Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

В 2019 году прошла третья волна поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» . Кто и когда должен поставить онлайн-кассу? Как зарегистрировать и где обслуживать ККТ? Какие данные указывать в чеке и как избежать штрафов?

Переход на работу по новому порядку - это не просто покупка новой кассовой техники. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров, поэтому вам нужна кассовая программа . Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.

54-ФЗ. Новый порядок применения ККТ с 2018 года

  • Отсрочку от онлайн-касс до 2021 года получили только ИП, которые продают товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Кроме того, курьеров освободили от обязанности пробивать чеки , то есть ККТ с собой возить не надо, можно использовать ее удаленно. Мы подробно ответили на вопросы о новых поправках в 54-ФЗ .
  • Теперь ККТ нужна и при всех видах безналичных расчетах с физическими лицами. Мы рассказали , как использовать кассу, пробивать чек и делать возврат.
  • C 2017 года изменилась схема работы торговых организаций с налоговой - после поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Перемены касаются большинства предпринимателей. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую по интернету через оператора фискальных данных (ОФД). С таким оператором нужно заключить договор.
  • Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Налоговая сертифицировала уже больше 100 моделей ККТ нового образца от разных производителей. Ведется и реестр фискальных накопителей. Подробнее: кассовые аппараты в 2020 году >>
  • Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой можно через интернет, но только после подписания договора с ОФД. А вот в ЦТО можно уже не обращаться. Обязательное заключение договора с центром техобслуживания больше не требуется для использования ККТ. Предприниматель сам решает - выбрать ЦТО или другой сервисный центр или делать все самостоятельно.
  • С 1 января 2019 онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. Без обновлений работать уже нельзя. Подробнее о переходе на ФФД 1.05 и НДС 20% >>
  • Хотя передача данных в налоговую стала онлайн-процедурой, закон 54-ФЗ «О применении ККТ» не содержит положений о том, что выдавать бумажный чек в 2020 году не надо. По желанию покупателя нужно отправить ему документ по email или SMS в дополнение к распечатанному на ККТ. Электронный чек приравнивается к бумажному. При этом курьер может не пробивать кассовый чек. Достаточно показать покупателю QR-код, по которому скачивается электронный. Кассу можно с собой не возить: разрешается применять ее удаленно.
  • Закон о ККТ с 2018 года требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме. Новые обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2020 году >>
  • Предпринимателей на патенте и ЕНВД тоже коснулись изменения в 54-ФЗ: с 2018 года они тоже начали ставить кассы, хотя раньше были вообще освобождены от использования ККТ. Отсрочку по онлайн-кассам до 1 июля 2021 года получили только ИП, которые реализуют товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Все остальные, в том числе ЕНВД и патент, обязаны были поставить кассу к 1 июля 2019 года.Читайте все об отсрочках по онлайн-кассам >>
  • Расходы на покупку ККТ можно вычесть из налога - до 18 000 рублей на каждый аппарат. Но не всем.
  • Закон о ККТ с 2018 года коснулся не всех. Некоторые организации полностью освобождены от применения касс. Узнайте, кому можно не ставить онлайн-кассу >>
  • Снять ККТ с учета можно также без посещения налоговой - через личный кабинет на сайте ФНС. Но налоговая может сделать это и принудительно.
  • Чеки с оплат на расчетный счет. C 1 июля 2019 предприниматель обязан выбивать кассовый чек, когда оплата поступает от физического лица на расчетный счет организации.
  • Чеки по предоплатам. C 1 июля 2019 нужно выбивать два чека. Один - при получении предоплаты, и второй - по факту передачи товара или оказания услуги. Хорошая новость: в МоемСкладе это очень просто.

Применение ККМ в 2020 году - как это выглядит на практике

Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2020 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек - теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные - в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.

Новые правила применения ККМ в 2018 году помогали государству сделать торговлю прозрачной. Но для предпринимателей переоснащение места кассира - дополнительные затраты. Минфин подсчитал, что в 2018 году ККТ обошлась в среднем в 25 000 рублей. Онлайн-касса для магазина: сколько стоит и как сэкономить >>

При этом ИП на патенте и ЕНВД могут вернуть за каждую ККМ до 18 000 рублей: с 2018 года в законе о ККТ есть такая поправка. Для этого нужно обратиться в ФНС за налоговым вычетом. Причем получить его можно не только за покупку кассы, но и за услуги по ее настройке и подключению к ОФД. Налоговый вычет на покупку ККТ: обязательные требования >>

Чем грозит неправильное применение контрольно-кассовой техники в 2020 году?

