. Истинное «Я» является мыслителем и всегда должно им оставаться, в противном случае оно перестает быть «Я» и превращается в «мы».

Рассмотрим интересный факт, который может значительно прояснить явление отождествления. С точки зрения психики, главнейшее отличие состояния сна от состояния бодрствования заключается в том, что бодрствующий человек сохраняет в определенной степени способность отделять себя от своего воображения для того, чтобы наблюдать за ним и анализировать его. Если же человек спит, он полностью теряет способность наблюдать за калейдоскопом своего воображения и превращается в актера, втянутого в действие. Это полностью совпадает с нашей теорией уровней сознания, так как если бы человек был полностью пробужден, он смог бы наблюдать, контролировать и управлять деятельностью своего воображения, чего на практике не происходит. Именно днем, когда человек, казалось бы, находится в состоянии бодрствования, он постоянно теряет способность быть наблюдателем и эмоционально отождествляется с событиями, непосредственно его не затрагивающими. Превращение зрителя в актера всегда происходит из-за проекции его «Я» на происходящее. Таким образом, сон можно определить как проекцию «Я» на подсознание. Периоды сна и бодрствования характеризуются чередованием проекций «Я», которое в течение дня проявляется (хотя и слабо) в сознании, а во время сна — в подсознании. В действительности наше «Я» почти не видит реальный мир, поскольку оно обычно находится в подсознании. Чередование проекций «Я» обеспечивает необходимый гомеостатический баланс организма при переходе от состояния возбуждения (бодрствования) к стабилизации (сну).

Некоторые психиатры утверждают, что ночной сон — необходимое бегство от реальности. Точнее сказать, сон — это временное исчезновение «Я», которое в этот момент проецируется на подсознание, чтобы поддержать и укрепить вегетативные функции организма. Без этих функций жизненный тонус значительно бы снизился. Но что происходит с ребенком, у которого еще нет «Я»? Движущая сила «Я», или динамическая энергия, которая является основой формирования «Я», — это порождающая сексуальная энергия (энергия, а не секс). Таким образом, ребенок имеет исключительно либидинальное «Я» (сформированное из либидо), которое проецируется на подсознание, или на бессознательное, чтобы укрепить слабый организм. Ребенок спит намного больше, чем пожилой человек, организм которого уже изношен. Либидо обеспечивает строительный материал для построения «Я», но когда «Я» достигает своей зрелости, оно оказывается связанным с инстинктивной энергией не более, чем дерево связано с семенем.

Как достичь осознания «Я»? Оно приобретается постепенно в результате отказа от некоторых вредных привычек. Среди них на первое место можно поставить привычку делать несколько дел одновременно и особенно привычку проецировать «Я» на прошлое или будущее, позволяя воображению блуждать. Необходимо все делать по порядку, одно дело за другим, полностью сосредоточивая свое внимание на настоящем моменте. В то же время необходимо отделять восприятие внешнего мира от своего «Я». Например, при просмотре фильма попытайтесь сохранять мысль: «Я» смотрю этот фильм». Обсуждая что-то интересное, наблюдая какое-то особенно впечатляющее событие, читая книгу, принимая пищу, человек должен всегда осознавать: «Я это делаю». Необходимо стараться не терять «Я», то есть не терять осознания своей сущности.

должно происходить одновременно с «самовосприятием», человеку следует воспринимать себя как некую ментальную сущность, отделенную от окружающего. «Я» должно быть здесь, а все внешнее — там. В этом и заключается .

по материалам из книги: Джон Бейнс — «Гипсосознание»

Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать - это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях - это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.

Но вот как раз здесь начинается самая путаница - что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье - ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.

Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.

В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.

Это и есть фундамент самооценки - насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это - МЕНЯоценка…

Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница - очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.

То, что я о себе думаю - это не то, что я чувствую. То, что я чувствую - это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…

Я - это мое тело

Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз - о чудо! - оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку - подняли. Захотели скорчить гримасу - запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».

Взрослый человек так и говорит - «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует - «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…

Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.

На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто - нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго - ничего сложного тут нет.

Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?

Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт - это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.

Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» - это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять - они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.

Но все-таки «Я» - это не мои инстинкты и «Я» - это не мое тело. Физическая оболочка - это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.

Я - это мой ум

Следующий и самый проблемный уровень непонимания - это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия - «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.

