"Никогда больше". Страшно звучит? Но есть слово, которое может звучать еще более безысходно: "поздно". Именно этим печальным смыслом буквально пропитано произведение "Телеграмма". Краткое содержание этой книги, написанной великим советским писателем Константином Георгиевичем Паустовским, мы рассмотрим сегодня в нашей статье.

Об авторе

Родившийся в 1892 году в Москве, хорошо известен как на родине, так и за границей. Романтизм и сентиментализм - основные жанры, в которых пишет автор. Особенно широко известен Паустовский стал благодаря многочисленным рассказам и повестям о природе для детей. В своих произведениях писатель умело пользуется мощью и богатством русского языка, он легко и изящно передает читателю свой взгляд на прекрасную и благородную природу своей любимой Родины.

Паустовскому пришлось жить в тяжелые времена. Он пережил две мировые войны и две гражданские революции в стране. Они не прошли мимо него, приходилось активно участвовать. Это не могло не отложить в его душе серьезного отпечатка. И в то же время, ничто не смогло загубить его талант и тягу к прекрасному. Он продолжал писать и создавать великие вещи. Мировая известность пришла к писателю вскоре после окончания Великой Отечественной Войны, что дало ему возможность черпать новые впечатления и вдохновение в путешествиях по миру.

Паустовский "Телеграмма": краткое содержание

Это небольшое произведение в эмоциональном плане весьма емкое и затрагивает глубокие человеческие чувства. Тема взаимоотношений родителей и детей близка и знакома большинству людей, поэтому мало кто может остаться равнодушным после прочтения книги "Телеграмма". Краткое содержание ее можно уместить буквально в нескольких предложениях.

В далекой и глухой деревне доживает свои последние дни одинокая пожилая женщина. Старушка настолько одинока, что днем ей и поговорить не с кем, а уж бессонные длинные ночи и вовсе не понятно, как выдержать, как до утра дожить...

От старости она стала совсем слабой и немощной, зрение ее ослабло. Ухаживают за ней чужие люди, соседи и односельчане. А тем временем в Ленинграде живет себе спокойно родная дочь этой одинокой женщины. Она не часто утруждает себя воспоминаниями о родной матери, изредка присылает деньги, но никогда не пишет писем, которым мать была бы так рада.

И вот, в одну холодную ненастную осень старушка, чувствуя, что ей не пережить зиму, а век ее подходит к концу, пишет дочери письмо, с просьбой приехать, навестить ее напоследок. Но та, занятая своими делами, не спешит. В это время она активно помогает совершенно чужим людям. А с матерью в это время находятся сочувствующие ей люди, пытающиеся облегчить ее тоску по дочери.

Одним из этих людей (сторожем Тихоном) в Ленинград отправляется телеграмма - краткое послание со словами, что мать при смерти. Но уже слишком поздно, дочь не успевает, и женщина умирает, не дождавшись своей ненаглядной кровинки.

Казалось бы, уместился в нескольких строчках весь рассказ "Телеграмма". Краткое содержание, конечно же, тоже может впечатлить сентиментального читателя и задеть его за живое, но только полностью прочитав всю книгу, человек будет в состоянии ощутить весь трагизм этого произведения. Ведь дочь, кажущаяся такой бесчувственной, тоже умеет быть участливой. А свою вину и ошибку она полностью осознает впоследствии. Просто слишком поздно... И с этим тяжелым грузом ей придется жить дальше.

Экранизация рассказа

Бесспорно, великий был автор Константин Паустовский! "Телеграмма", краткое содержание которого мы еще рассмотрим в нашей статье, поразила умы и сердца многих людей. Одним из этих людей был советский режиссер Юрий Щербаков. В 1957 году он отснял по книге короткометражный фильм с одноименным названием.

Продолжительность фильма чуть более получаса, это незначительно больше, чем уходит времени на прочтение самого рассказа. Однако этот фильм в черно-белой экранизации способен глубоко затронуть душу. По важности и эмоциональности его вполне можно поставить на одну ступень с рассказом, они ни в чем не уступают друг другу.

и Паустовский "Телеграмма"

Ее желанию суждено было сбыться - в 1964 году на своем концерте в Москве она познакомилась с 72-летним Паустовским. Писатель был после очередного инфаркта, но все же вышел к певице на сцену по ее просьбе. Он поцеловал ей руку, а она опустилась перед ним на колени, признавшись, что после прочтения этой книги чувствовала, что просто обязана поцеловать руку такого замечательного человека. И добавила напоследок: "Я счастлива, что успела это сделать". Действительно, ведь Паустовский умер спустя 4 года после этой встречи.