Налоговая уже выписала первые штрафы за нарушение требований 54-ФЗ. За неиспользование новой ККТ предпринимателя могут оштрафовать на 25–50% от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10 000 рублей. Организации - на 75–100%, но не менее 30 000 рублей. За использование ККТ, которая не соответствует требованиям закона, ИП грозит штраф до 3 000 рублей, а компании - до 10 000 рублей. При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

С 1 июля 2018 года штрафов за неправильное применение касс стало больше. В Кодекс об административных нарушениях внесли поправки - теперь наказывать будут и за фиктивные чеки ККТ. С компаний смогут взыскать до 40 000 рублей, с ИП - до 10 000 руб. ФНС также сможет штрафовать за неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременную передачу фискальных данных: организации на сумму до 100 000 рублей, предпринимателей - до 50 000 рублей. Если же ИП или компания попадутся на нарушении повторно, а сумма расчетов будет более 1 млн рублей, размер штрафа составит от 800 000 до 1 млн рублей.

Кроме того, у налоговиков появится право блокировать работу касс, которые использовали при нарушении. Это будет возможно в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Что делать?

Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончился 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас. Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться - нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время. А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.

Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте - ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа. Ждать поставки не придется - вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой. Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.

Эксперты прогнозируют дефицит фискальных накопителей на рынке, что приведет к завышению цен на них. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, сегодня ФН производится гораздо меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках достигают трех месяцев.

Поэтому начните переход прямо сейчас - не откладывая на крайний срок. А сэкономить время, нервы и деньги поможет МойСклад. Стоимость нашего комплекта «Эконом» покрывается налоговым вычетом. А наша кассовая программа совместима с новыми моделями ККТ, не требует установки и дорогостоящего внедрения, подходит для автоматизации любого числа розничных точек.

С нами надежно! МойСклад - официальный участник первого эксперимента с онлайн-кассами: пилотного проекта, который провели еще в 2015 году. Тогда на первые несколько тысяч касс впервые поставили модуль, передающий данные в ФНС. Проект признали успешным - и внедрили по всей России.

Применение ККТ при УСН в 2020 году

Для ИП применение ККМ при УСН в 2018 году было необходимо, как и для юрлиц. Право на отсрочку до 1 июля 2019 года получили только те компании и предприниматели на упрощенке, которые оказывают услуги населению. Вместо использования ККТ они пока могут выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Применение ККТ при оказании услуг населению в 2020 году

Нет, в 2020 это не обязательно - при условии, что ИП или компания выдает клиентам бланки строгой отчетности.

Получат ли отсрочку на применение ККТ в 2020 году ИП на патенте?

Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ.

Онлайн-кассы обязательно применяются большинством хозяйствующих субъектов. Но часть ИП и юридических лиц имеют право на отсрочку или вовсе не обязаны применять инновационную ККТ. О ком и каких видах деятельности идет речь? Кто освобожден от онлайн-кассы до 2019 года или бессрочно будем разбираться в данной статье.

Что понимать под «освобождением» от использования контрольно-кассовой техники?

Действительно, «освобождение» от применения ККТ может в данном случае предполагать несколько трактовок. А именно:

  1. «Освобождение» — как законодательное предписание не использовать онлайн-кассы.

То есть, речь идет о том, что хозяйствующий субъект не должен применять ККТ. Даже если он в принципе готов к тому, чтобы ее применять - нельзя, «освобождение» носит «принудительный» характер.

  1. «Освобождение» — как законодательное разрешение не применять онлайн-кассы.

При этом, такое разрешение может быть установлено для того или иного типа хозяйствующего субъекта:

  • на постоянной основе;
  • на временной основе.

При этом, «добровольное» освобождение от онлайн-касс может характеризоваться наличием или отсутствием обязанности хозяйствующего субъекта выдавать своим клиентам документы, заменяющие кассовый чек. Такими документами могут быть, к примеру, товарный чек или бланк строгой отчетности.

  1. «Освобождение» от «полноценного применения» онлайн-касс - фактически, частичное освобождение , при котором ККТ используется по той или иной «упрощенной схеме».

Яркий пример такой «упрощенной схемы» — когда онлайн-кассу можно применять в режиме без передачи данных в ОФД (и, как следствие, экономить на ) в порядке, определенном пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. Есть и иные «упрощенные» варианты применения ККТ - связанные, в частности, с возможностью не выдавать покупателю или клиенту кассовый чек.

Но по существу все эти варианты и им подобные отражают факт необходимости применения онлайн-кассы в принципе, и их сложно назвать полноценным «освобождением» от ККТ.

Рассмотрим подробнее, каким образом российские предприниматели могут задействовать ту или иную схему освобождения от применения ККТ в контексте указанных выше трактовок - условившись, что речь пойдет о возможности не применять в принципе (без поправки на необходимость их использоания в «льготном» режиме - как в случае с возможностью не заключать договор с ОФД).