В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго - это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго - это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.

Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я - это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он - это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?

То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли - это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго - это узаконенная форма сумасшествия.

На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, - нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.

Психологи даже придумали специальный термин такой - рационализация, только используют его обычно в более узком значении - например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.

То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит - «Я это сделал, потому что…» - и дальше начинает врать. Это и есть рационализация - самообман через логическое обоснование своих поступков.

В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции - «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть - и это самая несусветная глупость какая только может быть.

Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе - «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить» .

И сказав это, он считает дело сделанным: понял - значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии - сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается - внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.

Вот вам и внутренний конфликт - на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе - реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?

Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто - его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда - их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.

Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными - их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.

Итак, «Я» - это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, - это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» - это нечто другое, что находится гораздо глубже.

Я - это моя память

Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.

Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос - а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?

Для этого у человека есть память - копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек - последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.

Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения - успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.

Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.

Иметь характер - хорошо, не иметь его - плохо. «Я» - это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» - это мой характер, а мой характер - это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.

Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели - заслужить признание и уважение. Потому что характер - это хорошо, а хороший характер - еще лучше.

Помните ? Так вот, характер - это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и - что гораздо опаснее! - самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?

С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? - Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.

Я - это мои чувства

Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех - мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару - иррациональными.

Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?» , а чувства - на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства - нравственную.

И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.

А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств - иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.

Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость - обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать - они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.

Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни - это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация - чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.

Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.

Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.

Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения - то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.

Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное - либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.

Так вот, утверждение, что «Я» - это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека - то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.

Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, - это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств - это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.

У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации - это отделение себя от своей Персоны («Я» - это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» - это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ - это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.

Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.

И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.

Я - это пустота

Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше - это не «Я», то где же все-таки его искать?

Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные - в них и скрывается предмет наших поисков.

Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.

Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом - вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» - «Вы» уже там были.

Самые ранние и зыбкие воспоминания - эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие - «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» - уже есть!

Посмотрите на это «Я» повнимательнее - не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?

Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?

Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.

Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция - осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.

Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок - оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.

Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну - существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между своего Эго.

Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.

Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации - к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».

От слов к делу

Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя - это процесс творческий , в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.

Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия - как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.

Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я - это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире - это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя - изучайте свои поступки.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:



| Ответить Спрятать ответы ∧

  • Вступление;
  • Чтобы не ходить по кругу;
  • А есть ли враг? Голос в голове и кинематограф;
  • Метод самоанализа «Кто я?», родом из глубокой древности;
  • Практический эксперимент участников проекта;
  • Выводы.

ВСТУПЛЕНИЕ, ГОЛОС В ГОЛОВЕ

Большинство из тех, кто встал на путь настоящего духовного развития, воспользовавшись советом древних "Познай себя", наверное уже догадываются о существовании своей некоей "призрачной тени", иной половины, второго Я, Alter ego,  "ветхого человека" (по Библии), или так называемого (обобщенно) Животного начала, выражающегося чаще всего в качестве коварного и подчас надоедливого голоса в голове. Говоря "чаще всего", я не претендую на утверждение, это всего лишь догадка, гипотеза, исследование, лежащие в основе внутренней работы над собой и потребности разобраться в природе и устройстве себя, не как тела, но как одухотворённого человеческого существа. Голос в голове слышат все, однако далеко не каждый готов признаться в том, что он реален, обособлен и в сущности своей является лютым врагом человека. Врагом, который целенаправленно и успешно управляет человеком, его словами, решениями, поведением, да и всей жизнью и ведёт человека к смерти духовной, что в действительности есть намного серьёзнее, чем прекращение существования материального тела, пусть большинство сегодняшних людей этого и не осознают. Люди в абсолютной своей массе целиком отождествляют себя с ним, и полагают, что он (голос в голове ) - это вполне естественная, безобидная и неотъемлемая часть человеческого существа, этакая не до конца изученная особенность нашего сознания. Многие из людей, прожив целую жизнь, даже не успевают ни разу задуматься над этим, считая само предположение, что Личность и Сознание разные понятия, забавным художественным вымыслом, иначе говоря, больной фантазией. И даже те, кто догадывается о Его существовании, наверняка не осознают всей важности происходящего, мол, это меня не касается, я не слышу голосов, но частенько разговариваю сам с собой - а разве это одно и то же? Человек же существо мыслящее, а значит, я не могу не думать. Но, прежде чем куда-то двигаться, не мешало бы узнать, куда именно надлежит держать курс; и ежели существует препятствие по курсу, изучить и понять, в чем заключается его смысл, в противном случае ходьба по кругу, причем годами, вам обеспечена - всего лишь как досадная закономерность, плата за беспечность.