О книге

Свой рассказ "Телеграмма" Паустовский (краткое содержание которого мы еще рассмотрим) написал в 1946 году. Несколько позже автор расскажет о том, что послужило толчком к тому, чтобы написать это произведение. В 1956 году в своей книге "Золотая роза" (глава "Зарубки на сердце") Константин Георгиевич признался, что в свое время занимал комнату в одном доме с одной несчастной брошенной старушкой - Катериной Ивановной. У нее была дочь, Настя, уехавшая в Ленинград и уже 4-ый год не навещавшая мать. Единственной поддержкой пожилой женщины были соседская девчонка Нюрка и добрый старик Иван Дмитриевич, ежедневно навещавшие ее и помогавшие по хозяйству.

И когда Катерина Ивановна слегла, Паустовский лично отправил ее дочери в Ленинград телеграмму. Но дочь не успела и приехала лишь после похорон.

Как видим, писатель мало что изменил в этой жизненной истории. Он даже сохранил имена некоторых героев. Очевидно, что это происшествие оставило глубокий след в его сердце, так называемую зарубку.

Структура рассказа

"Телеграмма" (Паустовский) - краткое произведение. В печатном виде оно занимает буквально 6 листов, то есть 12 страниц. И в среднем уйдет не более 20 минут на прочтение всей этой книги - К.Г. Паустовский "Телеграмма". Краткое содержание по главам мы сейчас и рассмотрим. Хотя формально рассказ и не имеет подобного деления, однако при прочтении можно условно выделить несколько смысловых частей:

    часть первая - "Мать";

    часть вторая - "Дочь";

    часть третья - "Телеграмма. Под хмурым небом";

    часть четвертая - "Не дождалась";

    часть пятая - "Эпилог. Похороны".

Каждая из выделенных нами частей несет свою смысловую нагрузку и по своему важна в структуре книги. Все их мы рассмотрим по отдельности, это позволит сложить единую картинку.

"Телеграмма" Паустовский. Краткое содержание: "Мать"

Стоит на редкость ненастная и холодная осень. Из-за реки тащатся рыхлые тучи, из которых сыпется назойливый дождь. Катерине Петровне с каждым днем становится все тяжелее - ее глаза и тело слабеют, все труднее вставать по утрам, а уж ухаживать за собой и домом оказывается вовсе непосильной задачей. И даже голос ее настолько ослаб, что разговаривает она шепотом. А непомерное одиночество лишь усугубляет ее положение, ведь ей даже и поговорить по душам не с кем. Описание окружающей природы и дома, в котором живет женщина, показывают, что жизнь ее уже давно позади.

Но есть люди, которые искренне сочувствуют старушке и помогают ей. Это соседская девчонка Манюшка и немолодой сторож Тихон. Манюшка навещает бабушку ежедневно, приносит ей воду из колодца, подметает в доме, помогает на кухне. Тихон из сочувствия, как мог, тоже старался помочь: рубил засохшие деревья в саду, для печи.

От одиночества Катерина Петровна частенько плачет, не спит ночами и с трудом дожидается рассвета. Единственная ее дочь Настя живет далеко от нее, в Ленинграде, а с ее последнего приезда прошло уже три года. Раз в пару-тройку месяцев Настя делает матери денежные переводы, однако не находит времени, чтобы написать настоящее письмо.

Однажды ночью Катерине Петровне слышится, что кто-то стучится в ее калитку. Она долго собирается и с огромным трудом доходит до забора. Потом она понимает, что ей причудилось и в ту же ночь пишет дочери письмо с просьбой приехать, навестить ее перед смертью. "Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день". Вот отрывок из ее трогательного и пропитанного грустью письма. Манюшка относит ее послание на почту.

"Телеграмма" Паустовский. Краткое содержание: "Дочь"

А Настя, ее родная дочь, работала секретарем в Союзе художников. В ее обязанности входила организация выставок и конкурсов.

Письмо от матери она получила на работе, но читать не стала. Эти письма вызывали у нее смешанные чувства. С одной стороны, облегчение: мать пишет, а значит она жива. Но с другой - каждое из них было словно немым укором.

После работы Настя отправляется в мастерскую к молодому скульптору Тимофееву. Он трудится в довольно плохих условиях, помещение холодное и сырое. Скульптор жалуется Насте на то, что все его старания остаются незамеченными, а сам он - непризнанным.

Взглянув на скульптуру Гоголя, Настя на какой-то момент чувствует укол совести: письмо от матери лежит в сумочке нераспечатанное.

