Россия, по имеющейся информации, планирует построить «самый большой в мире авианосец», чтобы укрепить свою оборону и составить конкуренцию США в этой сфере.

Авианосец «Шторм» будет способен нести на своём борту 90 боевых самолётов и будет стоить порядка $17,5 млрд, отмечает британское издание со ссылкой на российские СМИ.

Этот корабль, ныне известный как проект 23000, может быть готов к 2030 году. Однако станет ли он действительно самым большим авианосцем в мире, как утверждает Москва, - это вопрос спорный.

Его технические характеристики, отмечается в статье, схожи с характеристиками американских авианосцев типа «Нимиц». А один из экспертов даже заявил СМИ, что за основу корабля будет взят дизайн американского авианосца USS Gerald R. Ford, утверждает издание.

Согласно проекту, палуба нового авианосца будет размером в три футбольных поля, а численность экипажа будет достигать 4 тыс. человек. Корабль станет настолько большим, что, как сообщает The Independent, у него будет собственный почтовый индекс.

В настоящее время Россия располагает лишь авианосцем «Адмирал Кузнецов», который был спущен на воду ещё в 1985 году. По своим возможностям он серьёзно уступает кораблю «Шторм».

Российский авианосец будущего. Шторм проекта 23000

Перспективный многоцелевой тяжёлый суперавианосец будущего – Шторм (проект 23000), разрабатывается в российском государственном научном центре им. Крылова (С.-Петербург) в сотрудничестве с Невским проектно-конструкторским бюро.

Корабль нацелен на выполнение различных задач в дальней океанской и морской зонах. Он будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов авиационной группы, а также обеспечивать противовоздушную оборону.

Основные требования, предъявленные Главным командованием ВМФ к новому российскому авианосцу – это автономность и мобильность. Корабль должен перебрасывать всю необходимую технику и снаряжение в нужное место и в сжатые сроки. А авиагруппа должна обеспечивать патрулирование и оперативно наращивать свое присутствие в заданном регионе.

При этом Шторм должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил. На новейший авианосец будут возложены задачи обнаружения и уничтожения подводных и надводных средств противника, нанесения ударов по объектам инфраструктуры противника на суше и защита собственного флота.

Концепция нового многофункционального авианосца

Концепция нового многофункционального авианосца предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. Самолеты и вертолеты пяти разных типов будут размещены и закреплены на корме и в носовой части авианосца.

На авианосце будет практически «голая» палуба. Вместо массивной вышки – два “острова” управления (две островные надстройки). Это сэкономит место на палубе и снизит радио-заметность корабля в море.

Авианосец будет оснащен двух-реакторной энергетической установкой РИТМ-200 мощностью 175 МВт.

Шторм будет иметь гибридную систему старта самолетов – две электромагнитные катапульты (EMALS) для разгона самолетов и два трамплина (в сумме 4 стартовых позиции на полётной палубе). Длина взлетной дорожки одного из трамплинов превысит 250 метров. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром (устройством на основе троса, который гасит посадочную скорость). Для экономии занимаемой площади подъемники самолетов будут вертикального и качельного типа.

Шторм будет оснащен интегрированной системой боевого управления. Электронный комплекс авианосца будет включать в себя интегрированные датчики, в том числе радиолокационные станции с активной фазированной антенной решеткой (РЛС с АФАР).

С авианосца будут обеспечены взлет и посадка самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Под взлетной палубой и в оптимизированных управляющих надстройках – будут размещены новейшая атомная энергетическая установка, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение. Использование ракетного вооружения – это один их самых интересных моментов в определении облика будущего корабля.

За противовоздушную оборону корабля будут отвечать сразу четыре модуля С-500 Прометей. С таким квартетом ПВО авианосца сможет одновременно обнаруживать, вести огонь и поражать до 10 воздушных аэродинамических или сверхзвуковых баллистических целей сразу на дальности в 800 километров. Целями ПВО могут быть самолеты, вертолеты, БЛА, ракеты средней дальности, сверхзвуковые крылатые ракеты и боеголовки межконтинентальных баллистических ракет, а также объекты, летящие со скоростью до 7000 метров в секунду. Плюс авианосец будет оснащён двумя системами противоторпедной защиты.

Одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ (истребители поколения 4++) будут решать задачу противовоздушной обороны и завоевания господства в воздухе, поражения целей управляемым высокоточным оружием в любое время суток и в любую погоду.

