Как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому - об этом рассказывает книга по экологической этике. Она адресована младшим школьникам и предназначена для использования на уроках по программе "Окружающий мир", на факультативах, для самостоятельного чтения и чтения вместе с родителями.

    Великан на поляне 1

    Забавная история с бронзовкой золотистой 2

    О чём рассказал майский жук 2

    Случай с жуком-грибником 2

    Гусеница на лесной тропинке 3

    Несчастная толстушка 3

    Гусеница показывает рожки 4

    Гриллотальпа гриллотальпа 4

    Оса на носу и муха в доме 5

    Случай на чердаке 5

    Пусть живут на свете удивительные пчёлы 6

    Муравьиная поляна 6

    Не ловите насекомых для коллекций 7

    Берегите раков 7

    История с пиявкой 8

    Уважайте жизнь дождевого червя 8

    Зачем нужны в реке ракушки 8

    Не обижайте паука 9

    Кто там прячется под камнем? 9

    Кто-кто в теремочке живёт? 10

    О маленькой Наде и лягушке 10

    "Изучили" 11

    История с головастиком 11

    Буфо буфо 11

    В воде тихой речки показался тритон 12

    Звериные норы и птичьи гнёзда 12

    Про дикого ежа и домашние неприятности 13

    Белый сказочный двoрец 13

    На прогулке с собакой 13

    Шум в лесу 14

    Лесные тропинки 14

    Въезд запрещён! 14

    Кукушкины слёзки 15

    Как одолели "одолень-траву" 15

    Венерин башмачок 15

    Еще немного о редких растениях 15

    Разговор в лесу 16

    Пожалейте берёзы 16

    Большой старый дуб 16

    В лес по ягоды 17

    Если тебе нужны лекарственные растения 17

    Собирая грибы 17

    Кому нужен мухомор? 18

    Горит костёр 18

    Горит трава 19

    Свой мусор - всегда с собой 20

    "Бутылочная почта" 20

    Невидимое сокровище 21

    Дороже жемчуга и злата - под ногами 21

    В пещере 21

    И камень достоин уважения 22

    Золотое правило 22

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

Великан на поляне

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.

Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.

Книга называется "Великан на поляне". Но её можно назвать и по-другому: "Первые уроки экологической этики".

Что это означает?

Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.

А экология - это наука о нашем природном доме.

Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.

Но мы написали: "Первые уроки экологической этики". Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано "Зелёный дом", то эта книга тебе обязательно пригодится.

На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.

Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.

ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ,

ИЛИ ПЕРВЫЕ УРОКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

«Просвещение»

ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.

Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.

Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».

Что это означает?

Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.

А экология - это наука о нашем природном доме.

Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.

Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.

На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.

Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.

ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ

С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ

Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук - бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.

Однажды по лесу шёл грибник Пётр Петрович. Впрочем, грибник он был не совсем обычный. Нередко, не набирая грибов, он приходил из лесу очень довольный. Знакомые и соседи говорили ему: «Что же вы, Пётр Петрович, ходили за грибами, а корзинка почти пуста?»

А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.

Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, - насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.

Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?

Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.

Пётр Петрович остановился на маленькой лесной полянке и вдруг увидел, что вокруг него летает сверкающий зелёный жук. Это была она - золотистая бронзовка. Уменьшая свои круги, красавица приближалась к человеку. Тогда любитель насекомых, решив, что жук ищет место, куда бы сесть отдохнуть, поднял вверх указательный палец правой руки и замер. И произошло маленькое чудо: замечательный жук «приземлился» на кончик пальца и там остался. Отдыхая на пальце, бронзовка шевелила своими усиками, а лицо человека озаряла счастливая улыбка.

Промелькнули мгновения, и она взмыла в воздух, полетев куда-то по своим делам. Почему зеленокрылый жук выбрал для отдыха человеческий палец, остаётся тайной. Ведь вокруг было много веточек и листочков, на которых можно было преспокойно сидеть. А что, если маленькое создание почувствовало доброе тепло, исходящее от человека, который так любил всё живое? И именно оно, это тепло, привлекло жука к нему? Всё возможно, ведь люди, многое зная о жизни насекомых, ещё больше не знают...

Может быть, и тебе посчастливится, и когда-нибудь на твой указательный палец тоже прилетит отдохнуть изумрудный жук.

О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУК

Два майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.