Главная задача данной работы состоит в том, чтобы попробовать с помощью привычного и доступного нам всем  инструмента - сознания - "отделить", разграничить, собственно Сознание (категорию Животного начала) от Личности (категории Духовного начала, - назовем это так, потому как Личность, исходя из теории, есть часть Духа, значит, духовное, надеюсь, никто возражать не станет). Безусловно, об этом уже подробно написано в "АллатРа", но кто-то читал, кто-то и не собирается, а голос в голове "сидит" (а иногда дебоширит) у практически каждого.

Но существует ли враг, вообще? Кто он? Почему враг? Какова его роль и природа? И где же Тот, кому необходимо обрести духовную свободу? На эти вопросы каждый человек должен найти ответы самостоятельно, потому что именно в этом заключен смысл созревания нового духовного существа, более известного в простонародье как Ангел. Мы же, в свою очередь, в свойственном нам духе альтернативного видения, попытаемся предложить вам "взглянуть на ситуацию" немного с другой стороны, вдруг это окажется полезным.

В вопросах поиска любых доказательств важна грамотная аргументация, поэтому мы выбрали сегодня более кардинальный путь, по сравнению с прошлыми попытками. Опустим философствования и цитирование авторитетных источников, а перейдем к более убедительным для сознания аргументам, для чего сперва приведем вариации на тему из любимого всеми кинематографа, а затем приступим к настоящему катарсису, осветив личный практический опыт практики "Кто я?". Предупреждаю, видеороликов в материале много, они интересны, порой чересчур жестки, но отображают суть, кто захочет разобраться, не пожалейте времени, вполне возможно, данный аналитический разбор поможет найти новое понимание и изменит вашу дальнейшую судьбу в лучшую сторону. Людям же с явными психическими отклонениями эту статью лучше не читать.

Во второй части мы попытаемся немного поговорить о Том, кто должен обрести духовную свободу, - о Личности.

ЧТОБЫ НЕ ХОДИТЬ ПО КРУГУ...

Но сперва давайте на секунду остановимся и забудем всё, что мы до этого знали. Зачем? Чтобы непредвзято посмотреть короткий ролик и спокойно взвесить то, о чём было сказано И.М.Даниловым в первом интервью "Откровенный диалог о самом главном ":

Итак, дабы не ходить по кругу и не тратить понапрасну драгоценное время, которого и без того нет, нам советуют просто встать перед зеркалом и задать элементарнейший вопрос "Кто Я?".

Но прежде, для более осознанного выбора, я предлагаю просмотреть серию видеороликов из фильмов "Маленький будда", "Мирный воин", "Револьвер", "Бойцовский клуб", "Властелин колец" и "Бёрдман". Местами жестковато, конечно, но что поделаешь, это жизнь в материи.

А ЕСТЬ ЛИ ВРАГ? "ГОЛОС В ГОЛОВЕ" и КИНЕМАТОГРАФ.

"Маленький Будда"

Начнем с самого удобоваримого для духовно очищающихся личностей фильма «Маленький Будда», созданного режиссером с мировым именем Бернардо Бертолуччи. Яркая, красочная, интеллектуальная и принизанная глубокой философией история о зарождении буддизма. Фильм легкий, и для просмотра могу рекомендовать всем.

"Мирный воин"

Далее воодушевляющая на великие свершения и жизнеутверждающая кинолента "Мирный воин", ставшая настоящим шедевром для ищущей и устремленной категории населения. Фильм хорошо мотивирует, помогает осознать, что в каждом человеке есть второе дыхание, достаточно просто поверить в себя… уверен, для многих он стал отправной точкой к качественному изменению бытия, во многих отношениях, безусловно, в лучшую сторону. Рекомендую.