Освобождение как запрет на применение ККТ

«Принудительно освобождены» от использования ККТ (пункты 1, 9, 10, 11 статьи 2 Закона № 54-ФЗ — ССЫЛКА):

  1. Банки .

Кроме того, онлайн-кассы не используются доверенными лицами банков, которые осуществляют платежные операции в соответствии с распоряжениями от кредитно-финансовой организации.

  1. ИП и юрлица, осуществляющие продажу через автоматические устройства, не потребляющие электроэнергию каким-либо способом (через розетку, аккумулятор, батарейку).

Например - через автоматы для продажи конфет, оснащенные рычагом-прокруткой, который можно начать крутить после размещения в специальном слоте 5-рублевой или 10-рублевой монеты.

  1. ИП и юрлица, которые производят безналичные расчеты друг с другом .

Однако, если представитель ИП или юрлица (сотрудник, доверенное лицо) пришли расплачиваться с контрагентом наличными - он должен выдать им кассовый чек по факту приема денежных средств в счет оплаты товаров или услуг.

  1. Хозяйствующими субъектами, которые реализуют полномочия государственных или муниципальных органов власти в рамках деятельности по предоставлению в пользование гражданам и организациям платных парковок на автодорогах общего пользования и на земельных участках, которые принадлежат властям.

Собственно, пока это все случае «принудительного» освобождения от применения онлайн-касс. Далее рассмотрим «более мягкий» вариант освобождения, при котором хозяйствующий субъект наделен правом выбора - применять онлайн-кассу или нет.

Начнем с тех пользователей, в отношении которых законом установлено бессрочное (действующее до момента, пока законом не будет установлено иного) право на отказ от применения ККТ.

Кто и какие виды деятельности освобождены от онлайн-касс бессрочно

Решать по своему усмотрению - использовать ли онлайн-кассу или нет, могут (пункты 2, 2,1, 3, 5, 8, 12 статьи 2 Закона № 54-ФЗ):

  1. ИП и юрлица, которые осуществляют виды деятельности, поименованные в пункте 2 статьи 2 закона .

В частности, к таким видам деятельности относятся:

  • продажа газет и журналов в бумажном виде (и сопутствующих товаров, перечень которых определяется законом субъекта РФ);
  • продажа билетов в салоне городского транспорта (но только до 1 июля 2019 года, после - нужно будет применять по этому виду деятельности онлайн-кассу);
  • обеспечение питанием учащихся образовательных учреждений;
  • розничная торговля на рынках (если только она происходит вне магазина, киоска, палатки), если только такая торговля не связана с реализацией непродовольственных товаров по перечню, отраженном в распоряжении правительства России от 14.04.2017 № 698-р;
  • разносная (на открытом воздухе, в поездах, в самолетах) торговля товарами, не относящимися к технически сложным и требующим особые условия хранения и реализации, а также не относящимися к тем товарам, которые подлежат маркировке;
  • продажа мороженого, безалкогольных напитков (включая квас и молоко из цистерн);
  • продажа растительного масла в розлив, живой рыбы, овощей, фруктов;
  • продажа керосина;
  • прием от физических лиц стеклотары, утильсырья (кроме металлолома);
  • оказание различных бытовых услуг;
  • сдача собственных жилых помещений в аренду (только ИП, юрлица должны применять ККТ при осуществлении данного вида деятельности).

Важный нюанс : если ИП или юрлицо продает подакцизные товары (например, алкогольную или табачную продукцию), то рассматриваемой преференцией воспользоваться не получится. То же самое - если расчеты осуществлены в автоматическом режиме (например, через вендинговый аппарат, в который в данном случае должна встраиваться автоматическая онлайн-касса).

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные выше виды деятельности, вправе не выдавать покупателю или клиенту каких-либо документов, подтверждающих совершение покупки, вместо кассового чека . Но все-таки полезно это делать - повысится доверие со стороны потребителя. Альтернативным кассовому чеку документом может быть тот же товарный чек, БСО - как вариант, распечатываемые с помощью чекового принтера.

  1. ИП на ПСН, осуществляющие деятельность, которая не относится к тем, что поименованы в подпунктах 3, 6, 9 — 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 — 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ — ССЫЛКА .

Отметим, что в число тех видов деятельности, где действует бессрочное освобождение от ККТ, не входят такие крупные сегменты как розничная торговля и общепит. Там в общем случае онлайн-кассу применять надо.

ИП на ПСН, которые могут отказаться от применения онлайн-касс, в свою очередь, нужно выдавать клиентам документ, альтернативный чеку ККТ. Данный документ должен иметь реквизиты, поименованные в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ.