Размещение ПКР на корабле (на базовой постоянной основе) не планируется. Но это отнюдь не запрещает размещение на авианосце (по уже по доброй традиции), 4-8 20-футовых съемных контейнеров с ракетным комплексом Club-K, или гиперзвуковых ПКР Циркон. Размещение на борту авианосца 8 контейнеров с Club-K означает наличие у него на вооружении 32 высокоточных ударных крылатых ракет. Контейнерный Club-K - обеспечит поражение как надводных так и наземных целей. Комплекс является модификацией хорошо известной ракетной системы Калибр. Внутри контейнеров комплекса спрятаны пусковые установки с ракетами 3М-14, Х-35 или 3М-54, способными поражать на дальней дистанции как сухопутные, так и крупные надводные цели. Например ракета 3М-54 способна уничтожить даже авианосец, а дальность полета КР 3М14 с ЯБЧ/ФБЧ составляет – 2650 и 1600 км соответственно.

Задачу сбора информации о противнике и контроль за воздушным, наземным и надводным пространством, а также наведение авиации на обнаруженные цели будут обеспечивать пункт радиолокационного управления и пункт радиолокационного дозора и наведения на базе самолета Як-44Э. С подводными лодками будут бороться вертолеты Ка-32/Ка-27, вооруженные торпедами, глубинными бомбами, ракетами и минами.

Корпус корабля будет оптимизирован так, что сопротивление воды снизится на 20-30%. Последнее даст существенную экономию энергии и возможность увеличить скорость и автономность корабля. Отметим, что движение судна с сопротивлением на 30% меньше чем у традиционного обвода корпуса означает, что при обычной энергетике можно будет иметь дальность плавания на 30% больше и настолько же снизится расход топлива.

Как видим на Шторме применят лучшие разработки отечественной и западной школ создания кораблей подобного класса. В проекте большое значение уделено возможностям по обеспечению воздухоплавания для палубной авиации. Например, согласно проекту, максимальная ширина полетной палубы превысит 80 метров, у Великобритании перенята композиция двойной палубы. Вместе с тем планируется создание и гладкой полетной палубы.

Как инновацию можно выделить улучшенный дизайн корпуса авианосца, позволяющий значительно снизить водное сопротивление и повысит уровень его экономичности и мореходности.

Военную мощь корабля значительно усиливает размещение-использование на нем самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛОиУ).

В целом можно отметить что Шторм станет многоцелевым авианосцем, который будет выполнять функции морского аэропорта. Во времена СССР палубные самолеты выполняли противолодочные, защитные задачи, а также задачи по ПВО, и авианосец позиционировался в качестве военного крейсера, предназначенного для морских нападений на больших расстояниях.

ТТХ авианосца Шторм:

Привет. Добавляй в друзья)

Первый подводный атомный авианосец проекта 941-бис будет построен в России, так утверждают интернетовские слухи...

Суть не в слухах - будет построен подводный авианосец или не будет, а в идеи, которая могла родиться только в России. Для англосаксов сама мысль осуществлять взлеты и посадки на палубу авианосца, который плавает под водой противоречит логике английского языка.

АТАВКРП проекта 941бис был создан под руководством группы высших офицеров флота и КГБ СССР. В 1991 году они не пожелали нарушить присягу, данную стране, которая перестала существовать. Они, как многие думающие люди, надеялись что это временное помешательство и страна будет восстановлена.

Однако было понятно, что просто так олигархат не сдаст свои позиции и более того наверняка позовет на помощь своих западных друзей. Исходя из этого нужно было создать вооруженное формирование, которое в нужный момент смогло бы выступить на стороне сторонников воссоздания страны. Было бы хорошо иметь некий резерв генеральной ставки в составе дивизиона эсминцев и парочки РПКСН.

Неслыханный уровень коррупции и предательства в высших эшелонах власти и руководства ВМФ не оставляли надежды на то, что хотя бы один корабль не пойдет под нож или не будет разворован. Кроме того, тотальный контроль со стороны НАТОвцев в рамках наблюдений по программе совместного уменьшения угрозы не позволял “спрятать” или законсервировать ни одного боеспособного корабля, не говоря уже о соединении.

Единственным решением оставалось создание чего-то нового. Основной проблемой такого строительства были деньги и секретность. Причем секретность должна была быть выведена на новый уровень - скрывать стройку нужно было не только от чужих, но и от своих.

Идея возможности постройки подводного авианосца базировалась на Рубиновском проекте транспортных ПЛ, основанных на пр 941. Основным заказчиком ТПЛ был Норильский никель.

Для финансирования проекта 941бис были найдены новые русские заказчики, которым понравилась идея возить подержанные машины из Японии в европейскую. часть страны круглогодично СевМор путем.

Небольшая группа конструкторов из Рубина доработала проект ТПЛ, используя наработки проектов 621 (десантно-транспортный подводный крейсер), 717 (транспортно-десантная ПЛ, минный заградитель), 748 и 664. Конструкторы трудились двумя группами: одна думала, что создает подводный ролкер для новых русских, и лишь вторая, весьма малочисленная, знала о настоящей цели проекта.