"Револьвер"

Культовый "Револьвер", уже рассматриваемый нами на сайте ранее (). О нем можно говорить много, и он самым непосредственным образом касается нашего исследования, ведь главный герой вступает в борьбу с этим самым вторым "Я", выявляя его и побеждая. Многие пересматривали этот фильм неоднократно и помнят приведенные мной эпизоды, а их будет четыре. Тем не менее, думаю, не помешает еще раз пересмотреть. Один из самых глубоких, стильных и захватывающих фильмов, которые мне приходилось видеть, однако в наличии реалистичный криминал, кровь крупным планом и откровенное насилие, а значит, возрастной ценз - для взрослых. Хотя, кому я это говорю?

"Револьвер", сцена первая: "Не давай заморочить тебя загадками, мистер Грин. Вы так давно слышите этот голос внутри, что считаете его своим".

"Револьвер", сцена вторая: "Я тебя слышу..."

"Револьвер", сцена третья: "Знаешь, в чем прелесть этой игры, Джейк? Неизвестно, где противник, ибо неизвестно, есть ли он."

"Револьвер", сцена четвертая: "Я знаю, что ты до сих пор там, я чувствую, как ты умираешь. Я слышу, как ты умоляешь дать тебе пищу..."

"Бойцовский клуб"

Экранизация романа Чака Палланика, скандальный "Бойцовский клуб", - стильное, динамичное, брутальное, пугающее и разрушительное кино, настоящая адская смесь, вызвавшая волну негодования законодателей и блюстителей общественных норм в конце 90-ых, что впрочем не помешало ей набрать безумную популярность у кинозрителей. "Бойцовский клуб" - это крайность и самый запущенный диагноз нашего исследуемого вопроса. Из-за чрезмерного насилия и деструктивного характера к просмотру не рекомендую (хотя ведь все равно видели или посмотрите).

"Властелин колец"

Многие помнят этого "чудика" и его колоритные диалоги с самим собой.

"Бёрдман" ("Birdman")

Ну и последний пример, оскароносный "Бёрдман", один из самых странных, экстравагантных, безумных, но в тоже время опьяняюще драматичных фильмов. Главный герой слышит голос в голове и потихоньку натурально сходит с ума. Ни грамма духовности, возможно поэтому четыре "Оскара". И пациент - наш!

Можно привести еще десяток ярких кинематографических работ, где сюжетная линия построена на раздвоении личности главного героя, например "Остров проклятых" с Ди Каприо. Но смысл не в том, чтоб привести как можно больше, а убедить сознание, что он, голос в голове, вполне реален. Во время подготовки материала случайно (хотя о работе подобных случайностей я, пожалуй, напишу позже) наткнулся на стихотворение Владимира Высоцкого "Второе "Я", разве не том же?

И вкусы, и запросы мои странны,
Я экзотичен, мягко говоря,
Могу одновременно грызть стаканы
И Шиллера читать без словаря.

Во мне два "я", два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица.
Но часто вырывается на волю
Второе "я" в обличье подлеца.

И я боюсь, давлю в себе мерзавца,
О, участь беспокойная моя!
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давлю не то второе "я".

Когда в душе я раскрываю гранки
На тех местах, где искренность сама,
Тогда мне в долг дают официантки
И женщины ласкают задарма.

Но вот летят к чертям все идеалы.
Но вот я груб, я нетерпим и зол.
Но вот сижу и тупо ем бокалы,
Забрасывая Шиллера под стол.

А суд идет. Весь зал мне смотрит в спину,
И прокурор, и гражданин судья.
Поверьте мне, не я разбил витрину,
А подлое мое второе "я".

И я прошу вас, строго не судите,
Лишь дайте срок, но не давайте срок,
Я буду посещать суды, как зритель,
И в тюрьмы заходить на огонек.

Я больше не намерен бить витрины
И лица граждан. Так и запиши.
Я воссоединю две половины
Моей больной раздвоенной души.

Искореню! Похороню! Зарою!
Очищусь! Ничего не скрою я.
Мне чуждо это "я" мое второе.
Нет, это не мое второе "я".

Во все времена люди интуитивно подмечали тайное стремление Животного начала взять бразды правления в свои руки для того, чтобы еще более усугубить жизненные обстоятельства и осторожно отображали это в своем творчестве. Осторожно, чтобы не замели врачи, которые будто бы избавлены от подобных проявлений.