А именно:

  • наименование документа, его порядковый номер с начала смены кассира;
  • дату, время, место приема денежных средств от покупателя или клиента;
  • название хозяйствующего субъекта (либо ФИО ИП), ИНН;
  • налоговый режим, который применяет фирма;
  • сведения о содержании платежной операции (приход, расход);
  • список товаров или услуг, за которые платит покупатель или клиент;
  • цену за выбранные товары или услуги с НДС (либо с выделением тех товаров, которые отпускаются без НДС) - итоговую, с учетом скидок и наценок;
  • сведения о способе приема платежа - наличными или через эквайринг (с разделением сумм, которые приняты каждым из способов);
  • ФИО и должность человека, принявшего оплату.

Документ, заменяющий кассовый чек, должен быть подписан продавцом.

С технической точки зрения документ, о котором идет речь, может быть сформирован любым удобным для продавца способом - на чековом принтере, компьютере или вовсе вручную.

Рассматриваемый документ ИП на ПСН должен выдать клиенту или покупателю обязательно, не дожидаясь запроса с его стороны.

  1. ИП и юрлица, которые ведут деятельность в труднодоступных местностях .

То, какие это именно местности, в каждом регионе власть определяет сама и публикует соответствующие нормативные акты (более подробно об этом можно посмотреть в ). К таким местностям не могут быть отнесены:

  • города;
  • райцентры (если только они не единственные населенные пункты в своем муниципалитете);

При этом, нужно учитывать то же правило, что и в случае с «исключительными» видами деятельности выше - преференция недоступна при продаже подакцизных товаров либо применении автоматических устройств.

Как и в случае с освобождением от использования ККТ предпринимателей на «патенте», те фирмы, что работают в труднодоступных местностях, обязаны выдавать клиентам и покупателям документ, альтернативный чеку онлайн-кассы.

В рассматриваемом сценарии к данному документу установлен ряд особых требований с точки зрения порядка выдачи и учета. Эти требования определены постановлением Правительства России от 15.03.2017 № 296.

Отметим, что «труднодоступные» фирмы вправе выдавать документ, альтернативный чеку ККТ, только если клиент или покупатель сами об этом попросят.

  1. Аптеки, осуществляющие деятельность как юридические лица, расположенные в фельдшерских и акушерских пунктах в сельской местности (и обособленные подразделения медицинских учреждений, которые расположены на селе) .

Отметим, что и в рассматриваемом сценарии необходимо применять онлайн-кассу при использовании вендинговых аппаратов либо реализации подакцизных товаров.

Требований по применению документов, альтернативных кассовым чекам, для фармацевтов и сельских больниц не установлено.

  1. Религиозными организациями .

Требований по применению альтернатив кассовым чекам для таких организаций не установлено.

  1. Государственными, муниципальными, принадлежащими Российской академии наук (и другим академиям, институтам, образовательным учреждениям) библиотеками - при оказании платных услуг в рамках основного вида деятельности .

При этом, перечень таких услуг должно установить Правительство России.

Перечень случаев, когда можно не применять онлайн-кассу перечислен в таблице (в таблице не указаны ситуации, когда действует временное освобождение):

В каких случаях можно не применять кассовую технику Основание
Продажа газет, журналов на бумаге и сопутствующих товаров*

Освобождается от ККТ:

– продажа газет и журналов на бумаге – вне зависимости от места реализации;

– сопутствующих товаров – в газетно-журнальных киосках.

Общее условие для освобождения от ККТ– доля газет и журналов в продажах больше 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Кроме того, торговую выручку от продажи газет, журналов необходимо учитывать раздельно от сопутствующих товаров. Место реализации газет, журналов на бумаге не имеет значения

абзац 2 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

письма Минфина

от 17.12.2018 № 03-01-15/91868,

от 02.08.2018 № 03-01-15/54568,

от 25.07.2018 № 03-01-15/52308

Продажа ценных бумаг* абзац 3 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте* абзац 4 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

пункт 2 статьи 4 Закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ

Обеспечение питанием учащихся и сотрудников образовательных организаций во время учебных занятий*

Только если эти организации работают по общим основным образовательным программам. То есть организации дошкольного образования и начального, основного и среднего общего образования

абзац 5 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

часть 3 статьи 12 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Торговля на розничных рынках, ярмарках и выставках или в других отведенных для торговли местах*

Кроме торговли в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, фургонах, контейнерах и других аналогичных торговых местах, обеспечивающих показ и сохранность товара. Применять ККТ придется при торговле непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений по Перечню, который утвержден распоряжением Правительства от 14.04.2017 № 698-р.

абзац 6 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Разносная торговля вне стационарной торговой сети*

Кроме технически сложных товаров и продуктов, требующих определенных условий хранения и продажи, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Включая торговлю в вагонах поездов и на борту самолетов

абзац 7 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками*, молоком и питьевой водой в розлив.