За основу были взяты корпусные конструкции ТК-210, которые якобы были ранее разобраны. По окончании строительства цивильной части крейсера, он перешел подо льдами на Дальний восток, в рамках “ходовых испытаний”. Еще в середине перехода заказчику было заявлено, что в проекте были серьезные упущения и, что лодка как есть эксплуатироваться не может. Нужен долгосрочный ремонт - перестройка. В силу того что длительность жизни новых русских в то время была коротка, то претензии предъявлять было просто некому.

Американцы как то вяло наблюдали за “Звездой”в то время, и крейсер поставили именно туда для вооружения и установки полетной палубы. Туда же в разобранном виде малой скоростью под видом цвет-мета из Крыма было привезено паровое бросковое устройство, а проще говоря - катапульта.

К 1995 году крейсер был готов. Авиакрыло было отобрано из ДВ эскадрилий, СУшки были просто напросто куплены.

Строительство привлекало внимание. И никакие средства маскировки и дезинформации не могли предотвратить утечку информации. Единственным спасением секретности был уход в моря. Экипаж был подобран исключительно из добровольцев, причем подавляющее большинство из них не знало о существовании “Советского Союза” до момента всхода на борт.

18 ноября 1995 года в 00:00 часов по местному времени тяжёлый авианесущий крейсер подводный “Советский Союз”отдал швартовы и вышел на боевое дежурство, длина которому как теперь понятно - жизнь….

-----------------

Как всегда модель изготовлена по аутентичным чертежам, все миллиметры подогнаны, и все заклепки посчитаны.

Скрытое противостояние стальных гигантов - атомных подводных лодок с завершением «холодной войны» не прекратилось. Напротив, и в Соединенных Штатах, и в Российской Федерации стали больше ценить возможности подводного флота. Особенно это касается многоцелевых подводных лодок, оснащенных крылатыми ракетами. На такие субмарины в России возлагают особенные надежды - наряду с ракетными подводными крейсерами стратегического назначения, многоцелевым подлодкам предстоит выполнять сложнейшие задачи по сдерживанию любой, даже самой серьезной агрессии на море и в случае необходимости, наносить ответный удар по надводным и подводным целям, а также уничтожать объекты противника на суше.Оценка угрозы Сколько бы эксперты не обсуждали защиту авианосцев и не считали корабли сопровождения из состава авианосной ударной группы, неизменно, любой спор в сообществе профессионалов приходит к вопросу о том, каким образом такие силы в случае необходимости можно нейтрализовать. Шутка ли - корабль, 70 самолетов с ракетами, и десяток вспомогательных судов, включая эскорт с ракетным вооружением - серьезная сила, которую на испуг не возьмешь.Внимание к ракетному вооружению, которое российские КБ и Минобороны из года в год уделяют при постройке и проектировании подводных лодок, уже давно отмечено зарубежными коллегами. Сознавая, что недавно принятая в строй, вооруженная крылатыми ракетами и уникальными торпедами субмарина может превратить огромный корабль в решето, американцы стали заметно волноваться. Почти 30 лет командование флота США не делало резких заявлений об опасности российских подлодок.

Однако многолетнее молчание нарушил Гарри Харрис - главком Тихоокеанского командования. Харрис заявил, что программа модернизации и строительства новых субмарин представляет серьезную опасность для тихоокеанского региона и «сигнализирует о серьезности, с которой Москва рассматривает этот регион». Эксперты отмечают, что «признание» успехов по перевооружению и модернизации российского флота свидетельствует о том, что каждую модернизированную и тем более новую субмарину командование ВМС считает опасной, и подлодки третьего поколения отходят на второй план при одном только упоминании российских АПЛ четвертого проекта.Четыре ярда