МЕТОД САМОАНАЛИЗА ИЗ ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ

Перед тем, как встать перед зеркалом, не помешает процитировать "АллатРа ", страница 142:

Подобный метод самоанализа на тему «Кто я? » и соответствующие техники использовались давно в духовных, мистических школах разных народов, в различных религиозных системах. Они известны с глубокой древности, особенно массово были распространены в Древней Индии и странах Востока. Их практиковали, например, древние йоги, суфии, шаманы.

Эта техника, как ты помнишь, включает в себя раскручивание в медитативном состоянии мыслей на тему «Кто я?» , где необходимо на каждый свой мысленный ответ задавать новый мысленный вопрос . Причём понаблюдать какие мысли приходят, прочувствовать их природу, чаще спрашивать у себя: «Кто тот, кто во мне отвечает?» Желательно, чтобы все мысли протекали плавно, без особого обдумывания и сосредоточения . Приходит мысль, тут же её встречаем вопросом и провожаем первым пришедшим на ум ответом. Но главное, погружаться всё глубже и глубже в себя.

Анастасия: Да, это интересная техника распознания мыслей и ощущений, чтобы понять себя, кто доминирует в твоём сознании. Действительно помогает разобраться в себе, отделить зёрна от плевел. Я помню, как ребята делились своими впечатлениями о данной технике. Каких вариаций только не звучало, как они только не загоняли своё Животное начало в угол. Спрашивали: «Кто я?» «А кто задаёт вопрос?» «Я – тело?» «Но тело смертно». «Я студент». «Но студент - это статус». «Я тот, кто учится». «Но кто учится?» «Я человек». «Кто во мне называет меня человеком и почему?» «Я человек, который любит людей». «Но кто во мне любит?» «У меня есть тело». «А кто ты, у кого есть тело?» «Тело - это не я, но я в нём». «А кто это Я?» «Да пошёл ты... Я - это есть Я, целое и неделимое». Так что Животное начало тоже с «юмором». Очень хорошее упражнение, помогающее добраться до своего глубинного «Я», своих страхов и проблем.

Ригден: Да, Животное начало, как беда: вымучит, но заодно и выучит. Осознавая с чьей стороны приходят подобные мысли, откуда в тебе появляется та или иная проблема, тот или иной корень страха, ты понимаешь, как от этого избавиться и как управлять своим состоянием. При правильном выполнении данной медитативной техники самоанализа, впоследствии возникает чёткость и ясность сознания.

Что ж, пришло время встать и нам перед зеркалом, сколько можно ходить по кругу.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ "КТО Я?" перед зеркалом

"Продолжительность эксперимента около 1 часа. Интерьер: пустая комната, поздний вечер, полная тишина, большое зеркало, стул на расстоянии 1 метра. Блокнот, ручка.

На вопросы "кто я?" долгое время шли односложные ответы, типа: "имя, тело, живой, ты, человек, брат, профессия, тело, дух... и даже святой дух (!). Затем неожиданно и как-то совсем непринужденно завелся диалог. Хочется отметить, что я, принимавший участие в данном диалоге, задавая себе вопросы и отвечая на них же, совершенно не напрягался, будто некая воля говорила сквозь меня. Лишь после окончания самоанализа и прочтения зафиксированного, меня охватил ужас, от осознания реальности происшедшего и того, что все мои неприятности по жизни, а их было немало, брали исток во мне же самом, а именно исходили от того, кто твердо отвечал на вопросы...