Как хорошо жить на свете, - сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.

Да, - поддержал другой. - Приятный разговор, вкусная еда, теплый денёк - что может быть лучше?

Со всех сторон раздавались мелодичные песни птиц, лёгкий ветерок приятно шевелил берёзовую веточку...

И вдруг...

Помогите! Помогите! - услышали жуки.

Помогите! Помогите! - раздалось через минуту совсем рядом, и на веточку плюхнулся такой же, как они, майский жук.

Что случилось? - спросили два приятеля в один голос.

По... По... Помогите! - прилетевший жук пытался отдышаться. - По... По... Посмотрите, не бегут ли они за мной?

Кто?! - воскликнули жуки, и опять в один голос.

Мальчишки, конечно же мальчишки, - ответил их новый знакомый испуганным шёпотом.

Успокойтесь, - сказал один из жуков солидно. - За вами никто не бежал. Здесь никого нет, кроме нас. Здесь очень хорошо. Приятный разговор, вкусная еда и всё такое. А кто это - мальчишки?

Вы счастливые, - произнёс прилетевший жук, немного

успокаиваясь. - Вы не знаете, кто такие мальчишки. А я знаю, увы...

И он рассказал свою историю.

Раньше я тоже не знал мальчишек. До тех пор, пока не попал в их лапы. У них ужасные лапы с пятью огромными пальцами. Я, знаете ли, никогда больше не забуду эти пальцы, которые схватили меня и запихнули в тесный ящик. Мальчишки называли его спичечным коробком. Я в нём едва помещался. Ох, как там было душно, темно. Они засовывали этот ящик в огромный мешок, который называли карманом, и всё время трясли, отчего у меня кружилась голова. Время от времени они открывали коробок, и я думал, что меня хотят съесть. Но они только смотрели на меня, трогали жуткими пальцами и снова закрывали эту невыносимую тюрьму.

Жук перевёл дух и страдальчески посмотрел на потрясённых слушателей.

Да-да, это всё было, да-да, - сказал он и продолжал. - А потом они вытащили меня и стали заставлять ползать по огромному полю, которое они называли учительским столом. Они клали передо мной какие-то брёвна, называемые карандашами, и заставляли перелезать через них. А когда я отказывался, они толкали меня сзади изо всех сил. Как это было унизительно...

Затем они взяли толстую верёвку, которую называли ниткой, и хотели привязать её к моим ногам. Они хотели, чтобы я летал на этой нитке им на потеху. Ох, как я боролся, как боролся... К счастью, в этот момент раздался какой-то оглушительный звон. Мои мучители закричали: «Звонок! Звонок!», и все куда-то побежали. Я воспользовался суматохой и вырвался из лап главного мучителя. Мои крылья, мои чудесные, сильные крылья спасли меня. Я вылетел через открытое окно и помчался что было силы. Я летел, не разбирая дороги, всё дальше, дальше. Я боялся, что они преследуют меня... И вот я здесь. Будьте добры, посмотрите, всё ли у меня цело - ножки, усики...

ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ,

ИЛИ ПЕРВЫЕ УРОКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

«Просвещение»

ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.

Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.

Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».

Что это означает?

Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.

А экология - это наука о нашем природном доме.

Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.

Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.

На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.

Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.

ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ

С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ

Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук - бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.

Однажды по лесу шёл грибник Пётр Петрович. Впрочем, грибник он был не совсем обычный. Нередко, не набирая грибов, он приходил из лесу очень довольный. Знакомые и соседи говорили ему: «Что же вы, Пётр Петрович, ходили за грибами, а корзинка почти пуста?»

А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.

Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, - насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.

Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?

Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.

Пётр Петрович остановился на маленькой лесной полянке и вдруг увидел, что вокруг него летает сверкающий зелёный жук. Это была она - золотистая бронзовка. Уменьшая свои круги, красавица приближалась к человеку. Тогда любитель насекомых, решив, что жук ищет место, куда бы сесть отдохнуть, поднял вверх указательный палец правой руки и замер. И произошло маленькое чудо: замечательный жук «приземлился» на кончик пальца и там остался. Отдыхая на пальце, бронзовка шевелила своими усиками, а лицо человека озаряла счастливая улыбка.