Справедливости ради нужно отметить, что формированию и содержанию собственного подводного флота американцы подошли основательно. В довесок к ракетным подводным крейсерам стратегического назначения типа «Огайо» построены и введены в строй многоцелевые атомные субмарины типа «Вирджиния». Правда, построить новые многоцелевые субмарины американцы решились не просто так. На определенном этапе военно-морского противостояния, взвесив все «за» и «против», и попутно оценив данные о советских АПЛ проекта 971 американские военные выдали техническое задание на разработку многоцелевой АПЛ.
Силами специалистов компании Electric Boat и десятков профильных компаний был разработан проект многоцелевой атомной подводной лодки с передовым оснащением и вооружением, названный «Сивулф» (англ. Seawolf, «морской волк»). Все в конструкции «Сивулф» было подчинено одной цели: обнаруживать противника и не быть обнаруженным, и тем более уничтоженным. Для того, чтобы обеспечить скрытность субмарины во время движения разработчики пошли на такие нестандартные решения, как отказ от традиционного гребного винта. Вместо него был использован водометный движитель, изначально разработанный для британских субмарин «Трафальгар», а корпус был выполнен с использованием специального звукопоглощающего покрытия.
Гидроакустический комплекс, средства наблюдения и суммарный боекомплект торпед и ракет в 50 единиц должны были превратить «Сивулф» в настоящего повелителя глубин, но сбыться мечте военных инженеров было не суждено. Виной всему, как водится, стали деньги. Научно-исследовательские работы, изучение материалов, разработка электроники и прочих систем стоили американскому военному ведомству ровно один миллиард долларов. Еще почти четыре с половиной миллиарда (4,3 если быть точным) нужно было заплатить за каждую построенную субмарину. Пересчитав затраты на постройку, содержание, ремонт и модернизацию американские военные решили ограничиться всего тремя субмаринами и на этом вопрос с серийным производством «Сивулф» был закрыт.«Вирджиния» против «Ясеня»
По количеству потраченных на строительство и обслуживание денег, принятая на вооружение вместо «Сивулфа» подводная лодка типа «Вирджиния» оказалась существенно дешевле, однако стать сравнительно недорогим кораблем этой подводной лодке так и не удалось. Недавно спущенная на воду USS Illinois обошлась американским ВМС почти в три миллиарда долларов (2,7 если быть точным). Аналогично подлодкам предыдущего поколения, в задачи многоцелевой АПЛ «Вирджиния» включили все те же мероприятия - борьбу с подводными лодками противника, осуществление прибрежных операций (имеется в виду уничтожение объектов на суше) и при необходимости - высадку десантных подразделений. Одним из важных аспектов изучения многоцелевых субмарин (да и субмарин вообще) является вооружение. И как раз здесь начинается самое интересное - сравнение возможностей американской «Вирджинии» и российского «Ясеня» в качестве основных конкурентов. На вооружении первых версий «Вирджинии» (серии Block I и Block II) находятся 12 крылатых ракет «Томагавк», а с версии Block III начинается оснащение субмарины пусковым устройством «револьверного» типа по 6 крылатых ракет в каждом.