Разглядев в скульпторе Тимофееве талант, она решает, что любыми силами вытащит этого человека на свет, и отправляется к председателю, чтобы тот организовал ему выставку. Ей удалось договориться и последующие две недели Настя занята подготовкой. Письмо отложено в "долгий ящик". Мысли о поездке, воспоминания о матери и ее неизбежных слезах, вызвали лишь досаду.

Выставка удается на славу. Посетители восхищаются работами скульптора, немало лестных слов достается и Насте, которая смогла проявить чуткость и заботу к художнику и помогла извлечь Тимофеева на свет.

И вот в разгар выставки курьерша Даша передает ей телеграмму, в которой написано всего три слова: "Катя помирает. Тихон". Настя настолько увлечена происходящим в зале, что не сразу понимает, о ком речь и решает, что должно быть, послание адресовано не ей. Однако прочитав адрес понимает, что нет никакой ошибки. Известие приходит в настолько не подходящий для нее момент, что она комкает телеграмму, хмурится и продолжает слушать выступающих.

В это время с кафедры звучат хвалебные слова. Знатный и уважаемый в кругах художников человек Перший лично передает слова благодарности в адрес Насти. Он благодарит ее за заботу и внимание к незаслуженно забытому автору Тимофееву. В конце речи оратор кланяется Насте, называя ее Анастасией Семеновной, и весь зал долго ей аплодирует, смущая до слез.

В этот момент один из художников спрашивает Настю насчет телеграммы, скомканной у нее в руке: "Ничего неприятного?". На что она отвечает, что это так... от одной знакомой.

"Телеграмма" Паустовский. Краткое содержание: "Телеграмма. Под хмурым небом"

Все смотрят на выступающего Першина. Но Настя долго ощущает на себе чей-то тяжелый и Она боится поднять голову, ей кажется, будто кто-то догадался. Подняв глаза, она видит смотрящего на нее Гоголя - статую, изготовленную скульптором Тимофеевым. Фигура как будто говорит ей сквозь зубы: "Эх, ты!"

В тот же момент на героиню снисходит прозрение. Она, торопливо одевшись, выбегает из зала на улицу, где валит мокрый снег, а хмурое небо опускается и давит на город и Настю. Она вспоминает прошлое письмо, теплые, адресованные ей матерью слова: "Ненаглядная моя!" На Настю приходит позднее просветление, она понимает, что никто ее так сильно не любил, как эта брошенная старушка, и что она никогда уже больше не увидит свою родную маму.

Девушка бросается на станцию в надежде скорее попасть к матери. Все ее мысли только об одном: только бы успеть, чтобы мать увидела ее и простила. Ветер, в лицо хлещет снег. Она опаздывает, все билеты проданы. Настя с трудом сдерживает слезы. Но каким-то чудом в тот же вечер она уезжает на поезде в деревню.

"Телеграмма" Паустовский. Краткое содержание: "Не дождалась"

В то время как Настя суетилась над выставкой, ее мать слегла. Вот уже 10 дней она не вставала с постели, и с ней находились чужие люди. Манюшка дни и ночи проводила возле Катерины Петровны. Днем она топила печку, отчего комната становилась уютнее, и тогда бабушка мысленно возвращалась в те времена, когда дочь еще была рядом. Эти воспоминания вызывают у нее одинокую слезу.

Тем временем добрый сторож Тихон в надежде облегчить ожидание пожилой женщины решается на небольшой обман. Он договаривается с местным почтальоном, берет телеграфный бланк и пишет в нем сообщение корявым почерком. Придя к Катерине Петровне, он долго кашляет, сморкается и выдает свое волнение. Бодрым голосом он говорит, что это хорошо, что скоро выпадет снег и ударит мороз, что от этого дорога станет лучше и Настасье Семеновне будет легче ехать. После этих слов он протягивает телеграмму бабушке. Телеграмма, краткое содержание которой следующее: "Дожидайтесь, выехала".

Но женщина сразу распознает его обман, благодарит за добрые слова и заботу, с трудом отворачивается к стенке и как будто засыпает. Тихон сидит в прихожей, опустив голову, курит и вздыхает. Через некоторое время выходит Манюшка и зовет в комнату старушки.

Паустовский, "Телеграмма". Краткое содержание: "Эпилог. Похороны"

На следующий день Катерину Петровну похоронили на кладбище, которое находилось за селом, над рекой. Подморозило и выпал снежок. Проводить ее в последний путь собрались ребята и старухи. Гроб несли Тихон, почтальон Василий и еще два старичка. А Манюшка с братом несла крышку гроба.