Освобождается от ККТ в том числе торговля питьевой водой в розлив через автоматы, в том числе в тару продавца

абзац 8 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

письмо ФНС от 05.09.2018 № ЕД-4-20/17285

Продажа из автоцистерн кваса, молока, растительного масла, живой рыбы, керосина* абзац 9 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами* абзац 9 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

письмо Минфина от 09.08.2018 № 03-01-15/56516

Прием стеклопосуды и утильсырья*

За исключением металлолома, драгоценных металлов и камней

абзац 10 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Ремонт и окраска обуви* абзац 11 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей* абзац 12 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами* абзац 13 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов* абзац 14 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Вспашка огородов и распиловка дров* абзац 15 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах* абзац 16 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, которые принадлежат ему на праве собственности* абзац 17 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Автоматы по оплате парковки, если они перечисляют собранные средства в полном объеме в бюджет пункт 10 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Библиотеки и образовательные организации, которые оказывают дополнительные платные услуги по библиотечному делу.

Перечень платных услуг утверждает Правительство

пункт 12 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Любая деятельность в отдаленных или труднодоступных местностях, которые внесены в перечень, утвержденный на региональном уровне*

ККТ можно не применять в том числе в административных центрах муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района, если они отнесены к труднодоступным местностям

За исключением деятельности:

  • в городах, районных центрах, поселках городского типа;
  • организаций, которые в сельских поселениях продают в розницу алкогольную продукцию (кроме пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи). Это исключение не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства

При этом по требованию покупателя необходимо выдать документ, который подтвердит факт расчетов

пункт 3 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

абзац 2 пункта 6 статьи 16 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ

Продажа в сельских населенных пунктах лекарственных препаратов через*:

· аптечные организации, расположенные в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах;

· обособленные подразделения медицинских организаций, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность. К таким подразделениям могут относиться: амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики. При условии, что в данной местности нет аптечных организаций

пункт 5 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
При оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций пункт 6 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
При осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. пункт 9 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Торговля с помощью торговых автоматов (вендинг), но при условии, что торговля ведется через механические торговые автоматы, которые не подключены к электропитанию и принимают исключительно монеты банка России пункт 1.1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Деятельность ИП на патенте, если по требованию покупателя выдают документ, подтверждающий расчет:

– ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи;

– ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; – ремонт, чистка, окраска и пошив обуви; – химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

– изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

– ремонт мебели;

– услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;

– ремонт жилья и других построек;

– услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;

– услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;

– услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

– сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

– изготовление изделий народных художественных промыслов;

– прочие услуги производственного характера;

– производство и реставрация ковров и ковровых изделий;

– ремонт ювелирных изделий, бижутерии;

– чеканка и гравировка ювелирных изделий;

– монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск;

– перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;

– услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

– услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;

– услуги платных туалетов;

– услуги поваров по изготовлению блюд на дому;

– услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

– услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);

– услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

– услуги частной детективной деятельности, оказываемые лицом, имеющим лицензию;

– экскурсионные услуги;

– обрядовые услуги;

– ритуальные услуги;

– услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;

– услуги по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

– производство кожи и изделий из кожи;

– сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;

– сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;

– производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;

– производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

– лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;

– деятельность по письменному и устному переводу;

– сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;

– резка, обработка и отделка камня для памятников;

– оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации

пункт 2.1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
ИП, которые платят налог на профессиональный доход. Такие предприниматели формируют чеки через приложение «Мой налог» Ст. 3, 14 и 16 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ;

ст. 4, ч. 2 ст. 7 Закона от 27.11.2018 № 425-ФЗ

Розничная продажа бахил, в том числе через автоматы Подпункт «а» п. 2 ст. 1 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ
Товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества Жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы. Освобождаются от ККТ безналичные платежи, за исключением платежей с предъявлением карты за:
– оказанные услуги своим членам в рамках уставной деятельности;
– жилое помещение и коммунальные услуги, оказанные своим членам
Образовательные организации
Освобождаются от ККТ безналичные платежи, за исключением платежей с предъявлением карты за образовательные услуги
Подпункт «в» п. 2 ст. 1 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ
Физкультурно-спортивные организации
Освобождаются от ККТ безналичные платежи, за исключением платежей с предъявлением карты за услуги в сфере физической культуры и спорта
Подпункт «в» п. 2 ст. 1 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ
Дома и дворцы культуры
Дома народного творчества
Клубы, центры культурного развития
Этнокультурные центры Центры культуры и досуга
Дома фольклора
Освобождаются от ККТ безналичные платежи, за исключением платежей с предъявлением карты за услуги населению в сфере культуры
Подпункт «в» п. 2 ст. 1 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ
* За исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, которые используют для расчетов автоматическое устройство (платежный терминал), а также торгуют подакцизными товарами . Это следует из пункта 8 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Кто освобожден от онлайн-кассы до 2019 года