Несмотря на то, что главный конкурент «Вирджинии» - российская многоцелевая АПЛ проекта 885 «Ясень» в силу всем известных политических и экономических причин вошла в строй существенно позднее, уровень решений по части силовой установки, вооружения, бортовой электроники и средств контроля таков, что наверняка в штабе ВМС США после изучения некоторых из параметров прибавится седых генералов. Начать, пожалуй, следует с главного - вооружение «Ясеня» состоит по большей части из крылатых ракет, коих в корпусе подлодки может разместиться аж тридцать две. Для того, чтобы понять, много это или мало следует обратиться к практической стороне вопроса - боевой (пусть и гипотетической) стрельбе.
«Если взять во внимание количество ракет и сопоставить этот показатель с количеством кораблей в составе авианосной ударной группы, то можно путем вычислений определить, что один ПЛАРК "Ясень" залпом из 32 ПКР может поразить АУГ из трёх авианосцев. Правда, залп такой пока не отрабатывали, чтобы проверить его на практике», - отмечает в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.Безусловно, по АУГ всегда (в случае необходимости) работает группировка и одиночная работа АПЛ по десятку кораблей маловероятна, но как поясняют эксперты, техническая возможность для осуществления такого «мероприятия» имеется. Многие из тех, кто смотрел знаменитое на весь мир видео стрельб каспийской флотилии ракетами «Калибр» на полторы тысячи километров даже не подозревают, что похожим ракетным вооружением может пользоваться и российская подводная лодка. «Ясень» может осуществлять пуск противолодочных ракет-торпед 91РЭ1 «Калибр», которые способны уничтожить подводные лодки любого водоизмещения.
Специалисты сразу же отмечают, что подобное вооружение есть и у американской «Вирджинии», опуская при этом одно важное обстоятельство - скоростные характеристики «Томагавков», выпущенных из торпедных аппаратов и противолодочных «Калибров» отличаются в разы. «Первая ступень торпеды 91РЭ1 обеспечивает ее движение под водой, потом происходит выход из-под воды и набор высоты на скорости 2-2,5 М за счет работы второй ступени. Ракета летит по управляемой траектории к обнаруженной цели. Поражение цели на дальности 40-50 км происходит практически мгновенно», - поясняет Алексей Леонков. Но и это еще не все. Пусковые установки «Ясеня» можно оснастить крылатыми ракетами Х-101 с дальностью полета более пяти тысяч километров.Учитывая, что испытания этих ракет с авиационных носителей завершились успехом, можно заключить, что препятствий для оснащения подобным вооружением подводной лодки практически не осталось. Количество пусковых установок, а также характеристики ракеты так же позволяют предположить, что вопрос с уничтожением любого, даже хорошо защищенного противника можно решить «из соседнего моря», не показываясь при этом на горизонте. К тому же, как заявляют разработчики, конструкция пусковых шахт подлодки проекта 885 «Ясень» такова, что в них можно загружать любые состоящие на вооружении ВМФ крылатые ракеты морского базирования.Лодки переходного периода или охотники за технологиями Выигрывает «Ясень» у «Вирджинии» и по другому важному показателю: максимальной глубине погружения - 488 метров у американской против 600 у российской субмарины. И хотя ключевые характеристики американской и российской лодок, такие как скорость движения, точное количество экипажа, силы и средства обнаружения и другие данные еще долго (а скорее всего, вообще никогда) не будут доступны общественности, следует понимать, что «Ясень» и «Вирджиния» не находятся на вершине технического прогресса. Все дело в том, что с того самого момента, когда началось активное строительство подводных лодок и их применение, одновременно стартовали работы и исследования, направленные на обнаружение подводных лодок.Эксперты отмечают, что именно поэтому такое понятие как «приемлемый уровень шума» для современных подлодок просто перестало существовать - каждое следующее поколение АПЛ, будь то «стратеги» с ядерными ракетами «за спиной» или морские истребители вроде «Ясеня» должны быть неслышимы для гидроакустиков противника. По части уменьшения шумности подводной лодки написаны сотни диссертаций, а профильные НИИ наверняка не первый год бьются над схемами размещения оборудования внутри корпуса. Прорывным решением, как отмечают специалисты, может стать отказ от использования в АПЛ турбин и исключение их как источника шума на борту с попутным переходом на электрические двигатели. «Электрическая» схема, как объясняют эксперты, позволит решить сразу несколько проблем.
Во-первых, станет возможным снизить уровень шума и фактически сделать огромную подводную лодку неслышимой для современных гидроакустических станций. Во-вторых, можно будет «играть» с пространством внутри самой подлодки и размещать в освободившемся пространстве другие механизмы и устройства. В этом направлении уже активно работают американцы - в частности, версия Block V подводных лодок типа «Вирджиния» прорабатывается именно с электроприводом основного вала, без использования турбин и компрессоров. Однако, как отмечают эксперты, в реализации этой программы есть определенные сложности, преодолеть которые американские инженеры пока не могут.И «Ясень» и «Вирджиния» в этом смысле являются лабораториями по обкатке новых технологий, и совершенно справедливо было бы подумать об отказе строить «Ясень» и сосредоточиться на более технологичных атомных подводных лодках. Но и тут, как говорится, есть особенность.«В среднем, новый проект требует минимум 7-8 лет на разработку. А ставить что-то на вооружение надо уже сейчас», - отметил в интервью сайту телеканала «Звезда» военный эксперт Виктор Мураховский. Дальше идет чистая математика. Точнее, экономика.
Учитывая мнение специалистов о том, что стоимость производства головной подлодки проекта 885 «Ясень» как минимум вдвое меньше производства американских многоцелевых АПЛ, а цена производства всех последующих субмарин проекта 885М с улучшенными характеристиками снизится еще на треть, можно сделать вывод, что российский ВМФ получит не только современные многоцелевые атомные подводные лодки, но и потратит на это куда меньше средств, чем американские «коллеги». Огромным подспорьем в этом случае станет и список технических решений, уже реализованных в «Ясене» и запланированных к использованию при постройке атомных многоцелевых подлодок пятого поколения.По словам генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимира Дорофеева, именно работа над проектом 885 «Ясень» во многом определила облик подлодок пятого поколения, производство которых запланировано после 2020 года. Несмотря на то, что в распоряжении ВМФ России находится всего одна подлодка проекта 885, отчетливо можно наблюдать нервоз американских военных. Задача, которую придется решать американским военным после того, как вся серия подлодок 885 проекта войдет в строй, будет сформулирована примерно следующим образом: «Посчитать сколько кораблей может уничтожить одна подлодка проекта 885, если в запланированной серии из шести (а по другим данным, восьми) субмарин каждая несет по 32 ракеты». Если судить по уровню внимания, которое уделяется новейшим субмаринам, если сопоставить номенклатуру используемого на подлодках проекта 885 вооружения и прибавить к этому уровень полностью утраченной несколько десятков лет назад и восстановленной кооперации, то «Ясень» является не только компонентом неядерного сдерживания вероятного противника, но и демонстрирует готовность промышленности создавать не просто испытательные суда, а строить боевые корабли, которые сразу после испытаний готовы выполнять поставленные задачи.Видимо, не случайно американские эксперты окрестили подлодки

В Минобороны назвали новый британский авианосец «удобной крупногабаритной морской целью», намекая на его беззащитность перед российскими ударными средствами. У России действительно есть ракеты, предназначенные как раз для уничтожения подобных кораблей. Но в Минобороны должны были бы знать, почему все они бессильны перед авианосцами – и американскими, и даже британскими.

Официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков не смог пройти мимо заявления главы военного ведомства Великобритании Майкла Фэллона о том, что Россия будет смотреть на новый авианосец «Королева Елизавета» с завистью. Слова британца Конашенков экзальтированными, а также обвинил его в незнании военно-морской науки.