Важным моментом считается появление молоденькой учительницы. Когда она видит похороны, то вспоминает, что у нее в другом городе осталась такая же старушка-мать. Она не может пройти мимо и присоединяется к процессии. Учительница провожает гроб до самой могилы. Там односельчане прощаются с умершей, кланяются гробу. Учительница тоже подходит к телу, наклоняется и целует высохшую руку Катерины Петровны, после чего отходит к кирпичной ограде. После этого она еще долго находится на кладбище, слушает разговоры стариков и стук земли по крышке гроба.

Настя же приезжает в Заборье на другой день после похорон. Она застала лишь свежий могильный холмик на кладбище и остывшую комнату матери. Настя всю ночь проплакала в этой комнате, а наутро поспешила незаметно уехать из Заборья, так чтобы никто ее не встретил и не задал неудобных вопросов. Она понимала, что уже никто, кроме матери, не смог бы снять ее тяжкой и неизгладимой вины.

Заключение

Вот мы и разобрали весь рассказ "Телеграмма". Краткое содержание по главам осветило читателям сюжет книги практически полностью и, возможно, даже о многом заставило задуматься. Но чтобы не упустить важных деталей, которые были вложены автором буквально в каждую сточку книги, конечно, стоит прочесть все произведение целиком, тем более что это не займет много времени. Возможно, этот краткий рассказ "Телеграмма" напомнит читателю, что в повседневной суете и заботах ни в коем случае нельзя забывать о том, что есть самые важные люди в нашей жизни - наши родные и близкие люди. Чтобы потом не стало слишком поздно.

В этот холодный и ненастный октябрь Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам. Старый дом, в котором она доживала свой век, был построен её отцом, известным художником, и находился под охраной областного музея. Дом стоял в селе Заборье. Каждый день к Катерине Петровне прибегала Манюшка, дочь колхозного сапожника, помогала по хозяйству. Иногда заходил Тихон, сторож при пожарном сарае. Он помнил, как отец Катерины Петровны строил этот дом.

Настя, единственная дочь Катерины Петровны, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна очень редко писала Насте - не хотела мешать, но думала о ней постоянно. Настя тоже не писала, только раз в два-три месяца почтальон приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей.

Однажды в конце октября, ночью кто-то долго стучал в калитку. Катерина Петровна вышла посмотреть, но там никого не было. В ту же ночь она написала дочери письмо с просьбой приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Она была очень занята - устраивала выставку молодого скульптора Тимофеева, поэтому положила письмо матери в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет - значит жива. В мастерской Тимофеева Настя увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что писатель насмешливо и укоризненно смотрит на неё.

Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева. На открытие выставки курьерша принесла Насте телеграмму из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Настя скомкала телеграмму и снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя. В тот же вечер Настя уехала в Заборье.

Катерина Петровна не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки не отходила от неё. Тихон пошёл на почту и что-то долго писал в почтовом бланке, потом принёс его Катерине Петровне и испуганно прочёл: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброе слово, отвернулась к стенке и словно уснула.

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. На похороны собрались старухи и ребята. По дороге на кладбище похороны увидела молоденькая учительница и вспомнила о своей старенькой матери, которая осталась одна. Учительница подошла к гробу и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную тёмную комнату, из которой ушла жизнь. В этой комнате Настя проплакала всю ночь. Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не может снять с неё груз непоправимой вины.

В этот холодный и ненастный октябрь Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам. Старый дом, в котором она доживала свой век, был построен её отцом, известным художником, и находился под охраной областного музея. Дом стоял в селе Заборье. Каждый день к Катерине Петровне прибегала Манюшка, дочь колхозного сапожника, помогала по хозяйству. Иногда заходил Тихон, сторож при пожарном сарае. Он помнил, как отец Катерины Петровны строил этот дом.

Настя, единственная дочь Катерины Петровны, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна очень редко писала Насте - не хотела мешать, но думала о ней постоянно. Настя тоже не писала, только раз в два-три месяца почтальон приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей.

Однажды в конце октября, ночью кто-то долго стучал в калитку. Катерина Петровна вышла посмотреть, но там никого не было. В ту же ночь она написала дочери письмо с просьбой приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Она была очень занята - устраивала выставку молодого скульптора Тимофеева, поэтому положила письмо матери в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет - значит жива. В мастерской Тимофеева Настя увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что писатель насмешливо и укоризненно смотрит на неё.

Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева. На открытие выставки курьерша принесла Насте телеграмму из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Настя скомкала телеграмму и снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя. В тот же вечер Настя уехала в Заборье.

Катерина Петровна не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки не отходила от неё. Тихон пошёл на почту и что-то долго писал в почтовом бланке, потом принёс его Катерине Петровне и испуганно прочёл: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброе слово, отвернулась к стенке и словно уснула.