Промелькнули мгновения, и она взмыла в воздух, полетев куда-то по своим делам. Почему зеленокрылый жук выбрал для отдыха человеческий палец, остаётся тайной. Ведь вокруг было много веточек и листочков, на которых можно было преспокойно сидеть. А что, если маленькое создание почувствовало доброе тепло, исходящее от человека, который так любил всё живое? И именно оно, это тепло, привлекло жука к нему? Всё возможно, ведь люди, многое зная о жизни насекомых, ещё больше не знают...

Может быть, и тебе посчастливится, и когда-нибудь на твой указательный палец тоже прилетит отдохнуть изумрудный жук.

О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУК

Два майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.

Как хорошо жить на свете, - сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.

Да, - поддержал другой. - Приятный разговор, вкусная еда, теплый денёк - что может быть лучше?

Со всех сторон раздавались мелодичные песни птиц, лёгкий ветерок приятно шевелил берёзовую веточку...

И вдруг...

Помогите! Помогите! - услышали жуки.

Помогите! Помогите! - раздалось через минуту совсем рядом, и на веточку плюхнулся такой же, как они, майский жук.

Что случилось? - спросили два приятеля в один голос.

По... По... Помогите! - прилетевший жук пытался отдышаться. - По... По... Посмотрите, не бегут ли они за мной?

О МАЛЕНЬКОЙ НАДЕ И ЛЯГУШКЕ

Маленькая Надя в это солнечное утро проснулась рано. Ей приснился удивительный сон про царевну-лягушку. Во сне Надя повстречалась с мудрой лягушкой и они о чём-то говорили. Вот только она никак не могла вспомнить о чём.
В доме все ещё спали. Надя вышла на крылечко и залюбовалась солнышком. Оно тоже уже проснулось и такое чистое, умытое, сияющее пригревало землю.
Надя подумала о том, что, может быть, на самом деле встретит царевну-лягушку, если пойдёт по тропинке через луг, к пруду. Луг начинался сразу за забором. Надя не стала никого будить и, выйдя со двора, пошла по луговой тропинке.
Было ещё прохладно, и травы сверкали капельками росы. «А вдруг мне повезёт? - думала девочка. - Вдруг царевна-лягушка тоже решила прогуляться и сейчас появится передо мной?»
К огорчению девочки, лягушка не появлялась.
Тропинка спустилась к маленькому, наполовину заросшему пруду, куда Надя часто приходила с мамой посидеть на берегу.
И тут девочке повезло. Вот чудо! Недалеко от воды, на краю тропинки, она увидела лягушку. Лягушка была большая и важная. И хотя не было у неё на голове маленькой золотой короны, Надя решила, что это и есть царевна-лягушка.
Девочка подошла поближе, а потом и совсем близко, но лягушка не испугалась. Она сидела неподвижно и была по- своему красивой, зелёного цвета, вся в маленьких пятнышках и немного мокрая. Наверное, она только что плавала в пруду или прыгала среди мокрой травы и вот теперь, выбравшись на сухое место, отдыхала.
Девочка смотрела на лягушку и улыбалась, а та смотрела на девочку и не спешила скрыться. Лягушка не боялась девочки, как будто чувствовала, что ничего плохого Надя ей не сделает.
А Надя наклонилась и сказала: «Здравствуй, царевна-лягушка! Знаешь, ты мне во сне приснилась и что-то говорила. ..» Лягушка молчала, только немного двигала своими глазками. Может быть, она хотела что-то сказать девочке, но это у неё не получалось.
Надя довольно долго любовалась лягушкой и окончательно поверила в то, что она - царевна. А лягушка, отдохнув на тропинке, вдруг прыгнула в сторону и - бултых! - исчезла в пруду.
Вернувшись домой, девочка с восторгом рассказала маме обо всём, что произошло ночью, во сне, и потом у пруда. А мама с интересом слушала и улыбалась.
- Значит, - спросила мама, - ты не помнишь, о чём вы говорили с царевной-лягушкой во сне?
- Не помню, - грустно ответила девочка.
- А возле пруда лягушка тебе ничего не сказала?
- Не сказала, - произнесла Надя и вздохнула.
- А ты, что бы ты хотела ей сказать? - поинтересовалась мама.
Девочка задумалась.
- Ну я... - начала она, - я сказала бы ей, во-первых, чтобы она не расстраивалась. Не расстраивалась бы из-за того, что многие считают её некрасивой. Это совсем не так. Вот говорят, что она бугристая, скользкая, с большим ртом, да к тому же пучеглазая. А я с этим не согласна. Она красавица. Настоящая красавица! Надо только рассмотреть её повнимательнее, не полениться.
- Хорошо, - улыбнулась мама. - Это во-первых. А во- вторых?
- Во-вторых, я сказала бы ей, что очень люблю слушать, как лягушки поют в пруду. Это бывает весной, по вечерам. Некоторые заявляют, что лягушки противно квакают. Но я с этим тоже не согласна. По-моему, у них очень интересные и приятные голоса. Без лягушачьих концертов стало бы скучно и пусто.
- Да, дочка, я тоже так думаю, - согласилась мама и продолжала: - Мне кажется, что я знаю, о чём рассказала бы тебе царевна-лягушка во сне и могла бы рассказать у пруда, если бы умела говорить.
Вот послушай.
- Милая Надя, - сказала бы, наверное, она, - если ты встретишься с лягушкой, никогда не обижай её. Нас, лягушек, легко обидеть, мы и перед большим, и перед маленьким человеком беззащитны. Нам и так частенько достаётся ни за что ни про что, особенно от мальчишек. Очень часто встреча с мальчишкой заканчивается для нас, лягушек, плохо.
В нас и камнями кидают, и палками тычут.
Или, бывает, придёт мальчишка с удочкой на пруд и начнёт ловить рыбу, а вместо рыбы к нему на крючок попадётся несчастная лягушка. Если такой рыболов добрый, то отпустит раненую, а если нет, то всю свою злость сорвёт на безвинном создании, для которого всё это закончится очень печально.
Вот что, думаю, сказала бы тебе лягушка.
Мама помолчала немного и добавила:
- А закончила бы твоя царевна такими словами: «Милые девочки и мальчики! Помните, что любое живое существо, даже маленькое, с большим ртом и пучеглазое, имеет такое же право на жизнь, как и человек, и ничуть не меньшее».