«С авианосцами и вообще с морским делом надо на «вы» обращаться»

Конечно же, в наглости Фэллону не откажешь, и логично, что его колкие заявления вызвали раздражение в российском Минобороны. В желании похвастаться своим новейшим кораблем британец позволил себе высказаться не только о зависти России, но и об обветшалости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Наверное, российскому военному ведомству действительно не стоило оставлять подобную дерзость совсем без реакции. Конашенков логично намекнул Фэллону, что внешняя красота – далеко не главная характеристика военного корабля, а также упрекнул его в непонимании различий между «авиаматкой», которой по сути является «Королева Елизавета», и авианесущим крейсером вроде «Адмирала Кузнецова».

В то же время, вступив в полемику с британцем, представитель российского Минобороны также несколько перегнул палку. Он заявил, что «британский авианосец представляет собой «удобную крупногабаритную морскую цель». И вот тут-то Конашенков не совсем прав. Именно авианосные ударные группы с давних пор вызывали и до сих пор вызывают наибольшую головную боль у военных специалистов не только в СССР и России, но и по всему миру.

Не следует недооценивать «Королеву Елизавету»

«Любой авианосец – это самая защищенная часть группировки кораблей в море», – заявил газете ВЗГЛЯД руководитель Общероссийского движения поддержки флота, капитан первого ранга Михаил Ненашев. Авианосец может быть плацдармом для нападения не только на морские и океанские цели, но и на целые страны, это серьезнейший вид оружия, объяснил собеседник.

«Любой авианосец обладает целым комплексом противовоздушной, противоракетной, противолодочной обороны, средствами радиоэлектронной борьбы, киберзащиты», – добавил эксперт.

«Самое сильное на море – это единство авиации и непосредственно морской мощи», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший командующий Черноморским флотом ВМФ России адмирал Владимир Комоедов.

Авианосцы всегда окружены кораблями сопровождения, которые также обеспечивают ему надежную защиту. Основной ударной мощью такого корабля является его авиакрыло. Благодаря этому радиус поражения таких кораблей очень велик. Например, у современных американских образцов он может доходить до 1,2 тыс. км, но и этот показатель они хотят увеличить до 2–2,5 тыс. км за счет использования беспилотников-дозаправщиков.

Британцы, конечно, это не американцы, а «Королева Елизавета» – не самый современный авианосец ВМС США «Джеральд Форд». Однако и у авианосца Соединенного Королевства радиус поражения никак не меньше 700–1000 км. А это означает, что для выведения из строя такой цели необходимо нанести удар с большей дистанции, потому как подходить ближе – значит быть самому немедленно уничтоженным. В связи с этим слова Конашенкова, что британскому кораблю лучше не демонстрировать свою «красоту» ближе нескольких сотен миль от «дальнего родственника» выглядят, мягко говоря, странно.

России не хватает противокорабельных средств дальнего действия

«Любой авианосец – взять, к примеру, 11 атомных авианосцев США, – если он выходит в боевом порядке, то его глубина обороны – 1,5 тыс. км. Пусть он (Конашенков – прим. ВЗГЛЯД) изучит ТТХ наших ракет и увидит, что они будут находиться в активной зоне обороны», – заявил Владимир Комоедов.

Действительно, нанесение удара по авианосцу с расстояний, превышающих его радиус поражения, сталкивается с серьезными сложностями. У России есть высокоточные ракеты «Калибр» с дальностью более 2 тыс. км и Х-101 с дальностью более 4 тыс. км, вот только они предназначены для стрельбы по стационарным наземным целям и для борьбы с чрезвычайно мобильными АУГ не подойдут. Основной же противокорабельной ракетой остается «Гранит», принятый на вооружение еще в 1980-е годы. Данными ракетами вооружен и «Адмирал Кузнецов», о чем также говорил Игорь Конашенков.

Вот только 12 пусковых установок ракетного комплекса «Гранит» вряд ли хватит для выведения из строя целого авианосца. Кроме того, дальность данной ракеты составляет немногим более 600 км.

Что касается других противокорабельных средств, то у России есть более 60 сверхзвуковых дальних ракетоносцев Ту-22М3, которые могут оснащаться противокорабельными ракетами. Однако если в СССР часть из них находилась в распоряжении морской авиации ВМФ, то к 2011 году все они были переданы ВВС. Не стоит забывать про такой инструмент борьбы с авианосцами, как подводные лодки. В распоряжении РФ имеется шесть ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми) проекта «Антей», которые также оснащены «Гранитами».

Ракету надо сначала навести на цель

Но тут всплывает еще один – и крайне важный – нюанс. Мало просто запустить ракету. Ее необходимо сначала навести на цель, которую, в свою очередь, нужно обнаружить. И сделать это следует до попадания в зону поражения авианосца. Иначе говоря, военным требуется не только «кулак» (ударные средства) – то есть ракеты. Необходимы и «глаза» – средства наведения и целеуказания, без которых «кулак» любой мощности не более чем дорогая игрушка.