Временно освобождены от применения онлайн-касс - до 1 июля 2019 года, следующие хозяйствующие субъекты:

  1. ИП на ПСН и ЕНВД, юрлица на ЕНВД, которые, имея работников в штате, осуществляют виды деятельности, не связанные с розницей и общепитом - здесь продавцы и рестораторы опять «в пролете»).
  2. ИП на ПСН и ЕНВД, которые, не имея работников, осуществляют любые разрешенные на соответствующих налоговых режимах виды деятельности (в том числе в рознице и общепите - здесь лазейка есть, но владельцу бизнеса придется рассчитывать на собственные силы).

Полный перечень разрешенных видов деятельности, при которых можно не применять онлайн-кассы в обоих случаях, приведен в пункте 7.1 статьи 7 Закона № 290-ФЗ от 03.07.2016 года — ССЫЛКА .

  1. ИП и юрлица, оказывающие услуги, имея работников, в любой сфере деятельности, кроме общепита (при любой системе налогообложения - если не на спецрежиме, то на ОСН, УСН, ЕСХН).
  1. ИП и юрлица, выполняющие работы и оказывающие услуги населению, не имея работников - в любой сфере деятельности (и вне зависимости от применяемого налогового режима).

Стоит иметь в виду, что юрлицо без работников на практике функционировать, скорее всего, не сможет, поскольку для вступления хозяйственного общества в правоотношения у него должен быть назначен хотя бы директор. Даже если у него нет трудового договора (то есть, если директор - сам учредитель), то он, тем не менее, может рассматриваться в качестве работника - поскольку будет считаться застрахованным лицом в системе пенсионного, социального и медицинского страхования.

Указанные категории хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, обязаны выдавать клиентам вместо чеков онлайн-кассы бланки строгой отчетности - в порядке, определенном постановлением Правительства России от 06.05.2008 № 359.

  1. ИП и юрлица, которые, не имея наемных работников, ведут продажи через вендинговые аппараты .

Требований по выдаче документов, альтернативных чекам, для них не установлено.

Отсрочка применения ККТ до 1 июля 2021 года для ИП без сотрудников

Федеральный закон 129-ФЗ от 06.06.2019 О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» дает освобождение от применения онлайн-касс до 1 июля 2021 года для ИП без сотрудников при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг . Комментарии по данной теме приведены в .

Резюме

Хозяйствующие субъекты могут быть освобождены от применения ККТ:

  1. На постоянной основе.

Перечень таких фирм определен в пунктах 2, 3, 5, 6 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

  1. Временно.

Перечень таких фирм установлен в положениях статьи 7 Закона № 290-ФЗ.

Сейчас тот срок, до которого действует освобождение от ККТ по Закону № 290-ФЗ - 1 июля 2019 года. Но не исключено его продление - если будет принят соответствующий федеральный закон.

Отдельно стоит выделить хозяйствующие субъекты, которые закон не то, чтобы освобождает от применения ККТ - он прямо предписывает им не применять онлайн-кассы.

Анализируя предложения от платежного агрегатора, можно понять, что больше подходит для интернет-магазинов.

Все разрешенные к применению модели контрольно-кассовой техники в соответствующий реестр ФНС.

Какие модели ККТ и товароучетное ПО предлагаются в сервисе интернет-бухгалтерии «Мое дело».

Видео — кто может не применять онлайн-кассу:

Законодательство о применении ККТ содержит ряд исключений для некоторых юридических лиц и предпринимателей, которые вправе не использовать кассовой техникой при расчетах с клиентами. Так, например, с 7 июня 2019 года действует новая норма, согласно которой все предприниматели при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги присоблюдении двух условий. Во-первых они должны реализовывать товары только собственного производства, а не перепродавать купленный товар. Во-вторых, у них не должно быть наемных работников (ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ " " (далее – Закон № 129-ФЗ). Такие льготные условия будут действовать до 1 июля 2021 года.

Ниже в таблице приведены все категории лиц, которым разрешено не применять контрольно-кассовую технику. О некоторых из них мы напишем подробнее.