«ИЗУЧИЛИ»

Был тёплый весенний день. Два мальчика, Петя и Женя, пошли на пруд, чтобы отдохнуть на берегу. Подошли они к воде и увидели среди водных растений лягушачью икру. Она их заинтересовала.
- Давай её изучим, - предложил Петя.
- Давай, - радостно согласился Женя.
Ребята сорвали какой-то лист, «зачерпнули» им икру и вытащили её на берег. Положили на траву и стали внимательно рассматривать.
Икра лягушки была холодная и скользкая. Каждая икринка имела внутри маленький тёмный шарик, который снаружи был окружён прозрачной оболочкой.
- Интересно, - сказал Петя.
- Да, - ответил Женя. - Какие они маленькие, эти икринки. Даже не верится, что из каждой получится большая лягушка.
- Ну, - задумчиво сказал Петя, - они ведь не сразу получатся. Сначала будут маленькие головастики, они будут расти, а в лягушек уж потом превратятся...
Ребята постояли еще немного, поразглядывали свою находку, поговорили о том о сём и пошли дальше.
А как же икринки? Они так и остались лежать на берегу. Выведутся ли теперь из них головастики? Нет, конечно. Здесь, на солнце, все икринки высохнут и погибнут. Живыми они могут быть только в воде. А ребята об этом даже и не подумали. Если уж так захотелось ребятам эти икринки вытащить и рассмотреть поближе, надо было потом обязательно вернуть их в пруд. На том же самом листочке, которым они «зачерпнули» икру, нужно было перенести её обратно в воду. Разве это трудно? Нет, конечно, совсем не трудно. Да только поче- му-то не пришло это в голову ни Пете, ни Жене.
Хорошая вещь - любознательность. Но иногда она бывает вредной. Именно такой оказалась на этот раз любознательность Пети и Жени.
Икринки - это ещё не обычные живые существа. Но всё же они - живые. К сожалению, они не могут спрятаться, уплыть, нырнуть поглубже. Они полностью беззащитны перед человеком. Эх, лучше бы ребята совсем не вытаскивали их из воды, рассмотрели бы с берега. Погибнут икринки, не появятся на свет замечательные лягушки-квакушки, без которых природе никак нельзя...
Постарайся, пожалуйста, никогда и нигде не проявлять вредной любознательности. И к икре лягушек тоже. Не вынимай икру из воды, не ворочай её палкой, научись уважать живое существо даже в виде маленькой икринки.