Кто я?
- Часть тебя. (коварно)
- Зачем?
- Чтобы убить тебя. (тихо и твердо)
- Да... ты страшен, еще как... (вспоминаю себя в прошлом)... но ты не силен.
- Ты не знаешь о моей силе. (тихо и улыбаясь)
- И какова она?
- Весь мир земной!
- Я могу победить тебя.
- Дерзай, дерзай, дерзай... (самодовольно)
- Кто я?
- Бес. Я твой учитель. Я мог много раз тебя убить.
- Что это за мир? Скажи мне.
- Мир теней. Здесь нет ничего.
- Что это за мир? Что это за место?
- Иллюзия.
- Зачем она нужна?
- Ну как же! Кому-то хочется жить.
- Кому?
- Таким как вы, таким как мы. Всем хочется жить, всем хочется кушать.
- Что кушать?
- Что кушать? (ухмыляясь) Любовь кушать. Есть Бога!
- Почему бы не служить Богу?
- Функция у нас другая, вы можете служить, а мы можем кушать.
- Дай мне свободу.
- Это от тебя зависит, свобода. (безразлично)
- Мне нужно сделать окончательный выбор.
- Давно пора. Я хоть и враг тебе, но могу отпустить.
- Как мне тебя ослабить?
- Живи любовью, все давно сказано.
- Ты мне советуешь жить любовью? (удивленно)
- Если ты собрался к Богу, иди к нему, какие тут разговоры. (безразлично)
- На погоду тело крутит, - констатирую факт, - тело уже не то. Где мои 17 лет?
- А вспомни-ка, потрепал ты себя, потрепал. (ехидно) Всё проверял на прочность? А кто проверял-то, знаешь? Я тебя и проверял. Я тебя обманул. Я тебя всю жизнь обманывал! Работка у меня такая. Все твои дела, все твои мечты, всё это - я! А ты спрашиваешь, кто я? Я - это я. А вот где ты? Вопрос...
- Кто я?
- Нет здесь меня, это всё иллюзия. Ты можешь быть здесь, можешь быть там. Ну вот, теперь ты пообщался со мной, теперь ты знаешь, что ты - это не я...

2 участник .

"Проведение практики «Кто Я?» перед зеркалом, записывая по времени всё происходящее в блокнот. Было взято небольшое зеркало, сев на расстоянии около 50 см. от него фокусировался на левом зрачке отражения, задавая постоянно внутрь себя вопрос «Кто Я?».

Наблюдения:
11:11 Идёт раздвоение Наблюдателя и тела. Голос в голове (далее Оно) молчит. Не хочет сидеть перед зеркалом.
11:16 Тело – искусственная кукла. Не хочет сидеть перед зеркалом. Заглянул за пределы образа в зеркале, увидел демона. Изображение аморфное, нечёткое, по нему пробегает рябь и волны.
11:20 Оно боится смерти. Молчит. Проступает образ демона, жестокого.
11:24 Оно начало матюкаться. Говорит «Ты...уй!» Матюкается ещё сильнее. Не хочет сидеть перед зеркалом.
11:27 Отражение в зеркале начинает жить своей жизнью, поворачивать голову изменять выражение и форму лица. Навевает страх, ужас. Оно боится. Зрачки демона – чёрные. В зеркале демон. Оно боится.
11:32 Понимание – в зеркале не я, я не тело, я не сознание, я не тот, кто спрашивает «Кто Я?» и не тот, кто иногда отвечает (матюкается в голове).
11:35 Сознание начинает выключаться в сон.
11:36 Произошла локализация сознания, его отделение от Наблюдателя.
11:37 Раскрытие глубинных чувств. Идёт наполнение. Я не тело, я не сознание – разделение.
11:39 Возникли боли в теле, в груди справа. Боль пытается отвлечь от практики, напугать.
11:40 При взгляде на отражение есть понимание, что оно информационно многослойно. Есть слой некоего образа – Я, которое нарисовано сознанием. Под этим слоем-маской сидит сам демон – злое, мерзкое существо. А за ним чувствуется поток глубинных чувств, Душа. Появляется понимание кто я Истинный, кто сейчас Наблюдатель.
11:42 При понимании кто Я Истинный, демон уменьшается, скукоживается, теряет силу, исчезает.
11:44 Найдена внутренняя позиция за пределами демона-сознания, позиция духовного Наблюдателя.
11:46 Сознание в ужасе. Хочет уйти от зеркала. То, что в отражении я всегда считал собой, этот своеобразный антураж и, так сказать, внутренний отпечаток, оказывается всё это – демон. Он всю жизнь хозяйничал во мне и я был убеждён что вот он – это Я.
11:50 Оно боится до холода в груди и мурашек по телу. Локализована область, где оно существует. Его нет там, где я наблюдаю. Мы разделены. Оно наблюдаемо и очень боится. Оно обречено на смерть и скулит, возмущается.
11:54 Демон уже не прячется за бутафорной маской псевдо Я. Он пытается угрожать, меняя изображение лица в зеркале, при этом срабатывает задняя сущность и в теле чувствуется могильный холод.
11:55 Оно говорит «Я демон!» Признался однако:) ...
11:56 Сознание бушует, боится, угрожает.
11:58 Из зеркала смотрит умный демон-зверь. В сознании возникает образ собаки с обнажёнными клыками. Оно пугает, само боится, но пытается убедить меня, что боюсь я, как Наблюдатель.
12:00 Оно не хочет сидеть перед зеркалом. Оно страдает, когда за ним наблюдают. Оно всегда сидит за маской мнимого Я, «Хорошего друга», «Рубахи-парня», на самом деле оно беспощадный хищник. Оно всегда хочет прикинуться мною, чтобы я поверил, что я – это оно. В нём только холод и злоба, жадность, жажда и ненасытность.
12:04 Оно мертво и пусто. Оно очень боится.
12:05 Исчезло «Я – бутафория» нарисованная сознанием, из зеркала смотрит демон, которого я наблюдаю. Оно пугает что он – это я и я таким и останусь – жутким, лютым, жестоким. Оно хочет уйти от зеркала.
12:09 Оно хочет уйти от зеркала. Оно страдает, когда за ним наблюдают.
12:11 Оно пытается закрыться образом бутафорного Я, тем образом, которым я привык себя считать собой.
12:12 Практику пришлось прервать, т.к. помешали домашние.