Для борьбы с авианосными группировками в СССР для этого в 1960-е годы был разработан самолет разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ с авиационным комплексом «Успех» (сейчас уже давно списан). Однако для борьбы с АУГ и его оказалось недостаточно. В связи с этим в 1980-е годы была поставлена на вооружение морская космическая система разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда» (более чем из 40 спутников), которая позволяла обнаруживать и наводить ударное оружие на надводные цели в любой точке Мирового океана. Однако она окончательно прекратила свое существование в 2007 году.

Да, в последнее время в России предпринимается ряд шагов для исправления данной ситуации. В частности, недавно был принят на вооружение новый вертолет радиолокационного дозора Ка-35, дальность обнаружения которого существенно увеличилась по сравнению с предшественником – Ка-31.

Однако проблема вертолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) в том, что их потолок высоты сильно ограничен, что сокращает обзор и повышает уязвимость. Кроме того, в прошлом году над Сирией был замечен новый российский самолет ДРЛО Ту-214Р, способный обнаруживать цели на расстоянии более 400 км. Но он рассчитан на работу по наземным, а не по надводным целям. Соответственно, ни Ка-35, ни Ту-214Р нельзя противопоставить, например, самолетам ДРЛО E-2D Hawkeye, которые базируются на авианосцах США.

Более обнадеживающе выглядит информация о том, что на замену «Легенде» в России разрабатывается новейшая МКРЦ «Лиана». Сведений о ней пока очень мало, и большинство из них засекречены. Однако известно, что по сравнению с предшественницей у нее выросла разрешающая способность, эффективность обнаружения, срок службы, а также появилась возможность отлавливать информацию, передающуюся противником по различным каналам (в том числе закрытым). В Минобороны говорят, что «Лиана» планируется к принятию на вооружение в следующем году, однако пока было запущено только четыре спутника.

Не стоит заниматься шапкозакидательством

Таким образом, российские вооруженные силы попросту не обладают (или обладают в зачаточной степени) системами, способными наводить ударные средства на такие объекты, как авианосцы. Не говоря уже о необходимости обновления и увеличения дальности самих противокорабельных ракет. С учетом всего этого заявления официального представителя Минобороны РФ о том, какой легкой целью является британский авианосец, выглядят, мягко говоря, неубедительно.

И это даже при том, что «Королеву Елизавету» сложно назвать образцом авианосной мощи. Тут она скорее напоминает наш старый добрый «Адмирал Кузнецов». Она не оснащена катапультой для запуска самолетов и атомной силовой установкой, а также обладает не слишком большим авиакрылом – 40 самолетов (24 истребителя F-35B) и вертолетов. Если же говорить о современных атомных авианосцах США с авиакрылом численностью под 70–90 единиц, то с ними бороться России пока практически нечем.

«Атлантика, где стоит Великобритания и недалеко США, – это их зона господства, как в воздухе, как на воде, так и под водой. К сожалению, у нас там даже не за что зацепиться. Поэтому надо как-то поспокойнее», – подчеркнул Владимир Комоедов.

Михаил Ненашев, напротив, считает, что в целом России есть что противопоставить британскому флоту. Однако это не значит, что нужно заниматься шапкозакидательством. «В соревнованиях по нелепым заявлениям нашей стране незачем принимать участие. На провокации, на глупость английского министра мы должны отвечать достойно или игнорировать», – подчеркнул собеседник. «Эти все соревнования от пресс-служб – это все служит только нагнетанию напряженности, ну и у профессионалов вызывает даже не ироническую ухмылку, а просто пожимание плечами», – добавил он.

Владимир Комоедов указал, что нужно очень аккуратно обращаться с такими вопросами. «С авианосцами и вообще с морским делом надо на «вы» обращаться. Глубоко надо знать военно-морское дело, чтобы делать любое заявление», – заявил он.

В скором времени на баланс ВМФ России может поступить авианосец с ядерной энергоустановкой. Он дополнит боевой «парк» флота, на балансе которого пока значится лишь авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». По мнению экспертов, прототипом для корабля может стать авианосец «Шторм». Как будет выглядеть боевая «новинка» и сможет ли она составить конкуренцию американскому флоту, выяснил «360».

Начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников заявил, что флот работает над проектом авианосца нового поколения. По словам контр-адмирала, сейчас отечественные предприятия готовят ядерную энергоустановку для нового корабля.

Тряпичников отметил, что специалисты проектных бюро Объединенной судостроительной корпорации и представители крупнейших судоверфей работают над проектом, для которого потребуются значительные производственные мощности. В данную программу также вовлечены научно-исследовательские центры Военно-морского флота. По словам контр-адмирала, в одном из таких институтов уже ведется разработка атомного двигателя для будущего авианосца. В ближайшее время представители флота определятся с концепцией перспективной силовой установки.