ИСТОРИЯ С ГОЛОВАСТИКОМ

Он появился из маленькой икринки, в небольшом пруду, почти у самого берега. Вместе с ним из других икринок появились такие же маленькие, слабенькие сёстры и братья. Их мама-лягушка была просто великаншей по сравнению с ними. Впрочем, они её вряд ли когда-нибудь увидят. Такова уж их нелегкая доля - не знать свою маму, не ведать её заботы и защиты. Если повезёт - уцелеешь, а нет - пропадёшь.
Его называют просто - головастик, называют за то, что у него и вправду большая голова. Ножек у него нет, зато есть хвостик, с помощью которого он плавает.
На большой голове маленький ротик. Очень маленький. Такой, что ничего крупного не съешь. Приходится пощипывать водоросли, проглатывать мельчайшую водную живность. Хорошо ещё, что всего этого довольно много в прогретой солнцем воде неглубокого пруда.
На большой голове у головастика есть и маленькие глазки. Видят они не очень хорошо, но и не совсем плохо. В случае опасности помогают вовремя ускользнуть, спрятаться, спастись.
Так и живёт головастик.
Но пройдет два месяца, и он сам себя не узнает. У него появятся большой рот и четыре ножки, а хвостик исчезнет. Появятся большие красивые глаза. Да к тому же он
выберется из воды на берег и начнет прыгать в зелёной траве. И вообще, это будет уже не головастик, а маленькая лягушка. Тебе, наверное, приходилось видеть таких в июне где- нибудь в лесу или на лугу.
Но до всего этого надо дожить, а это ох как непросто. Попробуй доживи, если в пучке той зелёной тины тебя подстерегает ненасытная пиявка. Если тобой с аппетитом могут закусить и крупные водяные жуки, и рыбы, и кое-какие птицы. Сколько врагов у беззащитного и безобидного головастика!
Чуть зазевается, и не видать ему зелёной травки у пруда, пропадёт он в брюхе какого-нибудь хищника.
А как относятся к головастикам люди? Увы, очень часто совсем не так, как надо.
Однажды наш герой, головастик из маленького пруда, попал по их вине в страшную передрягу.
Вместе с сёстрами и братьями он плавал на мелководье у самого берега. Здесь было достаточно еды, приятно согревало солнышко. Было тихо и спокойно.
И вдруг что-то обрушилось сверху на всю их компанию. Вода забурлила, песок взвился со дна. Наш головастик, его сёстры и братья бросились врассыпную. Но что-то длинное и тяжёлое стучало по воде и здесь и там, закрывая путь к спасению. Малыши-головастики метались в ужасе, кого-то больно ударило по спинке, кого-то засыпало песком, так что невозможно было двинуться. Наконец все кое-как попрятались и в страхе наблюдали, кто из-под коряги, кто из-за подводного камня, кто с более далёкого от берега и более глубокого места, как бурлит вода, бушует песок и ломаются водные растения...
Когда всё успокоилось, головастики увидели, как огромные, невероятных размеров существа на берегу бегают, прыгают, размахивают руками. Послышались раскаты хохота и громкие голоса:
- Вот здорово мы их, да?
- Ага! Только надо было палки брать подлиннее, тогда бы мы дальше от берега достали.
- Ничего, и так ни одного не осталось.
Ни наш головастик, ни другие так и не поняли, что произошло. Поняли только, что они чудом остались живы. Долго они потом вспоминали этот ужасный случай. До самого того момента, как превратились в лягушат и выбрались из воды.
А произошло вот что. Несколько мальчишек захотели развлечься - палками, ветками, хворостинами решили истребить и распугать головастиков в пруду.
Вот такое развлечение... За счёт маленьких и беззащитных. Нам очень стыдно за этих ребят, и мы надеемся, что ты так никогда не поступишь. И вообще никогда и никак не будешь обижать головастиков.
Лучше просто понаблюдать за этими славными малышами - детками лягушек и жаб. Это будет интереснее и по- человечески.

Хорошо или плохо поступают взрослые, когда сжигают траву? Что будет, если сжечь траву — молодая быстрее вырастет? Примерно такие вопросы заставили двух друзей Петю и Юру, проживающих в деревеньке Холмы, поспорить и даже поссориться. Петя верил взрослым, которые считали, что прошлогоднюю траву нужно сжигать. Он ее поджег на одном из холмов.