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. На похороны собрались старухи и ребята. По дороге на кладбище похороны увидела молоденькая учительница и вспомнила о своей старенькой матери, которая осталась одна. Учительница подошла к гробу и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную тёмную комнату, из которой ушла жизнь. В этой комнате Настя проплакала всю ночь. Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не может снять с неё груз непоправимой вины.

Вы прочитали краткое содержание рассказа Телеграмма. Предлагаем вашему вниманию также раздел Краткие содержания , где вы сможете ознакомиться с другими изложениями известных писателей.

/ / / «Телеграмма»

В одной маленькой деревушке под названием Заборье проживала старушка Катерина Петровна. Жила она в доме, построенным её отцом, живописцем.

Наступил октябрь, в воздухе чувствовалась осенняя прохлада и сырость. Из-за частых ливней, дорогу размыло так, что в деревню невозможно было проехать.

Катерина Петровна стала неважно себя чувствовать, по утрам ей было тяжело встать с кровати. Она жила одна, её дочь Настя проживала в Ленинграде и работала в Союзе художников. К матери дочь приезжала редко, вот уже несколько лет как её не было здесь. Мать старалась не тревожить Настю своими заботами и поэтому изредка писала дочери. Дочь тоже не писала матери, однако стабильно присылала ей денежные переводы. Каждый день к одинокой бабушке заскакивала соседка Манюшка, ей было жаль старушку, и она помогала ей по дому. Также изредка захаживал к ней местный сторож Тихон, на чай, за беседой они частенько вспоминали, как родитель старушки сооружал этот дом.

Однажды ночью, Катерина Петровна услышала, как в калитку стучат. Она с большим трудом поднялась с кровати и пошла посмотреть кто пришел. Однако, за калиткой никого не оказалось. Не по себе стало старушке и она тут же обратилась в письме к дочке с просьбой навестить её.

Настя, получив письмо, в данный момент была загружена делами, она организовывала очередную выставку талантливого живописца Тимофеева. Даже не открыв письмо, обрадовавшаяся Настя спрятала его, значит с матерью все хорошо, раз от неё пришла весть.

Через несколько недель, Настя все также носилась с выставкой. Наконец все готово к открытию и неожиданно почтальонша приносит девушке телеграмму, в ней сторож Тихон пишет: «Приезжай! Мать умирает!». Настя сразу же собралась и помчалась в деревню.

Катерине Петровне становилось хуже, она уже совсем не могла вставать с кровати. Соседка Манюшка переселилась к старушке и ухаживала за ней как могла. Сторож Тихон, недолго думая, пошел на почту и заполнил почтовую бумагу. Зайдя в дом, Тихон настороженно сообщил соседке новость, дочка прислала известие, в котором пишет, что выехала к ней. Старушка с облегчением возблагодарила соседа за добрые вести, отвернулась и заснула. Утром Катерина Петровна скончалась.

Хоронили старушку всей деревней, пришли к ней попрощаться и старики, и дети. Совсем юная преподавательница, увидев Катерину Петровну в гробу, вспомнила о своей маме и поцеловала старушку в лоб.

Настя прибыла только через день после погребения. Она успела только увидеть могилку и безжизненную комнату. В доме матери она плакала всю ночь и уехала из деревни незаметно, чтобы соседи не смогли её заметить. Она осознавала, что теперь никто не сможет снять тяжелую ношу её вины перед матерью.

Вспомнить сюжетную линию поучительного произведения Константина Паустовского поможет краткое содержание рассказа «Телеграмма» для читательского дневника.

Сюжет

В забытой богом деревушке последние дни доживает Катерина Петровна. Она совсем слаба и плохо видит. Помогают ей односельчане сторож Тихон и Манюша.

Хотя у пожилой женщины есть взрослая самостоятельная дочь. Она живёт в Ленинграде, Настя много работает и редко вспоминает, что где-то по ней тоскует мать. Вместо писем, что обрадовали бы старушку, Настя присылает денежные переводы.

Понимая, что наступающих холодов ей не пережить, Катерина Петровна пишет дочери и просит навестить перед смертью. Но Настя всё откладывает поездку, погружаясь в проблемы окружающих её людей, никому не отказывая в помощи.

Тихон видя, что несчастная старушка совсем плоха, шлёт в Ленинград телеграмму, в которой сообщает, что мать Насти при смерти. Катерина Петровна умирает в тоске, вечно занятая дочь не успевает вовремя приехать. Проститься ей удаётся лишь с могильным холмиком.

Вывод (моё мнение)

Настя осознала, как была не права слишком поздно. С этим грузом ей предстоит прожить до конца дней.