После проведения практики проявилось удивительное состояние ясности и понимания кто есть я истинный. Всё что я считал всегда собой – это бутафория навеянная моим Животным началом, сознанием. Оно очень ловко подделывается и маскируется под меня, убеждая в том что его мысли, образы, эмоции – мои".

3 участник .

"... Передо мною незнакомое существо с пустыми глазами, время от времени оно пристально смотрит и в глазах можно уловить колючий взгляд ненависти. Много раз читая и даже помня о том, что мой злейший враг внутри меня самого, сейчас получилось реально пережить это и воочию убедится кто есть, кто.

Когда начинаю пристально вглядываться, становится очевидным факт, что я не тело. Внезапные подергивания мимических мышц, которые я вовсе не контролирую говорят мне именно об этом факте. Если я был лишь телом, весь организм в унисон повиновался моим командам , но даже представить, что в одну секунду мне пришлось бы управлять миллиардами, а то и триллионами разных операций, в том числе на клеточном уровне, я просто не могу. Я ведь не человек-терминал какой-то .

Следующим интересным моментом были внезапные «глюки». Наверное, каждый хоть раз да видел голливудские фильмы про людей-мертвецов, зомби, приведений разных, упырей и прочую нечисть. Особенно режиссёры любят моменты, когда в зеркале главный герой видит вместо своего отражения какого-нибудь уродца, при чем внезапно. Так вот, весь этот прекрасный букет удалось пережить просто будучи дома, бесплатно в двойном объеме и даже без попкорна. Сложилось такое впечатление, что оно хочет напугать и увести от чего-то важного, от чего же?

Выйдя за рамки снов, которое оно навевает в виде образов и пробившись сквозь монотонный бубнеж на заднем фоне, забавно видеть этот весь конгломерат повторяющий как попугай « ктоя-ктоя-ктоя-ктоя ». И наступают моменты некоего озарения и внутреннего понимания, кто же «Я» на самом деле. Все видно, как будто со стороны и не со стороны. Становится очевидным где же мой Источник Живой Воды, а где «Я» и куда мне надо!.."

ВЫВОДЫ

Участвовавшие в подготовке этого материала выводы для себя сделали однозначные, голос в голове - откровенное проявление врага, хитрого, разумного, непрестанно льстящего себе и ненавидящего других; не стоит его слушать, равно как и вступать с ним в диалог, иначе велики шансы быть обманутым, даже не подозревая этого. Голос в голове присутствует у каждого, причем любой сомневающийся легко может это проверить, повторив с листком и ручкой наш самоанализ.

Чем хочется закончить, знаете, одно дело смотреть интеллектуальное кино и, "размышляя про себя", думать, что "думаешь именно ТЫ", - хозяин своего тела и разума, царь своего огорода, который всегда, во всём прав... и совсем другое реально набраться смелости и разобраться, а кто ТЫ есть на самом деле ? И кто тот, кто в тебе говорит ?

Или вы, уважаемый читатель, все еще наивно полагаете, что у вас "голоса" нет? А прислушайтесь, проверьте или спросите "Кто я?"

Подготовил: А...