Однако Юра загасил пламя и сказал, что огонь погубит насекомых. Поссорившись, друзья отправились к ученому-биологу Ивану Петровичу. И он очень образно объяснил, что в огне погибают разные букашки и червячки, молодая трава, семена. И это грозит тем, что будет расти только та трава, у которой корни глубоко в земле. Значит, поменяется растительность. А на месте кострища со временем начнет разрушаться почва, и может даже овраг появиться.

ГОРИТ ТРАВА
Деревня Холмы потому так и называлась, что раскинулась на высоких холмах, у подножий которых
текла речка Быстрая Хороша была речка, много родников питало ее Вода в ней была чиста и
прозрачна А с берега можно было видеть, как на глубине ходит рыба.
Неподалеку от деревни стоял большой сосновый лес. Сосны в нем были все как на подбор, стройные,
красивые. Высоко к синему небу возносили они свои вечнозелёные кроны. А сколько в этом лесу
было грибов! Му а воздух, пропитанный ароматным запахом хвои и смолы, казалось, можно было
просто «пить».
На краю деревни жили два друга. Петя и Юра. Они уже были совсем большими (так они сами
считали) и учились в пятом классе. Друзья были верные, друг другу всегда и во всём помогали и
почти никогда не ссорились
Но однажды они сначала сильно поспорили, затем поссорились, а дальше и того хуже - чуть не
подрались, чего с ними никогда не бывало А произошло все из-за самой обычной травы, густым
ковром покрывавшей склоны холмов у деревни
Кто-то из взрослых сказал Пете, что хорошо бы поджечь на холмах старую сухую прошлогоднюю
траву Её станет меньше, и тогда быстрее пробьется к свету молодая зелёная травка И делать это
надо в конце апреля. Мальчишка, недолго думая, решил заняться этим в сухой солнечный денек. Он
поджёг старую траву на одном из холмов и стал наблюдать, как она горит
Но вдруг откуда ни возьмись рядом с Петей появился Юра Ничего не говоря своему другу, он
большой сухой веткой начал гасить разгорающееся пламя. Петя сильно возмутился поведением Юры
и стал отпихивать его от огненной полосы, приговаривая «Ты почему не даешь мне жечь старую
траву, ведь она мешает расти молодой!» «Ты хоть понимаешь, что делаешь? - не отступал Юра, -
ведь старую траву жечь нельзя. 8 ней сгорит вся мелкая живность!» «Ну и пусть сгорит, зато лучше
будет расти молодая трава1» - отвечал Петя
Не на шутку рассердившиеся друзья долго кричали и чуть было не пустили в ход кулаки. Но вовремя
остановились Ведь они были настоящими друзьями и всерьёз поссориться никак не могли Они
вместе решили затушить пламя, а затем пойти к Ивану Петровичу.
Иван Петрович был старым профессором ботаники Всё своё время он отдавал изучению растений В
деревне он жил с весны и до осени. Ребята любили старого ученого и нередко приходили к нему в
гости А тот искренне радовался своим юным любознательным друзьям. Именно так он их называл.
Профессор писал книгу о растениях и постоянно ходил в ближние леса изучать их в природе.
Бывало, что и ребята ходили вместе с ним Найдя какую-нибудь совсем неприметную травинку, Иван
Петрович мог очень много и долго рассказывать о ней. Любовь к маленькому зеленому созданию
светилась в глазах учёного А Юра с Петей, слушая его рассказ, удивлялись тому, как интересно
может- быть самое обыкновенное растение. Но ещё больше их удивляло то. что можно так много о
нём знать и так сильно его любить
Уж кто-кто. а Иван Петрович наверняка знает, как правильно поступить, подумали мальчишки и
направились к его дому.