Лица, которые вправе не применять ККТ

Условия освобождения

Основание для освобождения и разъяснения контролирующих органов

Организации и ИП в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России

Автоматические устройства не должны использовать электрическую энергию (в том числе от аккумуляторов или батарей)

Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности и оказывающие услуги, перечисленные в , с учетом специфики деятельности или особенностей местонахождения

ИП, применяющие ПСН и осуществляющие виды деятельности, перечисленные в , ,

Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

Индивидуальные предприниматели, применяющие налог на профессиональный доход (НПД, налог для самозанятых)

В отношении доходов, облагаемых НПД

Организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа)

Расчеты должны осуществляться в местностях, поименованных в специальном перечне. Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медорганизаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации

Религиозные организации при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы

Услуги должны оказываться в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке

Все организации и ИП при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением расчетов ЭСП с предъявлением (карточных)

Организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами)

Полученные за парковку денежные средства должны перечисляться в полном объеме на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня их получения

Библиотеки (за исключением частных) при оказании платных услуг населению, связанных с библиотечным делом

Перечень платных услуг, оказываемых библиотеками без применения ККТ, утверждается Правительством РФ (в настоящее время не утвержден)

Товарищества собственников недвижимости (в том числе ТСЖ, СНТ и пр.), ЖК, ЖСК и иные специализированные потребкооперативы за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Только при осуществлении безналичных (в том числе он-лайн) расчетов

Образовательные организации при оказании услуг населению в сфере образования

Физкультурно-спортивные организации при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта

Дома и дворцы культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития, этнокультурные центры, центры культуры и досуга, дома фольклора, дома ремесел, дома досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные центры при оказании услуг населению в области культуры

ИП при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка

Кроме случаев оплаты через Интернет

ИП, не имеющие наемных работников и реализующие товары собственного производства, выполняющие работы (оказывающие услуги)

Кредитные организации и платежные системы

ВАЖНО

ККТ не применяется при расчетах в безналичном порядке между организациями или предпринимателями, за исключением случаев использования электронного средства платежа с его предъявлением. ().

Организации и ИП, если они работают в отдаленных и труднодоступных местностях

Освобождены от применения ККТ также организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, перечень которых может быть определен нормативным актом субъекта федерации (). К сожалению, перечень таких местностей в настоящее время утвержден не везде. Например, в Калининградской области он установлен постановлением администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 г. № 450 " ". Так, данным нормативным актом было обосновано , которым было отказано в удовлетворении требований налоговых органов о привлечении к административной ответственности учреждения за неприменение ККТ. При этом суд указал, что поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в отдаленном районе, оно вправе осуществлять торговые операции или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.

В этом случае, при расчетах с клиентами и по их требованию предприниматель должен выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Причем для этих документов определены обязательные реквизиты, к которым относятся:

  • наименование и порядковый номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП, их ИНН;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • подпись лица, выдавшего документ.

Данное положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами ().

Отметим, что порядок выдачи документов о расчетах и их учета уже определен (постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296 " "). Такой документ выдается как при расчете наличными, так и с использованием электронного средства платежа. Документы о расчетах могут быть выполнены на бумажном носителе рукописным или иным способом (типографским, с использованием ПК и др.).

Все выданные квитанции учитываются в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны предпринимателем, а также заверены печатью (при наличии). При этом, если осуществляет расчеты и хранит журнал работник, то предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

С каждого выданного документа о расчетах должна быть снята копия, которые необходимо сохранять не менее пяти лет копию. Причем копии документов или отрывные их части должны храниться в систематизированном виде в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Заполняется квитанция разборчивым почерком на русском языке, при этом помарки, подчистки и исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный документ перечеркивается и прилагается к журналу учета за тот день, в котором он заполнялся. В журнале также делается отметка об этом напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа. При этом сквозная нумерация выданных квитанций продолжается.

Отметим, что если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ должна применяться, но в "автономном" режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Это означает, что в таких обстоятельствах договор с ОФД заключать не нужно, а клиенту предоставляется кассовый чек или БСО, напечатанный на бумажном носителе, и в электронной форме он не направляется ( , ). Напомним, что критерием таких местностей является территория населенного пункта численностью до десяти тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 " ").

Сельские аптечные пункты

От применения ККТ освобождены аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах. Также не придется выдавать чеки и филиалам медицинских организаций, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (). Никаких бланков строгой отчетности и документов об оплате выдавать в этих случаях не требуется.

Однако если указанные организации используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, то они должны при расчетах с клиентами применять ККТ ().

Религиозные организации

При проведении религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы эти организации вправе не применять ККТ. Однако это касается только случаев, когда такие операции совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций ().

Применение ККТ адвокатами и нотариусами

Получение наличных денежных средств в случаях, не связанных с продажей товаров (работ, услуг)

Продавец (исполнитель) оспаривает привлечение к ответственности за неприменение ККТ

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

2. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услуги связи, услуги в электронной форме, определенные статьей 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации, услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций), услуги охраны и систем обеспечения безопасности, услуги в сфере образования, а также за иные услуги , определенные Правительством Российской Федерации, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством Российской Федерации (но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

(см. текст в предыдущей редакции)

При осуществлении указанных в пунктах 5 и 5.3 настоящей статьи расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности).

3. Пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

3.1. В случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.

Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в соответствии с настоящим пунктом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме.

Предоставление кассового чека (бланка строгой отчетности) в соответствии с настоящим пунктом осуществляется на безвозмездной основе.

4. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности.

5. Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в сети "Интернет"), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет") вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:

1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов, указанных в настоящем подпункте, на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Положения пункта 5.1 настоящей статьи, касающиеся условий применения пользователями контрольно-кассовой техники, применяются в случае наличия на корпусе автоматического устройства для расчетов легко читаемого заводского номера такого автоматического устройства для расчетов, нанесенного в месте, доступном для осмотра без перемещения и (или) разборки автоматического устройства для расчетов.

5.3. Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 настоящей статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 настоящей статьи;

2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;

3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

5.4. При осуществлении расчетов, указанных в пункте 5.3 настоящей статьи, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

5.5. Банковские платежные агенты (субагенты), осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", при осуществлении расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов обязаны выдать кассовый чек на бумажном носителе и (или) направить покупателю (клиенту) кассовый чек в электронной форме на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) или сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

5.6. Пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в следующих случаях:

1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет") за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи);

2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;

5.7. В случаях, предусмотренных пунктом 5.6 настоящей статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем одним из следующих способов:

1) путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);

2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

5.8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

5.9. При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2 , , 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

5.10. В случаях осуществления расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем) при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению контрольно-кассовой техники, в том числе по формированию кассового чека (бланка строгой отчетности) и передаче всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя.

Обязанность по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) при осуществлении расчетов, указанных в настоящем пункте, исполняется путем выдачи (направления) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (бланка строгой отчетности). При отсутствии такого запроса по истечении указанного срока обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) считается исполненной.

6. Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона), в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2

(см. текст в предыдущей редакции)

Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона) записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

При передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных могут не передаваться реквизиты кассового чека или бланка строгой отчетности, установленные абзацами пятым , шестым , шестнадцатым , восемнадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, а также сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору фискальных данных ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.

6.1. Пользователи, которые осуществляют расчеты за товары, маркированные средствами идентификации (далее - маркированные товары), и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны направлять (вносить) информацию о таких товарах в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации (далее - информационные системы маркировки), в момент расчета за такие товары обязаны формировать данные о таких товарах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в виде запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием контрольно-кассовой техники, обеспечивающей возможность формирования указанных данных и их передачу с использованием этой контрольно-кассовой техники оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Пользователи, которые указаны в абзаце первом настоящего пункта и осуществляют расчеты за маркированные товары, в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны осуществлять проверку достоверности кодов маркировки таких товаров с использованием контрольно-кассовой техники, содержащей фискальный накопитель, обеспечивающий самостоятельную проверку достоверности кодов маркировки, по их коду проверки в случае, если код маркировки содержит код проверки, который может быть самостоятельно проверен фискальным накопителем с использованием ключа проверки кода проверки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

7. Пользователи, заключившие договор с оператором фискальных данных, у которого впоследствии было аннулировано разрешение на обработку фискальных данных, с даты прекращения действия такого разрешения до момента заключения договора с новым оператором фискальных данных вправе применять контрольно-кассовую технику без передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных, но не более чем в течение 20 календарных дней. При этом контрольно-кассовая техника не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных, а при заключении договора с новым оператором фискальных данных пользователи обязаны передать в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных все фискальные документы, которые не были переданы.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае принятия нормативного правового акта, которым вносятся изменения в требования к контрольно-кассовой технике и (или) фискальному накопителю:

контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые соответствуют требованиям, действовавшим до дня вступления в силу указанного нормативного правового акта, и которые не соответствуют требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом, могут быть включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей в течение одного года со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта. Такие контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей, не подлежат исключению из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей в связи с их несоответствием требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом в течение двух лет со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта;

контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей, соответствуют требованиям, действовавшим до дня вступления в силу указанного нормативного правового акта, и не соответствуют требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом, могут регистрироваться, перерегистрироваться, применяться пользователями и не подлежат исключению из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей в связи с их несоответствием указанному нормативному правовому акту в течение двух лет со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта. В случае, если в течение двух лет со дня принятия указанного нормативного правового акта контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель не приведены в соответствие с требованиями, измененными указанным нормативным правовым актом, такие контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель подлежат исключению соответственно из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящего пункта федеральный орган исполнительной власти дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.