Военный подчеркнул, что корабль будет отвечать всем новейшим требованиям строительства судов такого класса. «Да, это дорого, но корабль должен быть современным, выполнять соответствующие задачи», - рассказал он в интервью телеканалу «Звезда».

«Шторм» в океане

Представители ВМФ России пока не раскрывают, на базе какого авианосца будет создан корабль с ядерным двигателем на борту. Опрошенные «360» военные эксперты склоняются к тому, что прототипом может послужить проект «Шторм». Его разработкой занимаются ученые из Крыловского государственного научного центра совместно с инженерами Невского проектно-конструкторского бюро.

В соответствии с планом проекта длина нового корабля составит 330 метров, ширина - 40 метров, а глубина погружения - 11 метров. Скорость авианосца будет достигать 30 узлов. В движение корабль будет приводить силовая установка смешанного типа, состоящая из атомных и газотурбинных блоков.


Источник фото: Минообороны РФ

Он сможет «нести» до 90 самолетов и вертолетов, а также принимать воздушные суда дальнего радиолокационного дозора. На борту авианосца сможет базироваться российский истребитель пятого поколения Су-57, утверждают проектировщики.

Вместимость корабля позволит перевозить до шести тысяч тонн топлива и транспортировать до четырех тысяч человек командного состава. При этом российский авианосец начинят самым новым вооружением. Так, для «Шторма» планируют разработать корабельные версии перспективных зенитных ракетных систем С-500. Они заточены под обнаружение аэродинамических и баллистических целей на дальности до 800 километров и на скорости до семи тысяч метров в секунду.

Россия имеет выход к двум океанам, поэтому вопрос создания полноценного флота авианосцев для страны достаточно актуален, отметил в беседе с «360» военный эксперт, капитан 1-го ранга Василий Дандыкин.

Объективно, без достаточного количества авианосцев Россия не может считаться великой морской державой. Они нужны флоту для прикрытия атомных подводных лодок при операциях в разных районах Мирового океана. Сейчас в этом сегменте лидируют американцы, поэтому идти по их пути и создавать обширную группировку эсминцев - неразумно, и есть смысл оборудовать эсминец атомными реакторами

Василий Дандыкин капитан 1-го ранга.

Впрочем, для его эффективного использования ВМФ РФ придется собрать или же заново построить полноценную авианосную группу. В нее должны войти как минимум два ракетных крейсера, три эсминца, две атомные подводные лодки и несколько кораблей снабжения. Также авианосная группа потребует возведения всей необходимой для нее инфраструктуры, отметил в беседе с «360» военный эксперт Алексей Леонков.

«Главная проблема строительства авианосцев сейчас - это отсутствие полноценной площадки для его строительства. У нас есть стапель на Дальнем Востоке - „Звезда“, но пока он не загружен кораблями такого размера. Вдобавок нужно иметь соответствующую подготовку палубной авиации, которая сможет взлетать с авианосца. Плюс строительство даже одного авианосца обходится в миллиарды долларов. Поэтому военным необходимо предельно точно ставить задачи, чтобы разработать оптимальный вариант нового авианосца», - подчеркнул военный эксперт.

В настоящее время на боевом дежурстве состоит только один авианосец - «Адмирал Кузнецов». Его построили на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и спустили на воду еще в 1991 году. В феврале прошлого года корабль совершил самый длительный поход за свою историю - в Средиземное море для участия в военной операции в Сирии. После командировки авианосец по решению Минобороны отправили на реновацию.

Мировые конкуренты


Источник фото: РИА «Новости»/Павел Канонов

Хотя сейчас российский морской флот наращивает боевой «парк», силы в плане авианосцев с США неравны. На боевом дежурстве в американской армии состоят 11 кораблей такого класса. Последний из них - Gerald R. Ford - спустили на воду в 2017 году. Его строительство обошлось американской казне в 13 миллиардов долларов. Еще один авианосец должен появиться в США к 2023 году.

Помимо американцев активно строят авианосцы и китайцы. Причем в марте этого года КНР объявила о создании первого в своем парке боевого корабля с ядерной энергетической установкой. Инженеры обещают построить авианосец к 2025 году. Сейчас в составе ВМС Китая есть только один авианосец - вернее, авианесущий крейсер «Ляонин». Этот корабль построен на базе купленного у Украины в 1998 году недостроенного советского авианесущего крейсера «Варяг».

Постоянно модернизирует свой флот и Великобритания. К примеру, в 2014 году был построен крупнейший в истории английского флота авианосец Queen Elizabeth. На его возведение страна потратила порядка трех миллиардов фунтов. Первое путешествие корабль совершит в эту субботу.

человека поделились статьей