Старый ученый вышел к друзьям и. узнав, зачем они к нему пожаловали, улыбнулся.
- Ну что ж, сядем вот здесь, на крылечке, и поговорим А кто из вас прав, сами и увидите
- Когда Петя поджег сухую, старую прошлогоднюю траву. - начал Иван Петрович. - он. наверное
и не заметил, что с нею вместе загорелись и зелёненькие ростки свежей молодой травы А ведь он
вроде бы из-за нее и старался
Мальчик смутился Он вспомнил, что среди сухой травы действительно уже показалась кое-где
живая зеленая травка, но он тогда не обратил на это внимания. А ведь огонь не пощадил ни старую,
ни молодую траву
- Кроме того. - продолжал Иван Петрович. - луга и опушки, где ежегодно поджигают траву, со
временем становятся очень бедными - там остаётся гораздо меньше разных видов растений Ведь
сохраняются лишь те растения, у которых корни в почве расположены глубоко и от огня не страдаю
Другие растения погибают Сгорают и семена, сохраняющиеся на почве с прошлого лета
А теперь скажите, кто ещё сгорает или может сгореть?
Юра сразу ответил, что сгорают маленькие животные, населяющие траву насекомые, пауки, улитки
и другие.
- Правильно, молодец - сказал старый ученый и продолжил свои рассуждения - В самом
верхнем слое почвы живут и совсем маленькие растения и животные. Они так малы, что их можно
увидеть только в микроскоп Что же происходит с ними, когда горит трава?
- Наверное, они тоже гибнут, ведь самые верхние комочки почвы могут сильно нагреться и там буде
очень горячо. - ответил Петя
- Верно« А хорошо это или плохо для почвы? - спросил Иван Петрович.
- Наверное, плохо, - догадались мальчишки
- Не просто плохо, а очень плохо! Ведь всё. что в почве живёт, ей очень нужно« - воскликнул стары
ботаник.
Профессор помолчал, а затем продолжил
- Но это ещё не всё. Земля, то есть почва, нуждается в природном удобрении Травы, растущие на
ней. все нужные им вещества берут из почвы. А когда они умирают, то эти вещества обратно в почву
и возвращаются Что же получится, если траву сжигать?
Иван Петрович внимательно посмотрел на друзей. А те молчали. Несколько минут они напряженно
демали
Вдруг Петя воскликнул. «Понял, понял! Все эти вещества превратятся в дым, а в почву не вернутся!*
«Значит, в почве станет меньше нужных ей веществ», - добавил Юра
Профессор кивнул в ответ и продолжал;
- А ведь ещё частенько сгорают остатки уже отмерших растений, из которых со временем мог бы
образоваться перегной И в результате там. где траву постоянно жгут, почва истощается, то есть
становится бедной питательными веществами На ней с течением времени появляются небольшие
участки, совсем не покрытые, незащищённые травой. Во время сильных дождей или таяния снегов
потоки воды разрушают такую почву, особенно на крутых склонах
- И может появиться овраг? - спросили ребята в один голос.

Да. со временем вполне может появиться, - с горечью ответил профессор
- Иван Петрович! А ведь от горящей травы может загореться и наш красивый сосновый лес. Да и в
нашей деревне может начаться пожар. - сказали мальчишки
- Ну. надеюсь, до этого не дойдет. Хотя разных бед от огня может быть немало. В местах, где
полыхают подожжённые травы, очень плохо бывает птицам и зверькам Попав в кольцо огня, мелкие
животные нередко гибнут. Дышать им трудно, ведь в воздухе столько дыма. Загораются от искры и
пламени такого пожара стога соломы и даже иногда, вы правы, жилые дома и другие постройки А
ещё нарушается красота земли. Ведь у весны цвет должен быть зелёный, а не чёрный.
- Ну. вот и всё. - заключил профессор - А теперь сами скажите, можно или нет поджигать старую,
сухую траву на лугах и опушках, на лесных полянах, на склонах оврагов и балок, да и в других
местах? птица
- Ни в коем случае нельзя! - хором воскликнули друзья, очень довольные тем. что получили такое
подробное объяснение Им даже казалось, что они вроде бы и сами додумались до всего этого И
только Петя был немного смущён. Ведь он спорил с Юрой, а тот оказался прав
- Иван Петрович. - спросили мальчишки. - но почему же тогда некоторые взрослые да и дети
считают, что нужно каждую весну поджигать траву?
Мудрый старик с печальной улыбкой ответил
- Они это делают по незнанию. Многие люди, к большому сожалению, вообще не задумываются над
своим поведением в природе От этого страдают и природа, и они сами
- Ну а теперь пошли пить чай. Устали, наверное, от размышлений и споров, - сказал Иван
Петрович и пригласил ребят в дом